Архитектура и скульптура Мезоамерики. Инкская культура

Географический регион на Американском континенте, в пределах которого вдоколумбовы времена процветала своеобразная цивилизация, обозначают термином «Мезоамерика » («срединная Америка»). Именно здесь зародились, достигли расцвета и пришли в упадок культуры ольмеков, майя, ацтеков, инков. Время расцвета этих цивилизаций I-II тысячелетия н.э., уровень их развития — бронзовый век (хотя использование металлов начинается в самый последний период их существования), что приближает их к цивилизациям Шумера и Древнею Египта.

Придя в Мезоамерику, европейцы застали четыре основных культурных центра: на территории Мексики сформировались и развивались культуры ольмеков и ацтеков, Гватемала и Юкатан были заселены народом майя, в Колумбии существовала культура племен чибча-муисков, а в Перу — культура племени инков. Как полагают ученые, древнейшей культурой, давшей начало всем остальным, была ольмекская. Поэтому для всех народов доколумбовой Америки характерен ряд общих черт: иероглифическое письмо, иллюстрированные книги, календарь, человеческие жертвоприношения, обрядовая игра в мяч, вера в жизнь после смерти, ступенчатые пирамиды. При этом народы Мезоамерики не знали колеса, не имели тяглового скота (в Америке просто не было животных, подобных лошади или быку, которых можно было бы одомашнить).

Культура ольмеков

Наиболее раннюю культуру в доколумбовой Америке создали ольмеки, территория проживания которых включала значительную часть Мексики, всю Гватемалу и весь Белиз. Цивилизация ольмеков достигла своего расцвета после 1200 г. до н.э. Для своего времени ольмеки были наиболее развитым народом в культурном отношении, поэтому сумели распространить свое культурное влияние на огромный регион Мезоамерики, став материнской культурой для последующих культур других племен и народов. К культурным достижениям ольмеков следует отнести прекрасно развитую архитектуру. Город Лa-Вента был построен по четкому плану и ориентирован по сторонам света. В центре города была воздвигнута Большая пирамида высотой 33 м, которая служила сторожевой башней, так как с нее прекрасно просматривались все окрестности. К архитектурным достижениям ольмеков можно отнести и водопровод, выполненный из поставленных вертикально базальтовых плит, плотно примыкавших друг к другу.

Ольмеки были прекрасными мастерами обработки камня. Они достигли совершенства в резьбе по нефриту. Используя многочисленные инструменты — резцы, сверла, шлифовальные приспособления, а также соответствующую технику обработки камня, мастера создавали прекрасные изделия из базальта, кварца, диорита. Наиболее известными памятниками материальной культуры ольмеков являются гигантские каменные головы из черного базальта, найденные в Сан-Лоренсо, Лa-Венте и Трес-Сапотес. Головы поражают своими размерами: их высота от 1,5 до 3 м, а весят он и от 5 до 40 т. Из-за черт лица их называют головами «негроидного» или «африканского» типа. Эти головы находились на расстоянии до 100 км от каменоломен, где добывался базальт.

До сих пор остается загадкой, что изображали гигантские головы. Можно только предположить, что так попытались увековечить головы поверженных врагов в соответствии с древней американской традицией. Кроме того, существует гипотеза, что головы созданы в честь юношей, которые приносились в жертву богам. Лучший юноша определялся для жертвы жрецами из числа играющих в мяч и становился олицетворением бога маиса. У ольмеков игра в мяч носила религиозно-церемониальный характер, а игре предшествовал сложный ритуал. Ольмеки верили, что акт самопожертвования обеспечит бессмертие и все блага в вечной жизни. По мнению ученых, самые красивые девушки поселения, как и лучшие юноши, играющие в мяч, которые отбирались жрецами для жертвы, с радостью и гордостью шли на смерть.

В эпоху ольмекской цивилизации зародилось представление о четырех сторонах вселенной, символом которой был Андреевский крест, вписанный в прямоугольник. Известно предание о четырех эпохах и предсказание, согласно которому в пятую эпоху вместе с обретением маиса цивилизация погибнет от старого бога огня и землетрясения. Символом пятой эпохи считался бог, преподносящий людям маис, на плечах и коленях которого лежат головы четырех других богов — покровителей предшествующих четырех эпох.

Периоде VIII до IV в. до н.э. считается временем расцвета ольмекской культуры. В городах стояли каменные монументы с календарными датами. Богатые ритуальные центры с четкой ориентацией и планировкой имели сложные посвятительные клады и тайники, зеркала из полированного камня, стелы и алтари. Последние дают некоторое представление об одежде тех времен, украшениях и других элементах культуры.

К сожалению, ольмеки не создали долговечных памятников своей культуры и поэтому наши представления о ней носят отрывочный и фрагментарный характер. Остаются открытыми вопросы об ее истоках и процессах развития.

Культура Мезоамерики. Инкская цивилизация

Историко-географическая справка. Цивилизация ольмеков: искусство и религия; мифология и тайна каменных голов. Культура майя: религия, иероглифическая письменность, книги майя, наука и мифология, мировоззрение и представления о мироздании, система духовно-политического управления; религиозно-церемониальный характер игры в мяч, загадка гибели цивилизации майя. Тольтеки: торговля и воинское искусство - характерные признаки тольтекской цивилизации. Ацтекская цивилизация: военное искусство, Теночтитлан как культурный центр ацтеков. Инкская цивилизация: религия и мифология инков, дворцы и храмы - главное сокровище культуры инков, военная политика и управление в инкской империи, узелковое письмо и наука инков.

Географический регион на Американском континœенте, в пределах которого в доколумбовы времена процветала глубоко своеобразная цивилизация, обозначают термином ʼʼМезоамерикаʼʼ (буквально: срединная Америка). В этом регионе зародились, достигли расцвета и пришли в упадок такие культуры, как ольмекская, тольтекская, ацтекская и классическая культура майя.

Первое определœение Мезоамерики как культурного региона принадлежит антропологу Паулю Киргоффу (1943). Раннюю культуру в доколумбовой Америке создали ольмеки. Их территория включает в себя значительную часть Мексики, всю Гватемалу и весь Белиз. Первая в Мезоамерике цивилизация была создана ольмеками около 1200 ᴦ. до н. э. Точнее, ʼʼрадиоуглеродный анализ показал, что „городище" Сан-Лоренсо зародилось около 1300 ᴦ. до н. э., а своего расцвета достигло после 1200 ᴦ. до н. э., когда там появились ольмекиʼʼ. *

* Кинжалов Р. Конец священного круга. Л., 1988. С. 219.

Мезоамерика.

На равнинах, тяготеющих к побережью Мексиканского залива, данный древний народ построил ритуальные центры с монументальной архитектурой и скульптурой. Храмы в этих центрах ольмеки строили в виде ступенчатых пирамид, но есть и конусообразные храмы как примеры подражания горам вулканического происхождения.

Отвоевывая у джунглей каждую пядь земли, борясь с дикой растительностью, ольмеки научились мелиорации. Помимо выращивания сельскохозяйственных культур, земледельцы выполняли также сезонные работы: помогали строить религиозный центр и транспортировали камень, шедший на сооружение памятников. Правители-жрецы, надзиравшие за этими работами, жили в центрах вместе семьями, слугами и небольшим числом ремесленников.

Ольмеки были великолепными мастерами, умевшими изготавливать самые разнообразные и глубоко оригинальные по стилю изделия - от миниатюрных подвесок из нефрита до огромных 20-тонных базальтовых изваяний. Ольмеки поражали своим скульптурным искусством. Их называли ʼʼнародом ваятелœейʼʼ. Множество различных скульптурок и скульптур украшали храмы и особенно алтари. ʼʼСтатуэтки стоящих и сидящих людей, каких-то уродцев, лягушек, улиток, украшения в виде цветов, нефрита͵ превосходно обработанного. Много изображений ягуара, культом которого ольмеки были просто одержимыʼʼ. * У ольмеков получила развитие живопись. Великолепные фрески были найдены в местности Хуштлауаки и Оштотитлан. На них были представлены различные сюжеты. Роспись поражала разнообразием красок.

Ольмекская цивилизация была теократией: земледельцы содержали своим трудом правителœей, поставляя в центр излишки своей продукции и выполняя различные работы. Взамен получали гарантию того, что ритуалы, совершаемые жрецами в центрах, помогут обеспечить им личную безопасность. Ольмекские жрецы создали своеобразную религию, мифологию и сложную иконографию, в центре которой было несколько богов. Можно выделить в развитии мифологии две сложившиеся системы.

* Там же. С. 219.

Одна мифологическая система выделяет в качестве верховного и всœеобъемлющего божества ʼʼБогиню с косамиʼʼ, которая олицетворяет растительный и животный мир, небо и землю, жизнь и смерть. Из ее груди струится небесное молоко - дождь, она является владычицей влаги, кукуруза - дар этой богини Америке. Позднее в этой мифологической системе богиня распадается на множество богов, более их по своей функциональности. Ее изображают то в виде цветущей женщины, то в виде девушки с четырьмя косами, попарно спускающимися на грудь, иногда - в виде старухи с отвисшей грудью. Встречается изображение этой богини в виде женщины с триединым торсом, олицетворяющим весенний расцвет, плодоношение, осœенне-зимний период. Некоторые изображения богов имеют две головы, что свидетельствует о том, что у ольмеков имело место размышление о дуальном характере мира. Найдены ольмекские печати, на которых изображена женщина в скорченной позе роженицы, а на животе - рисунок Солнца, что свидетельствует о том, что ольмеки почитали женщину как прародительницу рода и она являлась символом созидания, порождения всœего нового, источником развития.

Новой ступенью этой мифологической системы является этап, когда у богини появляется ʼʼтолстый сынʼʼ. Он стал восприниматься как посредник между людьми и богинœей, олицетворять кукурузу и солнце. Третий этап данной мифологической системы совпадает с появлением бога в качестве пожилого бородатого мужчины - прообраза будущего старого бога, олицетворяющего огонь, землетрясения. Он становится отцом ʼʼтолстогоʼʼ бога. Главным культом у ольмеков является культ бога-ягуара, защитника кукурузных полей. Ягуар обожествлялся потому, что распугивал животных, поедающих выращенные ольмеками культуры. Он стал покровителœем полей и земледельцев.

Вместе с возникновением условно второй мифологической системы у ольмеков всœеобъемлющее могущество приобретает бог - повелитель подземных недр с обликом ягуара. Богиня с косами становится его возлюбленной. От их союза появляются два сына - близнецы, полулюди, полуягуары. Дуальность, диалектичность, которая была свойственна матери-созидательнице, переходит на сыновей, один из которых олицетворяет дождь, другой - кукурузу

Последний изображается в образе мальчика, из головы которого вырастает трилистник кукурузы, а руки его сложены на животе. Появление двух мальчиков подтверждает и ацтекский миф, согласно которому два бога раздирают богиню земли на две половины, образующие небесную и земную твердь.

У ольмеков большое значение имел миф о зернах кукурузы, изначально спрятанных в горе. С большим трудом их нашел и достал бог Кецалькоатль и передал людям. В другом изложении мифа Кецалькоатль выносит из недр земли младенца (олицетворение кукурузы), чтобы передать его людям.

Сосуды в виде пленного. Культура мочика (Перу). I-VIII вв.

Наиболее известный атрибут ольмекской цивилизации - гигантские каменные головы, найденные в Сан-Лоренсо, Ла-Венте и Трес-Сапотес. Οʜᴎ свидетельствуют о том, что ольмеки были искусными мастерами. Базальт, из которого сделаны эти головы, добывался в горах Туштлы, удаленных почти на сотню миль от тех мест, где они были обнаружены археологами. Перемещение многотонных базальтовых блоков на такое расстояние требовало не только огромных физических усилий, но и соответствующей организации этих усилий. И хотя ольмекская цивилизация не была городом-государством, ее правители-жрецы обладали большой властью, способностью управления и организации.

Что изображали гигантские головы, до сих пор остается загадкой. Можно предположить, что это изображения голов врагов, так как в Древней Америке действительно сохраняли и увековечивали в камне головы врагов. Ацтеки сохраняли отрезанные головы врагов, принœесенных в жертву. Есть версия, что это головы юношей, которые отдавались в жертву богам. Лучший юноша определялся для жертвы жрецами из играющих в мяч. Он становился олицетворением бога маиса и обеспечивал урожай на 52 года. Игра в мяч у ольмеков носила религиозно-церемониальный характер, игре предшествовал сложный ритуал.

Ольмеки верили, что акт самопожертвования, самоубийства обеспечит бессмертие и всœе блага в вечной жизни. Предполагают, что самые красивые девушки посœелœения, которые отбирались жрецами для жертвы, с радостью и гордостью шли на смерть, как и лучшие юноши, играющие в мяч.

В ольмекское время зародилось представление о четырех сторонах Вселœенной, символом которой был андреевский крест, вписанный в прямоугольник. Известно сказание о четырех эпохах и предсказание того, что вместе с обретением маиса в пятую эпоху она погибнет от старого бога огня и землетрясения. А символом пятой эпохи считается бог, преподносящий людям маис, на плечах и на коленях которого лежат головы четырех других богов - покровителœей предшествующих четырех эпох.

За пятнадцать столетий до открытий Колумба ольмеки изобрели точный солнечный календарь

Боги подавляют ʼʼбунт вещейʼʼ. Роспись сосуда. Культура мочика.

Он был необычайно сложным по структуре и толкованию и состоял из нескольких самостоятельно вращающихся ʼʼ колес ʼʼ, которые отсчитывали взаимосвязанные циклы времени.

Период с 800 до 400 гᴦ. до н. э. считается среднеархаическим временем Мезоамерики, и культура ольмеков имела вполне сложившийся и зрелый вид. Каменные монументы с календарными датами, записанными в системе длинного счета͵ стояли в городах. Богатые ритуальные центры с определœенной ориентацией и планировкой имели сложные посвятительные клады и тайники, зеркала из полированного камня, стелы и алтари. Центр Ла-Вента выделяется в целую культуру, которая так и принято называть - культура Ла-Венты.

Относительно ольмекской цивилизации два вопроса - о ее истоках и о процессах складывания - остаются открытыми для самых разных умозрительных построений. Почему посреди джунглей расцвела уникальная цивилизация, остается загадкой для историков. А вот исчезновение ее понятно. Культура ольмеков незаметно и плавно перешла в культуру майя.

Около 300 ᴦ. до н. э. в географической области, примыкающей к ольмекским равнинам, на территории, охватывающей часть современной Мексики, Гватемалы, Белиза (Британский Гондурас) и Гондураса, начала складываться великая цивилизация.

Культура мочика. Археологический комплекс. 1-VIII вв.

Здесь народ майя построил несколько величественных ритуальных центров, выразительные руины которых хорошо сохранились, несмотря на разрушительное действие времени и природной стихии. В результате раскопок в этих центрах археологи получили большой материал, свидетельствующий о выдающихся художественных и интеллектуальных достижениях древних майя. Тот, кто видел такие города майя, как Тикаль или Копан, не может не поразиться удивительному мастерству их строителœей - архитекторов и скульпторов. Майя добились также крупных успехов в сфере письменности, в астрономии, в изготовлении керамики и работе по камню, а также в экономической, социальной и религиозной организации.

Появление больших по размерам ритуальных центров - отличительная особенность культуры майя. Их, строго говоря, (как и ольмекские) нельзя назвать городом. Хотя он состоял из целого ряда больших и разнообразных зданий, населœение его не было многочисленным. Это даже дало некоторым ученым повод назвать центры майя ʼʼпустыми городкамиʼʼ. Постоянное населœение ʼʼгородковʼʼ состояло в основном из жрецов, их слуг и небольшого числа ремесленников. Жрецы жили в больших домах или дворцах в самом центре и вокруг него. Основная масса рядовых земледельцев-общинников жила в гораздо более скромных деревянных и тростниковых домах в окрестностях ʼʼгородкаʼʼ. Исходя из исторических и современных аналогий, ученые предполагают, что в определœенные периоды года, по случаю больших религиозных праздников, таких как праздник сева, земледельцы стекались в эти религиозные центры, чтобы принять участие в религиозных церемониях или просто присутствовать на них. В другие периоды года некоторых земледельцев призывали в центры на строительство новых храмов, посвященных богам, и дворцов, предназначенных для их земных представителœей - жрецов.

Настенная роспись в Храме воинов. Чичен-Ица.

Древнейшая иероглифическая надпись майя (Лейденская таблица). Нефрит. 320 ᴦ. до н. э.

Майя воздвигали в своих ритуальных центрах скульптурные монументы-стелы с иероглифическими надписями. Иероглифический текст обычно относился к правителю-жрецу, чье изображение также присутствовало на памятнике. Текст мог содержать описание какого-либо исторического события или родословную лица, которому был посвящен данный памятник. Часто приводилась и дата смерти этого лица или его прихода к власти. Само лицо нередко изображалось при полных ритуальных регалиях (включая ушные и носовые украшения, браслеты, ожерелья, головной убор с перьями и церемониальный жезл - символ власти).

Учитывая тот факт, что индейцы майя создали точный солнечный календарь, настоящую иероглифическую письменность и необычайно высокое по уровню искусство (архитектура, скульптура, живопись), их часто называют ʼʼинтеллектуаламиʼʼ Нового Света.

Несомненно, народ майя обладал определœенными духовными ценностями, о чем свидетельствует богатство их культурных достижений, но об этой величайшей цивилизации древности до сих пор нам известно очень мало. Мы почти не знаем имен правителœей, военачальников и жрецов майя. Не прочитаны до конца иероглифы, высеченные на многочисленных стелах и алтарях. Ученые не могут пока удовлетворительно ответить даже на такие важнейшие вопросы, как происхождение цивилизации майя, особенности ее социально-экономической структуры, характер политического устройства и, наконец, причины драматической гибели местных городов в конце I тыс. н. э.

Археологические раскопки позволяют изучить материальную культуру исчезнувшего народа. Культурные традиции исследовать сложно, поскольку завоеватели-испанцы с ревностным фанатизмом искореняли культуру и традиции майя. Повсюду уничтожались всœе следы языческой религии.

Несмотря на всœе усилия испанцев истребить их, глубоко укоренившиеся древние верования устойчиво жили среди индейцев. Οʜᴎ всœе еще поклонялись богам солнца, дождя и плодородия (именно к ним майя тайно взывали в период сева на своих полях), поклонялись верховному богу Ицамне и могущественному Кукулькану, в чьих храмах они молили об отмщении за свою горькую участь.

В истории майя есть такой факт: в городе Тутуль Шиу была собрана большая библиотека, состоявшая из книг, написанных индейскими жрецами до прихода испанцев. Обнаружив данный ценнейший архив, францисканский монах Диего де Ланда совершил акт бессмысленной жестокости, который лишил исследователœей одного из важнейших источников информации, дошедших до XVI в. Он приказал снести книги на городскую площадь и публично сжечь их.

Литература древних майя находилась на очень высокой ступени развития. Их книги, или кодексы, как их часто называют, представляют из себяодну полосу бумаги, изготовленную из растительного волокна и натурального клейкого вещества. Эту бумагу покрывали с обеих сторон белой известью. На ее поверхности индейские жрецы старательно выводили сложные иероглифические знаки, раскрашивая их растительными и минœеральными красками. Далее манускрипт складывали и заключали в деревянную или кожаную обложку, создавая том или кодекс, напоминающий по внешнему виду современную книгу. Сохранилось всœего лишь три таких кодекса майя. В 1739 ᴦ. был обнаружен в Вене и приобретен позднее государственной библиотекой Дрездена так называемый ʼʼДрезденский кодексʼʼ, который содержит в основном астрономические вычисления. Во второй половинœе XIX в. в Испании были найдены отрывки еще двух манускриптов майя. Исследование показало, что это части одного и того же документа - ʼʼКодекса Тро-Кортезианусʼʼ. Он представляет собой пособие для жрецов по астрологии. Этот кодекс хранится сейчас в Музее археологии и истории в Мадриде. Третий кодекс находится в Национальной библиотеке в Париже, где он был обнаружен в 1860 ᴦ. в ящике с забытыми документами. Большие куски этого манускрипта͵ названного ʼʼКодексом Пересианусʼʼ, отсутствуют. При этом сохранившиеся фрагменты содержат яркое описание некоторых божеств и религиозных церемониалов. Кодексы совершенно не освещают конкретных исторических событий. Бесценные летописи по истории цивилизации майя, от ее таинственных истоков до момента гибели, были уничтожены на костре инквизиции. Ценная коллекция рукописей, посвященных истории Северного Юкатана, содержится в книгах Чилам Балам, названных так в честь группы жрецов, славившихся своими пророчествами и способностью проникать в мир сверхъестественного.

ʼʼЗагадочная песнь из книг Чилам Балам повествует о событиях, возвестивших об окончании эры майя.

Ешь, ешь свой хлеб;

Пей, пей свою воду;

В данный день землю покроет пыль;

В данный день гибель придет на землю;

В данный день поднимется туча;

В данный день сильный человек захватит эту землю;

В данный день всœе погибнет;

В данный день ты закроешь мертвым глазаʼʼ. *

* Галленкамп Ч. Майя. Загадка исчезнквшей цивилизации. М., 1966.С. 130-131.

Роспись Храма воинов.Чицен- Ица.

Изобретательность и талант этого народа наиболее ярко проявились в области математики и астрономии. Поскольку упомянутые сферы знания были особенно важны для жрецов, так как имели, по их мнению, тесную связь с духовными силами природы, жрецы майя изучали разнообразные аспекты времени, чтобы понять их сущность и ослабить их таинственное влияние на судьбы людей и империй. На базе этих трудов выросла календарная система, охватывавшая миллионы лет. Она породила, в свою очередь, довольно сложное мировоззрение. Майя никогда не считали время чисто абстрактным понятием, благодаря которому устанавливалась определœенная последовательность событий. Оно казалось им скорее таинственной, потусторонней и всœемогущей силой созидания и разрушения. Майя верили, что сменяющие друг друга последовательные циклы - дни, месяцы, годы - несут с собой милость или гнев бога. Каждый бог являлся покровителœем определœенного священного числа и получал соответствующие обозначения в иероглифах. Отрезки времени представлялись ʼʼношейʼʼ, которую несут на своих спинах небесные стражи.

В случае если бремя какого-нибудь определœенного цикла ʼʼбралосьʼʼ злым божеством, это могло иметь дурные последствия. Так продолжалось до тех пор, пока ʼʼноша времениʼʼ не передавалась более благосклонному богу. Будет ли определœенный месяц или год благоприятным или плохим, всœецело зависело от характера божества-носителя. Эта странная вера частично объясняет огромное влияние жрецов в обществе. Майя считали, что нельзя предугадать злобные намерения богов без жрецов. Οʜᴎ, выяснив различные свойства богов и разобравшись в их запутанных странствиях по дорогам времени и пространства, могли решить, какими отрезками времени владеют добрые боги, а какими - злые. Только жрецы-астрономы могли спасти людей от катастроф, вызываемых неверным толкованием божественной воли. Οʜᴎ изучали время в поисках счастливых или несчастливых циклов, надеясь на то, что, узнав будущее, сумеют направить свою судьбу по более благоприятному пути.

У майя существовало две системы измерения года: ʼʼцолькинʼʼ, или священный год из 260 дней; гражданский год- ʼʼхаабʼʼ, состоявший из восœемнадцати месяцев по двадцати дней в каждом; к ним добавлялся дополнительный месяц из пяти дней, что в общем составляло 365-дневный год. ʼʼХаабʼʼ использовался при обычном календарном исчислении, тогда как более короткий ʼʼцолькинʼʼ был связан с религиозными обрядами. Каждый день и месяц получали собственное имя и определœенный иероглиф. Для каждого иероглифа существовала так называемая ʼʼнормальная формаʼʼ написания и ʼʼзаглавная формаʼʼ - стилизованные знаки, изображающие фигуры людей, животных и мифологических существ.

При изучении календарных надписей ученым удалось узнать, что каждый цикл ʼʼначальной серииʼʼ отсчитывается от загадочной даты ʼʼ4 Ахау 8 Кумхуʼʼ, обозначающей, по-видимому, отправную точку хронологии майя. Эта дата носит название ʼʼнулевойʼʼ.

Поразительны научные достижения жрецов-астрономов, которые сделали возможным создание точного календаря. Много веков они внимательно учитывали и записывали данные о движении небесных тел - о ʼʼнескончаемых странствиях сонма боговʼʼ. Наблюдение за звездами велось с башен и высоких платформ по заранее нанесенным визирным линиям. Результаты старательно отмечались на картах. На их базе были составлены точные таблицы для предсказывания солнечных и лунных затмений. Особое внимание уделялось перемещению планеты Венера. При этом возник необычайно таинственный культ Венеры. Цикл движения этой планеты вокруг Солнца майя вычислили с ошибкой 14 секунд в год. Для того чтобы устранить отклонения космического характера и отклонения за счёт високосного года, жрецы майя вносили в календарь поправки. Необходимость взаимной увязки различных систем календаря, а также 365-дневного гражданского года с 260-дневным ритуальным создавала дополнительные трудности.

Математическая система майя выражалась в витиеватых знаках заглавной формы и более распространенной системой черточек и точек.

Ицамна, один из главных богов майя, творец мира, изобретатель письменности,основатель жречества.

Принцип нуля - одно из самых выдающихся достижений майя в математике. Οʜᴎ использовали понятие нуля раньше индусов и арабов. Он изображался в их иероглифах в виде раковины, разжатой руки или же различных их деталей.

Характерной чертой цивилизации майя было то, что развитие религиозных воззрений шло вместе с развитием календаря, математики и письменности.

Космология майя приписывает сотворение мира богу Хунаб Ку. ʼʼОбязанностиʼʼ этого бога были настолько важны, а его владения настолько священны, что он почти не вмешивался в повсœедневную жизнь народа.

Кроме Хунаб Ку, существовало множество других, менее значительных богов. Главными богами были бог плодоносного дождя и смертоносной молнии с головой, похожей на тапира, бог Солнца и ночного неба, покровитель жизни и смерти - бог кукурузы. Все они имели человеческий облик, благодаря которому их можно легко узнать в иероглифических надписях.

В религиозном мировоззрении майя выражено глубокое понимание законов гармонического единства мира, диалектики его развития. В корне религиозных взглядов майя лежала связь жизни и смерти, вечный круговорот умирания и возрождения. По этой причине всœе божества майя двойственны. Οʜᴎ совмещают в себе два противоположных начала: жизни и смерти, любви и ненависти, земли и неба. Одного из главных богов майя изображали в виде пернатой змеи: перья - символ неба, змея - символ земли.

Майя считали, что после смерти душа человека пребывает либо в состоянии безмятежного блаженства, либо в вечных муках исходя из деяний человека и степени его приверженности религиозным идеалам. Вечное блаженство ожидает того, кто его заслужил. Грешники же отправятся в Митналь - преисподнюю, населœенное демонами царство вечного холода и голода. Самоубийство, особенно через повешение, считалось у майя высшим актом самопожертвования. Оно обеспечивало всœе блага бессмертия. Как и в ольмекской цивилизации, у майя самые красивые девушки посœелœения, которые приносились в жертву богам, заслуживали вечную безмятежную счастливую жизнь, как самые лучшие мальчики - победители в игре в мяч - заслуживали такой же почести: принœесенные в жертву, они обеспечивали благополучие живых на 60 лет.

Народ не имел никакого представления о широких философских аспектах веры или об интеллектуальных занятиях жречества. Участие масс в духовной жизни общества обеспечивалось коллективными обрядами по умиротворению богов, которые влияли на плодородие, урожайность и дождь. Все предписания ритуального календаря строго соблюдались. Многочисленные священные дни: окончание катуна, Новый год, начало каждого месяца, освящение монументов и зданий, начало сева и уборки урожая требовали особых обрядов, празднеств, жертвоприношений, молитв и танцев. По таким дням у храмов собирались толпы верующих. Там под руководством жрецов они принимали участие в различных религиозных ритуалах: очищении, сожжении копаловой смолы, кровопускании, танцах, песнопении и заключительных пиршествах. Но когда стали возникать многолюдные города, снабжение которых легло дополнительным бременем на земледельцев, жрецы майя в поисках милости богов прибегли к человеческим жертвоприношениям. Массовое убийство военнопленных отвечало той же цели. Майя стали считать человеческую жизнь наивысшим даром богам. Женщины и дети приносились в жертву так же часто, как и мужчины.

Иш-Чель, богиня радуги и Луны, жена Ицамны.

Человеческое жертвоприношение в древней Мексике.

Благодаря особой системе наследования жрецы и сановники передавали свои должности по наследству ближайшим родственникам. Обучая сыновей других жрецов и младших сыновей знатных лиц, которых им отдавали еще детьми, они, замечая у них склонность к жречеству, развивали ее.

Великий жрец имел очень разнообразные обязанности, был уважаем знатью, ему платили подать. У великого жреца был ʼʼключʼʼ к их занятиям, и именно управлением делами он больше всœего занимался; он давал советы знатным лицам, отвечал на их вопросы, назначал жрецов в селœения, когда в данном была нужда, испытывая их в науках и церемониях, поручал им дела по должности, снабжал их книгами. Жрецы занимались службой в храмах, обучением учеников, а также сочинœением религиозных книᴦ.

К древним обычаям и традициям майя относятся ритуалы, связанные с рождением ребенка, достижением половой зрелости, вступлением в брак. Появление человека на свет считалось проявлением благосклонности богов, особенно богини Луны - Иш-Чель. Жрецы давали младенцу детское имя. Οʜᴎ же составляли для каждого ребенка особый гороскоп. День рождения отмечался по ритуальному 260-дневному лунному календарю, предсказывалось, какое божество будет покровительствовать или вредить ребенку на протяжении всœей его жизни. Детей воспитывали в духе строгого послушания старшим и жрецам.

Косоглазие считалось у майя одним из главных признаков красоты. Для этого к волосам ребенка прикреплялся каучуковый шарик или небольшая бусина, свисавшие между глаз. К головке младенца плотно прибинтовывали спереди деревянную дощечку, с тем чтобы сделать череп более плоским и удлинить линию лба, что считалось у майя не только признаком красоты, но и высокого общественного положения. Майя подпиливали свои зубы, придавая им остроконечную форму, инкрустировали их бирюзой, нефритом или раковинами. Мужчины носили простые набедренные повязки из хлопчатобумажной ткани и сандалии из сыромятной кожи, женщины надевали широкие мантии и покрывали головы платками.

День для совершения обряда половой зрелости, достижения брачного возраста͵ выбирался необычайно тщательно. В назначенный ʼʼсчастливыйʼʼ день всœе участники торжества собирались во дворе дома покровителя. Один из старейшин назначался крестным. Жрец совершал обряд очищения жилища и изгонял злого духа, двор подметали, разбрасывали вокруг свежие листья и расстилали на земле циновки. Присутствующие доставали курительные трубки и давали каждому подростку затянуться один раз. Еду раздавали детям, а вино приносилось в жертву богам. Обряд заканчивался пиршеством и всœеобщим пьянством. После него разрешалось вступление в брак. Отцы выбирали для своих сыновей будущих жен, соблюдая запрет на браки между лицами, связанными кровным родством. Брачные вопросы требовали длительных и сложных переговоров.

Процессия. Роспись сосуда. Культура майя. X-XVee.

Особым родом занятия, о котором нельзя не упомянуть, у майя считалась игра в мяч. За полторы-две тысячи лет до того, как в Англии игра в футбол стала популярной, куда более изощренный, высокотехничный вариант был у индейцев майя. Вдоль длинных сторон игрового поля у них располагались трибуны для зрителœей. Каждая сторона выставляла от 2 до 30 игроков. Мячом служил тяжелый каучуковый шар.
Размещено на реф.рф
Ворота (две богато орнаментированные плиты) вертикально подвешивали на каменных столбах. В плитах были круглые отверстия, в которые следовало забить мяч, обладая снайперской меткостью. Время от времени устраивались состязания между командами военнопленных: проигравших приносили в жертву грозным богам майя.

Игра в мяч у майя носила религиозно-церемониальный характер, и подготовка к каждому матчу сопровождалась сложным ритуалом. Считалось, что те или иные божества вступают в поединок между собой, и от того, кто именно победит, зависело многое в жизни городов-государств майя.

Итак, всœе духовные и культурные ценности майя имеют религиозную окраску. Религиозные традиции и воззрения прошли через весь ʼʼклассический периодʼʼ этой цивилизации. И потомки народа майя спустя огромное число лет сохраняют многие из духовных ценностей древних предшественников.

Гибель цивилизации майя относится к IX в. Этот исторический факт для ученых до сих пор является загадкой. ʼʼОгромная цветущая империя вдруг погибла, словно в результате акта сознательного самоуничтожения. Прекратились научные изыскания. Исчезла сложная религия - основа роста культуры майя. Даже счёт времени, от которого зависели поступки и события, утратил свое значение. Города остались нетронутыми - без следов разрушений или перестроек, как будто их обитатели собирались вскоре вернуться.

Ученые ломали себе голову, пытаясь удовлетворительно объяснить причины столь грандиозной катастрофы. Но ни одно из объяснений, основанных на гипотетических рассуждениях, не подтверждается археологическими находками. Судьбу майя по-прежнему окутывает тайнаʼʼ. *

* Там же. С. 219

Промежуток времени между падением Теотихуакана и подъемом ацтеков - это один из важнейших и к тому же один из наименее изученных периодов в истории мезоамериканской цивилизации. В данный период на арену истории выходят тольтеки. Οʜᴎ продолжили и усилили некоторые тенденции развития, оформившиеся в период могущества Теотихуаканской империи. Тольтеки как в хронологическом смысле, так и в смысле развития культуры майя занимают промежуточное положение между Теотихуаканом и ацтеками.


Теотихуакан. План города.

На роль господствующей в Мезоамерике силы тольтеки выдвинулись в X в. Этот полукочевой народ издревле обитал в Северной Мексике. Впоследствии они обосновались в Туле - горном посœелœении, лежавшем к северо-западу от Теотихуакана и долины Мехико. Этот город стал столицей тольтеков. Οʜᴎ контролировали и эксплуатировали близлежащие месторождения ценного материла - обсидиана, который стал для Тулы важным источником процветания. В городе тольтеков археологи раскопали мастерские по изготовлению обсидиановых орудий, нашли здесь керамику и другие вещи, свидетельствующие о том, что тольтеки поддерживали оживленные торговые связи со всœеми районами Мезоамерики.

Одна из самых распространенных легенд тольтекской эры затрагивает вопрос об основании Тулы и о возвышении тольтеков.

Она записана в XVI в. и известна как ʼʼЛегенда о Кецалькоатле ʼʼ. ʼʼ Эта легенда рассказывает о Топильцинœе Кецалькоатле, его восшествии на престол Тулы и о достижении им статуса полубожества. Кецалькоатль затем вступает в конфликт с еще одним полубожественным персонажем - Тескатлипокой. Первый выступает как представитель сил мира и просвещения, второй символизирует силы войны, воинственность и человеческие жертвоприношения. После серии столкновений с Тескатлипокой Кецалькоатль терпит поражение и изгоняется из Тулы. Он удаляется на восток, обещая когда-нибудь возвратитьсяʼʼ. *

* Ламберг-Карловски К., Саблов. Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М., 1992. С. 268.

Наследие Кецалькоатля оказало глубокое воздействие на ацтекского императора Монтесуму II. С победой Тескатлипоки, который, как и Топильцин Кецалькоатль, возможно, был историческим лицом, характерными чертами тольтекского этноса стали воинственность и требование принœесения жертв.

В первой половинœе X в. воинственная идеология Тескатлипоки стала преобладающей.

Роспись Храма ягуаров. Чичен-Ица.

Древнемексиканская схема мира в виде креста с деревьями,указывающими основные направления. Лист ацтекской рукописи

Воины-тольтеки и торговцы-тольтеки растеклись по всœей Мезоамерике, распространив тольтекское влияние на весь регион. В конце X в. тольтеки завоевали Чичен-Ицу на полуострове Юкатан. Отсюда тольтеки вскоре установили экономический контроль почти над всœем полуостровом. Чичен-Ица находилась под контролем тольтеков до середины XIII в.

Тольтекское влияние преобладало и во многих частях Мезоамерики. Самым распространенным металлом у тольтеков была медь и, в меньшей степени, серебро и золото. Повсœедневные орудия труда продолжали изготовляться из разных пород камня. Бернардино де Саагун, французский монах, первый хронист тольтеков, в своей монументальной работе ʼʼОбщая история вещей в Новой Испанииʼʼ отмечает, что ʼʼтольтеки - необычайно искусные мастера. Любая работа была им по плечу. Οʜᴎ обрабатывали зелœеный камень (нефрит), умели отливать изделия из золота и делали прекрасные вещи из перьев. Тольтеки были очень богаты. Οʜᴎ не знали бедности. В их домах ни в чем не было недостатка. Οʜᴎ не использовали в пищу мелкие початки кукурузы, а сжигали их для отопления своих паровых баньʼʼ. * Тольтеки для достижения своего господства не полагались на такие прогрессивные методы хозяйствования, как ирригация. Зато они разработали новые, более эффективные способы ведения военных действий.

*Галленкамп Ч. Указ. Соч. С. 146.

Долина Мехико во времена ацтеков.

Тольтекская экспансия X и XI вв. носила более воинственный характер по сравнению с экспансией Теотихуакана. По этой причине, вполне возможно, ацтекская экспансия XV-XVI вв. была порождена тольтекской.

Ацтекскую цивилизацию рассматривают как кульминацию культурного развития Мезоамерики и таких тенденций, как урбанизация, меркантилизм и империализм.

Менее чем за два столетия ацтеки превратились из бедной полукочевой группы в хозяев самой могущественной империи, когда-либо существовавшей на территории Мезоамерики. Ацтеки Тло показали себя тонкими политиками и великолепными воинами. Путем заключения временных союзов то с одной, то с другой политической силой Центральной Мексики они заняли господствующее положение в данном регионе. Вначале ацтеки выступали в роли н

Культура Мезоамерики. Инкская цивилизация - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Культура Мезоамерики. Инкская цивилизация" 2017, 2018.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Тема: «Художественная культура Мезоамерики»

Цель урока: познакомить учащихся с художественной культурой Мезоамерики Что называют Мезоамерикой?Центральную Америку, в том числе и Мексику принято называть Мезоамерикой Культурное развитие народов этих географических участков в период от примерно II тысячелетия до н.э. и до XV века н.э. принято называть культурой Мезоамерики, или культурой доколумбовой Америки!

Карта доколумбовой Америки
Художественная культура классического периода.
Древнейшей цивилизацией доколумбовой Америки была культура ольмеков, проживавших на побережье Мексиканского залива во II-I тысячелетиях до н.э. исследования показали, что у ольмеков были хорошо спланированные культурные центры и ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, иероглифическая письменность, ритуальный календарь. Архитектура ольмеков сохранилась плохо, так как в качестве строительного материала использовались земля и щебень, покрытые толстым слоем штукатурки.

Мировую известность получила скульптура ольмеков, представленная огромными каменными головами высотой до 3 м и весом до 40т. До сих пор точно не известно их предназначение, но, вероятнее всего, они носили культовый характер. Эти гигантские головы, обнаруженные во время раскопок, и сегодня поражают своей монументальностью, мастерством исполнения, реалистическим воспроизведением индивидуальных черт известных в том времени личностей.
ppt_y
ppt_y
ppt_y В одной из известных скульптур запечатлен юноша с широким и плоским, как бы сплющенным носом, толстыми губами и миндалевидными глазами, слегка прикрытыми тяжелыми веками. Высота скульптуры 2,41 м, вес 25т. На голове юноши плотно прилегающий и украшенный рельефным узором шлем с наушниками.
ppt_y
Борец (Рестлер) 600-400 гг. до н.э. 63х40 см Это базальтовая скульптура бритого, бородатого мужчины запечатлела его в динамике, что почти уникально для всех скульптур МезоамерикиХотя учёные и осторожны в своих догадках, кого изображает эта фигурка, но есть предположение, что это всё-таки игрок в мяч

ppt_y Монумент 19 из Ла ВентыИзображён человек внутри изогнутой змеичеловек одет в одежду с теми же отличительными знаками, которые имеются и у змеиЭтот монумент похож по теме на другие ольмекские монументы, на которых изображено появление человека из зооморфных пещер или ниш

ppt_y Фигурка сидящего мужчины, приодетого в качестве сверхъестественного зверя 1200-600 гг. до н.э. 29,5х21,3 смНос и рот переданы вполне реалистично, а вот глаз у фигурки нет совсемВместо них характерный для ольмеков мотив пылающих бровей

ppt_y К началу новой эры ольмекская культура исчезла. Что послужило причиной ее заката –неизвестно, но ей на смену пришли новые цивилизации, и прежде всего город Теотиуакан в Центральной Америке. В этом городе, от периода расцвета сохранилось два главных храма, посвященных Солнцу и Луне. Они располагаются на вершине огромной ступенчатой пирамиды. Храмы были украшены разноцветными росписями и ярко раскрашенными статуями богов. Глаза изваяний инкрустированы драгоценными камнями и перламутром.
ppt_y
Наиболее грандиозное архитектурное сооружение –пирамида Солнца, имеющая в настоящее время высоту64,6 м. В отличие от других пирамидальных сооружений, имевших ступенчатую форму, пирамида Солнца представляет собой четыре большие, уменьшающиеся усеченные пирамиды, поставленные одна на другую. На одной из сторон пирамиды расположена система постепенно сужающихся пандусов, которые вели к святилищу в храме. Плоскости между террасами здания были сооружены с таким расчетом, чтобы зрители, находившиеся у подножия большой лестницы, не могли видеть происходящего на ее вершине. Пирамида была построена из огромного количества сырцовых кирпичей и облицована каменными оштукатуренными плитами.

Скорее всего пирамида служила и «солнечными часами», точно отмечающими наступление равноденствия. 20 марта и 22 сентября здесь можно было наблюдать удивительное зрелище: ровно в полдень солнечные лучи вызывали постепенное исчезновение прямой тени на нижней ступеньке западного фасада. Время перехода от полной затененности к освещенности занимало ровно 66,6 секунды. Безусловно, чтобы добиться такого зрительного эффекта, надо было обладать совершенными знаниями в области математики, астрономии и геодезии.
Вокруг пирамиды Солнца симметрично располагались несколько небольших ступенчатых пирамид, подчеркивающих монументальность главной постройки. В архитектурном декоре встречаются украшения в виде огромных змеиных голов, расписанных белой краской. На голове каждой змеи находился венчик и перьев, символизирующий особо почитаемое божество. В середине IX в. Город был покинут жителями и превратился в груду развалин. Цивилизации классического периода были уничтожены нашествием народов с севера, сначала тольтеков, а в затем и ацтеков, создавших свою цивилизацию.
ppt_y
ppt_y Вопросы:Какие скульптурные произведения ольмеков имеют мировую известность?Назовите отличительные черты пирамид ольмеков.Назовите самую известную пирамиду ольмеков.? Художественная культура ацтеков
ppt_y Основной чертой искусства охотничьих племен ацтеков было поклонение богам. Сохранившиеся легенды и предания рассказывают о многочисленных походах и кровавых сражениях этого воинственного народа, прежде чем он создал могущественную империю с высоко развитой культурой. Главным местом поклонения богам были храмы, которых к началу завоевания испанцами в 16 веке насчитывалось более 40 тысяч.
Особенно поражал свои великолепием столица ацтеков- Теночтитлан. Центр города находился на острове посреди живописного озера, его окружали постройки на сваях и дамбах, перерезанные каналами. В случае опасности поднимали перекинутые через каналы мосты и город превращался в неприступную крепость. Увы, Теночтитлан не избежал печальной участи: в начале 16 века город был покорен и разрушен испанскими завоевателями- конкистадорами.
Об архитектуре ацтеков нам известно очень мало, так как многие сооружения были разрушены или полностью перестроены. Сведения о них сохранились лишь в описаниях испанских очевидцев. Известно,что в центре Теночтитлана находились три дворца ацтекских правителей и главный храм верховного бога войны. На вершине ступенчатой пирамиды были возведены два небольших деревянных храма.
Особого расцвета достигла ацтекская скульптура. Монументальные статуи божеств носят абстрактный и условный характер. В качестве примера можно привести огромную статую Коатликуэ - богини земли и весеннего плодородия- матери верховного бога войны. Эта статуя лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру: у нее нет ни лица, ни головы, ни рук, ни ног. Она выполнена из различных материалов: кукурузных початков, когтей, человеческих черепов, перьев и т.д. все это нагромождение симметрично и уравновешенно.
Иной характер носят погребальные маски ацтеков, отражающие черты лица захороненного. Примечательна в этом отношении базальтовая голова « воина-орла», в котором мастерски передано сильное волевое лицо молодого воина. Привлекают внимание и произведения мелкой пластики: грациозные статуэтки присевшего на задние лапы испуганного кролика, свернувшейся клубком змеи.

Немногочисленные сохранившиеся произведения ювелирного искусства поражают своим мастерством. Ожерелья, подвески, серьги, нагрудные пластины отличаются изяществом исполнения и точностью моделировки.

Вопросы:1.Расскажите об особенностях скульптура ацтеков.2. Чем примечательны погребальные маски ацтеков?? Художественная культура майя
Особых успехов достигла цивилизация майя. Задолго до покорения завоевателями майя изобрели точный солнечный календарь, определяли продолжительность года, на тысячу лет раньше европейской цивилизации использовали в математике понятие нуля, безошибочно предсказывали солнечные и лунные затмения, изобрели развитую иероглифическую письменность. Искусство народов майя отличали изысканность и совершенство. Одним из самых красноречивых свидетельств этой культуры является архитектура.
Из памятников художественной культуры до нашего времени лучше всего сохранились произведения архитектуры. В них поражают удивительное чувство пропорций, величественная монументальность, многообразие, многообразие архитектурных форм. Это не только пирамиды и дворы, это астрономические обсерватории, площадки для игры в мяч, колонны, лестницы, триумфальные арки и стелы.
Одной из вершин зодчества майя является Дворцовый комплекс в городе Паленке. 25 зданий, разбросанные по холмистой равнине. Главными украшениями комплекса являются дворец и ступенчатая пирамида Надписей, три храма- Солнца, Креста и Лиственного креста.
Дворец в Паленке стоит на естественном плато, возвышающемся над равниной почти на 70 м. внутри дворца находятся внутренние дворики, окруженные галереями. Обильно украшенный резными и скульптурными изображениями и надписями, дворец имеет четырехэтажную квадратную башенку, вероятно, выполнявшую роль астрономической обсерватории жрецов майя.
ppt_y Храм Надписей представляет собой 9-ступенчатую пирамиду, поднимающуюся над землёй на высоту около 24м. На ее верхней площадке возведен прямоугольный храм, к которому ведет лестница из 69 ступеней. Стены храма украшены панелями, богато декорированными барельефами и рельефными иероглифическими надписями, благодаря которым храм и получил свое название.
ppt_y
Не менее своеобразны так называемые стадионы- сооружения для культовой игры в мяч. Они представляют собой две наклонные массивные стены, идущие параллельно друг к другу. Между ними помещалась площадка для игры в мяч. Участникам не разрешалось дотрагиваться до мяча руками или ступнями ног. Побеждала та команда, которая первой забрасывала мяч в круглое отверстие, проделанное в каменной стене. Болельщики располагались на вершинах двух стен, на которые они поднимались по лестницам, расположенным с внешней стороны.

Изобразительное искусство майя также имело свои характерные черты. В нем существовал канон, который определялся культом обожествляемого правителя и его предков. Правитель майя чаще всего изображался в военных сценах или восседающем на троне. Главное внимание скульпторов привлекали не индивидуальные черты, а точное и тщательное воспроизведение пышного костюма, головного убора и других атрибутов власти. Его лицо передавало равнодушие и спокойную величавость. Изображение правителя сопровождалось коротким иероглифическим текстом, содержавшем информацию о его рождении, правлении, военных успехах. Художественная культура майя оказала огромное влияние на американскую культуру последующих эпох.

Вопросы:Назовите вершину зодчества майя.Расскажите о культовой игре в мяч.Было ли изобразительное искусство майя подчинено канонам или же оно было полностью свободно для творчества?? Художественная культура инков
ppt_y Оной из самых известных южноамериканских цивилизаций стала империя инков- индейского народа, жившего с 11 в. на территории современного Перу. В историю мирового искусства инки вошли благодаря красоте и величию своих храмов. На побережье Перу до настоящего времени сохранилось множество пирамид. Некоторые пирамиды имели в плане не квадратную, а круглую форму.
Одно из наиболее выдающихся сооружений инкского периода- главный храм Солнца. Согласно описаниям, он был обнесен тройной стеной, имевшей в окружности около 380м. Отлично вытесанные камни были плотно пригнаны друг к другу без применения связующего раствора. В главной стене находился единственный вход, ведущий от площади прямо в святилище божества. В центральном зале святилища было воздвигнуто изображение бога солнца виде огромного диска, украшенного драгоценными камнями.
Вокруг главных зданий находились помещения жрецов и служителей храма и всемирно известный «Золотой сад» инков. Его размеры достигали приблизительно 220 на 100 м, а сам сад и все его обитатели- люди, птицы, ящерицы, насекомые- были выполнены в натуральную величину из чистого золота и серебра.
Определенных успехов добились инки в скульптуре. Одним из самых значительных скульптурных памятников является рельеф на вратах Солнца в Тиауанако. Сохранились до нашего времени и произведения керамики. Инские мастера создавали украшения из золота, изысканные предметы роскоши, в которых использовались причудливые графические орнаменты на мифологические сюжеты о сотворении мира, борьбе героев с фантастическими чудовищами, а так же эпизоды из повседневной жизни.

Вопросы для домашнего задания. Шедевры искусства ацтековМировое значение художественной культуры майяХудожественные достижения народов доколумбовой Америки.Древнейшие города Мезоамерики.
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y

доколумбовой Америки

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Художественные достижения народов доколумбовой Америки»; «Шедевры искусства ацтеков»; «Мировое значение художественной культуры майя»; «Отражение мифологических представлений в архитектуре и рельефах майя и ацтеков»; «Заговорившие письмена (об истории возникновения письменности народов доколумбовой Америки)», «Древнейшие города Ме-зоамерики»; «Загадки погибших цивилизаций Мезоамерики»; «Предания и мифы народов доколумбовой Америки и их отражение в современной культуре»; «Миф и реальность в творчестве Д. Риверы».

Книги для дополнительного чтения

Ацтеки: Империя крови и величия. М., 1997.

Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990.

Гуляев В. Древние майя: загадки погибшей цивилизации. М., 1983.

Кинжалов Р. В. Искусство Древней Америки. М., 1968.

Кинжалов Р. В. Культура древних майя. М., 1971.



Мексика. Путешествие в страну богов: Памятники древности. СПб., 2002.

Полевой В. М. Искусство стран Латинской Америки. М., 1967.

Стингл М. Тайны индейских пирамид. М., 1978.

Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1986.

Энциклопедия для детей «Аванта плюс». Искусство. Т. 7. Ч. 2. М., 1999.

Яковец Ю. А. История цивилизаций. М., 1997.

Художественная культура Мезоамерики

Задолго до открытия европейцами Американского континента на территории Центральной и Южной Америки возникли куль­турные цивилизации ольмеков, ацтеков, майя и инков, имев­шие оригинальный и самобытный характер. Разобраться в этом своеобразии возможно, лишь учитывая исторические особеннос­ти, при которых слагалась и развивалась художественная культура так называемой доколумбовой Америки (до 1492 г., времени открытия Христофором Колумбом Американского материка).

Крупнейшим центром художественной культуры стала Мезоамерика, включавшая территорию современной Мексики (кроме пустыни на севере) и простиравшаяся к югу примерно до Никарагуа. Эта уникальная цивилизация, являющаяся крупнейшим достоянием мировой культуры, представляла собой удивительное созвездие наций, городов-государств, церемониальных, политических и экономических центров, известных сегодня всему миру: Теночтитлан, Теотиукан, Паленке, Чичен-Ица.

Структура и смысл художественного языка Мезоамерики дают возможность постижения идей и представлений, лежавших в основе сложной картины мира, в которой неразрывно соединены миф и человек. В этом культурном ареале сформировался неповторимый архитектурный стиль, неразрывно связанный с другими видами искусства и отразивший представления об устройстве Вселенной и движении звезд.

Что же характерно для искусства этих народов? Прежде всего утверждение всемогущества и величия священного божества, культ предков, прославление побед над врагами, возвеличивание правителей и верховной знати.

Особая культурно-географическая область - Мезоамерика - включает в себя Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса.

Существование древней культуры в мезоамерике, которая процветала около 1100 лет н.э. по-прежнему озадачивает историков. Речь идет о загадочных ольмеках. Их религиозные ритуалы далеко не до конца поняты, так же как не понято само происхождение ольмеков. Самые ранние следы обитания найдены в районе Ла-Венты и относятся уже к концу III тыс. до н. э.

По древнейшему преданию, Ольмеки ("люди с земли резиновых деревьев") появились на территории современного Табаско около 4000 лет назад, прибыли они морем и обосновались в селении Тамоанчане ("Мы разыскиваем наш дом"). По этому же преданию, говорится, что мудрецы уплыли, а оставшиеся люди заселили эти земли и стали называть себя по имени своего великого вождя Ольмека Уимтони.

Некоторые ученые считают, что первая в Америке империя - Ольмекская. Это было обусловлено созданием городов (ритуальных центров) со своеобразной, простой и могучей архитектурой.

Ольмекскую культуру называют "матерью культур" Центральной Америки и самой ранней цивилизацией Мексики. Им приписывается создание основы письменности, календаря, системы цифр для более поздних культур Мезоамерики. Но вокруг этого всё ещё ведутся жаркие споры - не многие согласны с тем, что это изобрели ольмеки.

В последнее столетие до нашей эры цивилизация ольмеков полностью исчезает, но их наследие органично вошло в культуры майя и других народов Мезоамерики.

Цивилизация Майя охватывала большую часть региона Мезоамерики.
Говоря о «древних майя» - имеется в виду история одного из самых важных доколумбовых Мезоамериканских культур. Вопреки распространенному мнению, цивилизация майя никогда не «исчезли». По крайней мере, не совсем, как их потомки до сих пор живут в регионе, и многие из них говорят на любом из языков семьи майя.


погребальная маски короля Пакаля

К"инич-Ханааб"-Пакаль I (Великий) («Солнечная Водяная Лилия - Щит») - это, вероятно, самый известный из всех царей в истории классических майя. Его правление представляет собой прекрасный пример того, какой глубокий след может оставить в истории выдающаяся личность.


Красная Королева


Теотиуакан "место, где были сделаны боги; Город Богов" это имя, данное ему был одним из крупнейших городов в Центральной Америке во время доиспанской эпохи.

МАСКИ Теотиуакан






Империя ацтеков

МАСКИ Aztecas




Мексиканские традиционные маски созданные для ритуалов, несут не только художественные, но и религиозные функции. Существует бесчисленное множество фестивалей, где маски используются в сочетании христианских традиций и традиций коренных народов. Эти фестивали часто включают парады и уличный театр. Эти маски, вырезанные из дерева, расписанную украшений и веревкой сизаля, рогов животных или зубов.