Догоны. Пришельцы «Корабля Номмо» из созвездия Большого Пса

Для некоторых групп догонов, взаимопонимание между которыми затруднено или невозможно, и бамана . Французским , государственным языком Мали, владеют единицы.

Общая численность около 800 тысяч человек (2007, оценка). В основном мусульмане , в ряде районов сохраняются традиционные верования, около 10 % - христиане (католики и протестанты).

Догонские языки

Этно-лингвистическое деление

По языковому критерию догоны разделяются на несколько крупных и множество мелких групп. Свои языковые особенности (иногда очень значительные) имеются практически в каждом догонском селении. В приведённой таблице они отсортированы по языковой принадлежности и численности. Небольшая группа бангана, находящаяся в ареале северных догонов, отделена от последних в связи с тем, что по некоторым современным представлениям их язык не входит в догонскую семью и рассматривается как изолят .

Народ Язык Численность Расселение (на территории Мали, если не указано дополнительно) Примечание
южные догоны
доон томо-кан 178 000 168 тыс. человек на юго-западе от г. Банкас, около 10 тыс. человек в Кот-д’Ивуар и Буркина Фасо
того тене-кан (того) 92 232
тенгу тене-кан (тенгу) 67 788
восточные догоны
дьямсай дьямсай 164 000 между городами Коро и Бумбум
торо-тегу торо-тегу 3654
центральные догоны
томмом томмо-со 75 852 говорят на наречиях центральнодогонского языка
торо (бомму) торо-со 63 000
доном донно-со 57 000 в районе г. Бандиагара
западные догоны
момбо (колум) момбо-со (колум-со) 24 000
ампари ампари 6552
северные догоны
бондум (довой) бондум(-дом) 31 000 к северу от плато Бандиагара, основное поселение - Борко
догул догулу(-дом) 20 000 к северо-востоку от г. Бандиагара
тираниге (дулери) тираниге-дига 5292
тебул-уре 3500
нанга нанга(-дама) 3150
янда янда(-дом) 2500
буду буноге 882
ана 500
бангана бангери (бангиме) 1512 на северо-западе от г. Бандиагара говорят на изолированном языке
Всего 790 102

История

Уступ Бандиагара

Догоны возводят себя к правящим группам Древнего Мали . Согласно этногенетическим преданиям, их предки, теснимые фульбе , пришли в -XII веках с верховий Нигера - из страны Манден , вытеснив местное население (телем или курумба) и частично усвоив их культуру и, очевидно, переняв их языки. От телем остались пещерные святилища и погребальные комплексы в скалистых отрогах восточной и южной Бандиагары (среди инвентаря - керамика, наконечники стрел и копий, бронзовые и железные браслеты, деревянная скульптура, фрагменты ткани, плетения и т. п.). О прямых контактах догонов с телем традиция не сообщает. Связь с народами манден подтверждается социальными связями родовых групп, близостью искусства, танцев, обрядов и т. п. В XVI веке догоны входили в раннегосударственное образование Сонгай , в XVI-XIX веках (в разной степени вовлечённости для различных групп) - в Масина . Контакты догонов с исламизированными фульбе , начавшиеся на рубеже XVIII -XIX веков , привели к захвату последними Бандиагары к середине XIX века.

Традиционная культура

Деревянная догонская статуя, возможно, фигура предка, XVII-XVIII век

Традиционная культура типична для народов Суданской подобласти Западной Африки . Её изучение было в середине XX века монополизировано представителями школы М. Гриоля, что привело к игнорированию сложившихся ранее альтернативных взглядов (Л. Деплань и др.). В культурном отношении различаются догонов плато и предгорий, подступающих к долине Нигера (центральные, западные и северные догоны), и догонов цепи горных уступов и равнины Сено к юго-востоку от них (южные и восточные догоны). Изолированное положение страны догонов способствовало консервации архаичных элементов культуры либо вторичной архаизации. Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие, в горах - террасное, местами - ирригационное (сорго, просо-элевсина, бобы; основным предметом обмена и торговли служит лук). Крупный рогатый скот на обменной основе отношений выпасается фульбе. С бозо догонов связывают отношения шуточного родства.

С культом предков связано мужское общество масок Ава, при посвящении в которое (9-12 лет) совершается обрезание . Практикуется и женское обрезание . Процессии и пляски с масками проводятся в связи с похоронами, началом сельскохозяйственных работ, ежегодными ритуалами в честь Амма и Лебе, 60-летними культовыми циклами и др.

Частично сохраняются традиции наскальной живописи (изображения людей и животных, геометрические фигуры). Со 2-й половины XIX века под влиянием тукулёров распространяется ислам, с конца XIX - начала XX века - христианство. Догоны, получившие образование и живущие в городах, обладают высоким статусом, занимают влиятельное положение в политике и культуре.

В современной культуре

Литература

  • Beaudoin G. Les Dogon du Mali. P.,1997.
  • Calame-Griaule G. Ethnologie et langage: la parôle chez les Dogon. P., 1965
  • Desplagnes L. Le Plateau central nigerien. P., 1907
  • Griaule M. Dieu d’eau. Entretiens avec Ogotemmêli. P., 1948
  • Griaule M. Masques dogons. P., 1938
  • Griaule M., Dieterlen G. The Dogon of the French Sudan. 1948
  • Guerrier E. La cosmogonie des Dogon. L’arche du Nommo. P., 1975
  • Hochstetler, J. Lee, J. A. Durieux and E. I. K. Durieux-Boon. 2004. «Sociolinguistic Survey of the Dogon language area.» SIL Electronic Survey Reports 2004-004: 187 p.
  • Laude J. African Art of the Dogon: The Myths of the Cliff Dwellers. N.Y., 1973
  • Palau Marti M. Les Dogons. P., 1957
  • Paulme D. Organisation sociale des Dogons. P., 1940
  • Wanono N. & Renaudea, M. Les Dogon. P., 1996

Ссылки

  • Пришедшие на плато Бандиагара. Статья из сборника "На суше и на море", 1978
  • «Dogon and Sirius » from The Skeptic’s Dictionary .
  • «Excerpt from The Sirius Mystery » by James Oberg.

В 1950 г. этнологи Марсель Гриоль и Жермен Дитерлен сообщили в небольшой статье, что, изучая быт небольшого племени догонов, живущего в наше время все еще первобытно-общинным строем, они обнаружили у аборигенов необыкновенные познания о далекой звездной системе Сириуса. Догоны сообщили исследователям, что в «небесной вышине» находится «прекрасная звезда Сигуи». Вокруг нее, по их сведениям, вращается другая звезда – По толо. «По» на языке племени означает «хлебное зерно». Интересно, что в современной астрономической литературе эта звезда называется латинским словом Дигитария, что также означает «хлебное зерно». Дигитария является самой тяжелой звездой в системе Сириуса, она невидима человеческому глазу, а период ее обращения вокруг Сигуи составляет 50 лет. Догоны также сообщают, что система Сириуса включает в себя еще две звезды. Одну из них они называют Емма Я. Она больше Дигитарии, но в 4 раза легче ее. Другой спутник Сигуи расположен очень далеко от него и вращается в противоположном направлении.

Фото: Созвездие Большого пса в виде рисунка собаки и линий на ночном небе.

Самое удивительное, что сведения, которыми располагают догоны, во многом совпадают с современными научными представлениями. Уже в 1934 г. американский ученый Кларк открыл первый спутник Сириуса, который позднее астрономы стали называть Сириус-В, или Дигитария. В 1970 г. Сириус-В был сфотографирован. Вычислили период его обращения вокруг Сириуса – 51 год. Диаметр Дигитарии примерно равен земному, но масса ее необыкновенно велика. Всего одна чайная ложка вещества этой звезды имеет приблизительно такой же вес, как Луна.

Фото: Святилище племени догонов

До недавнего времени ученые полагали, что система Сириуса состоит только из двух звезд: Сириуса-А и Дигитарии (Сириуса-В). Но уже в 1997 г. французские астрономы Бонне-Бидо и Гри предположили, что у Сириуса-А есть еще два спутника: Сириус-С и Сириус -D. Компоненты данной звездной системы до сих пор чрезвычайно мало изучены, и ученые пока не делают никаких окончательных выводов, но, по предварительным данным, Сириус-С больше Дигитарии и в несколько раз легче ее, а четвертая звезда очень удалена от Сириуса-А. Астрономы еще не могут с уверенностью сказать, является ли Сириус-D самостоятельной звездой или входит в звездную систему Сириуса. Тем не менее сведения о строении этой системы, полученные от африканского племени, необычайно точно совпадают с последними научными данными.

Фото: Жилища племени догонов

Культура догонов содержит удивительные знания

Следует отметить, что кроме Сириуса догоны знали также и другие звезды и планеты. Они были прекрасно осведомлены о наличии спутников у Юпитера и колец у Сатурна. Догоны также определили границы Млечного Пути и полагали, как и многие древние народы, что наша Солнечная система состоит из 12 планет. Интересно, что многие астрономы и астрофизики склоняются в настоящее время к тому мнению, что за орбитой последней из известных нам планет – Плутона – находится небесное тело, обладающее большой массой. Возможно также, что там может быть не одно небесное тело, а две или три разные планеты.

Фото: Представитель племени догонов

Откуда же догонам известно столько подробностей о строении звезд и небесных тел? На сей счет существует несколько мнений. Некоторые исследователи полагают, что познания в астрономии, имеющиеся у примитивного племени догонов, подтверждают гипотезы ученых о палеоконтакте, то есть взаимодействии древних народов с представителями некой высокоразвитой внеземной цивилизации, представители которой посетили Землю тысячелетия назад. Возможно, именно инопланетяне и были теми «богами» и «учителями» древности, о которых повествуют легенды и сказания практически всех народов нашей планеты. Основываясь на легендах и удивительных знаниях догонов, известный астроном Роберт Тэмпл полагает, что в незапамятные времена на Землю прибыли жители Сириуса или одной из планет, входящих в эту звездную систему. Можно предположить, что, встретив на «голубой планете» разумных существ, посланцы далекой звезды передали аборигенам Земли некоторые свои познания, а потом отбыли в свой мир. По мнению Тэмпла, именно пришельцы с Сириуса были основателями древнеегипетской цивилизации и первыми фараонами этого государства. По другой версии, на нашей планете многие тысячелетия назад существовали «свои», земные высокоразвитые цивилизации, погибшие вследствие глобальных катастроф. Имеется мнение, что догоны являются наследниками великого народа, обладавшего некогда огромными знаниями. Возможно, немногие уцелевшие в результате катастроф представители высокоразвитой цивилизации ассимилировались с другими народами, находящимися на низкой ступени развития, и, передав им некоторые знания, деградировали в сложившихся исторических условиях. Среди ученых нет единого мнения относительно сведений, полученных от догонов. Некоторые полагают, что все изложенное учеными настолько невероятно, что просто не может быть правдой. Некоторые критики обвиняли Гриоля и Дитерлен в мистификации. Другие заявляли, впрочем, без всяких на то оснований, что и Сириус-В (Дигитарию), и Юпитер, и кольца Сатурна якобы можно увидеть невооруженным глазом, хотя известно, что кольца Сатурна, например, были открыты только в XVII в. итальянским астрономом Кассини при помощи телескопа. Роберт Тэмпл в ответ на многочисленные нападки оппонентов заявил, что ему понятно критическое отношение его коллег к данному вопросу. Ведь знания догонов «не просто меняют традиционную картину мира, а потрясают основы современной науки. Чтобы признать существование подобных познаний у племени, живущего первобытно-общинным строем, надо обладать известным мужеством», – говорит Тэмпл в одной из своих статей.

Споры о знаниях небольшого африканского племени ведутся до сих пор. Науке еще предстоит дать ответ на вопрос, кто и когда поведал догонам о звездах «системы Сириус».

Материалы

(католики и протестанты).

Этно-лингвистическое деление

По языковому критерию догоны разделяются на несколько крупных и множество мелких групп. Свои языковые особенности (иногда очень значительные) имеются практически в каждом догонском селении. В приведённой таблице они отсортированы по языковой принадлежности и численности. Небольшая группа бангана , находящаяся в ареале северных догонов, отделена от последних в связи с тем, что по некоторым современным представлениям их язык не входит в догонскую семью и рассматривается как изолят .

Народ Язык Численность Расселение (на территории Мали, если не указано дополнительно) Примечание
южные догоны
доон томо-кан 178 000 168 тыс. человек на юго-западе от г. Банкас, около 10 тыс. человек в Кот-д’Ивуар и Буркина Фасо
того тене-кан (того) 92 232
тенгу тене-кан (тенгу) 67 788
восточные догоны
дьямсай дьямсай 164 000 между городами Коро и Бумбум
торо-тегу торо-тегу 3654
центральные догоны
томмом томмо-со 75 852 говорят на наречиях центральнодогонского языка
торо (бомму) торо-со 63 000
доном донно-со 57 000 в районе г. Бандиагара
западные догоны
момбо (колум) момбо-со (колум-со) 24 000
ампари ампари 6552
северные догоны
бондум (довой) бондум(-дом) 31 000 к северу от плато Бандиагара, основное поселение - Борко
догул догулу(-дом) 20 000 к северо-востоку от г. Бандиагара
тираниге (дулери) тираниге-дига 5292
тебул-уре 3500
нанга нанга(-дама) 3150
янда янда(-дом) 2500
буду буноге 882
ана 500
бангана бангери (бангиме) 1512 на северо-западе от г. Бандиагара говорят на изолированном языке
Всего 790 102

История

Догоны возводят себя к правящим группам Древнего Мали . Согласно этногенетическим преданиям, их предки, теснимые фульбе , пришли в -XII веках с верховий Нигера - из страны Манден , вытеснив местное население (телем или курумба) и частично усвоив их культуру и, очевидно, переняв их языки. От телем остались пещерные святилища и погребальные комплексы в скалистых отрогах восточной и южной Бандиагары (среди инвентаря - керамика, наконечники стрел и копий, бронзовые и железные браслеты, деревянная скульптура, фрагменты ткани, плетения и т. п.). О прямых контактах догонов с телем традиция не сообщает. Связь с народами манден подтверждается социальными связями родовых групп, близостью искусства, танцев, обрядов и т. п. В XVI веке догоны входили в раннегосударственное образование Сонгай , в XVI-XIX веках (в разной степени вовлечённости для различных групп) - в Масина . Контакты догонов с исламизированными фульбе , начавшиеся на рубеже XVIII -XIX веков , привели к захвату последними Бандиагары к середине XIX века.

Традиционная культура

Традиционная культура типична для народов Суданской подобласти Западной Африки . Её изучение было в середине XX века монополизировано представителями школы М. Гриоля , что привело к игнорированию сложившихся ранее альтернативных взглядов (Л. Деплань и др.). В культурном отношении различают догонов плато и предгорий, подступающих к долине Нигера (центральные, западные и северные догоны), и догонов цепи горных уступов и равнины Сено к юго-востоку от них (южные и восточные догоны). Изолированное положение страны догонов способствовало консервации архаичных элементов культуры либо вторичной архаизации. Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие, в горах - террасное, местами - ирригационное (сорго, просо-элевсина, бобы; основным предметом обмена и торговли служит лук). Крупный рогатый скот на обменной основе отношений выпасается фульбе. С бозо догонов связывают отношения шуточного родства .

Напишите отзыв о статье "Догоны"

Литература

  • Beaudoin G. Les Dogon du Mali. P.,1997.
  • Calame-Griaule G. Ethnologie et langage: la parôle chez les Dogon. P., 1965
  • Desplagnes L. Le Plateau central nigerien. P., 1907
  • Griaule M. Dieu d’eau. Entretiens avec Ogotemmêli. P., 1948
  • Griaule M. Masques dogons. P., 1938
  • Griaule M., Dieterlen G. The Dogon of the French Sudan. 1948
  • Guerrier E. La cosmogonie des Dogon. L’arche du Nommo. P., 1975
  • Laude J. African Art of the Dogon: The Myths of the Cliff Dwellers. N.Y., 1973
  • Palau Marti M. Les Dogons. P., 1957
  • Paulme D. Organisation sociale des Dogons. P., 1940
  • Wanono N. & Renaudea, M. Les Dogon. P., 1996

Ссылки

  • Статья из сборника «На суше и на море», 1978
  • Мириманов В. Б. Искусство тропической Африки
  • «» from The Skeptic’s Dictionary .
  • «» by James Oberg.

Примечания

Отрывок, характеризующий Догоны

Англичанин, достав кошелек, отсчитывал деньги. Долохов хмурился и молчал. Пьер вскочил на окно.
Господа! Кто хочет со мною пари? Я то же сделаю, – вдруг крикнул он. – И пари не нужно, вот что. Вели дать бутылку. Я сделаю… вели дать.
– Пускай, пускай! – сказал Долохов, улыбаясь.
– Что ты? с ума сошел? Кто тебя пустит? У тебя и на лестнице голова кружится, – заговорили с разных сторон.
– Я выпью, давай бутылку рому! – закричал Пьер, решительным и пьяным жестом ударяя по столу, и полез в окно.
Его схватили за руки; но он был так силен, что далеко оттолкнул того, кто приблизился к нему.
– Нет, его так не уломаешь ни за что, – говорил Анатоль, – постойте, я его обману. Послушай, я с тобой держу пари, но завтра, а теперь мы все едем к***.
– Едем, – закричал Пьер, – едем!… И Мишку с собой берем…
И он ухватил медведя, и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате.

Князь Василий исполнил обещание, данное на вечере у Анны Павловны княгине Друбецкой, просившей его о своем единственном сыне Борисе. О нем было доложено государю, и, не в пример другим, он был переведен в гвардию Семеновского полка прапорщиком. Но адъютантом или состоящим при Кутузове Борис так и не был назначен, несмотря на все хлопоты и происки Анны Михайловны. Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. Гвардия уже вышла из Петербурга 10 го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов.
У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной.
Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая, как домашний человек, сидела тут же, помогая в деле принимания и занимания разговором гостей. Молодежь была в задних комнатах, не находя нужным участвовать в приеме визитов. Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду.
«Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher [моя дорогая или мой дорогой] (ma сherе или mon cher он говорил всем без исключения, без малейших оттенков как выше, так и ниже его стоявшим людям) за себя и за дорогих именинниц. Смотрите же, приезжайте обедать. Вы меня обидите, mon cher. Душевно прошу вас от всего семейства, ma chere». Эти слова с одинаковым выражением на полном веселом и чисто выбритом лице и с одинаково крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и изменения. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать. Иногда, возвращаясь из передней, он заходил через цветочную и официантскую в большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов, и, глядя на официантов, носивших серебро и фарфор, расставлявших столы и развертывавших камчатные скатерти, подзывал к себе Дмитрия Васильевича, дворянина, занимавшегося всеми его делами, и говорил: «Ну, ну, Митенька, смотри, чтоб всё было хорошо. Так, так, – говорил он, с удовольствием оглядывая огромный раздвинутый стол. – Главное – сервировка. То то…» И он уходил, самодовольно вздыхая, опять в гостиную.
– Марья Львовна Карагина с дочерью! – басом доложил огромный графинин выездной лакей, входя в двери гостиной.
Графиня подумала и понюхала из золотой табакерки с портретом мужа.
– Замучили меня эти визиты, – сказала она. – Ну, уж ее последнюю приму. Чопорна очень. Проси, – сказала она лакею грустным голосом, как будто говорила: «ну, уж добивайте!»
Высокая, полная, с гордым видом дама с круглолицей улыбающейся дочкой, шумя платьями, вошли в гостиную.
«Chere comtesse, il y a si longtemps… elle a ete alitee la pauvre enfant… au bal des Razoumowsky… et la comtesse Apraksine… j"ai ete si heureuse…» [Дорогая графиня, как давно… она должна была пролежать в постеле, бедное дитя… на балу у Разумовских… и графиня Апраксина… была так счастлива…] послышались оживленные женские голоса, перебивая один другой и сливаясь с шумом платьев и передвиганием стульев. Начался тот разговор, который затевают ровно настолько, чтобы при первой паузе встать, зашуметь платьями, проговорить: «Je suis bien charmee; la sante de maman… et la comtesse Apraksine» [Я в восхищении; здоровье мамы… и графиня Апраксина] и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать. Разговор зашел о главной городской новости того времени – о болезни известного богача и красавца Екатерининского времени старого графа Безухого и о его незаконном сыне Пьере, который так неприлично вел себя на вечере у Анны Павловны Шерер.
– Я очень жалею бедного графа, – проговорила гостья, – здоровье его и так плохо, а теперь это огорченье от сына, это его убьет!
– Что такое? – спросила графиня, как будто не зная, о чем говорит гостья, хотя она раз пятнадцать уже слышала причину огорчения графа Безухого.
– Вот нынешнее воспитание! Еще за границей, – проговорила гостья, – этот молодой человек предоставлен был самому себе, и теперь в Петербурге, говорят, он такие ужасы наделал, что его с полицией выслали оттуда.
– Скажите! – сказала графиня.
– Он дурно выбирал свои знакомства, – вмешалась княгиня Анна Михайловна. – Сын князя Василия, он и один Долохов, они, говорят, Бог знает что делали. И оба пострадали. Долохов разжалован в солдаты, а сын Безухого выслан в Москву. Анатоля Курагина – того отец как то замял. Но выслали таки из Петербурга.
– Да что, бишь, они сделали? – спросила графиня.
– Это совершенные разбойники, особенно Долохов, – говорила гостья. – Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой почтенной дамы, и что же? Можете себе представить: они втроем достали где то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем.
– Хороша, ma chere, фигура квартального, – закричал граф, помирая со смеху.
– Ах, ужас какой! Чему тут смеяться, граф?
Но дамы невольно смеялись и сами.
– Насилу спасли этого несчастного, – продолжала гостья. – И это сын графа Кирилла Владимировича Безухова так умно забавляется! – прибавила она. – А говорили, что так хорошо воспитан и умен. Вот всё воспитание заграничное куда довело. Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство. Мне хотели его представить. Я решительно отказалась: у меня дочери.
– Отчего вы говорите, что этот молодой человек так богат? – спросила графиня, нагибаясь от девиц, которые тотчас же сделали вид, что не слушают. – Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный.
Гостья махнула рукой.
– У него их двадцать незаконных, я думаю.
Княгиня Анна Михайловна вмешалась в разговор, видимо, желая выказать свои связи и свое знание всех светских обстоятельств.
– Вот в чем дело, – сказала она значительно и тоже полушопотом. – Репутация графа Кирилла Владимировича известна… Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был.
– Как старик был хорош, – сказала графиня, – еще прошлого года! Красивее мужчины я не видывала.
– Теперь очень переменился, – сказала Анна Михайловна. – Так я хотела сказать, – продолжала она, – по жене прямой наследник всего именья князь Василий, но Пьера отец очень любил, занимался его воспитанием и писал государю… так что никто не знает, ежели он умрет (он так плох, что этого ждут каждую минуту, и Lorrain приехал из Петербурга), кому достанется это огромное состояние, Пьеру или князю Василию. Сорок тысяч душ и миллионы. Я это очень хорошо знаю, потому что мне сам князь Василий это говорил. Да и Кирилл Владимирович мне приходится троюродным дядей по матери. Он и крестил Борю, – прибавила она, как будто не приписывая этому обстоятельству никакого значения.
– Князь Василий приехал в Москву вчера. Он едет на ревизию, мне говорили, – сказала гостья.
– Да, но, entre nous, [между нами,] – сказала княгиня, – это предлог, он приехал собственно к графу Кирилле Владимировичу, узнав, что он так плох.
– Однако, ma chere, это славная штука, – сказал граф и, заметив, что старшая гостья его не слушала, обратился уже к барышням. – Хороша фигура была у квартального, я воображаю.
И он, представив, как махал руками квартальный, опять захохотал звучным и басистым смехом, колебавшим всё его полное тело, как смеются люди, всегда хорошо евшие и особенно пившие. – Так, пожалуйста же, обедать к нам, – сказал он.

Наступило молчание. Графиня глядела на гостью, приятно улыбаясь, впрочем, не скрывая того, что не огорчится теперь нисколько, если гостья поднимется и уедет. Дочь гостьи уже оправляла платье, вопросительно глядя на мать, как вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что то короткою кисейною юбкою, и остановилась по средине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко. В дверях в ту же минуту показались студент с малиновым воротником, гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и толстый румяный мальчик в детской курточке.
Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг бежавшей девочки.
– А, вот она! – смеясь закричал он. – Именинница! Ma chere, именинница!
– Ma chere, il y a un temps pour tout, [Милая, на все есть время,] – сказала графиня, притворяясь строгою. – Ты ее все балуешь, Elie, – прибавила она мужу.
– Bonjour, ma chere, je vous felicite, [Здравствуйте, моя милая, поздравляю вас,] – сказала гостья. – Quelle delicuse enfant! [Какое прелестное дитя!] – прибавила она, обращаясь к матери.
Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из под юбочки.

Технический прогресс и повсеместное внедрение высоких технологий совсем не затронули образ жизни многочисленных африканских племен, населяющих бесконечные тропические джунгли. Одним из самых таинственных племенных образований является племя Догонов, живущее на территории государства Мали на берегах полноводной и опасной реки Нигер.

На первый взгляд Догоны живут в пещерах и выглядят как обычное доисторическое племя, занимающееся, как и тысячи лет назад, собирательством и рыболовством. Однако любой из исследователей, изучавший мифы и верования этих полудиковатых аборигенов находил факты, свидетельствующие о том, что Догоны имеют очень широкие и точные знания в области астрономии и устройства Солнечной системы.

Знаменитый этнограф Марсель Гриоль, в 30-е годы прошлого века изучавший привычки народов Западной Африки, утверждал что Догоны – это один из осколков древнего народа, жившего на территории Судана и Мали задолго до нашей эры. Попав в их поселение, Гриоль увидел древние наскальные рисунки, на которых, несмотря на их примитивность, угадывались сложные очертания планет и их орбит. Главным праздником племени является Сигуи, который проходит раз в 50 лет, когда далекая планета Сириус заканчивает полный оборот вокруг неизвестной звезды.

Догоны утверждают, что прародителем всего живого был бог Амма, который имел форму шарика. В результате Большого Взрыва началось беспрерывное расширение шарика, которое продолжается и сегодня. Данные о постоянном расширении Вселенной подтверждаются и результатами новейших исследований, проводимых при помощи мощных радиотелескопов. А ведь Догоны знали об этом еще в XIX в…

Согласно мнению самих Догонов, астрономические знания им передал бог-пришелец с планеты Сириус по имени Номмо, спустившийся с небес во время мощнейшего Катаклизма. Как только Номмо опустился на землю, бури, грозы и взрывы прекратились, открылась дверь аппарата, из которого и вышли боги. Интересно, что о таинственных богах-пришельцах Аннунаках часто упоминается и мифологии шумеров.

Кем был Номмо, пришельцем из другого мира и одним из последних жителей древней Атлантиды, как раз исчезнувшей в результате похожего катаклизма? Над этим вопросом задумываются многие, однако тайна Догонов и их необъяснимых знаний по-прежнему остается загадкой.

Фото. Племя Догонов в Мали – пришельцы с Сириуса.

Фото. Обычные жилища людей племени Догон.

Серия видео фильмов поможет создать более полное представление о людях племя Догонов в Мали. Первое видео из серии «Магия приключений» — «Дети Бледного лиса».

Второй фильм: «Догоны – пришельцы с Сириуса?»

Третье видео: «Неразгаданная тайна Догонов «

Играющим роль лингва-франка для некоторых групп догонов, взаимопонимание между которыми затруднено или невозможно, и бамана . Французским , государственным языком Мали, владеют единицы.

Общая численность около 800 тысяч человек (2007, оценка). В основном мусульмане , в ряде районов сохраняются традиционные верования, около 10 % - христиане (католики и протестанты).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    По языковому критерию догоны разделяются на несколько крупных и множество мелких групп. Свои языковые особенности (иногда очень значительные) имеются практически в каждом догонском селении. В приведённой таблице они отсортированы по языковой принадлежности и численности. Небольшая группа бангана, находящаяся в ареале северных догонов, отделена от последних в связи с тем, что по некоторым современным представлениям их язык не входит в догонскую семью и рассматривается как изолят .

    Народ Язык Численность Расселение (на территории Мали, если не указано дополнительно) Примечание
    южные догоны
    доон томо-кан 178 000 168 тыс. человек на юго-западе от г. Банкас, около 10 тыс. человек в Кот-д’Ивуар и Буркина Фасо
    того тене-кан (того) 92 232
    тенгу тене-кан (тенгу) 67 788
    восточные догоны
    дьямсай дьямсай 164 000 между городами Коро и Бумбум
    торо-тегу торо-тегу 3654
    центральные догоны
    томмом томмо-со 75 852 говорят на наречиях центральнодогонского языка
    торо (бомму) торо-со 63 000
    доном донно-со 57 000 в районе г. Бандиагара
    западные догоны
    момбо (колум) момбо-со (колум-со) 24 000
    ампари ампари 6552
    северные догоны
    бондум (довой) бондум(-дом) 31 000 к северу от плато Бандиагара, основное поселение - Борко
    догул догулу(-дом) 20 000 к северо-востоку от г. Бандиагара
    тираниге (дулери) тираниге-дига 5292
    тебул-уре 3500
    нанга нанга(-дама) 3150
    янда янда(-дом) 2500
    буду буноге 882
    ана 500
    бангана бангери (бангиме) 1512 на северо-западе от г. Бандиагара говорят на изолированном языке
    Всего 790 102

    История

    Догоны возводят себя к правящим группам Древнего Мали . Согласно этногенетическим преданиям, их предки, теснимые фульбе , пришли в -XII веках с верховий Нигера - из страны Манден , вытеснив местное население (телем или курумба) и частично усвоив их культуру и, очевидно, переняв их языки. От телем остались пещерные святилища и погребальные комплексы в скалистых отрогах восточной и южной Бандиагары (среди инвентаря - керамика, наконечники стрел и копий, бронзовые и железные браслеты, деревянная скульптура, фрагменты ткани, плетения и т. п.). О прямых контактах догонов с телем традиция не сообщает. Связь с народами манден подтверждается социальными связями родовых групп, близостью искусства, танцев, обрядов и т. п. В XVI веке догоны входили в раннегосударственное образование Сонгай , в XVI-XIX веках (в разной степени вовлечённости для различных групп) - в Масина . Контакты догонов с исламизированными фульбе , начавшиеся на рубеже XVIII -XIX веков , привели к захвату последними Бандиагары к середине XIX века.

    Традиционная культура

    Традиционная культура типична для народов Суданской подобласти Западной Африки . Её изучение было в середине XX века монополизировано представителями школы М. Гриоля , что привело к игнорированию сложившихся ранее альтернативных взглядов (Л. Деплань и др.). В культурном отношении различают догонов плато и предгорий, подступающих к долине Нигера (центральные, западные и северные догоны), и догонов цепи горных уступов и равнины Сено к юго-востоку от них (южные и восточные догоны). Изолированное положение страны догонов способствовало консервации архаичных элементов культуры либо вторичной архаизации. Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие, в горах - террасное, местами - ирригационное (сорго, просо-элевсина, бобы; основным предметом обмена и торговли служит лук). Крупный рогатый скот на обменной основе отношений выпасается фульбе. С бозо догонов связывают отношения шуточного родства.