Имение пришвина. В гости с дроном к м.м

Против Козино, на высоком берегу Москвы-реки расположена д. Дунино, на краю которой, у леса, стоит дом. Здесь провёл свои последние годы писатель Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954). Сын елецкого купца Михаила, Дмитриевича Пришвина, от которого унаследовал мечтательную и поэтическую натуру.

Два события детства (1883-1889 -годы учения в Елецкой гимназии) определили «многое в будущем» -побег в «Америку» (прообраз страны без имени, без территории, куда ведет волшебный колобок) и исключение из гимназии из-за конфликта с учителем географии В.В. Розановым, в будущем философом и писателем. Третье событие - увлечение марксизмом (середине 1890-х гг. - начало 1900-х), работа в марксистских кружках, арест, тюремное заключение.

Пришвин приходит к осознанию марксизма как теории, подменяющей реальность, и обращается к «личному творчеству жизни».

В 1907 г. знакомится с писателем A.M. Ремизовым, влияние которого сказалось в рассказах 1910-х гг. У них был один путь от «фантастического» марксизма к искусству, и в искусстве от страдания к радости. В Петербурге снова встречает В.В. Розанова, ставшего для Пришвина «самым близким человеком», с которым его объединяло чувство святости мира, единства Творца и творения, для них общим было понимание «губительности разлада мира и христианства, разрыва духовного и материального начал бытия».

Книга «У стен града невидимого» (1909), посвященная религиозным исканием в народе интеллигенции, была высоко оценена Д. Мережковским: «Книга замечательная - в своем роде единственная».

В 1917-1922 г. Пришвин отказался от традиционного интеллигенстского существования для жизни в глубине народной России, он назвал свой путь «строительством борьбы за жизнь вне идейного человека» - антитеза самоубийству и погружению в чан (образ разрушительной безликой стихии) революции - поиск выхода к внутренней духовной свободе в условиях несвободы внешней.

В рассказе «Голубое знамя» (1918) «новому, красному» автор противопоставляет голубое Христово знамя, революционному насилию - сострадание невинным жертвам, революции - «святыню жизни живой».

Роман «Кащеева цепь» посвящен истории русской интеллигенции.

В 1837-1940 гг. Пришвин переживает религиозный переворот, отразившийся в книге «Мы с тобой. Дневник любви», написанной совместно с Валерией Дмитриевной Пришвиной. Любовь как творчество жизни, участие человека в строительстве мира-храма, дома жизни.

Пришвин хотел написать хороший роман, который был бы опубликован. Во внутренней борьбе с самим собой он проходит до конца путь верности себе и путь приспособления ко времени. Пришвин воссоздает два пути устройства человеческой жизни на земле, каждый из которых он прошел сам: путь общественный, «внешний», связанный с материальным устройством человеческой жизни, представляющий культуру, ориентированную на идею революции, и путь личный, внутренний, духовный, связанный с христианской традицией русской культуры.

Выход из трагического противостояния этих путей Пришвин видел в восстановлении целостности бытия, в синтезе противоположностей жизни (материального и духовного, внешнего и внутреннего, личного и общественного, природного и культурного).

В Дунине Пришвин поселился в 1946 г. Ему было 73 года.

О своем Последнем доме Пришвин писал: «Поэзия, погуляв на людях, может 8ернуться к себе, в свой дом, и служить себе самой, как золотая рыбка. Тогда всё, что было в мечте, как дружба, как любовь, домашний уют, может воплотиться: явится друг, явится любимая женщина, устроится дом и всё выйдет из поэзии, возвращенной к себе. Я могу об этом свидетельствовать: в моем доме нет гвоздя, не возникшего в бытие из моей мечты...Мой дом над рекой Москвой - это чудо. Он сделан до последнего гвоздя из денег, полученных за сказки мои или сны.

Это не дом, а талант мой, возвращенный к своему источнику» В этом доме Пришвин работал над последним своим произведением «Корабельная чаща».

В дореволюционные годы в Дунине собиралась революционная интеллигенция, после освобождения гостила Вера Фигнер, бывали скульпторы А.С. Голубкина и С.Т. Коненков.

Пришвин купил полуразрушенный дом у последней владелицы усадьбы, Лебедевой-Критской.

Для Пришвина всегда было особенно значимо писательское поведение, связанное с преодолением литературы, выходом за её пределы в сферу жизни и религии, вызывающим открытие новых форм самой литературы, Своей самой главной книгой Пришвин считал «Дневники», которые он вел с 1905 по 1954 г.

Дневник - это «творчество жизни в глубочайшем смысле», дневник «утверждает, как самую святость жизни, акт соединения духа и материи, воплощения и преображения мира».

В 80 лет Пришвин писал в Дневнике: «...Боже мой, дай мне только здоровья, чтобы оно поддержало силы мне, чтобы юношей, а не стариком войти в новую жизнь и там бы всё мое лучшее нашло свое место и процвело».

Перед самой смертью Михаил Михайлович сильно затосковал. «А, может быть, это просто мелкие бесы...»

Уже в наше время в центре деревни построена часовня , освященная во имя Михаила Архангела в память о воинах, защищавших эти места.

Подмосковье – удивительный край с богатейшей историей и сохранившимися заповедными местами. Хвойные и смешанные леса, живописные холмы, луга с душистыми травами, реки и озёра – всё это великолепие подмосковной природы щедро дарило и дарит творческое вдохновение многим известным поэтам и писателям.

Всем с детских лет знакомо имя настоящего ценителя природных красот, известного писателя Михаила Михайловича Пришвина, который оставил нам большое литературное наследие: это очерки о путешествиях, охотничьи рассказы, повести, сказки. Но самым главным произведением писателя является его «Дневник», который он вёл до последнего дня своей жизни на протяжении почти пятидесяти лет, и берёг, как зеницу ока. В этих тетрадях – летопись России, его «оправдание», как говорил сам автор, и никогда Пришвин не уничтожил в них ни одного слова.

Михаил Михайлович прожил долгую, насыщенную событиями жизнь, много путешествовал, и уже на склоне своих лет, в 1946 году, купил домик в деревне Дунино, под Звенигородом, где проводил каждое лето. Это было любимое место писателя в последние годы его жизни.
Сейчас это дом-музей М.М Пришвина – филиал государственного литературного музея.
Если вы любите природу и поэзию, если вам надоела бесконечная многолюдность столицы, её суета и шум, то обязательно приезжайте в Дунино. Уже от названия конечной остановки маршрутки «Лесные дали» веет поэтической географией. Теперь нужно пройтись немного пешком по шоссе среди вековых сосен и елей, и вы – у цели путешествия. Дунино - деревня небольшая, проходишь несколько домов – вот и усадьба.

Усадьба расположена на склоне у живописного берега Москвы-реки. Раньше дом принадлежал жене «финляндского уроженца» Марии Освальд, поэтому чувствуется влияние финской традиции в его своеобразной архитектуре.
«Мой дом над рекою Москвой – это чудо!» - восхищался Пришвин.
От калитки узенькая тропочка поднимается вверх, к дому. По периметру усадьбы расположены липовая и еловая аллеи, а слева от дома – яблоневый сад.
Окружающая природа завораживает: особенная тишина и пение птиц, лёгкий ветерок с едва заметным ароматом цветущих на клумбе тюльпанов, шелест тяжёлых еловых ветвей в аллее… Время будто остановилось. Здесь хочется смотреть и радоваться этому чудесному миру, не думая о заботах.

Но вот нас уже приглашают на экскурсию по дому.
В доме несколько комнат: кабинет писателя, столовая, спальня жены Валерии Дмитриевны, веранда.
Из маленькой прихожей попадаешь в светлую столовую: здесь обедали, слушали музыку, собирались друзья писателя. Обстановка очень скромная, да и какой она могла быть в послевоенное время?
Из столовой выход на веранду, где М. Пришвин любил работать и отдыхать в погожие дни. Просторная веранда не застеклена, что типично для финской архитектуры - в летние дни это отрадный уголок прохлады и уединения. «Здесь я живу и не перестаю работать над впечатлениями, которыми богат каждый новый день…» - писал Пришвин.

Окна кабинета выходят на луговину усадьбы и еловую аллею, вдали можно увидеть заречные луга и далёкий лес. В кабинете находятся библиотека писателя, письменный стол с пишущей машинкой, охотничьи принадлежности, дорожные саквояжи. В углу отдельный столик со всем необходимым для фотосъёмки – Пришвин увлекался фотографией.
Во всех передвижениях по комнатам дома и по территории усадьбы нас сопровождал милейший пёс с легендарной кличкой Барри – старожил музея. Наверное, это не случайно: ведь у Пришвина всегда были собаки. Хотя Барри и не охотничьей породы, но присутствие здесь собаки добавляет тёплого обаяния облику загородного дома.

Возле дома несколько лавочек, здесь можно посидеть, послушать пение птиц, полюбоваться деревьями и цветами. Немного отдохнув, покидаем гостеприимную усадьбу и отправляемся изучать окрестности.
Совсем близко от музея, на берегу реки, находится недавно построенная часовня в честь Архангела Михаила – часть мемориального комплекса, посвящённого победе в Великой Отечественной войне.
От часовни идём по тропинке вдоль берега, заросшего черёмухой, вверх по течению реки к источнику св. Иоанна Предтечи. Дорога проходит рядом с археологическим комплексом курганов, где сохранились остатки городищ и селищ.
Тропинка безлюдна, кругом лесная тишина, лишь в кустах и кронах деревьев мелькают неугомонные синицы, да в зарослях черёмухи громко, на разные лады, насвистывают соловьи. Воздух здесь чистый, пахнет хвоей и горьковато-сладкими цветами черёмухи. На многих деревьях развешаны кормушки с кормом для птиц.

Святой источник с купелью расположен на самом берегу Москвы-реки. Здесь можно окунуться в целебную ледяную воду, набрать воды с собой или же просто посидеть на скамеечке возле реки и полюбоваться прекрасными пейзажами.
Быстро летит время! Как ни долог весенний день, но и он склоняется к вечеру – пора возвращаться домой, но снова и снова память будет возвращать этот тёплый майский день, проведённый в подмосковной усадьбе.

Как-то раз, в один из погожих майских дней, пригласил меня Лев Николаевич Толстой в свое имение в Ясной Поляне на чашечку чая. Приехал я из Москвы не…

  • В гости с дроном к Якову Брюсу в усадьбу ГЛИНКИ, Московская область

    Главный дом сподвижника Петра I Якова Брюса в усадьбе Глинки был построен в 1727-1735 гг. и является старейшим сохранившимся усадебным домом в…

  • В гости с дроном к С.И. Мамонтову в усадьбу АБРАМЦЕВО

    В общении хозяин усадьбы Абрамцево, промышленник и меценат Савва Мамонтов, признался, что за несколько лет активной художественной жизни в…

  • В гости с дроном к селекционеру Н.Я. Никитинскому в усадьбу Костино, Рязанская область

    Дом в неоклассическом стиле на высоком берегу Оки, вдалеке Рязань. Я приехал в гости к владельцу усадьбы и селекционеру Н.Я. Никитинскому. Николай…

  • В гости с дроном к С.А. Есенину в усадьбу Константиново, Рязанская область

    Поэт-романтик, поэт-хулиган Сергей Александрович Есенин пригласил меня на свою Родину, в прекрасное Константиново, снять наступающую весну с…

  • В гости с дроном к М.И. Кутузову в усадьбу Большие Вяземы, Одинцовский район, Московская область

    Шел 1812 год. Мы с дроном прибыли в усадьбу Большие Вяземы, где остановился великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов. По заданию…

  • В гости с дроном к Ф.И. Тютчеву в усадьбу Мураново, Пушкинский район, Московская область

    Совсем недавно, на масленицу, Федор Иванович Тютчев пригласил меня с дроном в усадьбу Мураново, но, к сожалению, обещания не сдержал и сам не… В гости с дроном к Д.И. Менделееву в усадьбу БОБЛОВО, Московская область, Клинский район

    Перед падением квадрокоптера в Ингушетии возле горы Менделеева, Дмитрий Иванович, великий химик и создатель периодической таблицы элементов…

  • Лилия Александровна Рязанова - заведующая отделом ГЛМ с 1980 года. Окончила Государственный институт культуры, культурно-просветительный факультет. Работала в Государственной библиотеке им. В. И. Ленина. С 1969 по 1979 год была литературным секретарем Валерии Дмитриевны Пришвиной (с 1972 года научный сотрудник ГЛМ). Текстолог и публикатор литературного наследия Пришвина, публикатор многотомного Собрания Пришвина «Дневники» (1905-1954). Заслуженный работник культуры.

    Яна Зиновьевна Гришина - ведущий научный сотрудник отдела ГЛМ. Окончила Московский государственный педагогический институт, исторический факультет, кафедра преподавания на английском языке. Была научным сотрудником-хранителем во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря. Работает в ГЛМ с 1980 года. Литературный редактор книг В. Д. Пришвиной. Публикатор, автор комментариев и статей многотомного издания Пришвина «Дневники» (1905-1954). В музее занимается разработкой тематических авторских экскурсий, куратор выставок и организатор музыкально-литературных вечеров. Ведет работу по продвижению культурного наследия М. М. Пришвина в социальных сетях Facebook и Twitter, концепция: запись из полувекового дневника писателя (1905–1954) на каждый день.

    Ирина Владимировна Камышникова - научный сотрудник, работает в отделе ГЛМ с 2014 года. Окончила Российский государственный гуманитарный университет, факультет истории искусства, кафедра музеологии. Занимается экскурсионной работой, участвует в проекте разработки экскурсии «Тропою Пришвина». Ведет официальную страницу музея Пришвина в социальной сети Instagram: фото и видео. Instagram.com/prisvinmuseum. Принимает участие во всех общемузейных мероприятиях: организация концертов, выставок, интерактивных занятий.

    Мария Игоревна Орлова - научный сотрудник ГЛМ с 1995 года. Закончила Литературный институт имени А.М. Горького, семинар детской литературы. Работала в Центральном городском Дворце пионеров на Ленинских горах заведующей костюмерной мастерской театрального сектора отдела художественного творчества. Работала преподавателем изобразительного искусства в школе, была внештатным корреспондентом и автором многочисленных публикаций в журнале «Искусство в школе». Составитель книги «Сила родственного внимания» по произведениям М. М. Пришвина. Занимается экскурсионной работой, ведет детские интерактивные занятия.

    Александра Игоревна Орлова - научный сотрудник, работает в отделе с 2017 года. Окончила Московский государственный университет печати в 2003 г. Вела детскую художественную студию. Занимается экскурсионной работой, принимает участие во всех общемузейных мероприятиях: организации концертов, выставок, интерактивных занятий.

    Продолжаю систематизацию своих записей и продолжаю экскурс по Одинцовскому району.
    Есть в Одинцовском районе деревня Дунино. Очень интересное место. В первую очередь тем, что здесь находится Дунинский археологический комплекс VII-V веков до н.э. Древние курганы (или, по научному, погребальный комплекс), состоят из трех славянских могильников, расположенных в лесу, к северу от санатория Поречье, вдоль правого берега Москвы-реки. Здесь же находится и два селища отделенных друг от друга места, где жили древние славяне. В одном из могильников, открытом в 1997 году археологом Сергеем Черновым было 26 курганов. К сожалению изза цены на землю, а Дунино находится на Рублевке эти памятники идут под застройку.... Но не все так благополучно оказывается... Курганы мстят!!! Взято ОТСЮДА (Здесь же можно и посмотреть историю Дунино).
    Два человека погибли, еще двое серьезно пострадали. В прокуратуру Московской области направлен запрос из Госдумы и выявлена серьезная, не поддающаяся логическому объяснению проблема с древними архитектурными памятниками. Все это произошло в результате одного грубого вторжения в древний языческий могильник.

    Для того чтобы сделать фотографии и добыть факты, проливающие хоть какой-то свет на мистическую историю, мы вместе с исследователем славянских древностей Алексеем Коршуновым на его видавшем виды джипе (боевой машине краеведа) едем на границу Одинцовского района и города Звенигорода, в поселок Поречье. Туда, где случилась эта запутанная история.

    А суть истории такова. Поречьевские курганы (или, по научному, погребальный комплекс), состоят из трех славянских могильников, расположенных в лесу, к северу от санатория Поречье, вдоль правого берега Москвы-реки. Здесь же находится и два селища отделенных друг от друга места, где жили древние славяне. В одном из могильников, открытом в 1997 году археологом Сергеем Черновым и обозначенном номером 3, было 26 курганов. В прошлом году курганы оказались на территории дачного участка, а летом этого года шесть курганов были срыты экскаватором, расчищавшим площадку под фундамент коттеджа, еще четыре снесли при прокладке дороги, а остальные завалили грунтом и мусором. К сожалению, сегодня это обычная история, ведь рабочие даже не подозревают, с чем имеют дело. И все бы ничего, если бы...

    Почти день в день, как снесли древние насыпи, хозяина участка, г-на К. (фамилию не указываем по просьбе родственников), прямым попаданием убила молния, находившиеся рядом с ним жена и товарищ получили сильную контузию, а машина, в которой они ехали, сгорела дотла. Этот трагический случай произошел далеко от разрушенных курганов в Доминиканской республике, где К. отдыхал вместе с семьей и друзьями.

    Для тех, кто знаком с парапсихологией, то, что это случилось за тридевять земель, факт не удивительный, ведь для высших сил не существует расстояний и срока давности. Примерно за неделю до этого несчастья на одном из соседних участков, где еще раньше были срыты несколько курганов и уже построен дом, умер новый владелец, причем умер скоропостижно, от какой-то непонятной болезни.

    Могильник, о котором идет речь, возник в XI-XII веках, когда христианство на Руси еще не было распространено повсеместно. Хоронили тогда по древнему языческому обряду, сжигая умерших на земле, а затем насыпая над пеплом курган высотой в несколько метров (что зависело от возраста и статуса умершего). Мой проводник Алексей сказал, что во время обряда волхвы, возможно, делали над курганом так называемую начитку, то есть накладывали на сооружение некое охранное заклинание, защищавшее его от любителей грабить могилы (насчет славян это в точности не известно, но такой обычай был у других народов, в частности, скандинавов и кельтов). Кроме того, курганы насыпали в геопатогенных (болезнетворных) местах, которые наши предки считали своеобразными перекрестками на пути в мир иной. Геопатогенность расположения могильника усиливает его долговременное негативное воздействие, поэтому жить рядом, а тем паче на месте бывшего кургана вредно и для здоровья, и вообще для судьбы. Как сказали бы любители восточной философии - очень плохой фэн-шуй. Так, оказавшийся за оградой частного владения покойного г-на К. и охраняемый государством археологический объект Поречьевский курганный могильник номер 3 стал, по мнению местных жителей, причиной трагического события.

    Скорее всего, г-н К. в этой истории не циничный злоумышленник, наказанный провидением за святотатство, а несчастный человек, случайно получивший такой участок земли, считает Андрей Кириллович Станюкович, заведующий Отделом археологии и этнографии Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея.

    Такие события можно рассматривать и как случайное совпадение. Но поговорите с любым археологом или так называемым копателем, человеком, занимающимся поиском кладов и всяких древностей в земле, и вы удивитесь обилию мистических историй, связанных с древними захоронениями. Вам поведают о сломанных на ровном месте руках и ногах, разбитых автомобилях, непонятных роковых заболеваниях и прочих прелестях. Некоторые археологи-любители пользуются специальными ритуалами, защищающими, как считается, от мести древних, но и это не гарантирует полной безнаказанности. Защита только одна: не трогай древних захоронений, ничего хорошего это не даст, а если вторгаешься в сакральное, то будь готов к самым неожиданным, неприятным, а порой и трагическим последствиям.

    А сегодня курганы не только и не просто сносятся. Строители ищут в них ценности для продажи в качестве антиквариата. По данным профессиональных археологов, за последние 10 лет почти две трети всех захоронений кто-то пытался раскопать с целью наживы. Невежественные копатели (зачастую это подростки) думают найти под слоем земли если не золотые украшения, то, по крайней мере, что-то типа меча или воинских доспехов. По словам Алексея Коршунова, это совершенно глупая затея, потому что славяне не клали в могилу умершего почти никаких ценностей, за исключением, может быть, глиняных горшков и других простейших предметов обихода. Это не связано с их материальным положением, а обусловлено религиозными воззрениями наших предков. Они верили в реинкарнацию, то есть своего рода переселение души. Зачем было класть в могилу ценные вещи (например, меч), если через три поколения умерший мог воплотиться вновь и получить этот же меч из рук своего правнука? Искать в славянских курганах ценности бессмысленно. Для нас, русских людей, эти курганы представляют скорее культурную и духовную ценность, в них покоятся останки наших предков, гены которых до сих пор сохранились в каждом из нас. И не стоит забывать, что нарушать древние могилы отнюдь не безопасно. Даже если ты не веришь во всю эту чепуху, стоит ли подвергать такой опасности себя и своих потомков ведь срок действия проклятия, как принято считать, до седьмого колена. Возмездие может пасть не только на тех, кто непосредственно причастен к разрушению могил, но и на их ни в чем неповинных детей.

    Сейчас строительство на том злополучном месте заморожено. Вдова погибшего предпринимателя ждет, когда пройдет полгода, чтобы вступить в законное наследование участком. Как она им распорядится, и что вообще она предпримет, неизвестно.

    Пока Звенигородский ОВД по представлению Прокуратуры Московской области ведет проверку по факту нарушения законодательства об охране памятников истории и культуры в пос. Поречье. Основанием для проверки стал запрос депутата Государственной думы, известного актера и режиссера Николая Губенко. Ищут, но не могут найти чиновника, поставившего подпись под землеотводом, а тем временем стройка вокруг еще уцелевших курганов продолжается. В центре Поречьевского селища 1-2 возведено монументальное кирпичное здание, склон селища перерезан кирпичной изгородью. Практически полностью уничтожено селище Поречье-3. Оно изрыто бульдозерами, через него и уже упомянутые курганы проложена бетонированная дорога, выкопаны котлован под фундамент здания и канализационный коллектор. Другие курганы, как уже говорилось, завалены отвалами грунта из котлована, а некоторые превращены в свалки для мусора. По грубым подсчетам уничтожено до 2/3 могильника и селища. Почти вся территория памятников огорожена и в самое ближайшее время станет недоступной для обследования.

    Малоисследованное археологами Дунинское городище, расположенное неподалеку от Поречьевского комплекса, уже вплотную обложено новыми коттеджами. В 2003 году к валам городища вплотную примкнула изгородь дачного участка. Городище, как и описанные курганы, находится под охраной государства и, бесспорно, содержит в своем культурном слое очень ценные артефакты железного века. Глубина культурного слоя, в котором могут быть найдены археологические ценности, всего 40 см. Нет никаких гарантий, что Дунинское городище с его валами, рвами и остатками очагов не будет срыто экскаваторами при возведении очередного фундамента.

    При таких темпах застройки через 15 лет все 250 памятников в районе будут либо уничтожены, либо скрыты от глаз профессионалов за неприступными оградами. Археолог Александр Лазукин утверждает, что он был бы только рад, если бы все курганы оказались за оградами частных владений. Но при одном условии что владельцы не будут их разрушать и позволят археологам с ними работать.

    На самом деле курган может стать частью ландшафтного дизайна. А чтобы определить, что это за чудный пригорочек красуется на облюбованном вами участке, стоит обратиться к специалисту прежде, чем отдавать рабочим команду его срыть. Ведь месть умершего за нарушенный покой может оказаться очень жестокой.
    Огромную роль в Битве за Москву оказали рубежи обороны в районе деревни Дунино. Вдоль берега Москвы-реки воссоздана линия укреплений советских войск времен Великой Отечественной войны. Каждый год проводится реконструкция Битвы за Москву.
    В Дунино кроме того находится музей-усадьба М.М.Пришвина.
    И отчеты о прогулке. Кликнув по фото вы попадете на страницу с отчетом.