Имя щелкунчика. Щелкунчик - новогоднее чудо

Балет "Щелкунчик" - настоящий символ Нового года и рождества, такой же, как елка и подарки.
А вы знаете что ему в этом году исполнилось 120 лет!
И эта сказка по многолетней традиции в канун Нового года присутствует в репертуаре различных ведущих театров мира.
Представляете сколько поколений детей ее уже посмотрело!
Из поколения в поколение родители водят детей на этот балет на зимних каникулах.
Для меня этот балет - настоящее воспоминание о детстве.
А когда же и впадать в детство, как не под Новый год?
Падаем?))))
Пусть простят меня знающие балетоманы, но не хочу систематизировать информацию и выдерживать рамки и каноны.
Решила поставить фотографии из представлений в самых разных редакциях, так как пост готовила для маленькой принцессы просто чтобы ее порадовать.
Вот и давайте просто окунемся в сказку!

Краткое содержание балета "ЩЕЛКУНЧИК".

Балет в двух действиях;
либретто М. Петипа по сказке Э.Т.А. Гофмана.
музыка - П.И. Чайковского
Первая постановка:
Санкт-Петербург, Мариинский театр, 1892 год.

Действие первое

Близится Рождество. Невидимые для добропорядочных горожан, Феи желают всем счастья и любви.
В доме господина Штальбаума готовятся к празднику. Малыши получают долгожданные подарки. Они в восхищении от зеленого чуда, украшенного свечами, игрушками и сластями.
Вдруг в гостиной появляется человек в странном наряде, пугающем детей и взрослых.
Это - чудак Дроссельмейер, кукольных дел мастер - крестный Мари и Фрица, детей Штальбаумов. Как всегда, он приготовил сюрпризы. На сей раз это были причудливые марионетки - Паяц, Балерина и Арап. Но Мари не хочется играть. Добрая девочка обиделась на крестного за то, что он всех напугал. Огорченный Дроссельмейер достает еще одну игрушку - неуклюжего, некрасивого, но добродушного Щелкунчика. Детям не нравится уродец. Только Мари бережно прижимает игрушку к себе.
Озорник Фриц отнимает у сестры потешного человечка и...ломает его. Дроссельмейер успокаивает безутешную девочку, чинит Щелкунчика и возвращает его Мари.
Между тем, праздник в разгаре. Захмелевшие взрослые в карнавальных масках становятся похожими на страшных монстров, а добропорядочный танец гроссфатер превращается в нечто угрожающее и полное опасности. А может, так только кажется Мари? В полночь гости расходятся. Убаюканная добрыми Феями, Мари засыпает, прижимая к себе Щелкунчика...
Во сне ли, наяву вдруг девочка оказывается окружена полчищем серых мышей.
А среди них мелькают те самые страшные карнавальные маски, что так напугали Мари на празднике. И что самое удивительное, всю эту армию, кажется, возглавляет крестный Дроссельмейер. Но свершилось чудо: деревянный Щелкунчик вдруг ожил. На глазах у изумленной Мари он стал собирать войско из оловянных солдатиков и пряничных лошадок для ее защиты.
Разгорелся бой, но силы были не равны. Разъяренные монстры все теснее окружали Щелкунчика. Преодолев свой страх, Мари сбросила башмачок и изо всей силы запустила им в самую гущу вражеского полчища. В тот же миг все исчезло, а Мари упала без чувств.
Придя в себя, увидела она Дроссельмейера, но уже не чудаковатого старика, а прекрасного волшебника (ведь в каждом настоящем мастере-художнике скрывается волшебник). Крестный звал в мир вечной радости и красоты.
Правда, чтобы попасть туда, нужно пройти сквозь снежную вьюгу и другие испытания.
Взявшись за руки, Мари и Щелкунчик отправляются в путь.

Действие второе

В городе Конфитюрнбурге все готово к приему гостей. Фея Драже и Принц Оршад, окруженные нарядными сластями и приветливыми куколками, встречают Мари и Щелкунчика. Торжественно посвятив Мари в Принцессы, (а Принцессой здесь может стать только очень добрая и очень храбрая девочка), они открывают бал.
Придворные исполняют для Мари "вкусные" танцы: испанский - "Шоколад", арабский - "Кофе", китайский - "Чай", русский - "Пряники", французский - "Пастила".
И, наконец, танцуют сами повелители царства сластей - Фея Драже и Принц Оршад.
Крестный Дроссельмейер возвращает Мари из волшебного путешествия.
Но девочка никогда не забудет прекрасную сказку, в которой царят добро и красота.


Балет "Щелкунчик" в исполнении американского балета Brandywine Ballet .

Балет "Щелкунчик" в исполнении труппы Английского Королевского Балета.
Хореография: Мариус Петипа и Лев Иванов.
Солисты: Steven McRae и Roberta Marquez.

Эрнст Теодор Амадей Гофман умел быть волшебником!
Историю про Щелкунчика он сочинил, играя с детьми своего друга Хитцтга – Мари и Фридрихом.
Именно они и стали прототипами юных героев «Щелкунчика» - детей советника медицины Штальбаума.
Читатель знакомится с ними, открыв первую страницу гофмановской сказки.
Первая постановка балета "Щелкунчика" П.И.Чайковского состоялась в 1892 году на сцене Мариинского театра.
Мариус Петипа, который собирался сочинять балет, заболел, постановку поручили второму балетмейстеру театра - Льву Иванову.
Балет считали неудачным, он не сохранился (за исключением некоторых танцев). Да и музыка оказалась сложна для постановки.
В дальнейшем крупнейшие русские хореографы ХХ века пытались, каждый по-своему, совместить либретто и свое понимание музыки, придать балету более мистический характер, свойственный сказке Гофмана.
Петипа по ошибке назвал девочку Кларой - это имя в сказке на самом деле носит ее кукла.
В России героине вернули имя, данное ей Гофманом: Мари, или Маша, но на Западе она так и переходит из спектакля в спектакль под именем своей куклы.

Каждый год на сцене Большого театра происходит волшебство, которое дарит нам спектакль «Щелкунчик».
Милая детская сказка превратилась в сценическое действие, полное тайны, мистицизма и волшебства, борьбы сложных и глубоких человеческих чувств.

Эти массовые сцены мне очень понравились - настоящая зимняя сказка!
Легендарная балетная постановка Джорджа Баланчина «Щелкунчик» в исполнении Городского балета Нью-Йорка (New York City Ballet).
Волшебная музыка Чайковского, невероятные костюмы, настоящая ель, которая растет во время спектакля, и, конечно же, известная во всем мире история о девочке Мари и деревянном принце, вместе победивших Мышиного короля.
В постановке участвует более 70 балетных танцовщиков в сопровождении живого оркестра Городского балета Нью-Йорка.
Детские партии исполняют 50 юных танцовщиков из Школы американского балета, официального подразделения Городского Нью-Йоркского балета.

А это фотографии спектакля Cheryl Cencich \ Port Huron, MI - United States \
По-моему, получилась очень красивая сказка!
Ведь каковы бы ни были постановки, нестареющая сказка Гофмана, волшебная музыка Чайковского, зимние сказочные декорации - все это делает «Щелкунчика» бессмертной классикой.
Сказка увлекает сердца в сказочную страну, и балет остается в воспоминаниях маленьких зрителей прекрасным символом новогодних праздников.

А вот такие Дед Мороз и Снегурочка - Щелкунчики.
Для улыбки!)))
Гофман в своей сказке рассказывает о внешности Щелкунчика с большой нежностью.
Наверное, потому, что он смотрит на него глазами милой Мари.
А вот "Словарь немецкого языка", составленный братьями Гримм в середине XIX века, описывает Щелкунчика (Nussknacker) иначе: «чаще всего имеет форму уродливого маленького человечка, в чей рот вставляется орех и колется с помощью специального рычага».
«Родителями» обычных фигурок для колки орехов стали мастера, жившие в Зоннеберге, в районе Рудных гор (Германия).
Довольно быстро деревянные щелкунчики перестали использоваться по назначению.
Их стали делать настолько симпатичными, что со второй половины XIX они стали рождественским украшением интерьера.

И наконец, небольшой подарок - можно представить себя в сказке "Щелкунчик" и попробовать оживить игрушки.
Подсказка - сначала жмякаете мышей на картинку и попадаете прям под елку, а там надо тыцнуть мышей на мишу - прям на брюшко.
Очень важно - в самый-самый центр. Иначе не заведется!)))

П. И. Чайковский «Щелкунчик» Либретто Наталии Касаткиной и Владимира Василёва по мотивам сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

Пролог

В канун Рождества все покрыто искрящимся снегом. Дети Советника медицины Штальбаума, маленький Фриц, Мари, Луиза и ее жених Ганс, вместе с другими горожанами радуются предстоящему празднику. Вечереет. Все спешат на праздник. Порыв ветра срывает с головы Старшего советника суда и крестного детей - Дроссельмейера, - шляпу. Он пытается поймать ее, не уронив чудесные подарки, предназначенные крестникам.

Действие первое

Картина первая: «Ёлка»

В уютном домике Штальбаумов все готово к празднику. Дети изнемогают от ожидания. Наконец, по знаку отца елка вспыхивает цветными огнями. Дети в восхищении от рождественских подарков. Фриц, который так любит маршировать, получил ружье, саблю и барабан. Мари любуется прелестным платьицем.

Взрослые надели маски и разыгрывают перед детьми сказочное представление. Вот гадкая Мышильда (ее изображает господин Штальбаум) приближается к прекрасной Принцессе Пирлипат (супруга г-на Штальбаума) и, улучив момент, касается ее прелестного личика. О, ужас! Мгновенно лицо Принцессы становится старым и уродливым. Тогда прекрасный Принц (г-н Дроссельмейер) бесстрашно бросается на Мышильду. Победа! Былая красота возвращается к Принцессе. Но, слабея, гадкая Мышь царапает лицо прекрасного Принца, и он на глазах у всех становится уродом с огромным ртом и торчащими вперед зубами! Принцесса Пирлипат отказывает своему спасителю в благосклонности и отворачивается от него.

Мари, увлеченная спектаклем, забывает, что это сказка, и со слезами бросается к несчастному Щелкунчику, чтобы утешить его. Дроссельмейер дарит Мари и Фрицу новые игрушки - Танцующую куклу и Полишинеля. Пытаются обратить на себя внимание старая Сломанная кукла и Мишутка. Огорченные неудачей куклы хотят уйти, но Дроссельмейер их возвращает. Дети пытаются познакомить своих любимцев с новыми игрушками. Но что это? Перед детьми танцует Щелкунчик из только что увиденной сказки. Мари радостно бросается к нему, но оказывается, что это Дроссельмейер водит руками и ногами куклы. Крестный дарит Щелкунчика Мари, а воинственный Фриц, надев маску противной мыши, делает вид, что хочет сломать игрушку. Добрая девочка бережно укладывает Щелкунчика вместе с другими подарками под елку.

Рождественский ужин завершается объявлением о помолвке Луизы и Ганса. Поздравить жениха и невесту пришли даже дедушка и бабушка. Праздник кончился. Влюбленные с трудом расстаются друг с другом, дети нехотя отправляются спать.

Картина вторая: «Сон Мари»

В темной гостиной появляется Мари, чтобы еще раз взглянуть на чудесную елку и подарки. Мари засыпает, и елка начинает светиться таинственным светом, а куклы оживают.

С последним ударом часов из-под елки одна за другой выглядывают злые мыши. Последней появляется отвратительная мышь с семью головами, на каждой из которых маленькая корона. Это Принц мышей. Его мать, злая Королева Мышильда, хочет женить сына на Мари. Мари охватывает ужас. Она пытается бежать, но семиглавый Принц мышей ловит ее за руку.

Оживший храбрый Щелкунчик, возглавляя Армию игрушек, вступает в бой с мышами. Щелкунчик пронзает Принца мышей саблей. Разъяренная Мышильда бросается на Щелкунчика, но Мари, отважно защищая своего любимца, кидает в Мышильду подушкой. Мыши разбегаются, а Мари с Щелкунчиком остаются наедине.

Картина третья: «Снежная поляна»

На глазах Щелкунчик превращается в прекрасного Принца. Он признается Мари в любви и ведет ее на заснеженную лесную поляну, где по знаку Дроссельмейера снежинки и снежные хлопья танцуют вальс в честь влюбленных.

Действие второе

Картина четвертая: «Путешествие по Розовой реке»

Счастливый сон Мари продолжается. Прекрасный Принц ведет ее за собой. Влюбленную пару сопровождает Дроссельмейер. Опасность еще не миновала: коварная Мышильда следует за ними. Но Дроссельмейер не подпускает Мышильду к влюбленным и гонит ее прочь.

Принц и Мари - у ворот волшебного города - Конфитюренбурга. Четверо сказочных юношей торжественно встречают их. Появляется Мышильда. Принц бесстрашно принимает бой и побеждает ее. Он слагает к ногам возлюбленной золотую корону мышей. По знаку Дроссельмейера вспыхивает волшебное сияние, и счастливая пара вступает в Конфитюренбург.

Картина пятая: «Город сластей - Конфитюренбург»

Жители волшебного города сластей - Конфитюренбурга - устраивают для Мари и Принца-Щелкунчика необыкновенный праздник. Для влюбленных танцуют Шоколад, Кофе, Чай, а вслед за ними - Дед Мороз, Снегурочка и Снеговик, Пастушки и Трубочист. Дроссельмейер пускается в пляс вместе с жителями Конфитюренбурга, чьи платья и камзолы очень похожи на взбитые сливки. Помолвка Мари и Принца-Щелкунчика завершается пышным вальсом.

Эпилог

Миновала рождественская ночь, а вместе с ней растаял волшебный сон Мари. Начался новый день. Мари и Фриц играют с куклой Щелкунчиком.

Появляется Старший советник Дроссельмейер. Он не один - с ним его юный племянник, как две капли воды похожий на Принца-Щелкунчика из сна Мари. Кукла Щелкунчик остается в руках у Фрица. Мари завороженно идет навстречу молодому Дроссельмейеру, и он заключает ее в свои объятия.

Детство кончилось, они стоят на пороге юности. И кто знает, может, сбудутся грезы волшебной рождественской ночи?

СКАЗКА В МУЗЫКЕ

Пётр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик»

1-е занятие

Программное содержание . Познакомить детей с музыкой балета, с сюжетом сказки. Учить детей чувствовать характер музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали фрагменты из сказки-балета «Лебединое озеро». Давайте познакомимся с другим его балетом – «Щелкунчик».

Щелкунчик - это забавный человечек, который щелкает орешки своими игрушечными зубами. Его принесли в подарок детям среди других игрушек к Новому году. Он был одет в военный мундир. Девочке Мари он очень понравился. Она брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику нетрудно было их расколоть. Но её брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчик сломался. Мальчик швырнул Щелкунчика под ёлку и забыл о нём.

Мари положила Щелкунчика в кукольную кроватку и спела ему колыбельную. Когда праздник закончился и все дети отправились спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчика, взяла его на руки и начала с ним разговаривать, утешать его.

И тут Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства Мышильда. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышиным королём.

Вдруг послышалось шуршание, и изо всех щелей стали вылезать мыши. Их было целое полчище, во главе с мышиным королём. Щелкунчик смело вступил с ними в бой. Ему помогали оловянные солдатики с ёлки.

Дрались они храбро, отважно. Но вот мышиный король подобрался к Щелкунчику, и уже хотел было броситься на него, но Мари увидела это, сняла с ног башмачок и бросила в мышиного короля. Щелкунчик был спасён. Войско мышей разбито. Мари подбежала к Щелкунчику и сказала: «Ты не мог погибнуть, я ведь так люблю тебя».

Тут случилось чудо: Щелкунчик превратился в красивого принца, а Мари повзрослела. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку, и они отправились в его королевство. Это было не обычное королевство, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. В сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки, была здесь и фея Драже. Принц танцевал с Мари. Они были так счастливы!

Теперь, когда вы знаете сказку о Щелкунчике, давайте познакомимся с музыкой балета.

Начнём с танца Мари и принца в его королевстве сластей в конце балета. Послушайте эту музыку. (Звучит запись.) Какая она?

Д е т и. Музыка радостная, нежная.

П е д а г о г. Да, музыка эта счастливая, восторженная, радостная, ликующая и нежная. Зло побеждено. Доброта, преданность, любовь восторжествовали. Мы будем с вами слушать эту прекрасную музыку ещё и ещё раз. А сейчас вернёмся к началу балета.

Новогодняя ёлка наряжена. Дети водят хороводы вокруг ёлочки, рассматривают игрушки на ней, подарки. Звучит марш. (Звучит запись.) Какой это марш по характеру?

Д е т и. Весёлый, шуточный.

П е д а г о г. Да, он напоминает игрушечный, шуточный марш - отрывистый, лёгкий, весёлый. Этот марш чем-то перекликается с другим шуточным маршем П. Чайковского, из его «Детского альбома» - «Маршем деревянных солдатиков». (Исполняет его.) Чем они похожи?

Д е т и. Оба лёгкие, чёткие, отрывистые, как бы игрушечные.

П е д а г о г. В «Марше деревянных солдатиков» мы слышим, как шагают игрушечные солдатики - смело, бодро, но легко: ведь они деревянные, сказочные. Есть у них и свой оркестр, в котором барабанщик играет то на маленьком барабанчике, то на большом (исполняет фрагмент). В марше из балета «Щелкунчик» вы тоже почувствовали сказочность, игрушечностъ, лёгкость (исполняет фрагмент на фортепиано).

Чтобы усилить впечатление детскости, игрушечности, П. Чайковский вводит в оркестр детские музыкальные инструменты - трубы и барабаны (звучит запись).

2-е занятие

Программное содержание . Продолжать знакомить детей с музыкой балета. Учить узнавать прослушанные ранее музыкальные фрагменты, определять характер музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Послушайте фрагмент из балета П. Чайковского «Щелкунчик». Что это за музыка? (Звучит марш.)

Д е т и. Это марш, весёлый, шуточный.

П е д а г о г. Прислушайтесь к смене характера в средней части. Она звучит иначе, чем в начале и конце, возникает другое настроение (звучит фрагмент).

Д е т и. Как будто засверкали на ёлке блестящие снежинки, льдинки, огоньки.

П е д а г о г. Правильно, музыка звучит высоко, отрывисто, похожа на сверкающие огоньки или переливающиеся снежинки, она волшебная, сказочная. Мы чувствуем, что героев сказки впереди ожидают какие-то необыкновенные приключения. Музыка таинственная.

Но потом опять возвращается знакомая мелодия игривого, бойкого марша. Послушайте марш целиком (звучит запись).

А вот как звучит колыбельная, которую Мари пела Щелкунчику, когда дети ушли спать (исполняет колыбельную). Какая это музыка?

Д е т и. Спокойная, ласковая.

П е д а г о г. Да, колыбельная эта напевная, ласковая, мерно покачивающаяся, убаюкивающая (исполняет фрагмент повторно).

Часы бьют двенадцать… Но вдруг послышалось шуршание, скрип, возня. Со всех сторон показались мыши во главе с мышиным королём (исполняет фрагмент). Как звучала музыка?

Д е т и. Музыка таинственная, злая, тихая, осторожная, потом звучит все громче.

П е д а г о г. Мыши подходят все ближе - музыка становится громче, зловещая, страшная. А сейчас послушайте, как отважно и смело сражались Щелкунчик и игрушечное войско с мышами и их королём (звучит запись).

Наконец сражение выиграно. Мари спасла Щелкунчика от смерти, помогла победить мышиного короля, запустив в него свой башмачок. Вы помните, что после этого Щелкунчик превратился в прекрасного юношу-принца и отправился с Мари в путешествие в сказочное царство сластей.

Давайте вспомним танец Мари и принца, который они танцуют в сказочном королевстве. Мы его слушали в прошлый раз. (Звучит запись.)

Музыка такая счастливая, восторженная! Как ещё можно ее охарактеризовать?

Д е т и. Радостная, взволнованная, нежная.

3-е занятие

Программное содержание . Учить детей различать характер музыки, тембры музыкальных инструментов.

Ход занятия:

П е д а г о г. Послушайте фрагмент из балета П. Чайковского «Щелкунчик» и вспомните, что это за музыка (звучит танец Мари и принца).

Д е т и. Это танец Мари и принца.

П е д а г о г. Как звучит эта музыка?

Д е т и. Радостно, счастливо.

П е д а г о г. Прислушайтесь к основной мелодии. Она состоит из спускающихся подряд звуков, которые играют струнные инструменты - виолончели и скрипки, Но как красива эта простая мелодия! Она словно расцвечивается оркестром, звучит красочно, пышно. Звучание арф придаёт ей трепетность, взволнованность (звучит фрагмент).

А теперь прислушайтесь, как меняется характер музыки в разных частях этого танца (исполняется целиком).

Д е т и. В середине музыка звучит тихо, нежно, немного грустно.

П е д а г о г. В средней части мелодию играет деревянный духовой инструмент - гобой, нежно, легко, мягко, светло. Ему вторит другой духовой инструмент - фагот, более низко и сумрачно (звучит фрагмент). А затем мелодию подхватывают скрипки - трепетно, взволнованно. Мелодия как бы рвётся ввысь, звучит все более напряжённо (исполняется фрагмент).

К инструментам присоединяются тромбоны (медные духовые инструменты). Они звучат мощно, резко, угрожающе. Музыка как бы напоминает о пережитых волнениях, страданиях, о борьбе со злыми силами. (Звучит средняя часть.)

И наконец, звучит первая мелодия - торжественно, ликующе. Её ведёт весь оркестр - мощно, уверенно. (Звучит фрагмент.)

Но вот музыка затихает, словно растворяется, звучит зыбко, нежно и таинственно. На фоне «дрожащих» скрипок слышны отрывистые, низкие звуки оркестра.

4-е занятие

Программное содержание . Знакомить детей с вальсами из балета. Учить различать характер, настроение каждого произведения. Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы познакомились с несколькими фрагментами из балета «Щелкунчик», слушали марш, колыбельную, сцену появления мышей и сражения с ними (играет фрагменты).

Вы знаете также замечательную музыку танца Мари и принца в конце балета (исполняет фрагмент).

Сегодня мы послушаем несколько вальсов из этого балета. Мы сравнивали несколько вальсов из балета «Лебединое озеро» - нежный, полётный вальс лебедей и праздничные, торжественные вальсы, которые звучали на балу (играет фрагменты).

В балете «Щелкунчик» тоже есть вальсы. Мы сравним три вальса. Первый называется «Вальс снежных хлопьев». Он звучит в балете, когда принц пригласил Мари посетить его сказочное королевство. Они отправились в путь, и попали в зимний, заснеженный лес. Как звучит «Вальс снежных хлопьев»? (Дети слушают запись.)

Д е т и. Легко, нежно, тревожно, в музыке слышно, как ветер кружит снежинки.

П е д а г о г. Да, в музыке передана картина сказочного зимнего леса, мелькание лёгких, волшебных, сверкающих снежинок, а настроение этого вальса слегка встревоженное, смятённое, но одновременно и светлое.

Мари и принц вместе идут в чудесную, волшебную страну и, конечно, преодолеют все преграды.

Слышите, как звенят в оркестре звонкие треугольники и колокольчики, посвистывают нежные флейты, как будто блестят на солнце пушистые снежинки. Переборы арфы помогают передать картину метели, а «вьюжную» мелодию ведут трепетные скрипки. (Звучит фрагмент повторно.)

Но вот Мари и принц пришли в сказочную страну сластей. В их честь был устроен праздник с танцами. Зазвучал вальс цветов (включает запись) . Какой он?

Д е т и. Праздничный и нежный.

П е д а г о г. Да, во вступлении к вальсу слышна нежная арфа, а мелодия звучит то полётно и призывно (у валторн), то ласково, плавно (у скрипок). Она полна радости и красоты. (Фрагмент звучит повторно.)

В конце балета звучит ещё один вальс (исполняет его). Какой он?

Д е т и. Очень торжественный, праздничный.

П е д а г о г. Да, это самый радостный из трёх вальсов, звучит ярко, пышно, блестяще, радостно-взволнованно. Слышны торжественные удары тарелок, праздничное звучание всего оркестра. А мелодию вальса играют струнные инструменты, полётно, ликующе. А в средней части, прислушайтесь, как радостно, волшебно переливаются, позванивают колокольчики. (Звучит запись - фрагмент средней части.)

Послушайте фрагменты всех трёх вальсов.

5-е занятие

Программное содержание . Знакомить детей с музыкой танцев балета. Учить различать характер пьес, средства музыкальной выразительности. Формировать тембровый слух детей.

Ход занятия:

П е д а г о г. Сегодня мы послушаем новые фрагменты из балета «Щелкунчик». Давайте побываем на празднике в королевстве сластей. Нас встречает фея Драже. (Исполняется фрагмент.) Какая это музыка?

Д е т и. Волшебная, нежная.

П е д а г о г. Она вся переливается, звенит. Таково необычное звучание у музыкального инструмента, который называется челеста. Это французский музыкальный инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный и звенящий звук. П. Чайковский привёз этот инструмент в Россию и первым из русских композиторов использовал его.

Танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством.

Звучат на празднике и несколько других танцев. Испанский («Шоколад») - музыка эта быстрая, огненная, задорная, слышно щёлкание кастаньет. (Звучит запись.)

Затем - арабский танец («Кофе») - медленный, плавный, изящный, нежный, с позвякиванием бубна. (Звучит запись.)

Есть на этом празднике и китайский танец («Чай») - шуточный, словно прыгающий. На фоне низко звучащих фаготов мы слышим свистящую флейту. (Звучит запись.)

Есть и задорный, весёлый, удалой русский народный танец - трепак (звучит запись).

Танец пастушков - один из самых изящных и грациозных номеров балета. В нем спокойный темп, умеренная звучность. Движения танцующих отличаются гибкостью и пластичностью.

Вы можете сами попробовать передать характер каждого танца в движениях, соответствующих настроению музыки. Кому какой танец понравился больше, тот его и будет танцевать. (Дети делятся на группы по нескольку человек, импровизируют движения танцев.)

6-е занятие

Программное содержание . Закрепить знание детьми музыки балета «Щелкунчик».

Ход занятия:

П е д а г о г. Сегодня мы послушаем различные фрагменты из балета П. Чайковского «Щелкунчик». Вы будете называть, какую музыку из этого балета вам хотелось бы услышать. (Дети называют фрагменты, педагог исполняет их на фортепиано или включает запись.)

Можно устроить и концерт-угадайку. Я буду играть вам фрагменты из балета, а вы отвечайте, что это за музыка.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 37 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Чайковский. Балет «Щелкунчик»:
Па-де-де, mp3;
Марш, mp3;
Колыбельная Мари, mp3;
Появление мышей, mp3;
Битва Щелкунчика с мышиным королем, mp3;
Вальс снежных хлопьев, фрагмент, mp3;
Вальс цветов, фрагмент, mp3;
Заключительный вальс, фрагмент, mp3;
Танец Феи Драже, mp3;
Испанский танец «Шоколад», mp3;
Арабский танец «Кофе», mp3;
Китайский танец «Чай», mp3;
Русский танец «Трепак», mp3;
Танец пастушков, mp3;
Чайковский. Детский альбом. «Марш деревянных солдатиков», mp3;
3. Сопроводительная статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Читая сказку, мы переносимся не в тридевятое царство, а в немецкий город Дрезден, и её герои - обыкновенные жители: чиновники, мещане, студенты.

В скучном мире обывателей должность и звание оценивают гораздо выше самого человека.

Но даже самое реальное и обычное переплетается здесь с удивительным и фантастическим. Между двумя мирами мечется незадачливый студент Ансельм, с ним вечно происходят какие-нибудь неприятности…

Ах, сын бедной крестьянки родился уродцем! Почему же все считают его красавцем и мудрецом, великолепным музыкантом и наездником? В крохотном княжестве крошка Цахес становится первым министром и получает звучное имя – Циннобер. Как остроумно автор высмеивает нравы немецкого княжества и его правителя! И только один человек неподвластен чарам карлика – поэт Бальтазар. Кто же одержит победу в борьбе за сердце юной Кандиды?..

А эта сказка впервые появилась в России, как новогодний подарок детям и взрослым, и называлась «Грызун орехов и царёк мышей». Да-да, это знаменитая история о Щелкунчике, злом Мышином короле, доброй девочке Мари и её крёстном Дроссельмейере.

Герои живут по законам двоемирия. Семья встречает Рождество, взрослые любуются красиво украшенной ёлкой, дети получают долгожданные игрушки, особенно им нравятся те, что сделал их крёстный. Этот мир настоящий, обыденный. Но есть и другой мир, мир грёз и фантазий, сновидений и волшебства. И вот между ними исчезает всякая граница! Мечтательная Мари спасает Щелкунчика, попадает в кукольное царство и находит своё счастье…

Автор рождественской сказки «Щелкунчик и Мышиный король» вовсе не думал о писательском поприще. Следуя семейной традиции, он становится адвокатом и приобретает репутацию отличного знатока права. Но юридическая служба не имеет ничего привлекательного и по сути своей становится «тюрьмой» для романтического мечтателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана. А ведь он прекрасно знает музыку, может дирижировать оркестром, сочинять оперу, выступать с докладами на музыкальные темы, писать очерки о композиторах, рисовать карикатуры.

Оставшись без места, он принимает решение посвятить себя литературе, хотя до конца жизни сохраняет восторженную любовь к музыке и живописи. К сожалению, окружающая жизнь была лишена мечты и поэзии. Гофман ненавидит самодовольство, тщеславие обывателей, которые только и думают что о чинах и деньгах. Их и высмеивает писатель в своих сказках и новеллах: «Золотой горшок», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Щелкунчик и Мышиный король».

Вы можете загрузить файл теста по сказке Гофмана на свой компьютер. Никакой дополнительной программы для прохождения этого теста не потребуется, просто введите своё имя и приступайте к ответам на 10 вопросов. Этот тест составил ученик 6 класса Титов Руслан.

«Спрошу я тебя самого, благосклонный читатель, не бывали ли в твоей жизни часы, дни и даже целые недели, когда все твои обыкновенные дела и занятия возбуждали в тебе мучительное неудовольствие, когда все то, что в другое время представлялось важным и значительным твоему чувству и мысли, вдруг начинало казаться пошлым и ничтожным? Ты не знаешь тогда сам, что делать и куда обратиться...»

«Бедная женщина по справедливости могла плакаться на мерзкого уродца, которого родила два с половиной года назад. То, что с первого взгляда можно было вполне принять за диковинный обрубок корявого дерева, на самом деле был уродливый, не выше двух пядей ростом, ребенок, лежавший поперёк корзины, – теперь он выполз из неё и с ворчанием копошился в траве. Голова глубоко ушла в плечи, на месте спины торчал нарост, похожий на тыкву, а сразу от груди шли ножки, тонкие, как прутья орешника, так что весь он напоминал раздвоенную редьку».

«Двадцать четвёртого декабря детям советника медицины Штальбаума весь день не разрешалось входить в проходную комнату, а уж в смежную с ней гостиную их совсем не пускали.

В спальне, прижавшись друг к другу, сидели в уголке Фриц и Мари. Уже совсем стемнело, и им было очень страшно, потому что в комнату не внесли лампы, как это и полагалось в сочельник.

Фриц таинственным шёпотом сообщил сестрёнке (ей только что минуло семь лет), что с самого утра в запертых комнатах чем-то шуршали, шумели и тихонько постукивали. А недавно через прихожую прошмыгнул маленький тёмный человечек с большим ящиком под мышкой; но Фриц наверное знает, что это их крёстный, Дроссельмейер. Тогда Мари захлопала от радости в ладоши и воскликнула:

Ах, что-то смастерил нам на этот раз крёстный?»

Сказку «Щелкунчик и Мышиный Ко­роль» Эрнст Теодор Амадей Гофман написал ещё в 1816 году. С тех пор многие поколения ребят прочитали её, и она поселилась в их сердцах навсегда. Сюжет этой сказки часто вдохновлял художников, композиторов, драматур­гов. На многих театральных сценах идут балеты и спектак­ли «Щелкунчик», а на полках магазинов можно встретить эту сказку с иллюстрациями разных художников.

Прочитайте и вы эту удивительную сказку, оку­нитесь в мир волшебной красоты. А затем ответьте на во­просы викторины.

В семье советника медицины Штальбаума было трое детей. Назовите их имена.

Едва настенные часы пробили полночь, как комнату заполнили несметные полчища мышей. Впереди всех выступала отвратительная мышь. Как выглядел Мышиный Король?

Король радовался, глядя на красавицу дочку. Он танцевал и кричал: «Нет на свете никого прекрасней моей Пирлипатхен!» Кто сделал принцессу Пирлипат безобразной?

Чтобы вернуть былую красоту, принцессе Пирлипат достаточно было отведать ядрышко ореха. Как назывался чудодейственный орех?

Молодой Дроссельмейер помог принцессе Пирлипат обрести прежний здоровый вид. Как принцесса отблагодарила юношу?

Невозможно противостоять вооружённому противнику, если сам при этом безоружен. Откуда у Щелкунчика появилась серебряная сабля?

После победы над Мышиным Королём Щелкунчик пригласил Мари отправиться в сказочную страну. Каким путём Мари удалось попасть в волшебное королевство?

Старший советник суда представил Мари и её семье своего племянника. Кем был этот молодой человек и что он предложил Мари?

Г. Знаменская

«Опасный» сказочник

Гофман был очень талантливым человеком: он писал книги, картины, оперы. А жизнь прожил недолгую, полную лишений и невзгод. Он люто ненавидел коронованных деспотов, чванливых титулованных особ, алчных, изворотливых купцов, мелочных самодовольных мещан. И он не скрывал своей ненависти даже в сказках. Так сказочник Гофман прослыл в Германии начала прошлого века человеком политически неблагонадёжным и даже опасным.

Особую ярость властей вызвали сказки «Повелитель блох», «Золотой горшок», «Житейские воззрения кота Мурра», «Крошка Цахес». Власти решили разделаться с неугодным автором. И тяжело больного писателя подвергли мучительному допросу. Только смерть избавила Гофмана от грозившей ему тяжёлой расправы.

Немудрено, что художника нередко охватывало отчаяние. Поэтому, наверное, во многих его произведениях столько страшного, даже жуткого. Но безотрадной немецкой действительности Гофман пытался противопоставить мир, созданный его фантазией - мир художников, артистов и музыкантов, царство добрых фей и волшебников, отстаивающих справедливость, помогающих тем, кто обойдён судьбой, людям бедным и обездоленным...

Только тогда он и был по-настоящему счастлив, когда творил этот мир - писал, сочинял музыку, стоял за дирижёрским пультом.

Гофман любил детей. Рядом с ними он превращался в чародея, завораживал всех своими чудесными выдумками, сам рисовал забавные картинки. В сказках «Щелкунчик и мышиный король», «Королевская невеста», «Чужое дитя» перед читателями развёртываются захватывающие дух приключения.

В «Щелкунчике» мы принимаем участие в целых сражениях между куклами и напавшими на них мышами во главе с королевой Мышильдой, в финале Щелкунчик ведёт Мари через изюмно-миндальные ворота в волшебное царство сластей. В «Королевской невесте» к юной Анхен назойливо сватается потешный король овощей, Карота Первый, пожаловавший со своей свитой: бобовыми принцессами и салатными принцами, огуречными герцогами, генералами от лука и репы.

Сказки Гофмана вызывают у нас разные чувства, но всегда заставляют задуматься... Ведь, по убеждению их автора, невозможно «вдохнуть душу в сказку», если в неё не заложен глубокий смысл.

Литература

Знаменская Г. "Опасный сказочник". О Э.Т.А. Гофмане / Пионер. - 1980. - №7.

Балет-феерия в двух действиях и трех картинах

Двухактный балет «Щелкунчик» заказан был Чайковскому дирекцией императорских театров в начале 1891 года. Вскоре композитором была получена от Петипа написанная подробная программа «Щелкунчика». А 25 фев­раля Чайковский уже сообщает в одном из писем, что работает над бале­том «изо всей мочи». а в январе-феврале 1892 года к балет был уже готов иполностью инструментован.

Музыка «Щелкунчика» впервые прозвучала 7 марта 1892 года водном из Петербургских симфонических концертов Русского музыкального обще­ства (РМО). По свидетельству брата композитора, «успех нового произведения был боль­шой. Из шести номеров сюиты пять было повторено по единодушному тре­бованию публики».

С успехом прошла и театральная премьера балета, которая состоялась 6 декабря 1892 года в Петербурге на сцене Мариинского театра. Поста­новщиком «Щелкунчика» был Д. Иванов, заменивший уже в начале работы над спектаклем тяжело заболевшего М. Петипа. Декорации первого дей­ствия принадлежали К. М. Иванову, второго - академику живописи М. И. Бочарову. Костюмы готовились по эскизам И. А. Всеволожского. На следующий день после премьеры композитор писал брату: «Милый Толя, опера и балет имели вчера большой успех. Особенно опера всем очень понравилась... Постановка того и другого великолепна, а в балете даже слишком великолепна, - глаза устают от этой роскоши». Но отзывы прессы были далеко не единодушны. Среди высказываний о музыке наря­ду с самыми восторженными попадались и такие: «Щелкунчик» «кроме ску­ки ничего не доставил», «музыка его далеко не то, что требуется для балета» («Петербургская газета»).

Либретто «Щелкунчика» сочинено М. Петипа по известной сказке Э. Т.Гофмана «Щелкунчик и мышиный царь» (из цикла «Серапионовы братья») во французской переработке А. Дюма. Либретто распадается на две весьма обособленные части, разные по стилю и по художественным достоинствам. Первое действие - детские сцены в доме Зильбергауза - органически связано с миром сказок Гофмана, полно своеобразия и тонкой театральности. Второе действие--«царство сластей» - несет на себе заметную печать навязчиво-«роскошной» зрелищности старых бале­тов,нарушаяскромностьисказочнуюусловностьповествованияпоследних глав «Щелкунчика» («Кукольное царство», «Столица»). И только богатство и образная содержательность музыки Чайковского позволяют забыть о зрелищных излишествах этого действия. Как верно заметил Б. Асафьев, композитор преодолевал здесь традиционно балетную «безделушечность », ибо всюду, где можно было, «контрабандой проводил линию симфонического развития» . (Б.В.Асафьев.Избранные труды, т. IV. АН СССР, М., 1955, стр. 107).

По своему общему идейному смыслу «Щелкунчик» Чайковского имеет много общего с другими его балетами: здесь тот же основной мотив пре­одоления «злых чар» победоносной силой любви и человечности. Недоброе, враждебное человеку олицетворено в образах таинственного фокусника Дроссельмейера , совы на часах и мышиного царства. Им противопостав­лен мир детской души,- еще робкой, пугливой, но именно потому особен­но трогательной в своей сердечности и инстинктивном стремлении к добру. Нежная преданность Клары побеждает колдовство Дроссельмейера , осво­бождает из плена прекрасного юношу Щелкунчика, утверждает свет и радость.

Второе действие балета представляет собой разросшийся до грандиоз­ных размеров финальный праздничный дивертисмент. Его основная часть - пестрая галерея характерных танцев, где проявилосьнеистощимое вообра­жение и блестящее мастерство Чайковского. Каждая из характерных ми­ниатюр этой сюиты - новая, своеобразная находка в области инструмен­товки. «Знойное» и томное звучание струнных в восточном танце, пронзи­тельно свистящая мелодия флейты пикколо в игрушечном «китайском» танце, тающие хрустальные аккорды челесты в вариации феи Драже, - все это составляет неповторимую оригинальность и особенную прелесть партитуры «Щелкунчика».

Предметом заботы композитора было изобретение особых тембровых эффектов, могущих передать всю сказочную необычайность второго дей­ствия балета. В связи с этим, видимо, он и обратил внимание на недавно изобретенную тогда челесту. Чайковский был од­ним из первых, кто ввел в симфонический оркестр прозрачный, «тающий», поистине волшебный звук челесты. В «Щелкунчике» наряду с челестой большую роль играют также и другие тембры и тембровые соче­тания (в частности, хор детских голосов в «Вальсе снежинок»), создающие впечатление сказочной фееричности. Характерный колорит вносят детские музыкальные инструменты, использованные Чайковским в сценах укачива­ния больного Щелкунчика (колыбельная из № 5) и битвы мышей с оло­вянными солдатиками (№ 7).

Среди пестрых дивертисментных миниатюр второго действия балета выделяются своей монументальностью «Вальс цветов» и «Pas de deux ». Обе принадлежат к числу выдающихся образцов большого симфонизированного танца Чайковского. В обеих огромная эмоциональность явно не умещается в рамках сюжета и «захлестывает» их подобно бурному потоку. Это особенно ощущается в музыке «Pas de deux » с его мощным и велича­вым мажором в крайних частях и вспышкой скорби в среднем эпизоде.

Партитура «Щелкунчика» вошла в музыкальную культуру как одна из самых драгоценных страниц наследия Чайковского.Здесьс классическойясностьюи полнотойобъединились лучшие черты его музыкальной драматургии и его зрелого симфонического искусства.

Действующиелица:

Президент Зильбергауз

Клара [Мари], Фриц - их дети

Марианна,племянница президента

Советник Дроссельмейер , крестный Клары и Фрица

Щелкунчик

Фея Драже, повелительницасластей

Принц Коклюш [Оршад]

Мажордом

Коломбина

Матушка Жигонь

Мышиный царь

Родственники, гости, костюмированные, дети, слуги, мыши, куклы, зайчики,игрушки,солдатики,гномы,снежинки,феи,сласти, мавры, пажи, принцессы - сестры Щелкунчика, паяцы, цветы и другие.

Музыка увертюры сразу же вводит слушателя в мир образов «Щел­кунчика». Драма разыгрывается среди детей и кукол. Здесь все миниа­тюрно, подвижно, наивно-грациозно, все по-детски конкретно, здесь мно­го веселой и лукавой игры и игрушечной механичности. Изложение двух тем и скромно варьированное повторение их (экспо­зиция и реприза) - такова лаконичная форма увертюры, соответствующая общему выразительному, точному и сжатому стилю детских сцен «Щелкун­чика».

Первая тема - быстрый чеканно-легкий марш, в дальнейшем украшен­ный прозрачными вариационными узорами.В торая тема более напевна и свободно лирична. Ее соотношение с пер­вой ощущается как выразительный контраст«действия» и пылкой детской мечты.

Действие первое

Картина I. Гостиная в доме Зильбергауза .

Сцена подготовки к детскому празднику. Хозяева дома и гости украшают рождественскую елку. Слуги разносят угощение. Все время прибывают новые гости, и оживление усиливается. Бьет девять. При каждом ударе сова на часах хлопает крыльями. Музыка начала сце­ны передает веселую и уютную атмосферу домашнего праздника. Звучит тема боя часов с таинственными аккордами и причудливыми ходами бас-кларнета.

Наконец, елка украшена и освещена. Шумной гурьбой вбегают дети. Они останавливаются, с восторгом любуясь украшениями и ярким светом. Хозяин дома велит играть марши приступает к раздаче подарков.

Шествие юных гостей, получающих подарки, сопровож­дается характерной музыкой «детского марша». Здесь, как и в увертюре, чувствуется миниатюрность и упругая легкость детских движений, наив­ная серьезность и мальчишеский задор. После раздачи подарков начинаютсятанцы.

За коротеньким га­лопом детей следует медленный танец в движении менуэта: вы­ход щеголевато одетых гостей-родителей. После этого исполняется бойкое танцевальное Allegro в ритме тарантеллы.

В зале появляется новый гость - советник Дроссельмейер . Он внушает детям страх. В этот момент снова бьют часы и сова машет крыльями. Дети испуганно жмутся к родителям, но вид иг­рушек, которые принес гость, постепенно успокаивает их.

Таинственный гость велит принести две коробки: из одной он достает большой кочан капусты - это подарок Кларе, из другой - большой пирог, это для Фрица. Идети ивзрослые удивленнопереглядываются. Дроссельмейер улыбаясь велит поставить перед ним оба подарка. Он заводит механизмы, и к великому удивлению детей из капусты выходит кукла, а из пирога - солдат. Ожившие игрушки танцуют.

Новые заводные куклы танцуют «дьявольский танец» с музыкой при­чудливо резкой и немного таинственной.

Дети в восторге; Клара и Фриц хотят завладеть новыми игрушками, но Зильбергауз , опасаясь за целость дорогих подарков, велит унести их. Чтобы утешить детей, Дроссельмейер дарит им новую забавную игрушку - Щелкунчика: этим играть можно.

Вальсообразную музыку первой части сцены сменяет грациозная поль­ка, иллюстрирующая игру с новой куклой. Дроссельмейер показывает, как Щелкунчик ловко раскалывает ореш­ки. Новая игрушка особенно нравится Кларе, она чувствует жалость и нежность к неуклюжему Щелкунчику, она хотела бы забрать его и не отдавать никому. Но родители разъясняют, что кукла принадлежит не ей одной. Клара с ужасом смотрит, как Фриц засовывает Щелкунчику в рот большой орех и зубы бедной деревянной куклы с треском ломаются. Фриц со смехом бросает игрушку. Клара поднимает своего любимца и ста­рается утешить его.

Теперь музыка польки (ее припев) теряет свой игриво-танцевальный характер,онастановитсяпо-детскижалобнойи сердечной.

Девочка укачивает больного Щелкунчика, напевая ему нежную колы­бельную песню, а озорной Фриц с мальчишками то и дело прерывает ее шумом барабанов и труб. В ансамбль, играющий на сцене, входят детские трубы и барабаны. В примеча­нии к партитуре сказано: «Кроме этих двух инструментов, дети в этом месте, а также и в следующем, подобном же, могут производить шум и посредством других употребляе­мых в детских симфониях инструментов, как то: кукушки, перепела, тарелок и т. п.» (П.И.Чайковский.Полноесобр.соч.т.13 (а),стр.131). Эту сцену сопровождает светлая и хрупко про­зрачная музыка колыбельной.

Хозяин приглашает гостей-родителей потанцевать. Следует старинный, тяжеловатый немецкий танец «Гросфатер».

Детям пора спать. Клара просит позво­ления взять с собой больного Щелкунчика, но ей отказывают. Она забот­ливо укутывает любимую куклу и с грустью уходит. В спокойной и ласково-«сонной» музыке звучит тема колыбельнойКлары.

Опустевшую комнату освещает льющийся из окна лунный свет. В доме уже все улеглись, но Клара хочет еще раз взглянуть на больного Щелкун­чика и тихо пробирается в гостиную. Ей страшно. Она осторожно подхо­дит к постели куклы, от которой, как ей кажется, исходит фантастический свет. Бьет полночь,и девочка замечает, что сована часах превратилась в советника Дроссельмейера , который насмешливо глядит на нее. Она слы­шит, как скребутся мыши, и вот вся комната наполняется мышиными шо­рохами и суетливой беготней. Клара хочет взять с собой Щелкунчика и бежать, но страх ее слишком велик, и она беспомощно опускается на стул. Ночные призраки мгновенно исчезают. Музыка ночных блужданий Клары остро тревожна и призрачна, как мелькающие во сне смутные видения. В ней изображены и неверные, дрожащие на полу блики лунного света, и странное превращение совы в фокусника (тема Дроссельмейера в новом причудливом варианте), и тревожно-суетливая мышиная возня.

Скрывшаяся было луна вновь освещает комнату. Кларе кажется, что елка начинает постепенно расти и делается огромной, а куклы на елке оживают. В музыке, этой сцены - грандиозный подъем звучности, нагляд­но иллюстрирующий видение Клары. Вместе с тем это и выражение чувств, вначале робких и скорбных, как страстная мольба о свободе, затем все более и более расцветающих, светлых. Главная тема данного эпизода развивается в виде поднимающихся в бесконечную высоту «ступенек».

Сцена. Война игрушек и мышей. Солдатик-часовой окликает: «Кто идет?» Не услышав ответа, он стреляет. Куклы перепуганы. Часовой будит зайцев-барабанщиков, и они бьют тревогу. Появляются пряничные солдаты, которые строятся в ряды. В мышином войске - оживление. На­чинается первая битва. Мыши побеждают и жадно поедают пряничных солдатиков. Тогда Щелкунчик, несмотря на раны, поднимается с постели и созывает свою старую гвардию: из ящиков выходят и строятся в пра­вильные каре оловянные солдаты. Во главе вражеского войска становится сам Мышиный король. Начинается второе сражение. На этот раз атаки мышей безуспешны. Их король вступает в единоборство с Щелкунчиком и уже готов убить его, но в этот момент Клара бросает в Мышиного ко­роля башмак, а Щелкунчик, воспользовавшись замешательством врага, вонзаетв негосвою шпагу.Мышиное войско в страхе разбегается.Щелкунчик превращается в прекрасного юношу-принца. Он становится на ко­лени перед Кларой и приглашает ее следовать за ним.

Музыка этой сцены рисует все перипетии игрушечной войны. Звучит окрик и выстрел часового, боевая тревога барабанщиков (барабанная дробь исполняется на двухtamburi conglii - детском ударном инстру­менте - «кроличийбарабанчик»), и вот начинает­ся сама баталия, где звуки игрушечных фанфар переплетаются с мыши­ным писком.

После первой атаки музыка выразительно передает боевые призывы Щелкунчика и появление во главе вражеского войска страшного короля мышей. Далее следует второе сражение, еще более азартное, но внезапно обрывающееся. Светлая концовка рисует чудесное превращение Щелкун­чика в принца.

Гномы с факелами выстраиваются под деревьями. Они приветствуют Клару и сопровождающего ее прекрасного юношу. Звучит музыка светлого Andante , напоминающая по постепенности нарастания звуковой силы и яркости красок эпизод «видения» Клары из предшест­вующей картины.

Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся. Постепенно метель ути­хает, свет луны искрится на снегу. В этом эпизоде танцевальность соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны кру­жение снежинок. Вместе с тем - это и «картина настроения», где выра­жены тревога и очарование волшебного сна Клары. Замечательна главная, беспокойно мелькающая тема вальса.

Средняя часть вальса ярко контрастна. Сумрак тревожной ночи вдруг рассеивается, и звучит чудесное светлое пение детских голосов (хор за сценой).

Мелодия хора повторяется несколько раз и сопровождается фантастиче­ски красочными вариациями оркестра. Колорит музыки все время светлеет и доходит до предельно воздушной звучности в последней вариации с хру­стальными звонами треугольника. Вальс завершается широко развитой ко­дой, где главная темапроходит уже в мчащемсяритме галопа.

Действие второе

Началу действия предшествует симфониче­ское введение. Праздничная музыка переливается радужной игрой красок и воздушными струящимися пассажами арф и челесты. Развитие этой му­зыки, все более и более светлеющей и искрящейся, иллюстрирует следую­щую сцену.

В сказочном царстве сластей ожидают возвращения принца Щелкунчи­ка вместе с его избавительницей Кларой. Готовится пышный праздник. Фея Драже, сопровождающий ее принц Коклюш и свита выходят из са­харного павильона. Феи и различные сласти кланяются ей, серебряные солдатики отдают ей честь. Повелительница фей просит оказать гостям достойный прием.

По реке из розовой воды в золотой ладье приплывают Клара и принц Щелкунчик. Звучание оркестра создает впечатление свер­кающих на солнце водяных струй. В программе, которой руководствовался композитор, эта сцена описана так: «Река розовой воды начинает заметно вздуваться и на ее бушующей поверхности пока­зывается Клара и благодетельный принц в колеснице из раковины, усеянной каменьями, сверкающей на солнце и влекомой золотыми дельфинами с поднятыми головами. Они (дельфины) выбрасывают вверх столбы сверкающих струй розовой влаги, падаю­щих вниз и переливающихся всеми цветами радуги». Здесь, согласно программе, «му­зыка ширитсяи прибывает, какбушующиеструи».Гостей встречают маленькие мавры в костюмах из перьев птицы колиб­ри и изумрудно-рубиновые пажи с факелами. Их радостно приветствуют фея Драже со свитой, принцессы - сестры Щелкунчика и мажордом в костюме из золотой парчи. Сцену встречи гостей иллюстрирует новый му­зыкальныйэпизод:изящно-приветливый танецвдвижениивальса.

Щелкунчик представляет сестрам свою спутницу. Он рассказывает о битве с мышиным войском и о своем чудесном избавлении, которым он обязан одной лишь Кларе. Музыка рассказа Щелкунчикаисполнена пылкого воодушевления. В средней части, где вспомина­ются события тревожной ночи, вновь звучит тема «войны мышей и солда­тиков».

Трубные сигналы возвещают начало празднества. По знаку феи Дра­же, появляется стол с роскошными яствами. Мажордом распоряжается о начале танцев.

Бравурный,блестящийтанецвис­панском стиле. Главная тема у солирующей трубы.

На монотонном, едва мерцающем фоне (выдержан­ные квинты у виолончелей и альтов) вырисовывается нежная мелодия скрипок. Композитор использовал здесь мелодию грузинской народной колыбельной песни «Иав нана » («Спи, фиалка»), запись которой была им получена от М. М. Ипполитова-Иванова . Это мир «знойной», изысканной и завораживающей лирики медленных восточных танцев. По определениюлибреттиста, «сладостная, чарующая музыка».

Сохраняя неизменный басовый фон, композитор обогащает музыку все новыми и новыми красочными подробностями и чудесными мелодическими узорами. В средней части танца появляются изысканные хроматизмы и ха­рактерные для восточной музыки тонкие колебания ладовых оттенков. В ре­призе красиво звучит соединение главной темы (в густом вибрирующем го­лосе струнных) и томных хроматических ходов гобоя: словно одинокий го­лос задумчиво импровизирует на тему песни.

Музыка необычайно характерна по подбору тембров и изложению. Отры­вистые терции у низких фаготов и на этом фоне пронзительно свистящая мелодия флейты пикколо с колким и прыгающим продолжением у струн­ных pizzicato - все это создает впечатление оригинальной комической игрушечности . Кажется, будто пляшут смешные фарфоровые статуэтки.

Живой, ярко-темпераментный танец в русском народном стиле. К концу - убыстряется и заканчивается настоящим вихрем плясо­вого движения.

По замыслу либреттиста, игрушечные пастушки «танцуют, играя на дудочках, сделанных из камыша». Замеча­тельной находкой композитора является главная тема танца: пасторальная мелодия трех флейт. Ее красота неотделима от природы инструмента: буд­то сама душа флейты вселилась в эту музыку, легкую и подвижную, как ветерок в«звонких скважинахпустого тростника».

Быстрый и остро ритмованный танец Полишинелей, за которым следует более умеренный по темпу комический танец Мамаши Жигонь с ее детишками, вылезающи­ми из-под юбки;далее - общий групповой танец на музыке Полишинелей.

Маленький человек в золотой парче (мажор­дом) ударяет в ладоши: появляются 36 танцовщиц и 36 танцовщиков, оде­тых цветами. Они несут большой букет, который дарят жениху и невесте. После этого начинается общий большой вальс.

«Вальс цветов» наряду со следующим «Pas de deux », является вершиной праздничного дивертисмента «Щелкунчика». Вальс на­чинается вступлением с большой виртуозной каденцией арфы. Главная те­ма поручена валторнам. Господствуя на протяжении всего вальса как выражение его основного настроения - пышной и торжественной праздничности,- эта тема слу­жит, однако, лишь первой ступенькой в той лестнице мелодических кра­сот, которую воздвигает здесь фантазия композитора. Уже в середине пер­вой части вальса музыка становится более певучей. Во второй (централь­ной) части композитор одарит нас новыми, еще более широкими и мелоди­чески увлекательными темами: мелодия флейт и гобоев (в начале этой части) и продолжающаяеелирически-насыщенная мелодия виолонче­лей. После повторения первой части вальса (репризы) следует заключение, где знакомые темы развиваются, приобретая еще более оживленный и бурно-праздничный характер.

Сцена начинается «колоссальным по эффекту» (М. Петипа) Adagio . Значительность этого Adagio - не только и не столько в его объеме и внешней монументальности звучания, сколько во внутренней эмоциональной наполненности и содержательности, в мощной силе симфонического разви­тия. Только благодаря этим свойствам Adagio драматургически «побежда­ет» рядом с пышным и, казалось бы, кульминационным по эмоциональности «Вальсом цветов». Первая тема Adagio - светлая, торжествующая. В средней части звучит мелодия красивой элегической песни. Этот простой лирический напев служит началом новой, наиболее богатой фазы симфонического развития. В процессе развития элегический образ ста­новится все более и более активным и, вместе с тем, скорбно-драматиче­ским.

В суровом звучании труб и тромбонов проходит тема первой части Adagio : теперь она приобретает новый облик, напоминая столь типичные дляЧайковского темы мрачныхи неумолимых«приговоровсудьбы». Третья часть Adagio - повторение первой в новом, еще более светлом и нарядно-праздничном изложении с широким умиротворяющим заключе­нием.

За Adagio следуют две сольные вариации и общая кода.

Вариация танцовщика - тарантелла с необычным для этого кипучего танца отпечат­ком мягкой грусти.

Вариация балерины - Andante с прозрачным, «тающим» звучанием че­лесты- одна из самых удивительных колористических находок Чайковского. Замысел этой пьесы отчасти подсказан программой Петипа, который хотел, чтобы здесь слышалось «падение капель воды в фонтанах». У Чай­ковского образ, как всегда, получился более психологическим, чем изобра­зительным. Внешняя холодноватость , таинственная приглушенность чув­ства, а где-то в глубине трепетное волнение, тревожная настороженность - так хотелось бы определить сложное эмоциональное содержание этой лири­ческой миниатюры. В ней, как и во многих эпизодах балета, проявляются богатство, многосторонность замысла «Щелкунчика»: сквозь невинную сказку, детскую идиллию, пестроту театрального зрелища просвечивают глубокие пласты правды жизни - светлую мечту оттеняют первые трево­ги, в кипение молодых сил вторгаются скорбь и горечь.

– танцуют все участники предыдущей сцены.

и апофеоз. Общий заключительный танец всех участвующих - «увлекающий и горячий» (М. Петипа).

Вальс переходит в безмятежно светлую музыку апофеоза, завершающего весь-балет.

©Инна АСТАХОВА

По материалам кн.: Житомирский Д . Балеты П.И.Чайковского. Москва, 1957.