Конспект логопедического занятия "дифференциация парных согласных звуков д и т". Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков т-д для детей старшей группы Звуки д т конспект логопедического занятия

Конспект занятия по произношению в старшей группе

(Проводилось на родительском собрании)

Подготовила и провела Кузьмина Татьяна Вячеславовна ,

учитель-логопед

г.Мичуринск Тамбовской области

Тема занятия: «Дифференциация звуков т – д ».

Цель:

1. Закрепление правильного произношения звуков т, д.

2. Сравнение звуков т, д, их дифференциация.

3. Словарная работа по теме «Дом».

4. Закрепление навыка анализа односложных слов.

5. Составление предложений с предлогами.

Оборудование: доска, наборное полотно, наборы для схем, игрушка телефон, макет дома, кукла, игрушка обезьянка.

Ход занятия

I. Оргмомент . У детей картинки, начинающиеся на гласные звуки. Садятся по инструкции. Сначала те, у кого в слове первый звук а, у, и, о, э.

Повторяется термин «гласный звук».

II. Основная часть .

1. Постановка цели.

Логопед показывает макет дома, спрашивает, что это? (Это дом) Дети хором и по одному произносят слово дом. Определяют первый звук в слове дом – д. Далее показывает детям обезьянку и говорит, что ее кличка Том. Дети проговаривают это слово, определяют первый звук. Логопед сообщает, что сегодня будем говорить про звуки т, д.

2. Сравнение звуков т, д.

Дети называют эти звуки, вспоминают, что их петь нельзя. Эти звуки – согласные. Звук т – глухой, звук д – звонкий (проверяют, что делает голосок, звенит или спит).

Игра «Испорченный телефон» (преобразование слогов). говорит детям, что в нашем доме провели телефон, только он путает звуки т, д, показывает, как работает телефон. Затем дети сами преобразуют слоги та-ту-то-ты в слоги да- ду-до-ды.

3. Называние слов со звуками т, д.

Игра «Волшебный кубик».

На наборном полотне 4 окошка красного, зеленого, желтого и синего цвета. Вызванный ребенок подбрасывает кубик и открывает окошко того же цвета, что и верх у подброшенного кубика. При этом составляет фразу (я открываю красное окошко). Достает картинку, определяет, какой звук есть в слове (т или д) и ставит ее на нужную полочку. (На первой полочке картинка дом, на второй обезьянка Том).

4. Анализ слова Том.

Работа по звуковой линейке.

Логопед произносит слово, открывая при этом окошечки – звуки на линейке.

Дети определяют, что открылось и загорелось три окошка, значит в слове Том 3 звука. Окошки надо заполнить кружочками – звуками.

Какой первый звук? (Т) Какой это звук? (согласный) Каким кружком будем обозначать звук т? (синим) Поставим синий кружок в первое окошко.

Какой звук слышится в конце слова? (м) Какой это звук? (согласный) Каким кружком будем обозначать? (синим)

Два окошка заполнили, осталось одно в середине. Смотрите внимательно на мой рот, он вам подскажет. (Т-о-о-о-м) Какой звук показали мои губы? (о) Да, губки круглые при звуке о, значит второй звук о.

Сколько всего звуков? (три: гласных-1, согласных-2)

5. Логопед обращает внимание на дом и предлагает поиграть в игру «Кто больше знает частей дома»

Дети соревнуются, называя окна, стены, потолок, двери, полы…

6. Заучивание стихотворения «Тома».

Логопед обращает внимание на девочку, дети придумывают ей имя (имя начинается со звука т – Тоня, Таня, Тома)

Дома баба, дома дед

Только Томы дома нет

Где же наша Тома?

– Она стоит у дома.

7. Составление предложений с предлогами «Где Тома?»

Логопед ставит куклу за домом, в доме, перед домом, около дома, а дети составляют предложения. (Тома стоит около дома)

8. Соревнование команд «Кто больше знает слов со звуками т, д».

Сначала дети по очереди придумывают слова со звуком т, затем д. Слова не повторять. За каждое слово – фант. Побеждает команда, больше назвавшая слов на оба звука.

9. Дома дети придумывают слова со звуками т, д.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

с группой учащихся 1-го класса, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

Провела: учитель-логопед логопедического пункта при ОШ I-III ст. № 15 г. Макеевки

Долматова Л.Д.

Тема: Дифференциация парных согласных звуков Д и Т.

Слова-признаки.

Лексическая тема: Времена года .

Цель:

    уточнять и сравнивать артикуляцию и звучание звуков Т-Д, соотносить их с буквами;

    развивать навыки звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза слов со звуками Т-Д;

    развивать умение учащихся ориентироваться в пространстве;

    уточнять и расширять словарный запас;

    развивать связную речь.

Оборудование: картинки времен года, предметные картинки, дидактический материал, алгоритм «Времен года», слоговая схема.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

    Ребята, сегодня на занятие к нам приехали гости. Давайте сядем на свои места и познакомимся с гостями.

    Сядет тот, кто назовёт название времён года на картинках. Рассмотрите картинки и

определите, какое время года изображено на каждой из них.

    А сейчас какое время года? (зима).

II. Основная часть.


    Ребята! К нам в гости приехали из сказочного леса веселые братья гномики. Одного зовут Т оник, другого Д оник. Они приехали узнать, чему мы уже научились на занятиях и, конечно, многому у нас поучиться.

    Характеристика звуков Т-Д.

Т оник и Д оник считают, что у них одинаковые имена. Так ли это? Давайте попробуем определить, в чем разница в этих именах.

    Правильно, первые звуки имен разные. Назовите эти звуки.

    Теперь давайте вспомним характеристику звуков Д и Т .

    Произнесите звуки Т и Д . Что делают губы? Зубы? Язык? (Язык стучит в верхние зубы, рот приоткрыт, губы улыбаются).

    Положите руку на горлышко и послушайте, звенит ли горлышко при произношении звука Д ? С голосом или без голоса произносится этот звук? (с голосом, звонкий).

    А теперь произнесите звук Т и послушайте, звенит ли горлышко при произношении этого звука? (нет). Звук произносится без голоса (глухой).

    Чем они отличаются? (звук «Т» – глухой, а звук «Д» – звонкий)

    Чем похожи звуки? (Язык стучит в верхние зубы, губы улыбаются, воздушная струя встречает препятствие, оба звука согласные. Могут быть твердыми и мягкими).

2. Соотнесение звука и буквы.

    Звуки на письме обозначаются чем? (буквами)

    Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв и составьте эти буквы.


Буква Д как этот дом, Т в антенну превратилась

Долго жить мы будем в нём. И на крыше очутилась

3. Дифференциация звуков в слогах. Поможем Тонику и Донику разобраться в схеме.


Рассмотрите схему, составьте и прочитайте слоги. Что такое слог?

Запишите слоги парами по звонкости – глухости запись на доске.

Укажите в них наличие звуков, изучаемых на занятии.

4. Определите, какой звук в слове - Д или Т и место звука в слове. Помогите Тонику собрать картинки со звуком Т, а Донику – со звуком Д:

Подарок, стакан, катушка, станок, ворота, дом, садовник, почтальон, художник, продавец, корыто. Объяснить значение каждого слова. Придумать с этими словами предложения.

5. Дифференциация звуков в словах.

    Сейчас поиграем с братьями гномиками в игру «Что где находится?»

    Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять буквы Т-Д.

Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус .


    А теперь давайте к каждому слову поставим вопрос: Какая? Какое? Какие?

6. Игра «Буквы убежали». Помогите гномикам найти сбежавшие буквы из слов:




7. Работа с предложением.

а) Помогите гномикам ( составить и записать словосочетания и предложения ):

Назвать слова-признаки .

б) Прочитайте предложения , выбирая из скобок подходящие по смыслу слова. Назовите

непонятные слова.

8. Физминутка

Руки вверх мы поднимаем,

Никого не задеваем:

Повернулись влево, вправо

Наклонились и поднялись,

Потянулись, улыбнулись.

И на место опустились.

9. Работа с текстом. Гномики принесли нам новые задания. Тоник принес нам текст, а Доник хочет услышать от вас маленький рассказ:

а) Прочитайте текст, заменяя синие фишки буквой Т, а зелёные фишки буквой Д.

Нас_ала осень. Солнце све_и_ _ускло. _уе_ холо_ный ве_ер. Час_о и_у_ _ож_и.

_ни с_али коро_кие.

    О чём текст? О каком времени года?

б) Посмотрите на алгоритм (уточняется значение слова «алгоритм») «Времен года».

Отвечая на вопросы из таблицы, составьте короткий рассказ о Зиме.

III . Итог занятия.

    Ребята, какие вы молодцы! Вы научили гномиков различать звуки и буквы Д и Т . Научили выделять эти звуки в словах и предложениях. Научили составлять короткие рассказы. Тоник и Доник принесли вам маленькие подарки за хорошую работу (дети получают картинки с раскрасками на звуки Д и Т).

VI . Домашнее задание.

Выучить стихотворение и записать его по памяти подчеркивая буквы Д и Т.

Жил в Одессе черный ко_

Он залез на парохо_,

С удовольствием в буфете

Съел с колбаской бутербро_ .

Конспект логопедического занятия

«Дифференциация звуков [д] - [т] и букв Д - Т»

Цель:развитие фонематического анализа, представления, языкового анализа и синтеза, совершенствование навыков дифференциации звуков и букв Д-Т в устной и письменной речи, развитие пространственной ориентации, развитие памяти, внимания, мышления.

Оборудование: карточки с заданиями, презентация

Ход занятия:

Орг. Момент.

Ребята, посмотрите внимательно на картинки и назовите их. Какими звуками отличаются эти слова? (Звуки д - т)

Характеристика звуков:

Давайте дадим характеристику нашим звукам . Звуки согласные. Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука д? (Дрожит.) С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом) А теперь произнесите звук т и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (не дрожит) Значит, звук произносится без голоса. Какой вывод можем сделать? Вывод:

Т-согласный, твердый, глухой, произносится без участия голоса.

Д- согласный, твердый, звонкий, в произношении учувствует голос.
Молодцы!

Посмотрите на карточки, составьте слоги и прочитайте их

«Буква потерялась»

Вставьте пропущенные буквы д или т в слова

Упломос___

Кус___ы___руба

Ве___ро___вери

Вам нужно закрасить квадратик, соответствующий месту звука [Д] или [Т] в слове-названии картинок. Карандаш какого цвета нам понадобится? (синего)

Названия картинок: бант, топор, торт, утка, дыня, кеды.

Вставить слоги в слова и записать их в тетрадь

Да или та

Бе______бун

Ва___утя___

Во___горо___

Ду или ту

Ман___рист

Бок___дочка

Физминутка

Если нравится тебе.

Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленями).

Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).

Если нравится тебе, то ты скажи: "Хорошо!"

Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

Если нравится тебе, то делай все.

Измени слова по образцу (игра с мячом)

Лёд – льды

Го(д) – годасле(д) – следысала(т) - салаты

Ро(т) - ртыпара (д) – парадызака(т) - закаты

Сейчас поиграем в игру “Что где находится?”

Отгаданное слово нужно записывать в тетрадь, и выделять буквы, с которыми мы сегодня работаем.

Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки,

Что находится в верхнем левом углу? Какой звук слышим в этом слове? Капуста. В слове капуста слышу звук т, он согласный, глухой, значит, пишу букву тэ, выделяю букву тэ,

Разделы: Начальная школа

  1. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков д, т .
  • учить детей дифференцировать звуки,обогащать словарь детей;
  • развивать навыки слогового анализа и синтеза; закреплять знания языковых норм;
  • способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков). Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование:

  • Карточки с артикуляционной гимнастикой; буквы т, д ;
  • предметные картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус, уточка, удочка;
  • карточки со словами: уточка, удочка.

Ход занятия

1. Организационный момент

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать.
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем проговаривать все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

– Для того чтобы нам красиво говорить мы должны сделать артикуляционную гимнастику.

2. Артикуляционная гимнастика

Упражнения “Маляр”

“Лягушка и слоненок”

“Качели”

– Молодцы вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе.

3. Развитие фонематического восприятия

Рассмотрите предметные картинки и назовите их.

– Сколько звуков в этих словах? (6 звуков .)

– Это очень похожие слова уточка-удочка.

– А чем они различаются? (Второй звук т , в слове уточка. )

– В слове удочка второй звук д .

– Какой второй звук в слове уточка ? (Звук т. )

– А какой второй звук в слове удочка ? (Звук д. )

На доску вывешивается слова, уточка – удочка .

– Посмотрите, поменяли одну букву, а изменилась все слово.

– Сегодня мы будем учиться различать эти звуки т, д и буквы тэ , дэ для того, чтобы на письме их не путать.

4. Сравнительная характеристика звуков.

– Дайте характеристику нашим звукам.

Произнесите звуки т и д . Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково. )

– Как произносим эти звуки? (Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух “взрывом” разрушает эту преграду. Звуки согласные. )

– Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука д ? (Дрожит .)

– А теперь произнесите звук т и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (Не дрожит. )

– Какой вывод можем сделать?

Т – согласный, глухой, произносится без участия голоса.

Д – согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.

5. Соотнесение звука и буквы

– Звуки на письме и при чтении обозначаются чем? (Буквами. )

– Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв и составьте эти буквы, тэ , дэ .

– Скажите, если поставить согласный и гласный звуки вместе, то, что они образуют? (Слог. )

6. Дифференциация звуков в слогах

– Рассмотрите схему, составьте и прочитайте слоги. Запишите слоги парами по звонкости/глухости (запись на доске ). Укажите в них наличие звуков изучаемых на занятии.

– ТА, ТО, ТУ;

– ДА, ДО, ТУ;

– А что образуется из слогов? (Слова. )

– Откройте тетради 2 строчки вниз и запишите сегодняшнее число.

7. Дифференциация звуков в словах

– Сейчас поиграем в игру “Что где находится?” (Приложение 1 .)

– Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять букву, с которыми мы сегодня работаем.

Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус.

– Что находится в верхнем левом углу? Какой звук слышим в этом слове? Капуста. В слове капуста слышу звук т, он согласный, глухой, значит, пишу букву тэ , выделяю букву тэ , рисую колокольчик без язычка.

– Что находится в правом нижнем углу? Какой звук слышим в этом слове? (Стул .)

– Что находится над домом? Какой звук слышим в этом слове? (Дыня. )

– Что находится слева от дома? Какой звук слышим в этом слове? (Карандаш. )

– Что находится между карандашом и стулом? (Дом .)

– Что находится под тарелкой? (Ведро .)

– Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Скажите, что образуют слова, связанные между собой по смыслу? (Предложения. )

8. Дифференциация звуков в предложении

– Составьте из предложенных слов предложения и подумайте, какой рассказ может получиться из этих предложений.

У, дом, в, дедушки.

Около, деревни, пруд.

Летом, Тема, был, у, дедушки.

– Прочитайте, что у вас получилось. Запишите каждый свое предложение в тетрадь и найдите в нем наши.

Буквы выделите, их как мы это делали в словах.

Предложения, связанные между собой по смыслу образуют что? (Рассказ .)

Давайте попробуем поставить, наши предложения так чтобы получился рассказ.

У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тема был у дедушки.

– Придумайте продолжение нашему рассказу.

Вариант 1

Он ходил летом на рыбалку. В пруду водилось много рыбы. Тема любит отдыхать летом в деревне.

Вариант 2

Дедушка подарил Теме удочку. Мальчик каждое утро ходил на рыбалку. Рыбу он отдавал коту Ваське. Мальчик очень любит рыбалку.

– Как можно озаглавить наш текст.

9. Итог занятия

– Какие звуки учились различать на занятии? (Т, д .)

– Дайте краткую характеристику этих звуков? (Т – согласный, глухой, произносится без участия голоса. Д – согласный, звонкий, в произношении учувствует голос .)

– Для чего мы учились различать эти звуки? Чтобы писать без ошибок.

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ

ЗАНЯТИЙ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ Д - Т

У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

Занятие №1

Тема. Дифференциация звуков д и т в словах.

Цели. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков д и т ;

выделение звуков д и т из начала и середины слова, развитие

навыков фонематического анализа и синтеза слов со звуками

д и т .

Оборудование: предметные картинки, зеркало, мяч.

Ход занятия.

I Организационный момент.

II Работа с картинками: уточка и удочка . Сравнение звукового состава

III Сравнение артикуляции и звучания звуков д и т .

Делается вывод, что звук д произносится с голосом, он звонкий. А

Звуки соотносятся с буквами д и т разного цвета.

IV Дифференциация звуков д и т в слогах.

1) Образуйте слоги. Прочитайте их.

2) Игра с мячом. (Логопед кидает мяч ребёнку и называет слог со звонким согласным, ребёнок - с глухим. И наоборот.)

да – та ду – ту то – до

ды – ты до – то ту – ду

V Дифференциация звуков д и т в словах.

1) Распределите картинки под буквами д и т .

Картинки: дом, дым, туфли, дыня, тапочки, радуга, ведро, лопата, тыква.

2) Прослушайте слова, назовите какой звук д или т

а) стоит в начале слова: дом, туфли, дым, Тома, доля, труд, дружба, думать

б) в середине слова: петух, ветка, вёдра, погода, посуда, победа.

3) Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками они отличаются?

дом – том дочка – точка

дачка – тачка душ – тушь

VI Дифференциация звуков д и т на письме.

Вставить пропущенные буквы д или т .

Предлагаются слова: моло…ок, гра…усник, ве…ро, пар…а, капус…а,

VII Игра в лото. Детям предлагаются карточки с изображением четырёх

предметов, содержащих звуки д и т . Логопед называет слова, дети опре-

деляют, какой звук – д или т в слове, и закрывают картинку соответству-

ющей буквой.

VIII Подведение итогов занятия.

Занятие №2

Тема. Дифференциация звуков д и т в предложениях.

Цели. Уточнение и сравнение артикуляции звуков д и т ;

развитие сложных форм фонематического анализа

слов в структуре предложения, слогового анализа и

синтеза, навыков анализа предложений; закрепление

формы Т.п.

Оборудование: предметные картинки, сюжетные картинки,

тетради, карточки с буквами.

Ход занятия.

I Организационный момент.

II Уточнение и сравнение артикуляции звуков д и т .

III Дифференциация звуков д и т в словах.

Поднимите букву д или т , если услышите в слове соответствующие звуки.

Слова: фартук, тарелка, радуга, тыква, дыня, путник, бидон, заводы,

пальто, дорога, лопата.

Определите место звука в слове.

IV Дифференциация звуков д и т в словосочетаниях.

Составьте и запишите словосочетания по картинкам со словами: длинная, зимнее, усталый.

Длинная дорога.

Усталый путник.

Зимнее пальто.

В каких словах слышатся звуки д , т ? Назовите соседей звука д , т .

V Дифференциация звуков д и т в предложениях.

1. Закончить предложение, подобрав подходящее по смыслу слово.

Определить различие слов по значению и звучанию.

(Детям раздаются карточки.)

дачка – тачка

Летом мы жили на маленькой … .

Толя возил кирпичи на … .

дочка – точка

В конце предложения надо поставить … .

Мама вела за руку маленькую … .

2. Закончить предложения, используя картинки.

Даша рисует цветными … .

Дрова рубят … .

Рыбу ловят … .

(Слова анализируются, выделяются звуки д или т , определяется место звука в слове, соседи звука. Составляется схема одного из предложений.)

VI Подведение итогов занятия.