Описание лувр. Где находится Лувр, в каком городе

Один из самых посещаемых в мире музеев с грандиозной коллекцией художественных произведений ежегодно проводит по своим залам несколько миллионов посетителей. Попасть в Лувр не так уж и просто, для этого придется преодолеть препятствие в виде очереди таких же жаждущих культурного просвещения. Но ожидание стоит того. Коллекции, которые хранятся в стенах музея, просто бесценны.

Где находится Лувр

Лувр находится в городе Париж, на правом берегу реки Сены , на одной из центральных улиц Риволи. Снаружи он представляет собой огромный дворец с богатыми декорациями, который и сам по себе имеет огромную культурную ценность в истории французской архитектуры.

Главный вход в музей находится в стеклянной пирамиде, возвышающейся на площади перед дворцом в окружении красивых фонтанов. Однако есть и другой, менее известный вход. На одном уровне с билетными кассами пирамиды находится торговый центр Карусель де Лувр, откуда также можно попасть в художественную сокровищницу Парижа.

Краткая история музея

В начале XII века Франция подвергалась набегам викингов, грабившим и опустошавшим всё на своём пути. Захватчики проникали в города через незащищенные границы, леса и реки. Чтобы уберечь столицу, раскинувшуюся на берегах полноводной и очень удобной для захватнических маневров реки Сены, король Филипп-Август повелел построить на ее правом берегу фортификационную крепость-замок с башней донжоном. Крепость служила для наблюдения за низовьями Сены, а башня в то время использовалась в качестве хранилища королевской документации. Так началась долгая, насыщенная событиями история создания Лувра в Париже. В XIV веке в замок переезжает Карл V, сбежавший из резиденции в Сите подальше от бунтов и народных волнений. Он несколько видоизменяет облик крепости и делает из нее королевские апартаменты.

Следующая волна преобразований налетела на дворец во времена Возрождения, когда Франциск I приказал разрушить стены крепости и Большую башню, чтобы замок внешне стал похож на дворцовую резиденцию монархов. При правлении Генриха II по указанию августейшей супруги Екатерины Медичи была построена галерея, соединяющая Лувр с дворцовыми апартаментами Тюильри. На протяжении практически всей своей истории дворец постоянно подвергался каким-то реконструкциям, каждый монарх подстраивал его внешний и внутренний облик под свои видения прекрасного.

Во времена правления Короля-Солнце Людовика XIV о Лувре на время забывают, так как резиденция монарха переезжает в Версаль. Солнцеликому дворец в центре Парижа кажется не нужным, и он даже принимает решение о его уничтожении. К счастью, в окружении монарха быстро нашлись добрые люди, отговорившие его от этой ужасной идеи. Поэтому дворец продолжал преображаться, оставаясь апартаментами монархов вплоть до окончания Великой французской революции.

Как музей Лувр был открыт для общественности в 1793 году. Начало музейной коллекции было положено Франциском, отдавший галерее дюжину картин. Постарался для музея и Наполеон, смело бравший контрибуции с поверженных армий в виде ценных произведений разного вида искусств. Так, с течением времени и сама коллекция, и размеры Лувра росли и увеличивались.

Свой современный облик Лувр приобрел в 1871 году. В настоящее время он возвышается над уровнем земли на 4 этажа и имеет 3 крыла: крело Декон - вдоль реки Сены, крыло Ришелье - вдоль городской улицы Риволи, крыло Сюлли - вокруг дворцового двора. В 1989 году модерновый архитектор Йо Минг Пей добавил к архитектурному ансамблю музея современный штрих - несколько стеклянных пирамид, самая крупная из которых стала главным входом в музей. Центральная стеклянная пирамида Лувра окружена несколькими изящными фонтанами.

Популярные коллекции

В недрах Лувра хранится около 400 тысяч экспонатов, из которых 35 тысяч находятся в главной экспозиции. Чтобы было легче ориентироваться в бесконечных лабиринтах музея, все экспонаты разбиты по категориям:

  • Древний Восток - включает в себя коллекции Междуречья, Ирана и стран восточного Средиземноморья. Лувр находится на втором месте в мире по размерам древневосточной коллекции после лондонского Британского музея. Древний Восток - настоящая колыбель цивилизации, именно здесь зарождались первые инженерные конструкции, письменность, право. Доказательства существования жизни на Востоке во времена неолита представлены в соответствующих залах музея;

  • Древний Рим, Греция - значительная часть мировой истории, занимающая в музее несколько залов. Здесь можно увидеть коллекции античных мраморных статуй, таких как Венера Милосская, Боргезский гладиатор, ритуальных предметов, глиняных ваз, греческой керамики, драгоценностей. Эта часть также поделена на несколько категорий: архаика, классическая Греция, эллины, римляне;

  • египетские залы Лувра - были открыты в 1826 году. Боги и пирамиды, Клеопатра и Тутанхамон, папирус и мумии - в экспозиции можно проследить становление египетской цивилизации в хронологическом или тематическом порядке;

  • скульптуры - изначально этот раздел относился к античности, но со временем в арсенале музея появлялись работы и более поздних скульпторов, от эпохи Средневековья до XVIII века. Здесь и работы классиков Микеланджело, Гужона, Челлини, и современных творцов, таких как Куазево, Кусту, Пюже;

  • живопись - свыше 6000 работ разных мастеров, стилей и техник содержит Лувр, картины занимают наибольшую площадь среди всех остальных видов искусства. Самые ранние относятся к эпохе Средних веков, а самые поздние датируются 1848 годом. Шедевры, увидевшие свет позднее этой даты, собраны в музее Орсе. В картинной галерее Лувра можно встретить самые громкие имена мира живописи. Назовите любого художника, и его работы обязательно окажутся в залах музея. Дюрер и Леонардо, Ваг Гог и Рафаэль, Пикассо и Моне, а также менее известные, но не менее талантливые личности заполонили здание самого знаменитого мирового музея.

Похищение Джоконды

История Лувра не обходилась без вопиющих событий. Одним из таких стало похищение картины Моны Лизы в 1911 году. Произошло это в ночь с 21 на 22 августа. Как раз к этому числу в музей пожаловал художник-реставратор, чтобы сделать с картины копию. Но на своём привычном месте Джоконды не оказалось. В музее поднялась паника, докатившаяся до руководства Лувра, затем до Правительства Франции, и вышедшая на международный уровень. Незадолго до происшествия директор музея с уверенностью заявил в интервью, что украсть Мону Лизу настолько же нереально, как похитить колокола Нотр-Дам-де-Пари. И, конечно же, первые обвинения в краже посыпались на его голову.

Три года вся Франция ломала головы и скорбила об утере знаменитого шедевра Леонардо да Винчи. Вплотную расследованием занимался лучший французский сыщик Альфонс Бертильон, сразу же определивший, что картина могла быть украдена только кем-то из сотрудников музея. Каждый допрашивался снова и снова, но результата не было, вор залёг на дно и не давал повода себя вычислить. В то же время по всему миру активизировались мошенники, продающие псевдо оригинальную Джоконду за баснословные деньги. Даже страшно представить, сколько миллионов было заработано на трагедии Лувра.

История показывает, что даже самые продуманные маневры имеют свои слабые места. В начале 1914 года, когда паника относительно картины да Винчи немного улеглась, в руки флорентийскому коллекционеру попало письмо, в котором предлагалось купить оригинал Моны Лизы. Настороженный итальянец в ответ предложил обсудить условия сделки при личной встрече. Вскоре во Флоренцию прибыл некий юноша из Франции с тонким свертком в руках, и заявил, что наконец-то вернул шедевр, написанный истинным итальянцем да Винчи, на его историческую родину. Убедившись в точной подлинности картины, коллекционер позвонил в полицию.

«Благодетелем», похитившим шедевр, действительно оказался работник Лувра итальянец Винченцо Перуджа. Флорентийский суд приговорил воришку всего лишь к 1 году заключения, учитывая его любовь к родине и благие намерения. После этого случая Мона Лиза около полугода путешествовала по разным музеям Италии, а затем вернулась в свою резную рамку на одном из самых видных мест в Лувре.

Лувр во время войны

За несколько дней до начала Второй мировой войны Лувр внезапно закрылся для посещения. Официальная причина - проведение ремонтных работ. Директором музея в то время был Жак Жожар, очень бережно и трепетно относившийся к драгоценной коллекции Лувра. Чувствуя, что пахнет жареным, он организовал в стенах музея тайную подготовку к эвакуации произведений искусства куда-нибудь подальше от стратегических целей немецкой агрессии. Идеальным местом оказались шато Луары - спокойные сельские домики и замки, которые не должна была зацепить бомбёжка.

И вот в течение трех дней работники музея в экстренном режиме упаковывали самые ценные экспонаты, среди которых оказались Джоконда, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской. С главной галереи Лурва сняли и увезли абсолютно все полотна. Грандиозная операция по спасению шедевров мировой цивилизации завершилась успешно, экспонаты под присмотром работников музея переехали в подвалы замков в тылу, оставив бесконечные залы и коридоры Лувра пустовать.

В сентябре 1940 года немцами было решено заново открыть музей, дабы вернуть оккупированный Париж в культурное русло. Однако затея потерпела неудачу, нацисты разграбили оставшиеся экспонаты, особенно их заинтересовали коллекции ближневосточных произведений.

История завершилась удачно, и после окончания войны все ценные экспонаты вернулись на свои места в целости и сохранности. Всего в путешествии приняли участие более 3,5 тысяч картин, скульптур и других предметов искусства. Стоит отдать должное директору Жаку Жожару, под руководством которого в водовороте переездов не потерялся ни один экспонат. Об этом подвиге был снят документальный фильм «Человек, который спас Лувр», в подробностях рассказывающий о событиях тех времён.

Реставрация Лувра в 1981 году

До конца XX века не вся территория дворца принадлежала музею. Например, в крыле Ришелье размешалась правительственная организация Франции. В 1981 году Президент Франсуа Миттеран принял решение сделать Лувр обособленной целостной организацией, воплотив более ранний проект Великий Лувр, начатый ещё Екатериной Медичи с объединения Лувра и Тюильри. Одновременно с этим начались реставрационные работы в Лувре, были восстановлены развалины Главной башни и других самых старых частей дворца со времен его бытностью замком-крепостью. К окончанию масштабной реставрации центральное здание дворца с двумя боковыми крыльями, как и дворик Наполеона со стеклянной пирамидой и фонтанами, принадлежало территории музея.

Лувр, впрочем как и прилегающая к нему - являются символами Франции и ее столицы. Это не только самый посещаемый, но и самый крупный музей в мире. Несмотря на то, что под музей отведено только два нижних этажа, его невозможно обойти за один день - потребуется минимум неделя, чтобы в темпе и без остановок просмотреть все экспонаты.

Универсальный художественный музей - именно так можно охарактеризовать Лувр. Здесь собраны картины, скульптуры, ювелирные украшения, останки керамических изделий, словом всё то, что несет ценность для потомков, то есть нас, за долгие тысячелетия до нашего рождения.

Где находится Лувр

Лувр расположен в первом округе Парижа, то есть в самом центре. Попасть в него можно с улицы или со станции метро Louvre — Rivoli (1 ветка). на карте.

График работы Лувра

Вторник — выходной. В остальные дни с 9:00 до 18:00.
В среду и пятницу время работы продлевается до 21:45.
Лувр работает 24 декабря и 31 января с 9:00 до 17:00.
Лувр закрыт в эти дни: 25 декабря, 1 января, 1 мая.

Билеты в Лувр

Цена билета составляет 15 евро. Расчитываться можно как наличными, так и банковской картой.

Бесплатный вход в Лувр гарантирован (при предъявлении подтверждающих документов):

  • Лицам до 18 лет;
  • Лицам до 25 лет, проживающим на территории ЕС, Исландии, Норвегии и Лихтенштейна;
  • Преподователям искусства, истории искусства и прикладного искусства;
  • Художникам — членам французского Дома художника, или членам AIAP.
  • Владельцам карт ICOM или ICOMOS;
  • Безработным и получающим пособия в течение последних 6 месяцев;
  • Людям с ограниченными возможностями и их сопровождающим;

В период с октября по март каждое первое воскресение месяца всем предоставляется возможность посетить Лувр бесплатно!
Каждую пятницу с 18:00 и до 21:45 лицам до 26 лет — вход бесплатный.
В день взятия Бастилии — 14 июля — вход бесплатный.

В Лувр без очереди

Попасть в Лувр можно несколькими способами.

Первый вариант - простоять в очереди в центральный вход у пирамиды Лувра.

Второй способ - купить билет заранее и направиться к отдельному входу, который расположен напротив Пирамиды (в проходе к Пале-Роялю) по направлению к улице Риволи.

И, третий, самый быстрый способ - приобрести билеты в торговый центре и по указателям попасть в музей.

  • (цена: 170.00 €, 2 часа)
  • (цена: 27.00 €, 10 часов)
  • (цена: 35.00 €, 2 часа)

Прогулка по Лувру

Неудивительно, что сюда собираются все те, кому не безразлична история, искусство. Средняя годовая посещаемость составляет 10 миллионов посетителей! Поскольку экспозиции распространяются на площади около 60 тысяч квадратных метров (только вдумайтесь!) планировать визит необходимо заранее. Необходимо определить для себя интересную область, добыть поэтажную карту Лувра (бесплатно выдают на входе, можно и ), спланировать каждый свой шаг и расчитать время пребывания у каждого экспоната, чтобы не получилось так, что из всего раздела вы увидели только треть, потому что надолго задержались у нескольких экспонатов. И, конечно, смиритесь с тем, что увидеть весь Лувр за один раз у вас не получится. Даже если вы выделите 10 часов, у вас будет меньше секунды на просмотр каждого эспоната.

Коллекция Лувра

Специально для вас мы описали все экспозиции.

Не смотря на то, что в стенах Лувра соблюдается хронология и тематический ряд, имеются некоторые исключения. К примеру, коллекции подаренные Лувру выставляются в полном составе, поэтому некоторые картины будут расбросаны по нескольким экспозициям.

Экспозиция Лувра

Настоящей сокровищницей, где в бесчисленных галереях хранятся тысячи бесценных шедевров, является парижский Лувр. Произведений искусств так много, что целого дня не хватит на осмотр всех достопримечательностей.

Богатейшие коллекции Лувра, включающие в себя шедевры мирового искусства разных эпох, познакомят посетителей с выдающимися творениями многих цивилизаций и культур.

Древний Восток — Antiquités orientales

Образованный в 1881 году, этот отдел хранит в себе богатейшее собрание памятников и предметов из золота, серебра, бронзы и глины, которые являются отражением культуры древнейших цивилизаций Ближнего Востока. Все представленные здесь экспонаты создавались разными народами на протяжении нескольких тысячелетий до нашей эры. Самый старейший из них датируется 6 000 годом до рождества Христова.


Коллекция охватывает три географических региона:

  • Месопотамию (царства Шумера, Аккада, Вавилонии, Ассирии)
  • Иран (Сузы, Иранское плато, территории по восточной границе Ирана)
  • Левант (Сирийско-Палестинское побережье, Кипр)

Первые экспонаты этой коллекции появились в Лувре в 1847 году по инициативе консула Поля Эмиля Бота, который в ходе исследовательской экспедиции нашёл в столице Ассирии Хорсабаде древние памятники из царского дворца Саргона II.

К свидетельствам культурных традиций Месопотамии относятся первые письмена, найденные во время археологических раскопок, в которых содержатся описания религии, общественно-политической жизни и войн того периода. Они представляют собой уникальные образцы древневосточной клинописи, где вместо букв использовались пиктограммы. Мировую известность получили Стела Коршунов, посвящённая победе шумерского царя Эаннатума, Стела Нарамеина, царя Аккада, и Стела Хаммурапи высотой 2,25 метров, на которую нанесён свод законов Древнего Вавилона. Удивительным предметом изобразительного искусства является рельеф с обликом легендарного героя Гильгамеша со львом.

Культура Древнего Ирана, в основном, представлена дворцовыми памятниками, такими как мраморная капитель колонны, с изображением быков высотой 6 метров, найденная в Сузах, столице Персидского царства, или часть стены, покрытая цветной мозаикой в виде картины, где изображены лучники из гвардии персидского царя Дария I.

Древний Египет — Antiquités égyptiennes

По распоряжению монарха Карла X департамент Древнего Египта был образован в 1826 году. Возглавил его Жан-Франсуа Шампольон, знаменитый египтолог, раскрывший тайну иероглифов. Основу коллекции составили находки, полученные во время экспедиционного похода Наполеона в Египет в 1798 году. Впоследствии, собрание пополнилось артефактами, приобретёнными у известных коллекционеров Дюрана, Солта и Дроветти. Свой неоценимый вклад внёс француз Огюст Мариетт, основатель археологического музея в Каире.


Коллекция Древнего Египта в Лувре считается самой ценной в мире, насчитывающей более 50 тысяч экспонатов, разместившихся в 20 залах. Здесь выставлены уникальные артефакты могучей цивилизации, народы которой проживали по берегам Нила с 4-го тысячелетия до рождества Христова по IV век нашей эры. Собрание включает различные предметы искусства, папирусные свитки, саркофаги, бытовые и музыкальные инструменты, оружие, одежду, ювелирные украшения.

В этом отделе отражены все этапы культурного развития Древнего Египта:

  • Цивилизация фараонов
  • Религия
  • Древнее, Среднее и Новое царство
  • Поздний период
  • Римский период
  • Коптское искусство

Одним из самых старейших предметов является кремневый нож из Джебель-эль-Арака с рукояткой, украшенной графикой в виде человеческих фигур. К образцам древнеегипетской живописи относят известные портреты «Чиновник из Мемфиса и его жена», «Сельский староста», «Сидящий писец».
Период Нового царства представлен самым обширным собранием артефактов, в числе которых известняковые статуи богини Нефтис и богини Хатор или триумфальные стелы, прославляющие победы египетских фараонов, например, Тутмоса III.

Древняя Греция, Рим и Этруски — Antiquités grecques, étrusques et romaines

Ранее этот отдел был известен как Музей Античности, открытый в 1800 году. На тот период собрание археологических находок располагалось в Лувре в покоях Анны Австрийской. Основу коллекции составляли античные памятники, приобретённые французскими монархами в XVI-XVII веках. Постепенно она пополнялась во время военных походов Наполеона в соседние страны и за счёт различных археологических экспедиций. Часть экспонатов выкупили из частных собраний коллекционеров и фондов Национальной библиотеки.


Представленные здесь работы охватывают обширный период развития греческой, римской и этрусской цивилизаций с 4-го тысячелетия до нашей эры по VI век нашей эры.

Вся коллекция состоит из нескольких разделов:

  • Зарождение греческого искусства (3200 – 720 годы до н.э.)
  • Архаическое греческое искусство (VII-VI века до н.э.)
  • Классическое греческое искусство (V-IV века до н.э.)
  • Эллинистическое искусство (III-I века до н.э.)
  • Этрусское искусство (XI-I века до н.э.)
  • Римское искусство (конец Республики – VI век н.э.)

В античном департаменте Лувра хранится большое собрание подлинных греческих памятников эгинской эпохи, таких как кикладские идолы.

Не меньшим количеством экспонатов представлен и период архаики. Среди скульптур этого периода можно выделить Геру Самосскую и Аполлона из Пьомбино. Греческие статуи выставлены с учётом хронологии их создания. Наряду с оригиналами здесь представлены точные копии некоторых предметов искусства.

Классическое греческое искусство характеризуют такие выдающиеся произведения, как фрагмент фриза Парфенона и две метопы храма Зевса в Олимпии.

Эпоха эллинизма отмечена появлением уникальных шедевров, самые известные из них – Венера Милосская и Ника Самофракийская.

Культура этрусков, населяющих Апеннинский полуостров, представлена удивительными работами: вазами, саркофагами, живописью и драгоценными украшениями.

Древнеримская коллекция состоит, в основном, из мозаик, статуй, золотых, серебряных и бронзовых предметов. Особую ценность представляет фрагмент Алтаря мира, а также римские портреты – высшее достижение в изобразительном искусстве того периода.

Живопись — Peintures

Отдел живописи является самой крупной экспозицией Лувра. Он занимает большую часть этого музейного комплекса, расположившись на 2 и 3 этаже. Начальная коллекция была частью картинной галереи Франциска I в Фонтенбло, которую значительно увеличил и Людовик XIV. После свержения монархии собрание пополнилось за счёт конфискованного церковного имущества и коллекций эмигрантов, а также в результате захватнических войн в Европе. В Лувре художественный отдел был открыт в 1794 году. Переданные в музей произведения были разделены по принадлежности к различным школам живописи.


Коллекция предметов изобразительного искусства Лувра насчитывает около 6 тысяч работ, созданных европейскими мастерами с XIII века по 1848 год. Здесь собраны самые разнообразные произведения живописи, различающиеся по формату, технике и стилю исполнения. Третья часть всех картин принадлежит кисти французских художников, а более 1200 работ относятся к североевропейской художественной школе.

Эпоха Возрождения представлена работами многих известных мастеров Франции, в том числе художников-портретистов Жана Фуке и Франсуа Клуэ. Французская живопись XVII века отмечена картинами классицистов Никола Пуссена и Клода Лоррена, придворных живописцев Людовика XIV Шарля Лебрена, Пьера Миньяра и Гиацинта Риго. Среди произведений XIX века особого внимания заслуживают работы Жака-Луи Давида, Эжена Делакруа и Теодора Жерико.

В отделе живописи представлена прекраснейшая коллекция итальянского изобразительного искусства, которое славится такими мастерами, как Джотто Чимабуэ, Рафаэль, Тициан, Мантеньи, Корреджо и другими. Самая ценная её часть – 5 картин великого художника Леонардо да Винчи.

Среди работ испанских художников впечатляют полотна Мурильо и портреты, созданные Франсиско Гойя.

Декоративно-прикладное искусство — Objets d’art

Этот департамент Лувра был образован в 1893 году. Представленные экспонаты поступали сюда из разных частей Франции: из церквей и императорских дворцов (Базилика Сен-Дени, Тюильри, Сен-Клу), из специального хранилища государственных ценностей и частных музеев известных коллекционеров.


Экспозиция охватывает несколько периодов:

  • Раннее Средневековье
  • Средние века
  • Эпоха Ренессанса
  • XVII век
  • Стиль рококо в XVIII веке
  • Переход от неоклассицизма к реставрации.

Великолепнейшее собрание предметов декоративно-прикладного искусства включает образцы гобеленов, роскошные предметы мебели и внутреннего убранства, керамику, ювелирные украшения. Здесь также представлены многочисленные скульптурные работы, включая известную конную статую Карла Великого.

В этом отделе общее количество выставочных залов – 81. Часть из них оформлена в стиле исторического интерьера, который отражает образ жизни известных французских деятелей и важные события, связанные с ними, к примеру, Музей Наполеона III.

В залах, посвящённых эпохе Средневековья, представлены атрибуты власти французской монархии, изделия из слоновой кости, лиможская эмаль, вазы. Среди замечательных произведений искусства эпохи Возрождения особый интерес вызывает бронзовая скульптура Джамболоньи «Несс и Деянира» и гобелен «Охота Максимилиана». К ценным экспонатам более поздних периодов относится коллекция севрских ваз мадам де Помпадур.

В галерее Аполлона выставлены ювелирные украшения, в числе которых королевские короны, шпаги, кольца и различные культовые предметы, украшенные драгоценными камнями.

Скульптура — Sculptures

Коллекция скульптурных предметов искусства в Лувре начала формироваться с 1817 года. Первые экспонаты были переданы сюда из Музея французских памятников, где хранились многие значимые произведения, изъятые из храмов и опустевших особняков эмигрантов после революции. В дальнейшем, собрание Лувра пополнилось скульптурами из Фонтенбло, Версаля, Сен-Клу и других королевских резиденций.


В этом отделе представлены произведения, которые созданы до 1850 года. По замыслу организаторов выставки она делится на два экспозиционных пространства – французская коллекция и зарубежные скульптуры.

  • Франция: Средние века – XIX век
  • Италия: VI – XIX века
  • Центральная Европа и североевропейские страны

Среди преобладающего количества французских скульптурных произведений особого внимания заслуживают рельефы Фонтана Нимф и Фонтана невинных, выполненные лучшим мастером эпохи Ренессанса Жаном Гужоном. Не менее завораживает и скульптурная композиция Жермена Пилона в виде трёх женских фигур, несущих на голове урну с прахом короля Генриха II. Выдающимися работами представлены все известные скульпторы Франции периода с XVII по XIX века – Жан-Батист Пигаль, Антуан Куазево, Франсуа Жирардон, Пьер Пюже, братья Кусту и другие.

Из мастеров иностранных школ полнее всего представлены итальянцы. Истинными шедеврами являются рельеф Нимфы Фонтенбло работы Бенвенуто Челлини и две скульптуры Микеланджело – «Умирающий раб» и «Скованный раб», а также произведения великого мастера Италии Антонио Кановы, создавшего знаменитую скульптурную группу «Амур и Психея».

Искусство Ислама — Arts de l’Islam

Департамент исламского искусства является самым молодым отделом Лувра. Он был открыт в 2003 году в специально возведённом для него павильоне «Висконти», который расположен на внутреннем дворе музея.

Под необычной стеклянной крышей, похожей на развевающийся лоскут парчи, выставлено около 3-х тысяч экспонатов, представляющих культурное наследие цивилизации ислама, которая простиралась от Андалузии до Индии, с момента её зарождения в VII веке по XVIII век. Здесь можно увидеть различные образцы декоративной отделки и обработки материалов – это ковры, предметы из камня, изделия из слоновой кости, керамика, орнаменты из искусственного мрамора, ковка по металлу и резьба по дереву, картины.


Лувр начал собирать предметы, привезённые из многих стран арабо-исламского мира, ещё с конца XIX века. Часть предметов была унаследована из богатейших собраний французских монархов, другая приобретена самим музеем или подарена частными коллекционерами. Однако, до открытия нового павильона, на всеобщее обозрение выставлялась лишь малая часть этой удивительной коллекции.

Вся экспозиция «Искусство Ислама» состоит из нескольких разделов:

  • Эпоха арабских завоеваний (632 год – 1000 год н.э.)
  • Разделение исламского мира на западную и восточную части (с XI до середины XIII веков)
  • Ослабление влияния ислама в Испании и его проникновение на территорию Индии (середина XIII – XV века)
  • Периоды царствования персидской династии Сефевидов, Великих моголов и Оттоманской империи (XVI – XVIII века).

Графическое искусство — Arts graphiques

Отделение графического искусства Лувра было открыто в 1797 году. Его собрание насчитывает более 130 тысяч произведений.

Все имеющиеся экспонаты распределены по трём выставкам:

  • Зал рисунков
  • Калькография (14 тысяч гравюр по меди)
  • Коллекция Эдмона Ротшильда (500 иллюстрированных книг, 40 тысяч эстампов и 3 тысячи рисунков).

Ядро этой коллекции составляют предметы, хранившиеся в Королевском кабинете, который находился в Лувре с момента его основания. К произведениям западного искусства относится около 126 тысяч экспонатов, выполненных на бумаге в период с XIV по начало XX века. В основном, они хранятся в альбомах или дневниках. Помимо традиционной техники графического рисунка, здесь присутствует акварель, гуашь, пастель и широкоформатные изображения на картоне.


В течение многих лет это собрание пополнялось приобретениями Людовика XIV, работами придворных художников и подарками из частных коллекций. Например, в 1989 году Лувру были переданы 2 рисунка Леонардо да Винчи, принадлежавшие графине де Бехаг. Фонд музея и сейчас регулярно пополняется при содействии общества «Друзья Лувра» и различных благотворительных организаций.

Искусство цивилизаций Африки, Азии и Океании — Art et civilisations d’Afrique, d’Asie, d’Océanie et des Amériques

В 2000 году в апреле в Лувре при участии президента Франции Жака Ширака состоялось торжественное открытие павильона Сессий, посвящённого культуре и искусству стран Азии, Африки, Океании и Америки. Немного позднее в 2004 году в Париже был открыт аналогичный музей на набережной Бранли, первоначальной коллекцией которого стали экспонаты из Лувра.


В этом отделе выставлены 120 необычных скульптур, отобранных замечательным специалистом по примитивным искусствам Жаком Кершашем. Среди них можно отметить фигурку из обожжённой глины из Мексики (VII – II века до н.э.) или деревянную скульптуру с острова Мало (начало XIX века). По большей части, эти произведения, созданные народами не столь высокоразвитых цивилизаций, существовавших на разных континентах, раньше искусством не считались.

Большая часть предметов поступила в Лувр из государственных коллекций Франции, ещё пятнадцать скульптур подарены или приобретены на музейные средства, остальные статуэтки были переданы сюда на хранение из Пакистана, Никарагуа, Мексики, Канады и Тайваня.

История Лувра

И, напоследок, кому интересно, можете прочитать историю Лувра. Очень познавательная информация для тех, кому не безразлична история легендарного музея.

В конце XII века Филипп-Август, собираясь в Крестовый поход вместе с Ричардом Львиное Сердце и Фридрихом 1 Барбароссой, был обеспокоен защитой города (и своего имущества) от саксов. Он приказал возвести крепостную стену, которая и стала границей Парижа того времени.

Одна из башен, находившаяся в местечке Люпара (от латинского lupus – волк), была названа Луврской (возможно, это название родственно наименованию местности, а, может, происходит от франкского слова leovar, означавшего укрепление – историки спорят). Вот напротив нее-то и была выстроена высокая крепость из белого камня, которая стала сокровищницей Филиппа-Августа: там он хранил оружие, драгоценности и книги.

На нижних этажах Лувра все еще сохранились остатки крепости, при желании можно прикоснуться к первым камням, положившим начало будущего великолепия. Впрочем, в то время сам король никогда не жил в крепости, и символом монаршей власти Лувру еще только предстоит стать.

Париж процветал и разрастался, и спустя почти двести лет в 1356 году был выстроен земляной вал, далеко отстоящий от прежней границы. Лувр больше не был важным оборонительным сооружением. Зато окруженная рвом крепость с четырехметровыми стенами приглянулась Карлу V, который чуть не погиб во время восстания парижан, находясь в менее безопасном дворце Консьержи.

В 1364 году архитектор Раймон дю Тампль приступил к работе над преобразованием крепости в резиденцию для короля. Были выстроены зубчатые башни, пристройки и отдельные хозяйственные здания перестроили в залы с огромными окнами, соединили их наружными лестницами. В Книжной башне Карл V Мудрый устроил библиотеку, которая насчитывала 900 томов.

Но краткая эпоха расцвета длилась недолго. Уже Карл VI покинул Лувр, и крепость погрузилась в сон.

Разбудил Лувр и вдохнул в него новую жизнь Франциск I. Этот монарх из своих походов привез во Францию эпоху Возрождения, он покровительствовал Леонардо да Винчи. Стоит ли удивляться, что по его указанию талантливый архитектор Пьер Леско полностью перестроил крепость, снеся Большую Башню и возведя на ее месте дворец в стиле ренессанс.

В это же время родилась и добрая традиция: каждый следующий французский монарх непременно вносил изменения в Лувр, достраивая его по своему вкусу. Со времен Франциска I до наших дней сохранилось Крыло Леско между Квадратным Двором и Двором Наполеона.

К середине XVI века Лувр выглядел довольно странно: разнородные постройки последних лет соседствовали с полуразрушенными старыми зданиями. Екатерина Кровавая Медичи в свойственной ей жесткой манере потребовала полностью перестроить дворец. И в 1564 году началось строительство Тюильри почти в полукилометре на западе от Лувра. К 1610 году, уже при Генрихе IV, Лувр и Тюильри были соединены грандиозной постройкой – Большой галереей, протяженность которой составляет 442 метра.

Во время правления Людовика XIII был выстроен Кар Карэ, который стал больше прежней резиденции в четыре раза. А в 1624 году была воздвигнута знаменитая Часовая башня (павильон Сюлли). Во второй половине XVII века появились два новых крыла, которые замкнули огромный двор Лувра.

Венчает триумфальное шествие строительства Лувра создание восточного фасада по проекту брата известного сказочника Шарля Перро – Клода Перро. Фасад представляет собой колоннаду, выполненную в стиле зрелого классицизма, и с тех пор служит идеалом для возведения зданий для государственных учреждений во всем мире.

Очередная эпоха забвения ожидала Лувр во время правления Людовика XIV, который в детстве пережил восстание парижан и с тех пор недолюбливал Париж и Лувр. При этом монархе двор переехал в Версаль, а все строительные работы в бывшей резиденции были приостановлены. Какое-то время Людовик даже вынашивал мысль о сносе Лувра, но его, к счастью, отговорили.

Идея превратить Лувр в музей родилась еще при Людовике XV, но воплотилась в жизнь только после революции. И в 1793 году двери музея Наполеона были впервые открыты для посетителей.

Во время наполеоновских войн коллекция музея невероятно разрослась за счет военных трофеев. Так было положено начало знаменитым на весь мир коллекциям археологическим находок Египта и Ближнего Востока.

Строительные работы были возобновлены и закончились в середине XIX в. Был окончательно оформлен двор Наполеона, тогда же появились и статуи прославивших Францию людей. Увековечены были Декарт, Рабле, Вольтер, Ришелье, Абеляр и другие великие мыслители и политики.

Новый, современный этап преображения Лувра начал Франсуа Миттеран в 1989 году. Он ознаменовался появлением необычной стеклянной пирамиды, которую спроектировал американский архитектор китайского происхождения Йо Минг Пей. Споры вокруг ее уместности в Лувре развернулись нешуточные, не меньше, чем в свое время по поводу Эйфелевой башни. Но с уверенностью можно утверждать одно: с ее появлением количество посетителей Лувра увеличилось в два раза. Что ж, видимо, и правда, нужно посетить Лувр самому, в том числе и для того чтобы составить свое мнение о пирамиде Пея.

Лувр – вечно молодой, живой дворец-музей. Традиция постоянно достраивать его и вносить изменения, идущие в ногу со временем, сохранилась французами до сих пор. При этом атмосфера прошлых веков бережно сохраняется, а за счет музейных коллекций древности создается ощущение, что Лувр – это хранитель не только французской, но и всей мировой истории. И, конечно, хочется хоть раз прогуляться по его дворам, пройти сквозь стеклянную пирамиду, побродить по средневековым подвалам, насладиться щекочущим чувством, вызванным прикосновениям к тайнам древности, быть покоренным пышным великолепием ренессанса и отдать дань строгим и величественным линиям эпохи Классицизма – в Лувре каждый найдет тот кусочек истории, который окажется ему близок.

Как добраться

Адрес: 99, rue de Rivoli, Paris 75058
Телефон: +33 1 40 20 50 50
Сайт: louvre.fr
Метро: Palais Royal - Musée du Louvre
Время работы: 9:00-18:00

Лувр — знакомое и часто возникающее в разговоре слово. Но что кроется под ним? Кажется, какой-то музей... Но что это за музей, какими предметами и произведениями искусства он примечателен, насколько посещаем и почему?

Если интересует толкование слова «лувр», его правильное написание, а также многие другие важные аспекты слова. Хотите узнать, где находится Лувр? Прочтите данную статью, и все станет ясно!

Какое значение имеет слово «лувр»

Исследование любого слова начинается с выявления того, что же оно подразумевает. То есть какой предмет, явление, признак, действие и т. п. следует понимать, когда кто-нибудь в разговоре произносит именно его.

Однако перед тем как выяснить, где, в какой стране находится Лувр, разберемся, как выглядит грамотное написание данного слова: со строчной (маленькой) буквы или заглавной (большой).

Как правильно писать слово «лувр»

В русском языке все имена существительные подразделяются на собственные и нарицательные. Под первыми понимают имена, клички, название городов, стран и т. д. Под вторыми — общие категории целой группы объектов, имеющих схожие признаки особенности.

Слова первой категории пишутся с большой буквы, второй — с маленькой. Исходя из того, что Лувром именуется удивительнейший музей, то есть слово «Лувр» — название, а значит, имя собственное, его пишут с заглавной буквы «л».

Что представляет собой музей Лувр

Ответ на вопрос «где находится Лувр» волнует тех, кто интересуется предметами искусства, что в данном музее находятся. Но не бывавшим в этом месте невозможно понять такое рвение своих соотечественников. И они никак не могут разобраться, что же такого примечательного в этом музее, что столько людей из совершенно разных стран, говорящих на различных языках, стремятся попасть именно в него.

Поэтому следующим важным моментом, который мы осветим в данной статье, будет ответ на вопрос «что представляет собой Лувр».

Итак, здание, где находится Лувр в настоящее время, изначально проектировалось, как дворец. В нем в древности жили короли! А потому посетителям музея удастся как бы соприкоснуться с прошлым, почувствовать себя причастными к той волшебной, наполненной интригами жизнью богатых и великих людей.

Лувр как один из старейших памятников архитектуры

Лувр — один из самых популярных музеев современности. Если сосчитать всех посетителей, что за год посещают его, цифра получится очень даже внушительной — около миллиона человек. А это немало! Какой еще музей может похвастаться такой популярностью?

Площадь музея, где находится Лувр (в каком городе, узнаем позднее) просто огромная. Более ста пятидесяти квадратных метров, из которых почти шестьдесят используются для размещения всевозможных предметов и произведений искусства.

Если читатели данной статью захотят собственными глазами увидеть удивительный музей, а также все великолепие, что его окружает, им потребуется отправиться в дивный город Париж, что является главным городом — столицей Франции. Ведь именно там, по правую сторону реки Сены расположился знаменитый Лувр.

Здание, где находится Лувр (в каком городе и стране находится указано выше), является отражением моды, стиля разных эпох и королей, что проживали в стенах резиденции и обустраивали ее как внутри, так и снаружи. А потому Лувр — исторический памятник, впитавший и соединивший в себе историю самой Франции.

Но Лувр — не только памятник, в первую очередь это уникальный музей. Особенно примечательный тем, что коллекции представленные в нем, как будто универсальные. То есть они охватывают практически весь мир, а также особенности развития культуры, нравов, предпочтений, стилей и т. д. каждого уголка планеты.

Город, где находится Лувр

Какой город непременно нужно увидеть до того, как наша жизнь закончится? Одно из крылатых выражений звучит так: «Увидеть Париж и умереть!» И это действительно так, ведь столица Франции — город, заслуживающий внимания. Почему?

Во-первых, Париж крайне богат различными памятниками, музеями, архитектурными строениями и многими другими исторически важными предметами и объектами. Как, например, Эйфелева башня, к которой ежегодно приезжают миллионы влюбленных, чтобы признаться друг другу в вечной любви или сделать романтичное предложение.

Кроме того, вспомните, что мы писали немного выше, где, в каком городе находится Лувр? Фото, расположенное ниже, предлагаем в качестве подсказки.

И правильный ответ... Разумеется, Париж.

Во-вторых, это поистине самая стильная, элегантная и модная столица Европы. Туристы и путешественнику стекаются в нее, чтобы полюбоваться красотами бульваров, улиц, переулков, словно дышащих историей и каким-то чарующим очарованием тишины и спокойствия.

Ну и, в-третьих, помните удивительное сооружение, построенное по приказу Наполеона Бонапарта с целью увековечивания его побед. Это знаменитая Триумфальная арка? Где находится?

Лувр и девятнадцати метровый монумент расположены рядом. Поэтому посетители музея непременно увидят и этот шедевр архитектурного искусства. Который спроектировали архитекторы Пьер Фонтен и Шарль Персье.

Изначально в качестве венца на арке была помещена квадрига святого Марка, что в качестве трофея привез во Францию Наполеон из Венеции. Однако после падения Наполеона ее пришлось вернуть на родину, а французскую арку украсить композицией, символизирующей триумф династии Бурбонов.

Какие предметы искусства можно увидеть в Лувре

Как уже упоминалось ранее, в музее находится богатейшие коллекции предметов живописи и скульптуры разных направлений, стран, культур, художников. Именно в этом музее можно увидеть работы таких удивительных художников, как Леонардо да Винчи и Рафаэль. Кстати говоря, как вы думаете, где находится Мона Лиза?

В Лувре! Да, шедевральная картина, история которой окутана тайнами и загадками, уже много лет висит в одном из залов огромного музея. Тщательно охраняемая от воров, но доступная для взгляда любого желающего.

Что изображено на картине

Наверняка мало кто не слышал про необычную картину, что вышла из-под кисти величайшего художника всех времен Леонардо да Винчи. Он написал ее в самом начале далеко шестнадцатого века, но за прошедшие годы, картина не потеряла свою актуальность и не утратила ценность, оставаясь любимой и обсуждаемой все новым и новым поколением как ценителей живописи и искусства, так и любителей, и даже простых обывателей, немного понимающих в этой творческой сфере.

Название картина имеет двойственное: портрет Моны Лизы, или Джоконды. На ней изображена девушка с длинными черными волосами, пленительным взглядом и чарующей улыбкой. Практически с самого первого момента, когда знаменитая картина предстала миру, она не дает покоя людям.

Лувр, где находится необычная картина, во многом именно благодаря ей является самым популярным и посещаемым музеем современности.

Какова загадка Моны Лизы и чем же картина так притягивает людей

Мона Лиза примечательна многими аспектами. Одним из них считается история о том, что Леонардо да Винчи писал картину целых четыре года, ему никак не удавалось ее закончить. Его словно тянуло к дивному лицу девушки на полотне, он писал, писал, но никак не мог достигнуть желаемого результата, вновь и вновь возвращаясь к картине. Его состояние было сродни болезни, но художник не мог ничего с собой поделать.

Кроме того, ценители искусства по сей день пытаются отыскать ответ на вопрос «кто же изображен на знаменитой картине?» Самые смелые и даже экзотические предположение таковы:

  1. На полотне изображен сам Леонардо да Винчи, то есть Джоконда — его автопортрет.
  2. Или его ученик, что, скорее всего, был любовником художника и, переодеваясь в женскую одежду, позировал для него.

Репродукции, пусть и очень хорошие, не позволяют полностью рассмотреть и проанализировать картину, а потому любознательным людям разумнее отправиться в город, где находится Лувр. В каком направлении следует ехать уже говорилось, поэтому обратим внимание на следующие две тайны, что хранит знаменитая Мона Лиза.

Ученые, зная о склонности и своеобразной тяги и любви великого художника ко всяким загадкам, шуткам, головоломкам, предполагают, что на картине спрятан некий шифр или секрет. Однако, сколько они ни бьются над его разгадкой, результат остается прежним — загадочная девушка «молчит».

Люди, не посвященные в таинства искусства и живописи, очень интересуются необычностью взгляда Моны Лизы. Ведь эта картина занимательна тем, что, с какой стороны от нее ни находиться, под каким углом ни смотреть в глаза черноволосой красавицы, она никогда «не отводит» взгляд, словно преследуя своего посетителя.

С чего начинался Лувр

Легендарный музей, который сейчас считается памятником архитектуры, чья история тесно сплелась с историей страны, где и находится Лувр, был возведен в период с шестнадцатого по девятнадцатый века. Одно из его первых зданий построено еще во времена правления Филиппа-Августа. Который перед отбытием в Крестовый поход принял решение об укреплении своей столицы для защиты от возможных набегов, нападений и разорения.

В результате вокруг Парижа, где и находится музей Лувр, была воздвигнута крепостная стена и крепость Лувр, защищавшая город с западной стороны.

Далее, при Карле VI, что первым из королей решил сделать из крепости свою резиденцию, крепостные стены были перестроены, видоизменены таким образом, что крепость Лувр, которую позже по приказу короля перестроили во дворец, оказалась внутри стен.

Расцвет королевской резиденции приходится на времена правления Франциска I, что решил сделать свой дворец в стиле ренессанс. Поручив работу архитектору Пьеру Леско.

В дальнейшем Лувр перестраивался и расширялся, последующие правители вносили во внешность крепости новую нотку, отражая в ней модные на тот момент веяния архитектуры и искусства своего времени.

Как произошло название крепости, ставшей сначала резиденцией королей, а потом музеем

Итак, благодаря исследованию нам известен город, где находится Лувр. И это удивительный и романтичный Париж, который находится во Франции. Однако людям, не знающим язык этой страны, трудно понять, почему крепость, которая разрослась до целой резиденции французских королей, и впоследствии стала величайшим музеем и памятником архитектуры, получила такое странное название.

С момента строительства первого здания резиденции пошло несколько веков, а потому большое количество информации не дошло до наших дней. Тем не менее история Франции сохранила две версии того, по какой же все-таки причине крепость получила привычное нам ныне название.

Итак, по первому источнику слово «лувр» в старом французском языке обозначает сторожевую башню. Таким образом, название полностью отражает назначение и цель строительства крепости.

Вторая же версия объясняет название резиденции французских королей тем, что крепость была построена на месте, где находился и впоследствии разрушился королевский охотничий замок, который располагался посреди леса, называемого «волчьим».

Как резиденция королей стала музеем

Итак, мы выяснили, где, в какой стране находится Лувр, а также почему эта крепость получила такое название. Но мы не затронули еще один важный момент в истории и развитии музея. А именно его возникновение.

Для этого вернемся в 1793 года, ведь именно тогда революционным правительством было принято решение, создать в резиденции музей. Хотя о воплощении этой идеи задумывался еще Людовик XVI. Который даже создал специальную комиссию, что произвела опись всех предметов, входивших в состав королевской коллекции искусства. Ее начал собирать еще Франциск I, а значительно дополнил Генрих IV.

Помимо королевских предметов искусства, собрание музея пополнили и отобранные у церкви и представителей аристократии произведения, представляющие художественную ценность. А затем трофеи, что в качестве трофеев конфисковал Наполеон Бонапарт.

Однако некоторые украденные предметы и произведения искусства пришлось вернуть. Но музей Лувр (где находится? в Париже!) не закрылся, продолжая собирать и пополнять свою коллекцию, постепенно становясь самым богатым музеем современности.

Как ориентироваться на территории музея

Для того чтобы не запутаться и не заблудится на огромной территории Лувра, важно прочитать следующий план внутреннего строения французского музея.

Итак, театр, как известно, начинается с вешалки, а Лувр начинается со стеклянной пирамиды. Ведь именно через нее осуществляется главный вход на территорию музея. Зайдя в него, турист попадает в просторный зал, где располагаются гардероб и кассы, а также несколько сувенирных и продуктовых магазинов.

Во время особого наплыва туристов в этом помещении выстраиваются гигантские очереди из желающих попасть в музей и своими глазами увидеть все его великолепие. Поэтому билеты разумнее купить заранее. Для таких посетителей в музее предусмотрен дополнительный вход. И это отлично, ведь порой, чтобы дождаться своей очереди, приходится потратить лишние несколько часов.

Сам Лувр делится на три крыла: Денон, Сюлли и Ришелье. В каждое из них можно пройти через главный вход, расположенный под уже знакомой пирамидой. Туристам, приехавшим в Лувр ради знаменитой и загадочной Моны Лизы, следует направиться в часть, называемую крылом Денон. Ведь картина находится именно там.

Вообще лучше всего при посещении Лувра иметь карту, которая поможет сориентироваться на местности.

Лувр (Париж) - подробная информация о музее с фото. Режим работы Лувра, планы (схемы) и коллекции музея, где купить билеты, официальный сайт.

Музей Лувр в Париже

Лувр - художественный музей в Париже , один из самых знаменитых и больших музеев мира, который ежегодно посещают около 10 млн. человек.

Первоначально здание дворца Лувра - это оборонительная крепость в низовьях Сены, превратившаяся впоследствии в один из главных королевских резиденций.

Лувр был основан в 1793 году. Музей представляет собой 73 000 кв. метров произведений искусства от времен Средневековья до середины 19 века, а также античных времен. В нем хранится около 35 000 экспонатов, некоторым из которых 7 000 лет.

В непосредственной близости от Лувра расположен сад Тюильри - один из крупнейших и старейших парков центра Парижа. Замечательный образец ландшафтного искусства и музей скульптур под открытым небом, а также отличное место для отдыха и релаксации в сердце большого города.

Отделы Лувра

Лувр разделен на 8 отделов:

  • Отдел египетских древностей
  • Отдел греческих, этрусских и римских древностей
  • Отдел восточных древностей
  • Отдел искусства исламских стран
  • Отдел живописи
  • Отдел скульптур
  • Отдел графики
  • Отдел предметов искусства

Коллекции

  1. Искусство Древнего Ближнего Востока (7500 год до н.э. - 500 год н.э.) - экспонаты, найденные в ходе археологических раскопок, распределены по географическому признаку (территория современных Ирана, Ирака, Сирии, Турции и т.д.). Собрание включает элементы отделки дворцов и храмов, статуи, таблички с надписями и предметы роскоши и знакомит с одним из первых очагов великих цивилизаций. Уровень 0 - крыло Ришелье и крыло Сюлли
  2. Искусство Древнего Египта (4000 - 30 гг. до н.э.) - скульптурные и живописные произведения, фрагменты храмов и гробниц, ритуальные и обиходные предметы из долины Нила - от Египта до Судана - представлены в рамках тематической экспозиции (уровень 0), а также в рамках хронологической экспозиции от конца доисторического периода до установления римского господства (уровень 1). Уровни 0 и 1 - крыло Сюлли
  3. Искусство Древней Греции (6500 - 30 гг. до н.э.) - экспозиция, расположенная на уровнях -1 и 0, строится по хронологическому принципу и отражает развитие древнегреческого искусства от конца доисторического периода до установления римского господства. На уровне 1 представлена материальная культура Древней Греции и Древнего Рима (предметы из бронзы, золота и серебра, керамики, стекла). Уровни -1, 0 и 1 - крыло Денон и крыло Сюлли
  4. Искусство Древнего Рима (100 г. до н.э. - 500 г. н.э.) - на уровне 0, вокруг дворика французской королевы Анны Австрийской (1615-1643), собрание представлено в хронологическом порядке от конца Римской республики до падения Римской империи. На уровне 1 представлена материальная культура Древней Греции и Древнего Рима. Уровни 0 и 1 - крыло Денон и крыло Сюлли
  5. Искусство Древней Италии и Этрурии (900 - 200 гг. до н.э.) - скульптуры, вазы, саркофаги, оружие, украшения, предметы внутренней обстановки - как правило, найденные в гробницах - дают представление о цивилизациях, предшествовавших римлянам на территории современной Италии в первом тысячелетии до н.э. Уровень 0 - крыло Денон
  6. Искусство Ближнего Востока и Египта (30 г. до н.э. - 1800 г. н.э.) - мозаики, воспроизведенные церковные интерьеры, живописные портреты, глиняные изделия и предметы роскоши дают возможность ознакомиться с искусством Восточного Средиземноморья, в период со времен Римской империи до эпохи мусульманских завоеваний. Этот ряд продолжает искусство христианских общин Египта и Судана эпохи Средневековья и Новой истории. Уровни -2 и -1 - крыло Денон
  7. Искусство исламского мира (700-1800 гг.) - предметы из керамики, стекла и дерева, миниатюры, ковры и парадное оружие, представленные в хронологическом порядке от возникновения ислама до XVIII в., отражают великолепие цивилизации, простиравшейся от Испании до Индии. Уровни -2 и -1 - крыло Денон
  8. Скульптура / Франция (500-1850 гг.) - расположенная вокруг внутренних двориков Марли и Пюже, в которых представлены садовые скульптуры XVII-XIX вв., хронологическая экспозиция охватывает период от Средневековья до эпохи романтизма и знакомит с творчеством крупнейших французских скульпторов, таких как Гужон, Кусту, Пигаль, Гудон или Бари. Уровни -1 и 0 - крыло Ришелье
  9. Скульптура / Европа (500-1850 гг.) - европейская скульптура представлена географически: Италии и Северной Европе посвящены хронологические экспозиции на двух уровнях, где можно увидеть творения Донателло, Микеланджело, Кановы и др. В отдельном зале расположены образцы испанской скульптуры. Уровни -1 и 0 - крыло Денон
  10. Живопись / Франция (1350-1850 гг.) - самое полное в мире собрание французской живописи представлено в хронологическом порядке и включает картины таких мастеров, как Пуссен, Жорж де ла Тур, Ватто, Фрагонар, Энгр, Коро и др. Монументальные полотна XIX в. (Давид, Делакруа) выставлены на уровне 1 в крыле Денон. Уровень 2 - крыло Ришелье и крыло Сюлли / уровень 1 - крыло Денон
  11. Живопись/ Северная Европа (1350-1850 гг.) - живопись Северной Европы представлена в хронологическом порядке, а также в соответствии с географическими очагами культуры: Фландрия, Германия, Нидерланды и т.д. Посетители смогут увидеть шедевры Ван Эйка, Брейгеля, Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта, Вермеера. Уровень 2 - крыло Ришелье
  12. Живопись / Италия (1250-1800 гг.) - собрание итальянской живописи, одно из богатейших в мире, выставлено в Квадратном Зале, в Большой Галерее и в прилегающих залах. Картины представлены в хронологическом порядке и в соответствии с географическими очагами культуры. Среди них - шедевры Фра Анжелико, Ботичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Караваджо и др. Уровень 1 - крыло Денон
  13. Живопись / Испания (1400-1850 гг.) - экспозиция располагается в небольших помещениях вокруг центрального зала с монументальными полотнами. Собрание представлено в хронологическом порядке с XV по XIX в. и включает творения таких знаменитых живописцев, как Эль Греко, Сурбаран, Рибера, Мурильо, Гойя. Уровень 1 - крыло Денон
  14. Живопись / Великобритания / Соединенные Штаты (1550-1850 гг.) - собрание британской и американской живописи Лувра состоит главным образом из портретных и пейзажных полотен. Представлены такие художники, как Гейнсборо, Уэст, Реберн, Лоуренс, Тёрнер и Констебль. Уровень 1 - крыло Денон
  15. Декоративное искусство / Европа (500-1850 гг.) - представленная хронологически от Средневековья до середины XIX в. коллекция предметов роскоши (ювелирные украшения, оружие, гобелены, изделия из стекла, керамика, художественная эмаль, изделия из золота, серебра и бронзы, драгоценные камни и сокровища француской короны, предметы внутренней обстановки), а также воссозданные интерьеры отражают высокий уровень прикладного искусства, развивавшегося, в частности, благодаря королевским заказам. Уровень 1 - крыло Ришелье, крыло Сюлли, крыло Денон
  16. Рисунки, гравюры, эстампы / Европа (1350-1850 гг.) - это богатейшее в мире собрание выставляется частями, поочередно, по причине чувствительности экспонатов к свету. На временных выставках можно увидеть рисунки, гравюры, эстампы, пастели, акварели, а также рукописи величайших европейских художников. Уровень -1 - крыло Сюлли (Ротонда Сюлли)
  17. Искусство народов Африки, Азии, Океании и Америки (700 г. до н.э. - 1900 г. н.э.) - собрание, включающее в себя около ста шедевров из коллекции Музея на набережной Бранли, представлено географически. В этом отделе можно увидеть выдающиеся произведения ряда внеевропейских цивилизаций доколумбовой Америки, Африки, Юго-восточной Азии, Океании. Уровень 0 - крыло Денон

Павильон Часов: ознакомление с Лувром - предваряет осмотр коллекций и знакомит с историей дворца и музейного собрания. Вокруг руин средневекового замка представлен процесс постепенного превращения дворца в музей. Далее, на уровне 1, избранные произведения позволяют оценить разнообразие коллекций. Уровень 2 посвящен современной жизни музея. Этот ознакомительный маршрут был назван в честь Его Королевского Высочества шейха Заида бен Султана Аль Нахайяна, основателя Объединенных Арабских Эмиратов, в знак благодарности за неоценимую поддержку, оказанную музею Объединенными Арабскими Эмиратами.

Малая Галерея - здесь можно научиться лучше понимать художественные произведения и почерпнуть знания в области истории искусства и различных
художественных техник. Каждый год предлагается новая тема, которая становится отправной точкой для ознакомления с коллекцией музея.

Планы Лувра







План Лувра на русском языке - скачать в PDF

Правила посещения

  1. Соблюдать тишину.
  2. Запрещено принимать пищу и пить спиртные напитки.
  3. Запрещено фотографировать со вспышкой. Некоторые экспозиции вообще запрещено снимать.

Официальный сайт


Режим работы Лувра

Музей Лувра работает ежедневно, кроме вторника, с 9.00 до 18.00 Залы закрываются в 17.30. Внимание, музей не работает 1 мая и 25 декабря.

В среду и пятницу музей работает до 21.45

Стоимость билетов и где их купить?

Стоимость билета в Лувр - 15 евро. В среду и пятницу после 18.00 молодежь (до 26 лет) может попасть в музей бесплатно. Для этого нужно только удостоверение личности.

Лувр - один из крупнейших художественных музеев мира. Возведение нынешнего здания Лувра длилось почти тысячелетие и неотделимо от истории самого города Парижа

Здание Лувра - старинный королевский дворец. Конная статуя Людовика XIV обозначает точку начала так называемой исторической оси Парижа, но дворец не выровнен по ней.


Если театр начинается с вешалки, то Лувр - со стеклянной пирамиды. Точнее говоря пирамиды здесь две: большая и малая. Обе были построены американским архитектором китайского происхождения Ео Минг Пеем во время реконструкции Лувра в 1981 году и служат оформлением входа в этот, пожалуй, самый величественный музей мира. Чтобы попасть в Лувр - заходим в большую пирамиду, спускаемся по экскалатору и попадаем в огромный зал, крышей которого, собственно, и служит стеклянная пирамида. Здесь расположены кассы, информационная стойка, где можно уже бесплатно получить план Лувра, представленный на всех основных языках.

На ”нулевом” этаже находится музей истории собственно Лувра, здесь можно увидеть фрагменты старых стен. Лувр ведет свою историю с XIII века, когда Филипп-Август построил на этом месте мощную крепость, где хранилась королевская казна и архивы. В XIV веке Карл V Мудрый превратил крепость в свою резиденцию и заказал строительство библиотеки, за что и получил свое прозвище. К сожалению, библиотека не дожила до наших дней. В дальнейшем Лувр несколько раз перестраивался и расширялся, пока в 1682 году королевская резиденция не была перенесена в Версаль. Работы по строительству Лувра были продолжены при Наполеоне I и, наконец, современный облик Лувр приобрел в 1871 году при Наполеоне III. Начало музейной экспозиции Лувра в XVI веке положил король Франциск I, который начал собирать коллекцию художественных произведений. Она была существенно пополнена при Людовиках XIII и XIV. В 1793 году галерея была открыта для посещений и стала музеем. С тех пор коллекция сильно расширилась, особенно во времена правления Наполеона I, требовавшего от всех побежденных наций дани в виде произведений искусства.


В основе Лувра лежит замок-крепость, возведённый королем Филиппом-Августом в 1190 году. Одним из главных предназначений замка было наблюдение низовий Сены, одного из традиционных путей вторжений и набегов эпохи викингов. В 1317 году, после передачи имущества Тамплиеров Мальтийскому ордену, королевская казна переносится в Лувр. Карл V делает из замка королевскую резиденцию.


Устаревшая Большая башня Лувра была разрушена по приказу Франциска I в 1528 году, и в 1546 начинается превращение крепости в великолепную королевскую резиденцию. Эти работы проведены Пьером Леско и продолжались во время правления Генриха II и Карла IX. Два новых крыла были присоединены к зданию. В 1594 году Генрих IV решает соединить Лувр с дворцом Тюильри, построенным по желанию Екатерины Медичи. Квадратный двор дворца создавался архитекторами Лемерсье, а затем Луи Лево во времена правления Людовика XIII и Людовика XIV, он увеличил дворец в четыре раза. Оформлением и украшением дворца руководили тогда такие художники как Пуссен, Романелли и Лебрен. В 1667-1670 гг. архитектором Клодом Перро на восточном фасаде дворца, выходящем на площадь Лувра, сооружена Колоннада Лувра.


В 1682 году работы были резко приостановлены, когда Людовик XIV выбирает Версаль как новую королевскую резиденцию. надолго остается без внимания: дворец пришел в такое запущенное состояние, что в 1750 году его решили снести. Можно сказать, что Лувр спасли парижские торговки, которые 6 октября 1789 года устроили марш в Версаль, требуя возвращения королевской семьи в Париж. Только в XVIII веке в Лувре разрабатываются новые проекты. Одним из этих таких начинаний было превращение Лувра в музей. Проект рождается в правление Людовика XV и заканчивается с Французской Революцией.

По прошествии бурных революционных лет работы в Лувре продолжил Наполеон I. Его архитекторы Персье и Фонтен начали сооружение северного крыла вдоль улицы Риволи. Это крыло было достроено в 1852 г. при Наполеоне III, и сооружение Лувра было завершено. После пожара и разрушения Тюильри, происшедших при осаде Парижской Коммуны в мае 1871 года, Лувр приобрел современный вид. В 1989 г. в центре Наполеоновского дворика была возведена стеклянная пирамида.


Впервые двери музея были открыты для публики 8 ноября 1793 г., во время Французской революции.


В начале своего существования Лувр пополнял фонды за счет королевских коллекций, собранных в своё время Франциском I и Людовиком XIV. На момент основания музея королевская коллекция насчитывала ровно 2500 полотен.


Постепенно в собрание музея были переданы наиболее ценные картины королевской коллекции. Огромное количество скульптур пришли из Музея французской скульптуры и после многочисленных конфискаций имущества в период революции.


В период наполеоновских войн с подачи первого директора музея, барона Денона, луврская коллекция пополнялась военными трофеями, тогда же в музей попадают археологические находки из Египта и Ближнего Востока.


В Лувре собиралось всё, этот музей можно назвать универсальным. Его коллекции покрывают огромные географические и временные пространства: от западной Европы до Ирана через Грецию, Египет и Ближний Восток; с античности до 1848 года. В настоящее время каталог музея насчитывает более 400 тысяч экспонатов. Европейское искусство новейшего периода времени - с 1848 года и до наших дней - представлено в Музее Орсе и Центре Жоржа Помпиду, а азиатское выставляется в музее Guimet. Искусство Африки, Америки и Океании экспонируется в музее набережной Бранли.


Среди наиболее популярных экспонатов Лувра - картина Джоконда (портрет Моны Лизы) кисти Леонардо да Винчи, и другие его картины, картины Рембрандта, Тициана, свод законов Хаммурапи, а также античные скульптуры: Венера Милосская и Ника Сомофракийская. Дабы туристы случайно не пропустили эти шедевры, повсеместно на стенах развешаны указатели с их изображениями. Иногда складывается впечатление, что значительная часть туристов следит только за этими указателями, не обращая внимания на остальные шедевры, собранные в Лувре. А напрасно, так как здесь представлены работы практически всех известных мастеров. Единственное, чего здесь не хватает, так это времени. По залам Лувра можно бродить бесконечно, каждый раз открывая для себя что-то новое.