Узнаем больше о перелетных и зимующих птицах. Какие птицы улетают на зиму, а какие остаются зимовать на родине

В дикой природе выделяется две разновидности пернатых: неперелетные птицы и перелетные. Последние совершают сезонные миграции с одного места в другое по причине экологических или кормовых изменений. Также причиной перелетов в тёплые или холодные края бывает характерная особенность размножения. При этом, если одна часть животных отдаёт предпочтение местности с высокими температурами воздуха, другая остаётся в холодных регионах и не ощущает никакого дискомфорта от такого образа жизни.

Все представители перелетных птиц считаются очень выносливыми и мобильными созданиями, которые способны пролетать тысячи километров, самостоятельно находить курс к тёплым странам, а также возвращаться обратно домой без сторонней помощи.

Сегодня мы поговорим об основных видах перелетных птиц , их внешних характеристиках, жизненном цикле и интересных особенностях.

Известные перелетные птицы

К классу перелетных птиц относятся лишь те виды, которые мигрируют в тёплые края с приходом зимних похолоданий. Это объясняется тем фактором, что они теплокровные, и средняя температура их тела равна 41 градусу Цельсия, независимо от внешних температурных показателей. В связи с этим птица может переносить холод, но добывать пищу для восстановления нормальной внутренней температуры на замёрзшем земном покрове становится очень сложно, из-за чего она перелетает в более комфортную местность. Именно по этой причине пернатые прощаются со своей Родиной и летят за тысячи километров в чужие страны с удовлетворительным климатом.

Среди самых известных разновидностей перелетных птиц следует выделить:

  • ласточку;
  • чибиса;
  • дрозда певчего;
  • жаворонка;
  • малиновку;
  • иволгу;
  • конька лесного и др.

Кроме рассмотренной выше группы, в наших регионах встречается и оседлая. Её представители остаются на зимовку в родных краях, а основные причины возможных миграций связаны с отсутствием кормовой базы или породными особенностями гнездования.

Когда птицы делают сезонные перелеты?

Важно обратить внимание на тот факт, что пернатые улетают в тёплые края постепенно. Первым делом родную землю покидают те виды, которые питаются насекомыми и отличаются превосходными певчими способностями. После проведения многих исследований и орнитологических экспедиций удалось определить интересную закономерность: сезон перелётов открывают такие птицы, как:

  1. стриж;
  2. ласточка.

После них родные края покидают дикие водоплавающие пернатые, включая лебедей. Это не странно, ведь с приходом морозов водоёмы плотно покрываются ледяной завесой, и среда естественного обитания таких животных существенно сокращается. Когда наступает сентябрь, к перелёту готовятся журавли, а затем и грачи.

Закрывают сезонную миграцию в тёплые регионы гуси и утки. Последние улетают позже всех остальных. Кроме этого, бывали случаи, когда эта водоплавающая птица не покидала родной дом и оставалась зимовать на водоёме. Правда, происходило это очень редко, когда зимой водоёмы остались открытыми и не замерзали. По этой причине люди начали говорить, что утки несут на своих хвостах морозную зиму и вьюгу.

Кочующие и перелетные птицы - чем отличаются

Представители перелетной группы будут покидать родную местность независимо от экологических обстоятельств. На генном уровне у них заложен инстинкт самосохранения, который подразумевает сезонную смену жилища. Как ни крути, но природе не помешаешь.

К перелетным птицам можно отнести:

  • глухаря;
  • пищуху;
  • дятла;
  • рябчика;
  • клёста;
  • сойку;
  • синичку и др.

На отмену от перелетных особей, кочующие оставляют естественное место жительства лишь после самостоятельной оценки ситуации. Перед принятием решения они изучают погодные условия и кормовую базу. В случае, если зима не предвещает сильных морозов, чижи, щуры и снегири не отказываются от возможности перезимовать дома. Но если птицы ощущают приближение суровых холодов, они без раздумий покинут Родину и переместятся в тёплые страны.

Стремительное развитие орнитологии и науки в целом позволило выделить массу удивительных фактов о перелетах пернатых. Теперь мы знаем, как птицы могут ориентироваться в воздухе и формировать многотысячные стаи для столь длинных путешествий.

Абсолютная навигация вышеупомянутых созданий обеспечивается магнитным полем нашей земли. К примеру, скворец находит дорогу из южных регионов в северные лишь за счёт врождённого понимания направления северного магнитного полюса. Помимо этого, он быстро определяет свою текущую геолокацию и создаёт маршрут для возвращения.

При формировании крупной стаи птицы руководствуются динамикой светлых и тёмных её элементов. Пернатые поддерживают определенный уровень плотности, который позволяет точно собирать необходимую информацию от сородичей путём разных жестов и действий.

Самая известная перелетная птица – грач

Среди множественного величия перелетных птиц грач считается очень популярным. Многие люди до сих пор называют его «вестником зимы», т. к. родную местность птица покидает только в конце осени (как правило, в конце октября или середине ноября). Домой птица возвращается в первые дни марта, в зависимости от климатических особенностей региона, где она обитает.

Орнитологи выделяют одну уникальную способность этой птицы – она может имитировать речь человека не хуже знаменитых попугаев. Взрослая птица вырастает до 45 сантиметров при массе от 310 до 490 граммов. Внешне грач мало чем отличается от вороны, и основные характерные особенности заключаются в ярко выраженной стройности и поверхности перьев, окрашенных в чёрный цвет с фиолетовым отливом.

Грач располагает тонким, но очень прямым клювом. С его помощью животное добывает пищу из самых труднодоступных источников, например, из-под земли. К выбору пищи птица относится непредвзято. В рационе могут быть и дождевые черви, и грызуны, и растительный корм.

Грач отыгрывает очень важную роль для флоры и фауны, т. к. они поедают самых различных лесных вредителей, среди которых:

  • клопы;
  • гусеницы;
  • грызуны и др.

Ласточка

Ещё одной очень известной перелетной птицей считается ласточка. При отсутствии фактов и научных доказательств, наверное, никто бы и не поверил, что столь хрупкая и крохотная птичка может перелетать за тысячи километров от родного дома. Но птица действительно совершает сезонные миграции два раза в год. Правда, во время такой процедуры многие особи из стаи гибнут и не долетают до указанного места. Не исключаются случаи массового вымирания целой стаи, что связано с погодными изменениями.

Внешние особенности ласточки выглядят безупречными. Птичка обладает удлиненными крыльями и четким разрезом хвоста. Она практически не ходит по земле и проводит значительную часть своей жизни в полете. Важно отметить, что даже сон и спаривание происходят в воздухе.

В дикой природе существует около 120 разновидностей ласточки. За счёт неприхотливости к условиям содержания ласточки могут обитать практически везде. Сегодня их нет только в Антарктиде и Австралии. В качестве пищи птицы используют лишь насекомых, которых они достают из-под земли или ищут в коре деревьев.

Соловей

Об этом удивительном создании знает даже ребёнок. В народе он известен своими великолепными певчими особенностями и изумительной внешностью.

На протяжении долгих лет орнитологи не знали, почему соловей издаёт столь красивые звуки и поёт большую часть своей жизни. В результате долгих исследований удалось определить, что при пении птичка не обращает внимания на опасности, которые её окружают. Она смиренно опускает крылья вниз и продолжает получать невероятное удовольствие от любимого занятия. Вот бы было здорово, если бы люди тоже так относились к искусству.

С приходом зимних похолоданий соловей перемещается в Северную Африку, но в середине апреля возвращается обратно домой. Уже в этот период можно услышать первые восхитительные песни этого крохотного создания. Как только на свет появляются насекомые, жизнь птицы бьёт новым ключом.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №69 Выборгского района г.Санкт-Петербург.

Группа №5 (старшая)

Проект по экологическому воспитанию

«Перелетные птицы»

Проект подготовили воспитатели:

  • Кириллова Н.Ю. 1 кв. кат.
  • Харенкина Н.В. 1 кв.кат.

Октябрь 2015 г.

Паспорт проекта.

Тип проекта:

По числу участников - групповой.

По характеру контактов – в рамках ГБДОУ.

По характеру участия ребенка в проекте – от зарождения идеи до получения результатов.

Сроки исполнения:

Краткосрочный (одна неделя)

Участники проекта:

  • Воспитатели группы:

Кириллова Н.Ю, воспитатель I кат.

Харенкина Н.В., воспитатель I кат.

  • Дети старшей группы №5
  • Родители

Актуальность проекта :

Началу проекта послужила необходимость дать детям представления о перелетных птицах, об их повадках.

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Цель проекта:

Обобщить знания детей о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, закрепить знания о природе, воспитывать любознательность.

Задачи проекта:

1.Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.

2.Уточнить и систематизировать знания детей о перелетных птицах, подвести к усвоению понятия «перелетные птицы».

3.Воспитывать бережное отношение к пернатым, приучать выражать свою заботу о них в полезной деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • интерес детей
  • расширение кругозора
  • проявление творчества и двигательной деятельности
  • использование полученных знаний в жизни перелетных птиц

Продукты проекта:

Книжка своими руками «Перелетные птицы»

Взаимодействие с семьей:

Консультации для родителей по изготовлению страничек для книжки

Этапы проекта:

1 этап: подготовительный.

1.Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературы, наглядные пособия, иллюстрационный материал по данной проблеме.

2.Изготовление дидактических игр.

3.Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной, самостоятельной деятельности.

4. Составить план мероприятий на неделю, подобрать материал для продуктивной деятельности.

2 этап: реализация проекта.

  1. Проведение бесед с детьми (см приложение №1).
  2. Исследовательская деятельность(рассматривание птиц на прогулке, поиск материалов для книжки)
  3. Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-развивающих игр (см приложения №2).
  4. Чтение художественной литературы; заучивание стихов, пословиц и поговорок; загадывание загадок по теме (см приложение №3).
  5. Рассматривание картин
  6. Творческо-продуктивная деятельность(рисование - см приложение №4, аппликация/лепка).
  7. Наблюдение за птицами на участке детского сада (см приложения №5).
  8. Совместная работа детей с родителями (см приложение №6).

3 этап: заключительный

  1. Обработка результатов по реализации проекта
  2. Участие в групповом конкурсе «Репортажи о перелетных птицах»
  3. Самопрезентация детьми страниц для книги своими руками «Перелетные птицы»
  4. Выставка детских работ «Птицы в парке» (из пластилина).
  5. Создание необходимых условий в группе по формированию у дошкольников целостного представления о жизни перелетных птиц.
  6. Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им.
  7. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  8. Активное участие родителей в реализации проекта.

Приложение 1.

Рассказать детям о перелетных птицах.

Жаворонок, утки, грач, журавли, кукушка, ласточки, лебедь, скворец, соловей, цапля.

Перелетные птицы - птицы, улетающие зимой в теплые края.

Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния.

Жаворонок - маленькие птички, живущие на земле. По земле они не прыгают, а бегают. На земле они также и гнездятся, откладывая в гнездо пятнистые яйца. Едят жаворонки семена растений и насекомых.

Утка - птица среднего размера с относительно короткой шеей. Окраска оперения бывает разная. В период размножения самцы отличаются от самок яркой окраской. Большинство уток линяют два раза в год.

Грач - перья у грача чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю.

Журавли - крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Журавлиные семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

Ласточка - мелкая птица. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе. Семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

Лебедь - оперение лебедей по своей окраске бывает либо чисто белое, либо серого или чёрного цвета. От гусей лебедей отличает более длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи, а также их величина, по которой они являются самыми крупными водными птицами.

Скворец - певчая птица. У скворца чёрное оперение с металлическим блеском иногда с фиолетовым, зеленоватым или синеватым оттенком. В зимнее время на теле появляются многочисленные белые крапинки. Обладает широким диапазоном звуков, которые могут включать в себя свисты, скрипы, мяуканье, различные шумы и дребезжания. Способен подражать пению других птиц.

Соловей - неприметная серая певчая птица. Зимует в Африке. Обитает в кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёзда строит на земле или очень низко, в кустах. Яйца зеленоватые или голубоватые в крапинку.

Цапли - живущие на мелководье птицы. Обитают в заболоченных либо медленно текущих водоёмах. Они неподвижно стоят в воде и всматриваются в воду, выискивая добычу.

Приложение №2.

Русские народные игры:

Филин и пташки

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др.

Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.

На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.

Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.

Пчелки и ласточка

Играющие - пчелы - летают по поляне и напевают:

Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

Коршун

Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные - цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова: Вокруг коршуна хожу, По три денежки ношу, По копеечке, По совелочке.

Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:

Коршун, коршун, что ты делаешь?

Ямку рою.

На что тебе ямка?

Копеечку ищу.

На что тебе копеечка?

Иголочку куплю.

Зачем тебе иголочка?

Мешочек сшить.

Зачем мешочек?

Камешки класть.

Зачем тебе камешки?

В твоих деток кидать.

За что?

Ко мне в огород лазят!

Ты бы делал забор выше,

Коли не умеешь, так лови их.

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, злодей!»

Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.

Правила игры. Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками.

Гуси

На площадке чертят небольшой круг, в середине его сидит волк. Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусята. Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:

Гуси, вы гуси!

Га-га-га, га-га-га!

Вы, серые гуси!

Га-га-га, га-га-га!

Где, гуси, бывали?

Га-га-га, га-га-га!

Кого, гуси, видали?

Га-га-га, га-га-га!

С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусенка. Гуси разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк ведет в середину круга - в логово. Гуси встают в круг и отвечают:

Мы видели волка,

Унес волк гусенка,

Самого лучшего.

Самого большого

А, гуси, вы гуси!

Га-га-га, га-га-га!

Щиплите-ка волка,

Выручайте гусенка!

Гуси машут крыльями, с криком «га-га-га» бегают по кругу, донимают волка. Пойманные гусята в это время стараются улететь из круга, а волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гуси уходят от волка.

Игра повторяется, но играющие в хороводе становятся гусями, а гуси встают в хоровод. Волка выбирают.

Правила игры. Хоровод гусей и гусята идут по кругу в разные стороны. Текст должны проговаривать все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только тогда, когда кто-то из играющих коснулся рукой волка.

«Утка-Гусь».

Количество игроков: любое

Дополнительно: мяч

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Выбирается водящий, ему дают в руки маленький мячик. Водящий стоит за кругом. На слова: «Утка, утка, утка!» - которые произносит водящий, он идет мимо стоящих к нему спиной детей. На слово «Гусь!» - кладет в руки одному из участников игры мячик. После этого водящий и ребенок с мячиком в руках расходятся в разные стороны.

Они идут шагом, а во время встречи говорят друг другу названия перелетных птиц, доходят до того места, с которого начали движение. Побеждает тот, кто приходит первым. Идти нужно обязательно шагом. Победивший становится ведущим

Дидактические игры:

  • «Разбери птиц» (классификация птиц на перелетных, зимующих, оседлых)
  • «Четвертый лишний» (какая птица лишняя?) Цель: учить детей сравнивать и обобщать.
  • Д/и «Какой, какая?» Цель: учить ребенка употреблять в речи прилагательные и расширять знания о перелетных птицах.
  • Д/и «Кто у кого?» Цель: учить называть птенцов перелетных птиц, как в единственном, так и во множественном числе (скворец – скворчонок – скворчата).
  • «Кто как кричит?» Цель: учить детей называть звуки, которые издают птицы (журавль – курлыкает).
  • «Я начну, а ты закончи». Цель: учить детей продолжать описывать птиц. (Птица с буровато-серым опереньем, свои яйца подбрасывает в чужие гнезда, много ест, уничтожает вредных насекомых).
  • «Кроссбух».

Зачеркнуть повторяющие буквы, выписать буквы, которые остались по одной. И составить слово.

Ч Ж И = ЧИЖ

Приложение №3.

Загадки о перелетных птицах .

  • Эту птицу знает всякий

На месте его дворец

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день... (скворец)

  • Кто без нот и свирели

Лучше всех заводит трели? (соловей)

  • Гости приходят весной,

А уходят осенью... (перелетные птицы)

  • Шея тонкая и ноги,

Не боясь воды и капли,

Рыб, лягушек ловят много

Клювом длинным. Это... (цапли)

  • Начинает песни в мае,

Трели льются средь ветвей,

Всё вокруг ему внимает!

А певец тот... (соловей)

  • Весной и летом

За пахарем ходит,

А под зиму

С криком уходит... (грач)

  • В синем небе голосок

Будто крошечный звонок... (жаворонок)

  • По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон птица.

Для деревьев наших врач-

Насекомых ест всех... (грач)

  • Эта птица желтого цвета,

Ярким солнцем она согрета.

Песнь красива ее и долга-

Флейтой свищет в лесу... (иволга)

  • Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счет годам ведут... (кукушки)

  • Всех приметных птиц черный,

Чистит землю от червей

Вдоль по пашням мчится вскачь

А зовется птица... (грач)

  • На месте - дворец,

Во дворе - певец... (скворец)

  • Маленький мальчишка,

Черный, кричит: «Кра»

Червякам враг... (грач)

Пословицы и поговорки.

В одно перо и птица не родится.

Видно птицу по полету.

Соловья баснями не кормят.

У всякой пташки свои замашки.

Летать умеет тот, кто умеет садиться.

Птицу видать по полету.

Стихи о перелетных птицах.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит.

А. Плещеев

Возвращаются скворцы -

Наши старые жильцы,

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся,

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

Г. Ладонщиков

Удод

Он украшен хохолком.

Дом его в дупле сухом.

Знает весь лесной народ:

Эти птицу звать удод.

Скворец

Скворец за морем жил зимой,

Теперь вернулся он домой.

И рано утром в тишине

Запел о солнце и весне.

Прилетай же!

М. Карим

Милый скворушка-скворец,

Прилетайте же наконец!

Для тебя я дом построил -

Не скворечник, а дворец

Приложение №4.

Конспект занятия по рисованию «Жаворонок».

Цели:

Учить детей рисовать птиц, выстраивая изображение из составных частей.

Учить детей рисовать птицу в движении.

Показать, что небольшое смещение составных частей относительно друг друга дает нам другую позу птицы.

Развивать навыки рисования наброска рисунка карандашом.

Развивать навыки рисования цветными карандашами.

Развивать навыки создания фона с помощью восковых мелков.

Ход занятия.

Воспитатель:

Сегодняшнее наше задание я хочу начать с музыки. Я предлагаю вам послушать романс русского композитора А. Алябьева «Жаворонок».

Не правда ли, какая нежная, чистая, красивая музыка. Она очень точно передает впечатление от песенки жаворонка - звонкой, высокой, чистой. Она так радует душу, так согревает сердце.

Сегодня я предлагаю вам научиться рисовать жаворонка.

Посмотрите на эти картинки. Глядя на них, мы понимаем, что тело большинства птиц состоит из нескольких частей. Каких? (Голова, туловище, хвост, крылья.) Какой они формы? (Голова- круглая или слегка овальная, туловище- овальное, хвост может иметь треугольную форму, быть раздвоенным, как у ласточки, крылья обычно имеют изогнутую форму - если птица летит, в сложенном виде они овальные, клюв имеет треугольную форму, может быть маленьким или большим, изогнутым или прямым.

Рисовать геометрические формы - круг, овал, треугольник - вы умеете. Поэтому сможете легко изобразить составные части тела птицы. Нужно только правильно соединить эти части.

(Показ наброска рисунка мелом на доске.)

Воспитатель:

У жаворонка небольшое овальное туловище, круглая головка, маленький треугольный клюв, хвост треугольной формы. Посмотрите, сначала я нарисую овальное туловище. Теперь пририсую к нему круглую головку, овальные крылышки - немного заострю у них концы (это самые длинные перья).

Остается хвост в сложенном виде он напоминает скорее не треугольник, а

Четырехугольник, и треугольный маленький клюв. И вот мой жаворонок собирает с земли семена растений.

Теперь вам понятна последовательность рисования. Видите, стоит немного изменить положение частей тела относит-ельно друг друга, и у жаворонка совсем другая поза. Чуть-чуть измените, положение головы, перенесите ее повыше, жаворонок уже не клюет зернышки, а сидит на гнезде, зорко смотрит по сторонам, охраняя птенцов.

А теперь попробуем сделать набросок жаворонка, который взлетает. Снова начинаю с овального туловища, пририсую к нему круглую головку с маленьким клювом. А теперь- развернутые крылышки. Начну их рисовать с изогнутой линии, похожей на закругленный угол, это внешняя часть крыла. Внутренняя часть - тоже закругленная, но уже более плавная линия, ее я разделяю на отдельные перышки. Точно так же рисую второе крыло. Остается хвост. В полете жаворонок расправляет его, хвост приобретает треугольную форму, в нем тоже можно прорисовать отдельные перышки

А теперь попробуйте составить свою композицию, изобразив жаворонков в самых разных позах, неподвижными и в движении, сидящими на земле и летящими. Сделайте набросок простыми карандашами. Если вам что-то не понравится в вашем наброске, вы можете воспользоваться ластиком и исправить его.

2часть. Во время рисования включается музыка. Воспитатель помогает детям только советами, словесной подсказкой, не прибегая к прямому вмешательству в детский рисунок.

3часть. После того, как дети закончили выполнять набросок простым карандашом, воспитатель предлагает им подумать, чем они будут раскрашивать набросок, какие используют изобразительные средства, простые карандаши. Он беседует с детьми о том, какое оперение у жаворонка. У полевого жаворонка перья верхней части тела землисто-бурого, коричневого цвета, а нижний – рыжевато-белого.

В заключение – короткая беседа о содержании получившихся рисунков.

Приложение №5.

Наблюдение за птицами на участке детского сада

Цели :

Учить различать птиц по оперению, размеру, голосу;

Развивать наблюдательность, память;

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.

Ход наблюдения

Трава опять зазеленела, И закудрявились леса.

«Весна! Весна! Пора за дело!» -Звенят уж птичек голоса.

Сухие прутики, солому, Кусочки мха они несут

Все пригодится им для дома,Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках Синицы, воробьи, скворцы,

Ведь скоро в гнездах будут детки -Их желторотые птенцы

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какие птицы прилетают к нам на участок?

♦ Как вы им помогаете?

♦ Какого они размера?

♦ Какую пользу приносят птицы?

♦ Какая у них окраска?

♦ Чем питаются?

♦ Какие изменения в жизни птиц происходят осенью?

♦ Каких птиц вы еще знаете?

Трудовая деятельность

Посыпание песком дорожек на участке.

Цели:

Воспитывать положительное отношение к труду;

Учить оказывать помощь младшим.

Подвижные игры

«Лови - бросай».

Цели:

Учить ловить мяч, не прижимая его к груди;

Бросать точно воспитателю двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.

«Салки».

Цель: учить двигаться приставными шагами в разные стороны, действовать по сигналу.

Индивидуальная работа

Прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.


Перелетные птицы всегда удивляли своей выносливостью, удивительной способностью к ориентированию и преданностью насиженным гнездовьям. Что помогает им совершать такие сложные путешествия и с легкостью преодолевать непростые маршруты, читаем в следующем посте.

Представляем Вам интересные факты о перелетных птицах

1. С наступлением холодов птицы покидают места своего обитания и стремятся поскорее добраться в теплые края. Делают они это не потому что мерзнут. Их оперение прекрасно согревает и при низких температурах (вплоть до -10, -15 градусов Цельсия).

Дело в том, что в такой холод, пища, которую едят птицы, становится недоступной. Земля промерзает и все жучки-паучки прячутся, а пернатые остаются голодными. Именно это и становится причиной их перелетов.

2. Знаете ли вы, почему некоторые перелетные птицы (журавли, лебеди) летят именно клином? Такой порядок построения стаи помогает птицам экономить до 20% энергии. Происходит это за счет того, что впереди летящими птицами создаются воздушные завихрения, позволяющие следующим за ним собратьям прилагать для полета гораздо меньше сил. Основная нагрузка ложится на вожака стаи, летящего впереди. Именно поэтому птичий глава часто залетает в середину стаи, а на его место направляется другая птица, чтобы занять на время его место.

Но не все перелетные птицы летят клином. Например, все воробьиные совершают свои перелеты в беспорядочном, хаотичном порядке, кулики, кроншнепы, сороки выстраиваются шеренгой, вороны вытягиваются вереницей. Каждый вид пернатых выбирает для себя наиболее целесообразный вид построения, который позволяет им лучше беречь энергию, наблюдать за окружающей обстановкой и ориентироваться.

3. Но как же птицы находят свои гнезда? Оказывается, они запоминают, что окружает их гнезда, запоминают это и потом без каких-либо усилий возвращаются туда. Даже результат экспериментов, проведенных учеными-орнитологами, когда гнезда передвигались на сотни километров (!) от привычных мест, показал, что пернатые все равно без труда находили их. Значит, наряду с прекрасной памятью у птиц необычайно развит инстинкт, закладываемый в них генетически и безошибочно приводящий их к родному гнездовью.

4. Перелет в южные страны пернатые совершают так, чтобы было где остаться на ночлег, подкрепиться, да и просто отдохнуть. Чаще всего происходит так, что большую часть всего путешествия птицы проводят отдыхая, оставляя на воздушный марш-бросок всего пару часов за день. Интересно, что одни виды птиц передвигаются только в светлое время суток, другие - отводят на перелет только ночь, а третьи могут лететь и днем и ночью. Остается удивляться совершенству механизма ориентирования птиц, которые способны прокладывать маршрут даже в условиях нулевой видимости или в кромешной тьме ночи, ориентируясь по свету звезд, рельефу местности и геомагнитному полю Земли.

5). Есть и такие "добровольцы", которые совершают самостоятельные, одиночные перелеты. Но у таких "аутсайдеров" гораздо больше шансов стать мишенью для охотника или попасть в прочие неприятности, которые сулят столь дальние путешествия. Перелеты в стае это своеобразная гарантия безопасности и поддержки, которую оказывают друг другу все члены птичьего сообщества.

У зябликов "мужчины" пропускают "дам" вперед - сначала летят самки, потом уже самцы. Выносливость у разных видов птиц разительно отличается. Одни, например, вальдшнепы, могут лететь без остановки целых 36 часов, другим требуется много времени на восстановление сил.

6. Вообще непосредственно перед перелетом птицы переходят на уникальную систему питания, запасаясь энергией и силами для предстоящего путешествия. Так, малый песочник усиленно поглощающий перед перелетом рачков-бокоплавов, достигает увеличения показателей кислородного обмена в мышцах на 58-90%! Для примера - спортсмены-профессионалы добиваются показателя в 38-70% только после 7 (!) недель усиленных тренировок.

7). Основной фактор, который влияет на перелетных птиц, является погода. Только она дает своеобразный сигнал к "старту" или, наоборот, задерживает начало путешествия. Когда совершать перелет и совершать ли его вообще, птицы решают, оценивая погодные условия. Если зима выдается теплая, то перелет будет им отложен. А если вдруг нагрянут нешуточные холода, то даже самые отважные сорвутся в южную "командировку".

Птицы очень чутко чувствуют погодные изменения и с легкостью обходят надвигающуюся бурю. Многие виды птиц, такие как, например, чайки используют ветер для совершения быстрых перелетов, существенно экономя свои силы в полете, отдавая себя на волю воздушным потокам.

Перелетные птицы:

  • чибис;
  • дрозд певчий;
  • малиновка;
  • жаворонок;
  • мухоловка;
  • зяблик;
  • зорянка;
  • садовая камышовка;
  • зимородок;
  • горихвостка;
  • удод;
  • выпь;
  • трясогузка;
  • иволга;
  • славка черноголовая;
  • лебедь;
  • гусь;
  • утка;
  • грач;
  • журавль;
  • глухарь;
  • рябчик;
  • пищуха;
  • клест.

Картинки с названиями для детей, на которых изображены птицы, улетающие на юг зимой, чаще всего представляют журавлей. А ведь огромное количество пернатых покидает место обитания, кроме этих птиц, и они это делают не сразу, а каждый вид в определённое время.

Некоторые перелётные птицы: картинки с названиями и указанием очерёдности полёта на юг

Раньше всех покидают место жительства птицы, пища которых – только насекомые. Это логично, ведь именно насекомые начинают прятаться или погибать с наступлением холодов.

Перелётная птица трясогузка, фото

За ними устремляются в южные края те пернатые, пища которых – цветы, семена, плоды. Они делают это несколько позднее, чем насекомоядные, это и понятно: плоды и семена доступны в пищу очень долго, пока не станет совсем холодно и на земле не будет солидного снежного покрова.

В это же время улетают птицы, у которых летом смешанное питание, а осенью только растительная пища.

Например, это чиж – тли и других мелких насекомых осенью уже нет, и он полностью переключается на семена.
Перелётная птица чиж, фото


И последними спасаются от холода птицы, живущие на водоёмах, когда поверхность рек и озёр покрывается льдом. Среди водоплавающих птиц, кстати, отмечается тенденция к условной перелётности: если зима тёплая и вода не замерзает, они никуда не летят.
Водоплавающие перелётные птицы: картинки


Среди пернатых, питающихся растительной или „живой“ пищей на суше, тоже может наблюдаться условная перелётность. К примеру, это сойки и свиристели: чем южнее они живут, тем реже они покидают место обитания зимой.

Известные перелётные птицы: картинки, названия, основные места зимовок

Кукушка обыкновенная . Из Средней Азии и Сибири эти птицы устремляются в южную часть Сахары в Африке. Из Англии и северной Европы кукушки обыкновенные летят на юг Африки, долетая даже до ЮАР.
Скворцы российские, украинские и скандинавские летят на юг Европы. Иногда они доставляют большие неудобства жителям южных европейских стран зимой. К примеру, в Италии в зимние месяцы они так шумят, что перекрывают гул транспорта в городах.
Если говорить о журавлях , то ареал их перелёта очень широк. Кавказ, долина Нила, север и запад Индии, Ирак – вот далеко не все места зимовки журавлей.
Соловьи почти все летят на зиму в Африку, в основном в западную, но стараются останавливаться в странах южнее экватора.
Лебедь – самое большое пернатое, живущее на воде, и самая крупная перелётная птица. Российские лебеди на зимний период улетают к Средиземному и Каспийскому морям, на юг азиатских побережий.
Ласточк и, все их разновидности – перелётные. С Запада они летят зимовать в Африку южнее Сахары, восточные – в Китай и зоны, примыкающие к Гималаям.
Грачи , населяющие практически всю Евразию от Скандинавии до тихоокеанского побережья, улетают зимой относительно недалеко. Грачи российские устремляются в Турцию, из Европы – в Италию и Францию, поволжские – в основном в Казахстан.
Смотрите видео про перелетных птиц.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.

ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.

РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.
Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.

Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.

Ласточки и скворцы улетают стаей.

Журавли улетают клином - углом.

А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ: ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец – птица, остальные насекомые).

ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ:
Журавли – журавлята.
Грачи – грачата.
Гуси – гусята.
Скворцы – скворчата.
Утки - ... .
Кукушки - ... .
Стрижи - ... .

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Чей клюв?
У журавля – журавлиный.
У гуся – гусиный.
У утки -... .
У кукушки -... .
У грача -... .

ОДИН - МНОГО.
Кукушка – кукушки.
Журавль - журавли.
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок – жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка – ласточки.
Грачонок – грачата.
Аист – аисты.
Гусенок – гусята.

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.



Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей...
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его - ... (скворец).

НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Соловей - соловушка.
Журавль - журавушка.
Лебедь - лебедушка... .

У КОГО - КТО?
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ "ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ":
В поле я увидел... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за... (длинноногим журавлем).

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО):
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?

Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда).
На ветке сук, а на ветках... .
В гнезде птенец, а в гнездах - ... .
На дворе дерево, а в лесу - ... .

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)

Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)

На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)

Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный сторож, друг полей.
Первый вестник тёплых дней.
(Грач.)

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!