Г.Н.Батанов отвечает на вопросы будущих пенсионеров. Формирование страховой пенсии Страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии

За исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования и крестьянских (фермерских) хозяйств).

Таблица 2.2

Размеры страховых взносов для организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных обшин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования и крестьянских (фермерских) хозяйств.

На финансирование страховой части трудовой пенсии
До 280 000 рублей 14,0 % 8,0 % 6,0 %
От 280 001 рубля до 600 000 рублей 39 200 рублей + 5,5 % с суммы пре­вышающей 280 000 рублей 22 400 рублей + 3,1 % с суммы пре­вышающей 280 000 рублей
Свыше 600 000 1!ублей 56 800 рублей 32 320 рублей 24 480 рублей

Вышеуказанным Федеральным законом от 20 июля 2004 г. № 70-ФЗ введены переходные положения, которые говорят о том, что в течение 2005-2007 гг. для страхователей, лиц, производящих выплаты физическим лицам, в том числе:

Организаций;

Индивидуальных предпринимателей;

Физических лиц и выступающих в качестве работодателей для лиц 1967 года ро­ждения и моложе применяются другие ставки страховых взносов: (табл.2.3).

Застрахованное лицо вправе отказаться от получения накопи­тельной части трудовой пенсии из ПФР и передать свои накопле­ния, учтённые в специальной части индивидуального лицевого сче­та, в негосударственный пенсионный фонд начиная с 1 января 2004 г.

Контроль за использованием средств бюджета ПФР осуществля­ется Счётной палатой РФ. В Законе также предусмотрен контроль со стороны наблюдательного совета страховщика, которые должен создаваться в порядке, определяемом Правительством РФ.

Пенсионная реформа и введение в силу новых пенсионных законов было осуществлено на фоне устойчивого финансового положения ПФР в 2001-2002 гг., при наличии существенного резерва пен­сионных средств. Однако сложная система финансирования, не­сформированная до конца правовая база, а также ряд текущих и прогнозируемых макроэкономических показателей вызывают мно­го сомнений в гарантиях финансовой устойчивости системы. Одним из приоритетов доработки правовой базы является принятие закона о Пенсионном фонде России.

Таблица 2.3

Размеры страховых взносов для работодателей (за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования и крестьянских (фермерских) хозяйств).

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года Для лиц 1966 г. рождения и старше Для лиц 1967 г. рождения и моложе
На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 280 000 рублей 10,3 % 4,3 % 6,0 %
От 280 001 рубля до 600 000 рублей 28 840 рублей + 5,5 % с суммы пре­вышающей 280 000 рублей 12 040 рублей + 3,1 % с суммы пре­вышающей 280 000 рублей 16 800 рублей + 2,4 % с суммы пре­вышающей 280 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 46 440 рублей 2960 рублей 24 480 рублей

Таблица 2.4

Размеры страховых взносов для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования и крестьянских (фермерских) хозяйств.

С 1 января 2010 г. вступили в силу поправки, внесенные в Налоговый кодекс РФ. Изменения затрагивают первую часть Кодекса, а также главы об НДС, акцизах, НДФЛ, спецрежимах, транспортном и земельном налогах, налоге на имущество организаций. Большое количество внесенных изменений касается порядка расчета налога на прибыль. Однако самым значимым событием текущего года стала замена ЕСН страховыми взносами.

Предельная величина доходов каждого физлица для начисления страховых взносов будет составлять 415 тыс. руб. (она будет определяться нарастающим итогом с начала календарного года). При превышении лимита страховые взносы взиматься не будут. Регрессивной шкалы, применявшейся для целей ЕСН, в отношении страховых взносов не предусмотрено;

Претерпел изменения перечень сумм, не облагаемых страховыми взносами: некоторые выплаты из него исключены (например, компенсация за неиспользованный отпуск), но при этом имеется и ряд дополнений;

Что касается тарифов, то в 2010 г. плательщики, производящие выплаты и начисляющие иные вознаграждения физлицам, всего должны перечислить в страховые фонды взносов 26 процентов за каждого работника с суммы, не превышающей 415 тыс. руб. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, ЕСХН или уплачивающих ЕНВД, а также для лиц, использующих труд инвалидов, на 2010 г. установлен пониженный тариф;

отчитываться по страховым взносам плательщики, производящие выплаты физлицам, должны будут четыре раза в год. Расчеты по начисленным и уплаченным взносам нужно будет подавать в территориальные органы ПФР и ФСС РФ (по месту учета плательщика).

24 июля 2009 года был принят федеральный закон № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», установивший:

Формирование пенсионных средств осуществляется за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Для выяснения вопроса о порядке и источниках финансирования трудовых пенсий п. 1 ст. 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» отсылает нас к Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение, одной из целей расходования средств бюджета ПФР является выплата трудовой пенсии.

Бюджет Пенсионного фонда РФ в свою очередь формируется в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» за счет:

1) страховых взносов, в основном к ним относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – часть этих взносов направляется в федеральный бюджет, часть – в бюджет ПФР;

2) средств федерального бюджета, к которым в первую очередь относится часть единого социального налога, перечисляемого из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ;

3) сумм пеней и иных финансовых санкций;

4) доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

5) добровольных взносов физических и юридических лиц, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

6) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Структура трудовых пенсий, установленная Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», предполагает три составные части трудовых пенсий: страховую, базовую и накопительную. Части трудовых пенсий в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании» формируются за счет разных источников финансирования. Финансирование базовой части трудовых пенсий осуществляется за счет средств единого социального налога, финансирование страховой и накопительной части трудовых пенсий осуществляется за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют единый объект налогообложения и налоговую базу. Как единый социальный налог, так и страховые взносы уплачивают организации, предприятия и частные предприниматели с заработной платы своих работников, а также с иных положенных работникам вознаграждений за трудовую деятельность, в том числе за трудовую деятельность по договорам гражданско-правового характера. Различаются эти два вида обязательных выплат тем, что единый социальный налог уплачивается за счет средств работодателя, исходя из размеров выплаченной заработной платы, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование взимаются работодателем с доходов работников. Общий размер отчислений в Пенсионный фонд, по взимаемых с доходов работников на обязательное пенсионное страхование, установлен на уровне 14 %.

Статья 238 НК РФ устанавливает перечень средств, которые не подлежат налогообложению и с которых не взыскиваются не только единый социальный налог, но и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Не подлежат налогообложению:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с:

а) возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

б) бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

в) оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

г) оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

д) увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

е) возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

ж) трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

з) выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

б) членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка;

4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщикам – финансируемым из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями – в пределах размеров, установленных законодательством РФ;

5) доходы глав крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации – в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;

6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

8) взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;

9) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

10) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта РФ, предусмотренном конституцией, уставом субъекта РФ и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума РФ, референдума субъекта РФ, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума РФ, иных групп участников референдума субъекта РФ, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

11) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

12) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

13) суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3 000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период;

14) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в составе расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

15) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Пункт 3 ст. 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» регламентирует, что накопительная часть трудовой пенсии устанавливается только при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Основная функция накопительной части трудовых пенсий – защитить от инфляции и увеличивать размер трудовых пенсий. С этими целями устанавливается следующий порядок финансирования накопительной части трудовых пенсий: отчисления на накопительную часть трудовых пенсий поступают в Пенсионный фонд РФ и до поступления на индивидуальные лицевые счета граждан не являются персонифицированными. В период с момента поступления этих средств в Пенсионный Фонд и до момента их перечисления на индивидуальные лицевые счета граждан государство имеет право инвестировать данные накопительные отчисления в доходные активы. Таким способом обеспечиваются защита данных средств от инфляции и увеличение их размеров. После поступления страховых взносов из Пенсионного фонда РФ на индивидуальные лицевые счета граждан эти взносы уже не являются собственностью государства, и государство теряет право на распоряжение ими. С этого момента страховые взносы, перечисленные на финансирование накопительной части трудовых пенсий, являются собственностью гражданина.

Российская газета, 20.08.2004

В извещении о состоянии индивидуального лицевого счета имеется три таблицы. Поясните, пожалуйста, что означает каждая из них, зачем они нужны?

Напомню, что по новому пенсионному законодательству трудовая пенсия состоит из трех частей: базовой (ее обеспечивает государство вне зависимости от трудового вклада человека и финансирует из федерального бюджета), страховой (она зависит от зарплаты и уплаченных с нее страховых взносов в Пенсионный фонд в течение всей трудовой биографии) и, наконец, накопительной. Как раз этими накопительными средствами в отличие от страховой части будущий пенсионер может распорядиться самостоятельно - и прирастить их, передав в доверительное управление частной структуре либо направив в один из НПФ, либо, если нет желания рисковать, оставить в распоряжении государства.

На индивидуальном лицевом счете каждого будущего пенсионера (каждого застрахованного лица) отражаются начисленные и поступившие в Пенсионный фонд страховые взносы на накопительную (первая таблица) и страховую (вторая таблица) часть будущей пенсии. Что касается третьей, нижней таблицы, в ней гражданину дается расшифровка, как распределены поступившие взносы по страхователям (местам работы). Пока - только за 2002 год.

Замечу, что на накопление направляется в среднем пока только 2 процента от фонда оплаты труда работника, а на страховую часть - 12 процентов. Сведения о персонификации средств за 2003 год каждый застрахованный получит в будущем году. Это очень важная таблица: по ней можно определить, какой из ваших работодателей не платил (или не доплатил) пенсионных страховых отчислений с вашей зарплаты.

Сведения о страховых взносах на финансирование накопительной части трудовой пенсии (специальная часть ИЛС)

Наименование показателя

Код строки

Сумма (руб.)

Средства пенсионных накоплений, переданные ПФР в доверительное управление управляющей компании (стр.10=стр.11+стр.12)
- страховые взносы, поступившие в ПФР в 2002 году и отраженные в специальной части ИЛС
- чистый финансовый результат (доход) от временного размещения ПФР страховых взносов, поступивших в ПФР в 2002 году
Страховые взносы, уплаченные ПФР в 2003 году и отраженные в специальной части ИЛС
Итого учтено в ПФР средств пенсионных накоплений в специальной части ИЛС (стр.30=стр.10+стр.20)

Сведения о страховых взносах на финансирование страховой части трудовой пенсии (общая часть ИЛС)

*) В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2004 № 141 страховые взносы, поступившие в ПФР в 2002 году, подлежат увеличению на коэффициент индексации в размере 1,177

Сведения о страховых взносах, на финансирование трудовой пенсии, поступивших в ПФР в 2002 году и отраженных на ИЛС

Как проверить правильность сумм отчислений, приведенных в таблицах? Что делать, если данные, полученные у работодателя, не совпадают с данными Пенсионного фонда? Как провести сверку данных и добиться исправления данных, указанных на лицевом счете?

Если вам кажется, что с суммами отчислений что-то не так, первое, что нужно сделать, - это обратиться к работодателю, чтобы уточнить, правильно ли были начислены вам страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Тарифы устанавливаются статьей 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Если данные работодателя не соответствуют суммам, указанным в извещении, необходимо обратиться в территориальный орган ПФР и выяснить, почему это произошло. Возможно, это техническая ошибка. Но гораздо чаще страхователь (ваше предприятие) неправильно применяет тарифы, и в этом случае он обязан доначислить и доплатить страховые взносы, а также представить в ПФ корректирующие формы для исправления данных в лицевом счете.

К сожалению, многие работники просто опасаются выяснять отношения с работодателем - а вдруг возникнут осложнения на работе?

В принципе работник может и самостоятельно проверить данные в извещении. Для этого нужно обратным счетом определить сумму зарплаты, с которой были начислены страховые взносы. Для этого сумма страховых взносов делится на размер тарифа - 14, 2 или 12 процентов. Затем останется только элементарно сравнить полученные суммы с данными, указанными в собственных квитках по зарплате. Но опять-таки, если выявляются несоответствия, - придется официально обращаться и к работодателю, и в пенсионный орган.

Могу подсказать одно: недоплаты (или вообще неуплата) страховых взносов носят обычно массовый характер - они касаются практически всех работников предприятия нарушителя. Поэтому для решения проблемы можно прибегнуть к помощи профсоюза, обратиться в трудовую инспекцию, в суд, наконец. То есть использовать те же формы воздействия на работодателя, которые предусмотрены Трудовым кодексом в случае невыплаты или задержки зарплаты.

Вернемся к таблицам. Во второй из них, той, что отражает поступления средств на страховую часть пенсии, показаны взносы за 2002 и 2003 годы, а также их сумма. Однако взносы за 2002 год должны быть проиндексированы на 17,7 процента, чтобы уберечь пенсионные деньги от инфляции. Тем не менее сумма выведена без учета этой индексации. Почему?

Реальность такова, что предприятия-должники часто переводят страховые взносы с большим опозданием - иногда даже за прошлый или позапрошлый год. Поэтому, отрабатывая технологию, специалисты ПФ решили отражать на индивидуальных счетах конкретные суммы взносов, поступивших в тот или иной период, чтобы работник мог проконтролировать своего работодателя. Реальное же увеличение страховых взносов в рублях, полученное в результате индексации, будет рассчитываться позже - при назначении трудовой пенсии. Но коэффициент индексации (его ежегодно утверждает правительство) мы также указываем в письме. В будущем году, возможно, мы дополним извещение строкой, в которой укажем дополнительно как увеличились страховые взносы за счет их индексации. Это предложение рассматривается.

Теперь - вопросы о накопительной части. В извещении ПФР не сообщается, в какой УК находятся пенсионные накопления. Никакого документа, подтверждающего перевод денег в выбранную управляющую компанию, на руках у гражданина нет. Как узнать: переведены ли деньги в выбранную компанию, не произошло ли ошибки?

В принципе положения Федерального закона от 24.07.2002 №111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и приказа Минфина России от 30.06.2003 № 56н не накладывают на Пенсионный фонд обязанности информировать застрахованных граждан, в какую УК переведены их пенсионные накопления. Но я согласен, что это важная информация, и люди, конечно же, хотели бы ее получить. Но здесь есть сложности: сведения о переводе денег конфиденциальны, разглашать их нельзя. А содержатся они в нашей централизованной базе данных, которая надежно защищена, и региональные отделения доступа к ней не имеют. Поэтому мы прорабатываем сейчас такой вариант: гражданин обращается с запросом в свое территориальное управление ПФ, по электронной почте запрос поступает в Центр, сведения "вынимаются" из базы и направляются в регион, чтобы гражданин мог их получить. Мы сейчас прорабатываем с программистами, как все это лучше сделать. Думаю, решение будет найдено.

В первой таблице в строке 3 указан чистый финансовый результат (проще говоря - доход) от временного размещения страховых взносов, предназначенных для формирования накопительной части пенсии, поступивших в ПФР в 2002 году. Как он рассчитывался?

Есть специальное Положение о порядке чистого финансового результата, утвержденное приказом Минфина России от 30.06.2003 № 55н (зарегистрировано в Минюсте России 21.07.2003, № 4911). Исходя из этого Положения и был рассчитан чистый финансовый результат, а также коэффициент прироста сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, поступивших в ПФР в течение 2002 года. Этот коэффициент составил около 0,40, то есть накопительная часть будущих пенсий приросла в течение 2002-2003 года на 40 процентов. Эти расчеты, выполненные Минфином РФ, утвердило Правительство (постановлением от 15 марта 2004 года). Кстати, эти документы печатала ваша газета.

В письмо вложены два заявления о выборе управляющей компании и о переходе в НПФ. Многие не понимают, нужно ли заполнять одно из заявлений или оба?

Конечно, одно. Вы либо самостоятельно выбираете инвестиционный портфель (управляющую компанию), которая будет вкладывать ваши накопления, либо переходите в негосударственный пенсионный фонд. Если никакого заявления от вас в Пенсионный фонд не поступит, по умолчанию средства останутся либо в ведении государства (ПФР и в государственной управляющей компании), либо в той же управляющей компании, которую вы выбрали год назад.

Как убедиться, что выбранная год назад УК продолжает работать на рынке?

В территориальных органах ПФР, в организациях, с которыми заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, на информационных стендах размещен перечень управляющих компаний, с которыми Пенсионный фонд заключил договоры доверительного управления. Этот список (а также перечень негосударственных пенсионных фондов, допущенных с нынешнего года к участию в обязательном пенсионном страховании) можно увидеть и на нашем официальном сайте www.сайт. Есть он на сайтах наших региональных отделений, на сайте Минфина РФ.
ПФР подписал 63 договора доверительного управления с 55 УК - победителями конкурса, проведенного Минфином в прошлом году, а также с государственной управляющей компанией, назначенной Правительством. Договоры заключены на 5 лет.

Будет ли Минфин проводить новый конкурс по отбору УК и "перетряхивать" список?

Пенсионным фондом 10 августа согласован проект постановления правительства об изменениях в правила проведения конкурса по отбору УК. Например, предполагается ужесточить требования к минимальному опыту УК, ввести требование по наличию у нее опыта по осуществлению деятельности в качестве управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов не менее трех лет на момент подачи заявки на конкурс в 2004 году, не менее четырех лет - в 2005 году, не менее пяти лет - начиная с 2006 года.

Организатором конкурса будет Федеральная служба по финансовым рынкам.
Конкурс состоится, видимо, позже, чем в прошлом году - предположительно 1 октября. Это связано с реформой госорганов исполнительной власти.

Если конкурс состоится, вполне возможно, что количество УК, с которыми Пенсионный фонд заключит договоры доверительного управления, увеличится. Но поскольку срок подачи заявлений будущими пенсионерами ограничен 1 октября, реально выбрать новые УК они смогут только в следующем году.

А что делать, если работник не получил информационное письмо из Пенсионного фонда? Куда обращаться и нужно ли предоставлять какие-либо документы?

Чаще всего такие ситуации возникают по очень простой причине: работодатель, сообщая сведения о работниках в Пенсионный фонд, ошибается с почтовым адресом. Бывает, что и сам работник, переезжая, забывает проинформировать об этом своего работодателя. Если застрахованный гражданин не получил извещения, он имеет право обратиться в свой территориальный орган ПФР по месту жительства или работы. Там по электронному реестру определят, поступило ли в регион на него извещение (проще говоря - не ошиблась ли с доставкой почта). Если извещение было, его найдут в возврате почты и вручат гражданину. Если извещения не окажется - ему выдадут выписку из его индивидуального лицевого счета, в которой будут указаны все находящиеся на индивидуальном лицевом счете сведения.

Отправляясь в ваше управление Пенсионного фонда, не забудьте захватить с собой паспорт (или другое удостоверение личности) и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования - их нужно будет предъявить сотрудникам Фонда.

В заключение я бы хотел обратиться ко всем будущим пенсионерам: лучше сегодня не пожалеть времени и разобраться с тем, как накапливается ваша пенсия, чем через много лет нервничать и расстраиваться при ее начислении. Я советую всем хранить ежегодно рассылаемые нами информационные письма - они помогут вам проверить правильность расчетов сотрудников Пенсионного фонда.

Ирина Невинная

Навигация по статье

Страховая пенсия формируется из средств, которые поступают в систему ОПС в виде взносов, ежемесячно отчисляемых работодателями в ПФР.

Общий размер взносов составляет 22% от зарплаты работника, из которых 16% направляется на страховую пенсию (или 10% на страховую и 6% на накопительную, если она формируется), а 6% - так называемый солидарный тариф , сборы от которого предназначены на выплату фиксированной части, социальных выплат и в других целях, предусмотренных нормативными актами законодательства РФ.

В правовом отношении сбор взносов в бюджет Пенсионного фонда регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд ОМС» , который устанавливает обязательный порядок уплаты взносов.

  • Функции по контролю своевременности перечисления страховых взносов в ПФР, в соответствии с требованиями статьи 3 этого закона, лежит на территориальных подразделениях ПФР.
  • Что касается ( ФЗ №167 от 15.12 2001 года), то уплаченные работодателями взносы, идут только на финансирование страховой пенсии.

Направление страховых взносов на формирование страховой пенсии

Страховые взносы являются основой Пенсионной системы нашей страны. Страхователи в обязательном порядке обязаны быть зарегистрированы в территориальных органах Фонда, обеспечивать полное и своевременное перечисление пенсионных взносов бюджет ПФР, вести их учет и представлять страховщику все необходимые документы, которые требуются при ведении индивидуального (персонифицированного) учета в ( ФЗ №167).

производят и дополнительные отчисления в ПФР , за счет которых формируется досрочная страховая пенсия работникам, условия труда которых, по действующему законодательству признаны тяжелыми или опасными.

Страховые взносы, поступающие в Пенсионный фонд, зачисляются на лицевой счет застрахованных лиц, номер которого (), указан на пенсионном свидетельстве. Впоследствии размер этих отчислений будет учтен при назначении пенсий исходя из требований, изложенных в статье 10 ФЗ № 167 от 15.12.2001 года.

Что лучше: накопительная или страховая пенсия?

Формируемая из пенсионных взносов, гарантирована государством и полежит ежегодному увеличению на уровень инфляции за счет индексаций, порядок которых установлен Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» .

Формируется этот за счет страховых взносов работодателя за своего работника, и при назначении взносы конвертируются в баллы и перемножаются на его стоимость, устанавливаемую государством.

Государством не гарантируется и ее доходность находится зависимости от финансовых результатов инвестиционной деятельности НПФ и УК, которые могут, в результате своей деятельности, понести убытки или обанкротиться.

  • Принимая решение о формировании накопительной пенсии, необходимо понимать, что тем самым сокращается сумма отчислений на страховую, от которых в будущем будет зависеть ее . Стоит учитывать и повышенный риск, возникающий в случае вложения денег в финансовые рынки.
  • Сохранность накопительной пенсии гарантируется законом РФ от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ , в соответствии с которым создана система гарантирования пенсионных накоплений, которая, в случае убытков, понесенных в результате их неудачного инвестирования, гарантирует выплату накоплений, но без учета инфляции.
  • Еще одно отличие накопительной пенсии от страховой состоит в том, что она , а страховая переходит в резерв ПФР.

Расчет страховой пенсии в 2019 году

С 2015 года страховая пенсия состоит из фиксированной выплаты и страховой пенсии, рассчитываемой в баллах. Порядок расчета регулируется требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 «О страховых пенсиях» .

Большинство граждан, начинали работать еще в советское время и имеют , заработанный до 2001 года. При расчете пенсионных прав учитываются все периоды трудовой деятельности и затем они переводятся в баллы.

В дальнейшем все расчеты производятся исключительно в баллах и перевод их в рубли случается только при назначении пенсии.

Для перевода пенсионного капитала, который был сформирован до 2015 года в баллы, рассчитывается размер страховой части пенсии на 31.12.2014 (без учета накопительной части и базового размера), делится на стоимость пенсионного балла, которая 1 января 2015 года составляла 64,10 рубля (в 2019 году - 87,24 руб.).

С 2015 ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент) рассчитывается исходя суммы отчислений , перечисленных страхователем на лицевой счет работника в течение года. Согласно требованиям, изложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2015 № 385-ФЗ отчисления на накопительную пенсию прекращены до конца 2019 года.

Формула расчета пенсии

В формулу расчета с 2015 года введена новая величина - ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент (балл)) и теперь для или применяется такая формула:

СП = ИПК х СПК х К + ФВ х К,

  • ФВ - фиксированная выплата (в 2019 году - 5334,19 рублей );
  • СП - страховая пенсия;
  • ПК - пенсионные баллы (накопленные, как до 2015 года, так и позднее);
  • СПК - стоимость одного пенсионного балла (коэффициента);
  • К – повышающие коэффициенты при выходе на пенсию позже положенного срока (коэффициенты к ФВ и страховой пенсии отличаются).

Для расчета выплаты могут применяться разные формулы в зависимости от категории получателя.

Чтобы необходимо сумму пенсионных накоплений разделить на ожидаемый период выплаты - в 2019 году 252 месяца .

Если гражданин обратится с заявлением о назначении пенсии на год позже достижения им пенсионного возраста, то сократит этим ожидаемый период на срок 12 месяцев, что позволит увеличить размер накопительной пенсии.

Продолжительность периода устанавливается статьей 17 Федерального закона N 424-ФЗ от 28.12.2013 «О накопительной пенсии» и определяется, исходя из данных статистики о продолжительности жизни пенсионеров.

Назначение и выплата страховых пенсий

Назначение и выплата СП осуществляется по достижении гражданином , составляющего для мужчин - 60 лет и 55 для женщин, имеющих трудовой стаж не менее 15 лет (на 2024 год) и минимальную сумму пенсионных баллов в количестве 30 единиц в 2025 году (с учетом положений переходного периода, изложенных в ст. 35 ФЗ N 400-ФЗ от 28.12.2013).

Для назначения страховой пенсии необходимо обратиться с заявлением в отделение ПФР или МФЦ , а также через кадровую службу работодателя, «Личный кабинет» застрахованного лица на сайте ПФР или почту. В зависимости от вида назначаемой страховой выплаты перечень документов будет отличаться, но обязательно нужно иметь при себе :

  1. паспорт;
  2. пенсионное свидетельство;
  3. трудовую книжку;
  4. свидетельство о браке;
  5. военный билет (при наличии).

Для назначения накопительной пенсионной выплаты нужно иметь одновременно и право на страховую пенсию и пенсионные накопления. Подавать заявление нужно в ту организацию, через которую . Это может быть ПФР, НПФ или управляющая компания (УК). Пакет документов и порядок назначения те же, что и при оформлении страховой пенсии.

Рассмотрение заявления о назначении как страховой, так и накопительной пенсии производится в течение 10 рабочих дней . Выплата накопительной производится одновременно со страховой за текущий месяц. При этом, пенсионер имеет право выбора способа доставки пенсии.

Клара Моисеевна достигает пенсионного возраста в октябре 2018 года. В 2015 году ее пенсионные права конвертировались в баллы и составили 80 баллов. За период с 2015 по октябрь 2018 года она заработала еще 8 баллов. Дважды находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Получила за первого - 1,8 и за второго - 3,6 балла.

Сложив все пенсионные баллы, получаем индивидуальный пенсионный коэффициент на день наступления права на пенсионное обеспечение - 87,4 балла.

В 2018 году фиксированная выплата составила 4 982,90 рублей, а стоимость пенсионного балла 81,49 рублей. При этом никаких законных оснований для применения премиальных повышающих коэффициентов у Клары Моисеевны нет. В таком случае размер ее страховой пенсии будет составлять:

4559 + 85,4 х 74,27 = 10 902 рубля.

Заключение

Анализ деятельности систем пенсионного обеспечения в других странах мира показывает, что происходит постепенное сворачивание государственных накопительных программ и расширение их страхового сектора. Поскольку отчисление средств на или заключение договора с УК или НПФ является делом добровольным, то решение о целесообразности такого шага будущий пенсионер будет принимать самостоятельно.

Что касается нового алгоритма расчета, то для проведения примерного анализа размера , факторов, которые могут влиять на ее размер и адекватной оценки своих возможностей, можно воспользоваться «пенсионным калькулятором» на сайте ПФР.

Специалисты ПФР рекомендуют обращаться за консультацией по назначению заранее , примерно за полгода до приобретения гражданином пенсионных прав. Ввиду большого количества ошибок и неточностей, допускаемых при заполнении трудовых книжек кадровыми службами предприятий, специалисты Фонда могут потребовать подтверждающие справки и сделать соответствующие запросы. Процесс сбора дополнительных справок и ожидания ответов на запросы может оказаться длительным и трудоемким.

В начале декабря 2012 года сразу несколько федеральных законов внесли изменения в законодательство РФ о страховых взносах. Поправки вступили в силу с 1 января 2013 года, но часть из них начнет действовать с 1 января 2014 года. В настоящей статье специалисты 1С:ИТС рассматривают основные положения, касающиеся изменений в тарифах взносов на пенсионное страхование, на «травматизм», действующие в отношении страхователей-работодателей, а также изменения в порядке исчисления страховых взносов для самозанятых лиц.

Страховые взносы в ПФР

Наиболее значимые изменения внесены Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ в действующее законодательство об обязательном пенсионном страховании. Рассмотрим их подробнее.

Общие тарифы пенсионных взносов

Поменялся порядок распределения пенсионных взносов, уплачиваемых за работников 1967 г. р. и младше, между страховой и накопительной частью пенсии.

Таблица 1

Пониженные тарифы страховых взносов, установленные на 2013 и последующие годы для отдельных категорий страхователей, имеющих право на их применение в соответствии с законодательством РФ

Период

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

Для лиц 1966 г.р. и старше

Для лиц 1967 г.р. и моложе

Для лиц 1967 г.р. и моложе

В п. 5 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

21 %, из них:

15 %, из них:

5 % - солидарная часть тарифа;

6 % - индивидуальная часть тарифа

21 %, из них:

5 % - солидарная часть тарифа;

19 %, из них:

5 % - солидарная часть тарифа;

В п. 6 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

14 % - индивидуальная часть

6 % - индивидуальная часть тарифа

2014 и последующие годы

14 % - индивидуальная часть

12 % - индивидуальная часть тарифа

2 % - индивидуальная часть тарифа

от 23.08.1996 № 127-ФЗ от 22.08.1996 № 125-ФЗ ; организации и ИП, заключившие соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности, туристско-рекреационной деятельности; организации, осуществляющих деятельность в области IT-технологий (изменения внесены в п. 7 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

8 % - индивидуальная часть

2 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

2014-2017 годы

8 % - индивидуальная часть

6 % - индивидуальная часть тарифа

2 % - индивидуальная часть тарифа

13 % - индивидуальная часть

11 % - индивидуальная часть тарифа

2 % - индивидуальная часть тарифа

20 %, из них:

16 % - индивидуальная часть тарифа

18 %, из них:

4 % - солидарная часть тарифа;

14 % - индивидуальная часть тарифа

2 % - индивидуальная часть тарифа

В п. 9 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

21,6 %, из них:

16 % - индивидуальная часть тарифа

15,6 %, из них:

5,6 % - солидарная часть тарифа;

10 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

23,2 %, из них:

16 % - индивидуальная часть тарифа

21,2 %, из них:

7,2 % - солидарная часть тарифа;

14 % - индивидуальная часть тарифа

2 % - индивидуальная часть тарифа

При этом для работников 1967 г. р. и младше тариф установлен в случае, если они не распорядились своими накоплениями.

В отношении работников 1967 г. р. и младше, которые распорядились своими накоплениями, Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ устанавливаются отдельные тарифы взносов в Пенсионный фонд РФ (см. таблицу 2).

Таблица 2

Пониженные тарифы страховых взносов на 2014 и последующие годы для страхователей, уплачивающих страховые взносы в отношении работников 1967 г.р. и младше, которые распорядились своими накоплениями

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

Сельхозтоваропроизводители и пр. организации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; плательщики ЕСХН; плательщики, производящие выплаты инвалидам I, II или III группы; общественные организаций инвалидов; организации с уставным капиталом, полностью состоящим из вкладов общественных организаций инвалидов с численностью не менее 50 %, долей зарплаты инвалидов в ФОТ - не менее 25 %; учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов (изменения внесены пп. «а» п. 9 ст. 3 Закона № 243-ФЗ в п. 5 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

2014 год - 21 %

15 %, из них:

5 % - солидарная часть тарифа;

10 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

Организации, получившие статус участника проекта «Сколково» (изменения внесены пп. «б» п. 9 ст. 3 Закона № 243-ФЗ в п. 6 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

2014 год и последующие - 14 %

8 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

Хозяйственные общества, созданные после 13.08.2009 бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ ; организации и ИП, заключившие соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности, об осуществлении туристско-рекреационной деятельности; организации, осуществляющие деятельность в области IT-технологий (изменения внесены пп. «в» п. 9 ст. 3 Закона № 243-ФЗ в п. 7 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

2014-2017 годы - 8 %

2 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

2018 год - 13 %

7 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

2019 год - 20 %

14 %, из них:

4 % - солидарная часть тарифа;

10 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

Страхователи, осуществляющие производство и выпуск в эфир и (или) издание СМИ, в т. ч. в электронном виде, исключая рекламные и эротические СМИ (изменения внесены пп. «д» п. 9 ст. 3 Закона № 243-ФЗ в п. 9 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

2014 год - 23,2 %

17,2 %, из них:

7,2 % - солидарная часть тарифа;

10 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

Взносы для временно пребывающих на территории РФ иностранцев

Изменения коснулись перечня застрахованных лиц, а именно - временно пребывающих на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, с которыми заключаются срочные трудовые договоры.

Ранее пенсионные взносы платились с вознаграждений этой категории работников, если с ними заключен срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев. Начиная с 1 января 2013 года страховые взносы на выплаты этим лицам необходимо начислять, если с ними заключен срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

Исходя из формулировки, приведенной в новом пункте 1 статьи 7 Закона № 167-ФЗ , можно сделать вывод, что не важно, со сколькими работодателями и на какой срок были у временно пребывающего на территории РФ иностранца (лица без гражданства) заключены срочные трудовые договоры. Если общая продолжительность работы по всем трудовым договорам такого лица составляет шесть месяцев и больше, то в отношении него пенсионные взносы уплачиваются. Взносы на выплаты данной категории работников начисляются по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части пенсии, независимо от года рождения этих лиц (в 2013-2015 гг. - 22 %, начиная с 2016 года - 26 %).

Дополнительные тарифы взносов на пенсионное страхование

С 1 января 2013 года с выплат физическим лицам, которые имеют право на досрочное назначение пенсии, необходимо платить дополнительные пенсионные взносы (п. 11 ст. 3 и п. 5 ст. 6 Закона № 243-ФЗ). Эти взносы перечисляются на страховую часть пенсии и составляют солидарную часть тарифа.

Размеры перечисляемых средств установлены новыми и 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ):

1) в отношении работников, которые имеют право на получение досрочной пенсии по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (занятые на подземных работах и работах с вредными условиями труда и в горячих цехах):


2) в отношении работников, которые имеют право на получение досрочной пенсии по основаниям, указанным в остальных подпунктах пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ :


При этом ограничение предельной величины базы, на которую начисляются страховые взносы, в данном случае не применяется (п. 3 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ и ч. 3 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ). Это значит, что дополнительные страховые взносы на пенсионное страхование начисляются на все суммы, выплачиваемые работникам.

Работодатель освобождается от уплаты дополнительных пенсионных взносов по результатам специальной оценки труда, порядок проведения которой будет установлен отдельным законом (п. 4 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ и ч. 4 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ).

Тарифы страховых взносов «на травматизм»

Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013-2015 гг. не повышаются и остаются на уровне, определенном в статье 1 Федерального закона от 22.12.2005 № 179-ФЗ (ст. 1 Закона № 228-ФЗ). В перечень лиц, которые имеют право платить страховые взносы «на травматизм» в размере 60 процентов от основного тарифа, добавлены предприниматели, выплачивающие вознаграждения работникам инвалидами I, II, или III группы.

Тарифы страховых взносов для самозанятых лиц

  • прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;
  • ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
  • ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские и иные подобные учреждения РФ.

Отсутствие деятельности в этом случае необходимо подтверждать документами, которыми, например, могут быть выписка об отсутствии движений по лицевым счетам (если они есть), документ об отсутствии кассовых операций и т. п.

Если в течение указанных выше периодов деятельность все же велась, то взносы уплачиваются в фиксированных размерах пропорционально количеству календарных месяцев «занятости».