Герои евгения гранде. «Евгения Гранде», художественный анализ романа Бальзака

Роман Оноре де Бальзака «Евгения Гранде» впервые был опубликован в 1833 году. Он вошёл в «Сцены из провинциальной жизни» цикла сочинений «Человеческая комедия» . Художественная проблематика произведения заключается в разработке двух антагонистических друг другу тем – любви к деньгам (материалистическому составляющему бытия) и любви к человеку (духовной парадигмы нашего существования).

Говоря о современном ему обществе, Бальзак подчёркивает его меркантильную сущность. Жизнь большинства людей, по мнению писателя, «ограничена чисто материальными интересами» . Один из главных персонажей романа, г-н Гранде является «олицетворением могущества денег» . На примере его характера и истории жизни Бальзак показывает, к чему может привести человека любовь к деньгам. С одной стороны, мы видим бережное и экономное отношение к вещам, с другой – неразумное ограничение себя и своей семьи в самом необходимом.

Г-н Гранде тратит финансы только на то, что не может получить даром: освящённый хлеб, одежду для жены и дочери, оплату их стульев в церкви, освещение, жалование единственной служанке Наненте, лужение кастрюль, налоги, ремонт построек и издержки по своим предприятиям. Фермеры-испольщики снабжают Гранде каплунами, цыплятами, яйцами, маслом и пшеницей, съёмщики-огородники – овощами. Фрукты у семьи – свои, но самые лучшие из них идут не на домашний стол, а на рынок. Дичь в меню Гранде появляется не раньше, чем он покупает лесные угодия.

Папаша Гранде ценит в деньгах - не власть, не те возможности, которые они дают, а сами деньги. Ему нравится всё, что с ними связано – заработок, приумножение, вложение капитала то в одно, то в другое предприятие, накопление, передвижение, любование (как в случае с золотыми монетами, которые он дарит своей дочери Евгении на каждый день рождения) и даже само осознание существования денег.

Г-н Гранде видит в людях деньги, а в деньгах – людей: «червонцы живут и копошатся, как люди: уходят, приходят, потеют, множатся» . В разговоре с Шарлем герой испытывает сострадание не к тому, что племянник потерял отца (Гранде не видит в этом ничего страшного, так как «отцы по закону природы умирают раньше детей» ), а к тому, что он потерял состояние. Для папаши Гранде разорение – самое тяжёлое несчастье, которое может постичь человека на земле.

О будущей жизни герой не думает так же, как не думают и большинство окружающих его торговцев и аристократов. Бальзак объясняет духовную чёрствость XIX века изменением в общественных нравах, променявших жизнь будущую на жизнь настоящую, полную земных радостей и наслаждений. На пороге смерти папаша Гранде тянется не к распятому на кресте Христу, а к его позолоте. Вместо благословения герой призывает единственную дочь беречь золото, ведь ей придётся потом дать ему «отчёт на том свете!» .

Евгению Гранде можно было бы назвать полной противоположностью отца, если бы не одно «но»: девушка унаследовала от него основную черту характера – внутреннее упрямство. Французский писатель периодически подчёркивает общность в поведении отца и дочери: первый вкладывает золото в прибыль, вторая – в чувства; хитрость персонажей обуславливается их главной, внутренней страстью – скупостью Гранде и любовью Евгении; старый скряга готов пожертвовать любовью дочери ради лишних пластинок золота, Евгения готова отдать свою жизнь за несессер, отданный ей на хранение любимым человеком.

Папаша Гранде интуитивно чувствует свою схожесть с дочерью, но преклонный возраст и укоренившаяся в его сердце страсть к золоту, не позволяют ему видеть истинную натуру Евгении, между тем, как последняя прекрасно осознаёт, что собой представляет её отец.

Девушка не думает о деньгах до тех пор, пока они ей не нужны. Как только в жизнь Евгении врывается любовь, просыпается и её сознание: за четверть часа, прошедшие с момента приезда кузена, «у неё возникло больше мыслей, чем со дня появления её на свет» .

В Шарле девушку привлекает всё: и утончённая красота, и модная одежда, и его, необычные для провинции, манеры. Случившееся с ним несчастье разжигает в Евгении естественное для неё чувство сострадания к ближнему.

Становление любви в сердце главной героини рисуется Бальзаком психологически тонко и выверено: в начале Евгения неосознанно стремится сделать приятное кузену (убирает его комнату) и хочет понравится ему внешне (встаёт рано утром, чтобы красиво одеться и причесаться), затем она восстаёт против установленного отцом домашнего уклада («ворует» на кухне груши и готовит Шарлю самый простой – по обычным меркам, но разорительный, по представлениям отца, завтрак) и при этом тщательно скрывает свои мысли и чувства от окружающих.

Унаследованный от матери благородный, христианский характер придаёт простым и заурядным чертам Евгении удивительную прелесть. Озаряющее её лицо «внутреннее очарование спокойной совести» делает девушку похожей на Мадонну. Главная героиня романа с радостью помогает возлюбленному деньгами и семь долгих лет ждёт его возвращения из Ост-Индии. Узнав о предательстве Шарля, Евгения проявляет себя, как и все благородные натуры, - она оплачивает долги кузена, отпускает его к другой, а сама обращает свой взор к небу и продолжает жить, любя и страдая, в ожидании естественной развязки – смерти.

На фоне противостояния материалистического и духовного второстепенные персонажи романа выглядят несколько шаблонно: семейства Крюшо и де Грассенов – измельчавшие «папаши Гранде», г-жа Гранде – классический образ богобоязненной женщины, беспрекословно подчиняющейся мужу. Шарль Гранде – молодой человек с благородным сердцем быстро усваивает беспринципную общественную мораль, не просто меняющую, а развращающую его характер. И только Евгения остаётся сама собой – чистой, доброй, всепрощающей и бесконечно любящей.

  • «Евгения Гранде», краткое содержание романа Бальзака

Евгения Гранде (значения)

«Евгения Гранде» (Eugénie Grandet) - роман Оноре де Бальзака , впервые опубликованный в 1833 году.

Персонажи

  • Господин Гранде , сомюрский буржуа-миллионер, отличающийся чрезвычайной скупостью и расчетливостью.
  • Госпожа Гранде , супруга господина Гранде.
  • Евгения Гранде , дочь господина и госпожи Гранде.
  • Шарль Гранде , кузен Евгении из Парижа.
  • Нанетта , верная служанка дома сомюрских Гранде.

Переводы

Перевод Ф. М. Достоевского

Первый перевод романа «Евгения Гранде» на русский язык был осуществлен в 1843 году страстным поклонником О. Бальзака Ф. М. Достоевским . Напечатанный в 1844 году в малоизвестном журнале «Репертуар и Пантеон» без указания имени переводчика роман стал первой публикацией начинающего писателя.

Сам Достоевский в письме брату Михаилу охарактеризовал свою версию перевода как «бесподобную». Однако современные литературоведы, признавая цельность и стилистическую яркость перевода, отмечают существенное искажение стиля оригинала, впрочем, в значительной степени обусловленное как низким уровнем развития французско-русской лексикографии середины XIX века, так и строгостью николаевской цензуры.

Перевод И. Б. Мандельштама

Вторая версия перевода романа, осуществленная И.Б. Мандельштамом, появилась в 1927 году в ленинградском издательстве «Прибой» с транскрибированным названием «Эжени Гранде». Перевод Мандельштама наиболее точно передает стилистические особенности оригинала, отличается бережным отношением к синтаксису и ритмике О. Бальзака.

Евгения Гранде (роман О. Бальзака)

Первым произведением цикла «Человеческая комедия», в котором Оноре де Бальзак последовательно воплотил черты критического реализма как целостной эстетической системы, стал роман «Евгения Гранде» (1833).

В каждом из немногочисленных характеров романа реализован принцип становления личности под влиянием социальных обстоя-тельств. Папаша Гранде разбогател во время революции, он очень богат, но стал невероятно скупым, устраивает скандал жене, дочери, служанке по поводу самых мизерных трат. Встреча Евгении Гранде с несчастным двоюродным братом Шарлем Гранде, чей отец, разорившись, покончил с собой, оставив его без средств к существованию, обещает читателю романтическую историю любви и бескорыстия. Евгения, узнав, что отец отказал юноше в поддержке, отдает ему золотые монеты, которые раз в год дарил ей скупой папаша Гранде, что приводит к скандалу, преждевременной смерти матери Евгении, но только усиливает решимость девушки и ее надежду на счастье с любимым человеком. Но ожидания читателя обмануты: желание разбогатеть превращает Шарля в циничного дельца, а Евгения, ставшая после смерти папаши Гранде обладательницей миллионов, все более походит на своего скупого отца. Роман камерный, лаконичный, деталей немного, и каждая предельно насыщена. Все в романе подчинено анализу изменения характера под давлением обстоятельств жизни.

Бальзак выступает в романе как выдающийся психолог, обогащая пси-хологический анализ принципами и приемами реалистического искусства (см.: психологизм).

Роман был экранизирован в СССР в 1960 г. режиссером Сергеем Алексеевым. Глубиной постижения бальзаковских образов отличались работы актеров Ариадны Шенгелая (Евгения Гранде), Семена Межинского (папаша Гранде), Евдокии Турчаниновой (мать Евгении Гранде), в фильме играли также Михаил Козаков, Александр Грузинский, Евгений Велихов, Владимир Владиславский, Виктор Хохряков, Ирина Ликсо, Никита Подгорный, Татьяна Панкова, Евгений Моргунов, создав превосходный актерский ансамбль.

Кадр из фильма «Евгения Гранде» (1960, реж. С. Алексеев).

Текст: в изд.: Balzac O. Oeuvres complètes de H. de Balzac / Éd. par M. Bardeche: 28 vol. P., 1956-1963 (Club de I"Honnete Homme); в рус. пер. — Бальзак О. Евгения Гранде. Музей древностей. М., 1979. (роман в пер. Ю. Верховского).

Лит.: Гриб В. Р. Художественный метод Бальзака // Гриб В. Р. Избр. работы. М., 1956; Елизарова М. Е. Бальзак. Очерк творчества. М., 1959; Храповицкая Г. Н. Бальзак // Зарубежные писатели: Биобиблио-графический словарь: В 2 т. / Под ред. Н. П. Михальской. М., 2003. Т. 1. С. 65-76; Altszyler H. La genèse et le plan des caractères dans l’oeuvre de Balzac. Genève; P., 1984; Mozet N. La ville de province dans l’oeuvre de Balzac. P., 1982.

Оноре де Бальзак один из первых литераторов, стремящихся к справедливости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной жизни его современников. Одна из главных тем в его произведениях – тема губительной власти денег, деградации души под влиянием золота. Эту тему затрагивает и роман Бальзака «Евгения Гранде».

На нашем сайте вы сможете без проблем найти статьи, описывающие роман Бальзака «Евгения Гранде».

Отец Евгении Гранде до Великой Французской Революции 1789 года был простым бочаром. Во времена Революции он разбогател, скупив за бесценок конфискованные церковные владения, лучшие в Самюрском округе виноградники и несколько ферм. Папаша Гранде, так называли его самюрцы, даже стал мэром своего городка. Кроме нотариуса и директора банка никто не знал о размере его состояния, но и те помалкивали, хотя очень хотели породниться с ним. Гранде был необычайно скуп, его семья жила очень бедно. Его дочь Евгения мысленно осуждала отца за скупость и бездушие. На каждый день рождения отец дарил Евгении золотую монету. Как раз в один из таких дней к ним приехал племянник, сын разорившегося в Париже брата. Но папаша Гранде не захотел помочь родственнику. Евгения и Шарль полюбили друг друга. Втайне от отца Евгения отдала возлюбленному, уехавшему в Вест-Индию в поисках богатств, все деньги, которые надарил ей отец. Узнав, тот пришёл в ярость и строго наказал Евгению.

Прошли годы. Гранде умер, передав, Евгении управление своим состоянием. Она жила также скромно, но в отличие от отца много денег тратила на благотворительность. К этому времени в Париж вернулся разбогатевший на работорговле Шарль, но он забыл клятву, которую когда-то дал Евгении, и собирался жениться на молодой и знатной девушке. Тогда Евгения тоже вышла замуж за нотариуса Крюшо, предварительно оплатив все долги своего дяди, отца Шарля. Деньги отца не загубили душу Евгении, похоронив нотариуса, она вновь становится завидной невестой, но ни один из многочисленных женихов, охотников за её деньгами не способен сделать её счастливой.

В нашей электронной библиотеке вы можете ознакомиться с информацией, которая описывает роман Бальзака «Евгения Гранде» совершенно бесплатно. Мы предоставляем Вам как историю создания романа «Евгения Гранде» так и статьи об авторе. Мы предлагаем Вам по достоинству оценить художественный замысел, который красной нитью проходит через весь роман Бальзака «Евгения Гранде».

Произведения Бальзака не утратили своей актуальности и в наше время. Поэтому они так популярны среди читателей разных возрастов.

Eugénie Grandet ) - роман Оноре де Бальзака , впервые частично опубликованный в журнале «L"Europe littéraire » в сентябре 1833 года. Первая полная публикация была осуществлена в 1834 году .

Персонажи

  • Господин Гранде , сомюрский буржуа -миллионер , отличающийся чрезвычайной скупостью и расчетливостью.
  • Госпожа Гранде , супруга господина Гранде.
  • Евгения Гранде , дочь господина и госпожи Гранде.
  • Шарль Гранде , кузен Евгении из Парижа .
  • Нанетта , верная служанка дома сомюрских Гранде.

Переводы

Перевод Ф. М. Достоевского

Первый перевод романа «Евгения Гранде» на русский язык был осуществлен в 1843 году страстным поклонником Бальзака Ф. М. Достоевским , вышедшим в 1844 году в журнале «Репертуар и пантеон » без указания имени переводчика , который стал первой публикацией начинающего писателя. Сам Достоевский в письме брату Михаилу охарактеризовал свою версию перевода как «бесподобную» .

Перевод можно считать вольным переложением, поскольку он содержит некоторые ошибки, пропуски, неточности, но также и некоторые дополнения от самого Достоевского. Перевод «Евгении Гранде» осуществлялся с первого полного отдельного издания, вышедшего в 1834 году, и поэтому в некоторой степени отдалён от окончательной версии оригинала - от третьей (канонической) редакции романа, опубликованной в 1843 году в цикле «Человеческая комедия » серии «Сцены провинциальной жизни» (Scènes de la vie de province ) . Французский исследователь Ф. Торранс в своей статье 2013 года указывает, что «все исследователи сходятся в одном: Достоевский следовал изданию Беше, вышедшему в 1834 году» .

В. П. Владимирцев писал, что перевод Достоевского «не был „вольным“, но далеко не всегда следовал букве и духу бальзаковского текста» .

Александра Лешневская писала: «Сегодня, полтора столетия спустя, даже взыскательный читатель вряд ли сочтет эту оценку завышенной. В „Евгении Гранде“ Достоевского нет обычных для переводных текстов недостатков». Однако А. Лешневская, признавая цельность и стилистическую яркость перевода, отмечает существенное искажение стиля оригинала, впрочем, в значительной степени обусловленное как низким уровнем развития французско-русской лексикографии середины XIX века, так и строгостью николаевской цензуры . Согласно А. Лешневской «В передаче внутреннего напряжения оригинала переводчику Достоевскому нет равных, однако он последовательно усиливает романтический компонент образов Евгении и старика Гранде».

Перевод И. Б. Мандельштама

Вторая версия перевода романа, осуществленная И.Б. Мандельштамом , появилась в 1927 году в ленинградском издательстве «Прибой» с транскрибированным названием «Эжени Гранде». Перевод Мандельштама наиболее точно передает стилистические особенности оригинала, отличается бережным отношением к синтаксису и ритмике О. Бальзака .

Экранизации

  • - Евгения Гранде , режиссёр Марио Сольдати (Италия).
  • - Евгения Гранде , режиссёр Эмилио Гомес Муриэль (Мексика).
  • - Евгения Гранде , режиссёр Алексей Сергеев (СССР).

Напишите отзыв о статье "Евгения Гранде"

Примечания

Комментарии

Использованные источники

Литература

  • Евгения Гранде = Eugénie Grandet / Бальзак, Оноре де; Пер. с фр. без указания автора [Достоевский Ф. М. ] // / Издатели: В. Межевич, И. Песоцкий. - СПб. : Тип. К. Жернакова, 1844. - Вып. 6-7. - С. 386-457; 44-125.
  • Оноре де Бальзак . Бальзак в переводе Достоевского: Приложение / Гроссман Л. П. // Евгения Гранде = Eugénie Grandet / Пер. с фр. Достоевский Ф. М . - М ., 2012. - 272 с. - ISBN 978-5-389-03515-7 .
  • Поспелов Г. Н. «Eugenie Grandet» Бальзака в переводе Ф. М. Достоевского // Уч. зап. Ин-та языка и литературы: сборник. - , 1928. - Т. 2. - С. 103-136.

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Отрывок, характеризующий Евгения Гранде

– Простите, mon cousin, что я пришла к вам, – сказала она укоризненно взволнованным голосом. – Ведь надо наконец на что нибудь решиться! Что ж это будет такое? Все выехали из Москвы, и народ бунтует. Что ж мы остаемся?
– Напротив, все, кажется, благополучно, ma cousine, – сказал Пьер с тою привычкой шутливости, которую Пьер, всегда конфузно переносивший свою роль благодетеля перед княжною, усвоил себе в отношении к ней.
– Да, это благополучно… хорошо благополучие! Мне нынче Варвара Ивановна порассказала, как войска наши отличаются. Уж точно можно чести приписать. Да и народ совсем взбунтовался, слушать перестают; девка моя и та грубить стала. Этак скоро и нас бить станут. По улицам ходить нельзя. А главное, нынче завтра французы будут, что ж нам ждать! Я об одном прошу, mon cousin, – сказала княжна, – прикажите свезти меня в Петербург: какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу.
– Да полноте, ma cousine, откуда вы почерпаете ваши сведения? Напротив…
– Я вашему Наполеону не покорюсь. Другие как хотят… Ежели вы не хотите этого сделать…
– Да я сделаю, я сейчас прикажу.
Княжне, видимо, досадно было, что не на кого было сердиться. Она, что то шепча, присела на стул.
– Но вам это неправильно доносят, – сказал Пьер. – В городе все тихо, и опасности никакой нет. Вот я сейчас читал… – Пьер показал княжне афишки. – Граф пишет, что он жизнью отвечает, что неприятель не будет в Москве.
– Ах, этот ваш граф, – с злобой заговорила княжна, – это лицемер, злодей, который сам настроил народ бунтовать. Разве не он писал в этих дурацких афишах, что какой бы там ни был, тащи его за хохол на съезжую (и как глупо)! Кто возьмет, говорит, тому и честь и слава. Вот и долюбезничался. Варвара Ивановна говорила, что чуть не убил народ ее за то, что она по французски заговорила…
– Да ведь это так… Вы всё к сердцу очень принимаете, – сказал Пьер и стал раскладывать пасьянс.
Несмотря на то, что пасьянс сошелся, Пьер не поехал в армию, а остался в опустевшей Москве, все в той же тревоге, нерешимости, в страхе и вместе в радости ожидая чего то ужасного.
На другой день княжна к вечеру уехала, и к Пьеру приехал его главноуправляющий с известием, что требуемых им денег для обмундирования полка нельзя достать, ежели не продать одно имение. Главноуправляющий вообще представлял Пьеру, что все эти затеи полка должны были разорить его. Пьер с трудом скрывал улыбку, слушая слова управляющего.
– Ну, продайте, – говорил он. – Что ж делать, я не могу отказаться теперь!
Чем хуже было положение всяких дел, и в особенности его дел, тем Пьеру было приятнее, тем очевиднее было, что катастрофа, которой он ждал, приближается. Уже никого почти из знакомых Пьера не было в городе. Жюли уехала, княжна Марья уехала. Из близких знакомых одни Ростовы оставались; но к ним Пьер не ездил.
В этот день Пьер, для того чтобы развлечься, поехал в село Воронцово смотреть большой воздушный шар, который строился Леппихом для погибели врага, и пробный шар, который должен был быть пущен завтра. Шар этот был еще не готов; но, как узнал Пьер, он строился по желанию государя. Государь писал графу Растопчину об этом шаре следующее:
«Aussitot que Leppich sera pret, composez lui un equipage pour sa nacelle d"hommes surs et intelligents et depechez un courrier au general Koutousoff pour l"en prevenir. Je l"ai instruit de la chose.
Recommandez, je vous prie, a Leppich d"etre bien attentif sur l"endroit ou il descendra la premiere fois, pour ne pas se tromper et ne pas tomber dans les mains de l"ennemi. Il est indispensable qu"il combine ses mouvements avec le general en chef».
[Только что Леппих будет готов, составьте экипаж для его лодки из верных и умных людей и пошлите курьера к генералу Кутузову, чтобы предупредить его.
Я сообщил ему об этом. Внушите, пожалуйста, Леппиху, чтобы он обратил хорошенько внимание на то место, где он спустится в первый раз, чтобы не ошибиться и не попасть в руки врага. Необходимо, чтоб он соображал свои движения с движениями главнокомандующего.]
Возвращаясь домой из Воронцова и проезжая по Болотной площади, Пьер увидал толпу у Лобного места, остановился и слез с дрожек. Это была экзекуция французского повара, обвиненного в шпионстве. Экзекуция только что кончилась, и палач отвязывал от кобылы жалостно стонавшего толстого человека с рыжими бакенбардами, в синих чулках и зеленом камзоле. Другой преступник, худенький и бледный, стоял тут же. Оба, судя по лицам, были французы. С испуганно болезненным видом, подобным тому, который имел худой француз, Пьер протолкался сквозь толпу.
– Что это? Кто? За что? – спрашивал он. Но вниманье толпы – чиновников, мещан, купцов, мужиков, женщин в салопах и шубках – так было жадно сосредоточено на то, что происходило на Лобном месте, что никто не отвечал ему. Толстый человек поднялся, нахмурившись, пожал плечами и, очевидно, желая выразить твердость, стал, не глядя вокруг себя, надевать камзол; но вдруг губы его задрожали, и он заплакал, сам сердясь на себя, как плачут взрослые сангвинические люди. Толпа громко заговорила, как показалось Пьеру, – для того, чтобы заглушить в самой себе чувство жалости.
– Повар чей то княжеский…
– Что, мусью, видно, русский соус кисел французу пришелся… оскомину набил, – сказал сморщенный приказный, стоявший подле Пьера, в то время как француз заплакал. Приказный оглянулся вокруг себя, видимо, ожидая оценки своей шутки. Некоторые засмеялись, некоторые испуганно продолжали смотреть на палача, который раздевал другого.
Пьер засопел носом, сморщился и, быстро повернувшись, пошел назад к дрожкам, не переставая что то бормотать про себя в то время, как он шел и садился. В продолжение дороги он несколько раз вздрагивал и вскрикивал так громко, что кучер спрашивал его:
– Что прикажете?
– Куда ж ты едешь? – крикнул Пьер на кучера, выезжавшего на Лубянку.
– К главнокомандующему приказали, – отвечал кучер.
– Дурак! скотина! – закричал Пьер, что редко с ним случалось, ругая своего кучера. – Домой я велел; и скорее ступай, болван. Еще нынче надо выехать, – про себя проговорил Пьер.
Пьер при виде наказанного француза и толпы, окружавшей Лобное место, так окончательно решил, что не может долее оставаться в Москве и едет нынче же в армию, что ему казалось, что он или сказал об этом кучеру, или что кучер сам должен был знать это.
Приехав домой, Пьер отдал приказание своему все знающему, все умеющему, известному всей Москве кучеру Евстафьевичу о том, что он в ночь едет в Можайск к войску и чтобы туда были высланы его верховые лошади. Все это не могло быть сделано в тот же день, и потому, по представлению Евстафьевича, Пьер должен был отложить свой отъезд до другого дня, с тем чтобы дать время подставам выехать на дорогу.