Интересные традиции ханты и манси. Обряды и обычаи ханты!!!!! срочнооооо

Лингвисты считают, что представители этого сибирского народа – ближайшие родственники венгров, при этом они не прощают обид, как сицилийцы, их семьи могли враждовать между собой веками, как Монтекки и Капулетти, они практиковали двоежёнство, как мусульмане.

Их мужчины переодевались для лицедейства в женскую одежду, как артисты шекспировского театра "Глобус", они играли на семиструнной арфе и ещё на 26 разновидностях щипковых инструментов, как древние греки, пока русские наяривали на балалайке, и к тому же до сих пор пьют свежую кровь, как один печально прославившийся румынский князь.
И всё это про хантов, которые называют сами себя ханти, хандэ, кантэк, что означает "люди", или по названиям рек, например: Kondikhou ï – то есть, "люди Конды".

Сибирские угры
Русские прозвали хантов "остяками". Возможно, это искажённое As-jah - "народ Оби". Самоеды (ныне - ненцы)
звали хантов "яран" или "ярган", что созвучно иртышско-хантскому слову "яра", которое означает "чужой".
Историки считают, что в VI-V тысячелетии до нашей эры предки хантов жили в лесной и лесостепной зоне Урала и Западной Сибири, а потом воинственные южане-кочевники оттеснили их на север Сибири.
В XII веке на Обь пришли тюрки - прародители сибирских татар. Позже весь Иртыш был ими завоеван, но хантам удалось сохранить независимость от Сибирского ханства. Так что ко времени присоединения западносибирских земель к России в конце XVI века у хантов образовались отдельные княжества, объединенные в военно-политический союз.
Русские начали создавать на территории хантыйских княжеств волости, куда в XVII веке стали активно переселяться крестьяне из европейской части страны. В начале XVII века в Сибири насчитывалось около 7 800 хантов, к концу девятнадцатого столетия их численность составляла 16 тысяч человек, а согласно последней переписи населения Российской Федерации – почти 31 тысяча. А всего в мире сегодня существует примерно 32 тысячи представителей этого народа. Так как этот коренный малочисленный народ России издавна живёт в тайге на севере Западной Сибири по берегам Оби и Иртыша, а также их притоков (недаром же их ещё называют обскими уграми), неудивительно, что традиционное занятие хантов – речное рыболовство.

Медведь, он же хантыйский Прометей
И конечно, ханты – превосходные охотники, в старину они добывали пушного зверя, а также лося и медведя, и только два века назад занялись лесным оленеводством. На протяжении многих веков они жили промыслом и собирательством.
Животноводство и овощеводство начали развиваться у хантов, которые обитают в южных районах и по Оби, только с XIX века.
Поэтому у хантов процветал культ поклонения духам деревьев и тотемным животным, важнейшим из которых стал медведь.
Согласно верованиям хантов, первая на свете женщина родилась от медведицы, а огонь людям даровал Великий Медведь.
Впрочем, поклонение "хозяину тайги" нисколько не мешало хантам на него охотиться. Наоборот, добыть медведя считалось большой удачей и обязанностью устроить односельчанам большой праздник.
Если охотнику-ханту удавалось завалить медведя, всё селение ликовало четыре дня, а если медведицу, то на сутки дольше. Судя по тому, что в каждой семье хантов хранилась не одна медвежья шкура, охота на медведей была для этого народа делом обычным.
Освежевание медведя – отдельный ритуал. Шкуру с него сдирали всем напоказ. Голову медведя-самца оставляли нетронутой и водружали на передние лапы, на нос клали серебряные монеты, а на пасть надевали специально изготовленный из бересты намордник. Голову медведицы украшали женским платком и бусами.
Медвежий праздник обязательно сопровождался лакомствами из медвежатины, обрядовыми песнями, танцами и шуточными представлениями. Интересно, что дурачиться на этом празднике могли только мужчины. Если они разыгрывали сценки про женщин, то переодевались в женскую одежду.

Николай Угодник, он же Нум-Торум
Были у хантов и другие священные животные. Допустим, выдры и бобры почитались ими как исключительно сакральные звери, истинное предназначение которых ведомо лишь шаманам. А, например, лось считался символом достатка и силы.
Верования хантов запрещали им селиться у обжитых зверями мест, охотится на молодых или беременных животных, без причины шуметь в лесу. Кроме того, они плели сеть такого размера, чтобы молодняк рыбы мог выскользнуть через достаточно большие ячейки.
Первую добычу или улов ханты жертвовали своим деревянным идолам.
Естественно, как и многие язычники, ханты особо почитали шаманов и слушались их во всём. И даже после того, как официально приняли православие, каким-то удивительным образом ухитряются смешивать его с анимизмом и зооморфизмом.

Например, русские путешественники не раз с изумлением наблюдали, как ханты смазывают губы изображённых на иконах святых кровью жертвенных животных, а также заметили, что обские угры упорно путали Николая Угодника с языческим верховным богом, которого звали Нум-Торум, а Богоматерь – с богиней земли Калтась-эква.

Это объясняется тем, что ханты не так-то легко поддались христианизации.

Бабушка - трясогузка, дед - бобёр
Вплоть до XVIII века у хантов преобладали большие отцовские и братские семьи, которые считали своими предками птиц или зверей (одна семья "происходила" от бобра, другая – от "трясогузки"…). Если умирал старший брат, то младший брал себе в жёны его вдову и усыновлял всех его детей. Ханты-оленеводы вдобавок могли взять в помощь к старой жене молодую.
Ханты не считали добрачные половые отношения чем-то предосудительным. Наоборот, молодая женщина, у которой уже есть внебрачный ребёнок, как невеста ценилась выше: ведь она доказала, что способна рожать здоровых детей.
А вот чтобы преодолеть бесплодие, ханты шли на всё, даже на супружескую измену.

Жене позволялось попробовать забеременеть не от мужа, а от другого мужчины. Мужу – взять вторую, плодовитую, жену.

При этом ханты верили, что тяжёлые роды уличают жену в неверности. Якобы боги наказывают таким образом гулящую женщину, а порядочная родила бы быстро и легко.
У хантов издревле была сильна традиция кровной мести. Некоторые семьи враждовали одна с другой на протяжении многих поколений. Особенно, если эта вражда началась с убийства.
Между прочим, ханты мстили за убитых родичей не только людям, но и животным. Если охотника задрал медведь, то его ближайший родственник обязан был разыскать убийцу и казнить его. В этом случае никакого медвежьего праздника никто не устраивал, труп медведя-убийцы полагалось просто-напросто сжечь – чтоб другим косолапым неповадно было.

Счастье луковое
Как и другие народы Крайнего Севера, ханты с удовольствием едят внутренности оленей. Не брезгуют и содержимым оленьих желудков. Да какое там "брезгуют"! Они готовят из того, что осталось в желудке у оленя, деликатес под названием "каныга", блюдо считается очень полезным для здоровья. По сути это либо полупереваренный ягель (зимой), либо приправленные желудочным соком оленя лишайники, кустарники и грибы (летом).
И конечно, ханты пьют кровь только что забитого оленя, а также немедленно раскалывают оленьи голени и выедают оттуда костный мозг, потому что многовековой опыт убедил их в том, что сырое мясо отлично восполняет дефицит витаминов, укрепляет иммунитет и согревает в лютый мороз.
Из рыбы ханты чаще всего варили похлёбку, но и её могли есть сырой.
Женщины этого народа прекрасные рукодельницы. Они ловко шьют одежду и обувь из оленьего меха, замши и цветного сукна, обильно украшая всё это вышивкой из бисера. Традиционные орнаменты хантов во многом перекликаются с их традиционными верованиями и называются, например, так: "заячьи уши", "ветви берёзы", "след соболя", "оленьи рога", "щучьи зубы"…
Важнейшим мужским символом для хантов был охотничий лук, который служил не только охотничьим орудием, но и оберегом. При помощи лука гадали, лук использовали для предсказания будущего.

Женщинам запрещалось прикасаться к добыче, которая пронзена стрелой, они не имели права перешагивать через охотничий лук.

Зимой ханты передвигались на лыжах (с камусом и на голицах), а также на оленьих и собачьих нартах, летом сплавлялись по рекам на лодках-доблёнках и лодках-неводниках. Впрочем, для дальних путешествий на только им ведомые богатые рыболовные угодья ханты отправлялись в специальных больших лодках с настоящими каютами, крытыми берестой.

Поговори же ты со мной, арфа семиструнная
Удивительно разнообразие традиционных струнно-щипковые инструменты хантов. Известно как минимум 27 видов этих инструментов, каждый из которых связан либо с каким-нибудь тотемным животным, либо с определённым ритуалом. Допустим, семиструнная хантыйская арфа символизирует лебедь.

Елена Немирова


Народы Манси и Ханты - родственные. Мало кто знает, однако некогда это были великие народы охотников. В XV слава о мастерстве и отваге этих людей доходила из-за Урала до самой Москвы. Сегодня же, оба этих народа представлены немногочисленной группой жителей Ханты-Мансийского округа.

Исконно хантыйскими территориями считался бассейн русской реки Обь. Племена Манси поселились здесь лишь в конце 19-го века. Тогда-то началось продвижение этих племён в северные и восточные части региона.

Учёные-этнологи считают, что в основу появления этого этноса легло слияние двух культур - уральского неолита и угорских племен. Причиной послужило переселение угорских племен с Северного Кавказа и южных районов Западной Сибири. Первые поселения манси располагались на склонах Уральских гор, доказательством тому служат весьма богатые археологические находки в данном регионе. Так, в пещерах Пермского края археологам удалось найти древние капища. В этих местах сакрального значения были найдены фрагменты глиняной посуды, украшения, оружия, но что действительно важно – многочисленные медвежьи черепа с зазубринами от ударов каменными топорами.

Рождение народа.

Для современной истории сложилась устойчивая тенденция полагать, что культуры народов хантов и манси были едины. Предположение это сформировалось благодаря тому, что эти языки относились к фино-угорской группе уральской языковой семьи. По этой причине ученые выдвинули предположение о том, что раз существовала общность людей, говорящих на похожем языке, значит должна была быть и общая местность их проживания – место, где разговаривали на уральском праязыке. Однако вопрос этот и по сей день остается не решенным.


Уровень развития коренных было достаточно низким. В быту племен были лишь орудия из дерева, коры, кости и камня. Посуда была деревянной и керамической. Основным родом занятий племён являлась рыбалка, охота и оленеводство. Только на юге региона, где климат был мягче, незначительное распространение получили занятия скотоводством и земледелием. Первая встреча с местными племенами произошла только в X-XI веке, когда эти земли посетили пермяки и новгородцы. Местных пришельцы называли «вогулами», что означало «дикие». Эти самые «вогулы» описывались как кровожадные разорители окольных земель и дикари, практикующие жертвенные обряды. Позже, уже в XVI веке, земли Обь-Иртышья были присоединены к Московскому государству, после чего наступила длительная эпоха освоения завоеванных территорий русскими. Первым делом захватчики возвели на присоединенной территории несколько острогов, которые позже переросли в города: Березов, Нарым, Сургут, Томск, Тюмень,. Вместо некогда существовавших хантыйских княжеств были образованы волости. В XVII веке в новые волости началось активное переселение русских крестьян, от чего к началу следующего века, количество «местных» значительно уступало пришельцам. Хантов в начале 17-го века было около 7 800 чел, к концу 19-го столетия их численность составила 16 тыс. чел. Согласно последней переписи в Российской Федерации их насчитывается уже более 31 тыс. человек, а во всем мире примерно 32 тыс. представителей этой этнической группы. Численность народа манси с начала 17-го века до нашего времени возросла с 4.8 тыс. человек до почти 12,5 тыс.

Отношения с русскими колонистами у складывались непросто. На момент вторжения русских общество хантов было классовым, а все земли делились на удельные княжества. После начала русской экспансии были созданы волости, которые помогали гораздо более эффективно управлять землями и населением. Примечательно, что во главе волостей стояли представители местной родоплеменной знати. Также во власть местных жителей отдавался и весь местный учет и управление.

Противостояние.

После присоединения земель манси к Московскому государству в скором времени встал вопрос об обращении язычников в христианскую веру. Причин на то, по мнению историков, было более чем предостаточно. Согласно доводам некоторых историков, одна из причин - необходимость контроля местных ресурсов, в частности, охотничьих угодий. Известны манси были в земле русской как прекрасные охотники, которые без спросу «растрачивали» драгоценные запасы оленей и соболей. Направлен в эти земли из Москвы был епископ Питирим, который и должен был обратить язычников в православную веру, но принял он смерть от мансийского князя Асыки.

Спустя 10 лет после гибели епископа, москвичи собрали новый поход на язычников, который стал более удачным для христиан. Поход закончился довольно скоро, и победители привезли с собой нескольких князей племен вогулов. Однако князь Иван III отпустил язычников с миром.

В ходе похода 1467 года москвичам удалось захватить даже самого князя Асыку, который, правда, по пути в Москву смог бежать. Скорее всего, произошло этого где-то под Вяткой. Объявился языческий князь только в 1481 году, когда попытался осадить и взять приступом Чер-дынь. Поход его закончился неудачно, и хотя разорило его войско всю местность вокруг Чер-дыни, пришлось им бежать с поля брани от опытного московского войска, направленного на подмогу Иваном Васильевичем. Возглавляли войско опытные воеводы Федор Курбский и Иван Салтык-Травин. Спустя год после этого события Москву посетило посольство от воргулов: к князю прибыли сын и зять Асыки, звали которых Пыткей и Юшман. Позже стало известно, что Асыка сам ушел в Сибирь, и исчез где-то там, уведя за собой и свой народ.


Прошло 100 лет, и в Сибирь явились новые покорители - дружина Ермака. В ходе одной из битв между воргулами и москвичами, погиб князь Патлик, хозяин тех земель. Полегла тогда вместе с ним и вся его дружина. Однако, даже этот поход не стал успешным для православной церкви. Очередную попытку крещения воргулов приняли лишь при Петре I. Принять новую веру племена манси должны были под страхом смерти, однако вместо этого целый народ выбрал изоляцию и ушел еще дальше на север. Те, кто остался, отказывались от языческих символов, но одевать кресты не спешили. Избегали местные племена новой веры до начала XX века, когда стали формально считаться православным населением страны. Догмы новой религии очень тяжело проникали в общество язычников. И ещё долгое время важную роль в жизни общества играли племенные шаманы.

В согласии с природой.

Большинство хантов еще на рубеже конца XIX - начале XX века вели исключительно таежный образ жизни. Традиционным родом занятия для племен хантов была охота и рыболовство. Те из племен, что обитали в бассейне Оби, занимались преимущественно рыболовством. Племена, проживавшие на севере и в верховьях реки, охотились. Олень служил источником не только шкур и мяса, он также выполнял роль тяглой силы в хозяйстве.

Основными видами продуктов питания были мясо и рыба, растительной пищи практически не потребляли. Рыбу чаще всего ели варенной в виде похлебки или же вяленой, нередко ее ели и вовсе сырой. Источниками мяса были крупные звери, вроде лося и оленя. Внутренности добытых животных также употреблялись в пищу, как и мясо, чаще всего их ели прямо сырыми. Не исключено, что не брезгали ханты и извлекать из желудков оленей остатки растительной пищи для собственного употребления. Мясо подвергалось термической обработке, чаще всего его варили, как и рыбу.

Культура манси и хантов - весьма интересный пласт. Согласно народным традициям, у обоих народов не существовало строгого различия между животным и человеком. Животные и природа почитались особо. Верования хантов и манси запрещали им селиться у обжитых зверями мест, охотится на молодого или беременного зверя, шуметь в лесу. В свою очередь рыболовные неписаные законы племен запрещали ставить слишком узкую сетку, такую чтобы через нее не мог пойти молодняк рыбы. Хотя почти все добывающее хозяйство манси и хантов держалось на предельной экономии, это не мешало развитию различных промысловых культов, когда требовалось пожертвовать первую добычу или улов у одного из деревянных идолов. Отсюда происходило множество различных племенных праздников и церемоний, большинство из которых носили религиозный характер.


Особое место в традиции хантов занимал медведь. Согласно верованиям, первая женщина в мире родилась именно от медведицы. Огонь людям, а также многие другие важные знания подарил, Великий Медведь. Животное это высоко почиталось, считалось справедливым судьей в спорах и делителем добычи. Многие из этих поверий дошли и до наших дней. Были у хантов и другие . Выдры и бобры почитались как исключительно сакральные звери, предназначение которых могли знать лишь шаманы. Лось был символом надежности и благополучия, достатка и силы. Ханты считали, что именно бобер привел их племя к реке Васюган. Многие историки серьезно обеспокоены сегодня нефтяными разработками в этой области, которые угрожают исчезновению бобров, а может и целому народу.

Важную роль играли в поверьях хантов и манси астрономические объекты и явления. Солнце почиталось также, как и в большинстве других мифологий, и олицетворялось с женским началом. Луна – считалась символом мужчины. Люди же, по убеждению манси появились благодаря союзу двух светил. Луна, по поверьям этих племён, сообщала людям об опасностях в грядущем при помощи затмений.

Особое место в культуре ханты и манси занимают растения, в частности, деревья. Каждое из деревьев символизирует свою часть бытия. Некоторые растения священны, и находиться рядом с ними запрещено, через некоторые запрещалось даже переступать без разрешения, другие же наоборот оказывали благоприятное воздействие на смертных. Еще одним символом мужского пола был лук, который был не только орудием охоты, но и служил символом удачи и силы. При помощи лука гадали, лук использовали для предсказания будущего, а женщинам запрещалось прикасаться к добычу, сражённую стрелой, и перешагивать через это орудие охоты.

Во всех действиях и обычаях и манси и ханты неукоснительно придерживаются правила: «Как сегодня с сам относишься к природе, так завтра будет жить твой народ» .




































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: расширение знаний о традиционном хозяйстве, культуре, некоторых традициях и обычаях коренных жителей ХМАО-Югра – ханты и манси.

Задачи:

1. Образовательный аспект:

  • углубить знания учащихся по истории Ханты-Мансийского автономного округа;
  • сформировать знания по теме “Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири”;
  • познакомить с традиционной одеждой ханты и манси;
  • познакомить с представлениями Обских угров о природе и человеке;
  • сформировать знания о традиционных праздниках ханты и манси – “Вороний день” и “Медвежий праздник”;
  • обобщить факты прошлого и настоящего.

2. Развивающий аспект:

  • развивать умение актуализировать полученные знания;
  • развивать познавательные процессы: памяти, внимания, воображения.

3. Воспитательный аспект:

  • воспитывать у учащихся чувство интереса и уважения к культуре, традициям и обычаям коренного населения края, где они живут;
  • воспитывать чувство причастности к малой Родине, патриотизма, уважения к родной стране, её истории;
  • воспитывать толерантность;
  • воспитывать общую культуру.

Тип занятия: Урок-экскурсия.

Учебное пособие:

  • “История Ханты-Мансийского округа с древности до наших дней”, Учебник для старших классов, авторы: Баранов Н.Н, Горшков С.В., Зыков А.П. и другие.
  • Издательство НПМП “Волот”, Екатеринбург, 2000 год
  • Глава 1, параграф 3 “Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири”, параграф 4 “Природа и человек в представлениях обских угров”; страницы 30-49

Место проведения: музейная комната МБОУ гимназия г. Советский

Оборудование : фотографии музейной комнаты, компьютер, проектор, презентация, музейная экспозиция.

Урок-экскурсия может использоваться как дополнение к уроку для старших классов к указанным параграфам и как внеклассное мероприятие для 6-11 классов.

Эпиграф:

Край ты мой - моя Югория,
Край лесов и озёр голубых.
Ты мой мир, моя история,
И мой дом на просторах твоих.
Югорский край, моя седая Русь,
Я именем твоим горжусь!

Я счастлив, что живу твоей судьбой,
Что я грущу и радуюсь с тобой.
Ты прошла дорогу длинную,
Помнишь ты времена Ермака.

Пусть летят над землёю былинною
Дорогие для сердца слова сквозь года и века.
Виктор Калинушкин

План мероприятия.

1. Вступительное слово учителя.

2. Представление интерактивной презентации.

3. Подведение итогов мероприятия.

4. Осмотр музейной экспозиции.

Ход мероприятия

1 Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята, сегодня вы приглашены в музейную комнату гимназии, чтобы познакомиться с традиционным хозяйством, культурой, некоторыми обычаями и традициями коренного народа нашего округа.

Вопрос : Скажите, как называется округ, в котором мы живем?

Как называются коренные жители нашего края, которые жили здесь издревле?

(Учащиеся отвечают на вопросы)

Наш округ очень большой и здесь проживает очень много национальностей (Учащиеся перечисляют национальности).

Коренными жителями называют народы, которые обитали на своих землях до формирования существующих государственных границ, до прихода туда переселенцев из других мест.

Коренные народы нашего округа – это ханты и манси. И наше занятие посвящено славной дате – 85-летию со дня рождения Ханты-Мансийского автономного округа Югра, которое отмечалось 10 декабря 2015 года.

2. Представление интерактивной презентации.

Сначала мы посмотрим небольшую историческую справку о нашем округе.

Ханты-Мансийский автономный округ (историческое название края – Югра) образован 10 декабря 1930 года постановлением ВЦИК как Остяко-Вогульский национальный округ с центром в селе Самарово (ныне это город Ханты-Мансийск). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 года Ханты-Мансийский автономный округ переименован в Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.

Своим именем этот край обязан живописной местности, расположенной вокруг могучих рек: Оби и Иртыша. “ Югра” в переводе означает “ люди на воде”, старое название “ ханты” - остяк (“ясах”) означает “люди с Оби”, а “манси” называли “вогулами”, что означало “дикие”.

Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси, два близкородственных по языку и культуре финноугорских народа. Их часто объединяют под общим названием “обские угры”, так как они расселены по реке Оби и ее притокам. Ханты и манси занимаются охотой и рыболовством, часть населения - оленеводством. Ханты и манси жили оседло по рекам или совершали небольшие передвижения в течение года. В их праздниках и обрядах нашел отражение богатейший опыт освоения человеком северной природы.

Эти малочисленные народы сегодня составляют всего лишь около 2% всего населения округа, которое сегодня превышает полтора миллиона человек.

Первые люди в нашем крае появились в глубокой древности, 8 – 10 тысяч лет назад. Они пришли с юга. Это были Угры - предки ханты и манси. Позднее, в 5 – 8 веках, на Обский Север пришли предки ненцев.

Остяки - ханты, жили по среднему течению Оби, Иртыша, их притокам.

Вогулы - манси, занимали территорию по обоим склонам Среднего Урала, а также по рекам Сосьве, Лозьве, Пелыму, Тагилу, Мугаю, Тавде и Конде.

“Есть такая Страна Мрака, там всегда темно: нет ни солнца, ни луны, ни звезд. У жителей йура нет царя, живут они как звери: никому не подвластны. У этих людей множество мехов. Все они охотники. Соседние народы, оттуда, где свет, покупают эти меха. Великая Россия, скажу я вам, граничит с одной стороны с этой областью”.

Эти строки были написаны о земле Югорской Марко Поло, известным путешественником, еще в XIII .

Ханты и манси одни из древних народов Западной Сибири. Знаменитый древнегреческий историк Геродот дает одно из первых описаний народов Севера, о которых в его времена ходили полуфантастические слухи:

“Области до этих лысых гор нам еще не знакомы. Эти страны отделяют высокие, недоступные горы, и никто их еще не переходил. По словам лысых, на горах обитают, хотя я этому не верю, козлоногие люди, а за этими горами – другие люди, которые спят шесть месяцев в году. Зима в этих странах столь сурова, что стоит невыносимая стужа. В это время хоть лей на землю воду, грязи не будет, разве что разведешь костер”.

Читая сведения Геродота, еще раз убеждаешься, что предки северного народа имели свой особый образ жизни, поэтому и смогли выжить в суровых климатических условиях! Богатый жизненный опыт ханты и манси помог освоить богатые просторы Югры!

Когда ханты говорят “если моей сказке продолжаться” - это означает “если я буду жив”. Сказка этого красивого сурового края уходит своими корнями в далекое прошлое.

Природно-климатические условия таежного Приобья замедлили социально-экономическое развитие обитавшего здесь населения. С древнейших времен основными занятиями мужчин были охота и рыболовство.

Важнейшими промысловыми животными были: северный олень, лось и бобр. Позднее, большое значение приобрел отстрел соболя и белки, шкурками которых оплачивался ясак (ясак – это налог с сибирских народов пушниной).

До сих пор неизвестно, когда был одомашнен северный олень. Но уже в I веке до н.э. домашние олени были в хозяйстве жителей северной тайги.

Промысел копытных велся с целью получения мяса, шкур и рогов, а отлов бобров имел, помимо мясопушного значения, еще одну важную направленность – получение внутренних органов животного. Ханты и манси считали их целебными, а также использовали в качестве “очищающего” средства.

На особенности ведения рыболовства в нашем регионе наложили отпечаток два фактора: огромные разливы рек и губительные для рыбы заморы, которые происходили после ледостава. В этих условиях местное население практиковало добычу рыбы в искусственно огороженных участках рек. Такой вид называется запорным рыболовством. У ханты и манси существовало около 90 разновидностей запорных сооружений.

Водоемы богаты большим разнообразием рыбы. В реках и озерах обитает 42 вида рыб, в том числе высокоценные промысловые – осётр, стерлядь, нельма, муксун, чир (щокур), пелядь сырок), сиг (пыжьян), сосьвинская сельдь (тугун).

Женщины занимались хозяйством и рукоделием. Необходимые в быту вещи и одежду они изготавливали из подручных материалов: бересты, дерева, травы, шкур животных, рыбьей кожи. Из бересты делали набирки для ягод, миски – чуманы, заплечные короба, детские колыбели, делали обереги, которые защищали их в дальнейшем от злых духов.

На полы стелили циновки, сплетенные из осоки и камыша.

Из рыбьих кож (налима, стерляди, осетра), шкур животных и шкурок птиц шилась разнообразная одежда. Вместо ниток использовали сухожилия северного оленя или лося.

Как и у любого другого народа у ханты и манси есть своя традиционная одежда.

Мужская одежда была глухая и одевалась через голову. Она включала малицу с мехом внутрь и гусь с мехом наружу, который одевался поверх малицы в сильные морозы.

В некоторых районах даже ткали холст из крапивного волокна.

Женский сах – двойная шуба – отличалась от мужской тем, что был распашным.

Женское платье называется “ягушка”. Оно украшались бисером.

Ханты и манси также применяли окрашивание. Ярко- красный цвет приобретали шкуры, выдержанные в отваре ольховой коры. Различные оттенки коричневого цвета давала кора лиственницы, черемухи и березовой губы. Некоторые вещи окрашивались соком ягод.

Я хочу вам рассказать, что означает национальное платье. Платье синего цвета и это говорит о том, что наш край богат водоемами - реками, озерами. Красная полоса говорит о том, что округ богат ягодами. Зеленая полоса означает, что округ богат лесами, этот цвет называют “Цвет тайги”. Белый цвет – цвет снега, ведь зима длится у нас несколько долгих месяцев.

Мех на платье говорит о том, что наши леса богаты пушниной – ценным мехом.

Все платье говорит о щедрости и богатстве нашего края.

Свою одежду и предметы быта ханты и манси щедро украшали орнаментом. Орнамент – это не просто украшение, а символические изображения животных или растений.

Орнаменты имеют свои названия: хвост глухаря, заячьи ушки, медвежий след, морошка, лось и другие.

Неофициальным символом России является береза, а у народов ханты и манси есть древний обычай – завязывать яркие ленточки на берёзу, так как она является чистым деревом, олицетворяющим жизнь. Завязывая ленточку, загадайте своё заветное желание. Оно должно быть чистым, светлым и добрым, тогда обязательно всё сбудется.

Кукла-скрутка.

Эта куколка распространена по всей территории России, но самая древняя скрутка найдена у народов ханты-манси. Кукла кулачковая – чуть больше ладони. В раннем возрасте выполняла роль оберега ребенка.

Обитатели тайги не мыслили своего существования вне связи с внешним миром, от которого они очень зависели. Обские угры верили, что и дом, где живут люди, и окружающий его мир заселены сверхъестественными существами – духами.

Обязательно приносили жертвы лесному духу – хозяину соснового бора, где были расставлены слопцы (вид ловушки для зверей), и водному духу – хозяину реки, которая была перегорожена запором, поскольку от этого зависел успех промысла и благополучие людей.

Владениями духов объявлялись места старых захоронений, кладбища, заброшенные поселения, городища, мысы рек и озер, скалы и другие места. Рано или поздно здесь возникали святилища – места поклонения духам.

Ханты и манси считали, что животные тоже наделены душой, могут обидеться на охотника и не попасться ему в следующую охоту. Отсюда древнейшая традиция не разбивать и не разбрасывать кости животных, а собирать их в отведенном для этого месте. Запрещалось также сжигание перьев и пуха птиц, чтобы они, воскреснув, не летали с опаленными крыльями. Не одобрялось сжигание и разбрасывание рыбьей чешуи.

Существовали отдельные участки земли, берега некоторых озер, речек, по которым нельзя было ходить. В крайнем случае нужно было привязать к подошвам бересту. Проходя или проезжая мимо таких мест, ханты и манси совершают определенные обряды - приносят жертву (пищу, приклады из ткани и др.). Ханты и манси совершали обряды жертвоприношения в начале промысла, например рыбной ловли или охоты. Во время таких жертвоприношений обращались к духам - хозяевам определенных мест с просьбой дать больше добычи в наступающем сезоне.

А сейчас мы познакомимся с некоторыми праздниками ханты и манси.

Вороний день

Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник.

В вороньей песне, записанной на реке Северной Сосьве, есть такие слова: “С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с талыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долго живущие девочки пусть родятся, долго живущие мальчики пусть родятся!”

По обычаям ханты и манси, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому гнилушки - стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку вместо пеленок, складывали после использования в укромном месте.

Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: “Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки”. Раньше на праздник собирались только пожилые женщины и девочки. Они готовили угощения, среди которых обязательно была густая каша-болтушка “саламат”.

Непременным элементом праздника были танцы. Некоторые группы ханты и манси связывали этот праздник с богиней-прародительницей Калтащь, которая определяла судьбы людей, отмечая их жизненный путь на священных бирках, помогала при родах. На женских праздниках, совершавшихся в определенных местах, часто привязывали лоскутки ткани на дерево. Целью таких праздников было стремление к благополучию, в первую очередь - забота о детях.

Тулыглап – медвежий праздник

Наиболее известным и особо почитаемым обрядом был культовый обряд - “Тулыглап”.

Что такое “Тулыглап”?
Может след медвежьих лап!
Может, песня, может, сказка?
Может хитрая побаска?..
Может сон? Может храп?
Что такое “Тулыглап”?
(Юван Шесталов).

Тулыглап – медвежье игрище – это самый популярный обрядно ритуальный праздник ханты и манси.

Слайд 32.

Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги.

Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках.

“Убил медведя – извинись. Ведь он предок человека.”

И поэтому перед низверженным братом – Медвежьей головой, посаженной на “священный стол”, извиняются плясками, песнями, слезами горести”.

Медвежий праздник или медвежьи игрища – наиболее древняя церемония, которая сохранилась и до наших дней.

В зависимости от пола добытого животного игрища проводятся 5 дней (если это медведь) или 4 (если медведица).

3. Подведение итогов мероприятия.

Заключение

Живя в современном мире, у ханты и манси сохранилась вера в духов, в переселение душ (анимизм), используются предметы-амулеты, отсюда идолопоклонство.

“У северных народов есть исторические корни, а значит и будет будущее!”, даже несмотря на то, что культура и традиционный образ жизни образ ханты и манси подверглись сильнейшим деформациям.

4. Осмотр музейной экспозиции.

После просмотра презентации учащиеся приглашаются на осмотр экспозиции.

Использованная литература и интернет-сайты

1. “История ханты-Мансийского округа с древности до наших дней”, Учебник для старших классов, авторы: Баранов Н.Н, Горшков С.В., Зыков А.П. и другие.
Издательство НПМП “Волот”, Екатеринбург, 2000 год.

-- [ Страница 3 ] --

У хантов и манси бытуют (и бытовали в прошлом) ненормативные любовные отношения между мужчиной и женщиной. Нет строгого табу на добрачные половые связи, соответственно, родители особо не следили по данному поводу за своими девицами. Внебрачный ребенок не препятствует замужеству, а бесплодие считается действительно трагедией. Обские угры говорят: «тю ар велинг нэ мырем энымтытнэ ас пачамнэ» - «плодитесь и растите как большое стадо оленей». Если жена не могла забеременеть, разрешалось двоеженство. Жена за неверность к мужу, как считали ханты и манси, наказывалась тяжелыми родами. Неверную женщину называют «посар-ими» и «орки пизымот» (буквально: «слишком много играет»). Существует свадебная примета: если невеста при объезде дома жениха упадет с нарт, то станет изменницей, если удержится в нарте, то будет верной женой. На летних свадьбах раскачивали невесту в лодке. Крикливость и даже смех оценивается как склонность к отрицательным качествам жены.

Данные о распределении хантыйских однонациональных семей по численности свидетельствуют об изменившейся семейной структуре хантов. Для них, также как и для родственных им манси, были характерны в прошлом большие неразделенные семьи. Например, у манси в середине XIX в. сохранялось значительное количество многопоколенных семей с числом членов до 10-15 человек и более. Сегодня больше всего семей состоит из 3 человек, с 1 или 2 детьми.

Традиционная свадьба с полным набором национальных обрядностей возможна только на стойбище; в городских условиях такой свадебный обряд тоже соблюдают, но в довольно сокращенном варианте, с частичной потерей национального колорита и первозданной прелести обычая. Нередко случается так, что городские жители, уже зарегистрировавшие брак в ЗАГСе, по настоянию родителей чтят традиции.

Третий параграф «Архетипы погребального обряда». Погребальный обряд - явление неоднородное и сложное, объединяющее различные элементы культуры: ритуальные действия, символику, сакральные атрибуты и др. Обско-угорские народы рассматривали смерть человека как трансформацию способа существования. Сразу после смерти человека начинается подготовка к его «переселению» в другой мир, новую среду обитания, где жизнь продолжается по прообразу земной жизни, но с определённой спецификой. Исходя из такого представления о загробном мире, покойного снабжали всем необходимым для новой жизни в нижнем мире: одеждой, орудиями труда, домашней утварью, пищей и пр. Эти вещи выбирают с учетом возраста умершего, пола, а также в связи с его социальным положением при жизни и рода деятельности. Ритуальные действия похорон проводятся и по отношению к самому телу умершего: определенным способом моют тело, одевают в ту одежду, которая предусмотрена данным обрядом, сам вынос тела из дома и т.д.

В погребальном обряде обских угров существует множество запретов для живых родственников с целью упокоения души умершего, а также для ограждения живых людей от преждевременного попадания в потусторонний мир. Считалось, что смерть человека определялась духом нижнего мира - Калтащ.



Смерть человека сразу сопровождается разведением огня в очаге. Угасла жизнь - зажигается огонь, его сохраняют беспрерывно, насколько возможно. Особое отношение к огню обусловлено его функциями.

Современный вид обычая чтить и помнить умерших уходит корнями в глубокою древность и потому наиболее загадочный. В тайны похоронного обряда посвящены в основном пожилые женщины, в деталях знающие этот обряд, включающий длительный цикл ритуальных действий. В прошлом времени и в настоящем хантам и манси чуждо понимание полной смерти. Ханты и манси полагают, что ушедшие в другой мир, находясь в другом состоянии, продолжают участвовать в судьбе оставшихся живых, и если проявлять к умершим внимание и заботу, то и умершие также проявят такую же заботу в отношении своих потомков.

Полное отсутствие движения свидетельствует о том, что человек умер, но не означает, что человек из повседневного бытия ушел в небытие, он переходит в инобытие. Поэтому пожилые ханты и манси на вопрос, есть ли у него родители, отвечают: «Есть, но они мертвые». «Том Торма питыс», так говорят ханты и манси об умерших, что в переводе означает - «К другому Торуму ушел». Кто потерял способность двигаться, снова обретут ее в нижнем мире или царстве, где происходит всё наоборот, как в зеркальном отражении земного мира. Что на земле мертвое, то там живое, когда на земле день, тогда там ночь. И время в нижнем мире идет в обратном направлении. Поэтому считалось, что умершего нужно снабдить необходимыми вещами и предметами для того, чтобы приспособиться к новым условиям. Так как там все наоборот, то и предметы, которыми будут пользоваться в потустороннем мире, надо слегка испортить.

Если умерший был круглый сирота, то его веки закрывают медными монетами, чтобы он не мог смотреть назад, т.е. ждать чего-либо от посторонних живых людей. Медные монеты кладут на глаза и тем покойным, у которых глаза остались открытыми. Иначе в доме снова будет покойник по родственной линии, якобы он смотрит назад, ждет кого-то.

Ночью покойного одного не оставляют, рядом с ним сидят в течение всей ночи. Таким образом, покойного охраняют от различной нечистой силы. Умершего содержат в доме 4 дня – женщину, 5 дней – мужчину. В настоящее время – не более 3-х дней. В первый или во второй день сразу делают гроб из лодки, принадлежавшую родственникам умершего. Если же у семьи умершего нет лодки, то гроб изготавливают из досок. По поверью хантов и манси гроб следует делать из лодки, так как она будет необходима покойному летом. На могилке хранится и весло.

Усопшего выносят ногами вперед. Корни этого ритуального действия уходят в древние времена, когда умерших выносили из дома через специальное отверстие, которое затем тщательно закрывали, чтобы душа покойного уходила в иной мир, а дорогу назад забыла. С тех пор и сохраняется ритуальный обычай выносить умершего из дому ногами вперед, чтобы он знал, куда его несут, но не помнил откуда. На кладбище тело опускают также ногами вперёд.

Послепохоронный обряд (поминальные ритуалы) также строго регламентированы мировоззренческими представлениями обских угров. Действия поминального цикла начинаются с момента захоронения. В память о человеке, который жил и умер, обязательно делают куклу «иттырма». Е.Мартынова отмечает, что в похоронном обряде не во всех локальных группах хантов изготавливали куклы. Когда принимают поминальную пищу, «куклу» садят к столу, кладут самое лакомое угощение. Кукла не считается священным предметом, а признается как изображение умершего и хранится приблизительно столько времени, сколько лет жил человек. Некоторых умерших переводят в высший ранг, в образ вечно существующего духа, каждый из них именуется по-особому и тогда уже перестает называться «иттырма»; держат его в закрытом ящике, посторонние его не видят и не допускается, чтобы они его трогали.

Родственники со дня смерти человека в течение семи дней большого траура ходят с распущенными волосами, не расчесывая их за все это время; лицо тоже не моют, только глаза промывают. Через семь дней родственники моются, заплетают косы, причем косы не украшают. К.Ф. Карьялайнен указывал, что родственники умершего в знак траура повязывали на ногу красную нить и не снимали её, пока она сама не отпадала. В дни большого траура близким умершего запрещается что-либо делать по дому: подметать, выносить мусор, мыть пол, особенно пользоваться острым предметом. Это объясняется тем, что убитый горем человек во время траура может пораниться. Если они будут заниматься уборкой, то якобы вся эта грязь ложится на их покойного. В древности у обских угров существовал обычай натираться землей с могилы умершего или прикладывать к сердцу, если родственники слишком тосковали по покойному.

Весь этот сложный обряд, проводимый со смертью человека за весьма длительный промежуток времени (4-5 лет), по-видимому, некогда был создан предками для того, чтобы в какой-то мере отвлечь внимание близких и родных от большого горя, от самой тяжелой утраты родного человека. Сопоставляя обряды жизненного цикла хантов и манси в контексте традиций и современности, можно считать, что рассматриваемые обряды остаются для многих известными, но некоторые верования, относящиеся к обрядам, забываются, т.е. духовная сторона обрядностей заметно стирается.

Третья глава «Проблемы сохранения и защиты культур хантов и манси» включает три параграфа, рассматриваемые традиционную культуру в современных индустриальных условиях существования и поиск возможных решений.

Первый параграф «Сохранение национальных традиций в промыслах хантов и манси» содержит характеристики национальной хантыйской и мансийской промысловой деятельности, определены их особенности. Охота занимает одно из главенствующих промысловых занятий хантов и манси, и отражается в их культуре. Ханты и манси с осени до весны охотятся на пушного зверя. Охота обычно начинается в конце сентября и заканчивается в апреле.

Традиционный уклад хантыйского и мансийского населения всегда базировался на рыболовном и охотничьем промыслах. Охота и рыболовство как основа жизнедеятельности обско-угорских народов влияли на их образ жизни, быт и культуру. Ханты и манси, ведущие традиционный образ жизни, имеют родовые угодья, которые, как правило, находятся в глухой тайге. Здесь волей-неволей они подчиняются условиям, которые определяет при­рода, и человек приспосабливается к ее законам. Наряду с высокотоварной пушной охотой развивались и такие отрасли, как рыбная ловля и крупностадное оленеводство.

Незаменимым помощником на охоте является собака. По представлениям хантов и манси собаке отводится роль посредника между домом и лесом, служат посредниками в переговорах между духами и людьми. Собака является бывшим человеком, получившим свой последний облик в качестве наказания за провинность. Возможно, по этой причине собаке подают пищу в посуде хозяина, но после того, как поест сам хозяин. Заслуживает особого внимания и тот факт, что до сих пор коренные жители Севера, ведущие традиционный образ жизни, при встрече с незнакомыми людьми внимательно наблюдают за поведением собак. Если собака не испытывает напряженности и не проявляет недоверия к незнакомому человеку, то и хозяин становится к нему доверчив.

От дома ханта самая натоптанная тропа всегда ведет к берегу реки. В период сезонной ловли рыбы ханты и манси жили в летних жилищах, заготовляя рыбу впрок. Рыболовецкая культура обских угров уникальна. Ханты и манси владеют десятками различных способов и приемов ловли рыбы и ее хранения. Способы лова и мужская утварь хантов и манси различаются. Ханты и манси ставят разного рода плетеные ловушки и сети. В прошлом сети плели из крапивы, окрашивали их травяными настойками, чтобы они не были заметны в реке.

В Обь-Иртышском бассейне и Обской губе обитает множество видов рыб. В настоящее время на наиболее ценных рыб, т.е. на «белую рыбу» (осетр, стерлядь, нельма, муксун, пелядь) распространяется запрет, узаконенный РФ. Но рыболовам, относящимся к малочисленным народам Севера (МНС) выдаются соответствующие документы, по которым у обских угров остается возможность сохранения своих традиционных форм пропитания.

Вплоть до середины ХХ в. экономика Северо-Западной Сибири, образно говоря, «держалась на трех китах»: рыболовстве, охотничьем и лесном промыслах. На функционировании традиционного хозяйства отрицательно сказываются последствия промышленности округа. Уже несколько десятилетий в Ханты-Мансийском автономном округе идет интенсивная добыча нефти и газа, ни одно десятилетие идет диалог народов Севера с индустриальными инновациями Севера. Интенсивное распространение нефтяных и газовых месторождений данного района приводит к экологическому загрязнению рек. Строительство городов приводит к увеличению бытовых водостоков. Под обустройство газопроводов используются огромные участки пойменных водоемов. Зимние дороги разрушают водооттоки, где находятся зимние распределительные пути для рыб и места их зимовки. Эти факты отрицательно сказывается на размножении рыб. В связи с добычей нефти и газа, измененной экологии, намного беднее стал животный мир тайги, все трудней становится охотничий промысел, и перестала водиться рыба в некоторых речках.

Из вышеизложенного материала можно сделать вывод, что вся жизнь северных народов неразделима от окружающей природы - растительный, животный мир, воздух, вода, земля. Вот что нужно народам Севера для нормальной жизни, но это должно быть экологически чистым. Ханты и манси очень бережно относятся к природе. Охотник никогда не оставит костер непотушенным, не будет зря рубить дерево, стрелять зверя и птицу, разорять гнезда. Рыбы вылавливается столько, сколько необходимо для пропитания семьи и кормления собак, но не более. Все хантыйские и мансийские семьи имели закрепленные за ними промысловые угодья. Никто, кроме этой семьи, не имел права охотиться и ловить рыбу на их территории.

Не так давно, примерно пятнадцать лет назад, многие хантыйские и мансийские семьи еще держали домашних оленей, иногда до тридцати голов. Главной причиной исчезновения оленей является интенсивная разработка нефтяных месторождений на местах традиционного выпаса. Теперь «на очереди» их охотничьи угодья. Под угрозой сама основа жизни обских угров. Также вызывает огромную тревогу неконтролируемая вырубка лесов. В ходе поиска возможных путей сохранения национальных промыслов (охота, рыболовство и оленеводство) хантов и манси, автор пришел к выводам, что сохранение традиций в промысловой деятельности возможно только при условии сохранения традиционного образа жизни и культуры в целом. В результате промышленного освоения северного региона произошел спад традиционных форм деятельности в повседневной культуре хантов и манси.

Второй параграф «Культура взаимоотношений мужчин и женщин в традициях хантов и манси» раскрывает особенности нравов, обычаев и верований народов ханты и манси в их повседневной жизни и в современных условиях. Каждая культура создает стереотипы, отличающие женщину и мужчину по физическим, психологическим и социальным качествам.

Дистанция между полами - характерный признак почти всех культур, за некоторыми исключениями. В культуре хантов и манси женщине отводилось подчиненное положение, ограниченное как в правовом отношении, так и культурными нормами повседневной жизни. Разделение труда между полами было постоянным в традициях обских угров. В случае, когда в брак вступают самостоятельно, остяки красотой и возрастом в выборе супруги не руководствуются, всё внимание нацелено, главным образом, на здоровье и физическую выносливость. По традиции если старший брат удачно женился, то и младший брат позже выбирает себе девушку из той же семьи.

Женщина оценивается в зависимости от социальной роли: сестры, жены, мамы. Исходя из этого, подчеркиваются следующие качества женщины: готовить, ухаживать за домашними животными, умение рукодельничать, обрабатывать традиционно используемые звериные шкуры, воспитывать детей, а черты характера и внешности - в последнюю очередь. Мужчина оценивается, прежде всего, по своему роду занятий, умению и способности к промысловой деятельности (охоте, рыболовству, оленеводству). Мужская сила и зрелость в обско-угорских сказаниях определяется по навыкам изготовления лука или лодки. Каждый родитель гордится своей дочерью, умеющей в совершенстве всё делать по хозяйству, и сыном, умело участвующих в традиционных промыслах.

Существова­ло и более узкое разграничение обязанностей: женщина владела поч­ти всеми видами орнаментов, известных обским уграм, но узоры по бересте наносил мужчина, а берестяную посуду делала женщина. При этом разделение обязанностей были не строго регламентированными. Среди женщин были большие мастера и охотницы, но и мужчина при необходимости мог готовить пищу самостоятельно. Мужчина иногда находился на охоте несколько дней, и можно себе представить, какой дли­тельный отдых требовался для восстановления сил.

Семейный уклад был и остается патриархаль­ным. Мужчина считался главой семьи, а женщина во многом подчинялась ему, но каждый из них имел собственные обязанности, свои функции. По этим критериям регулировались межличностные отношения, благодаря чему по возможности избегались конфликты.

В культуре многих народов существует понятие половой стыдливости. Хантыйки и мансийки, находясь в мужском обществе, могут свободно кормить ребенка грудью, что вызывает полное недоумение у туристов и путешественников. Объяснения этого обычая следует искать в том, что мужчина имеет пять душ, а женщина - всего четыре. Женские украшения носят в соответствии с наличием четырех душ - обереги на четырех частях тела: 1) на голове (как одной из душ) и косах (как продолжение головы) - всевозможные повязки, накосники, платки; 2) на плечах (ближе к сердцу) - бисерные воротники, металлические подвески и другие нагрудные украшения; 3) на животе - пояса; 4) на ногах - орнаментированная обувь. Украшения служат оберегами душ. У мужчин четыре души такие же, как у женщин и еще существует пятая - «суп». Единственным мужским украшением и знаком мужского достоинства являлся богато украшенный пояс с подвесками, низко подвязанный. Именно с закрытием души связан и широко распространенный в угорской среде обычай избегания. Украшения женского тела разделяют на несколько частей, а мужское - только на две равнозначные части - верхнюю и нижнюю. Верхняя и нижняя половины мужского тела соотносятся с верхним и нижним царством. Женщина подчинена «нижнему миру», и злые духи свободно руководят её поведением. Вследствие этого нижняя часть женского тела считается «нечистой», и женщине соответственно предписываются всевозможные запреты: не перешагивать, не наступать на детские игрушки, а тем более - мужские предметы и вещи, не подниматься на чердак и т.п. Из данных Б.Кальмана известно: «Если женщины случайно наступили на предмет мужской одежды или перешагнули через него, то предмет подлежит окуриванию, прежде чем он снова будет использоваться». Считалось, что огонь способен очистить оскверненные предметы.

В присутствии чужих мужчин женщина должна вести себя сдержанно, громко не разговаривать. Мужчины в свою очередь не должны были смотреть на нее прямо, а предназначенную для нее речь произносить как бы безадресно. Женщин оберегали, и ограничения для них - в пище, в общении с духами, в общении с умершими диктовались исключительно как забота о женщине.

Социальная роль женщины с ее функциями мате­ри, жены была достаточно высока. А по­сле рождения ребенка ее статус еще более повышался. В прошлом не всегда молодых супругов объединяло чувст­во любви, но осознание долга друг перед другом, детьми скрепляли семейные узы. Поэтому у современных хантыйских и мансийских супругов бытует следующее признание: «Я люблю свою супругу за то, что она мать моих детей». Разводы в обско-угорских семьях бы­ли большой редкостью, но в этих редких случаях инициатором могла выступать и женщина.