Кл час основные правила культурного поведения учащихся. Классный час "Культура поведения" классный час (класс) на тему

Классный час "О культуре поведения в школе"

Цели : Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций между учителями и учениками.

Задача : Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Класс делится классным руководителем на 3 группы с учетом пожеланий учащихся. Ребята рассаживаются за свои столы. Классный руководитель вводит учеников в курс дела: сообщает тему классного часа, рассказывает в какой форме будет он проходить.

Ход классного часа

Вводное слово учителя

Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития “я” каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа - школьный класс. Что такое класс? Класс - объединение людей, где “я” каждого превращается в общее “мы”. И нужно чтобы каждое отдельное “я” чувствовало себя в этом большом “мы” комфортно. И чтобы “я” каждого не подавляло “я” своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому “я” полноценно развиваться.

Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе – с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине - с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.

К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова да навек ссора ”, “Бритва скребет, а слово ранит” , “Ласковое слово – это вешний день ”.

Как вы думаете, что обозначает слово “вежливый” (соблюдающий правила приличия).

Итак, предлагаю вам в группах выполнить следующую работу: в течение 5 минут придумать, точно, кратко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм культуры поведения и общения в различных ситуациях. Например: “Как мы приветствуем, друг друга, взрослых в школе, на улице”, “Как мы возражаем взрослым, родителям”, и т. д.

Самостоятельная работа в группах.

Выступления от групп и общее обсуждение. Отношение других групп к ситуации.

Задание

Назовите признаки воспитанного человека.

Обсуждаются качества личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.

Правила:

    Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества.

    Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.

    Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.

    Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.

    Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе

Сокровищница народной мудрости”

На интерактивной доске размещена таблица из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки.

Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:

Смысл каждого высказывания обсуждается.

Каждая группа получает задание, написанное на приготовленной карточке

Темы :

    Школьный этикет (внешний вид, речь в стенах школы, вежливость)

    Правила поведения в школе

    Обязанности дежурного класса

Подсказки

    Прическа сменная или вторая обувь

    Приветствие учеников и взрослых

    Обращение к друг другу

    Бережливость

    Вежливость

    Опоздания

  • Плееры и сотовые телефоны

    Повседневная речь в школе

    Манера общения

    Чужие вещи

    Поведение в столовой

    Поведение во время линеек и мероприятий

    Приход в школу

    Пропуск уроков

    Школьное имущество

    Соблюдение правил безопасности

    Забота о младших и слабых

    Решение спорных вопросов

    Курение в школе

    Поведение на уроках

    Поведение на переменах

    Употребление непристойных выражений

    Обязанности старшего дежурного по школе

    Обязанности дежурного класса

    Поведение на школьных вечерах и дискотеках

Задание

После обсуждения темы учащиеся защищают ее, отстаивая свои наработки.

Подведение итогов.

Заключительное слово.

Как учиться “вежеству”

До XVI века в русском языке широко употреблялось слово “вежа”, т.е. человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Чтобы научиться “вежеству” существует несколько приемов.

Самонаблюдение

Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например, сегодня – “манеры”. В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.

Самооценка

Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Изучение мнения других людей

Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

Помогает и самопознание и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” - “У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они”.

Итак, первое условие воспитанности – знание общепринятых норм и правил поведения; второе – тренироваться упражняться в правильном поведении; третье – прочные и устойчивые привычки поведения.

«Учимся быть культурными»

«Поведение - это зеркало,

в котором каждый показывает

свой облик».

Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об этикете, правилах поведения, но главное направление разговора – формирование внутренней культуры детей, воспитание уважения к окружающим.

Значительную часть сценария занимает беседа, направленная на мотивацию культурного поведения, формирование положительной оценки хороших поступков. Пятиклассникам не всегда удается объяснить, почему им нужно вести себя культурно.

Практическая часть требует некоторой психологической подготовки: пятиклассники обычно стесняются проявлять вежливость и учтивость по отношению к девочкам. Нужно им объяснить, что это всего лишь упражнение – упражнение в культуре поведения – такое же, как физическое упражнение. Только там наращиваются мышцы, а здесь растет общая культура. А она, кстати, у каждого мужчины проявляется, прежде всего, в том, как он относится к женщинам.

Необходимо предупредить и девочек, чтобы они помогли ребятам, подыграли им. В конечном итоге выиграет от этих упражнений весь класс.

Цели: расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни; формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.

Предварительная подготовка.

1. Работа с детьми.

Предупредить девочек (каждую в отдельности), чтобы они подыграли ребятам и помогли им выполнить упражнения по этикету, объяснив, что игра поможет их взаимоотношениям с мальчиками, улучшит атмосферу в классе.

2. Реквизит.

Заготовить лотерейные билеты с номерами от 1 до 15 (по количеству мальчиков в классе). По ходу игры мальчики тянут билеты с номерами заданий, учитель читает по книге задания, а мальчики выполняют упражнения по этикету. В карточках нужно указать конкретные имена и фамилии девочек класса.

3. Оформление класса.

На перемене перед классным часом записать на доске тему, эпиграф.

План классного часа.

Ход классного часа.

1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию

Классный руководитель. Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?

Примерные ответы детей:

– Дикая груша растет, где и как попало, а культурная – в саду.

– За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают.

– Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.

Классный руководитель. Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?

Примерные ответы детей:

– Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно

Классный руководитель. Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.

Классный руководитель. Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?

Примерные ответы детей:

– Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.

– Можно привить правила культуры, хорошие манеры.

– Можно привить хорошие навыки, привычки.

Классный руководитель. Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?

Дети хором отвечают: культурным

Классный руководитель. Что значит быть культурным человеком?

– Это значит соблюдать правила культурного поведения.

– Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить.

– Значит вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.

Классный руководитель. Я с вами согласен. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»?

– Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.

– Того, который ничему не учился.

– Того, которого никто не уважает.

Классный руководитель. Действительно. Обтесать бревно или камень – значит сделать их гладкими блестящими. Неотесанный – значит необработанный. А в переносном значении неотесанный - значит невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объяснятся значение этого слова в словаре Даля.

Классный руководитель. Хотите ли вы быть культурными людьми?

Дети отвечают утвердительно

2. Работа в группах. «Проблемные вопросы»

Классный руководитель. Ребята, правила культурного поведения называются «этикет». Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься!

В связи с этим у меня появились к вам несколько вопросов. Отвечать будете по группам. (Группы делятся по рядам: каждая группа – половина ряда)

    Итак, первая группа: Почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей)

    Вторая группа: Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека)

    Третья группа: Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? (Потому что это неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать)

    Четвертая группа: Почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что это неуважение к труду дворников, и к другим людям, которым неприятно видеть мусор)

    Пятая группа: Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках? (Потому что это неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы)

    Шестая группа: Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой? (Это неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится)

3. Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»

Классный руководитель. Уважение к окружающим – это закон для культурного человека. Этот закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот закон?

Послушайте такой рассказ «Кто здоровается первым?»

«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5-Б. Он буквально сверлил ее глазами – и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».

А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался?

Примерные ответы детей.

– Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.

– Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются.

– А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.

Классный руководитель. Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.

А теперь продолжение этого рассказа.

«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!

Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках. «Здравствуйте, баба Катя!» – закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решили, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу – а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики!

Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: «Здравствуйте Иван Иванович!». Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошел к 5-Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию»

Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?

Примерные ответы детей.

– Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену

– Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.

– Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.

– Когда встречаются два мужчины одного возраста и положения (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первым протянет руку для рукопожатия.

Классный руководитель. Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил культуры поведения.

И, сам того не желая, оскорбил окружающих.

4. Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея».

Классный руководитель. А теперь, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда всех наших мальчиков.

Мальчики выходят к доске.

Классный руководитель. Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на которой будет записано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду – аплодисменты наших девочек.

Итак, начинаем. Кто первый?

Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий, Учитель читает текст задания по книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.

Задания для карточек:

    Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.

(Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед)

С девочкой учителю нужно договориться заранее, что как только выпадет этот билет, она выйдет к доске и медленно направится к двери

    Пригласить (имя, фамилия девочки) на танец.

(Нужно подойти к девочке, наклонить голову и сказать: «Можно пригласить тебя на танец?», затем взять девочку за руку и вывести ее к доске)

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она ответила: «Хорошо»

    Помочь (имя, фамилия девочки) надеть куртку.

(Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке)

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, вышла к доске с курткой, пиджаком или пальто

    За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.

(Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»

    Позвоните по телефону (имя, фамилия девочки) , узнайте, что задано по математике. И, если девочки нет дома, поговорите с ее мамой.

(Нужно взять трубку, сказать «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, (имя девочки). Передайте, пожалуйста, что звонил (имя, фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике.

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, подыграла мальчику, ответив, будто она мама: «Ее нет дома. А кто это звонит? Что ей передать?»

    Подойти к (имя, фамилия девочки) и предложить ей сесть.

(Нужно сказать: «Присаживайся, пожалуйста»)

Нужно договориться с девочкой, чтобы она вышла к доске

    Вы чихнули (Скажи «ап-чхи!»). Ваши действия.

(Нужно сказать: «Простите»)

    Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.

(Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти»)

Для этого упражнения мальчик должен выйти за дверь, постучать и войти.

    Вы звоните другу. Но вам отвечают: «Здесь таких нет». Ваши слова в ответ.

(Нужно сказать: «Извините, пожалуйста, я, наверное, ошибся номером»)

    Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия

(Нужно встать, обратиться к учителю и сказать: Садитесь, пожалуйста, (имя, отчество учителя)»

    Поздравьте (имя, фамилия девочки) с днем рождения, пожелай ей чего-то хорошего.

    Поздравьте всех девочек с хорошим весенним днем, пожелай им чего-нибудь хорошего

    Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.

(нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я вам помогу»)

Нужно попросить одну из девочек сыграть роль старушки (надеть платочек и взять большую сумку)

    Скажи всем девочкам: «Доброе утро, девчонки!»

    Вы сидите у друга в гостях. Внезапно в комнату входит бабушка вашего друга. Ваши действия.

(Нужно встать и стоять, пока бабушка не сядет, или не выйдет из комнаты, или сама не предложит вам сесть)

Нужно попросить одну из девочек сыграть роль бабушки

Классный руководитель. Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется «беспроигрышной»? Что вы выиграли в этой лотерее?

– Мы выиграли аплодисменты девочек, значит, мы вели себя культурно.

– Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл.

– Мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.

5. Подведение итогов.

Классный руководитель. Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения?

Примерные ответы детей.

– Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга

– Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся

– Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они превратятся в дикарей

Дополнительные материалы.

1. Для разговора об этикете.

Классный руководитель. Итак, культурный человек – это человек, который знает и выполняет правила поведения, знает этикет. Этикет – в переводе с французского – это правила культурного поведения, которые нужно знать каждому человеку.

В России первые правила поведения были записаны в книге «Домострой». Домострой учил «не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить зла»… Находим мы в Домострое и такое «золотое» правило: «Чего сам не любишь, то и другим не делай».

Царь Петр Первый часто давал балы, на которых бывали послы из других стран. На этих балах и приемах молодые люди могли найти себе невесту, сделать карьеру. Но для того, чтобы достичь успеха, нужно было уметь себя вести. Тогда-то и появилась книга о культуре поведения. Там были, например, такие правила: «в платок громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало». И многим это помогало казаться культурными, воспитанными людьми. Книга эта называлась «Юности честное зерцало». Как вы понимаете эти слова?

Примерные ответы детей.

Книжка как зеркало, глядя в которое будешь выглядеть честным и красивым.

Это зеркало, которое честно показывало молодежи ее бескультурье.

Это волшебное зеркало, в котором ты видишь только хорошее.

2. Для дополнительного классного часа такой же тематики*

Сценарий воспитательного дела:

Сценка легенда о Вавилонской башне

Ученики разыгрывают сценку.
1. Автор. На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, люди нашли на земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали люди друг другу: наделаем кирпичей и обожжем их огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес и сделаем себе имя прежде, нежели расселимся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть на город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь...
Господь. Вот один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем язык их так, чтобы один не понимал речи другого.
2 Автор. И рассеял их Господь по всей земле, и остались город и башня недостроенными. Посему дано ему имя «Вавилон», ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.

Выходят ведущие.

1-й ведущий. Здравствуйте, все! Давайте представим, что мы с вами находимся в том самом времени и месте, о которых нам только что рассказали ребята, и попытаемся достроить башню. Получится или нет достроить башню, зависит только от вас, уважаемые участники нашей встречи.
Сейчас всем будут выданы карточки, на каждой карточке написано слово
«здравствуйте» на четырех разных языках. Здороваясь друг с другом, все участники должны собраться по командам (в зависимости от выбранного языка).
В результате должно получиться четыре команды (далее будем называть их
«народами»).

2-й ведущий. Прошли века, и возродилась идея построить башню. Но это может получиться в том случае, если люди разных народов, говорящие на разных языках и наречиях, смогут договориться между собой. Нашим четырем
«народам» придется пройти большие испытания, чтобы проверить, сумеют ли они найти общий язык, даже если говорят на разных языках.
Каждому народу будет предложено выполнить задание. Если «народ» правильно его выполняет, то получает часть башни, которую предстоит достроить всем вместе.

1-й ведущий. «Народы», вы готовы? Итак, послушайте условия первого задания. Каждому «народу» необходимо придумать свое название. Название должно отличаться от существующих в реальной жизни названий народов.

2-й ведущий. А еще вы должны придумать ритуал приветствия. Например, в
Японии при встрече говорят «коннитива» и при этом кланяются. В Бурятии говорят «санбойна», при этом вытаскивают кинжал из ножен, убирая его за спину, а в Якутии при встрече говорят «дорообо» и прикладывают руку к сердцу, чуть-чуть наклоняясь вперед.

1-й ведущий. Время на подготовку 3 минуты.

«Народы» готовятся и выполняют первое задание.

2-й ведущий. Во все времена между народами развивались торговые отношения. Не зная языка соседних народов, люди общались посредством жестов.

Рассказ 2 учеников о жестах:
1 ученик рассказывает о жестах, другой ученик показывает их.

1 ученик: жест в Японии «большой палец вверх» означает старший по положению. Жест «рука ложится на сердце» означает в Японии "положись на меня". Жест «показывать указательным пальцем на себя» означает я. Когда нам нужно сказать тише мы заменяем это слово на жест «поднимаем указательный палец вверх и прикладываем ко рту». Этот жест используется как в России, так и в Японии.

1-й ведущий. Например, в Америке жест «ноль», образованный большим и указательным пальцами правой руки, означает «о"кей», т.е. «все в порядке».
Такой же «ноль» в Японии означает - «деньги». А вот в Португалии, Испании и некоторых других странах с этим жестом будьте поосторожнее - там он воспринимается как нечто непристойное.

2-й ведущий. Второе задание будет следующим: «народу» необходимо купить что-либо у другого «народа», объясняясь языком жестов, можно использовать пантомиму. Участники первой команды должны показать, изобразить, что они хотят купить, участники второй команды за 30 секунд должны догадаться, о чем идет речь. Купля-продажа происходит по круговой системе.

2-й ведущий. Вы знаете, что у нас в мире есть 7 чудес света. Например:
В Париже это Эйфелева башня. В Москве это Кремль и т.д. Теперь всем народам придется придумать своё чудо света.

На подготовку 3 минуты.

1-й ведущий. Мы переходим к последнему заданию. Представьте себе, что один из жителей вашего «народа» попал в плен, а выручить его из плена можно одним только способам – узнать руку своего соплеменника, попавшего в плен.

2-й ведущий. Задание следующее: от каждого «народа» выбирается «пленник» и тот, кто будет его «спасать». Предварительно «спасатель» ощупывает руку
«пленника», стараясь запомнить ее. Затем «спасателю» завязываются глаза, ион из четырех разных рук пытается угадать руку своего соплеменника.

Участники выполняют задание.

2-й ведущий. Мы подошли к очень важному и ответственному моменту нашей встречи. Каждый «народ» набрал определенное количество частей башни, и теперь вам всем вместе предстоит воздвигнуть ее. Делать это надо основательно, чтоб башня получилась крепкая и никакая сила не смогла разрушить ее.

Дети «строят» башню.

2-й ведущий. Вы построили высокую башню, а для того, чтобы она оставалась устойчивой, необходимо, чтобы у нее был прочный фундамент, основа. Нашу башню строили представители разных народов. Как вы думаете, что является основой, прочным фундаментом взаимоотношений между народами?

Ребята отвечают (взаимопонимание, доверие между народами).

1-ведущий. Какими качествами должны обладать люди разных народов, чтобы сохранялись прочные взаимоотношения между людьми, и был мир во всем мире?
Мы, наверное, об этом узнаем, если каждая команда впишет в кирпичиках башни одно качество, самое важное на ваш взгляд

Ребята выполняют задание.

1-й ведущий (читает слова, вписанные в кирпичики). Конечно, если бы все люди мира строили свои взаимоотношения на такой основе, то на этом свете было бы сделано много больших, красивых, добрых дел па благо всему человечеству.

(*Из книги: Потанина Л.Г., Щуркова Н.Е. Уроки добра и красоты)

Классный час "О культуре поведения в школе"

Цели: Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в результате групповой работы по темам классного часа; профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций между учителями и учениками.

Мотивация выбора данной темы: учащиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться.

Задача: Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Форма проведения: работа учащихся в группах по выработке правил поведения в школе, школьного этикета,

Ход урока:

Класс делится на 3 группы с учетом пожеланий учащихся.

Ученик 1

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старушке.
Если вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать как две сороки.
Ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой, вы их не перебьёте,
И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя возьмёте не навеки.
И ежели вы вежливы, - тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.

С. Маршак

Учитель:

Ребята, о чём говорит в своём стихотворении Самуил Яковлевич Маршак? (О правилах поведения в обществе, правилах вежливости).

Почему люди должны быть вежливыми по отношению друг к другу?

Нужно ли соблюдать правила вежливости в школе? Почему?

Сегодня мы на уроке составим памятку «Школьные правила вежливости».

21 ноября во всем мире отмечают день приветствий и вежливости! Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккормики, предложившим в 1973 году проводить день приветствий и вежливости во всех странах мира.

А какие приветствия знаете вы? (Доброго здоровья, удачи и др.)

В разных станах мира люди по-своему приветствуют друг друга.

Например, зулусы говорят : «Я тебя вижу!”.

Монголы : «“Здоров ли твой скот?».

Итальянцы : “Хорошо ли вы потеете?»

Евреи : “Мир с тобой!»

Наверное, некоторые приветствия вызвали у вас улыбку? И напрасно.

Ведь, например, слова: “Здоров ли твой скот?” - это и приветствие и пожелание благополучия. Ведь в старые времена основу жизни монголов – кочевников составляло его стадо. Здоровые животные – хватит еды – всё благополучно в семье. Вот и получается: пожелать здоровья рогатым кормилицам скотовода – всё равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким.

Попробуйте объяснить смысл остальных приветствий. («Я тебя вижу» - человек жив и здоров; «Хорошо ли вы потеете?» - здоров ли человек).

Для чего же люди приветствуют друг друга?

Составим первое правило вежливости:

Правило№1

- Сегодня на уроке мы часто произносим слово «вежливость». Что означает это слово?

Ученик 2 . Историческая справка . До XVI века в русском языке широко употреблялось слово “вежа”, т.е. человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке.

(Работа в группе). Я предлагаю выполнить вам следующее задание: перед вами на интерактивной доске нарисован человек –«вежа». Пусть каждая группа подарит этому человеку признаки вежливости. (Дети с помощью стрелочек записывают слова, характеризующие воспитанного человека. Например, добрый, воспитанный и др.)

Человек – «вежа»

(Работы вывешиваются на доску, обсуждаются: дети соглашаются или опровергают ответы своих товарищей).

После выполнения задания в группах составляется второе правило вежливости .

Правило №2

Задание «Минутка отдыха»

Сейчас вам предстоит выполнить задание «Доскажи вежливое словечко». (ответы хором)

    Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…..(спасибо).

    Зазеленеет даже пень, когда услышишь………(добрый день).

    Если больше есть не в силах, скажем маме мы……….(спасибо).

    Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…….(здравствуйте).

    Когда нас бранят за шалости, говорим ……….(простите, пожалуйста).

    И во Франции и в Дании на прощание говорят …….(до свидания).

Как называются отгаданные слова? (Вежливые слова)

Для чего в нашей речи существуют такие слова?

Задание «Жизненные ситуации».

Каждая группа получает по 2 карточки с описанием жизненных ситуаций. Задания командам: как поступите вы?

1. Представь себе, что твой приятель пришёл к тебе в гости, сел на стул и сломал его. Твои действия.

2. Ты пришёл в гости и увидел, что там находится неприятный тебе человек. Твои действия.

3. Представь себе, что в компании товарищей ты рассказываешь какую-либо историю, а тебя не слушают, перебивают. Как ты поступишь?

4 Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос?

5. Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно:

6. По улице шла женщина с покупками. Один свёрток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шёл следом, что он должен сделать?

Поднимите руки те ребята, кто оказывался в подобных ситуациях? Какую реакцию вы ждали от окружающих по отношению к себе?

Какое правило можно составить на основе ваших выводов?

Правило 3.

Задание « Всё самое хорошее»

К доске приглашаются 2-3 ученика класса.

- Давайте попробуем найти в одноклассниках только хорошие качества характера. (Дети говорят о каждом ребёнке, ответы фиксируются на доске).

Сколько хороших качеств вы назвали! Чтобы хорошие качества приумножились, старайтесь видеть в людях только положительные моменты.

Правило №4.

Сейчас мы послушаем частушки о детях, которые забывают одно важное правило вежливости.

Ученик 3. Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка три струны.
Ну-ка вспомним-ка, ребята,
Как мы вести себя должны.

Ученик 4 .В поезд входят три девчонки:
“Ух, народу сколько тут!
Занимай места быстрее,
А то бабушки займут!”

Ученик5 .Тётя Сима попросила
Слазить Петю на чердак.
“Извините, тётя Сима,
Я Вам вовсе не батрак!”.

Ученик 6 .Говорит лентяйке мать;
- Убери свою кровать!
- Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала”.

Какое правило не соблюдают дети? (Уважительное отношение к старшим людям).

Как должны вести себя дети по отношению к людям старшего поколения?

Правило 5.

Задание «Исправь ошибки».

На интерактивной доске слайды с текстами, в которых допущены ошибки в поведении детей. Каждая группа в ходе обсуждения исправляет ошибки, высказывает свой вариант развития событий.

Ситуация первая

Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит телевизор. Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе с отцом.

Здравствуй, Наташа. Папа дома?

Папы нет, - Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на щеколде задвижки.

- Жаль. До свидания.

А как бы вы поступили на месте Наташи?

Ситуация вторая

Алеша возвращался из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил - антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алешин. Расставаться не хотелось. Алеша предложил: “Пошли к нам, ребята. У меня “Жизнь животных” есть. И поедим, а то здорово есть хочется”.

А мама ругаться не будет? - спросил Витя.

Ну, что ты! Она у меня не такая!

Мальчикам открыла мама Алеши. Она была в стареньком платье, в фартуке. Из-под косынки выбились волосы. В руках мокрая тряпка. В ванной работала стиральная машина, а в комнате, куда прошли мальчики, вся мебель была сдвинута. Видно, началась большая уборка.

- Вы уж извините, ребята,- у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам чего-нибудь перекусить.

Мальчики стали отказываться, порывались уйти. Хозяева уговаривали их остаться. Всем было неловко, нехорошо. Кто виноват в этом?

Ситуация третья.

Скоро, в школу. Уроки ещё не сделаны.А мама просила начистить картошку и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмётся за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И всё не уходят. Играли в настольный хоккей. Отрабатывали на ковре приёмы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни.

Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба?

Обсуждение детьми жизненных ситуаций, коллективное исправление ошибок.

В конце урока составляется памятка правил вежливости и памятка упражнений для развития вежливости.

Памятка « Школьные правила вежливости».

Правило№1

В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова приветствия.

Правило №2

Вырабатывайте в себе качества вежливого, доброжелательного, дружелюбного, воспитанного человека.

Правило№3

Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе.

Правило №4.

Старайтесь видеть в людях только положительные качества характера.

Правило №5

Относись с уважением к людям старшего поколения.

Не всем всегда получается быть вежливыми людьми. Существуют специальные психологические рекомендации. Учёные-психологи рекомендуют выполнять специальные упражнения, способствующие развитию у человека вежливого поведения к окружающим и к самому себе.С такими рекомендациями познакомит вас (ученик 7)

Упражнение « Наблюдай за собой»

Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Как я разговариваю с людьми? Как я здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.

Упражнение «Самооценка

Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Упражнение «Изучение мнения других людей»

Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие. Не стесняйся, спроси о себе окружающих тебя людей.

Итог урока

- Кого мы можем назвать вежливым человеком?

Почему мы должны быть взаимовежливы по отношению друг к другу?

Какие правила вежливости существуют?

Какие выводы вы сегодня для себя сделали?

Что нового узнали по данной теме?

Цель занятия : привитие детям потребности культурного поведения.

Задачи:

Развивать навыки культурного поведения в общественных местах.

Формировать положительные моральные качества.

Формировать умение давать самооценку и взаимооценку поступкам, высказывать свое мнение по теме.

Развивать творческие способности детей.

Ход мероприятия.

Что такое “этикет”? Это каждый знает:

То нельзя и сё нельзя. Кто же возражает?
Пошутили мы, друзья, в этом нет сомненья.
А теперь серьёзное дадим определенье.

“Этикет – это правила поведения человека среди других людей.”

Человеку многое надо знать: и на каком расстоянии надо находиться, когда беседуешь с разными людьми, и как к ним обращаться, и как вести себя за столом. Как одеваться, каким должно быть поведение в общественных местах. И многое другое. Люди придумали правила для всех случаев поведения и назвали их этикетом.

А как называют человека, который знает все правила этикета и соблюдает их?

Его называют культурным.

Его называют воспитанным человеком.

- Но какие правила этикета, к сожалению, часто нарушаются в школе?

Случаи из школьной жизни”

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут …, а впрочем,

Мы лучше здесь его не назовем.

“Спасибо”, “здравствуйте”, “простите” -

Произносить он не привык,

Простого слова “извините”

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: “Добрый день!”

Казалось бы, простое слово.

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае “здорово”

Он вместо “здравствуй” говорит.

А вместо слова “до свидания”

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

“Ну, я пошел, пока, всего…”

Не скажет он друзьям по школе:

“Алеша, Петя, Ваня, Толя”.

Своих друзей зовет он только:

“Алешка, Петька, Ванька. Толька”.

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но может быть, он вам знаком

И вы встречались с ним где-либо,

Тогда скажите нам о нем,

А мы … Мы скажем вам “спасибо”.

Внимание! Словарь вежливых слов!

Прошу вас хором заканчивать начатые мной фразы:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо ).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день ).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо ).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече (здравствуйте ).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста )

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания )

Внимательно послушайте стихотворение и определите, вежлив Витя или нет?

Малыша обидел Витя,
Но перед школою в строю
Витя просит:
“Извините, я ошибку признаю”.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
“Извините, я немного опоздал”.
Спор давно ведётся в классе
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И пришлите нам ответ.

^ Правила поведения в школе.

При встрече со взрослыми людьми всегда здоровайся первым, даже если они тебе незнакомы.

    Всегда помни, что ты не один. Не бегай в коридоре и на лестницах. Это часто приводит к различным неприятностям и даже травмам.

    Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их.

    Старайся всегда поддерживать в своей родной школе чистоту и порядок.

Культурный человек, прежде всего, аккуратен в одежде.

Он знает, как нужно одеваться в разных случаях, чего не скажешь о герое стихотворения В. Лившица.

Тротуар ему не нужен,

Расстегнувши воротник,

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик!

Он портфель нести не хочет,

По земле его волочит.

Слез ремень на левый бок.

Из штанины вырван клок.

Мне, признаться, неприятно –

Что он делал?

Где он был?

Как на лбу возникли пятна

Фиолетовых чернил?

Почему на брюках глина?

Почему фуражка блином

И расстегнут воротник?

Кто он, этот ученик?

Ребята, как можно назвать такого ученика? (Ответы детей).

Если хочешь быть красивым.

    Одежда всегда должна соответствовать своему назначению и твоему возрасту.

    Все предметы и части твоего костюма должны сочетаться друг с другом по цвету и по стилю.

    В одежде важны опрятность и аккуратность. Следи, чтобы твоя одежда всегда была чистой и отглаженной. Твоя обувь должна быть тоже всегда начищена, независимо от погоды.

В наше время без телефона обойтись просто невозможно. Мы все привыкли к этому распространённому средству общения как к чему – то обыденному. У многих школьников теперь есть личный мобильный телефон. Но вот каждый ли школьник знает о том, что существует телефонный этикет?

^ ПОЧЕМУ ТЕЛЕФОН ЗАНЯТ?

По телефону день-деньской

Нельзя к нам дозвониться!

Живет народ у нас такой -

Ответственные лица:

Живут у нас три школьника

Да первоклассник Коленька.

Придут домой ученики -

И начинаются звонки,

Звонки без передышки.

А кто звонит? Ученики,

Такие же мальчишки.

Андрей, что задано, скажи?..

Ах, повторяем падежи?

Все снова, по порядку?

Ну ладно, трубку подержи,

Я поищу тетрадку.

Сережа, вот какой вопрос:

Кто полушария унес?

Я в парте шарил, шарил,

Нет карты полушарий!...

Взывает в трубке кто-то:

А по ботанике леса,

Луга или болото?

Звонят, звонят ученики...

Зачем писать им в дневники,

Какой урок им задан?

Ведь телефон-то рядом!

Звони друг другу на дом!

Звонят, звонят ученики...

У них пустые дневники,

У нас звонки, звонки, звонки...

А первоклассник Колечка

Звонит Смирновой Галочке -

Сказать, что пишет палочки

И не устал нисколечко.

Правила общения по телефону.

    Не следует звонить по телефону часто и в позднее время, даже если ты будешь тревожить очень близкого тебе человека.

    Никогда не обращайся по телефону к незнакомому человеку на «ты».

    Недопустимо телефонное хулиганство. За ложные вызовы и телефонное хулиганство нарушителей ждут большие штрафы.

    Нельзя долго и громко разговаривать по мобильному телефону в общественных местах.

В народе говорят…

    От вежливых слов язык не отсохнет.

    Про доброе дело говори смело.

    Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманит.

    Сумел провиниться, сумей и повиниться.

    Спорить – спорь, а браниться – грех.

Наш праздник вежливости окончен, но хочется верить, что всегда среди вас, ребята, будут настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого, люди сильные, смелые, благородные – настоящие рыцари и джентльмены!

Этикет – не этикетка

И не новенький костюм,

Это – жизненная сметка,

И воспитанность, и ум.

Во дворе и в школьном классе,

Дома и когда в гостях

Прост и вежлив оставайся –

Это вовсе не пустяк.

Вместо окрика злого

Лучше доброе слово

И улыбку не надо стеречь.

Жизнь устроена мудро:

Это вовсе не трудно –

Берегите, пожалуйста, речь!

А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

Классный час « О культуре поведения»

Цели:

1)содействовать формированию познавательного интереса к этическому знанию, основам этической культуры;

2)побуждать учащихся к самосовершенствованию.

Оформление, оборудование и инвентарь:

1) на классной доске:

а) тема классного часа и слова поэта Александра Межирова:

Нелёгок труд заводов и полей,

Но есть работа много тяжелей.

Работа эта – быть среди людей.

б) «чаша мудрости» (можно нарисовать мелом или использовать заранее приготовленный рисунок на бумаге) и прикреплённые к ней листочки с ситуациями, педагогическими задачами, высказываниями или афоризмами из области этикета;

2) Устав школы;

Подготовительная работа.

Классный руководитель накануне данного классного часапредлагаетучащимся выполнить задание:

Всмотритесь и вдумайтесь в вашу школьную жизнь. Что вам нравится в отношениях учеников между собой? Что не нравится? Какими, по вашему мнению, должны быть эти отношения? Подумав обо всём этом, попробуйте составить свод правил учащихся.

Ход проведения.

I. Вступительное слово классного руководителя, в котором называется тема классного часа и зачитываются слова поэта А. Межирова. Совместно с учащимися даётся объяснение понятия «культура поведения». (Культура поведения – это совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми овокупность форм повседневного поведения человека () называется тема классного часа и слова поэта А. 0000000000000000000000000 ) , в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения).

II. Предлагается работа с «чашей мудрости». Желающие вынимают из «чаши» листок, где обозначены ситуациями, педагогическими задачи, высказывания или афоризмы из области этикета. Прочитав написанное, ученик обосновывает своё решение или комментирует высказывание.

Задания-вопросы:

1.Откуда берётся мнение о человеке, которого совсем не знаешь? (В прежние времена люди придавали первому впечатлению ещё большее значение, чем теперь. Судили даже по внешности. Древнегреческий философ Аристотель писал, что человек, у которого руки достают до колен, смел, честен, свободен в обращении, а тот, у кого взъерошенные, лохматые волосы, - трусоват.

Настоящую сенсацию произвёл выпущенный в 1775 г. Философский трактат швейцарского писателя Лафатера «Физиогномические фрагменты», в котором автор пытается найти связь духовных качеств человека со строением его скелета и чертами лица. С ним спорил его современник, руководствовавшийся тезисом: внешность обманчива. И хотя споры длятся до сих пор, нельзя отрицать, что 90% строят свои отношения с человеком на основе первого впечатления.)

2.Если ты не знаешь имени человека, к которому обращаешься, как начать фразу? («Простите пожалуйста …» или «Будьте добры, пожалуйста …»)

3.Зачем люди ходят в гости? (Можно рассказать случай из жизни Вольтера.)

4.Почему родилась поговорка: «Дарёному коню в зубы не смотрят»? (Можно рассказать случай из жизниМоцарта.)

5.Из какой знаменитой книги эти советы?

- Не хватай первым блюда и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Не сопи, егда яси (когда ешь).

- Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому.

- Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.

- Около своей тарелкой не делай забора из костей, корок, хлеба и прочего…(«Юности честное зерцало»)

6.Что надо помнить, чтобы по усам текло, а в рот попало? (Необходимо помнить, какие блюда чем есть.)

7.Чему служила раньше частица «с»? (В России в XIX в. частица «с» была распространена как частица вежливого обращения. Она могла присоединяться к любому знаменательному слову. Она возникла из обращения «сударь». Особое распространение получила в чиновничьей сфере и постепенно стала восприниматься как выражение угодливости.)

8.Как охарактеризовать с точки зрения этикета поведение Евгения Онегина?

Все хлопает, Онегин входит.

Идет меж кресел по ногам…

9.Назовите главные, с вашей точки зрения, правила этикета.

«Испив» полностью «чашу мудрости», учащиеся приходят к выводу, что человек живёт в обществе и должен соблюдать определённые правила поведения: правила поведения дома, в школе и других общественных местах.

III. Правила поведения в школе.

Каждый день в школу приходят учителя и ученики. У них одна общая задача – надо сделать так, чтобы все мальчики и все девочки стали настоящими людьми: умными, образованными, трудолюбивыми, счастливыми и полезными членами общества. Задачу эту они решают вместе, но по-разному: одни учат, другие учатся. И возникают между ними отношения… Особые отношения возникают между теми, кто учит; между теми, кто учится; между теми, кто учит, и теми, кто учится. Если у людей общее дело, если они много времени проводят вместе и вступают в сложные взаимоотношения, то становятся необходимыми нормы поведения, которые облегчают и упорядочивают их совместную жизнь и работу. И они существуют. Это «Правила для учащихся».

Классный руководитель зачитывает правила из Устава школы, затем учащиеся представляют свои правила (См. подготовительную работу). После обсуждения составляются общие правила поведения для учащихся класса.

Можно предложить решить следующие задачи:

а) Во время контрольной работы твой товарищ попросил у тебя списать задачу. Как ты поступишь?

1.Дам списать.

2.Не дам списать.

3.Дам списать, а потом буду с ним заниматься, чтобы он сам мог решать.

4.Скажу об этом учителю.

б) Ребята сговариваются всем классом уйти с урока. Ты считаешь, что это неправильно. А как поступишь?

1.Пойду в учительскую и предупрежу учителя.

2.Ничего не скажу и останусь в классе.

3. Постараюсь отговорить ребят, а если не удастся, пойду с ними.

4.Постараюсь отговорить ребят, а если не удастся, останусь в классе.

5.Ничего не говоря, пойду со всеми.

IV. Классный час завершается выводами учащихся по поводу важности соблюдения правил культуры поведения всеми членами общества.

Что поставим в основе воспитанности, которая определяет культуру поведения? (Уважение к человеку.)

В чём проявляется уважение к человеку? (В приветливости, учтивости, тактичности, деликатности, естественности, сдержанности, терпимости.)

Что они определяют? (Степень проявления уважения к другому человеку и способ его выражения.)

Теперь обратитесь к себе и попробуйте установить степень собственного проявления уважения к другим.