Мои мысли о прочтения рассказа гранатовый браслет. Подготовка к сочинению по рассказу «Гранатовый браслет

Сочинение на тему:

Мои мысли о прочитанном рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

Произведения А. И. Куприна написаны, в основном, в романтическо-реалистическом стиле. Они очень чувственные, тонкопсихологические, вызывающие у читателя бурю эмоций. Он переживает, волнуется за судьбу главного героя, сочувствует ему.

В рассказах «Поединок», «Олеся», «Гранатовый браслет» наиболее ярко показано отношение автора к такому возвышенному и необъяснимому чувству как любовь. Любовь, по Куприну, это прекрасное чувство, это яркая вспышка, которая оставляет глубокий след в душе человека на всю его жизнь, но всегда заканчивается трагедией. Как говорил генерал Аносов («Гранатовый браслет»):

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».

С этим высказыванием Аносова я могу согласиться лишь частично.

Я не считаю, что любовь должна быть трагедией. Это просто несовместимые понятия, хотя, к сожалению, так так часто сталкивающиеся в жизни. Под любовью я подразумеваю, единый танец душ вне земных забот и расчетов, длившийся всю жизнь у обеих сторон, когда в старости люди могут сказать, что они не привязаны друг к другу, не уважают друг друга, а именно любят друг друга. Да! Именно любят, а любовь – это слишком неземное чувство, и оно не может длиться бесконечно для простых и порочных людей, имеющих такое отвратительное качество как привыкание ко всему .

Произведение Куприна «Гранатовый браслет» поистине великое произведение! Это рассказ о неразделенной любви, любви простого телеграфиста Желткова к представительнице дворянства – Вере Шеиной.

Если судить объективно, то все-таки Желтков любил не саму Веру, а лишь ее образ. Он слал ей письма восемь лет, дарил подарки по праздникам, но никогда не разговаривал с ней с глазу на глаз и не знал какой она человек. Но такая самоотверженная, преданная, ничего не ждущая взамен любовь, говорит о многом. Она определяет все наилучшие черты Желткова: его возвышенную, чистую, непогубленную ни обществом, ни обстановкой душу, открытую навстречу жизни, его доброту, бесхитростность, способность чувствовать и понимать других людей.

Но ведь, что самое интересное, Желткова со стороны можно назвать счастливым человеком, с его способностью к высокому движению души. Я считаю, что счастье – это не только умение радоваться, но и умение огорчаться, переживать, воспринимать самую разнообразную гамму чувств.

Все эти эмоции определяют живую душу, что и является счастьем Желткова, в моем понимании.

Рассказ Куприна позволяет задуматься о сущности любви, о ее вдохновляющей силе, волнующей наилучшие умы человечества: художников, поэтов, писателей, философов…

Для любви не существует никаких рамок, на возвышенные чувства может быть способен любой человек.

Ведь насколько Желтков, бедный телеграфист, превосходит по силе своих чувств Василия Шейна – предводителя дворянства, и тем более его брата, который неспособен не то, что любить, но даже понимать другого человека.

Рассказ «Гранатовый браслет» производит на меня грустное впечатление тем, что Желтков, настолько возвышенной души человек, погибает, не постигнув счастья разделенной любви. Сословные рамки не ограничили силу любви Желткова, но ограничили и не дали развиться любви Веры, воспринимающей Желткова просто как надоедливого поклонника.

Так и прошла любовь Желткова, лишь слегка задев крылом, чувство Веры, которая после его смерти задумалась над тем, что может это, было не сумасшествие, а настоящая любовь, встречающаяся раз в тысячу лет?

Подготовка к сочинению

по рассказу «Гранатовый браслет»

Цели урока:

  • проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения: выбор эпиграфа, формулировка главной мысли будущего сочинения, составление плана, использование цитат для доказательства своих мыслей;
  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • воспитывать любовь к художественному слову.

Ход урока

I . Знакомство с целями урока

Темы сочинений:

1. Мои мысли о прочитанном рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

2. «...что это было: любовь или сумасшествие?» (По рассказу «Гранатовый браслет»)

В тетрадях сделаны записи высказываний о любви. Кроме того, к первому занятию, посвященному рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет», учащиеся самостоятельно подбирали стихи, легенды, фразы о любви.

II. Этапы работы над сочинением

1. Учащиеся в процессе обсуждения называют восемь этапов подготовки к сочинению:

1) обдумывание темы сочинения;

2) определение основной идеи сочинения;

3) определение жанра сочинения;

4) подбор материала (цитат, высказываний и др.);

5) составление плана сочинения;

б) обдумывание вступления к основной части;

7) составление подробного плана основной части;

(«Я выбрала первую тему. Главное слово в ней, на которое я должна опереться в своей работе над сочинением, — «мысли»: мои мысли о героях и их чувствах. Свое сочинение буду писать в жанре письма, адресатом которого является автор произведения — А. И. Куприн, так как считаю, что, обращаясь к конкретному человеку, легче высказывать свои мысли».

«Я выбрал вторую тему: «... что это было: любовь или сумасшествие»? Она более конкретная, чем первая тема. Это сочинение-рассуждение, поэтому в нем должен быть тезис, т. е. мысль, которую надо доказать, следовательно, необходимы доказательства и вывод. Главное слово в ней или «любовь», или «сумасшествие» в зависимости от того, что буду доказывать».)

3. Формулировка идеи сочинения.

(«Чувства бедного телеграфиста Георгия Желткова к Вере Шеиной — это любовь, а не сумасшествие».

«Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить».

«Редчайший дар высокой любви стал единственным содержанием жизни Желтков».

«Я считаю, что Желтков не безумец, не маньяк, что его чувства к Вере — это не сумасшествие, это любовь, и попытаюсь доказать свое мнение».

«Ваша история, уважаемый Александр Иванович, поможет читателям отличить истинную любовь от влюбленности».)

4. Обсуждение учениками выбранного материала для обоснования основной идеи сочинения.

Несколько учащихся зачитывают эпиграфы, выписанные из текста произведения цитаты, которые будут использовать для доказательства идеи сочинения, и пытаются обосновать свой выбор.

«В качестве эпиграфа к сочинению я решил взять слова Шекспира:

Нам говорит согласье струн в квартете,

Что одинокий путь подобен смерти.

Почему я выбрал именно этот эпиграф? Считаю, что данные слова перекликаются с описанной в рассказе трагичной судьбой Желткова».

(Эпиграф — строки из стихотворения Тютчева:

Любовь, любовь, — гласит преданье,

Союз души с душой родной.

Их единенье, сочетанье

И роковое их слиянье,

И поединок роковой.

И чем одно из них нежнее

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, страстно млея,

Оно изноет наконец».

«Мне показалось, — говорил князь, — что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже понял, что передо мною мертвый человек».

А. И. Куприн

«Мне понравились слова Омара Хайяма:

Словно солнце горит, не сгорая, любовь.

Словно птица небесного рая — любовь.

Но еще не любовь — соловьиные стоны,

Не стонать, от любви умирая, — любовь!

Именно эти строки, по-моему, как нельзя лучше передают смысл рассказа Куприна «Гранатовый браслет». Они очень точно определяют образ телеграфиста Желткова и его чувства к княгине Вере, вот поэтому я беру их как эпиграф к своему сочинению».)

5. Составление плана сочинения.

План — это каркас сочинения. Без него невозможно выразить свои мысли последовательно и логично. Ученики читают составленные планы сочинений и комментируют их.

1. Вступление. В нем я буду обращаться к писателю со словами приветствия, поскольку свое сочинение я пишу в эпистолярном жанре.

2. Основная часть. Я назвал ее так: (Мои рассуждения о любви, описанной в рассказе «Гранатовый браслет»:

а) генерал Аносов о любви;

б) обретенные чувства;

в) любовь и письма Желткова;

г) бездушные люди;

д) последнее письмо;

е) соната номер два.

3. Заключение. М. Горький о любви. Значение рассказа «Гранатовый браслет».

«Свое сочинение я буду писать по такому плану:

1. Вступление. «Тема любви в творчестве писателей и поэтов».

2. Основная часть: Что это было: любовь или сумасшествие?» Главная мысль заключается в следующих словах: «Я считаю, что Желтков не безумец, не маниак, что его чувства к Вере — это не сумасшествие, а любовь». В качестве доказательства привожу письма Желткова к Вере.

Основная часть состоит из пунктов.

а) глубина чувств Желткова;

б) последнее письмо Желткова;

в) отношение мужа Веры к чувствам и письмам Желткова.

3. Заключение. Значение рассказа «Гранатовый браслет».

6. Выбор вступления.

Вступление — первый пункт плана сочинения. С него начинается текст. Начало его должно быть ярким, эффектным, вызывающим интерес читателей ко всему сочинению.

Учитель и ученики перечисляют и характеризуют виды вступлений.

1. Историческое вступление (характеризуется эпоха, в которую создавалось произведение, или описывается история его создания).

2. Аналитическое вступление (анализируется, объясняется значение слова из названия сочинения или из произведения).

3. Биографическое (важные сведения из биографии писателя).

4. Сравнительное вступление (сопоставляется подход разных писателей к раскрытию одной и той же темы).

5. Лирическое вступление (на жизненном или на литературном материале).

(1. «Листая, отрывной календарь, я обратил внимание на небольшую притчу Феликса Кривина. В ней он рассказывает о том, как однажды «Былинка полюбила Солнце... Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на Земле, что где ему заметить маленькую, неказистую Былинку! Да и хороша была бы пара — Былинка и Солнце! Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую стройную Акацию.

«Красивая Акация, Чудесная Акация, кто узнает в ней прежнюю Былинку! Вот что делает иногда любовь, даже неразделенная».

Какая красивая сказка... — подумал я. — А ведь она мне напоминает какое-то произведение. И вдруг в моей памяти всплыли имена: телеграфист Желтков и княгиня Вера... Былинка — Желтков и Солнце — Вера».

Я считаю, что это лирическое вступление.

2. «Многоуважаемый Александр Иванович! Пишет Вам почитательница Вашего творчества. Обращаюсь к Вам со словами благодарности и почтения за прекрасные Ваши творения. Особый интерес вызвал у меня Ваш рассказ «Гранатовый браслет». Это произведение произвело на меня огромное впечатление: перечитываю его третий раз».

Это вступление лирическое.

3. «Любовь — излюбленная тема писателей. В любом произведении можно найти страницы, посвященные этому чувству. Тонко описывает любовь Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта», Булгаков — в романе «Мастер и Маргарита». У Тютчева есть прекрасные строки о любви:

Любовь, любовь, — гласит преданье, —

Союз души с душой родной.

Их единенье, сочетанье

И роковое их слиянье,

И поединок роковой.

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, страстно млея,

Оно изноет наконец.

Любви посвящает свой рассказ «Гранатовый браслет» Куприн».

Это вступление сравнительное.)

При обсуждении учащиеся выявляют достоинства и недостатки прочитанных вступлений. Например, в последнем вступлении, по их мнению, следует определить, какая любовь описывается в каждом из названных произведений.

7. Обдумывание вариантов заключения.

Ученики отвечают на вопрос о том, о чем необходимо писать в конце сочинения, и читают свои варианты заключений.

1. «В заключение можно написать о значении творчества Куприна, привести высказывания о писателе и его произведении, высказать свое мнение по поводу прочитанного рассказа».

2. «Пройдут годы, но идеал любви как проявление высшей духовной силы человека будет по-прежнему жить в сознании Куприна и воплощаться в новых его произведениях».

3. «Этот рассказ рассчитан на утонченного читателя, который может глубоко понять душу героев Куприна».

III. Доработка сочинения

После обсуждения этапов работы над сочинением следует дать учащимся время, чтобы они доработали план сочинения, более тщательно подобрали материал к сочинению и т. д.

IV . Чтение и обсуждение сочинения-образца

Если остается время, то целесообразно обсудить услышанное сочинение: определить жанр сочинения; выделить вступление, основную часть, заключение; сформулировать основную мысль сочинения; понять, как полно и логично она обоснована в сочинении; проанализировать, насколько удачен подбор материала (цитат, высказываний и пр.).

Домашнее задание

Написать сочинение на одну из предложенных тем.

Сочинение
Мои мысли о прочитанном рассказе «Гранатовый браслет»
...Да, я предвижу страдание, кровь и смерть.
И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но,
Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь.
"Да святится имя Твое"...
(А.И.Куприн «Гранатовый браслет»)
Рассказ «Гранатовый браслет» я читал не только во время летних каникул, впечатлённый ранее фильмом, но и перечитывал ещё раз во время учёбы. Я был поражён, как тонко раскрывает психологию чувств своих героев А.И. Куприн. В рассказе “Гранатовый браслет” писатель со всей силой своего мастерства развивает идею настоящей любви. Он не желает, я считаю, мириться со странными практичными взглядами на любовь и брак, обращая наше внимание на эти проблемы довольно необычным способом, через реплики генерала Аносова, который говорит: “...Люди в наше время разучились любить! Не вижу настоящей любви. Да и в моё время не видел”, "... любовь сошла до какого-то житейского удобства".
Да, этот рассказ заставил меня не только задуматься над словами Аносова, но и согласиться с ними. Меняется время, живём уже в век скоростей, комических технологий, а отношение к настоящему чувству стало каким-то обыденным. Нет искренности чувств, нет самоотверженности, не говоря уже о самопожертвовании, как у Желткова, для которого любовь равна самой жизни. Нет, я ни в коей мере не призываю к самопожертвованию! Но и опошлять любовь, эту единственную, на мой взгляд, поистине важную нравственную категорию жизни, не стоит.
Конечно, мне жаль, что любовь героев заканчивается столь трагично. Но могло ли быть иначе? Что их связывало? Желткова- истинное чувство, которого он не испытывал больше ни к кому. А Веру Николаевну для раскрытия чувств, на мой взгляд, сдерживало их разное социальное положение, статус светской жены. А возможно, поначалу её, как красивую женщину ("...Вера пошла в мать, красавицу англичанку…»), даже забавляли чувства простого телеграфиста Желткова. Вот так, я думаю, играя чувствами других, относясь к ним с лёгкой холодностью, мы иногда не видим за ними душу человека. Хотя Желтков и был всего лишь маленьким чиновником, но именно он оказался выше общественных норм и стандартов.
Рассказ Куприна позволяет задуматься о сущности любви, о её вдохновляющей силе. Это была любовь - великая и поэтическая, наполняющая жизнь смыслом и содержанием, сберегающая человека и само человечество от нравственного вырождения. Любовь, на которую способны только избранные. Любовь, "о которой мечтает каждая женщина... любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет"...Жаль, что Вера Николаевна это поздно поняла.
Не знаю, повезёт ли мне любить так искренне в жизни, но если да, то хотелось бы всё-таки, чтобы чувства эти были взаимными.
Подготовил: Спирочкин Г., класс 11 «А»

Возможно, эта история не была бы так великолепна, ни будь у нее столь трагическое завершение… Желтков любил бесконечно, искренне и умопомрачительно, не мог и представить жизнь свою без Веры. Он дышал лишь благодаря ее существованию. Каждая клетка испытывала благоговение. А высокие и нежные чувства не только помогали ему жить, но и возносили его куда-то гораздо выше, они заставляли бороться до последнего.

Когда все становится вдруг одноцветным и безразличным, спасти в силах только любовь, которая как яркий луч света пробивается к сердцу, оживляет его и полностью овладевает им. Любовь можно воспринимать как сумасшествие. Но разве это не трогательное сумасшествие? Едва ли можно отыскать в настоящее время в бесконечности цивилизаций такую любовь. А если все же она существует, тогда люди, обладающие таким великим даром – самые счастливые создания во всей Вселенной.

Наверное, счастье может длиться лишь миг, но оно остается в памяти навеки. Как часто люди, оглядываясь назад, меняют свое отношение к прошедшим событиям, почему-то теряется красота и прелесть прожитых минут. Но так быть не должно. Нужно уметь запечатлеть мгновение радости. Ведь счастье скрывается в нас самих.

Однако очень трудно уловить и задержать чистую, искреннюю любовь. И жизнь без любви – убогое, жалкое существование, а любовь без трагедии – не любовь, ибо невозможно почувствовать и понять сладость без горечи.

Я вот думаю, мы живем и находимся в постоянном движение, и вокруг нас целый вихрь событий, бесконечные бытовые проблемы, и суета каждого нового дня заглушает в душе способность парить и возвышаться над бездной простой и никчемной беготни из стороны в сторону. Люди не видят жизни, а просто бессмысленно существуют. Только открывают глаза, а уже устали, потому что не видят ни любви, ни дружбы, ни себя, ни других, ослеплены какими-то немыслимыми заботами, которые стоит уже давным-давно превратить в прах. Это так легко, проще ничего и быть не может.

Стоит лишь поднять глаза к вечному небу, понаблюдать, куда плывут пушистые и незатейливые облака и раствориться в мире природы, почувствовать, как секунда восхищения красотой возвращает способность ощущать жизнь в ее самых ярких красках. Мы просто обязаны что-то менять в себе, чтобы не стать причиной нашей полной деградации и духовной смерти. И хотя каждый человек в той или иной мере по-своему воспринимает мир и любовь, жизнь и смерть, радость и боль, и не всегда можно что-то исправить, все-таки стоит пробовать, стоит стараться, стоит прислушаться к тому, о чем говорит сердце.

Нам говорит согласие струн в квартете,

Что одинокий путь подобен смерти.

Шекспир.

Куприн, как и всё без исключения писатели всех времён и народов, не обошёл в своём рассказе тему любви, но у него любовь особая и не на что не похожая – безответная, но к этому вопросу мы вернёмся позже.

Сразу же можно задать вопрос – а любила ли вообще кого-нибудь Вера. Или слово любовь в её осмыслении нечто иное, как понятие супружеского долга, супружеской верности, а не чувства к другому человеку. Наверное, только одного человека – свою сестру, которая была для неё всем, у неё и в мыслях не было любить своего мужа, не говоря даже про Желткова которого она не разу живым и не видела.

Желтков, что про него можно сказать – был ли он больной человек, и преследовал несчастную женщину, или он был болен любовью – безответною, самою жестокою любовью на свете, не дававшею надежд на взаимность. Но всё же он надеялся на волю судьбы, что она сведёт их, и они будут жить долго и счастливо. Но нет – судьба в лице Веры имела другие планы, ей нужно было всё рассказать своему мужу – зачем?! Ведь можно было поговорить с Желтковым самой, успокоить его, вежливо попросить больше не писать ей. И всё.

Куприн на протяжение всего рассказа пытается внушить читателям “понятие любви на грани жизни”, и делает он это через Желткова, для него любовь – это жизнь, следовательно нет любви – нет жизни. И когда муж Веры настойчиво просит прекратить любовь, прекращается и его жизнь: “…вам предлагают одно из двух: либо вы совершенно отказываетесь от преследования княгини Веры
Николаевны, либо, если на это вы не согласитесь, мы примем меры, которые нам позволят наше положение…”.

Возвращаясь к вопросу о неразделённой любви – а достойна ли любовь потери жизни, потери всего, что только может быть на свете. Можно вспомнить “Ромео и Джульетту ” Шекспира: ведь они отдали свои жизни – ради любви, ради самого дорогого, что у них было, чтобы иметь любовь на небесах. На этот вопрос должен отвечать каждый сам для себя – а хочет ли он этого, и что для него дороже – жизнь или любовь? Желтков ответил – любовь: “Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в
Вас…”.

А была ли необходимость Вере идти смотреть на мёртвого Желткова.
Возможно, это была попытка как то самоутвердится, не мучить себя всю оставшеюся жизнь угрызениями совести, посмотреть на того от кого она отказалась, и если возможно полюбить его. Понять, что в её жизни не будет ничего подобного этому - “В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. ” . От чего мы оттолкнулись, к тому мы и пришли – безответная любовь, только теперь всё наоборот, она любит его, а он не может ответить ей взаимностью. А кто в этом виноват – он сам или его любовь.

Что наша жизнь, игра – игра в любовь? Ну а как же цена жизни, ведь жизнь это самое дорогое, что у нас есть, именно её мы так боимся потерять, а с другой стороны любовь – это смысл нашей жизни, без чего она не будет жизнью, а будет пустым звуком в не бесконечной книге истории человечества.

    Любое классическое произведение великих писателей XIX и XX веков стоит того, чтобы именно на его примере показать, насколько глубоко его содержание и совершенна форма. И «Обломов», и «Герой нашего времени», и «Мёртвые души» могут дать представление о...

    «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» - вспоминаются слова М.А. Булгакова, и хочется верить, что действительно она существует, что это чувство посетит и меня. Кроме «Мастера и Маргариты» существует множество трогательных...

    С твоей любовью, с памятью о ней Всех королей на свете я сильней. У. Шекспир Трудно найти писателя или поэта, который обошёл бы в своём творчестве тему любви, как, впрочем, трудно найти человека, сердце которого никогда не согревало это чувство. Любовь...

  1. Новое!

    Александр Иванович Куприн - удивительный человек. За свою жизнь он сменил множество профессий, но, в конце концов, остановился на писательской деятельности - и не ошибся. Теперь мы знаем Куприна как признанного мастера короткого рассказа, автора замечательных...