Cочинение «Князь Андрей человек чести. Духовные искания героев романа

Григорьева Надежда Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Г.Луга Лужского района Ленинградской области
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Дорога чести Андрея Болконского
Дата публикации: 13.06.2016
Раздел: полное образование

План – конспект урока «Дорога чести Андрея Болконского»

Тип
– урок обобщения и систематизации знаний.
Дидактическая цель
– создать условия для исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных эпизодов в мировоззрении Андрей Болконского.
Задачи:
1. Образовательные – формировать умения оценки и анализа художественного произведения; формировать умения свободно высказывать свое суждение о прочитанном тексте, аргументировать свой ответ; способствовать овладению выразительными средствами русского литературного языка; совершенствовать речь учащихся; 2. Развивающая – способствовать формированию у обучающихся навыков филологического чтения и анализа художественного текста, 3. Воспитательная – способствовать воспитанию читательской культуры, высоких нравственных чувств обучающихся.
Форма организации
познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приемы обучения
: аналитическая беседа, художественный пересказ эпизодов, комментированное, выразительное чтение, чтение по ролям, сравнительный анализ, работа в группах, интервью.
Оборудование:
ноутбук, проектор, музыкальный центр, CD – диск Л.В.Бетховен (классическая музыка), фотографии Л.Н. Толстого, иллюстрации к роману, свеча, таблицы, раздаточный материал, макет дерева.
Домашнее задание к уроку об Андрее Болконском:
1. Текст. 1) Прощание с отцом – Часть 1, глава 25 2) Шенграбенское сражение – Часть 2, глава 21 3) Аустерлицкое сражение – часть 3 глава 16 – ранение Андрея, 19 – встреча с Наполеоном. 4) Возвращение в Лысые Горы - том 2 часть 1 глава 8 , 9 – смерть Лизы. 5) Встреча с Пьером на пароме - т 2 часть 2 глава 11 6) Отрадное – т 2 часть 3 глава 1, 2 , 3 7) Работа в комиссии Сперанского – т 2 часть 3, глава 4. 8) Бал, помолвка с Наташей – т 2, часть 3, глава 16 9) Измена Наташи, поиск Анатоля – т. 2, часть 5, глава 8, 16, 19; т 3, часть 1, глава 8 10) Бородинское сражение - т3, часть 2, главы 15-16, 36-37 11) Смерть Андрея – т.3 , часть 3, глава 32, т.4, часть 1, глава 16 12)Эпилог – материал о сыне, часть 1, глава14 2. Группа чтецов: подготовить выразительное чтение эпизодов (3 человека), комментированное чтение эпизодов (2 человека), сжатый пересказ эпизодов (2 человека). 3. Группа литераторов: подобрать цитаты к каждому этапу жизни Андрея Болконского (2 человека). 4. Группа критиков (2 человека): продумать вопросы к интервью с Андреем Болконским. 5. Индивидуально: подготовить сообщение о методе Л.Н.Толстого «диалектика души» (1 человек), сообщение по эпилогу (1 человек).
Ход урока.

I Организационный момент.

Целеполагание.
Сообщение темы -
слайд №1

Лев Николаевич Толстой. Роман

«Война и мир».
Цели урока -
слайд №2
, место урока в зачетном материале. 1

Мотивация.
Пусть этот урок заставит вас задуматься: как мы живем? как правильно выбрать свой путь? как научиться преодолевать трудности?
II Вступительное слово учителя
. Для писателей 19 века характерен интерес к внутреннему миру человека. Вспомним героев И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского. Вершиной русской литературы XIX века стало творчество Л. Н. Толстого. Он ставил в своих романах, повестях, драмах, публицистике «великие вопросы». Писателя всегда волновали судьба народа и Родины (историческая эпопея « Война и мир»). Для положительных героев Толстого всегда характерен сложный жизненный путь, полный неверных поступков, ошибок, болезненных поисков своего предназначения в жизни. Писатель применил для этого свой новый художественный метод, которого до него не знала литература, и не только историческая, но вся литература – метод “диалектики души”.
III Сообщение учащегося
. «Диалектика души» – понятие, которым обозначается детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого; показ самого психического процесса, его закономерностей и форм: пути перерастания любви в ненависть, возникновение любви из симпатии, резкие переходы от одного состояния к другому, внутренние противоречия. Термин принадлежит Н.Г. Чернышевскому, впервые появился в рецензии на повести Л.Н.Толстого «Детство» и «Отрочество», «Военные рассказы». Л.Н.Толстой обращает серьезное внимание на внутреннюю жизнь человека (и в первую очередь “изучает тайны человеческого духа в самом себе”), потому что главной задачей людей он считает нравственное самосовершенствование, вечную, неустанную духовную работу, направленную на очищение своего “я”. Самоанализ отличает его любимых героев, потому что главное в духовной жизни каждого человека – “сильное искание личности”,
движение к

нравственной

высоте,

самоусовершенствование.
Диалектика души героев Толстого, их внутренние монологи важны не сами по себе, а лишь в той мере, в какой они свидетельствуют о борьбе добра и зла в душе человека, о формировании его личности. «Одно из самых обычных распространенных суеверий то, что каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т.д., - пишет Л. Толстой в романе « Воскресенье». – Люди н е бывают такими. А мы всегда так делим людей. И это неверно. Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди». Отсюда понятен пристальный интерес Толстого к «диалектике души» и «диалектике характера» человека. Ведущим мотивом его творчества станет испытание героя на изменчивость. Способность человека обновляться, подвижность и гибкость его духовного мира, его психики являются д л я Толстого показателем нравственной чуткости, одаренности и жизнеспособности.
IV Переход к презентации
.
Проблемный вопрос
:
В статье учебника «Вслед за

любимыми героями» образ Андрея Болконского определен как трагический. Согласны ли

вы с этим определением?
Ответ должен прозвучать в конце урока.
Слай №3.

Дорога чести Андрея Болконского
Сегодня мы обратимся к жизненным исканиям князя Андрея Болконского. Назовите основные периоды жизненных исканий главного героя.
Слайд №4. Эпиграф.
На таблице обозначьте стрелочками взлеты (вверх) и падения (вниз) Андрея Болконского.
Каких

больше? Можете ли сразу ответить на этот вопрос?
1.Жизнь в светском обществе. 2.Решение уйти на войну. 3.Шенграбенское сражение. 4.Аустерлицкое сражение. 5.Возвращение в Лысые Горы. 6.Встреча с Пьером на пароме. 7.Отрадное. 8.Работа в комиссии Сперанского. 9.Отношения с Наташей. 10.Бородинское сражение. 11.Смерть Андрея. 2

Слайд №5 Первая встреча с Андреем Болконским. Выводы по наблюдению
(проверка дом зад).
Примерный ответ
. Впервые мы встречаем Андрея Болконского в салоне Шерер. Многое в его поведении и облике выражает глубокое разочарование в светском обществе, скуку от посещения гостиных, утомленность от пустых и лживых разговоров. Об этом говорит его усталый, скучающий взгляд, гримасничанье, портившее его красивое лицо, манера щуриться при разглядывании людей. С о б и р а ю щ и х с я в с а л о н е о н п р е з р и т е л ь н о н а з ы в а е т " г л у п ы м о б щ е с т в о м " . Андрею грустно сознавать, что без этого праздного круга людей не может обходиться его жена Лиза. В то же время сам он находится здесь на положении чужака и стоит "на одной доске с придворным лакеем и идиотом". Мне запомнились слова Андрея: "Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти". Вопрос князю Андрея:
Если мы правильно поняли Вас, Вы объясняете свое решение

уйти на войну желанием вырваться из сферы надоевшей светской и семейной жизни. Нет

ли других, тайных причин, о которых вы никому не говорите
? (Желание славы, мечта о подвиге)
Слайд №6

:
Лишь со своим другом Пьером он прост, естествен, исполнен дружеского участия и сердечной привязанности. Только Пьеру он может со всей откровенностью и серьезностью признаться: "Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне". Он испытывает непреодолимую жажду настоящей жизни. К ней влечет его острый, аналитический ум, широкие запросы толкают к большим свершениям. Их возможность, по убеждению Андрея, открывает для него армия и участие в военных походах. Хотя он легко может остаться в Петербурге, служить здесь флигель-адъютантом, он отправляется туда, где идут военные действия.
Главный вывод
-
ЦИТАТА
: “… эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!”
Слайд №7

На войну!
Беседа по материалу слайда)
Отношения с близкими (отец, сестра Мария). Вопросы князю Андрею.
Князь Андрей, мы знаем, что Ваш отец очень жесткий и

принципиальный человек. Какие чувства Вы испытываете к нему?

Что Вы больше всего цените в княжне Марии?
Вопрос классу.
Как вы думаете, достойного человека воспитал Николай Андреевич?

Аргументируйте свой ответ

Слайд №8. Шенграбенское сражение.

Комментированное чтение эпизодов. Выводы.
1. Армейская служба становится одним из важных этапов исканий толстовского героя. Здесь он резко отделяется от многочисленных искателей быстрой карьеры и высоких наград, которых можно было встретить в штабе. В отличие от Жеркова и Друбецкого князь Андрей органически не может лакействовать. Он не ищет поводов для повышения в чинах и награждений и свою службу в армии сознательно начинает с низших чинов в ряду адъютантов у Кутузова……………………………….. 2. Болконский обостренно чувствует свою ответственность за судьбу России. Первое поражение австрийцев и появление разбитого генерала Мака рождает в его душе тревожные мысли о том, какие преграды стоят на пути русской армии. Князь Андрей резко переменился в армейских условиях. У него не стало притворства, усталости, с лица исчезла гримаса скуки, в походке и в движениях ощущается энергия. По словам Толстого, Андрей "имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других и занятого делом, приятным и интересным. Лицо его выражало большое довольство собой и окружающим". Примечательно, что князь Андрей настаивает, чтобы его направили туда, где особенно трудно - в отряд Багратиона, из которого может вернуться после сражения лишь одна десятая часть. Примечательно и другое. Поступки Болконского высоко оценивает полководец Кутузов, выделявший его как одного из лучших своих офицеров………………………………………... 3. Князь Андрей необыкновенно честолюбив. Герой Толстого мечтает о таком личном подвиге, который бы прославил его и обязал людей оказывать ему восторженное почтение. Можно простить Андрею его честолюбие, понимая, что им движет "жажда такого подвига, который необходим для военного человека". Шенграбенское сражение уже до некоторой степени позволило Болконскому проявить свое мужество. Смело объезжает он позиции под пулями неприятеля. Лишь он один осмелился поехать на батарею Тушина и не уехал с нее до тех пор, пока не убраны были орудия. Здесь, в Шенграбенском сражении, Болконскому посчастливилось стать свидетелем героизма и мужества, которое проявили артиллеристы капитана Тушина. К тому же и сам он обнаружил здесь военную выдержку и храбрость, а потом один из всех офицеров встал на защиту маленького капитана. 3

Главный вывод
– цитата: “
Князю Андрею было грустно и тяжело. Всё это было так

странно, так не похоже на то, чего он надеялся”
(гл.ХХI) Вопрос князю Андрею.
Князь Андрей, Вы вели себя достойно, но после боя замечаем у вас

ощущение, что "все это не то". С чем это связано?
(Разочарование, взгляд на людей штаба и простых солдат изнутри)
Слайд №9 Аустерлицкое сражение. Три важных момента сражения
.
Озаглавьте их.

Слово учителя.
В финале ХII главы противоречие, которое мы замечаем в герое после Шенграбенского сражения, выливается во внутренний диалог Болконского с самим собой. Перечитаем этот внутренний диалог по ролям.
Чтение по ролям внутреннего диалога
: (за автора, первый голос, другой голос). « И ему представилось сражение, потеря его, сосредоточение боя на одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец представляется ему. Он твёрдо и ясно говорит своё мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам. Все поражены верностью его соображения, но никто не берётся исполнить его, и вот он берёт полк, дивизию, выговаривает условие, чтоб уже никто не вмешивался в его распоряжения, и ведёт свою дивизию к решительному пункту и один одерживает победу.
А смерть и страдания?
– говорит другой голос. Но князь Андрей не отвечает этому голосу и продолжает свои успехи. Диспозиция следующего сражения делается им одним. Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает всё он один. Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он…
Ну, а потом?
– говорит опять другой голос, -
а потом, ежели ты десять раз прежде этого не будешь ранен, убит или обманут;

ну, а потом что ж?
“Ну, а потом… - отвечает сам себе князь Андрей, - я не знаю, что будет потом, не хочу и не могу знать; но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буд у знать, за любовь вот этих людей”, подумал он, прислушиваясь к говору на дворе Кутузова. Вопрос князю Андрею. Как вы думаете, зачем Толстой прерывает Ваш внутренний диалог бессмысленной шуткой денщиков? (Чтобы спустить на землю, отрезвить мысли о славе). Вопрос классу. Мы осуждали тщеславие членов светского общества. Андрей тоже тщеславен. Осуждаете ли вы его? (Андрей хочет выдвинуться, чтобы проявить свои силы. Но он нам симпатичен тем, что хочет добиться славы честно, в мечтах о славе проявляется его отвращение к бессмысленной и бессодержательной жизни. Он ищет СМЫСЛ жизни!)
Слайд №10. Выразительное чтение эпизода кульминации сражения.
Аустерлицкая битва, как считал князь Андрей, - это шанс найти свою мечту. Это непременно будет сражение, которое завершится славной победой, осуществленной по его плану и под его руководством. Он и в самом деле совершит в Аустерлицком сражении подвиг. Стоило подпрапорщику, несшему знамя полка, пасть на поле боя, как князь Андрей поднял это знамя и с криком "Ребята, вперед!"" повел за собой в атаку батальон. Получив ранение в голову, князь Андрей падает.
Слайд №11. На Праценской горе.

Выразительное чтение.
Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого НЕБА, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, - подумал князь Андрей, - не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..» 4

Вывод.
Достичь Тулона не удалось. Больше того, пришлось пережить трагедию Аустерлица, где русская армия понесла тяжелое поражение. Одновременно и развеялась, исчезла иллюзия Болконского, связанная со славой великого героя. Писатель обратился здесь к пейзажу и нарисовал огромное, бездонное небо, при созерцании которого лежащий на спине Болконский переживает решительный душевный перелом. Внутренний монолог Болконского позволяет нам проникнуть в его переживания. Жестокая борьба между людьми пришла теперь в резкий конфликт с щедрой, спокойной, миролюбивой и вечной природой.
Слайд №12 Встреча с Наполеоном. Развенчание кумира.

Художественный пересказ эпизода с элементами чтения.
С этого момента резко изменяется отношение князя Андрея к Наполеону Бонапарту, которого он так почитал. Возникает разочарование в нем, которое особенно обострилось в тот момент, когда мимо него, Андрея, со своей свитой проехал французский император и театрально воскликнул: "Вот прекрасная смерть!" В эту минуту князю Андрею такими ничтожными показались "все интересы, занимавшие Наполеона», так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы", в сравнении с высоким, справедливым и добрым небом. И во время последующей болезни к нему стал являться "маленький Наполеон со своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастий других взглядом".
Вывод
: князь Андрей сурово осуждает свои честолюбивые стремления наполеоновского склада, и это становится важным этапом в духовных поисках героя. Поворотные события в жизни Андрея переживаются им
как кризисы
и связаны с «разоблачением ложности» предыдущего идеала. Желание славы, «наполеоновская идея», безбожие сменяются любовью к миру, всепрощением, любовью к Богу, слиянием с миром.
Слайд №13 Возвращение в Лысые Горы. Чтением эпизодов с элементами пересказа.

Вывод
. Князь Андрей приезжает в Лысые Горы, где ему суждено пережить новые потрясения: рождение сына, мучения и смерть жены. Ему показалось при этом, что именно он виноват в случившемся, что в душе его оторвалось что-то. Тот перелом во взглядах, который возник у него под Аустерлицем, соединился теперь с душевным кризисом. Герой Толстого решает никогда больше не служить в армии, а несколько позже принимает решение совсем отказаться от общественной деятельности. Он отгораживается от жизни, занимается в Богучарове только хозяйством и сыном, внушая себе, что только это и осталось ему. Он намерен теперь жить только для себя, "никому не мешая, дожить до смерти".
Слайд №14. Разговор с Пьером на пароме. Чтение по ролям.

Вывод
. Пьер слышит из уст князя Андрея слова, полные глубокого разочарования во всем, неверия в высокое назначение человека, в возможность получить от жизни радость. Безухов придерживается иной точки зрения: "Надо жить, надо любить, надо верить". Эта беседа оставила глубокий след в душе князя Андрея. Под ее влиянием вновь, хотя и медленно, начинается его духовное возрождение. Впервые после Аустерлица он увидел высокое и вечное небо, и "что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе". Вопрос князю Андрею.
Князь, Вы очень много сделали для крестьян в Богучарове. Вы вели

очень активный образ жизни. Почему же все-таки решили вернуться «в свет»?
(Не может деятельная, кипучая натура долго оставаться вне общественных интересов) Цитата. «Да как же жить для одного себя?...»
Слайд № 15, 16,17 Поездка в Отрадное. Художественное чтение описания дуба, пересказ

сцены встречи с Наташей, чтение по ролям сцены на окне.

Вывод.
Духовное оздоровление Андрея Болконского проявилось и в том, что он по-новому стал воспринимать природу. Он глубоко проникся той силой жизни, духовным богатством, непосредственностью и искренностью, которые от нее исходили. Встреча с Наташей по-настоящему преобразила его, пробудила в нем интерес к жизни и родила в его душе жажду активной деятельности. Цитата. "Жизнь не кончается в тридцать один год... Надо... чтобы не для одного меня шла моя жизнь…, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе".
Слайд №18 Работа в комиссии Сперанского. Слово учителя.
Князь Андрей возвращается к общественной деятельности. Он отправляется в Петербург, где начинает трудиться в комиссии Сперанского, составляя государственные законы. Он восхищается самим 5
Сперанским, "видя в нем огромного ума человека". Ему кажется, что здесь готовится "будущее, от которого зависят судьбы миллионов". Однако вскоре Болконскому приходится разочароваться в этом государственном деятеле с его сентиментальностью и фальшивой искусственностью. Затем князь усомнился и в полезности той работы, которую ему приходилось выполнять. Наступает новый кризис. Становится очевидным, что все в этой комиссии основано на казенной рутине, лицемерии и бюрократизме. Вся эта деятельность вовсе не нужна рязанским мужикам.
Слайд №19. Отношения с Наташей Ростовой. Краткое сообщение о развитии

отношений Андрея и Наташи (возможно в виде плана).
Уже появились мечты о семейном счастье, однако князю Андрею суждено снова пережить разочарование. Сначала в его семье невзлюбили Наташу. Старый князь оскорбил девушку, а затем она сама, увлекшись Анатолем Курагиным, отказала Андрею. Самолюбие Болконского было оскорблено. Измена Наташи разметала мечты о семейном счастье, и "небо стало вновь давить тяжелым сводом". Вопрос князю Андрею.
Почему Вы не можете простить Наташу, ведь Вы говорили Пьеру,

что «нужно быть милосердным и прощать людей»?

(
«Я говорил, что надо прощать людей, но я не говорил, что я могу простить». Андрей и хотел бы простить Наташу, но не может, потому что ему мешает гордость). Вопрос классу.
Почему трагически обречена любовь Наташи к князю Андрею?
(Для Наташи князь – загадочный, таинственный человек. Она влюблена, но не по– ростовски, в ее отношениях с Андреем нет желаемой полноты, нет взаимного понимания, для Андрея Наташа тоже загадка, полное непонимание ее он обнаружил, когда отложил свадьбу на год. Простота, доверчивость, демократизм – все эти качества не под силу его характеру.)
Слайд № 20. Бородинское сражение. Краткое сообщение-пересказ.
Наступила война 1812 года. Князь Андрей вновь уходит в армию, хотя когда-то давал себе слово туда не возвращаться. Князь отказывается от службы в штабе и направляется служить в "ряды". По словам Л. Толстого, князь Андрей "весь был предан делам своего полка", заботился о своих людях, прост и добр в общении с ними. В полку его называли "наш князь", гордились им и любили его. Это важнейший этап становления Андрея Болконского как личности. Накануне Бородинского сражения князь Андрей твердо уверен в победе. Он говорит Пьеру: "Мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!" ……………………………………………………………………
Вывод.
Болконский сближается с простыми солдатами. Все сильнее его отвращение к высшему кругу, где царят корыстолюбие, карьеризм и полное равнодушие к судьбам страны и народа. По воле писателя Андрей Болконский становится выразителем его собственных взглядов, почитая важнейшей силой в истории народ и придавая особое значение духу войска. Цитата. «Жить, помогая и сочувствуя людям, понимать их, слить свою жизнь с их жизнью».
Слайд №21. Смерть князя Андрея. Сцена ранения: выразительное чтение.
В Бородинском сражении князь Андрей получает смертельное ранение. Вместе с другими ранеными его эвакуируют из Москвы. Вновь он переживает глубокий душевный кризис. Он приходит к мысли, что отношения между людьми должны строиться на милосердии и любви, которые должны быть обращены даже к врагам. Необходимо, считает Андрей, всеобщее прощение и твердая вера в мудрость Творца.
Цитата
:
«Я не могу, не хочу умирать, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю,

воздух».
И еще одно переживание испытывает герой Толстого. В Мытищах к нему неожиданно является Наташа и на коленях просит у него прощения. Снова вспыхивает любовь к ней. Это чувство согревает последние дни князя Андрея. Он сумел подняться над собственной обидой, понять страдания Наташи, почувствовать силу ее любви. Его посещает духовное просветление, новое понимание счастья и смысла жизни. Вопрос князю Андрею.
Князь, что изменилось в вашем мировоззрении?
(Бородинское сражения явилось переломным моментом: открылись духовные ценности, проснулась любовь, идеальная любовь ко всем людям, он прощает всех, и сердце становится счастливым).
Монологическое чтение отрывка из романа.

Учащийся, читающий текст, подходит к

столику,

зажигает свечу, в конце чтения гасит ее.
6

Задание учащимся
: во время чтения отрывков выписать ключевые слова, подтверждающие изменение мировоззрения Андрея Болконского. У каждого ученика на парте – раздаточный материал. Князь Андрей не только знал, что о н умрет, но о н чувствовал, что он умирает, что о н уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной и странной легкости бытия. Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его. Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобожденной о т удерживавшего е г о гнета жизни распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей о т этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней. Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни.. Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого н е любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше о н проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая б е з любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше. Любовь? Что такое любовь? – думал он.- Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику. Да, это была смерть. Я умер - я проснулся. Да, смерть - пробуждение!
Потушенная

свеча – символ

смерти.
Вопрос классу.
Почему, по-вашему, Л.Н.Толстой так распорядился судьбой героя?

Варианты ответа.
Андрей Болконский не умеет быть снисходительным, милосердным к человеческим слабостям. Именно поэтому он презирает бегущих солдат, он невнимателен к собственной жене, он не может простить Наташу и пытается устыдить людей, пригнувшихся от смертельной опасности. Можно сказать, что князь Андрей видит небо, глядя поверх человеческой жизни. Князю Андрею не хватало той простоты, добра и правды, которые и создают истинное, по Толстому, величие человека. В Болконском нет того, что есть в Пьере: соединения исключительного с обыкновенным. Андрею не хватает демократизма. Известно, что в первоначальном замысле романа Толстой собирался у б и т ь на Аустерлицком поле блестящего молодого человека. Толстой ведет героя к смерти в расцвете сил и лет с самого начала романа, т. к. Болконский болен «наполеоновской идеей» и безбожен, а Пьер Безухов – это «взрослый ребенок», он перетекает из одного внешнего состояния и сердечного настроя в другой, это, по замыслу Толстого, и есть естественный путь жизни
Слайд №22. Сын Николушка. Сообщение.
Главное из того, что Толстой раскрыл в своем герое, после его смерти продолжилось в его сыне - Николеньке. Об этом рассказывается в эпилоге романа. Мальчик увлечен декабристскими идеями дяди Пьера и, обращаясь мысленно к своему отцу, он произносит: "Да, я сделаю то, чем бы даже ОН был доволен". Возможно, Толстой намеревался связать образ Николеньки с зарождающимся декабризмом.
Таков итог непростого жизненного пути замечательного героя толстовского романа -

Андрея Болконского.

V Слайд №23
.
Заключительное слово. Подведение итогов. Рефлексия.

Ответ на проблемный вопрос
:
В статье учебнике «Вслед за любимыми героями»

образ Андрея Болконского определен как трагический. Согласны ли вы с этим

определением?
(Жизнь князя Андрея в романе постоянно связана с крушением сложившихся у него представлений о славе, о героизме, об общественной деятельности, о любви. Поэтому образ героя является трагическим)
Оценка работы группы критиков, литераторов, чтецов,

Оценка заполнения таблиц – на следующем занятии.

Создание дерева жизни Андрея Болконского
. 7
На стенде - макет дерева, на столе - листочки, на которых написаны серым цветом качества характера, которые мешали А.Б. стать идеальным героем, зеленым – положительные, которые вызывают уважение к нему. Обучающиеся берут листочки и булавками прикалывают их на дерево: с одной стороны - серого цвета, с другой – зеленого. (Желание славы, «наполеоновская идея», безбожие, любовь к миру, слиянием с миром, аристократическая гордыня, внутренняя честность, мужество, интеллектуальная высота, пренебрежительное отношение к простым людям и простым потребностям жизни, неумение прощать, тщеславие, требовательность к самому себе и к окружающим, забота о солдатах, патриотизм, умение дружить, способность правильно оценивать свои поступки)
Чтение стихотворения.
Холодный дом, и осень за окном. Мне кажется, я для любви потерян. И вот беру я с книжной полки том - «Война и мир» великого Толстого. Наташа, Пьер, Андрей и старый князь - Все это в детстве моем школьном было. Вдруг от страниц повеяло теплом, И понял я - любовь всему мерило. Любовь, семья и отчий дом - Вот то, что мне всего дороже. Великий смысл, наполненный добром, Несет бессмертный гений мудрого Толстого.
Слайд №24. Домашнее задание.
8

Раздаточный материал к уроку.
Дорога чести Андрея Болконского.
Этапы

Характеристика данного этапа в жизни князя

Андрея.
1. Жизнь в светском Петербурге. Чувство неудовлетворенности своей жизнью, презрения к светскому обществу. Князь Андрей не только знал, что он умрет, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной и странной легкости бытия. Прежде о н боялся конца. О н два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его. Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобожденной о т удерживавшего е г о гнета жизни распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней. Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни.. Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше о н отрекался от жизни и т е м совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая бе з любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше. Любовь? Что такое любовь? – думал он.- Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику. Да, это была смерть. Я умер - я проснулся. Да, смерть - пробуждение! Для дерева: Желание славы, «наполеоновская идея», безбожие, любовь к миру, слиянием с миром, аристократическая гордыня, внутренняя честность, мужество, интеллектуальная высота, пренебрежительное отношение к простым людям и простым потребностям жизни, неумение прощать, тщеславие, требовательность к самому себе и к окружающим, забота о солдатах, патриотизм, умение дружить, способность правильно оценивать свои поступки. 9

Текст сочинения:

Благородным и честным человеком был князь Андрей Болконский, герой романа Л. Н. Толстого Война и мир. Для него понятия жизни и чести были неразделимы. Князь Андрей был честен не только по отношению к окружающим людям, но и перед самим собой.
Болконский может быть холоден, например, со своей женой, которая не может существовать вне светского общества, но ласков и нежен с Пьером, взрослым ребенком, который так же чужд свету, как сам князь Андрей.
Решение пойҭи на войну Болконский принял, отчасти подогреваемый общим стремлением дворянской молодежи совершить подвиг, защищая отечество, но была и другая причина: желание порвать с привычным кругом, найҭи иную жизнь, отличную от той, которую он вел прежде.
В своих ҭщеславных мечтах он рисовал себя спасителем русской армии. Но после Шенграбен-ского сражения, после паники и неразберихи отступления союзных войск все оказалось не таким уж геройским, как ему мечталось.
Накануне наступления русских у Аустерлица князь Андрей вновь ощущает прилив честолюбивых порывов. Смерть, раны, личная жизнь все откатывается на второй план. На переднем плане лишь герой, князь Андрей, и любящие его люди, которых он не знает и никогда не будет знать, но которые (ах, мечты, мечты!) никогда не забудуҭ его подвига...
Послушная судьба (а точнее олицетворяющая ее рука великого писателя) предоставила честолюбивому князю такую возможность. Решительная минута наступила! Болконский подхватил знамя из рук убитого солдата и повел батальон в атаку. Но ранение отмежевало его от реальных собыҭий, и высокое небо с невзрачными серыми облаками заставило его ощуҭить свою ничтожность перед вечностью. Ощуҭил он также и еще большее ничтожество смерҭи. И даже Наполеон, на фоне этого вечного неба, показался ему ничтожным. Старательно возводимые идеалы рухнули за одно мгновение.
Болконский, вернувшись домой, решил больше никогда не служить в войсках. Стал уповать на спокойную семейную жизнь. Но это совсем не значиҭ, что в нем пошатнулись понятия чести и благородства. Именно эҭи качества позволили ему устремить свои мысли к вечности и любви. Об этом они много беседовали с Пьером Безуховым. Однажды весной по своим делам Болконскому нужно было увидеться с графом Ростовым, и по дороге к нему князь Андрей проезжал мимо огромного старого дуба. Дуб привлек внимание князя тем, что на нем не было ни единого зеленого листика. Дуб как бы олицетворял собой финал жизни. Возле этого дуба князь Андрей пришел к философскому выводу, что он, человек, равно как и дерево, должен доживать свой век также несуетливо и терпеливо. Главное не приносить никому зла и не требовать к себе участия.
Но вскоре его жизнь круто изменилась: он встретил и полюбил Наташу Ростову. Возвращаясь от Ростовых, князь заметил, что старый дуб зазеленел, и это он воспринял как символ, призывающий его к действию, к жизни, к счастью. Болконский занялся законодательной работой, но вскоре к ней охладел. Из всех чувств, посетивших его душу в день встречи с Ростовыми и вековым деревом, теплилось только чувство любви к Наташе. Но князь Андрей был человеком чести и не мог простить Наташе обман. Он вновь возвращается в действующую армию и во время Бородинского сражения получает ҭяжелое ранение. На перевязочном пункте он встретил Курагина, тоже ҭяжело раненного, вспомнил Наташу, но почувствовал не раздражение, а любовь и сострадание к эҭим людям. Болконский в минуҭы собственного страдания понял, за что и как Бог любиҭ людей, и слезы умиления обожгли его воспаленные щеки. В этот миг князь Андрей любил всех людей на земле, не разделяя их на близких и врагов. Тогда же он пришел к мысли, что смерть пробуждение от жизни.
Я уверен, что великодушие и всеобъемлющая любовь, которые ощуҭил князь Андрей в криҭический моменҭ своей жизни, это чувства, доступные далеко не всем людям, находящимся в одинаковых условиях с Болконским. Эҭи чувства могуҭ возникнуть только в честной, благородной душе. Человек, для которого понятия чести ничего не значат, никогда не прозреет душой, никогда не заплачет о родном и невозвратном.
Сложен и противоречив путь Андрея Болконского. Он был не идеалом добродетели. Жил для себя. Гордыня мешала ему проявить великодушие даже к самым близким людям. Но в нем было изначально заложено зерно, которому суждено было прорасти в благоприятных условиях. Это зерно честь. Освобожденная от гордыни честь помогла князю Андрею преодолеть свой эгоизм, сблизила его на войне с простым народом, который тепло назвал его наш князь.
Князь Андрей покинул этот свет в полной гармонии с людьми и с самим собой. Автор романа, проведя своего героя таким сложным путем к вершинам духа, видимо, сам считал, что именно такой путь самый верный из всех людских путей, ведущих к совершенству души. Это путь чести, освобождающейся от гордыни, эгоизма и других недобрых спуҭников нашей жизни.

Права на сочинение "Князь Андрей человек чести" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Постоянными нравственными исканиями, стремлением к познанию смысла жизни, к добру и правде была исполнена короткая жизнь Андрея Болконского.

Неудовлетворенный светской жизнью, мечтая о полезной деятельности, полезной для России, князь Андрей в!805 году уезжает на службу в армию. Его увлекает в ту пору судьба Наполеона, его влекут честолюбивые мечты. Службу в армии Болконский начинает с низших чинов в штабе Кутузова и, в отличие от штабных офицеров, таких, как Жерков и Друбецкой, не ищет легкой карьеры и наград. Князь Андрей - патриот, он чувствует ответственность за судьбу России и армии, он считает своим долгом быть там, где особенно трудно.

Встречи с капитаном Тушиным до боя, во время боя, а затем в штабе Багратиона впервые поколебали его мечты о славе. Князю грустно и тяжело оттого, что при столкновении с реальной жизнью его мечты оказываются неверными.

Перед Аустерлицким сражением князь Андрей «твердо был уверен, что нынче день его Тулона или его Аркольского моста». Он совершает подвиг, останавливая бегущих солдат и со знаменем в руках увлекая их в атаку.

Перед лицом смерти, на поле брани князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. Его кумир Наполеон со своим тщеславием кажется ему теперь таким ничтожным по сравнению с тем «неизмеримо высоким», вечным небом, которое он увидел и понял: «Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба».

Возвращение Андрея Болконского домой не было радостным. Рождение ребенка и одновременно смерть жены, перед которой он чувствовал себя нравственно ответственным, углубили его духовный кризис. Он безвыездно живет в деревне, занимаясь хозяйством и воспитанием сына Николеньки. Ему кажется, что жизнь его уже кончена. Однако встреча с Пьером, утверждавшим, что «надо жить, надо любить, надо верить», не прошла для него бесследно. Под влиянием Пьера началось духовное возрождение князя Андрея. За два года жизни в деревне им были осуществлены без заметного труда «все те мероприятия по имениям», которые затеял у себя Пьер и «не довел ни до какого результата». В одном из имений он перевел крестьян в вольные хлебопашцы, в других барщину заменил оброком. В Богучарове открыл школу. Встреча с Наташей в Отрадном окончательно пробуждает его к жизни.

Процесс духовного обновления князя Андрея ярко раскрывается в восприятии им природы. Встреча со старым дубом, преображенным и обновленным, утверждает его в мысли, что «жизнь не кончена в 31 год».

Князь Андрей возвращается в Петербург, участвует в реформах Сперанского, работает в комиссии по составлению новых законов. Однако очень скоро ему пришлось разочароваться и в Сперанском, и в той работе, которую он выполнял. Болконский понял, что в условиях дворцовой бюрократической среды полезная общественная деятельность невозможна.

Любовь к жизнерадостной, поэтичной Наташе Ростовой пробудила в нем мечты о семейном счастье, однако и в личной жизни его ждала горечь разочарования. Увлечение Наташи Анатолем Курагиным разрушило его надежды на счастье в любви. И «тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде перед ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного».

Князь Андрей снова идет служить в армию. События 1812 года обозначили новый этап в жизни героя. Его личное горе отступило на второй план перед всенародной бедой. Защита Родины становится высочайшей целью жизни. Мечты о личной славе больше не волнуют его. В Бородинском сражении князь был тяжело ранен. Претерпевая тяжелейшие страдания, сознавая, что умирает, Андрей Болконский перед таинством смерти испытывает чувство всеобщей любви и всепрощения.

Близкие Андрею люди сохранили о нем светлую память как о человеке ясного ума, сильной воли, для которого стремление к деятельности на благо людям было делом чести. Жаждущая правды душа его продолжает жить в сыне князя Андрея Николеньке Болконском.

В произведении “Война и мир”, романе историческом, Лев Николаевич Толстой прослеживает, каким образом, при каких жизненных обстоятельствах пробудились в человеке из дворянской, аристократической, среды в эпоху войн тысяча восемьсот пятого – тысяча восемьсот двенадцатого годов та совесть и то высокое понимание чести и долга, которые привели его к отрицанию своей среды, а потом и к разрыву с ней. Толстого интересовал “декабристский элемент” в его нравственно-психологическом содержании, и отсюда раскрытие в этом плане облика декабристов

Стало одной из задач “Войны и мира”. Толстой художественно решает ее, рассказывая о жизненном пути – “дороге чести” – одного из своих любимых героев – Андрея Болконского.
Духовное развитие князя Андрея начинается в романе с глубокой неудовлетворенности тем образом жизни, который ему приходится вести. Мы знакомимся с героем в салоне Анны Павловны Шерер. Толстой так описывает его: “Князь Болконский был небольшого роста. Весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами”. На лице князя усталость и скука. “Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне”, – говорит он Пьеру.
Стремясь к полезной деятельности, князь Андрей едет в армию. В войне тысяча восемьсот пятого года активность его связана с честолюбивыми мечтами о славе, о “своем Тулоне”. Его кумир в это время – Наполеон, личность деятельная и сильная. Увлечение Наполеоном было свойственно многим представителям передовой дворянской молодежи начала девятнадцатого века. Но князь Андрей стремится не только к личной славе. Он хочет счастья для людей, его мечты проникнуты гражданским пафосом. Автор выделяет своего героя из толпы штабных искателей легкой карьеры и наград, таких, как Друбецкой. Андрей Болконский – патриот, а не лакей, равнодушный к господскому делу.
Романтическое представление о Наполеоне и его чести, мечты о его фантастической судьбе окончательно развеялись на Аустерлицком поле. Там он совершает подвиг, о котором так мечтал: со знаменем в руках он увлекает за собой солдат, уже готовых к бегству. Получив ранение, лежа на поле боя, Князь Андрей смотрит в небо и размышляет о ничтожности человека по сравнению с вечностью. Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, князь Андрей приходит к выводу, что жизнь для себя и своих близких – это единственное, что ему остается. Но деятельная и кипучая натура Болконского не может довольствоваться лишь семейным кругом. По силе воли и характера, по стремлению к практической деятельности, по трезвому взгляду на жизнь и людей, по господству в нем разума над чувством, по богатству и разнообразию своих способностей князь Андрей близок к декабристам типа Пестеля.
Трудно возвращается Андрей Болконский к настоящей, достойной его жизни. Вехой на этом пути возрождения становится встреча с Пьером Безуховым, возвращающимся из киевских имений. Друзья спорят о смысле жизни, о положении народа, о взаимоотношениях дворян и крестьян. Высказанная князем Андреем в беседе с Пьером мысль о том, что крепостное право растлевает самих владельцев “крещеной собственности”, являлась аникрепостнической; она была в частности одним из аргументов декабристов в их борьбе против крепостного права.
После отъезда Пьера Андрей Болконский проводит в своем имении ряд мер, облегчающих положение крестьян, улучшающих их быт. Одним из первых он применяет закон о вольных хлебопашцах, враждебно встреченный в дворянских кругах. Но занятие хозяйством уже не может удовлетворить князя Андрея, и он едет в Петербург, где начинается его государственная деятельность в комиссии. Поняв, насколько эта работа далека от насущных интересов народа, Андрей Болконский близок к новому духовному кризису. От него князя Андрея спасает любовь к Наташе Ростовой, в которой, как ему кажется, он нашел подлинное счастье. Тем трагичнее для него разрыв с Наташей: теперь “как будто бесконечный свод, в котором.не было ничего вечного и таинственного”.
Последний и самый значительный этап жизни князя Андрея связан с грозными событиями тысяча восемьсот двенадцатого года. Нашествие французов возбуждает в нем желание бороться против захватчиков. Болконский разделяет те чувства, которые испытывают армия и народ. В действиях завоевателей он видит проявление той же злой, эгоистической силы, которая в лице Анатоля Курагина вторглась в его жизнь, исковеркав ее. Болконский просит направить его в полк. Там он свой человек, солдаты называют его “наш князь”, любят за храбрость. Здесь, в полку, князь Андрей начинает понимать, что главное назначение человека – служить интересам родного народа. Таким образом, по взглядам, отношению к окружающей действительности, народу князь Андрей – человек передовых убеждений. Такие, как он, впоследствии пришли к декабризму.
Андрей Болконский – любимый герой Толстого; в его образе писатель стремился раскрыть свой идеал положительного человека. Князя Андрея, умирающего от раны, полученной на Бородинском поле, Толстой примиряет не только с Наташей, но и со всем белым светом, в том числе и с раненым Анатолем Курагиным. Болконский, наконец, постигает смысл жизни: “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле.и которой я не понимал”. Писатель вложил в этот образ свою заветную мысль о том, что только любовь правит жизнью, что только она может стать основой истинного совершенства, избавить человечество от мук и противоречий.
Итак, Лев Николаевич Толстой в романе “Война и мир” поднял проблемы, имеющие общечеловеческое значение. Максим Горький писал, что “Война и мир” – это “документальное изложение всех исканий, которые предприняла в девятнадцатом веке личность сильная, в целях найти себе в истории России место и дело.”

  1. Роман “Анна Каренина” создавался в период 1873-1877 годов. С течением времени замысел претерпевал большие изменения. Менялся план романа, расширялись и усложнялись его сюжет и композиции, менялись герои и самые имена...
  2. Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне, близ Тулы, где и прошли детские годы будущего писателя. Писать Толстой начал с семи лет. К нам дошла его...
  3. Для чего жить и что такое я? Л. Толстой. Война и мир В романе-эпопее Л. Н. Толстого “Войн и мир” изобра­жено множество человеческих судеб. На страницах рома­на мы встречаемся с...
  4. И вот нашли большое поле. М. Ю. Лермонтов Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее “Война и мир” дает широкую картину жизни России с 1805 по 1820 год. Этот исторический период, как,...
  5. Пой сладкозвучный гимн священной красоте! Она одна живет, безгрешна и извечна, Смерть может разбросать миров дрожащий рой, Но красота горит, рождаясь бесконечно. Депонт де Лиль, “Гипапсия” Человек всегда стремится к...
  6. Роман – эпопея “Война и мир” – произведение общенационального исторического масштаба, разворачивающее перед нами широчайшую панораму жизни русского общества первой трети XIX века. Жанр романа – эпопеи описывает жизнь нации...
  7. Л. Н.Толстому удалось совместить в одном романе, пожалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологический роман. Страница за страницей раскрывают перед читателем характеры героев Л. Н.Толстого, передавая тончайшие детали, нюансы их...
  8. Настоящая жизнь в романе представлена в споре Пьера Безухо-ва и князя Андрея Болконского. Эти два молодых человека пред-ставляют себе жизнь по-разному. Кто-то считает, что жить надо только для других (как...
  9. Толстой – это целый мир. А. М. Горький Не перестаешь восхищаться талантом великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Каждый раз, перечитывая его произведения, приходишь к мысли – какой великий дар,...
  10. К началу 60-х годов, когда Толстой приступил к созданию “Войны и Мира”, у него уже выработалась своя историко-философская концепция, которая рельефно отразилась в его эпопее. Он считал, что только деятельность...
  11. Лев Николаевич Толстой является непревзойденным мастером в искусстве психологического анализа души человека. Наиболее ослепительно тот самый феномен писателя проявляется в его великом произведении – романе-эпопее “Война и мир”. В героях...
  12. В Третьяковской галерее находится портрет гения русской и мировой литературы Льва Николаевича Толстого работы художника Крамского. С холста глядит в упор прозорливо и испытующе мудрец в мужицкой рубахе. Взгляд его...
  13. “Л. Толстой Не пытается создавать идеалы; он берет Жизнь, как она есть.” Это суждение Современницы писателя прямо относится к Тем женским образам романа “Война и мир” – Соня, княжна Марья,...
  14. Долохов Федор – “семеновский офицер, известный игрок и бретер”. “Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как...
  15. В 70-е годы Л. “Н. Толстой все чаще и глубже стал задумываться над проблемами брака и семьи. Окружающая действительность давала немало материалов для размышления над вопросами жизни семейной. В январе...
  16. В романе Михаил Илларионович Кутузов описан как реальное историческое лицо, участник действительных событий, главнокомандующий русской армией, однако по ходу сюжета связан с другими действующими лицами “романическими” отношениями. В формировании замысла...
  17. В основе построения сюжета романа-эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир” лежит прием резкого противопоставления, контраста, антитезы. Этот контраст звучит уже в названии произведения. Военным действиям, войне, разрушению, злу автор...
  18. Решение сложных проблем семейной жизни героев произведения совершенно недвусмысленно оттеняется в “Анне Карениной” изображением поистине счастливой семьи крестьянина Ивана Парменова. Соответствующие страницы служат не только фоном, на котором яснее видна...

Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее «Война и мир» показал, как менялись характеры многих героев произведения. Одним из главных жизненных путей, которым дал характеристику писатель, является так называемая дорога чести Болконского Андрея Николаевича, центрального персонажа романа.

Андрей Болконский и общество

На момент знакомства читателя с Андреем Болконским, герой был человеком, которого уважали в обществе. Однако князю Андрею было скучно среди светских людей. Всем своим видом он показывал это пренебрежение к обществу: «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Так говорит Болконский Пьеру: «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!».

Именно поэтому персонаж отправляется на войну. Наполеон для Андрея Болконского становится кумиром. Писатель не зря описывает увлечение князя Андрея Наполеоном. Это было характерным признаком молодого дворянства. Герой мечтает о том, чтобы стать таким же великим человеком, как Наполеон.

Битва под Аустерлицем

Отношение к французскому полководцу меняется после битвы под Аустерлицем. Раненый, князь Андрей смотрит на небо и задумывается о жизни. Герой понимает, что ошибался, что «все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба, ничего, ничего нет… кроме тишины, успокоения».

Для Андрея Болконского Наполеон становится маленьким человеком, который сеет только смерть и разрушение.

Битва под Аустерлицем становится переломным моментом как в повествовании, так и в жизни центрального персонажа. Мировоззрение князя Андрея меняется, небо Аустерлица открывает для него новую жизнь. Теперь герой не хочет славы, он стремится жить согласно чести.

Князь Андрей, разочаровавшийся в военной службе, ведет тихую и спокойную жизнь в деревне. Героем овладевают мысли, что жизнь его кончена. Именно в тот момент, когда герой переживает душевный кризис, на Андрея Болконского влияет Пьер Безухов, который говорит ему, что «надо жить, надо любить, надо верить».

Возрождение

После разговора с Пьером князь Андрей воодушевился: он начинает заниматься делами в деревне, а затем уезжает в Петербург для деятельности в комиссии по созданию законов. Разочаровавшись и в ней, герой близок к еще одним душевным переживаниям.

Однако еще большее значение для героя оказала Наташа Ростова, встреча с которой окончательно возрождает Андрея Болконского. Разочарование, которое принесла героиня, увлекшаяся Анатолем Курагиным, не сломало Болконского. Герой уезжает с целью участия в военных действиях. Там князь Андрей разговаривает с Кутузовым, который говорит ему следующее: «Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога — это дорога чести».

Кутузов был прав. Князь Андрей с честью и достоинством борется за существование свой Родины. Для героя важна не личная слава, а счастливая жизнь каждого гражданина своего Отечества.

Духовное развитие

Л. Н. Толстой на протяжении всего произведения показывал, как меняется характер Андрея Болконского и его отношение к жизни. Неудовлетворенный собственным образом жизни, герой в начале романа пытается измениться. Князь Андрей несколько раз разочаровывается в собственной деятельности, в собственном существовании. Он несколько раз думал, что жизнь его больше не принесет ему никакой радости. Однако герою всегда удавалось с достоинством продолжать свой путь. Как бы ни было тяжело Андрею Болконскому, он никогда не поступал лживым и лицемерным способом. Именно «дорогой чести» можно назвать жизненный путь князя Андрея.