Формы культуры массовая. Элитарная культура vs массовая

Введение

Культура - это обобщающее понятие, охватывающее различные классы явлений. Она представляет собой сложное, многослойное, многоуровневое целое, включающее различные феномены. В зависимости от того, с какой точки зрения, по каким основаниям ее анализировать, можно выделять те или иные ее структурные элементы, различающиеся по характеру носителя, по результату, по видам деятельности, и т.д., которые могут сосуществовать, взаимодействовать, противостоять друг другу, менять свой статус. Структурируя культуру, исходя из ее носителя, выделим в качестве предмета анализа только некоторые ее разновидности: элитарная, массовая, народная культура. Поскольку на современном этапе они получают неоднозначное толкование, то в данной контрольной, постараемся разобраться в сложной современной культурной практике, весьма динамичной и противоречивой, а также в разноречивых точках зрения. В контрольной работе представлены исторически сложившиеся различные, подчас противоположные взгляды, теоретические обоснования, подходы, а также учитывается определенный социокультурный контекст, соотношение различных компонентов в культурном целом, их место в современной культурной практике.

И так, целью контрольной работы является рассмотрение разновидностей культуры, элитарной, массовой и народной.

культура элитарный массовый народный

Возникновение и основные характеристики элитарной культуры

Элитарная культура, ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной, массовой. Элита (elite, франц. - избранный, лучший, отборный), как производитель и потребитель этого типа культуры по отношению к обществу представляет собой с точки зрения как западных, так и отечественных социологов, культурологов высшие, привилегированные слои (слой), группы, классы, осуществляющие функции управления, развития производства и культуры. Тем самым утверждается разделение общественной структуры на высших, привилегированных и низших, элиту и остальную массу. Определения элиты в разных социологических и культурологических теориях неоднозначно.

Выделение элитарного слоя имеет немалую историю. Уже Конфуций видел общество, состоящим из благородных мужей, т.е. меньшинства, и народ, нуждающийся в постоянном моральном воздействии и руководстве со стороны этих благородных. По сути дела на элитарных позициях стоял Платон. Римский сенатор Менений Агриппа большую часть населения относил к "тягловому скоту", для которого нужны погонщики, т.е. аристократы.

Очевидно с глубокой древности, когда в первобытной общине стало происходить разделение труда, отделение духовной деятельности от материальной, процессы расслоение по имущественному, статусному и пр. признакам, и стали выделяться (отчуждаться) не только категории богатых и бедных, но и людей наиболее значимых в каком-либо отношении - жрецы (волхвы, шаманы) как носители особого сокровенного знания, организаторы религиозно-ритуальных действ, вожди, родоплеменная знать. Но собственно элита формируется в классовом, рабовладельческом обществе, когда за счет труда рабов привилегированные слои (классы) освобождаются от изнурительного физического труда. Причем, в обществах разного типа наиболее значимые, элитные слои, составляющие меньшинство населения - это прежде всего, те, кто обладает реальной властью, подкрепленной силой оружия и закона, экономическим и финансовым могуществом, что позволяет им влиять на все другие сферы общественной жизни, в том числе социокультурные процессы (идеологию, образование, художественную практику и т.д.). Такова рабовладельческая, феодальная аристократия, (аристократия понимается как высший, привилегированный слой какого-либо класса, группы), высшее духовенство, купечество, промышленная, финансовая олигархия и др.

Элитарная культура формируется в рамках привилегированных в какой-либо сфере (в политике, коммерции, искусстве) слоев, общностей и включает, как и культура народная ценности, нормы, идеи, представления, знания, образ жизни и т. д. в знаково-символическом и материальном их выражении, а также способы практического их использования. Эта культура охватывает разные сферы социального пространства: политическую, экономическую, этико-правовую, художественно-эстетическую, религиозную и другие области общественной жизни. Ее можно рассматривать в разных масштабах.

В широком смысле элитарная культура может быть представлена достаточно обширной частью общенародной (общенациональной) культуры. В этом случае она имеет в ней глубинные корни, включая и народную культуру, в другом, узком смысле - заявляет о себе как о "суверенной", подчас противостоящей общенациональной культуре, в определенной мере изолированной от нее.

Примером элитарной культуры в широком смысле является рыцарская культура как феномен светской культуры Западно-европейского средневековья. Ее носитель - господствующее дворянско-военное сословие (рыцарство), в рамках которого сложились свои ценности, идеалы, свой кодекс чести (верность присяге, следование долгу, храбрость, великодушие, милосердие и пр.). Сформировались свои ритуалы, как, скажем, ритуал посвящения в рыцари (заключение договора с сеньором, присяга на верность, принятие обетов - на послушание, личное совершенство и прочее), ритуализированное и театрализованное проведение турниров для прославление рыцарских доблестей. Складываются особые манеры, умение вести светскую беседу, играть на музыкальных инструментах, сочинять стихи, чаще всего посвященные даме сердца. Рыцарское музыкально-поэтическое творчество, взращенное на национальных языках и не чуждое народным музыкально-интонационным традициям, составило целое направление в мировой культуре, но, оно угасло с ослаблением и уходом данного сословия с исторической арены.

Элитарная культура противоречива. С одной стороны в ней достаточно явственно выражается поиск нового, еще неизведанного, с другой - установка на консервация, сохранение уже известного, привычного. Поэтому, вероятно в науке, художественном творчестве новое добивается признания, преодолевая подчас немалые трудности. Элитарная культура, включая направления экспериментального, даже демонстративно нонконформистского характера, внесла свою лепту в обогащение идейно-теоретической, образно-содержательной канвы, в расширение спектра практических навыков, средств выражения, идеалов, образов, представлений, научных теорий, технических изобретений, философских, общественно-политических учений.

Элитарная культура, включая ее эзотерические (внутренние, тайные, предназначенные для посвященных) направления, входят в разные сферы культурной практики, выполняя в ней разные функции (роли): информационно-познавательную, пополняя сокровищницу знаний, технических достижений, художественных произведений; социализационную, включая человека в мир культуры; нормативно-регулятивную и др. На первый план в элитарной культуре выходит культуротворческая функция, функция самореализации, самоактуализации личности, эстетико-демонстрационная (ее иногда называют выставочной).

Элитарная культура — это «высокая культура», противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию. Ее основной идеал — формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности. Исторически элитарная культура возникла как антитеза массовой и свой смысл, основное значение проявляет в сопоставлении с последней.

Суть элитарной культуры впервые была проанализирована X. Ортегой-и-Гассетом и К. Манхеймом . Субъектом элитарной, высокой культуры является личность — свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.

Элитарная культура — это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. По мнению И. В. Кондакова, элитарная культура апеллирует к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае, круг тех и других почти совпадает).

Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства во всех ее исторических и типологических разновидностях — фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом, культурной индустрии технократического общества XX в. и т. п.

Философы рассматривают элитарную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей:

  • сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;
  • способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;
  • способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;
  • наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»;
  • жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»;
  • индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными;
  • созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики , требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;
  • использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «остраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание — деформацией, проникновение в смысл — домысливанием и переосмысливанием данности;
  • смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, табуированного для остальной массы, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.

Понятие субкультуры и контркультуры

Субкультура это специфический образ жизни, это реализация потребности человека в самовыражении, в развитии личности, в удовлетворении чувства прекрасного, в осмыслении своего назначения в мире. Субкультуры появляются вне зависимости от политики, экономики. Материальные потребности, их количество и качество, связанные с условиями жизни, не могут быть существенными для определения причин, по которым появляется молодёжная субкультура.

Массовая... А есть элитарная. Что это такое?

Прежде всего, начнем с определения понятия «элитарная культура». В широком понимании, элитарная культура (от франц. elite — отборное, лучшее) – это форма культуры современного общества, доступная и понятная не всем. Но стоит помнить, что эти «не все» отнюдь не те люди, которые стоят выше других на финансовой лестнице. Скорее это такие утонченные натуры, неформалы, имеющие, как правило, свой, особый взгляд на мир, особенное мировоззрение.

Элитарную культуру принято противопоставлять массовой. Элитарная и массовая культуры пребывают в непростом взаимодействии по ряду причин.Основной из них является столкновение идеалистической и порой утопической философии элитарной культуры с прагматичностью, примитивностью и, пожалуй, «реализмом» массовой. По поводу того, почему «реализм» взят в кавычки: ну, вы посмотрите на современные «шедевры» кино («Человек — муравей», «Бэтмэн против супермена»…, в них и не пахнет реализмом – галлюцинации какие-то).

Элитарная культура обыкновенно выступает против консюмеризма, «амбициозности, полуобразованности» и плебейства. Интересно заметить, что культура элиты также противостоит фольклору, народной культуре, т.к. она является культурой большинства. Неискушенному стороннему читателю элитарная культура может показаться чем-то сродни снобизму или гротескной форме аристократизма, чем она, разумеется, не является, ибо в ней отсутствует мимесис, свойственный снобизму, также к элитарной культуре принадлежат не только выходцы из высших слоев общества.

Обозначим основные особенности элитарной культуры:

креативность, новаторство, стремление к созданию «мира впервые»;

закрытость, отделение от широкого, всеобщего использования;

«искусство для искусства»;

культурное освоение предметов, отделение от «профанной» культуры;

создание нового культурного языка символов и образов;

система норм, ограниченный круг ценностей.

Чем же является современная элитарная культура? Для начала вкратце упомянем элитарную культуру прошлого. Она являла собой нечто эзотерическое, потаенное, ее носителями являлись жрецы, монахи, рыцари, члены подпольных кружков (например, Петрашевского, знаменитым членом которого являлся Ф. М. Достоевский), масонских лож, орденов (например, крестоносцы или члены тевтонского ордена).

Зачем же мы обратились к истории? «Историческое знание — первейшее средство сохранения и продления стареющей цивилизации», — писал Хосе Ортега-и-Гассет. Труд Гассета «Восстание масс» наглядно освещает проблему «человека массы», в нем автор вводит понятие «суперчеловек». И именно «суперчеловек» является представителем современной элитарной культуры. Элита, что не удивительно, составляет меньшинство, она находится отнюдь не «у руля современности», т.е. массы в настоящее время не то чтобы руководят всем, но оказывают огромное влияние на социально-политические аспекты общества; по моему мнению, к мнению массы в наше время принято прислушиваться.

Я думаю, что заурядная масса практически насильно навязывает свои мысли и вкусы обществу, тем самым вызывая в нем стагнацию. Но все же, по моим наблюдениям, элитарная культура в нашем 21 веке противостоит массовой все с большей и большей уверенностью. Приверженность мейнстриму, как ни странно это звучит, становится все менее популярным.

В людях все чаще заметно стремление примкнуть к «высокому», недоступному большинству. Очень хочется верить, что человечество учится на горьком опыте прошлых веков, что «восстание масс» не состоится. Чтобы предотвратить абсолютное торжество заурядности, необходимо «вернуться к своему подлинному Я», жить с устремлением в будущее.

И в доказательство тому, что элитарная культура набирает обороты, приведу в пример наиболее ярких ее представителей. В музыкальной сфере хочется выделить немецкого скрипача-виртуоза Дэвида Гаррета. Он исполняет и классические произведения, и современную поп-музыку в собственной аранжировке.

Тот факт, что Гаррет собирает многотысячные залы своими выступлениями, не причисляет его к массовой культуре, ведь музыка хоть и может быть услышана всеми, но доступной для всякого духовного восприятия она не является. Такой же недоступной для массы является музыка знаменитого Альфреда Шнитке.

В изобразительном искусстве наиболее ярким представителем элитарной культуры можно назвать Энди Уорхола. Диптих Мэрилин, банка супа Кэмпбелл… его произведения стали настоящим достоянием общественности, при этом принадлежа все-таки к элитарной культуре. Искусство ломографии, ставшее очень популярным в девяностых годах двадцатого столетия, по моему мнению, можно считать частью элитарной культуры, хотя в настоящее время существуют и Международное ломографическое общество, и объединения фотографов-ломографов. Вообще, про то, , читайте по линку.

В 21 же веке начали набирать популярность музеи современного искусства (например, ММОМА, Эрарта, PERMM). Очень спорным, однако, является искусство перфоманса, но, на мой взгляд, его смело можно назвать элитарным. И примером художников, выступающих в этом жанре, являются и сербская художница Марина Абрамович, и француз Ваграм Зарян, и петербуржец Петр Павленский.

Примером же архитектуры современной элитарной культуры можно считать город Санкт-Петербург, который являет собой место встречи разных культур, в котором почти каждое здание заставляет человека знающего обратиться к межвременному диалогу. Но все же архитектура Санкт-Петербурга не является современной, поэтому обратимся к архитектурным произведением современных творцов. Например, дом-ракушка «Наутилус» мексиканца Хавьера Сеносиана, библиотека Луи Нюсера, архитекторы Ив Байяр и Франсис Шапю, «Зеленая цитадель» немецкого архитектора Фриденсрайха Хундертвассера.

И говоря о литературе элитарной культуры, нельзя не упомянуть Джеймса Джойса (и его легендарный роман «Улисс»), оказавшего значительное влияние на Вирджинию Вулф и даже Эрнеста Хемингуэя. Писатели-битники, например, Джек Керуак, Уильям Берроуз, Аллен Гинзберг, по моему мнению, могут считаться представителями литературы элитарной куьтуры.

Также хочется добавить к этому списку Габриэля Гарсиа Маркеса. «Сто лет одиночества», «Любовь во время чумы», «Вспоминая моих грустных шлюх»… произведения испанского лауреата Нобелевской премии, несомненно, пользуются большой популярностью в элитарных кругах. Если говорить о современной литературе, хочется назвать Светлану Алексиевич, лауреата Нобелевской премии по литературе в 2015 году, произведения которой хоть и признаны литературным (и не только) сообществом, смысл их все же не доступен большинству людей.

Так, нужно обладать огромным запасом «ключей» к пониманию элитарной культуры, знаний, которые смогут помочь проинтерпретировать произведение искусства в полной мере. Каждый день видеть Исаакиевский собор, проезжая по Дворцовому мосту, и воспринимать его как купол на фоне небе — одно дело. Но при взгляде на тот же самый собор вспоминать историю его создания, ассоциировать его с примером позднего классицизма в архитектуре, обращаясь тем самым к Петербургу 19 века, к людям, жившим в то время, вступая с ними в диалог сквозь время и пространство — совсем другое дело.

© Щекин Илья

Редактура Андрей Пучков

Инструкция

Элитарная культура включает произведения разных видов искусства: литература, театр, кино и т.д. Поскольку ее понимание требует определенного уровня подготовки, то она имеет очень узкий круг ценителей. Не все понимают картины Пабло Пикассо и Анри Матисса, фильмы Андрея Тарковского и Александра Сокурова. Особый тип мышления необходим для понимания произведений Франца Кафки или романа Джеймса Джойса «Улисс». Творцы элитарной культуры, как , не пытаются добиться высоких гонораров. Гораздо более ценной для них является творческая самореализация.

Потребителями элитарной культуры становятся люди с высоким образовательным уровнем и развитым эстетическим вкусом. Многие из них сами являются творцами произведений искусства или их профессиональными исследователями. Прежде всего, речь идет о писателях, художниках, искусствоведах, литературных и художественных критиках. Также в этот круг входят знатоки и ценители искусства, постоянные посетители музеев, театров и концертных залов.

При этом произведения одних и тех же видов искусства могут принадлежать как к элитарной, так и к массовой культуре. К примеру, классическая музыка к элитарной культуре, а популярная – к массовой, фильмы Тарковского – к элитарной, а индийские мелодрамы – к массовой и т.п. В то же время, существуют литературные жанры, которые всегда относятся к массовой культуре и вряд ли когда-нибудь перейдут в разряд элитарной. Среди них – детективы, дамские романы, юмористические рассказы и фельетоны.

Иной раз случаются любопытные того, как произведения, относящиеся к элитарной культуре, могут, при определенных условиях, перейти в разряд массовых. Например, музыка Баха – это, бесспорно, явление элитарной культуры, но, если она используется в качестве сопровождения к программе фигурного катания, то автоматически превращается в продукт массовой культуры. Или совершенно противоположный : многие произведения Моцарта для своего времени были, скорее всего, «легкой музыкой» (т.е. могли бы быть отнесены к массовой культуре). А сейчас они воспринимаются, скорее, как элитарной.

Большинство произведений элитарной культуры первоначально носят авангардный или экспериментальный характер. В них используются средства, которые станут понятны массовому сознанию спустя несколько десятилетий. Иногда специалисты даже называют точный срок – 50 лет. Иными словами, образцы элитарной культуры на полвека опережают свое время.

Связанная статья

Термин «классическая музыка» порой трактуется чрезвычайно широко. К ней относят не только творения выдающихся композиторов прошлых лет, но и ставшие всемирно известными хиты популярных исполнителей. Тем не менее существует строго аутентичное значение «классики» в музыке.

В узком смысле классической музыкой называется довольно короткий период в истории этого искусства, а именно, XVIII век. Первая половина восемнадцатого века ознаменовалась творчеством таких выдающихся композиторов как Бах и Гендель. Принципы классицизма как построения произведения в строгом соответствии с канонами развил в своих произведениях Бах. Его фуга стала классической – то есть образцовой – формой музыкального творчества.

А после смерти Баха в истории музыки открывается новый этап, связанный с Гайдна и Моцарта. На смену достаточно сложному и тяжеловесному звуку пришла легкость и стройность мелодий, изящество и даже некоторое кокетство. И тем не менее, это все еще классика: в своем творческом поиске Моцарт стремился найти идеальную форму.

Произведения Бетховена представляют собой стык классической и романтической традиции. В его музыке страсти и чувства становится гораздо больше, чем рассудочной каноники. В этот период становления европейской музыкальной традиции сформировались основные жанры: опера, симфония, соната.

Широкая трактовка термина «классическая музыка» подразумевает творчество композиторов прошлых эпох, которое выдержало испытание временем и стало эталоном для других авторов. Иногда под классикой подразумевают музыку для симфонических инструментов. Наиболее же четким (хотя и не получившим широкого распространения) можно считать классической музыки как авторской, четко прописанной и подразумевающей исполнение в заданных рамках. Однако некоторые исследователи призывают не путать академическую (то есть зажатую в определенные рамки и правила) и классическую музыку.

В оценочном подходе к определению классики, как наивысших достижений в истории музыки, скрыта возможная . Кого считать лучшим? Можно ли причислить к классике мастеров джаза, The Beatles, The Rolling Stones и других признанных авторов и исполнителей? С одной стороны, да. Именно так мы и делаем, когда называем образцовыми. Но с другой, в эстрадно-джазовой музыке нет строгости авторского музыкального текста, характерного для классики. В ней, напротив, все строится на импровизации и оригинальных аранжировках. В этом между классической (академической) музыкой и современной пост-джазовой школой пролегает принципиальное различие.

Видео по теме

Видео по теме

Источники:

  • Что такое культура? Определение слова культура. Значение слова культура и фото

Существует несколько видов литературы, каждый из которых обладает своими особенностями. Так, под классической литературой понимают произведения, которые считаются образцовыми для той или иной эпохи.

История термина

Классическая - довольно обширное понятие, поскольку к данному виду относятся произведения разных эпох и жанров. Это общепризнанные произведения, считающиеся образцовыми для эпох, в которые они были написаны. Многие из них входят в обязательную программу.

Понятие классики сложилось в три последние века эпохи античности. Тогда оно обозначало определенных писателей, которые по разным причинам считались образцами и для подражания. Одним из первых таких классиков был древнегреческий поэт Гомер - автор «Илиады» и «Одиссеи».

В 5-8 веках н.э. сложился авторов текстов, которые определяли передаваемые в процессе обучения теории и нормы. В разных школах этот канон отличался минимально. Постепенно данный список пополнялся новыми именами, среди которых были представители языческой и христианской веры. Эти авторы стали культурным достоянием общественности, которым подражали и которых цитировали.

Современный смысл понятия

В период Эпохи Возрождения европейские писатели обратили свой взор на авторов античности, вследствие освобождения светской культуры от чрезмерного давления . Результатом этого в литературе стала эпоха , при которой стало модным подражать древнегреческим драматургам, таким как Софокл, Эсхил, Эврипид, и следовать канонам классической драмы. Тогда под термином « » в узком смысле стала подразумеваться вся античная литература.

В широком же смысле классическим стали называть любое произведение, создавшее канон в своем жанре. Например, есть эпохи модернизма, эпохи , реализма и т.д. Существует понятие отечественной и зарубежной, а также мировой классики. Так, признанными классиками отечественной литературы в России считаются А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский и т.д.

Как правило, в истории литературы разных стран и наций есть век, в который художественная словесность обрела наибольшее , и такой век называют классическим. Существует мнение, что произведение обретает общественное признание, когда оно несет в себе «вечные ценности», что-то актуальное для всех времен, призывает читателя задуматься над какими-либо общечеловеческими проблемами. Классика остается в истории и противопоставляется произведениям-однодневкам, которые со временем предаются забвению.

Способность человека к эмоционально-чувственному восприятию действительности и к художественному творчеству побудила его выражать свои переживания образно, с помощью красок, линий, слов, звуков и т.д. Это способствовало появлению художественной культуры в широком смысле.

Что входит в понятие

Художественная культура - это одна из сфер общественной культуры. Ее суть - творческое отображение бытия ( , общества и его жизнедеятельности) в художественных образах. Она имеет важные функции, такие как формирование эстетического восприятия и сознания людей, общественных ценностей, норм, знаний и опыта, и рекреационная функция (отдых и восстановление людей).

Как система она включает в себя:
- искусство как таковое (индивидуальное и групповое), произведения и художественные ценности;
- организационную инфраструктуру: учреждения, обеспечивающие развитие, сохранение, распространение художественной культуры, творческие организации, образовательные учреждения, демонстрационные площадки и т.д.;
- духовную атмосферу в обществе - восприятие , общественный интерес к художественно-творческой деятельности, искусству, государственную политику в этой области.

К художественной культуре относятся массовая, народная, художественная культура; художественная и эстетическая стороны различных видов деятельности (политической, экономической, правовой); региональные художественные субкультуры; художественные субкультуры молодежных и профессиональных объединений и т.д.

Она проявляется не только в искусстве, но и в быту, и в материальном производстве, когда человек придает создаваемым им предметам практического и утилитарного назначения выразительность и , реализуя свою потребность в эстетике и красоте, в творчестве. Помимо материальной сферы и физических предметов, она касается также и духовной сферы.

Художественная культура в узком смысле

Ядро художественной культуры - это профессиональное и бытовое искусство. Сюда относятся Совет 6: Кто такие гейши, один из которых слово «человек», другой – «искусство». Уже из этимологии слова можно догадаться, что гейши – это не японские куртизанки. Для последних в японском есть отдельные слова – дзёро, юдзё.

Гейши в совершенстве владели быть женщиной. Они поднимали дух мужчин, создавая атмосферу радости, непринужденности и раскрепощения. Достигали этого благодаря песням, танцам, шуткам (часто с эротическим подтекстом), чайной , которые демонстрировали гейши в мужских компаниях наряду с непринужденным разговором.

Гейши развлекали мужчин как на светских мероприятиях, так и на личных свиданиях. На встрече тет-а-тет также не было места интимным отношениям. Сексом гейша может заниматься со своим покровителем, который лишил ее девственности. Для гейш это является ритуалом под названием мидзу-агэ, который сопровождает переход из ученицы, майко, в гейши.

Если гейша выходит замуж, то она уйти из профессии. Перед уходом она рассылает своим клиентам, покровителю, учителям с угощением – вареным рисом, сообщая этим о разрыве связи с ними.

Внешне гейши отличаются характерным макияжем с толстым слоем пудры и ярко-красными губами, которые делают лицо женщины похожей на маску, а также старинной высокой, пышной прической. Традиционная гейш – кимоно, основные цвета которого – черный, красный и белый.

Современные гейши

Считается, что гейши появилась в городе Киото в XVII веке. Кварталы города, где расположены дома гейш, называют ханамати («цветочные улицы»). Здесь существует школа , где их с семи-восьми лет обучают пению, танцам, проведению чайной церемонии, игре на национальном японском инструменте сямисэне, ведению беседы с мужчиной, а также учат гримироваться и надевать кимоно, - всему тому, что должна знать и уметь гейша.

Когда в 70-х годах XIX века столица Японии была перенесена в Токио, туда переселились и знатные японцы, которые составляли основную часть клиентов гейш. Спасти их ремесло от кризиса смогли фестивали гейш, которые проводятся с определенной периодичностью в Киото и стали его визитной карточкой.

После Второй мировой войны Японию захватила массовая культура, оставив на задворках японские национальные традиции. Число гейш значительно сократилось, но те, кто остался верен профессии, считают себя хранительницами истинной японской культуры. Многие продолжают полностью следовать старинному укладу жизни гейши, некоторые лишь частично. Но быть в обществе гейши до сих пор остается прерогативой элитарных слоев населения.

Источники:

  • Мир гейш

Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры: массовую культуру и элитарную культуру.

Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Массовая культура - это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

Массовая культура (от лат. massa – комок, кусок) - явление культуры XXв., порожденное НТР, урбанизацией, разрушением локальных общностей, размыванием территориальных и социальных границ. Время ее появления – серединаXXв., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофон) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. В собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX - XX веков.

Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия парламентскую деятельность, Франция - культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».

Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, при этом массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией. Многие творческие организации (кинематограф, дизайн, ТВ) тесно связаны с банковским и промышленным капиталом и сориентированы на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции - это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру - это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.

Ярким примером массовой культуры является эстрадная музыка, которая понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают и выходят из моды. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная.

Цель массовой культуры - стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя. Массовая культураформирует особый тип пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Она создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию.

Следовательно, рассчитана массовая культура на массовое потребление и на среднего человека, она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. В социальном плане она формирует новый общественный слой, получивший название «средний класс».

Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторская: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. Для этого массовая культураиспользует такие развлекательные виды и жанры искусства, как цирк, радио, телевидение; эстрада, шлягер, китч, сленг, фантастика, боевик, детектив, комикс, триллер,вестерн, мелодрама, мюзикл.

Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам. И все это сочетается с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. Сегодня новомодные «звезды искусственного Олимпа» насчитывают не меньше фанатичных поклонников, чем старые боги и богини. Современная массовая культура может быть интернациональной и национальной.

Особенности массовой культуры: общедоступность (понятность всем и каждому) культурных ценностей; легкость восприятия; шаблонность созданных социальных стереотипов, тиражируемость, развлекательность и забавность, сентиментальность, упрощенность и примитивность, пропаганда культа успеха, сильной личности, культа жажды обладания вещами, культа посредственности, условность примитивной символики.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа, механизм ее распространения напрямую связан с рынком, и она преимущественно является приоритетом мегаполиснных форм существования. Основа успеха массовой культуры – это бессознательный интерес людей к насилию и к эротике.

Вместе с этим, если рассматривать массовую культуру как стихийно складывающуюся культуру повседневной жизни,которая создается обычными людьми, то ее положительными моментами являются ориентация на среднюю норму, простая прагматика, обращенность к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории.

В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру.

Элитарная (высокая) культура - культура элиты, предназначенная для высших слоев общества, обладающих наибольшей способностью к духовной деятельности, особой художественной восприимчивостью и одаренных высокими нравственными и эстетическими задатками.

Производителем и потребителем элитарной культуры является высший привилегированный слой общества - элита (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное). Элита - это не только родовая аристократия, а та образованная часть общества, которая обладает особым «органом восприятия» - способностью к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности.

По разным оценкам потребителями элитарной культуры в Европе на протяжении нескольких веков остается примерно одна и та же доля населения – около одного процента. Элитарная культура – это, в первую очередь, культура образованной и богатой части населения. Под элитарной культурой обычно подразумевают особенную утонченность, сложность и высокую качественность культурной продукции.

Главная функция элитарной культуры – производство социального порядка в виде права, власти, структур социальной организации общества, а также обосновывающей этот порядок идеологии в формах религии, социальной философии и политической мысли. Элитарная культура предполагает профессиональный подход к созданию, а люди, создающие ее, получают специальное образование. Круг потребителей элитарной культуры – это ее профессиональные творцы: ученые, философы, писатели, художники, композиторы, а также представители высокообразованных слоев общества, а именно: завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, литературоведы, писатели, музыканты и многие другие.

Элитарную культуру отличает очень высокий уровень специализации и высочайший уровень социальных притязаний личности: любовь к власти, богатству, славе считается нормальной психологией любой элиты.

В высокой культуреапробируются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя (до 50 лет, а иногда и более). Определенный срок высокая культура не только не может, но должна оставаться чуждой народу, ее необходимо выдержать, а зрителю за это время творчески созреть. Например, живопись Пикассо, Дали или музыка Шенберга трудна для понимания неподготовленного человека даже сегодня.

Поэтому элитарная культура носит экспериментальный или авангардный характер и, как правило, она опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком.

С ростом уровня образования населения расширяется и круг потребителей элитарной культуры. Именно эта часть общества способствует общественному прогрессу, поэтому «чистое» искусство должно быть ориентировано на удовлетворение запросов и потребностей элиты, и именно к ней должны обращаться своими произведениями художники, поэты, композиторы. Формула элитарной культуры: «Искусство ради искусства».

Одни и те же виды искусства могут принадлежать как высокой, так и массовой культуре: классическая музыка – высокой, а популярная – массовой, фильмы Феллини – высокой, а боевики – массовой. Органная месса С. Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального рингтона на мобильном телефоне, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведе

ний Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры. То же самое относится и к Моне Лизе на упаковке туалетного мыла или ее компьютерной репродукции.

Особенности элитарной культуры: ориентируется на «людей гения», способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности, отсутствуют социальные стереотипы, глубокая философская сущность и нестандартное содержание, специализированность, изысканность, экспериментальность, авангардизм, сложность культурных ценностей для понимания неподготовленного человека, утонченность, высокая качественность, интеллектуальность.

Вывод.

1. С точки зрения научного анализа не существует более полноценной или менее полноценной культуры, две данные разновидности культуры являются культурой в полном смысле этого слова.

2. Элитарность и массовость – это лишь количественные характеристики, имеющие отношение к числу людей, которые являются потребителями артефактов.

3.Массовая культура соответствует потребностям людей в целом, а потому отражает реальный уровень человечества. Представители элитарной культуры, создавая нечто новое, тем самым поддерживают достаточно высокий уровень общей культуры.