Где воздвигнут памятник минину и пожарскому описание. Памятник Минину и Пожарскому

Сегодня любой москвич или гость стольного града может увидеть памятник гражданину Минину и князю Пожарскому, установленный в 1818 г. в столице. Сюжет очень прост и лишен какой-либо помпезности: мещанин Кузьма Минин стоит рядом с князем Дмитрием Пожарским, указывая ему на Кремль. Минин призывает князя присоединиться к народному ополчению и прогнать интервентов с родной земли.

Пожарский сидит, опираясь на щит, внимая словам товарища. Вся поза его выражает решимость дать немедленный отпор врагу.

Интересно, что скульптор изначально собирался разместить своих героев несколько по-другому: оба должны были стоять, обсуждая план объединения и совместных военных действий. Однако кто-то из представителей аристократии возмутился: «Как, позволить простолюдину на равных беседовать с дворянином?! Это моветон!» Так и получилось, что Иван Мартос – автор памятника – усадил Пожарского, а Минина оставил стоять перед ним.

Идея создания памятника народным героям, освободившим Русь от полчищ иностранных захватчиков, желавших поживиться за счет чужого добра, возникла в 1803 г. у членов Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.

Монумент должен был украсить собою не столицу, а Нижний Новгород. Это полностью отражало бы историческую действительность: ведь народное ополчение собиралось именно в Нижнем. Объявили конкурс на лучший проект, идея Ивана Мартоса оказалась наиболее соответствующей чаяниям россиян, и уже начали готовиться к отлитию памятника. Но после прогремевшей на всю Россию войны 1812 года было решено: монумент следует установить в Москве. Он стал символизировать для россиян еще и победу в Отечественной войне, поэтому столица показалась более подходящим местом.

Памятник отливали из 1100 пудов меди в Санкт-Петербурге. Это стало своеобразным рекордом: еще никогда за всю историю Европы не удавалось изготовить за «один присест» столь мощный монумент. Для изготовления пьедестала из Финляндии в Санкт-Петербург доставили тонны гранита.

А далее памятник начал свое великое путешествие. Целых 3 месяца он добирался из северной столицы в Москву, минуя, между прочим, и Нижний Новгород, где должен был по первоначальному замыслу «поселиться». В феврале 1818 г. при большом стечении народа, в присутствии императора Александра I и других представителей августейшего семейства памятник торжественно открыли.

С тех пор он стоит возле Собора Василия Блаженного, напоминая каждому россиянину о героях, которыми мы обязаны гордиться. Кстати, Нижний тоже без монумента не остался: 4 ноября 2005 г. (когда впервые праздновали День народного единства) в этом городе появилась подаренная Зурабом Церетели чуть уменьшенная копия московского памятника.

Сколько их было на Руси – настоящих героев, благодаря которым выстояла, выдержала множество серьезных испытаний наша Родина. Жаль, что не всем можно поставить памятники. Давайте гордиться ими и, проходя возле стен Московского Кремля, мысленно благодарить всех спасителей земли Русской – и Минина, и Пожарского, и тех, чьи имена нам остались неизвестны.

Краткая информация о памятнике Минину и Пожарскому.

Завтра, 4 ноября, в России будет отмечаться прекрасный и на долгое время незаслуженно забытый праздникДень народного единства .

В новой России этот праздник отмечается лишь с 2005 года, но стоит вспомнить, что до революции 1 ноября (22 октября по-старому) с 1649 года и до самого 1917 г. отмечаемый в этот день Праздник в честь Казанской иконы Божией Матери (в память об избавлении Москвы и России от поляков в 1612 г.) отмечался на государственном уровне.

Главными героями торжества были гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, которым и поныне на Красной площади стоит памятник, самый первый памятник в Москве .

Изначально установить памятник планировали в 1812 г. к двухсотлетнему юбилею изгнания поляков Вторым ополчением под предводительством князя Пожарского и гражданина Минина.

Памятник должен был украсить площадь перед Кремлем в Нижнем Новгороде, где и собиралось ополчение.

Сюжет памятника: нижегородский гражданин Минин указывает князю Пожарскому на Кремль и призывает его подняться на борьбу с поляками. Князь в тот момент под Нижним Новгородом отдыхал и лечился от ран, полученных в московских боях в ходе Первого ополчения. Кузьма Минин передает ему меч, как будущему военному начальнику, а сам же обязуется найти собрать средства и людей.

Что интересно, сначала по замыслу скульптора Ивана Мартоса оба великих мужа стояли, но запротестовала тогдашняя: «Как же можно, чтоб знатный князь на равных стоял рядом с простолюдином!?»

Средства на памятник собирались по всей России и, его, наконец, решили поставить в центре Красной площади в Москве в 1818 г.
Хотя в Нижний Новгород водными путями из Петербурга в Москву памятник все же заехал.


Торжественное открытие памятника в 1818 г. Обратите внимание на старые Верхние торговые ряды.

До строительства нынешнего ГУМа в 1890-х (новые Верхние торговые ряды) площадь выглядела так:

Но вернемся к памятнику. Барельефы на нем тоже отражают два ключевых момента из истории Второго ополчения.

Спереди постамента горельеф изображает граждан-патриотов жертвующих свое имущество на благо Родины. Это гражданский подвиг.

Слева можно видеть самого Ивана Мартоса, автора памятника, отдающего Отечеству самое дорогое — двух своих сыновей.
И, действительно, сыновья Ивана Мартоса прошли через Отечественную войну 1812 г. Один из сыновей был послан на учебу в Италию, где был убит наполеоновскими солдатами в 1813 г.
Всего у Мартоса было 6 дочерей и 4 сына от двух браков.


Иван Мартос. Портрет работы П.О.Росси

В 1910 г. в журнале «Сатирикон» И.Л.Оршер следующим своеобразным путем описывал историю образования ополчения:

Однажды на площади появился человек в форме мясника и закричал:
— Заложим жен и детей и выкупим отечество!
— Заложим! — загудела толпа. Кузьма Минин заложил (впоследствии оказалось, что это был он), пересчитал деньги и сказал:
— Маловато!
И, воодушевившись, снова воскликнул:
— Продадим дворы и спасем отечество!
— Продадим! — снова загудела толпа. — Без жен и детей дворы ни к чему.
Тут же наскоро стали продавать дворы и вырученные деньги отдавали Минину.

Кто покупал дворы — никому из историков не известно. А может быть, известно, но из стыдливости они это скрывают. Полагают, что была основана тайная патриотическая компания по скупке домов и имущества.

«Странно, — замечает один иностранный историк, имя которого мы дали слово держать в секрете. — Всех принуждали продавать дома; кто не хотел добровольно продавать дом, того принуждали. Как же в такое время могли появляться люди, которые осмеливались покупать дома?»


На щите у Пожарского — лик Спаса Нерукотворного.

Горельеф с задней части постамента изображает уже князя Пожарского, гонящего поляков из Москвы. Это военный подвиг.


Проработка деталей просто изумляет

После революции снести памятник ни у кого не поднялась рука, единственно его переместили в 1931 г. с центра площади к Собору Василия Блаженного — мешал парадам.
Правда, еще ходила легенда, что кому-то сверху не понравился указующий жест Минина с призывом освободить Кремль от временщиков. К тому же, кто-то в один день нацарапал на постаменте: «Гляди-ка, Князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась» (по другой версии: «Гляди-ка, Князь, какая мразь у стен кремлевских разлеглась»).

Если памятник стоял бы сейчас на прежнем месте, то вид был бы примерно таким:

Или таким:

А нижегородцы памятник все-таки получили. Копию работы небезызвестного Церетели в 2005 г. поставили у Кремля на той самой площади, где некогда Минин созывал ополчение.

С наступающим праздником!

Будете на Красной площади подойдите к памятнику, чтобы почтить память героев.

Кроме того, завтра 4 ноября 2010 г. на Красной площади пройдет официальное освящение и открытие надвратной иконы Николая Чудотворца на Никольской башне.
Видеть ее можно уже сейчас:

Также напомним, что ранее, 28 августа 2010 г. была открыта и освящена икона Спаса на Спасской башне:

Памятник Минину и Пожарскому — скульптурная группа из латуни и меди, созданная Иваном Мартосом; расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади.

Посвящён Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году.

Передний горельеф изображает граждан-патриотов, жертвующих свое имущество на благо Родины. Слева - сам скульптор Мартос, отдающий отечеству двоих сыновей (один из них погиб в 1813 году).

Задний горельеф изображает князя Пожарского, гонящего поляков из Москвы.

С предложением начать сбор средств на постройку памятника выступили в 1803 году члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Первоначально памятник предполагалось установить в Нижнем Новгороде — городе, где было собрано ополчение.

Скульптор Иван Мартос сразу же приступил к работе над проектом памятника. В 1807 году Мартос публикует гравюру с первой модели памятника, в которой народных героев Минина и Пожарского представляет российскому обществу как освободителей страны от иноземного ига.

В 1808 году жители Нижнего Новгорода обратились за Высочайшим соизволением пригласить прочих соотечественников к участию в создании памятника. Предложение было одобрено Императором Александром I, который всячески поддерживал идею возведения памятника.

В ноябре 1808 года скульптор Иван Мартос победил в конкурсе на лучший проект памятника, был издан императорский указ о подписке на сбор средств по всей России. Имена подписчиков были напечатаны и обнародованы.

В связи c учётом важности памятника для русской истории было решено установить его в Москве, а в Нижнем Новгороде установить мраморный обелиск в честь Минина и князя Пожарского.

Обелиск в честь Минина и Пожарского в Нижнем Новгороде.

Установлен в 1828 в Нижегородском Кремле вместо первоначально планировавшегося памятника. Спроектирован архитектором А. И. Мельниковым, барельефы созданы по эскизам И. П. Мартоса.

Работы по созданию памятника были начаты в конце 1812 года под руководством Ивана Мартоса. Малая модель памятника была закончена в середине 1812 года. В том же году Мартос начинает изготовление большой модели и в начале 1813 года модель была открыта для публики. Работа была высоко оценена Императрицей Марией Федоровной (4 февраля) и членами Академии Художеств

Отливка памятника была поручена Василию Екимову - литейному мастеру Академии Художеств. По окончании подготовительных работ отливка была выполнена 5 августа 1816 года. Для плавки было подготовлено 1100 пудов меди. Медь плавилась 10 часов. Отлитие столь колоссального монумента одним разом было выполнено впервые в европейской истории.

Для пьедестала памятника первоначально предполагалось использовать сибирский мрамор. Но из-за значительных размеров памятника было решено использовать гранит. Огромные камни были доставлены в Санкт-Петербург с берегов Финляндии, являвшейся частью Российской Империи. Пьедестал, состоящий из трех цельных кусков, был изготовлен каменотесом Сухановым.

Доставку памятника из Санкт-Петербурга в Москву было решено осуществлять по воде, учитывая размеры и вес памятника, по маршруту через Мариинский канал до Рыбинска, далее по Волге до Нижнего Новгорода, затем вверх по Оке до Коломны и по реке Москве. 21 мая 1817 года памятник был отправлен из Санкт-Петербурга и 2 сентября того же года доставлен в Москву.

В то же время было окончательно определено место установки памятника в Москве. Было решено, что лучшим местом является Красная площадь по сравнению с площадью у Тверских ворот, где ранее предполагалась установка. Конкретное место на Красной площади было определено Мартосом: в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа).

Памятник Минину и Пожарскому у Верхних Торговых Рядов в середине 1850-х гг. Литография Дациаро по оригиналу Ф. Бенуа.

20 февраля (4 марта) 1818 года состоялось торжественное открытие памятника с участием Императора Александра и его семейства и при стечении огромного количества людей. На Красной площади состоялся парад гвардии

Парад при открытии памятника Минину и Пожарскому. Гравюра XIX века.

Манифестация возле памятника в первые дни первой мировой войны. Видно расположение памятника в центре Красной площади. Фото А. Савельева. 1914.

В 1931 году памятник Минину и Пожарскому посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного. Поэт Д Алтаузен требовал снести памятник и установить на его месте памятник Н.Некрасову.

Памятники Минину и Пожарскому в других городах

4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели — уменьшенная (на 5 см) копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. На нижегородском памятнике надпись сохранена, но без указания года.

Памятник Козьме Минину в Нижнем Новгороде. Установлен в июне 1989 года (скульптор О. К. Комов).

Памятник Козьме Минину в Балахне,Нижегородская область.

Памятник был создан для поднятия патриотического духа и торжественно открыт 7 ноября 1943 года в г.Горьком (Нижнем Новгороде) (скульптор Александр Колобов).

Фигура Минина была выполнена из недолговечного материала (бетона) и покрашена под бронзу. Летом 1985 года памятник, требующий ремонта либо замены, демонтировали и отправили в Балахну, на предполагаемую родину героя.

Памятник Дмитрию Пожарскому в сквере у стен Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале.

Памятник Дмитрию Пожарскому в Зарайске, Московская область

В 1610—1611 годах Дмитрий Пожарский был воеводой Зарайска.

Памятник Дмитрию Пожарскому в посёлке Борисоглебский, Ярославская область

Памятник Дмитрию Пожарскому в селе Пурех, Нижегородская область

Страна: Россия

Город: Москва

Ближайшее метро: Охотный ряд

Сдан: 1818 г.

Скульптор: Иван Мартос

Описание

В бронзе увековечены два героя поднявших Русский народ против Польских захватчиков, захвативших Москву. Гражданин Минин вручает меч князю Пожарскому, и призывает поднять народное ополчение для освобождения Руси от Польских интервентов. Князь Дмитрий Пожарский, сидя, правой рукой принимает меч, а левой опирается на круглый щит.

Скульптурная композиция установлена на большой, гранитный постамент. На постаменте изображены рельефные сцены начала семнадцатого века. Так же на постамент нанесена памятная надпись “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия 1818 год”.

История создания

Идея создания памятника возникла в самом начале 19-го века. Первоначально его планировали разместить в Нижнем Новгороде, откуда началось восстание против агрессоров. В результате конкурса, проект скульптора Ивана Мартоса был признан лучшим.

Значение памятника было настолько велико, что было решено установить памятник в Москве в центре Красной площади. И в 1818 году памятник был торжественно открыт. На открытии присутствовал Император Александр. Еще в 1812 году после победы над Наполеоном памятник стал еще более популярен, хотя была только создана его малая модель. Памятник стал символом свободы и независимости.

В 1931 году памятник был перемещен к Храму Василия Блаженного. А в 2005 году в Нижнем Новгороде была установлена точная, но немного уменьшенная копия памятника , созданная скульптором Зурабом Церетели.

Как добраться

От станции метро Охотный ряд идете через Манежную площадь на Красную площадь. Любуясь Красной площадью, проходите ее насквозь к Храму Василия Блаженного. Здесь у входа в Храм и увидите этот символ освобождения.

Памятник Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, двум национальным героям-освободителям - один из самых известных московских монументов и, возможно, самый символичный. Во-первых, он стоит в самом центре Москвы - на Красной площади, перед . Во-вторых, он был установлен не на деньги государства, а на народные пожертвования. В-третьих, он изображает не государя, не поэта, не вождя, а простолюдина и князя. Козьма Минин и Дмитрий Пожарский изображены вовсе не так, как подобает средневековым русским воинам. Но разберемся со всем по порядку.

Почему они?

Козьма Минин и Дмитрий Пожарский жили на рубеже XVI и XVII веков. Это было трудное для России время, которое носит название «Смута». Династия Рюриковичей прервалась - на Руси не стало законного государя. В погоню за российским троном пускаются ложные царевичи, которые финансово и политически поддерживаются могущественными поляками. После свержения Лжедмитрия I поляки и литовцы, используя разобщенность русского царства, в открытую нападают на Москву. Начинается . Пока в Кремле господствуют интервенты, в 400 километрах от столицы - в Нижнем Новгороде - староста Козьма Минин постепенно собирает народное ополчение, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский. В феврале 1612 года ополчение вышло к Москве, по дороге призывая добровольцев. С августа по октябрь армия ополченцев долго и кровопролитно сражалась в Москве с поляками и в конце концов успешно изгнала их.

Москву иноземцы захватывали нечасто: в XIV веке ее разграбил монгольский хан Тохтамыш, а позднее, в XIX столетии, - Наполеон. Всего три раза за 700 лет истории московского и российского государства! И каждый раз избавление давалось ценой многочисленных жертв и разрушений. А Козьма Минин и Дмитрий Пожарский, добровольно и без какого-либо приказа собравшие и возглавившие освободительное движение, стали для России символом свободы и несокрушимости.

Почему здесь?

Памятник не всегда стоял у храма Василия Блаженного. Изначально его хотели поставить в Нижнем Новгороде - ведь легендарное ополчение было собрано там. Но сражались-то Минин и Пожарский у стен Кремля! Кроме того, ставился памятник после войны 1812 года и изгнания из Москвы Наполеона. Поэтому император Александр II принял решение установить монумент в Москве и объявил сбор средств по всей стране. Был объявлен художественный конкурс, на котором получил одобрение проект скульптора Ивана Петровича Мартоса. Отливку памятника производили в Санкт-Петербурге. О том, что создание памятника было воистину всенародным делом, гласит табличка: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Однако даже свое нынешнее место монумент занял не сразу. Изначально на Красной площади он стоял перед зда нием торговых рядов (ныне на этом месте стоит здание ГУМа), которые после Отечественной войны 1812 года построил архитектор Осип Бове. Это протяженное здание, завершавшееся плоским широким куполом, перекликалось с другим, схожим по архитектуре строением - кремлевским Сенатом, построенным в XVIII веке Матвеем Казаковым. Они стояли друг напротив друга, на одной оси, а между ними пролегала длинная открытая площадь. Жест руки Минина, одновременно торжествующий и покровительственный, словно перекликался с куполами этих двух построек, «укрывал» их и в то же время указывал на башни Кремля. В 1930-х XX века годах памятник был перенесен к собору. Официальная версия гласила, что он мешал проведению парадов. А если верить народному анекдоту, одному из партийных деятелей не понравилось, что Минин одной рукой берёт меч, а другой указывает на .

Почему так?

Посмотрите на памятник. Почему Минин стоит, а Пожарский сидит? Почему оба русских воина так странно одеты? Где же здесь легендарная битва с поляками? Все эти вопросы обдумывал и автор монумента - скульптор Иван Мартос.

Вначале он задумал изобразить Минина и Пожарского в образе античных героев, но по-разному: Минина, как представителя простого народа, - босым и с непокрытой головой, а князя Пожарского скульптор решил обуть в княжеские сапоги, на его голову водрузить римский шлем, а плащ заколоть фибулой древнерусских князей. Потом Пожарский был задуман совсем как античный герой - в сандалиях, а Минин - в простой крестьянской русской рубахе. В конечном итоге Мартос изобразил обоих босыми, без лишних деталей (нагота в античной фигуре - знак героя). Так скульптор уравнял их значимость и лишил всяких примет времени, подчеркнув, что их подвиг навсегда останется в памяти людей.

Однако приметы «русскости», конечно же, в памятнике есть. На щите Пожарского изображен лик Спасителя - он становится практически иконой. А длинный русский меч, лишь частично вынутый из ножен, напоминает крест. Защита Отечества на Руси всегда ассоциировалась с защитой веры. Стоящий Минин передает меч Пожарскому, как бы призывая его возглавить ополчение. Пожарский же, хоть и сидит, полон внутренней энер гии, словно сжатая пружина, готовая распрямиться. Он уже берёт меч, а за его спиной находится древнерусский (а вовсе не римский) шлем. На рельефах пьедестала изображены события, произошедшие во время Смуты, включая знаменитую битву на Красной площади 24 августа 1612 года. По легенде, на рельефе под надписью Мартос изобразил и самого себя, отдающего двух своих сыновей в войска ополчения.