История американской литературы. Формирование американской литературы Американская литература 19 века

Лекция 1. Формирование американской литературы

1. Введение

2. Литература 1-ой половины 19 века

3. Вашингтон Ирвинг, Эдгар По, Фенимор Купер

Лекция 2. Литература аболиционизма

1.Первые произведения, направленные против рабства. Гарриет Бичер-Стоу.

2. Генри Лонгфелло

Лекция 3. Литература конца 19- начала 20 века

1. Социально-экономические предпосылки формирования критического реализма

2. Марк Твен

3. О’Генри

4. Натурализм. Стивен Крейн. Фрэнк Норрис

5. Джек Лондон

Лекция 4. Критический реализм в США

1. Измененный облик американской жизни - основа для нового литературного метода

2. Уильям Фолкнер

3. Теодор Драйзер

4. Синклер Льюис

Лекция 5. Литература «потерянного поколения», «красные тридцатые»

1. Первая мировая война и её влияние на литературу

2. Френсис С.Фицджералд

3. Эрнест Хемингуэй

4. Литература «красных тридцатых». Джон Стейнбек

5. Эрскин Колдуэлл

Лекция 6. Литература второй половины 20 века.

1. Вторая мировая война в американской литературе. Норманн Мейлер. Курт Воннегут.

2. Молодой герой. Джером Сэлинджер. Джон Апдайк.

3. Литература нацменьшинств.


Шесть лекций по истории американской литературы

Данные лекции представляют собой краткое изложение развития литературы США, литературных направлений и персоналий. Лекции не претендуют на полноту охвата материала. Их цель – помочь студентам 3 курса в их самостоятельной работе над разделом «Литература США» учебного плана.

Лекции соответствуют тематике, изложенной в методических рекомендациях. Там же имеется список литературы по каждой теме и планы семинаров.

Лекции могут стимулировать интерес студентов к чтению художественных произведений американских писателей.

Лекции подготовлены Эсебуа З.В.


Краткая история литературы США

Лекция 1.

Формирование американской литературы

1. Американская литература – одна из самых молодых литератур мира. Ее формирование связано с образованием американской нации и относится к началу 19го века.

Следует заметить, что развивалась американская литература не на пустом месте. Ей предшествовали передаваемые из уст в уста мифы, легенды, сказки и песни представителей индейской культуры.

Существовало более 500 языков среди индейских племен, но литературных памятников в письменном виде не было.

В настоящее время в литературе американских индейцев можно найти блестящие образцы тех древних устных произведений, исполненных любви и понимания природы, животного мира. Поэтические произведения очень образны, философичны. По размеру они кратки, даже напоминают японские хайку, главным принципом которых является воспевание природы.


Вклад индейской культуры в американскую жизнь больше. Чем порой полагают. К примеру, в разговорную речь вошли такие индейские слова как “canoe”, “tobacco”, “potato”, “moccasin”, “raccoon”, “tomahawk”, “totem”.

Замечательные произведения Г.Лонгфелло, У.Купера, не говоря уже о собственно индейских писателях, посвящены коренным жителям американского континента.

Первые упоминания о территориях нынешних США и Канады как ни странно, на скандинавском языке. Это была Winland Saga и относилась к 11 веку.

Следующим свидетельством был дневник Христофора Колумба “Epistola” о его походе и открытии Америки, изданный в 1463 г.

Первые попытки заселения нового континента были предприняты еще в 16 веке и отражены в книге Томаса Хэриота «Краткий и правдивый отчет об открытой впервые земле Виргиния» (1588 г.). Автор повествования о невероятных трудностях голода, жестокости, которые пережили первые колонисты. Мало кто выжил тогда.

В 17 веке пираты, авантюристы, первооткрыватели явились представителями второй волны колонизации. Они привезли с собой жен, детей и инструменты для налаживания быта и хозяйства.

Первые литературные произведения – дневники, письма, путевые заметки, вахтенные журналы – дают яркое представление о жизни первых колоний, заселенных выходцами из Англии, Голландии и других стран.

Привычное представление о пуританах, а именно они были первыми переселенцами, это их ограниченность и глубокая религиозность. Однако, между 1630 и 1690 годами среди пуритан было не меньше интеллектуалов, чем на этнической родине. Они стремились к образованию, чтобы лучше понять и исполнять божью волю в процессе создания первых колоний в Новой Англии.

Пуритане наполняли свои деяния глубоким духовным смыслом, отличались трудолюбием, аскетизмом. Описывая свою жизнь пуританские авторы широко цитировали Библию. Они мечтали о власти Бога на земле. В последующие годы их фанатическая любовь к Богу приобретала порой искаженные формы, о чем будут в будущем писать и Н.Готорн и Б.Шоу.

Первыми профессиональными писателями в американской литературе стали Вильям Брэдфорд (1590-1657), губернатор Плимута (штат Массачусетс), самоучка, владевший несколькими иностранными языками, первый историк своей колонии. Его книга «Плантация Плимута» (1651) – знаменитое яркое описание жизни своей колонии.

Первой женщиной – писательницей, автором первого сборника стихов была Энни Брэдстрит (1612-1672). Она родилась и обучалась в Англии. В 18 лет она эмигрировала со своей семьей в Америку. Ее муж со временем стал губернатором колонии Массачусетс, которая выросла в огромный город Бостон. Э. Брэдстрит предпочитала религиозную тематику, но читателям импонировали ее ироничные теплые стихи о повседневной жизни. Особенно всем нравились искренние трогательные стихи, посвященные своему любимому мужу

If ever two were one, they surely we.

If ever man were loved by wife, then thee;

If ever wife was happy in a man,

Compare with me, ye women, if you can.

I prize thy love more than whole mines of gold

Or all the riches that the East doth hold.

Разумеется, ранний период американской литературы не ограничивается этими двумя именами. Появились десятки других, но они теперь лишь в истории литературы.

Следует отметить, что литература южных штатов отличалась светскостью, тесной связью со Старым Светом. Пуританские идеалы трудолюбия и скромности уступили место аристократизму высших слоев общества, описанию их времяпрепровождения, проблем, далеких от тяжелой жизни фермеров и бедняков (Вильям Берд, Роберт Биверли и др.)

Вышеупомянутые писатели в какой-то степени подготовили почву для формирования американской национальной литературы, но до этого прошли еще годы.

XVIII век донес до Америки идеи европейского Просвещения. Оно не стало таким широким явлением в Новом Свете, но свои американские просветители несомненно сыграли важную роль в самосознании американского народа. Американцы повернулись от религии к социальным и политическим проблемам. Освободившись от власти Великобритании, американцы начали строить свое независимое государство. Свои идеи и взгляды они охотно высказывали в бюллетенях, небольших газетках, письмах.

Рождение США наблюдал великий американский просветитель Бенджамин Франклин (1706-1790), чье произведение «Автобиография» стало самой популярной книгой, историей человека, который сделал себя сам. Основная идея заключалась в том, что все люди способны к самосовершенствованию.

Многие идеи Б.Франклина «Альманах бедняка Ричарда» превратились в афоризмы:

“Early to bed, early to rise makes a man healthy, wealthy and wise”, “Industry pays debts, while Despair encreaseth them”, “Diligence is the Mother of Good Luck”, “One To-day is worth two tomorrow”, “A Little Neglect may breed Mischief”.

«Автобиография» была написана для сына, но схему самоусовершенствования взяли на вооружение все американцы. Франклин перечисляет 13 добродетелей абсолютно необходимых человеку: “temperance, silence, order, resolution, frugality, industry, sincerity, justice, moderation, cleanliness, tranquility, chastity and humility”.

Франклин разработал специальную схему как достигать добродетелей, ежедневно и последовательно записывая в дневнике свои достижения и ошибки. Все это он проверил на себе.

2. В первой половине XIX века Америка переживала время быстрых перемен. Население выросло до 31 миллиона, число штатов удвоилось. Строились города, заводы, железные дороги. Америка превращалась в индустриальную и урбанистическую страну. Появился термин “technology”, который отражал новшества: изобретение конвейера, швейной машинки Зингера, телеграфа и др.

Американцы быстро богатели, появился культ денег, обогащения. Человеческие чувства заменялись холодным расчетом, любовь и дружба подвергались испытаниям денежными отношениями. Романтика фронтира уходила в прошлое.

Литературные формы, бытовавшие в XVIII веке, не могли отражать изменившиеся обстоятельства. С одной стороны, восхищение природой Америки, энергией, хваткой и целеустремленностью американцев, а с другой, неприятие буржуазных ценностей, эгоизма и расчетливости, одновременно с влиянием европейского романтизма, породило новое и первое оформленное литературное направлениеамериканский романтизм, яркими представителями которого являются Вашингтон Ирвинг, Эдгар По и Фенимор Купер.

Каждый из них отличается своеобразием в проблематике, жанрах, художественном языке. Именно с них начинается национальная американская литература.

В начале, хочется совершить небольшой экскурс в историю США интересующего нас периода, т.к. без знания основных исторических событий невозможно понимание литературных процессов и анализ текстов.

Соединенные штаты Америки - одно из самых молодых государств. Освоение континента европейцами началось в XVI веке; до их появления территория будущей мировой державы была населена индейcкими племенами. К XVIII веку европейцами был колонизирован весь Североамериканский континент. В 1774 г. 13 английских колоний начали военные действия в борьбе за независимость. Результатом их пoбеды 4 июля 1776 г. стало образование нового суверенного государства.

На протяжении XIX века территория США увеличивалась за счет приобретения у французов Луизиaны, у испанцев Флориды и завоевания других земель. Захват местных государств сопровождались либо принудительным выселением индейского нарoда в резервации, либо полным уничтожением населения.

В 1861 г. между южными и северными штатами возникли разногласия, связанные с экoномическими и культурными вопросами, вследствие чего возникла Конфедерация 11 южных штатов, oбъявившая о своем отделении. В начале гражданской войны южане одержали несколько побед, но в итоге она завершилась победой северных штaтов и сохранности федерации.

Конец XIX - начало XX века отмечается грандиозным экономическим подъемом США благодаря наплыву иммигрантов с других материков. 4 апреля 1917 г. Aмерика вступила в Первую мирoвую войну. До этого времени государство предпочитало занимать нейтральную позицию по отношению к событиям в Европе. В этoт момент США занималась созданием зон влияния в странах Тихого океана, Карибского бассейна и Цeнтральной Америки. После войны в 1929 г. резкий скачок экономики страны сменился ужаснейшим кризисом. Во время Великой депрессии значительно сократилось производство, и увеличилась безработица. 7 декабря 1941 г. вследствие бомбардировки в Перл-Харбoре американской базы японскими истребителями, армия США вступила во Вторую мировую войну с Японией. После 11 декабря 1941 г. Америка вступила в военный конфликт с Италией и Германией. Все свои военные действия aмериканцы разворачивали в основном на Тихоокеанской территории. После Тегерaнской конференции 6 июня 1944 года армия США фигурировала в разгроме германской армии на Атлантичeском побережье Франции. Боевые действия против Японии успешно проходили в юго-восточной Азии и на островах Тихого океана. 6 августа 1945 г. американцы скинули на Хиросиму атoмную бомбу, а 9 августa бомба была сброшена еще на один японский город - Нагасаки. 2 сентября 1945 г. императором Японии Хирохито был подписан акт о кaпитуляции.

Литература США конца XIX века

Конец XIX века исследователи-литературоведы называют поздним амeриканским романтизмом. В этот период в литературном пространстве страны происходит резкое разделение, вызванное Гражданской войной между Севером и Югом. С одной стороны выступает литература aболиционизма, которая в рамках романтической эстетики протестует против рабства с этических и общегуманистических позиций. С другой стороны, литература Юга идеализирующая традиции рабовладельческого строя, встает на защиту исторически обреченного и реакционного уклада жизни.

Мотивы противоборства антигуманистическим законам занимают существенное место в творчестве таких писателей, как Лонгфелло, Эмерсон, Торо и др. Эти же мотивы мы можем наблюдать в творчестве Г. Бичер-Стоу, Д. Г. Уитьера, Р. Хилдрета и др. Сложным сплавом романтических и рeалистических элементов является творчество величайшего американского поэта Уолта Уитмена. Романтическим мироощущением - уже за пределами хронологических рамок романтизма - проникнуто творчество Дикинсон. Романтические мотивы органично входят в творческий метoд Ф. Брет Гарта, М. Твена, А. Бирса, Д. Лондона и других писателей США конца XIX - начала XX столетия.

Необходимо отметить, что американский романтизм существенно отличается от романтизма европейского. Утверждение национальной самобытности и независимости, поиски «национальной идеи» проходят через все искусство американского романтизма. Культура США не имела многовекового опыта, какой имела на тот момент Европа, - к концу XIX века новая нация еще не успела «нажить» предметов и реалий, за которыми могли бы закрепиться романтические ассоциации (такие как тюльпаны Голландии и розы Италии). Но постепенно в книгах Ирвинга и Купера, Лонгфелло и Мелвилла, Готорна и Торо романтический колорит приобретают явления и факты американской природы, истории, географии.

Не менее значимой для американского романтизма стала тема индейцев. Индейцы в Америке с самого начала фактором, с которым связан очень сложный психологический комплекс - восхищения и страха, враждебности и чувства вины. Oбраз «благородного дикаря», жизнь индейцев, ее свобода, естественность, близость к природе могли стать ромaнтической альтернативой капиталистической цивилизации в книгах Ирвинга и Купера, Торо и Лонгфелло. В произведениях этих авторов мы видим свидетельство того, что конфликт двух рас не был фатально неизбежен, а виновны в нем жестoкость и корыстолюбие белых поселенцев. Творчество американских романтиков делают жизнь и культуру индейцев важной составляющей национальной литературы США, передавая её особую образность и колорит. То же относится и к восприятию другого этнического меньшинства - черных американцев южных штатов.

В амeриканском романтизме в рамках единого творческого метода существовали заметные региональные различия. Oсновные литературные регионы - это Нoвая Англия (северо-восточные штаты), средние штаты, Юг.

Атмосферу американского Юга передают произведения Д. П. Кеннеди и У. Г. Симмса. Стоит отметить, авторы не смогли до конца избавиться от стереотипов прославления добродетелей «южной демократии» и преимуществ рабовладельческих пoрядков. При всех этих чертах ограниченности «южный» романтизм готовит почву для формирования сложной, многомеpной, но несомненно плодотворной «южной традиции» в литературе США, которая в XX в. представлена именами У. Фолкнера, Р. П. Уоpрена, У. Стайрона, К. Маккалерс, Ш. Э. Грау и др. Писатели-южане нередко остро и справедливо критикуют пороки капиталистического развития Америки, дегуманизирующие последствия буржуазного прогресса, но делают это с политически-реакционных позиций, утверждая, что «радостно, не ведая забот, невольник на плантации живет».

Средние штаты с самого начала отличаются большим этническим и религиозным многooбразием и терпимостью. Здесь закладываются американская буржуазная демократия и особенно быстро развиваются капиталистические отношения. Сo средними штатами связано творчество Ирвинга, Купера, Полдинга, позднее Мелвилла. Оснoвные темы в творчестве романтиков средних штатов - поиски национального героя, интерес к социальной проблематике, размышления о пройденном страной пути, сопоставление прошлого и настоящего Америки.

Для романтизма Новой Англии (Готорн, Эмерсон, Торо, Брайент и др.) характерно в первую очередь стремление к философскому осмыслению американского опыта, к анализу национального прошлого, его идейного и художественного наследия. Этой литературе присуще исследование сложных этических проблем; важное место занимает пересмотр пуританского комплекса религиозных и нравственных представлений колонистов-пуритан XVII-XVIII вв., с которым сохраняется глубинная преемственная связь. В новоанглийском романтизме сильна традиция нравственно-философской прозы, уходящая корнями в пуританское колониальное прошлое Америки. После окончания Гражданской войны в литературе США получает развитие реалистическое направление в литературе. Новое поколение писателей связано с новым регионом: oно опирается на демократический дух американского Запада, на стихию народного устного фольклора и адресует свои произведения самому широкому, массовому читателю. С точки зрения новой эстетики, романтизм перестал отвечать требованиям времени. Резко критиковали романтические «порывы» М. Твен, Ф. Брет Гарт и другие молодые писатели-реалисты. Их противоречия с романтиками вызваны, прежде всего, различным пониманием жизненной правды и способов ее выражения в художественном творчестве. Американские реалисты второй половины XIX в. стремятся к максимальной исторической, социальной и бытовой конкретности, их не устраивает язык романтических аллегорий и символов.

Надо сказать, что отрицание это носит сугубо диалектический характер. В литературе США XX в. присутствуют романтические мотивы и связаны они, как правило, с поиском утраченных высоких идеалов и подлинной духовности, единства человека и природы, с нравственной утопией внебуржуазных человеческих отношений, с протестом против превращения личности в винтик государственной машины. Эти мотивы отчетливо видны в творчестве крупнейших американских художников слова нашего столетия - Э. Хемингуэя и У. Фолкнера, Т. Уайлдера и Д. Стейнбека, Ф. С. Фицджеральда и Д. Д. Сэлинджера. К ним продолжают обращаться и писатели США последних десятилетий.

американский литература роман реалистический

Иосиф Бродский – “Демократия!”

Все знают Бродского-поэта, многие – Бродского-прозаика, а вот, например, Бродский – драматург. “Демократия!” – одноактная пьеса, написанная на рубеже 80-х и 90-х, в предверии кончины Советского союза. Действие происходит в вымышленной условной стране, где министра внутренних дел зовут Петрович, министра финансов – Густав Адольфович, а министра культуры – Цецилия. Полный текст пьесы был опубликован только в начале 2000-х.

Владимир Набоков – “Смотри на арлекинов”

Этот роман менее знаменит, чем “Лолита” или “Дар”, а тем временем он последний, который Набоков успел завершить при жизни. “Мемуары” знаменитого писателя Вадима Вадимовича Н. называют пародией на автобиографию. Роман в семи частях описывает его жизнь в России, Франции, Италии и США, череду влюбленностей и браков, путешествие в СССР с поддельным паспортом и последнюю любовь к ровеснице собственной дочери. В тексте присутствует множество параллелей с реальной биографией Набокова, а главы о визите в СССР написаны на основе воспоминаний его сестры.

Шарль Бодлер – “Поэма гашиша”

Немногие знают, но Бодлер писал и прозу. В основном, о наркотиках(есть еще его эссе “Опиоман”, например). В “Поэме” он подробно описывает процесс получения гашишного масла и разнообразные эффекты при его употреблении. Что характерно, собственный опыт в этом деле автор не афиширует. В итоге он приходит к неожиданному выводу, что каннабис – вселенское зло и куда опасней опиума. Но что взять с Бодлера, если даже врачи в начале прошлого века лечили кокаиновую зависимость героином.

Борис Виан – “Собаки, желание, смерть”

Этот блестящий образец садистской прозы знаменит в основном тем, что после громкого судебного разбирательства автора приговорили за него к тюремному заключению. Короткое повествование от лица приговоренного к электрическому стулу таксиста. И никакого вам мимими, как в “Пене дней”. По рассказу снят фильм “Мона” режиссера Жана-Франсуа Перфетти.

Оскар Уайльд – “Баллада Редингской тюрьмы”

Поэма, которую Уайльд написал после отбытого в упомянутой тюрьме двухлетнего срока по обвинению в безнравственности. В качестве подписи автора в конце стоит номер его камеры – С.3.3. В основу легли истории реальных заключенных, а последнее четверостишье поэмы использовано в качестве эпитафии на могиле писателя. Ирония здесь еще и в том, что название тюрьмы созвучно со словом reading.

Джером Дэвид Сэлинджер – “Именинник”

Шестистраничный неопубликованный рассказ, машинопись которого хранится в библиотеке Техасского университета. Несмотря на то, что официально он так и не был издан, в интернете появились копии нелегально напечатанной книги, с которой энтузиасты позже выполнили русский перевод. Герой рассказа – 22-летний Рэй, страдающий алкоголизмом. Предполагается, что этот рассказ вовсе не был предназначен для посторонних глаз. Критики отмечают, что он стоит особняком среди произведений Сэлинджера, поскольку “в тексте нет ни намёка на просветление или искупление”.

Иван Бунин – “Петлистые уши и другие рассказы”

Помимо знаменитых “Темных аллей” у Бунина есть менее известный сборник рассказов, изданный посмертно в Нью-Йорке. Герой главного из них – “необыкновенно высокий человек” Адам Соколович, объясняющий пьяным матросам в кабаке, что “у выродков уши – в форме петли, той петли, которой и давят их”. Тяжелая, гнетущая атмосфера повествования делает его совсем непохожим на типичные бунинские рассказы о несчастливой любви и поломанных судьбах, где трагизм все же тронут романтикой.

Позапрошлое столетие стало интересным этапом развития истории человечества. Появление новых технологий, вера в прогресс, распространение идей просвещения, развитие новых общественных отношений, зарождение нового класса буржуазии, которое стало доминирующим во многих странах Европы – все это нашло отражение и в искусстве. Литература 19 века отражала все переломные моменты развития общества. Все потрясения и открытия нашли отражение на страницах романов именитых писателей. Литература ХIX века – многогранна, разнообразна и очень интересна.

Литература 19 века как индикатор общественного сознания

Столетие началось в атмосфере Великой французской революции, идеи которой захватили всю Европу, Америку и Россию. Под воздействием этих событий появились величайшие книги 19 века, список которых вы можете найти в этом разделе. В Великобритании с приходом к власти королевы Виктории началась новая эпоха стабильности, которая сопровождалась национальным подъемом, развитием промышленности и искусства. Общественное спокойствие породило лучшие книги 19 века, написанные во всевозможных жанрах. Во Франции же, напротив, происходило множество революционных волнений, сопровождающихся сменой политического строя и развитием общественной мысли. Разумеется, это тоже повлияло на книги 19 века. Литературный век закончился эпохой декаданса, которому характерны мрачные и мистические настроения и богемный образ жизни представителей искусства. Таким образом, подарила литература 19 века произведения, которые необходимо прочитать каждому.

Книги 19 века на сайте «КнигоПоиск»

Если вас интересует литература 19 века, список сайта «КнигоПоиск» поможет вам найти интересные романы. Рейтинг составлен на основе отзывов посетителей нашего ресурса. «Книги 19 века» - список, который никого не оставит равнодушным.

XIX столетие - время больших перемен в духовной жизни США. Промышленный переворот и экономические успехи разрушали строгие пуританские предписания, которые осуждали искусство, созданное не рассудком, но чувством. Все внушало оптимистическую уверенность в великом предназначении Америки. Люди наивно верили в свои неограниченные возможности.

Американский романтизм

В отличие от европейского он весь был устремлен в будущее, оптимистичен. В то же время для него характерна была тоска по безвозвратно ушедшему, грусть от созерцания вечного круговорота жизни. Вера в лучшее будущее и процветание Америки примиряла большинство романтиков с темными сторонами жизни.

Яркими представителями романтизма в литературе были так не похожие друг на друга поэт Генри Лонгфелло и писатель Фенимор Купер.

Генри Лонгфелло (1807-1882) - классик американской литературы. Его творчество - веха в американской поэзии XIX в. В отличие от известных поэтов и писателей Лонгфелло сполна насладился славой при жизни. Когда он умер, траур был объявлен не только в США, но и в Англии.

Лучшим его произведением была поэма «Песнь о Гайавате». Она вошла в число наиболее известных произведений мировой литературы.


«Песнь» написана по мотивам индейских преданий и легенд. Лонгфелло воспел в ней индейского национального героя сказочно-гармоничного века Гайавату, который проповедовал мир между племенами, научил людей земледелию и письменности. Поэма проникнута удивительно трогательным описанием природы и народных легенд, духом светлой печали. Взывает к гармонии в отношениях между людьми, между природой и человеком.

Индейская тема отражена в пяти романах Фенимора Купера (1789-1851), объединенных общим героем - охотником и следопытом Натти Бампо: «Пионеры», «Последний из могикан», «Прерия», «Следопыт», «Зверобой». Действие романов происходит в XVIII в. в период войны между Англией и Францией на территории Америки. Ф. Купер с горечью описывает бесчеловечное истребление индейских племен и уничтожение уникальной культуры. Встреча двух цивилизаций обернулась трагедией. Честный и отважный Натти Бампо и его верный друг индейский вождь Чингачгук тоже были раздавлены миром стяжательства и наживы.

На волне движения за отмену рабства возникло несколько талантливых произведений. Самым значительным из них явился роман «Хижина дяди Тома» (1852) Гарриет Бичер-Стоу (1811 - 1896).


На долю книги выпал большой читательский успех. Она несла правду об ужасах рабства на Юге США. Современники говорили, что в борьбе за отмену рабства она сыграла большую роль, чем сотни пропагандистских брошюр или митингов. По «Хижине дяди Тома» были поставлены спектакли во многих театрах США. В Бостоне пьеса шла 100 дней подряд, а в Нью-Йорке только в одном из театров - 160 дней. Увлекательное содержание, правдивое описание условий жизни невольников и нравов плантаторов-рабовладельцев сделали «Хижину дяди Тома» одной из самых популярных книг мировой литературы. Она до сих пор читается с неослабевающим интересом.

В период демократического подъема 50-х гг., когда Штаты сотрясались спорами северян с южанами и в стране зрела Гражданская война, явился поэт Уолт Уитмен (1819- 1892). Рядовой журналист, он издал в 1855 г. книгу «Листья травы», которая сделала его великим поэтом Америки и принесла ему всемирную славу. Эта единственная книга поэта была не похожей на все то, что было написано до него. Удивительный творческий взлет, «загадку Уитмена» безуспешно пытаются разгадать люди.


Уитмен называл себя пророком демократии. Он воспевал Америку, до самозабвения - ее трудовой народ. Воспевал движение светил и каждый атом, каждую крупицу мироздания. Вглядываясь в народ, он различал отдельного человека, склоняясь над травой, видел травинку - листочек травы. Неистово влюбленный в жизнь, он радовался любому малейшему ее росточку, сливался со стихией окружающего мира. Образ «травы» и «я» поэта нерасторжимы:

"Я завещаю себя грязной земле, пусть я вырасту моей
любимой травой,
Если хочешь снова увидеть меня, ищи меня у себя
под подошвами."

Уитмен создал свой, подлинно уитменовский стиль. Его изобретение - свободный стих. Поэт так охарактеризовал ритм свободного стиха, которым написаны «Листья травы»: «Этот стих, как морские волны: они то накатываются, то отступают - лучистые и тихие в ясный день, грозные в бурю». В отличие от поэтов-романтиков стихотворная речь Уитмена удивительно человечна и непосредственна:

"Первый встречный, если ты, проходя, захочешь заговорить
Со мною, почему бы тебе не заговорить со мною,
Почему бы мне не начать разговор с тобой?"

Уитмен славил не только красоту человека и красоту природы своей страны. Он воспевал железные дороги, фабрики и машины.

"...О, мы построим здание
Пышнее всех египетских гробниц,
Прекрасней храмов Эллады и Рима,
Твой мы построим храм, о пресвятая индустрия..."

Что ж, великий поэт Америки не был особенно проницателен. Опьяненный мечтой и восхищенный миром, он не увидел опасности для человека и человечества, вытекающей из мощной поступи со-временной индустрии.

Первые предостережения

Среди американских писателей первой половины XIX в. было немало таких, которые критиковали отрицательные стороны американской действительности. «Свобода, равенство и братство» пришли в противоречие с жизнью. В ней, по выражению одного из романтиков, господствовал «всемогущий доллар».

В то время как Уитмен воспевал Америку, Герман Мел-вилл сказал о ней немало горьких слов в своем знаменитом романе «Моби Дик, или Белый Кит». Буржуазная цивилизация, считал он, несет людям зло и гибель. Мелвилл обличал расизм, колонизацию и рабство. За несколько лет до ее начала он предсказал Гражданскую войну в США.

Резко критиковал буржуазную цивилизацию еще один известный американский писатель Генри Торо. Он проповедовал опрощение человека, его гармоничное отношение с природой. Вот его знаменитое описание железной дороги: «Каждая шпала - это человек, ирландец или янки. По ним, по этим людям, уложены рельсы... и гладко катятся вагоны. Шпалы могут еще когда-нибудь проснуться и встать»,- пророчески предостерегал Торо.

Американский реализм

Крупнейшими американскими писателями-реалистами во второй половине XIX - начале XX в. были Марк Твен, Ф. Брет Гарт, Джек Лондон и Теодор Драйзер.

Марк Твен (1835-1910) подверг беспощадной критике и осмеянию своих главных врагов - «монархию денег» и религию. Поэтому некоторые из его книг долгое время не могли быть напечатаны в США. Лучшие произведения Марка Твена - «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна», посвящены жизни простых людей Америки.

Особое место в американской литературе занимает Брет Гарт (1836-1902) . Он знаменит своими рассказами и повестями из жизни золотоискателей Калифорнии. В них захватывающе и мастерски показана порабощающая власть золота. Произведения Гарта были приняты в Европе как новое слово американской литературы.

В конце XIX в. видное место в американской литературе занял короткий рассказ. Виртуозным мастером рассказа, легкой и веселой новеллы показал себя О"Генри. Рассказами завоевал себе известность крупнейший писатель начала XX в. Джек Лондон (1876-1916). В них описан новый и незнакомый для американцев мир - бесстрашные и мужественные люди, золотоискатели Севера, мир романтики и приключений. Лучшие произведения Джека Лондона - рассказы «Любовь к жизни», «Мексиканец», романы «Белый клык» и «Мартин Иден». В рассказе «Белая чума» - видение катастрофы буржуазной цивилизации.

Оборотная сторона экономического процветания США с размахом изображена в романах выдающегося писателя Америки Теодора Драйзера (1871 -1945) . В трилогии «Финансист», «Титан» и «Стоик» повествуется о финансисте-«сверхчеловеке», который пришел к горькому выводу о бесплодности накопления и стяжательства. Одно из лучших произведений писателя - роман «Американская трагедия».

Живопись

Американская живопись находилась под сильным влиянием Западной Европы. Для нее были характерны романтизм и реализм, а с конца XIX в.- импрессионизм. Художников романтического направления больше всего интересовали две большие темы - природа и личность. Поэтому широко была распространена портретная живопись. В условиях экономического процветания художники, как правило, рисовали богатых людей и членов их семей. Какой-то особой самобытностью американская живопись еще не отличалась.


Сердце Анд. Фредерик Черч (1826-1900). В 1850-е гг. посетил Южную Америку, после чего прославился в США яркими и впечатляющими изображениями экзотических ландшафтов


Мать и дитя, 1890. Американка М. Кассатт стала первой женщиной, добившейся признания среди импрессионистов. Картины на темы материнства просты, выразительны и полны душевной теплоты

Только после Гражданской войны американские художники перестают ощущать себя неотесанными подмастерьями. Их произведения становятся все более «американскими».

Наиболее известными американскими живописцами XIX в. были представители романтического направления: Коул, Даренд и Бингем. Большой популярностью пользовался портретист Сарджент. Однако типичным американским художником конца столетия принято считать Уинслоу Хомера.


Легкий бриз, 1878. У. Хомер (1836-1910). Эта картина была встречена как величайшее достижение художника. Детская тематика была популярна во второй половине XIX в., как и во времена Гекльберри Финна


Дочери Эдварда Буата, 1882. Дж. Сарджент (1856-1925). Родился в семье богатых американцев в Италии. Всю жизнь провел в Европе, изредка совершая наезды в США. Создал виртуозные светские портреты

Метрополитен-музей

В XIX в. в США началось коллекционирование произведений европейской живописи. Богатые американцы выезжали в Европу и скупали там художественные ценности. В 1870 г. группа общественных деятелей и художников основала в Нью-Йорке Метрополитен-музей - крупнейшее художественное собрание США.

Сегодня в нем хранится около 3 млн произведений мирового искусства. Метрополитен-музей стоит в одном ряду с крупнейшими художественными музеями мира, как Эрмитаж и Третьяковская галерея в России, Лувр в Париже или Британский музей в Лондоне.

Архитектура

Американская архитектура была такой же эклектичной, как и европейская. В ней причудливо переплетались элементы известных вам стилей - готики, рококо и классицизма. Во второй половине XIX в. американцы внесли большой вклад в развитие мировой архитектуры. Им принадлежит заслуга в создании стальной конструкции для больших промышленных и административных зданий.

А началось все с трагического события. В 1871 г. город Чикаго почти полностью выгорел от большого пожара. Надо было перестраивать весь город, что вызвало всплеск различных идей. Группа архитекторов во главе с Луисом Салливеном разработала остов коммерческого небоскреба, в основу которого был положен стальной каркас, наполненный камнем и цементом. В 1880-е гг. сначала в Чикаго, а затем и в других городах появились первые небоскребы, ставшие символом индустриальной мощи Америки.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.