Изучение психологизма и а бунина. Своеобразие лирического повествования в прозе Бунина

Проза

Особенности поэтики
1. Синтез эпического и лирического начал
(сочетание лиризма и описательности).
2. Сосредоточенность на прекрасном и
трагическом в индивидуальном человеческом
существовании, на «вечных темах» бытия.
Индивидуальная человеческая жизнь для него
шире и глубже каких-либо общественноидеологических целей, потому что никакие
социально-исторические перемены не отменяют
в жизни человека испытания любовью и
смертью, осознания радости и трагичности
бытия. Бунин пишет о загадке человеческого
существования.
3.Он наделяет многих своих героев
способностью к переживанию предельной
полноты жизни, умением относиться к природе
как к вечной и незыблемой ценности.

4. Предметная детализация описаний
(«предметная изобразительность».
5. Особая ритмическая и звуковая
организация повествования.
Использование системы образных,
лексических и звуковых повторов.
6.Часто встречающиеся приёмы
поэтической речи – анафора,
инверсия, градация, синтаксический
параллелизм.
7. Использование образов-символов.

Тунис
Алжир
Цейлон
В начале 1910-х годов Бунин много путешествовал. Впечатления
От этих путешествий
отразились в рассказах и повестях,
Палестина
Египет
составивших сборники «Чаша
жизни» и «Господин из Сан-Франциско»
Балканы
Турция
Италия
Остров Капри

«Господин из Сан-Франциско». Задания
Рассказ называется «Господин из Сан-Франциско». Что
вы можете сказать о заголовке? Какое слово в этом
словосочетании является главным? Раскройте его
значения.
Что служит сюжетом рассказа? Определите составляющие
сюжетной линии (экспозиция, завязка, приём
предвосхищения развязки, кульминационная сцена,
сюжетно не мотивированные элементы).
Анализ образа господина.
Найдите в тексте бытовые детали, определите их роль.
Бытовой деталью, постепенно переходящей в ранг
символа, стал звучный призыв к обеду. Назовите эти звуки.
Текст наполнен образами-символами. Назовите их,
обозначьте роль.
О чём это рассказ, какова его тема и идея?
Определите традиционные и новаторские черты рассказа

Тонкий лирик и психолог - Иван Алексеевич
Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско»
как будто отступает от законов реализма,
приближается к романтикам -символистам.
Правдивый рассказ о реальной жизни
приобретает черты обобщенного взгляда на
жизнь. Это своего рода притча, созданная по
всем законам жанра.

Эпиграф
Рассказ наполнен сложным философским
смыслом, полон тревожных предчувствий, новых
катастроф.
Действительно, близость катастрофы предрекается
уже эпиграфом к первому изданию: «Горе тебе,
Вавилон, город крепкий!» (из Апокалипсиса). В
дальнейшем этот эпиграф автор убирает, но
ощущение неизбежности страшных катаклизмов
остаётся.
Первоначальное название рассказа было «Смерть
на Капри».

Рассказ называется «Господин из Сан-Франциско».
Что вы можете сказать о заголовке? Слово
господин в этом словосочетании является
главным. Оно многозначное. Почему вместо
имени - опосредованное определение?
1. При фамилии или звании - формула
вежливого упоминания или обращения (к лицу из
господствующих классов; на письме обычно
обозначалось сокращенно “г.” или “г-н”;
дореволюц.). Господин. профессор. Передайте это
г-ну Петрову.

2. Человек, по внешнему
виду принадлежащий к
привилегированному
сословию (дореволюц.).
3. Владыка, повелитель,
властитель. (Рабы
повиновались своему
господину.)
В каком значении
употреблено это слово в
названии, затем во всём
тексте?
“Господин из СанФранциско” - хозяин
положения, хозяин жизни.
Один смысл, первый,
перерастает в другой.
Перерастание происходит
по мере развития сюжета.

. Почему именно "из Сан-Франциско?" Разве мало в Америке городов,
где мог родиться и прожить свою жизнь господин пятидесяти восьми
лет, отправившийся путешествовать по Европе, а до этого работавший
"не покладая рук" (в этом определении у Бунина проскальзывает еле
заметная ирония: что это был за "труд" хорошо знали китайцы,
"которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами";
современный автор написал бы не о работе, а об "эксплуатации", но
Бунин – тонкий стилист – предпочитает, чтобы читатель сам догадался
о характере этого "труда

Сан-Франци́ско (англ. San Francisco) -
город и округ в штате Калифорния,
США, названный в честь католического
святого (по-испански San) Франциска
Ассизского.

Не потому ли, что город назван так в честь
известного католического святого Францизска
Ассизского, проповедовавшего крайнюю бедность,
аскетизм, отказ от любой собственности? Не
становится ли таким образом очевиднее по контрасту
с его бедностью неуемное желание безымянного
господина (следовательно, одного из многих)
наслаждаться всем в жизни, причем наслаждаться
агрессивно, упорно, в полной уверенности, что он
имеет полное на это право! Как замечает писатель,
господина из Сан-Франциско постоянно
сопровождала "толпа тех, на обязанности которых
лежало достойно принять" его. И "так было всюду..."
И господин из Сан-Франциско твердо убежден, что
так должно было быть всегда.

Что служит сюжетом рассказа?
История увеселительного круиза пожилого американца,
уставшего от трудов по увеличению благосостояния и
отправившегося с женой и дочерью на отдых в Старый
свет. Составленный на два года маршрут был
грандиозен и включал многие страны Европы и Азии. Но
герой успел осуществить только лишь малую его часть:
пересёк океан на комфортабельном судне «Атлантида»,
с месяц прожил в Неаполе и, спасаясь от непогоды,
переехал на остров Капри, где был застигнут внезапной
смертью.
Три реализованных пункта плана и составили три
части сюжетного содержания.
Определите составляющие сюжетной линии.
Экспозиция – план и маршрут путешествия.
Завязка – нарушение ожиданий миллионера и его
растущее недовольство.
Приём предвосхищения развязки – « В день
отъезда<…> даже и с утра не было солнца».
Кульминационная сцена = развязка – внезапная и
«нелогичная» смерть героя.

Повествование после смерти
героя продолжается, и
выясняется, что поведанная
история – лишь часть общей
картины. Появляются
сюжетно не мотивированные
элементы: панорама
Неаполитанского залива,
зарисовка уличного рынка,
колоритные образы лодочника
Лоренцо, двух горцев,
обобщающая лирическая
характеристика «радостной,
прекрасной, солнечной
страны». Этим автор
подчёркивает
неостановимость потока
жизни.
Сюжетно не
мотивированные
элементы

Очерчен схематично,
без психологизма, какой-либо
индивидуальности,
неповторимости его личности.
Его ни разу не называют ни по
имени,
ни по фамилии.

В создании образа
господина автор
использует точность и
предельную
достоверность.
Стерильная
регулярность и
нерушимый
распорядок
существования
господина вводят в
рассказ мотив
искусственности,
автоматизма
цивилизованного
псевдобытия
центрального
персонажа.

ГЕРОЙ - ВСЕЧЕЛОВЕК, представляющий
западную цивилизацию,
изжившую себя и пытающуюся прикоснуться
к источнику мудрости на Востоке.
ДЕТАЛЬ: «Нечто МОНГОЛЬСКОЕ было в его
желтоватом лице…»
Образ монгола-кочевника,
стихия языческая и разрушительная.
-С этой деталью связана
излюбленная у символистов тема нашествия
на Европу орд ВАРВАРОВ - ЯЗЫЧНИКОВ.
-Какой ещё языческий образ возникает в
повествовании?
ОБРАЗ РИМСКОГО ИМПЕРАТОРА ТИБЕРИЯ.
ПАРАЛЛЕЛЬ: ГОСПОДИН из С-ФРАНЦИСКО
//ТИБЕРИЙ.
(Намерение любоваться "живыми
картинами"//
знаменитые императорские оргии).

.
ХРОНОТОП: каждое перемещение господина
связано с конкретным временным промежутком
Такой маршрут был вполне традиционным
для богатых туристов из Нового Света.
Но время путешествия рассчитано
по ХРИСТИАНСКОМУ КАЛЕНДАРЮ:
РОЖДЕСТВО------Южная Италия.
ПАСХА----------------Рим,
столица католического мира
и символ западной цивилизации.
Выбор времени и маршрута имеет символическое
значение:
в начале своего пути герой должен
стать участником двух величайших
мистерий христианской религии:
Рождества Христова и Его Воскресения.
Потом он должен отправиться на восток.
Так в рассказе намечается актуальная для
творчества
Бунина тема "паломничества в страну Востока".

НОВЫЙ СВЕТ
«Ледяная мгла»
«Буря с мокрым снегом
ГИБРАЛТАР
граница
Нового Света
со Старым.
СТАРЫЙ СВЕТ
«Всех обрадовало солнце»
АМЕРИКАтьма
редставление
б Америке как о мифологической стране мёртвых.
ОСТОЕВСКИЙ "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ":
идригайлов называет своё самоубийство "отъездом в Америку").
ЕВРОПА
свет

Ницца:
любуется
карнавалом
Рим:
слушает
церковные
мессы
Монте-Карло:
участвует
в автомобильных
Наслаждается
любовью
молоденьких
неаполитанок
Афины
гонках
и
Египетиграет в рулетку.
Описание последних месяцев жизни богатого господина, устроившего
для себя и своей семьи длительное путешествие в Южную Европу.

В смысловую ткань рассказа входит,
которая ведёт к обезличиванию,
усреднению современного человечества.
-Что составляет основу описания
времяпрепровождения
путешествующих на "Атлантиде"?
Сцены принятия пищи –
единственное средство
поддержания механизма
человеческого тела.

Мотивы автоматизма,
иллюзорности пронизывают
весь быт этой новой
"цивилизации".
"Изящная влюблённая пара,
нанятая...
играть в любовь за деньги".
"Кожа на плоском лице
азиатского принца
точно натянута и как будто
слегка лакирована"- образ
марионетки, маски.

Стрельба по
голубям
Смерть
предельно
эстетизирована,
живописна
Захлебывается в
Сирена на
«смертной тоске»
корабле
Ходит «траурными от
Намек на
серебряной пены
смерть в
волнами» и гудит,»как
портрете
погребальная месса»
азиатского
Океан
принца
Музеи холодны
и
мертвенноМузеи
чисты

Преобладают
желто-черно-серебристые тона:
желтоватое лицо;
золотистые пломбы в зубах;
цвета слоновой кости череп.
Кремовое белье, черные носки,
брюки и смокинг довершают его облик.
Сидит он в золотисто-жемчужном сиянии

Ноев ковчег
(Модель человеческого общества,
мира)
Пароход «АТЛАНТИДА»
- намёк на призрачность, обречённость
путешествия
образ "корабля мертвецов".
ДЕТАЛИ:
-огненные глаза "АТЛАНТИДЫ"
-сирена "завывала с адской
мрачностью..."
-трюм и судовая машина уподобляются
9 кругу ада).
НОВЫЙ ВАВИЛОН
(символ новой цивилизации).

«Атлантида»
Через образ корабля «Атлантида» писатель пытается
передать символическое устройство человеческого
общества. «Знаменитая "Атлантида"- был похож на
грандиозный отель со всеми удобствами - с ночным
баром, с восточными банями, с собственной газетой - и
жизнь.на нем протекала весьма размеренно». «Атлантида»
предназначена услаждать путешествующих из Нового
Света в Старый и обратно. Здесь все предусмотрено для
благополучия и комфорта богатых пассажиров. Тысячи
обслуживающих суетятся и трудятся, чтобы благополучная
публика получила от путешествия максимум удовольствия.
Кругом царит роскошь, уют, спокойствие. Котлы и машины
упрятаны глубоко в трюмы, чтобы не нарушать царящей
гармонии и красоты. Звучащую в тумане сирену заглушает
прекрасный струнный оркестр.

Да и сама благополучная публика старается
не обращать внимания на досадные
«пустяки», нарушающие комфорт. Эти люди
свято верят в надежность корабля, умение
капитана. Им недосуг задуматься о той
бездонной пучине, над которой они
проплывают так беззаботно и весело. Но
писатель предостерегает: не все так
благополучно и хорошо, как хотелось бы.
Недаром пароход назван «Атлантида».
Некогда одноименный прекрасный и
благодатный остров ушел в пучину океана, а
что уж говорить о корабле - бесконечно
малой песчинке в огромном бурном океане.

Анализ
Образов –
символов
Атлантида (воспоминание о давно
погибших цивилизациях, вестник
катастрофы). Прекрасная
«Атлантида» - наглядная модель
человеческого общества, где одни
легкомысленно блаженны за счёт
других, задавленных тяжестью труда,
где и тем и другим недосуг думать о
смерти, которая рядом, а значит, и о
жизни, проходящей бесследно.
Океан (образ Вселенной и Вечности, где
человек лишь песчинка и мгновение)
Дьявол, громаден, как утёс (часть
Вечности, подстерегающая опасность)
(Всё это указывает на бессмысленную
спираль господской жизни,
призрачность власти человека перед
Вселенной)

Бытовые детали пронизывают
сюжет, традиционно имеют окраску
классического
реализма:
Анализ
бытовых
подробное описание роскошной
жизни «обитателей верхних палуб»
резко контрастирует со скупыми
картинками «непосильного
напряжения» кочегаров. Бытовые
реалии создают зримое
представление о жизни рабов и
господ.
Бытовой деталью, постепенно
переходящей в ранг символа, стал
звучный призыв к обеду. Назовите
эти звуки.
(«Трубные сигналы на корабле»,
«властный гул» по этажам
гостиницы в Неаполе, «китайский
гонг» каприйского отеля –
грозная предупреждающая
ритмика «звукового мира»
рассказа.)
реалий

Этому
противопоставлены
другие картины и
образы.
Зачитайте эпизод, в
котором абруццские
горцы на своём пути
видят фигуру
Божьей матери.
Какими чувствами
наполнен это
фрагмент рассказа?
(«Красота, которую
бессильно выразить
человеческое
слово»,
христианская
любовь)

Строится в соответствии с мифологическими представлениями о смерти:
-описание острова.
Сквозной мотив - ВОДА - символ бессознательного и безумия.
-гостиница - традиционная метафора смерти.
-горничная в «крахмальном чепчике в виде маленькой зубчатой короны»
- зубчатая корона традиционный атрибут смерти.
-одевание к ужину - "точно к венцу " (к смерти) готовится.
-Назовите ключевое слово в описании последних минут жизни господина.
Высадка на Капри
УЖАС.

-Почему автор не заканчивает рассказ на этой ноте?
-Чем же заканчивается рассказ?
-Почему?
-Какова функция кольцевой композиции?
-Каковы функции образа Дьявола?

Финальная сцена
– описание
знаменитого
лайнера
«Атлантида», в
трюме которого
возвращается
господин. Она
указывает на
кольцевую
композицию
рассказа, что в
свою очередь
является
доказательство
м цикличности
бытия.

”... Этот рассказ о трагической хрупкости
человеческого бытия. О бессмысленной
трате бесценного дара - жизни. О
“тупиковости «материального»
человеческого существования, о жизни
человека как пути в смерть”
(А.Архангельский). Обо “всех
страждущих в этом злом и прекрасном
мире”. О том, что никто не знает, какая
судьба ему уготована, как неведома
участь мощного корабля, “тяжко
одолевавшего мрак, океан, вьюгу”…

«Синестетическое описание”
Зрительные ощущения: “красные
огоньки”, “волны, как чёрное масло”,
“золотые удавы от фонарей”, “ярче
засияла кают-компания”;
Осязание и обоняние: “ветер теплее,
благовонней”; “сладко пахнет в Италии
земля после дождя, особый запах есть у
каждого её острова””
слух: “загремел и шлёпнулся в воду
якорь”, “наперебой понеслись отовсюду
яростные крики лодочников” и т.д.

Традиционные и новаторские черты
рассказа «Господин из СанФранциско»
Традиции Л.Н. Толстого – обобщения,
зоркость взгляда на жизнь, точные
бытовые реалии, глубокие раздумья о
современности, синестетическое
описание.
Новаторство – символика, условность,
некоторый мистицизм.
Автор не прекращает поиски Прекрасного.

«Последний классик» русского
классического реализма и «первый
классик» неореализма XX столетия
Ю.В. Бабичева, профессор Вологодского педагогического
университета, так говорит о И.А. Бунине:
«Да, он «последний классик» русского классического
реализма, процветшего в XIX веке, его наследник. Но он же
и «первый классик» неореализма XX столетия,
соединивший в своих исканиях старейшую проблему
загадочной славянской души с характерным серебряному
веку стремлением приобщить русскую культуру к широкой
и долговечной истории всего человечества».
Согласны ли вы с такой точкой зрения учёного? Ответьте
письменно на этот вопрос, свой ответ аргументируйте.

Тест
По вечерам этажи "Атлантиды" зияли во мраке как бы
огненными несметными глазами, и великое множество слуг
работало в поварских, судомойнях и винных подвалах.
Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нем не
думали, твердо веря во власть над ним командира, рыжего
человека чудовищной величины и грузности, всегда как бы
сонного, похожего в своем мундире, с широкими золотыми
нашивками на огромного идола и очень редко
появлявшегося на люди из своих таинственных покоев; на
баке поминутно взвывала с адской мрачностью и
взвизгивала с неистовой злобой сирена, но немногие из
обедающих слышали сирену - ее заглушали звуки
прекрасного струнного оркестра, изысканно и неустанно
игравшего в мраморной двусветной зале, устланной
бархатными коврами, празднично залитой огнями,
переполненной декольтированными дамами и мужчинами
во фраках и смокингах, стройными лакеями и
почтительными метрдотелями, среди которых один, тот, что
принимал заказы только на вина, ходил даже с цепью на
шее, как какой-нибудь лорд-мэр.

Смокинг и крахмальное белье очень
молодили господина из Сан-Франциско.
Сухой, невысокий, неладно скроенный, но
крепко сшитый, расчищенный до глянца и в
меру оживленный, он сидел в золотистожемчужном сиянии этого чертога за
бутылкой янтарного иоганисберга, за
бокалами и бокальчиками тончайшего
стекла, за кудрявым букетом гиацинтов.
Нечто монгольское было в его желтоватом
лице с подстриженными серебряными
усами, золотыми пломбами блестели его
крупные зубы, старой слоновой костью крепкая лысая голова.

Богато, но по годам была одета его жена,
женщина крупная, широкая и спокойная;
сложно, но легко и прозрачно, с невинной
откровенностью - дочь, высокая, тонкая, с
великолепными волосами, прелестно
убранными, с ароматическим от фиалковых
лепешечек дыханием и с нежнейшими
розовыми прыщиками возле губ и между
лопаток, чуть припудренных...

Обед длился больше часа, а после обеда
открывались в бальной зале танцы, во время
которых мужчины, - в том числе, конечно, и
господин из Сан-Франциско, - задрав ноги, решали
на основании последних биржевых новостей
судьбы народов, до малиновой красноты
накуривались гаванскими сигарами и напивались
ликерами в баре, где служили негры в красных
камзолах, с белками, похожими на облупленные
крутые яйца. Океан с гулом ходил за стеной
черными горами, вьюга крепко свистала в
отяжелевших снастях, пароход весь дрожал,
одолевая и ее, и эти горы, - точно плугом
разваливая на стороны их зыбкие, то и дело
вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми
хвостами громады, - в смертной тоске стенала
удушаемая туманом сирена,

мерзли от стужи и шалели от непосильного
напряжения внимания вахтенные на своей вышке,
мрачным и знойным недрам преисподней, ее
последнему, девятому кругу была подобна
подводная утроба парохода, - та, где глухо гоготали
исполинские топки, пожиравшие своими
раскаленными зевами груды каменного угля, с
грохотом ввергаемого в них облитыми едким,
грязным потом и по пояс голыми людьми,
багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно
закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и
ликеры, плавали в волнах пряного дыма, в
танцевальной зале все сияло и изливало свет,
тепло и радость, пары то крутились в вальсах, то
изгибались в танго - и музыка настойчиво, в какойто сладостно-бесстыдной печали молила все об
одном, все о том же...

2.1.К какому из перечисленных эпических
жанров принадлежит произведение
Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
1) роман
2) рассказ
3) повесть
4) очерк
2.2. Приведённый выше эпизод
1) представляет кульминацию сюжета
2) является вставным эпизодом
3) завершает повествование
4) предваряет основные события

2.3. За авторским описанием быта
пассажиров «Атлантиды кроется
1) уважение к сильным мира сего
2) равнодушие к человеку и человечеству
3) неприятие ценностей буржуазного мира
4) шутливая ирония над светской суетой
2.4. Назовите средство иносказательной
выразительности, к которому обращается автор
в первой фразе фрагмента, описывая гигантский
корабль «Атлантида».
2.5. Назовите средство характеристики героя,
строящееся на описании его внешнего облика
(«Нечто монгольское было в его желтоватом
лице»…).

С-1. Что символизирует судьба господина из СанФранциско и кто ещё из писателей 20 века
обращался к теме «сытых»?
С-2. Почему И. Бунин в рассказе «Господин из СанФранциско» не изобразил внутренний мир главного
героя и не дал ему имя?
С-3. Почему, расставшись с умершим персонажем,
Бунин продолжает рассказ вставным эпизодом о
римском тиране Тиберии?
С-4. Какое значение имеют в рассказе
символические образы?

Ответы
2.1. – 2
2.2. – 4
2.3. – 3
2.4. – метафора
2.5. - портрет

С-2
В рассказе нигде не упоминается имя главного героя и
не изображается его внутренний мир. Почему?
Видимо, отсутствие имени героя – один из приёмов,
выражающих авторское отношение к персонажу,
«который до этой поры не жил, а лишь существовал».
Всю свою жизнь господин посвятил обогащению
материальному, внутренний же мир его пуст. Он такой
же, как все люди его круга, один из многих. Он лишён
индивидуальности, а значит, и имени. При этом автор
наделяет именами эпизодических героев (коридорный
Луиджи, старик Лоренцо). Именно эти люди живут
полной жизнью, видят и ценят её красоту, они
олицетворяют естественность и радость бытия.

.С-4. Этот рассказ символичен уже своим названием. Эта
символичность воплощается в образе главного героя,
представляющего собой собирательный образ американского
буржуа, человека без имени, называемого автором просто
господином из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя –
символ его внутренней бездуховности, опустошенности.
Возникает мысль, что герой не живет в полном смысле этого
слова, а лишь физиологически существует. Он понимает только
материальную сторону жизни. Эта мысль подчеркивается
символичной композицией этого рассказа, его симметрией. Пока
"он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в
заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера
служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его
чистоту и покой …". А после внезапной "смерти тело мертвого
старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на
берега Нового Света. Испытав много унижений, много
человеческого невнимания с неделю пространствовав из одного
портового сарая в другой оно снова попало наконец на тот же
самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким
почетом везли его в Старый Свет." Корабль "Атлантида" плывет
в обратном направлении, только везя богача уже в ящике из под
содовой, "но теперь уже скрывая его от живых – глубоко
спустили в черный трюм". А на корабле все та же роскошь,
благополучие, балы, музыка, фальшивая пара, играющая в
любовь.

Пароход выступает как символ цивилизации. Корабль воплощает
собой общество со своей иерархической структурой, праздная
аристократия которого противопоставляется людям,
управляющим движением корабля, работающим в поте лица у
"исполинской" топки, которую автор называет девятым кругом
ада. Сам господин – символ буржуазного благополучия, общества
где люди вкусного едят, красиво одеваются и развлекаются, их не
интересует окружающий мир. Этим людям ничто не может
доставить удовольствия, это мир кукол и механизмов. Герой
рассказа умирает, этим автор показывает бессмысленность
существования таких людей. Они и живут как в футляре. Корабль
символизирует эту оболочку, океан - весь остальной мир
бушующий, изменяющийся, но ни как не касающийся нашего героя.
Океан – символ реальной, действительной жизни.
Символичен и даже вызывает удивление изображенный
писателем реалистом образ дьявола, огромного, как утес,
наблюдающего за кораблем, который является как бы символом
надвигающейся катастрофы, своеобразного предупреждения
человечеству.
И.А. Бунина, часто использующего символы в своем творчестве,
тем не менее нельзя считать писателем – символистом – он
писатель реалистического направления, а символы для него –
лишь одно из средств художественной выразительности,
расширяющие содержание и придающие его произведениям
особую окраску. Придавая всему изображаемому символическое
начало, Бунин лишь углубляет свою мысль.

Тест
Как в апреле по ночам в аллее,
И все тоньше верхних сучьев дым,
И все легче, ближе и виднее
Побледневший небосклон за ним.




Снова накануне. И с годами
Сердце не считается. Иду
Молодыми, легкими шагами –
И опять, опять чего-то жду.
10.Х.1917

Б-1. Какое средство иносказательной
выразительности использует Бунин в
строке: «И все тоньше верхних сучьев
дым»?
Б-2. Как называется изобразительновыразительное средство языка,
ставшее в стихотворении
художественным определением:
«Молодыми, легкими шагами»,
«дымчатый, воздушный и сквозной» и
другие?

Б-3. Укажите терминологическое название
приёма единоначатия строк, который
использует Бунин:
Этот верх в созвездьях, в их узорах…
Этих листьев под ногами шорох,
Эта грусть - все то же, что весной.
Б-4. Как в литературоведении называют
созвучие концов стихотворных строчек,
например, у Бунина:
Этот верх в созвездьях, в их узорах,
Дымчатый, воздушный и сквозной,
Этих листьев под ногами шорох…?

Б-5. Как называется сочетание строк стихотворения,
скреплённых общей рифмовкой и интонацией?
С-1. Определите, какая тема (мотив) является основной в
стихотворении Бунина.
С-2. Каким настроением проникнуто стихотворение
Бунина и что придаёт ему особую выразительность?
С-3. Что позволило Бунину сопоставить два времени года
и в творчестве каких русских поэтов интимные
переживания лирических героев связаны с сезонным
состоянием погоды?
А.Пушкин «Осень», А Блок «О, весна без конца и без
краю»…, Тютчев «Весенняя гроза», А. Фет «Чудная
картина, как ты мне родна…» и другие.

Использованные источники
Михайлов Олег. И. А. Бунин. Жизнь и творчество.Тула, 1987.
Лавров Валентин. Холодная осень: Иван Бунин в
эмиграции (1920-1953).- М., 1989.
Смирнова Л. А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и
творчество.-М., 1991.
Л. Смирнова. И. А. Бунин [«Русская литература конца
XIX - начала ХХ века», М.: Просвещение, 1993]
А. Саакянц. О Бунине и его прозе. Предисловие к
сборнику рассказов [М.: Правда, 1983]
А. Ранчин. Дама без собачки: чеховский подтекст в
«Солнечном ударе» [«Литература», № 30, 2002]
Интернет-ресурсы.

Домашнее задание
Прочитать рассказы
"Грамматика любви",
"Лёгкое дыхание",
"Солнечный удар",
"Тёмные аллеи",
"Чистый понедельник".

ТЕМА: И.А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы

ЦЕЛИ : Выявление художественной манеры писателя; активизация исследовательской деятельности обучающихся, развитие навыков творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа..

ЗАДАЧИ : формулирование выводов; выявление причинно-следственных связейВыявить отношение Бунина к России через упоминание памятников древней Москвы, использование реалий современной Москвы, бытовых зарисовок, умозаключений героев о Руси.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок № 6 Л-11

ТЕМА: И.А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы

ЦЕЛИ : Выявление художественной манеры писателя; активизация исследовательской деятельности обучающихся, развитие навыков творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа..

ЗАДАЧИ : формулирование выводов; выявление причинно-следственных связейВыявить отношение Бунина к России через упоминание памятников древней Москвы, использование реалий современной Москвы, бытовых зарисовок, умозаключений героев о Руси. ХОД УРОКА:

  1. Оргмомент.
  1. Готовность к уроку.
  2. Сообщение целей урока.
  1. Проверка домашнего задания.

1. Отправимся вслед за героями в Москву.

  • Экскурсия от имени героя

«Каждый вечер я возил ее обедать в "Прагу", в "Эрмитаж", в "Метрополь", после обеда в театры, на концерты, а там к "Яру", в "Стрельну"...»

  • По какой Москве, древней или современной героям, мы путешествовали?
  • Экскурсия от имени героини
  • Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо-Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя, Кремль, Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища.
  • Как можно назвать экскурсию от имени героини? «Древняя святая Москва»
  1. Выяление психологизма и особенностей «внешней изобразительности» бунинской прозы
  1. Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя.

В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё же, что касается древности – внутренний мир героини - свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина. «Православие теперь, когда оно так преследовалось на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, её истории и её национальной сути» (Мальцев «И. Бунин»).

  1. Можно ли представить героиню в ситуации «земного счастья»?
  2. О каких религиозных праздниках идёт речь в рассказе?

Чистый понедельник – первый день великого поста, наступающего после Масленицы.

Масленица – Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту.

Великий пост – 7 недель перед Пасхой, в течение которого верующие – христиане воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».

  1. Символично ли название рассказа?

Чистый понедельник – в православной традиции – своеобразная граница, рубеж между жизнью- суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни. Чистый понедельник – и переход, и начало: от светской, греховной жизни – в вечную, духовную

  1. Интерпретация темы любви в романе.
  1. Многие чувства и эмоции, переживаемые человеком очень трудно уловить и подробно описать. И, пожалуй, самым неуловимым чувством, которым пронизана книга Бунина «Темные аллеи», является ЛЮБОВЬ.
  2. По какому же принципу в книге объединены рассказы? (Все показывают многоликую любовь с разных сторон).
  3. А теперь давайте подумаем, какие лики любви предстают перед нами в рассказе «Чистый понедельник» . В начале рассказа перед нами урбанистический пейзаж Москвы. «Темнел московский серый зимний день мутно чернеющие прохожие» . В чем особенность данного пейзажа? За пейзажем следует описание состояния влюбленного человека: «Чем все должно кончиться часом, проведенным возле нее» . Это тоже импрессионистское описание.
  4. Как бы вы назвали такое состояние? (Смятение . Ученики записывают слово любовь, отводят от него стрелки, под каждой из которых пишут какое-либо состояние).
  5. А почему описанию смятения предшествует пейзаж? (Это не новый прием в литературе, с помощью пейзажа раскрывается состояние героя ).
  6. Это не единственный пример соседства пейзажа и душевного состояния героя в рассказе. «За одним окном остывал от горячего дурмана». Как вы бы назвали этот лик любви? (Страсть, дурман ).
  7. Почему перед сценой страсти упоминается храм Христа Спасителя, мы ответим потом.
  8. «И опять весь вечер мы говорили больше не заговаривал о браке» (Любовь - семейное счастье).
  9. «Вот все говорил, что я мало о нем думаю моргает ее мокрая ресница» (Любовь – нежность) .
  10. «И вот одна из идущих посередине тихо вышел из ворот » (Любовь – тоска, ностальгия) .
  11. Мы не случайно с вами обратились к рассказу «Чистый понедельник», потому что, как вы видите, любовь здесь предстает очень многоликой. Но обратите внимание на название рассказа.
  12. Перед каким православным событием наступает чистый понедельник? (Перед Великим Постом).
  13. Почему именно в этот день расстаются герои? (Это говорит о святости их отношений).
  1. Заключительное слово учителя.

В рассказе упоминается Храм Христа Спасителя, звучат отрывки из молитв и житий, дается картина крестного хода. Именно СВЯТОСТЬ берет под общий знаменатель страсть, нежность, смятение и помогает обрасти человеческим отношениям лик любви.

Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем традиций чеховского реализма. Но реализм Бунина отличается от чеховского предельной чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным темам. Для Бунина важно душевное состояние героев, однако, по его мнению, высшим судьей человека является память. Именно память защищает героев Бунина от неумолимого времени, от смерти. Произведения Бунина считают синтезом прозы и поэзии. В них необычайно сильно исповедальное начало.

Более чем шестидесятилетняя писательская деятельность Бунина распадается надвое: убежденный монархист, человек далекий от политики, противник всяческого насилия, он трагически переживал события, последовавшие за 1917 годом, и эмигрировал из большевистской России, сохранив в эмиграции Россию прежнюю, ностальгически окрашенную в теплые тона.

В творчестве дооктябрьского периода прослеживаются два идейно-тематических центра: деревенская проза и лирико-философская (в которой поднимаются вечные ценности: красота, любовь, природа). В этот период были созданы: «Антоновские яблоки», «Деревня», «Суходол», «Захар Воробьев», «Лирник Родион», «Братья», «Грамматика любви», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание».

Рассказ «Антоновские яблоки» (1900) заслуженно считается вершиной творчества писателя. О чем этот рассказ? Каков его сюжет?

Вопрос вызывает определенные трудности, потому что в «Антоновских яблоках» нет сюжета, сюжетную канву составляет «поток сознания повествователя», состоящий из цепочки воспоминаний, ощущений, переживаний. Это рассказ- воспоминание, рассказ-впечатление.

Композиция рассказа состоит из четырех частей. Содержанием глав является повествование о тех или иных «осенних» событиях русской стародворянской жизни. Каждая глава прочно «привязана» к определенному месяцу: августу(1), сентябрю (2), октябрю (3), ноябрю (4).

Прекрасный и поэтический мир старинных дворянских гнезд читатель видит глазами безымянного повествователя. Он хорошо знает и нежно любит этот еще дышащий жизнью, но уже обреченный на умирание мир, он хочет запомнить все то, что достойно памяти: светлое, доброе, самобытное, исконно русское.

Писатель описывает уклад дворянской жизни на примере усадьбы своей тетки. Следует описание интерьера усадьбы, насыщенное деталями – «синие и лиловые стекла в окнах», «старая мебель красного дерева с инкрустациями, зеркала в узких, витых золотых рамках». «Угасающий дух помещиков» поддерживает только охота. Автор вспоминает «обряд» охоты в доме своего шурина Арсения Семеновича. Особенно приятный отдых, «когда случалось проспать охоту» - тишина в доме, чтение старых книг в «толстых кожаных переплетах», воспоминания о девушках в дворянских усадьбах («аристократически красивые головки в старинных прическах кротко и женственно опускают свои длинные ресницы на печальные и нежные глаза»).



Сокрушаясь о том, что дворянские усадьбы умирают, рассказчик удивляется тому, насколько быстро происходит этот процесс: «Эти дни были недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие… Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства».

Уходит из жизни целый мир, мир удивительный, разумный, целесообразный, мир, пропитанный прекрасным ароматом «антоновских яблок», мир, в котором было так «холодно, росисто и… так хорошо жить».

«Антоновские яблоки» - рассказ о навсегда утраченном.

Тема расставания с близкой Бунину с детства Россией раскрывается в произведениях «Деревня» и «Суходол».

В повести «Деревня» (1910) отражены драматические раздумья писателя о России, о ее будущем, о судьбах народа, о русском характере. Бунин обнаруживает пессимистический взгляд на перспективы народной жизни.

В повести писатель показывает жизнь крестьянства накануне первой русской революции, события которой полностью разрушают привычный ход жизни в деревне. Герои повести пытаются разобраться в окружающем, найти себе точку опоры. Но неспокойные события начала века обостряют не только социальные проблемы деревни, но и разрушают нормальные человеческие взаимоотношения, заводят героев «Деревни» в тупик.

Писатель искренне считает, что только в мире природы заключено то вечное и прекрасное, что не подвластно человеку с его земными страстями. Законы жизни человеческого общества, напротив, приводят к катаклизмам, потрясениям. Этот мир неустойчив, он лишен гармонии. Так, в повести «Суходол» (1911 ) раскрывается проблема человеческих взаимоотношений с окружающим миром. В произведении поднимается тема обреченности дворянского усадебного мира, это летопись трагического умирания русского дворянства. В центре повествования – жизнь обедневшего дворянского рода Хрущевых и их дворовых. И на любви, и на ненависти героев «Суходола» лежит печаль тлена, ущербности, закономерности конца. В произведении нелепости человеческих взаимоотношений противопоставлена красота Суходола, его широкие степные просторы с их запахами, красками и звуками.

«Господин из Сан-Франциско» был написан в 1916 году, во время Первой мировой войны. В дни социальных и экономических потрясений общество поневоле начинает задумываться о «вечном»: жизни и смерти, индивидуальной судьбе и судьбах всего человечества. Бунин не стал исключением: в своем небольшом по объему, но максимально насыщенном по философскому содержанию рассказе писатель размышляет над проблемами общечеловеческими.

Писатель в названии рассказа символически отобразил свои прогнозы на судьбу современной ему буржуазной цивилизации, отверг призрачные, мнимые буржуазные ценности и утвердил ценности истинные, неотделимые от живой жизни, от природы, от естественности гармонии с человеком.

«Окаянные дни» (1918-1920) – веха, с которой начинается новый этап в жизни и творчестве Бунина. Революцию 1917 г. в произведении автор представляет как «кровавую игру», «вакханалию жестокости», опозорившую русского человека. С глубокой болью пишет Бунин о цепной реакции зла и насилия, начавшейся в 1917 году, о гибели русской культуры, о разжигаемой большевиками ненависти к интеллигенции.

В эмиграции талант Бунина заиграл новыми гранями. В 20-е годы были опубликованы сборники рассказов «Роза Иерихона», «Митина любовь», «Тень птицы», «Божье древо» и др. Самым крупным произведением, созданным в эмиграции, стал роман «Жизнь Арсеньева» (1927-1933) , удостоенный в 1933 году Нобелевской премии.

Одной из главных тем творчества Бунина всегда была любовь. «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена» - в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен. Вечную тайну любви и вечную драму влюбленных писатель видит в том, что человек неволен в своей любовной страсти: любовь есть чувство изначально стихийное, неотвратимое, часто трагическое – счастье оказывается недостижимым.

Самым совершенным своим творением И.А. Бунин считал сборник «Темные аллеи» (1943). Большинство рассказов, содержащихся в этой книге, написаны в годы Второй мировой войны, когда особенно остра потребность в любви, чувстве, одухотворяющем жизнь, в противовес несущей смерть войне.

Любовь для Бунина – краткий миг наивысшего счастья и блаженства, за которым следует будничная жизнь, еще более невыносимая оттого, что герою удалось познать истинное счастье. Рассказы из цикла «Темные аллеи», как правило, строятся по повторяющейся схеме – встреча, быстрое сближение героев, ослепительная вспышка чувств и неотвратимое расставание. Нередко автор даже не упоминает имен главных героев, чтобы целиком сосредоточиться на их чувствах. Основное внимание автора уделяется переживаниям героев уже после того, как они испытали наивысшее счастье любви, после того как расстались по той или иной причине со своими любимыми, а само описание свидания или периода счастливой любви занимает не более страницы.

Творчество Бунина – крупнейшее явление в русской культуре XX века. Его «универсализм», «синтез поэзии и прозы», новаторские формы психоанализа, переосмысление «вечных» тем и традиционных форм поэтики делают этого автора одним из ярких и оригинальных писателей нашего времени.

Русская литература XX века: общая характеристика

Литература XX века ведет свое начало с последнего десятилетия XIX века. Конец XIX - нач. XX вв. стали временем яркого рассвета русской культуры. В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки, стили. Вместе с тем культуре этого периода были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

В начале XX века продолжаются и развиваются традиции реалистической литературы. Реализм по-прежнему остается масштабным, влиятельным, достаточно широко представленным направлением. В русле реалистической литературы работает «поздний Толстой», Чехов, Короленко, Вересаев, Горький, Куприн, Бунин, Андреев и др. писатели-реалисты. Реалистическая проза начала века увидела все усложняющиеся отношения человека с миром, по новому осветила «структуру» самой личности, показала судьбу человека в переходный период истории.

В русской литературе конца XIX века - начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве, ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей. Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление серебряного века русской литературы.

Термин «серебряный век русской литературы» впервые появился в работах философа Н. Бердяева, но окончательное оформление получил в 60-е годы, когда критик С.Маковский ввел его в литературный оборот. Хронологическими рамками литературы «серебряного века» традиционно считают конец XIX - нач. XX вв. (примерно 1890-1917 гг. или 1890-1921гг.). Если в определении нижней границы серебряного века исследователи достаточно единодушны – это явление рубежа веков, и оно характеризуется выходом страны из эпохи безвременья, началом общественного подъема в стране. Верхняя граница серебряного века – вызывает споры. Она может быть отнесена и к 1917, и к 1921 году. Одни исследователи считают, что после 1917 года с началом гражданской войны серебряный век прекратил свое существование. Другие полагают, серебряный век русской литературы закончился в 1921-22 гг. – это было временем краха былых иллюзий, начавшихся после гибели Блока и Гумилева, массовой эмиграции деятелей русской культуры за границу, высылки групп писателей, философов, историков за пределы страны. Понятие «серебряный век», прежде всего, связано с модернистскими течениями. Модернизм подразумевает новое явление в литературе, прежде всего в поэзии. Он объединил целый ряд литературных течений, направлений, наиболее значительными среди которых стали акмеизм, символизм, футуризм. В каждом из этих литературных направлений были свои яркие представители: Брюсов, Мережковский Бальмонт, Анненский, Белый, Гумилев, Ахматова и др. В русской поэзии начала века есть и плеяда «крестьянских поэтов». Представители этого направления в поэзии ориентировались на образ «уходящей» деревенской Руси, который был создан С.Есениным.

20-е годы XX века – период обостренной идеологической борьбы в литературе, время создания и активной деятельности множества литературных групп, кружков, ассоциаций. Это сложный, но динамичный и творчески плодотворный период в развитии литературы. Хотя многие деятели русской культуры в это сложное время оказались выдворенными из страны, другие отправились в добровольную эмиграцию, все же художественная жизнь в стране не замирает. Наоборот, появляется много талантливых молодых писателей, недавних участников гражданской войны: Леонов, Шолохов, Фадеев и др. Главными литературными направлениями 20-х годов являются «обновленный реализм», нормативизм, модернизм. Основная тема литературы этого периода – революция и гражданская война. Получила отражение в «дневниковой прозе» Бунина, Горького, Гиппиус, в творчестве поэтов серебряного века Блока, Цветаевой, Ахматовой, Мандельштама, Пастернака и др., в официальной поэзии Маяковского, Бедного, Багрицкого, Асеева, в прозе Фурманова, Серафимовича.

В тридцатые годы XX века началось активное вмешательство партии в сферу культуры. В этих условиях развитие литературы происходило чрезвычайно напряженно и неоднозначно. Стремление втиснуть литературу в рамки единого эстетического шаблона привело к открытию нового художественного метода – социалистического реализма. Он был единственно верным, а все, что не укладывалось в его рамки, считалось идеологически вредным и лишалось доступа к читателям. Писатели и поэты, пытающиеся сохранить свой стиль в литературе, либо уничтожались физически (Бабель, Мандельштам, Пильняк, Клюев и др.), либо становились запрещенными (Булгаков, Ахматова, Пастернак и др.).

В тридцатые годы эмигрировали из страны Бунин, Куприн, Андреев, Бальмонт, Северянин и другие видные русские поэты и писатели. Они продолжили в своем зарубежном творчестве традиции классической русской литературы и литературы «серебряного века». В тоже время в тридцатые годы расцвел талант Шолохова, Ильфа, Петрова, Зощенко, Толстого, Платонова, Твардовского и многих других советских писателей и поэтов.

Великая Отечественная война выдвинула перед литературой новые задачи. Произведения разных жанров и родов отражали тему героизма русского народа. На первом плане была патриотическая лирика (Симонов, Твардовский и др.). Прозаики культивировали свои самые оперативные жанры: публицистические очерки, репортажи, рассказы (Соболев, Гроссман и др.). Литература послевоенных лет существенно дополнила представления о пережитой народом трагедии. Военная тема получила отражение в творчестве Шолохова, Абрамова, Васильева, Бондарева, Чаковского, Астафьева, Распутина и многих других авторов

Следующим крупным этапом в развитии литературы был период второй половины XX века. В пределах второй половины XX века исследователи выделяют несколько относительно самостоятельных периода: позднего сталинизма (1946-1953), «оттепели» (1953-1965), застоя (1965-1985), перестройки (1985-1991), современного времени (1991-2000 гг.). Литература в эти очень разные периоды развивалась с большими трудностями, испытывая попеременно ненужную опеку, послабление, сдерживание, преследование, раскрепощение. С 50-х вплоть до первой половины 80-х годов литературное развитие шло по двум направлениям: официальной и «второй культуры» (самиздата). Лишь в период хрущевской «оттепели» идеологическое давление на литературу было ослаблено. Этап перемен продолжался не так уж долго, но принес значительные, коренные изменения в литературу и искусство. Стали появляться новые литературные журналы, зарождались новые литературные направления, получившие условные названия «военной», «деревенской», «городской прозы»; произошел настоящий «поэтический бум»; стал популярным жанр авторской песни, появились театры-студии; произошел взлет научной фантастики. В период перестройки настало время «возвращенной литературы», ставшей символом противостояния тоталитарному режиму. В последней трети XX века в литературе получил широкое распространение постмодернизм.

Во второй половине XX века литература приобрела огромный творческий потенциал, приобрела значительный художественный опыт. Это период ознаменован творчеством талантливых поэтов и прозаиков, чьи произведения стали гордостью отечественной литературы Солженицына, Шукшина, Астафьева, Распутина, Рубцова, Вампилова, Высоцкого, Бродского, Окуджавы, Вознесенского, Айтматова и многих других.

«Серебряный век русской поэзии»

«Серебряный век» – это название стало устойчивым для обозначения русской поэзии конца XIX - нач. XX вв. Оно было дано в аналогии с «золотым веком» – так называли начало XIX века, пушкинское время.

Русская поэзия серебряного века создавалась в атмосфере общего культурного подъема. В истории мировой литературы это явление было уникальным.

Поэзия серебряного века характеризовалась в первую очередь мистицизмом и кризисом веры, духовности, совести. Она вобрала в себя наследие Библии, античную мифологию, опыт европейской и мировой литературы, теснейшим образом связана с русским фольклором.

Для этого периода характерна активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера, состязания, литературные салоны, обилие и разнообразие поэтических талантов, огромный интерес к поэзии, в первую очередь к модернистским течениям, самыми влиятельными из которых были символизм, акмеизм, футуризм. Все эти направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся в одном: работа над ритмом, словом, звуком.

Символизм (от греческого symbolon – знак, условный знак) – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Символизм возник во Франции в 70-80-е годы XIX в., а в отечественной литературе сформировался на рубеже веков и представлен в творчестве Брюсова, Мережковского, Гиппиус, Белого, Блока и др.

Три главных элемента нового искусства – символ, мистическое содержание, художественная впечатлительность.

Ключевое понятие символизма символ – многозначное иносказание, в отличие от аллегории – многозначного иносказания. Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов.

С точки зрения символистов, постичь многообразие мира рассудочным путем невозможно, следует довериться интуиции. Поэтому в стихах авторов этого течения конкретика уступает место намекам, полутонам, недосказанности, а символ является проводником истинного смысла. В поэзии символизма реальность выступает как фон, на котором развиваются мотивы мистики, индивидуализма, религиозности, эротизма, смерти, тайны, большого враждебного города, тоски по утраченной красоте, любви и т.д.

Поэзия символистов производит необыкновенное художественное впечатление. Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нем множество дополнительных оттенков и смыслов. Поэзия символистов очень музыкальна, богата ассонансами и аллитерациями. Но главное, символизм пытался создать новую философскую культуру, выработать новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием.

Символисты проводили серьезную работу над стихотворной формой. Их произведения богаты метафорами, иносказаниями, художественными цитатами и т.д. Излюбленным источником художественных реминисценций служила греческая и римская мифология. Символисты не только обращались к готовым мифологическим сюжетам, но и творили собственные. Все это делало их поэзию многозначной, доступной в понимании не каждому.

Символизм – это элитарное искусство. Писатели-символисты ориентировались на особого читателя – не на потребителя, а на соучастника творчества, соавтора. Стихотворение должно было не только передавать мысли и чувства автора, но и будить в читателе его собственные мысли и чувства, обострять его восприятие, развивать интуицию, вызывать ассоциации.

С самого начала символизм оказался неоднородным течением. Делился на младших и старших символистов.

Символизм оказал исключительное влияние на литературу. Направления, появившиеся в литературе позднее, были вынуждены так или иначе соотносить себя с символизмом, вступать с ним в полемику. Символисты вернули значимость поэзии, обновили фонетический, лексический, образный строй стиха. Символисты стояли у истоков «серебряного века» русской поэзии.

К примерам символистических произведений можно отнести следующие произведения: А.Белый «Серебряный голубь», В. Брюсов «Огненный ангел», А.Блок «Стихи о Прекрасной Даме», лирический цикл К.Бальмонта «Очертания снов» и т.д.

Акмеизм – модернистское течение (от гр. аkme – острие, вершина, высшая степень, ярко выраженное качество), декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символистического смысла. Акмеизм в литературе появился в 10-х гг. XX в. и выступал против мистицизма и символизма.

Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в ее конкретно-чувственных проявлениях. Туманности и намекам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. Акмеизм представляет мир простых и обыденных чувств и бытовых душевных проявлений. Поэтому акмеисты еще называли себя «адамистами». Адамизм подразумевал «мужественный, твердый и ясный взгляд на жизнь».

Акмеизм характерен раннему творчеству Н.Гумилева и А.Ахматовой. Так, в поэзии Н. Гумилева его герои – люди сильной воли, они отличаются свежестью мировосприятия, страстью желаний, жизни. Смысл жизни героинь лирики А.Ахматовой – любовь. Чувства отражаются в предметном мире, в бытовой детали, в психологически значимом жесте.

Поэзия акмеизма отличается повышенной склонностью к культурным ассоциациям, она вступала в перекличку с минувшими литературными эпохами. В чем-то поэзия акмеизма была возрождением «золотого времени» Пушкина и Баратынского.

Акмеисты стремились к изысканной красоте и ясности языка, а творчество понимали как ремесло, как работу над словесным образом. На это указывает и название их литературной организации – «Цех поэтов». Возглавил ее Н.Гумилев, привлекший к участию в этом объединении А.Ахматову, Г.Адамовича, С.Городецкого, Г.Иванова, О. Мандельштама и др.

Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало недолго. Творческие поиски Ахматовой, Гумилева, Мандельштама вышли за рамки акмеизма. Но гуманистический смысл этого течения был значителен – возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение ее красоты.

Футуризм (от лат. futurum – будущее) – авангардистское течение в зарубежной и русской литературе 1910-20 гг., главным образом в поэзии, выразившееся в отказе от традиционных форм творчества в угоду экспериментам со словом и стихосложением, опытам по созданию нового поэтического языка, языка будущего.

Эстетической предпосылкой футуризма стал символизм. Отталкиваясь от принципов этого литературного направления, футуристы поставили человека в центр мира, воспевали пользу, а не тайну, отказывались от недосказанности, туманности, завуалированности, мистицизма, присущих символизму.

Футуристы стремились освободить звучание слова и смыслового содержания. К этому привело и нарушение синтаксических конструкций, создание неологизмов, фигурное стихосложение, создание нового языка – заумь.

Одной из первых появилась группа так называемых кубофутуристов (1910), в которую вошли В.Хлебников, чуть позже В.Маяковский и др. Кубофутуристы стремились передать в технике стиха ритм и образ современной жизни.

В 1911 г. оформилось еще одно литературное течение – эгофутуризм, основанное И.Северяниным. Оно выступало за индивидуализм и отмену этических ограничений в творчестве(эго- я). В него входили К.Олимпов, И.Игнатьев, В.Баян, Г.Иванов и др.

Третье заметное объединение в футуризме составила близкая к кубофутуристам группа «Центрифуга», разрабатывающая новую поэтическую образность. В нее вошли Б.Пастернак, Н.Асеев и др.

В 20-е годы футуризм был подвергнут осуждению советской литературной критикой и перестал существовать. Приняв советскую власть, большинство футуристов активно участвовало в ее политико-агитационных начинаниях. Исключительная роль здесь принадлежит Маяковскому.

Иван Алексеевич Бунин

Цели:

познакомить с разнообразием тематики
прозы Бунина;
научить определять литературные приемы,
использованные Буниным для раскрытия
психологии человека, и другие характерные
черты рассказов Бунина;
развивать навыки анализа прозаического
текста.

Анализ текста рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки»

1. Какие картины встают в воображении при чтении
рассказа?
В чем особенности композиции? Составьте план
рассказа.
3. Какой представляется личность лирического героя?
4. Лексический центр – слово САД. Как описывает сад
Бунин?
5. Рассказ «Антоновские яблоки», по выражению А.
Твардовского, исключительно «душистый»: «Бунин
вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи
читателю». Раскройте содержание этой цитаты.

Лексические модели:

ностальгия по угасающим дворянским
гнездам;
элегия расставания с прошлым;
картины патриархального быта;
поэтизация старины; апофеоз старой
России;
увядание, запустение усадебной жизни;
грустный лиризм рассказа.

5. Рассказ «Антоновские яблоки», по
выражению А. Твардовского,
исключительно «душистый»: «Бунин
вдыхает мир; он нюхает его и дарит его
запахи читателю». Раскройте содержание
этой цитаты.

ПЛАН РАССКАЗА

1. Воспоминание о ранней погожей осени.
Суета в саду.
2. Воспоминание об «урожайном годе».
Тишина в саду.
3. Воспоминание об охоте (мелкопоместная
жизнь). Буря в саду.
4. Воспоминание о глубокой осени.
Наполовину вырубленный, обнаженный
сад.

«Господин из Сан-Франциско»

– Как донесена авторская концепция мира в
рассказе?
– Каков человек в изображении Бунина?
- Что является кульминацией рассказа?
– Как звучит тема любви в произведении?
Как выражена тема обреченности мира в
рассказе «Господин из Сан-Франциско»?

План

1. «Художник нарисовал... образ греха...
гордого человека со старым сердцем».
2. Символично название корабля:
Атлантида – затонувший мифический
континент.
3. Пассажиры корабля – модель
человеческого общества:
а) паразитизм «пар чистых»;
б) смерть господина из Сан-Франциско.

10. Сборник «Темные аллеи»

И. А. Бунин на закате своего
творческого пути признался,
что считает этот цикл «самым
совершенным по мастерству».
Основная тема цикла – тема
любви, чувства,
раскрывающего самые
потайные уголки человеческой
души.
Любовь у Бунина – основа
всей жизни, то призрачное
счастье, к которому все
стремятся, но часто упускают.

11.

Была чудесная весна!
Они на берегу сидели Река была тиха, ясна,
Вставало солнце, птички
пели;
Тянулся за рекою дол,
Спокойно, пышно зеленея;
Вблизи шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.
Н.Огарев

12.

Любовь для Бунина – величайшее счастье,
дарованное человеку. Но над ней висит
вечный рок.
Любовь всегда связана с трагизмом,
счастливого финала у настоящей любви не
бывает, потому что за мгновения счастья
человеку приходится платить.

13.

Рассказы цикла
«Темные аллеи» –
образец удивительной
русской
психологической
прозы, в которой
любовь всегда была
одной из тех вечных
тайн, которую
стремились раскрыть
художники слова

14. «Чистый понедельник»

– Докажите, что образы главных героев
построены на антитезе.
– Объясните название рассказа.
– Докажите, что рассказу характерны
художественная краткость, сгущение
внешней изобразительности, что
позволяет говорить о новом реализме как
писательском методе.

15. Нобелевская премия

«Решением Шведской
академии от 9 ноября
1933г. Нобелевская
премия по литературе за
этот год присуждена
Ивану Бунину за строгий
артистический талант, с
которым он воссоздал в
литературной прозе
типичный русский
характер».

16. План к сочинению «Всякая любовь – великое счастье...»

I. Бунинское новаторство в освещении темы любви.
II. Многогранность чувства любви у Бунина.
1. «Лики любви» в бунинских рассказах:
1) любовь – затаенное от других чувство («Чаша жизни»);
2) любовь, превратившаяся в месть («Последнее свидание»);
3) любовь – лебединая верность («Грамматика любви»);
4) любовь – шоры, делающие невозможным представить себе счастье с другим
(«Сны Чанга»);
5) «любовь – наваждение», когда человек не в силах отказать ни в чем своей
возлюбленной («Дело корнета Елагина»);
6) любовь – потрясение на всю жизнь («Солнечный удар»);
7) любовь – обида («Темные аллеи»);
8) любовь – тоска по утраченному счастью («Руся»);
9) любовь как слияние возвышенного обожания одной девушки и плотского
влечения к другой («Натали»);
10) любовь – светлая горечь о несбывшейся мечте («Холодная осень»).
III. «Всякая любовь – великое счастье...» (И. Бунин).

17. Домашнее задание

Написать сочинение на выбранную тему.
1. Рецензия на понравившийся рассказ И.
А. Бунина.
2. Любовь в понимании Бунина.
3. Тема жизни и смерти в прозе И. Бунина.
4. Проблема человека и цивилизации в
рассказе Бунина «Господин из СанФранциско».

На рубеже XIX-XX веков весь мир переживал период, который Ницше охарактеризовал как «сумерки богов». Человек засомневался, что где-то там есть Он, абсолютное начало, строгий и справедливый, каравший и миловавший, а главное - наполнявший смыслом эту полную страданий жизнь и диктовавший этические нормы общежития. Отказ от Бога был чреват трагедией, и она вскоре разразилась. В творчестве И. А. Бунина, запечатлевшего драматические события русской общественной и частной жизни начала XX века, преломилась вся трагедия европейского человека этого времени. Данную мысль в полной мере разделяет С. А. Антонов: «Глубина бунинской проблематики значительнее, чем кажется на первый взгляд: социальные и психологические вопросы, волновавшие писателя в произведениях на тему о России, неотделимы и от вопросов религиозно-философского характера…» .

Интенсивное становление и широкое упрочнение психологизма в русской литературе рубежа веков тоже имеет глубокие культурно - исторические предпосылки. Оно связано, прежде всего, с активизацией самосознания человека новой эпохи. Понять свой внутренний мир человеку, по Бунину, помогает окружающий мир, прошлая жизнь, к которой он интуитивно стремится в своих воспоминаниях.

Психологизм прозы И. А. Бунина 1890-х-1900-х годов - это художественное выражение пристального интереса писателя к текучести сознания, к всевозможным сдвигам во внутренней жизни человека, к глубинным пластам его личности. Произведения писателя конца века во многом способствовали развитию и становлению психоанализа как доминирующей составной творчества И. А. Бунина в целом, и его произведений написанные в двадцатом столетии, в частности. По мысли Г. М. Благасовой, «…именно в произведениях рубежа XIX-XX веков автор наметил пути раскрытия содержания внутреннего мира человека во всем многообразии его индивидуального выражения» .

В немалой степени это стало возможны из-за влияния Л. Н. Толстого на его художественную прозу тех лет. Оно ощущается, прежде всего, и в особенностях психологического анализа, в экономном, строго подчиненном моральной цели способе построения характера героя, и в библейски суровом и торжественном тоне обличения, и в самой литературной технике, средствах изобразительности, усвоенных И. А. Буниным и двинутых им значительно дальше. Открытия Л. Н.Толстого в литературе И. А. Бунин продолжил, распространив их на «малый» жанр - жанр психологического рассказа - «Кастрюк», «Эпитафия», «Перевал» и др. «В эти годы, - говорит сам писатель, - я чувствовал, как с каждым днем крепнет моя рука, как горячо и уверенно требуют исхода накопившиеся во мне силы…» .

Поэтому и не случайно, что в тематическом плане произведения И. А. Бунина конца века тоже достаточно различны. Они посвящены переживаниям писателя, рожденным воспоминаниями детства или совсем недавними впечатлениями, посещениями русских сел, поездками к южному морю или заграничными путешествиями, встречей с простыми крестьянами, либо утонченным чувством к женщине. Внутренне все его ранние рассказы объединены авторским стремлением проникнуть в трагическое несоответствие между прекрасной природой и человеческим бытием, мечтой о счастье и нарушением «заповеди радости, для которой мы должны жить на земле» .

Смутные позитивные представления И. А. Бунина усиливали критическую струю в авторских обобщениях и одновременно содействовали поиску нетленных ценностей бытия, «порой трудно уловимых, нестойких или даже непохожих на действительность» . С этой точки зрения совсем по-другому читаются некоторые рассказы писателя о деревне.

«В творчестве Бунина 1900-х годов, - замечает Л. А. Смирнова, - в достаточной степени определились черты реализма. Писателя остро интересовало мироощущение разных социальных слоев, соотношение их опыта, его истоки и перспективы...» . Поэтому, как нам кажется, авторский взгляд был направлен не столько на конкретные человеческие отношения, сколько на внутреннее состояние личности. В большинстве рассказов герои стремятся в той или иной форме осознать какие-то вечные вопросы бытия. Но эти поиски не отстраняют их от реальной действительности, поскольку именно она порождает взгляды и чувства персонажей. Взгляды и чувства, рожденные текущей действительностью, раскрылись в момент устремленности к каким-то вечным вопросам бытия. В глубинах человеческой души обретал художник близкие себе ценности. Поэтому органично вплетались в повествование или становились ведущими раздутья самого писателя, укрепляющие представления о связях между настоящим и прошлым, конкретно-временным и вечным, национальным и общечеловеческим.

В эти годы И. А. Бунин писал главным образом от первого лица; временами это были не рассказы, а очерки, написанные мастерским пером, острые наблюдения всего того, что видел писатель. Вот, например, рассказ «Новая дорога» с поэтическими пейзажами лесной глуши, где сонно течет и теплится «забытая жизнь родины». Эту глушь должна пробудить новая железная дорога; со страхом встречают перемену привыкшие к старому укладу жизни крестьяне. Восхищение «девственно - богатой стороной», сочувствие ее «молодому, замученному народу», ощущение пропасти, отделяющей автора от страны и народа: «Какой стране принадлежу я, одиноко скитающийся? Она бесконечно велика, и мне ли разобраться в ее печалях…» . Этими грустными раздумьями проникнут весь рассказ писателя. Он как замечательный мастер психологизма «напряженно исследует русскую действительность конца XIX столетия, изыскивая в ней достойные начинания» . В процессе такого психологического поиска и были созданы его лучшие ранние произведения: «Антоновские яблоки», «Сосны», «Птицы небесные», «Поздней ночью» и многие другие.

В письме к В. Пащенко от 14 августа 1891 года И. А. Бунин писал: «Ты ведь знаешь, как я люблю осень...! У меня не только пропадает всякая ненависть к крепостному времени, но я даже начинаю невольно поэтизировать его» . Именно поэтизацию крепостного прошлого России усматривают иногда в рассказе «Антоновские яблоки». А сам И. А. Бунин здесь же заметил: «И помню, мне порой казалось на редкость заманчивым быть мужиком…» . Однако, истины ради, необходимо заметить, что речь здесь идет о богатом мужике, о его схожести со средним дворянином. Разумный трудовой быт, целесообразный устой держаться сообща видит И. А. Бунин в сельском богатом или нищенском существовании. Идеализация здесь несомненная, не столько, однако, социальных порядков, сколько особенного состояния души тех, кто крепко связан с чернеющими или зеленеющими полями, лесными дорогами и оврагами. Поэтому на одной ноте ведется рассказ и о крестьянской работе в садах, при сборе урожая, и о барской охоте. Причем И. А. Бунин «не избегает легкой иронии по отношению к грубовато-жестким дворянам и к крестьянам в их «дикарских костюмах», но чтит любые проявления хозяйственности и «старинной», хотя и манерной, жизни» . Рассказ был неоднозначно принят как читателями, так и критикой, немало укоров он вызвал и в писательской среде. И, тем не менее, и его сторонники, и его противники в один голос заявляли о своем восхищении художественным мастерством и психологической глубиной писательской манеры его автора.

Психологический склад русского человека, независимо от его социального положения больше интересовал И. А. Бунина. Он находил общую для помещика и мужика печать внутренних противоречий. Автор писал: «Мне кажется, что быт и душа дворян те же, что и у мужика; все различие обуславливается лишь материальным превосходством дворянского сословия…» .

Рассказ «Антоновские яблоки», затмил очень многое, если не все, из того, что было сделано писателем за предыдущие годы. В нем сконцентрировано так много истинно бунинского, что он может служить своеобразной визитной карточкой художника-классика начала XX века. Давно известным в русской литературе темам он придает совершенно новое звучание.

Долгое время И. А. Бунина рассматривали в ряду социальных писателей, которые вместе с ним входили в литературное объединение «Среда», издавали сборники «Знание», однако его видение жизненных конфликтов решительно отличается от видения мастеров слова этого круга - М. Горького, А. Куприна, А. Серафимовича и других. Как правило, названные писатели изображают социальные проблемы и намечают пути их решения в контексте своего времени, выносят пристрастные приговоры всему тому, что считают злом. И. А. Бунин может касаться тех же проблем бытия, но при этом чаще освещает их в контексте российской или даже мировой истории, с христианских, точнее с общечеловеческих, позиций. Он показывает уродливые стороны текущей жизни, но крайне редко берет на себя смелость судить или обвинять кого-то. Как и горячо любимый им Чехов, он отказывается быть художником-судьей. По И. А. Бунину, добро и зло - силы скорее метафизические, мистические, они извечно даны миру свыше, и люди часто являются бессознательными проводниками этих сил - разрушающих великие империи, вдруг бросающих человека под поезд, изматывающих титанические натуры в ненасытных поисках власти, злата, удовольствий, заставляющих ангелоподобные создания отдаваться примитивным развратникам и т. д.

Поэтому «Антоновские яблоки» не только открывают новый этап в творчестве И. А. Бунина, но и «знаменуют собой появление нового жанра, завоевавшего позже большой пласт русской литературы, - лирической прозы» .

В произведении как нигде ранее полностью реализован лирический характер сюжета. Он почти лишен событийного начала, если не считать событием, то легкое движение, которое создается тем, что «я», или «мы», или «он» куда-то едут. Но этот условный герой - лирический герой И. А. Бунина - во всей полноте и чистоте этого понятия, т. е. без малейшей объективирующей дистанции. Стало быть, эпическое содержание здесь полностью переведено в лирическое. Все то, что видит лирический герой, - это одновременно и явления внешнего мира, и факты его внутреннего существования. Таковы, на наш взгляд, общие свойства прозы И. А. Бунина тех лет.

В этом же рассказе как позже и во многих других, И. А. Бунин отказывается от классического типа сюжета, который, как правило, привязан к конкретным обстоятельствам конкретного времени. Функцию сюжета - стержня, вокруг которого разворачивается живая вязь картин, выполняет авторское настроение - ностальгическое переживание о безвозвратно ушедшем. Писатель оборачивается назад и в прошлом заново открывает мир людей, живших, по его глубокому мнению, иначе, достойнее. И в этом убеждении он пребудет весь свой творческий путь. Большинство же художников - его современников - всматриваясь в будущее, полагая, что там победа справедливости и красоты. Некоторые из них (Б. Зайцев, И. Шмелев, А. Куприн) после катастрофических событий 1905 и 1917 гг. уже с сочувствием обернуться назад.

Сомнительному, будущему И. А. Бунин противопоставляет идеал, вытекающий, по его мнению, из духовного и житейского опыта прошлого. При этом он далек от безоглядной идеализации прошлого. Художник лишь противопоставляет в рассказе две главные тенденции прошлого и настоящего. Доминантой прошлых лет, по его мнению, было созидание, доминантой настоящих лет стало разрушение. Как случилось, почему современный И. А. Бунину человек потерял «правый путь»? Этот вопрос всю жизнь волновал писателя, его автора-повествователя и его героев больше, чем вопросы, куда идти и что делать. Ностальгический мотив, связанный с этой потерей, будет все сильнее и сильнее звучать в его творчестве, начиная с «Антоновских яблок».

Таким образом, к началу 1900-х годов в основном завершается путь И. А. Бунина к самому себе, к специфике своего дарования, поражающего внешней изобразительностью, феноменальной наблюдательностью, в высшей степени глубоким психологизмом и цепкостью памяти писателя. Настойчиво, сознательно непрестанно он тренировал в себе способность угадывать с единого взгляда характер человека, его положение, его профессию. «Я, как сыщик, преследовал то одного, то другого прохожего, стараясь что-то понять в нем, войти в него», - скажет о себе И. А. Бунин . А если набраться смелости и добавить к этому, что всю свою долгую, почти семидесятилетнюю творческую жизнь он был и оставался художником-подвижником, станет ясно, что и составные его таланта соединились на редкость гармонично и счастливо.