Ленд-лиз для гитлера.

Люди предпочитают покупать качественные бренды, проверенные десятилетиями. С другой стороны, тот факт, что у этих брендов были сомнительные связи в прошлом, довольно быстро забывается . Деньги, как говорится, не пахнут. Итак, 10 известных брендов, которые сотрудничали с нацистами.

1. Hugo Boss

Компания существует с 1923 года, а в 1931 году её основатель Хьюго Босс вступил в нацистскую партию и получил контракт на изготовление униформы для подразделений СС и членов «Гитлерюгенда». Компания производила эту форму на протяжении всей войны, используя труд подневольных рабочих из Франции и Польши.

2. Volkswagen / Porsche

Основатель конструкторского бюро Porsche Фердинанд Порше был создателем всемирно известного «Жука» или Volkswagen Beetle (Volkswagen Käfer). Что еще более удивительно, так это то, что к облику «Жука» приложил руку Адольф Гитлер. Фюрер планировал сделать дешевый и надежный автомобиль для народа. Порше воспользовался этой возможностью и создал авто, получившее одобрение нацистского лидера. Вскоре завод в Штутгарте начал массово выпускать эту модель, конечно же, пользуясь рабским трудом военнопленных.

3. Bayer

Компания Bayer была частью концерна IG Farben, выпускающего газовые баллоны Zyklon-B. Именно они использовались в газовых камерах во время нацистского режима. Человек, который их изобрел, Фриц Габер, был наполовину евреем, но от веры своей отказался, чтобы попасть в милость к нацистам. А Йозеф Менгеле в своих бесчеловечных экспериментах использовал препараты именно компании Bayer.

4. IBM

IBM является одной из самых ранних ИТ-компаний, поэтому неудивительно, что сомнительные связи в прошлом были и у неё. Компания была пионером в области обработки больших баз данных с использованием перфокарт. Нацисты впоследствии введут систему переписи, используя эти перфокарты от IBM, чтобы определить евреев и прочих не арийцев.

5. Siemens

Компания быстро воспользовалась властью нацистов в Германии, построив заводы вблизи концлагерей в Аушвице и Бухенвальде. Она задействовала сотни тысяч подневольных рабочих для производства всех видов товаров для немецких военных, а также отвечала за производство электроэнергии, связь и железнодорожную инфраструктуру. Человек мог быть частью конвейера внутри фабрики Siemens, а затем попасть в газовую камеру, также сделанную Siemens. В настоящее время компания по-прежнему выплачивает компенсации оставшимся в живых.

6. Puma / Adidas

Адольф (Ади) и Рудольф Дасслер владели компанией Dassler Brothers, производящей спортивную обувь, которая в конце концов распалась на Adidas и Puma после вражды между братьями. Когда закончилась Вторая мировая война, Рудольф рассказал о том, что Ади сотрудничал с нацистами. Все это в конечном итоге привело к созданию Puma (от Рудольфа) и Adidas (от Ади).

7. Kodak

Как и другие компании, Kodak тоже использовала подневольный труд на своем заводе в Германии, используя, по меньшей мере, несколько сотен узников концлагерей. Кроме того, советник Гитлера Вильгельм Кеплер обращался в Kodak, настоятельно советуя руководству уволить всех своих работников-евреев, если компания хочет добиться успеха.

8. BMW

Компания BMW была более чем счастлива помогать нацистам, поставляя им оборудование и снаряжение, производимое за счет рабского труда. Гюнтер Квандт и его сын Герберт поддерживали дружеские отношения с Гитлером, потому им были отданы предприятия, изъятые у евреев, которых отправляли в концлагеря.

9. Fanta / Coca-cola

Fanta была изобретена после того, как сироп для Coca-Cola стало невозможно импортировать в нацистскую Германию. Руководитель подразделения Coca-Cola Deutschland решил, что компании необходимо создать новый продукт на замену. Единственными ингредиентами, которые Coca-Cola Deutschland могла использовать в военное время в Германии, были сыворотка и яблочный жмых – так родилась Fanta для немцев.

10. Ford

Компания Ford Motor тоже предпочла воспользоваться трудом подневольных рабочих на одном из своих немецких заводов во время войны. Кроме того, она выпускала оборудование для нацистской армии. Впрочем, и сам Генри Форд был известен своими антисемитскими взглядами. Его даже упомянули в «Майн кампф» с высокой оценкой от Гитлера, который держал портрет Форда на своем столе.

Традиционная историография II-й мировой рисует картину, в которой США доблестно бились с Германией и её союзниками, бросив огромные силы и ресурсы на борьбу с врагом. Однако, всё было, не совсем так: американские толстосумы и их верные друзья в правительстве США долгое время не могли позабыть своего верного довоенного союзника – Гитлера.

Пока американские солдаты доблестно гибли в Сицилии и на пляжах Нормандии, в руки нацистов из США потоком текло топливо, шли запчасти и новейшие технологии.


В 1931 году американская журналистка Аннетта Энтона из «Детройт Ньюз» брала интервью у нового лидера Германии Адольфа Гитлера. Над рабочим столом главного нациста корреспондентка заметила портрет главного американского автодельца Генри Форда. В ответ на удивление Аннеты, Гитлер искренне сказал: «Генри Форда я считаю своим вдохновителем».

Форд далеко не случайно оказался в числе кумиров фюрера. Именно благодаря Форду, а также ряду крупнейших толстосумов США, произошел скрытый рост военного потенциала Германии. В предвоенные годы экономика рейха росла как на дрожжах.

Наверное, наиболее типичным представителем американского бизнеса, и одновременно, большого друга Гитлера можно назвать Генри Форда – старшего. Будучи одним из главных воротил американского рынка, Генри Форд оказывал серьёзную финансовую поддержку НСДАП. В благодарность фюрер не только повесил его портрет в своей мюнхенской резиденции, но и с восхищением писал о Форде в своей книжке «Моя борьба». В ответ Форд ежегодно поздравлял «своего немецкого друга» с днем рождения, при этом дарил ему «подарок» стоимостью в 50 000 рейхсмарок.

Еще до начала войны гитлеровцы получили от фордовских филиалов в Германии, Бельгии и Франции 65 тысяч грузовиков. Кроме того, филиал Форда в Швейцарии отремонтировал тысячи немецких грузовиков. Ремонтировал германский автотранспорт и швейцарский филиал другого американского автогиганта «Дженерал моторс», который по совместительству являлся крупнейшим вкладчиком германского автоконцерна «Опель», успешно сотрудничая с ним всю войну и получая изрядные дивиденды. Но Форд был вне конкуренции!

По словам американского военного историка Генри Шнейдера, Форд помогал немцам в получении каучука, жизненно необходимого для германской промышленности. Мало этого, до самого начала Второй мировой войны владелец автогиганта США поставлял Гитлеру военную технику, за что в честь 75-летия Форда фюрер наградил юбиляра высшей наградой Третьего Рейха для иностранцев - «Большим крестом Немецкого Орла». Немецкий консул даже совершил поездку в Детройт, чтобы лично повесить Золотой крест со свастикой на грудь автомагнату. Форд пришел в восторг от этой награды. На грандиозном праздничном обеде, организованном в день юбилея – 30 июля 1938 года, присутствовало свыше 1500 самых богатых детройтцев.

Даже с началом второй мировой Форд не прервал сотрудничества с нацистами. В 1940 году Форд отказался собирать двигатели для самолётов воюющей с Германией Англии, в то время как во французском городе Пуасси его новый завод начал выпускать для гитлеровской армии авиадвигатели, грузовые и легковые автомобили, поступавшие на вооружение вермахта. И после 1941 года филиал «Форда» в оккупированной Франции продолжал производить грузовики для вермахта, а другой его филиал, в Алжире, снабжал гитлеровского генерала Роммеля грузовиками и бронеавтомобилями. Даже в апреле 1943, когда Советский Союз вёл кровопролитные бои с гитлеровцами, французские филиалы Форда работали исключительно для выгоды Германии. Грузовые «пятитонки» и легковые «форды» были основным армейским транспортом вермахта. Главным для корпорации оставался вопрос прибыли, которую она старалась получить любой ценой. В конце войны авиация союзников разбомбила завод в Пуасси, но такой же завод Форда в германском Кёльне не тронула, хотя почти весь старинный город был разрушен. Что примечательно, после войны компания «Форд», как и её мощный конкурент «Дженерал моторс», благодаря усилиям крупных адвокатов, добилась от правительства США получения компенсации «за ущерб, нанесённый их собственности на вражеской территории».

«Форд» был далеко не единственной американской корпорацией, приложившей руку к созданию германской военной машины. К моменту начала Второй мировой войны совокупные вклады американских корпораций в свои немецкие филиалы и представительства составляли порядка 800 миллионов долларов. Вложения компании Ford - 17,5 миллионов, Standard Oil of New Jersey (ныне существующей под вывеской Exxon) - 120 миллионов, General Motors - 35 миллионов, ITT - 30 миллионов.

Так, для авиации рейха американские компании поставили тысячи авиадвигателй и, главное, лицензии на их производство. Например, двигатели BMW «Хорнет», которыми был оснащён самый массовый транспортный самолёт Германии «Юнкерс-52», производились по лицензии американской компании Prat & Whitney.

General Motors в Германии принадлежал Opel. На заводах этой компании штамповалась бронетехника рейха, а также почти 50% силовых агрегатов бомбардировщиков Junkers-88. В 1943 году немецкий филиал General Motors разработал и стал выпускать моторы для Messerschmitt-262 – первого реактивного истребителя люфтваффе.

Компания IBM за время Второй мировой сумела утроить свой капитал. Значительная его часть была получена за счет сотрудничества с Гитлером. Поставляемые через немецкий филиал счетные машины позволили нацистам в сжатые сроки провести перепись населения оккупированных стран и определить количество лиц, подлежащих аресту (оборудование помогало методом перекрестного анализа выявлять даже тех евреев, которые уже несколько поколений тщательно скрывали свое происхождение). Своими счетными машинами, запчастями к ним и специальной бумагой IBM снабжала многие ведомства рейха, в том числе – концлагеря.

Разумеется, на словах правительство США противодействовало сговору американских же корпораций с нацистами. Например, в ходе войны был принят закон «Trading with the enemy act», предусматривавший суровые карательные меры за подобное сотрудничество. Но на деле многочисленные лоббисты, засланные толстосумами во все эшелоны власти, помогали тем обходить любые препоны.

Американский юрист Джеймс Мартин, выступивший среди прочих против практики экономического сотрудничества с врагом, в своей книге «Братство бизнеса» писал: «В Германии нам мешали не немецкие, а американские бизнесмены. Те, кто нам мешал, действовали из Соединенных Штатов, но действовали не открыто. Нам мешал не какой-нибудь закон, утвержденный конгрессом, не приказ президента США, не решение президента или кого-либо из членов кабинета об изменении политического курса. Короче говоря, формально мешало нам не «правительство». Но мешавшая нам сила, как это совершенно ясно, держала в своих руках те рычаги, при помощи которых обычно действуют правительства. Перед лицом растущей экономической мощи правительства относительно бессильны, и это, конечно, не ».

Даже после того, как Германия объявила войну США, ряд крупнейших американских компаний при полном попустительстве Белого Дома продолжал сотрудничать с Гитлером!

Нефтяная корпорация Standard Oil of New Jersey (Exxon) поставила нацистам бензина и смазочных материалов на 20 миллионов долларов. До самой высадки американских войск во Франции танкерный флот «нейтральной» Испании работал почти исключительно на нужды вермахта, снабжая его американским «чёрным золотом», формально предназначенным для Мадрида. Даже в первые месяцы 1944 года Германия реэкспортировала из Испании 48 тысяч тонн нефти ежемесячно.

То же происходило и с другим стратегическим сырьем – каучуком. В то время, когда Штаты оказались неспособны снабжать свою собственную армию сырьем, в частности, синтетическим каучуком, Standard Oil заключила сделку с гитлеровской Германией, согласно которой компания обязалась осуществлять регулярные поставки сырья, топлива и каучука за океан – в Германию, Италию и Австрию. В итоге, американская армия осталась ни с чем – поставки необходимого сырья были расписаны кланом Рокфеллеров на 8 лет вперед. Когда США вступили во вторую мировую войну, американское правительство было вынуждено договариваться с подставной английской конторой, продававшей каучук и другие необходимые ресурсы, купленные у германских концернов, которые в свою очередь отоваривались у Рокфеллера. Таким образом, когда американцы через третьих лиц приобретали свое же сырье, Standard Oil получала сверхдоходы и с той и с другой стороны.

В 1942 году в США грянул небольшой скандал: Standard Oil намеренно сократила поставки метанола для армии США. Метанол использовался для производства смазочных материалов на основе природного газа (необходимых авиации при полетах на больших высотах), уксусной кислоты (компонент взрывчатки) и синтетического каучука. Наконец, в 1943 году Рокфеллерами в оккупированную Францию было продано 25 тысяч тонн сульфата аммония (компонент взрывчатки) и 10 тысяч тонн хлопка, несмотря на то, что нехватка этих товаров остро ощущалась в Соединенных Штатах.

А еще к немцам из-за океана шёл синтетический каучук и, конечно, множество запчастей для авиационной и автомобильной промышленности, для танков. Особую ценность представляли 1100 тонн вольфрама, полученные в ходе войны Германией от США. Как известно, вольфрам был ключевым компонентом в производстве противотанковых снарядов и электронной промышленности.

Темная была связана с концерном SKF – крупнейшим в мире производителем шарикоподшипников. В то время как гигантские партии подшипников (более 600 тысяч ежегодно) отправлялись через Южную Америку нацистским клиентам, Curtiss-Wright aviation corporation, производившая двигатели для американских ВВС, долгое время вообще не получала от SKF заветных стальных шариков. Prat & Whitney – еще один производитель авиадвигателей - из-за срывов поставок подшипников от SKF также был вынужден сократить объемы производства. Из-за изношенных деталей самолеты терпели аварии, гибли люди, часть новых машин вообще не могла подняться в воздух, но SKF интересовала лишь прибыль, а немцы платили больше.

Когда 14 октября 1943 года командующий армейской авиацией США генерал Генри Арнольд отдал приказ совершить воздушный налет на шарикоподшипниковый завод SKF в немецком Швайнфурте, противник каким-то образом прознал об операции и сумел подготовить оборону, сбив в результате 60 американских самолетов. 19 октября Арнольд без обиняков заявил лондонской News Chronicle: «Они бы не смогли организовать оборону, если бы не были предупреждены заранее». Кто предупредил немецкий филиал, думаю, объяснять излишне.

Помогли американские корпорации Рейху и с военными разработками. В разгар войны специалисты контролируемой Морганами многонациональной телефонной корпорации США «Интернешнл Телефон Телеграф» рука об руку работали с немецкими коллегами на территории Швейцарии, имея отличную крышу со стороны германских спецслужб. Одним из акционеров ИТТ был начальник политической разведки Службы безопасности Вальтер Шелленберг. А глава ИТТ полковник Состенес Бен, в разгар войны оказывал нацистам помощь в совершенствовании управляемых авиабомб. С помощью таких бомб немцы варварски разрушали Лондон, потопили и повредили множество судов, среди которых по иронии судьбы оказались и американские, например американский крейсер «Саванна».

Когда на Нюрнбергском процессе судили президента «Рейхсбанка» и гитлеровского министра экономики Ялмара Шахта, он припомнил о связях «Опеля» с «Дженерал моторе» и предложил посадить на скамью подсудимых капитанов американского бизнеса. Разумеется, предложение не было принято.

Сегодня я прочитал статью о скандале с участием немецкой страховой компании Allianz, которая хотела приобрести права на название футбольного стадиона нью-йоркских команд Джайантс и Джетс.

Разногласия возникли из-за того, что компания Allianz известна своими связями с нацистами: она была страховой компанией концентрационного лагеря Освенцим, а ее исполнительный директор был одним из советников Гитлера. Более того, во время Холокоста вместо того, чтобы выплачивать евреям страховые пособия, компания направляла эти деньги нацистам.

Еврейские организации возражали против того, чтобы компания Allianz приобрела права на название стадиона, открытого под именем Нью-Мидоулендс. Айб Фоксман, глава Антидиффамационной лиги (организации, призванной бороться с любыми проявлениями антисемитизма и оскорблениями евреев в США), говорит: «Увековечивание имени компании для будущих поколений было бы оскорблением».

После окончания Второй мировой войны компания Allianz принесла официальные извинения за участие в Холокосте и выплатила несколько миллионов долларов в качестве компенсации. Все это подводит нас к крайне серьезной теме: в какой момент мы должны сказать компаниям, сотрудничавшим с нацистами: «Отлично, вы извинились, выплатили компенсацию, никто из ваших нынешних служащих не сотрудничал с нацистами, - теперь пришло время двигаться дальше»?

Существует огромное количество корпораций, сотрудничавших с нацистами. Помимо компании Allianz, я напишу здесь еще об одиннадцати. Все они принесли извинения. Многие выплатили компенсацию. Сменилось два поколения.

Я не буду высказываться относительно того, считаю ли я, что люди должны простить эти корпорации, объявить им бойкот... или оставаться их клиентами, выражая при этом свое недовольство… или же отпускать язвительные комментарии наподобие: «Ух ты, Allianz, ваши страховки так хороши, мы ТАК впечатлены вашей работой! И если бы ни существовало еще 800 других, лучших страховых компаний, мы непременно выбрали бы именно вас».

Вам судить. Я же просто размещу здесь информацию. Вот 11 корпораций, которые (хотя, возможно, вы этого и не ожидали) сотрудничали с нацистами.

1. Kodak

На протяжении Второй мировой войны филиал Kodak в Германии использовал труд рабов из концентрационных лагерей. Несколько европейских филиалов тесно сотрудничали с нацистским правительством. Вильгельм Клеппер, один из главных советников Гитлера по экономическим вопросам, содействовал развитию этой компании. После установления нацистского режима Клеппер объявил о том, что Kodak и некоторые другие компании будут щедро вознаграждены, если уволят всех сотрудников-евреев. (Источник:TheNation)

2. HugoBoss


В 1930-хгг. Компания Hugo Boss начала заниматься пошивом нацистской формы. Причина: сам Хьюго Босс вступил в нацистскую партию и заключил контракт на пошив формы для организации «Гитлерюгенд», штурмовиков и СС.

Для Хьюго это было большим прорывом: спустя всего восемь лет с момента основания компании он заключил контракт, позволивший ей подняться на новый уровень.

Производство униформы для нацистов шло настолько активно, что, в конце концов Хьюго пришлось ввозить рабов из Польши и Франции в качестве дополнительной рабочей силы.

В 1997 году сын Хьюго, Зигфрид Босс, в интервью одному из австрийских журналов заявил: «Конечно, мой отец состоял в нацистской партии. Но кто в то время в ней не состоял?» (Источник: New York Times)

3. Volkswagen


Фердинанд Порше, человек, основавший Volkswagen и Porsche, встретился с Гитлером в 1934 году, чтобы обсудить концепцию создания «народного автомобиля». (Именно так переводится на русский язык название марки).

Гитлер сказал Порше, чтобы тот создал автомобиль обтекаемой формы, «похожий на жук». Вот как появился Volkswagen Жук: он был не только сконструирован нацистами, Гитлер сам дал ему имя.

Считается, что на протяжении Второй мировой войны четверо из пяти работников концерна Volkswagen были рабами. Фердинанд Порше даже напрямую обращался к Генриху Гиммлеру, одному из лидеров СС, для того, чтобы тот присылал ему рабов из Освенцима. (Источник: TheStraightDope)

4. Bayer


Во время Холокоста немецкая компания под названием IG Farben выпускала «Циклон Б» –газ, применявшийся в газовых камерах нацистов. Компания также спонсировала Йозефа Менгле и помогала ему в осуществлении его «экспериментов» над заключенными концентрационного лагеря.

IG Farben – компания, оказавшаяся на втором месте по доходам, полученным благодаря сотрудничеству с нацистами. После Второй мировой войны компания распалась. Bayer был одним из ее подразделений, ставшим отдельной компанией.

Да, кстати… Аспирин был получен одним из сотрудников компании Bayer, Артуром Айхенгрюном, который был евреем. Однако компания Bayer отказалась признать, что еврей изобрел продукт, позволивший ей остаться на плаву. Так что до сих пор заслугу изобретения аспирина официально приписывают Феликсу Хоффману, мужчине с прекрасной арийской внешностью. (Источник: AllianceforHumanResearchProtection, PharmaceuticalAchievers)

5. Siemens


Во время Холокоста компания Сименс использовала рабский труд. Рабов заставляли строить газовые камеры, в которых потом убивали самих рабочих и их семьи. Хорошие люди там работали, ничего не скажешь.

Именно с этой компанией связана история, в которой Сименс выглядит наиболее бесчувственной по сравнению со всеми остальными компаниями в этом списке. В 2001 году Сименс попыталась зарегистрировать новую линейку продукции под именем «Циклон Б» (что в немецком означает «циклон»). В эту линейку входили газовые плиты.

Само собой разумеется, что название Циклон использовалось для обозначения ядовитого газа, который использовали во время Холокоста в газовых камерах.

Спустя неделю, шокировав несколько групп наблюдателей своим заявлением, Сименс все-таки отозвала это прошение. В компании заявили, что никогда не проводили ассоциаций между используемым во время Холокоста газом «Циклон Б» и предложенной ими линейкой продукции «Циклон Б». (Источник: BBC)

6. Coca-cola

А именно Fanta. Эта компания вела двойную игру. Она поддерживала как американские, так и нацистские войска. Так, в 1941 г., когда в Германии закончился специальный сироп для приготовления Колы, компания не смогла приобрести немного сиропа у своего американского филиала, так как в то время действовали военные ограничения.

Поэтому специально для нацистов компания изобрела новый напиток: фруктовую газированную воду, названную Фантой.

В действительности задолго до этого слово «фанта» ассоциировалось с группой поющих женщин из экзотических стран. Позже это стало неофициальным напитком нацистской Германии. (Источник: New Statesman)


Генри Форд был легендарным антисемитом, поэтому это вполне логично. Он был одним из самых известных сторонников Гитлера за пределами Германии. В 1938 г. на свой 75-летний юбилей он получил нацистскую медаль «Выдающемуся иностранцу».

Он наживался на обеих сторонах, производя автомобили как для нацистов, так и для участников антигитлеровской коалиции.

Интересно, насколько извращенной логики придерживалась страховая компания Allianz, полагая, что она должна получить права на название стадиона Мидоулендс, мотивируя это тем, что Форду были предоставлены права на наименование Детройт Лайонс. (Источник: Reformed Theology)

8. Нефтяной концерн Standard Oil


Люфтваффе необходим был тетраэтилсвинцовый газ для того, чтобы их самолеты могли взлетать. Standard Oil была одной из трех компаний, способных производить этот вид топлива, чем она, собственно, и занималась.

Без содействия этой компании самолеты немецких воздушных сил никогда бы даже не оторвались от земли.

Когда монополия Standard Oil была распущена, на ее месте образовались компании Exxon Mobil, Chevron и BP. Все эти компании существуют и по нынешний день, но, к счастью, они не придерживаются политики их материнской компании, основанной на получении невообразимой выгоды из военных действий. (

Накануне великого праздника победы перечисляем бренды, которые сотрудничали с Гитлером и Ко, и существуют до сих пор.

Во время войны многие немецкие фирмы получали заказы от действующего правительства - нацистского режима. Осуждать эти компании сегодня - по меньшей мере, неразумно, ведь они действовали по законам своего времени. К тому же, большинство из них до сегодняшнего дня продолжают успешно функционировать - и на благо человека, а не с целью его уничтожить.

Hugo Boss


Марка, поддельной продукцией которой были переполнены все отечественные рынки последние лет десять, появилась в 1923 г. Ее основатель, собственно, Хуго Босс позже стал членом нацистской партии. Компания Hugo Boss шила мундиры для SS, SA, Гитлерюгенда и Вермахта. На фабриках Hugo Boss использовался труд пленных из стран Балтии, Бельгии, Франции, Италии, Австрии, Польши, Чехословакии и СССР. В 1999 г. компания Hugo Boss согласилась присоединиться к фонду в 5 млрд. долл., который основали немецкое и американское правительства для выплат компенсаций семьям работников, которые во время войны привлекались к принудительным работам в Германии. Часть Hugo Boss в этом фонде составила 752 тыс. евро.


Компанию Siemens, сегодняшнего гиганта в областях электроники, электротехники, энергетического оборудования, транспорта, светотехники и медицинского оборудования, основали в 1847 г. К тому моменту, как в 1933 г. к власти пришел нацистский режим, Siemens уже был устоявшимся успешным холдингом, который производил все на свете, от стиральных машин (допотопных сегодня, прогрессивных тогда) до авиационных моторов. Во время Второй Мировой деятельность Siemens была направлена преимущественно на удовлетворение запросов армии - в частности, именно холдинг Siemens AG участвовал в производстве ракет V-1 и V-2, а также разработал проекты крематориев для концлагерей Аушвиц-Биркенау. Как и многие крупные немецкие компании того времени, Siemens использовала труд военнопленных и заключенных концлагерей.


Великий фармацевтический гигант вошел в историю, когда в 1899 г. стал продавать ацетилсалициловую кислоту под названием Аспирин, изобретение которого в 1852 г. стало прорывов в фармакологии. Также, еще до Первой мировой, специалисты Bayer открыли героин (диацетилморфин), который изначально продавался как лекарство от кашля - собственно, под торговой маркой Героин. Незадолго до начала Второй Мировой Bayer становится частью конгломерата IG Farben - который, в свою очередь, был одним из главных “инвесторов” нацистского режима. В составе IG Farben компания Bayer приложила руку к производству Циклона Б - химического соединения, которое использовалось в газовых камерах лагерей смерти. После войны Bayer отделилась от IG Farben, стала независимой компанией, и до сих пор производит лекарства, которые спасают жизни людей по всему миру.


Начиная с 1933 г., когда Гитлер пришел к власти, с помощью таких машин была сделана перепись населения, чтобы в дальнейшем ни один еврей не остался "незамеченным".

Немецкий филиал компании IBM, специализирующейся на оборудовании (тогда), программировании и информационных услугах (теперь) поставлял нацистам сортировочные машины (для концлагерей), счетные машины и перфорационные карты. В 2001 г. жертвами нацистов компании IBM был выдвинут иск - компанию обвиняли в способствованию геноциду. Благодаря разработкам IBM, внушительная машина Рейха по учету и уничтожению миллионов людей работала быстро и без сбоев. Это, по сути, была новаторская для того времени (без компьютеров!) статистическая технология.


Компания, которая сегодня является одним из самых популярных производителей автомобилей в мире, для Рейха делала авиационные моторы для Luftwaffe и мотоциклы с пассажирской “люлькой”. Как и другие бренды, которые сотрудничали с режимом, байерский автомобильный гигант пользовался трудом военнопленных и заключенных концлагерей.