Проблемы трудоустройства молодежи на региональном рынке труда. Проблемы трудоустройства молодежи на региональном рынке труда Кто нужен современному рынку

На чтение 2 мин. Просмотров 1.3k. Опубликовано Май 26, 2017

Лето – прекрасная пора… И не только для отдыха! Многие юрьевецкие школьники имеют большое желание работать в свободное от учебы время! И такая возможность есть!
Юрьевецкий центр занятости населения совместно с администрацией Юрьевецкого района, управлением образования администрации Юрьевецкого района ежегодно занимается вопросом временного трудоустройства несовершеннолетних. Социальную пользу занятости молодежи, особенно в период каникул, невозможно недооценить. С каждым годом численность желающих работать в свободное от учебы время растет. В этом году уже более 50 человек выразили желание трудоустроиться. Но, к сожалению, количество предприятий и организаций, принимающих на временные работы несовершеннолетних, невелико. В итоге количество рабочих мест ограничено. Из местного бюджета ежегодно выделяются средства на создание временных рабочих мест для несовершеннолетних, но, чтобы удовлетворить потребность всех желающих, их не хватает, поэтому вопрос трудовой адаптации подростков встает весьма остро.
В основном молодежь занимается уборкой помещений, благоустройством, очисткой, озеленением территорий воинских захоронений, обелиска Славы, Городского сада, оказанием социальной помощи пожилым людям. Занятость подростков позволяет не только заработать честным трудом деньги на первоочередные нужды, но и повышает интерес к получению первичных трудовых и профессиональных навыков, воспитывает чувство ответственности и трудолюбия.
В период временного трудоустройства несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время службой занятости населения оказывается материальная поддержка в размере 850 рублей. Работодатель выплачивает заработную плату за фактически отработанное время исходя из минимального размера оплаты труда.

1

Симчук С.А. 1

1 Государственный технический университет

1 Силиванова, Н. Основные проблемы экономики на дальнем востоке / Н. Силиванов. – М.: Юнити, 2010. – 341 с.

2 Вишневская, А. Экономика на дальнем востоке/ А. Вишневская. – М.:. Экономист, 2011. - 255с.

3 Богатуров, А. Д. Восточная Азия: перспективы развития. Российский Дальний Восток в новых геопространственных измерениях Восточной Евразии / А. Д. Богатуров. – М.: Ника-центр, 2006, - 293 с.

На Дальнем Востоке одна из самых кричащих проблем — это проблема недостатка рабочих рук. Она порождает и перекосы в развитии отдельных территорий, и недостаточный уровень развития в тех или иных субъектах федерации, необходимость заниматься более тщательно регулированием миграционных потоков и массу других проблем. Отсюда уезжают люди работоспособного возраста, высокой квалификации. А приезжают мигранты совершенно не той категории. Поэтому всю молодёжную политику нужно направить на обеспечение молодых местных дальневосточников интересной работой, достойной зарплатой, доступным жильём, качественным здравоохранением и образованием, досугом. Молодёжь и постоянное население - это фундамент развития Дальнего Востока.

Проблема трудоустройства выпускников ВУЗов сегодня чрезвычайно актуальна. Система государственного распределения - ушла в прошлое. Сегодня молодой специалист сталкивается с довольно жесткими условиями рынка, из которых он не всегда выходит победителем. В настоящее время молодежь пред-ставляет наиболее многочисленную груп-пу безработных - более 30 % от общего числа зарегистрированных безработных. Кроме того, 25-28 % от общей совокуп-ности безработной молодежи составляют выпускники учебных заведений.

С какими же проблемами сталкиваются сегодня дипломированные специалисты? Одним из главных препятствий при трудоустройстве по окончании ВУЗа для многих «вчерашних» студентов является отсутствие опыта работы. В условиях функционирования рынка трудовых ресурсов основным критерием в оценке выпускников профессиональных образовательных учреждений становится их реальная профессиональная квалификация и компетентность, обеспечивающие конкурентоспособность и профессиональную мобильность специалиста. Казалось бы, какой может быть опыт работы у бывшего студента по своей специальности к концу учебы? Ведь, у него не было пока диплома, а если и имелся опыт работы, то, скорее всего, это был опыт курьера, разносчика, официанта и другие специальности, обычно предлагаемые студентам службами занятости в качестве дополнительного заработка в период обучения. Возникает парадокс, но, к сожалению, зачастую данное обстоятельство оставляет многих дипломированных специалистов без работы и вынуждает срочно менять сферу деятельности и работать не по специальности.

На рынке труда и образовательных услуг отмечены нерешенные проблемы, требующие активизации взаимодействия территориальных органов службы занятости и их социальных партнеров. Учреждения профессионального образования медленно перестраиваются в соответствии с новыми требованиями работодателей, недостаточно гибко реагируют на изменения рынка труда в отношении соответствия структуры, объемов и профилей подготовки кадров, уровня их квалификации. Продолжается подготовка кадров для отраслей, переживающих спад, где происходит значительное высвобождение работников. Выпускники 9-11 классов общеобразовательных школ попадают на рынок труда, не имея востребованных профессий и специальностей. Значительная часть выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений не имеют реальной трудовой перспективы по месту жительства в небольших городах и сельских поселениях. Количество обращений выпускников вузов, имеющих профессии бухгалтера, экономиста, техника, юриста значительно превышает потребность, что практически не оставляет им шанса для трудоустройства по полученной профессии. Таким образом, заказчиками по этим профессиям являются не предприятия и организации, а родители выпускников.

Несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводят выпускников на биржу труда. Проблемы трудоустройства молодых специалистов и рабочих кадров, выходящих на рынок труда Хабаровского края, по-прежнему остаются весьма острыми. Основными причинами этого являются:

Несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

Несоответствие между структурами потребностей рынка труда и выпуска специалистов;

Отсутствие необходимого опыта и навыков работы, низкая квалификация выпусков;

Превалирующая ориентация выпускников на занятость в непроизводственной сфере, с установкой на высокую заработную плату;

Низкий уровень оплаты труда и отсутствие в больнинстве организаций и предприятий социальных гарантий (прежде всего перспектив обеспечения жильем);

Недостаточная информированность безработных граждан и выпускников учебных заведений о тенденциях и навыках поведения на рынке труда.

В заключение могу сказать, что успехов в поиске работы в динамичной среде может добиться только тот, кто открыт к изменениям, коммуникабелен, развил в себе способность к постоянному обучению и переобучению. Молодым специалистам требуются значительные знания в смежных отраслях, дополнительное образование, умение быстро адаптироваться в быстроизменяющихся обстоятельствах.

Однако основной проблемой в вопросах трудоустройства выпускников вузов, по мнению директора агентства по подбору персонала «Карьера-Форум» Галины ПОПОВОЙ, остается несовпадение ожиданий молодых специалистов и работодателей. «У многих выпускников действительно слабые представления о том, какие компании есть на рынке, какие условия они выдвигают, за что они готовы предложить хорошую зарплату, а за что нет. А работодатели часто разочарованы тем, что выпускники не обладают теми знаниями, которые нужны в первую очередь на рабочих местах», - говорит она. Если говорить об ожиданиях по заработной плате, которую хотят получать выпускники вузов, то в прошлом году, по словам Галины Поповой, в среднем они запрашивали 30 тысяч рублей. Конечно, были те, кто хотел и 60, но многие начинающие специалисты были готовы работать и за 10-15. Немаловажную роль сегодня в успешном трудоустройстве молодых специалистов играют и их личностные качества. По словам Екатерины ЧЕРНОВИЦКОЙ, заместителя руководителя департамента образования и науки администрации Приморского края, главная задача высшей школы - не только дать знания и воспитать интеллигентного и образованного человека, но и сделать его успешным. А успешным человек может стать только тогда, когда найдет себя в профессии. Сегодня востребованы не только диплом, в котором хорошие оценки, и хорошие знания, сегодня очень важны новые компетенции, которыми должен обладать выпускник, и самое важное - это человеческие качества. У многих компаний вопросы не к диплому, а к самому человеку: способен ли он работать в коллективе, способен ли взять на себя ответственность? Это очень важно».

Библиографическая ссылка

Симчук С.А. ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-3. – С. 62-63;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34517 (дата обращения: 30.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Условия и факторы, содействующие трудоустройству выпускников Бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Вологодской области "Великоустюгский автотранспортный техникум"

Проблема трудоустройства выпускников учреждений среднего профессионального образования достаточно остро стоит в условиях современных тенденций развития рыночной экономики. Каждый выпускник рассчитывает найти работу по профилю полученной специальности, получать достойную заработную плату (которая сегодня, к сожалению, зачастую ниже уровня обеспечения нужд и потребностей молодых специалистов) и видеть перспективу карьерного роста.

В данной публикации мы постарались выделить, с какими основными проблемами сталкивается выпускник, устраиваясь на работу:

1. дефицит рабочих мест по полученной специальности (профессии) (например, на данный момент выпускников экономических специальностей выпускается гораздо больше, чем их востребовано на рынке труда);

2. низкий уровень заработной платы (как правило, из-за отсутствие стажа и квалификации);

3.завышенные требования со стороны работодателей (наличие стажа, дополнительных умений, высокой квалификации специалиста(например, хорошее владение иностранным языком или умение работать со сложным программным обеспечением ПК и т.д.);

4. несоответствие компетентности выпускников требованиям работодателя (недостаточно высокий уровень знаний и умений);

5. низкий общественный статус некоторых профессий (специальностей).

Ряд выпускников, на наш взгляд, также "виноваты" в том, что не могут найти работу. Причины этого следующие:

1. нежелание работать по полученной специальности (например, учеба ради получения документа государственного образца - диплома) порядка 5-7 % выпускников открыто заявляют, о том, что не пойдут работать по полученной профессии и им было нужно только образование);

2. завышенный уровень притязаний (требуется сразу высокая заработная плата, карьерный рост и т.д.);

3. низкий уровень активности при трудоустройстве (одним из "простых" решений является постановка на учет в Центры занятости) как правило, 1-2 выпускника, буквально через 1-2 месяца, а то и раньше становятся на учет в Центры занятости. При последующем собеседовании выясняется, что они практически не проявляли активности, пытаясь найти работу;

4. нежелание повышать квалификацию (как правило, студенты считают что их квалификация достаточно высока, забывая о том, что дополнительно знание основ быстрого набора текста или курсы секретаря-референта значительно увеличивают их шанс трудоустройства);

5. низкий уровень профессиональных знаний и умений.

Стоит отметить, что о данных проблемах говорилось и 5 и 10 лет назад, но, несмотря на активную работу учебных заведений по трудоустройству выпускников, эти проблемы актуальны до сих пор.

В нашем техникуме с 2011 года стала функционировать Служба по трудоустройству выпускников. Были определены основные направления работы, определены основные задачи службы, такие как:

Разработка и реализация системы содействия трудоустройству выпускников техникума;

Мониторинг и сбор актуальной информации о состоянии рынка труда (постоянная работа с местным Центром занятости, работа с объявлениями в газетах и социальных сетях, общение с выпускниками, нынешними директорами предприятий). До недавнего времени студенты нашего техникума проходили производственную практику на одном из крупнейших предприятий страны по ремонту военной техники - «Муромтепловоз». За 5 лет прохождения практики разными курсами, ряд студентов – выпускников остались работать на данном предприятии;

Проведение систематических исследований о потребности в кадрах предприятий и организаций на перспективу;

Заключение договоров между техникумом и предприятиями, по организации стажировок и производственных практик для студентов;

Привлечение работодателей к разработке образовательных программ и проведения производственной практики учебных заведений, с возможным последующим трудоустройством выпускников;

Участие в мероприятиях, направленных на трудоустройство выпускников (ярмарки вакансий для студентов и выпускников и т.д.);

Разработка и реализация программ (проектов), направленных на адаптацию выпускников на рынке труда;

Проведение просветительской работы с выпускниками с целью позитивного изменения трудовых установок, формирования мотиваций в процессе поиска работы;

Развитие социальных компетенций и навыков в процессе поиска работы.

Условия, способствующие трудоустройству выпускников, созданные на базе БОУ СПО ВО "Великоустюгский автотранспортный техникум":

1. Информирование студентов , начиная с первого года обучения о состоянии отрасли, в которой предстоит работать будущему выпускнику, как в целом по Российской Федерации, так и конкретно по региону, обозначение проблем и перспектив развития отрасли, уровня средней заработной платы и т.д. Выпускник должен знать с какими трудностями он столкнется при устройстве на работу. (Например, в нашем техникуме уже на 1 курсе студентам обучающимся по специальности "Экономика и бухгалтерский учет", преподаватели специальных дисциплин рассказывают о высокой конкуренции в данной среде, необходимости дополнительной подготовки, развитии навыков работы на компьютере, в том числе работа со специальными программами. Обращается внимание на возможность временного трудоустройства не по профилю образования, с последующим поиском работы по полученной специальности).

2. Постоянное обновление оборудования и применение новых технологий. Не секрет, что развитие практически любой отрасли идет непрерывно и быстрыми темпами. Еще 10 лет назад, ноутбук был предметом роскоши, а сегодня у каждого третьего студента в руках на перемене планшет или смартфон. За последние 10-15 лет, производственные базы предприятий обновились на 60-80 процентов, большое количество электронного оборудования, зачастую иностранного производства "заставляют" руководителя образовательной организации тратить большие финансовые средства на закупку нового оборудования, чтобы выпустить квалифицированного специалиста, который без дополнительного переобучения сможет работать на современном оборудовании.

3. Дополнительное обучение по смежным (дополнительным) профессиям. Чем большим количеством профессиональных знаний и умений обладает выпускник, тем легче ему найти работу. Студенты, обучающиеся в нашем техникуме по специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" помимо основной специальности и получения профессии "Водитель автомобиля категории В и С", также могут пройти дополнительное обучение и получить свидетельство по дополнительным профессиям: "Автоэлектрик", "Специалист по шиномонтажным работам" или "Оператор линии комплексного диагностирования технического состояния автомобиля".

4. Включение в образовательные программы учебных дисциплин , обучающих применению технологий трудоустройства, умение анализировать современный рынок труда. В нашем техникуме успешно апробированы следующие дополнительные учебные дисциплины (курсы) для студентов выпускных курсов: "Технология поиска работы", "Основы предпринимательской деятельности".

5. "Качественное прохождение" производственных практик и стажировок во время обучения . Необходимо отметить, что данное условие обеспечивается только комплексным взаимодействием представителей учебно-производственной работы (например, заведующим практикой) и работодателями. Руководители многих предприятий начинают отбор претендентов для работы с 3 курса, привлекая их вначале для прохождения производственной практики, а затем и для постоянной работы. В то же время, администрации образовательной организации необходимо отслеживать качество прохождения производственной практики. (Со слов директора одного из предприятий нашего города: "Я готов принимать на работу ваших выпускников, готов оплачивать им получение высшего образования с перспективой карьерного роста, но сначала я должен оценить, как они работают и хотят ли они работать вообще?").

6. Участие представителей работодателей в разработке профессиональных образовательных программ, программ практик и программ Государственной итоговой аттестации, как того требуют Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Именно работодатели знают и понимают какими знаниями и умениями должен обладать выпускник, на какие учебные предметы необходимо обратить больше внимания, с какими основными проблемами сталкиваются студенты, пришедшие на практику и выпускники, пришедшие устраиваться на работу. Наш техникум активно сотрудничает в этом направлении с представителями многих автотранспортных предприятий области.

7. Работа с сетью информационных ресурсов , предоставляющих актуальную информацию о рынке труда и подготовке кадров. Необходимо создавать базу вакансий, работать "на перспективу", т.е. готовить тех специалистов, которые будут востребованы через 3 - 4 года. К сожалению, данное направление работы осложняется тем, что работодателю нужны специалисты "уже сейчас", а "не завтра" и как правило нужны 2-3 специалиста, а не группа выпускников в 15-25 человек. И вот тут может пригодиться рассмотрение вопроса о целевом обучении студентов, заключении договоров с предприятиями, и последующей отработкой выпускниками затраченных на обучение средств. Мы проводили подобное обучение, правда, договора заключались на подготовку студентов заочной формы обучения. Кроме того, важно доводить до молодежи информацию об успешных специалистах, мастерах своего дела, которые являются их ровесниками по возрастной группе, о людях которые уже получили Почетные грамоты, стали победителями каких-либо профессиональных конкурсов, смогли открыть свое дело и т.д.

Работа Службы по трудоустройству выпускников нашего техникума была неоднократно положительно оценена специалистами в области трудоустройства, работодателями и студентами выпускных групп. В частности, в январе 2014 года в областном конкурсе "Лучший центр трудоустройства выпускников - 2013" Служба по трудоустройству выпускников нашего техникума была отмечена Дипломом 2 степени среди 36 средних учебных заведений Вологодской области.

В заключении, следует отметить, что в данной публикации были затронуты только некоторые аспекты трудоустройства. Вторичные факторы, такие как предоставление субсидий и жилья молодым специалистам, перспективы развития "малых городов" в сравнении с мегаполисами и т.д. заслуживают отдельного рассмотрения.


Одной из самых уязвимых на рынке труда категорий граждан является молодежь — выпускники среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. И это понятно, ведь у молодых людей, впервые вышедших на рынок труда, нет опыта работы, еще недостаточно серьезна мотивация к трудовой деятельности, а полученная профессия не всегда востребована работодателями. Залог успешного профессионального старта для начинающих специалистов - это вера в свои силы, поддержка государства и работодателей.

Одним из шагов на пути к решению проблемы трудоустройства является участие выпускников в мероприятиях активной политики занятости населения — «Временное трудоустройство выпускников среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые» и стажировке выпускников. В настоящее время в нашей области проходит акция для молодежи «Моя первая работа», которая включает ярмарки вакансий с участием работодателей, видеособеседования с использованием скайп-связи, имидж-мастер-классы, групповые консультации с применением интернет-технологий и многое другое.

— Стажировка - это временная занятость, организованная специально для выпускников - молодых специалистов, — пояснила нам начальник отдела ОГКУ «Пучежский ЦЗН» Ольга Николаевна Спирина. — Получив диплом, выпускник обращается в Центр занятости населения, где сотрудниками подбирается перечень предприятий для прохождения стажировки. Участниками стажировки могут быть выпускники средних профессиональных учебных заведений, не работавшие ранее и не достигшие 20-летнего возраста.

Стажировку выпускнику можно пройти в организациях — юридических лицах (кроме государственных и муниципальных учреждений), у индивидуальных предпринимателей, где возможна организация рабочего места для прохождения стажировки по полученной выпускником профессии (специальности).

— Для этого создается временное рабочее место?

— Да, работодателю необходимо создать временное рабочее место для прохождения стажировки сроком до шести месяцев и заключить договор об организации стажировки с Центром занятости населения. На период стажировки с работником также заключается срочный трудовой договор с соблюдением всех правил трудового законодательства.

Одним из привлекательных условий участия в данном мероприятии является возмещение работодателю затрат на оплату труда стажера из средств областного бюджета (не более 7500 рублей в месяц плюс страховые взносы в государственные внебюджетные фонды).

— Ольга Николаевна, а молодые специалисты получают какую-либо материальную поддержку в данном случае?

— При реализации направления «Временное трудоустройство выпускников среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые» молодым специалистам выплачивается материальная поддержка из расчета 850 рублей в месяц.

У выпускников появляется прекрасная возможность зарекомендовать себя на предприятии, научиться работать в коллективе, а в перспективе - получить постоянную работу. Всем известно, что на любом предприятии периодически происходит смена кадров: кто-то уходит на пенсию, а кто-то в декрет, появляются вакантные места для работы.

Перспективы трудоустройства после окончания временного трудоустройства, конечно же, в первую очередь зависят от самого выпускника — насколько он проявит свои профессиональные качества, активность, грамотность и готовность к трудовой деятельности. Если работодатель будет доволен его работой, то появляется перспектива дальнейшего сотрудничества.

Кстати, данные направления реализуются службой занятости уже не первый год. В 2016 году 3 выпускника смогли принять участие в этих программах. Благодаря долголетнему сотрудничеству и взаимопониманию с работодателями центром занятости заключены 2 договора с ООО «Ришелье» и СПК «Верный путь». Отрадно, что 2 выпускника получили постоянное трудоустройство по профессиям «швея», «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».

Теперь что касается этого года.У Артема Ш., выпускника Нижегородского индустриального техникума, самостоятельный поиск работы не увенчался успехом. Пройдя собеседование в нескольких организациях и не получив предложения на работу, юноша обратился в Центр занятости населения за содействием в трудоустройстве. Результатом работы стало заключение договора с ООО «Ришелье» по временному трудоустройству выпускника СПО по полученной профессии «Мастер сухого строительства». Он приступил к работе с 20 марта.

В ООО «Ришелье» стажируется Анастасия К. по профессии «швея». Первые навыки Настя получила в колледже.

— Меня тепло приняли в коллективе, помогают и подсказывают, как правильно применить полученные знания. Вообще работа моя нравится.

По словам инженера-технолога Надежды Алексеевны Маловой, Настя не боится трудностей, стремится выполнить любую работу добросовестно, качественно, что в нашем деле немаловажно. Думаю, у нее все получится.

Молодежи, на самом деле, много не нужно. Им требуется одобрение и поддержка. Когда ребята видят, что их работы находят одобрение, у них буквально «крылья вырастают». Именно участие в данных программах дает понять выпускникам, что они способные и обязательно добьются успеха в профессии и, конечно, накладывают на них и определенную ответственность за полученное дело.

Полученная работа для этих ребят — это не просто вакансия, стажировка или подработка. Работа для них сейчас — это старт всей профессиональной карьеры. От того, каким будет этот старт, зависит их успех в будущем.