Три царства медное, серебряное и золотое. Русская народная сказка «Медное, серебряное и золотое царства Три царства — медное серебряное и золотое

Три царства - медное, серебряное и золотое - Русская народная сказка - Русские сказки

Три царства - медное, серебряное и золотое

В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына- царевича.

Сотряслась беда немалая - утащил царицу нечистый дух. Говорит царю большой сын:

Батюшка, благослови меня, поеду отыскивать матушку.

Поехал и пропал, три года про него ни вести, ни слуху не было.

Стал второй сын проситься:

Батюшка, благослови меня в путь-дорогу, авось мне посчастливится найти и брата и матушку.

Царь благословил; он поехал и тоже без вести пропал - словно в воду канул.

Приходит к царю меньшой сын Иван-царевич:

Любезный батюшка, благослови меня в путь-дорогу; авось разыщу и братьев и матушку.

Поезжай, сынок!

Иван-царевич пустился в чужедальнюю сторону; ехал, ехал и приехал к синю морю, остановился на бережку и думает: “Куда теперь путь держать?”

Вдруг прилетели на море тридцать три колпицы, ударились оземь и стали красные девицы - все хороши, а одна лучше всех; разделись и бросились в воду.

Много ли, мало ли они купались - Иван-царевич подкрался, взял у той девицы, что всех краше, кушачок и спрятал за пазуху.

Искупались девицы, вышли на берег, начали одеваться - одного кушачка нет.

Ах, Иван-царевич, - говорит красавица, - отдай мой кушачок.

Скажи прежде, где моя матушка?

Твоя матушка у моего отца живет - у Ворона Вороновича. Ступай вверх по морю, попадется тебе серебряная птичка, золотой хохолок: куда она полетит, туда и ты иди.

Иван-царевич отдал ей кушачок и пошел вверх по морю; тут повстречал своих братьев, поздоровался с ними и взял с собою.

Идут они вместе берегом, увидали серебряную птичку, золотой хохолок, и побежали за ней следом. Птичка летела, летела и бросилась под плиту железную, в яму подземельную.

Ну, братцы, - говорит Иван-царевич, благословите меня вместо отца, вместо матери; опущусь я в эту яму и узнаю, какова земля иноверная, не там ли наша матушка.

Братья его благословили, он сел на рели, полез в ту яму глубокую и спущался ни много, ни мало - ровно три года; спустился и пошел путем-дорогою.

Шел-шел, шел-шел, увидал медное царство; во дворце сидят тридцать три девицы-колпицы, вышивают полотенца хитрыми узорами, - городками с пригородками.

Здравствуй, Иван-царевич! - говорит царевна медного царства. - Куда идешь, куда путь держишь?

Иду свою матушку искать.

Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича; он хитер и мудёр, по горам, по долам, по вертепам, по облакам летал! Он тебя, добра молодца, убьет! Вот тебе клубочек, ступай к моей середней сестре - что она тебе скажет. А назад пойдешь, меня не забудь. Иван-царевич покатил клубочек и пошел вслед за ним. Приходит в серебряное царство; там сидят тридцать три девицы-колпицы. Говорит царевна серебряного царства:

Доселева русского духа было видом не видать, слыхом не слыхать, а нонче русский дух воочью проявляется! Что, Иван-царевич, отдела пытаешь али дела пытаешь?

Ах, красная девица, иду искать матушку.

Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича; и хитер он, и мудёр, по горам, по долам летал, по вертепам, по облакам носился! Эх, царевич, ведь он тебя убьет! Вот тебе клубочек, ступай-ка ты к меньшой моей сестре - что она тебе скажет: вперед ли идти, назад ли вернуться?

Приходит Иван-царевич к золотому царству; там сидят тридцать три девицы-колпицы, полотенца вышивают. Всех выше, всех лучше царевна золотого царства - такая краса, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Говорит она:

Здравствуй, Иван-царевич! Куда идешь, куда путь держишь?

Иду матушку искать.

Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича; и хитер он, и мудёр, по горам, по долам летал, по вертепам, по облакам носился. Эх, царевич, ведь он тебя убьет! На тебе клубочек, ступай в жемчужное царство: там твоя мать живет. Увидя тебя, она возрадуется и тотчас прикажет: няньки-мамки, подайте моему сыну зелена вина. А ты не бери; проси, чтоб дала тебе трехгодовалого вина, что в шкапу стоит, да горелую корку на закусочку. Не забудь еще: у моего батюшки есть на дворе два чана воды - одна вода сильная, а другая малосильная; переставь их с места на место и напейся сильной воды.

Долго царевич с царевной разговаривали и так полюбили друг друга, что и расставаться им не хотелося; а делать было нечего - попрощался Иван-царевич и отправился в путь-дорогу.

Шел, шел приходит к жемчужному царству. Увидала его мать, обрадовалась и крикнула:

Мамки-няньки! Подайте моему сыну зелена вина.

Я не пью простого вина, подайте мне трехгодовалого, а на закуску горелую корку.

Выпил трехгодовалого вина, закусил горелою коркою, вышел на широкий двор, переставил чаны с места на место и принялся сильную воду пить.

Вдруг прилетает Ворон Воронович; был он светел, как ясный день, а увидал Ивана-царевича- и сделался мрачней темной ночи; опустился к чану и стал тянуть бессильную воду.

Тем временем Иван-царевич пал к нему на крылья; Ворон Воронович взвился высоко-высоко, носил его и по долам, и по горам, и по вертепам, и облакам и начал спрашивать:

Что тебе нужно, Иван-царевич? Хочешь - казной наделю?

Ничего мне не надобно, только дай мне посошок-перышко.

Нет, Иван-царевич! Больно в широки сани садишься. И опять понес его Ворон по горам и по долам, по вертепам и облакам. Иван-царевич крепко держится; налег всею своей тяжестью и чуть-чуть не обломил ему крылья.

Несмотря на то, что сказки в нашем представлении — это то, что осталось глубоко в детстве, это совсем не так, т.к. в них скрыт глубокий символизм. Рассмотрим его на примере русской сказки «Три царства » — о путешествии Героя (царевича) по трем подземным царствам, медному, серебряному и золотому.

Один из ведущих религиоведов и культурологов современности Мирча Элиаде разделяет все мифы и сказания мира на 2 основные категории:

  1. Космогонические мифы, касающиеся непосредственно жизни народа, его происхождения и быта, т.е. «истинные сказания»
  2. Сказки и басни, не привносящие никакого влияния на человека и его деятельность, т.е. «вымышленные сказания».

Мы будем обсуждать и те, и другие. Человечество имеет не такую уж долгую историю, и слишком недавно в ней события стали происходит достаточно быстро, чтобы так легко можно было позабыть прошлое. Только в XIX веке прогресс начал набирать обороты, до этого жизнь была слишком медленной, размеренной и устоявшейся. Мы даже можем условно поделить всю человеческую историю на условные возрасты. Так первобытный строй — это ранний возраст; древний мир, античность — детство; средневековье — подростковый возраст. И только последние 150-200 лет человечество начало взрослеть. Так не рано ли мы забываем свое детство и сказки, которые сопутствуют ему и закладывают основы будущего? Не говоря уже о том, что сказкотерапия — один из методов психологической работы как с детьми, так и со взрослыми.

Три царства — медное серебряное и золотое

На меня в детстве большое впечатление произвела русская народная сказка «Три царства — медное, серебряное и золотое «. Сказка с непривычным жестоким концом. Напомню краткое содержание: «Жил-был царь с царицей и было у них 3 сына. Однажды царицу утащил злой дух, и старшие братья отправились на поиск матери. Когда они не вернулись, настал черед младшего. В своих поисках он вышел к морю, где купались юные девушки. Войдя в воду, они превращались в птиц-колпиц. Царевич похитил пояс одной из девушек, чтобы она взамен рассказала ему, где скрывается его мать. Царица оказалась в плену у отца девушки, могущественного колдуна, и девушка рассказала, как его найти. И отдала маленькую птичку-проводника. За морем царевич встретил своих братьев, дальше они отправились на поиски уже вместе. Птичка приводит братьев ко входу в подземелье, находящемуся под тяжелой железной плитой. Старшие братья помогают царевичу спустится, и его путь продолжается 3 года. В своем путешествии он проходит 3 царства: медное, серебряное и золотое, и в каждом из них находит царевну, которая оказывается красивее и мудрее предыдущей (последняя — это девушка с берега моря). Царевны рассказывают ему, как победить их отца. Царевич находит мать, которую злой дух склоняет к браку и задаривает золотом и украшениями. Сын освобождает мать, убивает духа и забирает с собой всех царевен. Братья помогают всем подняться наверх, но потом, позавидовав успеху младшего, сбрасывают его обратно вниз. Все остальные возвращаются домой. Братья женятся на двух первых царевнах, а царь, влюбившись в царевну золотого царства, приказывает казнить жену, чтобы снова женится. Царевна предлагает ему искупаться в чане с молоком, чтобы омолодится. Царь погибает, а вернувшийся царевич мстит братьям, берет в жену царевну и становится новым царем».

Сказка Три царства — медное серебряное и золотое

Когда сжимаешь размеренное повествование в краткий пересказ, то в глаза бросается множество деталей, которые заставляют задуматься. В сказке «Три царства — медное, серебряное и золотое» первое, что режет глаз — почему царевны так легко предают отца? Затем — то, что царица, хотя и не принимает предложение злого духа, тем не менее с удовольствием берет от него подарки. И почему так долго — 3 года — длится путешествие? Почему царевичи пытаются убить родного брата? Почему царь приказывает так жестоко расправиться с женой, родившей ему 3-х сыновей, на поиски которой он их всех отправил (оставшись без наследника) и которая ни в чем перед ним не виновата? И почему царевич спокойно празднует свадьбу, когда только что погиб его отец?

На самом деле у всех этих вопросов есть рациональное и глубокое объяснение. Анна Бену, например, приводит подробный анализ всех используемых в сказках символов и метафор.

Девушка у моря рассказывает как найти отца, потому что царевич похищает ее кушачок. Пояс в традиционном русском костюме — это оберег, линия, замкнутая в круг — символ организации хаоса и эмоциональной сферы. С пропажей пояса, девушка теряет свою защиту и вынуждена рассказать правду.

Три года — это 3 уровня — разума, эмоций и действий. А 3 царства спрятаны под железной плитой — символом прочной материи, скрывающей вход в сферу подсознания. Куда и проникает царевич.

Медное серебряное и золотое царство — это ключевые этапы развития Героя.

Медное царство — ассоциация с медным зеркалом Венеры — символ красоты, вдохновения и творчества.

Серебряное царство — символ луны и ночи. Луна отражает свет солнца-истины. Поэтому серебряное царство — символ мудрости, луны, приоткрывающей тайну знаний.

Золотое царство — символ солнца, царство истины. Именно здесь царевич получает знание, как победить злого духа.

Братья убивают царевича, потому что они не прошли через преображение и поиск истины, которые испытал младший брат. Они — символ рассудочной деятельности и не могут правильно оценить то богатство знаний, который принес царевич.

Царь (символ сознания) убивает вернувшуюся царицу , потому что она (символ эмоциональной сферы) пострадала от влияния злого духа, принимая его подарки. Она смиренно находилась в плену, не пытаясь выбраться, как душа не способна выбраться из оков, ее ограничивающих.

И, наконец, царевич спокойно садится на трон только что погибшего отца, потому что это абсолютно логично. Старый царь — старое, инертное, отжившее сознание (на подобии того, как старики обычно не готовы к открытию ничего нового) и его брак с царевной золотого царства — царства света истины и открытий — невозможен. А царевич — молодое, юное сознание, открытое свежим идеям. Новое приходит на место старого, как и должно быть.

Как вы видите, за простым, казалось бы, повествованием скрыт глубокий символизм и смысл. Мы будем еще много говорить на эту тему, потому что она поистине неисчерпаема. А кроме того помогает найти путь к себе.

(При написании статьи частично использованы материалы книги Анны Бену «Танцующие с волками»)

Сказка о том, как герой на своем пути попадает в медное, серебряное и золотое царство, по наблюдениям Н. П. Андреева, -- самая распространенная сказка на русском языке, и можно предполагать ее известной. Нам кажется, что эти три царства возникли как утроение тридесятого царства. При стремлении сказки все утраивать этому стремлению несомненно подвергся и данный мотив, и этим вызвано наличие вообще трех царств, но так как тридесятое царство золотое, то предыдущие сделаны серебряным и медным. Искать здесь каких-то связей с представлениями о железном, серебряном и золотом веке, вообще с циклом гезиодовских эр -- напрасный труд. Здесь не удастся также обнаружить никаких связей с пред-

ставлениями о металлах. Здесь можно было бы поставить также вопрос о представлении трех царств как небесного, земного и подземного. Но и эта связь также не подтверждается материалами: медное, серебряное и золотое царства находятся не друг под другом, а одно впереди другого, обьгчно они все три находятся под землей. Но так как по сказочному канону тридесятое царство есть последний этап пути героя, после чего происходит его возвращение, а прибытие три раза невозможно (ему должны были бы предшествовать возвращение и новая отправка), то два царства стали своего рода проходными этапами, а одно -- золотое -- этапом прибытия. Но такой переходный этап в сказочном каноне уже имеется. Это -- избушка яги. И вот, мы стоим перед любопытным явлением ассимиляции трех царств с избушкой яги. Действительно: если просмотреть многочисленные случаи этих трех царств, то некоторые элементы в них всегда идут от тридесятого царства и царевны, а другие -- от яги. Кроме названий эти три царства ничего специфического в себе не имеют. Возьмем Аф. 128. вар. Иван приходит в медное царство. Там его встречает "девица, прекрасная из себя". Это во всяком случае не яга. Следует выспрашивание и упрек: "не накормила, не напоила, да стала вести спрашивать". Этот элемент явно от бабы-яги. Затем девица дарит ему перстень, т. е. выступает как дарительница. Однако предмет ее подарка -- перстень -- есть завуалированное обручение. Но обручается герой только с третьей девицей из золотого царства,- которая, следовательно, и функционально есть царевна. Подобно этому случаю могут быть проанализированы и остальные варианты, и это даст право утверждать, что эти три царства есть внутрисказочное образование. Не удалось найти никаких материалов, указывающих на связь этого мотива с первобытным мышлением или первобытными обрядами.

5. Териоморфизм тридесятого царства.

Но наше изучение тридесятого царства еще Далеко не кончено. Есть еще одна черта: то царство иногда представлено царством не людей, а царством животных.

Правда, эти указания встречаются не так часто, эти представления находятся несколько в тени в сравнении с пышными дворцами из золота, мрамора и перламутра, но для исследователя они представляют особый интерес. Так, если похитителем царевны является животное, то это животное уносит ее к себе в свое царство, где людей никаких нет. Так как похитителем чаще всего является змей, то и это царство часто есть царство змеиное. "Долго-долго шел он за клубочком, много лет пролетело, и зашел в такую землю, где нет ни души человеческой, ни птиц, ни зверей, только одни змеи кишат. То было змеиное царство" (Аф. 191, вар.). В сказке 233 говорится: "Сел Василий-царевич на коня и поехал за тридевять земель, в тридесятое государство;

долго ли, коротко ли, приехал он в царство львиное". Здесь живет царь-лев, и это указание на царя зверей мы особо отмечаем, оно нам еще пригодится. После этого герой еще попадает в змеиное и воронье царство. Этот животный характер царства не исключает наличия и городов, и дворцов, и садов: "В том царстве жили одни змеи, да гады. Кругом города лежала большая змея, обвившись кольцом, так что голова с хвостом сходились" (Аф. 178, вар.). В тобольской сказке находим: "Видит, перед ним стоит дом с двумя крыльцами: серебряное крыльцо и золотое. Он подумал: "Кто тут живет?"... Пошел и отворил дверь в первую комнату и увидел -- сидят курицы: "Неужели здесь такие люди живут, как наши курицы?"" (См. 335). В сказке "Марья Моревна" (Аф. 159) за трех девушек сватаются сокол, ворон и орел. Брат девушек отправляется их навестить. "Идет день, идет другой, на рассвете третьего видит чудесный дворец, у дворца дуб стоит, на дубу ясный сокол сидит". Это -- царство соколов. Можно предположить, что и царь-медведь (201) уносит детей в медвежье царство. Отметим еще случай прибытия в царство мышей. "Поплыли они по морю; перебрались на другую сторону и пришли в тридесятое царство, в мышье государство" (191, ср. 217, 218).

ТРИ ЦАРСТВА — МЕДНОЕ, СЕРЕБРЯНОЕ И ЗОЛОТОЕ

В те старые времена, когда мир Божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, жил-был царь Горох с царицею Анастасьей Прекрасной, и было у них три сы-на-царевича.

Да стряслась беда великая - утащил царицу нечистый дух. Пришел к царю старший сын и говорит:

Благослови меня, батюшка, поеду я искать матушку.

Отпустил его отец, а он поехал и пропал, три года про него ни весточки, ни слуху не было. Стал второй сын проситься у царя:

Батюшка, благослови меня в путь-доро-гу, авось мне посчастливится найти и брата, и матушку.

Царь благословил, он уехал и тоже без вести пропал - словно в воду канул.

Вот приходит к царю меньшой сын Иван-царевич:

Любезный батюшка, благослови меня в путь-дорогу, авось разыщу и братьев, и матушку.

Поезжай, сынок!

Пустился Иван-царевич в чужедальнюю сторону, ехал, ехал и приехал к синему морю, остановился на бережку и думает: «Куда же теперь путь держать?»

Вдруг прилетели на море тридцать три колпицы*, ударились оземь и превратились
* Колпица - чубатая птица, похожа на цаплю.

в красных девиц - все хороши, а одна лучше всех. Разделись они и бросились в воду.

Пока они купались, Иван-царевич подкрался, взял у той девицы, что всех краше, кушачок и спрятал за пазуху.

Вот вышли девицы на берег, стали одеваться - одного кушачка нет.

Ах, Иван-царевич, - взмолилась красавица, - отдай мой кушачок.

Скажи-ка прежде, где моя матушка?

Твоя матушка у моего отца живет - у Ворона Вороновича. Ступай вверх по морю, попадется тебе серебряная птичка, золотой хохолок: куда она полетит, туда и ты иди.

Отдал ей кушачок Иван-царевич и пошел вверх по морю. Тут он и братьев своих повстречал. Пошли они вместе берегом, увидали серебряную птичку, золотой хохолок, и побежали за ней следом. Птичка летела, летела и вдруг бросилась под плиту железную, в яму подземельную.

Ну, братцы, - говорит Иван-царевич, - благословите меня вместо отца, вместо матери, опущусь я в яму и узнаю, не там ли наша матушка.

Благословили его братья, сел он на рели-качели и полез в ту яму глубокую, а как спустился, пошел путем-дорогою.

Вот пришел он в медное царство; во дворце сидят тридцать три девицы-колпицы, вышивают полотенца хитрыми узорами.

Здравствуй, Иван-царевич! - говорит царевна медного царства. - Куда идешь, куда путь держишь?

Иду свою матушку искать.

Матушка твоя у моего отца, у Ворона Вороновича. Он хитер и мудер, по горам, по долам, по вертепам, по облакам летал! Он тебя, добра молодца, убьет! Вот тебе клубочек, ступай к моей средней сестре - что она тебе скажет. А как назад пойдешь, меня не забудь.

Иван-царевич бросил клубочек на землю и пошел вслед за ним. Приходит в серебряное царство; и там сидят тридцать три деви-цы-колпицы. Говорит царевна серебряного царства:

Доселе русского духа было видом не видать, слыхом не слыхать, а нынче русский дух сам пришел! Что, Иван-царевич, от дела пытаешь али дела пытаешь?

Ах, красная девица, ищу я свою матушку.

Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича. Он хитер и мудер, по горам, по долам летал, по вертепам, по облакам летал! Эх, царевич, ведь он тебя убьет! Вот тебе

клубочек, ступай-ка ты к меньшой моей сестре - что она тебе скажет: вперед ли идти, назад ли вернуться?

Отправился Иван-царевич в золотое царство. Видит - сидят тридцать три девицы-колпицы, полотенца вышивают. Всех краше царевна золотого царства - такая краса, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Говорит она:

Здравствуй, Иван-царевич! Куда идешь, куда путь держишь?

Иду матушку свою искать.

Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича. И хитер он, и мудер, по горам, по долам летал, по вертепам, по облакам летал. Эх, царевич, ведь он тебя убьет! На тебе клубочек, ступай в жемчужное царство: там твоя мать живет. Увидя тебя, она возрадуется и тотчас прикажет подать тебе зелена вина. Только ты не бери, а проси, чтоб дала она тебе трехгодовалого вина, что в шкапу стоит, да горелую корку на закусочку. Не забудь еще: у моего батюшки стоят на дворе два чана воды - одна вода сильная, а другая малосильная. Ты напейся сильной воды, а чаны переставь.

Долго царевич с царевной разговаривали и так полюбили друг друга, что и расставаться им не хотелось. Да делать нечего - попрощался Иван-царевич и отправился в путь-дорогу.

Вот пришел он в жемчужное царство. Увидала его матушка, обрадовалась и крикнула:

Мамки-няньки! Подайте моему сыну зелена вина.

Я не пью простого вина, - говорит Иван-царевич, - подайте мне трехгодовалого, а на закуску горелую корочку.

А как выпил он этого вина, закусил горелою коркою, вышел на широкий двор, переставил чаны с места на место и принялся сильную воду пить.

Вдруг прилетает Ворон Воронович; был он светел, как ясный день, а увидал Ивана-царевича - и сделался мрачней темной ночи. Опустился он к чану и стал пить бессильную воду.

Тут Иван-царевич бросился ему на крылья. Взвился Ворон Воронович высоко-высоко, носил его по долам, по горам, по вертепам и облакам. Видит - крепко держится Иван-царевич, тут стал он его спрашивать:

Хочешь, Иван-царевич, казной тебя наделю?

Казны мне не надобно, дай мне посо-шок-перышко.

Нет, Иван-царевич! Больно в широкие сани сесть хочешь. - И опять понес его Ворон по горам и долам, по вертепам и облакам. Иван-царевич крепко держится; налег всей своей тяжестью и чуть не обломил ему крылья. Вскрикнул тогда Ворон Воронович:

Не ломай ты мои крылья, возьми посо-шок-перышко!

Отдал он царевичу посошок-перышко, сам сделался простым вороном и полетел на крутые горы.

А Иван-царевич пришел в жемчужное царство, забрал свою матушку и пошел в обратный путь. Видит - жемчужное царство клубочком свернулося да вслед за ним катится.

Пришел он в золотое царство, потом в серебряное, а потом и в медное, повел с собою трех прекрасных царевен, а те царства свернулись клубочками да за ними катятся. Подошел он к релям-качелям и затрубил в золотую трубу.

Братья трубу услыхали, ухватились за веревки и вытащили на белый свет красную девицу - медного царства царевну. Увидали ее и начали меж собою ссориться: один друго-му уступить ее не хочет.

Что вы бьетесь, добрые молодцы! Там есть лучше меня красная девица.

Царевичи опустили рели в яму и вытащили царевну серебряного царства. Опять стали спорить и драться.

Не ссорьтесь, добрые молодцы, - говорит царевна, - там есть и краше меня девица.

Царевичи перестали драться, вытащили царевну золотого царства. Опять было принялись ссориться, да царевна-красавица тотчас остановила их:

В яме ждет ваша матушка!

Вытащили они свою матушку и опустили ре-

ли-качели за Иваном-царевичем, подняли его до половины и обсекли веревки. Иван-царевич полетел в пропасть, крепко ушибся и долго лежал без памяти. Очнувшись, посмотрел кругом, припомнил все, что с ним сталося, достал посошок-перышко и ударил им об землю. В ту ж минуту явилось двенадцать молодцев.

Что, Иван-царевич, прикажешь?

Вынесите меня на белый свет.

Подхватили его молодцы под руки и вынесли на белый свет. Стал Иван-царевич про своих братьев расспрашивать и узнал, что они давно поженились: царевна из медного царства вышла замуж за среднего брата, царевна из серебряного царства - за старшего брата, а его нареченная невеста ни за кого

не идет. И вздумал на ней сам отец-старик жениться. Обвинил он свою жену в сговоре со злыми духами и велел отрубить ей голову; а после казни спрашивает царевну из золотого царства:

Пойдешь за меня замуж?

Тогда пойду за тебя, когда сошьешь мне башмаки без мерки.

Царь приказал найти того, кто сошьет царевне башмаки без мерки. Вот Иван-царевич нанимается к одному старичку в работники и посылает его к царю:

Ступай, дедушка, бери на себя это дело. Я сошью башмаки, только ты про меня не сказывай.

Старик пошел к царю:

Я-де готов за эту работу взяться.

Дал ему царь товару на пару башмаков, а сам спрашивает:

Да сумеешь ли ты, старичок?

Не бойся, государь, у меня сын чеботарь.

Старичок воротился домой, отдал Ивану-

царевичу товар; тот его на куски изрезал и за окно выбросил, потом клубочек золотого царства размотал и вынул готовые башмаки:

Вот, дедушка, возьми, отнеси царю.

Царь башмакам обрадовался, побежал

к царевне:

Когда же к венцу?

Она взглянула на башмачки и говорит:

Тогда за тебя пойду, когда сошьешь мне платье без мерки.

Царь опять захлопотал, собрал к себе всех мастеровых, сулит им большие деньги, только чтоб платье без мерки сшили. Узнал про то Иван-царевич и говорит старику:

Дедушка, иди к царю, возьми материю, я платье сошью.

Старик поплелся во дворец, взял атласа и бархата, воротился домой и отдал царевичу. Иван-царевич тотчас за ножницы: изрезал все на клочки и выкинул за окно, потом раскрутил клубочек золотого царства, взял оттуда самое лучшее платье и отдал старику:

Неси во дворец!

Царь радехонек:

Что, невеста моя возлюбленная, не пора ли нам к венцу ехать?

Отвечает ему царевна, поглядев на платье:

Тогда за тебя пойду замуж, когда велишь старикова сына в молоке сварить.

Царь тут же отдал приказ - и в тот же день собрали с каждого двора по ведру молока, налили большой чан и вскипятили на сильном огне.

Привели Ивана-царевича; начал он со всеми прощаться, в землю кланяться. А как бросили его в чан, он два раза нырнул да вон выскочил - таким красавцем сделался, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Говорит тут царевна:

Посмотри-ка, царь! За кого мне замуж идти: за тебя ли, старого, или за него, доброго молодца?

Царь подумал: «Если и я в молоке искупаюсь, то таким же красавцем сделаюсь!» - бросился в чан и сварился в молоке.

А Иван-царевич обвенчался с царевной из золотого царства, и стали они жить-поживать, добра наживать.

No related posts.

Навигация по записям

Расскажи друзьям об этом:

Символизм сказок и мифов народов мира. Человек – это миф, сказка – это ты Бену Анна

Три царства – медное, серебряное и золотое

Жил-был царь Горох с царицей Анастасьей Прекрасною, и было у них три сына.

Однажды случилась беда – утащил царицу нечистый дух.

В этой сказке мы опять встречаем четыре мужских принципа – царя и трех сыновей и один женский принцип – царицу. Сказка начинается с беды – женское начало крадет нечистый дух. Потеря влечет за собой поиски женского начала.

Поехал старший сын искать матушку и пропал, три года о нем вестей не было.

Отправился и второй сын на поиски матушки и тоже пропал без вести.

На поиски отправляется младший сын Иван-царевич – найти и братьев и матушку.

В родном доме остается только царь. Старое сознание, но накопившее определенный опыт, остается на троне сознания, пока молодые силы разума ищут обновление и богатство нового опыта. Двое старших пропали без вести.

Поиск женского начала и двух мужских принципов продолжает младший – познающий, ищущий разум.

Приехал Иван к синему морю. Вдруг прилетели на берег тридцать три колпицы, ударились о землю и стали красными девицами, разделись и бросились в воду. Пока они купались, Иван взял кушачок у той девицы, что всех краше, и спрятал за пазуху. Искупались девицы, стали одеваться, а одного кушачка нет. Попросила красна девица отдать ее кушачок. Иван взамен потребовал открыть, где находится его матушка. Девушка рассказала, что его мать живет у ее отца – Ворона Вороновича. «Ступай вверх по морю, попадется тебе серебряная птичка, золотой хохолок: куда она полетит, туда и ты иди».

Синее море – область эмоциональной сферы. Тридцать три птицы – качества небесной сферы, т.е. духовные начала, омывающиеся в чистых водах анимы – души. «Высокое летанье птиц имеет смысл ничем не стесняемой свободы, – пишет А. Потебня в своем исследовании «Символ и миф в народной культуре». Он также приводит примеры народных сравнений высоко летящей птицы со счастливым человеком.

При ударе о землю птицы превращаются в красных девиц. Небесные, свободные крылатые качества-мысли, соприкасаясь с земным, материализуются, обретают форму прекрасных качеств души-психеи. Иван крадет кушачок – пояс самой красивой девушки (см. «Пояс»). Пояс в традиционном русском костюме считался оберегом, символом радуги и солнечных лучей, опоясавших стан девушки. Пояс – линия, замкнутая в круг – символ организации хаоса. Иван крадет символ организации эмоциональной сферы. В его руках пояс гармонии крылатой психеи. Это дает Царевичу знание, где находится его матушка.

Иван-царевич отдал девушке кушачок, пошел вверх по морю и повстречал своих братьев.

Идут они вместе берегом, увидели серебряную птичку, золотой хохолок, и побежали за ней следом. Птичка летела, летела и бросилась под плиту железную, в яму подземельную.

Иван – ищущее сознание, поднимаясь вверх по морю, т.е. эволюционируя, встречает здесь же братьев – логические принципы, занятые тем же процессом.

Серебряная птица с золотым хохолком – вестница небесной сферы. Серебро в народных представлениях связано с луной, а золото с солнцем. Солнце представлялось источником истины и правды, а луна светит отраженным светом – светом мудрости. Это птица мудрости, несущая свет истины. Три брата – три активных логических начала следуют за крылатой мудростью. Но она исчезает под железной плитой, в подземелье. (Железо астрологически соответствует планете Марс – красной планете или железной планете.) Железная плита – символ прочной тяжелой материи, под которой скрыт вход в сферу подсознания.

Ну, братцы, – говорит Иван-царевич, – благословите меня вместо отца, вместо матери. Опущусь в эту яму и узнаю, какова земля иноверная, не там ли наша матушка.

Братья его благословили. Спускался Иван ровно три года.

Ищущее сознание решает погрузиться в подземелье подсознания. Три года – три уровня – сфера логики и разума, сфера эмоций и сфера действий. Можно сказать, что Иван проникает в потаенные пещеры этих трех сфер.

Шел-шел, увидал медное царство. Во дворце сидят тридцать три девицы-колпицы, вышивают полотенца хитрыми узорами, – городками с пригородками.

– Здравствуй, Иван-царевич! – говорит царевна медного царства. – Куда идешь, куда путь держишь?

– Иду свою матушку искать.

– Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича. Он хитер и мудер, по горам, по долам, по вертепам, по облакам летал! Он тебя, добра молодца, убьет! Вот тебе клубочек, ступай к моей средней сестре – что она тебе скажет. А назад пойдешь, меня не забудь.

Иван-царевич покатил клубочек и пошел вслед за ним.

Приходит в серебряное царство. Там сидят тридцать три девицы-колпицы. Говорит царевна серебряного царства:

– Доселева русского духа было видом не видать, слыхом не слыхать, а ныне русский дух воочъю проявляется! Что, Иван, от дела лытаешъ али дела пытаешь?

– Ах, красная девица, иду искать матушку.

– Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича. Эх, царевич, ведь он тебя убьет! Вот тебе клубочек, ступай-ка ты к меньшой моей сестре – что она тебе скажет: вперед ли идти, назад ли вернуться?

Приходит Иван-царевич к золотому царству. Там сидят тридцать три девицы-колпицы, полотенца вышивают. Всех выше, всех лучше царевна золотого царства – такая краса, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Говорит она:

– Здравствуй, Иван-царевич! Куда идешь, куда путь держишь?

– Иду матушку искать.

– Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича. Эх, царевич ведь он тебя убьет! На тебе клубочек, ступай в жемчужное царство: там твоя мать живет. Увидя тебя, она возрадуется и тотчас прикажет: няньки-мамки, подайте моему сыну зелена вина. А ты не бери, проси, чтоб дала тебе трехгодовалого вина, что в шкапу стоит, да горелую корку на закусочку. Не забудь еще: у моего батюшки есть на дворе два чана воды – одна вода сильная, а другая малосильная. Переставь их с места на место и напейся сильной воды.

Итак, Иван встречает три царства, где живут дочери Ворона и четвертое – жемчужное, где живет сам Ворон и мать Ивана.

Из книги Библия Раджниша. Том 1. Книга 2 автора Раджниш Бхагван Шри

Беседа 30. ЕДИНСТВЕННОЕ ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО: НЕТ НИКАКИХ ПРАВИЛ 28 ноября 1984Бхагаван, Вы забыли включить в число просьб одну из ваших сентенций. Эта сентенция такая: живите опасно. Не поговорили бы Вы об этом?Сама жизнь для меня настолько интенсивна, что я все время

Из книги На весах Иова автора Шестов Лев Исаакович

XXXIX. Золотое руно. Наука видит свою задачу в отыскивании невидимых идеальных связей между вещами, иначе говоря, в объяснении того, что происходит в мире. И так углублена в свое дело, что совсем не интересуется «открытиями», даже не верит, чтобы могло быть в жизни что-нибудь

Из книги Свинья, которая хотела, чтоб её съели автора Баджини Джулиан

83. Золотое правило Констанция всегда старалась соблюдать золотое правило нравственности: поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, или, как это довольно неизящно выразил Кант: «Действуй только исходя из принципа, который бы ты пожелал видеть универсальным

Из книги Четвертый лист пергамента: Повести. Очерки. Рассказы. Размышления автора Богат Евгений

ЗОЛОТОЕ ВЕСЛО (Письма из Эрмитажа)

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

4. Структура космоса и золотое деление а) Другой принцип, который также нельзя миновать даже и в кратчайшем анализе космологии"Тимея", это принцип особого рода космической пропорциональности, пронизывающей у Платона весь космос сверху донизу. При непосредственном

Из книги Я познаю мир. Философия автора Цуканов Андрей Львович

ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ ДОБРЫХ ДИКАРЕЙ О значении этого мыслителя эпохи Просвещения очень хорошо написал другой крупный философ, но уже XX века, Бертран Рассел: «Значение Руссо проистекает главным образом из его призыва к сердцу и к тому, что в его время было названо

Из книги «Я почему-то должен рассказать о том...»: Избранное автора Гершельман Карл Карлович

Из книги Танцующие с волками. Символизм сказок и мифов мира автора Бену Анна

Из книги Символизм сказок и мифов народов мира. Человек – это миф, сказка – это ты автора Бену Анна

Три царства – медное, серебряное и золотое Жил-был царь Горох с царицей Анастасьей Прекрасною, и было у них три сына.Однажды случилась беда – утащил царицу нечистый дух.В этой сказке мы опять встречаем четыре мужских принципа – царя и трех сыновей и один женский принцип

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Золотое пялечко и иголочка Пяльцы держат ткань, замыкая ее в круг, образуя организованное поле для создания затейливых узоров-мыслеформ. Золотые пяльцы – это огражденность поля золотом преображенного разума, это золотой круг бесконечности и вечности того, что

Из книги автора

Медное царство Медь – полезный мягкий металл желто-красного оттенка. (Астрологически медь соотносится с планетой Венера. Астрологические качества Венеры – красота, любовь, творчество, вдохновение. Исходя из этого, можно сказать, что Медное царство – мир красоты и

Из книги автора

Серебряное царство Серебро – драгоценный металл. В народных представлениях серебро связано с луной. Луна светит ночью серебристым светом.Ночь – противоположна дню. Если день и солнечный свет – символ жизни, то ночь и мрак – символ смерти. Если днем все явно и открыто,

Из книги автора

Золотое царство «По собственному значению золото относится к свету» (А. Потебня. «Символ и миф в народной культуре»).Золото – самый драгоценный металл в народном представлении. (Астрологически – металл солнца.) Это самое высшее царство – царство света истины. Герой –