А и герцен его деятельность. Александр герцен - биография, информация, личная жизнь

А.И. Герцен

Еще в детстве Герцен познакомился и подружился с Николаем Огаревым. По его воспоминаниям, сильное впечатление на мальчиков (Герцену было 13, Огарёву 12 лет) произвело восстание декабристов. Под его впечатлением у них зарождаются первые, ещё смутные мечты о революционной деятельности. Однажды во время прогулки на Воробьевых горах мальчики поклялись посвятить свою жизнь борьбе за свободу.
А. Герцен — незаконнорожденный сын богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева и юной немки Генриетты Гааг. Фамилию мальчику придумал отец: Герцен (от нем. herz –cердце) - «сын сердца».

Он получил хорошее образование, окончив физико-математический факультет Московского университета. Еще будучи студентом, он вместе с другом Н.Огаревым организовал кружок студенческой молодежи, в котором обсуждалась социально-политическая проблематика.

В русле полемики «западников» и «славянофилов» Александр Иванович Герцен (1812 — 1870) занимает особое место. Он не только принадлежал к партии «западников», но и в определенном смысле возглавлял ее, был ее идейным вождем.

Суть полемики между двумя этими группами русских интеллигентов заключалась в разнице понимания исторического процесса и места в нем России. «Славянофилы» исходили из того, что Европа, отжившая свой век, загнивает, а у России исключительно свой исторический путь развития, ни в чем не схожий с западным. «Западники» же утверждали, что принцип исторического развития имеет всеобщее значение для человечества, но в силу ряда обстоятельств наиболее адекватно и полно он получил выражение в Западной Европе, поэтому имеет универсальное значение.

В 1847 г., добившись разрешения посетить Европу, Герцен покидает Россию, как оказалось, навсегда. В 1848 г. Герцен стал свидетелем поражения Французской революции, что оказало на него глубокое идейное воздействие. С 1852 г. он поселяется в Лондоне, где уже в 1853 г. основывает вольную русскую типографию и начинает издавать альманах “Полярная звезда”, газету “Колокол” и периодическое издание “Голоса из России”. Издания вольной русской типографии Герцена стали первой бесцензурной печатью России, оказавшей огромное влияние не только на социально-политическую, но и на философскую мысль.

Философские взгляды

В 1840 г., возвратившись из ссылки, Герцен познакомился с кружком гегельянцев, который возглавляли Станкевич и Белинский. Ему импонировал их тезис полной разумности всякой действительности. Но радикальные революционеры отталкивали его своей непримиримостью и готовностью на любые, даже необоснованные, жертвы ради революционных идей. Как последователь Гегеля, Герцен верил, что развитие человечества идет ступенями, а каждая ступень воплощается в народе. Таким образом Герцен, будучи «западником», разделял со «славянофилами» веру в то, что грядущее – за славянскими народами.

Социалистические идеи

"Теория русского социализма" А.И. Герцена

После подавления Французской революции 1848 г. Герцен пришел к выводу, что страной, в которой есть возможность соединить социалистические идеи с исторической реальностью, является Россия, где сохранилось общинное землевладение.

В русском крестьянском мире, утверждал он, содержатся три начала, позволяющие осуществить экономический переворот, ведущий к социализму:

1) право каждого на землю

2) общинное владение ею

3) мирское управление.

Он считал, что у России существует возможность миновать стадию капиталистического развития: «Человек будущего в России - мужик, точно так же, как во Франции работник».

Герцен уделял большое внимание способам осуществления социальной революции. Однако Герцен не был сторонником обязательного насилия и принуждения: «Мы не верим, что народы не могут идти вперед иначе, как по колена в крови; мы преклоняемся с благоговением перед мучениками, но от всего сердца желаем, чтоб их не было».

В период подготовки крестьянской реформы в России в «Колоколе» выражались надежды на отмену крепостного права правительством на выгодных для крестьян условиях. Но в том же «Колоколе» говорилось, что если свобода крестьян будет куплена ценой пугачевщины - то и это не слишком дорогая плата. Самое бурное, необузданное развитие предпочтительнее сохранения порядков николаевского застоя.

Надежды Герцена на мирное решение крестьянского вопроса вызвали возражения Чернышевского и других революционных социалистов. Герцен отвечал им, что Русь надо звать не «к топору», а к метлам, чтобы вымести грязь и сор, скопившиеся в России.

«Призвавши к топору, - пояснял Герцен, - надобно овладеть движением, надобно иметь организацию, надобно иметь план, силы и готовность лечь костьми, не только схватившись за рукоятку, но схватив за лезвие, когда топор слишком расходится». В России нет такой партии; поэтому к топору он звать не будет, пока «останется хоть одна разумная надежда на развязку без топора».

Особое внимание обращал Герцен на «международное соединение работников», то есть на Интернационал.

Идеи о государстве

Проблемы государства, права, политики рассматривались им как подчиненные главным - социальным и экономическим проблемам. У Герцена немало суждений о том, что государство вообще не имеет собственного содержания - оно может служить как реакции, так и революции, тому - с чьей стороны сила. Взгляд на государство как на нечто второстепенное по отношению к экономике и культуре общества направлен против идей Бакунина, считавшего первостепенной задачу разрушения государства. «Экономический переворот, - возражал Бакунину Герцен, - имеет необъятное преимущество перед всеми религиозными и политическими революциями». Государство, как и рабство, писал Герцен, идет к свободе, к самоуничтожению; однако государство «нельзя сбросить с себя, как грязное рубище, до известного возраста». «Из того, что государство - форма преходящая, - подчеркивал Герцен, - не следует, что это форма уже прошедшая».

Взгляды Герцена на педагогику

Специально данным вопросом Герцен не занимался, но, будучи мыслителем и общественным деятелем, имел продуманную концепцию по вопросам воспитания:

2) дети, по убеждению Герцена, должны развиваться свободно и учиться уважению к труду, отвращению к праздности, бескорыстной любви к родине у простого народа;

3) призывал ученых вывести науку из стен кабинетов, сделать ее достижения всеобщим достоянием. Он хотел, чтобы учащиеся общеобразовательной школы наряду с естествознанием и математикой изучали литературу (в том числе и литературу античных народов), иностранные языки, историю. А.И. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многостороннего развития. Герцен написал два специальных произведения, в которых объяснял подрастающему поколению явления природы: «Опыт бесед с молодыми людьми» и «Разговоры с детьми».

Литературная деятельность

Идеи Герцена не могли не получить выражение в его литературных произведениях и в многочисленной публицистике.

«Кто виноват?», роман в двух частях (1846 г.)

«Мимоездом», рассказ (1846 г.)

«Доктор Крупов», повесть (1847 г.)

«Сорока-воровка», повесть (1848 г.)

«Поврежденный», повесть (1851 г.)

«Трагедия за стаканом грога» (1864 г.)

«Скуки ради» (1869 г.)

Газета «Колокол»

"Колокол"

Это была первая русская революционная газета, издававшаяся А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым в эмиграции в Вольной русской типографии в 1857-1867 годах. Как продолжение закрытого «Колокола», в 1868 году на французском языке издавалась газета «Kolokol» («La cloche»), адресованная преимущественно европейскому читателю.

В первые годы существования Вольной русской типографии авторство большинства опубликованных статей принадлежало самому Герцену. В 1855 г. Герцен начал выпуск альманаха «Полярная звезда», и положение резко изменилось: в нем не хватало места для публикации всех интересных материалов – издатели начинают выпускать приложение к альманаху, газету «Колокол». Первые номера «Колокола» выходили раз в месяц, но газета стала набирать популярность, и ее стали выпускать дважды в месяц объемом в 8 или 10 страниц. Листы печатались на тонкой бумаге, которую проще было нелегально переправлять через таможню. Регулярное бесцензурное издание оказалось востребовано читателями. С учетом допечаток, за десять лет существования газеты было выпущено около полумиллиона экземпляров. Издание было немедленно запрещено в России, а в первой половине 1858 г. русскому правительству удалось добиться официального запрещения «Колокола» и в других европейских странах. Однако Герцену удается создать пути для сравнительно безопасной доставки корреспонденции из России через ряд надежных адресов.

В «Колоколе» публиковались и литературные произведения, которые были подчинены задачам агитации, разоблачения политики властей. В газете можно было встретить поэзию М. Ю. Лермонтова («Увы! как скучен этот город…»), Н. А. Некрасова («Размышления у парадного подъезда»), обличительные стихи Н. Огарёва и др. Как и в «Полярной звезде», в «Колоколе» публикуют отрывки из «Былого и дум» А.Герцена.

С 1862 года интерес к «Колоколу» начинает падать. В России уже появляются более радикальные движения, которые «звали Русь к топору». Несмотря на осуждение «Колоколом» терроризма, после покушения на императора Александра II газета продолжает терять читателей. Корреспонденция из России почти перестаёт поступать. В 1867 году издание снова возвращается к единственному выпуску в месяц, а 1 июля 1867 года стихотворением Н. Огарёва «До свиданья!» сообщает, что «смолкает Колокол на время». Но в 1868 г. «Колокол» прекратил существование.

Публикации раздела Литература

Родоначальник русского социализма

П исатель и публицист, философ и педагог, автор воспоминаний «Былое и думы», основатель русского вольного (бесцензурного) книгопечатания, Александр Герцен был одним из самых ярых критиков крепостного права, а в начале XX века оказался едва ли не символом революционной борьбы. Вплоть до 1905 года в России Герцен оставался запрещенным писателем, а полное собрание сочинений автора вышло только после Октябрьской революции.

Александр Герцен был незаконнорожденным сыном богатого помещика Ивана Яковлева и немки Луизы Гааг, поэтому и получил фамилию, которую придумал для него отец, - Герцен («сын сердца»). Систематического образования у мальчика не было, но многочисленные гувернеры, учителя и воспитатели привили ему вкус к литературе и знание иностранных языков. Герцен был воспитан на французских романах, произведениях Гете и Шиллера, комедиях Коцебу и Бомарше. Учитель словесности познакомил своего воспитанника со стихами Пушкина и Рылеева.

«Декабристы разбудили Герцена» (Владимир Ленин)

Грандиозное впечатление на 13-летнего Александра Герцена и его 12-летнего друга Николая Огарева произвело восстание декабристов; биографы утверждают, что первые мысли о свободе, мечты о революционной деятельности у Герцена и Огарева зародились именно тогда. Позже, будучи студентом физико-технического факультета Московского университета, Герцен принимал участие в студенческих протестах. В этот период Герцен и Огарев сходятся с Вадимом Пассеком и Николаем Кетчером. Вокруг Александра Герцена формируется кружок людей, так же, как и он, увлекающихся трудами европейских социалистов.

Кружок этот просуществовал недолго, и уже в 1834 году его члены были арестованы. Герцена сослали в Пермь, а потом и в Вятку, но, отчасти по ходатайству Жуковского, наш герой был переведен во Владимир. Считается, что именно в этом городе Герцен прожил свои самые счастливые дни. Здесь же он женился, тайно забрав свою невесту из Москвы.

В 1840 году, после недолгого пребывания в Петербурге и службы в Новгороде, Герцен переезжает в Москву, где знакомится с Белинским. Союз двоих мыслителей и придал русскому западничеству его окончательную форму.

«Философия Гегеля - революции» (Александр Герцен)

Мировоззрение Герцена сложилось под влиянием левых гегельянцев, французских социалистов-утопистов и Фейербаха. В диалектике Гегеля русский философ видел революционное направление, именно Герцен помог Белинскому и Бакунину преодолеть консервативную составляющую гегельянской философии.

Перебравшись в Первопрестольную, Герцен стал звездой московских салонов, в ораторском мастерстве он уступал только Алексею Хомякову. Публикуясь под псевдонимом Искандер, Герцен начал приобретать имя в литературе, печатая и художественные произведения, и публицистические статьи. В 1841–1846 годах писатель работал над романом «Кто виноват?».

В 1846 году он получил большое наследство после смерти отца и уже через год уехал в Париж, откуда выслал Некрасову для «Современника» четыре «Письма из авеню Мариньи». В них открыто пропагандировались социалистические идеи. Также писатель открыто поддержал Февральскую революцию во Франции, что навсегда лишило его возможности вернуться на родину.

«В истории русской общественной мысли он всегда будет занимать одно из самых первых мест» (Георгий Плеханов)

До конца дней Александр Герцен жил и работал за границей. После победы генерала Кавеньяка во Франции он уехал в Рим, а провал Римской революции 1848–1849 годов вынудил его перебраться в Швейцарию. В 1853 году Герцен обосновался в Англии и там впервые в истории создал вольную русскую печать за границей. Там же появились знаменитые мемуары «Былое и думы», эссе и диалоги «С того берега». Постепенно интересы философа переместились от европейской революции к российским реформам. В 1857 году Герцен основал журнал «Колокол», на что его вдохновили идеи, появившиеся в России после Крымской войны.

Особый политический такт Герцена-издателя, который, не отступая от своих социалистических теорий, был готов поддерживать реформы монархии, пока был уверен в их эффективности и необходимости, помог «Колоколу» стать одной из важных площадок, на которых обсуждался крестьянский вопрос. Влияние журнала снизилось, когда сам вопрос был решен. А пропольская позиция Герцена в 1862–1863 годах откинула его к той части общества, которая не была расположена к революционным идеям. Молодежи же он казался отсталым и устаревшим.

У себя на родине он был пионером в продвижении идей социализма и европейского позитивистского и научного мировоззрения Европы XIX века. Георгий Плеханов открыто сравнивал своего соотечественника с Марксом и Энгельсом. Говоря о «Письмах» Герцена, Плеханов писал:

«Легко можно подумать, что они написаны не в начале 40-х годов, а во второй половине 70-х, и притом не Герценом, а Энгельсом. До такой степени мысли первого похожи на мысли второго. А это поразительное сходство показывает, что ум Герцена работал в том же направлении, в каком работал ум Энгельса, а стало быть, и Маркса» .

(псевдоним - Искандер) (1812-1870) русский прозаик и публицист

Отцом Герцена был И.А. Яковлев, который принадлежал к знатному роду, мать - Г. Л. Гааг, дочь мелкого чиновника из Штутгарта. Но брак родителей не был оформлен, и ребенок получил вымышленную фамилию. В дальнейшем Герцен считался воспитанником Яковлева.

В 14 лет Аександр поклялся отомстить за казненных декабристов. Через год он повторил эту клятву со своим другом Н.П. Огаревым на Воробьевых горах. Они мечтали о том, чтобы продолжить дело декабристов.

В 1829 году Александр Иванович Герцен стал студентом физико-математического факультета Московского университета. В то время университет отличался духом вольномыслия. Вокруг Герцена и Огарева собираются единомышленники с ярко выраженными политическими интересами.

В 1833 году Герцен закончил университет со степенью кандидата и серебряной медалью за сочинение «Аналитическое изложение солнечной системы Коперника». А через год Герцен, Огарев и их друзья были арестованы. После тюремного заключения, «как смелый вольнодумец, весьма опасный для общества», он был сослан сначала в Пермь, затем в Вятку, а после ходатайства Василий Андреевич Жуковского - во Владимир. Всего через полгода после возвращения из ссылки в Москву и короткой службы в Петербурге, Александр Герцен получил назначение на службу в Новгород, а на самом деле это была очередная ссылка. Эти годы сыграли важную роль в духовной жизни Герцена и закалили его характер.

В январе 1847 года он с семьей уезжает за границу, не думая, что оставляет Россию навсегда. Александр Герцен верил в свои силы, в будущее и надеялся, что приближающаяся революция освободит не только народы Европы, но и его страну.

События французской революции 1848 года и ее поражение, были отражены Герценом в знаменитой книге «Письма из Франции и Италии» (1847-1852), где автор выступает как один из самых остроумных и глубоких критиков буржуазного общества.

Александр Иванович Герцен разочаровался в революции, потерял веру в революционный Запад, он мучительно расставался со своими иллюзиями и пытался найти дальнейший путь. Только в одном он был уверен точно: что человек - «не самовластный хозяин» в истории; «законы исторического развития... не совпадают в своих путях с путями мысли»; необходимо серьезно заняться историей «как действительно объективной наукой».

Идейное разочарование совпало с семейной трагедией. В ноябре 1851 года во время кораблекрушения погибают мать и младший сын Герцена, а в мае 1852 года умирает жена писателя. «Все рухнуло - общее и частное, европейская революция и домашний кров, свобода мира и личное счастье », - писал он позже. От отчаяния его спасает только вера в свой народ, в будущее своей страны. Одним из способов духовного возрождения стала работа над книгой воспоминаний «Былое и думы» (1852-1868). Герцен начал работу над ней в Лондоне, куда переехал после смерти жены.

Замысел этой книги и его творческое воплощение было подчинено одной из главных задач - «заключить счет с личной жизнью... остальные думы - на дело, остальные силы - на борьбу». Для того чтобы во всем разобраться, нужно было вернуться в детство, повторить «былое» в «думах» и попытаться разобраться в том, что истинно и что ложно. В этом произведении автор соединяет все разновидности прозы: исповедь, художественные портреты, дневники, письма, теоретические и публицистические статьи. Весь предшествующий опыт Герцена-философа, романиста и публициста воплощен в этой книге.

В 1853 году Александр Герцен открывает Вольную типографию в Лондоне. В 1855 году начинает выходить альманах «Полярная звезда». Писатель повторяет название издания К.Ф. Рылеева и А.А. Бестужева и помещает на обложке профили пяти казненных декабристов. Здесь были опубликованы «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, запрещенные стихи Пушкина, Рылеева, Лермонтова, первое «Философическое письмо» Чаадаева, письмо Белинского к Гоголю, печатались произведения Герцена и Огарева и многие другие материалы.

С 1857 года начала выходить газета «Колокол», основной задачей которой была борьба за освобождение крестьян. Газета просуществовала почти десять лет, Александр Герцен считал, что «Колокол» сыграл свою роль в истории освободительного движения России и теперь нужно заняться разработкой революционной теории.

Помимо многочисленных революционных, философских, теоретических и публицистических работ Герценом были созданы замечательные художественные произведения: роман «Кто виноват?» (1841-1846), повесть «Сорока-воровка» (1846), роман «Доктор Крупов» (1847).

Весной 1869 года Александр Иванович Герцен переехал в Париж, но через месяц он умер. Похоронен он был на кладбище Пер-Лашез, а позже его прах перенесли в Ниццу и захоронили рядом с могилой его жены.

Значение творчества Александра Герцена для развития русской литературы знаменательно отражено в рецензии на французский перевод книги «Былое и думы»: «Все, что он делает и создает для России, в то же время становится достоянием остальной Европы, и вся Европа с большим интересом и сочувствием смотрит на все возрастающую энергию его деятельности».

Александр Иванович Герцен - российский революционер, писатель, философ.
Внебрачный сын богатого русского помещика И. Яковлева и молоденькой немецкой мещанки Луизы Гааг из Штутгарта. Получил вымышленную фамилию Герцен - сын сердца (от нем. Herz).
Воспитывался в доме Яковлева, получил хорошее образование, знакомился с сочинениями французских просветителей, читал запретные стихи Пушкина, Рылеева. Глубокое влияние на Герцена оказала дружба с талантливым сверстником, будущим поэтом Н. П. Огаревым, которая продолжалась всю их жизнь. По его воспоминаниям, сильное впечатление на мальчиков (Герцену было 13, Огарёву 12 лет) произвело известие о восстании декабристов. Под его впечатлением у них зарождаются первые, ещё смутные мечты о революционной деятельности; во время прогулки на Воробьёвых горах, мальчики поклялись бороться за свободу.
В 1829 году Герцен поступил на физико-математический факультет Московского университета, где вскоре образовал группу из прогрессивно мыслящих студентов. К этому времени относятся его попытки изложения собственного видения общественного устройства. Уже в первых статьях Герцен показал себя не только философом, но и блестящим литератором.
Уже в 1829-1830 годах Герцен написал философскую статью о Валленштейне Ф. Шиллера. В этот юношеский период жизни Герцена его идеалом был Карл Моор - герой трагедии Ф. Шиллера «Разбойники» (1782).
В 1833 году Герцен с серебряной медалью окончил университет. В 1834 году был арестован – за то, что в компании друзей якобы распевал песни, порочащие царскую фамилию. В 1835 году он был выслан сначала в Пермь, потом в Вятку, где и определен на службу в канцелярию губернатора. За устройство выставки местных произведений и объяснения, данные при её осмотре наследнику (будущему Александру II), Герцен, по ходатайству Жуковского, был переведён на службу советником правления во Владимир, где женился, увезши тайно из Москвы свою невесту, и где провёл самые счастливые и светлые дни своей жизни.
В 1840 году Герцену было разрешено возвратиться в Москву. Обратившись к художественной прозе, Герцен написал роман «Кто виноват?» (1847), повести «Доктор Крупов» (1847) и «Сорока-воровка» (1848), в которых своей главной целью считал обличение русского рабства.
В 1847 году Герцен с семьей покинул Россию, уехав в Европу. Наблюдая жизнь западных стран, перемежал личные впечатления с историко-философскими исследованиями (Письма из Франции и Италии, 1847–1852; С того берега, 1847–1850, и др.)
В 1850–1852 годах прошла череда личных драм Герцена: гибель в кораблекрушении матери и младшего сына, смерть жены от родов. В 1852 году Герцен поселился в Лондоне.
К этому времени его воспринимали как первую фигуру русской эмиграции. Совместно с Огаревым он стал издавать революционные издания – альманах «Полярная звезда» (1855–1868) и газету «Колокол» (1857–1867), влияние которых на революционное движение в России было огромным. Но главным его созданием эмигрантских лет является «Былое и думы».
«Былое и думы» по жанру – синтез мемуаров, публицистики, литературных портретов, автобиографического романа, исторической хроники, новелл. Сам автор называл эту книгу исповедью, «по поводу которой собрались там-сям остановленные мысли из дум». Первые пять частей описывают жизнь Герцена с детства и до событий 1850–1852, когда автора постигли тяжелые душевные испытания, связанные с крушением семьи. Шестая часть, как продолжение первых пяти, посвящена жизни в Англии. Седьмая и восьмая части, еще более свободные по хронологии и тематике, отражают жизнь и мысли автора в 1860-е годы.
Все другие сочинения и статьи Герцена, как, например, «Старый мир и Россия», «Le peuple Russe et le socialisme», «Концы и начала», и др. представляют простое развитие идей и настроений, вполне определившихся в период 1847-1852 годов в сочинениях, указанных выше.
В 1865 году Герцен покинул Англию и отправился в длительное путешествие по Европе. В это время он отдалился от революционеров, в особенности от русских радикалов. Споря с Бакуниным, призывавшим к разрушению государства, Герцен писал: «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри». Эти слова воспринимаются как духовное завещание Герцена.
Как и большинство российских западников-радикалов, Герцен прошел в своем духовном развитии через период глубокого увлечения гегельянством. Влияние Гегеля отчетливо прослеживается в цикле статей«Дилетантизм в науке» (1842–1843). Их пафос – в утверждении и интерпретации гегелевской диалектики как инструмента познания и революционного преобразования мира («алгебры революции»). Герцен сурово осуждал отвлеченный идеализм в философии и науке за оторванность от реальной жизни, за «априоризм» и «спиритизм».
Дальнейшее развитие эти идеи получили в главном философском сочинении Герцена – «Письмах об изучении природы» (1845–1846). Продолжая критику философского идеализма, Герцен определял природу как «родословную мышления», а в идее чистого бытия видел всего лишь иллюзию. Природа для материалистически настроенного мыслителя – вечно живое, «бродящее вещество», первичное по отношению к диалектике познания. В Письмах Герцен, вполне в духе гегельянства, обосновывал последовательный историоцентризм: «ни человечества, ни природы нельзя понять мимо исторического бытия», а в понимании смысла истории придерживался принципов исторического детерминизма. Однако в размышлениях позднего Герцена прежний прогрессизм уступает место гораздо более пессимистическим и критическим оценкам.
21 января 1870 года Александр Иванович Герцен умер. Был похоронен на кладбище Пер-Лашез. Позже его прах был перевезен в Ниццу и погребен рядом с могилой его жены.

Библиография
1846 - Кто виноват?
1846 - Мимоездом
1847 - Доктор Крупов
1848 - Сорока-воровка
1851 - Поврежденный
1864 - Трагедия за стаканом грога
1868 - Былое и думы
1869 - Скуки ради

Экранизации
1920 - Сорока-воровка
1958 - Сорока-воровка

Интересные факты
Елизавета Герцен, 17-летняя дочь А. И. Герцена и Н. А. Тучковой-Огаревой, покончила жизнь самоубийством из-за неразделённой любви к 44-летнему французу во Флоренции в декабре 1875 года. Самоубийство имело резонанс, о нём писал Достоевский в очерке «Два самоубийства».

200 лет назад, 6 апреля 1812 года, родился русский писатель, философ и революционер Александр Иванович Герцен.

Александр Иванович Герцен (1812-1870) - русский мыслитель, автор теории “крестьянского социализма” (“русского социализма”). Он родился в Москве и был внебрачным сыном богатого русского помещика Ивана Алексеевича Яковлева и немки Генриетты Луизы Гааг. Фамилию отца Александр не имел права носить, поэтому ему дали фамилию, производную от немецкого слова Herz - сердце. Хотя официально Александр считался лишь “воспитанником” в доме Яковлевых, отец сделал все, чтобы обеспечить ему хорошее образование и карьеру.

В 1826 году во время коронации Николая I юный Герцен вместе со своим другом Н. Огаревым дал на Воробьевых горах клятву всю жизнь бороться с царским режимом и отомстить за казненных декабристов. Эту клятву Александр Иванович помнил всю жизнь.

В 1830 году А.И. Герцен поступил в Московский Университет и окончил его три года спустя. С 1831 года юношу увлекают теории западноевропейского утопического социализма, - учения Сен-Симона, Фурье, Ламенне. Постепенно вокруг него складывается небольшой дружеский кружок, в который входят Н. Огарев, Н. Сатин, Н. Сазонов, Н. Кетчер и др. От других существовавших в то время многочисленных дружеских объединений кружок отличался выраженным преобладанием политических интересов у большинства его членов. Просуществовал он, однако, недолго. В 1834 году был разгромлен полицией. Его участники сосланы. В ссылке надолго оказались и Герцен с Огаревым.

Проведя более 5 лет в русских провинциальных городах, - Перми, Вятке и Владимире, – Александр Иванович в 1839 году возвращается в Москву. Там он примыкает к западникам. В первой половине 40-х гг. А.И. Герцен активно сотрудничает в печати, публикуя научные статьи и литературные произведения. Однако постепенно он начинает отходить от кружка Т.Н. Грановского. Его взгляды становятся все более радикальными.

В 1847 году А.И. Герцен уезжает за границу. Следующие два года становятся переломными в его судьбе. Разочарование в революционном потенциале Европы, тоска по Родине, личные неурядицы вызывают у него в этот период жесточайший душевный кризис, окончившийся радикальным изменением мировоззренческих позиций. Александр Иванович приходит к мысли об особом месте и роли России в процессе исторического развития – в направлении создания социалистического общества.

На пути осуществления социалистического идеала стояли, однако, два серьезных препятствия. Это, во-первых, “немецкая” монархия в России и, во-вторых, патриархальный строй самой общины. А.И. Герцен понимал, что для преодоления этих препятствий необходима социальная революция. И он начинает бороться за ее осуществление.

В начале 50-х гг. Александр Иванович создает “Вольную русскую типографию” в Лондоне и выступает с жесткой критикой николаевского режима. В конце июня 1853 года вышла первая прокламация “Юрьев день! Юрьев день!” Затем была отдельной брошюрой опубликована “Крещеная собственность”. А.И. Герцен занимается налаживанием каналов переброски литературы в Россию. Постепенно у него начинают появляться сотрудники, присылающие в Лондон материалы и помогающие в написании прокламаций. Одновременно Александр Иванович активно публикуется в западноевропейской прессе. В конце 40-х - начале 50-х гг появляются его крупнейшие работы посвященные обоснованию теории “крестьянского социализма”: “Россия” (1849 г.), “О развитии революционных идей в России”, “Русский народ и социализм” (1851 г.), “Старый мир и Россия” (1854 г.). В начале 50-х гг. А.И. Герцен становится крупной, значимой идейной силой, способной оказывать существенное влияние не только на все более увеличивающийся круг русских эмигрантов за границей, но и общественное мнение в самой России. Вместе с ростом авторитета Герцена усиливается влияние проповедуемых им идей социализма.

Пик популярности А.И. Герцена приходится на вторую половину 50-х гг. XIX века. В годы подготовки крестьянской реформы в России основанный им за границей журнал “Колокол” читает не только демократическая интеллигенция, но и крупные государственные чиновники. Его критики боятся, как огня. Экземпляры “Колокола” появляются даже на рабочем столе императора Александра II.

Однако в начале 60-х гг. популярность Герцена резко падает. Александр Иванович поддержал польское восстание 1863 - 1864 гг. и русское общество ему этого не простило. Свое влияние Герцен постепенно утрачивает и в кругах русской эмиграции. Во второй половине 60-х гг. XIX века он сближается с деятелями I Интернационала, его публицистика адресуется в основном западноевропейскому читателю.

Умер А.И. Герцен 21 января 1870 года в Париже. В последний путь его провожали тысячи людей. Дань уважения русскому мыслителю была отдана многими представителями европейского демократического и социалистического движения. Похоронен А.И. Герцен был в Ницце рядом с могилой его первой жены Наталии Александровны. В 1875 году на его могиле по проекту скульптора Забелло была поставлена статуя. В настоящее время и в нашей стране, и в Западной Европе сохраняется уважительное отношение к А.И. Герцену, как к одному из оригинальных и самобытных русских мыслителей XIX века.

Для А.И. Герцена как философа характерно стремление претворить в жизнь собственные философские построения. Поэтому для него на первом месте стояла не столько теоретическая философия, сколько “философия деяния”. Не случайно, одним из философских терминов, который постоянно встречается в работах Герцена, стало понятие “одействорение”, “одействорять” (впрочем, этот термин не прижился в русской философии). Именно потому, что Герцен воспринимал философию, прежде всего, как методологию практического действия, его собственные философские взгляды были изменчивы на протяжении всей его жизни, причем менялись они в зависимости от его оценки существующего в действительности положения вещей и, в первую очередь, в зависимости от политической ситуации.

В развитии философских взглядов А.И. Герцена можно выделить несколько этапов. В юности (до 30-х гг. XIX вв.) он увлекался идеями создания справедливого общества, “вольтерьянством”, социалистическими теориями Сен-Симона, идеями свободной личности, немалую роль играли и христианские идеалы. Собственно, именно в этот период развития мировоззрения Герцена оказался заложен основной базис - восприятие философии не только как теоретической науки, но и “философии действия”, ибо именно философия должна была стать научной основой разработки идеалов будущего справедливого общества.

Следующий период философского творчества А.И. Герцена пришелся на 30 - 40-е гг. XIX века. В эти годы он серьезно изучает философию Гегеля. Ему близка гегелевская диалектика и не случайно в своей статье “О дилетантизме в ” Герцен пишет:

“Субстанция влечет к проявлению, бесконечное - к конечному… В вечном движении, в которое увлечено все сущее, живет истина… в этом всемирное диалектическое биение пульса жизни”.

По сути дела, Герцен признает, что в истории господствует определенная логика (“панлогизм”), в соответствии с которой человеческая история движется к определенной цели, а историческая случайность полностью подчинена исторической же закономерности.

Впрочем, уже в этот период Герцена сложно считать истинным гегельянцем. Это определенно видно в том, как Герцен воспринимает философию природы - в этом отношении он стоит ближе к Шеллингу, нежели к Гегелю. В “Письмах об изучении природы” Герцен развивает мысль о необходимости союза философии и естествознания, пытается вывести мышление, логику непосредственно из развития природы. По мнению русского мыслителя, в природе присутствует собственные закономерности развития, отличные от “диалектики чистого разума”:

“Жизнь имеет свою эмбриогению, не совпадающую с диалектикой чистого разума”.

И еще: “Разумение человека не вне природы, а есть разумение природы о себе”.

В целом же, натурфилософские поиски Герцена ведутся в направлении поиска материального единства природы.

В социально-политических воззрениях этого периода у Герцена господствует идеализация Запада, как примера для России. Идеи необходимости развития отдельной личности, проповедь индивидуализма, “беспредельной свободы” личности, - характерная черта работ Герцена, в которых можно встретить настоящее воспевание человеческой личности:

“Все стремления и усилия природы завершаются человеком, к нему они стремятся, в него впадают, как в океан”.

“Личность - вершина исторического мира, - писал Герцен, - к ней все примыкает, ею все живет”.

Особенно идеализирует Герцен демократическое устройство. При этом демократия, “республика” для Герцена - это не просто идеал политического устройства, а именно нравственный идеал бытия человечества, ведь при республиканском строе, по мнению русского мыслителя, могут раскрыться все способности каждой человеческой личности.

Новый этап философского развития А.И. Герцена начинается в первые годы его жизни за границей - кон. 40-х - нач. 50-х гг. XIX века. Столкнувшись с реалиями западноевропейской жизни, русский мыслитель разочаровывается в своих былых идеалах. Он убеждается, что в западноевропейских странах нет никакого “торжества личности”, но господствует “торжество купца”; нет истинной свободы личности. Более того, оказывается, что западная демократия ведет к потере человеческой индивидуальности; и, самое главное, западное демократическое устройство не обеспечивает нравственного прогресса личности. Эти открытия стали настоящей трагедией для Герцена, и не случайно он говорил, что в эти годы он стоял “на краю нравственной гибели”.

Разочарование в социально-политических идеалах повлекло за собой и разочарование в гегелевской философии, особенно в ее панлогизме. Еще в начале 40-х гг. у Герцена встречались мысли о том, что не необходимость, а случайность обладает истинной роковой силой.

Эта идея - господство случайности - еще более окрепла после эмиграции Герцена из России. В книге “Былое и думы” он пишет:

“Довольно мы удивлялись отвлеченной премудрости природы и исторического развития; пора догадаться, что в природе и истории много случайного, глупого, неудавшегося, спутанного”.

Таким образом, на смену гегелевскому панлогизму в мировоззрении Герцена приходит идея алогизма - отрицание логики в истории и признание царствования случайности. Он приходит к выводу о том, что “история не имеет цели”, “никуда не идет”:

“Ни природа, ни история никуда не ведут и потому готовы идти всюду, куда им укажут, если это возможно”.

“Будущего нет, - пишет Герцен, - его образует совокупность тысячи условий, необходимых и случайных, да воля человеческая… История импровизируется… она пользуется всякой нечаянностью, стучится разом в тысячи ворот…”

Единственная опора, способная придать смысл подобному хаосу случайностей, царствующему в мире - человеческая личность. В книге “С того берега” Герцен писал:

“Остановить исполнение судеб до некоторой степени возможно: история не имеет того строгого, неизменного предназначения, о котором проповедуют философы; в формулу ее развития входит много изменяемых начал, - во-первых, личная воля и мощь…”

И еще: “Я не советую браниться с миром, а советую начать самобытную независимую жизнь, которая могла бы в себе самой найти спасение даже тогда, когда весь мир, окружающий нас, погиб бы”.

Из подобного мировосприятия у Герцена формируется философия “нигилизма”, под которой Герцен понимает “совершеннейшую свободу”:

“Нигилизм - это наука без догматов, безусловная покорность опыту и безропотное принятие всех последствий”.

По сути дела, герценовский нигилизм - это отвержение всякой логики и всякой метафизики. Но нигилизм - это еще и философия безверия. Именно поэтому в эти годы Герцен приходит к отрицанию Бога и .

Впрочем, безверие Герцена было своеобразным. Дело в том, что Герцену была присуща определенная религиозность, ибо веру в Бога Герцен заменил верой в “светлое будущее”, в “социальный идеал”, в мечту. Исторический алогизм и философский нигилизм Герцен дополнил категорией “возможности”. Именно на этой алогичной вере в “возможное”, Герцен построил свою знаменитую теорию “русского (крестьянского) социализма”.

Еще в 1848 году Герцен писал о “потребности спасти нечто свое из вихря случайностей”. Разворачивая эту мысль на социально-политическую проблематику, он и создал теорию “русского социализма”. Если, по мнению Герцена, Европа полностью исчерпала свой потенциал, то лидерство в переустройстве мира “может” перейти к России, сохранившей еще много нетронутых, свежих сил. В то время, как в Европе возобладала буржуазно-мещанская стихия, стремление к обогащению, в России сохранилась община, обеспечивающая существование коллективных форм жизни и труда. Община, по мысли А.И. Герцена, “может” стать той ячейкой, на основе которой “могло быть” построено новое социалистическое общество. Русский крестьянин не был заражен бациллой западноевропейского индивидуализма, был коллективистом по инстинкту и это позволяло рассчитывать на то, что социалистическая идея будет положительно им воспринята и реализована на практике.

По сути дела, одним из первых русских мыслителей Герцен заявил о том, что в России “можно” построить справедливое социалистическое общество, минуя стадию . Таким образом, категория “возможности” стала важнейшей не только для Герцена, но и для всей последующей революционной мысли в России.