Аркадий аверченко хронологическая таблица кратко. Биография аркадия аверченко

27 марта (15 марта по старому стилю) 1881 года родился Аркадий Тимофеевич Аверченко – русский писатель-юморист, драматург, театральный критик, редактор известного сатирического журнала «Сатирикон» (с 1914 года – «Новый Сатирикон»).

Ещё при жизни его сравнивали с заокеанскими юмористами Марком Твеном и О`Генри, а простая читающая публика жаловала Аркадия Тимофеевича титулом «короля смеха». И сегодня его произведения, наряду с юмористическими рассказами Теффи и других авторов начала XX века, пользуются большой популярностью у самого широкого круга читателей.

Детство и юность

Аркадий Аверченко родился в Севастополе, в небогатой и многодетной купеческой семье. У Аркадия было шесть сестёр и три брата, которые умерли в младенчестве. Отец, Тимофей Петрович Аверченко, являлся владельцем небольшого магазина, но вскоре он разорился, и семья едва сводила концы с концами.

Самого же Аркадия Аверченко смело можно назвать настоящим литературным «самородком» – будущий писатель не получил никакого систематического образования. Согласно шутливой «Автобиографии», написанной самим Аверченко для одной из своих книг, желания учиться он не имел, а потому прикидывался больным и слабым. Поэтому гимназию не посещал, и старшие сёстры занимались с ним дома. На самом деле, из-за травмы глаза, полученной в детстве, Аркадий был вынужден обучаться на дому. Впоследствии, уже уйдя из семьи, ему удалось закончить лишь два класса городского реального училища.

В 15 лет отец определил юношу младшим писарем в транспортную контору, где Аверченко прослужил чуть более года. Затем, по совету знакомых, он устроился служащим в контору каменноугольных рудников в Донбассе. Суровая жизнь на рудниках мало подходила для молодого человека: основным развлечением, как для шахтёров, так и для служащих конторы являлось беспробудное пьянство и пьяные драки.

Позже, внутренне содрогаясь, писатель вспоминал:

«Это был самый грязный и глухой рудник в свете. Между осенью и другими временами года разница заключалась лишь в том, что осенью грязь была там выше колен, а в другое время - ниже. И все обитатели этого места пили, как сапожники, и я пил не хуже других… ...Когда правление рудников было переведено в Харьков, туда забрали и меня, и я ожил душой и окреп телом».

В Харькове состоялся литературный дебют Аркадия Аверченко. 31 октября 1903 года местная газета «Южный край» поместила его первый рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь». Для едва обученного грамоте 22-летнего служащего это было большим событием.

Сам Аверченко считал своим литературным дебютом рассказ «Праведник», опубликованный в 1904 году.

В 1906-1907 годах Аркадий Тимофеевич, совершено забросив свою службу в конторе, весь отдаётся литературному творчеству. Он редактирует в Харькове сатирические журналы «Штык» и «Меч», где часто выступает единственным автором всего номера: рисует карикатуры и шаржи, публикует свои материалы в разных разделах под многочисленными псевдонимами.

Согласно «Автобиографии» Аверченко, то ли из-за сатирических острот, то ли из-за карикатуры, помещённой в журнале, в 1907 году у писателя случился конфликт с местными властями. Генерал-губернатор Пешков оштрафовал редакцию на 500 рублей. Поскольку у Аверченко не было таких денег (со службы его к тому времени уже уволили), юмористу ничего не оставалось, как покинуть Харьков и искать счастья в столице.

«Сатирикон»

В 1907 году Аверченко работает в качестве секретаря редакции сатирического журнала «Стрекоза». 1 апреля 1908 года «Стрекоза» была преобразована в новый еженедельный журнал «Сатирикон», который затем целое десятилетие оказывал заметное влияние на общественное сознание России. Первым главным редактором журнала стал художник Алексей Александрович Радаков (1877-1942), а с девятого номера этот пост перешёл к писателю-юмористу, постоянному автору журнала Аркадию Тимофеевичу Аверченко.

Редакция «Сатирикона» располагалась на Невском проспекте, в доме №9. Новый юмористический журнал был изданием веселым и едким, саркастическим и злым. Остроумный текст в нём часто перемежался с язвительными карикатурами, забавные анекдоты сменялись политическим шаржем. От множества других юмористических изданий тех лет «Сатирикон» отличался своим социальным содержанием: здесь, не выходя за рамки приличий, бескомпромиссно высмеивались, бичевались представители власти, мракобесы, черносотенцы.

В журнале печатались такие «звёзды» отечественной журналистики, как О.Дымов, В.Азов, сатирики Теффи, В.Князев, Саша Чёрный и А. Бухов, известные писатели Л. Андреев, А.Толстой, В.Маяковский. С иллюстрациями выступали прославленные русские художники Б.Кустодиев, И.Билибин, А.Бенуа. За сравнительно короткий срок - с 1908 по 1918 год - этот сатирический журнал (и его поздний вариант «Новый Сатирикон») создал целое направление в русской литературе и незабываемую в её истории эпоху.

«Сатирикон» привлекал читателей тем, что его авторы, в отличие от других сатирических изданий, практически отказались от обличения конкретных высокопоставленных лиц. Не было у них и «общеобязательной любви к младшему дворнику». Ведь глупость везде остается глупостью, пошлость - пошлостью, а потому на первый план выдвигается стремление показать человеку такие ситуации, когда он сам бывает смешон. На смену объективной сатире приходят «сатира лирическая», самоирония, позволяющие раскрыть характер «изнутри». Особенно ярко это проявлялось в произведениях Теффи и Аверченко, где объектом сатирического или юмористического изображения является обычный обыватель, человек из толпы.

В период расцвета журнала, в 1911 году, его издатель М.Г.Корнфельд выпустил в журнальной библиотеке «Всеобщую историю, обработанную „Сатириконом“». Авторами этого блестящего пародийно-сатирического произведения были А.Аверченко, Тэффи, О. Дымов, и О.Л. Д’Ор.

Популярности Тэффи и Аверченко в те годы трудно найти аналоги. Достаточно сказать, что сам Николай II с удовольствием читал этих авторов и переплетал их книги в кожу и атлас. И совсем не случайно начало «Всеобщей истории» поручили «обработать» именно Тэффи. Зная, чьей любимой писательницей она являлась, возражений цензуры можно было не опасаться. Таким образом, выступая против Думы, правительства, чиновников, бюрократов всех мастей, «Сатирикон» с высочайшего благоволения неожиданно попал на роль легальной оппозиции; его авторы умудрялись своим поэтическим и прозаическим творчеством делать в политике гораздо больше, чем любой политик.

В мае 1913 года в журнале произошёл раскол на почве финансовых вопросов. В результате Аверченко и все лучшие литературные силы покинули редакцию и основали журнал «Новый Сатирикон». Прежний «Сатирикон» под руководством Корнфельда ещё какое-то время продолжал выходить, но, потеряв лучших авторов, закрылся в апреле 1914 года. «Новый Сатирикон» продолжал успешно существовать (вышло 18 номеров) до лета 1918 года, когда был запрещён большевиками за контрреволюционную направленность.

«Король смеха»

Помимо редакторской и литературной работы в «Сатириконе», в 1910-12 годах А.Аверченко заявляет о себе как о замечательном писателе.

В 1910 году выходят три книги Аверченко, сделавшие его известным всей читающей России: «Веселые устрицы», первая книга «Рассказы (юмористические)», «Зайчики на стене», книга II.

Вышедшие в 1912 году книги «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих» окончательно утвердили за их автором звание «короля смеха».

В следующие пять лет лучший юморист России добавлял себе славы, участвуя в театральных постановках, редактируя любимый читателями всех возрастов журнал «Сатирикон», создавая маленькие юмористические шедевры. Но вдруг буквально всю страну захватила политика.

Революция и гражданская война

Февральскую революцию 1917 года А. Аверченко, как и большинство русской либеральной интеллигенции, воспринял восторженно. Но после Октября роль легальной оппозиции, укрепившаяся за журналом «Новый Сатирикон», уже не соответствовала требованиям новой власти. Острые злободневные публикации Аверченко и Теффи не смешили, а лишний раз раздражали большевистских лидеров, которые ещё в марте 1918 года позаботились о закрытии всех буржуазных газет и изданий.

В августе 1918 года был закрыт и редактируемый А. Аверченко «Новый Сатирикон». Тем самым власти заявили о политической неблагонадёжности юмориста и всей редакции. Что могло воспоследовать за таким заявлением – редактору не трудно было себе представить. Аверченко, вместе с Теффи и несколькими знакомыми актрисами, бежит из Петрограда на юг под предлогом концертов в провинции. Москва, Киев, Харьков, Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новороссийск, Мелитополь... В начале апреля 1919 года он приехал в родной Севастополь.

В Крыму писатель творил практически без отдыха. С утра «заряжался», работая под музыку с пудовыми гирями. Днем, если удавалось, забегал на улицу Ремесленную, где жили его мать и две замужние сестры. Все остальное время он принадлежал редакции и театру, причем не одному, а нескольким. Писал и выступал как чтец, артист и конферансье, откликаясь на насущные проблемы с характерной для него остротой.

Вместе с А. Каменским Аверченко заведовал литературной частью театра-кабаре «Дом Артиста», созданного в Севастополе в сентябре 1919 года. Одной из первых постановок стала новая пьеса А. Аверченко «Лекарство от глупости», в которой автор выступал и в качестве актёра. 2 ноября того же года Аркадий Тимофеевич вместе со знаменитой писательницей Тэффи (Надеждой Александровной Лохвицкой) дал большой концерт в театре Севастопольского городского собрания.

Ещё один театр Севастополя - «Ренессанс» - отметил начало 1920 года премьерой по пьесе А. Аверченко «Игра со смертью». Он же в середине января 1920 года организовал вечер юмора с участием Аркадия Тимофеевича. А в театре «Наука и жизнь» писатель выступал с моноконцертами либо вместе с популярной актрисой М. Марадудиной.

В апреле 1920 года на улице Екатерининской (ныне ул. Ленина), 8, открылся еще один театр с романтическим названием «Гнездо перелетных птиц». В нем писателя-юмориста принимали всегда с радостью. Пройдет немного времени, и Аркадий Аверченко сам возглавит труппу с тем же названием: «Гнездо перелетных птиц», но уже в Константинополе. Этот театр, вместе с кабаре Александра Вертинского «Черная роза», станет самым известным в эмигрантской среде. А тогда, в 1920-м, Аверченко успешно гастролировал с театром по Крыму, побывав с концертами в Балаклаве, Евпатории и Симферополе.

Любопытные сведения оставили современники писателя о его театральных вечерах в Севастополе: «Открывал вечер обычно сам Аверченко, и из-за него, собственно, и ходили люди в театр по вечерам».

Писатель мастерски умел переходить от мягкого юмора к убийственной сатире. Вспомним его беседу с 8-летней девочкой в рассказе «Трава, примятая сапогом». Не случайно Аверченко называли то «красным солнышком» - за мягкость, то «барабанщиком литературы» - за точность характеристик.

Перед отъездом из Севастополя за рубеж А. Аверченко успел издать сборник рассказов и фельетонов «Нечистая сила». Один из экземпляров книги удалось передать в США, где сборник переиздали в 1921 году. К слову, не только эта, но и три последующие книги Аркадия Тимофеевича явились антологиями его рассказов, анекдотов и фельетонов (а их набралось не менее 190), опубликованных в севастопольских газетах «Юг» и «Юг России». Книга «Кипящий котел» о событиях Гражданской войны в Крыму была исключительно севастопольской, хотя и появилась в 1922 году.

Эмиграция

10 ноября 1920 года, вместе с Русской Армией генерала Врангеля, Аверченко покинул Крым на одном из последних транспортов.

С ноября 1920 по март 1922 года он жил в Стамбуле (Константинополе). В эти годы Константинополь стал сосредоточием основной массы русских беженцев, которые всё ещё надеялись на перемену политической ситуации и скорое возвращение на родину. Здесь, среди русскоязычной публики, Аверченко чувствовал себя довольно комфортно. Он организовал театральную труппу «Гнездо перелётных птиц», выступал её руководителем и антрепренёром, сам участвовал в концертах, продолжал своё литературное творчество.

В 1921 году в Париже вышел сборник памфлетов Аверченко «Дюжина ножей в спину революции». Её герои, представители различных социальных слоёв - дворяне, купцы, чиновники, военные, рабочие - с ностальгией вспоминают о прошлой жизни. За ним последовал сборник «Дюжина портретов в формате будуар». В этом же году вышла статья Ленина «Талантливая книжка», в которой Аверченко назван «озлобленным до умопомрачения белогвардейцем», однако при этом вождь большевиков нашёл книгу «высокоталантливой».

К 1922 году русские беженцы начали стремительно покидать турецкую столицу: многие ехали в Европу, чтобы там заново начать свою жизнь. Для Аверченко, который, в отличие от большинства эмигрантов, не имел за плечами даже гимназического курса французского или немецкого языков, адаптация к реалиям беженской жизни происходила особенно болезненно.

Он решает не покидать славянских стран – едет сначала в Софию, потом в Белград, и в июне 1922 года поселяется в Праге. Чешское правительство лояльно относилось к русским эмигрантам, поэтому здесь в 1920-е годы сосредоточилось большинство российских литературных обществ, издательств, периодических изданий, продолжалась литературная жизнь.

В Чехии Аверченко пользовался большой популярностью: с шумным успехом проходили его творческие вечера, издавались книги, а многие рассказы были переведены на чешский язык.

«Два мира» в творчестве Аверченко

С 1917 по 1925 годы в творчестве Аверченко мир чётко разделён на две части: мир до революции и мир после революции. Эти два мира у писателя жёстко противопоставляются. Аверченко воспринимает революцию как обман рабочего человека, который должен в определённый момент спохватиться и вернуть всё на свои места в этой стране. Аверченко-сатирик доводит ситуацию до абсурда: из жизни людей исчезают книги и самые необходимые вещи. В рассказе «Урок в советской школе» дети по книжке изучают, какая была еда. Также писатель изображает главных российских политиков Троцкого и Ленина в образах беспутного мужа и сварливой жены («Короли у себя дома»). Второй мир России у Аверченко - это мир беженцев, мир тех, кто «зацепился» за эмиграцию. Этот мир раздроблен и предстаёт, прежде всего, в образе Константинополя. Здесь можно отметить рассказы «Константинопольский зверинец» и «О гробах, тараканах и пустых внутри бабах», в котором три человека пытаются выжить в Константинополе, они делятся друг с другом своим опытом о том, как каждый из них зарабатывает себе на хлеб.

Работая в известной газете «Prager Presse», Аркадий Тимофеевич написал много искромётных и остроумных рассказов, в которых всё же чувствовалась ностальгия и огромная тоска по старой России, навеки канувшей в прошлое. В 1922 году в Праге издаётся сборник «Дети». Аверченко описывает восприятие послереволюционных событий глазами ребёнка, особенности детской психологии и уникальной фантазии. В 1923 году в берлинском издательстве «Север» вышел его сборник эмигрантских рассказов «Записки Простодушного». Это рассказы о жизни самых разнообразных характеров и типов человека, их радостях и страданиях, приключениях и жестокой борьбе. Приблизительно в это же время выходят в свет сборник рассказов «Кипящий котёл» и драма «На море».

В 1925 году, после операции по удалению глаза Аркадий Аверченко серьёзно заболел. 28 января его в почти бессознательном состоянии положили в клинику при Пражской городской больнице с диагнозом «ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек».

Утром 12 марта 1925 года Аркадий Аверченко умер. Похоронен на Ольшанском кладбище в Праге. Последней работой писателя стал роман «Шутка Мецената», написанный в Сопоте в 1923 году, а изданный в 1925 году, уже после его смерти.

По материалам: В.Сухоруков

Советская литература

Аркадий Тимофеевич Аверченко

Биография

АВЕРЧЕНКО, АРКАДИЙ ТИМОФЕЕВИЧ (1881−1925), русский писатель, журналист, издатель. Родился 15 (27) марта 1881 в Севастополе. Отец - неудачливый мелкий торговец; ввиду его полного разорения Аверченко пришлось доучиваться «дома, с помощью старших сестер» (из автобиографии). В 1896, пятнадцати лет от роду, поступил конторщиком на донецкую шахту; через три года переехал в Харьков на службу в той же акционерной компании. Первый рассказ, Уменье жить, был опубликован в харьковском журнале «Одуванчик» в 1902. Серьезной заявкой литератора явился рассказ Праведник, опубликованный в Санкт-Петербурге в «Журнале для всех» в 1904. В период революционных событий 1905−1907 Аверченко обнаруживает публицистический талант и предприимчивость, широко публикуя в недолговечных периодических изданиях очерки, фельетоны и юморески и выпустив несколько номеров быстро запрещенных цензурой собственных сатирических журналов «Штык» и «Меч».

Издательский опыт пригодился ему в 1908 в Санкт-Петербурге, когда он предложил редакции зачахшего юмористического журнала «Стрекоза» (где еще в 1880 был опубликован первый рассказ Чехова) реорганизовать издание. Став секретарем редакции, Аверченко осуществил свой замысел: с 1 апреля 1908 «Стрекозу» сменил новый еженедельник «Сатирикон». Как отмечал в статье Аверченко и «Сатирикон» (1925) А. И. Куприн, журнал «сразу нашел себя: свое русло, свой тон, свою марку. Читатели же - чуткая середина - необыкновенно быстро открыли его». Именно ориентация на читателя среднего класса, пробужденного революцией и живо интересующегося политикой и литературой, обеспечила «Сатирикону» его огромный успех. Помимо завзятых юмористов, таких, как Петр Потемкин, Саша Черный, Осип Дымов, Аркадий Бухов, к сотрудничеству в журнале Аверченко сумел привлечь Л. Андреева, С. Маршака, А. Куприна, А. Н. Толстого, С. Городецкого и многих других поэтов и прозаиков. Постоянным сотрудником «Сатирикона» и вдохновителем всех журнальных начинаний был сам Аверченко; становлением писателя первой величины была сатириконовская карьера Н. А. Лохвицкой (Тэффи). Помимо журнала выпускалась «Библиотека Сатирикона»: в 1908-1913 было опубликовано около ста названий книг общим тиражом свыше двух миллионов, в том числе и первый сборник рассказов Аверченко Веселые устрицы (1910), выдержавший за семь лет двадцать четыре издания. В 1913 редакция «Сатирикона» раскололась, и «аверченковским» журналом стал «Новый Сатирикон» (1913−1918). Редкий номер прежнего и нового издания обходился без рассказа или юморески Аверченко; печатался он и в других «тонких» журналах массовой циркуляции, таких, как «Журнал для всех» и «Синий журнал». Рассказы отбирались, дополнительно редактировались и издавались сборниками: Рассказы (юмористические). Кн. 1 (1910) - сюда были заодно «сброшены» ранее, еще до «Сатирикона» опубликованные вещи; Рассказы (юмористические). Кн. 2. Зайчики на стене (1911), Круги по воде (1912), Рассказы для выздоравливающих (1913), О хороших в сущности людях (1914), Сорные травы (1914 - под псевдонимом Фома Опискин), Чудеса в решете (1915), Позолоченные пилюли (1916), Синее с золотом (1917). Выработался комплексный тип рассказа Аверченко, необходимым и характерным свойством которого является утрировка, расписывание анекдотической ситуации, доводящее ее до полнейшего абсурда, который и служит неким катарсисом, отчасти риторическим. Его гипертрофированные анекдоты не имеют и тени правдоподобия; тем успешнее используются они для мистификации и отстранения действительности, нужного «интеллигентной» публике (словцо «интеллигентный» было введено в широкий обиход при немалом содействии «Сатирикона»), которая во время «Серебряного века» старалась хоть немного ослабить мертвую хватку народнической идеологии: иногда для противодействия ей использовался даже доморощенный социал-демократизм, и следы его явственны в «Сатириконах». «Сатириконовцы» во главе с Аверченко чрезвычайно дорожили своей благоприобретенной репутацей «независимого журнала, промышляющего смехом», и старались не потакать низменным вкусам, избегая скабрезности, дурацкого шутовства и прямой политической ангажированности (во всех этих смыслах образцовым автором была Тэффи). Политической позицией журнала была подчеркнутая и несколько издевательская нелояльность: позиция очень выгодная в тогдашних условиях почти полного отсутствия цензуры, воспрещавшей лишь прямые призывы к свержению власти, зато позволявшей сколько угодно осмеивать любые ее проявления, в том числе и самое цензуру. Февральскую революцию 1917 Аверченко со своим «Новым Сатириконом», разумеется, приветствовал; однако последовавшая за ней разнузданная «демократическая» свистопляска вызывала у него возраставшую настороженность, а октябрьский большевистский переворот был воспринят Аверченко, вместе с подавляющим большинством российской интеллигенции, как чудовищное недоразумение. При этом его веселый абсурд приобрел новый пафос; он стал соответствовать безумию новоучреждаемой действительности и выглядеть как «черный юмор». Впоследствии подобная «гротесковость» обнаруживается у М. Булгакова, М. Зощенко, В. Катаева, И. Ильфа, что свидетельствует не об их ученичестве у Аверченко, а о единонаправленной трансформации юмора в новую эпоху. Эпоха относилась к юмору сурово: в августе 1918 «Новый Сатирикон» был запрещен, и Аверченко бежал на белогвардейский Юг, где публиковал в газетах «Приазовский край», «Юг России» и др. антибольшевистские памфлеты и фельетоны, а в октябре 1920 отбыл в Стамбул с одним из последних врангелевских транспортов. Тогда же вырабатываются новые типы рассказов Аврченко, впоследствии составивших книги Дюжина ножей в спину революции (1921) и Смешное в страшном (1923): антисоветский политический анекдот и стилизованные под очерки, но при этом утрированные в обычной манере Аврченко зарисовки и впечатления быта революционной столицы и гражданской войны. Опыт эмигрантской жизни, нелепо и жалко копирующей быт и нравы погибшей России, отразился в книге Записки Простодушного. Я в Европе (1923), где при помощи обратной гиперболы (литоты) возникают гротескные образы лилипутского мирка, не лишенного сюрреалистического жизнеподобия. В сочинениях последних лет жизни Аверченко с новой силой проявляется детская тема - от сборника О маленьких - для больших (1916) до книг рассказов Дети (1922) и Отдых на крапиве (1924). Попытавшись написать повесть (Подходцев и двое других, 1917) и «юмористический роман» (Шутка Мецената, 1925), Аверченко создает квазимемуарные циклы полуанекдотических эпизодов, связанных более или менее карикатурными фигурами основных персонажей, т. е. опять-таки сборники рассказов и юморесок с оттенком личных воспоминаний. В Стамбуле Аверченко, как всегда, совмещал творческую деятельность с организаторской: создав эстрадный театр «Гнездо перелетных птиц», он совершил несколько гастрольных поездок по Европе. В 1922 поселился в Праге, где успел написать и опубликовать несколько книг рассказов и пьесу Игра со смертью, имеющую характер комедийного шоу. Умер Аверченко в Праге 12 марта 1925.

Восемнадцатого (тридцатого) марта 1881 года в городе Севастополе, расположенном в Российской империи, родился будущий выдающийся русский писатель, театральный критик и сатирик – Аверченко Аркадий Тимофеевич. Отец юмориста - Аверченко Тимофей Петрович был бедным, неудачливым торговцем, а мать - Сафронова Сусанна Павловна являлась дочерью солдата в отставке родом из Полтавщины.

Хотя Аркадий Тимофеевич ввиду очень плохо зрения не получил никакого образования в детстве, этот недостаток будущего писателя полностью компенсировался природным умом и сообразительностью.

Работать юный Аркадий начал с пятнадцати лет. Проработав год младшим писцом в транспортной конторе города Севастополь, будущий сатирик уезжает работать на Брянский рудник конторщиком.

Проработав около четырех лет на Донбассе, Аркадий переезжает в Харьков, где 31 октября 1903 года публикуется его первый рассказ - «Как мне пришлось застраховать жизнь».

С 1906 по 1907 год Аверченко редактирует два сатирических журнала - «Меч» и «Штык». Литературное творчество Аркадия не остается без внимания правления рудника и юмориста увольняют со словами: «Вы хороший человек, но ни к черту не годитесь».

После увольнения Аркадий Тимофеевич уезжает в Санкт-Петербург, где становится сотрудником различных второстепенных изданий.

В 1908 году создается новый юмористический журнал «Сатирикон», редактором которого назначают Аверченко Аркадия Тимофеевича.

За время работы в «Сатириконе» писатель становится очень известным и по его рассказам ставятся многочисленные пьесы в «Летучей мыши» и «Кривом зеркале».

После Октябрьской революции многое изменилось и в 1918 году пришедшие к власти большевики закрывают «Сатирикон». 15 ноября 1920 года Аверченко эмигрирует в Константинополь.

На чужбине, «озлобленный до умопомрачения белогвардеец», как назвал его тогда Ленин, выпускает сборник памфлетов «Дюжина ножей в спину революции» и сборник «Записки Простодушного».

В 1925 году писатель после операции теряет свой глаз, после чего серьезно начинает болеть, а двенадцатого марта 1925 года Аверин Аркадий Тимофеевич умирает.

Аверченко Аркадий Тимофеевич - автор сатирических рассказов. Его произведения получили широкую известность в России за несколько лет до революционных событий. А после он эмигрировал. Темы, которые он затрагивал в своих книгах, были актуальны в начале века. Чем интересны сегодня произведения, который создал Аверченко Аркадий Тимофеевич?

Краткая биография

Герой этой статьи изложил главные события своей жизни в одном из ранних рассказов. Аркадий Тимофеевич Аверченко - писатель, чьи произведения отличаются легким слогом и острой, но беззлобной сатирой. Он умел говорить о печальной стороне жизни с иронией. Доказательство тому - рассказ «Автобиография».

Аверченко Аркадий Тимофеевич родился в Севастополе. С детства он имел плохое зрение. В силу этого недуга образование получал дома. Отец был купцом и, согласно воспоминаниям писателя, мало времени уделял сыну, поскольку был обеспокоен вопросом о том, как бы быстрее разориться. Своих устремлений незадачливый предприниматель достиг.

Аверченко-младший тем временем стал жертвой педагогических экзерсисов старших дочерей разорившегося купца. Что, впрочем, пошло на пользу будущему писателю. В то время, когда его отец утратил последнюю надежду на улучшение семейного благосостояния, сын был в меру грамотным молодым человеком. А потому уже в пятнадцать лет поступил на службу в транспортную контору.

Начало творческого пути

Аверченко Аркадий Тимофеевич рассказы начал писать в годы службы на каменных рудниках. Здесь он также трудился в небольшой конторе. Глухой населенный пункт, в котором несколько лет провел Аверченко, изображен в его произведениях. Местные жители шахтерского городка пили как сапожники. Степной донецкий пейзаж нагонял тоску. Когда правление рудников было переведено в Харьков, Аверченко был столь окрылен, что написал небольшое литературное произведение. В последующие два года молодой писатель создал и опубликовал всего три рассказа.

Редакторская деятельность

Окрыленный литературным творчеством, Аверченко Аркадий Тимофеевич в 1905 году устроился на службу в харьковский сатирический журнал. В издательстве он редактировал, корректировал и рисовал карикатуры. И так он увлекся этой деятельностью, что был оштрафован генерал-губернатором на пятьсот рублей.

Несмотря на популярность у жителей Харькова, Аверченко пришлось покинуть этот славный город. Платить штраф он не желал, да и не имел возможности. А пререкаться далее с губернатором не имело смысла.

«Сатирикон»

В Петербурге карьера Аверченко пошла в гору. Статьи и заметки, которые он публиковал в «Сатириконе», были чрезвычайно популярны. В основании этого литературного журнала Аверченко принимал самое активное участие.

Сатириконовцы пользовались признанием и свободой творчества. Но лишь до тех пор, пока в стране почти не существовало цензуры. В 1917 году все изменилось. Аверченко Аркадий Тимофеевич был вынужден уехать в Севастополь, а затем и вовсе эмигрировать.

Автор сатирических произведений и сегодня остается одной из самых загадочных фигур в русской литературе. Споры ведутся и относительно даты его рождения, и болезни, в силу которой он так рано ушел из жизни. А главное, нет достоверных сведений о личной жизни писателя. Белые пятна в появились оттого, что интервью он всегда давал в довольно шутливой форме. Кроме того, он слишком долго входил в список запрещенных авторов.

Аркадий Аверченко в действительности не знал точной даты своего рождения. А главное, о личной жизни сатириконовца ничего не известно. Однако есть информация о его отношениях с известной в те времена актрисой Александрой Садовской. Этот роман был длительным, но все же они расстались.

О том, почему писатель так и не женился, он поведал своим читателям в рассказе «Бритва в киселе». Садовская была энергичной и деятельной дамой. Он - флегматичным и не особенно решительным человеком. Расстались они в 1915 году. Примечательно, что у актрисы было трое детей, и один из них родился в 1915 году - именно тогда, когда, согласно рассказам Аверченко, его отношения с Александрой Садовской достигли своего апогея. Более того, сын актрисы был участников прорыва Блокады, а после войны стал писателем.

Александра Садовская никому не рассказывала о своих отношениях с редактором журнала «Сатирикон». Но отзвуки этих отношений присутствуют в произведениях Аверченко. В рассказах «Окружающие», «Хвост женщины», «Обыкновенная женщина» герой долго и мучительно решает, сводить ли счеты со своим холостяцким образом жизни. А в последнем романе писателя «Шутка мецената» изображена женщина, которая по внешним данным напоминает Садовскую: пышнотелая, темноволосая, статная.

Является ли сын Садовской сыном прославленного сатирика, доподлинно неизвестно. Это лишь предположение его биографов. Однако есть сведения, что, даже находясь в эмиграции, Аверченко не прекращал интересоваться судьбой своей бывшей возлюбленной. И это при том, что Александра Садовская была в жизни сатирика далеко не единственной женщиной.

«Понять женщину легко, но объяснить ее трудно»

Эта фраза присутствует в одном из произведений Аверченко. К противоположному полу он всегда испытывал интерес, однако относился к нему несколько цинично. В своем творчестве петербургский холостяк утверждал идею мужской свободы. Дабы привлечь поклонниц, он тщательно следил за своей внешностью. Эта особенность вызывала порою критику коллег. Однако одна из поклонниц писателя призналась однажды, что человек, обладающий таким умом и чувством юмора, может выглядеть как угодно. Внешность для остроумного и обаятельного мужчины неважна.

Воспоминания современников

«Рассказы для выздоравливающих» Аркадий Тимофеевич Аверченко выпустил в 1910 году невероятным тиражом. А стало быть, и зарабатывал писатель достойно. Его коллеги, коренные петербуржцы, отмечали в нем способность располагать к себе собеседника. Аверченко, имея репутацию заядлого холостяка, поражал всегда безупречным внешним видом, несмотря на слегка провинциальный стиль в одежде.

Дабы поддерживать хорошее физическое состояние, согласно воспоминаниям знакомых и коллег, он ежедневно поднимал гири, напевая при этом партию из знаменитой оперы. К слову сказать, голоса и слуха главный сатириконовец не имел.

Болезнь, которая некогда лишила писателя возможности получить полноценное образование, напомнила о себе на чужбине. Аркадий Тимофеевич Аверченко ушел из жизни в 1925 году в Праге. Его здоровье было подорвано событиями, предвещавшими вынужденный отъезд из России. Большевики лишили его всего: друзей, Родины, работы, банковского счета.

Аверченко и новая власть

Большевистскую политику писатель назвал гнусным предательством всего того, что было в России. Свои взгляды он не преминул высказать в одном из очерков. Несовместимыми оказались новая власть и его творчество. Аверченко Аркадий Тимофеевич легко писал, был едок в оценках и поразительно наблюдателен. В рассказах он высмеивал человеческую глупость, жадность, лицемерие и хамство. Но новой власти не нужна была критика человеческих пороков. В большевистской России выжить мог лишь автор романтически-утопических произведений, прославляющих пролетарскую революцию.

Последние годы были для писателя плодотворными. Но творчество не приносило в его жизнь душевного спокойствия и гармонии. В Праге он испытывал нехватку русской литературы. Читал преимущественно местные газеты. Возможно, тоска по Родине оказала на душевное состояние писателя негативное влияние.

Аверченко умер на сорок пятом году жизни. В восьмидесятые годы впервые были опубликованы произведения антисоветского автора Аркадия Аверченко. Соотечественники о писателе вспомнили лишь спустя полвека после его смерти.

Биография

Русский писател ь-юморист, драматург, театральный критик

Родился 15 марта (27 н.с.) в Севастополе в семье купца. Получил домашнее воспитание, так как из-за плохого зрения и слабого здоровья не мог учиться в гимназии. Очень много и без разбора читал.

В пятнадцать лет поступил на работу младшим писцом в транспортную контору. Через год уехал из Севастополя и стал работать конторщиком на Брянском угольном руднике, где прослужил три года. В 1900 переехал в Харьков.

В 1903 в харьковской газете "Южный край" был опубликован первый рассказ Аверченко "Как мне пришлось застраховать жизнь" , в котором уже чувствуется его литературный стиль. В 1906 становится редактором сатирического журнала "Штык" , почти полностью представленный его материалами. После закрытия этого журнала возглавляет следующий - "Меч" , - тоже вскоре закрытый.

В 1907 переезжает в Петербург и сотрудничает в сатирическом журнале "Стрекоза" , позднее преобразованном в "Сатирикон" . Затем становится постоянным редактором этого популярного издания.

В 1910 выходят три книги Аверченко, сделавшие его известным всей читающей России: "Веселые устрицы" , "Рассказы (юмористические)" , книга 1, "Зайчики на стене" , книга II. "...их автору суждено стать русским Твеном..." , - проницательно заметил В. Полонский .

Вышедшие в 1912 книги "Круги по воде" и "Рассказы для выздоравливающих" утвердили за автором звание "короля смеха" .

Февральскую революцию Аверченко встретил восторженно, но Октябрьскую - не принял. Осенью 1918 уезжает на юг, сотрудничает в газетах "Приазовский край" и "Юг" , выступает с чтением своих рассказов, заведует литературной частью в "Доме Артиста" . В это же время пишет пьесы "Лекарство от глупости" и "Игра со смертью" , а в апреле 1920 организует свой театр "Гнездо перелетных птиц" . Через полгода эмигрирует через Константинополь за рубеж; с июня 1922 живет в Праге, ненадолго выезжая в Германию, Польшу, Румынию, Прибалтику. Публикуется его книга "Дюжина ножей в спину революции" , сборник рассказов: "Дети", "Смешное в страшном" , юмористический роман "Шутка мецената" и др.

В 1924 переносит операцию по удалению глаза, после которой долго не может оправиться; вскоре резко прогрессирует болезнь сердца.

Скончался в Пражской городской больнице 22 января (3 марта н.с.) 1925. Похоронен в Праге на Ольшанском кладбище.

Работы

1910 - Весёлые устрицы
1912 - Круги по воде
1912 - Рассказы для выздоравливающих
1913 - Избранные рассказы
1913 - Чёрным по белому
1914 - Юмористические рассказы
1914 - Сорные травы
1914 - О хороших, в сущности, людях!
1916 - Волчьи ямы,
1916 - Позолоченные пилюли
1916 - Рассказы о детях
1917 - Караси и щуки
1917 - Синее с золотом
1918 - Чудеса в решете
1920 - Нечистая сила
1922 - Кипящий котёл
1922 - Дети
1923 - Смешное в страшном
1924 - Пантеон советов молодым людям
1925 - Рассказы циника

Вместе с правлением рудников переехал в Харьков.

В октябре 1903 года в харьковской газете "Южный край" был напечатан первый рассказ Аркадия Аверченко "Как мне пришлось застраховать жизнь". Сам же Аверченко своим литературным дебютом считал рассказ "Праведник" ("Журнал для всех", 1904).

В 1905 году он сотрудничал с "Харьковскими губернскими ведомостями".

С 1906 года редактировал журнал "Штык", с 1907 года — журнал "Меч".

Аверченко переехал в Санкт-Петербург и устроился секретарем сатирического журнала "Стрекоза", позже сменившего название на "Сатирикон". С 1913 года он занял должность редактора журнала. Его коллегами по изданию были Саша Черный, Надежда Тэффи, Николай Ремизов и др.

В "Сатириконе" были напечатаны лучшие юмористические рассказы Аверченко.

В 1910 году вышли его книги "Веселые устрицы", "Рассказы (юмористические)", "Зайчики на стене", которые принесли автору славу "русского Твена". В 1912 году — "Круги по воде" и "Рассказы для выздоравливающих", также тепло принятые читателями.

В 1910-1912 годах Аверченко в компании друзей-художников Алексея Радакова и Николая Ремизова совершил путешествие по Европе, после чего выпустил книгу "Экспедиция сатириконцев в Западную Европу" (1912).

Помимо рассказов и пьес, Аркадий Аверченко писал также театральные рецензии под псевдонимами Волк, Фома Опискин, Медуза-Горгона, Фальстаф и др.

В 1913 году после конфликта между группой сотрудников "Сатирикона" и издателем, Аверченко и ряд литераторов и художников покинули редакцию. Аверченко основал свой журнал "Новый Сатирикон". Некоторое время оба журнала выходили параллельно, но через год старый "Сатирикон" закрылся, а "Новый Сатирикон" просуществовал до лета 1918 года.

Затем Аверченко перебрался в Севастополь, где с 1919 года сотрудничал с газетой "Юг". В начале 1920 года он открыл театр-кабаре "Дом артиста", где с успехом была поставлена его многоактная пьеса "Игра со смертью". В апреле 1920 года организовал свой театр "Гнездо перелетных птиц".

В ноябре 1920 года он эмигрировал в Константинополь (ныне Стамбул, Турция). В 1921 году в Париже опубликовал сборник памфлетов "Дюжина ножей в спину революции".

В апреле 1922 года переехал в Софию (Болгария), затем в Белград (Сербия).

С июня 1922 года писатель постоянно проживал в Праге (Чехия). 3 июля состоялся его первый вечер в Праге, имевший большой успех и получивший восторженные отклики во многих газетах. С июля по сентябрь прошли гастроли Аверченко в Брно, Пльзене, Моравской Остраве, Братиславе, Ужгороде, Мукачеве. Вернувшись в Прагу в первой половине сентября, он стал работать в газете "Прагер пресс", где еженедельно появлялись его фельетоны и новые рассказы. В октябре состоялись успешные гастроли Аверченко в Прибалтике, Польше и Берлине.

В 1923 году в берлинском издательстве "Север" вышел его сборник эмигрантских рассказов Аверченко "Записки Простодушного". Также в эмиграции вышли сборники рассказов "Дети" и "Смешное в страшном".

Последняя работа Аверченко — роман "Шутка Мецената", написанный в 1923 году, был издан в 1925 году уже после смерти писателя.

В начале 1925 года Аверченко перенес операцию по удалению левого глаза, 12 марта 1925 года он скончался. Похоронен на Ольшанском кладбище в Праге.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников