Гайдар Аркадий - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Литературно-исторические заметки юного техника

ГАЙДАР, АРКАДИЙ ПЕТРОВИЧ (1904-1941), настоящая фамилия Голиков, русский советский писатель. Родился 9 (22) января 1904 в Льгове Курской губернии. Сын учителя из крестьян и матери-дворянки, участвовавших в революционных событиях 1905. Опасаясь ареста, в 1909 Голиковы оставили Льгов, с 1912 жили в Арзамасе. Работал в местной газете "Молот", где впервые опубликовал свои стихи, вступил в РКП(б).
С 1918 - в Красной Армии (добровольцем, скрыв свой возраст), в 1919 учился на командных курсах в Москве и Киеве, затем в московской Высшей стрелковой школе. В 1921 - командир отделения Нижегородского полка. Воевал на Кавказском фронте, на Дону, под Сочи, участвовал в подавлении антоновского мятежа, в Хакасии - против "императора тайги" И.Н.Соловьева, где, обвиненный в самочинном расстреле, на полгода был исключен из партии и отправлен в продолжительный отпуск по нервной болезни, не оставлявшей его впоследствии на протяжении всей жизни. Наивно-романтическое, бесшабашно-радостное восприятие революции в ожидании грядущего "светлого царства социализма", отразившееся во многих произведениях Гайдара автобиографического характера, адресованных главным образом юношеству (рассказы РВС, 1925, Сережка Чубатов, Левка Демченко, Конец Левки Демченко, Бандитское гнездо, все 1926-1927, Дым в лесу, 1935; повести Школа, первонач. назв. Обыкновенная биография, 1930, Дальние страны, 1932, Военная тайна, 1935, включающая хрестоматийную в советское время Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове, 1935, Бумбараш, неоконч., 1937), в зрелые годы сменяется тяжкими сомнениями в записях дневника ("Снились люди, убитые в детстве").
Псевдонимом (тюркское слово - "всадник, скачущий впереди") впервые подписал новеллу Угловой дом, созданную в 1925 в Перми, где он поселился в том же году и где начал, по архивным материалам, работу над повестью о борьбе местных рабочих с самодержавием - Жизнь ни во что (другое назв. Лбовщина, 1926). В пермской газете "Звезда" и др. изданиях публикует фельетоны, стихи, записки о путешествии по Средней Азии, фантастический рассказ Тайна горы, отрывок из повести Рыцари неприступных гор (др. назв. Всадники неприступных гор, 1927), поэму Пулеметная пурга. С 1927 жил в Свердловске, где в газете "Уральский рабочий" опубликовал повесть Лесные братья (др. назв. Давыдовщина - продолжение повести Жизнь ни во что).
Летом 1927, уже довольно известным писателем, переехал в Москву, где, в числе многих публицистических произведений и стихов, выпустил детективно-приключенческую повесть На графских развалинах (1928, экранизирована в 1958, реж. В.Н.Скуйбин) и ряд других произведений, выдвинувших Гайдара, наряду с Л.Кассилем, Р.Фраерманом, в число самых читаемых создателей русской детской прозы 20 в. (в т.ч. рассказы Голубая чашка, 1936, Чук и Гек, повесть Судьба барабанщика, оба 1938, рассказ для радио Четвертый блиндаж; вторая, незавершенная часть повести Школа, оба 1930).
Увлекательность сюжета, стремительная легкость повествования, прозрачная ясность языка при бесстрашном внесении в "детскую" жизнь значительных, а порой трагических событий (Судьба барабанщика, где повествуется о шпиономании и репрессиях 1930-х годов и др.), поэтическая "аура", доверительность и серьезность тона, непререкаемость кодекса "рыцарской" чести товарищества и взаимопомощи - все это обеспечило искреннюю и долговременную любовь юных читателей к Гайдару - официальному классику детской литературы. Пик прижизненной популярности писателя пришелся на 1940 - время создания повести и одноименного киносценария (кинофильм реж. А.Е.Разумного) Тимур и его команда, рассказывающих о смелом и отзывчивом мальчике-пионере (носящем имя сына Гайдара), вместе со своими друзьями окруживших тайной заботой семьи фронтовиков. Благородный почин героя Гайдара послужил стимулом для создания широкого "тимуровского" движения по всей стране, особенно актуального в 1940-1950-е годы. В 1940 Гайдар пишет продолжение Тимура - Комендант снежной крепости, в начале 1941 - киносценарий продолжения и сценарий фильма Клятва Тимура (постановка 1942, реж. Л.В.Кулешов).
В июле 1941 писатель отправляется на фронт корреспондентом газеты "Комсомольская правда", где публикует очерки Мост, У переправы и др. В августе-сентябре 1941 в журнале "Мурзилка" опубликована философская сказка Гайдара для детей Горячий камень - о неповторимости, неизбежных трудностях и ошибках на пути постижения истины.
Спектр разнообразных по возрасту, характеру и типажу "детских" героев Гайдара (среди которых немало "отрицательных" лиц: Мальчиш-Плохиш, Мишка Квакин из Тимура и др.) дополняют персонажи рассказов-миниатюр для дошкольников (Василий Крюков, Поход, Маруся, Совесть, 1939-1940). Автор киносценария Прохожий (1939), посвященного Гражданской войне. Многие произведения Гайдара инсценированы и экранизированы (фильмы Чук и Гек, 1953, реж. И.В.Лукинский; Школа мужества, 1954, реж. В.П.Басов и М.В.Корчагин; Судьба барабанщика, 1956, реж. В.В.Эйсымонт, и др.).
Гайдар погиб в бою около дер. Леплява Каневского района Черкасской области 26 октября 1941.

Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) (1904–1941) был самым противоречивым детским писателем всех времен и народов. Потомственный дворянин по материнской линии и внук крепостного крестьянина по отцовской, он болезненно любил три вещи: военную службу, и детское общество. Его книжки лучатся позитивным мироощущением детства, которое, кажется, не закончится никогда. При этом в жизни Гайдар был суицидально-депрессивным алкоголиком и помешанным на войне психопатом. Попробуй перечитать « Голубую чашку », постоянно держа в уме мысль, что ее автор в бытность комиссаром вовсю практиковал расстрел мирных жителей!


Начало и конец взрослой жизни Гайдара - ярчайшие главы военно-полевого романа с разрывом почти в 20 лет, в которые поместилась еще одна, совсем другая жизнь. Повоевать против немцев в у Аркаши не получилось: десятилетним гимназистом он убежал на фронт, но его сняли с поезда в ста верстах от родного Арзамаса и под конвоем вернули домой. Порубать же соотечественников на Гражданской удалось всласть: начав рядовым в четырнадцать, в семнадцать он стал уже полковником, сделав карьеру, которая не снилась даже молодым героям 1812 года. Ускоренное взросление домашнего юноши, кровь, пот и ужасы польского фронта, тиф и ранения не прошли даром: боль и переживания комиссар Аркадий Голиков глушил лошадиными дозами спирта. Становление его как писателя и превращение в алкоголика проходили одновременно: во время борьбы с бандитами в Хакасии у него начинаются приступы психоза, а за проявления жестокости (неоправданное уничтожение гражданского населения) юного комиссара исключают из партии. Тогда же он демобилизуется из Красной Армии - официально по контузии, а по другим данным, вследствие тяжелого нервного расстройства, отягощенного алкогольной зависимостью.


Из диких степей молодой инвалид вынес новую фамилию «Гайдар» («вестник, передовой всадник» по-тюркски) и рукописи своих книг: «В дни поражений и побед», «Патроны» и «Последние тучи». Писатель Константин Федин сказал про его первые литературные опыты так: «Писать вы не умеете, но писать можете и писать будете». Взяв на вооружение слова наставника и вооружившись бутылкой и печатной машинкой, Гайдар принялся за работу: он понимал, что с армейской службой покончено навсегда. Забавно, но писать о пьянстве классик детской литературы не любил. «Хмельной водопроводчик Микешкин, что всегда дарит ребятишкам подсолнухи и ириски, никогда никого не задевал, а только вопил песни» - кроме этого автопортретного описания эпизодического героя из «Судьбы барабанщика», в книгах Гайдара почти нет следов бурной алкогольной биографии автора.


К тридцати годам Гайдар превратился в мрачного неразговорчивого мужчину неопределенного возраста, рано полысевшего и грузного. Он пил постоянно, часто в полном одиночестве. Жена Лиля к тому времени его бросила, зато появилась новая, приходящая - красивая статная Дора. Куда охотнее писатель общался с молодым поколением. Пионеры его боготворили, и среди них у него были настоящие друзья. Гайдар дарил им немыслимые по тем временам подарки: настоящие компасы со светящимися цифрами, перочинные ножи с несколькими лезвиями, серебряные зажигалки. Наиболее приближенных, к огромному неудовольствию родителей, он периодически водил на экскурсии на крышу своего дома в Столешниковом переулке и в каморку на чердаке. Там писатель разговаривал с подростками за жизнь и потихоньку приучал их к водке. Одержимый дорогами, Гайдар постоянно срывался в сомнительные командировки или просто уезжал на другой конец страны - куда-нибудь в Мурманск, Хабаровск или Бухару. «Нигде я не сплю так крепко, как на жесткой полке качающегося вагона, и никогда не бываю так спокоен, как у распахнутого окна вагонной площадки», - писал он в дневнике.

Писатель разговаривал с подростками за жизнь и потихоньку приучал их к водке

В последние годы жизни Гайдар практически не выходил из жесточайшей и редко бывал трезвым больше трех-пяти дней в месяц. По пьяни писатель вел себя парадоксально: копал у подъезда червей для несуществующей рыбалки, скупал по городу воздушные шарики, признавался в любви случайным прохожим. Сосед-сапожник дважды вынимал его из петли. На состояние Гайдара не повлияли ни съемки фильма «Тимур и его команда», ни вручение ордена «Знак Почета». От алкогольной летаргии писателя пробудило только начало Великой Отечественной. Экс-комиссар воспринял еще одну войну прежде всего как шанс на избавление от невыносимой пытки мирной жизни и жизни как таковой. Он в рекордные сроки закончил сценарий сиквела «Клятва Тимура», закатил грандиозную отходную для коллег и знакомых и уехал военным корреспондентом на фронт (к строевой службе его признали негодным). Он и не скрывал от близких, что едет для того, чтобы погибнуть. Под хорошо знакомым ему еще по Гражданской Киевом, в немецком тылу, писатель вступил в партизанский отряд. 26 октября 1941 года Аркадий Петрович Гайдар погиб в бою: единственная пуля попала ему точно в сердце. Все рукописи из планшетки военкора исчезли.


Гений против употребления

1918-1920
В родном Арзамасе будущий литератор вступает в партию, становится красноармейцем и уходит на фронт. Впервые со старшими товарищами пробует спиртное, в избытке конфискованное у спекулянтов и предназначенное для уничтожения приказом комдива Буденного (был такой знаменитый приказ). В качестве комиссара сражается с белобандитами под Киевом и на польском фронте, трижды ранен и дважды контужен; кроме того, переболел тифом. Мучащие его головные боли убивает лошадиными дозами водки и коньяка. Появляются первые признаки нервного расстройства.

1921-1923
Отправляется в Москву на лечение и учебу на высших командирских курсах «Выстрел». Впервые пытается писать. После окончания курсов назначается командиром запасного полка. За три года Гайдар прошел путь от рядового до полковника. Под началом Тухачевского участвует в подавлении Антоновского мятежа, в ходе которого отличается особой жестокостью и вспышками немотивированной агрессии, вызывавшими сомнения во вменяемости. Пьет по-черному. В письмах смачно и с удовольствием описывает кровавые боевые действия, расстрелы и офицерские застолья. Во время боевых действий против банды Соловьева в Хакасии за превышение полномочий (по некоторым свидетельствам, за проявления элементарного садизма) исключается из партии и демобилизуется. Тогда же берет новую фамилию Гайдар. Возвращается с фронта законченным алкоголиком с серьезно подорванной психикой.

1924-1927
Женится на красавице-комсомолке Лиле Соломянской и перебирается с семьей в Ленинград, где практически перестает пить и пытается опубликовать свои литературные опыты. Печатает повесть «В дни поражений и побед», неожиданно тепло принятую коллегами и читателями.

1928-1934
Пишет свои лучшие ранние книги: «РВС», «Четвертый блиндаж» и «Школа». Периодически мучится приступами головной боли, расстройством памяти и галлюцинациями. Пьет неровно: длительные периоды трезвости сменяются затяжными запоями, во время которых жена и дети уходят от греха подальше к соседям. Несколько раз писателя увозят с приступами белой горячки и трижды арестовывают за стрельбу в пьяном виде из револьвера. В конце концов жена бросает его.

1935-1940
Живет в одиночестве на своем чердаке, мучась от депрессии и перманентного . Предпринимает несколько попыток самоубийства: вешается, режет вены. Страшно пьет, причем часто со своими юными друзьями. Соседи сторонятся его и при встрече переходят на другую сторону улицы. Пишет «Судьбу барабанщика», «Голубую чашку», «Бумбараша» и «Чука и Гека». Пытается лечиться от алкоголизма.

1941
Бросает пить и уезжает в действующую армию военным корреспондентом. Оказывается в немецком тылу, где становится пулеметчиком в партизанском отряде. Погибает в бою при таинственных обстоятельствах: у него похищены рукописи и верхняя одежда. В последнем письме жене Доре, которое пришло уже после его смерти, писатель попросил: «Помни своего Гайдара. Товарищи, которые принесут тебе весточку, из одной со мной бригады. Напои их вином».



Собутыльники

Писатель Фраерман с женой Валентиной как могли опекали Гайдара. Как-то раз в Доме отдыха писателей в Старой Рузе после дюжины «Цинандали» на троих Гайдар заблудился в парке и перебудил весь санаторий истошными криками: «Рувочка! Рувочка!» Когда его обнаружили скрюченным в зарослях шиповника, Гайдар улыбнулся и сказал: «Рува, я ведь на самом деле сирота. Почему ты на меня обиделся?»


Однажды с небольшой компанией писатели поехали на рыбалку. Собирались варить уху, но, пока чистили плотву, Гайдар выпил всю водку. «Чудо ли, из огромного синего моря вытащить одну рыбешку?» - презрительно отвечал он на претензии товарищей. Потом слезно просил прощения и написал экспромтом стихотворение «Дорогому Косте»: «Пьем мы утром молоко, ходим в поле далеко, рыб поймали три ерша, ну и больше ни шиша». Гайдара простили, после чего купили самогону в ближайшем селе.


Обласканный властью кинорежиссер, снявший «Тимура и его команду», относился к непредсказуемому «коннику» снисходительно, но ценил его талант рассказчика и богатый жизненный опыт. Однажды на отдыхе они пили коллекционный портвейн, Гайдар рассказывал о своей поездке в Кутаиси, и режиссер полушутливо уличил его в неточности. Писатель обиделся: «Не нравится такой Аркадий, найдите себе другого, с бородой и золотым зубом, а я удаляюсь в африканскую страну и буду лазить там по деревьям вместе с обезьянами!» После чего залез на дерево, откуда его снимали с милицией.


Глава тогдашнего Союза писателей и главный пьяница среди работников пера - Фадеев поругивал Гайдара в прессе, но при этом испытывал к нему явную симпатию. Осенью 37-го после бурной вечеринки Фадеев отвез Гайдара домой на персональном авто и приставил к двери красноармейца с винтовкой для охраны. А также оставил бутылку дорогого шампанского «Абрау-Дюрсо» на утро и записку: «Денег не дам. Они у тебя в кармане сразу начинают бунтовать».


(настоящая фамилия - Голиков) (1904-1941) советский писатель

Будущий писатель родился в небольшом городе Льгове поблизости от Орла. Семья Голиковых отличалась по тем временам высоким культурным уровнем: отец был народным учителем, мать - фельдшером. Поэтому с раннего детства они воспитывали у своего сына любовь к знаниям.

В 1911 году семья перебралась в Арзамас, где Аркадий Гайдар поступил в местное реальное училище. Там он продолжал много читать, увлекался инсценировками и, как многие сверстники, начал писать стихи.

Спокойная и устоявшаяся жизнь была прервана Первой мировой войной. Отец был мобилизован и ушел на фронт, мать стала санитаркой в госпитале. Поэтому Аркадий должен был заботиться о трех младших сестрах, оставшихся дома. Как и многие другие мальчишки, он пытался бежать на фронт, но добраться туда не успел: его поймали и отправили домой. Однако юноша был полон желания побыстрее заняться активной жизнью и принять участие в событиях, которые происходили вокруг. Летом 1917 года он начинает работать в местной большевистской организации. Аркадий Гайдар был связным, дежурил в местном Совете. Все эти события позже были описаны им в повести «Школа». С этого и началась его «обыкновенная биография в необыкновенное время». Осенью 1918 года он становится членом партии, а вскоре и красноармейцем. Правда, вместо фронта попадает на курсы красных командиров.

В 1919 году Голиков досрочно завершает учебу и вскоре уходит на фронт в качестве командира взвода. В одном из боев он был ранен, но весной 1920 года снова отправляется в армию, где получает назначение на должность комиссара штаба. Вскоре его опять посылают на учебу на высшие командные курсы, окончив которые он становится командиром роты, а затем и кавалерийского полка. Командуя карательными подразделениями, будущий писатель подавлял выступления хакасов против советской власти. Действия Голикова всегда отличались упорством и даже жестокостью - видимо, давал себя знать возраст и юношеский максимализм. Позже он будет обходить молчанием этот период своей биографии.

Голиков решил навсегда связать свою жизнь с армией, готовился поступать в военную академию, но многочисленные ранения не позволили ему осуществить это желание. В 1924 году он был уволен в запас по состоянию здоровья. После мучительных размышлений о том, что же ему делать дальше, он принимает решение заняться литературным трудом.

Еще в армии, Аркадий Петрович Гайдар задумал написать свою первую повесть - «В дни поражений и побед». Она была опубликована в 1925 году, но осталась не замеченной ни критиками, ни читателями. Позже писатель переработал одну из ее глав в рассказ под названием «Р.В.С». Он был принят в журнал «Звезда» и опубликован. С этого времени и начинается литературная жизнь писателя Гайдара. Первое произведение, подписанное этим псевдонимом "Гайдар", - рассказ «Угловой дом» (1925). Существует много предположений о происхождении столь необычного псевдонима. Одни исследователи считают, что он переводится на русский язык как «всадник, скачущий впереди», другие видят в нем своеобразный шифр: Г - Голиков, АИ - АркадиИ, Д - французская частица, обозначающая «из», АР - Арзамас. Получается: Голиков Аркадий из Арзамаса.

Аркадий Гайдар женится на дочери писателя Павла Бажова и поселяется с семьей в Ленинграде. Стремясь приобрести новые впечатления и уйти от военной темы, писатель много путешествует, постоянно печатает очерки о своих впечатлениях. Постепенно определяется и его читатель - подростки, и основная тема - романтика подвига. В 1926 году Аркадий Гайдар переделывает свой рассказ «Р.В.С.» и превращает его в романтическую повесть о событиях Гражданской войны.

Тема Гражданской войны продолжается и в повести «Школа». Она представляет собой романтизированную биографию самого писателя, в которой показано его нелегкое становление как личности. Повесть обозначила и определенный этап в творчестве Аркадия Гайдара. Характеристики его героев стали более психологичными, сюжет приобрел драматическую напряженность. В дальнейшем писатель больше не обращался к столь масштабному изображению Гражданской войны.

В тридцатые годы Аркадий Гайдар выпускает несколько повестей о мирной жизни. Однако и в них звучит тема «дел суровых и опасных, как сама война». Наиболее интересна «Военная тайна» (1935), в которой писатель показывает жизнь маленького героя на фоне событий своего времени - новостроек, борьбы с вредителями и диверсантами. После ее выхода на писателя посыпались обвинения в том, что он излишне жесток к своему герою, который погибает в конце рассказа.

Следующая повесть - «Судьба барабанщика» (1936) - также написана на остросовременном материале. Она полна умолчаний и недоговорок, понятных современникам: отец главного героя, красный командир, арестован, жена его убегает из дому, бросая сына. Автор использует своеобразный прием тайнописи - смысловые и сюжетные нестыковки, поскольку сказать полную правду о происходящих событиях он не мог. Аналогично была построена и повесть «Комендант снежной крепости», в которой писатель, опять-таки в скрытой форме, осуждал финскую военную кампанию. Повесть была опубликована, но вызвала такой общественный резонанс, что последовал приказ об изъятии книг Аркадия Петровича Гайдара из библиотек.

Самым же популярным произведением этого писателя стала повесть «Тимур и его команда », открывавшая цикл из пяти повестей о пионерах. Осуществить его до конца писателю помешало начало войны. В преддверии войны, Аркадий Гайдар хотел показать, что и подростки могут принести ощутимую пользу - для этого их надо лишь организовать, направив энергию в соответствующее русло. Сразу же после появления повесть была экранизирована и поставлена во многих детских театрах.

В первые же дни Великой Отечественной войны писатель подал заявление с просьбой направить его в действующую армию. В качестве военного корреспондента «Комсомольской правды» Аркадий Гайдар отправился на фронт, откуда прислал несколько репортажей. В октябре 1941 года во время очередной командировки в действующую армию, прикрывая отход товарищей, он погиб, так и не успев осуществить многие замыслы.

Сын писателя Тимур Гайдар также был военным и вышел в отставку в чине контр-адмирала. От отца он унаследовал и литературное дарование, опубликовав книгу повестей и рассказов, долгое время работал в газете «Правда». Внук Аркадия Гайдара, Егор избрал иную профессию - стал экономистом и политиком. Он является автором многочисленных публикаций, таким образом продолжая семейную традицию.

Аркадий Петрович Гайдар

"Он был жизнерадостен и прямодушен, как ребенок.

Слово у него не расходилось с делом, мысль - с чувством,

жизнь - с поэзией.

С.Маршак

Арка́дий Петро́вич Гайда́р (настоящая фамилия - Го́ликов).

Родился 22 января в 1904 году в посёлке сахарозавода под Льговом, ныне Курской области, в семье учителя - Петра Исидоровича и Натальи Аркадьевны Сальковой, дворянки, дальней родственницы Михаила Юрьевича Лермонтова.

Жизнь для 13-летнего подростка, будущего известного писателя, - это игра, полная опасностей: он участвует в митингах, патрулирует улицы Арзамаса, становится связным большевиков. В 14 лет вступает в РКП(б), работает в местной газете «Молот».

В январе 1919 года, добровольцем, скрыв свой возраст, Аркадий вступает в Красную Армию, вскоре становится адъютантом, учится на курсах красных командиров, принимает участие в боях, где получает ранение. Аркадий ушёл воевать, когда ему ещё не исполнилось пятнадцати лет. Он бредил военными подвигами с той поры, когда его отец, Петр Исидорович, сельский учитель, принимал участие в Первой мировой войне.

В 1920 году Аркадий Голиков - уже комиссар штаба. В 1921 г. – командир отделения Нижегородского полка. Воевал на Кавказском фронте, на Дону, под Сочи, участвовал в подавлении антоновского мятежа, в Хакасии участвовал в операциях против «императора тайги» И. Н. Соловьёва. Обвиненный в самочинном расстреле (по делу И. Н. Соловьёва), на полгода был исключен из партии и отправлен в продолжительный отпуск по нервной болезни, не оставлявшей его впоследствии на протяжении всей жизни.

«Юношеский максимализм, жажда подвигов, рано испытанное чувство власти и ответственности утвердили Голикова в мысли, что единственно возможное будущее для него – быть офицером Красной Армии. Он готовится к поступлению в военную академию, но после контузии его демобилизуют. И он начинает писать.

Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии, в качестве корреспондента "Комсомольской правды". Был свидетелем и участником Киевской оборонительной операции Юго-Западного фронта. Написал военные очерки "У переправы", "Мост", "У переднего края", "Ракеты и гранаты". После окружения Юго-Западного фронта под Киевом, в сентябре 1941, Аркадий Петрович попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулеметчиком. 26 октября 1941 под деревней Ляплявою на Украине Аркадий Гайдар погиб в бою с немцами, предупреждая членов своего отряда об опасности. Захоронен в г. Каневе. Ему было 37 лет.

Литературная деятельность:

Наставниками автора на литературном поприще были М.Слонимский, К.Федин, С.Семенов. Гайдар начал печататься в 1925 году. Произведение "Р.В.С." оказалось знаковым. Писатель стал настоящим классиком детской литературы, прославившись произведениями о боевом товариществе, искренней дружбе.

Литературный псевдоним "Гайдар" расшифровывается как "Голиков АркадиЙ Д"АРзамас" (по подражанию имени Д"Артаньяна из "Трёх мушкетёров" Дюма).

Наиболее известные произведения Аркадия Гайдара: "P.B.C." (1925), "Дальние страны", "Четвертый блиндаж", "Школа" (1930), "Тимур и его команда" (1940), "Чук и Гек", "Судьба барабанщика", рассказы "Горячий камень", "Голубая чашка"… Произведения писателя вошли в школьную программу, активно экранизировались, переведены на многие языки мира. Произведение "Тимур и его команда" фактически положило начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольческую помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров.

По произведениям Гайдара снято несколько фильмов:
"Бумбараш".

"Тимур и его команда", 1940

"Тимур и его команда", 1976

"Клятва Тимура"

"Сказка о Мальчише-Кибальчише"

"Судьба барабанщика", 1955

"Судьба барабанщика", 1976

"Школа"

"Чук и Гек"

Имя Гайдара было присвоено многим школам, улицам городов и сел СССР. Памятник герою повести Гайдара Мальчишу-Кибальчишу - первый в столице памятник литературному персонажу (скульптор В.К. Фролов, архитектор В.С. Кубасов) - установлен в 1972 у Городского дворца творчества детей и юношества на Воробьёвых горах.

Аркадий Гайдар был награжден орденом "Знак почёта" и орденом Отечественной войны I степени посмертно.

Интернет ресурсы:

http://www.people.su/131397

http://www.piplz.ru/page.php?id=130

http://gaidarovka-metod.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=143&Itemid=122

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E0%E9%E4%E0%F0,_%C0%F0%EA%E0%E4%E8%E9_%CF%E5%F2%F0%EE%E2%E8%F7

10 августа 2015, 13:18

Аркадий Петрович Голиков, ныне всемирно известный своей фамилией Гайдар (1904 – 1941), по праву все советское время считался самым популярным детским писателем. Его жизнь и по современным меркам достойна увлекательнейшего триллера, да и в годы гражданской войны в России подобные биографии были единичными.

Безумный красный командир

Аркадий Голиков родился в небольшом уездном городке Льгов, Курской губернии в семье учителей - Петра Исидоровича Голикова (1879-1927) и Натальи Аркадьевны Сальковой (1884-1924), дворянки, дальней родственницы Михаила Юрьевича Лермонтова.

Его родители участвовали в революционных беспорядках 1905 г. и, опасаясь ареста, уехали в провинциальный Арзамас. Там будущий детский писатель учился в реальном училище и впервые опубликовал свои стихи в местной газете «Молот».

Когда Аркаша учился в первом классе, он решил «пешком уйти на войну» (на Первую Мировую Войну), вслед за отцом. И ушел! Пропадал два дня и был возвращен жандармом. После четырех классов решительно порвал со школой и в 14 лет вступил в ряды Красной армии добровольцем, скрыв свой возраст. На этом детские «цветочки» заканчиваются и начинаются «ягодки» уже совсем другой школы.

В 1919 г. он вступил в Красную армию и в РКП(б), стал помощником командира отряда красных партизан, действовавших в районе Арзамаса. Скрыв свой возраст, учился на командных курсах в Москве и Киеве, затем командовал ротой красных курсантов. Воевал на Польском и Кавказском фронте.

Неизвестно за какие подвиги, но в 1919 году военачальник Михаил Тухачевский назначил рядового Голикова командиром 58-го отдельного полка. В 1921 как командир запасного Воронежского полка отправлял маршевые роты на подавление Кронштадского восстания. Летом того же года, командуя 58-м отдельным полком, участвовал в подавлении Тамбовского крестьянского восстания. Столь высокое для семнадцатилетнего возраста назначение сам Голиков объяснял тем, что «много из высшего комсостава арестовано за связь с бандами», т. е. с повстанцами.

Молодой Голиков старался оправдать оказанное ему доверие. После уничтожения непокорных крестьян и матросов Гайдар продолжил службу в карательных частях особого назначения (ЧОН) - сначала в Тамьян-Катайском районе в Башкирии, затем в Хакассии. Так как его поле деятельности располагалось далеко от Москвы и ближе к Саянским горам, многие его дела до последнего времени оставались малоизвестными. А когда пришла всесоюзная слава детского писателя, о них просто "забыли".

Ему было приказано уничтожить отряд "императора тайги" И. Н. Соловьева, состоявший из местных крестьян и колчаковских офицеров. Не сумев справиться с этой задачей, Гайдар обрушился на местное население, не поддержавшее большевиков. Людей без суда и следствия расстреливали, рубили шашками, бросали в колодцы, не щадя ни стариков, ни детей. Известен случай, когда, несмотря на приказ доставить пленных в штаб для допроса, Аркадий Петрович расстрелял их - потому что не хотел якобы давать людей для конвоя.

Владимир Солоухин, написавший "Солёное озеро", уверял, что в Хакасии Гайдара называли палачом, и сообщал, что его друг хакас Михаил Кильчаков рассказал ему о том, как Гайдар посадил в баню заложников и поставил им условие, что если они к утру не скажут ему, где скрываются бандиты, - расстрел. А те просто не знали. И вот утром юный Аркадий Петрович стал выпускать их из бани по одному и лично стрелял каждому в затылок.

Но мало ли что могли болтать несознательные аборигены. А вот строка из анкеты, заполненной самим Гайдаром: в графе «партийность» он написал – «исключен на два года за жестокое обращение с пленными». Командующий губернскими частями особого назначения Владимир Какоулин приказал «заменить и отозвать» ретивого комиссара. "Мое впечатление: Голиков по идеологии - неуравновешенный мальчишка, совершивший, пользуясь своим служебным положением, целый ряд преступлений" - такую резолюцию наложил по «делу 274» В.Какоулин. Заметим: это говорил человек, который был призван наводить революционный порядок в губернии, и сам он мягкостью нрава не отличался.

После приезда в Красноярск «для выяснения обстоятельств» Аркадий Голиков был направлен на психиатрическое освидетельствование. Было даже заведено уголовное дело, но суд так и не состоялся. Будучи допрошенным в Государственном политическом управлении при НКВД РСФСР, он показал, что все расстрелянные им люди были бандитами или их пособниками, признал себя виновным лишь в несоблюдении некоторых формальностей: писать протоколы допросов и расстрельные приговоры было некому.

Его внук Егор Гайдар в книге "Дни поражений и побед", ссылаясь на своего отца, написал, что дед "всегда отказывался рассказывать что-либо о гражданской войне". Судя по дневникам, его мучило нечто, что он обозначал словами "тревога", "совесть", "вина", "болезнь". Гайдар оказался болезненно совестливым человеком, для которого содеянное им в Хакасии в столь юные годы обернулось жизненной трагедией.

Впрочем, биограф Аркадия Гайдара Борис Камов в книге «Игра в наперсток. (Расследование одного литературного преступления)» рассказывает о том, как о горячо им любимом писателе рождались мифы и небылицы. Он считает, что злобные, циничные по форме и вымышленные по содержанию гипотезы о «кровавом прошлом» Аркадия Гайдара, запущенные в оборот писателем Владимиром Солоухиным, - это настоящее злодеяние. Солоухинские измышления, на его взгляд, - всего лишь выдуманная сенсация. Борис Камов, тщательно исследовавший военный период гайдаровской биографии, побывал в Хакасии, работал в местных архивах, и он уверяет: «Все здесь сплошной подлог и вымысел, подтасовка фактов», подтверждая это документально.

Кому верить?

Владимир Солоухин вроде бы тоже приводит документальные записи, ссылается на архивные материалы. Сам Гайдар – сам! – пишет: "Снятся мне убитые мною в юности на войне люди".
Наверное, своя правда есть и у Камова, и у Солоухина. Только вот один исследователь прекраснодушно строит цельный, незамутнённый образ, а другой – намеренно сгущает краски, выстраивая тип эдакого красного монстра.

Ясно, что в бойне гражданской войны трудно было оставаться белым и пушистым. Гайдар ничем не отличался от других представителей красной военщины, переносящих свою ненависть к вооружённому и сражающемуся противнику на окружающее население, которое их не поддерживало. Он был винтиком в системе красного террора, который оказался для большевиков решающим средством удержания власти.

Страшные сны барабанщика

Отстраненный от должности, Голиков попросил отпустить его на уче6у в Москву. Разрешение было получено, но в Академию Генштаба он не попал. На медицинской комиссии будущему писателю поставили диагноз «травматического невроза». Симптомы болезни в пору обострения были весьма характерными: «стойкое нарушение сна, временное снижение интеллектуальных способностей, возбудимость, склонность к жестоким поступкам». Приступы психического расстройства начинались с того, что у него беспричинно портилось настроение. Поначалу депрессию удавалось «лечить» вином. Но самолечение нередко приводило к запою. Когда же перестало помогать и вино, «Аркадий Петрович в преддверии приступа причинял сам себе острую физическую боль: он делал на теле надрезы ножом. Иногда в присутствии людей. Но все заканчивалось клиникой.

Такой оказалась расплата за “мальчишеские годы”, проведенные на войне». Борис Закс, близко знавший Гайдара, сообщает в своих "Заметках очевидца": "Но видал я и иную ситуацию – когда эксцессы его гнева были направлены на него самого... Гайдар резался. Лезвием безопасной бритвы. У него отнимали одно лезвие, но стоило отвернуться, и он уже резался другим... Увезли его в бессознательном состоянии, все полы в квартире были залиты свернувшейся в крупные сгустки кровью... При этом не похоже было, что он стремится покончить с собой; он не пытался нанести себе смертельную рану, просто устраивал своего рода “шахсей-вахсей”. Позже, уже в Москве, мне случалось видеть его в одних трусах. Вся грудь и руки ниже плеч были сплошь - один к одному - покрыты огромными шрамами. Ясно было, он резался не один раз..."

В те годы послевоенной разрухи и новой экономической политики с лозунгом "Обогащайтесь!" не велись разговоры о социальной и психологической адаптации фронтовиков. Их судьбы были непредсказуемы. Каждый адаптировался, как умел.
Аркадий два года мотался по военным госпиталям и санаториям, а после увольнения в запас три дня, как шальной, бродил по Москве. Он не нашел пристанище в семье. Родители, воевавшие на различных фронтах, разошлись.

Отец, вернувшись с войны, встретил и полюбил другую женщину, женился на ней. "Два с половиной года прошло с тех пор, как я порвал всякую связь, мой друг, с тобою, - писал 23 января 1923 г. Аркадий Петрович отцу. - За это время я не получил ни одного письма, ни одной весточки от тебя, мой славный и дорогой папа... Я ушел в армию совсем еще мальчиком, когда у меня, кроме порыва, не было ничего твердого и определенного. И, уходя, я унес с собой частицу твоего миропонимания и старался приложить его к жизни, где мог..." Аркадий не принял ни новую семью отца, ни его совет не бродяжничать, а стать по его примеру "краскупом" - красным купцом.

А.П. Гайдар с матерью, потомственной дворянкой Натальей Аркадьевной Сальковой. Алупка, 1924 год

Новая семейная жизнь мамы, безнадежно подорвавшей здоровье, была недолгой. Наталья Аркадьевна умерла в 1924 году от скоротечной чахотки в должности заведующей губздравотделом в Киргизии. Она гордилась своим сыном-командиром и на смертном одре писала, что завещает ему не щадить своей жизни в борьбе за власть Советов.

Творчество

В 21 год – при таком образе жизни почти «старость»! – Аркадию захотелось рассказать о пережитом. Аркадий Голиков переехал в Пермь, где активно публиковался в газете «Звезда». Здесь увидело свет первое его произведение «Угловой дом», подписанное псевдонимом Гайдар.

Весна 1926 года. Группа работников редакции.
А. П. Гайдар второй справа - штатный сотрудник газеты "Звезда"

Одна из версий происхождения в последующем столь популярной фамилии такова: "Хайдар?" в переводе с хакасского – "Куда? В какую сторону?". Якобы так спрашивали местные жители, когда видели, что Голиков отправляется в очередной карательный поход в поисках неуловимого врага советской власти в Хакасии атамана Ивана Соловьева, чтобы предупредить соседей о неминуемой кровавой расправе. А прилепилось это прозвище к нему потому, что он сам поначалу у всех спрашивал: "Хайдар?" То есть куда ехать? Он ведь других хакасских слов не знал.

Есть и вторая версия происхождения псевдонима Гайдар.
"Г" - это первая буква фамилии Голиков; "АЙ" - первая и последняя буквы имени; "Д" - по-французски - "из"; "АР" - первые буквы названия родного города. Кстати, во французском языке приставка "д" указывает на принадлежность или происхождение, скажем, д"Артаньян - из Артаньяна. Получаем: Г-АЙ-Д-АР: Голиков Аркадий из Арзамаса.

Но немало сторонников и у версии, которую выдвинул писатель Лев Кассиль. Он художественно переосмыслил легенду о том, что у монгольского народа был всадник-разведчик, который мчался впереди всех и в случае опасности предупреждал остальных. Гайдар, по Льву Кассилю, - это всадник, скачущий впереди.


Вскоре писатель стал классиком детской литературы, прославившись произведениями об искренней дружбе и боевом товариществе. В 30-е годы выходят самые известные произведения Гайдара: «Школа», «Дальние страны», «Военная тайна», «Дым в лесу», «Голубая чашка», «Чук и Гек», «Судьба барабанщика», в 1940 году - уже упомянутая повесть о Тимуре. И почти все его произведения проникнуты эхом войны, чувством войны, предчувствием войны. Его юные герои в «Школе» и «Судьбе барабанщика» начинают свою взрослую жизнь с выстрела в противника. Причем писатель не ужасается такому повороту судьбы, он принимает выстрел как должное, необходимое, важное и справедливое дело. Романтизирует борьбу, сражения, войну.

В 1940 году во время встречи с преподавателями Московского библиотечного института Гайдара спросили: "Аркадий Петрович, как воспитывать у ребят ненависть к врагам? Ведь это непросто". Он ответил: "А зачем воспитывать ненависть? Воспитывайте любовь к родине. И тогда, если кто-нибудь посягнет на родину, родится у человека великая и праведная ненависть". Кажется, этот вопрос возник не случайно: уж очень страстно герои Гайдара ненавидят врагов, слишком четко разделяя мир на "своих и чужих". А чужих нужно уничтожать...

В своих текстах он был по-своему поразительно цельным человеком. В то, что писал, Гайдар верил. И навряд ли он был неискренним в своих дневниках и письмах, не предназначенных для посторонних глаз.

Произведения писателя вошли в школьную программу, активно экранизировались, переведены на многие языки мира. Повесть «Тимур и его команда» фактически положила начало уникальному тимуровскому движению.

Кадр из фильма "Тимур и его команда"(1940)

Личная жизнь

Его самостоятельная личная жизнь тоже началась очень рано. Сегодня про молодого Аркадия Гайдара сказали бы: он настоящий мачо. Волевой, решительный. За плечами Гражданская война, командование полком, ранения. В ноябре 1925-го статный 21-летний красавец приехал в Пермь, где устроился фельетонистом в газету «Звезда».

Вскоре Аркадий познакомился с семнадцатилетней Рувой-Лией Соломянской, которая организовывала в городе пионерское движение. В 1932 году он писал: "...Вспоминаю смутно -- Пермь. Голубой дом. Лильку -- девчонку в ярком сарафане". Они поженились.

Лия Соломянская

Сын Тимур родился в декабре 1926 года в Архангельске, где Лия работала на радио журналисткой. Аркадий тогда жил в Москве и увидел сына только через два года.

Вот этот странный факт из биографии Гайдара и породил версию о том что Тимур не является родным сыном Аркадия Гайдара. И вот чем аргументируется ее достоверность. "Согласно официальной биографии, к декабрю 1925 года они (Аркадий Гайдар и Лия Соломянская) уже жили вместе. И если иметь в виду, что Тимур Гайдар родился в декабре 1926 года, то молодые родители зачали его примерно в середине апреля. Но и тут выходит нестыковка. В апреле Аркадий был далеко от Перми. На гонорары от опубликованных повестей он решил поехать в Среднюю Азию... То есть получается, что в момент, когда был зачат Тимур, его рядом с Лией не было. А осенью Соломянская уезжает к родителям в Архангельск, где 23 декабря и рожает сынишку. Тимура он впервые увидел двухлетним, когда все-таки решился на переезд в Архангельск, где потом работал на радио вместе с Лией."

Как бы там ни было, вскоре семья переезжает в Москву. Но жить вместе долго им не пришлось. Обаятельный и жизнелюбивый писатель был очень сложным человеком в быту, страдающим психическим расстройством и тяжелой формой алкоголизма.

Вот что рассказал в интервью газете «Известия» его внук Егор Гайдар:
"Бабушка, Лия Лазаревна Соломянская, от него ушла. Кто виноват - не нам судить. С одной стороны, конечно, дед был человеком, нелегким в быту - особенно во время приступов... С другой - бабушкин характер - тоже не сахар, ее-то я помню."

В результате – развод. Она, забрав ребенка, ушла к журналисту «Комсомольской правды» Самсону Глязеру. А в 1932 году Гайдар рванул из Москвы. Не от тяги к перемене мест, а от нужды и неустроенности. Денег было мало, старая контузия выливалась в головные боли и алкогольные срывы, с литературой складывалось непросто. Вдобавок распалась семья. Благо еще, что коллега позвал в Хабаровск, корреспондентом в газету. По правде сказать, Гайдар поехал бы куда угодно - лишь бы подальше от Москвы.

Запись из дневника Аркадия Гайдара: "28 октября 1932. Москва
Выступал по радио - о себе.
А, в общем, - сутолока, вечеринки. И оттого, что некуда мне девать себя, не к кому запросто зайти, негде даже ночевать... В сущности, у меня есть только три пары белья, вещевой мешок, полевая сумка, полушубок, папаха - и больше ничего и никого, ни дома, ни места, ни друзей.
И это в то время, когда я вовсе не бедный, и вовсе уже никак не отверженный и никому не нужный. Просто - как-то так выходит. Два месяца не притрагивался к повести "Военная тайна". Встречи, разговоры, знакомства... Ночевки - где придется. Деньги, безденежье, опять деньги.
Относятся ко мне очень хорошо, но некому обо мне позаботиться, а сам я не умею. Оттого и выходит все как-то не по-людски и бестолково."

Аркадий Гайдар, Хабаровск, 1932 год

Гайдар болезненно переживал разлуку с сыном. "Наконец-то получил первую за 4 месяца телеграмму из Москвы. Тимур у Лили. Милый мой славный маленький командир," -- писал он в 1932 году. Буквально через месяц пришло письмо от сестры Натальи: "Твое письмо Тимуру прочла Лиля, и почему-то плакала. Очень странно". Потом он запишет в дневнике: "Ничего странного нет. Жили все-таки долго, и есть о чем вспомнить. А в общем, дело прошлое".

Выписавшись, Гайдар навсегда покинул Дальний Восток. "А все-таки в Москву я приеду не тем, каким уехал. Крепче, тверже и спокойнее", - записал он 24 августа

В 1936 году, когда Лию вслед за мужем арестовали и отправили в лагеря, Гайдар, выпив для храбрости, даже звонил Ежову, требуя отпустить «его Лийку». Ее освободили лишь в 1940-м.

Стоит упомянуть что брак с Соломянской у Аркадия Гайдара не был первым. В Личной регистрационной карточке, заполняемой лицами командного и административно-хозяйственного состава, 5 сентября 1921 года Голиков Аркадий Петрович в графе «Семейное положение» собственноручно записал: «Женат, Мария Плаксина, жена». Почему Гайдар расстался с первой женой? Об этом можно только догадываться. У пары родился сын Евгений, умерший во младенческом возрасте. Может быть эта семейная трагедия и стала причиной разрыва?

После разрыва с Соломянской холостым, всё же, он оставался недолго. Статный, светловолосый и голубоглазый, он нравился женщинам. Опять женился, встретив поэтессу Анну Трофимову, которая была на шесть лет старше. Его не пугало и то, что она растила двух дочек – Свету и Эру. Писатель любил детей и уделял им много времени. А перед войной он и с ней расстался – переехал в подмосковный Клин, где снял комнату в доме Чернышовых. Глава семейства имел частную сапожную мастерскую в Клину и небольшую фабрику в Москве. А через месяц писатель женился на дочери Чернышова – Доре Матвеевне, у которой была дочь Женя.

Аркадий Гайдар с женой Дорой Матвеевной и дочкой Женей. 1937 г.

Постепенно личная жизнь наладилась. Гайдар удочерил Женю, возил ее и Тимура в Крым, сорил деньгами. После ареста матери Тимур остался с отцом, рос и воспитывался в семье Доры Матвеевны. В эти годы к Гайдару пришла настоящая всесоюзная слава: страна читала "Тимура и его команду", "Чук и Гек","Судьба барабанщика", "Дым в лесу", "Комендант снежной крепости", "Клятва Тимура". Семья помогла ему справиться с психологическими проблемами. И все же, нет-нет, да появится в дневнике запись: "Туман мозга. Не могу писать".

Сам Аркадий Петрович носил двойную фамилию – Голиков-Гайдар, но Тимур, получая паспорт (а по некоторым сведениям, до совершеннолетия был Соломянским), взял в качестве фамилии лишь литературный псевдоним отчима. Эту звучную фамилию носил его сын, известный реформатор Егор Гайдар, а теперь внуки – Мария и Петр.

Лия Соломянская с сыном Тимуром и внуком Егором

Аркадий Гайдар, 1940 год.

Тайна гибели Гайдара

Когда началась Отечественная война, Гайдар получил заказ на киносценарий по повести "Тимур и его команда". Он написал его за 12 дней, а сразу за ним -- заявление с просьбой отправить его на фронт. Ответ был таким: "По состоянию здоровья призыву не подлежит". Но он все равно добился своего и стал военным корреспондентом "Комсомольской правды". Перед отъездом Гайдар сказал своему другу, уходившему добровольцем: "Мне мало быть рядовым. Я могу быть командиром". Он прибыл туда, где когда-то начинал свой боевой путь -- на Юго-Западный фронт, в Киев. И действительно, кроме обязанностей военного корреспондента, часто помогал советами. Как-то напросившись в разведку в немецкий тыл, подсказал расположение боевого охранения и как правильно брать "языка". Когда советская армия оставила Киев, Гайдар мог вылететь самолетом в Москву, но отказался. В составе большого отряда он оказался в тылу у немцев, а в октябре попал в партизанский отряд.

История гибели Гайдара вошла во все хрестоматии. После разгрома партизанского отряда Гайдар с несколькими партизанами отправились на разведку и попали в засаду возле железнодорожной насыпи. Гайдар встал во весь рост перед вражескими пулеметами и крикнул своим товарищам: "Вперед! За мной!" Его сразила пулемётная очередь. По другим источникам, на полотне железной дороги близ деревни Леплява он погиб, прикрывая отход своих товарищей. Случилось это 26 октября 1941 года. Смерть в бою. Как он и мечтал. Немцы тут же сняли с погибшего партизана его орден, верхнее обмундирование, забрали тетради, блокноты. Тело Гайдара захоронил путевой обходчик...

Но гибель Аркадия Гайдара, в общем-то, не до конца ясная история. Биограф писателя Борис Камов провел небольшое расследование. Поговорив с партизанами, он пришел к выводу, что Гайдар мог спастись -- совсем не обязательно ему было криком предупреждать других. Но истину установить не удалось. И тем не менее, в 1979 году киевский журналист Виктор Глущенко попытался расследовать обстоятельства гибели Гайдара заново. Жительница села Тулинцы (в нескольких десятках километров от Леплявы, где по официальной версии погиб писатель) Христина Кузьменко утверждала, что осенью 1941 года она прятала в своем доме от немцев Гайдара и еще одного партизана. Гайдара женщина узнала по фотографии в библиотечной книге и утверждала, что Аркадий часто вспоминал о сыне Тимуре. По ее словам Гайдар с товарищем прожили у нее до весны 1942, а затем решили пробираться к линии фронта, но их схватили полицаи. Партизанам удалось бежать, и еще два дня они прятались в лесу возле села. Еду им туда носила соседка Христины Кузьменко, Ульяна Добренко. Глущенко написал в Каневский музей Гайдара и в Военно-исторический архив Советской армии в Москве. Ответ был лаконичным: "Дата и место гибели Аркадия Петровича Гайдара установлены на государственном уровне. Для их пересмотра нет оснований".