Основоположники абстракционизма. Абстракционизм: определение, типы и художники

направление

Абстракционизм (лат. abstractio - удаление, отвлечение) или нефигуративное искусство - направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма - достижение «гармонизации», с помощью изображения определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывая у созерцателя чувство полноты и завершенности композиции. Выдающиеся деятели: Василий Кандинский , Казимир Малевич , Наталья Гончарова и Михаил Ларионов , Пит Мондриан .

Первая абстрактная картина была написана Василием Кандинским в 1910 году. В настоящее время она находится в Национальном музее Грузии - таким образом он открыл новую страницу в мировой живописи - абстракционизм, подняв живопись до музыки.

В живописи России XX века главными представителями абстракционизма были Василий Кандинский (завершивший в Германии переход к своим абстрактным композициям), Наталья Гончарова и Михаил Ларионов , основавшие в 1910-1912 годах «лучизм », создатель супрематизма как нового типа творчества Казимир Малевич , автор «Чёрного квадрата» и Евгений Михнов-Войтенко, творчество которого отличает, в том числе, беспрецедентно широкий диапазон направлений абстрактного метода, примененных в его работах (ряд из них, в том числе «граффитистский стиль», художник использовал первым среди не только отечественных, но и зарубежных мастеров).

Родственным абстракционизму течением является кубизм , стремящийся изобразить реальные объекты множеством пересекающихся плоскостей, создающих образ неких прямолинейных фигур, которые воспроизводят живую натуру. Одними из самых ярких примеров кубизма были ранние работы Пабло Пикассо .

В 1910-1915 годах живописцы в России, Западной Европе и США начали создавать абстрактные произведения искусства; среди первых абстракционистов исследователи называют Василия Кандинского , Казимира Малевича и Пита Мондриана . Годом рождения беспредметного искусства считается 1910-й, когда в Германии, в Мурнау, Кандинский написал свою первую абстрактную композицию. Эстетические концепции первых абстракционистов предполагали, что художественное творчество отражает закономерности мироздания, скрытые за внешними, наносными явлениями действительности. Эти закономерности, интуитивно постигаемые художником, выражались через соотношение абстрактных форм (цветовых пятен, линий, объёмов, геометрических фигур) в абстракционистском произведении. В 1911 году в Мюнхене Кандинский опубликовал ставшую знаменитой книгу «О духовном в искусстве», в которой размышлял о возможности воплощения внутренне необходимого, духовного в отличие от внешнего, случайного. В основу «логического обоснования» абстракций Кандинского легло изучение теософских и антропософских трудов Елены Блаватской и Рудольфа Штайнера. В эстетической концепции Пита Мондриана первоэлементами формы являлись первичные оппозиции: горизонталь - вертикаль, линия - плоскость, цвет - не-цвет. В теории Робера Делоне , в отличие от концепций Кандинского и Мондриана, идеалистическая метафизика отвергалась; основной задачей абстракционизма художнику представлялось исследование динамических качеств цвета и других свойств художественного языка (основанное Делоне направление получило название орфизма). Создатель «лучизма» Михаил Ларионов изображал «излучение отраженного света; цветовую пыль».

Зародившись в начале 1910-х годов, абстракционизм быстро развивался, проявляясь во многих направлениях авангардного искусства первой половины XX века. Идеи абстракционизма нашли отражение в творчестве экспрессионистов (Василий Кандинский, Пауль Клее , Франц Марк), кубистов (Фернан Леже), дадаистов (Жан Арп), сюрреалистов (Жоан Миро), итальянских футуристов (Джино Северини , Джакомо Балла ,

Определение и смысл

Термин «абстрактное искусство», также называемый «необъективным искусством », «нефигуративным», «непрезентативным», «геометрической абстракцией» или «конкретным искусством », – это довольно смутный зонтичный термин для любой картины или скульптуры который не изображает узнаваемые объекты или сцены.

Однако, как мы увидим, нет четкого консенсуса в отношении определения, типов или эстетического значения абстрактного искусства. Пикассо считал, что такого не было, а некоторые искусствоведы считают, что все искусство абстрактно, потому что, например, ни одна картина не может надеяться стать чем-то большим, чем грубое обобщение (абстракция) того, что видит художник. Даже ведущие комментаторы иногда не соглашаются с тем, должен ли холст быть помечен как «экспрессионистский» или «абстрактный» – например, акварельный Корабль в огне (1830, Тейт) и масляная картина Снежная буря – пароход с устья гавани (1842, Тейт), оба Дж.М.У. Тернера (1775-1851). Аналогичным примером является Кувшинка (1916-20, Национальная галерея, Лондон) Клода Моне (1840-1926). Кроме того, существует скользящая шкала абстракции: от полуабстрактной до полностью абстрактной. Поэтому, хотя теория относительно ясна – абстрактное искусство оторвано от реальности – практическая задача отделения абстрактного от неабстрактного может быть гораздо более проблематичной.

Какая идея стоит за абстрактным искусством?

Основная предпосылка абстракции – между прочим, ключевой вопрос эстетики – заключается в том, что формальные качества картины (или скульптуры) столь же важны (если не более), чем ее репрезентативные качества.

Начнем с очень простой иллюстрации. Картина может содержать очень плохой рисунок человека, но если его цвета очень красивы, она, тем не менее, может показаться нам прекрасной картиной. Это показывает, как формальное качество (цвет) может переопределить представительное (рисунок).

С другой стороны, фотореалистичная картина дома с террасой может демонстрировать изящную репрезентацию, но предмет, цветовая схема и общая композиция могут быть совершенно скучными.

Философское обоснование оценки ценности формальных качеств произведения искусства вытекает из заявления Платона о том, что: «прямые и круги… не только красивы… но вечно и абсолютно прекрасны».

По сути, Платон обозначил, что не-натуралистические изображения (круги, квадраты, треугольники и т.д.) обладают абсолютной, неизменной красотой. Таким образом, картину можно оценить только за ее линию и цвет – ей не нужно изображать природный объект или сцену. Французский художник, литограф и теоретик искусства Морис Дени (1870–1943 гг.) имел в виду то же самое, когда писал: “Помните, что картина перед тем, как стать боевым конем или обнаженной женщиной, по сути является плоской поверхностью, покрытой цветами, собранными в определенном порядке.”

Виды абстрактного искусства

Для простоты мы можем разделить абстрактное искусство на шесть основных типов. Некоторые из этих типов менее абстрактны, чем другие, но все они связаны с отделением искусства от реальности.

Криволинейное абстрактное искусство

Этот тип криволинейной абстракции тесно связан с кельтским искусством , в котором использовался ряд абстрактных мотивов, включая узлы (восемь основных типов), узоры чередования и спирали (в том числе трискеле или трискелион). Эти мотивы не были оригинальны для кельтов – многие другие ранние культуры использовали эти кельтские конструкции на протяжении веков: например, спиральные гравюры на могиле из неолита в Ньюгрейндж в Ко Мите, созданные за 2000 лет до появления кельтов. Тем не менее, можно сказать, что кельты вдохнули новую жизнь в эти модели, сделав их гораздо более сложными и запутанными. Эти образцы позже вновь появились как декоративные элементы в ранних рукописях (ок. 600-1000 гг. н.э.). Позже они вернулись во время движения кельтского возрождения в 19-м веке и влиятельного движения в стиле модерн 20-го века: особенно в обложках книг, текстиле, обоях и дизайне ситца, в работах таких авторов как Уильям Моррис (1834-1896) и Артур Макмурдо (1851-1942). Криволинейная абстракция также иллюстрируется «бесконечной структурой», широко распространенной особенностью исламского искусства .

Цветное или световое абстрактное искусство

Этот тип иллюстрируется в работах Тернера и Моне, которые используют цвет (или свет) таким образом, чтобы отделить произведение искусства от реальности, когда объект растворяется в вихре пигмента. Уже упоминалось о двух случаях выразительной абстракции в стиле Тернера, к которым мы можем добавить его Интерьер в Petworth (1837, Tate Collection). Другие примеры включают заключительную последовательность картин Моне «Водяная лилия» (1840–1926), «Талисман» (1888, Musee d’Orsay, Париж) Пола Серузье (1864–1927), лидера Les Nabis , и несколько фовистских работ Анри Матисса (1869-1954). Несколько экспрессионистских картин Кандинского, написанных во время его работы с Дером Блю Рейтером , очень близки к абстракции, как и «Олень в лесу II» (1913-14, Staatliche Kunsthalle, Karsruhe) его коллеги Франца Марка (1880-1916). Чешский художник Фрэнк Купка (1871-1957) создал несколько первых ярких абстрактных картин, которые повлияли на Роберта Делоне (1885-1941), который также полагался на цвет в своем стиле, вдохновленном кубизмом. Связанная с цветом абстракция вновь появилась в конце 1940-х и 50-х годов в форме картины цветового поля, разработанной Марком Ротко (1903-70) и Барнеттом Ньюманом (1905-70). В 1950-х годах во Франции возник параллельный тип абстрактной живописи, связанной с цветом, известный как «Лирическая абстракция» .

Геометрическая абстракция

Этот тип интеллектуального абстрактного искусства появился примерно около 1908 года. Ранней рудиментарной формой был кубизм , в частности аналитический кубизм, который отвергал линейную перспективу и иллюзию пространственной глубины в картине, чтобы сосредоточиться на ее двухмерных аспектах. Геометрическая абстракция также известна как конкретное искусство и необъективное искусство. Как и следовало ожидать, она характеризуется не натуралистическими образами, а, как правило, геометрическими формами, такими как круги, квадраты, треугольники, прямоугольники и так далее. В каком-то смысле, поскольку не содержит абсолютно никаких ссылок или связей с природным миром, это чистейшая форма абстракции. Можно сказать, что конкретное искусство – это абстракция, а веганство – это вегетарианство. Геометрическая абстракция представлена «Черным кругом» (1913, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), написанным Казимиром Малевичем (1878-1935) (основатель супрематизма); «Бродвей-буги-вуги» (1942, МоМА, Нью-Йорк), Пита Мондриана (1872-1944) (основатель неопластизма); и «Композиция VIII (Корова)» (1918, МоМА, Нью-Йорк) Тео Ван Дусбурга (1883-1931) (основатель Де Стейла и Элементаризма). Другие примеры включают в себя картины «Посвящение площади» Джозефа Альберса (1888–1976) и оп-арт Виктора Вазарели (1906–1997).

Эмоциональное или интуитивное абстрактное искусство

Этот тип интуитивного искусства включает в себя сочетание стилей, общая тема которых – натуралистическая тенденция. Этот натурализм проявляется в типе используемых форм и цветов. В отличие от геометрической абстракции, которая является почти антиприродной, интуиционная абстракция часто описывает природу, но менее репрезентативно. Два важных источника для этого типа абстрактного искусства: Органическая Абстракция (также называемая Биоморфная абстракция) и Сюрреализм . Можно утверждать, что самым известным художником, специализирующимся на этом виде искусства, был уроженец России Марк Ротко – см.: Картины Марка Ротко (1938-1970). Другие примеры включают полотна Кандинского, такие как «Композиция №4» (1911, Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen) и «Композиция VII» (1913, Третьяковская галерея); «Типичный рассказчик, Габель и Набель» (1923, частная коллекция) Жана Арпа (1887-1966), «Женщина» (1934, частная коллекция) Хуана Миро (1893-1983), «Inscape: Психологическая морфология №104» (1939, частная коллекция) Матта (1911-2002); и «Бесконечная Делимость» (1942, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало) Ива Танги (1900-55). В скульптуре этот тип абстракции иллюстрируют: «Поцелуй» (1907, Кунстхалле, Гамбург) Константина Бранкузи (1876-1957); «Мать и дитя» (1934, Тейт) Барбары Хепуорт (1903-1975); Giant Pip (1937, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду), Жан Арп; «Три постоянные фигуры» (1953, Музей Гуггенхайма, Венеция) Генри Мура (1898-1986).

Искусство жестов (Gestural Abstract Art)

Это форма абстрактного экспрессионизма, где процесс создания картины становится более важным, чем обычно. Краска может быть нанесена необычными способами, мазок часто очень рыхлый и быстрый. Известные американские представители живописи жестов - Джексон Поллок (1912-1956), изобретателя Action-Painting, его жена Ли Краснер (1908-1984), которая вдохновила его своей собственной формой капельной живописи; Виллем де Кунинг (1904-1997), известный своей серией работ «Женщина» ; и Роберт Мазервелл (1912-1956), известный своей серией «Элегия к испанской республике» . В Европе это Tachisme , а также группа Cobra, и, в частности, Karel Appel (1921-2006).

Минималистский Абстракционизм

Этот тип абстракции был своего рода авангардным искусством , лишенным всех внешних ссылок и ассоциаций. Это то, что вы видите – и больше ничего. Оно часто принимает геометрическую форму, где доминируют скульптуры, хотя этот тип использовали и некоторые великие художники. Для получения дополнительной информации о минималистском искусстве см. ниже «Постмодернистская абстракция».

Происхождение и история

Абстрактные картины Каменного века

От академического реализма к абстракции

Вплоть до конца 19-го века большая часть живописи и скульптуры следовала традиционным принципам классического реализма, преподаваемым в больших европейских академиях. Основа этих принципов – первая обязанность искусства – создание узнаваемой сцены или объекта. Как бы сильно ни влияли требования стиля или среды, произведение искусства должно было подражать или представлять внешнюю реальность. Однако в течение последней четверти 19-го века все начало меняться. Импрессионистское искусство показало, что строгий академический стиль натуралистической живописи больше не был единственным подлинным способом ведения дел. Затем, в период с 1900 по 1930 годы, разработки в других областях современного искусства предоставили дополнительные методы (включая цвет, отказ от трехмерной перспективы и новые формы), которые будут использоваться для дальнейшего поиска абстракции.

Художники начинают уходить от реальности

Кандинский, экспрессионизм и фовизм демонстрируют силу цвета

Использование цвета и формы для перемещения зрителя было первостепенным в развитии абстрактного искусства. Импрессионизм, включая варианты неоимпрессионистского пуантилизма и постимпрессионизма, уже привлек внимание к силе цвета, но немецкий экспрессионизм сделал его краеугольным камнем живописи. Один основателей движения, Василий Кандинский (1866–1944), опубликовал книгу «О духовном в искусстве» (1911), которая стала основой абстрактной живописи.

Кандинского убедили эмоциональные свойства формы, линии и, прежде всего, цвета в живописи. (У него была ненормальная чувствительность к цвету, состояние, называемое синестезией). Он считал, что картина не должна анализироваться интеллектуально, но должна позволять достигать часть мозга, связанную с музыкой.

Тем не менее, он предупредил, что серьезное искусство не должно руководствоваться желанием абстракции стать просто украшением. Большинство немецких экспрессионистов (например, Эрнст Кирхнер, Карл Шмидт-Роттлафф, Макс Эрнст, Алексей Явленский, Оскар Кокошка, Франц Марк, Август Макке и Макс Бекманн) не были абстрактными художниками, но их яркая палитра – наряду с теоретическими трудами Кандинского – насторожила других более склонных к абстракции художников к силе цвета как средства достижения своих целей.

Параллельный парижский авангардный стиль, Фовизм (1905-08), лишь подчеркивал эффект цвета в работах Анри Матисса, таких как Red Studio (1911, MoMA, NY).

Кубизм отвергает перспективу и изобразительную глубину

Кубизм (1908-14) был реакцией против декоративной привлекательности импрессионизма. Пикассо (1881-1973) и Жорж Брак (1882-1963) развили этот новый стиль поэтапно: во-первых, Кубизм прототипа (см. Полу-абстрактный Пикассо Les Demoiselles d’Avignon , 1907, MoMA, NY); затем Аналитический кубизм (см. «Обнаженная лестница № 2» , 1912, Музей искусств Филадельфии) Марселя Дюшана (1887–1968); затем синтетический кубизм , который был более ориентирован на коллаж. Их основная концепция состояла в том, чтобы отойти от красивого, но тривиального искусства импрессионизма, к более интеллектуальной форме искусства, которая исследовала новые методы изображения реальности.

В частности, они отвергли академический метод представления реальности посредством использования линейной перспективы (глубины) для создания обычного трехмерного эффекта в живописи. Вместо этого они держали все в двухмерной плоской плоскости, на которой они выкладывали разные «виды» одного и того же объекта: процесс, похожий на фотографирование объекта под разными углами, затем нарезку фотографий и вставку их на плоскую поверхность. Этот метод использования плоской поверхности для изображения 3-мерной реальности сотряс искусство до его основания. Хотя большинство кубистских произведений все еще были получены из объектов или сцен в реальном мире и, таким образом, не могли считаться полностью абстрактными, отрицание движением традиционной точки зрения полностью подорвало естественный реализм в искусстве и, таким образом, открыло дверь к чистой абстракции.

Вдохновленные кубизмом, абстрактные скульпторы: Константин Бранкузи (1876-1957), который также находился под влиянием африканского и восточного искусства; Рэймонд Дюшан-Виллон (1876-1918), использовал кубистские устройства для представления движения; Жак Липчиц (1891-1973).

Для абстрактного стиля живописи начала 20-го века, который пытался смешать кубистскую композицию с цветом и музыкой, см.: Орфизм . Британским довоенным художественным движением, на которое сильно повлияла кубистская идиома, был Вортицизм (1913-14), основанный Перси Уиндхемом Льюисом (1882-1957).

Примечание: авангардную абстракцию в Британии (c.1939-75) см. в школе Св. Ивса .

Абстрактный экспрессионизм – больше цвета, больше геометрии

Другие подгруппы: «Новые силы» и «Art Non Figuratif» .

Op-Art: новая геометрическая абстракция

Одним из наиболее отчетливых стилей геометрической абстрактной живописи, появившейся в эпоху модернизма, было движение «Оп-арт» (сокращение от «оптического искусства»), отличительной чертой которого было привлечение глаз посредством сложных, часто монохроматических, геометрических узоров, чтобы заставить их видеть цвета и формы, которых на самом деле не было. Среди ведущих участников были венгерский художник и графический дизайнер Виктор Вазарели (1908-1997) и английский художник Бриджит Райли Ричард Серра (р.1939), чьи абстрактные работы включают «Наклоненную дугу» (1981, «Федерал Плаза», Нью-Йорк) и «Дело времени» (2004, Гуггенхайм, Бильбао). Среди известных абстрактных художников, связанных с минимализмом, – Ад Рейнхардт (1913-1967), Фрэнк Стелла (р.1936), чьи крупномасштабные картины включают взаимосвязанные кластеры формы и цвета; Шон Скалли (р.1945) ирландско-американский художник, чьи прямоугольные формы цвета, кажется, имитируют монументальные формы доисторических структур; а также Джо Баер (р.1929), Эллсворт Келли (р.1923), Роберт Мангольд (р.1937), Брайс Марден (р.1938), Агнес Мартин (1912-2004) и Роберт Райман (р.1930) .

Частично следовавший за строгим минимализмом, неоэкспрессионизм был в основном образным движением, возникшим с начала 1980-х годов. Тем не менее, в его рядах были выдающиеся художники-абстракционисты, такие как англичанин Виннер Ховард Ходжкин (р. 1932), а также немецкие художники Георг Базелиц

  • Человеку свойственно всё разложить по полочкам, всему найти место и дать название. Это бывает особенно трудно сделать в искусстве, где талант - такая категория, что не позволяет втиснуть личность или целое направление в ячейку общего упорядоченного каталога. Абстракционизм - это именно такое понятие. О нём спорят уже больше века.

    Abstractio - отвлечение, отделение

    Выразительные средства живописи - это линия, форма, цвет. Если отделить их от лишних значений, ссылок и ассоциаций, они станут идеальными, абсолютными. Еще Платон говорил об истинной, правильной красоте прямых линий и геометрических фигур. Отсутствие аналогии изображаемого с реальными предметами открывает путь влиянию на зрителя чего-то ещё непознанного, недоступного обычному сознанию. Художественное значение самой картины должно быть выше важности того, что она изображает, ведь талантливая живопись рождает новый чувственный мир.

    Так рассуждали художники-реформаторы. Для них абстракционизм - это способ поиска методов, обладающих невиданной ранее мощью.

    Новый век - новое искусство

    Искусствоведы спорят о том, что такое абстракционизм. Историки искусства с жаром отстаивают свою точку зрения, заполняя белые пятна в истории абстрактной живописи. Но большинство согласилось со временем его рождения: в 1910 году в Мюнхене Василий Кандинский (1866-1944) выставил свою работу «Без названия. (Первая абстрактная акварель)».

    Вскоре Кандинский в книге «О духовном в искусстве» провозгласил философию нового течения.

    Главное - впечатление

    Не надо думать, что абстракционизм в живописи возник на пустом месте. Импрессионисты показали новое значение цвета и света в живописи. При этом стала меньше роль линейной перспективы, точного соблюдения пропорций и т.д. Под влияние этого стиля попали все ведущие мастера того времени.

    Пейзажи Джеймса Уистлера (1834-1903), его «ноктюрны» и «симфонии», удивительно напоминают шедевры абстрактных художников-экспрессионистов. Кстати, Уистлер и Кандинский обладали синестезией - способностью наделять цвета звуком определенного свойства. И краски на их работах звучат как музыка.

    В творениях Поля Сезанна (1839-1906), особенно в поздний период его творчества, видоизменяется форма предмета, обретая выразительность особого рода. Недаром Сезанна называют предтечей кубизма.

    Общее движение вперед

    Абстракционизм в искусстве оформился в единое течение в ходе общего прогресса цивилизации. Среду интеллектуалов будоражили новые теории в философии и психологии, художники искали связи духовного мира и материального, личности и космоса. Так, Кандинский в своих обоснованиях теории абстракции опирается на идеи, высказанные в теософских книгах Елены Блаватской (1831-1891).

    Фундаментальные открытия в физике, химии, биологии меняли представления о мире, о силе воздействия человека на природу. Технический прогресс уменьшал земные масштабы, масштабы Вселенной.

    С бурным развитием фотографии многие художники решили отдать ей документирующую функцию. Они утверждали: дело живописи не копировать, а создавать новую реальность.

    Абстракционизм - это революция. И талантливые люди с чувствительными душевными настройками чувствовали: наступает время социальных перемен. Они не ошибались. Двадцатый век начался и продолжился невиданными потрясениями в жизни всей цивилизации.

    Отцы - основатели

    Наряду с Кандинским, у истоков нового течения стояли Казимир Малевич (1879-1935) и голландец Пит Мондриан (1872-1944).

    Кто не знает «Черный квадрат» Малевича? Со времени его появления в 1915 году он будоражит и профессионалов, и обывателей. Одни видят в нем тупик, другие - простой эпатаж. Но всё творчество мастера говорит об открытии новых горизонтов в искусстве, о движении вперед.

    Теория супрематизма (лат. supremus - наивысший), разработанная Малевичем, утверждала главенство цвета среди других средств живописи, уподобляла процесс написания картины акту Творения, «чистому искусству» в высшем понимании. Глубинные и внешние признаки супрематизма можно встретить в работах и современных художников, архитекторов и дизайнеров.

    Такое же влияние оказало на последующие поколения творчество Мондриана. Его неопластицизм основан на обобщении формы и тщательном использовании открытого, неискаженного цвета. Прямые черные горизонтали и вертикали на белом фоне образуют сетку с ячейками разной величины, а клетки заполняются локальными цветами. Выразительность полотен мастера побуждала художников то к их творческому осмыслению, то к слепому копированию. Абстракционизм художники и дизайнеры используют при созданиий вполне реальных объектов. Особенно часто мондриановские мотивы встречаются в архитектурных проектах.

    Русский авангард - поэзия терминов

    Русские художники оказались особенно восприимчивы к идеям своих соотечественников - Кандинского и Малевича. Особенно органично эти идеи вписались в бурную эпоху рождения и становления нового общественного строя. Теория супрематизма была преобразована Любовью Поповой (1889-1924) и (1891-1956) в практику конструктивизма, оказавшего особенное влияние на новую архитектуру. Объекты, построенные в ту эпоху, до сих пор изучаются зодчими всего мира.

    Михаил Ларионов (1881-1964) и Наталья Гончарова (1881-1962) стали основателями лучизма или районизма. Они старались отобразить причудливое переплетение лучей и световых плоскостей, испускаемых всем, что наполняет окружающий мир.

    В движении кубофутуристов, занимавшихся и поэзией, в разное время участвовали Александра Эстер (1882-1949), (1882-1967), Ольга Розанова (1886-1918), Надежда Удальцова (1886-1961).

    Абстракционизм в живописи всегда был выразителем крайних идей. Эти идеи раздражали власти тоталитарного государства. В СССР, а позже и в фашистской Германии идеологи быстро определили, какое искусство будет понятно и необходимо народу, и к началу 40-х годов двадцатого века центр развития абстракционизма переместился в Америку.

    Русла одного потока

    Абстракционизм - это довольно расплывчатое определение. Везде, где объект творчества не имеет конкретной аналогии в окружающем мире, говорят об абстракции. В поэзии, в музыке, в балете, в архитектуре. В изобразительном искусстве формы и виды этого направления особенно многообразны.

    Можно выделить следующие типы абстрактного искусства в живописи:

    Цветовые композиции: в пространстве полотна цвет - главное, и объект растворяется в игре красок (Кандинский, Франк Купка (1881-1957), орфист (1885-1941), Марк Ротко (1903-1970), Барнет Ньюман (1905-1970)).

    Геометрический абстракционизм - более интеллектуальный, аналитический вид авангардной живописи. Он отвергает линейную перспективу и иллюзию глубины, решая вопрос взаимоотношений геометрических форм (Малевич, Мондриан, элементарист Тео ван Дусбург (1883-1931), Йозеф Альберс (1888-1976), последователь оп-арта (1906-1997)).

    Экспрессивный абстракционизм - здесь особенно важен процесс создания картины, иногда сам способ нанесения краски, как, например, у ташистов (от tache - пятно) (Джексон Поллок (1912-1956), ташист Жорж Матьё (1921-2012), Виллем де Кунинг (1904-1997), Роберт Мотеруэлл (1912-1956)).

    Минимализм - возврат к истокам художественного авангарда. Изображения полностью лишены внешних ссылок и ассоциаций (г.р.1936), Шон Скалли (г.р.1945), Эллсворт Келли (г.р.1923)).

    Абстракционизм - далеко в прошлом?

    Итак, что такое абстракционизм теперь? Сейчас можно прочитать в сети, что абстрактная живопись - дело прошлое. Русский авангард, черный квадрат - кому это нужно? Сейчас время скорости и четкой информации.

    Информация: одно из самых дорогих живописных полотен в 2006 году продано за более чем 140 млн. долларов. Оно называется «№5.1948», автор - Джексон Поллок, экспрессивный абстракционист.

    Одно из основных направлений в искусстве авангарда. Главный принцип абстрактного искусства – отказ от подражания зримой реальности и оперирования её элементами в процессе создания произведения. Объектом искусства вместо реалий окружающего мира становится инструментарий художественного творчества – цвет, линия, форма. Сюжет заменяется пластической идеей. Многократно возрастает роль ассоциативного начала в художественном процессе, а также появляется возможность выражения чувств и настроений творца в абстрагированных, очищенных от внешней оболочки образах, которые способны концентрировать духовное начало явлений и быть его носителями (теоретические труды В.В.Кандинского).

    Случайные элементы абстракции можно выявить в мировом искусстве на протяжении всего его развития, начиная с наскальных росписей. Но зарождение этого стиля следует искать в живописи импрессионистов, которые пытались разложить цвет на отдельные элементы. Фовизм осознанно развил эту тенденцию, «выявляя» цвет, подчёркивая его самостоятельность и делая объектом изображения. Из фовистов ближе всего к абстракции подошли Франц Марк и Анри Матисс (симптоматичны его слова: «всякое искусство абстрактно»), также по этому пути двигались французские кубисты (в особенности Альбер Глез и Жан Метценже) и итальянские футуристы (Джакомо Балла и Джино Северини). Но никто из них преодолеть границу фигуративности не смог или не пожелал. «Признаемся, однако, что некоторое напоминание существующих форм не должно быть изгнано окончательно, по крайней мере в настоящее время» (А.Глэз, Ж.Метцэнже. О кубизме. СПб., 1913. С.14).

    Первые абстрактные произведения появились в конце 1900-х – начале 1910-х в творчестве Кандинского во время работы над текстом «О духовном в искусстве», а первой абстрактной картиной считается его «Картина с кругом» (1911. НМГ). К этому времени относится его рассуждение: «<...> только та форма правильна, которая <...> материализует соответственно содержание. Всякие побочные соображения, и среди них соответствие формы так называемой “природе”, т.е. природе внешней, несущественны и вредны, так как они отвлекают от единственной задачи формы – воплощения содержания. Форма есть материальное выражение абстрактного содержания» (Содержание и форма. 1910 // Кандинский 2001. Т. 1. С.84).

    На раннем этапе абстрактное искусство в лице Кандинского абсолютизировало цвет. В исследовании цвета, практическом и теоретическом, Кандинский развивал учение о цвете Иоганна Вольфганга Гёте и заложил основы теории цвета в живописи (среди русских художников теорией цвета занимались М.В.Матюшин, Г.Г.Клуцис, И.В.Клюн и другие).

    В России в 1912–1915 были созданы абстрактные живописные системы лучизма (М.Ф.Ларионов, 1912) и супрематизма (К.С.Малевич, 1915), во многом определившие дальнейшую эволюцию абстрактного искусства. Сближение с абстрактным искусством можно найти в кубофутуризме и алогизме. Прорывом к абстракции была картина Н.С.Гончаровой «Пустота» (1914. ГТГ), но эта тема не нашла дальнейшего развития в творчестве художницы. Ещё один невоплотившийся аспект русской абстракции – цветопись О.В.Розановой (см.: Беспредметное искусство).

    Своими путями к живописной абстракции в эти же годы шли чех Франтишек Купка, французы Робер Делоне и Жак Вийон, голландец Пит Мондриан, американцы Стэнтон Макдональд-Райт и Морган Расселл. Первыми абстрактными пространственными конструкциями были контррельефы В.Е.Татлина (1914).

    Отказ от изоморфизма и обращение к духовному началу давали повод связывать абстрактное искусство с теософией, антропософией и даже с оккультизмом. Но сами художники на первых этапах развития абстрактного искусства подобных идей не высказывали.

    После Первой мировой войны абстрактная живопись постепенно завоёвывает главенствующие позиции в Европе и становится универсальной художественной идеологией. Это мощное художественное движение, которое в своих устремлениях выходит далеко за рамки живописно-пластических задач и демонстрирует способность создавать эстетико-философские системы и решать социальные задачи (например, основанный на принципах жизнестроительства «супрематический город» Малевича). В 1920-е на основе его идеологии возникают такие исследовательские институты, как Баухауз или Гинхук. Из абстракции также вырос конструктивизм.

    Русский вариант абстракции получил название беспредметного искусства.

    Многие принципы и приёмы абстрактного искусства, ставшие классикой в ХХ веке, широко используются в дизайне, в театральном и декоративном искусстве, в кино, телевидении и компьютерной графике.

    Понятие абстрактного искусства менялось со временем. До 1910-х этот термин использовали в отношении живописи, где формы изображались обобщённо и упрощённо, т.е. «абстрактно», по сравнению с более детальным или натуралистическим изображением. В этом значении термин в основном применялся к декоративному искусству или к композициям с уплощёнными формами.

    Но уже с 1910-х «абстрактными» называют произведения, где форма или композиция изображается под таким углом, что первоначальный предмет меняется почти до неузнаваемости. Чаще всего этим термином обозначают стиль искусства, который базируется исключительно на аранжировке визуальных элементов – формы, цвета, структуры, при этом вовсе не обязательно, что они имеют инициирующий образ в материальном мире.

    Понятие смысла в абстрактном искусстве (в обоих его значениях – раннем и более позднем) – сложный вопрос, который постоянно обсуждается. Абстрактные формы могут относиться и к невизуальным явлениям, таким как любовь, скорость или законы физики, ассоциируясь с производной сущностью («эссенциализм»), с воображаемым или иным способом отделения от подробного, детального и несущественного, случайного. Несмотря на отсутствие репрезентативного предмета, в абстрактном произведении может аккумулироваться огромная экспрессия, а семантически наполненные элементы, такие как ритм, многократность и символика цвета, указывают на причастность к специфическим идеям или событиям вне самого изображения.

    Литература:
    • M.Seuphor. L’Art abstrait, ses origins, ses premiers maîtres. Paris, 1949;
    • M.Вriоn. L’Art abstrait. Paris, 1956; D.Vallier. L’Art abstrait. Paris, 1967;
    • R.Capon. Introducing Abstract Painting. London, 1973;
    • C.Blok. Geschichte der abstrakten Kunst. 1900–1960. Köln, 1975;
    • M.Schapiro. Nature of Abstract Art (1937) // M.Schapiro. Modern Art. Selected Papers. New York, 1978;
    • Towards a New Art: Essays on the Background to Abstract Painting 1910–1920. Ed. M.Compton. London, 1980;
    • The Spiritual in Art. Abstract Painting 1890–1985. Los Angeles County Museum of Arts. 1986/1987;
    • Text by M.Tuchman; B.Altshuler. The Avant-Garde in Exhibition. New Art in the 20th Century. New York, 1994;
    • Абстракция в России. ХХ век. Т. 1–2. ГРМ [Каталог] СПб., 2001;
    • Беспредметность и абстракция. Сб. статей. Отв. ред. Г.Ф.Коваленко. М., 2011.;

    Абстрактное искусство абстра́ктное иску́сство

    (абстракционизм), направление в искусстве XX в., отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре и графике. Возникло в 10-х гг., в конце 40-х - начале 60-х гг. принадлежало к наиболее распространённым течениям искусства. Некоторые течения абстрактного искусства (супрематизм, неопластицизм), перекликаясь с исканиями в архитектуре и художественной промышленности, создавали упорядоченные конструкции из линий, геометрических фигур и объёмов, другие (ташизм) - стремились выразить стихийность, бессознательность творчества в динамике пятен или объёмов.

    АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО

    АБСТРА́КТНОЕ ИСКУ́ССТВО (абстракционизм, беспредметное искусство (см. БЕСПРЕДМЕТНОЕ ИСКУССТВО) , нефигуративное искусство), совокупность направлений в изобразительном искусстве 20 в., заменивших непосредственное воспроизведение натурной действительности живописно-пластическими знаками и символами либо «чистой» игрой художественных форм. «Чистую» абстракцию следует воспринимать условно, поскольку даже в самых отвлеченных от конкретной натуры образах всегда можно угадать определенные предметно-фигурные мотивы и прототипы - натюрмортные, пейзажные, архитектурные и т. д.
    Постоянным резервуаром такого рода форм всегда служило искусство орнамента. Важными историческими предварениями абстрактного искусства были также издревле проявлявшаяся увлеченность художников анаморфозами (или как бы «случайными» образами), которые угадывались в природных фактурах (например, в срезах минералов), а также народившийся в эпоху Возрождения принцип нон-финито (см. НОН-ФИНИТО) (внешней незаконченности, позволяющей любоваться игрой линий и красок независимо от сюжетных форм). Преимущественно орнаментальное искусство ислама, а также дальневосточная каллиграфика, освободившая кисть от необходимости постоянного подражания внешней природе, все Средневековье развивались в беспредметном русле. В Европе же в эпоху романтизма и символизма, то есть в 19 в., художники иногда, - обычно на стадии эскиза, но порой и в законченных вещах,- уходили в мир нефигуративных видений (таковы отдельные фантазии позднего Дж. М. У. Тернера (см. ТЕРНЕР Уильям) или эскизы Г. Моро); но это были лишь отдельные исключения, решающий же перелом произошел лишь в начале 1910-х гг.
    Искусство «великой духовности»
    Первые собственно абстрактные картины были созданы в 1910-1911 гг. В. В. Кандинским (см. КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич) и чехом Ф. Купкой (см. КУПКА Франтишек) , причем уже в 1912 первый из них подробно обосновал свои творческие открытия в программном сочинении «О духовном в искусстве». В последующие 12 лет произошли и другие этапные события: около 1913 М. Ф. Ларионов (см. ЛАРИОНОВ Михаил Федорович) и Н. С. Гончарова (см. ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна) перешли к абстрактному искусству от футуризма (Ларионов назвал новый метод «лучизмом»); тогда же аналогичный сдвиг произошел и в творчестве итальянца Дж. Баллы (см. БАЛЛА Джакомо) . В 1912-1913 гг. народился беспредметный «орфизм» Р. Делоне (см. ДЕЛОНЕ Робер) , а в 1915-1917 гг. - более строгий, геометрический вариант абстрактного искусства, созданный К. С. Малевичем (см. МАЛЕВИЧ Казимир Северинович) в России (супрематизм), а затем П. Мондрианом (см. МОНДРИАН Пит) в Нидерландах (неопластицизм). В итоге образовалось экспериментальное поле, где пересекались почти все авангардистские стили того времени, от футуризма до дадаизма.
    Сразу обозначились три направления абстрактного творчества: 1) геометрическое; 2) знаковое (т. е. уделяющее основное внимание символам или пиктограммам); 3) органическое, следующее ритмике природы (в России крупнейшим приверженцем такой абстрактной органики был в первую очередь П. Н. Филонов (см. ФИЛОНОВ Павел Николаевич) ). Такая классификация, впрочем, касается лишь внешних, формальных признаков, поскольку все варианты раннего абстрактного искусства были так или иначе символичны и все так или иначе вдохновлялись «космическими ритмами» природы. Орфизм же Делоне, исходивший из шкалы чистых цветов, составил особое направление, которое можно условными назвать «хроматическим».
    За формальными различиями скрывалось родство внутреннего содержания. Испытав сильное влияние теософии и сходных мистических течений (т. е. влияние таких авторов как Е. П. Блаватская (см. БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна) и ее последователи, а также П. Д. Успенский (см. УСПЕНСКИЙ Петр Демьянович) в России и М. Схоэнмекерс в Нидерландах), Кандинский, Купка, Малевич и Мондриан были убеждены, что их картины, где прежний мир наглядно исчезает в космическом «ничто», представляют собой художественный апокалипсис или, иными словами, являют зрителю тот порог, за которым открывается новая «эпоха великой духовности» (Кандинский) и происходит «ввод в мировой расцвет» (Филонов). Наступление же периода войн и революций лишь укрепило эти романтико-идеалистические убеждения.
    Дизайн и лирика
    В 1920-е гг. абстрактное искусство, сохранив свою утопическую подоснову (но уже не столь «апокалиптическую») стало более практичным и менее мистическим. «Баухауз (см. БАУХАУЗ) » в Германии активно осваивал его творческий потенциал (прежде всего, в его геометрической версии) для обновления дизайна, а вместе с ним и социального быта в целом. Абстракционизм начал внедряться в жизнь, в том числе и в моду (к примеру, С. Делоне-Терк (см. ДЕЛОНЕ Соня) использовала мотивы картин своего мужа для оформления тканей, интерьеров и даже автомобилей). Именно абстрактное искусство мощно способствовало формированию того, что начали называть «современным стилем» декоративного творчества. В свою очередь, беспредметность активно осваивалась и в скульптуре, как станковой, так и монументально-декоративной (Х. Арп (см. АРП Ганс (Жан)) , К. Брынкуши (см. БРАНКУЗИ Константин) , Н. Габо (см. ГАБО Наум Абрамович) , А. Певзнер и др.). Деятельность же французского объединения «Абстракция-творчество» («Abstraction-creation») способствовала переходу абстрактного искусства от философских утопий к более созерцательным и лирическим образам.
    Однако окончательно новое, четвертое направление этого искусства, т. н. «лирический абстракционизм» (ставший личностным, по-своему исповедальным, самовыражением художников) оформилось несколько позже, в 1940-е гг. в Нью-Йорке. Это был абстрактный экспрессионизм, где доминировал очень крупный, фактурный, как бы спонтанно брошенный на холст живописный мазок (Дж. Поллок (см. ПОЛЛОК Джексон) , В. де Кунинг (см. КУНИНГ Виллем) , и др.). Драматическое напряжение, свойственное многим этим вещам, обрело в Западной Европе 1940-1950-е гг. еще более трагический характер в т. н. «информеле (см. ИНФОРМЕЛЬ) » (Вольс, А.Тапиес, Ж. Фотрие), тогда как в ташизме (см. ТАШИЗМ) , напротив, возобладало мажорно-эпическое или импрессионистически-пейзажное начало (Ж. Матье, П. Таль-Коат, Х. Хартунг и др.); первоначально средоточием обоих этих направлений (названия которых иногда используют синонимически) был Париж. В тот же период наметились и точки сближения между абстрактным искусством и дальневосточной каллиграфией (например, в творчестве американца М. Тоби и работавшего во Франции китайца Зао-Вуки).
    Между подпольем и славой
    Официальное признание абстрактного искусства на Западе произошло в середине 20 в., в пору господства интернационального стиля в архитектуре (беспредметные - живописные или скульптурные - формы весьма оживили монотонность стеклобетонных структур). Параллельно этому возникла мода на «живопись цветовых полей», исследующую выразительные возможности крупных, ровно (или с легкими тональными вариациями) закрашенных цветовых поверхностей (Б. Ньюмен, М. Ротко (см. РОТКО Марк) ), а в 1960-е гг. - на резко-контурный «хардедж» (Hard-Edge) или «живопись четких краев». Позднее абстрактное искусство, как правило, уже стилистически не обособлялось, сливаясь с поп-артом, оп-артом и другими постмодернистскими течениями.
    В Советской России абстрактное искусство долгое время (с 1930-х гг.) фактически развивалось в условиях подполья, поскольку официально считалось средоточием «реакционно-формалистических влияний Запада» (характерно, что слова «абстракционизм» и «модернизм» в советской прессе нередко употреблялись как синонимы). В период «оттепели» своеобразной отдушиной для него служила архитектура, нередко включавшая в свое оформление абстрактные или полуабстрактные композиции. Выйдя к публике в годы перестройки, новое российское абстрактное искусство продемонстрировало богатый спектр разнообразных тенденций (в основном в живописи и графике), самобытно продолжающих начинания раннего русского авангарда. Среди его признанных мастеров (1960-1990-х гг.) - Э. М. Белютин (см. БЕЛЮТИН Элий Михайлович) , Ю. С. Злотников, Е. Л. Кропивницкий (см. КРОПИВНИЦКИЙ Евгений Леонидович) , М. А. Кулаков, Л. Я. Мастеркова, В. Н. Немухин (см. НЕМУХИН Владимир Николаевич) , Л. В. Нусберг (см. НУСБЕРГ Лев Вальдемарович) , В. Л. Слепян, Э. А. Штейнберг (см. ШТЕЙНБЕРГ Эдуард Аркадьевич) .

    Энциклопедический словарь . 2009 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "абстрактное искусство" в других словарях:

      - (от лат. abstractus отвлечённый), абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, модернистское течение, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Программа… … Художественная энциклопедия

      Абстрактное искусство - Абстрактное искусство. В.В. Кандинский. Композиция. Акварель. 1910. Национальный музей современного искусства. Париж. АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО (абстракционизм), направление в авангардистском (смотри Авангардизм) искусстве 20 в., отказывающееся от… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      - (беспредметное, нефигуративное) направление в живописи 20 в., отказавшееся от изображения форм реальной действительности; одно из осн. направлений авангарда. Первые абстр. произведения были созданы в 1910 В. Кандинским и в 1912 Ф. Купкой … Энциклопедия культурологии

      - (абстракционизм), направление в авангардистском (смотри Авангардизм) искусстве 20 в., отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре и графике. Возникло в 10 х гг., принадлежало к наиболее распространенным… … Современная энциклопедия

      - (абстракционизм беспредметное искусство, нефигуративное искусство), совокупность направлений в изо культуре 20 в., заменяющих натуралистическую, легко узнаваемую предметность более или менее свободной игрой линий, красок и форм (сюжет и предмет… … Большой Энциклопедический словарь

      Сущ., кол во синонимов: 1 абстракционизм (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов