Технический музей (Тольятти): описание, режим работы и адрес.

Технический музей ВАЗа Тольятти является одной из главных достопримечательностей города. Он был основан в 1998 году по инициативе К.Г. Сахарова, который в те времена являлся вице-президентом "АвтоВАЗа". Впоследствии, после смерти отца-основателя, музей был переименован в его честь.

Описание

На территории общей площадью в 38 гектаров нашли своё пристанище многие "ветераны" прошлых столетий. Некоторые из них датируются временами Первой мировой войны, другие же пополнили ряды экспонатов совсем недавно. Основная часть музея находится под открытым небом и содержит более 500 единиц различной большой техники и более 2000 мелкой. Технический музей ВАЗа содержит многие образцы старых военных и гражданских машин. Самолёты, вертолёты, танки, бронепоезда, радиолокационная и сельскохозяйственная техника - всё это лишь краткое описание того, что находится здесь.

Все экспонаты в этом музее поделены на группы. В одной части тольяттинский технический музей представляет посетителям вертолёты и самолёты, некогда бороздившие воздушные просторы. В другой находятся памятники и артиллериям, которые в своё время одним своим видом могли заставить капитулировать целые деревни, а теперь вынуждены обгорать на солнце и собирать капли дождя. Также здесь есть поезда и бронепоезда, на которых путешествовал обычный народ. Радиолокационные антенны, и даже марсоходы - со всем этим можно познакомиться в этом месте. Но особое место технический музей Тольятти уделяет именно военной технике. Действительно, побывав в этом парке, прочувствовав на себе эхо войны, глядя на изъеденную временем технику, невозможно остаться равнодушным.

Военная техника

Подготовка к её транспортировке из Кронштадта в Тольятти заняла целых 4 года. С лодки сняли всё вооружение и плотно ее загерметизировали. На специальных буксирах её транспортировали через множество водных объектов - Финский залив, Ладожское, Белое и И тогда она, наконец, достигла Волги ещё через несколько водохранилищ, до специально отстроенного причала в посёлке Приморский. По земле её транспортировали специально отозванные для этого из своих частей военные тягачи.

В технический музей АвтоВАЗа эта лодка попала как раз в канун 60-летия Великой Победы. При её размерах довольно сложно представить, как выглядела её транспортировка по земле. Однако тот факт, что она действительно несла в своё время боевое дежурство в составе нашего флота, придаёт этому экспонату особое значение.

Кроме этой подлодки, присутствуют многочисленные артиллерийские, зенитные орудия, которые устанавливались на корабли. И кроме всего этого, также представлены торпедные системы и некоторые виды подводных мин.


Инженерная техника

Технический музей ВАЗа Тольятти содержит в себе ещё один очень интересный участок, который отведён для всевозможной инженерной техники. Тут есть и машины для отрытия котлованов, и разные транспортёры (в том числе "амфибии"), и техника для разминирования или разбора завалов.

Присутствует даже такая специфическая машина, как станция АДС-50, которая предназначалась для добычи жидкого и газообразного азота в полевых условиях. Разнообразие форм и размеров здешней техники просто зашкаливает. Здесь присутствует прототип робота СТР-1, который участвовал в сборе высокоактивных веществ с крыши 4-го энергоблока на Чернобыльской АЭС. Стоит сказать, что в музее присутствует лишь прототип, ни одна из представленных машин не участвовала ни в устранении Чернобыльской аварии, ни в любой другой техногенной катастрофе - все экспонаты абсолютно безопасны.

Железнодорожная техника

Одним из самых интересных объектов на этом участке является трофейный паровоз ТЭ-4844. Не изменившиеся с тех пор немецкие инвентарные номера говорят о том, что этот паровоз был построен на Берлинском заводе. Кроме ещё нескольких и локомотивов, присутствуют вагоны боевого железнодорожного ракетного комплекса. С виду они ничем не выделяются, похожи на типичные рефрижераторные вагоны. В составе поезда находилось около десяти вагонов, три из которых были вооружены ракетами РТ-23, которые могли быть выпущены непосредственно из поезда. Отличительным признаком "вооружённых" вагонов являлось удвоенное количество колесных пар - обычные вагоны по четыре колесные пары, с ракетами - по восемь.

Космическая техника

Технический музей ВАЗа предлагает своим посетителям возможность увидеть не только "земную" технику. В нём также присутствует участок, посвящённый всевозможным космическим аппаратам и луноходам. Большинство из представленных экспонатов были изобретены ВНИИ "ТрансМаш" и проходили всевозможные испытания. Многие из идей, предложенных этим институтом, впоследствии нашли применение в разработках современных луно- и марсоходов. Конечно, если смотреть на всю эту технику сейчас, то она будет выглядеть довольно примитивной. Однако современные машины, которые конструируются для различных космических задач, не смогли бы появиться без исследований с этими их "предками".

Технический музей Тольятти: режим работы

Музей работает ежедневно с 9:00 до 17:00. Экскурсии проводят только для групп от 12 человек и лишь при предварительной записи. В дополнительные услуги входит возможность фото- или видеосъёмки - 40 и 60 рублей соответственно. Взрослый билет будет стоить 60 рублей без экскурсовода и 80 рублей с ним. Для школьников, студентов, инвалидов или военнослужащих - 30 или 40 рублей.

Заключение

Технический музей Тольятти предлагает возможность полюбоваться не только техникой и вооружением прошлых времён, но и различными фотоаппаратами, печатными и швейными машинками, всевозможными патефонами, граммофонами и многим другим. В основном это всё приносят в музей сами жители города. Кроме того, на территории музея проводятся различные исторические реконструкции и фестивали. Огромная территория, покрытая всевозможной техникой, фестивали, реконструкции и интересные экскурсии делают этот музей отличным местом, где можно приятно и полезно провести свой досуг.

22 апреля, исполнилось 10 лет, как на площадке Технического музея АВТОВАЗа была установлена подводная лодка Б-307. Ровно десятилетие назад, 22 апреля 2005 года в 15 часов 20 минут, завершилась почти двухлетняя эпопея, которая началась у стенки дока "Трех эсминцев" Кронштадтского морского Ордена Ленина завода в мае 2003 года.

Проект 641-Б "Сом" ("Танго" по классификации НАТО) был разработан в Ленинграде в ЦКБ МТ "Рубин", строительство кораблей осуществлялось на заводе "Красное Сормово" в Горьком (ныне Нижний Новгород). Это одна из самых совершенных для своего времени дизельных больших океанских подводок лодок. Отличалась улучшенной обитаемостью, повышенной скрытностью (имела противогидролокационное покрытие корпуса и "стелс" покрытие на выдвижных устройствах), малой шумностью, высокой степенью автоматизации и надежности систем управления, большой глубиной погружения, совершенным навигационным и новейшим гидроакустическим комплексами. Впервые на советских дизельных лодках на ней была установлена полноценная цифровая боевая информационная управляющая система (БИУС), способная решать навигационные задачи, задачи маневрирования и управления стрельбой при выходе в торпедную атаку и постановке минных заграждений, а также автоматическая система перезарядки торпедных аппаратов. Подобные лодки строились с 1973-1982 гг. "Б-307" - одна из самых больших дизельных подводных лодок в составе Военно-морского флота СССР и РФ и по этому параметру уступала только старой дизельной подводной лодке с крылатыми ракетами пр. 651. Ее длина: 91 метр, высота: 14 метров, подводное водоизмещение 3600 т. Всего таких лодок было построено 18. Вооружение: 24 торпеды и 32 противолодочные мины. Время автономного плавания до 90 суток. Срок службы "Б-307" в составе Краснознаменного Северного флота составил 22 года.

Входила в состав 4 эскадры подводных лодок Северного флота с базированием в г. Полярный. В ходе службы неоднократно выполняла учебно-боевые задачи в акватории мирового океана. Несла боевую службу в составе 5 ОПЭСК ВМФ СССР в Средиземном море. По боевому предназначению - многоцелевая. Основная задача - обнаружение и готовность к уничтожению в военное время атомных подводных лодок вероятного противника, авианосцев, боевых кораблей и транспортных конвоев, а также постановка минных заграждений. Основное вооружение торпеды и морские мины калибра 533 в обычном и ядерном снаряжении.

В середине 1990-х лодка встала у причалов Кронштадтского морского завода на средний ремонт. В сложные "девяностые" вместо двух лет планового ремонта подводная лодка простояла у причалов завода пять лет и была отремонтирована только на 90% от боевой готовности. Первого декабря лодка была выведена из состава ВМФ. Торжественно спустив флаг, ее поставили в отстой для дальнейшей утилизации.

В это время руководство ОАО "АВТОВАЗ" приняло решение о создании Технического музея, в котором в качестве экспоната планировалось поставить настоящую подводную лодку и обратилось к командованию ВМФ России с просьбой о передаче для этой цели списанного корабля. Просьба была удовлетворена. В конце мая 2003 года лодка Б-307 была поставлена в док "Трех эсминцев" для подготовки к переоборудованию в музей. С целью уменьшения осадки из лодки было выкачано 300 тонн жидкого и выгружено 117 тонн твердого балласта.

Для прохода по внутренним речным путям к порту Тольятти на лодку установили пять пар понтонов, в результате чего корабль получил необходимую осадку. Из Кронштадта лодка вышла 1 ноября 2003 года. Караваном из двух буксиров ее провели Ладожским, Онежским, и Белым озером, через шлюзы Мариинской системы и Волги, мимо родного Нижнего Новгорода в Тольятти. Переход составил более 2200 километров.

Не менее сложным для субмарины и в определенным смысле уникальным по инженерному решению стал сухопутный путь к музею. Для ее перемещения по суше был изготовлен настил (так называемая "лыжа") длиной 91 метр с кильблоками, с точностью повторяющими контуры лодки. Установка лодки на "лыжу" потребовала (sic!) дноуглубления реки Волги в районе выхода судна на берег. Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу, спланирована трасса шириной 36 метров длиной около 5 километров. Для буксировки лодки использовались средства разрушения и преодоления препятствий (БАТ-2) и эвакуаторы танков (БРЭМ-1 и БТС-4). Усилия тягачей многократно увеличивались за счет систем блоков и подземных якорей.

На своем пути по суше подводная лодка весом в 2200 тонн преодолела оживлённую автомобильную магистраль Тольятти - Приморский, канал сточных вод химических заводов Северного промузла. Наконец, 22 апреля 2005 года в 15 часов 20 минут подводная лодка Б-307 была установлена в экспозиции Технического музея.

В настоящее время является одним из самых посещаемых экспонатов, широко используется в интересах военно-патриотического воспитания молодежи и пользуется большой популярностью у жителей Тольятти, Самарской области и гостей.

Тактико-технические данные

Дата закладки – 07.03.1980 года

Дата спуска на воду - 30.09.1980 года

Дата передачи ВМФ - 30.12.1980 года

I– й командир - Рязанцев

Архитектурно-конструктивный тип - двухкорпусная

Автономность – до 90 суток.

Экипаж, чел. – 62

Длина, м. – 92

Ширина, м. – 8,7

Высота с рубкой, м. - 12,3

Глубина погружения м., макc - 240

рабочая – 150

Максимальная скорость

надводная – 14,7 узлов,

подводная – 15 узлов.

Водоизмещение, м³

2750. – надводное

3900 – подводное

Дальность плавания, миль/при скорости хода, уз.

подводная – 450/2,5

подводная (при РДП) – 14000/7

с экономичной подводной скоростью - 400

Энергоустановка: дизель-электрическая, 3 дизеля 2Д42М мощностью 1900 л/с.

Четыре группы аккумуляторных батарей имеют 444 элемента, вес каждого более 700 кг.

Вооружение – торпедное

Шесть торпедных аппаратов размещены в первом отсеке.

Общее число торпед, шт. – 24 восемнадцать находилось на стеллажах I-го отсека и шесть торпед в аппаратах.

Калибр торпедных аппаратов, мм - 533

Тип торпед – противокорабельные и противолодочные

Проект 641 - Б разработан в Ленинграде в ЦКБ МТ «Рубин» (главные конструктора З.А. Дерибин, С. А. Егоров, Ю. Н. Кормилищин), строительство осуществлялось на заводе «Красное Сормово» в г. Горький (ныне Нижний Новгород).

Среди военных этот проект называли «Горьковчанки», на заводе «Сомами», в НАТО «Танго» по флагу «Ti» из международного свода сигналов.

Б - 307 родилась в самый разгар «холодной войны». Суда проекта 641-б были предназначены для решения оперативных задач по уничтожению подводных и надводных целей. Предполагалось использовать их для боевых действий на океанских коммуникациях, у отдельных военно-морских баз и пунктов базирования сил противника. В их задачи так же входило уничтожение надводных кораблей и средств противника, ведение дальней оперативной разведки, прикрытие своих конвоев и осуществление активных минных постановок. Лодки имели возможность нести ядерный боезапас и выполнять боевые задач в любых широтах мирового океана, будь-тонизкие температуры Заполярья или тропические воды.

В ходе службы Б-307 неоднократно выполняла учебно-боевые задачи в акваториях Атлантического, Индийского океанов, осуществляла заходы в Алжир, Сирию, Йемен, Болгарию. Участвовала в боевой учебе с надводными кораблями нашей средиземноморской эскадры.

В середине 90-х лодка становится у причалов Кронштадтского Морского Ордена Ленина завода на средний ремонт. Ремонт проводится в сложные годы для нашей страны. Начало 90-х, неразбериха, уменьшение, а иногда и полное прекращение материально-технического обеспечения. Не могло это не сказаться и на ПЛ Б-307. Вместо двух лет запланированных на ремонт, подводная лодка простояла у причалов завода пять лет и была отремонтирована только на 90% от боевой готовности.

Решение по судьбе этого и еще нескольких судов было принято 1 декабря 2001 года. Наша лодка была выведена из состава ВМФ. Торжественно спустив флаг ее поставили в отстой для дальнейшей утилизации. По просьбе руководства ОАО «АВТОВАЗ» командование ВМФ передало судно Б-307 в Технический музей в качестве экспоната. В конце мая 2003 года лодка была поставлена в док «Трех эсминцев» Кронштадтского Морского Ордена Ленина завода для производства конвертовки и подготовки судна для передачи в музей.

С лодки было выкачено жидкого балласта около 300 тонн и выгружено твердого балласта около 117 тонн для уменьшения осадки.

Для прохода по внутренним речным путям к порту Тольятти, установили пять пар понтонов побортно, в результате подводная лодка получила необходимую осадку.

Работа выполнялась специалистами АВТОВАЗа, Кронштадтского Морского Ордена Ленина завода, личным составом судна и представителями ВМФ.

Караваном из двух буксиров ее провели Ладожским, Онежским, и Белым озером, через шлюзы Мариинской системы и Волги, мимо родного Нижнего в Тольятти. Это более 2200 км.

Не менее сложным для субмарины стал сухопутный путь к музею.

Для перемещения субмарины по суше был изготовлен настил (так называемая «лыжа») длинной 91 м. и шириной 36 м. с кильблоками, с точностью повторяющими контуры лодки. Установка лодки на «лыжу» потребовала дноуглубления р. Волги в районе выхода судна на берег на величину осадки корпуса подводной лодки. Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу, спланирована трасса длиной более 5 км.


Как транспортировали подводную лодку Б-307 из Кронштадта в Тольятти:

Дизель-электрическая подводная лодка Б-307 была построена в 1979 году на заводе "Красное Сормово" по проекту 641Б(главный конструктор З.А.Дерибин). Подобные лодки строились с 1973-1982 гг. Длина: 91 метр, высота: 14 метров, вес - 2 000 т.Всего таких лодок на вооружении Военно-морского флота РФ было 18.«Б-307» - самая большая дизельная подводная лодка в составе Военно-морского флота Российской Федерации.Вооружение: 24 торпеды и 32 противолодочные мины. Время автономного плавания до 90 суток. Срок боевого дежурства «Б-307» в составе Краснознаменного Северного флота составил 22 года.В 2001 году субмарина была подготовлена к списанию и передаче техническому музею ОАО «АВТОВАЗ ».


Подготовка субмарины к транспортировке по внутренним водным путям проводилась на Кронштадтском морском заводе. Проведена конвертовка судна для обеспечения непотопляемости, лодка была тщательно загерметизирована,выгружен твердый(117 тонн) и жидкий (300 тонн) балласты, демонтировали ряд узлов, было установлено 8 понтонов для обеспечения требуемой осадки(3.25 м).Подготовка лодки к переходу из Кронштадта в Тольятти шла несколько месяцев.3 ноября 2003 года подводная лодка Б-307 с помощью двух толкачей ОТ-2443 и ОТ-2444 отправилась из Кронштадта в Тольятти. Весь путь составил 2246 км. На понтонах с помощью двух буксиров «Б-307» начала свой долгий путь в Тольятти из Финского залива по Неве. За одну ночь эшелон длиной около ста сорока метров прошел все восемь мостов Санкт-Петербурга. Столь же успешно эшелон прошел Ладожское,Онежское и Белое озера, Рыбинское водохранилище.

ПЛ Б-307 проходит Волго-Балтийский канал

ПЛ Б-307 подходит к шлюзу на ВБК

ПЛ Б-307 на Ладожском озере

Перед транспортировкой по суше подлодки пришлось перезимовать.
16 января 2004 года, пасмурная погода, метет снег. После ряда неудачных попыток и в связи с упущенным временем, было принято решение вытащить на берег хотя бы сани волокуши.

Первая зимовка подводной лодки, купленной АвтоВазом, для Тольяттинского Технического музея

Самым сложным этапом стал вывод подводной лодки Б-307 из воды на берег и транспортировка ее на территорию технического музея. Для установки субмарины на настил, выполненный из стального листа 91 метра с кильблоками, с точностью повторяющими контуры лодки, провели дноуглубление Волги на величину осадки корпуса.Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу и спланирована трасса длиной около 5 км и шириной 36 м.Для буксировки лодки использовались системы из блоков, соединенных прочными канатами(полиспасты), лебедок и больших артиллерийских тягачей(путепрокладчики БАТ-2, БРЭМ-1, БТС-4).





Ноябрь 2004 Тольятти. Подъем ПЛ Б-307 на берег при помощи армейских тягачей и лебедок, для последующей транспортировки в технический музей

Шла она морем, шла она сушей. Преодолела реки и озера, магистрали и даже сточный канал. В общем, ровно 10 лет назад в Тольятти прибыла подводная лодка, чтобы занять место в Техническом музее ВАЗа - самом крупном в Европе музее под открытым небом.

История ее транспортировки удивительная. 2 года ушло на то, чтобы "пригнать" субмарину в Тольятти. Переправляли ее из славного города Кронштадт, где нашу подводную лодку Б-307 застал приказ об "отставке". Однако вместо того, чтобы отправиться в утиль, лодка отправилась в Технический музей: руководство АВТОВАЗа обратилось к командованию ВМФ с просьбой передать ее в Тольятти в качестве экспоната.

Из Кронштадта лодка вышла 1 ноября 2003 года. Чтобы провести ее по водам страны, по бортам лодки установили пять пар понтонов. Два буксира т ащили ее через Ладожское, Онежское и Белое озера, через шлюзы Волги. Всего субмарина преодолела 2 200 км. После чего началось, возможно, самое сложное - доставить 2200-тонную "малютку" в музей, который, на секундочку, стоит не на берегу Волги. Соорудили специальный настил (так называемые "лыжи"), на который лодка была установлена. Буксировали по суше с помощью больших артиллерийских тягачей и эвакуаротов танков. Но прежде, чтобы вытащить лодку на берег и поставить ее на "лыжи", потребовалась углубить дно Волги и "срезать" уклон береговой зоны. На своем пути лодка преодолела дорожную магистраль и канал сточных вод.

Наконец, 22 апреля в 15.20 субмарина по имени "Б-307" встала на свое нынешнее место в Техническом музее ВАЗа. Под катом я разместила фотографии, иллюстрирующие историю непростого пути лодки из Кронштадта в тольяттинский музей. Фото предоставил сам музей. Они в небольшом разрешении, но на это стоит посмотреть.




Понтоны по бокам для нужной усадки

Одна субмарина, два буксира

Сооружают настил



Изначально на лодку были большие планы. Предполагалось привести ее в порядок, чтобы водить внутри нее экскурсии. Увы, до сих пор этого пока так и не случилось. Но надежда есть. В настоящее время готовится проект развития Технического музея (сегодня он называется Парковым комплексом). По предварительной информации, развитие затронет и подводную лодку. Директор музея Дмитрий Никитин в конце прошлого года говорил, что открытие субмарины для посещений является первоочередным проектом. При этом в ней предполагается открыть небольшой кинотеатр для показа образовательных фильмов и учебный класс для юный моряков.П