Глобальные проблемы общечеловеческие ценности м 1990. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности



Задание №2. Каковы особенности казахской культуры в современных условиях.

Задание №.3Какое влияние на религиозную ситуацию в Казахстане оказали глобальные проблемы современности?

Задание №4. Назовите источники экологических проблем в Казахстане, и каковы возможные пути их разрешения?

Задание№5. Одной из значимых глобальных проблем является диспропорция в экономическом развитии стран, как вы видите возможные пути разрешения данного вопроса?

БЛИЦ-ТЕСТ:

1.Переплетение на общепланетарном, общемировом и общечеловеческом уровне социально-экономических, идеологических, культурных, биосоциальных и социоприродных противоречий в современном мире называют:

А) регионализация б) изоляция в) глобальные проблемы современности г) вытеснение

Д)обособление

2. Процесс, который создает транснациональные связи и пространства, способствуя взаимозависимости мирового сообщества:

А) регионализация б) изоляция в) индустриализация г)глобализация д) модернизация

3. Передача и обмен информацией в обществе посредством знаков, символов и образов:

А) коммуникация б) изоляция в) стагнация г)глобализация д) агрегация

4. Проблемы, которые затрагивают интересы всего человечества, влияют на будущее человеческой цивилизации:

А) глобальные проблемы современности б) аналитические в) социальные г) повседневные д)обыденные

5. Деградация почв, обезлесение, нехватка воды для ирригации и бытовых нужд, загрязнение воздушного пространства, относятся к проблемам:

А)экологическим б)ядерного разоружения в) идеологических г)социальных д)продовольствным

Тема № 10 Массовая коммуникация и культура

Задание № 1. Назовите механизмы и каналы формирования общественного мнения. Какие функции СМИ вы бы выделили?

Задание № 2. Каково значение содержание стереотипов в функционировании массового сознания?

Задание № 3. Чем отличаются публика и толпа?Какова роль публики и толпы в массовом обществе? Как влияет глобализация массовых коммуникаций на современные процессы?

Задание № 4.Почему многие ученые оценивали феномен массовой культуры отрицательно? Как, на ваш взгляд, массовая культура влияет на поведение и сознание индивида?

Задание №5. Назовите формы процессов культурного взаимодействия в современном казахстанском обществе. Отражают ли они тенденции современного мира, если да, в каких формах они проявляются?

Задание№6. Воздействие средств массовой информации, и в частности Интернета, на социализацию детей сегодня вызывает тревогу, что не согласуется с выводами теорией подкрепления Дж. Клаппера. Как вы думаете, почему, и какова ваша точка зрения на данный вопрос?

БЛИЦ-ТЕСТ

1. Система знаков и символов, служащая средством человеческого общения, мышления и самовыражения: а. искусство б. труд в. кодирование г. этноним д. артефакт

2. Какая отрасль социологии изучает молодёжь как своеобразную социальную группу, её социально-демографические характеристики, процессы социализации молодёжи, формирования ценностных ориентаций, характер и направленность её социальной мобильности, выполнение социальных ролей молодёжью:

А) экономическая б)молодежи в)образования Г) труда д) спорта

3. Отрасль социологии, которая изучает роль и место коммуникации в жизни общества, её влияние на поведение и сознание индивидов:

А) экономическая б)коммуникации в)образования Г) труда д) спорта

4. Кем были выделены в социологии, базовые функции коммуника­ции: наблюдение за окружающей средой, корреляция различных частей общества в ответ на среду, передача культурного наследия:

5. Организационно-технические средства, позволяющие распространять информацию среди численно большей аудитории:

А) идеологии б)язык в) Средства массовой информации г) наука д)труд

6. Согласно какой теории, развитие средств коммуникации определяет общий характер культуры и смену исторических эпох:

А) общей теории коммуникации Г. Маклуэна б) социометрии в) теории массовой коммуникации Ч. Р. Миллса г) теории подкрепления Дж.Клаппера д)теории игр

7. Масс-медиа в основном усиливают (не изменяют) существующие установки и шаблоны поведения людей, согласно теории: А) общей теории коммуникации Г. Маклуэна б) социометрии в) теории массовой коммуникации Ч. Р. Миллса г) теории подкрепления Дж.Клаппера д)теории игр

8. Появление "нового племенного человека" в эпоху НТР возвестил:

А) Джозеф Клаппер б)Г. Лассуэл в)Р. Миллс г) Г. Маклуэн д)Р. Мертон

9. Сообщение с высокой степенью предположительности и бездоказательностии проявить агрессию по отношению к кому-либо или чему-либо:

А)слух б)миф в)стереотип г)символ д)факт

10. Анализ коммуникационной структуры СМИ дал:

А) Джозеф Клаппер б)Г. Лассуэл в)Р. Миллс г) Г. Маклуэн д)Р. Мертон

Тема № 11 . ТСУ: Социология образования. Экономическая социология

Задание №1: Заполните таблицу «Функции образовательной системы»

Задание №2. Неоконсерваторы отстаивают элитарную модель образования, выступая против его демократизации, считая, что приведет к снижению качества образовательных стандартов и девальвации ценности образования; другие социологи и философы выступают за либерализацию систем образования, для смягчения классового и расового неравноправия, обеспечения «выравнивания шансов» для всех, что необходимо для развития научно-технического и социального прогресса. Образование в современном информационном обществе должно быть доступным для широких масс или нет?

Задание №3. К проблемам современной образовательной системы социологи относят:

«пассивное потребление»

Воспроизводство социального неравенства

Коммерциализация

Обеспечение автономности и нейтрализация экономическо-политической коньюктуры, идеологии;

Соответствия уровня образования производительности труда.

Прокомментируйте данные положения.

Задание №4. Т Парсонс предложил изучать образование как институт социализации и исследовать учебные учреждения (школы, классы, неформальные группы учащихся) как социальные системы, связь образования и стратификации. Объясните данные идеи Т. Парсонса.

Задание №5. К. Мангейм, выступая за критическое осмысление научного знания, писал: «Образование может быть правильно понято только тогда, когда мы будем рассматривать его один из способов воздействия на человеческое поведение и как одно из средств социального контроля». Какие социальные явления выражает данная идея?

Задание №6. Структуралисты П. Бурдье, Б. Бернстайн, Ш. Хиф считают, что код знания выступает основополагающим принципом, который формирует различия в мировоззрениях, социальной идентификации и воссоздают социальные значения, а институты образования кодируют культуру. Прокомментируйте эти идеи.

Задание №7. Критическая социология в лице М. Янга утверждает, что образование – это сложный социокультурный процесс, который не ограничивается системой формального образования. К тенденциям современного образования он относит:

· Коммерциализацию;

· Акцент в контексте непрерывного образования на знаниях, необходимых базовой профессии, и на обучении, приближенным к практике жизни, все формы которого берутся организациями формального образования извне.

Объясните, почему выделены данные проблемы в развитии образовательной системы, как они связаны с современным развитием общества?

Задание №8. В чем заключается специфика социологического изучения экономических процессов? Дайте характеристику понятию «экономическое действие» в контексте теории социального действия.

Задание №9. Как влияют на потенциал рынка труда следующие показатели:

а) численность населения

б) самодеятельность населения

в) занятое население

г) экономически активное население

Задание№ 10. Какие пути повышения занятости трудоспособного населения можете назвать? Назовите внешние источники найма рабочей силы? Какие проблемы в данном вопросе существуют в настоящее время в нашем обществе?

Задание №11. Каковы социальные функции предпринимательства? Какова его роль в кризисное время?

Задание №12.Как влияют социальные нормы на трудовое поведение? Какие типы социального контроля встречаются в сфере труда?

БЛИЦ-ТЕСТ

1.Совокупность профессиональных знаний, навыков, норм, ценностей и символов, необходимых для самоидентификации и выполнения хозяйственных ролей:

а) экономические отношения б)хозяйственная организация

в)хозяйственная система г) хозяйственная культура д)хозяйственная власть

2.Совокупность социальных норм, санкционирующих экономические действия:

а) рыночный обмен б)экономический институт в)класс

г) собственность д)денежный обмен

3.Способ установления социальных связей, в котором экономический расчет сочетается с борьбой за социальное признание: а) труд б) рыночный обмен

в) денежный обмен г) богатство д) стратификация

4.Осуществление организационной инновации с целью извлечения прибыли:

а) корпорация б)рынок труда в)занятость г) предпринимательство д)собственность

5.Несоответствие группы стандарту благополучия – критерий бедности:

а) первичной б)абсолютной в) относительной г)вторичной д)экономической

6.Совокупность устойчивых форм организации и регулирования передачи, восприятия и усвоения знаний:

А)труд б)образование в)экономика г)политика д)власть

7. Кто рассматривает образование как способ воздействия на человеческое поведение и как одно из средств социального контроля: а) Т Парсонс б)К. Маннгейм в)М. Вебер

Г)Э.Дюркгейм д) П. Бурдье

8.Кто подчеркивал инновационный характер предпринимательства, формирование им новых факторов производства:

9. Кто из социологов дал анализ капитализма как явления, порожденного влиянием культурного фактора – этическими требованиями протестантской религии

А)М. Вебер б)К.Маркс в)Й.Шумпетер г)В.Зомбарт д)О.Конт

10. Профиль социальной стратификации показывает степень:

а) Стабильности общества б) Развития явлений в) социальных изменений г) динамику культуры д) влияния власти

  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 131

Раздел I* ИДЕЙНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОНДИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ. II

Раздел П. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВЗАШ08АВИСШ0Г0 МИРА,

КАК ОБЪЕКТИВНАЯ ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ПРОЦЕССА ФОНДИРОВАНШ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ.

Раздел Ш. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СИСТЕМЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Раздел 1У. ПРАВА ЧКЛОВВКА - КАК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ

ЗАКЛЮЧЕН ИВ. Ц

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ И0ТОТИКОВ И ЛИТЕРА1УРЫ.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Общечеловеческие ценности как объект философского анализа»

Актуальность темы исследования. Глобальная историческая ситуация в наши дни вое в большей степени подчеркивает значительность проблем, которые в той или иной форме являютоя общечеловеческими, то есть затрагивают коренные интересы всего человечества* Отвлекаемые на вооружение и конфронтации колоссальные ресурсы и средства в еще большей степени подчеркивают значимость этих проблем* Растет диспропорция между динамизмом современного политического процесоа, объективным ходом научно-технической революции и приспособляемостью человека к ускоряющимся темпам движения* Необходимость тщательного научного анализа и решения этих проблем предъявляет неординарные требования к формированию нового типа социального мышления в философии, других общественных и гуманитарных науках*

Совершенно естественно, что в этих условиях требуется критическая рефлексия, усилие разума по адекватной оценке ситуации. Именно в этом ключе можно рассматривать определенные попытки современного обществоведения концентрировать внимание на проблемах человека, найти те ценности и нормы, которые бы способствовали преобразованию современного человечества в конкретный взаимосвязанный мир, в реально функционирующее сообщество народов, имеющих не только общие проблемы, но и общие возможности их совместного решения.

В таком контексте приобретает оообую актуальность исследование общечеловеческих ценностей как особого клаоса социальных ценностей* Актуальность данной проблематики (а соответственно и сложность ее исследования) подчеркивается еще, во-первых, исторически относительным характером общечеловеческих ценнрсгей, а во-вторых, тем обстоятельством, что нередко в разные времена (в том числе и в наше время) представления о них подвергались различного рода деформациям. Разрушать такие деформации, раскрывать подлинную природу и сущность объекта, в данной случае общечеловеческих ценностей, одна из задач социально-филооофского анализа.

Руководствуясь такими соображениями, диссертант в качестве предмета социально-философокого анализа избрал некоторые аспекты проблемы общечеловеческих ценностей, касающиеся их природы, роли в современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире и места в системе классовых, национальных, региональных и иных групп ценностей.

Степень разработанности проблемы. Хотя проблему общечеловеческих ценностей можно отнести к числу "вечных проблем" философии, этики, эстетики, других наук, она длительное время фактически не подвергалась анализу в нашей открытой научной литературе. Лишь со второй половины 80-х годов эта проблема получает все большее освещение в печатных изданиях. Ряд авторов анализирует ее в контекоте глобальных проблем современности, как одну из них*.

Другие ученые исследуют взаимозависимый мир и процесс становления общечеловеческих ценноотей, рассматривая их как важнейшие эпо2 хальные тенденции, требующие самостоятельного анализа.

Осознание общности судьбы человечества, переосмысление традиционных идеалов и ценностей, сближение философско-мировоззренчеоких позиций, диалоговое общение, рост понимания общности культурных.начал нашли свое отражение в публикациях западных ученых, обращение к которым открыло ряд новых ракурсов в подходе к проблемам общеотвен

1. См.: Кобляков В.II. Этичеокие аспекты глобальных проблем современности. - М., 1986; Фролов Й.Т. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества (философия и политика в современном мире). -М., 1989; Костин А.И. Глобальные проблемы современности и идеологическая борьба. - М., 1989; Лазутка В. Глобализм: диалектика общечеловеческого, националвного и классового // История и общество: проблемы развития человека. - М., 1988; Будько Н.П. Учение В.И.Вернадского о биосфере и глобальные проблемы современности // Учение В.И.Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, его фило-софокое и общенаучное значение. -М., 1990.

2. Капто A.C. Философия мира, истоки, тенденции, перспективы. - М., 1990; СССР в мировом сообществе: от старого мышления к новому /Ред.-сост.Н.А.Симония, ред.В.К.Солоухина. - М., 1990. ного развития*.

В самые последние годы издана довольно обширная литература по вопросу диалектики общечеловеческих и классовых ценностей, особенностях ее проявления в условиях современной эпохи в процессе обновления, перехода к рыночным отношениям, формирования нового политического мышления. ймеетоя ряд исследований по вопрооам диалектики 2 общечеловеческого и национального. Хотя при этом следует отметить недостаточное внимание в нашей литературе к проблеме межнациональных конфликтов и общечеловеческих ценностей.

1. См.: Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопр.философии. - 1990. - № 3; Фромм, Эрих. Бегство от свободы. - М., 1990; Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Дерев, с англ. и франц. /Сост. Л.И.Василенко и В.В.Ермолаевой, ввод.ст. Ю.А.трейдера. - М., 1990; Проблема человека в западной философии. - М. 1988; Пар-соно Г. Человек в современном мире: Пер. с англ. /Общ.ред. и предиол. д-ра филос.наук, проф.В.А.Кувакина. - М. , 1985.

2, См.: Здравомыслов А.Г. (в соавт.). Диалектика общечеловеческих и классовых интересов: Материалы международного симпозиума IO-II января. -М., 1990; Давыдов В.П. Общечеловеческое и классовое при переходе к рыночным отношениям П Социал-полит.науки. - 1991. ь; Бережной Н.М. Диалектика общечеловеческих ценностей и классовых интересов в свете нового мышления //Науч.коммунизм. -1989. - № 9; Мчедлов М.П. Диалектика общечеловеческого и классового. - М., 1988; Мчедлов М.П. Историзм и понимание клаооовых и общечеловеческих начал // Драма обновления. -М., 1990; Сиплас-те Г.Г. Межнациональные конфликты и общечеловеческие ценнооти.-М., 1990; Садыков С.А. Взаимосвязь классового и национального в развитии социалистического общества. - Ташкент, 1983; Гналенко П.И. О диалектике общечеловеческого и национального. Сборник научных трудов. - Днепропетровск, 1989; Ковалев А.Н. Диалектика общечеловеческого и классового // Рабочий клаос и совр.ыир.

1989. - № I; Степанов И.М. Диалектика общечеловеческих и классовых ценностей в конституционном процеосе // Сов.государство и право. - 1990. - № I; Араб-Оглы Э.А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности // Вопр.философии. - 1990. - № 8; Шилов В.Н. Ценностная концепция социализма: философско-социологи-ческий анализ. - М., 199I; Дилигенский Г.Г. Общечеловеческие и классовые интересы в условиях современной ¿похи // Международный ежегодник "Политика и экономика". - М., 1989; Дилигенский Г.г., Лекторский В.А. Проблемы целостного мира // Вопр.философии.

1990. - № 2; Моисеев H.H. Трудный вопрос: размышление о национализме и общечеловеческих ценностях // Свободная мысль. - 1991. -№ 15; Кудинов А. О диалектике общечеловеческих и классовых интересов П Человек и политика. - 1991. - № 12; Елисеев В.В. Диалектика общечеловеческого и классового в нравственных принципах и ценноотях социализма // Человек. Общеотво. Этика. - м., 1990; Лебедев С.А., Поджарова А.М. О диалектике общечеловеческого и классового в концепции перестройки // Учен. зап. каф. обществ, наук вузов Ленинграда» Филос. и социол.исслед. - Л., 1989. - Вып.25.

В научной литературе большое внимание уделяется проблеме соотношения классового и общечеловеческого в морали*, правовым аспектам общечеловеческих ценностей, затрагиваются также некоторые аспекты

2 соотношения социальных ценностей и прав человека.

Вмеоте с тем, проблему общечеловеческих ценностей никоим образом нельзя считать исчерпанной в нашей литературе. Следует отметить неравномерность разработки всего круга вопросов, относящихся к общечеловеческим ценностям, а также ряд проблем, вообще недостаточно исследованных в литературе. В частности, речь идет о выяснении содержания самого понятия "общечеловеческое" в применении к проблеме ценностей, о современных тенденциях развития общечеловеческих ценностей, а также о детерминированности представлений об этих ценностях и механизмах (способах, формах) складывания таких представлений. Менее разработанным аспектом проблемы являются новые моменты в характере связей между людьми в современном общеотве, сдвиги в структуре массового сознания в так называемом постиндустриальном обществе в контексте становления общечеловеческих ценностей. Несмотря на наличие работ по правам человека мало разработан аспект анализа прав человека именно как общечеловеческой ценности*

Но, пожалуй, главное соотоит в том, что недостаточное внимание уделялось в нашей научной литературе некоторым аспектам проблем общечеловеческих ценностей, имеющим основополагающее значение. Это,

X. См.: Гусейнов A.A. Новое мышление и этика //Этическая мысль. -М., 1988; Крутов H.H., Крутова Ü.H. Общечеловеческое и класоовое в морали: новые горизонты этичеойих исследований // Филоо.науки. - 1989. - № 3; Петропавловокий F.F. Классовое и общечеловеческое в морали: урок дискуссии ¿0-х годов // Мораль и этика. - М.,1989.

2. См.: Лукашева S.A. Права человека: время грудных решений // Свободная мысль. - 1992. - № Сахаров А.Д. йир, прогресс, права человека. - Л., 1990; Кудрявцев В.Н., Лукашева S.A. Новое политическое мышление и права человека // Вопр. философии. - 1990. -№ 5; Бережнов А.Г. Права личнооти: некоторые вопросы теории. -М., 1991: Права человека в истории человечества и современном мире* * » 1989; Карташкив Б.А. Права человека и идеологическая борьба на международной арене // Сов.гос.право. - 1987. - № I; Мюллерсон P.A. Права человека: идеи, нормы, реальность. - М.: Юрид.лит., I99I* прежде всего, определение методологических подходов к рассмотрению общечеловеческих ценностей как специфического объекта философского анализа. Дело в том, что от сформированности таких подходов, от уяснения их оснований зависит и видение всей проблемы, сущности общечеловеческих ценностей, их объективной и субъективной детерминированности, места и роли в ряду других ценностей.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации состоит в том, чтобы показать, с каких сторон могут быть рассмотрены общечеловеческие ценности в качестве объекта философского анализа.

В рамках достижения этой главной цели диссертации были поставлены следующие теоретические задачи:

Показать, что процесо формирования общечеловеческих ценностей носит конкретно-исторический характер, поэтому анализ их роли и места в современной цивилизации невозможен вне анализа гуманистического содержания идейно-философского наследия прошлого;

Показать, что раскрытие объективной детерминированности содержания общечеловеческих ценностей представляет собой важнейший принцип и необходимое условие их философского анализа;

Выделить диалектику соотношения общечеловеческого, классового, национального, индивидуального в содержании общечеловеческих ценностей как особый раздел методологии их анализа;

Рассмотреть проблему прав человека как соотавную часть современных представлений об общечеловеческих ценностях.

Научная новизна диооертации. В диссертации предпринята попытке целостного философского анализа общечеловеческих ценностей» При этом автор концентрирует внимание на филооофском рассмотрении процессов формирования современных представлений об общечеловеческих ценностях. В ней анализируются под таким углом зрения идейные и духовные предпосылки современного понимания общечеловеческих ценностей. С этой точки зрения рассматриваются концепции В.Соловьева,

Н.Бердяева, [[.Флоренского, В.Вернадского, ряд современных редко используемых в научной литературе документов.

Рассматривая вопрос об объективной основе общечеловеческих ценностей, диссертант прослеживает взаимосвязь и взаимодействие глобальных процессов формирования целостного мира, прежде всего экономических императивов интернационализации, с процессами становления общечеловеческих ценностей. Становление общечеловеческих ценностей в современных условиях рассматривается в диссертации также под углом зрения повышения роли человеческой субъективности в исторической жизнедеятельности людей. Специальному анализу подвергнута группа вопросов о соотношении общечеловеческого с классовым, а также национальным.

В качестве одной из главных общечеловеческих ценностей рассматриваются права человека. На конкретном социально-политическом и юридичеоком материале из истории нашей страны показана эволюция отношения выоших государственных и партийных органов к проблеме прав человека.

Методологические и теоретические ооновы исследования. В последние годы наша общественная наука пытается разработать новые мировоззренческие подходы к концепции. Динамичное современное развитие обео-ценило фонд привычных идей и методологических принципов, на котррых базировалось отечественное обществознание многие десятилетия. Поэтому в диосертации использовались теоретические разработки, в которых делается акцент на цивилизационных аспектах современного социально-экономического развития.

Особо ценными для методологии исследования предстают работы, в которых критикуются вулъгаризованные схемы "материалистического детерминизма", которые эволюцию человеческого духа "привязывают" к изменению исключительно материальных производственных факторов*.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Исследование проблем общечеловеческих ценностей - это сравнительно новое направление научных работ в советском обществоведении. Некоторые подходы, намеченные в диссертации, а также полученные научные результаты могут служить опорными пунктами для дальнейших более детальных и углубленных исследований. Результаты проделанной работы могут быть использованы также в учебном процессе, в лекционном курсе, при составлении учебных пособий, при проведении практических занятий.

Выполненная работа дает целостное представление о значимости прав человека как общечеловеческой ценности и определяет новые акценты в этой проблеме, что может быть полезно организациям и учреждениям, которые осуществляют практическое межгосударственное оотруд-нячество по гуманитарным проблемам.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были изложены на методологических оеминарах аспирантов кафедры философии Российской академии управления в 1991-1992 годах. Диет

I. См.: Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории // Вопр. философии. - 1990. - № II; Фурман Д.я. Наши тревоги и всемирная история // Вопр.философии. - 1990. - № II; Померанц Г»С. История в сослагательном наклонении // Вопр.философии. - 1990. - № II; Дилигенокий Г.Г. "Конец истории" или смена цивилизаций?. // Вопр. философии. - 1991. - № 3; Студенцов В. Общецивилизационный и фор-мационный подходы: скептичеокий взгляд // Мировая экономика и международные отношения. - 1991. - № 6; капелюшников Р. О многовариантности исторического развития // Мировая экономика и между-нар.атношения. - 1991. - № ь: Полетаев А. А есть ли смысл в "цивилизационном подходе"? // Мировая экономика и междуна р.отношения. - 1191. - № 6; Гуревич А.Я. Социальная иотория и исторические науки Л Вопр.филооофии. - 1990. - N>4; Алаев Л. Марксизм и проблемы обновления теории // Мировая экономика и междунар.отношения. - 1991. - № 4; Ооадчая И. О цивилизационном подходе к ~ анализу капитализма // Мировая экономика и междунар.отношения. -1991. - № 5; Шишков Ю. Давайте разберемся // Мировая экономика и междунар.отношения. - 1991. - № 5; Энтов Р. Что может дать циви-лизационный подход? // Мировая экономика и междунар.отношения. -1991. - № 5; Умер пи марксизм? (Материалы дискуссии) /Выступили: В.И.Толстых, В.С.Степин, Э.Ю.Соловьев, В.Ж.Келле, А.А.Гусейнов, А.И.Гельман, Ф.Г.Михайлов, В.М.Межуев, К.Х.Момджян // Вопросы философии. - 1990. - № ДО:- Дилигенский Г.Г., Лекторский В.А. Проблемы целостного мира (диалог) // Вопр.филооофии. - 1990. -№ I.

Ю сертант принимала участие и докладывала результаты своей работы на Всесоюзных научно-практических конференциях по яемам: "Общественное сознание в условиях обновления социализма" (Кривой Рог, 17-18 ноября 1989 года); "Отчуждение: методология и практика проблемы* (Симферополь, апрель 1991 года); "Отчуждение как ооциокуль-турный феномен: Теория« История* Современность." (Симферополь, 1991 год)*

Диссертация полноотью обсуждена на заседании проблемной группы кафедры философии Российской академии управления*

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Егорова, Людмила Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема общечеловеческих ценностей одна из тех, которые можно отнести к вечным проблемам* Она присутствует в том или ином виде практически во всех философоких системах, мировых религиях и т.д. Но автор особо подчеркивает, что в каждой из них понимание оути (сущности) общечеловеческих ценностей основывается на специфическом идейном и духовном фундаменте, а соответственно имеет свое специфическое обоснование.

Идеи всеобщего духовного единения, священности каждой человеческой жизни и человечества как единой семьи, благосостояния всех членов общества представляют важную теоретическую основу современной концепции общечеловеческих ценностей. Они интегрируют духовный потенциал человечества.

Анализируются некоторые проблемы объективной детерминированности самого содержания общечеловеческих ценностей. Прослеживается влияние целого ряда новых моментов в жизни человеческого общества, возникших во второй половине IX века и вызвавших к жизни необходимость пересмотра ряда привычных представлений. Это прежде всего фактор ядерного оружия, изменившего понятия "фронт" и "тыл", наши представления о необратимости развития жизни на планете. Рассматривается усиление влияния и значения невоенных факторов безопасности, здоровой окружающей среды, стабильного экономического развития, обеспечения прав человека, свободы информации и др.

Кроме факторов, способствующих в современных условиях формированию и восприятию общечеловеческих ценноотей, есть и такие, которые "работают" в другом направлении: это - классовые, государственные, национальные, религиозные барьеры, основывающиеся на соответствующих интересах, тяжелое положение значительной чаоти человечества, порождающее религиозный и национальный фанатизм, незавершен

Из нооть государственного формирования многих народов и др. Тщательный аналиБ всех этих и других аналогичных факторов - необходаюе уоло-вие филооофского исследования проблемы общечеловеческих ценностей. Такой анализ необходим также и для формирования и проведения реалистической политики.

Общечеловеческие ценности - это мировоззренческие идеалы, нравственные установки, отражающие духовный опыт всего человечества, способствующие становлению человечества, его оаморазвитию, разрешению главных проблем современности, это такие ценности, которые открывают возможность диалога, уоиливают моменты доверия и открытости.

Общечеловеческое не может быть сведено к проблеме соотнесения ценностей, возникающих в тех или иных обществах, с неким неизменным эталоном. Само стремление определить общечеловеческое как соответствие некой всегда равной самой себе внеиоторической сущности человека не плодотворно уже потому, что неизбежно ведет к отрицанию исторического процесса последовательного приращения ценностей.

Общечеловеческие интересы потому и называются общечеловеческими, что выражают общие интересы, присущие всем без исключения классам, а не только пролетариату. В определенном смысле общечеловеческий интерес с классовым совпадает не только у пролетариата, но и у буржуазии, впрочем, гак же, как и любого другого класса. Общечеловеческое соотносится с классовым как родовое понятие с видовым и поэтому не может не совпадать с ним в той или иной степени.

Выявление собственных национальных корней - исторических, культурных, языковых - позволяет решительно обогатить всю систему ценностей, и главное, расширить временную перспективу их видения. В этом смыоле процессы развития национального самооознания, получающие все большее развитие в нашем обществе, играют важную роль в обогащении нашего мышления, в придании ему большей глубины, исторической и культурной основательности. Однако каждое явление имеет и негатив

114 ную сторону - возможность узкого, одностороннего оведения человеческого самоопределения исключительно к национальному. Это явление до определенной отепени неизбежно в общеотве, где меняются экономические и политические структуры, идеологии, подвергаются эрозии привычные ценности, модели поведения, мораль.

Предпринимается попытка дать анализ идеи приоритетности общечеловеческого, показать непротиворечивость этой идеи классовому, национальному, религиозному. Общечеловеческий интерес есть отрицание классового (частного) интереса, но такое отрицание, при котором на второй план отходит враждебность, непримиримость, формируется новый уровень цивилизованности и культуры в общении между народами. Приоритет общечеловеческого означает сохранение классового интереса и удовлетворение его путем взаимных компромиссов и уступок, путем взаимопонимания противоположностей, их гармонизации. Акцент на общечеловеческих ценностях означает в то же время признание значения естественных основ бытия (рождения, взросления, физического здоровья) и сотрудничества на основе тех бытовых сторон жизни, которые были заслонены и обесценены абсолютизацией классового подхода. Общечеловеческое, будучи выошей ценностью, имеет источник своего существования не в себе оамом, а в фундаментальных сторонах человеческого бытия.

Общечеловеческий аспект проблеме прав человека придает то, что соблюдение прав человека выступает сегодня как неотъемлемый фактор мира. Но главное заключается в том, что сама категория "права человека" не может быть сведена только к политико-юридическому содержанию. Это в большей мере категория социальной философии и она должна в первую очередь рассматриваться именно в этом качестве. Права человека - эво не то, что предоставляет человеку государство, власть, закон и т.д., а прежде всего то, что принадлежит человеку от рождения, человеку как человеку - право на жизнь, физическую и моральную

115 неприкосновенность, на личную свободу и безопасность, на свободу совести, на свободное выражение и распространение мыслей, а также ряд других прав и овобод человека. Именно в этом их общечеловеческий смысл.

Новая философия прав человека исходит из того, что общечеловеч-ность есть антитеза - индивидуализма, групповщины, национализма, классового эгоизма.

Существуют различные подходы к пониманию прав человека: индивидуалистического и коллективиотско-личностного. Признание комплекса коллективных прав какой-либо общности не влечет за ообой автоматически благополучия всех элементов, составляющих эту общнооть. Между индивидуальными и коллективными правами действует механизм взаимообогащения, между ними не может быть антагонизма. В случае конфликта следует исходить из интересов человека. Не может быть коллективных прав, направленных против человека.

Проблема реализации прав человека овязана с экономическим положением общества, степенью его развитости, с уровнем развития демократии, с духовным потенциалом, с психологическими стереотипами. До недавнего времени мы стояли на точке зрения подчинения интересов личности интересам общества, нередко упрощенно толкуя проблему совпадения личных и общественных интересов. Личные права и свободы считались второстепенными, делалоя акцент на социально-экономических правах, т.е. на тех условиях существования человека, которые обеспечиваются деятельностью государственных институтов. Индивидуальным правам и свободам отводилась менее важная роль.

Права человека являются реальностью только в условиях свободы, автономии личности, ее созидательного самоопределения. Свободный выбор и самоопределение человека - важнейшее условие его осознанного участия в осуществлении политической власти, вырастающего в самоуправление народа. Лишь признав некоторые общие культурные основания современной цивилизации, основополагающие ценности, ориентиры, мы начали свой путь к демократии* В сердцевине этого процесса лежит признание безусловности и неотчуждаемости фундаментальных прав человека, что отнюдь не исключает положения о том, что субъектом прав может быть не только индивид (личность), но и социальные, профессиональные группы, класоы, нации, государство, в некоторых случаях человечество в цепом. По мнению диссертанта, в современном мире права человека неотъемлемы от прав гражданина: не став гражданами, люди вряд ли смогут обеспечить себе нормальную человеческую жизнь* Политические свободы становятся гарантией всех иных прав человека*

Тем не менее реальность такова, что на основе международных соглашений в сознании мировой общественности все больше формируется общее, интернациональное понимание прав человека с общедемократическим, общечеловеческим содержанием*

Автор выделяет следующие основные типы прав человека - гражданские, политические, социально-экономические, коллективные или солидарные (право на развитие, на защиту окружающей среды, право на жизнь), новые права (как првзо на изменение пола, право на сон и т.д.).

В целом вопрооы прав человека становятся составной частью сотрудничества в гуманитарной области и всеобъемлющей системы международной безопасности. Наиболее верным являетоя путь от обеспечения свободы и жизни отдельного человека к обеспечению демократии и безопасности во всем мире.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Егорова, Людмила Николаевна, 1992 год

1. ХЛ. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической

2. Федеративной Советской Республики. М.: ВЦИК РСКиК Депутатов, 1918. - 30 с. "

3. Х.2. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик 1936 г. М.: Известия, 1974. - 32 с.

4. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик: С изм. и доп., внес, законами СССР от I дек. 1988 г., 20 дек., 23 дек. 1989 г. М.: Известия, 1991. -70 с.

5. Всеобщая декларация прав человека от Ю декабря 1948 г. -М.: 1989. 12 с.

7. Декларация прав и свобод человека и гражданина // Ведомости Съезда народных де 1991. % 52. - Ст

8. Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.

9. Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. -Ё.: Юрид.лит., 1990. 672 с.

10. Международный пакт о гражданских и политических праввх // Вестн. мЩ СССР. 1989. - № 14. - C.4I-52.

11. Права человека: Сб. у ниве реальных и региональных междунар. документов /Сост.Л.Н.Шестаков. М.: Мзд-во МГУ, 1990. - 205 с.

12. П. Научная литература по теме

13. Х. Аксельрод Л.И. Из статьи "Проблемз этики в современном освещении" //Общечеловеческое и классовое в морали. М., 1990. -С. I27-X30.

14. Антонович И.И. Новое мышление и общечеловеческие ценности // Диалектика капитализма и социализма в современном мире. -М., 1990. С.3-12.

15. Араб-Оглы Э.А. Обозримое будущее: Социальные последствия НТР: год 2000. М., 1986. - 204 с.

16. АхиезерА.С., Матвеева С.Я. Культурные основания в исследовании глобальных процессов // Динамика культуры: Теоретико-методологические аспекты. М., 1989. - С.60-7В.

17. Баженов В.Д. Диалектика общечеловеческих и классовых интересов в современном мире //Великий Октябрь и революции современности. -М., Х989. С.X23-I33.

18. Баллбр Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие /Э.А.Бал-лер. М.: Наука, 1987. - 225 с.

19. Белоусов А.И. Соотношение классового и общечеловеческого во внешней политике стран социалистического содружества: Автореф. дис. .канд.филос.наук/МГУ им. М.В.Ломоносова. -М., 1988. -24 с.

20. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука,

21. Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Мысльх 1990. - 176 с.

22. Ю. Бердяев H.A. Судьба России/Ред.М.А.Матусевич. -М.: Сов.писатель, 1990. 352 с.

23. Бердяев H.A. Философия свободы; Смысл творчества. М., 1989.

24. Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. -М.: Изд-во МГУ, 1991. 142 с.

25. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность: (Философские размышления о жизненных проблемах). М.: Знание, 1990. -64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Этика", №4).

26. Блищенко И.П. Международное и внутригосударственное право. -М., i960. 239 с.

27. Быкова М.Ф. Гегелевское понимание мышления /Отв.ред. д-р фил. наук Н.В.Мотрошилова. М.: Наука, 1990. - 126 с.

28. В человеческом измерении /Под ред. и с предисл. А.Г.Вишневского. М.: Прогресс, 1989. - 48В с.

29. Вайнштейн Г.И. Массовое сознание и социальный протест в условиях современного капитализма. М.: Наука, I99Ö. - 168 с.

30. Василенко В.А. Ценность и ценностные отношения // Проблема ценности в философии. М. -Л.: Наука, 1966. - С.4Г-49.

31. Вахания В.В. Роль ООН и ее органов в соблюдении международных стандартов по защите прав и свобод человека // Актуальные проблемы международного права. М., 1989. - С.137-146.

32. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. /Сост., общ.ред.и послесл. Ю.Н.Давыдова; Предисл. П.П.Гайденко. -М.: Прогресс, 1990. 804 с. - (Социол.мыоль Запада).

33. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. - 270 с.

34. Вечные Философские проблемы: Сб.науч.трудов. Новосибирск: Наука. Сиб.отд-ние, 1991. - 208 с.

35. Взаимосвязь классового и общечеловеческого // Воробцова Ю.И. Новое мышление и интернационализм. Л., 1990. - С.7-12.

36. Вопросы истории этической мысли /Под ред.А.А.Гусейнова. -М.: Изд-во Моск.ун-та, 1983. 71 с.

37. Высшие ценности: Сборник. -М.: Мол.гвардия, 1971. 192 с.

38. Гавердовский A.C. Имплементация норм международного права. -Киев, 1980. 319 с. J ^

39. Ганди М.К. Моя жизнь. М., 1969. - 612 с.

40. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и франц. М.: Прогресс, 1990. - 495 с.

41. Глобальные проблемы современности /Максимова U.M., Быков О.Н., Мирский Г.И. и др., Иноземцев H.H. (отв.ред.). м.: Мысль,1981. 285 с.

42. Глобальные проблемы современности в советской научной литературе: Сб.обзоров/ Редкол. Ермолаева В.В."(отв.ред.) и др. -М.: ИНИОН, 1982. 219 с. (Сер. Развитие обществ.наук в СССР).

43. Гнатенко II.И. О диалектике общечеловеческого и национального // Диалектика перестройки материальной и духовной жизни социалистического общества: Сб.научн.тр. Днепропетровск, 1989.1. С.39-45.

44. Головко H.A. О приоритете общечеловеческих ценностей в международной политике // Общечеловеческое и классовое в морали. -М., 1990. С. 85-99.

45. Голубева Г.А. Взгляд в 60-е годы: К истории одной дискуссии // Общечеловеческое и классовое в морали. М., 1990. - С.Ц6-Г22.

46. Государственное право буржуазных стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости: Учебник /Под ред.И.П.Ильинского, М.А.Крутоголова. М.: Юрид.лит., 1979. - 456 с.

47. Гудилина Э.Б. Ход дискуссии о простых нормах нравственности в 1925-1930 гг. П Общечеловеческое и классовое в морали. -М., 1990. С.109-Д6.

48. Гудожник Г.С., Елисеева B.C. Глобальные проблемы в истории человечества. М.: Знание, 1989. - 64 с.

49. Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности. -М.: Изд-во Моск.ун-та, 1974. 156 с.

50. Гусейнов A.A. Этика Аристотеля. М.: Знание, 1984. - 64 с. -(Новое в жизни, нэуке, технике. Сер. "Этика", №9).

51. Гусейнов A.A., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. - 589, / 3 / е., ил.

52. Давыдов В.П. Общечеловеческое и классовое в современной общественной жизни. М.: Знание, 1991. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Серия "Международная").

53. Диалектика общечеловеческих и классовых интересов: Матер, между-на р. с им поз. IO-II $не> 1989 г., Москва /Редкол. Здравомыслов А.Г. и др.; Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. М., Х989. - 308с.- 120

54. Дилигенский Г.Г. В поисках смысла и цели: Проблемы массового сознания соврем.капиталист.общества. -М.: Политиздат, 1986. -256 с. (Критика бурж.идеол. ревизионизма).

55. Дилигенский Г. Общечеловеческие и классовые интересы в условиях современной эпохи // Международный ежегодник: Политика и экономика. М., 1989. - С.43-52.

56. Дмитриевокая И.В. Логические основания общечеловеческого в морали: (По книге И.Канта "Критика практического разума") //Общечеловеческое и классовое в морали. М., 1990. - С.15-1/.

57. Драма обновления /Сост. и общ.ред. М.И.Мелкумяна. -М.: Прогресс, 1990. 680 с.

58. Дрогалина Ж.А. Природа человека в концепции В.В.Налимова: (Обзор) // Человек в контексте глобальных проблем: Реф.сб. -М., 1989. С.50-78.

59. Ежегодник философского общества СССР 1987-1988. Философия и перестройка /Отв.ред. академик И.Т.Фролов. -М.: Наука, 1989.

60. Ежегодник философского общества СССР. 1989-1990. Человек и человечество: духовные традиции и перспективы /Отв.ред.И.Т.Фролов. М.: Наука, 1990. - 330 с.

61. Еремеев Д.Е. Ислам: Образ жизни и стиль мышления. -М.: Политиздат, 1990. 286 с.

62. Загладин В.В., Фролов И.Т. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспект. М., 1981. - 238 с.

63. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. -М., 1986. 223 с.

64. Злотникова Л.М., Злотников Л.М. Понимание общечеловеческого в современной философии, науке и политике // Информационные материалы /АН СССР, филос. о-во СССР. М., 1990. - № I (76). -С.16-21.

65. Золотухина-Аболина В.В. Рациональное и ценностное (проблемы ^егувяции сознания). Ростов: Изд-во Рост.ун-та, х9»8.

66. Зубов А.Б. Парламентская демократия и политические традиции Востока. М.: Наука, 1990. - 390 с.

67. Зубченко Л.А. Мировое капиталистическое хозяйство в 80-е годы: Обострение противоречий: Реф.сб. -М.: ИНИОН, 1985. 222 с.

68. Иголкин В.М. Соревнование и борьба двух систем: общечеловеческий и классовый аспекты. М.: Знание, 1988. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Научный коммунизм", № 12).

69. Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс /Под ред.М.А.Розова. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 224 с.

70. Интернационализация хозяйственной жизни и глобальные проблемы современности /Под ред.Г.Г.Чибрикова и др. М.: Изд-во М1У,

71. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. - 415 с. - (Мыслители XX века).

72. Кант И. Основы метафизики нравственности // Соч. в 6-ти т. -T.I-6. М., 1963-66. - Т.4(1). - 1965. - С.221-310.

73. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирном гражданском плане // Соч. В 6-ти т. T.I-6. - М., 1963-66. - Т.6. - 1966. - С.5-23.

74. Капитализм сегодня: парадоксы развития /А.А.Галкин и др.; Под ред. В.Н.Котова. М.: Мысль, 1989. - 315 с.

75. Капто A.C. Философия мира: истоки, тенденции, перспективы. -М.: Политиздат, 1990. 432 с.

76. Квинтэссенция: Филос.альманах /Сост.В.И.Мудрагей, В.И.Усиков. -М.: Политиздат, 1990. 447 с.

77. Кириленко Г.Г. Мировоззрение и формирование ценностных ориентации личности. М.: 0-во "Знзние" РСФСР, 1983. - 40 с.

78. Классовый подход: закономерность или ошибка? // Беленький В.Х. Ленинские идеи о демократии и современность. Красноярск, 199I. - С.47-57. - (Филос.науки).

79. Клюев A.B., Косов Ю.В. В фокусе общечеловеческих проблем. -Л.: Лениздат, 1989. 160 с.

80. Кшбляков В.II. Этические аспекты глобальных проблем современности. М.: Знание. 1986. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Этика", № II).

81. Ковалев А., Решетов Ю. Международные отношения в гуманитарном измерении // Дипломатический ежегодник, 1989. М., 1990. -С. 81-98.

82. Комаров Э.Н., Литман А.Д. Мировоззрение М.К.Ганди. М.: Наука, 1969. - 235 с.

83. Кортава В.В. К вопросу о ценностной детерминации сознания. -Тбилиси: Мецниереба, 1987. 63 с.

84. Костин А.И. Глобальные проблемы современности и идеологическая борьба. М., 1989. - 256 с.

85. Крупные развивающиеся страны в социально-экономических структурах современного мира /АН СССР. М.: Наука, 1990. - 438 с.

86. Крутова О.Н., Кругов H.H. Классовое и общечеловеческое: Полити-зиров. мораль // Общечеловеческое и классовое в морали. М., 1990. - С.43-55.

87. Кудрявцев В.Н. Общечеловеческие ценности права // Проблемы партийного и государственного строительства: Вып.9. М., 1989. - C.II4-I20.

88. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989. - 208 с.

89. Кукарцева М.А. К пониманию общечеловеческого в морали Бхагавад-Гиты // Общечеловеческое в морали и современность. Иваново. 1990. - С. 73-7?.

90. Кучинский Ю. Права человека и классовые права /Под общ.ред. и с предисл. Г.В.Мальцева. М.: Прогресс, 1981. - Г76 с.

91. Лазутка В. Глобализм: диалектика общечеловеческого, национального и классового // История и общество: проблемы развития человека. М., 1988. - C.I6-23.

92. Лапшин А.О., Шмелев Б.А. Социализм и глобзльные проблемы современности. М.: Знание, 1989. - 64 с.

93. Лебедев С.А., Поджарова A.M. О диалектике общечеловеческого и классового в концепции перестройки // Учен.записки каф.общ. наук вузов Ленинграда. Филос. и социол. исслед. Л., 1989. -Вып.25. - С.65-75.

94. Лейбин В.М. Зарубежная глобалистика: проблемы и противоречия. -М.: Знание, 1988. 63 с.

95. Лейбин В.М. "Модели мира" и образ человека: Критич.анализ идей Римского клуба. М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

96. Ленин В.И. Проект программы нашей партии // Полн.собр.соч. -Т.4. С.2Ц-239.

97. Ленин В.И. Падение Порт-Артура // Полн.собр. соч. Т.9. -С.151-159.

98. Ленин В.И. Вопрос о мире // Полн.собр.соч. Т.26. - C.30I-306.

99. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука логики" // Полн.с обр. соч. Т.29. - С.77-174.

100. Ленин В.И. Речь на 1У Всероссийском съезде рабочих швейной промышленности // Полн.собр.соч. Т.42. - C.3I0-3I8.

101. Литман А.Д. Современная индийскзя философия. м.: Мысль, 1985. - 399 с.

102. Ломвйко В. Псиоуитет гуманистических ценностей /Дипломатический ежегодник, Í989. М., 1990. - C.I9-23.

103. Лось В. Взаимоотношения общества и природы как глобальная проблема современной цивилизации // История и общество: Проблемы развития человека. -М., 1988. С.83-89.

104. Малиновская Н.М., Перерва Г.Ф. Приоритетные общечеловеческие ценности: (По матер. "Круглого стола"). М.: 0-во "Знание" РСФСР, 1989. - 48 с.

105. Маркс К., Энгельс Ф. Учредительный Манифест международного товарищества рабочих // Соч. Т. 16. - C.3-II.

106. Мэрхинин В.В. Основные закономерности процесса интернационализации общественной жизни. Соц.-филос.анализ. Новосибирск: Наука, 1989. - 240 с.

107. Массовые движения в современном обществе /С.В.Петрушев, Г.Л.Кертман, Л.Л.Лисюткина, Г.В.Шмачкова и др. Ы.: Наука. 1990. - 198 с.

108. Массовые демократические движения: истоки и политическая роль /Г.И.Вайнщтейн, А.Г.Ивахник, В.А.Скороходов и др. М.: Наука, 1988. - гвоъ*:

109. Мельвиль А.Ю., Разлогов К.Э. Контркультурэ и "новый" консерватизм. М.: Искусство, 1981. - 264 с.

110. Мехед Н.Г., Мехед Г.Г. К проблеме классового и общечеловеческого в морали: (Пришло ли время отказаться от наследства классиков?) // Общечеловеческое и классовое в морали. М., 1990. -С. 61-78.

111. Ц0.0 нравственных ценностях, классовых интересах и личной ответственности // Идеология, мораль, иокусство. К.: Лыбидь, 1991. - С. 3041.

112. Ш. Статьи из периодической печати

113. ЭЛ. Агаев С.Л. Борьба за демократию: общечеловеческое и классовое // Науч.ком!лунизм. 1990. - № 3. - С.59-67.

114. Аксен X. Высший общечеловеческий императив // Проблемы мира и социализма. 1989. - № 4. - С.5-81.

116. Араб-Оглы Э.А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности // Вопр.философии. 1990. - № 8. - С.Ю-24.

117. Ардаев Г.Б., Ершова Н.Ю. Интернационализация проблемы прав человека: долгий путь к консенсусу // Рабочий класс и совр. мир. 1989. - № 6. - С.94-100.

118. Балабаева З.В. Идеология социального глобализма // Филос. науки. 1990. - № 7. - C.III-II6.

119. Бердяев H. Сказки о земном рае // Новое время. 1991. -№ 5. - С.41-43.

120. Бережной Н.М. Диалектика общечеловеческих ценностей и классовых интересов в свете нового мышления // Научн.коммунизм. -1989. К? 9. - С.55-62.

121. Буткевич В.Г. Права человека в советском обществе // Филос. и социол.мысль. 1990. - № 2. - С.3-19.

122. ЗЛО. Васильев Ю. Классовое и общечеловеческое // Коммунист Белоруссии. 1988. - if? 6. - С.66-72.

123. Васильчук Ю.А. Капстраны: второй этап H TP // Рабочий класс и совр.мир. 1988. - № 3. - С.71-73.

124. Волков А., Гаврилов Ю., Капустин Б. Ракурсы социального прогресса // Коммунист. 1989. - 9. - С.49-57.

125. Гафуров З.Ш. Новое политическое мышление: генезис, сущность, основные принципы // Науч.коммунизм. 1989. - № 9.1. С.48-55.

126. Головных Г.Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания // Филос.науки. 1989. - ¡1? 6. - С.85-89.

127. Гумилев Л. О людях, на нас не похожих // Сов.культура. -1988. 15 сен.

128. Гусева В.В. Великая французская революция и становление международного правового института защиты прав человека // Изв. вузов. Правоведение. 1990. - № 4. - С.93-98.

129. Гусейнов A.A. Мораль и насилие // Вопр.философии. 1990. -№ 5. - С. 127-136:

130. Гусейнов А. Тернистый путь к общечеловеческой морали // Полит, образование. 1989. - I Ю. - С. 12-20.

131. Давыдов В.П. Общечеловеческое и классовое при переходе к рыночным отношениям // Социал.-полит.намни. 1991. - №6. -С.3-12.

132. Дилигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности // Вопр.философии. 1990. - 3. - С.41-44.

133. Дилигенский Г. К новой модели человека // Мировая экономика и междунар.отношения. 1989. - №9. - С.65-74; » ДО. - С.47-61.

134. Дилигенский Г.Г., Лекторский В.А. Проблемы целостного мира (диалог) // Вопр.философии. 1990. - !{? 12. - С.32-43.

135. Замошкин Ю.А. За новый подход к системе индивидуализма // Вопр.философии. 1989. - il? 6. - С.3-16.

136. Игорев В. Международное общение в плюралистическом мире // мировая экономика и междуна р. отношения. 1989. - № 3. -С.3-15.

137. Кавготинский В.В., Степин B.C. Социокультурные факторы динамики научного знания // Вопр.философии. 1988. - № 7.1. С. 65-73.

138. Карташкин В.А. Права человека и идеологическая борьба на международной арене // Сов.государство и право. 1987. -№ I. - С.120-127.

140. Кертман Г.Л. Массовое сознание в странах Запада и новое политическое мышление // Рабочий класс и совр.мир. 1989. -№ I. - C.II5-I25.

141. Кертман Г.Л. Психологические предпосылки новых социальных движений // Рабочий класс и совр.мир. 1990. - од 4.1. С.52-63.

142. Ковалев A.M. Диалектика общечеловеческого и классового // Рабочий класс и совр.мир. 1989. - № I. - С.Ю6-Ш.

143. Коваль Б.И. Глобальные интересы современности: классовый и общечеловеческий смысл // Рабочий класс и совр.мир. 1989. - ,"»"? I. - С. 10-22.

144. Кортунов А. Внешняя политика: Продолжение дискуссии // Коммунист. 1990. - № 12. - C.II2-I20.

145. Кудинов А.О. О диалектике общечеловеческих и классовых интересов // Человек и политика. 1991. - № 12. - С.3-Ю.

146. Кузнецов В. Диалектика классового и общечеловеческого // Парт.жизнь. 1989. - № 9. - C.7I-76.

147. Кузнецов i.A. Учение В.И.Вернадского о ноосфере: перспективы развития человечества // Вопр.философии. 1988. - да 3.1. С. 39-48.

148. Лисюткина Л.Л. "Судеб скрещеньь.": (Новое мышление и альтернативное сознание; // Рабочий класс и совр.мир. 1990.5. С.75-84.

149. Лисюткина Л.Л., Патрушев С.В. Массовые демократические движения: современный облик и тенденции развития // Рабочий класс и совр.мир. 1988. - № I. - С.31-40.совр.мир. Глобал.го научного знания // Вопр.философии. 1988. - N? 5. -*

150. Лось В.А. Глобальные проблемы в контексте развития современно-"о научного знания // Вопр.г С.32-42.

151. Маркова М.А. "Научились ли мы мыслить по-новому" // Вопр. философии. 1977. - » 8. - С.30-39.

152. Мендловиц Сол. Быть гражданином мира // Рабочий класс и совр. мир. 1990. - Щ 3. - С.94-96.

153. Моисеев H.H. Оправдание единства (Комментарии к учению о ноосфере) // Вопр.философии. 1988. - fi? 4. - С. 18-30.

154. Моисеев H.H. Трудный вопрос: Размышления о национализме и общечеловеческих ценностях // Свободная мысль. 1991. -№ 15. - С.21-29.

155. Моисеев H.H. Человек во Вселенной и на Земле // Вопр.философии. 1990. - № 6. - С.32-45.

156. Мочалов М., Подберезкин А. Вернадский В. И. и антимилитаризм.

157. XX века: К 125-летию со дня рождения // Полит.образование. -1988. Ii? 6. - C.9I-97.

158. Надель G.H. Современный капитализм и классы // Рабочий класс и совр.мир. 1989. - fö 4. - С.3-22.

159. Негодин В.В. Общечеловеческое и классовое в социальной справедливости // Социал.-полит, науки. 1990. - & Ю. - С.46-53.

160. Нерсесянц B.C. "Декларация прав человека и гражданина" в истории идей о правах человека // Социс. 1990. - № I. -С. 132-140.

161. Общество, рабочий класс на пороге XXI века: /Круглый стол/ // Полис: Полит, исслед. 1991. - №3. - C.I07-II7.

162. Параховский Б.А., Ильин М.В. Что значит мыслить по-новому? // Полис: Полит.исслед. 1991. - № 2. - С.65-74.

163. Пахомов Н. Кризис в контексте глобальных проблем // Вестн. высш.шк. 1990. - № 9. - С.3-12.

164. Права человека: беседа с советскими экспертами международных организаций // Совр.государство и право. 1990. - ® 2.1. С.36-45.

165. Проблема союза антикризисных сил современности: Диалектика классового и общечеловеческого: "Круглый стол" // Науч.коммунизм. 1989. - № 7. - С.31-68.

166. Пушка рева Г.В. Общечеловеческое и классовое: взгляд на проблему // Вопр.истории КПСС. 1990. - №> Ю. - С.34-45.

167. Рабочий класс на пороге XXI века: (Доклад исследовательской группы ШРД АН СССР) // Полис: Полит, исслед. 1991. - № I. -С. 142-150.

168. Решетов Ю. Копенгагенское совещание // Междунар.жизнь. -1990. № 9. - С.29-36.

169. Рыжов Ю. Сверх всего безопасность личности // Междунар. жизнь. - 1990. - я? 9. - С.21-28.

170. Сахаров А.Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе // Вопр.философии. 1990.2. С.4-25.

171. Силин А. Человек разумный человек умеренный // Коммунист. -1990. - N? 14. - С.73-76.

172. Смирнов Г. Общечеловеческий интерес и интересы классов: Вопр. теории // Правда. 1969. - 28 февр., I марта.

173. Соловьев Э.Ю. Личность и право // Вопр.философии. 1989. -№ 8. - С. 67-90.3.61, Солоницкий А. Мировое хозяйство: характер разнородности изадачи интеграции // Мировая экономика и междунар.отношения. 1991. - № 2. - С.30-43.

174. Степанов Й.М. Диалектика общечеловеческих и классовых ценностей в конституционном процессе // Сов.государство и право. -1990. й I. - С. 15-22.

176. Степанянц М. Философия ненасилия: Размышления о Ганди и его экспериментах // Коммунист. 1990. - "{? 13. - C.I08-II2.

177. Сгепин B.C., Гусейнов A.A., Межуев В.М. Общечеловеческое и квассовое // Диалог. 1990. - Ii? 13. - С. 18-28.

178. Тихонов A.A. Совет Европы и право человека: норды, институты, практика // Сов.государство и право. 1990. - № 6. -C.I2I-I29.

179. Тузмухамедов P.A. Третье поколение прав человека и прав народов // Сов.государство и право. 1986. - "!? II. - С.106-ЦЗ.

180. Умер ли марксизм? (материалы дискуссии) // Вопр.философии. -1990. № 10. - C.I9-5lf

181. Усачев И. Общечеловеческое и классовое в мировой политике // -нист. 1988. - II? II. - С. 109-118.

182. Фукунма Ф. Конец истории? // Вопр.философии. 1990. - № 3. -С. 134-148.

183. Хозин Г., Добрич В. Глобалистика в марксизме // Экон.науки. -1989. № 3. - С.3-15.

184. Хрусталев Ю.М. Диалектика нового мышления // Науч.коммунизм. 1989. - "!? 8. - С. 87-91.

185. Человечество и цивилизация на пороге нового тысячелетия (круглый стол) // Коммунист. 1989. - № 15. - С.67-81.

186. Шахназаров Г. Восток-Запад: К вопросу о деидеологизации межг(

187. Шахназаров 0. О классовой борьбе // Междунар.жизнь. 1989. -№ II. - С.91-119.

188. Шевченко В.Н. Становление человечества в качестве субъекта исторического процесса // Филос. науки. 1990. - №4. - С.3-15.

189. Эльянов А. Запад-Юг: эксплуатация или сотрудничество // мировая экономика и междунар.отношения. 1989. - № II. - С.5-20.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Тема 13

Проблема человека в философии. О ценностях человеческой жизни.

Тема 12.

1. Понятие человека. Проблема антропосоциогенеза.

2. Человек как высшая ценность. Свобода и ответственность личности.

3. Человек и отчуждение: причины, сущность, исторические формы.

4. Проблема смысла человеческого существования. Экзистенциальный вакуум
и пути его преодоления.

5. О ценностях творчества, отношения и внутреннего переживания.

6. Ценности жизни и культуры:

Что такое ценности и какую роль они играют в жизни человека. Роль нравственных ценностей в жизни общества. О современных этических концепциях в философии. Эстетические ценности в жизни человека. Творчество. Религия в жизни человека. О причинах обострения религиозных противоречий в современном обществе. Религиозный фундаментализм и его причины. Возможно ли формирование единой религии человечества. Ценность права. Современные концепции прав и свобод человека. Взаимосвязь ценностей права и морали. Что необходимо для строительства правового государства и гражданского общества. О трудностях становления правового государства в Казахстане и их причинах.

Вопрос для самостоятельного размышления:

Почему современное человечество погрязло в материальных ценностях?

Как далеко ушли мы в нравственном развитии от пещерного человека?

Литература:

1. Мялкин А.В. Способности и потребности личности. М., 1983, с. 190-211.

2. Хейзинга И. Homo Ludens. В кн.: Самосознание Европейской культуры,с. 69-92.

3. Дубинин Н.П. Генетика. Поведение. Ответственность. М., 1982, с. 11-28.

4. Скворцов Л.В. Культура самосознания. М., 1989, с. 226-237.

5. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985, с. 63-87.

6. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990, с. 24-51.

7. О человеческом в человеке. М., 1991, с. 24-52.

8. Проблема человека в западной философии. М., 1988, с. 34-65.

9. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990, с. 112-143.

10. Маритен Ж. Субъект. Мир философии. ч. 2, М., 1991, с. 271-275.

11. П.Т. де Шарден. Феномен человека. М.,1989, с.210-223.

12. А. Швейцер. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

13. Евангелие Л.Толстого. М., 1992.

14. О.Г. Дробницкий. Проблемы нравственности. М., 1977

15. А.И. Титаренко. Структуры нравственного сознания. М., 1974.

16. И.А. Крывелев. История религии в 2-х т. М., 1976.

17. Э. Фромм. Иметь или быть? М..1990

18. Ю. Борев. Эстетика. М.,1975.

19. Рьюиз М. Эволюционная этика. Ж. № 3, Вопросы философии, 1989.

20. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.

21. Ж.П. Сартр. Экзистенциализи - это гуманизм. М., 1989.



22. Теяр де Шарден. Феномен человека. М.,1987.

1. Научный прогноз и утопия.

2. Человечество перед лицом глобальных проблем. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

Литература:

1. Араб-Оглы. Э.А. Обозримое будущее. Социальные последствия НТР.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.1993 г.

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.1990.

4. Мир философии. М.Прогресс,1991.ч.2 с.497-585.

5. Глобальная экологическая проблема. М.1988.

6. Новый человек и школа будущего. М.1989.

7. Печчеи А.Человеческие качества. М.1990.

8. Торффлер О. Столкновение с будущим. /Иностранная литература. 1972. № 3/

9. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.Политиздат. 1992.

10. Фролов И. Новый гуманизм //Свободная мысль. 1997. № 4.

11. Чумаков А.Философия глобальных проблем. М.1994 г.

12. Утопия и утопическое мышление. М.1991.


Катастрофа угрожает уже самому существованию человека как биологического вида. «Нет проблемы выбора между человеком и биосферой: причины сохранения последней лежат в сфере человеческих интересов», - утверждает известный зарубежный ученый Р.Атфилд. Решение экологической проблемы оказалось не вне человека, не в его научных и технических достижениях, но в нём самом. Именно в связи с этим философия...

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
  • Экологическая ориентация мировоззрения и сознания
  • Господство человека над природой и иудейско-христианское наследие
  • Христианский взгляд
  • Заключение
  • Список литературы

В современной философии всё большее внимание уделяется проблемам влияния человека на окружающую среду. Будущее человечества связывается именно с нормализацией этого воздействия.

Сейчас вряд ли у кого-либо могут возникнуть сомнения в том, что господствующий сейчас способ взаимодействия человека с природой является тупиковым. Научно-технический прогресс, считавшийся панацеей от всех недугов человечества, не оправдал возлагавшихся на него ожиданий.

Катастрофа угрожает уже самому существованию человека как биологического вида. «Нет проблемы выбора между человеком и биосферой: причины сохранения последней лежат в сфере человеческих интересов», — утверждает известный зарубежный ученый Р.Атфилд. Решение экологической проблемы оказалось не вне человека, не в его научных и технических достижениях, но в нём самом.

Именно в связи с этим философия стала уделять всё большее и большее внимание проблемам мировоззрения и сознания человека .

Хотя понятие «экология» известно достаточно давно (сам термин был введён ещё в прошлом веке), но только в конце ХХ века появились такие понятия, как «экологическое сознание», «экологическое мировоззрение» и «экологическая культура».

Именно формирование экологически ориентированных мировоззрения и сознания признаётся большинством ученых в качестве главного пути выхода из кризиса. И огромная роль в этом процессе отводится этике, как необходимому компоненту мировоззрения.

Стоимость уникальной работы

Список литературы

  1. Атфилд Р. Этика экологической ответственности . По сб. «Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с франц. и англ.» Составители Л. И. Василенко и В. Е. Ермолаева; вводн. ст. Ю. А. Шрейдера. - М., 1990
  2. Бакланов А. В. Человек в биосфере . Второй путь эволюции. История взаимодействия общества и природы: факты и концепции.: Тезисы (конф., Москва, декабрь 1990 г.)АН СССР. Комиссия А Н СССР по проблемам экологии. Ин-т естествознания и техники и др. М.; часть 1.
  3. Василенко Л. И. Отношение к природе : «традиция управления» и «традиция сотрудничества"//Вопросы философии, 1987, N 7.
  4. Кузнецов М. А. Экологическая культура как фактор выживания человечества . История взаимодействия общества и природы: факты и концепции.: Тезисы (конф., Москва, декабрь 1990) АН СССР. Комиссия А Н СССР по проблемам экологии. Ин-т естествознания и техники и др. М.; часть 1.
  5. Швейцер А. Культура и этика - М, 1973,
  6. Лапка М. Саморефлексия места и назначения человека в биосфере - объективное условие выживания цивилизации . История взаимодействия общества и природы: факты и концепции.: Тезисы (конф., Москва, декабрь 1990 г) АН СССР. Комиссия А Н СССР по проблемам экологии. Ин-т естествознания и техники и др. М.; часть 1.
  7. Ролстон Х. Существует ли экологическая этика? По сб . «Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности:» Составители Л. И. Василенко и В. Е. Ермолаева; вводн. ст. Ю. А. Шрейдера. - М., 1990.

Стоимость уникальной работы

Стоимость уникальной работы

Заполнить форму текущей работой
Другие работы

Шпаргалка

Многовариантность развития человеческого общества. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Вопросами развития человеческого общ-ва занимается философия истории. Это наука о движущих силах и факторах, влияющих на историческое развитие. Совокупность целого ряда экономических, географических, религиозных и др. факторов определяют это развитие. В настоящее время в наиболее развитом виде...

Универсалии культуры в определенном смысле - это схематизмы человеческого понимания, переживания мира и установок его деятельности. Исторически они меняются, и эти изменения означают изменение способов воспроизводства социальной жизни, а если такие изменения носят радикальный характер, то они приводят к появлению новых типов общества.

Суть бытия вещи (букв. «что именно есть ставшее») или сущность, первое «почему» в качестве причины и начала, то, чем вещь является согласно своему определению. То, что остается в вещи по отвлечении ее от материи (1017b 21−22). Материя или субстрат (hypokeimenon - букв. «лежащее в основе», «под-лежащее»); То, откуда начало движения»; Благо или «то, ради чего», «ибо благо есть цель всякого...

Після закінчення 1759−1760 навчального року Сковорода не схотів прийняти чернечий постриг, покинув колегіум і близько двох років мешкав у селі Стариця. А десь навесні 1762 р. йому випала нагода познайомитися зі студентом-богословом Михайлом Ковалинський, який відтоді став його найближчим учнем та приятелем. Заради цього юнака філософ знову повертається до колегіуму: з вересня 1762 по червень 1764...

Контрольная

Если боль неустранима, помощь больному, просящего легкой смерти, может рассматриваться как гуманная и милосердная. Предложение врачом смерти как медицинского лечения - один из аргументов медицинского уровня. Следующий аргумент может быть назван «альтруистическим». Это желание тяжело больного человека не обременять собою близких ему людей. Это желание определяется не столько тем, что человек сам...

Бытие человека распыляется, оно находится в неаутентичном модусе, выражаясь словами Мартина Хайдеггера, человек порабощается техникой, и становится неспособным выполнить свое предназначение. Исчезает даже его индивидуальность, все превращается в коллективную безличную толпу: «Мы наслаждаемся и веселимся, как люди веселятся; мы читаем, смотрим и судим о литературе и искусстве, как люди смотрят...

Марксистская теория как известно, рассматривает экономические отношения как отношения классов и социальных групп. Исследовала ли «политэкономия социализма» реальную социально-экономическую структуру общества? И если нет, то можно ли ее считать марксистской? В условиях реального государственного социализма последовательный марксизм видел бы свою задачу в том, чтобы вскрывать антагонизмы...

Курсовая

В результате этика Эпикура стала учением, которое смогло противопоставить человека суевериям и верованиям. Критерий счастья для Эпикура несомненно является - чувство удовольствия, и то, что его порождение является благом, в свою очередь, все, что порождает страдание - зло. В душе не должно быть страха, он противоестественен, и не открывает путь к удовольствую и путь к счастью. Мудрецы различает...

Макиавелли полагает, что подданные должны боятся своего правителя, поскольку, по его мнению, чувство страха является более постоянным и управляемым, контролируемым по сравнению с чувством любви. С мыслью Макиавелли относительно возможности прогнозирования и контролирования чувства страха невозможно не согласится, однако при этом следует отметить, что чувство страха по своей природе аметафизично...

Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых диспропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых), сильной подвижности и неустойчивости социально-экономических индикаторов. Это определяет возрастание...

В сборнике работ известных зарубежных авторов - Тейяра де Шардена, А. Швейцера, Р. Хиггинса, Р. Атфилда, Э. Фромма, К. Юнга и др. - отражен широкий спектр взглядов и подходов к роли и ответственности человека в условиях обострения глобальных проблем современности. В книге освещаются взгляды ученых, исследующих ценностные истоки глобального кризиса общества, дискуссии о том, нужна ли принципиально новая глобальная этика. Рассматриваются этические проблемы, поставленные новыми социальными движениями, возникшими в связи с угрозой существованию человека и жизни на Земле и конкретными поисками путей гуманизации современной действительности.

Издательство: "Прогресс" (1990)

Формат: 84x108/32, 495 стр.

ISBN: 5-01-001586-2

См. также в других словарях:

    ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ - область философских исследований, в которой определяются предпосылки решения глобальных проблем современности, анализируются философские аспекты социального, демографического, экологического прогнозирования, поисков путей перестройки мирового… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь

    ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛЬНЫЕ - совокупность проблем, затрагивающих жизненные интересы всего человечества и требующих для своего разрешения согласованных междунар. действий в масштабах мирового сооб ва. От решения П.г. зависит дальнейший соц. прогресс в современную эпоху. К П.г … Российская социологическая энциклопедия

    ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА - ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА (энвайронментальная этика, англ. environmental, от environment окружающая среда) направление философских исследований, в котором в качестве моральных проблем человека рассматриваются не только благополучие и социальные… … Философская энциклопедия

    Шрейдер, Юлий Анатольевич - (28.10.1927 24.08.1998) спец. по информатике, методологии науки, филос. религии; канд. физ. матем., д р филос. наук, проф. Род. в Днепропетровске. Окончил механико ма тем. ф т МГУ (1946), асп. МГУ (1949). В 1949 1950 и в 1956 1961 работал в Науч …

    ИОАНН ПАВЕЛ II - К. Войтыла с родителями. Фотография. Нач. 20 х гг. XX в. К. Войтыла с родителями. Фотография. Нач. 20 х гг. XX в. (18.05.1920, Вадовице, близ Кракова, Польша 2.04.2005, Ватикан; до избрания папой Кароль Юзеф Войтыла), папа Римский (с 16 окт.… … Православная энциклопедия

    Чумаков, Александр Николаевич - (р. 01.10.1950) спец. в обл. филос. глоб. проблем, соц. филос. и экологии; д р филос. наук, проф. Род. в с. Северное Астраханской обл. Окончил филос. ф т МГУ (1981), асп. там же (1984). В наст. вр. вед. н. с. в ИФ РАН. Проф. Моск. юрид. ин та… … Большая биографическая энциклопедия

    Рокфеллеры - (Rockefellers) Рокфеллеры это династия крупнейших американских предпринимателей, политических и общественных деятелей История династии Рокфеллеров, представители династии Рокфеллеров, Джон Дэвисон Рокфеллер, Рокфеллеры сегодня, Рокфеллеры и… … Энциклопедия инвестора