Краткие сведения о творчестве писателя. В.К

Краткие сведения о творчестве писателя. Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в посёлке Усть-Уда. Природа, ставшая близкой в детстве, оживёт и заговорит в книгах. В большой автобиографическом очерке одной поездки Вниз и вверх по течению, опубликованном в 1972 году, Распутин опишет своё детство, большое внимание уделяя именно природе, общению с односельчанами - тому, что считает определяющим при формировании души ребёнка и его характера.

Первые публикации материалов Валентина Распутина в газетах не случайно совпали с годами учебы в университете, хотя само по себе занятие журналистикой, перешедшее затем в самостоятельное литературное творчество, сам писатель не считал предопределённым. Когда однажды он оказался без денег, ему предложили поработать, не порывая с учебой, в газете Советская молодёжь. Тридцатого марта 1957 года на её страницах появился первый материал Распутина.

Журналистика увлекла его. В альманахе Ангара стали появляться его очерки. В 1966 году Восточно-Сибирским книжным издательством была выпущена книга Край возле самого неба. В том же году в Красноярске выходит и книга очерк Костровые новых городов. Сотрудничал в газете Красноярский комсомолец, писал статьи о строительстве железной дороги Абакан - Тайшет, о Братской и Красноярской ГЭС. Первый рассказ, написанный Валентином Распутиным, назывался Я забыл спросить у Лешки. Он был опубликован в 1961 году в альманахе Ангара. Весной 1967 года Распутин получил членский билет Союза писателей СССР. Одно из замечательных произведений Валентина Распутина Василий и Василиса. Рассказ этот впервые появился в еженедельнике Литературная Россия в самом начале 1967 года. С этого рассказа начинается новый период в творчестве Валентина Распутина.

Он стал самостоятельным писателем, прозаиком - со своим стилем, своим взглядом на мир. Летом того же года появляется повесть Деньги для Марии. Она была опубликована в альманахе Ангара, через месяц в журнале Сибирские огни, а в следующем году вышла отдельной книгой в столичном издательстве Молодая гвардия. Затем, когда появятся Последний срок, Живи и пони, Прощание с Матёрой, Пожар, первая повесть словно бы растворится в свете славы младших сестёр и в спорах, возникших вокруг них. Повесть Последний срок, над которой Валентин Распутин начал работать в 1969 году, впервые была опубликована в журнале Наш современник, в номерах 7, 8 за 1970 год. Она не только продолжала и развивала лучшие традиции отечественной словесности - в первую очередь традиции Толстого и Достоевского но и сообщала новый мощный импульс развитию современной литературы. Пьесу Последний срок поставили во МХАТе и Болгарии.

Повесть Живи и помни впервые была опубликована в номерах 10, 11 журнала Наш современник за 1974 год. В 1977 году Валентин Распутин удостоен за неё Государственной премии СССР. Спустя ровно два года, в октябре - ноябре 1976-го, наряду с поистине триумфальным шествием повести Живи и помни стало приобретать широкую известность новое произведение Распутина - повесть Прощание с Матёрой. 3

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Нравственные проблемы в произведениях современной поэзии

Сейчас мы на каждом шагу встречаем утрату человеческих качеств совести, долга, милосердия, добра. А в произведениях Распутина мы находим ситуации.. В нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить её уже.. И рос он в этих же местах, в деревне с красивым, напевным имением Аталанка.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:


Сведения о писателях и поэтах, чьи произведения вошли в учебник "«Литературное чтение». 1 класс."

БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (1867-1942), русский поэт-символист. Для стихов характерна музыкальность, игра мимолетностей, противопоставление «железному веку» первозданного «солнечного» начала (сборники «Горящие здания», 1900; «Будем как солнце», 1903). Переводы, статьи по проблемам искусства. В 1920 г. эмигрировал.

БАРТО Агния Львовна (1906-1981), русская писательница. Сборники «Стихи детям» (1949), «За цветами в зимний лес» (1970). Прозаическая книга «Найти человека» (1968) о поисках семей детьми, потерявшимися во время Великой Отечественной войны. Книга «Записки детского поэта» (1976). Ленинская премия (1972), Государственная премия СССР (1950).

БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич (1928-1998), русский поэт, писатель. По образованию археолог. Стихи для детей (сборники «Про машину», 1957; «Картинки в лужах», 1962; «Читалочка», 1966; «Идя из школы», 1983; «Птичья зарядка», 1995, и др.). Сказки («Катя в игрушечном городе», 1963, совместно с Т.И. Александровой). Лирика (в том числе пейзажная), развивающая традиции классической русской поэзии (сборники «Семейная фотография», 1973; «Три дороги», 1980; «Определение счастья», 1987). Повести «Приключений не будет» (1962), «Меч в золотых ножнах» (1964) и др. Историко-литературные статьи. Воспоминания об Ахматовой, Чуковском, Маршаке. Переводы.

БИССЕТ Дональд (1911-1995), английский детский писатель. Актер - работал в театре, с 1953 г. вел передачу для детей на ВВС, для которой и начал писать короткие рассказы. Первая книга «Короткие рассказы» (1954), позже «Путешествие дядюшки Тик-Так», «Поездка в джунгли». Художник - сам иллюстрировал свои книги. На русский язык книги впервые переведены в 1963 году.

БУНИН Иван Алексеевич (1870-1953), русский писатель, прозаик, поэт, переводчик. Почетный академик Петербургской АН (1909). В 1920 г. эмигрировал. В лирике продолжал классические традиции (сборник «Листопад», 1901). В рассказах и повестях показал (подчас с ностальгическим настроением) оскудение дворянских усадеб («Антоновские яблоки», 1900), жестокий лик деревни («Деревня», 1910; «Суходол», 1911), гибельное забвение нравственных основ жизни («Господин из Сан-Франциско», 1915). Трагичность человеческого существования в новеллах о любви («Митина любовь», 1925; книга «Темные аллеи», 1943). Мемуары.

Перевел «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло (1896). Нобелевская премия (1933).

ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков) (1868-1936), русский писатель, публицист, драматург, общественный деятель, активный участник революционного движения. Одна из ключевых фигур литературного рубежа XIX-XX столетий, оказал большое влияние на формирование идейно-эстетических принципов советской литературы.

ДРАГУНСКИЙ Виктор Юзефович (1913-1972), русский писатель. Работал в театре, в цирке. Создал пародийный «театр в театре» (1948-1958), писал интермедии и сценки, сочинял куплеты, эстрадные монологи, цирковые клоунады. Рассказы для детей под общим названием «Денискины рассказы» (1966). Необыкновенная точность в передаче психологии ребенка: свежее восприятие мира. Произведения для взрослых «Он упал на траву» (1961) о первых днях войны, «Сегодня и ежедневно» о жизни клоуна (1964).

ДРУСКИН Лев Савельевич (1921-1990), русский поэт. С 1980 г. жил в Германии. В поэзии - философские размышления, тема природы, религиозные мотивы. Сборники стихов: «Ледоход» (1961), «Стихотворения» (1970), «Прикосновение» (1974), «У неба на виду» (1985), «Свет в окне» (1990) и др. Воспоминания «Спасенная книга» (1984).

ЕСЕНИН Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. Поэмы «Баллада о двадцати шести» (1924), «Русь Советская» (1925), «Черный человек» (1925), «Анна Снегина» (1925). Дрматическая поэма «Пугачев» (1921).

ЗАХОДЕР Борис Владимирович (1918-2000), русский поэт, автор стихов, сказок, пьес для детей. Первые публикации в начале 40-х годов. Известен пересказами классических произведений зарубежной детской литературы («Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Винни Пух...» Алана Милна). Перевел произведения П. Тревес, Д. Барри, Я. Бжехвы, Ю. Тувима. Книга остроумных прозаических и стихотворных миниатюр «Заходерзости» (1997). Государственная премия Российской Федерации за книгу «Избранное» (2000).

КОВАЛЬ Юрий Иосифович (1938-1995), русский писатель. По окончании Московского государственного педагогического института (1960) с дипломом учителя русского языка и литературы, истории и рисования работал в сельской школе в Татарии. Первая книга для детей «Алый» вышла в 1969 г., «Чистый Дор» (1970), «Листобой» (1972), «Приключения Васи Куролесова» (1974), «Кепка с карасями» (1974), «Недопесок» (1975), «Пять похищенных монахов» (1977), «Самая легкая лодка в мире» (1984), «Полынные сказки» (1987). Чистота и непосредственность во взгляде на мир, увлекательные сюжеты. Награжден дипломом А. Гайдара (1983), стал

лауреатом Всесоюзного конкурса на лучшее произведение для детей (1987), премия им. Андерсена в 1995 г. После смерти Коваля был опубликован роман «Суер-Выер» (1996), над которым он работал в последние годы жизни (премия «Странник» Международного конгресса писателей-фантастов).

ЛАММ Николай Викторович (1955-1998), русский поэт, прозаик, переводчик, критик, член Союза писателей.

ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814-1841), русский поэт. Учился в Московском университете (1830-1832). Окончил Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков (1834). В 1837 г. за стихотворение «Смерть поэта» (посвященное гибели А.С. Пушкина) был сослан в армию на Кавказ. Убит на дуэли в Пятигорске. Тонкий лирик, автор стихотворений, поэм. Многие произведения Лермонтова пронизаны гражданским пафосом, патриотическим чувством. Поэма «Демон» (1839) - воплощение идеи бунта личности, трагедия одиночества. Роман «Герой нашего времени» (1840), насыщенный глубоким общественным и психологическим содержанием, - вершина реализма Лермонтова.

МАРШАК Самуил Яковлевич (1887-1964), русский поэт, переводчик. Стихи, сказки, пьесы для детей. Переводы Р. Бернса, сонетов У. Шекспира, сказок разных народов. Философские стихи («Избранная лирика», 1962; Ленинская премия, 1963), лирические эпиграммы. Литературная критика (книга «Воспитание словом», 1961). Книга воспоминаний «В начале жизни» (1960). Государственная премия СССР (1942, 1946, 1949, 1951).

МИЛН Алан Александер (1882-1956), английский писатель. Взрослые юмористические, детективные произведения, антивоенный роман после Первой мировой войны. Детские стихи начал писать для сына Кристофера Робина (родился в 1920). Сборник стихов для детей (1924). В нем есть баллада «Плюшевый медвежонок». Образ Винни Пуха появился на свет в 1925 г. (на Рождество, 25 декабря 1925 года опубликована в газете и прозвучала по радио 1-я глава из будущей книги). Книга «Винни Пух и все-все-все» была полностью опубликована в 1926 году. Переведена на русский язык в 1960 году.

МИХАЛКОВ Сергей Владимирович (р. 1913), русский писатель, поэт, драматург. Детские стихи начал писать в 30-х годах, в 1936-м - родился его знаменитый персонаж - дядя Степа. Член Союза писателей СССР с 1937 г. Драматургия и сатира во взрослой литературе. Пьесы и басни для детей. Переводы (Ю. Тувим и др.). Трижды лауреат Сталинской премии. Пишет просто о сложном. Стихи очень сценичны, легко читаются по ролям, представляются в виде сценок. Строчки легко запоминаются и становятся знаками своего времени. Автор текста Государственного гимна СССР (совместно с Г.А. Эль-Регистаном, 1943), Государственного гимна РФ (2001).

МОРИЦ Юнна Петровна (р. 1937), русская поэтесса. Напряженность внутреннего мира, изысканность слога, рационалистичность в сборниках лирики «Лоза» (1970), «При свете жизни» (1977), «Третий глаз» (1980), «Синий огонь» (1985), «На этом береге высоком» (1987), «В логове голоса» (1990). Детская поэзия с 80-х годов (сборник «Букет котов»), многие стихи стали песнями (музыка Сергея Никитина).

НЕРУДА Пабло (наст. имя Нефтали Рикардо Рейес Басоальто) (1904-1973), чилийский поэт. Лирическая книга «Двадцать стихотворений о любви и одна песня отчаяния» (1924). Антифашистские, гражданские и социальные стихи: сборник «Испания в сердце» (1937), две «Песни любви Сталинграду» (1942-1943). Эпопея о судьбе Латинской Америки «Всеобщая песнь» (1950), лирико-философские «Оды изначальным вещам» (1954-1957), автобиографическая поэма «Мемориал Черного острова» (1964), книга воспоминаний «Признаюсь: я жил» (опубликована в 1974). Международная Ленинская премия (1953), Нобелевская премия (1971).

НОСОВ Николай Николаевич (1908-1976), русский писатель. Повести для детей «Витя Малеев в школе и дома» (1951), Государственная премия СССР (1952), «Повесть о моем друге Игоре» (1972), сказка «Приключения Незнайки и его друзей» (1954) и ее продолжения, рассказы, пьесы.

ОРЛОВ Владимир Натанович (1930-1999), поэт, писатель, драматург, переводчик, классик детской литературы. Автор более 100 книг. Первая книга для детей «Тимошкина гармошка» вышла в 1958 г. Множество стихотворных сборников: «Когда на планете хозяева - дети» (1986), «Где бывал самолет» (1989), «Хрюшка обижается» (1993).

ОРЛОВА Нина Густавовна (1954), современный поэт. Окончила Литературный институт им. А.М. Горького. Основные публикации в газетах, журналах, антологиях, коллективных сборниках. Сборник рассказов для подростков «Несерьезные дети». Книги стихотворений: «Утешение», «Царь-сердце»; «Дерево-жираф», «Домой на ослике» (стихи для малышей); «Азбука православных детей», «Православный букварь», детская энциклопедия «Иконопись», детские исторические книги: «Северная столица», «Золотое кольцо России», «Герои русских былин», «Крестоносцы». Энциклопедия «История вещей».

ОСТЕР Григорий Бенционович (р. 1947), русский детский писатель. Сказки «Как хорошо дарить подарки» (1975), «Котенок по имени Гав», «38 попугаев» (обе 1978), «Бабушка удава», «Зарядка для хвоста» (обе 1993), «Остров Эскадо» (1994) и др., многие из которых легли в основу мультфильмов. В стихотворном сборнике «Вредные советы» (1990), тематически нетрадиционных задачниках (по математике и физике) - пародийное «перевертывание» расхожих стереотипов, в том числе постулатов педагогической морали, парадоксы, алогизмы. Пьесы для кукольных театров.

ПАНОВА Вера Федоровна (1905-1973), русская писательница. Социально-нравственные конфликты, психологический анализ современных характеров и отношений: повести «Спутники» (1946), «Сережа» (1955), романы «Кружилиха» (1947), «Времена года» (1953), рассказы, пьесы, сценарии. «Сентиментальный роман» (1958) - выразительный портрет поколения 1920-х гг. Исторические повести. Государственная премия СССР (1947, 1948, 1950).

ПИВОВАРОВА Ирина Михайловна (1939-1986), поэт, прозаик, автор книги воспоминаний о детстве. Сборники стихов «Тихое и звонкое» (1967), «Жила-была собака» (1973), «Два очень смелых кролика» (1975), «Хочу летать» (1983), «Потерялась в небе птица» (1984).

ПРИШВИН Михаил Михайлович (1873-1954), русский писатель. Родился в купеческой семье. Учился в Рижском политехникуме (1893-1897). Окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета (1902). Во время Первой мировой войны военный корреспондент, в 1917-1918 публицист, в 1918-1922 гг. сельский учитель. Начал печататься в 1898 г. Первый рассказ опубликован в 1906 г. Работал агрономом. Поэтичность, исключительная наблюдательность, достоверность в описании природы. «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1909), «Черный араб» (1910), «Славны
бубны» (1913). Очерки, рассказы, фенологические новеллы. «Башмаки» (1923), «Родники Берендея» (1925-1926). Лирическая проза. «Женьшень» (1933), цикл миниатюр «Лесная капель» (1943). Философский призыв к «творческому поведению относительно жизни». Роман-сказка «Осударева дорога» (1957), сказка-быль «Кладовая солнца» (1945), повесть-сказка «Корабельная чаща» (1954), роман «Кащеева цепь» (1960) и др. Пришвин - певец русской природы, поэт-философ, тонкий и своеобразный стилист.

ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837), русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка. В юношеских стихах - поэт лицейского братства, «поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума», в ранних поэмах - певец ярких и вольных страстей. Многообразие разработанных жанров и стилей (в т.ч. прозаические и драматургические произведения), легкость, изящество и точность стиха, рельефность и сила характеров, «просвещенный гуманизм», универсальность поэтического мышления и самой личности Пушкина предопределили его первостепенное значение в отечественной словесности. Пушкин поднял ее на уровень мировой.

ПШЕНИЧНЫХ Светлана Григорьевна (р. 1954), поэт, автор многих книг для детей: «Жил-был тигр», «Кто построил круглый дом», «Подрасту и я немножко» и др.

РОДАРИ Джанни (1920-1980), итальянский детский писатель. Сын пекаря, Джанни Родари с 20 лет принял участие в движении Сопротивления, был членом Итальянской коммунистической партии. Работал учителем, затем журналистом в газете «Унита». Автор произведений для детей: стихи (сборник «Поезд стихов», 1952), сказки («Приключения Чиполлино», «Джельсомино в стране лжецов»). Книга «Грамматика фантазии» (1973).

РУБЦОВ Николай Михайлович (1936-1971), русский поэт. Проникновенная поэзия природы, сельской жизни. Сборники «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970), «Подорожники» (1976), «Стихотворения. 1953-1971» (опубликованы в 1977). Произведениям поэта присущи тонкий лиризм, напевные интонации, «трепет» простых слов.

СЕРОВА Екатерина Васильевна (р. 1919), русский детский поэт. Лирические миниатюры, добрые и светлые по звучанию. Наиболее известные сборники: «Наши цветы», «Мамин день», «Славная семейка», «Подскажи словечко», «У Егорки отговорки», «Отчего ты, рожь, золотая?» и «Невероятный случай».

СЕФ Роман (наст. имя Роальд Семенович) (1931-2009), русский писатель. Стихи для детей (сборники «Необычайный пешеход», 1965; «Речной трамвай», 1971; «Ключ от сказки», 1984). Государственная премия Российской Федерации (1991). Рассказы. Пьесы. Переводы.

СЛАДКОВ Николай Иванович (1920-1996), писатель, автор повестей и рассказов о природе: «Планета чудес», «Смелый фотоохотник», «Подводная газета», «Капли солнца», «Лесные сказки», «Кто как спит». Показывает детям прелесть природы, ее мудрость и тайны, неисчерпаемую сложность.

ТОЛСТОЙ Алексей Константинович (1817-1875), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1873). Баллады, сатирические стихи, исторический роман «Князь Серебряный» (1863), драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Крупный поэт-лирик. Совместно с бр. Жемчужниковыми создал пародийный образ Козьмы Пруткова.

ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич (1882/83-1945), русский писатель, общественный деятель, академик АН СССР (1959). Трилогия «Хождение по мукам» (1922-1941), исторический роман «Петр I» (1929-1945). Научно-фантастические романы «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина», рассказы, пьесы. Автобиографическая повесть «Детство Никиты» (1922), произведения для детей. Антифашистская публицистика. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946).

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910), русский писатель, почетный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с автобиографической трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1852-1854), «Юность» (1855-1857), исследование внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Л. Толстого. Его творчество оказало огромное влияние на мировую литературу.

УСПЕНСКИЙ Эдуард Николаевич (р. 1937), русский детский писатель. Проза и поэзия отмечены гротеском, иронией. Повести «Крокодил Гена и его друзья» (1966) (продолжения в разных жанрах: «Чебурашка и его друзья» (1970), «Отпуск крокодила Гены» (1974) и др.), «Вниз по волшебной реке» (1972), «Дядя Федор, пес и кот» (1974). Сборник стихов «Все в порядке» (1976), сценарии мультфильмов.

УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1824-1870/71), русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. В 1844 г. окончил юридический факультет Московского университета, в 1846-1849 гг. профессор ярославского Демидовского лицея, в 1854-1859 гг. преподаватель и инспектор классов Гатчинского сиротского института, в 1859-1862 гг. инспектор классов Смольного института. Основа его педагогической системы - требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Главным условием всестороннего развития личности считал труд. Центральное место в образовании отводил родному языку. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т., 1868-1869) и других педагогических работах.

ХАРМС Даниил Иванович (наст. фам. Ювачев) (1905-1942), русский писатель. В пьесе «Елизавета Бам» (постановка 1927), повести «Старуха» (1939, опубликована в 1991), в гротескных рассказах (цикл «Случаи», 1933-1939, опубликован посмертно) показывал абсурдность бытия, обезличивание человека, ощущение надвигающегося кошмара. Комические парадоксы, игровой принцип в стихах для детей («Иван Иваныч Самовар», «Игра»). Репрессирован (1941), симулировал сумасшествие, умер в психиатрической больнице.

ЧАРУШИН Евгений Иванович (1901-1965), русский писатель, график, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Проникнутые юмором и любовью к животным и природе познавательный рассказы для детей с собственными иллюстрациями (сборники «Про больших и маленьких», 1960, «Никитка и его друзья», 1968). Иллюстрации к детским книгам (других авторов), эстампы. «Избранное» (1950).

ЧЕПОВЕЦКИЙ Ефим Петрович (р. 1919), детский писатель, автор сказок «Крылатая звезда», «Непоседа, Мякиш и Нетак» и многих других. Живет в Америке. Там написал и издал сборник стихов «Шут с вами!».

ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович (наст. имя и фам. Николай Васильевич Корнейчуков) (1882-1969), русский писатель, литературовед, доктор филологических наук. Классические произведения для детей в стихах и прозе («Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит» и др.) построены в виде комической остросюжетной «игры» с назидательной целью. Книги: «Мастерство Некрасова» (1952; Ленинская премия, 1962), о А.П. Чехове, У. Уитмене, искусстве перевода, русском языке, о детской психологии и речи («От двух до пяти», 1928, 21-е издание, 1970). Критика, переводы, художественные мемуары. Дневники.

В подборе справочного материала о писателях, составлении словаря литературоведческих терминов принимала участие С.В. Самыкина.

Советских времен Николай Носов, придумавший известного героя Незнайку, в жизни был нелюдимым и молчаливым человеком со сложным и непреклонным характером, но это совсем не мешало ему создавать очень веселые и забавные произведения. Биография Николая Носова особо не отличалась от жизнеописаний миллионов других его соотечественников, родившихся в лихие годы войн и революций, однако находивших в себе силы жить и творить. Носов был удостоен множества наград и медалей, среди них - «Орден Красной Звезды» (1943 г.), Сталинская премия III степени (1952 г.), Государственная премия РСФСР им. Крупской Н. К. (1969 г.).

Николай Носов: биография

Писатель родился в Киеве 23 ноября 1908 года. Его отец был артистом, а заодно подрабатывал железнодорожником. Все свое детство Николай провел в небольшом городишке Ирпень под Киевом, где он и пошел учиться в гимназию.

Биография Николая Носова рассказывает о том, что у своих родителей будущий писатель не был единственным ребенком, у него были еще два брата и сестра. Маленький Коля обожал ходить на концерты и выступления отца. И родители начали всерьез задумываться над тем, что, возможно, их мальчик станет артистом. Коля захотел играть на скрипке, но дело оказалось ему не под силу, и он забросил это занятие.

Увлечения

Биография Носова Николая Николаевича дальше рассказывает, что детство и юность писателя пришлись на тяжелые годы Первой мировой и Гражданской войн. Голод и холод были спутниками его семьи. В итоге все ее члены переболели тифом, но Бог миловал, никто из них не умер. Сам Николай потом вспоминал, что он болел дольше и тяжелее всех, надежды на выздоровление почти не оставалось. Но, вопреки всему, он выжил, и его мама просто плакала от радости, когда он выздоровел. Так он понял, что слезы бывают не только от горя.

Кроме музыки и театра Носова влекло к фотографии, шахматам, электротехнике. Времена были тяжелые, поэтому ему приходилось с 14 лет подрабатывать торговлей газетами, косарем, землекопом. После революции их гимназия стала школой-семилеткой. После ее окончания в 1924 году Носов сначала идет разнорабочим на Ирпеньский бетонный завод, а затем - на кирпичный завод в Буче.

Поиск профессии

Раскрывая далее тему «Носов Николай Николаевич: биография», хотелось бы отметить, что с юности будущий писатель сильно увлекся химией, у него была даже своя лаборатория на чердаке, где он с друзьями проводил свои опыты. Тогда-то он и начал мечтать о профессии химика и захотел поступить в Киевский политехнический институт. Для этого он пошел учиться в вечернюю профшколу, по окончании которой его планы резко поменялись. В свои 19 лет он решил, что будет учиться в Киевском художественном институте.

Затем, после двух лет обучения, в 1929 году переводится в Московский институт кинематографии Николай Носов. Биография содержит сведения о том, что в 1932 году он успешно его закончил и пошел работать режиссером и постановщиком анимационных, учебных и научных фильмов.

Свою автобиографию Николай Николаевич частично отразил в книге «Тайна на дне колодца». Во время Великой Отечественной он работал режиссером учебных военно-технических фильмов для вооруженных сил страны.

Творчество

Дальше Николай Носов пробует себя в качестве детского писателя в 1938 году. Первый его рассказ вышел под названием «Затейники», потом появились «Живая шляпа», «Чудесные брюки», «Фантазеры», «Мишкина каша» и другие. Печатались все эти рассказы в журнале «Мурзилка». В 1945 году был издан первый сборник рассказов «Тук-тук-тук», а еще через год вышел другой его сборник - «Ступеньки».

Сам Николай Носов признавался, что детским писателем стал совершенно случайно. Все началось с того, что он начал придумывать и рассказывать веселые истории своему сынишке, и дальше понял - это для него лучшее занятие, которым он бы мог заниматься. Носов начал основательно изучать не только детскую литературу, но и детскую психологию. Писатель считал, что к малышам надо относиться с любовью, теплом и большим уважением, именно поэтому его книги стали популярными у детской аудитории.

Другие произведения для детей

В 1947 году вышел еще один приключенческий сборник Николая Носова «Веселые рассказы». А самыми известными стали его повести «Веселая семейка», «Дневник Коли Синицына».

В 1952 году Николая Носова наградили Сталинской премией III степени за повесть «Витя Малеев в школе и дома». Чуть позже, в 1954 году, по ней был снят детский фильм «Два друга».

Он показывал детям на примерах своих героев, что такое дружба, отзывчивость, взаимопомощь, и как сложно жить без всего этого. Такие нехорошие качества, как зависть, тщеславие и ложь, очень уж осуждал Николай Носов. Биография (для детей она тоже доступна и понятна) указывает на то, что во всех его произведениях прослеживается нравственная воспитательная тема.

Незнайка

Самыми известными произведениями Носова стали приключенческие истории о Незнайке. Все началось с первого его произведения «Винтик, Шпунтик и пылесос», а за ними появилась трилогия «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».

Самым первым иллюстратором его произведений о Незнайке стал Лаптев А.М., который и подарил детскому зрителю образ непоседливого мальчишки в шляпе. Потом иллюстрациями книг Носова занялся Г.О. Вальк, а дальше - художники И. Семенов, А. Каневский, Е. Афанасьева и другие.

Иронические юморески

Николай Носов - не только детский писатель, в 1969 году он выпустил сборник сатиры под названием «Иронические юморески», в которых затрагивались вопросы современной литературы. Он также писал об отношениях преподавателя и ученика, взаимоотношениях родителей и детей, о вредных привычках и т. д.

Тему «Носов Николай Николаевич: биография» очень хорошо раскрывает его автобиографическое произведение «Повесть о моем друге Игоре», состоящее из трех частей, которое было написано в 1972 году. Третья часть этого произведения, «Тайна на дне колодца», вышла в 1977 году, когда писателя уже не было в живых.

У Носова было две жены. Первая жена умерла и оставила сына - пятнадцатилетнего Петра. У второй жены детей не было. Сын писателя Петр Носов был фотожурналистом.

26 июля 1976 года в Москве на 68 году жизни и скончался всеми любимый писатель Николай Носов. Биография его упоминает о том, что он похоронен на столичном Кунцевском кладбище.

Тема. А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе.

Цель:

    познакомить ребят с событиями детства А.И.Куприна, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя;

    формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении, развивать навыки работы с иллюстрациями;

    воспитывать интерес к жизни и творчеству А.И.Куприна.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II . Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Сообщения учителя и подготовленных учащихся по плану.

    Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября по новому стилю) 1870 г. в Наровчате.

    Детство во Вдовьем доме.

    Разумовский пансион.

    В кадетском корпусе.

    Музей писателя в Наровчате.

2.1.Слово учителя.

В захолустном городке Наровчате в Пензенской губернии в середине XIX века из шести тысяч человек более четырёх тысяч были неграмотными.

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября по новому стилю) 1870 г. в семье мелкого чиновника.

Отец вскоре умер, семья, оставшись без средств к существованию, переезжает в Москву. Мать устроила дочерей в закрытое учебное заведение, а сама поселилась с сыном во Вдовьем доме. Так началось пребывание Куприна в казённых заведениях, продолжавшееся 17 лет.

Уклад жизни во Вдовьем доме напоминал порядки монастырских гостиниц, в огромной комнате-зале жило пять-шесть «вдовушек»; у каждой отдельный уголок с кроватью, тумбочкой, креслом, шкафом. В середине зала большой стол, за которым обычно играли в карты или занимались рукоделием.

О Вдовьем доме Куприн впоследствии рассказывал: «Моя мать была единственной молодой женщиной, попавшей в этот дом, все окружавшие меня были пожилые женщины или старухи. Говоря о них, мать всегда называла их «вдовушками». Меня они баловали. Все они были очень богомольные и постоянно говорили о божественном. Меня они не только учили молитвам, но и рассказывали мне длинные истории о святых и угодниках».

Мальчик рано привык к тому, что он некрасив и беден, и Саша болезненно стыдился своей наружности, своей бедности. Дети смотрели на него косо, недружелюбно.

Когда Саше исполнилось 7 лет, мать отдала мальчика в Разумовский пансион.

О жизни Куприна в юные годы сохранилось мало сведений. О ней мы знаем главным образом из его произведений, безусловно, автобиографических. Одним из них был рассказ «Храбрые беглецы» (1917 г.)

2.2. Выразительное чтение учащимися фрагмента статьи А.И.Куприна «Памяти Чехова» (1904) от слов «Бывало, в раннем детстве…» до слов «…капля по капле, каждую ласку».

2.3. Обращение к фотографии в учебнике «А.И.Куприн – кадет».

2.4. Слово учителя.

В автобиографическом рассказе А.И.Куприна «Храбрые беглецы» дан портрет героя рассказа, Нельгина, напоминающий Куприна в детстве. (Широкий лоб, зоркие глаза. Вероятно, упрямая воля. … такой маленький и худой...»

Из пансиона убегают два мальчика – Нельгин и Юрьев. Но побег не удаётся, и беглецы попадают в карцер.

Нельгин ждёт наказания. Приходит начальница пансиона в сопровождении «полной дамы с очень милым, толстым, простым и добрым лицом».

«…Дама его жалеет, обещает облегчить пребывание в карцере и, глядя на мальчика, говорит: «Ну, хорошо, непоседа, живи как хочешь. Только не делай ничего бесчестного. Прощай, бунтарь».

Куприн так и представлял своё будущее: жить, не делая ничего бесчестного.

Какие общие черты можно отметить в описании и на фотографии, помещённой в учебнике?

Встречи с матерью, по-прежнему жившей во Вдовьем доме, вносили, хотя и ненадолго, успокоение в его детскую душу. Любовь Алексеевна очень любила сына, и мальчик отвечал ей тем же.

Мать привила будущему писателю любовь к образному слову, от неё мальчик слышал много интересных сказок, легенд, историй. Её яркие рассказы на всю жизнь запомнились Куприну, и он признавался: «Сколько раз я обкрадывал её, вставляя в свои рассказы её слова и выражения».

О родном городе Любовь Алексеевна так увлекательно рассказывала сыну, что Наровчат представлялся мальчику «вроде Москвы, но несколько красивее».

2.5. Сообщение подготовленного ученика «В кадетском корпусе».

В 1880 г., несмотря на неважную подготовку, Куприн выдержал экзамен во Вторую Московскую военную гимназию, которая в годы обучения в ней Куприна превратилась во Второй московский кадетский корпус.

Пребывание в кадетском корпусе оказало сильное влияние на характер Куприна. Из "нежного", "впечатлительного", "на других мальчиков не похожего" он превратился в одного из членов "бесшабашной мальчишеской республики", которая "закаляла их в физическом отношении и калечила в нравственном". В повести "Кадеты" Куприн с суровой честностью и подкупающей искренностью изобразил это время.

С особенной теплотой вспоминал Куприн в повести "Кадеты" преподавателя литературы Цуханова, который сиплым голосом замечательно читал вслух Гоголя, Тургенева, Лермонтова и Пушкина. Самые отчаянные лентяи, заведомые лоботрясы слушали его чтение, как зачарованные, боясь пошевельнуться, боясь пропустить хоть одно слово.

В мрачной атмосфере военной гимназии и кадетского корпуса зародилась у Куприна, благодаря талантливому преподавателю, любовь к родной литературе. Это и понятно: уроки и чтения Цуханова переносили его маленьких слушателей из удушливой обстановки корпуса в светлый мир русской литературы.

И в пансионе, и в кадетском корпусе, и, наконец, в юнкерском училище будущий писатель отличался "горячим" характером, часто и резко протестовал против школьных непорядков и правил, нередко подвергался взысканиям и наказаниям.

2.6. Слово учителя.

А.И.Куприн написал много прекрасных произведений, вселяющих веру в человека и уважение к нему, к его неисчерпаемым творческим возможностям, осуждающих пошлость, ложь и жадность.

2.7. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате.

В 1981 г. в Наровчате был установлен бюст писателя и открыт музей. В создании музея оказала большую поддержку дочь писателя Ксения Александровна Куприна. Этот музей единственный в России музей Куприна. Небольшой. Есть немного личный вещей, а в основном представлены фотографии, письма, книги.

III . Подведение итогов урока.

Запишите 5-6 предложений-ответов на один из вопросов:

    «Какие события детства А.И.Куприна пробудили в душе будущего писателя ненависть к грубости и насилию?»

    «Кто помог А.И.Куприну открыть в себе талант писателя?»

IV . Домашнее задание.

2.Составить цитатный план рассказа.

3.Подготовить пересказ от 3-го лица.

4.Инд.задание: подготовить сообщение о птице Феникс.

5 класс

Урок № 24.

Тема. Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя.

Цель:

    познакомить ребят с некоторыми фактами биографии Н.В.Гоголя, оказавшими влияние на становление личности писателя; воссоздать атмосферу эпохи начала XIX века, познакомить с историей создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»;

    формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, работы с учебником и иллюстрациями;

    воспитывать интерес к личности и творчеству Н.В.Гоголя.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.
II. Знакомство с некоторыми фактами биографии Н.В.Гоголя. 1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Вступительное слово учителя.

Николай Васильевич Гоголь – один из самобытнейших русских писателей. Его книги читаются всю жизнь, каждый раз по-новому. Его слово воспринимается сегодня как пророческое. Гоголь – человек исключительной, трагической судьбы, мыслитель, стремившийся разгадать историческую судьбу России.

Невозможно переоценить влияние, которое Гоголь оказал на русскую, да и на мировую литературу. Достоевский, говоря о себе и своих литературных современниках, сказал, что все они вышли из «Шинели» Гоголя.

К творчеству Гоголя обращался и обращается отечественный и зарубежный театр и кинематограф, находя в нём новое содержание.

3. Рассказ учителя и подготовленных учащихся о Н.В.Гоголе.

Тезисы рассказа (их можно записать в тетради):

Годы жизни: 1809-1852.

Родился на Украине 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.

Отец, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, принадлежал к новоявленному дворянству, интересовался литературой и даже написал несколько комедий на украинском языке.

Мать Мария Ивановна – дочь богатого помещика.

Украина – колыбель великого писателя. Малороссийские предания и песни – мир гоголевского детства.

Получил образование в Нежинской гимназии, где проявился его интерес к литературе и живописи, а также актёрский талант.

После окончания гимназии – Петербург, государственная служба. Знакомство с Пушкиным (1831).

Имя молодого писателя стало широко известно после выхода в свет «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

3.1. Детство Н.В.Гоголя, его родители.

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы на границе Миргородского уезда Полтавской губернии. Николаем его назвали в честь чудотворной иконы Святого Николая. Согласно семейному преданию он происходил из старинного украинского казацкого рода и был потомком известного казака Остапа Гоголя, бывшего в конце XVII века гетманом Правобережной Украины.

Прапрадед Ян Яковлевич, воспитанник Киевской духовной академии, «вышедши в российскую сторону», поселился в Полтавском крае, и от него пошло прозвание «Яновских».

Отец Гоголя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, умер, когда сыну было 15 лет. Василий Афанасьевич получил образование в полтавской духовной семинарии, рано вышел в отставку. Он обладал даром весёлого рассказчика, и к нему часто съезжались гости.

Неподалёку от Васильевки жил богатый родственник – вельможа Трощинский. Василию Афанасьевичу приходилось исполнять у него обязанности управляющего, режиссёра, артиста. Он ставил спектакли, сам писал пьесы и разыгрывал их. Его пьесы до нас не дошли.

Мать Гоголя Мария Ивановна, в девичестве Косяровская, была выдана замуж в возрасте четырнадцати лет. По отзывам современников, она была исключительно хороша собой. Жених был вдвое старше её. Помимо Николая в семье было ещё одиннадцать детей. Всего было шесть мальчиков и шесть девочек. Первые два мальчика родились мёртвыми. Гоголь был третьим ребёнком. Четвёртым сыном был рано умерший Иван. Затем родилась дочь Мария. Все средние дети также умерли в младенчестве. Последними родились дочери Анна, Елизавета и Ольга.

Жизнь в деревне до школы и после, в каникулы, шла в полнейшей обстановке украинского быта, как панского, так и крестьянского.

3.2. Годы учёбы Н.В.Гоголя.

В возрасте десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву к одному из местных учителей, для приготовления к гимназии; затем он поступил в Гимназию высших наук в Нежине. Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности.

В плохом обучении была, по-видимому, отчасти виновата и сама гимназия высших наук, в первые годы своего существования не слишком хорошо организованная.

Недостатки школы восполнялись самообразованием в кружке товарищей, где нашлись люди, разделявшие с Гоголем литературные интересы.

Товарищи выписывали в складчину журналы; затеяли свой рукописный журнал, где Гоголь много писал в стихах. В то время он писал стихотворения, трагедии, историческую поэму и повесть, а также сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан». С литературными интересами развилась и любовь к театру, где Гоголь, уже тогда отличавшийся необычным комизмом, был самым активным участником.

Смерть отца была тяжёлым ударом для всей семьи. Заботы о делах ложатся и на Гоголя; он дает советы, успокаивает мать, должен думать о будущем устройстве своих собственных дел. Мать боготворит своего сына Николая, считает его гениальным, она отдаёт ему последнее из своих скудных средств для обеспечения его нежинской, а впоследствии петербургской жизни. Николай также всю жизнь платил ей горячей сыновней любовью. Позднее он откажется от своей доли в общем семейном наследстве в пользу сестёр, чтобы целиком посвятить себя литературе.

К концу пребывания в гимназии он мечтает о широкой общественной деятельности, которая, однако, видится ему вовсе не на литературном поприще; без сомнения под влиянием всего окружающего, он думает выдвинуться и приносить пользу обществу на службе. Таким образом, планы будущего были неясны; но Гоголь был уверен, что ему предстоит широкое поприще.

3.3. Н.В.Гоголь в Петербурге.

В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совсем незначительными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал. Его письма домой того времени смешаны из этого разочарования и туманной надежды на лучшее будущее. В запасе у него было много характера и практической предприимчивости: он пробовал поступить на сцену, стать чиновником, отдаться литературе.

В актёры его не приняли; служба была так бессодержательна, что он стал ею тяготиться; тем сильнее привлекало его литературное поприще. В Петербурге он первое время держался общества земляков, состоявшего отчасти из прежних товарищей. Он понял, что Малороссия возбуждает живой интерес не только среди украинцев, но также и среди русских. Пережитые неудачи обратили его поэтические мечтания к родной Украине, и отсюда возникли первые планы труда, который должен был удовлетворить художественные запросы Гоголя, а также принести и практическую пользу: это были планы „Вечеров на хуторе близ Диканьки“.

3.4. Художественный портрет Н.В.Гоголя.

В 1832 г. вышли в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки». В этот же год художник А.Г.Венецианов просит друзей достать ему эту книгу, а в 1833 г. писатель и художник познакомились, и в 1834 г. Гоголь заказал ему свой портрет

Художник точно передал облик писателя-романтика. Сделанный с натуры портрет молодого Гоголя уникален.

Портрет Гоголя писал и А.С.Пушкин. Его рисунок – явление особой ценности. Но Гоголь в нём выглядит несколько старше, чем у Венецианова. Это уже не франт-романтик и не весельчак. Пушкин, как тонкий художник-портретист, передал черты мыслителя.

В 1841 г. Гоголь в Италии заказывает для матери свой портрет русскому художнику Ф.Моллеру. С.Т.Аксаков в «Воспоминаниях» описывает облик вернувшегося из Италии Гоголя: «Гоголь воротился уже совсем не тем франтиком, каким уехал за границу в 1836 году и каким изображён на портрете, рисованном Венециановым. Наружность Гоголя так переменилась, что его можно было не узнать. Прекрасные белокурые волосы лежали у него почти по плечи, красивые усы, эспаньолка довершали перемену. Черты лица получили совсем другое значение». В портрете Моллера выражено некое равновесие мысли и духа, гармоничность состояния, а нарядный костюм и причёска придают благородную светскость. Гоголь хотел выглядеть именно таким. Таким его и знают. Это самый известный его портрет.

В 1838 г. в Италии судьба свела Гоголя с художником А.Ивановым, когда тот писал картину «Явление Христа народу».

Мысль о введении Гоголя в картину «Явление Христа народу» запечатлена в эскизе того же года в фигуре кающегося. Её сходство абсолютно, но не только во внешних характерных чертах – это портрет духовного смятения, сокрушённости, покаяния и страха грешника, его униженности. Впоследствии в картине художник переосмыслил образ Гоголя в другом психологическом ключе, но этот уникальный портрет остался как свидетельство духовной драмы.

На исходе 1840 г. в судьбе Гоголя, как он сам говорил, вырисовывается «верный путь, начертанный свыше, укреплённый мыслью и духом». Гоголя этого времени мы видим глазами гениального А.Иванова.

К 100-летию со дня рождения Гоголя в 1909 г. ему был поставлен памятник в Москве работы скульптора Н.А.Андреева. В образе Гоголя отразилось и то драматическое время, когда памятник создавался.

Иконография Гоголя небольшая, и во всех портретах он разный. Только во всех вместе – это Гоголь.

III. История создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

1. Вступительное слово учителя.

Гоголь оказался единственным из русских классиков, кто смог органично соединить в своём творчестве две братские славянские культуры – русскую и украинскую. «Вечера на хуторе близ Диканьки» являли собой свежий, задорный взгляд писателя, принадлежавшего к общероссийской культуре, гражданина великой страны.

2. История создания книги.

Мы не можем в точности сказать, когда зародился замысел написать эти повести в малороссийском духе. Вероятно, вскоре после прибытия в Петербург зимой 1829 года, когда Гоголь в письмах к матери и сёстрам просил присылать ему всё, что имеет хоть какое-нибудь отношение к украинским народным обычаям, костюмам и легендам: «Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы много знаете обычаи малороссиян наших… В следующем письме я ожидаю от вас описания полного наряда сельского дьячка, от верхнего платья до самых сапогов с поименованием, как это всё называлось у самых закоренелых, самых древних, самых наименее переменившихся малороссиян… Ещё обстоятельное описание свадьбы, не упуская наималейших подробностей… Ещё несколько слов o колядках, о Иване Купале, о русалках. Если есть, кроме того, какие-либо духи или домовые, то о них подробнее с названиями и делами…» Он и сам тогда не знал, для чего использует полученные с родины сведения. Карьера чиновника пока не складывалась, так, может быть, хоть писательство могло бы приносить доход? Ведь помнил он с самого детства незабываемые рассказы бабушки Татьяны Семёновны, которыми она баловала его всякий раз, как он приходил в её комнаты в Васильевке: о запорожцах и славном атамане Остапе Гоголе, о страшных ведьмах, колдунах и русалках, подстерегающих путника на тёмных тропках.

Впервые Гоголь попытался представить свету свои сочинения на малороссийские темы в феврале 1830 года. В «Отечественных записках» была опубликована его повесть на украинском языке «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала».

Первая часть «Вечеров…» была готова летом 1831 года, когда Гоголь жил в Павловске в доме княжны Васильчиковой. Общество в то лето спасалось за городом от эпидемии холеры в Санкт-Петербурге, Пушкин снимал дачу в Царском селе, а для Гоголя выхлопотано было место домашнего учителя для сына княжны, родившегося умственно недоразвитым. Считается, что Гоголь бывал у Пушкина, на даче Китаевой, где читал ему отрывки из «Вечеров…»

А книга уже печатается в Петербурге в типографии на Большой Морской улице. Вернувшись в августе в город, молодой автор спешит наведаться туда, чтобы самому удостовериться в том, что всё идёт хорошо. Наборщики типографии, завидев его, отворачиваются и прыскают в кулак – так рассмешила их книга, отданная им в работу.

Наконец, в начале сентября 1831 года книга выходит из печати и поступает в книжные магазины. Хвалебные отзывы, «Вечера…» идут нарасхват. Кто сказал об этом произведении: «Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности»? Конечно, Пушкин!

Гоголь посылает экземпляр книги матери и тут же просит сестру Марию продолжать присылать ему записи украинских сказок и песен. Теперь, после такого успеха, можно готовить к печати и второй том. На этот раз в своих просьбах Гоголь не ограничивается одними записями и наблюдениями: «Я помню очень хорошо, что один раз в церкве нашей мы все видели одну девушку в старинном платье. Она, верно, продаст его. Если встретите где-нибудь у мужика старинную шапку или платье, отличающееся чем-то необыкновенным, хотя бы даже оно было изорванное – приобретайте!.. Всё это складывайте в один сундук или чемодан, и при случае, когда встретиться оказия, можете переслать ко мне».

Второй том выходит в марте 1832 года – автор на седьмом небе от счастья, о чём пишет сам в письме Данилевскому. Чуть раньше, в феврале 1832 года, происходит и ещё одно значительное событие – Н.В.Гоголь зван на обед, который дал издатель и книготорговец А.Ф.Смирдин, чтобы отпраздновать открытие нового магазина на Невском проспекте. Среди приглашённых А.С.Пушкин, К.Н.Батюшков, Ф.В.Булгарин, Н.И.Греч. Ещё год назад о подобном и мечтать было невозможно.

Ради объективности надо отметить, что были и критические отзывы на книгу, но ведь так и должно быть! Не одобрило «Вечера..» высшее духовенство – ещё бы, кто же одобрит полёты на чёрте!

Пересказывать чудные гоголевские истории – дело неблагодарное. Скажем только, что весёлое в «Вечерах…» соседствует с жутким, леденящим кровь. Один колдун из «Страшной мести» чего стоит! Зло в этих историях может быть забавным, как чёрт в «Ночи перед Рождеством» или в «Сорочинской ярмарке», а может быть отвратительным и коварным, как ведьма, заставляющая влюблённого юношу убить младенца, дабы заполучить желанную невесту в «Вечере накануне Ивана Купала». Соседство это, неудивительное для народных сказок.

«Вечера…», несмотря на всю свою сказочность, получились удивительно реалистичными – в дело пошли не только сведения, присланные родными, но и труды по этнографии, лингвистические статьи и даже трактаты по колдовству. Сам Гоголь признавался, что не может придумывать сюжеты из ничего, ему необходима была некая канва, которую он с удивительной точностью и мастерством разворачивал в завораживающее повествование.

3. Композиция книги.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» состоят из двух частей, каждая из которых начинается с предисловия и содержит по четыре повести

Часть первая

В книге Гоголя есть рассказчик, автор указывает на то, что повести изданы пасичником Рудым Паньком. В предисловии к первой части есть такие слова: «Это что за невидаль: „Вечера на хуторе близ Диканьки“? Что это за „Вечера“? И швырнул в свет какой-то пасичник! Слава Богу! еще мало ободрали гусей на перья и извели тряпья на бумагу! Еще мало народу, всякого звания и сброду, вымарало пальцы в чернилах! Дернула же охота и пасичника потащиться вслед за другими! Право, печатной бумаги развелось столько, что не придумаешь скоро, что бы такое завернуть в нее».

Слышало, слышало вещее мое все эти речи еще за месяц! То есть, я говорю, что нашему брату, хуторянину, высунуть нос из своего захолустья в большой свет - батюшки мои! Это все равно как, случается, иногда зайдешь в покои великого пана: все обступят тебя и пойдут дурачить. Еще бы ничего, пусть уже высшее лакейство, нет, какой-нибудь оборванный мальчишка, посмотреть - дрянь, который копается на заднем дворе, и тот пристанет; и начнут со всех сторон притопывать ногами. «Куда, куда, зачем? пошел, мужик, пошел!..» Я вам скажу... Да что говорить! Мне легче два раза в год съездить в Миргород, в котором вот уже пять лет как не видал меня ни подсудок из земского суда, ни почтенный иерей, чем показаться в этот великий свет. А показался - плачь не плачь, давай ответ.

У нас, мои любезные читатели, не во гнев будь сказано (вы, может быть, и рассердитесь, что пасичник говорит вам запросто, как будто какому-нибудь свату своему или куму), - у нас, на хуторах, водится издавна: как только окончатся работы в поле, мужик залезет отдыхать на всю зиму на печь и наш брат припрячет своих пчел в темный погреб, когда ни журавлей на небе, ни груш на дереве не увидите более, - тогда, только вечер, уже наверно где-нибудь в конце улицы брезжит огонек, смех и песни слышатся издалеча, бренчит балалайка, а подчас и скрыпка, говор, шум... Это у нас вечерницы! Они, изволите видеть, они похожи на ваши балы; только нельзя сказать чтобы совсем. На балы если вы едете, то именно для того, чтобы повертеть ногами и позевать в руку; а у нас соберется в одну хату толпа девушек совсем не для балу, с веретеном, с гребнями; и сначала будто и делом займутся: веретена шумят, льются песни, и каждая не подымет и глаз в сторону; но только нагрянут в хату парубки с скрыпачом - подымется крик, затеется шаль, пойдут танцы и заведутся такие штуки, что и рассказать нельзя.

Но лучше всего, когда собьются все в тесную кучку и пустятся загадывать загадки или просто нести болтовню. Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут! Но нигде, может быть, не было рассказываемо столько диковин, как на вечерах у пасичника Рудого Панька. За что меня миряне прозвали Рудым Паньком - ей-Богу, не умею сказать. И волосы, кажется, у меня теперь более седые, чем рыжие. Но у нас, не извольте гневаться, такой обычай: как дадут кому люди какое прозвище, то и во веки веков останется оно.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

2.Найти фрагменты повести, где говорится о красоте Оксаны, даются детали её портрета. Подготовить рассказ о ней.

3.Записать ключевые слова, которые помогают рассказать о характере кузнеца Вакулы. Составить рассказ о герое.

4.Групповое задание: подготовить выразительное чтение отрывка по ролям от слов «Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану» до слов «Девушки увели с собой капризную красавицу».