Магический театр — метод краткосрочной групповой психотерапии , разработанный в 1992 году Владиславом Лебедько — доктором психологии, гранд-доктором философии. В основу метода лёг синтез психодрамы и гештальт-терапии , а также приёмы, взятые из актёрского тренинга Михаила Чехова . Позднее Магический театр был дополнен концепциями Драматургии и режиссуры жизненного пути и Мифологического сознания .
Нужно отметить, что практика Магического театра имеет глубокую философскую основу , без погружения в которую достаточно сложно понять все нюансы метода.
Рассмотрим кратко, из чего состоит процедура Магического театра . Из небольшой группы практикующих выбирается один человек, который формулирует свой запрос , причём задача ведущего увидеть за внешним запросом, порождённым эго, внутренний запрос, идущий от Души . Далее между участником и ведущим происходит диалог, в ходе которого проблемная ситуация доводится до начальной стадии драматизма , что позволяет ведущему выбрать внутренних героев драмы — от 2 до 10 фигур.
- Простой — фигуры соответствуют субличностям участника: "защитник", "маленький мальчик", "мудрец" и т.п.
- Структурный — в этом случае фигуры отражают структуры субличностного уровня: оральная или анальная фиксация, механизмы защиты, родовые фигуры (предки по отцовской или материнской линии) и т.п.
- Постструктурный — фигуры являются абстрактными, имеющими множество различных интерпретаций, например, принадлежность к семье, роду, человечеству и т.п.
После этого процедура Магического театра переходит в следующую стадию , которая отличает данную практику от психодрамы и других аналогичных методов. Ведущий входит в особое состояние , называемое "зеркалом ", а также передаёт это состояние персонажам . В результате у людей, играющих роли героев внутреннего мира участника, убираются "шумы", происходит тонкая настройка и они начинают действовать как единый целостный организм. На сцене происходит действие, отражающее все нюансы внутренней жизни участника. Задача ведущего — усиливать драматизм процесса , фокусируя обострённые противоречия на работе души. В какой то момент происходит преображени е — ранее неуправляемые субличности начинают переформировываться и интегрироваться. Возникают трансперсональные переживания и на этой высокой ноте акт Магического театра завершается.
Практика Магического театра имеет множество областей применения , условно их можно разделить на три уровня:
- Задачи донормативного развития : решение физических и психических проблем, социальная адаптация.
- Задачи нормативного развития : становление личности, творческая самореализация, профессиональная самореализация, закалка психики и др.
- Задачи сверхнормативного развития : реализация предназначения, поиск своей истинной природы, помощь другим людям в решении перечисленных задач.
Хотя в данной системе задачи выстроены в иерархическую структуру, только ведущий может определить первоочередность их решения для конкретного случая и сформировать оптимальную стратегию .
За более 20 лет работы накоплен большой объем статистической информации , который позволяет оценить эффективность применения методики Магического театра: есть как объективные данные замеров состояния нескольких тысяч участников, так и их субъективнее оценки того, как повлияла данная практика на их жизнь. 70% людей не только решили заявленные проблемы , но и вышли на новый уровень мировоззрения. Другие 30% констатировали некоторые улучшения в своём состоянии. Практически все участники Магического театра отметили повышение эмпатии, толерантности, стрессоустойчивости, появление способности самостоятельно решать свои проблемы , при этом значительно снизились тревожность, мнительность и депрессивность .
Лебедько Владислав Евгеньевич (31 мая 1966, Ленинград) — советский и российский писатель, культуролог, психолог, профессор, заведующий кафедрой «Магический театр и архетипические исследования» при факультете психологии и педагогики МУФО.
Имеет учёные степени доктора психологии в области общей психологии (Ph.D.) и гранд-доктора философии в области психологии и культуры, автор метода краткосрочной групповой психотерапии и исследования сложных социальных систем «Магический Театр», психолог-психотерапевт.
В 1989 году окончил ЛИТМО по специальности «Квантовая электроника». В 1992 году — окончил СпбГУ, факультет психологии по специальности «Практический психолог». С 1983 года учился у многих российских мистиков и психологов. Занимается консультированием, целительством, ведением семинаров, написанием статей и книг.
Автор книг: «Осознание. Мастерство. Психотерапия», «Хроники Российской саньясы (из жизни российских мистиков 1960-1990 гг.)» 1-4 тома,«Магия в профессии и творчестве», «Медитации на Joker’е», «Причастие (Великая Ересь)».
Создал в 1992 году и развил уникальный метод исследования архетипических сюжетов и преображения личности — «Магический Театр». Автор направления в консультировании, целительстве и психотерапии — «Режиссура жизненного пути».
В настоящее время занимается психологией, совместно с группами единомышленников в разных регионах РФ проводит семинары и исследования в этой области, обучает последователей проведению «магических театров».
Книги (41)
Эта книга – история о поисках любви, кризисе и сомнениях, человеческом становлении, исканиях истины, где причудливым образом переплетаются мистики древности и философы современности, атеисты и люди глубокой веры, алхимики, неоплатоники, герметисты, католики и православные, гностики и еретики...
В ней сочетаются глубокий анализ внутренних конфликтов и метафизика, романтизм и постмодернизм, наивность и цинизм, все Человеческое в человеке... И, конечно, Joker, который переворачивает любое мировоззрение вверх ногами, а потом играет им, освистывает, шутит, бодрит, срывает все маски, выводит из равновесия, еще и еще раз сталкивая читателя с обнаженным нервом Бытия...
Владислав Лебедько, Евгений Найденов
Магический Театр
Методология становления души
Магический Театр - уникальный метод, рожденный Владиславом Лебедько в 1992
году, дающий шанс окунуться в переживание таинств души - является важным элементом
работы человека на пути самопознания, индивидуации и реализации своего потенциала.
Является также мощным методом краткосрочной глубинной психотерапии.
Магический Театр - это не психодрама и не "расстановки", это действительно
Магический и действительно Театр, где Вы сможете стать актером, режиссером и
зрителем мистерии Вашей судьбы. Здесь исследуются и проживаются архетипические
сюжеты; здесь происходит таинство превращения внутреннего мира во внешний и
обратно с помощью "Зеркала"; Исцеление и трансформация, развязывание кармических
узлов, встреча с архетипами и богами, алхимическими потоками, арканными
субстанциями; Осознание и преображение фигур Игры Вашей жизни, Импровизация, смех
и слезы, прикосновение к Настоящему...
Глава 1. Первое знакомство с Магическим Театром. История его
возникновения и развития.
Глава 2. Некоторые теоретические модели.
- Цели и задачи;
- Драматизация и Работа Души;
- Жизненный путь, как совокупность нелинейных сюжетов ;
- Культурно-информационная матрица личности;
- Лестница мотивации;
- Вспоминание Силы;
- Архетипотерапия;
- Мифологическое Сознание.
Глава 3. Примеры Магических Театров.
Глава 4. Обучение.
Глава 5. Раскрытие смысла русских народных сказок с помощью
Магического Театра.
- Русские волшебные сказки и Магический Театр;
- Исследование сказки «По щучьему велению»;
- Исследование сказки «Елена Премудрая»;
- Исследование сказки «Пойди туда – не знаю куда».
Послесловие.
Глава 1.
Первое знакомство с Магическим Театром. История его
возникновения и развития.
(Эта глава написана В.Лебедько)
«Я оказался в сумрачной, тихой комнате, где без стула, на восточный манер, сидел на
полу человек, а перед ним лежало что-то вроде большой шахматной доски…
- Вы Пабло?
- Я никто, - объяснил он приветливо. – У нас здесь нет имен, мы здесь не личности. Я
шахматист. Желаете взять урок построения личности?
- Да, пожалуйста.
- Тогда, будьте добры, дайте мне десяток-другой ваших фигур.
- Моих фигур?..
- Фигур, на которые распалась ваша так называемая личность. Ведь без фигур я не
могу играть.
Он поднес к моим глазам зеркало, я снова увидел, как единство моей личности
распадается в нем на множество «я», число которых, кажется, еще выросло…
- Тому, кто изведал распад своего «я», мы показываем, что куски его он всегда
может в любом порядке составить заново и добиться тем самым бесконечного
разнообразия в игре жизни. Как писатель создает драму из горстки фигур, так и мы
строим из фигур нашего расщепленного «я» все новые группы с новыми играми и
напряженностями, с вечно новыми ситуациями. Смотрите!
Тихими, умными пальцами он взял мои фигуры, всех этих стариков, юношей, детей,
женщин, все эти веселые и грустные, сильные и нежные, ловкие и неуклюжие фигуры, и
быстро расставил из них на своей доске партию, где они тотчас построились в группы и
семьи для игр и борьбы, для дружбы и вражды, образуя мир в миниатюре. Перед моими
восхищенными глазами он заставил этот живой, но упорядоченный маленький мир
двигаться, играть и бороться, заключать союзы и вести сражения, осаждать любовью,
вступать в браки и размножаться; это была и правда многоперсонажная, бурная и
увлекательная драма…
И вот так этот умный строитель строил из фигур, каждая из которых была
частью меня самого, одну партию за другой, все они отдаленно походили друг на друга,
все явно принадлежали к одному и тому же миру, имели одно и то же происхождение, но
каждая была целиком новой.
- Это и есть искусство жить, - говорил он поучающе. – Вы сами вольны впредь на все
лады развивать и оживлять, усложнять и обогащать игру своей жизни, это в ваших
руках…»
Герман Гессе «Степной волк»
Мой Магический Театр появился на свет в январе 1992 года.
А началось все с детства. Пожалуй, одно из первых сознательных воспоминаний
детства связано с осознанным сновидением. У многих детей, осознанное сновидение -
отнюдь не редкое явление, хотя, вырастая, большинство забывает об этом. А у меня, где-
то в возрасте трех лет стали очень часто случаться сны, в которых я просыпался внутри
сна и начинал понимать, что я сплю. Длилась такая ситуация достаточно долго: с трех до
пяти лет я очень часто попадал в осознанное сновидение, потом это стало случаться все
реже, хотя лет до двенадцати отдельные случаи происходили. Это потом уже, занимаясь
практикой внутренней работы, годам к двадцати пяти – тридцати я стал сознательно
обращаться к теме осознанного сновидения. Так вот, если вернуться к периоду трех – пяти
лет, то именно тогда впервые проявились два мотива, которые и стали движущей силой
для внутренней работы. Это были, на первый взгляд, совершенно противоположные
мотивы: страх и интерес. Страх перед Неизвестным и благоговейный, трепетный интерес
к Неизвестному. Эти два состояния сопровождали меня очень долго, можно сказать, до
сих пор. Интерес направлял меня к Неизвестному самым непосредственным образом. Но,
чем больше я входил в Неизвестное, тем сильнее становился страх. Страх, в свою очередь,
послужил толчком для внутренней работы опосредованно - превратившись в проблему. Я
стал искать пути избавления от страха или преодоления его, что привело к необходимости
заниматься различными психотехниками, анализом своей личности. Через это я пришел к
психологии.
Следующий фрагмент, который всплывает в памяти, тоже относится к возрасту трех –
четырех лет. Дело было летом в Репино. Как то я с дедушкой шел к морю и по улице
проехала очень интересная машина: с разными шлангами, ведрами, приспособлениями
какими-то. Я спросил, кто это поехал. Дед ответил, что это ассенизатор. Естественно, у
меня, как у юного любителя техники появилась навязчивая мечта стать ассенизатором,
когда я вырасту. О чем я всем и говорил тогда. Взрослые удивлялись. А я вот вырос и эту
самую мечту в метафорической форме осуществляю… Детской мечте я остался верен…
Среди воспоминаний раннего детства – частые эпизоды связанные с небом. Я очень
любил смотреть на небо, и почти растворялся в нем. И всякий раз, когда растворение вот-
вот должно было произойти, я опять таки пугался исчезнуть в нем и даже упасть в небо.
То есть, возникало совершенно отчетливое ощущение, что все переворачивается вверх
ногами и я вот-вот буквально упаду в небо. Я хватался за траву, вскакивал на ноги и
пугался. Это опять проявление двух ведущих противоречивых мотивов – страха и
захватывающего интереса… Опять «хочу и боюсь».
Вот, например, такой. Я очень рано научился читать. А дома у нас была хорошая
библиотека, в том числе с большим количеством старых огромных томов, энциклопедий,
"Магический Театр - обучающий 1.5-годичный курс по специальности "Архетипотерапевт"
Магический Театр — уникальный метод, созданый Владиславом Лебедько в 1992 году - важный элемент работы на пути самопознания, индивидуации и реализации своего потенциала. Это мощный метод исследования и краткосрочной глубинной психотерапии.
Здесь осознаются, проживаются и преображаются архетипические сюжеты фигур Вашей жизни; здесь происходит таинство превращения внутреннего мира во внешний и обратно с помощью "Зеркала"; творится великая Импровизация, смех и слезы, прикосновение к Настоящему...
Магический Театр — это не психодрама и не "расстановки", это действительно Магический и действительно Театр, где Вы сможете стать актером, режиссером и зрителем мистерии Вашей судьбы.
Друзья, знакомые, все кто в теме Магического Театра, психотерапии или глубинного познания себя...
Мы организуем в Израиле уникальный обучающий 1.5-годичный курс по специальности "Архетипотерапевт".
Есть возможность получить второе высшее образование (для академаим) по специальности «Практический психолог. Специализация - архетипические техники и технологии» при МУФО (Оксфордская образовательная сеть)
Ведущий: доктор психологии, доцент кафедры Архетипических исследований МУФО, соавтор многих книг по этой теме - Найденов Евгений Георгиевич. Курс обучения состоит из шести семинаров с интервалом примерно 3 месяца.
Темы семинаров:
1 Семинар "Архетипические технологии".
Концепция мифологического сознания и Архетипических технологий.
Инициационное путешествие.
Инициация в мир архетипов.
2 Семинар «Продвинутые архетипические технологии»
Раскрытие архетипического вИдения.
Работа с поиском ключевого предка и отдача долгов архетипу.
Работа с регрессией. Работа с метафорой.
3 Семинар "Архетипическое исследование сновидений" (по книге «Архетипические исследования сновидений» и статье «Работа со сновидениями коллективного бессознательного»)
4 Семинар. "Введение в КИМЛ".
Объяснение структуры и свойств «семи Я».
Архетипотерапия (по книге «Архетипотерапия»), в сочетании с техниками на развитие ассоциативности и развитие воображения.
Архетипические исследования литературы.
5 Семинар. "Супервизии в процессах". Направление н раскрытие видения как можно большего числа ходов из каждой точки, выбор. Архетипотерапия машин желаний. Направление не на завершение гештальтов а расслоение своего желания от не своего.
6 Семинар. "Введение в особенности разнообразных архетипических технологий":
символические системы - Арканы Таро, Скандинавские Руны, Алхимические изображения, живопись, музыка, литература и т.д.
Представление об Архетипотерапии как возможности.
Это некоммерческий проект, поэтому цена курса всего 4200 шек (700 шек за семинар). Предоплата чеками на 6 платежей. Возможно и посещение отдельных семинаров (в этом случае цена семинара 850 шек).
Группа небольшая. Количество мест ограничено, предварительная запись обязательна.
Ведущий
Евгений Найденов (Минск)
Ученик и соведущий основателя метода Владислава Лебедько.
Зам. зав. кафедрой Архетипических исследований, доктор психологических наук.
Ведущий собственных тематических семинаров в технологиях Магического Театра и Архетипических Исследований в Москве, городах России, Украины и Белоруссии.
Ведущий обучающих программ по технологии Магического Театра.
Практический опыт в методе МТ и АИ - 10 лет.