Русский язык в начальной школе. Правила для начальной школы по русскому языку

Правила по русскому языку для начальной школы (в стихах).

1. Глаголы - исключения.
Гнать, дышать, держать, зависеть,
Слышать, видеть и обидеть,
А ещё смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.
Падежные предлоги.

2. Падежные предлоги.
И.п. -
Р.п. - около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, после, кроме.
Д.п. - по, к (а).
В.п. - через, в, на, за, про.
Т.п. - перед, с, над, за, под, между.
П.п. - при, в, об, о, на.

3. Род имён существительных.
К слову я подставлю «мой» -
Это значит род мужской.
Женский род - запомню я -
То, про что скажу «моя».
Средний род оно «моё» -
Вот и выучил я всё.

4. Правописание большой буквы.
Реки, горы и равнины,
Имена, фамилии, долины,
Клички всех животных,
Отчества людей -
Всё с заглавной буквы,
Ты пиши скорей.

5. Правописание гласных после шипящих.
Знаем твердо, что жи - ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только с а.
Где же встретим мы чу - щу,
То напишем с буквой у.

6. Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
Есть гласные ударные,
Но есть и безударные
Их нужно проверять,
В корне правильно писать.
Подбираем быстро слово,
И проверочка готова
Удареньем проверяем -
Ничего не забываем.

7. Что такое склонение?
Слово быстро изменяю,
Пишу его по падежам.
Склоненьем это называю
Запомнить это надо нам.

8. Правописание не с глаголами.
Всякий школьник это знает -
Не глагола избегает.
Не забудьте же, друзья,
Слитно их писать нельзя!

9. Правописание парных согласных в середине и конце слова.
Парные согласные нужно проверять,
Чтоб слова в тетради грамотно писать.
Родственное слово быстро подбери,
Парную согласную с гласной подружи.

10. Состав слова.
Приставка.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.
Корень.
Общая часть
Родственных слов
Корнем зовется -
Ответ наш готов.
Суффикс.
После корня он стоит,
Слово новое звучит.
Обозначу уголком -
Называю суффиксом.
Окончание.
На конце любого слова
Окончанье ищем снова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.
Правописание непроизносимых согласных.

11. Непроизносимые согласные
Такие все несчастные.
В словах мы их не слышим,
А вот в тетради пишем.
Чтоб они из слов не убежали,
Мы их долго проверяли.
Ищем мы такое слово,
Чтоб услышать её снова.

12.Имя существительное.
Часть речи удивительна -
Зовется существительным.
Предмет обозначает,
На Кто? Что? Отвечает.
Предметы, отвечающие на вопросы Кто? Что?

Про людей, зверей и рыб,
Насекомых и всех птиц
Спросим дружно - кто они?
Всем предметам остальным
Что? Вопрос мы зададим.

13. Имя прилагательное
Признак предмета обозначает,
На вопросы Какое? Какая, Какие? Какой? отвечает.
К существительному прилагается
Прилагательным называется.
Согласуется с ним везде.
В роде, числе, падеже.

14. Глагол.
Часть речи спросит
Что же делать?
Что сделал ты?
Что будешь делать?
Глаголом важно себя называет
Действие предмета обозначает.

15. Три склонения имён существительных.
Существительным зовусь,
На три склонения делюсь:
1 склонение - с окончаньем - А и Я -
Рода женского и мужского, друзья.
2 склонение - род мужской без окончанья,
А средний род - О - Е - плавное звучанье.
3 склонение - род женский с Ь на конце всех слов
Запомни - это правило для всех учеников!

16.Падежи.
Есть шесть братьев падежей
Нет на свете их дружней.
Согласованно живут
И порядок стерегут.
Именительный падеж
Самый главный он из всех.
На вопросы кто? что? отвечает
Подлежащим в предложении бывает.
А теперь падеж родительный,
Он не менее значительный.
Нет кого? чего? - волнуется
И с предлогом в рифму согласуется.
(Около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, кроме, после.)
Дательный падеж - добряк,
Всё стремится делать так:
Дать кому? чему? Быстрей -
По к (а) - предлогов нет дружней!
Винительный падеж всегда любуется,
Вижу что? кого? волнуется,
Через, в и на, за, про -
С предлогом согласуется легко.
Творительный падеж вещает,
Гордиться кем? И чем? решает.
Предлоги: между, с и над, за, под
Со словами дружбу бережёт.
Предложный вам сулит успех,
О ком? О чём? Он думает о всех.
Предлоги он свои не забывает,
При, в, об, о, на - он громко восклицает.

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24-26 учебных недель, 9 час в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный - подготовительный; букварный - основной, послебукварный - завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.) Примерные программы начального образования. Русский язык. - М.: Просвещение - АСТ, 2004. С. 9..

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1 час в неделю) или как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Цели обучения

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

1. развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Современные проблемы в преподавании русского языка

Перед обществом остро стоит проблема создания нормальной духовной среды для развития ребенка. Русский язык относится к тем предметам, результаты изучения которого и владение им определяются не только школьным обучением, но в значительной мере и обществом, в котором живет ребенок, окружающей его языковой и нравственно-эстетической средой. Сложившаяся в современном обществе языковая среда не способствует воспитанию чувства любви к русскому языку, трепетного, патриотического отношения к нему. Только школа, только учитель не могут переломить эту ситуацию. Требуются государственные меры, чтобы защитить язык страны от бессмысленного наплыва американизмов, вульгарных и пошлых речевых штампов, усиленно насаждаемых средствами массовой коммуникации.

Однако современное состояние речевой культуры обусловлено не только социально-политическими причинами, но и просчетами в преподавании дисциплин филологического цикла в целом и в частности в преподавании русского языка:

1. Изучение литературы происходит по сложившейся традиции автономно, не всегда согласуется содержание и структура дисциплин филологического цикла.

2. Недостаточно реализуются воспитательные возможности предмета «Русский язык».

3. По-прежнему доминирующим в практике преподавания русского языка остается правописно-орфографическая направленность.

4. Используемые методы преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях не всегда в достаточной степени ориентированы на развитие творческих способностей учащихся Болотов В.А. О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях// Мир русского слова. - №02. - 2002..

Правила по русскому языку для начальной школы (в стихах).

1. Глаголы — исключения.

Гнать, дышать, держать, зависеть,
Слышать, видеть и обидеть,
А ещё смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.

2. Падежные предлоги.

И.п. –
Р.п. – около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, после, кроме.
Д.п. – по, к (а).
В.п. – через, в, на, за, про.
Т.п. – перед, с, над, за, под, между.
П.п. – при, в, об, о, на.

3. Род имён существительных.

К слову я подставлю «мой» —
Это значит род мужской.
Женский род – запомню я –
То, про что скажу «моя».
Средний род оно «моё» —
Вот и выучил я всё.

4. Правописание большой буквы.

Реки, горы и равнины,
Имена, фамилии, долины,
Клички всех животных,
Отчества людей –
Всё с заглавной буквы,
Ты пиши скорей.

5. Правописание гласных после шипящих.

Знаем твердо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только с а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем с буквой у.

6. Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

Есть гласные ударные,
Но есть и безударные
Их нужно проверять,
В корне правильно писать.
Подбираем быстро слово,
И проверочка готова
Удареньем проверяем –
Ничего не забываем.

7. Что такое склонение?

Слово быстро изменяю,
Пишу его по падежам.
Склоненьем это называю
Запомнить это надо нам.

8. Правописание не с глаголами.

Всякий школьник это знает –
Не глагола избегает.
Не забудьте же, друзья,
Слитно их писать нельзя!

9. Правописание парных согласных в середине и конце слова.

Парные согласные нужно проверять,
Чтоб слова в тетради грамотно писать.
Родственное слово быстро подбери,
Парную согласную с гласной подружи.

10. Состав слова.

Приставка.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.
Корень.
Общая часть
Родственных слов
Корнем зовется –
Ответ наш готов.
Суффикс.
После корня он стоит,
Слово новое звучит.
Обозначу уголком –
Называю суффиксом.
Окончание.
На конце любого слова
Окончанье ищем снова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.
Правописание непроизносимых согласных.

11. Непроизносимые согласные

Такие все несчастные.
В словах мы их не слышим,
А вот в тетради пишем.
Чтоб они из слов не убежали,
Мы их долго проверяли.
Ищем мы такое слово,
Чтоб услышать её снова.

12.Имя существительное.

Часть речи удивительна –
Зовется существительным.
Предмет обозначает,
На Кто? Что? Отвечает.
Предметы, отвечающие на вопросы Кто? Что?

Про людей, зверей и рыб,
Насекомых и всех птиц
Спросим дружно – кто они?
Всем предметам остальным
Что? Вопрос мы зададим.

13. Имя прилагательное

Признак предмета обозначает,
На вопросы Какое? Какая, Какие? Какой? отвечает.
К существительному прилагается
Прилагательным называется.
Согласуется с ним везде.
В роде, числе, падеже.

14. Глагол.

Часть речи спросит
Что же делать?
Что сделал ты?
Что будешь делать?
Глаголом важно себя называет
Действие предмета обозначает.

15. Три склонения имён существительных.

Существительным зовусь,
На три склонения делюсь:
1 склонение – с окончаньем – А и Я
Рода женского и мужского, друзья.
2 склонение – род мужской без окончанья,
А средний род – О – Е – плавное звучанье.
3 склонение – род женский с Ь на конце всех слов
Запомни — это правило для всех учеников!

16.Падежи.

Есть шесть братьев падежей
Нет на свете их дружней.
Согласованно живут
И порядок стерегут.
Именительный падеж
Самый главный он из всех.
На вопросы кто? что? отвечает
Подлежащим в предложении бывает.
А теперь падеж родительный,
Он не менее значительный.
Нет кого? чего? – волнуется
И с предлогом в рифму согласуется.
(Около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, кроме, после.)
Дательный падеж – добряк,
Всё стремится делать так:
Дать кому? чему? Быстрей –
По к (а) – предлогов нет дружней!
Винительный падеж всегда любуется,
Вижу что? кого? волнуется,
Через, в и на, за, про –
С предлогом согласуется легко.
Творительный падеж вещает,
Гордиться кем? И чем? решает.
Предлоги: между, с и над, за, под
Со словами дружбу бережёт.
Предложный вам сулит успех,
О ком? О чём? Он думает о всех.
Предлоги он свои не забывает,
При, в, об, о, на — он громко восклицает.

Примерная программа по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В программе дается условное распределение учебных часов по крупным разделам курса. Примерная программа служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ, но не рекомендуется в качестве рабочей, поскольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: Пояснительную записку , раскрывающую характеристику и место учебного предметав базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению. Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность

(приблизительно 24-26 учебных недель, 9 час в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В Примерной программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный подготовительный; букварный – основной, послебукварный -завершающий. Последовательность работы, характер упражнений накаждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах. Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Обучение русскому

языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса,

пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.)

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии). Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1 час в неделю) или как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над

группами букв в порядке усложнения их начертания. Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Цели обучения

Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Основные содержательные линии

Языковой материал представлен в примерной программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в примерную программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом русский язык изучается с I по IV класс. Общее число часов – 675. Из них выделяется резерв времени (10%), который разработчики авторских программ могут использовать по собственному усмотрению.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним. В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы акцентировать внимание на роли, месте и значении речевой работы. Такие разделы программы, как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав слова» («Морфемика»), «Синтаксис и пунктуация» ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельностииспользоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Виды речевой деятельности

(135-130 час)

Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать,

поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.

Письмо. Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка (208 часов). Знакомство с гигиеническими требованиями при письме . Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Последующее закрепление гигиенических навыков письма. Развитие мелких мышцпальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений. Постепенный переход на скорописное письмо . Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказывании разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, инструкция). Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.)

Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста . Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).

Система языка (практическое усвоение)

Фонетика и графика

(135-130 час)

Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове, обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными, с двойными и непроизносимыми согласными.

Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительные ь и ъ знаки. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Небуквенные графические средства: пробел (раздельность написания: в поле, в шесть, ко мне и т.д.), черточка (знак переноса: кни-га, по-крышка и т.д.).

Состав слова

(105-110 час)

Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, приставки, суффикса. Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того жеслова.

Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Значение суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности.

Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание парных согласных в корне слова. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных.

Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках.

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря.

Морфология

(160-170 час)

Имя существительное . Значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род имени существительного: мужской, женский, средний . Существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь,нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь) . Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на –мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин ).

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными. Склонение имен прилагательных,

кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин. Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц ).

Местоимение . Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица, единственного и множественного числа. Склонениеличных местоимений . Раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в на-

стоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Практическое овладение способом определения спряжения глаголов по ударному окончанию и по неопределенной форме. Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь ). Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и IIспряжения), не с глаголами.

Предлог. Значение предлогов в речи. Отличие предлогов от приставок. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Лексика

Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова: анализ образцов использования в тексте,

употребление в собственной речи. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи.

Словари русского языка и их использование в учебной деятельности и повседневной жизни.

Синтаксис и пунктуация

Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); по эмоциональной окраске (интонации) – предложения восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Логическое ударение (практическое усвоение).

Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминологии). Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении.

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать

  • значимые части слова;
  • признаки изученных частей речи;
  • типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

уметь

  • анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;
  • различать произношение и написание слов;
  • находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
  • без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;
  • создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
  • соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
  • работы со словарем (алфавит);
  • соблюдения орфоэпических норм;
  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
  • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).