Сочинение по картине Васнецова «Аленушка» для школьников. В

Образ русской девочки-сиротки, трудолюбивой и доброй, простой и скромной, взволновал чуткое сердце художника и вдохновил на создание картины. Однако эта картина не иллюстрация к сказке. Васнецов создал не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девочки. Картина «Алёнушка» написана в 1881 г., находится в Третьяковской галерее.

Рассматривание картины

  • - Какой вам представляется Алёнушка? Отличается ли ваше представление об Алёнушке от представлений художника? (Нет, художник изобразил героиню, наверное, в тот момент, когда братец превратился в козленочка. Алёнушка очень грустна и печальна).
  • - Что вы можете сказать о названии этой картины? (Оно напоминает русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
  • - Верно. Замысел картины навеян русской народной сказкой. «Я всегда жил и живу Русью», - говорил о себе В.М. Васнецов. Детство художника прошло среди крестьян. Он хорошо знал жизнь народа, поэтому в картине В.М. Васнецова нашла отражение не только сказка, но и сама действительность.

Комплексный анализ картины под руководством учителя

Какое впечатление производит картина?

Какие чувства она вызывает?

Описание Алёнушки

Кого вы видите в центре картины?

Почему Васнецов изобразил Алёнушку в центре, на переднем плане картины? (Художник хочет, чтобы мы сразу на неё обратили внимание, она - главный персонаж в этой картине)

Где находится Алёнушка? (Она сидит на камне у озера)

Опишите позу девушки. (Алёнушка одиноко сидит у озера на сером холодном камне, обхватила колени рук, согнулась, положила голову на сцепленные руки)

Почему она приняла такую позу? (Она печально смотрит на воду, думая о чём-то грустном. Она пригорюнилась, поникла)

Какое у Алёнушки настроение? (Печальное, безотрадное, мрачное, унылое, безрадостное, сокрушённое, тоскливое, грустное, подавленное; она задумалась)

Как вы думаете, в чём причина печали Алёнушки? (У неё случилась беда; она грустит о братце, у неё тяжёлая безрадостная судьба, она осталась одна)

Какими словами можно охарактеризовать горе Алёнушки? (большое, великое, безутешное)

С помощью чего художник показал, что у неё безрадостная судьба? (Поношенные вещи, рваный обветшалый сарафан, старая, поблекшая от времени голубая кофта, на ногах нет обуви)

Как Виктор Михайлович относится к своей героине? (Он её любит, жалеет. Лицо показано добрым, обаятельным. Это душевная, сердечная девушка)

С помощью каких художественных приёмов художник привлекает внимание к лицу Алёнушки? (Он его сделал светлым, а вокруг всё тёмное)

Описание природы

Что можно сказать о природе, окружающей Алёнушку?

Опишите всё, что вы видите на переднем и заднем плане.

Какое время года изображено на картине?

Какие детали об этом свидетельствуют? (Желтые листья затаились на водной глади, берёзки усыпаны жёлтыми листьями, тоненькие трепетные осинки застыли в безмолвном молчании, серое мрачное унылое небо)

Как выдумаете, почему художник выбрал осень? (Осень - грустное, печальное время года. Природа увядает, умирает. Это вызывает грусть.)

Художник показывает, что природа грустит вместе с бедной девочкой.

При помощи каких средств художник показал это? (Молодые тонкие берёзки притихли. Осинки согнулись и склонили свои ветви к воде, кое-где поникли листья осоки)

Кто ещё на картине сочувствует горю Алёнушки? (Птички)

Почему вы так думаете? (Если бы им было весело, они бы летали, резвились, а на картине они изображены сидящими рядом с Алёнушкой, как бы внимают её тоске, но ничего не могут поделать)

Какие краски художник использует, чтобы создать печальное, безутешное настроение? (Холодные тона, мрачные краски создают грустное впечатление)

Обобщите сказанное. (Сильный ученик)

Поза девушки, выражение её глаз, одежда, время года, тёмный лес, серое небо, холодные безрадостные тона картины вызывают печальное, грустное настроение.

Отношение к картине

Выскажите своё отношение к картине, к Алёнушке? (Картина выражает печаль, главную героиню хочется пожалеть, образ Алёнушки вызывает сострадание)

Какое отношение к Алёнушке у Васнецова? (Он любит свою героиню и сострадает ей)

Да, художник очень любил этот образ. Он постарался взволновать зрителя образом простой, бедной, но обаятельной девушки. Эта картина вызывает чувства волнения и тревоги, сострадания и грусти. Она никого не оставляет равнодушным, заставляет нас грустить вместе с героиней.

Кажется неправдоподобным само предположение, что в России можно встретить человека, который не был бы знаком с творчеством русского художника Виктора Васнецова, и который не видел бы чудесной меланхоличной картины Аленушка. Эту работу художника Васнецова можно назвать иллюстрацией не только к русским таинственным сказкам, но и к самой жизни. Жизни загадочной, непредсказуемой, полной потрясений, непонятной для иностранцев, той жизни и того славянского мира, из которого выходят настоящие колоссы – вот об этом и будет мой рассказ по известной картине Аленушка.

Сочинение по картине художника В. Васнецова Аленушка

На красивом полотне живопи Аленушка, изображена меланхолия, тоскливая грусть и светлая печаль, и воспоминания о чем-то очень дорогом сердцу. Героиня устало склонила голову на колени, взгляд ее направлен в темные воды лесного пруда, а престолом ей служит большой замшелый камень. И столько в ней одиночества, сиротской скорби и кручинной думы, что не сопереживать героине картины просто нельзя. Окружает ее лесная чаща, темная, почти непроходимая. Ели встают стеной, а меж ними в просветах видны синие дали – необъятна Русь, нет числа ее лесам, рекам, лугам и болотам. От этого становится радостно и немного жутко. На эту патриотическую мысль в моем сочинении по картине живописца Васнецова Аленушка наводит меня тайное содержание картины русского мастера.

Краски, которыми пользовался великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов, подчеркивают переживания героини. Лето заканчивается, на поверхность пруда осыпается бледная листва. Завершается, меркнет день, и тревожно становится за судьбу девочки, оставшейся в одиночестве в лесу. В дополнение к сочинению по картине художника Васнецова Аленушка, я скажу, что обычно в пору золотой осени лес предстает на пейзажах мастеров русской живописной школы, расцвеченный праздничными, жаркими красками – зелеными, желтыми, красными. Но в полотне Аленушка мастер живописи использовал мрачные оттенки. Природа скорбит вместе с юной героиней, и ни одна деталь не уводит зрителя от главного – от ее печали.

Мой рассказ по картине Васнецова Аленушка

На известной картине Аленушка видна вода темная, возникает ощущение того, что озеро глубокое, бездонное, словно омут, в котором теряются отражения девушки, леса – вода все поглощает. Небо затянуто облаками, сквозь которые пробивается рассеянный больной свет. От всего пейзажа, от детализированного образа природы исходит скорбь не только о прошедшем лете, но и о нелегком положении Аленушки. В этом мрачном окружении, словно янтарь светится ее обнаженная рука, ее голова, устало склоненная к коленям, полная безрадостных дум. Лицо совсем юное, нежное, а глаза умудренной жизненным опытом женщины. Густые темно-русые волосы, словно водопад, стекают по ее плечам. Девочка не жалуется на судьбу, а только просит помощи, терпения и сил у родной природы. Образ Аленушки очень трогателен. Чем можно завершить рассказ по картине русского художника В. Васнецова Аленушка? Это откровение мастера о трудной судьбе сироты, об одиночестве и тоске. И это плач по всему русскому народу.

Пожалуй, трудно встретить человека, который бы не видел эту картину. Эта работа является иллюстрацией к русским народным сказкам.

На картине «Аленушка» я вижу, как девочка сидит на берегу озера, слегка склонившись над ним, и с грустью смотрит на озеро. Она будто просит у него помощи. Ее окружает чаща леса, почти непроходимая. От этого становится немного жутко. Краски, которыми пользовался художник, подчеркивают переживания девочки. Обычно лес рисуют более яркими красками: зелеными, желтыми, красными в пору «золотой» осени. Но здесь Васнецов использовал мрачные оттенки для изображения леса. Зеленый цвет он использовал темных, грязных оттенков. Редкие падающие листочки также показаны грязно-желтым цветом.

Озеро также чаще рисуют небесно-голубыми тонами, синими, в данном случае использовался практически черный цвет, а по озеру плывут опавшие листья. Вода темная, возникает чувство, что озеро очень глубокое. Даже небо изображено оттенками серого цвета с кучевыми облаками. Солнца не видно совсем. От всего образа природы исходит грусть не только о прошедшем лете, но и о тяжелом положении Аленушки. Сразу вспоминается известная сказка о ней, и о ее братце Иванушке.

Девочка сидит на большом камне и жалуется на свою тяжелую судьбу. Только с природой ей и остается разговаривать, просить помощи, потому что больше ее ждать неоткуда.
Судя по одежде девочки, видно, что она из простой крестьянской семьи. Ее наряд очень скромный, обуви нет совсем. Обычно девушки в старину одевались в красивые сарафаны, здесь мы видим на ней простую кофту и юбку в цветок. Даже основной фон юбки черный.
У Аленушки очень трогательный образ. Ее глаза грустные не по годам. Картина Васнецова говорит о трудной судьбе сироты, о тоске. В целом картина вызывает чувство жалости, грусти. Очень хочется помочь Аленушке, если бы знать, чем именно. Но, скорее всего, это невозможно.

Аленушка

Создание картины «Аленушка» было окончено в 1881 году. Она является одной из многих известных работ автора. Известная картина написанная по сюжету сказки о «Сестрице Аленушке и братце Иванушке». Работа исполнена маслом. Героиней картины была простая деревенская девушка из Ахтырки.

По центру картины мы видим на большом камне молодую, красивую девушку, что сидит, подогнув под себя ноги. Опустив голову на колени, одинокая девушка смотрит в глубокое озеро печальными глазами сиротской доли. В глазах девушки отображается боль и грусть. Все ее мысли о братце Иванушке, что потерялся. Хотя девушка совсем юная, но взгляд достаточно взрослый. Художник создал точный психологический портрет героини и сумел сделать ее образ понятным.

Одежда девушки простая и скромная, что было типично для простых христианских семей. Старая черная юбка с цветами, кофточка и босые ноги что говорит о бедности девушки. Темные тона в которых выполнена работа, контрастируют с румянцем простой девушки.

Начало осени это время года, что изображено на картине.Об этом свидетельствует опавшая листва на воде темного и глубокого озера. Поверхность воды гладкая из которой прорастает осока. Создатель картины настолько реалистично передал ту грусть и боль девушки. Что это чуствует даже природа. Густой и неприветливый лес на заднем фоне, хмурится осеннее небо. Картина создает такое ощущение, будто все замерло вокруг, не шелохнется ни одна веточка.

Только стайка ласточек, которые несут позитив и приятные ощущения.

С помощью красок создатель добивается нужного впечатления. Общий тон картины неяркий, преобладают зеленые, серые цвета.

Художник пытался понять, выразить русский дух и ему это удалось.

Эта картина у каждого человека вызывает чувство жалости и печали.

Сочинение описание картины Аленушка Васнецова

Картина Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка», встречается мне далеко не впервые. Эту иллюстрацию я помню с младенческого возраста, когда родители читали мне увлекательные сказки и показывали картинки из книжек. Это изображение я лицезрела на многих выставках на ряду с работами мирового значения. Картина «Аленушка» была частым гостем в книгах с русскими сказками, она стала настоящим символом русской народной сказки.

Такая популярность не вызывает особого удивления, ведь полотно написано выдающимся мастером, который определенно заслужил такую популярность.

Виктор Михайлович Васнецов, родился 15 мая 1848 года в семье с говорящей, древне русской фамилией. Обучался в духовном училище и конечно брал уроки рисования, кстати говоря, его младший брат пошел по стопам старшего и тоже стал художником, но не обрел такой популярности, как Виктор. Уже в 1893 году Васнецов стал полноценным членом Академии Художеств. Он внес несравнимый вклад в развитие всего русского искусства, а в особенности живописи, так как являлся непревзойденным живописцем, мастером кисти.

Картина «Аленушка», была создана в 1881 году, но до начала работы над картиной, художник написал ряд этюдов, на которых были изображены лесные пейзажи, а уже в итоговом варианте, он будто соединил их воедино и добавил девушку. Получилось прекрасное, сказочное полотно. На заднем плане можно заметить раскидистый дремучий лес, который одновременно манит, но и наводит жуть своей чернотой и непроходимыми елями, на переднем плане мы видим водоем, на котором вальяжно плавают уже пожелтевшие листики, что говорит о приближении осени.

На побережье спокойно лежат великаны-валуны, и на одном из них сидит юная девушка, она склонила голову на колени и смотрит печальным взглядом на воду. О чем она думает? О своем женихе? О братце Иванушке? Или о злой бабе-яге, которая подстерегает ее? Каждый додумывает свою историю, сочиняет свою собственную волшебную сказку. Можно обратить внимание на небольшие березки, растущие на берегу, они говорят о том, что это русская земля и только русская, что Аленушка простая русская девушка со своим богатым духовным миром.

Любоваться этим произведение искусства можно бесконечно, в любом случае оно вызывает много размышлений и у взрослого и у ребенка, позволяет заглянуть за кулисы известных сказок, разбудить в себе дремлющий русский дух.

5 класс, 6 класс

Сочинение рассуждение по картине

Она такая грустная и несчастная! И даже так, красивая.

У Алёнушки рыжие волосы. Темный сарафан с цветами, белая юбка под сарафаном и светлая кофта. Не похоже, чтобы это была праздничная одежда… И вообще, картина веселой совсем не выглядит. Цвета тёмные, девушка печальная. Вокруг неё чаща, а сидит она над темной водой – над омутом. Печалится, думает всякое.

Страшно, что она так и бросится с тоски в омут этот. Жаль было б её, ведь она такая красивая. Ей бы парня найти, а не грустить так уж тут.

Она как принцесса в мультфильмах. Но это и есть сюжет сказки. Она грустит из-за своего глупого брата. Он попал, конечно, в какую-то переделку очередную, а ей его выручать. По-моему, он выпил из лужи! Ну, выпил глупый грязной воды (с микробами) вот и отравился. Практически в больницу попал! В сказке это называется – «стал козлёнком». А пил он из лужи, которая была по форме похожа на след от копыта козлиного.

Кстати, а у всяких бесов тоже ведь козьи отпечатки! Не без проделок злых духов тут и темных сил. Вот и сидит Алёнушка, и плачет. Как теперь с таким братом жить? А если его кто зажарит?!

На картине осень. Рядом с героиней даже небольшие деревья – елочки и березки. Они похожи немного на неё. На поверхности воды осенние желтые листья. Небо серое, дождевое. Вот-вот ливень хлынет!

Не сидела б тут Алёнушка, а то промокнет, заболеет. Что над таким глупым братом-то плакать?

Когда она его расколдует, а она точно это сделает, даже если нужно пройти сотню испытаний, то она его ещё и простит. Не станет эта добрая девушка его ругать, а пожалеет. И после ни разу не вспомнит о его таком глупом поступке. А в итоге он опять во что-нибудь попадёт. А ей опять вытаскивать его!

А ведь, правда, почему не рискнуть? Если за тебя горой старшая сестра встанет, вытащит из любой беды.

Над Алёнушкой на ветке птички. Вот бы они, как в мультфильме, подсказали ей, как не быть такой доброй!

Конечно, сейчас надо брата выручить, хорошо. Можно списать на возраст юный такое поведение его. Но после пусть сам за себя отвечает! Чтобы не вырос совсем уж козленком.

  • Сочинение по картине Пластова Жатва 6 класс (описание)

    Пластов на своей картине Жатва изображает старичка в окружении молодых ребятишек, которые прервались от работы, чтобы перекусить. Возможно, они из одной семьи или просто из одной деревни и ребятишки помогают делать покос взрослому.

  • Сочинение по картине Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) описание

    Одним из величайших творений выдающегося российского и советского живописца Михаила Ивановича Авилова является картина Поединок на Куликовском поле. Данное полотно принесло настоящую известность и успех художнику.

  • Сочинение по картине Бродского Летний сад осенью 7 класс (описание)

    Богатая, яркая и в то же время грустная и унылая - это осенняя пора. Но, несмотря на это прекрасная пора года так и манит художников – рисовать ее. Много осенних картин написал и русский художник - Исаак Бродский

  • Сочинение по картине Лондон. Парламент Клода Моне 3 класс

    На картине Клода Моне изображен Вестминстерский дворец - место где заседает парламент Англии. Это красивейшее здание находится в Лондоне.

  • Сочинение по картине Щербакова Русь Подмосковная (описание)

    Картина русского живописца Щербакова «Русь подмосковная» - одна из самых известных его работ. Она является, простой и в то же время точно отражает дух своего народа.

На этой странице учителя найдут разработку урока развития речи по картине В. М. Васнецова "Алёнушка". Его я провожу в 5 классе на уроках литературы после изучения темы "Русские народные сказки". Кроме конспекта урока, здесь вы найдёте презентацию, иллюстрации, образец сочинения.

В. М. Васнецов - замечательный художник конца 19 века. С детства он полюбил русские народные сказки, и когда стал художником, то сделал предметом изображения своих картин сюжеты русских народных сказок и былин.

Его картины словно их продолжение. Вот скачет на сером волке Иван царевич, прижимая к своей груди Елену Прекрасную.

А вот царевна-лягушка танцует перед царём и его гостями.

Героями полотен В. М. Васнецова стали и Спящая царевна, и Царевна Несмеяна, и ковёр-самолёт.

Но, пожалуй, самой знаменитой сказочной картиной художника стала "Алёнушка".

Сегодня мы с вами попытаемся написать сочинение-описание по этому полотну, но прежде посмотрим диафильм (мультфильм) "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".

  • Кто главные действующие лица сказки?
  • Какие ещё действующие лица есть в сказке?
  • Какие черты характера присущи Алёнушке?
  • Какой момент сказки изображён на полотне?
  • Что делает Алёнушка? (она сидит, поджав под себя ноги, обняв руками колени и склонив голову)
  • Где она сидит? (Алёнушка сидит на камне у лесного пруда)
  • Во что она одета? (На ней выцветшая рваная голубая рубашка и цветастая юбка. Ноги её босые. Из-под юбки виден край белой сорочки)
  • Каково выражение её лица? (У неё грустный, задумчивый взгляд)
  • Как вы считаете, о чём она задумалась?
  • Опишите её волосы (Её золотисто-каштановые волосы волнами спадают на её скрещенные руки, наполовину закрывая её лицо)
  • Что вы видите на переднем плане полотна? (На переднем плане полотна мы видим застывшую чёрную воду лесного пруда, на глади которого покоятся золотые опавшие листья. Зелёная осока стрелами вытягивается из воды)
  • Что вы видите на заднем плане полотна? (Густой ельник со всех сторон стеной обступил героиню, загораживая лучи заходящего солнца)
  • Попробуйте описать осинки (Тонкие осинки шелестят на ветру своими сухими продрогшими листочками, как бы сочувствуя Алёнушке и нашёптывая ей советы.)

Перед тем как начать писать сочинение, надо собрать материалы к нему. Этим мы сейчас и займёмся.

  • Чтобы не повторяться в сочинении, слово "картина" какими близкими по смыслу можно заменить? (Картина - полотно, шедевр, произведение искусства)
  • Как можно заменить слово "художник"? (Художник - автор полотна, мастер)

Я хочу вам сообщить, что картина пишется красками, а не рисуется, поэтому не пишите в сочинении "нарисовал". Он её написал.

  • Как можно заменить слово "написал"? (Написал - изобразил, создал, представил)
  • Для чего мы подбираем эти слова? (чтобы не допускать повторов в сочинении)

Следующий этап урока - заполнении таблицы материалами к сочинению. Ребята вместе с учителем записывают словосочетания.

В сочинении можно использовать сказочные элементы: зачин, концовку, присказку, оговорку, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Приведите примеры таких средств, которые подходят к данному сочинению. (Жила была сестрица Алёнушка, и был у неё братец Иванушка. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И будет она жить-поживать да добра наживать. Красна девица, косы длинные, руки белые, ножки быстрые, тёмный лес, рубашечка, глазоньки, рученьки, братец).

  1. Зачин
  2. Каким образом оказалась Алёнушка у пруда?
  3. Описание картины
  • фигура и поза
  • одежда
  • выражение лица
  • волосы
  • вода, осока, листья на воде
  • враждебный лес
  • дружеские осинки
  1. Что же будет потом?
  2. Алёнушка - замечательная героиня русской народной сказки
  3. Васнецов - создатель знаменитого полотна.

Напоминаю, что каждый пункт плана надо писать с красной строки.

Послушайте теперь образец сочинения.

Жила была сестрица Алёнушка, и был у неё братец Иванушка. Однажды Иванушка не послушался своей сестрицы и превратился в козлёночка.

Это вступление-зачин. Обратите внимание, какой он короткий - всего 2 предложения. Не надо пересказывать всю сказку, достаточно двух предложений.

Сидит Алёнушка у чёрной лесной водицы и оплакивает своего непослушного братца. Вся её фигура выражает скорбь и печаль. Босые ножки поджаты под себя. Белые рученьки обвили колени. Красивая головка склонилась на скрещенные руки.

Видите, о каждом предмете изображения составляется отдельное предложение.

На ней выцветшая рубашка, пёстрая юбка, из-под которой виден край белой сорочки.

Теперь необходимо связать одежду с выражением лица. Как это сделать?

Её бедная одежда вызывает чувство сострадания и жалости. Столь же жалко и её лицо. Оно выражает грусть, задумчивый взгляд устремлён на стоячую гладь лесного пруда.

Видите, как от взгляда можно перейти к пруду.

На чистой водице медленно плывут, как маленькие лебеди, золотистые листочки. Зелёная тонкая осока вытягивается из воды.

Мы ещё не писали о золотых волосах Алёнушки. Как к ним перейти? Лучше от золотистых листочков.

Необыкновенно гармонируют с золотой листвой каштановые рассыпавшиеся волосы Алёнушки. Они волнами спадают на её колени, наполовину закрывая лицо героини.

Густой зелёный ельник враждебно надвинулся на красную девицу, заслоняя лучи заходящего солнца, но тонкие озябшие осинки, дрожа своими листочками, словно две подружки, нашёптывают девушке свои советы.

Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Посмотрите, как хорошо использовать оговорку для перехода к 4 пункту плана.

Найдёт Алёнушка выход из создавшегося положения и снова будет вместе со своим братцем Иванушкой жить-поживать да добра наживать.

Не зря В. М. Васнецов изобразил её на своём замечательном полотне. Алёнушка обладает необыкновенными качествами русского человека: умением любить, заботиться, сопереживать, быть кроткой и терпеливой.

  • #1
  • #2