§2. Техники высокой печати

Гравюра режется на крепком и упругом дереве, причем здесь в отличие от гравюры на металле, выбираются будущие светлые места, а будущие темные места оттиска (это высокая печать).

Самый лучший материал для досок – пальма, затем самшит кавказский, используется так же бук и груша. Гравюры, не предназначены для многочисленного тиражирования, можно делать и на других, более мягких породах дерева, например на березе.

Доски для гравюр готовят следующим образом. От бревна отпиливают кружки примерно 3см. в течение 2-х недель их просушивают в комнатных условиях. Затем из каждого кружка вырезают по прямоугольнику, которые снова сушат. Лицевую сторону прямоугольника шлифуют шкурками и полируют пемзой.

Режут гравюру на дереве обычными резцами (стамесками) которые называются штихелями. Они получают различные сечения в зависимости от назначения. От их назначения и называют их по – разному: грабштилем, тонштилем, болштилем, и т. д. Самые большие белые места вынимаются стамесками. Эти инструменты можно изготавливать и самостоятельно, используя для этого надфили или некоторые стоматологические и хирургические инструменты.

Чтобы вырезанный рисунок был хорошо виден, доску слегка тонируют тушью. Можно тонировать и типографической краской, разбавленную бензином. Затем доску протирают воском и до блеска полируют суконкой. Рисунок, подлежащий переводу на доску, делают на бумаге иле кальке мягким карандашом, прикладывают лицом к доске и притирают, карандаш переходит на вощеное дерево.

Подготовленная для гравирования доска обязательно кладется на подушку, сшитую из кожи или из прочной парусины и набитую сухим песком. Она служит для того, чтобы во время работы доску можно было свободно поворачивать и класть с любым наклоном, отдельным в каждом отдельном случае.

Сидеть при работе надо прямо, не сгибаясь, руки держать на весу. Процесс гравирования требует выдержки и терпения, спешить тут никак нельзя.

Литография.

Литография – от греческого: Litos – камень и графо – пишу. Это вид графического искусства, когда изображение исполняется на особом отполированном камне и затем с него печатается на специальном станке. Если рисунок на камне исполняет сам автор – художник, то такое изображение называется автолитографией. Печатанье производится не с выпуклой или рубленой формы, а с совершенно гладкой плоскости и является результатом физико-химических процессов, происходящим между материалом формы и теми веществами, которыми эта форма обрабатывается. На поверхности печатной формы получаются две среды, обладающие разными свойствами: одна (образующая рисунок) принимает на себя краску, а другая (образующая пробели между элементами изображения) не принимает ее.

Это происходит потому, что литографский камень состоит в основном из углекислого кальция, обладающего способностью с одной стороны, легко принимать на себя жиры, а с другой – под действием азотной кислоты становится совершенно невосприимчивым к ним.

На плоский камень наносят специальным литографским карандашом рисунок, после чего камень обрабатывают кислотой и, слегка увлажнив его, наносят краску. Краска пристает только в тех местах, где рисунок, а с чистого камня скатывается и он остается чистым. Литографский карандаш или тушь представляют собой смесь сала, мыла, воска, некоторых смол и пигмента.

Литография как способ печати была изобретена в конце Х\/111 века в Германии печатником А.Зенефельдом. В начале Х1Х века получила распространение сначала только как черно-белая. Чтобы получать цветное изображение, оттиски в то время раскрашивали акварелью от руки. В середине Х1Х века появилась цветная литография, в которой изображение печаталось с нескольких камней, по числу применяемых красок. Как самостоятельный вид подлинного графического искусства цветная литография зародилась только в конце Х1Х века.

Этим видом графического искусства можно заниматься, имея лишь специальное оборудование и мастерскую.

Гравюра, которая выполняется на поперечном распиле – торце – дерева. Основой для гравюры служит дерево твёрдых пород – самшит, пальма. В качестве инструментов используются преимущественно штихели . Вырезанные углубления в отпечатке получаются белыми, а передача тона достигается за счёт сочетания штрихов.

На протяжении длительного периода торцовая гравюра использовалась лишь в репродуцировании. Гравёры создавали на основе работ художников печатные формы, порой проявляя в работе такое мастерство и художественный вкус, что многих из них смело можно назвать соавторами произведений. Примером подобного подхода к работе являются иллюстрации к «Мёртвым душам» Н.В. Гоголя, выполненные гравёром Е. Вернадским, который за основу брал рисунки А. Агина. Выдающиеся образцы гравированных иллюстраций были созданы Доре, Гаварни, Домье. Большим умением и узнаваемой авторской манерой характеризуются работы мастеров гравёрного дела В. Матэ и Л. Серякова.

К началу XX века торцовая гравюра вышла за рамки репродуцирования. Западноевропейские и русские мастера занялись разработкой авторской печатной формы. Одними из первооткрывателей эстампа в Европе стали немецкий художник К. Колльвиц, французский мастер Ф. Валлотон, бельгиец Ф. Мазереель.

В России наиболее выдающиеся образцы торцовой гравюры относятся к советскому периоду. Попытки создания гравюр в книжной и станковой графике делались русскими художниками и до революции , но таких попыток было относительно немного, советская же торцовая гравюра отличалась оригинальностью и многообразием. В качестве примера можно привести работы В.А. Фаворского, удивительные по масштабу идейной составляющей, одновременно простые и глубокие – сочетание, характерное для произведений выдающегося художественного обобщения.

Китайские литературные источники относят первые печатные изображения с деревянных досок к VI веку . Самая ранняя из сохранившихся китайских гравюр создана в IX веке . К более раннему периоду относятся древнейшие отпечатанные с досок тексты: в Корее найден текст, оттиснутый в первой половине VIII века , а в Японии - фрагмент буддийского текста, датируемый 60-ми годами того же столетия . Ксилография возникла в Китае не позднее X века . В «Алмазной сутре» (датированной 868 годом н. э.), которая ныне хранится в Британской библиотеке , указано, что мастер Ван Чи вырезал доски и напечатал книгу «ради поминовения усопших родителей своих».

Техника

В самых общих чертах история техники гравюры на дереве сводится к следующему.

Продольная (обрезная) гравюра

Первоначально техника гравирования в Западной Европе , как и на Востоке, была близка к технике изготовления досок для набойки . В старой продольной гравюре основным строящим форму элементом был нож, а в распоряжении гравёра имелся набор ножей разной величины и формы.

На отшлифованную поверхность доски (если предполагается тиражировать гравюру в типографском станке - толщиною около 2,5 см) наносится рисунок, после чего линии этого рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, сам же штрих остаётся нетронутым (отсюда одно из названий продольной гравюры - «обрезная»), а фон выбирается широкими стамесками до глубины 2-5 мм. После этого доску закатывают специальной краской и выполняют оттиск на бумагу.

Важнейшая особенность старой «обрезной» гравюры - господство чёрного штриха. Технически вполне возможен и белый штрих; его достаточно часто можно видеть в старых гравюрах, например, в иллюстрациях флорентийских изданий конца XV - начала XVI века. Были даже гравюры, нарезанные как негатив - белым по чёрному, например, работы швейцарского мастера XVI века Урса Графа («чёрная манера» в гравюре на дереве). Но всё это воспринимается скорее как исключение из общего правила. В системе художественных средств старой «обрезной» гравюры белый штрих занимает скромное место.

Современные мастера продольной ксилографии пользуются помимо ножей также инструментами, которые применяются в линогравюре . Это угловые и полукруглые стамески, подобные клюкарзам, применяемым резчиками по дереву, - прямые или слегка изогнутые, вставляемые в точёные грибовидные ручки, а иногда - в прямые (например, в японском наборе инструментов).

Торцовая (тоновая, репродукционная) гравюра

Первые образцы западноевропейской гравюры , выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV - веков. В 1780-х годах английский художник и гравер Томас Бьюик ( -) изобрёл способ гравюры на поперечном срезе ствола твёрдых пород дерева. Он сам создал иллюстрации к «Общей истории четвероногих» и двухтомной «Истории птиц Британии» .

Торцовая гравюра произвела переворот в книжной графике. Ксилография снова заняла господствующее положение в книге, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения.

В торцовой гравюре инструментами служат штихели, подобные тем, какие употребляют в глубокой гравюре на металле, но более разнообразной формы. Штихель представляет собой узкий стальной стержень различного сечения, длиной 10-11 см, с режущим концом, заточенным под углом 45° (для металла штихели затачивают под более тупым углом). Другой конец вставляется в ручку грибовидной формы. Нижняя, обращённая к доске часть ручки плоско срезается. Если положить штихель с ручкой на доску, режущий конец его может быть слегка приподнят.

Торцовую гравюру называют также «тоновой», поскольку одной из основных отличительных особенностей её является чрезвычайно широкий линеарный диапазон, позволяющий создавать произведения, наделённые уникальными возможностями богатой пластической выразительности: от чёткого рисующего чёрного и белого штриха до пятна с разнообразной цветовой и фактурной характеристикой, тончайшие переходы тона. Эти её достоинства стали причиной использования торцовой гравюры для репродуцирования. Отсюда третье название торцовой гравюры - «репродукционная».

М. Верхоланцев. Экслибрис М. Кораблёва. 1970. Торцовая гравюра

Morihite. «M.Koide. Op.7». Гравюра на органическом стекле. 1989

Ещё одной особенностью торцовой гравюры, выгодно отличающей её от продольной, является долговечность печатной формы. Качественные оттиски с продольных досок возможны в пределах нескольких сот, максимум - тысяч. Исключением можно считать те случаи, когда произведение подразумевает чисто декоративные качества, а структурные особенности композиции не столь существенны, когда практически отсутствует штриховка. После многократной печати штрихи раздавливаются, происходит заплыв краски, что делает невозможным получение качественных оттисков. Напротив - торцовые доски использовались даже для стандартного типографского тиражирования, когда они включались в форму для печати инициалов, заставок и даже больших иллюстраций. Тираж при малом изменении качества может доходить до нескольких десятков тысяч.

В качестве материала, заменяющего традиционно используемый в торцовой гравюре самшит и другие сходные по своим свойствам породы дерева, с некоторых пор применяют пластики, в том числе органическое стекло. При незначительных, непринципиальных изменениях техники, работа с этими материалами почти не сказывается на валёре.

Очевидными техническими недостатками торца является, во−первых, ограничение размеров произведений, обусловленное толщиной ствола, из которого делается форма; самшит, идеальный для торцовой гравюры, до приемлемых размеров вырастает чрезвычайно медленно, и ареал его сравнительно невелик, а вырубка, например, на Кавказе практически прекращена или производится исключительно из санитарных соображений; во−вторых, именно последнее условие диктует потребность использования иных материалов. Первый фактор успешно преодолевается склейкой досок, что позволяет делать работы крупного формата, примером чему служат произведения В. Фаворского , сопоставимые по этим параметрам с продольными гравюрами среднего размера. Но ещё У. Блейк без особого ущерба для решаемых задач резал на груше , что можно расценивать как изначально найденный путь преодоления второй проблемы. О том, что позволяет решить обе их, уже сказано: это - пластик .

Мастера ксилографии

Примечания

Литература

  • А. П. Журов, К. М. Третьякова. Гравюра на дереве. «Искусство». Москва. 1977
  • Иван Павлов. Жизнь русского гравера. Издательство Академии Художеств СССР. Москва. 1963
  • В. А. Фаворский. Литературно−теоретическое наследие. «Советский художник». Москва. 1988
  • Популярная художественная энциклопедия. В 2−х книгах. «Советская энциклопедия». Москва. 1986

Ксилография (греч. xylon дерево + grapho пишу) - гравюра на дереве и оттиск с такой гравюры.

Гравюра на дереве - разновидность репродукционных форм высокой печати. При изготовлении гравюры гравер острыми инструментами обрезает со всех сторон каждую линию, каждый штрих изображения, т.е. вырезает пробельные места - участки, которые не должны отпечататься на оттиске.

Различают ксилографию торцовую и продольную.

На рисунке слева представлена репродукция со старинной (1497 г.) обрезной гравюры книжного украшения; справа в качестве образца торцовой гравюры приведен фрагмент гравюры-иллюстрации к "Борису Годунову" Пушкина, выполненной В. А. Фаворским; внизу изображение шотландских солдат 1631 г.

Продольная ксилография

Также называется обрезной, или очерковой, - старейший вид гравюры на дереве. Выполняется на доске, отпиленной вдоль слоев (ствола) древесной массы.

Для продольной ксилографии применяются мягкие породы деревьев: липа, груша. Так как древесная масса неоднородна, то при гравировании инструменты "легко идут" вдоль и "скачут" поперек слоев дерева, что не позволяет гравировать изображение тонкими линиями и делать его с оттенениями.

Как промышленная печатная форма ксилография давно не применяется.

Торцовая ксилография

Торцовая ксилография, также называемая тоновой, - гравюра, выполненная на доске, отпиленной поперек (ствола) дерева, т.е. в торец. Дерево используют твердое и мелкослойное: самшит или пальму. Линии в торцовой гравюре отличаются большой четкостью, что позволяет имитировать линиями изменение силы тона.

Торцовая гравюра выдерживает тираж до 15 тысяч оттисков. Если необходимо печатать больший тираж, изготовляют гальваностереотип. Гравюра, предназначенная для печатания вместе с типографским набором, должна равняться росту литер.

Художественный gроцесс

Создание традиционной ксилографии основано на деликатном разделении труда между тремя мастерами - художника, резчика по дереву и печатника. Все три мастера должны быть, если не равными, то близкими по уровню мастерства. Если один из мастеров затмевает умением другого или, напротив, его навыки ниже, чем требуется, высокое качество оттиска не удастся получить. Когда же навыки троих участников процесса гармонизированы, гравюра на дереве печати намного превосходит ту, которая могла бы быть произведена единственным универсальным мастером.

Изготовление ксилографии начинается с эскиза. Помимо оригинальной картины, художник создает зеркальный вид шаблона, чертеж, который послужит своего рода руководством для выполнения эстампа. Эскиз представляет собой, как правило, линейный набросок черной краской. Если гравюра предполагается цветной, то художник создает отдельный эскиз для каждого цвета в отдельности. В японской терминологии данный процесс называется хансита-е.

Эскиз, выполненный на бумаге, передается резчику по дереву. Резчик прикрепляет эскиз на деревянный брусок, переводит изображение на поверхность древесной плиты и вырезает клише. Художник и резчик должны тесно сотрудничать в ходе всего процесса.

Готовые клише для каждого цвета доставляются печатнику, и создание гравюры приближается к своей кульминации. В зависимости от замысла художника и сложности рисунка, печатник следует тому или иному методу печати. Печатник создает сложные комбинации пигментов и манипулирует ими, чтобы воспроизвести полную гамму оттенков, согласно оригинальной картине.

Разделение труда при создании ксилографического изображения характерно для средневековья, когда ксилография была единственным способом создания графического изображения, пригодного для тиражирования. Теперь, когда гравюра на дереве более не является промышленной дисциплиной, но станковой формой искусства, художники обычно справляются в одиночку, воспроизводят весь процесс (от эскиза до печати) самостоятельно.

Отделка ксилографического клише

Придумать и вырезать рисунок - не самое главное в технологии изготовления ксилографических форм. Значительно большее время уходит на их отделку, состоящую из ряда операций.

Обводка клише заключается в нанесении гравером линий, оконтуривающих каждое отдельное изображение. По этим линиям производится выпиливание.

Фрезеровка заключается в углублении больших по площади пробельных участков; производится на станке с вертикальной фрезой.

Фацетировка - выстругивание фацета на растровых клише, а также на шрифтовых клише прямоугольной формы со сплошным мелким штрихом, - осуществляется на строгальных станках и имеет целью в таких пластинках-клише отвести место для вбивания гвоздей.

Чтобы уровнять рост готового клише с ростом литер типографского набора пластину-клише прикрепляют к деревянной, металлической или пластмассовой подставке (или колодке). Для точной подгонки роста клише юстируется.

Ксилография (греч. ξύλον - дерево и γράφω - пишу, рисую) - гравюра на дереве, основная и древнейшая техника гравюры. Печатная форма (клише) выполняется ручным гравированием. Изображение в ксилографии. отпечатывается с плоской поверхности деревянной доски, покрытой краской, от которой свободны углубления, вырезанные между элементами изображения. Формы, изготовленные способом ксилографии., выдерживают до 15 тыс. оттисков. Для больших тиражей с ксилографических досок делается гальваноклише *. Являясь древнейшим видом гравюры, ксилография издавна служила для создания как иллюстраций в печатных книгах, так и эстампов *. В 19 в. широко применялась для печатания иллюстраций и репродуцирования живописи и рисунка в книгах и журналах. Ксилография, в отличие от других видов гравирования (офорт, резцовая гравюра и прочие) имеет своей целью исключительно получение оттисков на бумаге (печатные формы не представляют собой значения как самостоятельные художественные произведения).

Продольная (обрезная) гравюра

Первоначально техника гравирования в Западной Европе, как и на Востоке, была близка к технике изготовления досок для набойки. В старой продольной гравюре основным строящим форму элементом был нож, а в распоряжении гравёра имелся набор ножей разной величины и формы.

На отшлифованную поверхность доски (если предполагается тиражировать гравюру в типографском станке - толщиною около 2,5 см) наносится рисунок, после чего линии этого рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, сам же штрих остаётся нетронутым (отсюда одно из названий продольной гравюры - «обрезная»), а фон выбирается широкими стамесками до глубины 2-5 мм. После этого доску закатывают специальной краской и выполняют оттиск на бумагу.

Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в технике обрезной гравюры на дереве, появились на рубеже XIV-XV веков. Они были религиозного содержания, что предопределило распространение этого «ремесла»: сначала это была Бавария, Эльзас, провинции Священной Римской империи. Если сначала это были преимущественно религиозные изображения, то затем стали появляться сатирические листки, календари и азбуки. Первая датированная ксилография называется «Св. Христофор» и выполнена она была в 1423 году.

Святой Христофор. Продольная гравюра. 1423 г.

Важнейшая особенность старой «обрезной» гравюры - господство чёрного штриха. Технически вполне возможен и белый штрих; его достаточно часто можно видеть в старых гравюрах, например, в иллюстрациях флорентийских изданий конца XV - начала XVI века. Были даже гравюры, нарезанные как негатив - белым по чёрному, например, работы швейцарского мастера XVI века Урса Графа («чёрная манера» в гравюре на дереве). Но всё это воспринимается скорее как исключение из общего правила. В системе художественных средств старой «обрезной» гравюры белый штрих занимает скромное место.


"Негатив"-гравюры Урса Графа (Urs Graf)

Современные мастера продольной ксилографии пользуются помимо ножей также инструментами, которые применяются в линогравюре. Это угловые и полукруглые стамески, подобные клюкарзам, применяемым резчиками по дереву, - прямые или слегка изогнутые, вставляемые в точёные грибовидные ручки, а иногда - в прямые (например, в японском наборе инструментов).

Торцовая (тоновая, репродукционная) гравюра

Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV-XV веков. В 1780-х годах английский художник и гравер Томас Бьюик (1753-1828) изобрёл способ гравюры на поперечном срезе ствола твёрдых пород дерева. Он сам создал иллюстрации к «Общей истории четвероногих» и двухтомной «Истории птиц Британии».



Ксилографии из Истории птиц Британии Томас Бьюик 1847 г

Торцовая гравюра произвела переворот в книжной графике. Ксилография снова заняла господствующее положение в книге, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения.

В торцовой гравюре инструментами служат штихели *, подобные тем, какие употребляют в глубокой гравюре на металле, но более разнообразной формы. Штихель представляет собой узкий стальной стержень различного сечения, длиной 10-11 см, с режущим концом, заточенным под углом 45° (для металла штихели затачивают под более тупым углом). Другой конец вставляется в ручку грибовидной формы. Нижняя, обращённая к доске часть ручки плоско срезается. Если положить штихель с ручкой на доску, режущий конец его может быть слегка приподнят.

Торцовую гравюру называют также «тоновой», поскольку одной из основных отличительных особенностей её является чрезвычайно широкий линеарный диапазон, позволяющий создавать произведения, наделённые уникальными возможностями богатой пластической выразительности: от чёткого рисующего чёрного и белого штриха до пятна с разнообразной цветовой и фактурной характеристикой, тончайшие переходы тона. Эти её достоинства стали причиной использования торцовой гравюры для репродуцирования. Отсюда третье название торцовой гравюры - «репродукционная».

Ещё одной особенностью торцовой гравюры, выгодно отличающей её от продольной, является долговечность печатной формы. Качественные оттиски с продольных досок возможны в пределах нескольких сот, максимум - тысяч. Исключением можно считать те случаи, когда произведение подразумевает чисто декоративные качества, а структурные особенности композиции не столь существенны, когда практически отсутствует штриховка. После многократной печати штрихи раздавливаются, происходит заплыв краски, что делает невозможным получение качественных оттисков. Напротив - торцовые доски использовались даже для стандартного типографского тиражирования, когда они включались в форму для печати инициалов, заставок и даже больших иллюстраций. Тираж при малом изменении качества может доходить до нескольких десятков тысяч.

В качестве материала, заменяющего традиционно используемый в торцовой гравюре самшит и другие сходные по своим свойствам породы дерева, с некоторых пор применяют пластики, в том числе органическое стекло. При незначительных, непринципиальных изменениях техники, работа с этими материалами почти не сказывается на валёре.

Очевидными техническими недостатками торца является, во−первых, ограничение размеров произведений, обусловленное толщиной ствола, из которого делается форма; самшит, идеальный для торцовой гравюры, до приемлемых размеров вырастает чрезвычайно медленно, и ареал его сравнительно невелик, а вырубка, например, на Кавказе практически прекращена или производится исключительно из санитарных соображений; во−вторых, именно последнее условие диктует потребность использования иных материалов. Первый фактор успешно преодолевается склейкой досок, что позволяет делать работы крупного формата, примером чему служат произведения В. Фаворского, сопоставимые по этим параметрам с продольными гравюрами среднего размера. Но ещё У. Блейк без особого ущерба для решаемых задач резал на груше, что можно расценивать как изначально найденный путь преодоления второй проблемы.

1. * Гальваноклише - клише, представляющее собой точную гальванокопию гравюры на дереве или цинкового клише. С гравюры в гидравлическом прессе выдавливают воисковую матрицу, а на нее в гальванованне наращивают медный слой.Г. необходимо для печатания издания большим тиражом: гравюра на дереве может выдержать лишь малый тираж.
2. * Эстамп . Термин «эстамп» происходит от французского слова “estampe”, что обозначает «оттиск, печать». В полиграфии принято называть эстампом оттиск, полученный с печатной формы, которую выполнил сам автор изображения (художник, литограф, гравёр). Для получения типографского оттиска может использоваться самая разная техника создания печатной формы: офорт, литография, линогравюра, ксилография и другие. Важно другое – форма должна быть воспроизведена художником, а не работником типографии . Если это правило соблюдено, то эстамп считаются оригиналом произведения графического искусства. Оттиск может быть черно-белым, а также может быть выполнен в цвете.
3. * Штихель