Греческая церковь Собора Двенадцати Апостолов в Капернауме (Израиль) - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации. Греческая церковь Собора Двенадцати Апостолов (Капернаум) Патриарший дворец в XVIII-XX веках

С 14 в., с тех пор, как Москва стала духовным центром Руси, к северо-западу от Успенского собора находился двор московских митрополитов, а с 1589 г., после избрания на патриарший престол владыки Иова, патриархов. Здесь имелись жилые и хозяйственные постройки, управлявшие хозяйством приказные палаты, три церкви: Ризположенская - к западу от Успенского собора, Соловецких чудотворцев - к востоку от жилых палат и Трех Святителей Московских Петра, Алексия и Ионы "на патриарших сенях".

Как водится, все постройки двора не раз горели в пожарах, разорялись неприятелем, ветшали и часто перестраивались и поновлялись. Каждый новый владелец двора старался что-нибудь переделать по собственному вкусу, так что в целом обиталище владык выглядело скопищем разновеликих и разновременных построек, соединенных множеством внутренних и наружных галерей, лестниц, извилистых ходов и крылечек.
В середине 17 в., после того, как царь Алексей Михайлович, минуя жребий, назначил патриархом Московским и всея Руси своего любимца новгородского митрополита Никона, территория патриаршего двора подверглась особенно интенсивной перестройке.
Как писал современник архидиакон Павел Алеппский, "должно знать, что теперешний патриарх Никон имеет большую любовь к возведению построек, памятников и к благолепию... Здешний патриарший дом существует с очень древних времен, со времени святителя Петра, первого митрополита Московского. Он мал, тесен и не имеет двора... Нынешний патриарх, любя строить и обновлять, выпросил у царя двор, находящийся близ патриаршего дома... и приступил к возведению на нем огромного чудесного здания... Это здание поражает ум удивлением, так что, может быть, нет подобного ему и в царском дворце, ибо мастера нынешнего века, самые искусные, собранные отовсюду, строили его непрерывно три года".

С 1652 по 1655 г. на старом Патриаршем дворе и прилегающем к нему бывшем дворе Годунова соорудили трехэтажные жилые покои, парадную Крестовую палату и новую церковь на месте разобранного храма Соловецких чудотворцев. Потом еще около трех лет постройки интенсивно отделывались (для росписей храма пригласили известных мастеров из Ярославля, Костромы, Троице-Сергиева монастыря во главе с И. Владимировым и С. Ушаковым), но ссора Никона с царем летом 1657 г., отъезд патриарха в Новый Иерусалим и восьмилетняя его опала "заморозили" строительство. В 1666 г. Никон был лишен патриаршего сана. Заканчивались работы в палатах и новой церкви только при патриархе Иоакиме. В 1680-1681 гг. церковь лишилась с южной стороны галереи и лестницы-схода, ведущей к Успенскому собору (с тех пор дверной портал храма повис над пустотой), зато с северной стороны обзавелась открытой галереей-папертью, украшенной ширинками и полихромными изразцами. В 1681 г. церковь освятили во имя Двенадцати апостолов.

Это был бесстолпный пятиглавый храм сдержанного для своего времени декора. Три главы были световыми, две - декоративными; под ними находились закрытые хоры, соединявшие церковное пространство с жилыми покоями патриарха, находившимися на третьем этаже палат. До наших дней не дошли ни росписи, ни иконостас. Тот, что стоит в храме сейчас - происходит из Вознесенского собора одноименного кремлевского монастыря и относится к 1680-м гг. Некогда иконостас церкви был увенчан большим "Распятием с предстоящими" - как считается, впервые в истории православного храма. Затем эта традиция установилась повсеместно.

В 1703 г. Петр Первый упразднил патриаршество, и через несколько лет в Патриарших палатах разместился Синодальный дом, в котором вплоть до переезда в Петербург в 1731 г. происходили заседания Священного Синода - нового коллегиального органа управления Церковью. На третьем этаже в жилых покоях патриарха была размещена знаменитая Патриаршая ризница.
В 1763 г. обветшавшую церковь Трех Святителей разобрали и перенесли из нее в Крестовую палату Синодального дома печь для приготовления церковного мира - ароматического масла, используемого в различных обрядах. С тех пор палату стали часто называть Мироваренной.
В 19 в. церковь Двенадцати апостолов заново расписали масляными красками и в ней установили новый иконостас. На протяжении всего 19 и начала 20 столетий в ней одной - из немногих кремлевских церквей - службы проводились ежедневно.
С 1918 г. в Патриарших палатах и церкви Двенадцати Апостолов производились ремонтно-реставрационные работы, в результате в ней появился иконостас из Вознесенского монастыря, а в алтаре - резная надпрестольная сень, стоявшая ранее в соборе Михаила Архангела кремлевского Чудова монастыря.

В настоящее время в здании Патриарших палат находится Музей прикладного искусства и быта России. Постоянная экспозиция, повествующая о русской культуре и быте 17 столетия, включает в себя около 1000 экспонатов. В двух залах дворца, где был полностью воссоздан первоначальный интерьер, представлены к просмотру старинные столы, кресла, сундуки и ларчики, настольные часы, шахматы, рукописные книги, первые учебники, драгоценная посуда, ювелирные украшения. Здесь встречаются работы как российских мастеров, так и иностранных.
В помещении церкви располагается экспозиция икон 17 века, большая часть которых вышла из мастерских Кремля или украшала кремлевские соборы. Экспозиция дает возможность проследить за развитием иконописи 17 века, которое делится на два этапа:
- Первый этап (1600-1650-е годы) представлен иконами, воплотившими стремление оживить угасающий дух прежнего великого искусства путем следования древнему художественному канону (линия развития искусства "грозненской школы") и повышенной его эстетизацией (линия искусства "строгановской школы");
- Второй этап (с 60-х годов до конца столетия) представлен иконами, воплотившими стремление постепенно отойти от традиционного стиля древнерусской живописи в сторону реалистического искусства.
В экспозиции представлены иконы прославленных царских изографов конца 17 века: икона "Федор Стратилат" Симона Ушакова, икона "Андрей Первозванный" Федора Зубова, икона "Распятие с апостольскими страстями" Федора Рожнова и другие.

Описание:

История

Храм Двенадцати апостолов в Московском Кремле сооружен на месте церкви прп. Зосимы и Савватия Соловецких, построенной в 1566-68 гг. Церковь имела придел ап. Филиппа и находилась на территории митрополичьего (с 1589 г. — Патриаршего) двора.

В 1652 г. на Патриарший престол был возведен митрополит Новгородский Никон, и в Московском Кремле начинается обустройство нового Патриаршего двора, территория которого значительно увеличилась. Старые постройки двора, в том числе церковь прп. Зосимы и Савватия Соловецких, разбирают и на их месте по заказу русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым возводятся новые трехэтажные каменные палаты и домовая церковь, которую в 1656 г. освятили в честь ап. Филиппа. На месте разобранной церкви были построены паперть нового храма и сени, ведущие в Патриаршие палаты. Проезд на передний двор патриарха был устроен в подклете Филипповской церкви.

Новый храм представлял собой четырехстолпное крестовокупольное здание на подклете, построенное по образцам Владимиро-Суздальских храмов. В оформление барабанов пятиглавия введена колончатая аркатура. Этот же мотив присутствует на фасадах, где два яруса аркатурно-колончатого пояса объединяют здание храма с примыкающими к нему палатами и служат обрамлениями оконных проемов. На северном фасаде устроено высокое двухъярусное крыльцо, общее для церкви и палат, в декорировании которого были применены изразцы. С северной стороны храм соединялся галереей с Патриаршими палатами в Патриаршем дворе. В Крестовой палате Патриаршего двора со второй половины XVIII в. находилась мироварня. Зал Крестовой палаты (переименованной впоследствии в Мироваренную) был перекрыт единым сводом без промежуточных опор, что в то время было выдающимся техническим новшеством.

Впоследствии храм ап. Филиппа и Патриаршие палаты неоднократно перестраивались.

На северном берегу Кинерета в однообразно-пляжно-пальмовом пейзаже издалека четко выделяются розовые купола греческо-ортодоксальной церкви 12-апостолов.


Греческая церковь Собора Двенадцати Апостолов. Построена в 1980-х годах на части территории евангельского Капернаума. Выполнена в традиции церквей островной греции. Состоящий из кубов и куполов в виде полусфер. Однако, в отличие от собственно Греции, где купола всегда красят в синий цвет, здесь они оказались красными. Это превратило небольшую церковь в яркую цветовую доминанту панорамы. Территория монастыря интересна не архологическими раскопками, а царящей здесь атмосферой патриархального поместья с полузапущенным, но по-южному богатым, садом с курами, гусями, павлинам и невероятно добрыми собаками. Все это обширное хозяйство содержит единственный монах, брат Иринарх из греческой Македонии. Ворота гостеприимного монастыря открыты почти всегда.



Можно ли считать случайным, что Иисус избрал именно двенадцать апостолов? Несомненно, Он видел в них своего рода родоначальников Общины Нового Завета, подобно тому как древний Израиль вел происхождение от двенадцати патриархов. Христос говорит о престолах, на которых воссядут двенадцать Его учеников "судить", то есть возглавлять. Знаменательно, что после измены Иуды апостолы сочли необходимым выбрать на его место другого, чтобы сохранить число двенадцать.


Здесь Господь любил уединяться,здесь звучали его проповеди,здесь происходили чудеса:исцеление ослабленного,исцеление тещи апостола Петра.
Монастыри и храмы начали строить на берегу Кинерета в местах,где жил и проповедовал Иисус,в IV веке.В первой половине YIII века,во время землятрясения,Капернаум,процветающиц по тем временам,имеющий большую христианскую общину, был полностью разрушен.

В конце XIX века Греческая патриархия купила участок земли на руинах Капернаума для постройки монастыря.
Храм 12 апостолов был построен в начале 20-го века,в 1920 году.С тех пор с небольшими перерывами храм является действующим.


..


Здесь тихий и уютный уголок, как будто предназначенный для уединения и молитв. Есть небольшой толи причал, толи летняя трапезная с выходом в Кинерет. Везде христианская символика-рыбы


..


Источник с водой

Паломники со всего мира посещают это место.
Особенно заметное обновление началось в 90-х годах.Храм был обновлен и расписан греческим художником Константином Дзумакисом.


Вообще роспись церкви потрясает и очаровывает
Фреска "Судилища" Где рай и где ад думаю всем понятно


Купол украшен иконами апостолов


Необычная икона Иисуса с душой умершей матери на руках


Лапмады и люстры поражают позолотой


..


Иконы выполненные в различных стилях


..


Вообщем посмотрите сами насколько все торжественно красиво


..


..


..


..


..


..


..
В купе с прекрасным двориком в котором живут павлины, цветут великолепные цветы и присуствуют различные статуэтки и иные украшения атмосфера здесь пылает добротой и спокойствием


И для сравнения следующий снимок сделан в 2007году а сразу за ним так как было раньше

В этих местах Иисус любил уединяться, здесь звучали его проповеди, здесь происходили чудеса: исцеление ослабленного, исцеление тещи апостола Петра. И здесь, на берегу Галилейского моря, где жил и проповедовал Иисус, в IV веке начали строить монастыри и храмы. Но этот светлый храм с 12-ю розовыми куполами виден издалека, он самый заметный из всех, стоящих на берегу галилейского озера.

И Апостолов и количество куполов в Храме 12. Можно ли считать случайным, что Иисус избрал именно двенадцать апостолов? Несомненно. Он видел в них своего рода родоначальников Общины Нового Завета, подобно тому как древний Израиль вел происхождение от двенадцати патриархов. Христос говорит о престолах, на которых воссядут двенадцать Его учеников «судить», то есть возглавлять. Знаменательно, что после измены Иуды апостолы сочли необходимым выбрать на его место другого, чтобы сохранить число двенадцать.

Церковь была построена Иерусалимской Патриархией греческой православной церкви в 1925 году при Патриархе Дамиане I в восточной части руин города Капернаума. Однако участок земли был куплен еще в конце XIX века, на территории древнего Капернаума, города, где так много проповедовал Христос, города, гибель которого он предрек.

По преданию, Церковь Двенадцати Апостолов стоит на месте дома, где Господь исцелил паралитика.

«Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали (Мк 2,1-5, 11-12)».

После образования государства Израиль в 1948 году, храм оказался на пограничной территории между Израилем и Сирией и пришел в упадок. Напряженность отношений между этими странами привела к тому, что жить в пограничной территории монахи не смогли, а паломники, соответственно, также не посещали храм. В результате, местные друзы осквернили церковь, устроив в ней коровник.

После шестидневной войны 1967 года граница переместилась на Голландские высоты, и греческая патриархия потребовала от Израиля вернуть территорию и строения монастыря. Это произошло в 1969 году.

По словам отца Иринарха, в храме тогда стоял слой навоза высотой в 70 сантиметров. Икон не осталось, со стен осыпалась штукатурка, потому что оконные стекла были выбиты, и вода затекала внутрь во время дождей. Сохранился только каменный иконостас, сооруженный еще при Патриархе Дамиане в 1931 году.

С 1969 года храм начал восстанавливаться. В 1995 году его начал расписывать Константин Дзумакис (Constantine Dzumakis) — художник из Северной Греции, из области Македония.

В росписи храма запечатлены Евангельские сюжеты: усмирение бури, хождение по водам, удивительный улов рыбы, исцеление больного и другие.

Главная святыня храма - Икона Божией Матери «Страстная», от которой было явлено много чудес.

В 2000 году к празднованию 2000-летия Рождества Христова ЮНЕСКО выделила деньги для обустройства святых мест. В результате использования этих средств в монастыре появился водопровод и канализация. До этого отец Иринарх ездил за водой на машине в ближайшую деревню. Однако деньги, выделенные ЮНЕСКО, - исключение из правила. А правило таково, что благоустройство храма осуществляется на средства паломников. Нет паломников - останавливается благоустройство.

Храм построен в греческом стиле, но купола у него не традиционного синего цвета, а розовые. На утренней и вечерней заре их цвет гармонирует с цветом неба и гладью Галилейского моря.

Территория монастыря интересна не архологическими раскопками, а царящей здесь атмосферой патриархального поместья с по-южному богатым, фруктовым садом где разгуливают павлины, куры, собаки, кошки и другие животные.

Все это обширное хозяйство содержит единственный монах, отец Иринарх из греческой Македонии. Ворота гостеприимного монастыря открыты почти всегда.

Это райский уголок, где создается ощущение домашнего уюта и откуда не хочется уходить.

Единственная в Москве церковь, освященная во имя этого праздника, находится в Кремле: через ее красивые арки мы обычно проходим на Соборную площадь, с которой она составляет единый идейно-архитектурный ансамбль наряду с тремя главными кремлевскими соборами – Успенским, Архангельским и Благовещенским. Однако, в отличие от своих великих соседей, церковь Двенадцати Апостолов – самая поздняя из них. Она была построена в середине XVII века по повелению патриарха Никона вместе с великолепными Патриаршими палатами и с тех пор стала домовым патриаршим храмом. Этим величественным ансамблем патриарх Никон утверждал свой приоритет в политическом споре с царем о преимуществах духовной власти над светской.

Праздник 12 Апостолов появился в IV веке от Р. Х., когда в Церкви наряду с почитанием каждого апостола в разные дни года было установлено общее чествование всех апостолов Христа. И датой этого праздника избрали следующий день после празднования памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Уже император Константин Великий выстроил в византийской столице Константинополе храм во имя святых Двенадцати Апостолов.

Русские церковные иерархи и прежде имели в Кремле собственный домовый храм. Им была маленькая Ризположенская церковь близ Успенского собора, устроенная в 1451 году святителем Ионой, митрополитом Московским, на своем дворе в благодарность за чудесное спасение столицы от набега ордынского царевича Мазовши: 2 (15) июля, в праздник Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, его войско появилось около Москвы, и в тот же день внезапно повернуло обратно без боя, отчего этот набег прозвали в народе «скорой татарщиной». Ныне существующее здание этой первой домовой церкви выстроили в 1484–1486 г.г. те же псковские мастера Кривцов и Мышкин, которые возвели и Благовещенский собор - уже после того, как они потерпели страшную неудачу со строительством Успенского собора, обрушившимся до основания.

После учреждения на Руси патриаршества Ризположенская церковь стала первым кремлевским домовым храмом русских патриархов – до времени патриарха Никона. Никон же задумал построить новый Патриарший дом, величественный и парадный, не хуже царского Теремного дворца, с собственной домовой церковью. Место для строительства определили на кремлевской территории Патриаршего двора, которую отдал для русского митрополита еще сам великий князь Иван Калита, когда святитель Петр перенес свою кафедру из Владимира в Москву, сделав ее церковной столицей русского государства. А в 1450 году здесь появились первые каменные палаты митрополичьего двора.

Однако собор 12 Апостолов появилась в Кремле не сразу. Еще св. Филипп, митрополит Московский, построил здесь церковь во имя святых Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия с приделом во имя своего небесного покровителя, св. апостола Филиппа. Вероятно, что она тоже была домовым митрополичьим храмом вместе с официальной Ризположенской. Когда Никон добился огромной власти, он приписал свой успех, как считал историк Иван Забелин, благосклонности и небесной помощи своего предшественника, св. митрополита Филиппа, и приказал выстроить на месте Соловецкого собора новый каменный храм во имя св. апостола Филиппа, освященный по тезоименитству московского святителя. Под обширное строительство выделили и часть бывшего двора Бориса Годунова.

В сентябре 1652 года, спустя два месяца после «покаянной» встречи честных мощей святителя Филиппа у Крестовской заставы, началось возведение кремлевского собора, а в конце февраля 1656 года патриарх Никон уже служил в новом храме Литургию. Мощный пятиглавый красавец-исполин с крестами, покрытыми позолоченной медью, стал классическим образцом никоновской церковной архитектуры. После того, как в 1648 году Никон запретил русское шатровое зодчество в храмостроительстве и повелел повсюду возводить «византийские» крестово-купольные пятиглавые храмы, он сам последовал своему указу, построив в Кремле в этом стиле собственный домовый храм. Торжественное грандиозное здание патриаршей домовой церкви символизировало могущество и величие патриарха Никона. Здесь подчеркнуто служило только монашествующее духовенство, в то время как в других кремлевских соборах, в том числе и в царском Благовещенском, - белое духовенство. А старая Ризположенская церковь после возведения нового домового патриаршего храма при палатах, стала дворцовой и была соединена лестницами с царскими теремами.

Весь же ансамбль Патриаршего Двора с собором строился двадцать лет – с 1636 по 1656 годы, и возводили его русские мастера Антип Константинов и Бажен Огурцов, а роскошное здание Патриаршего дома со знаменитой Крестовой палатой построил зодчий Давыд Охлебин. И уже в 1655 году патриарх Никон встречал в своих новых кремлевских владениях царя Алексея Михайловича, вернувшегося с победой из Вильно. Здесь он торжественно принял государя и благословил его. С тех пор на Патриарший двор вплоть до петровских реформ цари приходили в день своих именин с праздничным пирогом и принимали в Крестовой Палате благословение и поздравление от Предстоятеля.

Здесь же, в Крестовой палате, сам ее создатель патриарх Никон, предстал перед судом Вселенских Патриархов. А со времен императрицы Екатерины II в ней была учреждена Мироварня, где св. миро для всей России варилось на Страстной неделе и хранилось в Патриаршей Ризнице. При палатах находилась и крупнейшая в России бесценная Патриаршая (Синодальная) библиотека с раритетами.

И только в 1680–1681 году, много лет спустя после падения патриарха Никона, кремлевский собор во имя апостола Филиппа переосвятили во имя Двенадцати Апостолов по личному приказу патриарха Иоакима, а во имя св. апостола Филиппа устроили маленькую церковь на самом верхнем, третьем этаже Патриарших палат, которая и стала новым домовым храмом русского патриарха.

Иногда дореволюционные историки и вовсе относили появление церкви Двенадцати Апостолов к позднему времени правления Петра I. Якобы в 1723 году после отмены патриаршества и создания Святейшего Синода царь повелел устроить над кельями «Синодального Дома», (который разместился в бывших московских покоях патриарха), церковь во имя Двенадцати Апостолов с верхним придельным храмом св. Апостола Филиппа. А еще считали, что храм, сооруженный при Никоне – будущий Двенадцати Апостолов – был сперва освящен не во имя св. Апостола Филиппа, а во имя трех святителей Московских - Петра, Алексея и Ионы с приделом новопрославленного митрополита Филиппа, чтобы так подчеркнуть историческую преемственность патриарха Никона. Современные историки обычно не поддерживают ни одну из этих версий.

В кремлевском храме Двенадцати Апостолов были свои святыни и реликвии, одна из которых – древний византийский двустворчатый образ Святых Апостолов Петра и Павла, подаренный Петру I римским папой Климентом. А на наружной стене храма над бывшими патриаршими воротами находился Образ Спаса Нерукотворного. Однажды во время строительных работ часть стены обвалилась, и эти кирпичи упали оземь, но чудесным образом сохранился на них Лик Спасителя, и Его можно было видеть еще в начале ХХ столетия.

Храм страшно пострадал в ноябрьские бои 1917 года, попав под артиллерийский обстрел. Снарядами были пробиты его стены и разрушены внутренние помещения, с огромным трудом отреставрированные впоследствии музейными работниками. Новый иконостас взамен уничтоженного был перенесен из собора кремлевского Вознесенского монастыря, взорванного по постановлению новых жильцов Московского Кремля.

И уже в 1922 году была восстановлена старинная галерея, соединявшая храм с жилыми покоями патриарха, и раскрыты сами древние палаты. Позднее пол собора вновь был покрыт глазурованными плитками. В настоящее время в храме расположена музейная экспозиция. От верхнего храма апостола Филиппа остался только алтарь, и доступа в него сейчас нет.