Изучаем звуки с детьми. Как научить ребенка разговаривать

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой ана­лиз устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово гло­бально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фо­нетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..."

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до пол­ной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Примерные игровые задания.

Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Выложить схему слова КОТ.

Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).

Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).

Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

В ряду букв обвести в круг заданную букву.

Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!

Список используемой литературы.

  1. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: Детство-пресс, 2005.
  2. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Гном и Д, 2005.

Возможно, заголовок этой статьи покажется вам нескромным, а автор — самонадеянным. Быть может, вы подумаете, что автор использовал такой заголовок для того, чтобы привлечь внимание читателей.

Да, это так. Цель этого заголовка — привлечь ваше внимание к действительно самому эффективному способу в кратчайший срок обучить ребенка буквам русского алфавита и научить его произносить эти буквы звуками. В простоте и действенности этого способа вы убедитесь сами, прочитав эту статью и начав с ее помощью учить своего ребенка буквам. Уже через пять занятий ваш ребенок будет хорошо знать все 10 гласных и начнет запоминать согласные, даже если до этого он не знал ни одной буквы. А, главное, учить буквы он будет в процессе игр и запомнит их твердо.

Но сначала небольшое отступление. Прежде, чем начать обучать ребенка буквам, вы должны решить, для чего ему это нужно. Некоторые родители гордятся тем, что сумели обучить буквам двухлетнего или даже полуторагодовалого ребенка. Но делать это стоит лишь в том случае, если одновременно вы начнете обучать ребенка чтению. Любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение. А обучение буквам само по себе, без одновременного обучения чтению, не имеет смысла. Есть много других, не менее эффективных, способов развивать память ребенка и стимулировать мозг в период формирования. Хорошо еще, если к началу обучения чтению ребенок забудет эти преждевременно выученные буквы и не станет произносить их так, как его когда-то научили: Бэ, Вэ, Гэ... или Бы, Вы, Гы..., иначе при чтении это будет очень ему мешать. Вы спросите: "Ну, а если учить ребенка буквам и чтению одновременно, то с какого возраста лучше начинать, с двух лет уже можно?" Я считаю, что дома, в семье, мама с ребенком такого возраста уже вполне может заниматься; но сначала по полминуты, а потом по нескольку минут в течение дня. В результате таких "уроков", построенных в форме игры, у ребенка выработается умение сосредоточиваться на каком-нибудь определенном занятии, и тогда начиная с трех лет и даже немного раньше его можно обучать чтению в группе таких же, как он, детей. Не забывайте только, что обучение чтению, а особенно раннее, должно проходить без принуждения, в игре, на фоне положительных эмоций.

Развитие речи ребенка осуществляется поэтапно. И если родители хорошо представляют себе, в чем оно заключается, а также, в какие сроки происходит переход от одной стадии развития речи к другой, то и обучение проходит ровно и правильно. Так как научить ребенка разговаривать? Что необходимо сделать, чтобы запустить процесс?

В первую очередь необходимо знать, что основное развитие речи детей происходит в первые три года их жизни. Даже только что родившиеся дети, которым всего несколько месяцев, в состоянии освоить некоторые звуки. Ребенок контактирует с родителями и окружающими, издавая те или иные звуки, поэтому, вопрос «Как научить ребенка звукам?» не стоит. Но необходимо понимать, что звуки, воспроизводимые ребенком, отличаются от тех, которые произносят взрослые. По большей части это гласные а, о, у, я, а также их сочетания. Ребенку необходимо общение с мамой и папой, эмоциональное, и наполненное разговорами. Это позволит ему делиться своими эмоциями первоначально при помощи отдельных звуков. Повторяйте их за малышом, проговаривайте то, что ему уже известно.

Затем ребенок начинает осваивать слоги. В период с полугода до года малыш начинает лепетать, все четче артикулируя не просто отдельные звуки, но их сочетания. Именно этот процесс подскажет вам, как научить ребенка слогам: распевайте с ним простые песенки, составленные из подобных сочетаний, он должен научиться воспринимать их целиком, а не отдельными звуками. Разнообразные, напевно произнесенные «ла-ла-ла» или «ма-ма-ма» очень в этом помогут. Важно помнить, что даже в таком нежном возрасте с ребенком необходимо разговаривать правильно, постарайтесь не использовать в речи исковерканных слов, вроде «холёсий». Общайтесь с ребенком на равных. Но при этом очень полезно кривляться - высовывать язык, сворачивать его трубочкой, перекатывать его во рту, все это помогает тренировать и развивать артикуляционный аппарат ребенка.

Когда крохе пошел второй год, он не только гораздо лучше понимает речь старших, но и активно старается повторять за ними все, что слышит и с большим вниманием слушает, когда с ним разговаривают. Примерно в это время словарный запас ребенка пополняется отдельными словосочетаниями, но как таковая полноценная речь еще не сформирована. Этот процесс скорее будет завершаться ближе к двум-трем годам. В три года у большинства детей уже четко заметен явный прогресс. Для общения они используют полные предложения и фразы, уменьшается использование собственного детского языка. В этот период маленькому человеку особенно полезно слушать, как читают, поют, общаются старшие. Когда впервые употребляете при обращении к ребенку новые, незнакомые ему слова, смотрите на него, чтобы он мог видеть вашу артикуляцию.

Следующий этап в речевом развитии ребенка - изучение алфавита. Когда и как учить с ребенком буквы, родители решают индивидуально. Некоторые начинают уже с трех лет. Кому-то это может быть проще, кому-то чуть сложнее. Существует ряд правил, помогающих родителям понять, как выучить с ребенком алфавит, которые подходят почти для всех деток. Необходимо помнить, что первая учеба должна быть радостью для ребенка, приносить ему удовольствие и быть интересной, и, конечно, занятия должны проводиться на регулярной основе. Только тогда будет достигнут желаемый эффект. В первую очередь постарайтесь увлечь ребенка, придумывайте обучающие игры, старайтесь делать так, чтобы он был заинтересован не только в результате, но и самое главное - в процессе обучения. Найдите интересную азбуку (в настоящее время можно найти десятки различных вариантов и выбрать наиболее на ваш взгляд интересный), используйте карточки и кубики, разрабатывайте ассоциативную систему, проводите параллели между привычными для ребенка вещами и буквами алфавита. Подумайте, чем можно заинтересовать вашего ребенка. Но одновременно с этим постарайтесь не переусердствовать. Начинайте обучение с уроков небольшой продолжительностью. 5-10 минут - достаточно для началф, затем можно понемногу продлевать занятия. Главное, следите за тем, чтобы ребенку это не надоело.

Привлекайте его внимания к ярким надписям во время прогулок, старайтесь уделять как можно больше внимания позитивной стороне обучения.

Вы можете или написать свой.

Каждая мама со временем непременно задумывается о том, как ребенка научить буквам и когда наступит подходящий возраст, чтобы ребенок смог хорошо воспринимать информацию. Обучение малыша первым азам алфавита - это основа для его дальнейшего обучения. Важно не только, как произносят дети буквы и звуки, а также и то, как эти буквы выглядит и где находятся в алфавите.

С чего начинать обучение

Самое главное правило при обучении малыша алфавиту заключается в том, что сначала звук, а только потом буква. Ведь буква - это только изображение, форма звука. Именно поэтому дети должны изначально учить звуки, иначе все его обучение будет безрезультатным и бессмысленным. И в школе его придется переучивать. Прежде чем показывать и обучать ребенка буквам, объясните ему, что из звуков строятся слова, а также то, как они связаны между собой.

Для того чтобы начать обучение правильно, нужно знать, как ребенка научить буквам. Если начать первым изучение алфавита без знания звуков, то малыш будет знать что «б» - это «бэ», «м» - это «мэ» или «эм», но как же потом объяснить детям, как прочесть слог «ма» или «ме»? Ведь он может воспринять это как «эма» или «эме». Именно поэтому с детьми надо заниматься родителям, а не покупать множество игр и программ, обучающих первым азам чтения.

Показывая малышу изображение букв в азбуке, нужно называть только звук, чтобы не путать его. Если показываете на «м», то нужно произносить «мммм».

Что думают эксперты

Не стоит тратить большое количество денег на обучение своих детей алфавиту, ведь его знает каждый родитель с самого детства. Мама или папа задаются вопросом, когда и как научить ребенка буквам. В 3 года начинать занятия все еще не поздно, только не стоит заставлять детей, если они этого не хотят. А чтобы обучение было интересным и дало необходимые результаты, его нужно сделать веселым и запоминающимся, а главное, его нужно проводить регулярно, чтобы все хорошо усваивалось.

Как правильно обучать

Всегда стоит помнить, что детей нужно заинтересовывать, чтобы они сами стремились принять участие. Ведь если урок будет превращен в веселую игру, малышу будет намного проще что-то запомнить и получить от этого удовольствие. Если карапузу едва исполнился год, то вы смело можете распечатывать по одной на листе А4. Потом их прикрепить в комнате на уровне глаз вашей крохи, но только не все сразу. Как только вы заметите, что ребенок смотрит на букву, просто произнесите ее несколько раз. Время от времени буквы нужно менять. Когда гласные будут уже знакомы малышу, можно будет приступить к изучению согласных.

Как ребенка научить буквам, должна знать каждая мама. Поэтому, когда малыш немного подрастет, можно приобрести алфавит на магнитиках и прикреплять по нескольку букв на холодильник или магнитную доску. Можно рассказывать стихи о каждой букве, петь про нее песенки, рассказывать, какие слова на нее начинаются. Занятия не должны быть навязчивыми, поэтому, если ребенок переключился на что-то другое - не отвлекайте его.

Если вы видите, что ваш малыш прекрасно выучил все буквы, можно переходить к изучению слогов. Это будет следующая ступень подготовки ребенка к чтению.

Такие сложные буквы Р и Л

Обычно, если у детей есть нарушения речи, то их стараются исправить еще в саду. Логопеды делают с детками гимнастику языка и щек, обучая их правильной постановке во время произношения различных звуков. Иногда дают родителям домашнее задание, чтобы она делали упражнения дома.

Как научить ребенка букве л , ведь она для произношения поддается не всем, поэтому для того, чтобы поставить звук л , нужно немного расшевелить его язык, улучшить воздушный поток. Для этого подойдет упражнение «Лошадка», покажите ребенку, как правильно цокать языком. Попросите его сначала поцокать очень громко, а потом постепенно делать все тише и тише. «Дует ветер» - это упражнение поможет правильно регулировать воздушный поток. Нужно скатать небольшой мячик из бумаги и попросить ребенка задуть его в «ворота», которые можно сделать из стаканчика или небольшой коробки.

Как научить ребенка букве р - она самая сложная для произношения. Дети чаще всего проглатывают ее или заменяют на л . Для также есть некоторые упражнения. Предлагайте ребенку произносить слова, которые начинаются на букву «р» или она стоит в словах второй. Также можно попросить ребенка произносить букву «д» часто, при этом ватной палочкой приподнять его язык снизу к нёбу. При этом должен получиться звук между «д» и «р». Когда малыш поймет механизм ее произнесения, он быстро научится ее выговаривать.

Закрепляем знания

Детки обучаются достаточно быстро, поэтому важно, чтобы занятия были регулярными. Если родители будут предоставлять изучаемый материал в разных формах - это будет ребенку интересно и не наскучит. Чтобы малыш не забывал со временем то, что изучил, с ним нужно время от времени повторять алфавит в игровой форме.

Теперь, когда вы знаете, как ребенка научить буквам, вы можете продумать свои индивидуальные занятия со своим малышом.

логопедические упражнения. К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки

К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки - это необходимо для его дальнейшего развития, правильного письма и чтения. Вам могут помочь несколько наших советов:

1. Нужно точно выяснить, какие звуки нарушены. Для этого предложите ребенку назвать картинки или повторить за вами слова, в которых есть интересующий вас звук в начале, середине, конце слова, например [C]: санки, весы, автобус; [З]: заяц, коза; [Ц]: цыпленок, огурец, курица; [Ш]: шапка, мышки, камыши; [Ж]: жираф, лыжи; [Щ]: щетка, ящерица, плащ; [Ч]: чайник, туча, мяч; [Л]: лопата, пила, дятел; [Р]: рыба, корова, шар.

2. С каждым звуком нужно работать отдельно. Начинать с самого «легкого» звука, затем браться за другие в порядке возрастания сложности: к, г, х, с, з, ц, ш, ж, щ, ч, й, л, р.

3. Работу над каждым звуком начинайте с гимнастики для губ и языка. Делают ее перед зеркалом, чтобы ребенок мог не только почувствовать работу своих органов артикуляции, но и увидеть – это положительно скажется на развитии его фонематического слуха, а значит, на звукопроизношении. Каждое упражнение выполняйте 10 раз, но следите, чтобы ребенок не переутомлялся, занимался с желанием. Добиться результатов вы сможете только при условии положительных эмоций ребенка.

Упражнения можно найти в любой книге по логопедии. Вот некоторые из них.

«Хоботок – улыбка»: губы то вытягиваются хоботком, как у слона, то улыбаются, как лягушка.
«Лопатка – иголочка»: язык то широкий, то длинный и узкий.

«Качели»: кончик языка то поднимается за верхние зубы, то опускается за нижние. Рот широко открыт.
«Часики»: кончик языка, как маятник часов, движется от правого уголка губ к левому и назад с разной скоростью.
«Маляр»: «красить небо» «кончиком» языка (водить только по передней части неба).

4. Сначала нужно добиться произношения одного звука, а не целых слов. Лучше всего получить звук путем объяснения ребенку, куда и как нужно поставить язык и какие «сделать» губы. К, г, х: язык «комочком» поднимать к задней части неба, кончик языка опущен, губы приоткрыты; с, з: язык «желобком» внизу рта, губы улыбаются, воздух идет посредине языка по желобку; ц: звук складывается из быстрого произношения двух звуков – [т] и [с], в первый момент кончик языка упирается в «бугорки» за верхними зубами, как при звуке [т], затем отскакивает в положение [с]; ш, ж: язык высунуть, сделать чашечку («чтобы не вылилась водичка»), убираем чашечку за верхние зубы, губы округлены, вытянуты вперед «рупором»; л: язык упирается в основания верхних зубов или в зубы, стоит твердо, как «солдат на посту», не пропускает воздух, который идет по бокам языка; р: язык поднят к альвеолам, мелко дрожит под напором сильной струи воздуха, губы делают «оскал, как у собаки», твердые, напряженные.

5. Чтобы добиться сильного направленного выдоха, придумайте всяческие игры: мыльные пузыри, пускание пузырей через трубочку для коктейля в воду, просто сильно дуть на воду в глубокой тарелке, вертушки, свистульки, гонять по воде «кораблик», щепочку, загнать мяч в ворота, ватный комочек между двумя карандашами. Во всех играх одно условие: щечки должны быть худенькие (не раздуваются).

Р – самый трудный звук. Часто его произносят по-французски: кончик языка внизу, а дрожит его корень или увуля – маленький язычок. Исправить это трудно, но можно. Попробуйте упражнения: 1) ударять кончиком языка по альвеолам, произнося «д-д-д...» (как на барабане); губы при этом напряжены, рот открыт. Затем сильно выдохнуть на кончик языка «д-д-д-др-р»; 2) мелкие бумажки класть на кончик языка, быстро заносить за верхние зубы и сдувать сильным выдохом; 3) произносить «ж-ж-ж» и шевелить при этом кончиком языка.

То есть при выполнении всех этих упражнений нужно добиться, чтобы кончик языка был поднят к основаниям верхних зубов и «дрожал». Вот у вашего ребенка получился новый звук!

6. На следующем занятии (а заниматься нужно 15–20 минут ежедневно) закрепляйте звуки в слогах, например ШО, ШУ, ША, ШБ, ШИ, ОШ, УШ, АШ, ЕШ, ИШ или ТРА-ТРО, ДРО-ДРЫ, АТР-АДР, ОТР-ОДР. Когда это станет легко, начинайте повторять слова, называть картинки с этими звуками.

7. Теперь следите, чтобы ребенок произносил освоенный звук в своей свободной речи. Этот этап автоматизации может продлиться долго, даже год. Наберитесь терпения.

8. Закрепляя в повседневной речи один звук, одновременно приступайте к работе над следующим.

9. Случается, что ребенок прекрасно произносит схожие звуки, например «з» и «ж», или «с» и «ш», или «ч» и «щ», а в своей речи взаимозаменяет их. Это опасно для будущего письма. Могут возникнуть такие же ошибки при письме. Причем не только эти буквы ребенок будет путать, но и другие парные согласные (б – п, д – т, д –дь, т – ть), так как при таком нарушении бывают задеты не только смешиваемые в речи звуки, но и звуко-буквенная система в целом. Чтобы будущих ошибок избежать, нужно рассмотреть с ребенком, в чем разница в положении органов артикуляции при произношении этих звуков, послушать с закрытыми глазами их звучание, сравнить, подумать вместе с ребенком, что слышите в звуке – писк комара или жужжание жука.

Затем – такая игра: вы называете ребенку слоги со смешиваемыми звуками, а он определяет, какой звук в этом слоге. Затем – то же со словами. А затем подберите и научите верно проговаривать чистоговорки типа «Сушки на столе, шишки на сосне» или:

Чики-чики-чикалочки,
Медведь едет на палочке!
Белка на тележке
Щелкает орешки.

Или стихотворение А.Барто «Мы не заметили жука».

Что еще, кроме правильного звукопроизношения, должно быть в речи шестилетнего ребенка? Он не только обобщает одним словом «овощи» – капусту, картофель, свеклу, – но и самостоятельно перечисляет то, что относится, скажем, к фруктам. При перечислении «самолеты, машины, поезда, трактора» он выделяет самолет и объясняет: «Он летает, у него крылья»; шестилетний уже способен объяснить различия между, скажем, тем же самолетом и птицей: «Она живая, а он – железный, у него мотор» (выделению самого существенного надо неутомимо учить). В книге, картинке, фильме ребенок выделяет главное, способен пересказать содержание, понимает, кто герой произведения, кто действует правильно и почему, осуждает отрицательных персонажей.

Ребенок в этом возрасте сочиняет сказки, рассказы, понимает вымысел, фантазию и отличает их не только от реальности, но и от лжи, которую осуждает. Он способен выступить перед взрослыми со стихотворением, читая его выразительно, передавая настроение. Он изучает алфавит, составляет слоги и запоминает написание нескольких слов, выделяя их в тексте; печатными буквами пишет некоторые слова из трех-четырех букв и свое имя – разумеется, допуская при этом чудовищные ошибки; понимает сюжетную связь трех картинок, составляет по ним рассказ, сказку.

Если ваш дошкольник чего-то еще не достиг, помогите ему терпеливо и радостно. И ваши труды будут вознаграждены сторицей. В этом поможет и восприимчивый возраст вашего ребенка.

Это будет тоже интересно