Русская народная сказка «Медное, серебряное и золотое царства. Три царства — медное, серебряное и золотое (второй вариант) Три царства медное серебряное и золотое

Было это в славном царстве,
В поднебесном государстве.
Проживал там царь Авдей
Со царицею своей.

У Царя росли три дочки,
Как весенние цветочки.
Вот царевны подросли,
В пору юности вошли,
Стали красные девицы
Белолицы, круглолицы.

Хоть одна другой все краше,
Но прекраснее всех Маша.
Марья,- младшая сестрица.
Красным молодцам не спится,
Ей понравиться хотят,
Все жениться норовят.

Но в один прекрасный день
Вдруг на царство пала тень.
Девицы в саду гуляли
И цветочки собирали.
Налетел тут Вихорь злой
И унес всех трех с собой.

С горя – Царь темнее ночи;
Свой Указ он издает,
Что пол царства тот получит,
Кто царевен всех найдет.
Да еще и дочку замуж
Смельчаку он отдаст.

Добры молодцы съезжались
Сотни три, а может пять.
На конях по Свету мчались,
Чтоб Указ тот исполнять.
Только как уж не искали-
Не могли их отыскать.

Быстро времечко бежит-
Царь больной с тех пор лежит,
А царица померла –
горя видно не снесла.

Люди в царстве помрачнели,
Похудели, побледнели:
Все печалились об них
О принцессах дорогих.
Вот уж годик миновал
Царь Авдей совсем плох стал.
***
На окраине в том царстве,
В деревушке «Водопьян»
Проживали трое братьев
Семен, Осип да Иван.

Семен с Осипом серьезны,
А Ванюшка весельчак,
И за то его в деревне
Называли все – дурак.

В балалайку он играл
Да народец развлекал,
Над богатыми шутил.
Прибаутки говорил.
Братья часто его били
Скажем прямо – не любили.

Раз Ванюшку подзывали
На работу наряжали:
« Эй, дурак,- ему сказали:
«Хватит горло свое драть,
Урожай мы весь собрали,
Надо ехать продавать».

Вот Иван коня впрягает,
Воз пшеницей нагружает,
Под узды конька ведет,
Подорожную поет.

Как пшеницу всю продал
Он домой конька погнал.
Захотел он тут напиться;
Глядь – колодец, в нем – водица.
Заглянул туда малец,
Что ж он видит – там дворец
Под водой стоит, сверкает
И как будто зазывает.

Из колодца он напился
И отправился домой.
А на утро наш герой
Братьям рассказал в чем дело,
И за дело взялся смело.

Говорит: «Вожжи возьмите
И в колодец тот спустите,
Я по ним спущусь на дно:
Чую я, что, то окно,
В мир таинственный зовет,-
Может ВИХОРЬ там живет».

Братья молча усмехнулись,
Меж собой переглянулись:
«Ну, спускайся, Черт с тобой,
Коль такой уж, ты, герой».
Сами думают вот так:
«Может, сгинет там дурак».

Вот колодец отыскали,
В него вожжи опускали.
Их держать Иван велит,
Сам же вот что говорит:
«Ждите здесь меня, браточки,
Весь денек, до самой ночки,
Коль до ночи не приду,
Видно здесь я пропаду».

Вот в колодец он спустился-
Очень Ваня удивился:
Вдруг открылся новый свет,
И воды там вовсе нет.
Желтые леса, лужочки,
Желтые цветут цветочки,
И дорожка вдаль бежит,
Наш герой по ней спешит.

Вот он видит, наконец
Медный перед ним дворец,
И сидит краса девица.
- «Кто ты – молвит - «Молодица»?
-«Царя старшая я дочь,
Под землей нам жить невмочь-
ВИХОРЬ черный, демон злой,
Нас троих унес с собой.
Год томимся уже тут,
Ждем, когда же нас спасут.
Только видно нет дорог,
Ты-то как найти нас смог?»

Все сказал Иван, как есть.
-«Жаль, что некогда присесть,
Надо дальше мне шагать,
И злодея отыскать»,
И еще спросил герой:
«Может, есть секрет, какой,
Как с тем демоном сражаться,
Самому в живых остаться?»

Ему дева отвечает:
«Может, то сестрица знает.
Царство медное пройдешь-
Среднюю сестру найдешь.
У нее ты, все узнай,
А теперь быстрей шагай,
Скоро уж настанет вечер -
Возвратится буйный ветер».

Вот Иван наш поспешает,
По дороге вдаль шагает.

Смотрит - все кругом блестит-
Серебро везде лежит:
Лес серебряный, лужок,
И серебряный песок
Под ногой скрипит его.
-«Вот так диво, о-го-го!».
Перед ним дворец сверкает
Серебром; и выбегает
Дочка средняя царя.

-«Добрый молодец, ох зря,
В царство это ты идешь,-
Ты ведь гибель здесь найдешь.
Вот объявится поганый,
ВИХОРЬ черный, ураганный,
И настанет твой конец.
Кто, ты, добрый молодец?»

Ваня все ей рассказал
И еще вопрос задал:
«Может, есть секрет, девица,
Как с тем ВИХОРЕМ сразиться?
Как злодея победить,
Самому же живу быть?»

-«Ох, не знаю я, Ванюша,
Марью меньшую послушай,
Может быть, она то знает-
Ей злодей всё доверяет.
Это царство ты пройдешь
К сестре младшей попадешь».

Ваня быстренько шагает,
А уж вечер наступает.

Вот дошел он, наконец,
Что же видит молодец:
Все вокруг него блестит,
Златом огненным горит:
Золотой вокруг песок,
Золотой растет лужок;
Аж, глазам смотреть невмочь,
Не поймешь – иль день, иль ночь.
Золотой дворец стоит
Дочка царская сидит.

Ваню только увидала
-«Ах ты, молодец!» - вскричала
"Кто ты? И зачем идешь?
-Здесь погибель ты найдешь».

Все Иван ей рассказал.
Марьюшке вопрос задал:
«Как злодея победить? Самому же живу быть?
Может, знаешь ты секрет?»

Молвит Марьюшка в ответ:
«Вон за замком ключик бьет,
Там злодей все воду пьет.
Силу та дает водица.
Лишь не дай ему напиться-
Коли он попьет воды,
Не сносить тебе беды».

Лишь воды испил он чарку,
Стало Ване очень жарко,
Мышцы сталью налились,
Он подкинул камень ввысь-
Камень тот исчез из глаз.
Сжал другой он камень-
Враз, тот рассыпался в песок.
Сделал он еще глоток,
Силы стало больше вдвое -
Сдвинул он дворец спиною.
И еще отпил глоток-
Гору сдвинул он чуток.

Тут вдруг небо потемнело,
Туча темная влетела,
Закружилось все вокруг…
Туча мрачная та вдруг
Обернулась великаном
Больше раза в три Ивана.

Великан во всю хохочет,
Будто гром в грозу рокочет:
«Тебя, хилый мужичонка,
Раздавлю я как цыпленка!
Что пробрался в мое царство,
В мое царство-государство?!»

А Иван молчком хватает
Великана и кидает
его оземь
,А потом
ударяет кулаком.
ВИХОРЬ взвыл как стая львов.
А Иван, у нас каков!
Злыдня снова ударяет-
И землю по пояс вгоняет.

Но злодей тут подоспел-
Ване сдачу дать сумел.
Кулаком Ивану дал-
В землю ноги все вогнал.
Но Иван не растерялся,
С великаном расквитался:
В землю матку словно гвоздь,
Вбил хозяина наш гость.

Тут взмолился великан:
«Все тебе,Иван отдам:
Отпусти меня добром,
Дам я златом, серебром,
Будешь всех царей богаче,
Пощади же»- ВИХОРЬ плачет.
«Дай испить воды глоточек-
Отпущу всех царских дочек».

-«Нет»- сказал наш молодец:
«Это будет твой конец»!
Меч он острый поднимает
И башку ему срубает.
Марья Ваню обнимает,
Своим милым называет,
Слезы радостные льет,
Чарку меда подает.

Злат дворец тут покатился
В золото яйцо скрутился.
Марья перстенек сняла
И все Ване отдала.
К сестрам старшеньким пришли
Весть благую принесли.

Сестры плакали от счастья
Обнимались меж собой.
-«Ну, пора идти на волю»-
Говорит им наш герой.
Все дворцы свои свернули
И в платочек завернули.

Перстенечки свои сняли
И Ивану все отдали.
Вот к колодцу подошли
И веревку ту нашли.
К ней старшую привязали,
-«Эй, тяните!»- прокричали.

Ну, а братья уж поспали,
Мед попили, поболтали.
Вот уже настала ночь
-«Ну, пошли отсюда прочь».-
Говорит Семен: «Давай
Вожжи наши поднимай».

Вожжи стали поднимать-
Тяжело, достали – глядь,
К ним привязана девица
Белолица, круглолица.
«Посмотри – ко! Царская дочка!
Удивительная ночка»!
Вожжи снова опускали
И царевен поднимали.

Вот настал черед Ивана,
Братья толи с полу пьяна,
Толь с работы запотели,
Толи славы захотели,
Только брата не достали
И девицам наказали:
«Правду вы не говорите,
За Ивана не просите».
Так они им говорят
И поклясться им велят.

Вот к Царю, они явились
Ему низко поклонились.
-«Царь, спасли мы дочерей
Нас венчай на них скорей».
Царь от радости такой
Стал и вовсе сам не свой,
Замуж дочек отдает,
И пол царства им дает.
Сестры хоть и горевали,
Правды так и не сказали.

В Царстве – радость, пир горой.
Ну, а где же наш герой?
Он стоял всю ночь и ждал,
Кто б ему веревку дал.
Только чуда не случилось,
И веревка не спустилась.

Еще день и ночь проходит-
Места Ваня не находит.
Вдруг картину видит он:
Вьется коршун над гнездом
А в гнезде во всю пищат
Девять маленьких орлят.

Тут Ванюша рассердился,
Посильнее изловчился,
Камень бросил и попал-
Коршун на землю упал.
Тут орлица прилетела
И, увидев это дело,
По-людски заговорила-
Паренька благодарила.

Еще молвила орлица:
«Заплачу тебе сторицей,
Чем помочь тебе, Ванюша»?
-«Ах, орлица, вот послушай,
Чем ты сможешь мне помочь?
Полюбил я царску дочь.
Братья же врагами стали
На свет божий не подняли.
А царевен всех забрали,
Мою милую украли.
Как мне выбраться на свет?
Мне без Марьи жизни нет».

-«Ту беду мы одолеем,-
На меня садись смелее,
Вынесу на белый свет-
Братья держат пусть ответ».

Вот Ванюша сел на птицу-
«Ну, держись!» - кричит орлица,
Круто вверх она взмывает,
Из колодца вылетает
И сажает молодца
Прям у царского крыльца.

Во дворце и шум и гам-
Свадьбы две играют там.
Марья грустная сидит
И понуро вниз глядит.
Вот Иван в палаты входит,
К трону царскому подходит.

Говорит царю Ванюша:
«Государь, прошу, послушай,
Как к злодею я пришел,
Как царевен там нашел,
Как я с демоном сразился,
С ним я долго – долго бился-
И злодея погубил,
Ему голову срубил.

Только братушки предали-
Подымать назад не стали,
Твоих дочек припугнули
И тебя, Царь, обманули».

Царь не слушает Ивана:
-«Никакого нет обмана.
Дочки мне бы то сказали,
Если б братья их украли.
Чем докажешь правоту»?
-«Выйдем в поле за версту»-
Говорит ему Иван:
-«Там увидишь весь обман».

За Иваном Царь идет.
А за ним честной народ.
Вышли в поле. Наш Иван
Открывает свой карман:
Яйцо медное достал
Покатил, и замок встал.
Желтой медью он блестит
А Ванюша говорит:
-«Здесь вот старшая жила».
Царь дивиться: «ну дела»!

Вот яйцо, что серебряно
Покатилось пред Иваном-
Встал серебряный дворец
Дочки средней. Царь-отец
От красы остолбенел,
Рот раскрыв, на то смотрел.

Тут царевны выбегали
И Ивана обнимали.
-«Царь скажи-ка свой ответ
Веришь мне, ты, али нет?
Коль не веришь, скажут дочки,
Их ли это перстенечки?»
-«Верю, верю!»- Царь вскричал,
Как колечки увидал.

-«А теперь отдай, прошу я,
В жены Марьюшку меньшую.
Без нее мне свет не мил».
Так Иван Царя просил.
Царь Ванюшу обнимает
Дочку Марью подзывает:
-«Дочка любишь ли Ивана?
Ты скажи мне без обмана».

-«Да»- сказала Марья-свет
-«Ох, и люб мне тот ответ!»-
Молодец наш восклицает,
Золото яйцо катает.
Встал дворец тут золотой,
Ослепив всех красотой.

Словно солнце он сияет;
Ваня Марью поднимает,
Во дворец ее несет,
А за ними весь народ.
Во дворце столы накрыты
Меды в ковшики налиты
И на весь крещеный мир
Этот свадебный был пир.

Братья в ноги к Ване пали
И просить прощенья стали.
Он Царевен подзывал
И вопрос им задавал:
-«Наказать их, аль простить,
Аль в колодец опустить?»
-«Ты прости уж их, Иван,
За неверность, за обман»-
Сестры Ване отвечали
-«Нас ведь с ними повенчали».
Заключили все тут мир
И продолжили свой пир.
***
Я там тоже посидела,
Песни свадебные пела,
Меды сладкие пила,
Жалко - в рот не донесла.
2005г.

Символизм сказок и мифов народов мира. Человек – это миф, сказка – это ты Бену Анна

Три царства – медное, серебряное и золотое

Жил-был царь Горох с царицей Анастасьей Прекрасною, и было у них три сына.

Однажды случилась беда – утащил царицу нечистый дух.

В этой сказке мы опять встречаем четыре мужских принципа – царя и трех сыновей и один женский принцип – царицу. Сказка начинается с беды – женское начало крадет нечистый дух. Потеря влечет за собой поиски женского начала.

Поехал старший сын искать матушку и пропал, три года о нем вестей не было.

Отправился и второй сын на поиски матушки и тоже пропал без вести.

На поиски отправляется младший сын Иван-царевич – найти и братьев и матушку.

В родном доме остается только царь. Старое сознание, но накопившее определенный опыт, остается на троне сознания, пока молодые силы разума ищут обновление и богатство нового опыта. Двое старших пропали без вести.

Поиск женского начала и двух мужских принципов продолжает младший – познающий, ищущий разум.

Приехал Иван к синему морю. Вдруг прилетели на берег тридцать три колпицы, ударились о землю и стали красными девицами, разделись и бросились в воду. Пока они купались, Иван взял кушачок у той девицы, что всех краше, и спрятал за пазуху. Искупались девицы, стали одеваться, а одного кушачка нет. Попросила красна девица отдать ее кушачок. Иван взамен потребовал открыть, где находится его матушка. Девушка рассказала, что его мать живет у ее отца – Ворона Вороновича. «Ступай вверх по морю, попадется тебе серебряная птичка, золотой хохолок: куда она полетит, туда и ты иди».

Синее море – область эмоциональной сферы. Тридцать три птицы – качества небесной сферы, т.е. духовные начала, омывающиеся в чистых водах анимы – души. «Высокое летанье птиц имеет смысл ничем не стесняемой свободы, – пишет А. Потебня в своем исследовании «Символ и миф в народной культуре». Он также приводит примеры народных сравнений высоко летящей птицы со счастливым человеком.

При ударе о землю птицы превращаются в красных девиц. Небесные, свободные крылатые качества-мысли, соприкасаясь с земным, материализуются, обретают форму прекрасных качеств души-психеи. Иван крадет кушачок – пояс самой красивой девушки (см. «Пояс»). Пояс в традиционном русском костюме считался оберегом, символом радуги и солнечных лучей, опоясавших стан девушки. Пояс – линия, замкнутая в круг – символ организации хаоса. Иван крадет символ организации эмоциональной сферы. В его руках пояс гармонии крылатой психеи. Это дает Царевичу знание, где находится его матушка.

Иван-царевич отдал девушке кушачок, пошел вверх по морю и повстречал своих братьев.

Идут они вместе берегом, увидели серебряную птичку, золотой хохолок, и побежали за ней следом. Птичка летела, летела и бросилась под плиту железную, в яму подземельную.

Иван – ищущее сознание, поднимаясь вверх по морю, т.е. эволюционируя, встречает здесь же братьев – логические принципы, занятые тем же процессом.

Серебряная птица с золотым хохолком – вестница небесной сферы. Серебро в народных представлениях связано с луной, а золото с солнцем. Солнце представлялось источником истины и правды, а луна светит отраженным светом – светом мудрости. Это птица мудрости, несущая свет истины. Три брата – три активных логических начала следуют за крылатой мудростью. Но она исчезает под железной плитой, в подземелье. (Железо астрологически соответствует планете Марс – красной планете или железной планете.) Железная плита – символ прочной тяжелой материи, под которой скрыт вход в сферу подсознания.

Ну, братцы, – говорит Иван-царевич, – благословите меня вместо отца, вместо матери. Опущусь в эту яму и узнаю, какова земля иноверная, не там ли наша матушка.

Братья его благословили. Спускался Иван ровно три года.

Ищущее сознание решает погрузиться в подземелье подсознания. Три года – три уровня – сфера логики и разума, сфера эмоций и сфера действий. Можно сказать, что Иван проникает в потаенные пещеры этих трех сфер.

Шел-шел, увидал медное царство. Во дворце сидят тридцать три девицы-колпицы, вышивают полотенца хитрыми узорами, – городками с пригородками.

– Здравствуй, Иван-царевич! – говорит царевна медного царства. – Куда идешь, куда путь держишь?

– Иду свою матушку искать.

– Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича. Он хитер и мудер, по горам, по долам, по вертепам, по облакам летал! Он тебя, добра молодца, убьет! Вот тебе клубочек, ступай к моей средней сестре – что она тебе скажет. А назад пойдешь, меня не забудь.

Иван-царевич покатил клубочек и пошел вслед за ним.

Приходит в серебряное царство. Там сидят тридцать три девицы-колпицы. Говорит царевна серебряного царства:

– Доселева русского духа было видом не видать, слыхом не слыхать, а ныне русский дух воочъю проявляется! Что, Иван, от дела лытаешъ али дела пытаешь?

– Ах, красная девица, иду искать матушку.

– Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича. Эх, царевич, ведь он тебя убьет! Вот тебе клубочек, ступай-ка ты к меньшой моей сестре – что она тебе скажет: вперед ли идти, назад ли вернуться?

Приходит Иван-царевич к золотому царству. Там сидят тридцать три девицы-колпицы, полотенца вышивают. Всех выше, всех лучше царевна золотого царства – такая краса, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Говорит она:

– Здравствуй, Иван-царевич! Куда идешь, куда путь держишь?

– Иду матушку искать.

– Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича. Эх, царевич ведь он тебя убьет! На тебе клубочек, ступай в жемчужное царство: там твоя мать живет. Увидя тебя, она возрадуется и тотчас прикажет: няньки-мамки, подайте моему сыну зелена вина. А ты не бери, проси, чтоб дала тебе трехгодовалого вина, что в шкапу стоит, да горелую корку на закусочку. Не забудь еще: у моего батюшки есть на дворе два чана воды – одна вода сильная, а другая малосильная. Переставь их с места на место и напейся сильной воды.

Итак, Иван встречает три царства, где живут дочери Ворона и четвертое – жемчужное, где живет сам Ворон и мать Ивана.

Из книги Библия Раджниша. Том 1. Книга 2 автора Раджниш Бхагван Шри

Беседа 30. ЕДИНСТВЕННОЕ ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО: НЕТ НИКАКИХ ПРАВИЛ 28 ноября 1984Бхагаван, Вы забыли включить в число просьб одну из ваших сентенций. Эта сентенция такая: живите опасно. Не поговорили бы Вы об этом?Сама жизнь для меня настолько интенсивна, что я все время

Из книги На весах Иова автора Шестов Лев Исаакович

XXXIX. Золотое руно. Наука видит свою задачу в отыскивании невидимых идеальных связей между вещами, иначе говоря, в объяснении того, что происходит в мире. И так углублена в свое дело, что совсем не интересуется «открытиями», даже не верит, чтобы могло быть в жизни что-нибудь

Из книги Свинья, которая хотела, чтоб её съели автора Баджини Джулиан

83. Золотое правило Констанция всегда старалась соблюдать золотое правило нравственности: поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, или, как это довольно неизящно выразил Кант: «Действуй только исходя из принципа, который бы ты пожелал видеть универсальным

Из книги Четвертый лист пергамента: Повести. Очерки. Рассказы. Размышления автора Богат Евгений

ЗОЛОТОЕ ВЕСЛО (Письма из Эрмитажа)

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

4. Структура космоса и золотое деление а) Другой принцип, который также нельзя миновать даже и в кратчайшем анализе космологии"Тимея", это принцип особого рода космической пропорциональности, пронизывающей у Платона весь космос сверху донизу. При непосредственном

Из книги Я познаю мир. Философия автора Цуканов Андрей Львович

ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ ДОБРЫХ ДИКАРЕЙ О значении этого мыслителя эпохи Просвещения очень хорошо написал другой крупный философ, но уже XX века, Бертран Рассел: «Значение Руссо проистекает главным образом из его призыва к сердцу и к тому, что в его время было названо

Из книги «Я почему-то должен рассказать о том...»: Избранное автора Гершельман Карл Карлович

Из книги Танцующие с волками. Символизм сказок и мифов мира автора Бену Анна

Из книги Символизм сказок и мифов народов мира. Человек – это миф, сказка – это ты автора Бену Анна

Три царства – медное, серебряное и золотое Жил-был царь Горох с царицей Анастасьей Прекрасною, и было у них три сына.Однажды случилась беда – утащил царицу нечистый дух.В этой сказке мы опять встречаем четыре мужских принципа – царя и трех сыновей и один женский принцип

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Золотое пялечко и иголочка Пяльцы держат ткань, замыкая ее в круг, образуя организованное поле для создания затейливых узоров-мыслеформ. Золотые пяльцы – это огражденность поля золотом преображенного разума, это золотой круг бесконечности и вечности того, что

Из книги автора

Медное царство Медь – полезный мягкий металл желто-красного оттенка. (Астрологически медь соотносится с планетой Венера. Астрологические качества Венеры – красота, любовь, творчество, вдохновение. Исходя из этого, можно сказать, что Медное царство – мир красоты и

Из книги автора

Серебряное царство Серебро – драгоценный металл. В народных представлениях серебро связано с луной. Луна светит ночью серебристым светом.Ночь – противоположна дню. Если день и солнечный свет – символ жизни, то ночь и мрак – символ смерти. Если днем все явно и открыто,

Из книги автора

Золотое царство «По собственному значению золото относится к свету» (А. Потебня. «Символ и миф в народной культуре»).Золото – самый драгоценный металл в народном представлении. (Астрологически – металл солнца.) Это самое высшее царство – царство света истины. Герой –

В некотором царстве, в некотором государстве был-жил царь Бел Белянин; у него была жена Настасья золотая коса и три сына: Петр-царевич, Василий-царевич и Иван-царевич. Пошла царица с своими мамушками и нянюшками прогуляться по́ саду. Вдруг поднялся сильный вихрь - что и боже мой! схватил царицу и унес неведомо куда. Царь запечалился-закручинился и не ведает, как ему быть. Подросли царевичи он и говорит им: «Дети мои любезные! Кто из вас поедет - мать свою отыщет?»

Собрались два старшие сына и поехали; а за ними и младший стал у отца проситься. «Нет, - говорит царь, - ты, сынок, не езди! Не покидай меня одного, старика». - «Позволь, батюшка! Страх как хочется по белу свету постранствовать да матушку отыскать». Царь отговаривал, отговаривал, не мог отговорить: «Ну, делать нечего, ступай; бог с тобой!»
Иван-царевич оседлал своего доброго коня и пустился в дорогу. Ехал-ехал, долго ли, коротко ли; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; приезжает к лесу. В том лесу богатейший дворец стоит. Иван-царевич въехал на широкий двор, увидал старика и говорит: «Много лет здравствовать, старичок!» - «Милости просим! Кто таков, добрый мо́лодец?» - «Я - Иван-царевич, сын царя Бела Белянина и царицы Настасьи золотой косы». - «Ах, племянник родной! Куда тебя бог несет?» - «Да так и так, - говорит, - еду отыскивать свою матушку. Не можешь ли ты сказать, дядюшка, где найти ее?» - «Нет, племянник, не знаю. Чем могу, тем и послужу тебе; вот тебе шарик, брось его перед собою; он покатится и приведет тебя к крутым, высоким горам. В тех горах есть пещера, войди в нее, возьми железные когти, надень на руки и на ноги и полезай на горы; авось там найдешь свою мать Настасью золотую косу».

Вот хорошо. Иван-царевич попрощался с дядею и пустил перед собою шарик; шарик катится, катится, а он за ним едет. Долго ли, коротко ли - видит: братья его Петр-царевич и Василий-царевич стоят в чистом поле лагерем и множество войска с ними. Братья его встренули: «Ба! Куда ты, Иван-царевич?» - «Да что, - говорит, - соскучился дома и задумал ехать отыскивать матушку. Отпустите войско домой да поедемте вместе». Они так и сделали; отпустили войско и поехали втроем за шариком. Издали еще завидели горы - такие крутые, высокие, что и боже мой! верхушками в небо уперлись. Шарик прямо к пещере прикатился; Иван-царевич слез с коня и говорит братьям: «Вот вам, братцы, мой добрый конь; я пойду на горы матушку отыскивать, а вы здесь оставайтеся; дожидайтесь меня ровно три месяца, а не буду через три месяца - и ждать нечего!» Братья думают: «Как на эти горы влезать, да тут и голову поломать!» «Ну, - говорят, - ступай с богом, а мы здесь подождем».

Иван-царевич подошел к пещере, видит - дверь железная, толкнул со всего размаху - дверь отворилася; вошел туда - железные когти ему на руки и на ноги сами наделися. Начал на горы взбираться, лез, лез, целый месяц трудился, насилу наверх взобрался. «Ну, - говорит, - слава богу!»

Отдохнул немного и пошел по горам; шел-шел, шел-шел, смотрит - медный дворец стоит, у ворот страшные змеи на медных цепях прикованы, так и кишат! А подле колодезь, у колодезя медный корец на медной цепочке висит. Иван-царевич взял почерпнул корцом воды, напоил змей; они присмирели, прилегли, он и прошел во дворец.

Выскакивает к нему медного царства царица: «Кто таков, добрый мо́лодец?» - «Я Иван-царевич». - «Что, - спрашивает, - своей охотой али неволей зашел сюда, Иван-царевич?» - «Своей охотой; ищу мать свою Настасью золотую косу. Какой-то Вихрь ее из саду похитил. Не знаешь ли, где она?» - «Нет, не знаю; а вот недалеко отсюда живет моя середняя сестра, серебряного царства царица; может, она тебе скажет». Дала ему медный шарик и медное колечко. «Шарик, - говорит, - доведет тебя до середней сестры, а в этом колечке все медное царство состоит. Когда победишь Вихря, который и меня здесь держит и летает ко мне чрез каждые три месяца, то не забудь меня бедной - освободи отсюда и возьми с собою на вольный свет». - «Хорошо», - отвечал Иван-царевич, взял бросил медный шарик - шарик покатился, а царевич за ним пошел.

Приходит в серебряное царство и видит дворец лучше прежнего - весь серебряный; у ворот страшные змеи на серебряных цепях прикованы, а подле колодезь с серебряным корцом. Иван-царевич почерпнул воды, напоил змей - они улеглись и пропустили его во дворец. Выходит царица серебряного царства: «Уж скоро три года, - говорит, - как держит меня здесь могучий Вихрь; я русского духу слыхом не слыхала, видом не видала, а теперь русский дух воочью совершается. Кто таков, добрый мо́лодец?» - «Я Иван-царевич». - «Как же ты сюда попал - своею охотою али неволею?» - «Своею охотою, ищу свою матушку; пошла она в зеленом саду погулять, как поднялся Вихрь и умчал ее неведомо куда. Не знаешь ли, где найти ее?» - «Нет, не знаю; а живет здесь недалечко старшая сестра моя, золотого царства царица, Елена Прекрасная; может, она тебе скажет. Вот тебе серебряный шарик, покати его перед собою и ступай за ним следом; он тебя доведет до золотого царства. Да смотри, как убьешь Вихря - не забудь меня бедной; вызволь отсюда и возьми с собою на вольный свет; держит меня Вихрь в заключении и летает ко мне через каждые два месяца». Тут подала ему серебряное колечко: «В этом колечке все серебряное царство состоит!» Иван-царевич покатил шарик: куда шарик покатился, туда и он направился.

Долго ли, коротко ли, увидал - золотой дворец стоит, как жар горит; у ворот кишат страшные змеи - на золотых цепях прикованы, а возле колодезь, у колодезя золотой корец на золотой цепочке висит. Иван-царевич почерпнул корцом воды и напоил змей; они улеглись, присмирели. Входит царевич во дворец; встречает его Елена Прекрасная: «Кто таков, добрый мо́лодец?» - «Я Иван-царевич». - «Как же ты сюда зашел - своей ли охотою али неволею?» - «Зашел я охотою; ищу свою матушку Настасью золотую косу. Не ведаешь ли, где найти ее?» - «Как не ведать! Она живет недалеко отсюдова, и летает к ней Вихрь раз в неделю, а ко мне раз в месяц. Вот тебе золотой шарик, покати перед собою и ступай за ним следом - он доведет тебя куда надобно; да вот еще возьми золотое колечко - в этом колечке все золотое царство состоит! Смотри же, царевич: как победишь ты Вихря, не забудь меня бедной, возьми с собой на вольный свет». - «Хорошо, - говорит, - возьму!»

Иван-царевич покатил шарик и пошел за ним: шел-шел, и приходит к такому дворцу, что и господи боже мой! - так и горит в бриллиантах и самоцветных каменьях. У ворот шипят шестиглавые змеи; Иван-царевич напоил их, змеи присмирели и пропустили его во дворец. Проходит царевич большими покоями и в самом дальнем находит свою матушку: сидит она на высоком троне, в царские наряды убрана, драгоценной короной увенчана. Глянула на гостя и вскрикнула: «Ах, боже мой! Ты ли, сын мой возлюбленный? Как сюда попал?» - «Так и так, - говорит, - за тобой пришел». - «Ну, сынок, трудно тебе будет! Ведь здесь на горах царствует злой, могучий Вихрь, и все духи ему повинуются; он-то и меня унес. Тебе с ним бороться надо! Пойдем поскорей в погреб».

Вот сошли они в погреб. Там стоят две кади с водою: одна на правой руке, другая на левой. Говорит царица Настасья золотая коса: «Испей-ка водицы, что направо стоит». Иван-царевич испил. «Ну что, сколько в тебе силы?» - «Да так силен, что весь дворец одной рукой поверну». - «А ну, испей еще». Царевич еще испил. «Сколько теперь в тебе силы?» - «Теперь захочу - весь свет поворочу». - «Ох, уж это дюже1 много! Переставь-ка эти кади с места на место: ту, что стоит направо, отнеси на левую руку, а ту, что налево, отнеси на правую руку». Иван-царевич взял кади и переставил с места на место. «Вот видишь ли, любезный сын: в одной кади - сильная вода, в другой - бессильная; кто первой напьется - будет сильномогучим богатырем, а кто второй изопьет - совсем ослабеет. Вихрь пьет всегда сильную воду и становит ее по правую сторону; так надо его обмануть, а то с ним никак не сладить!»

Воротились во дворец. «Скоро Вихрь прилетит, - говорит царица Ивану-царевичу. - Садись ко мне под порфиру, чтоб он тебя не увидел. А как Вихрь прилетит да кинется меня обнимать-целовать, ты и схвати его за палицу. Он высоко-высоко поднимется будет носить тебя и над морями и над пропастями, ты смотри не выпущай из рук палицы. Вихрь уморится, захочет испить сильной воды, спустится в погреб и бросится к кади, что на правой руке поставлена, а ты пей из кади на левой руке. Тут он совсем обессилеет, ты выхвати у него меч и одним ударом отруби его голову. Как срубишь ему голову, тотчас сзади тебя кричать будут: «Руби еще, руби еще!» А ты, сынок, не руби, а в ответ скажи: «Богатырская рука два раза не бьет, а все с одного разу!»

Только Иван-царевич успел под порфиру укрыться, как вдруг на дворе потемнело, все кругом затряслось; налетел Вихрь, ударился о землю, сделался добрым молодцем и входит во дворец; в руках у него боевая палица. «Фу-фу-фу! Что у тебя русским духом пахнет? Аль кто в гостях был?» Отвечает царица: «Не знаю, отчего тебе так сдается». Вихрь бросился ее обнимать-целовать, а Иван-царевич тотчас за палицу. «Я тебя съем!» - закричал на него Вихрь. «Ну, бабка надвое сказала: либо съешь, либо нет!» Вихрь рванулся - в окно да в поднебесье; уж он носил, носил Ивана-царевича - и над горами: «Хошь, - говорит, - зашибу?» и над морями: «Хошь, - грозит, - утоплю?» Только нет, царевич не выпускает из рук палицы.

Весь свет Вихрь вылетал, уморился и начал спускаться; спустился прямо-таки в погреб, подбежал к той кади, что на правой руке стояла, и давай пить бессильную воду, а Иван-царевич кинулся налево, напился сильной воды и сделался первым могучим богатырем во всем свете. Видит он, что Вихрь совсем ослабел, выхватил у него острый меч да разом и отсек ему голову. Закричали позади голоса́: «Руби еще, руби еще, а то оживет». - «Нет, - отвечает царевич, - богатырская рука два раза не бьет, а все с одного разу кончает!» Сейчас разложил огонь, сжег и тело и голову и пепел по ветру развеял. Мать Ивана-царевича радая такая! «Ну, - говорит, - сын мой возлюбленный, повеселимся, покушаем, да как бы нам домой поскорей; а то здесь скучно, никого из людей нету». - «Да кто же здесь прислуживает?» - «А вот увидишь». Только задумали они кушать, сейчас стол сам накрывается, разные яства и вина сами на стол являются; царица с царевичем обедают, а невидимая музыка им чудные песни наигрывает. Наелись-напились они, отдохнули; говорит Иван-царевич: «Пойдем, матушка, пора! Ведь нас под горами братья дожидаются. Да дорогою надобно трех цариц избавить, что здесь у Вихря жили».

Забрали все, что нужно, и отправились в путь-дорогу; сначала зашли за царицей золотого царства, потом за царицей серебряного, а там и за царицей медного царства; взяли их с собою, захватили полотна и всякой всячины и в скором времени пришли к тому месту, где надо с гор спускаться. Иван-царевич спустил на полотне сперва мать, потом Елену Прекрасную и двух сестер ее. Братья стоят внизу - дожидаются, а сами думают: «Оставим Ивана-царевича наверху, а мать да цариц повезем к отцу и скажем, что мы их отыскали». - «Елену Прекрасную я за себя возьму, - говорит Петр-царевич - царицу серебряного царства возьмешь ты, Василий-царевич; а царицу медного государства отдадим хоть за генерала».

Вот как надо было Ивану-царевичу с гор спускаться, старшие братья взялись за поло́тна, рванули и совсем оторвали. Иван-царевич на горах остался. Что делать? Заплакал горько и пошел назад; ходил, ходил и по медному царству, и по серебряному, и по золотому - нет ни души. Приходит в бриллиантовое царство - тоже нет никого. Ну, что один? Скука смертная! Глядь - на окне лежит дудочка. Взял ее в руки. «Дай, - говорит, - поиграю от скуки». Только свистнул - выскакивают хромой да кривой; «Что угодно, Иван-царевич?» - «Есть хочу». Тотчас откуда ни возьмись - стол накрыт, на столе и вина и кушанья самые первые. Иван-царевич покушал и думает: «Теперь отдохнуть бы не худо». Свистнул в дудочку, явились хромой да кривой: «Что угодно, Иван-царевич?» - «Да чтобы постель была готова». Не успел выговорить, а уж постель постлана - что ни есть лучшая.

Вот он лег, выспался славно и опять свистнул в дудочку. «Что угодно?» - спрашивают его хромой да кривой. «Так, стало быть, все можно?» - спрашивает царевич. «Все можно, Иван-царевич! Кто в эту дудочку свистнет, мы для того всё сделаем. Как прежде Вихрю служили, так теперь тебе служить рады; только надобно, чтоб эта дудочка завсегда при тебе была». - «Хорошо же, - говорит Иван-царевич, - чтоб я сейчас стал в моем государстве!»

Только сказал, и в ту ж минуту очутился в своем государстве посеред базара. Вот ходит по базару; идет навстречу башмачник - такой весельчак! Царевич спрашивает: «Куда, мужичок, идешь?» - «Да несу черевики2 продавать; я башмачник». - «Возьми меня к себе в подмастерья». - «Разве ты умеешь черевики шить?» - «Да все, что угодно, умею; не то черевики, и платье сошью». - «Ну, пойдем!»

Пришли они домой; башмачник и говорит: «Ну-ка, смастери! Вот тебе товар самый первый; посмотрю, как ты умеешь». Иван-царевич пошел в свою комнатку, вынул дудочку, свистнул - явились хромой да кривой: «Что угодно, Иван-царевич?» - «Чтобы к завтрему башмаки были готовы». - «О, это службишка, не служба!» - «Вот и товар!» - «Что это за товар? Дрянь - и только! Надо за окно выкинуть». Назавтра царевич просыпается, на столе башмаки стоят прекрасные, самые первые. Встал и хозяин: «Что, молоде́ц, пошил башмаки?» - «Готовы». - «А ну, покажь!» Взглянул на башмаки и ахнул: «Вот так мастера добыл себе! Не мастер, а чудо!» Взял эти башмаки и понес на базар продавать.

В эту самую пору готовились у царя три свадьбы: Петр-царевич сбирался жениться на Елене Прекрасной, Василий-царевич - на царице серебряного царства, а царицу медного царства отдавали за генерала. Стали закупать к тем свадьбам наряды; для Елены Прекрасной понадобились черевики. У нашего башмачника объявились черевики лучше всех; привели его во дворец. Елена Прекрасная как глянула: «Что это? - говорит. - Только на горах могут такие башмаки делать». Заплатила башмачнику дорого и приказывает: «Сделай мне без мерки другую пару черевик, чтоб были на диво сшиты, драгоценными каменьями убраны, бриллиантами усажены. Да чтоб к завтрему поспели, а не то - на виселицу!»

Взял башмачник деньги и драгоценные каменья; идет домой - такой пасмурный. «Беда! - говорит. - Что теперь делать? Где такие башмаки пошить к завтраму, да еще без мерки? Видно, повесят меня завтра! Дай хоть напоследки погуляю с горя с своими друзьями». Зашел в трактир; дру́гов-то у него много было, вот они и спрашивают: «Что ты, брат, пасмурен?» - «Ах, други любезные, ведь завтра повесят меня!» - «За что так?» Башмачник рассказал свое горе: «Где уж тут о работе думать? Лучше погуляем напоследки». Вот пили-пили, гуляли-гуляли, башмачник уж качается. «Ну, - говорит, - возьму домой бочонок вина да лягу спать. А завтра, как только придут за мной вешать, сейчас полведра выдую; пускай уж без памяти меня вешают». Приходит домой. «Ну, окаянный, - говорит Ивану-царевичу, - вот что твои черевики наделали... так и так... поутру, как придут за мной, сейчас меня разбуди».

Ночью Иван-царевич вынул дудочку, свистнул - явились хромой да кривой: «Что угодно, Иван-царевич?» - «Чтоб такие-то башмаки были готовы». - «Слушаем!» Иван-царевич лег спать; поутру просыпается - башмаки на столе стоят, как жар горят. Идет он будить хозяина: «Хозяин! Вставать пора». - «Что, али за мной пришли? Давай скорее бочонок с вином, вот кружка - наливай; пусть уж пьяного вешают». - «Да башмаки-то готовы». - «Как готовы? Где они? - Побежал хозяин, глянул: - Ах, когда ж это мы с тобой делали?» - «Да ночью, неужто, хозяин, не помнишь, как мы кроили да шили?» - «Совсем заспал, брат; чуть-чуть помню!»

Взял он башмаки, обернул, бежит во дворец. Елена Прекрасная увидала башмаки и догадалась: «Верно, это Ивану-царевичу ду́хи делают». - «Как это ты сделал?» - спрашивает она у башмачника «Да я, - говорит, - все умею делать!» - «Коли так, сделай мне платье подвенечное, чтоб было оно золотом вышито, бриллиантами да драгоценными камнями усеяно. Да чтоб заутра было готово, а не то - голову долой!» Идет башмачник опять пасмурный, а други давно его дожидают: «Ну что?» - «Да что, - говорит, - одно окаянство! Вот проявилась переводчица роду христианского, велела к завтрему платье сшить с золотом, с каменьями. А я какой портной! Уж верно завтра с меня голову снимут». - «Э, брат, утро вечера мудренее: пойдем погуляем».

Пошли в трактир, пьют-гуляют. Башмачник опять нализался, притащил домой целый бочонок вина и говорит Ивану-царевичу: «Ну, малый, завтра, как разбудишь, так целое ведро и выдую; пусть пьяному рубят голову! А этакого платья мне и в жизнь не сделать». Хозяин лег спать, захрапел, а Иван-царевич свистнул в дудочку - явились хромой да кривой: «Что угодно, царевич?» - «Да чтоб к завтрему платье было готово - точно такое, как Елена Прекрасная у Вихря носила». - «Слушаем! Будет готово». Чем свет проснулся Иван-царевич, а платье на столе лежит, как жар горит - так всю комнату и осветило. Вот он будит хозяина, тот продрал глаза: «Что, аль за мной пришли - голову рубить? Давай поскорей вино!» - «Да ведь платье готово...» - «Ой ли! Когда ж мы сшить успели?» - «Да ночью, разве не помнишь? Ты сам и кроил». - «Ах, брат, чуть-чуть припоминаю; как во сне вижу». Взял башмачник платье, бежит во дворец.

Вот Елена Прекрасная дала ему много денег и приказывает: «Смотри, чтоб завтра к рассвету на седьмой версте на́ море стояло царство золотое и чтоб оттуда до нашего дворца сделан был мост золотой, тот мост устлан дорогим бархатом, а около перил по обеим сторонам росли бы деревья чудные и певчие б птицы разными голосами воспевали. Не сделаешь к завтраму - велю четверить тебя!» Пошел башмачник от Елены Прекрасной и голову повесил. Встречают его други: «Что, брат?» - «Да что! Пропал я, завтра четверить меня. Такую службу задала, что никакой черт не сделает». - «Э, полно! Утро вечера мудренее; пойдем в трактир». - «И то пойдемте! Напоследях надо хоть повеселиться».

Вот они пили-пили; башмачник до того к вечеру напился, что домой под руки привели. «Прощай, малый!» - говорит он Ивану-царевичу. - Завтра казнят меня». - «Али новая служба задана?» - «Да, вот так и так!» Лег и захрапел; а Иван-царевич тотчас в свою комнату, свистнул в дудочку - явились хромой да кривой: «Что угодно, Иван-царевич?» - «Можете ль сослужить мне вот этакую службу...» - «Да, Иван-царевич, это служба! Ну, да делать нечего - к утру все готово будет». Назавтра чуть светать стало, Иван-царевич проснулся, смотрит в окно - батюшки светы! Все как есть сделано: золотой дворец словно жар горит. Будит он хозяина; тот вскочил: «Что? Аль за мной пришли? Давай вина поскорей! Пусть казнят пьяного». - «Да ведь дворец готов». - «Что ты!» Глянул башмачник в окно и ахнул от удивления: «Как это сделалось?» - «Да разве не помнишь, как мы с тобой мастерили?» - «Ах, видно, я заспался; чуть-чуть помню!»

Побежали они в золотой дворец - там богатство невиданное и неслыханное. Говорит Иван-царевич: «Вот тебе, хозяин, крылышко; поди, обметай на мосту перила, а коли придут да спросят: кто такой во дворце живет? - ты ничего не говори, только отдай эту записочку». Вот хорошо, пошел башмачник и стал обметать на мосту перила. Утром проснулась Елена Прекрасная, увидала золотой дворец и сейчас побежала к царю: «Поглядите, ваше величество, что у нас делается; на́ море золотой дворец выстроен, от того дворца мост на семь верст тянется, а вокруг моста чудные деревья растут, и певчие птицы разными голосами поют».

Царь сейчас посылает спрашивать: «Что бы это значило? Уж не богатырь ли какой под его государство подступил?» Приходят посланные к башмачнику, стали его расспрашивать; он говорит: «Я не знаю, а есть у меня записка к вашему царю». В этой записке Иван-царевич рассказал отцу все, как было: как он мать освободил, Елену Прекрасную добыл и как его старшие братья обманули. Вместе с запискою посылает Иван-царевич золотые кареты и просит приехать к нему царя с царицею, Елену Прекрасную с ее сестрами; а братья пусть назади в простых дровнях будут привезены.

Все тотчас собрались и поехали; Иван-царевич встретил их с радостью. Царь хотел было старших сынов расказнить за их неправду, да Иван-царевич отца упросил, и вышло им прощение. Тут начался пир горой; Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, за Петра-царевича отдал царицу серебряного государства, за Василья-царевича отдал царицу медного государства, а башмачника в генералы произвел. На том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, в рот не попало.

ТРИ ЦАРСТВА — МЕДНОЕ, СЕРЕБРЯНОЕ И ЗОЛОТОЕ

В те старые времена, когда мир Божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, жил-был царь Горох с царицею Анастасьей Прекрасной, и было у них три сы-на-царевича.

Да стряслась беда великая - утащил царицу нечистый дух. Пришел к царю старший сын и говорит:

Благослови меня, батюшка, поеду я искать матушку.

Отпустил его отец, а он поехал и пропал, три года про него ни весточки, ни слуху не было. Стал второй сын проситься у царя:

Батюшка, благослови меня в путь-доро-гу, авось мне посчастливится найти и брата, и матушку.

Царь благословил, он уехал и тоже без вести пропал - словно в воду канул.

Вот приходит к царю меньшой сын Иван-царевич:

Любезный батюшка, благослови меня в путь-дорогу, авось разыщу и братьев, и матушку.

Поезжай, сынок!

Пустился Иван-царевич в чужедальнюю сторону, ехал, ехал и приехал к синему морю, остановился на бережку и думает: «Куда же теперь путь держать?»

Вдруг прилетели на море тридцать три колпицы*, ударились оземь и превратились
* Колпица - чубатая птица, похожа на цаплю.

в красных девиц - все хороши, а одна лучше всех. Разделись они и бросились в воду.

Пока они купались, Иван-царевич подкрался, взял у той девицы, что всех краше, кушачок и спрятал за пазуху.

Вот вышли девицы на берег, стали одеваться - одного кушачка нет.

Ах, Иван-царевич, - взмолилась красавица, - отдай мой кушачок.

Скажи-ка прежде, где моя матушка?

Твоя матушка у моего отца живет - у Ворона Вороновича. Ступай вверх по морю, попадется тебе серебряная птичка, золотой хохолок: куда она полетит, туда и ты иди.

Отдал ей кушачок Иван-царевич и пошел вверх по морю. Тут он и братьев своих повстречал. Пошли они вместе берегом, увидали серебряную птичку, золотой хохолок, и побежали за ней следом. Птичка летела, летела и вдруг бросилась под плиту железную, в яму подземельную.

Ну, братцы, - говорит Иван-царевич, - благословите меня вместо отца, вместо матери, опущусь я в яму и узнаю, не там ли наша матушка.

Благословили его братья, сел он на рели-качели и полез в ту яму глубокую, а как спустился, пошел путем-дорогою.

Вот пришел он в медное царство; во дворце сидят тридцать три девицы-колпицы, вышивают полотенца хитрыми узорами.

Здравствуй, Иван-царевич! - говорит царевна медного царства. - Куда идешь, куда путь держишь?

Иду свою матушку искать.

Матушка твоя у моего отца, у Ворона Вороновича. Он хитер и мудер, по горам, по долам, по вертепам, по облакам летал! Он тебя, добра молодца, убьет! Вот тебе клубочек, ступай к моей средней сестре - что она тебе скажет. А как назад пойдешь, меня не забудь.

Иван-царевич бросил клубочек на землю и пошел вслед за ним. Приходит в серебряное царство; и там сидят тридцать три деви-цы-колпицы. Говорит царевна серебряного царства:

Доселе русского духа было видом не видать, слыхом не слыхать, а нынче русский дух сам пришел! Что, Иван-царевич, от дела пытаешь али дела пытаешь?

Ах, красная девица, ищу я свою матушку.

Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича. Он хитер и мудер, по горам, по долам летал, по вертепам, по облакам летал! Эх, царевич, ведь он тебя убьет! Вот тебе

клубочек, ступай-ка ты к меньшой моей сестре - что она тебе скажет: вперед ли идти, назад ли вернуться?

Отправился Иван-царевич в золотое царство. Видит - сидят тридцать три девицы-колпицы, полотенца вышивают. Всех краше царевна золотого царства - такая краса, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Говорит она:

Здравствуй, Иван-царевич! Куда идешь, куда путь держишь?

Иду матушку свою искать.

Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича. И хитер он, и мудер, по горам, по долам летал, по вертепам, по облакам летал. Эх, царевич, ведь он тебя убьет! На тебе клубочек, ступай в жемчужное царство: там твоя мать живет. Увидя тебя, она возрадуется и тотчас прикажет подать тебе зелена вина. Только ты не бери, а проси, чтоб дала она тебе трехгодовалого вина, что в шкапу стоит, да горелую корку на закусочку. Не забудь еще: у моего батюшки стоят на дворе два чана воды - одна вода сильная, а другая малосильная. Ты напейся сильной воды, а чаны переставь.

Долго царевич с царевной разговаривали и так полюбили друг друга, что и расставаться им не хотелось. Да делать нечего - попрощался Иван-царевич и отправился в путь-дорогу.

Вот пришел он в жемчужное царство. Увидала его матушка, обрадовалась и крикнула:

Мамки-няньки! Подайте моему сыну зелена вина.

Я не пью простого вина, - говорит Иван-царевич, - подайте мне трехгодовалого, а на закуску горелую корочку.

А как выпил он этого вина, закусил горелою коркою, вышел на широкий двор, переставил чаны с места на место и принялся сильную воду пить.

Вдруг прилетает Ворон Воронович; был он светел, как ясный день, а увидал Ивана-царевича - и сделался мрачней темной ночи. Опустился он к чану и стал пить бессильную воду.

Тут Иван-царевич бросился ему на крылья. Взвился Ворон Воронович высоко-высоко, носил его по долам, по горам, по вертепам и облакам. Видит - крепко держится Иван-царевич, тут стал он его спрашивать:

Хочешь, Иван-царевич, казной тебя наделю?

Казны мне не надобно, дай мне посо-шок-перышко.

Нет, Иван-царевич! Больно в широкие сани сесть хочешь. - И опять понес его Ворон по горам и долам, по вертепам и облакам. Иван-царевич крепко держится; налег всей своей тяжестью и чуть не обломил ему крылья. Вскрикнул тогда Ворон Воронович:

Не ломай ты мои крылья, возьми посо-шок-перышко!

Отдал он царевичу посошок-перышко, сам сделался простым вороном и полетел на крутые горы.

А Иван-царевич пришел в жемчужное царство, забрал свою матушку и пошел в обратный путь. Видит - жемчужное царство клубочком свернулося да вслед за ним катится.

Пришел он в золотое царство, потом в серебряное, а потом и в медное, повел с собою трех прекрасных царевен, а те царства свернулись клубочками да за ними катятся. Подошел он к релям-качелям и затрубил в золотую трубу.

Братья трубу услыхали, ухватились за веревки и вытащили на белый свет красную девицу - медного царства царевну. Увидали ее и начали меж собою ссориться: один друго-му уступить ее не хочет.

Что вы бьетесь, добрые молодцы! Там есть лучше меня красная девица.

Царевичи опустили рели в яму и вытащили царевну серебряного царства. Опять стали спорить и драться.

Не ссорьтесь, добрые молодцы, - говорит царевна, - там есть и краше меня девица.

Царевичи перестали драться, вытащили царевну золотого царства. Опять было принялись ссориться, да царевна-красавица тотчас остановила их:

В яме ждет ваша матушка!

Вытащили они свою матушку и опустили ре-

ли-качели за Иваном-царевичем, подняли его до половины и обсекли веревки. Иван-царевич полетел в пропасть, крепко ушибся и долго лежал без памяти. Очнувшись, посмотрел кругом, припомнил все, что с ним сталося, достал посошок-перышко и ударил им об землю. В ту ж минуту явилось двенадцать молодцев.

Что, Иван-царевич, прикажешь?

Вынесите меня на белый свет.

Подхватили его молодцы под руки и вынесли на белый свет. Стал Иван-царевич про своих братьев расспрашивать и узнал, что они давно поженились: царевна из медного царства вышла замуж за среднего брата, царевна из серебряного царства - за старшего брата, а его нареченная невеста ни за кого

не идет. И вздумал на ней сам отец-старик жениться. Обвинил он свою жену в сговоре со злыми духами и велел отрубить ей голову; а после казни спрашивает царевну из золотого царства:

Пойдешь за меня замуж?

Тогда пойду за тебя, когда сошьешь мне башмаки без мерки.

Царь приказал найти того, кто сошьет царевне башмаки без мерки. Вот Иван-царевич нанимается к одному старичку в работники и посылает его к царю:

Ступай, дедушка, бери на себя это дело. Я сошью башмаки, только ты про меня не сказывай.

Старик пошел к царю:

Я-де готов за эту работу взяться.

Дал ему царь товару на пару башмаков, а сам спрашивает:

Да сумеешь ли ты, старичок?

Не бойся, государь, у меня сын чеботарь.

Старичок воротился домой, отдал Ивану-

царевичу товар; тот его на куски изрезал и за окно выбросил, потом клубочек золотого царства размотал и вынул готовые башмаки:

Вот, дедушка, возьми, отнеси царю.

Царь башмакам обрадовался, побежал

к царевне:

Когда же к венцу?

Она взглянула на башмачки и говорит:

Тогда за тебя пойду, когда сошьешь мне платье без мерки.

Царь опять захлопотал, собрал к себе всех мастеровых, сулит им большие деньги, только чтоб платье без мерки сшили. Узнал про то Иван-царевич и говорит старику:

Дедушка, иди к царю, возьми материю, я платье сошью.

Старик поплелся во дворец, взял атласа и бархата, воротился домой и отдал царевичу. Иван-царевич тотчас за ножницы: изрезал все на клочки и выкинул за окно, потом раскрутил клубочек золотого царства, взял оттуда самое лучшее платье и отдал старику:

Неси во дворец!

Царь радехонек:

Что, невеста моя возлюбленная, не пора ли нам к венцу ехать?

Отвечает ему царевна, поглядев на платье:

Тогда за тебя пойду замуж, когда велишь старикова сына в молоке сварить.

Царь тут же отдал приказ - и в тот же день собрали с каждого двора по ведру молока, налили большой чан и вскипятили на сильном огне.

Привели Ивана-царевича; начал он со всеми прощаться, в землю кланяться. А как бросили его в чан, он два раза нырнул да вон выскочил - таким красавцем сделался, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Говорит тут царевна:

Посмотри-ка, царь! За кого мне замуж идти: за тебя ли, старого, или за него, доброго молодца?

Царь подумал: «Если и я в молоке искупаюсь, то таким же красавцем сделаюсь!» - бросился в чан и сварился в молоке.

А Иван-царевич обвенчался с царевной из золотого царства, и стали они жить-поживать, добра наживать.

No related posts.

Навигация по записям

Расскажи друзьям об этом:

4. Три царства

Сказка о том, как герой на своем пути попадает в медное, серебряное и золотое царство, по наблюдениям Н.П. Андреева, - самая распространенная сказка на русском языке, и можно предполагать ее известной. Нам кажется, что эти три царства возникли как утроение тридесятого царства. При стремлении сказки все утраивать этому стремлению несомненно подвергся и данный мотив, и этим вызвано наличие вообще трех царств, но так как тридесятое царство золотое, то предыдущие сделаны серебряным и медным. Искать здесь каких-то связей с представлениями о железном, серебряном и золотом веке, вообще с циклом гезиодовских эр - напрасный труд. Здесь не удастся также обнаружить никаких связей с представлениями о металлах. Здесь можно было бы поставить также вопрос о представлении трех царств как небесного, земного и подземного. Но и эта связь также не подтверждается материалами: медное, серебряное и золотое царства находятся не друг под другом, а одно впереди другого, обьгчно они все три находятся под землей. Но так как по сказочному канону тридесятое царство есть последний этап пути героя, после чего происходит его возвращение, а прибытие три раза невозможно (ему должны были бы предшествовать возвращение и новая отправка), то два царства стали своего рода проходными этапами, а одно - золотое - этапом прибытия. Но такой переходный этап в сказочном каноне уже имеется. Это - избушка яги. И вот, мы стоим перед любопытным явлением ассимиляции трех царств с избушкой яги. Действительно: если просмотреть многочисленные случаи этих трех царств, то некоторые элементы в них всегда идут от тридесятого царства и царевны, а другие - от яги. Кроме названий эти три царства ничего специфического в себе не имеют. Возьмем Аф. 128. вар. Иван приходит в медное царство. Там его встречает "девица, прекрасная из себя". Это во всяком случае не яга. Следует выспрашивание и упрек: "не накормила, не напоила, да стала вести спрашивать". Этот элемент явно от бабы-яги. Затем девица дарит ему перстень, т. е. выступает как дарительница. Однако предмет ее подарка - перстень - есть завуалированное обручение. Но обручается герой только с третьей девицей из золотого царства, - которая, следовательно, и функционально есть царевна. Подобно этому случаю могут быть проанализированы и остальные варианты, и это даст право утверждать, что эти три царства есть внутрисказочное образование. Не удалось найти никаких материалов, указывающих на связь этого мотива с первобытным мышлением или первобытными обрядами.

Из книги Исторические корни Волшебной сказки автора Пропп Владимир

4. Три царства Сказка о том, как герой на своем пути попадает в медное, серебряное и золотое царство, по наблюдениям Н.П. Андреева, - самая распространенная сказка на русском языке, и можно предполагать ее известной. Нам кажется, что эти три царства возникли как утроение

Из книги Универсальная хрестоматия. 3 класс автора Коллектив авторов

5. Териоморфизм тридесятого царства Но наше изучение тридесятого царства еще Далеко не кончено. Есть еще одна черта: то царство иногда представлено царством не людей, а царством животных.Правда, эти указания встречаются не так часто, эти представления находятся

Из книги Универсальная хрестоматия. 4 класс автора Коллектив авторов

Подземные царства В то давнее время, когда мир был наполнен лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицей Анастасьей Прекрасной; у них было три

Из книги автора

Наши царства Владенья наши царственно-богаты, Их красоты не рассказать стиху: В них ручейки, деревья, поле, скаты И вишни прошлогодние во мху. Мы обе – феи, добрые соседки, Владенья наши делит тёмный лес. Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки Белеет облачко в выси