Василий павлович соловьев седой семья. Соловьев-Седой В.П

Соловьев-Седой, В. П. Избранные песни [Ноты]. Вып. 1 / В. П. Соловьев-Седой; авт. сл. : Л. И. Ошанин и [др.]. - Ленинград; Москва: Государственное музыкальное издательство, 1950. - 120 с. : портр.

10 апреля 2017 года исполнилось 110 лет со дня рождения советского композитора Василия Павловича Соловьёва-Седого (1907-1979).

В историю музыкального искусства Василий Павлович Соловьёв-Седой вошел как песенный летописец своего времени. Им создано свыше 400 песен, 6 оперетт и музыкальных комедий, 2 балета, музыка к 50 кинофильмов.

Песни В. П. Соловьёва-Седого занимают видное место в советской музыке. «Согретые большим чувством, пронизанные русским народно-песенными интонациями, глубоко жизненные по своему содержанию, песни эти отвечают лучшим патриотическим чувствам советских людей». В 1936 г., в год окончания Ленинградской консерватории, Соловьёв-Седой, участвуя в конкурсе песни, организованном Ленинградским Союзом советских композиторов, получил первую премию за песни «Парад» и «Песня о Ленинграде».

В довоенные годы широкое распространение получили его песни: «Казачья-кавалерийская», «Гибель Чапаева», «Таёжная», «Песня о двух товарищах». Они «отличались яркой, запоминающейся мелодией, свежей гармонией, богатой и разнообразной ритмикой».

В годы Великой Отечественной войны композитор нашел свое место в ряду тех, кто идейным оружием помогал бить врага. Выступая со своими песнями перед бойцами на фронтах, он «проникся их думами и чаяниями, понял, какое значение имеет для солдата хорошая песня». Воины стали излюбленными героями его песен.

Первые песни, написанные Василием Павловичем в дни войны, – «Играй, мой баян», «Вечер на рейде», – в короткий срок стали любимыми на фронте и в тылу. За этими песнями последовали: «Когда песню поёшь», «Как за Камой рекой», «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк», «Баллада о Матросове», «Соловьи», «Ничего не говорила» и многие другие, которые также были подхвачены народом во всех уголках страны. Близка Соловьёву-Седому была и область лирики. Им было создано также много шуточных и веселых песен.

Соловьёв-Седой дважды удостоен Сталинской премией. В 1943 г. – за песни «Играй, мой баян», «Вечер на рейде» и «Песня мести». В 1947 г. – за песни «Давно мы дома не были», «Стали ночи светлыми», «Пора в путь-дорогу», «Едет парень на телеге».

С окончанием войны композитор приступает к созданию «мирных» песен, возвращаясь к любовной лирике. Пишет музыку к кинофильмам. Значительное место в его творчестве занимают песни о Ленинграде.

Песня для В. П. Соловьёва-Седого – главный жанр. Он писал: «Песня это музыкальный рассказ, новелла, и замысел её, во многом зависящий от текста, должен быть предельно кратким, лаконичным, выразительным, ёмким. Он должен быть афористичным. Именно эта афористичность даёт простор композитору, не связывает полета его фантазии, не сводит музыку к иллюстрации, делает песню легко запоминающейся и вызывает у слушателя соответствующие эмоции… Песня – барометр своего времени, его следопыт и разведчик».

В полную силу голос Соловьёва-Седого народ услышал в лихую военную годину. Только в 1942 г. им было написано шестнадцать песен. В этот период композитор Б. Астафьев сочинения Василия Павловича относит к песенно-романсной демократической лирике, тесно примыкающей к массовой песне: «…песни-романсы… это своего рода простая речь от души к душе, то полунамеками, то вдруг яркими волнующими вспышками страсти, затаенной скорби и горькой иронии».

Судьба послала В. П. Соловьёву-Седому встречу с поэтом, который на многие годы стал спутником творчества и другом жизни – с Алексеем Фатьяновым. В стихах Фатьянова композитор ощущал редкостную, как он определял, «свободную песенность, возможности ритмических вариантов» – то, что называл «песенным стилем поэзии».

Всеволод Азаров, поэт-фронтовик так вспоминает о событиях 1945 г. в Восточной Пруссии. Он, в то время, был военным корреспондентом, прикомандированным к морской пехоте, участвовавшей в боях в районе Пиллау. В один из дней у него произошла встреча с концертной бригадой, в составе которой были также В. П. Соловьёв-Седой, его жена – пианистка Татьяна Рябова, поэт Алексей Фатьянов. Азаров уговорил их выступить перед морскими пехотинцами. В пути Соловьёв-Седой и Фатьянов оживлённо переговаривались. Как потом оказалось, «они доводили до «кондиции» свою новую песню... А песне суждена была в близком будущем слава, и начиналась она словами:

Давно мы дома не были,

Шумит над речкою ель,

Как будто в сказке-небыли

За тридевять земель».

Но группе пришлось выступать в подземном бункере, «а в нем – “славяне”, командование части танкистов», готовящихся к марш-броску на косу Фрише-Нерунг. Там-то и состоялась «премьера» песни «Давно мы дома не были», чему и стал свидетелем Всеволод Азаров, песни, которая уже более семидесяти лет звучит в память о тяжелых годах войны.

В фонде редких книг в коллекции заслуженного деятеля искусств России, композитора, музыковеда, фольклориста, критика, члена Союза композиторов СССР, России Николая Леонидовича Луганского (1937-2005) есть прижизненное издание песен Василия Павловича Соловьёва-Седого.

Сборник включает 26 песен. Среди них любимые по сегодняшний день: «Вечер на рейде» (сл. А. Чуркина), «Пришла и к нам на фронт весна» (сл. А. Фатьянова), «Давно мы дома не были» (сл. А. Фатьянова), «Пора в путь-дорогу» (сл. С. Фогельсона), «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» (сл. А. Фатьянова), «На солнечно поляночке» (сл. А. Фатьянова), «Услышь меня, хорошая» (сл. М. Исаковского) и др.

Композитор А. Петров писал: «… о Василии Павловиче Соловьёве-Седом мы по праву говорим: «великий мастер», «великий композитор»… Он велик не только потому, что сумел, как никто, воплотить народные национальные традиции в современной советской песне, сумел создать непревзойденную лирику грозных военных лет, ставшую могучим «песенным оружием» народа в борьбе за свободу и независимость нашей Родины. Он сделал песню важной частью духовной жизни миллионов людей, причем нескольких поколений: его песни в сердцах и памяти его ровесников, и их детей, и внуков… Песни Соловьёва-Седого будут жить столько, сколько жить русской речи, сколько жить народной песне».

Лучшие песни В. П. Соловьёва-Седого продолжают жить в наших домах. По-прежнему в эфире позывные радиостанции «Маяк», которые вышли из всемирно известной песни «Подмосковные вечера».

Список использованной литературы:

  1. Соловьев-Седой, В. П. Избранные песни [Ноты]. Вып. 1 / В. П. Соловьев-Седой; авт. сл.: Л. И. Ошанин и [др.]. - Ленинград; Москва: Государственное музыкальное издательство, 1950. - 120 с. :портр.
  2. Василий Павлович Соловьев-Седой: воспоминания... / сост. С. М. Хентова; ред. М. А. Дунаевский; худож. И. Н. Кошаровский. - Ленинград: Советский композитор, 1987. - 296 с. : фот.
  3. Соловьев-Седой, В. П. Пути-дороги: воспоминания, рассказы о песнях, мысли об искусстве / В. П.
  4. Соловьев-Седой. - Ленинград: Советский композитор, 1982. - 184 с: ил.

(настоящая фамилия - Соловьев)

(1907-1979) русский композитор

Песни Соловьева-Седова составляют своеобразную летопись истории России XX века. Хотя большинство из них было написано во время войны и первые послевоенные десятилетия, их влияние на формирование песенной культуры продолжалось и в последующее время.

Василий Павлович Соловьев-Седой родился в Петербурге, но корни его происходят с Псковщины. Гам в одном из сел близ Невеля жили все его предки. Только отец, Павел Павлович, после долгой службы в армии остался в Петербурге и стал работать дворником в доме страхового общества «Россия». Мать Анна Федоровна до замужества была горничной. Несколько лет она проработала у знаменитой певицы А. Вяльцевой, но ушла, не выдержав ее капризного характера. В семье Соловьевых было четверо детей - старшие дочери Анастасия и Полина и сыновья Сергей и Василий.

Музыкальные способности мальчика заметили уже в детстве. Отец любил петь и самоучкой освоил гармонь. От него страсть к музыке и песне перенял Василий.

Закончив школу в 1923 году, он подрабатывал на танцевальных площадках, выступая в качестве тапера. Однажды его выступление услышал ленинградский композитор А. Животов. Он помог Василию устроиться на радио в качестве аккомпаниатора уроков гимнастики.

Под руководством Животова, Василий Соловьев научился импровизировать и составлять простейшие музыкальные композиции. Через год Животов посоветовал ему поступать в музыкальное учебное заведение. Вначале Василий отнесся к предложению настороженно, в то время он даже не умел записывать ноты.

Но отец убедил Василия, и тот решил последовать совету и подал документы в Ленинградский музыкальный техникум. Выдержав конкурс, Василий Соловьев стал учиться в классе, которым руководил профессор консерватории П. Рязанов. Он и стал первым наставником будущего композитора. В 1931 году Рязанова пригласили преподавать в консерваторию и весь его класс перевели туда на первый курс.

В 1936 году Василий Павлович Соловьев заканчивает консерваторию. К тому времени он был автором нескольких песен, но настоящая популярность пришла к нему гораздо позже. На открытие ленинградского Мюзик-холла он написал песню о Ленинграде.

Она получила высокую оценку присутствовавшего на открытии Исаака Дунаевского . В 1938 году Василий Соловьева впервые пригласили писать музыку для кинофильма. Он создал несколько песен и музыкальную сюиту для мелодрамы «И июля».

Впоследствии композитор говорил, что первая работа только помогла ему представить своеобразие музыки для кино.

В начале тридцатых годов Василий Соловьев начинает работать над своим первым крупным произведением - балетом «Тарас Бульба». После многочисленных переделок он был поставлен в 1940 году на сцене Ленинградского театра имени С. Кирова, а через год, в последние мирные дни, - на сцене Большого театра в Москве. Балет был выпущен под фамилией Соловьева-Седого.

Критики высоко оценили музыку балета. Опираясь на народные мелодии, композитор смог создать яркое образное полотно, в котором раскрывалась специфика повести Николая Гоголя . Впоследствии балет неоднократно ставился не только на сценах театров СССР, но и в других странах. Но сам Соловьев не был удовлетворен им и неоднократно возвращался к нему. В конце пятидесятых годов он переработал музыку балета в танцевальную сюиту, она вошла в репертуар ансамбля, которым руководил И. Моисеев.

Во время гастролей в СССР песни Соловьева услышал немецкий певец Р. Буш. Он сразу же ввел песню композитора «Гибель Чапаева» в свой репертуар. Вслед за Бушем песни Соловьева начинают исполнять отечественные эстрадные артисты Л. Утесов и И. Яунзем.

В довоенные годы Василий Павлович Соловьев написал также несколько комедий, поставленных на сценах разных театров.

Композитор откликнулся на немецкое вторжение в СССР, начав озвучивать патриотические выпуски ленинградской радиохроники. Одна из песен - «Играй, мой баян», написанная на слова поэтессы И. Давидович 23 июня 1941 года, стала музыкальной эмблемой передач Ленинградского радио. В августе 1941 года по радио прозвучала песня «Прощай, любимый город». Сейчас кажется невероятным, но одна из самых массовых песен времен войны вначале была отвергнута комиссией. Ее сочли... слишком грустной. Но популярность песни опровергла все оценки.

Уже осенью 1941 года Василию Соловьеву пришлось уехать в эвакуацию. Вместе с труппой Малого оперного театра он был отправлен в Оренбург. Вместе с ним уехала жена - певица Татьяна Рябова - и их дочь Наташа. Но Соловьев не мог сидеть в тылу. При содействии командования Оренбургского военного округа он организует эстрадный ансамбль «Ястребок». Василий Соловьев пишет для ансамбля несколько песен и вскоре добивается отправки на фронт. Слова для его песен написал молодой поэт А. Фатьянов, работавший в окружном ансамбле песни и пляски. В стихах Фатьянова Соловьев нашел свободную песенность, напевность интонации, ясный мелодический строй. Всего они написали несколько десятков песен -- «На солнечной поляночке», «Соловьи», «Ничего не говорила», «Давномы дома не были», «Доброе утро», «Наш город».

Сотрудничество продолжалось и после войны: были написаны песни «Где же вы, друзья-однополчане», «Поет гармонь за Вологдой».

Интересна одна из историй, связанная с созданием произведений. Песня «На солнечной поляночке» вначале была написана в форме вальса. После исполнения ее на радио, Василий Павлович Соловьев изменил ритмическую структуру, а на прежнюю музыку написал другую песню.

Иногда судьбы его песен складывались весьма причудливо. После распространения песни «Вечер на рейде» на фронтах она попала и к немецким войскам. Там решили, что она называется «Вечер на Рейне».

Особенно плодотворным стал для композитора 1942 год. Он написал шестнадцать песен и тогда же Соловьев начинает работать над оперой «Кружевница Настя» по либретто Константина Паустовского . Но опера осталась незавершенной, потому что все его время было отдано песне.

В апреле 1943 года Василий Павлович Соловьева-Седого вызывают в Москву. Он поселяется в гостинице «Москва» и начинает работать для Всесоюзного радиокомитета. Он работает с поэтами В. Лебедевым-Кумачом, Михаилом Исаковским , на стихи И. Уткина пишет песню «Над Родиной грозные тучи». Композитору предлагали остаться в Москве, но при первой же возможности он просит отправить его в Ленинград. В конце 1943 года композитор становится лауреатом Сталинской премии.

В 1944 году Василий Соловьев возвращается в Ленинград и сочетает выступления с ансамблем с работой на Ленинградском радио. Продолжают появляться его новые песни.

В последний год войны он пишет музыку к кинокомедии «Небесный тихоход» (1945), две песни из которого «Потому, что мы пилоты» и «Пора в путь-дорогу» сразу же стали народными. Популярной стала и песня из следующей ленты «Первая перчатка» (1946). В 1955 году Соловьев-Седой написал музыку к картине «Максим Перепелица».

С окончанием войны ставшие привычными темы песен должны были измениться. Василий Соловьев не сразу нашел новый подход и новые темы. Первые опыты - шуточные песни «Про Васеньку», «Веселая песенка о начальнике станции» - оказались неудачными, и сейчас о них мало кто помнит.

От яркой патриотической направленности песен Соловьев-Седой переходит к лирической тональности. С 1946 года начинается его многолетнее сотрудничество с М. Исаковским. Первой совместной работой стала песня «Не тревожь ты себя, не тревожь». За ней последовали «Услышь меня, хорошая», «Баллада о солдате». Всего же в сотрудничестве родилось тридцать песен.

Успех в отдельных песнях уже не удовлетворяет композитора. Вместе с А. Фатьяновым он начинает работу над песенным циклом «Возвращение солдата». Начало новому замыслу положила песня «Где же вы, друзья-однополчане». От ее мелодии Василий Павлович Соловьев повел мелодический рисунок еще пяти песен. Их герой постепенно меняется, он становится трактористом. Завершила цикл «Величальная», в которой Соловьев как бы расстается со своим героем. Первым исполнителем цикла стала известная певица К. Шульженко.

В начале пятидесятых годов композитор возвращается к жанру музыкальной комедии. Оперетту «Верный друг» поставили на сцене театра музыкальной комедии. Соловьев-Седой регулярно выпускает оперетты, которые с успехом идут на сцене различных авторов. Оперетты «Шельменко-денщик», «Восемнадцать лет», «У родного причала» были экранизированы.

Василий Павлович Соловьев-Седой раскрылся и как автор театральной музыки. С 1948 года начинается его сотрудничество с Ленинградским театром имени Ленинского комсомола. Для него он написал музыку примерно к десяти спектаклям, многие из которых впоследствии были поставлены на сценах и других театров.

Наиболее популярной стала музыка к спектаклю по поэме Александра Твардовского «Василий Тёркин», поставленной на сцене театра имени Моссовета. Затем композиция шла более чем в тридцати театрах страны.

В 1959 году Василию Соловьеву-Седому присуждается Ленинская премия за песни «В путь», «Версты», «Подмосковные вечера».

Композитор приобрел поистине всенародную известность. Со временем он переходит к работе с конкретными исполнителями. Он считал, что композитор обязан рассчитывать мелодию на определенного певца, тогда песня станет небольшой миниатюрой, где проявятся индивидуальность и автора, и исполнителя. В сотрудничестве с Л. Зыкиной родились песни «Течет река Волга», с М. Бернесом - «Если бы парни всей Земли».

Иногда написанная в связи с конкретным событием песня становилась символом своего времени. Так произошло с созданной в конце пятидесятых годов песней «Подмосковные вечера», написанной для научно-популярного фильма «В дни Спартакиады». Со временем ее начали воспринимать как песню, в которой отразились черты русского характера: его открытость, гостеприимность.

Композитор возвращается и к крупной форме: вместе с либреттистами Константиновым и Рацером пишет оперетту «Олимпийские звезды». За ней последовала еще одна их совместная работа - оперетта «Восемнадцать лет».

Особая страница творчества композитора была связана с Московским театром мимики и жеста. Дочь Соловьева стала актрисой и поступила в труппу этого театра. Для труппы глухонемых актеров Василия Соловьев написал оперетту «Подвески королевы» по мотивам романа Александра Дюма «Три мушкетера». Композитор сделал, казалось бы, невозможное - создал музыкальный спектакль для людей, которые, что называется, «по определению» не могут воспринимать музыку. И опыт оказался удачным.

В семидесятые годы Василий Павлович Соловьев-Седой много ездит по стране, посещает союзные республики, пишет несколько монументально-песенных циклов - «Северная поэма» (на материале народных песен), «Светлая песня» и «Мои современники» (на стихи поэта Г. Горбовского). Он также создает циклы романсов на стихи Александра Пушкина и Сергея Есенина . Последняя работа Василия Соловьева - мюзикл «Теремок» по сказке Самуила Маршака . Но дописать ее композитор не успел - 2 декабря 1979 года он неожиданно умер.

  • 1930
    Вокальный квартет «Ну-ка, кто конец найдёт?», детские песни, романсы и др.
    Шесть вариаций для фортепьяно
  • 1931
    Песня «Умолот» (сл. С. Полоцкого) и другие песни
    Музыка к пьесам детского кукольного театра
  • 1932
    «Песни восставшей Венгрии» (сл. А. Гидаша и В. Седого) для баритона и
    симфонического оркестра
    Ряд вокальных сочинений
    Эскизы симфонической поэмы «Пионерия, дерись за беспризорника»
    Музыка к пьесам детского кукольного театра
  • 1933
    «Серенада» (первоначальное название «Песня Балтазара», сл. В. Шекспира в переводе
    М. Кузьмина; из музыки к комедии В. Шекспира «Много шума из ничего»)
    «Лирические песни» (сл. А. Чуркина и П. Ойфы)
    Романс «Письмо любимой» (сл. А. Жарова)
    Эскизы «Лирической поэмы» для симфонического оркестра и оперы «Мать» (по М.Горькому)
  • 1934
    Поэма для симфонического оркестра «Партизанщина»
    Сюита для фортепьяно
    Радиооперетта «Хорошая погода» (сл. Е. Вечтомовой и Г. Кальвари)
    Пьеса для скрипки и фортепьяно
    «Частушка» (сл. В. Азарова)
  • 1935
    Сочинение концерта для фортепьяно с оркестром (не закончен)
    Пьеса для виолончели и фортепьяно
    Романс «Прощание с берёзой» (слова С. Есенина)
  • 1936
    Романсы: (слова С. Есенина) «Заиграй, сыграй тальяночка», «Выткался на озере»
    Песни: «Гибель Чапаева» (сл. 3. Александровой)
    «Казачья кавалерийская» (сл. А. Чуркина)
    «Парад» (сл. А. Гитовича)
    «Эх, колёса» (сл. П. Белова)
    «Гибель теплохода «Комсомол» (сл. П. Белова)
    «Песня о Ленинграде» (сл. Е. Рывиной)
    «Сказ о коннике» — баллада для голоса и фортепьяно (сл. А. Чуркина)
    Прелюдии для фортепьяно
    Музыка к пьесам и радиопостановкам
    Начало работы над оперой «Дружба» (либр. В. Воинова)
  • 1937
    Романсы (сл. А. Пушкина):
    «В последний раз твой образ милый»
    «Зимняя дорога»
  • 1938
    Песни: «Таёжная» (сл. В. Гусева, из пьесы В. Гусева «Слава»)
    «Любовная» (сл. В. Гусева, из пьесы В. Гусева «Слава»)
    «Песня о двух товарищах» (сл. В. Гусева, из пьесы В. Гусева «Слава»)
    «Что мы, девушки, скучаем» (из фильма «11 июля», сл. А. Чуркина)
    «Белорусская партизанская» (из фильма «11 июля», сл. А. Чуркина)
    «Едем, братцы, призываться» (сл. А. Чуркина)
    «Голубой платок» (сл. А. Чуркина)
    «Простая песенка» (сл. А. Прокофьева)
    Работа над оперой «Дружба» прекращена
    Начало работы над балетом «Тарас Бульба» (либр. С. Каплана и Р. Захарова)
  • 1939
    Песни: «Я о будущем нашем мечтаю» (из фильма «Будни», сл. М. Светлова)
    «Прощальная» (из фильма «Приятели», сл. М. Светлова)
    «Рыбацкая» (из фильма «Небеса», сл. М. Светлова)
    «Мчится лодка в глухом прибое» (из кинофильма «Небеса», сл. М. Светлова)
    Продолжение работы над балетом «Тарас Бульба»
    Сочинение оперы «Полинька» (либр. В. Ротко; написан только первый акт)
  • 1940
    Окончание балета «Тарас Бульба» (в первой его редакции)
  • 1941
    Песни: «Играй, мой баян» (сл. Л. Давидович)
    «Встреча Будённого с казаками» (сл. А. Чуркина)
    «Вечер на рейде» (сл. А. Чуркина)
  • 1942
    Песни: «Выше голову» (сл. А. Фатьянова)
    «Гвардейская песенка» (сл. А. Фатьянова)
    «Гармоника» (сл. А. Фатьянова)
    «Я вернулся к друзьям» (сл. А. Фатьянова)
    «С милой сердцу Кубани» (сл. В. Гусева)
    «Уезжал моряк из дома» (сл. М. Исаковского)
    Работа над оперой «Настя» (по мотивам рассказа К. Паустовского «Кружевница
    Настя»; написаны первый акт и первая картина второго акта)
  • 1943
    Песни: «Южно-Уральская» (сл. А. Фатьянова, позднее названа «Гвардейская походная»
    с новым текстом А. Чуркина)
    «Баллада о Матросове» (сл. А. Фатьянова)
    «Ехал казак воевать» (сл. А. Фатьянова)
    «Обиделись девушки» (сл. А. Фатьянова)
    «На солнечной поляночке» (сл. А. Фатьянова)
    «Не тоскуй, моя царица» (сл. А. Фатьянова)
    «Над землянкою ночь» (сл. В. Гусева)
    «Вася Крючкин» («Девушка и взвод», сл. В. Гусева)
    «Когда песню поёшь» (сл. В. Гусева)
    «Как за Камой, за рекой» (сл. В. Гусева)
    «Шахтёрская застольная» (сл. М. Львова)
    «Шёл солдат суровый, невесёлый» (сл. В. Дыховичного)
    «О чём ты тоскуешь, товарищ моряк» (сл. В. Лебедева-Кумача)
    «Что за славные ребята» (сл. М. Исаковского)
  • 1944
    Песни: «Ягода» (сл. В. Винникова)
    «Разговор» (сл. С. Фогельсона)
    «Не тревожь ты себя, не тревожь» (сл. М. Исаковского)
    «Баллада о солдатском сне» (сл. А. Прокофьева)
    «Наша родина — Россия» (сл. А. Прокофьева)
    «Прощай, беляночка» (сл. А. Прокофьева)
    «Соловьи» (сл. А. Фатьянова)
    «Ничего не говорила» (сл. А. Фатьянова)
    Начало работы над опереттой «Верный друг» (либретто B. Михайлова)
  • 1945
    Песни: «У лесной опушки» (сл. А. Софронова)
    «Краснофлотская бабушка» (сл. А. Софронова)
    «Дружили три пилота» (сл. С. Фогельсона)
    «Матросские ночи» (сл. С. Фогельсона)
    «Пора в путь-дорогу» (из фильма «Небесный тихоход», сл. C. Фогельсона)
    «Потому что мы пилоты» (из фильма «Небесный тихоход», сл. А. Фатьянова)
    «Про Васеньку» (сл. А. Фатьянова)
    «Дождик» (сл. А. Фатьянова)
    «Звездочка» (сл. А. Фатьянова)
    «Далеко иль недалечко» (сл. А. Фатьянова)
    «Далёко родные осины» (сл. А. Фатьянова)
    «Давно мы дома не были» (сл. А. Фатьянова)
    «Наш город» (сл. А. Фатьянова)
    «Услышь меня, хорошая» (сл. М. Исаковского)
    Окончание сочинения оперетты «Верный друг»
  • 1946
    Песни: «Пляс-перепляс» (сл. С. Фогельсона)
    «Песня нахимовцев» (из фильма «Нахимовцы», сл. С. Фогельсона)
    «Тропки-дорожки» (сл. А. Фатьянова)
    «Страдание» (сл. А. Фатьянова)
    «Стали ночи светлыми» (сл. А. Фатьянова)
    «Песня о краснодонцах» (сл. С. Острового)
    «Василёк» (сл. А. Чуркина)
    «Едет парень на телеге» (сл. Н. Глейзарова)
    «Закаляйся» (из фильма «Первая перчатка», сл. В. Лебедева-Кумача)
    «На лодке» (из фильма «Первая перчатка», сл. В. Лебедева-Кумача)
  • 1947
    Песенный цикл «Сказ о солдате» (сл. А. Фатьянова):
    «Шёл солдат из далёкого края»
    «Расскажите-ка, ребята»
    «Сын» («Колыбельная»)
    «Поёт гармонь за Вологдой»
    «Где же вы теперь, друзья-однополчане»
    «Величальная».
    Песни: «Разговорчивый минёр» (сл. А. Фатьянова и С. Фогельсона)
    «Золотые огоньки» (сл. А. Фатьянова и С. Фогельсона)
    «Весёлая песенка о начальнике станции» (сл. А. Фатьянова)
    «Моя родная сторона» (сл. С. Фогельсона)
    «Человеку человек» («В жизни очень часто так случается», сл. Н. Лабковского и Б.
    Ласкина)
    «Комсомольская прощальная» (из музыки к спектаклю «Начало пути», сл. А. Галича)
    Начало работы над опереттой «Самое заветное» (либр. В. Масса и М. Червинского) —
    первая редакция
  • 1948
    Песня «Где ж ты, мой сад» (из фильма «Ночь полководца», сл. А. Фатьянова)
    15 сентября — начало работы над второй редакцией балета «Тарас Бульба»
    1949 Песни: «Студенческая попутная» (сл. С. Фогельсона)
    «Солнце встаёт» (сл. Л. Ошанина)
    «Марш нахимовцев» (из фильма «Счастливого плавания», сл. Н. Глейзарова)
    «Споём, друзья» (из фильма «Счастливого плавания», сл. Н. Глейзарова)
    «У родного Иртыша» (из фильма «Сибирь советская», сл. Н. Глейзарова)
  • 1950
    Песни: «Камыши» (сл. А. Чуркина)
    «Спит дороженька степная» (сл. А. Чуркина)
    «Наташа» (сл. М. Исаковского)
    «Хорошая жена» (сл. Н. Глейзарова)
  • 1951
    Песни: «Студенческая песня» («Как мы дружили», сл. Л. Ошанина)
    «Вёрсты» (сл. Л. Ошанина)
    «Ночи белые стоят над Ленинградом» (сл. С. Фогельсона)
  • 1952
    Песни: «Мой друг коммунист» (сл. С. Фогельсона)
    «Азовская партизанская» (из радиопостановки «Азовское море», сл. А. Зорина)
    «Лирическая девичья» (из радиопостановки «Азовское море», сл. А. Зорина)
    «Марш молодых рабочих» (из фильма «Навстречу жизни», сл. Н. Глейзарова)
    «Грустная песенка» (из фильма «Навстречу жизни», сл. Н. Глейзарова)
    Окончание работы над опереттой «Самое заветное» (вторая редакция)
  • 1953
    Песни: «Самовар» (сл. Н. Глейзарова)
    «Ёлка» (сл. Н. Глейзарова)
    Ноябрь — окончание партитуры второй редакции балета «Тарас Бульба»
  • 1954
    Песни: «Песня бойцов» (из пьесы «Сын Рыбакова», сл. В. Гусева)
    «Песенка о весне» (из пьесы «Сын Рыбакова», сл. В. Гусева)
    «Летняя песенка» (сл. Н. Глейзарова)
    «Песенка Ангарвая» (из фильма «Девушка-джигит», сл. М. Вольпина)
    «Доброе утро» (из фильма «Доброе утро», сл. В. Соловьёва-Седого)
    «Что нам ветры» (из фильма «Доброе утро», сл. А. Фатьянова)
    «Праздничная» (из фильма «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка», слова А.Фатьянова)
    «Мы не знали с тобой друг о друге» (из фильма «Всесоюзная сельскохозяйственная
    выставка», сл. А. Фатьянова)
    «Вечерняя» (из фильма «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка», сл. А.Фатьянова)
    «Степь кругом» (из фильма «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка», сл. Н.Лабковского)
    «Лирическая песня Насти» (из фильма «Чемпион мира», сл. М. Светлова)
  • 1955
    Песни: «В путь» (из фильма «Максим Перепелица», сл. М. Дудина)
    «Журавель мой, журавель» (из фильма «Максим Перепелица», сл. М. Дудина)
    «Песня об Украине» (из фильма «В один прекрасный день», сл. Б. Палийчука)
    «Завелась в душе забота» (из фильма «В один прекрасный день», сл. В. Бокова)
    «Гляжу в поля просторные» (из фильма «В один прекрасный день», сл. В. Бокова)
    «Жалоба» (из фильма «В один прекрасный день», сл. В. Бокова)
    Доделка партитуры второй редакции балета «Тарас Бульба»
    Ноябрь — начало работы над оперой «Любовь Яровая» (приостановлена в марте 1956 г.)
  • 1956
    Песни: «Станция Снегири» (сл. М. Матусовского)
    «Марш милиции» (из фильма «Песня табунщика», сл. М. Матусовского)
    «Как-то в утро вешнее» (из фильма «Песня табунщика», сл. М. Матусовского)
    «Тебе, мой любимый, пишу я письмо» (из фильма «Песня табунщика», сл. М.Матусовского)
    «Куплеты конюха» (из фильма «Песня табунщика», сл. М. Матусовского)
    «Песня дальних дорог» (из фильма «В дни спартакиады», сл. М. Матусовского
    « » (из фильма «В дни спартакиады», слова М. Матусовского)
    «Серенада» (из фильма «Она вас любит», сл. С. Фогельсона)
    «Зорька догорает» (сл. Н. Глейзарова)
  • 1957
    Песни: «Фестивальная песенка» (сл. Н. Глейзарова)
    «Вечерняя песня» (сл. А. Чуркина)
    «Если бы парни всей земли» (сл. Е. Долматовского)
    «Доставай свой старый чемодан» (из пьесы «Дальняя дорога», сл. А. Арбузова)
    «Песня расставания» (из пьесы «Дальняя дорога», сл. А. Арбузова)
    Декабрь — начало работы над балетом «Фестиваль»
  • 1958
    Песни: «Старому другу» (сл. М. Матусовского)
    «С добрым утром, комсомольцы» (сл. А. Чуркина)
    «Дорога, дорога» (из фильма «Очередной рейс», сл. А. Фатьянова)
    «Песня шофёра» (сл. С. Фогельсона)
  • 1959
    Песни: «Новгород великий» (сл. А. Прокофьева)
    «Любите свой завод» (сл. А. Чуркина)

За свою жизнь Василий Павлович написал свыше 400 песен. В историю он вошел как один из самых успешных русских композиторов XX века. Первое знакомство с музыкой у него состоялось в детстве, когда отец, главный дворник Невского проспекта, подарил ему балалайку. Ребенок с большим энтузиазмом принялся осваивать новую «игрушку» и, преуспев в этом, организовал с соседскими мальчишками, у которых была гитара и мандалина, настоящее трио.

Сосед-виолончелист, проживавший вместе с семьей Соловьевых в доме на Невском 139, с симпатией относился к юному музыканту. Он иногда брал его с собой в Мариинский театр, где мальчик впервые услышал произведения Мусоргского и Россини.

Василия, из-за светлых волос получившего в детстве прозвище «Седой», в будущем ждала работа тапера в клубах, аккомпаниатора в студии художественной гимнастики и пианиста-импровизатора на Ленинградском радио, позже война и всесоюзная слава.

сайт вспоминает знаменитые произведения великого композитора.

«На солнечной поляночке» («Тальяночка»)

Прочитав эти строки, написанные поэтом Алексеем Фатьяновым, Василий Соловьев пришел в восторг. Позже он вспоминал, что «ощутил пьянящий аромат свежего сена, цветущей сирени, полевых цветов».

«Фатьянов стихами вел разговор с глазу на глаз, один на один со своим сверстником, солдатом... Стихи пели, в них уже была мелодия», - вспоминал он.

Однако советская цензура не оценила лиризм Фатьянова, сочтя стихи слишком легкомысленными. Позже, в 1943 году, он написал к стихам музыку, но результатом остался не доволен. Лиричный вальс не сочетался с жизнерадостным настроением строк. В итоге он создал новую мелодию, которая и сделала песню знаменитой.

«О чем ты тоскуешь, товарищ моряк?»

О чём ты тоскуешь, товарищ моряк?

Гармонь твоя стонет и плачет,

И ленты повисли, как траурный стяг.

Скажи нам, что всё это значит?

Не ты ли, моряк, в рукопашном бою

С врагами сражался геройски?

Так что же встревожило душу твою,

Скажи нам, товарищ, по-свойски…

Друзья, своё горе я вам расскажу,

От вас я таиться не стану.

Незримую рану я в сердце ношу,

Кровавую, жгучую рану.

Первая встреча Соловьева-Седого и Василия Лебедева-Кумача состоялась в Кронштадте зимой 1939 года. Молодой политработник попросил композитора написать песню о моряках. Когда музыкант стал, разминая пальцы, набрасывать мелодию на пианино, Лебедев-Кумач принялся импровизировать. Но песня получилась неудачной и ее не стали издавать.

Летом 1941 года произошла их следующая встреча, ознаменовавшаяся творческим триумфом. Василий Павлович принес в Главное политическое управление Военно-Морского Флота мелодию песни для моряков. Его встретил тот же политрук Лебедев-Кумач.

«Я умолчал, что принёс готовую музыку. Василий Иванович прочитал мне стихи, которые начинались словами «О чём ты тоскуешь, товарищ моряк?». Я был ошеломлён, как точно эти слова совпадали с музыкальной темой, как укладывались в мою музыку! Я попросил Василия Ивановича повторить стихи и, сев за рояль, сделал вид, будто сочиняя, импровизируя... Эффект был потрясающий», - вспоминал композитор.

«Соловьи»

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.
Пришла и к нам на фронт весна,
Солдатам стало не до сна —
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи…

В канун 25-летия Победы над фашистской Германией журналист спросил Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова, какая у него любимая песня. На это прославленный полководец ответил: «Мои вкусы, я думаю, не расходятся со вкусом многих людей:«Вставай, страна огромная!», «Дороги», «Соловьи»… Это бессмертные песни! Потому что в них отразилась большая душа народа!»

Песня, ставшая одной из лучших в годы Великой Отечественной Войны, родилась у композитора Василия Соловьева-Седого в творческом тандеме с Алексеем Фатьяновым. Получив краткосрочный отпуск и медаль «За Отвагу» после освобождения Венгрии от фашистов поэт вручил Василию слова двух песен «Соловьи» и «Ничего не говорила». Музыку к ним он написал в один день.

Позже, вспоминая о сотрудничестве с Фатьяновым, композитор говорил, что они очень хорошо понимали друг друга:

«Бывало так, что я ему какие-нибудь стихи подсочиню, отдельные слова в его духе, так сказать. Бывало так, что он настолько «вселялся» в музыку, что и сам сочинял.

Ты, Вася, знаешь, — говорил он мне, — А не лучше ли будет, если ты так вот сделаешь. Эта интонация более тебе принадлежащая, чем та, которая у тебя в этой песне.

И он напевал, «присочинял» то, что ему казалось органичным, естественным для этой песни. Большинство песен, которые я с ним написал, имеют какой-то особый отпечаток. Уж очень близко соприкасались наши творческие интересы…»

«В путь»

Путь далек у нас с тобою,
Веселей, солдат, гляди!
Вьется, вьется знамя полковое,
Командиры — впереди.

Солдаты, в путь, в путь, в путь…
А для тебя, родная,
Есть почта полевая.
Прощай, труба зовет.
Солдаты, в поход!

Эта песня обычно сопровождала парадное прохождение войск по Красной площади в Москве в праздничные дни. Она была включена в репертуар Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии, стала самой популярной строевой среди солдат.

Страна услышала ее впервые в 1955 году, когда на киноэкраны вышла картина «Максим Перепелица». Ее авторами стали Василий Соловьев-Седой и поэт Михаил Дудин.

Вспоминая работу над произведением, композитор писал, что это был непростой процесс:

«В припеве я изменил традиционную квадратность походного марша и выбрал необычное ритмическое построение, короткое, повторяющееся слово: «В путь, в путь, в путь!» Это восклицание вызвало музыкальный образ, который видоизменяется в припеве. Бедному Дудину пришлось подстраиваться под заново написанную музыку и сочинять строки разной длины с переменным размером. Так иногда делаются песни, претерпевая много изменений, правок. А когда песня сделана, кажется, что иначе и быть не могло».

Позже за эту песню Соловьев-Седой был удостоен Ленинской премии.

«Подмосковные вечера»

Не слышны в саду даже шорохи,
Все здесь замерло до утра.
Если б знали вы, как мнедороги
Подмосковные вечера.

Речка движется и не движется,
Вся из лунного серебра.
Песня слышится и не слышится
В эти тихие вечера…

Одной из самых широко известных песен послевоенного времени стала композиция, прозвучавшая в картине «В дни спартакиады». Чтобы разнообразить фильм было решено добавить в него песню, создание которой доверили Соловьев-Седому и поэту Михаилу Матусовскому.

Первоначально планировалось, что ее исполнит Марк Бернес, но тот остался не в восторге от произведения. «Ну, и что это за песня, которая слышится и не слышится? А что это за речка — то движется, то не движется?», - раскритиковал он слова песни.

В итоге «Подмосковные вечера» исполнил Владимир Трошин, актёр Московского художественного театра.

Известность к произведению пришла уже после премьеры фильма, когда песню прокрутили на радио. После этого слушатели стали засыпать радакцию просьбами поставить композицию еще раз.

В 1957 году Соловьев-Седой получил за «Подмосковные вечера» Первую премию и Большую Золотую медаль Московского фестиваля молодёжи и студентов.

Василий Соловьев - Седой. Избранные песни.
Вечерняя песня
Подмосковные вечера
Вечер на рейде

«Жизнь наша всегда богата событиями, богата людскими чувствами. В ней есть, что прославить, и есть, что сопережить — глубоко и вдохновенно». В этих словах заключено кредо замечательного советского композитора В. Соловьева-Седого, которому он следовал на протяжении всего творческого пути. Автор огромного количества песен (свыше 400), 3 балетов, 10 оперетт, 7 произведений для симфонического оркестра, музыки к 24 драматическим спектаклям и 8 радиопостановкам, к 44 кинофильмам, Соловьев-Седой воспел в своих произведениях героику наших дней, запечатлел чувства и мысли советского человека.

В. Соловьев родился в семье рабочего. Музыка с детства влекла к себе одаренного мальчика. Обучаясь игре на фортепиано, он обнаружил незаурядный дар импровизации, однако композицию стал изучать лишь в 22 года. В ту пору он работал пианистом-импровизатором в студии художественной гимнастики. Однажды его музыку услышал композитор А. Животов, одобрил ее и посоветовал юноше поступить в недавно открывшийся музыкальный техникум (ныне Музыкальное училище им. М. П. Мусоргского).

Спустя 2 года Соловьев продолжил занятия по классу композиции П. Рязанова в Ленинградской консерватории, которую окончил в 1936 г. В качестве дипломной работы он представил часть Концерта для фортепиано с оркестром. В студенческие годы Соловьев пробует свои силы в разных жанрах: пишет песни и романсы, фортепианные пьесы, музыку к театральным спектаклям, работает над оперой «Мать» (по М. Горькому). Большой радостью для молодого композитора было услышать в 1934 г. по Ленинградскому радио свою симфоническую картину «Партизанщина». Тогда же под псевдонимом В. Седой {Происхождение псевдонима имеет чисто семейный характер. Отец называл сына с детства «седым» за светлый цвет волос.} вышли из печати его «Лирические песни». Отныне Соловьев слил свою фамилию с псевдонимом и стал подписываться «Соловьев-Седой».

В 1936 г. на конкурсе песни, организованном Ленинградским отделением Союза советских композиторов, Соловьеву-Седому были присуждены сразу 2 первые премии: за песню «Парад» (ст. А. Гитовича) и «Песню о Ленинграде» (ст. Е. Рывиной). Окрыленный успехом, он стал активно работать в песенном жанре.

Песни Соловьева-Седого отличаются ярко выраженной патриотической направленностью. В предвоенные годы выделились «Казачья кавалерийская», часто звучавшая в исполнении Леонида Утесова, «Едем, братцы, призываться» (обе на ст. А. Чуркина). Его героическую балладу «Гибель Чапаева» (ст. З. Александровой) пели бойцы интернациональных бригад в республиканской Испании. Известный певец-антифашист Эрнст Буш включил ее в свой репертуар. В 1940 г. Соловьев-Седой завершил балет «Тарас Бульба» (по Н. Гоголю). Много лет спустя (1955) композитор вернулся к нему. Заново пересмотрев партитуру, он и автор сценария С. Каплан изменили не только отдельные сцены, но и всю драматургию балета в целом. В результате возник новый спектакль, приобретший героическое звучание, близкое гениальной повести Гоголя.

Когда началась Великая Отечественная война, Соловьев-Седой сразу же отложил в сторону все задуманные или начатые им работы и целиком посвятил себя песням. Осенью 1941 г. с небольшой группой ленинградских музыкантов композитор приехал в Оренбург. Здесь он организовал эстрадный театр «Ястребок», вместе с которым был направлен на Калининский фронт, в район Ржева. За первые полтора месяца, проведенных на фронте, композитор хорошо узнал жизнь советских солдат, их думы и чувства. Здесь он понял, что «задушевность и даже грусть могут быть не менее мобилизующими и не менее нужными бойцам». Постоянно звучали на фронте «Вечер на рейде» (ст. А. Чуркина), «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк» (ст. В. Лебедева-Кумача), «Соловьи» (ст. А. Фатьянова) и др. Не менее популярными были и шуточные песни — «На солнечной поляночке» (ст. А. Фатьянова), «Как за Камой за рекой» (ст. В. Гусева).

Отгремела военная гроза. Соловьев-Седой вернулся в свой родной Ленинград. Но, как и в годы войны, композитор не мог долго оставаться в тиши своего кабинета. Его тянуло к новым местам, к новым людям. Василий Павлович много ездил по стране и за рубеж. Эти поездки давали богатый материал для его творческой фантазии. Так, будучи в 1961 г. в ГДР, он написал вместе с поэтом Е. Долматовским волнующую «Балладу об отце и сыне». В основе «Баллады» лежит действительный случай, происшедший у могилы солдат и офицеров на территории Западного Берлина. Поездка в Италию дала материал сразу для двух крупных произведений: оперетты «Олимпийские звезды» (1962) и балета «В порт вошла «Россия» (1963).

В послевоенные годы Соловьев-Седой по-прежнему уделял основное внимание песням. Широкое признание завоевали «Солдат — всегда солдат» и «Баллада о солдате» (ст. М. Матусовского), «Марш нахимовцев» (ст. Н. Глейзарова), «Если бы парни всей земли» (ст. Е. Долматовского). Но, пожалуй, наибольший успех выпал на долю песен «Где же вы теперь, друзья-однополчане» из цикла «Сказ о солдате» (ст. А. Фатьянова) и «Подмосковные вечера» (ст. М. Матусовского) из кинофильма «В дни спартакиады». Эта песня, получившая первую премию и Большую золотую медаль на Международном конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 г. в Москве, приобрела широчайшую известность.

Немало превосходных песен написал Соловьев-Седой для кинофильмов. Сойдя с экрана, они сразу же были подхвачены народом. Таковы «Пора в путь-дорогу», «Потому что мы пилоты», задушевная лирическая «На лодке», мужественная, полная энергии «В путь». Ярким песенным мелодизмом проникнуты также оперетты композитора. Лучшие из них — «Самое заветное» (1951), «Восемнадцать лет» (1967), «У родного причала» (1970) — были с успехом поставлены во многих городах нашей страны и за рубежом.

Приветствуя Василия Павловича в день его 70-летия, композитор Д. Покрасс сказал: «Соловьев-Седой — это советская песня нашего времени. Это подвиг военного времени, выраженный чутким сердцем... Это борьба за мир. Это нежная любовь к Родине, родному городу. Это, как часто говорят про песни Василия Павловича, эмоциональная летопись поколения советских людей, которое закаливалось в огне Великой Отечественной...»

М. Комиссарская



Город над вольной Невой,
Город нашей славы трудовой,

Задушевную песню свою.
Слушай, Ленинград, я тебе спою
Задушевную песню свою.



С этой поры огневой
Где бы вы не встретились со мной,
Старые друзья, в вас я узнаю
Беспокойную юность свою.
Старые друзья, в вас я узнаю
Беспокойную юность свою.


Песня летит над Невой,
Засыпает город дорогой,

Доброй ночи, родной Ленинград!
В парках и садах липы шелестят...
Доброй ночи, родной Ленинград.



Музыка: В. Соловьев-Седой Слова: М. Матусовский

(из кинофильма "В дни Спартакиады")

Не слышны в саду даже шорохи,
Все здесь замерло до утра;
Если б знали вы, как мне дороги
Подмосковные вечера.

Речка движется и не движется,
Вся из лунного серебра,
Песня слышится и не слышится
В эти тихие вечера.

Что ж ты, милая, смотришь искоса,
Низко голову наклоня,
Трудно высказать и не высказать
Все, что на сердце у меня.

А рассвет уже все заметнее,
Так, пожалуйста, будь добра:
Не забудь и ты эти летние
Подмосковные вечера.


Музыка: В.Соловьев-Седой Слова: А.Чуркин

Споёмте, друзья, ведь завтра в поход
Уйдём в предрассветный туман
Споём веселей пусть нам подпоёт
Седой боевой капитан.

Припев:
Прощай любимый город!
Уходим завтра в море,
И ранней порой
Мелькнёт за кормой
Знакомый платок голубой.

А вечер опять хороший такой,
Что песен не петь нам нельзя.
О дружбе большой, о службе морской
Подтянем дружнее друзья.

На рейде большом легла тишина,
А море окутал туман
И берег родной целует волна
И тихо доносит бaян.

Припев.