Загадка я самый теплый океан. Главные загадки мирового океана

Загадки про моря и океаны обязательно понравятся детишкам разных возрастов. Такие логические вопросы помогут попасть в настоящее путешествие силой мысли и рассуждения. Поэтому родителям обязательно стоит взять во внимание такие загадки. Они помогут развеселить детей и отправить их в путешествие по собственным мечтам и знаниям.

Загадки про океан

Обязательно нужно предварительно подготовиться к процессу игры. Для этого следует, учитывая возрастную категорию ребенка, подобрать загадки про океан и море. За пример можно взять следующие варианты:

Омывают города и страны,

Огромные, красивые моря и … (океаны)

Если взглянешь ты на глобус,

То поймешь, что он велик.

Ручейком в него заходит море,

Кое-где вливается родник.

Он огромен, словно великан.

Омывает много стран.

Его воды вдаль несутся,

Ответьте, как водоемы такие зовутся?

Глубокие воды,

В них рыбы, киты и даже акулы не редкость.

Уходят в дальний путь корабли,

Казалось бы, что в бесконечность.

По водам тем можно добраться до стран,

К которым ведет великан … (океан)

Не озеро, не море, не речка, не ручей.

Намного он огромней, он волен, свободен,

Он для всех и ничей.

Его глубоководье много жителей подводных хранит,

А людей к нему на отдых тянет, как магнит.

Что же это? Кто ответит? Расскажите-ка мне, дети!

Такие загадки про океан заставляют задуматься. Но, в то же время, детишки легко найдут ответы на вопросы.

Загадки про море

Каждый из мальчишек и девчонок бывал в своей жизни на берегу лазурного моря. Вопросы про море так же, как и загадки про океан, обязательно понравятся младшему поколению. За пример можно взять такие вопросы:

На его берегу ты на солнышке лежишь,

Волны, белые барашки ты в прыжке ловить бежишь.

Оно весь берег омывает,

На горизонт свой любоваться каждого приглашает.

В нем просторы, корабли, горизонты, от лодок огни.

Плавать можно в нем, купаться,

Летним отдыхом наслаждаться.

На дне его сокровища не счесть,

Там жемчуга, кораллы, рыбы есть.

Поездки на него ты с нетерпеньем ожидаешь,

А как приедешь, с головою ты в него ныряешь.

Такие загадки про океан и море без сомнений вызовут интерес у деток разных возрастов. Самое главное - чтобы родители или преподаватели в момент игрового процесса были в хорошем настроении. А также не лишним будет придумать интересную мотивацию для детей за участие в игровом развивающем занятии. Это позволит в полной мере вовлечь и увлечь мальчика или девочку.

Некоторые говорят, что граница наших знаний о мире лежит в космосе, однако они льстят себе: границы наших знаний — все еще на Земле. Мировой океан по-прежнему представляет собой одну из величайших загадок природы. Многие из нас принимает океан как должное, но он огромен, могуч и почти бесконечен, и его глубины могут таить в себе нечто невообразимое. 10 примеров таких сюрпризов — в этом посте!

Дорога Бимини, также называемая Стеной Бимини, располагается на Багамах. Она лежит под водой на глубине всего около полуметра, так что ее можно увидеть сквозь воду. Некоторые ее камни достигают в длину 6 метров! Кто-то считает, что она образовалась естественным путем, кто-то — что ее проложили люди. Остается лишь один вопрос: зачем прокладывать дорогу под водой?..

9. «Молочное море»

Эффект «молочного моря» возникает, когда в определенной зоне океана вся вода будто бы меняет цвет и становится молочного бело-голубого оттенка. Это довольно пугающее явление; многие моряки и путешественники чувствовали себя полностью дезориентированными, сталкиваясь с ним. Многие ученые утверждают, что это связано с деятельностью бактерий, однако до сих пор не обнаружены бактерии, способные менять цвет воды целыми днями, но не постоянно, а время от времени.

Эти потрясающие древние пирамиды были найдены в Японии, возле острова Йонагуни. Исследователи говорят, что они могут быть старше, чем египетские пирамиды! Все это замечательно, но как именно они оказались под водой? Никто не может сказать точно. Если они рукотворны, возможно, они были частью города. Но ведь люди не могут жить под водой! Или… когда-то могли? Или их построили не люди? Кто знает.

Вопрос для философов, любящих загадки типа «может ли Бог создать камень, который сам не сможет поднять»: как может существовать подводный водопад, если вода повсюду? Тем не менее, подводные водопады существуют и даже могут быть очень опасными — течения, которые образуются возле них, способны разрушить корабль. Пока ученые обнаружили 7 подводных водопадов, и, скорее всего, это не все подобные явления, о которых мы знаем. Самый большой из них находится у берегов Дании.

6. Подводные «круги на полях»

Вы ведь знаете о «кругах на полях» — загадочных узорах, глядя на которые, люди думают, что эти круги оставили НЛО при приземлении? Итак, эти круги существуют и под водой. Видимо, инопланетян не очень-то беспокоит, куда именно приземляться — на сушу или в океан! На самом деле ученые считают, что эти следы остаются от ритуала спаривания одного из видов рыб — это не так интересно, как версия с инопланетянами, но что поделаешь?

Ах, Бермудский треугольник! Когда-то людей действительно беспокоила необходимость пролетать или проплывать в этой зоне, если маршрут пролегал через него. Сейчас о нем говорят меньше, но раньше он был весомым поводом для волнения. Его называли также «Дьявольский треугольник», и множество самолетов и кораблей в этой зоне пропали бесследно. Некоторые говорят, что там находится портал в другой мир! Возможно, это и неправда, но к чему испытывать судьбу?

Все пункты этого списка — настоящие загадки, но кубинский подводный город — то, что действительно заставляет серьезно задуматься. У побережья Кубы находится структура, существование которой заставляет думать, что, возможно, миф об Атлантиде был основан на реальных фактах! Это подводный город, в котором есть гигантские пирамиды и скульптуры сфинксов. Некоторые считают, что городу более 10 000 лет, и он затонул во время землетрясения. Другое объяснение придумать действительно сложно.

Море Дьявола — это зона в море примерно в 100 км от японской столицы Токио, возле территории Гуам. Многие моряки боятся заходить в эти воды. Здесь затонуло множество кораблей смельчаков, пытавшихся пересечь Море Дьявола. Сильные бури и шторма разражаются в этом районе «на ровном месте», среди ясного неба. Кроме того, здесь никто не живет — ни рыбы, ни птицы, ни киты, ни дельфины. Скорее всего, с этим связно что-то, чего мы, люди, не знаем!

Еще одна настоящая загадка — таинственные круги близ Персидского залива, которые светятся и вращаются. Некоторые ученые утверждают, что это планктон, однако большинство исследователей с этим не согласны. Скорее всего, это еще одно из непознанных океанических явлений (хотя, безусловно, как и в других явлениях на Земле, в этом могут быть замешаны инопланетяне).

Это, пожалуй, даже слишком загадочно даже для этого списка! Некоторые люди считают, что то, что мы принимаем за НЛО на дне Балтики — просто камень. Другие говорят, что это старинная затонувшая подлодка. Но этот аппарат выглядит так, словно только что вышел из кадра «Звездных войн»! Команда исследователей, обнаружившая его, утверждает, что он покоится на огромном столбе, а внутри него имеется словно бы лестница, ведущая в черную дыру. Неважно, верите вы в приведенные тут версии или нет — ясно одно: определенно, это действительно загадка для человечества!

Загадки про моря и океаны обязательно понравятся детишкам разных возрастов. Такие логические вопросы помогут попасть в настоящее путешествие силой мысли и рассуждения. Поэтому родителям обязательно стоит взять во внимание такие загадки. Они помогут развеселить детей и отправить их в путешествие по собственным мечтам и знаниям.

Загадки про океан

Обязательно нужно предварительно подготовиться к процессу игры. Для этого следует, учитывая возрастную категорию ребенка, подобрать загадки про океан и море. За пример можно взять следующие варианты:

Омывают города и страны,

Огромные, красивые моря и … (океаны)

Если взглянешь ты на глобус,

То поймешь, что он велик.

Ручейком в него заходит море,

Кое-где вливается родник.

Он огромен, словно великан.

Омывает много стран.

Его воды вдаль несутся,

Ответьте, как водоемы такие зовутся?

Глубокие воды,

В них рыбы, киты и даже акулы не редкость.

Уходят в дальний путь корабли,

Казалось бы, что в бесконечность.

По водам тем можно добраться до стран,

К которым ведет великан … (океан)

Не озеро, не море, не речка, не ручей.

Намного он огромней, он волен, свободен,

Он для всех и ничей.

Его глубоководье много жителей подводных хранит,

А людей к нему на отдых тянет, как магнит.

Что же это? Кто ответит? Расскажите-ка мне, дети!

Такие загадки про океан заставляют задуматься. Но, в то же время, детишки легко найдут ответы на вопросы.

Загадки про море

Каждый из мальчишек и девчонок бывал в своей жизни на берегу лазурного моря. Вопросы про море так же, как и загадки про океан, обязательно понравятся младшему поколению. За пример можно взять такие вопросы:

На его берегу ты на солнышке лежишь,

Волны, белые барашки ты в прыжке ловить бежишь.

Оно весь берег омывает,

На горизонт свой любоваться каждого приглашает.

В нем просторы, корабли, горизонты, от лодок огни.

Плавать можно в нем, купаться,

Летним отдыхом наслаждаться.

На дне его сокровища не счесть,

Там жемчуга, кораллы, рыбы есть.

Поездки на него ты с нетерпеньем ожидаешь,

А как приедешь, с головою ты в него ныряешь.

Такие загадки про океан и море без сомнений вызовут интерес у деток разных возрастов. Самое главное – чтобы родители или преподаватели в момент игрового процесса были в хорошем настроении. А также не лишним будет придумать интересную мотивацию для детей за участие в игровом развивающем занятии. Это позволит в полной мере вовлечь и увлечь мальчика или девочку.

Знакомство детей с окружающим миром через загадки - древняя традиция, которая не только расширяла кругозор детей, но и способствовала развитию смекалки. По мере того, как люди узнавали о строении Земли, звездах, планетах, сторонах света и многом другом, появлялись и головоломки о них.

Сегодня школьники изучают загадки про материки и океаны (3 класс) на уроках предмета «Окружающий мир».

Природоведение в современных школах

Школьная дисциплина «Окружающий мир» преподается с 1 класса. Если в первый год обучения дети познают такие категории, как живая и неживая природа, дикие и культурные растения, виды деревьев, времена года и животный мир, то во 2-м классе они изучают явления природы, символику своей родины, жизнь городов и поселков, значение сохранения окружающей среды.

Не меньше внимания уделяется самим малышам, чтобы они осознали свое место в окружающем мире и ответственность за него. Отдельные темы посвящены их питанию, занятиям спорта и важности того, что следует беречь и укреплять свое здоровье.

В 3-м классе они получают более углубленные знания о планете, на которой живут, и о том, кто ее населяет. В этом возрасте школьники уже могут читать по карте, знакомятся подробнее с неживой природой и ее свойствами, например, воздуха, воды, горных пород и полезных ископаемых. Не меньше внимания уделяется природным сообществам и их обитателям.

Чтобы новая для детей информация лучше усваивалась, учителя используют игровую форму обучения, частью которой являются загадки про материки и океаны. 3 класс - это возраст, когда дети уже не просто запоминают материал, но могут рассуждать о предмете изучения.

В русском фольклоре существует много загадок, посвященных географии, строению Земли, космосу и многочисленным природным явлениям, за которыми мудрый народ наблюдал много веков. Например:

  • Я ходил по многим странам, плыл по рекам, океанам, по пустыне шёл отважно только на листе бумажном (Карта).
  • Суши небольшой кусочек, но бывает он большим, и очень, а вокруг него вода (Остров).
  • Царство рыб, китов, кальмаров, морских звезд, медуз, кораллов (Океан).

Подобные загадки про материки и океаны короткие, чтобы их могли понять и запомнить дети 3-го класса. Подход к обучению через игру помогает школьникам лучше усвоить материал и запомнить его.

Изучение водоемов на глобусе

В 3-м классе на уроках по дисциплине «Окружающий мир» проводится более подробное ознакомление детей с глобусом. Прежде всего школьников просят внимательно посмотреть, какие цвета на нем преобладают - это голубой и синий, которыми обозначены моря, реки, озера и океаны.

Чтобы ребята запомнили, сколько океанов на планете, им приводится загадка про океан для 3 класса, например:

  • Эти супер водоемы все на глобусе найдём мы, потому что во всем мире их немного - лишь 4 (четыре океана).

Даже если ученики не сразу запомнят их количество на планете они будут знать. Изучение глобуса - это одно из самых любимых занятий у детей младшего школьного возраста. Подобные знания значительно расширяют детский кругозор и позволяют оценить окружающий их мир в масштабах планеты.

Разные оттенки синего цвета на глобусе дают детям информацию о глубине водоемов, которую помогут закрепить загадки про океан:

  • Глубже и огромней лужи на Земле не обнаружить (Океан).
  • Шириною широко, глубиною глубоко, днем и ночью о брег бьется, из него вода не пьется, так как очень невкусна, и горька, и солона (Океан).
  • Направо, налево повсюду вода, плывут здесь суда и сюда, и туда, но если захочешь напиться, дружок, соленым будет каждый глоток (Океан).
  • Состоит он из морей, ты, мой друг, ответь скорей, это - не воды стакан, а бескрайний... (Океан).

Подобные загадки про океан позволяют детям осознать, что это самые большие водоемы в мире, их глубину и ширину, свойство их воды и другие качества.

Тихий океан

Все водное пространство, обнимающее планету, называется Мировым океаном. Разделенный материками, он образует 4 океана, самый большой из которых называется Тихий или Великий.

В 3-м классе ученики изучают все мировые водоемы и их расположение. Тихий океан самый большой на Земле, но он не всегда бывает спокойным и ласковым. Такое название ему дал Магеллан, которому посчастливилось плавать в его водах в тихую погоду. На самом деле его волны могут образовывать огромные цунами и разрушать целые города.

Дети узнают, что в самом глубоком и большом океане есть бездонная Марианская впадина, устремившаяся вниз более чем на 11 км.

Для лучшего восприятия достаточно сложного нового материала можно рассказать ученикам, что есть загадка про Тихий океан и его волны, например:

  • В океане ходим мы, словно синие холмы. Океан - наш дом родной, и в нем много миль, в шторм идем сплошной стеной, затихаем в штиль (Волны).
  • Очень грозное явленье с малым шансом на спасенье, все гигантскими валами на пути снесет... (Цунами).
  • Он могучий и Великий, много в нем морей, он... (Тихий океан).

Подобная детская загадка про (3 класс) сохраняет в памяти учеников картину огромного, грозного и прекрасного водного мира. Через игровые моменты в процессе урока происходит закрепление материала лучше, чем чтение параграфа в учебнике.

Атлантика

Наши далекие предки когда-то считали, что на плоской Земле был всего один океан, названный ими в честь самого сильного героя античности - Атланта.

Образовался около 40 млн назад, когда единый материк огромного размера разделился на Африку, Европу, Антарктиду, Северную и Южную Америку. Он на втором почетном месте по величине и глубине после Тихого океана, но на 1-м по солености воды.

Ученики 3 класса обзорно знакомятся с информацией об этом мировом водоеме, имеющем теплое течение Гольфстрим, которое отдает в атмосферу тепла столько же, сколько вырабатывает 1 миллион одновременно работающих атомных электростанций.

Первым переплыл Атлантику на каравеллах Колумб, что было в те времена крайне рискованно, так как корабли зависели от силы и направления ветра. Закрепить материал поможет загадка про океан для детей:

  • Это из воды пустыни, где волны как барханы, здесь, среди бездонной сини штормы, ураганы.

Главной задачей такой школьной дисциплины, как «Окружающий мир», в 3 классе является ознакомление учеников со строением планеты, ее флорой и фауной, что легко сделать в игровой форме, например, давая им в качестве мозговой разминки загадки про океан или материки.

Индийский океан

Этот мировой водоем находится на 3 месте по величине и глубине, но у него первенство в температуре воды, которая даже в северной части нагревается до +35 градусов. Детям 3 класса будет интересно узнать, что в древности этот океан называли Восточным, но так как в средние века основные торговые пути по нему вели из Индии, то и название ему было дано одноименное.

Не менее интересной любопытным школьникам станет загадка про Индийский океан, связанная со странным круговым свечением его вод.

Круги под водой люди наблюдали неоднократно, но удивительное в них то, что они больше похожи на искусственное освещение.

Подобные загадки есть в каждом океане, например, Бермудский треугольник в Атлантике или волны-убийцы в Тихом океане. Информация об интересных местах планеты помогает заинтересовать детей младших классов учебным материалом и развить у них любопытство к окружающему миру.

Северный Ледовитый океан

Если взять всю воду из Тихого океана и покрыть ею Землю, то она будет полностью погружена в нее на 2700 м, настолько этот мировой водоем огромный. Про Ледовитый океан такого не скажешь, так как он самый меленький среди своих собратьев.

Детям будет интересно узнать, что это самый холодный водоем, который большую часть года прячется подо льдами, а его обитатели - это белые медведи, киты, моржи, медузы, мелкая рыба, планктон и некоторые виды птиц, которые знают, в какой части вода в нем не замерзает даже в самые суровые зимы.

Как есть загадки про Тихий океан, так и про Ледовитый не забыли составители народного фольклора:

  • Океан на севере холодный, льдом покрыт, но неглубокий.
  • Малый, в льдинах, не глубокий, а на карте он высокий. Там где полюс и мороз, приютилось море гроз.

Такие детские загадки про океан создадут ассоциации о холодной, покрытой льдами большой воде, имя которой Северный Ледовитый океан.

Материки: Северная и Южная Америка

Кроме голубых оттенков, на глобусе есть другие цвета - желтый, коричневый, зеленый и белый - это суша. Третьеклассники знакомятся со всеми шестью материками, которые есть на планете, и если народ придумал загадки про океан с ответами, то континенты, острова и даже атоллы также не остались без внимания:

  • На кольцо похожий остров, и прийти туда не просто, я на глобусе нашел тот коралловый... (Атолл).
  • Он и малый, и большой, окружен всегда водой (Остров).

В третьем классе ученики обзорно проходят каждый из континентов. Они узнают, что в западной части полушария располагается материк Америка, состоящий из двух частей - Северной и Южной. Перед изучением этого материала дети узнали загадки про океан, и что это такое. Поэтому они хорошо понимают, когда им говорят, что американский континент омывают Тихий, Атлантический, а в Северной Америке еще и Ледовитый океаны.

В Северной Америке течет одна из длиннейших рек в мире Миссисипи, а в Южной - Амазонка. Среди интересных фактов об этом материке:

  • В северной части находится известный самыми большими, до 17 метров, приливами.
  • В Южной Америке высочайший на планете водопад - 979 метров.
  • Здесь же имеется и самый мощный по силе водопад - Игуасу.
  • Также южная часть может похвастать самым жарким местом на земле - пустыней Атакама.

Подобных мест на американском материке много, поэтому третьеклассникам эта тема будет интересна.

Африка и Австралия

Вряд ли детям загадка про какой-нибудь океан звучит интересней, чем рассказ о целом континенте, покрытом тайной. Африка - далекий материк, расположенный с двух сторон экватора, омывается Атлантическим и Индийским океанами.

Здесь есть все, что может заинтересовать маленьких путешественников, изучающих глобус:

  • Непроходимые джунгли, в которых растут экзотические цветы, рыщут хищные звери и живут дикие племена.
  • Просторные саванны, на которых возвышаются могучие баобабы и где обитают слоны, жирафы и гепарды.
  • Жаркие пустыни размером с море.
  • Здесь протекает Нил, который был колыбелью великой культуры Древнего Египта.
  • Возвышается над всем великий вулкан Килиманджаро.
  • В Африке есть полноводные озера Виктория, Чад и Танганьика.

Еще 150 лет назад этот континент был поставщиком в Старый и Новый свет рабов. Сегодня на нем расположено множество стран, у каждой из которых своя история и культура. Детям будут интересны загадки про этот материк, например:

  • Раскалена от жара безлюдная Сахара. Зато среди саванны - слоны и обезьяны, львы, зебры и жирафихи гуляют в жаркой... (Африке).

Флора и фауна африканского континента настолько многообразны, что им посвящены отдельные книги. Уроки по дисциплине «Окружающий мир», посвященные материкам, дают понять ученикам младших классов, насколько земля велика, богата и разнообразна.

Самый маленький материк - Австралия, который омывается Тихим и Индийским океанами. Многие дети знают его, так как только здесь проживают кенгуру, о чем упоминается в загадке:

  • Лишь в стране столь удаленной кенгуру живёт смышленый. Он детей своих не бросит, а с собою в сумке носит (Австралия).

Именно на этом континенте есть животные, которых нельзя встретить в других местах - ехидна, утконос, коала. На гербе одноименной страны изображены кенгуру и страус эму, но не менее интересен и Здесь растут эвкалиптовые и бутылочные деревья, которые приспособились к жаркому климату материка. У одного листья повернуты всегда ребром к солнцу, чтобы оно их не обожгло и не забрало влагу, а у другого форма ствола в виде бутыли собирает воду и расходует постепенно в засушливый сезон.

Евразия

Хотя загадка про Тихий океан для детей или атолл интересна школьникам, им наверняка понравится история про континент, который расположен в двух частях света - Евразию. Он самый большой по размеру и омывается всеми океанами, а народный фольклор придумал о нем такую загадку:

  • Часть света и материка объединилась навсегда с другою частью - Азией и назвалась... (Евразией).

На этом континенте есть все - и самые высокие в мире горы, и широкие, полноводные реки, и обширные равнины, и густые леса, и соленые моря, и раскаленные пустыни, и глубокие озера, настолько он большой. На нем расположены страны Европы, Азии и Российская Федерация.

Именно здесь возвышается самая высокая в мире гора Джомолунгма, известная многим под именем Эверест. Также на территории России находится озеро Байкал, признанное самым глубоким в мире и самое большое озеро, названное Каспийским морем.

Евразия может похвастать и самым крупным на планете полуостровом - Аравийским, на котором расположены такие страны, как Бахрейн, Йемен, Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ и Оман.

В землях этого материка много полезных ископаемых, драгоценных металлов, в лесах и на равнинах обитают тысячи видов животных, а реки полны рыбы. Ученики 3 класса на уроке осознают, что их Родина - это часть Европы и Азии, где проживают многочисленные народы, имеющие свой язык, культуру, искусство и историю.

Антарктида

Последний и негостеприимный. Он расположен на Южном полюсе и покрыт льдами, которые достигают в толщину 4 км. Даже о нем существуют загадки, например:

  • Есть на нашем глобусе 2 противоположных полюса, а у Южного найдём континент, покрытый льдом!
  • Здесь, средь белоснежных льдин, важный топчется пингвин. Тут сплошные холода, а пингвин здесь в роли гида. Он готов поведать всем, как прекрасна... (Антарктида).

Хотя и находится этот материк на Южном Полюсе, на самом деле здесь самые низкие температуры на планете, которые иногда доходят до -89 градусов. В некоторых его районах живут пингвины и растут мхи и лишайники, но в целом он безлюдный.

Единственные временные обитатели этой вечной мерзлоты - это ученые из разных стран, которые живут в крепких и утепленных научных лабораториях. Эти люди изучают лед, его состояние, направление и силу ветров и наблюдают за пингвинами, самые крупные из которых называются императорскими.

Антарктиду омывает Южный океан, как его условно обозначили океанографы. В него входят воды южной части Индийского, Тихого и Атлантического океанов. На самом деле такой мировой водоем не является официально признанным, поэтому про него пока загадки не сложили.

Огромное водное пространство от берегов Америки до берегов Евразии, Океании и Австралии было открыто европейцами только в XVI веке. Виновником этого величайшего исторического события стал португальский и испанский мореплаватель Фернан Магеллан (1480-1521). Осенью 1520 года три парусных судна под его руководством обогнули южную оконечность Южно-Американского континента и, наполнив паруса попутным ветром, бесстрашно устремились в манящую неизвестностью морскую даль.

Плавание продолжалось более трёх месяцев. Было оно тяжёлым и трудным. Уже к середине пути стали заканчиваться запасы пищи и воды. Ежесуточное довольствие было урезано вдвое, затем втрое; среди членов экипажа начались болезни. Вскоре появились и первые умершие. Их тела зашивали в парусину и бросали за борт. Как-то незаметно смерть стала ежедневным заурядным событием, а парусина кончилась.

Только весной 1521 года, когда чудом оставшиеся в живых мореплаватели молили бога о том, чтобы он послал им смерть, наблюдатели на всех трёх судах радостно закричали долгожданное слово «Земля». Это были острова юго-восточной Азии, которые впоследствии назвали Филиппинскими.

Океан отнёсся с уважением к мужеству людей: всё время, пока суда бороздили его просторы, стояла отличная тихая погода. В знак признательности к могучей водной стихии, Магеллан назвал океан Тихим. Это название прижилось. В настоящие дни, самый большой в мире океан, на который приходится почти 50% всей водной поверхности Земли, называют Тихим или Великим.

Площадь его с морями составляет 179,68 млн. км², а средняя глубина равняется 4280 км . Он занимает более 30% площади планеты и имеет около 10 тыс. островов, основная масса которых сосредоточена в его юго-западных водах. Здесь же, на западных окраинах, расположены и моря, которые являются частью Великого океана, их насчитывается девять. Восточные воды этого гигантского водоёма омывают западный берег Америки и являются прибрежной зоной для 12 государств. Всего же на берегах Тихого океана расположено 45 государственных образований.

Могучие тёплые и холодные течения пересекают океан во всех направлениях. Это Куросио, проходящее у южных и восточных берегов Японии. Северо-Тихоокеанское течение, несущее холодные воды к западным берега Северной Америки. Есть также Калифорнийское, Курильское течения. В южной части преобладают тёплые Южно-Пассатное и Восточно-Австралийское течения.

Такое многообразие движений больших водных масс сказывается на разбросе температур океанической поверхности. У экватора она доходит до 26-29° по Цельсию, а в холодных южных областях падает до 0° по Цельсию. Уменьшается температура и с глубиной. Чем дальше от поверхности, тем она ниже. На больших глубинах температура близка к температуре замерзания солёной воды (минус 1,8° по Цельсию).

Одной из достопримечательностей Тихого океана является 180 меридиан - линия перемены дат. Она представляет из себя чисто условную границу, деля планету на два суточных пояса. При движении из Восточного полушария в Западное, календарная дата возвращается назад на одно число. Если двигаться в обратном направлении, то число прибавляется, и путешественник оказывается в завтрашнем дне.

Но не достопримечательности привлекают исследователей, а тайны Тихого океана . Главная из них - его подводная среда . Именно здесь, в тёмных многокилометровых слоях водной массы, существует совсем иной, непохожий на земной, мир. Он также недосягаем для людей, как звёзды далёкого Космоса . Огромное давление надёжно оберегает от любопытных посторонних глаз насыщенную загадочными событиями подводную жизнь. Человеку под силу, только, изучить рельеф дна огромного водоёма. Заглянуть же в глубины невозможно. Несчётные тонны воды мгновенно уничтожать любого смельчака.

Океаническое дно испещрено котлованами, расщелинами, желобами, глубина которых значительно превышает среднюю. В северных широтах находятся такие желоба, как Северо-Алеутский и Курило-Камчатский. На востоке: Перуанский и Центрально-Американский. На западе расположились два огромных желоба - это Марианский и Филиппинский.

Марианский желоб

Самый глубокий не только в Тихом океане, но и во всех водах мира - Марианский желоб (впадина). Своё начало он берёт у южной оконечности Марианских островов (11° 21′ с. ш. и 142° 12′ в. д.) и тянется параллельно им на север. Длина желоба 1340 км. У него почти отвесные склоны и плоское дно. Ширина дна колеблется в пределах от 1 до 5 км и принимает на себя водяную массу с давлением 108,6 МПа (814569,24 мм ртутного столба). Это в 1071 раз больше атмосферного давления на уровне моря.

Марианский желоб имеет типовой для океанического дна рельеф. Здесь обязательно присутствие с одной стороны горного хребта или островной гряды, с другой - глубоководного дна. Между ними, как правило, и тянутся желоба с крутыми склонами. Последние являются результатом движения подводных тектонических плит и имеют значительную глубину. От океанического дна такого желоба до высочайшей надводной вершины расстояния колеблются в пределах от 12 до 17 км.

Впервые глубину Марианского желоба измерили советские исследователи в августе 1957 года, находящиеся на борту судна «Витязь». Показания были записаны на основании измерений эхолота. Толща воды оказалась равной 10220 метра и до января 1960 года считалась официальной.

Знаменательное событие произошло 23 января 1960 года . Именно в этот день лейтенант ВМС США Дон Уолш совместно с исследователем Жаком Пикаром опустились на дно Марианского желоба в батискафе «Триест». В своё время он был создан швейцарским учёным Огюстом Пикаром.

Американские военные инженеры доработали эту конструкцию, максимально усилили её прочность. Стенки самой гондолы, где находились люди, были сделаны из титаново-кобальтовой стали, а их толщина равнялась 127 мм. Она имела сферическую форму с диаметром чуть более двух метров. Гондола крепилась к большому поплавку, который был наполнен бензином для обеспечения плавучести батискафа. Вес всей конструкции в воде составлял 8 тонн.

Погружение батискафа заняло пять с половиной часов, время пребывания на дне океана равнялось 12 минутам. Подъём прошёл более быстро, его осуществили за три часа двадцать минут. Замеренная исследователями глубина составила 10918 метров. Было обнаружено три слоя изменения температуры и плотности воды, на дне замечены глубоководные плоские рыбы, размерами соответствующие большой сковородке. Ничего необычного и загадочного выявлено не было.

Только во второй половине 90-х годов XX века были предприняты новые попытки по замерам глубочайшего в мире желоба. В этот раз инициаторами выступили японцы. Они опустили на дно Тихого океана зонд «Каико» (Kaiko). Напичканный электроникой робот выдал значение глубины равное 10911,4 метра.

Последним в этой очереди оказался американский автоматический подводный аппарат «Нереус» (Nereus), разработанный инженерами Вудсхолловского океанографического института. Его погружение датировано 31 мая 2009 г. Эта продвинутая конструкция сделала фотографии океанического дна, сняла видео, взяла на анализ образцы отложений осадочных пород и произвела замеры глубины. Толща воды оказалась равной 10902 метра.

Все вышеперечисленные замеры проводились в южной оконечности Марианского желоба, недалеко от острова Гуам, который входит в состав Марианских островов. Этот небольшой глубоководный участок океанического дна называют Бездной Челленджера . Как уже говорилось, длина всего желоба составляет около полутора тысячи километров. Не исключено, что где-то на этом расстоянии есть другие участки; их глубина может оказаться и больше той, которую определил «Нереус».

Глубоководная фауна

Исследователей, занимающихся промерами тихоокеанских толщ воды, интересовали не только точные цифры, но и в немалой степени подводная фауна, которая может существовать в таких экстремальных условиях. Оказалось, что давящий сверху столб воды, отнюдь не является препятствием для успешной жизнедеятельности множества живых существ, вполне уютно обосновавшихся на глубинах от 6000 метров и ниже.

Глубоководные обитатели Тихого океана

Кроме одноклеточных организмов, которым сам бог велел селиться где только можно, здесь существуют глубоководные рыбы самых причудливых и разнообразных форм. Многие из них светятся, обладают большими острыми зубами, не имеют плавников, которые им заменяют частоколы шипов. Часть этих существ слепы, другие же имеют большие вращающиеся глаза.

В наши дни открыто более ста видов глубоководных рыб. Питаются они различными видами бактерий, органическими и минерализованными останками (детрит), а также непрерывным потоком умерших рыб и морских млекопитающих, «льющимся» на дно из верхних водных слоёв Тихого океана. Не брезгуют эти создания и друг другом, лишний раз доказывая тот факт, что естественный отбор нисколько не чужд и океаническим глубинам.

Одним словом, изучение живых организмов, населяющих дно Великого океана, идёт довольно успешно, что нельзя сказать о богатом и многообразном мире, существующем в верхней, шестикилометровой толще воды. Это вполне естественно, так как этот мир населяют более быстрые и мобильные морские животные, которым совсем не свойственно флегматичное лежание на дне морском в ожидании дара природы в виде медленно опускающегося на глубину трупа кита или кашалота.

Мегалодон в водах Тихого океана

По просторам Тихого океана, который является самым тёплым из всех океанов планеты, дрейфуют бесчисленные множества морских млекопитающих, бессчетные косяки миролюбивых рыб, а также стаи хищных , пожирающих всё и вся на своём пути. Жизнь здесь бурлит во всём её многообразии, а виды и семейства морских животных в разы превосходят виды и семейства животных, обитающих на земной тверди.

Человек, с его научно-исследовательскими, военными и экономическими интересами, стал уже не просто привычным, а заурядным явлением в водах величайшего мирового водоёма. От берегов Евразии и Австралии до берегов Америки и обратно снуёт огромное количество разнокалиберных кораблей всех стран и народов. В подводных глубинах несут боевые дежурства атомные субмарины, каждая из которых способна легко уничтожить весь живой мир планеты. Не рискуя очень далеко удаляться от родных берегов, собирают богатый улов рыболовецкие суда.

Случай у берегов Новой Зеландии

Оставшийся в живых член экипажа одного из них и стал свидетелем невероятного события. Его смело можно отнести к тайнам Тихого океана, а произошло оно в семидесятые годы XX века недалеко от острова, расположенного севернее Новой Зеландии.

По словам очевидца, погода в тот день стояла изумительная. Океан вёл себя ласково, нежно и предупредительно с небольшим рыболовецким судном, длина которого составляла всего 27 метров. Трудовые часы уже закончились, и рыбаки спешили к родному берегу, чтобы в полной мере отдохнуть после изматывающей рабочей вахты.

Неожиданно, прямо по курсу, поднялся большой бурун воды, и показалась голова огромной рыбы. Размерами она была с небольшой грузовик, а открытая пасть вполне могла сойти за широкий вход в просторную пещеру. У всех, кто увидел её, кровь застыла в жилах. Казалось, сам морской дьявол вынырнул из глубин и предстал пред взорами людей во всей своей омерзительной красе.

Отвратительное создание находилось на поверхности воды всего несколько секунд, а потом медленно погрузилось в пенящуюся пучину и скрылось с глаз замерших в немом ужасе рыбаков. Это могло оказаться массовой галлюцинацией, поначалу все так и подумали. Но вдруг страшный удар потряс траулер. Судно, водоизмещением 130 тонн, подбросило, как надувной мяч, над водной гладью. Все 16 членов экипажа были сбиты с ног и покатились по палубе.

Второй удар заставил жалобно застонать обшивку корабля. После третьего, в корпусе появились пробоины, в которые хлынула морская вода. Рядом с тонущим судном вынырнуло ужасное создание. Охваченные ужасом люди теперь могли увидеть его во всю величину.

Внешним видом монстр походил на белую акулу, которая с незапамятных времён обитала в водах Полинезии. Но в отличии от последней, эта тварь была гораздо больших размеров: она втрое превосходила самого крупного морского хищника и по длине ничуть не уступала тонущему рыболовецкому траулеру. Цвет её кожи был не тёмным, а грязно-белым, в открытой пасти виднелись ряды огромных зубов, холодные пустые рыбьи глаза не мигая смотрели на несчастных рыбаков.

Среди людей началась паника. Кто-то в ужасе метался по накренившейся палубе, кто-то срывался в воду. Последних тут же проглатывал ужасный морской монстр. Именно проглатывал, так как в широко раскрытые челюсти могла свободно войти лошадь.

Через несколько минут всё было кончено: судно легло на бок и быстро затонуло, всех оказавшихся в тихой океанской воде рыбаков сожрала страшная рыба. Спастись удалось только одному несчастному. Он успел натянуть спасательный жилет, бросился в воду и, творя про себя молитву, стал отгребать от места страшной трагедии.

Не смея повернуть голову, рыбак размеренно работал руками и ногами, удаляясь всё дальше и дальше. В любую минуту он ожидал, что из глубины появится ужасная пасть, и пенящийся круговорот воды затянет его туда, куда уже исчезли все его товарищи. Но время шло, вокруг всё было тихо.

Оставшийся в живых член команды несмело оглянулся. Океанская гладь была безмятежна. О случившемся напоминала только спасательная шлюпка, которая одиноко качалась на еле заметных волнах метрах в ста пятидесяти от плывущего. Рыбак добрался до неё и через несколько часов поведал людям на берегу о несчастье.

Среди команд рыболовецких судов возникла паника - никто не хотел выходить в море. Несколько военных кораблей прочесали квадрат за квадратом таящие в себе смертельную опасность воды. Никаких следов страшного монстра обнаружено не было. Постепенно всё успокоилось; слухи утихли; жизнь вошла в привычную колею.

Этот случай не получил широкой огласки в прессе, так как все сочли, что спасшемуся человеку что-то привиделось. Трагедию списали на русскую подводную лодку, которая неожиданно всплыла из глубин, погубив, оказавшееся на её пути утлое судёнышко. Но, как говорится, не пойман - не вор. Самому же очевидцу скоро стало казаться, что весь виденный им ужас - результат больного воображения его психики: солнце в тот день палило нестерпимо, и мало ли что могло почудиться перегретому сознанию.

Случай у берегов Южной Америки

Аналогичное происшествие случилось за многие тысячи километров, в другом уголке Тихого океана, в 1998 году. Произошло оно в водах, омывающих западное побережье Южной Америки, на границе Колумбии и Эквадора. Здесь день тоже клонился к закату, а погода стояла тихая и безветренная.

Сторожевой катер колумбийской полиции преследовал юркую моторную лодку, в которой находились два наркокурьера. Те видимо имели с собой большой запас героина, который тянул на очень приличную сумму в долларах. Выбрасывать такое добро за борт преступники посчитали верхом безумия, поэтому на требование властей не остановились, а решили скрыться на морских просторах Великого океана.

На лодке было установлено два мощных мотора, и расстояние между преследуемыми и преследователями хоть и медленно, но неуклонно увеличивалось. Скоро командир полицейского катера понял, что задержать наркоторговцев не удастся. Но его досада неожиданно была подкорректирована непредвиденными обстоятельствами.

Внезапно, по правому борту катера, блюстителями закона была замечена гигантская рыба. По всем очертаниям она напоминала белую акулу, которую, искушённые в морской службе полицейские часто видели в прибрежных водах. Всё различие было в размерах. Плывущий сейчас рядом с катером хищник раза в три превосходил обычного представителя этого вида. Он был и длиннее, и шире. К тому же, цвет его кожи на спине был не тёмным, а грязно-белым.

Гигантская рыба шла рядом с катером «ноздря в ноздрю» какое-то время, затем резко увеличила скорость и легко оставила позади современное быстроходное судно. Она затерялась в водной глади, как раз в направлении уже здорово оторвавшейся от преследователей моторной лодки торговцев «белой смертью».

Офицер морской полиции поднёс к глазам бинокль. Он был молод, честолюбив, решителен и не любил проигрывать преступникам. Глумливые лица двух негодяев, которые уже торжествовали победу, были явственно различимы в окуляры, и горечь поражения охватила душу блюстителя закона.

Всё изменилось в долю секунды. Набитая героином моторная лодка была подброшена в воздух какой-то неведомой силой. Её корпус раскололся пополам, как скорлупа ореха. Два человека беспомощно забарахтались в тёплой воде. Возле них показалась грязно-белая спина огромной рыбы. Затем возникла гигантская пасть, которая поглотила сначала одного, а затем и второго наркокурьера.

Когда полицейский катер оказался возле места трагедии, всё было кончено. Поверхность океана была тихой, гладкой и девственно чистой. Только невдалеке, на лёгкой волне, качалось несколько запаянных в целлофан пакетов с «белой смертью». Больше никаких следов, напоминающих о моторной лодке, людях и неизвестной гигантской рыбе, в обозримом пространстве не наблюдалось.

О происшествии было доложено по инстанции. Чтобы не привлекать журналистов и не сеять панику, местные власти силами полиции скрытно и тщательно прочесали прибрежные воды. Было замечено несколько белых акул, но огромный монстр, который не вписывался ни в какие мыслимые размеры, как «в воду канул». В конце концов пришли к выводу, что офицер и его подчинённые что-то напутали. Скорее всего это была какая-нибудь взбесившаяся белая акула или другой крупный, но обычный морской хищник.

Правда раньше в этих водах не замечали взбесившихся акул, но ведь всегда что-то бывает в первый раз. Плохая экология, вредные отходы, отравляющие морскую среду, да мало ли какой фактор мог повлиять на нервную систему столь опасной и агрессивной рыбы. Рапорты полицейских были положены под сукно, и все вздохнули с облегчением.

Вышеописанные случаи наводят на мысль, что разные люди в разное время и в разных частях Тихого океана столкнулись с малоизвестным в наше время морским хищником. Судя по описанию, это был мегалодон - ископаемая акула, самая крупная хищная рыба в мире за всю историю существования жизни на Земле, которая вымерла примерно полтора миллиона лет назад.

Размеры её достигали 30 метров, а вес колебался в пределах 60 тонн. Это была мощнейшая биологическая машина–убийца. Зубы мегалодона, которые эпизодически поднимают со дна Тихого океана, по форме в точности соответствуют зубам белой акулы, но гораздо больше по размеру. Их величина доходит до 15 см в длину, 10 см в ширину и 2,5 см в толщину. В то время, как у современной большой белой акулы они соответственно равны, 3,5-4; 2,5 и 0,6 см. Разница очевидна и даёт примерное представление о возможностях этого страшного хищника.

Как удалось выжить такому монстру океанических вод и остаться незамеченным людьми многие тысячи лет - этот вопрос висит в воздухе. Может в описанных случаях был вовсе и не мегалодон, но что интересно - по данным некоторых зарубежных изданий, за последнее десятилетие были обнаружены на дне Великого океана зубы этого ужасного чудовища, возраст которых специалисты определили в 11000 лет и 26000 лет.

Вывод напрашивается сам собой: мегалодон существует, но на людях появляется так редко, что даёт повод многим трезвомыслящим скептикам отрицать его существование . Увидеть может только тот, кто желает увидеть, если же иной по ряду причин не стремится узреть очевидное, то припишет это редкое явление на поверхности океана совсем иным факторам, которых при желании можно найти величайшее множество.

Загадочные монстры морских глубин

Но на мегалодоне тайны Тихого океана не кончаются. И без него хватает таинственных и загадочных существ в глубинах величайшего водоёма планеты, которые, хоть и очень редко, но всё же появляются в опасной близости от мореплавателей.

Первый случай

В 1988 году между островами Нампо и островом Кюсю (Япония) по дну океана прокладывали трубопровод. В одном месте попалась скалистая гряда, мешающая работам. Располагалась она на глубине более 5 км, и специалисты посчитали более рациональным её взорвать, чем обходить. Руководили всем процессом с судна, находящемся в километре от рассчитанного эпицентра взрыва.

После того как сработал детонатор, стоявшие на верхней палубе капитан и два наблюдателя увидели невероятную картину. Из глубины, метрах в трёхстах от судна, появилось огромное тело. Оно было не менее ста метров в поперечнике и имело чёрную гладкую кожу, которая заблестела в лучах солнца. Таинственное существо подняло в воздух длинный и толстый змеевидный хвост. Тот описал огромную дугу и обрушился в воду. В потоке брызг и волн неизвестное создание погрузилось на глубину и скрылось от взоров потрясённых людей.

Второй случай

Не менее загадочный случай произошёл в водах близких к экватору, в районе островов Гилберта. Они входят в состав республики Кирибати, независимость которой провозглашена в 1979 году. Население здесь в основном состоит из местных аборигенов, но попадаются и европейцы, которых привлекает свободная жизнь вдали от прелестей цивилизации.

Вот один такой европеец в паре с исконным жителем этих богом забытых островов и оказался в каноэ, вдали от берега. Их занятием была рыбалка. Улов в этот тёплый день 1992 года был удивительно хорош. Мужчины так увлеклись, что опомнились только тогда, когда солнечный диск начал опускаться за горизонт.

Первые сумерки напомнили людям, что пора возвращаться. Они развернули парус, рассчитывая быстро добраться до потерявшегося за гладью океана берега. Но вдруг их внимание привлёк странный шум. Он напоминал громкие шлепки по воде. Рыбаки повернули головы в сторону непонятных звуков и явственно ощутили, как волосы на их головах встают дыбом от ужаса.

На фоне кровавого заката был виден тёмный силуэт древнего ящура, который нёсся в сторону каноэ по водной поверхности. Он отталкивался от океана перепончатыми крыльями и не издавал ни звука. Неожиданно, за его спиной возникло другое существо. Оно было раза в три больше и напоминало дракона, как будто материализовавшегося из сказаний далёких предков.

Преследователь отталкивался от воды какими-то плоскими широкими окончаниями, напоминающими плавники. Он очень быстро догнал ящура, вцепился ему в шею огромной пастью и погрузился со своей жертвой в воду. Всё это было проделано в полной тишине: ни преследователь, ни преследуемый не издали ни звука.

Увиденное можно было принять за мираж: за игру света и теней на фоне заката, но трёхметровая волна, которая возникла на месте погружения странных созданий, была вполне материальна, и обрушилась она на хрупкое каноэ вполне ощутимо. Людям чудом удалось выровнять готовую уже перевернуться лодку. На всех парусах они поспешили покинуть страшное место, но добравшись до берега, решили молчать и никому не рассказывать об испытанном ужасе.

Только через несколько лет, когда европеец оказался в Австралии, он поделился этой историей с группой учёных–ихтиологов. Поверили те ему, не поверили - неясно. Скорее всего нет, потому что они передали этот рассказ, как забавную морскую байку, знакомому журналисту, а тот напечатал её в газете с соответствующими комментариями.

Заключение

Подобные случаи происходят ежедневно на просторах великого водоёма, протянувшегося с запада на восток на 17200 км, а с севера на юг на 15450 км. К сожалению, до общественности доходят лишь жалкие крупицы такой информации. Сколько же, по истине, сенсационных и бесценных для науки событий навсегда остаются тайной? Наверное их бессчетное множество, а очевидцев вполне хватило бы, чтобы заселить небольшой город.

Свидетели подобных явлений, которые смело можно причислить к тайнам Тихого океана, в силу ряда причин, не очень охотно рассказывают об увиденном, а слушатели почти всегда полны скепсиса и недоверия к услышанным повествованиям. Большинство людей живёт с мыслью, что чудес в этом мире не бывает, хотя, по сути, само рождение каждого из нас на этой земле - уже величайшее чудо. Ну а если оно свершилось, то почему бы не быть и другим чудесам, которые хоть и не такие великие, как появление на свет человека, но тем не менее также интересны и загадочны.

Статью написал ridar-shakin

По материалам зарубежных и российских изданий