Значение слова серенада. Что такое серенада: в средневековье, в классическом исполнении Сборный словарь иностранных слов русского языка

Исполненная для возлюбленной, обычно в вечернее или ночное время и часто под её окном. Такой жанр был распространён в Средневековье и эпоху ренессанса . Истоком такой серенады является вечерняя песня трубадуров (serena). Вокальная серенада была широко распространена в быту южных романских народов. Певец обычно сам аккомпанировал себе на лютне , мандолине или гитаре .

Сочинения такого типа также появились и в более поздние периоды, но обычно в контексте, обращения к прошлому. (например в Доне Жуане Моцарта).

  • В эру барокко серенада (также называемая в этом случае итальянской серенадой - так как эта форма была наиболее распространена в Италии) являлась типом кантаты , исполненной на открытом воздухе в вечернее время, включающая в себя как вокальное так и инструментальное исполнение. Среди композиторов, сочинявших такой тип серенады были Алессандро Страдела , Алессандро Скарлатти , Иоганн Иосиф Фукс, Иоганн Маттезон , Антонио Кальдара . Такие сочинения были крупными работами, выполненными с минимальной инсценировкой, и являлись звеном между кантатой и оперой. Некоторые авторы утверждают, что главное различие между кантатой и серенадой, приблизительно в 1700 году , было то, что серенада исполнялась на открытом воздухе и поэтому могла использовать инструменты, которые были бы слишком громкими в маленькой комнате - трубы , рожки и барабаны .
  • Самый важный и распространенный тип серенады в истории музыки - многочастная пьеса для большого инструментального ансамбля, связанных с дивертисментом, и главным образом сочиняемый в Классические и Романтичные периоды, хотя несколько примеров существуют с XX столетия. Обычно таких сочинений легче чем других сочинений из многих частей для большого ансамбля (например симфония), где мелодичность, более важна чем тематическое развитие или драматическая интенсивность. Такие сочинения были наиболее распространены в Италии , Германии , Австрии и Богемии .

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Серенада" в других словарях:

    - (ит. serenata, от sera вечер). Инструментальное или вокальное сочинение трогательного характера, исполняемое обыкновенно под окнами особ, которым посвящается. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    серенада - ы, ж. sérénade f., пол. serenata <, ит. serenata. 1. В средние века вечерняя приветственная песня трубадуров, исполнявшаяся под открытым небом. БАС 1. || Вечерняя песня в честь возлюбленной, получившая широкое распространение в Испании и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    См … Словарь синонимов

    Серенада - Серенада. А. Ватто. Мецетен. 1719. Метрополитен музей. Нью Йорк. СЕРЕНАДА [французское serenade, от итальянского serenata (от латинского serenus ясный, безмятежный, радостный), переосмысленного под влиянием итальянского sera вечер], 1) с 16 в. в … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    СЕРЕНАДА, серенады, жен. (итал. serenata, букв. вечерняя песня). 1. В средневековой поэзии трубадуров вечерняя приветственная песнь, исполнявшаяся на вольном воздухе. 2. В старой Италии и Испании песня в честь возлюбленной, исполняемая под ее… … Толковый словарь Ушакова

    СЕРЕНАДА, исп. вечерняя, ночная почетная или приветственая музыка, обычно под окнами чествуемого. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    - (франц. serеnade от итал. serenata, от sera вечер), песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной. Была распространена в быту южнороманских народов. Позднее стала жанром камерной вокальной музыки. Серенадой… … Большой Энциклопедический словарь

    - (почетная музыка подъ окнами чествуемаго; любовная вечерняя или ночная). Ср. Вотъ взошла луна златая... Тише! Чу! гитары звонъ. Вотъ испанка молодая Оперлася на балконъ. А. С. Пушкинъ. Каменный гость. Лаура. Ср. Въ часы тишины и прохлады Синьора … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    СЕРЕНАДА, ы, жен. 1. В Западной Европе (первонач. средневековой): приветственная песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, преимущ. в честь возлюбленной. 2. Род лирического музыкального произведения. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

    - (словесн.) литературная форма, принятая у трубадуров.Каждый куплет заканчивался провансальским словом sera вечер, подобнотому как в обаде (autade) повторялось слово alba (aube утренняя заря) …

    - (от итальянского слова sera вечер) музыкальное сочинение,возникшее в Испании и Италии, где существует обычай исполнять ночноепение или музыку под чьим либо окном, в знак любви или уважения. С.вокальная, небольших размеров, пишется в коленном… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Серенада. 1, ор. 11 , И. Брамс , Серенада. 1, ор. 11, Партитура, Для оркестра Тип издания: Партитура Инструменты: оркестр Тональность: Ре мажор Длительность: 45 Воспроизведено в оригинальной авторскойорфографии издания 1857… Категория: Ювелирное искусство Издатель:

Словарь Ушакова

Серенада

серена да , серенады, жен. (итал. serenata, букв. вечерняя песня).

1. В средневековой поэзии трубадуров - вечерняя приветственная песнь, исполнявшаяся на вольном воздухе.

2. В старой Италии и Испании - песня в честь возлюбленной, исполняемая под ее окном, обычно под аккомпанемент гитары или мандолины. «От Севильи до Гренады в тихом сумраке ночей раздаются серенады.» А.К.Толстой . «Тебя ласкать, лелеять и дарить и серенадами ночными тешить.» Пушкин .

| В новой европейской музыке - произведение такого стиля для голоса, для отдельного инструмента или для оркестра (муз. ). Серенада из оперы Моцарта "Дон-Жуан".

Словарь музыкальных терминов

Серенада

(фр. sera - вечер)

1. Лирическая песня, представляющая собой обращение к возлюбленной и исполняющаяся вечером или ночью под ее окнами. Была распространена в Италии и Испании.

2. В XVII-XVIII вв. - жанр камерной инструментальной музыки для небольшого оркестра (серенада для оркестра И. Гайдна, В. А. Моцарта).

3. В XIX в. вокальная или инструментальная пьеса, связанная с образами любви.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Серенада

Ы, ж.

Лирическое музыкальное произведение.

* Петь серенады. *

Энциклопедический словарь

Серенада

(франц. serеnade, от итал. serenata, от sera - вечер), песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной. Была распространена в быту южнороманских народов. Позднее стала жанром камерной вокальной музыки. Серенадой называют также многочастное инструментальное музыкальное произведение, родственное кассации, дивертисменту и ноктюрну.

Словарь Ожегова

СЕРЕНА ДА, ы, ж.

1. В Западной Европе (первонач. средневековой): приветственная песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, преимущ. в честь возлюбленной.

2. Род лирического музыкального произведения.

Значение слова Серенада по Ефремовой:
Серенада - 1. Песня в честь дамы (обычно как любовный призыв), исполнявшаяся под открытым небом под музыку вечером или ночью у нее под окнами (в поэзии трубадуров).
2. Музыкальное произведение - род дивертисмента - для небольшого оркестра или инструментального ансамбля, исполнявшееся на открытом воздухе. // Музыкальное произведение типа сюиты для камерного инструментального ансамбля. // Род вокального камерного произведения или инструментальная лирическая пьеса.

Значение слова Серенада по Ожегову:
Серенада - Приветственная песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, Maxime в честь возлюбленной

Серенада Лирического музыкального произведения

Серенада в Энциклопедическом словаре:
Серенада - (франц. serеnade - от итал. serenata, от sera - вечер), песня подаккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной. Былараспространена в быту южнороманских народов. Позднее стала жанром камернойвокальной музыки. Серенадой называют также многочастное инструментальноемузыкальное произведение, родственное кассации, дивертисменту и ноктюрну.

Значение слова Серенада по словарю Ушакова:
СЕРЕНАДА
серенады, ж. (ит. serenata, букв. вечерняя песня). 1. В средневековой поэзии трубадуров - вечерняя приветственная песнь, исполнявшаяся на вольном воздухе. 2. В старой Италии и Испании - песня в честь возлюбленной, исполняемая под ее окном, обычно под аккомпанемент гитары или мандолины. От Севильи до Гренады в тихом сумраке ночей раздаются серенады. А. К. Толстой. Тебя ласкать, лелеять и дарить и серенадами ночными тешить. Пушкин. || В новой европейской музыке - произведение такого стиля для голоса, для отдельного инструмента или для оркестра (муз.). Серенада из оперы Моцарта "Дон-Жуан".

Значение слова Серенада по словарю Даля:
Серенада
исп. вечерняя, ночная почетная или приветственая музыка, обычно под окнами чествуемого.

Определение слова «Серенада» по БСЭ:
Серенада (франц. sйrйnade, от итал. serenata, от sera - вечер)
1) любовная песня, обращенная к женщине; обычно включает мотив приглашения на свидание. Происходит от «серены» - «вечерней песни» провансальских трубадуров. Была распространена в быту южных романских народов. Твёрдых стихотворных форм С. не выработалось. Певец обычно исполнял С. под окном возлюбленной, аккомпанируя себе на лютне, мандолине или гитаре. Со временем С. вошла в оперу
(«Дон Жуан» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини и др.), стала жанром камерной вокальной музыки (образцы у Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Э. Грига, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского и др.).
2) Сольная, реже ансамблевая инструментальная пьеса, воспроизводящая черты вокальной С. (образцы у Ф. Мендельсона, А. Дворжака, А. С. Аренского и др.).
3) Циклическое ансамблевое инструментальное произведение, родственное кассации, Дивертисменту и Ноктюрну. Первоначально создавалось в честь какой-либо особы и предназначалось для исполнения на открытом воздухе; в конце 18 в. утратило прикладное значение. В отличие от симфонии, обычно включает 7-8 и более частей; типические для симфонии части сочетаются в ней с характерными для сюиты. В числе авторов таких С. - И. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Брамс, А. Дворжак, Х. Вольф, Я. Сибелиус, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов и др.
4) Сочинение для пения с инструментальным, большей частью оркестровым, сопровождением, создававшееся в Западной Европе в 17-18 вв. в честь каких-либо придворных торжеств; сближается с оперой и торжественной кантатой.

франц. serenade, от итал. serenata, от sera - вечер; нем. Serenade, Ständchen

\1) Песня, представляющая собой обращение к возлюбленной. Истоком такой С. является вечерняя песня трубадуров (serena). Вок. С. была широко распространена в быту юж. романских народов. Она предназначалась для исполнения в вечернее или ночное время под окном возлюбленной; певец обычно сам аккомпанировал себе на лютне, мандолине или гитаре. Со временем подобного рода вок. С. вошла в оперу (серенада Дон Жуана из одноим. оперы Моцарта, серенада графа из оперы "Севильский цирюльник" Россини и др.), вместе со своей разновидностью - песней в честь возлюбленной, прославляющей её достоинства,- стала жанром камерной вок. музыки. Широко известны шубертовские "Вечерняя серенада" ("Stдndchen") на текст Л. Рельштаба (его "Утренняя серенада" во многом представляет тип "утренней песни" - см. Альборада), С. на текст Ф. Грильпарцера (для соло контральто, жен. хора и фп.); серенады имеются и среди песен Ф. Шуберта, не носящих этого названия (напр., песня "К Сильвии" - "An Sylvia"). В последующее время С. для голоса и фп. создавали Р. Шуман, И. Брамс, Э. Григ, М. И. Глинка ("Я здесь, Инезилья", "Ночной Зефир", "О дева чудная моя"), А. С. Даргомыжский ("Ночной зефир"), П. И. Чайковский ("Серенада Дон Жуана") и др. композиторы.

\2) Сольная инстр. пьеса, воспроизводящая характерные черты вок. серенады. Образцами С. могут служить No 36 из "Песен без слов" для фп. Мендельсона-Бартольди, С. из "Думок" для фп. трио Дворжака, С. для скрипки и фп. Аренского. Изредка особенности вок. С. имитируются и в ансамблевой музыке. Яркий пример - С. Andante cantabile из струн. квартета Й. Гайдна (Hob. III, No 17), где выделяются соло и аккомпанемент, воссоздающий звучание типичных для сопровождения старинной С. инструментов - мандолины, лютни, гитары.

\3) Циклич. ансамблевое инстр. произв., родственное кассации, дивертисменту и ноктюрну. Первоначально С. создавались в честь к.-л. особы и предназначались для исполнения на открытом воздухе; в инстр. составе главенствующее положение занимали дух. инструменты. С. часто начинались и заканчивались маршами, как бы изображавшими приход и уход музыкантов. Примерно к 1770 С. утратила прикладное значение. Характерные черты С. - большее, чем в симфонии, количество частей (обычно 7-8), соединение в цикле частей, типичных для симфонии, с частями, типичными для сюиты; как правило, в С. присутствует менуэт, нередко 2-3 менуэта. По стилю С. ближе к сюите, чем к симфонии. Инстр. состав может быть как камерным (особенно в сюитах для дух. инструментов), так и оркестровым (используется преимущественно струн. оркестр).

В числе авторов инстр. циклич. С. - М. Гайдн, Л. и В. А. Моцарт (наиболее известные С. - "Хаффнеровская серенада" - "Haffner-Serenade", K.-V. 250, и "Маленькая ночная музыка" - "Eine kleine Nachtmusik", K.-V. 525), Л. Бетховен (op. 8 - для скрипки, альта и виолончели, ор. 25 - для флейты, скрипки и альта), И. Брамс (ор. 11 - для большого оркестра и ор. 16 - для малого), А. Дворжак (ор. 22 - для струн. оркестра, ор. 44 - для дух. инструментов, виолончели и контрабаса), X. Вольф ("Итальянская серенада" для малого оркестра), Я. Сибелиус (ор. 69 - 2 С. для скрипки и оркестра), П. И. Чайковский (ор. 48 - для струн. оркестра), А. К. Глазунов (ор. 7 и 11 - для симф. оркестра) и др.

\4) Сочинение для пения с инстр., б. ч. орк. сопровождением, создававшееся в 17-18 вв. в странах Зап. Европы в честь к.-л. придв. торжеств (свадьбы, дня рождения или именин коронованной особы) и исполнявшееся в костюмах и со скромным декорационным оформлением. В таких С. обычно привлекались аллегорич. тексты. Как правило, помимо обозначения жанра, они носят и определ. названия, отвечающие содержанию текста. Эти С. сближаются, с одной стороны, с писавшимися в честь подобных же событий операми (типа оперы "Золотое яблоко" - "Il pomo d"oro" Чести), с другой - с торжеств. кантатами. В числе подобных С. - "Ацис и Галатея" ("Acis und Galathea") Генделя (3 редакции), "Свадьба Геракла и Эбы" ("Le nozze d"Ercole e d"Ebe") Глюка. На Западе театрализованная С. обозначается исключительно итальянским термином serenate, который прежде применялся и к С. других родов.

serenata , от sera - вечер) - музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь. В истории музыки существует несколько трактовок этого понятия.
  • В самом старом значении серенада - песня , исполненная для возлюбленной, обычно в вечернее или ночное время и часто под её окном. Такой жанр был распространён в Средневековье и эпоху ренессанса . Истоком такой серенады является вечерняя песня трубадуров (serena). Вокальная серенада была широко распространена в быту южных романских народов. Певец обычно сам аккомпанировал себе на лютне , мандолине или гитаре .

Сочинения такого типа также появились и в более поздние периоды, но обычно в контексте, обращения к прошлому. (например в Доне Жуане Моцарта).

  • В эру барокко серенада (также называемая в этом случае итальянской серенадой - так как эта форма была наиболее распространена в Италии) являлась типом кантаты , исполненной на открытом воздухе в вечернее время, включающая в себя как вокальное так и инструментальное исполнение. Среди композиторов, сочинявших такой тип серенады были Алессандро Страдела , Алессандро Скарлатти , Иоганн Иосиф Фукс , Иоганн Маттезон , Антонио Кальдара . Такие сочинения были крупными работами, выполненными с минимальной инсценировкой, и являлись звеном между кантатой и оперой. Некоторые авторы утверждают, что главное различие между кантатой и серенадой, приблизительно в 1700 году , было то, что серенада исполнялась на открытом воздухе и поэтому могла использовать инструменты, которые были бы слишком громкими в маленькой комнате - трубы , рожки и барабаны .
  • Самый важный и распространенный тип серенады в истории музыки - многочастная пьеса для большого инструментального ансамбля, родственная кассации, дивертисменту и ноктюрну, и главным образом сочиняемая в Классические и Романтичные периоды, хотя несколько примеров существуют в XX столетии. Обычно такие сочинения легче чем другие сочинения из многих частей для большого ансамбля (например, симфония), где мелодичность более важна чем тематическое развитие или драматическая интенсивность. Такие сочинения были наиболее распространены в Италии , Германии , Австрии и Богемии .

Напишите отзыв о статье "Серенада"

Литература

Отрывок, характеризующий Серенада

– Немного не застали, – сказал денщик.
Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина.
Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина.
– А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови.
– Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол.
Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге.
– Пожалуйста, поскорее, – сказал он.
Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину.
– Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом.
С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек.
– Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он.
Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел.
– Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.
Ростов молчал.
– А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же.
Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет».
– Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение.
– Подите сюда, – проговорил Ростов, хватая Телянина за руку. Он почти притащил его к окну. – Это деньги Денисова, вы их взяли… – прошептал он ему над ухом.
– Что?… Что?… Как вы смеете? Что?… – проговорил Телянин.
Но эти слова звучали жалобным, отчаянным криком и мольбой о прощении. Как только Ростов услыхал этот звук голоса, с души его свалился огромный камень сомнения. Он почувствовал радость и в то же мгновение ему стало жалко несчастного, стоявшего перед ним человека; но надо было до конца довести начатое дело.