Четверговая соль: применение и приготовление. Черная четверговая соль что это такое польза и вред

Издавна наши предки ели пасхальные яйца, посыпая их черной солью. Эту соль еще называли четверговой, так как готовили ее из обычной белой соли во время Страстной недели в Великий Четверг. Славяне давно подметили, что черная соль более благотворно влияет на состояние здоровья. И это не случайно. При термической обработке под воздействием высокой температуры белая соль с различными добавками меняет свой химический состав, приобретая новые полезные свойства. В полученной черной соли количество хлорида натрия уменьшается, зато увеличивается количество элементов, необходимых для нормального функционирования человеческого организма: магния, калия, кальция, меди, цинка и йода.

Сравнить химический состав поваренной (белой) и четверговой (черной) соли можно по данным в таблице.

Чтобы получить настоящую черную соль, необходимо прокаливать белую каменную соль. Йодированная соль для прокаливания не годится.

Прокаливание соли лучше всего происходит в печи на раскаленных углях. Однако, в современных условиях мало кто может воспользоваться таким методом. Поэтому, такую печь с успехом может заменить обычная раскаленная духовка. Стоит отметить, что в микроволновой печи четверговая соль не получится. Так что от такой идеи лучше сразу отказаться.

Приготовление четверговой соли сводится к тому, что белую соль смешивают с определенной влажной добавкой и помещают эту смесь в раскаленную печь или духовку. После этого сразу 3 раза подряд необходимо прочитать «Отче наш». Выдерживают соль с добавками до обугленного состояния. Далее, вынимают обуглившуюся соль из печи, остужают ее, мелко дробят и провеивают на ветру, чтобы отделить угольную пыль.

Существует три рецепта приготовления. Расскажем как сделать четверговую соль всеми тремя способами поочереди.

— Этот способ считается основной. В этом случае готовят четверговую соль с квасной гущей. Для этого необходимо взять 4 части квасной гущи, оставшейся от сбраживания сусла, и перемешать ее с крупной солью. Эту смесь помещаем в чугунную емкость. В качестве такой емкости можно использовать чугунную сковородку. Емкость с подготовленной смесью помещаем в раскаленную духовку или печь до обугливания соли. Далее, поступаем согласно описанному выше рецепту, то есть остужаем, измельчаем и отвеиваем готовую соль. После чего, помещаем черную соль в плотно закрывающуюся емкость.

— По второму рецепту приготовление черной соли происходит с использованием пряных трав и ржаного хлеба. Для приготовления соли по этому рецепту необходимо на 1 кг соли взять 4 буханки ржаного хлеба весом по 1 кг и 4 горсти измельченных сухих трав: укропа, мяты и душицы. Хлеб размочить в воде, отжать его от излишков воды и хорошо размять. Затем, хлеб перемешать с солью, пряными травами и выложить готовую смесь в чугунную емкость. Затем, в раскаленной печи или духовке доводим соль до обугливания. Далее, остужаем, измельчаем, очищаем и помещаем готовую соль в сухую емкость с плотно прилегающей крышкой.

— Третий вариант приготовление черной соли происходит с овсяными хлопьями. Такую соль обычно готовили в монастырях. Для получения черной соли по этому рецепту необходимо на 1 кг обычной соли взять 3 пачки овсяных хлопьев. Хлопья замачиваем на полчаса. Затем сливаем воду, а хлопья разминаем и добавляем к ним соль. Далее, смесь помещаем в чугунную емкость и проделываем все в такой последовательности как в предыдущих рецептах.

Готовую черную соль можно употреблять в пищу после ее освящения во время пасхальной службы. Перед тем как отправиться в церковь, соль выкладывают в красивую солонку и помещают ее в пасхальную корзину вместе с куличами и яйцами. Если нет возможности отправиться на праздничную службу, можно освятить черную соль дома, поместив ее перед иконами и прочитав молитву в канун Пасхи.

О самой четверговой соли читал в интернете, но много вопросов остаются не решенными и самые главные: можно ли самому приготовить такую соль, но по настоящему – старинному рецепту? Рецепту, которого нет нигде в интернете, считается, что рецепты были утеряны и не дошли до нас, в наше время. А то, что есть – не понять, и много разногласий можно обнаружить в разных источниках, да и выдумки – придумки сочинительства заметны и явно проглядывают) Можете ли Вы насчет этой четверговой соли дать свое мнение?

Александр Цветков

Ответ:

Четверговая соль – это каменная соль, приготовленная по специальному народному рецепту в чистый четверг перед Пасхой. Потому эта соль и называется четверговой, что готовят ее лишь один раз в году, и этот единственный день – чистый четверг (Великий четверг) страстной недели на кануне светлого праздника Пасхи. Четверговую соль так же еще называют как черная соль, “Четвергова соль”. Черная потому, что специфика процесса приготовления соли делает ее темного цвета, так как соль запекают в печи или калят на огне, на углях, от чего она делается черной.

После подобной термической огненной обработки соль сохраняет в себе одни лишь полезные свойства – она становится чистой или очищенной. А сами кристаллы соли способны вбирать в себя светлую положительную энергию от молитв произнесенных в процессе приготовления соли, заряжаясь, наполняясь, превращаясь в чудесный и полезный продукт.

А то, что рецепты били утеряны, то это не совсем так, потому как они утеряны не были, и существуют по сей день. Только что не у всех, а у тех людей, которые придают таким вещам особую важность и ценность. Так же как знают рецепты монахи, некоторые народные целители или лекари, некоторые экстрасенсы и маги знают старинный рецепт приготовления. А большинство обычных людей просто позабыли их, не сохранили, не передали по наследству. Больше из-за того, что сама жизнь изменилась и приобрела другие показатели в своем обличии – комфортные приборы и оборудования, технику и бытовые принадлежности что нас окружают повседневно.

Поэтому сейчас в наше время, вместо того, чтобы приготовить четверговую соль в русской печи (или печи другой конструкции, но – в печи), или на углях от березовых дров (ольховых), на обычном костре, но в чугунном казанке или чугунной сковороде, готовят на газовой плите, в микроволновой, или на электроплите, да и еще в простых кастрюлях или современных нано сковородках – жестянках. К тому же, часто готовят из мелкой белой поваренной соли порошка, что продается в магазинах в обычных пачках (купить можно каменную пищевую соль крупного помола – она тоже есть в продаже), да и еще готовят в другие дни – не в чистый четверг, а обычный день. Таким образом получая не четверговую соль, а просто соленный порошок черного цвета, который по сути своей является карикатурой на соль четверговую, и не содержит ни каких полезных свойств.

Сама четверговая соль – это народный продукт, его корни уходят в далекое прошлое. Но если взять к примеру времена 18 – 19 и начала 20 века, то можно описать такую картину.

На Руси в те времена использовалась четверговая соль повсеместно и традиционно – в каждом доме была такая соль. Готовили четверговую соль из обычной каменной соли крупного помола сами хозяева дома один раз в году – в чистый четверг, в канун самого праздника Пасхи. Готовили столько соли, чтобы ее хватило на весь год, до следующего чистого четверга. А само приготовление совершали или ночью после полуночи в среду – ночь переходящая уже на четверг или готовили рано утром в 5-6-7 часов чистого четверга. Готовили соль в русской печи на березовых (ольховых) поленьях, в чугунном котелке или чугунной сковороде, или же в любой другой толстостенной чугунной форме – посуде для приготовления пищи. Перед тем, как поставить чугунок с солью в печь или на угли, каменную соль дробили на средние зерна деревянной ступкой – толкучкой или чугунной, в широкой и глубокой деревянной миске или бочонке, но чаще всего это проделывали в чугунке, в котором затем и ставили в печь, в котором готовили, запекая соль.

Сам процесс приготовления соли полностью сопровождался молитвами (разными молитвами, несколькими) от начала приготовления до полного завершения (таким образом кристаллы соли заряжались светлой, мощной положительной энергией), помимо ее полезных физических свойств.

Но сами рецепты четверговой соли были различны, то есть, рецептов было несколько, а не один, хотя все они основывались на едином принципе – приготовления соли в толстостенной чугунной утвари и на живом огне, читая про себя молитвы (молитвы можно было читать своими словами, а не обязательно заученными из молитвенника), утром в чистый четверг. А сама разновидность рецептов различалась тем, что наделяли соль функцией определенного назначения:

1 – соль для лечения и профилактики, в том числе и для домашних животных;

2 – соль для оберега и талисмана для дома, семьи и человека в целом;

3 – соль для каждодневного употребления в пищу, в том числе и для домашнего скота;

4 – соль объединяющая и заключающая в себе все выше перечисленные значения.

От чего такая соль имела так же различные цвета, а не один – темный или черный. Цвет мог быть темно зеленым, темно коричневым, темный с желтым оттенком или серо пепельного цвета, темный с синеватым оттенком. В зависимости от содержания различных добавочных компонентов к самой соли при ее приготовлении и метода запекания или прокалывания на огне.

Сами же рецепты в основном использовались, как говорят, на глаз, в процессе приготовления. То есть, к примеру, один из рецептов таков –

Каменная пищевая соль крупного помола

В чугунной сковороде или котелке, или же в деревянной миске, бочонке, толкут деревянной ступкой каменную соль крупного помола, к примеру, разместив один литровый ковшик (или банку) каменной соли в чугунке, а сверху крошат черный или ржаной хлеб (чаще не нарезая ножом куски хлеба, а отломив куски руками) крошкой закрывая всю поверхность соли (примерно – ковш соли, ковш хлебных крошек); часто добавляли так же травы – мяту, душицу и др, тоже на глаз, мелко покрошив сверху так, чтобы травы закрывали всю поверхность (примерно будет стакан) затем смачивали все квасом, тоже на глаз, но так, чтобы масса не стала жидкой, а оставалась густой, помешивая эту всю смесь деревянной ложкой по часовой стрелке, читая про себя молитвы. Полученную гущу в котелке или сковороде ставили в печь запекаться до тех пор, пока полученный выпекаемый корж ни прогорит и не пойдет с него дым. То есть получается прогоревший до черноты корж. Вынув корж из печи или убрав с огня, давали ему отстояться некоторое время до его полного остывания, а затем разбивая корж на куски, крошили его и мололи в порошок, ссыпая в заранее приготовленный тряпочный мешочек, завязывая. Обычно уже готовую соль затем относили в церковь вместе с куличами и крашенными яйцами освещать. А на праздник Пасхи ставили соль в специальную солонку в центре стола вместе с пасхой – куличом и яйцами. Праздничная трапеза за столом проходила таким образом, что кушая яйца солили их именно четверговой солью, а другой обычной соли вообще не было на столе (или в доме), пили квас добавляя в него тоже эту соль (или пили чистую родниковую, колодезную, освещенную воду, с добавкой соли).

Запеченный корж в печи с каменной солью

В приготовление соли, так же использовали не только ржаной хлеб (чаще выпеченный самими хозяевами – домашний), но и делали из муки – вместо хлебных крошек – мякиши, создавали тесто, также выпекая его до состояния сухого прогоревшего сухаря-коржа, а затем мололи в порошок. В такое тесто могли добавлять различные пряные травы, и дополнительно сухую крошку-порошок размолотого ржаного хлеба (сухарей), добавляя, замешивая тесто на колодезной или родниковой воде, на молоке или квасе.

Но надо учесть некоторые различия, а именно: каков был тогда, в то время квас, и каков он есть сейчас, что продают в магазинах; какова была тогда мука, и какова она сейчас в продаже, в том числе и сам ржаной хлеб. Разница большая.

Если вы пожелаете приготовить четверговую соль, то попробуйте это сделать из описания выше. Сейчас я переведу один рецепт приготовления четверговой соли в более компактный вид, так сказать, на современный лад. Ну и опишу некоторые рекомендации по использованию кухонных инструментов для приготовления.

Четверговую соль по такому рецепту можно использовать и в пищу, и применять в лечение или профилактике организма, и как средство применяемое в косметологии для кожи и волос, всего тела (маски, мази, компрессы, ополаскиватели, ванны), использовать и в качестве оберега для дома и семьи, военным и путешественникам.

Время приготовления – ночь со среды после полуночи (12 час) или рано утром чистого четверга страстной седмицы, на кануне праздника Пасхи.

(Верующим людям посещаемым церковь, можно затем снести и осветить четверговую соль вместе с куличом и крашенными яйцами, и обязательно в Пасху выставить эту соль в центр стола вместе с куличом и крашенными яйцами)

Рецепт четверговой соли:

1 – из расчета литровая банка – каменная соль крупного помола;

2 – свежий мякиш ржаного, черного хлеба в маленьких кусочках – литровая банка (еще лучше если хлеб испеките сами заранее, а не купите)

3 – квас (желательно домашний) – столько чтобы смочить хлеб, не превращая в жижу (если кваса нет, то заменить можно – родниковой водой или колодезной чистой, талой)

4 – травы – мелко размельченная мята или душица, лавровый лист, одуванчик, др. пряные (или то и другое вместе – один стакан, такая соль приятна на вкус и ароматна).

Соедините все компоненты вместе в глубокой миске или в кастрюле, чашке (не в алюминиевой), перемешайте деревянной ложкой, мешая по часовой стрелке, добавьте квасу, хорошо все промочив, а затем выложите всю массу в марлю, заверните и отожмите лишнею жидкость, разверните марлю и всю массу выложите или сразу на противень, или же на стол, на разделочную доску, сформировав из массы тонкий корж или лепешку, затем переложив на противень (но лучше сразу делать на противне), поместите в заранее разогретую духовку в 250 градусов (лучше в печь) и выпекайте корж до тех пор пока он не почернеет (он будет дымить, дым в печи – сразу уйдет в трубу, в духовке нет), затем выньте с духовки, дайте коржу полностью остыть, наломайте корж на кусочки, а затем перемелите, или толкучкой в ступке раздробите в порошок. Во время приготовления читайте про себя молитвы. Ссыпьте всю соль в сухую банку, деревянную солонку или в матерчатый мешочек. Хранить рекомендуется за иконами (но это если снести соль в церковь и осветить, вместе с куличами и яйцами).

Другой рецепт с применением ржаной муки:

Помним о том, что время приготовления чистый четверг перед Пасхой.

Возьмите чугунную сковороду, всыпьте в нее 1 кг каменной соли крупного помола, добавьте один большой стакан муки. Хорошо перемешайте смесь по часовой стрелке деревянной ложкой или лопаткой (если нет деревянной ложки, то можно ее сделать из ветви дерева – например, березовую палочку). Ставим сковороду на огонь и всю смесь прокаливаем до тех пор, пока она полностью не почернеет. Затем уберите с огня и дайте полностью остыть (если готовили в среду до 12 ночи, то пусть стоит и остывает до раннего утра, или ночи после 12). Далее все так, как и в первом рецепте, перемалываем в порошок испеченный пирог или корж черного цвета (прогорелый) и засыпаем в банку или мешочек. В процессе приготовления соли от начала и до самого окончания читаем про себя молитвы (или мантры, молитвы своими словами, но искренне) .

Можно сделать оберег: – всыпьте ложку соли в матерчатый мешочек с тесьмой и затяните её сверху, нашейте петельку, продев в нее цепочку или шнурок с застежкой, чтобы получилось в виде кулона, и носите на груди.

Не применяйте в приготовлении соли микроволновку, электроплиту. Самое лучшее это русская печь или печь другой конструкции, но на дровах и живом огне. Если нет возможности, то можно применить в квартире газовую плиту – приготовление в духовке или в чугунной сковороде на верхней панели конфорок. Так же подойдет обычный костер или мангал на природе или на даче.

Другие материалы категории:

Что делать подарили красивую копилку а копить-то нечего?

Христианские традиции сопровождают нас на протяжении всей жизни. Люди купаются , верят в чудодейственные свойства святой воды, крашеными яйцами украшают пасхальный стол, просят прощения в . Среди прочих религиозных традиций, не последнее место отведено и Четверговой соли. Этот минерал связан с . История этого дня уходит в глубины прошлого, но и по сей день в этот последний четверг перед Пасхой мы стараемся прибраться в доме, помыть окна, двери, по возможности, сходить в баню, очиститься, так сказать, и душой и телом.

Что такое Четверговая соль? Это обычная крупная соль, нагреваемая на освещенной на 12 Евангелиях свече. Христианский ритуал происходит в ночь со среды на четверг либо уже утром. В течение службы трижды читается «Отче наш». Оставшаяся свеча приобретает особые свойства, способные как усилить любую молитву, так и способствовать приготовлению соли в домашних условиях. Издавна эта соль наравне с пасхальными яйцами подавалась на праздничный стол в Пасху.

Многие славянские традиции связаны с солью. Встреча гостей с хлебом и солью, просыпать ее – к ссоре. Она растворяется в пище и придает еде вкус, словно наполняя ее смыслом, сутью. Довольно часто можно услышать выражение «не соль», то есть неважно. Она зародилась в язычестве и сохранилась в христианстве. Четверговая соль в православии и вовсе обладает магическими свойствами. Ежегодный очистительный обряд представляет собой одну из главных христианских литургий. После церковного таинства этот минерал хранили на протяжении всего года. Считалось, что он способен исцелять, является универсальным средством от «сглаза». Молитва над освещенной солью обладает особой силой и применялась в крайне важных случаях.

Способы приготовления

Возникает вопрос: «где ее взять?» Ее можно купить, вот только никаких гарантий качества. В общем, чтобы не прогадать, лучше всего приготовить самому. Как готовить Четверговую соль? На самом деле совсем не сложно, но в определенный день. Как правило, Черную соль готовят в последний четверг Великого поста. Один из способов заключается в смешении каменной соли с квасной гущей или размокшим ржаным хлебом. Эту смесь перемешивают и нагревают в духовке до тех пор, пока хлеб не почернеет. После, следует размельчить и просеять через сито. Полученные крупицы вполне способны заменить обычную поваренную соль. Точно так же можно приготовить этот ингредиент, используя зеленые капустные листья с кочана или мяту вместо квасной гущи. Или же смешать ее с мукой и помешивать по часовой стрелке деревянной ложкой. В старинном рецепте речь идет о чугунной посуде, что в наше время не пользуется популярностью. Думается, использование чугуна связано с его плотностью, поэтому наверняка подойдет любая металлическая посуда, за исключением алюминиевой. Считается, что и соль, взятая на церковную службу в , приобретает нужные свойства. Существует и альтернативный способ, при помощи заговора, но связанный все с тем же особым днем. Утром следует насыпать в левую ладонь соль, правой же прикрыть ее и, делая круговые движения руками, заговорить ее, обращаясь за помощью к святому Николаю.

Для чего нужна четверговая соль

С четвергом на святой Седмице связано главное причастие – причастие очищение от грехов. Этим обрядам церковь уделяет особое внимание, так как во время одного из них, на Тайной Вечерни, Иисус предсказал скорое предательство Иуды. Для чего нужна Четверговая соль в такой день? Все для того же, очищения души, дома, тела и для многого другого. Применение ее способно творить чудеса. Считается, что мешочек с этим средством под подушкой супругов надолго избавит их от разногласий и ссор. Соль, брошенная в огонь, способна вернуть человека, который надолго уехал. Добавление в воду поможет при лечении. Мешочки с этим снадобьем в каждом углу избавят от существующих и будущих несчастий. Купать детей также следует с использованием минерала, способствующего их здоровью, уму и росту. Часто Черную соль берут с собой для удачи. Есть и примета, бросать ее в ту сторону, куда ушел недоброжелатель. Стоит заметить, что она может и терять свои свойства. Следует избегать ее контактов с пылью, испортившимися продуктами, коррозией, в общем, различной грязью. Польза Четвергового минерала налицо. Кроме прочего, в нем содержится много кальция, углерода, магния, других микроэлементов, необходимых для здоровья организма человека. Эти микроэлементы способны выводить токсины, задерживать воду, тем самым улучшая работу почек, сердечно-сосудистой системы, органов чувств.

Как бы то ни было, люди многие века верят в чудотворные свойства Четверговой соли, она всегда олицетворяла что-то светлое и чистое. Как знать, может и наши дни она способна сделать чуточку лучше?



Если разобраться, у многих народных традиций есть основания, что касается и четверговой соли. Соль сама по себе продукт благодатный, она вытягивает токсины, очищает раны, убирает воспаления, а вот освященная особым чином становится просто талисманом, и перед Пасхой многие начинают задаваться вопросом: четверговая соль - где ее взять, как заготовить для своего семейства впрок на самые неожиданные случаи?

Польза соли

О соли всегда в народе отзывались весьма неоднозначно - соль могла принести радость и здоровье, она могла рассорить, ежели ее рассыпать; чтобы узнать получше человека, говорилось в народе - с ним соли пуд съесть нужно, и так далее. Многие врачи также не отрицают пользу соли во врачевании многих недугов, без не немыслима консервация, и вообще жизнь без соли пресна и невыразительна.




Конечно, все эти обряды не имеют под собой никакой христианской опоры, а являются пережитками язычества. Но в церкви тоже есть чин освящения соли, правда, он не привязан к Чистому четвергу, а просто освящается соль, как к примеру, квартира, машина, скот - специальной молитвой.




Но - в народе всегда существовали всяческие заговоры, ведуны и колдуньи не оставались без работы. А так как мы все родом из нашего древнего язычества, то конечно, многие из этих традиций забрели и в христианство, и прижились там. Многие молитвы принимаются как заговоры, их носят в ладанках, прикладывают к больным местам, хранят в виде талисманов и так далее.

В последнее время опять стала набирать популярность четверговая соли, даже некоторые священники в храмах идут людям на уступки и освящают ее в церкви, соединяя таким образом народные поверья и божественную благодать с целительными свойствами соли как таковой.
На Афоне также готовили четверговую соль таким образом: с булки хлеба черного вынимали мякиш, засыпали туда соль и ставили в печь. Хлеб выгорал, а соль черная и полезная - оставалась. Все, никакой магии - только соль, огонь, молитва и хлеб. Такая соль более полезна, при присаливании пищи ее требуется меньше, она ароматная и вкусная.
Посмотрите еще.

В Интернете без труда можно найти существующие ныне рецепты ее приготовления. Наиболее распространенным можно считать следующий способ: поваренная соль (иногда с добавлением квасной гущи) пережигается в печи или духовке (отсюда еще одно название - «черная соль»). При этом говорится, что эту соль необходимо готовить один раз в год - в Великий четверг (в народе называемый Чистым четвергом).

Нужно обратить внимание, что большинство посвященных «четверговой соли» материалов находится на оккультных Интернет-сайтах и форумах, где сообщается, например, что соль эта очищает организм, лечит болезни, обладает «магической силой», защищает от сглаза и «помогает» в борьбе с недругами. Читателю предлагаются различные способы использования «четверговой соли» в магических ритуалах. Иногда рекомендуется перед таким использованием освящать «четверговую соль» в церкви вместе с куличами и яйцами.

Не секрет, конечно, что «колдуны» и «экстрасенсы» используют в своей практике церковные святыни: иконы, святую воду… И поскольку приготовление «четверговой соли» часто упоминается в одном ряду с куличами, крашеными яйцами и пасхами, может возникнуть вопрос: не относится ли «четверговая соль» к числу действительно церковных традиций, только забытых за годы советской власти?

На этот вопрос мы вынуждены ответить отрицательно. Дело в том, что убеждение в чудесной силе «четверговой соли» - одно из множества возникших в древности языческих суеверий. Об этом несложно узнать из научной (этнографической и церковно-исторической) литературы. Обратимся к ней.

Как указывал А. Топорков, в народных представлениях славян «соль - символ, используемый самостоятельно и в сочетании с хлебом главным образом в качестве оберега.

С солью, которая растворилась в пище, связана ее невидимая, но чрезвычайно значимая для вкусовых ощущений часть, как бы смысл, суть пищи - ее «соль» в переносном значении. Приписывание соли функций оберега основано на ее материальных свойствах: соль произведена человеком и принадлежит миру культуры, способствует консервации продуктов и может быть брошена в лицо вредителю (широко известны формулы-обереги типа: «Соль тебе в очи, головня тебе в зубы, горшок промеж щек»). В Вологодской губернии женщину после родов водили в баню, при этом баба-повитуха терла ей лоб солью и приговаривала: «Как эта соль не боится ни глазу, ни вару, ни опризорищей, ни оговорищей, так ты, раба Божия (имя), не боялась ни опризорищей, ни оговорищей» - и бросала соль наотмашь. В Белоруссии клали в уши новорожденного соль при крещении, чтобы охранить его от нечистой силы.

По украинскому поверью, злой дух боится соли. Во Владимирской губернии думали, что соли опасается леший и никогда не подойдет к огню, если в него бросили соль…

В обрядах, связанных с рождением ребенка, и на свадьбе соль, как правило, сочеталась с хлебом и выражала позитивные значения, охраняя хлеб и дом в целом от воздействия враждебных сил, а при угощении хлебом-солью, символизирующем установление дружеских отношений между людьми, придавала этим отношениям оттенок сердечной близости…

… Соль, как и другие виды пищи, широко применяется в любовной магии, причем по признаку «солености» сближается с человеческим потом. Например, в Новгородской губернии невеста, придя в баню, раздевалась и ложилась на полок, чтобы хорошенько вспотеть; крестная мать вытирала ее узелком с солью так, чтобы соль намокла от пота; выжимала потную влагу из соли на принесенный в баню пирог, которым кормят молодого после венчания, чтобы он любил жену, а соль сама невеста клала в горшок со щами, которыми на свадебном обеде угощают родных жениха, чтобы ее полюбила вся его родня… С другой стороны, соленое, как и горькое, противопоставлялось сладкому (вспомним сохранившийся доныне свадебный обычай требовать криками «Горько!», чтобы молодые «подсластили» спиртное).

Повседневное обращение с солью таило в себе множество опасностей и регламентировалось рядом правил и запретов. Некоторые из них до сих пор соблюдаются не только в деревенском, но и в городском быту, хотя и низведены до полушуточных примет. Если просыпется соль - быть ссоре. В этом случае нужно перебросить соль или трижды сплюнуть через левое плечо, как бы отгоняя «нечистиков». Передавая солонку другому человеку за столом, требуется рассмеяться, чтобы с ним не поссориться. Не разрешалось обмакивать хлеб в солонку, ибо так поступил Иуда на Тайной Вечере и в этот момент по руке в него вошел сатана» .

Итак, соль, по народным представлениям, способна защитить от враждебных сил и влияний . Особой силой наделялась приготовлявшаяся в Великий четверг «четверговая соль». Это не случайно: как отмечала Т. Агапкина, к Великому четвергу в народном быту было привязано совершение множества разнообразных ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год .

«У восточных славян Страстной четверг почти повсеместно назывался Чистым. Во многих русских губерниях в этот день хозяйка отправлялась к ближайшему источнику - реке или ручью - за водой для умывания. Идти за водой нужно было до восхода солнца, как говорили, до того момента, как ворон искупает в реке своих воронят, иначе вода утратила бы свою целебную силу. Женщина старалась не встретить никого по дороге, а если уж встречала, то сохраняла полное молчание. Дома в эту воду опускали серебряную (а если могли - то и золотую) монету или кольцо, и все домашние умывались ею, чтобы в течение года быть здоровыми и не страдать от различных кожных заболеваний (чирьев, коросты, нарывов и др.), а также чтобы жить богато. Девушки делали это в надежде, что четверговая вода придаст лицу особую белизну.

Набранной в Чистый четверг водой обычно обливались на улице, несмотря на то, что в это время года бывало еще довольно холодно, а для детей воду слегка подогревали и затем купали их в избе… В Вятской губернии на рассвете топили бани и мылись, а оставшейся от первого пара водой кропили детей…

На Русском Севере и в Сибири немало очистительных обрядов было связано и с огнем. В Страстной четверг специально ходили в лес за можжевельником, жгли его прямо в избе на печной заслонке или сковороде, и все домашние поочередно перешагивали через огонь, чтобы быть здоровыми… В Сибири кое-где добывали трением так называемый «деревянный огонь». На нем жгли лекарственные травы, а иногда и навоз, и дымом окуривали скот» .

В народе было распространено суеверное почитание «страстной» или «четверговой» свечи . Свечу, с которой стояли в церкви на службе во время чтения 12-ти Евангелий, старались принести домой горящей. Верили, что, если свеча потухнет, с человеком случится несчастье, а тот, кто донесет огонек до дома в целости, спокойно доживет до следующего года. Чтобы защитить семью и хозяйство от и нечистой силы, с «четверговой свечой» обходили дом и двор и чертили копотью от этой свечи кресты на потолочных балках, дверях и окнах. Затем «четверговую свечу» хранили дома. Ее использовали в особых случаях, например, давали в руки умирающим. Ее зажигали также во время летних гроз и бурь, считая, что так можно уберечь дом .

«Очистительные обряды Чистого четверга касались не только самого человека, но и его ближайшего окружения, прежде всего дома и утвари. На рассвете в этот день или в канун его хозяйки мыли и скребли полы, стены, потолки, столы и лавки, чистили лампады у икон, парили молочную посуду, перетряхивали солому с постелей и т. д.» .

Чистый четверг, как писал С. В. Максимов, в народных представлениях был «не просто днем Страстной недели, а каким-то особенным угодником Божиим, покровительствующим чистоте и опрятности. В этот день, по народному убеждению, даже «ворона своих воронят в луже моет». На этом же основании и бабы считают своим долгом мыть ребят, а иногда и поросят, а также чистить избы. «Если в Чистый четверг вымоешь, - говорят они, - весь год чистота в избе водиться будет»… Кроме всеобщего мытья, крестьяне стараются приурочить к Чистому четвергу и убой скота и свиней, предназначенных для праздничного стола и для заготовления впрок. Это делается на том же основании, как и мытье избы: угодник Божий Чистый четверг, сохраняет мясо от порчи, в особенности если к нему обратиться со следующей короткой молитвой: «Чистый четверг, от червей и от всякого гада сохрани и помилуй на долгое время»» .

«Среди магических действий, совершаемых в Чистый четверг, было немало и таких, которые должны были способствовать изведению домашних насекомых. В Вятской губернии хозяйка еще до восхода солнца раздевалась донага, подметала пол в доме, а затем выносила мусор во двор - непременно в один прием, чтобы избавить дом от клопов и блох. В Калужской губернии с этой же целью по полу рассыпали снег, а на Новгородчине в ночь на Чистый четверг ловили трех клопов и выносили их далеко в поле: считалось, что вся оставшаяся в доме «живность» уйдет вслед за ними» …

Немало обычаев Страстного четверга было связано с животными. Например, хозяева гадали о судьбе своей скотины, замечая в этот день до восхода солнца: если скотина лежит головой на закат, то это добрый знак; та же, которая стоит или лежит головой к воротам - может пропасть . «В Вологодской губернии хозяйка в открытую печную трубу выкликивала поочередно всю домашнюю скотину, а хозяин, стоя в это время во дворе, как бы отвечал ей, подражая голосам домашних животных. Делалось это для того, чтобы скот летом не отбивался от стада и не разбредался по лесу. В Вятской губернии женщина, раздевшись донага, бежала в огород и там опрокидывала на кол горшок или кувшин. Перевернутый горшок, висящий на колу, назывался «куриным богом» и должен был, по поверью, защитить кур от коршунов…

В этот день на Русском Севере и в Сибири заключали дом и хозяйство в магический круг. В Вятской губернии на заре хозяин обходил дом с чтением 102-го псалма Давида - «от воров». На Новгородчине хозяин «объезжал» избу верхом на помеле (причем так, чтобы его никто не видел): считалось, что после этого в течение года в доме не будет переводиться добро. В Сибири хозяин проделывал то же самое на кочерге, приговаривая потихоньку: «Господи, благослови. Стань, железный тын!»» . В Тобольской губернии хозяин, «объезжая» дом на кочерге, три раза останавливался у окна и спрашивал: «Все ли дома?», — ему отвечали: «Все дома, все» .

К Страстному четвергу было приурочено приготовление некоторых предметов и веществ, обладавших, по поверью, лечебной силой. «На рассвете Страстного четверга в некоторых областях России, Украины и Белоруссии женщины выпрядали особую шерстяную нить. Пряли ее, сидя на пороге и крутя веретено в обратную сторону. Этой нитью затем перевязывали поясницу и руки, чтобы они не болели во время жатвы. Иногда ее также вплетали в косы, чтобы не болела голова» ..

В некоторых местностях крестьяне верили, что в Великий четверг Господь невидимо благословляет тот хлеб, который в этот день подается к обеду. Поэтому крошки и куски «четвергового» хлеба считались имеющими целительную силу, их тщательно собирали и хранили, чтобы использовать во время болезни или для защиты от «порчи» или «сглаза». Кусочки «четвережного» хлеба давали и заболевшему скоту. Часто под «четверговым хлебом» имелась в виду заздравная просфора, которую крестьяне подавали в церкви в Великий четверг, и которая также считалась наделенной особыми целительными свойствами .

По народному поверью, наряду с «четверговой», целительными свойствами обладала и «благовещенская» соль. Готовилась она таким же образом, но только на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта ст. ст./7 апреля н. ст.) .

Надо ли говорить, что перечисленные выше народные обычаи с точки зрения христианского вероучения являются суеверием, нередко кощунственным? Сохранявшиеся языческие поверья во многих случаях не меняли свою сущность, хотя и связывались в сознании народа с церковными праздниками, событиями и лицами Священной истории. Так и приготовление «четверговой соли», говорит священник Алексий Макаров, не имеет ничего общего с настоящими традициями православия .

Скажем теперь о собственно церковной практике. В Требнике существует молитва на освящение соли - «Молитва над солию» . «Церковь освящает в своих молитвах и необходимейший для человека продукт земли - соль, - писал протоиерей Геннадий Нефедов. - Молитва над солию является одной из древнейших… В духовном смысле соль означает спасительное учение Христово и святую жизнь проповедников Его (Мф. 5, 13 ). Новозаветная Церковь использует соль для хлеба, приносимого в жертву бескровную и благословляемого на всенощных бдениях. Церковь благословляет соль и как важнейший продукт питания» . Но в богослужебных книгах нет указаний на необходимость освящения соли в какой-то определенный день года . В «Настольной книге для священнослужителей» С. В. Булгакова мы также не найдем предписания об освящении соли ни в Великий четверг, ни на Пасху .

Итак, народное верование в целительную силу «четверговой соли» восходит к дохристианским мифологическим представлениям и никак не связано с церковной «молитвой над солию». Но пережитки язычества бытовали в народной среде, и, как замечал протодиакон Андрей Кураев, «было бы странно, если бы взаимодействие между церковным учительством и народом шло только в одну сторону. Духовенство тоже не могло не испытывать воздействия народа (тем более что по уровню богословского образования оно зачастую от него почти не отличалось)» . В истории Церкви известны случаи, когда духовенство воспринимало языческие убеждения прихожан. Так, в начале IV века Эльвирский собор (в Испании) своим 34-м правилом запретил зажигать днем свечи на кладбище – «чтобы не беспокоить души святых». В Греческой Церкви одно время бытовал чин проклятия преступника псалмами (Псалмокатара)… «Порой даже духовенство способно идти на поводу у верований прихожан, переступая при этом евангельские и святоотеческие заповеди» . Оговоримся, однако, что такие случаи весьма редки, так как Церковь всегда резко сопротивлялась попыткам «освятить» суеверия ее авторитетом.

В отношении «четверговой соли» такие попытки уже случались. Об этом свидетельствует состоявшийся в царствование Ивана Грозного Стоглавый Собор (1551 г.): «В Великия четверток порану солому палят и кличют мертвых; некоторыи же невегласи [невежды] попы в Великий четверг соль под престол кладут и до седмаго четверга по Велице дни [Пасхе] там держат и ту соль дают на врачевание людем и скотом» .

Профессор П. В. Знаменский в «Истории Русской Церкви» в главе с характерным названием «Печальное состояние просвещения в XVI веке», писал о том времени следующее:

«Всюду, не только в простом народе, но и в высших классах и в княжеской семье господствовали многочисленные суеверия. Супруга великого князя Василия Иоанновича, несчастная Соломония, думала через знахарей избавиться от неплодия. Сам Василий, женившись на Елене Глинской, призывал к себе ведунов, чтобы они своими чарами помогли ему произвести потомство. Грозный тоже советовался с волхвами, хотя иногда жестоко казнил их. Народ прибегал к ведунам во всех случаях, где обыкновенные человеческие средства казались недостаточными. Народная медицина вся состояла из заговоров и кудеснических средств. Народные и частные бедствия, неудачи, семейные разлады и прочее постоянно приписывались ведовству, и средством к устранению их было ведовство же. Дух кудесничества проникал в само христианство народа. Заговоры получали христианскую форму, заменив в своих воззваниях имена мифических сил именами святых; с другой стороны, некоторые христианские молитвы превращались в заговоры через сообщение им в народном сознании кудеснической силы, списки их носили на шее, хранили в домах как талисманы, употребляли в колдовстве. Кудесничество пользовалось для своих целей даже священными предметами, например, просвирни наговаривали над просфорами,.. священники… клали на 6 недель в церкви на престол детский послед. Ходили по рукам разные гадальные тетради — Рафли, Аристотелевы врата, Шестокрыл. С XVI века с запада перешли к нам астрологические суеверия и гадания, помещавшиеся в Остронумеях, Зодеях, Альманахах… К болгарским, греческим и доморощенным апокрифам присоединились еще апокрифические сочинения запада… Запрещения отреченных книг (в Просветителе, Домострое, Стоглавнике) действовали плохо. Даже лучшие пастыри церкви не всегда могли отличить истинную книгу от ложной. Апокрифические сказания и ссылки на них встречаем в сочинениях митрополита Даниила, в сборниках митрополита Макария, в определениях Стоглава, даже у Максима Грека. Князь Курбский резко замечает об учителях своего времени, что они занимались не столько истинными писаниями, сколько бабьими бреднями и болгарскими баснями» .

И все же Стоглавый Собор в этих условиях проявил достаточно христианской мудрости, чтобы отвергнуть целый ряд попыток проникновения суеверий в церковную среду, и в их числе – указанный своеобразный способ получения церковной «санкции» на «четверговую соль». Постановление Собора по этому поводу гласило: «Заповедати в Великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в Великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по Велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении» .

В XIX в. зафиксированы случаи, когда священники в некоторых губерниях освящали «четверговую соль» в храмах . Но в этой практике следует видеть только уступку народным верованиям. Возможно, впрочем, что иногда священнослужители стремились таким образом придать народному поверью христианский вид. Как бы то ни было, «из того, что нечто имело место в русском прошлом, никак не следует, что это нечто историей освящено и христианизировано и что в качестве святыни православной или национальной оно должно быть восстановлено. С Традицией Церкви было переплетено немало таких местных обычаев и преданий, которые фактически чужды православию. Нередко сегодня православно-русскими традициями называются те языческие предрассудки, с которыми Церковь веками боролась» .

Так и «четверговая соль» в наши дни вновь становится популярной. При этом люди, убежденные в ее чудодейственной силе, опять стремятся привлечь на свою сторону Церковь. Это вызывает понятные недоумения у прихожан: «В нашем городе при храме есть женский монастырь. И вот в четверг на последней неделе Великого поста во время службы монахиня принесла в полиэтиленовом мешочке соль, подошел священник, почитал молитвы. Рядом стоящие прихожане тоже взяли по горстке этой соли из мешочка, за что монахиню настоятельница отругала. А когда на следующий год мы с сестрой пришли в такой же день (четверг последней недели поста) с надеждой тоже освятить соль, то ничего подобного не было. Я спросила у одной из монахинь об этом, она ответила, что первый раз слышит об освящении соли, что никогда такого не видела и ничего подобного не слышала.

Так что же такое четверговая соль, для чего это делается?», — спрашивает участница одного из православных Интернет-форумов .

Священнослужитель в ответ справедливо замечает: «Не знаю, кто эту соль возвел в ранг особой святыни (в требнике есть молитва над солью, но это не освящение чисточетверговской соли, а просто молитва, подобная молитве на благословение скота, сеяния и овощей). Сейчас этот обычай становится популярным в некоторых приходах и монастырях, однако это не более, чем самочинное нововведение. Относиться к этому можно по-разному — читать молитву над солью можно, приносить ее в определенный день для освящения — тоже. Однако приписывать ей какую-то особую целительную силу или благодатность – странно. Употребление этой соли ограничено только приготовлением пищи, так что это ничто более, как благословленная соль из храма.

Приписываемые ей целительные свойства остаются на совести распространителей этих рассказов. По вере, конечно, и от соли может быть исцеление, только вот у нас есть святая вода, другие святыни…

Таким образом, «четверговая соль», по верному определению иеромонаха Макария (Маркиша), — «языческий предрассудок» . Ее приготовление и использование – магические манипуляции, противоречащие церковному учению. Православным христианам следует помнить слова апостола Павла, предостерегавшего от следования пустому обольщению, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (см.: Кол. 2:8 ).