День который придумал мюнхгаузен. Замок Вернигероде

Благодаря человеку, который всегда говорит только чистую правду, горячо мной любимому барону Мюнхгаузену, сегодня - 32 мая! До знакомства с ним я праздновала свой день рождения в последний день весны, а на следующий день наступало лето. Но теперь все иначе - барон подарил нам САМЫЙ последний день весны... Еще один "восход и заход... Лишний полдень... Тысячи новых секунд..."
Это одно из самых великих его открытий, а может, самое-самое...Помните: "Сколько дней в году?.. Триста шестьдесят пять!.. Точно?.. Нет, не точно... В году триста шестьдесят пять дней и шесть часов. Эти часы складывают, и тогда каждый четвертый год становится високосным... Но я задумался: а точно ли в году триста шестьдесят пять дней шесть часов?! Оказалось, нет! В нормальном году триста шестьдесят пять дней шесть часов и еще три секунды... Это подтвердит вам любой астроном, даже не столь авторитетный, как я. Надо лишь подняться к звездам с хронометром и оттуда проследить за вращением Земли. Я это делал не раз... Итак - три секунды неучтенного времени. За годы эти секунды складываются в минуты, за столетия - в часы. Короче, дорогие мои, за время существования нашего города нам натикало лишний день! Тридцать второе мая!"
О Мюнхгаузене написано, нарисовано, поставлено, снято и сыграно столько произведений, что просто удивляет, как такие разные лица могут принадлежать одному герою. В Книжном Шкапу баронам даже отведена целая полка рядом с Алисами. Но когда я закрываю глаза и пытаюсь представить себе настоящего Мюнхгаузена, воображение всегда рисует его таким:

Потому что это "Тот самый Мюнхгаузен".
Гениальный фильм Горина снят в 1979 году по мотивам произведений Распэ о приключениях барона, которого блестяще сыграл Олег Янковский. Этот фильм я видела несчетное количество раз, знаю его наизусть, могу цитировать в любое время дня и ночи, и с огромным наслаждением пересматриваю, особенно если кто-то смотрит его со мной впервые (Тот самый Мюнхгаузен, DVD фильм на OZON.ru).
Книг о приключениях Мюнхгаузена издано несметное количество, в разных переводах, пересказах, "по мотивам", и с разными иллюстрациями, на любой вкус. На сегодня два моих самых любимых издания в пересказе Чуковского - это "книга с историей" от ИДМ с иллюстрациями Вильгельма Зиммлера и приключения барона из детства с рисунками Гюстава Доре.

















Прошлый год был урожайным на хорошие издания Мюнхгаузенов. Но долго они в магазинах не задержались. Самым интересным из имеющихся сегодня в продаже я считаю "Удивительные истории и веселые приключения Барона Мюнхаузена" от Московских учебников в пересказе Разумихина с иллюстрациями Анатолия Елисеева.
Ну а если взять другую ценовую категорию, то мечтаю приобрести в Шкап "взрослого" Мюнхгаузена Августа Бюргера в переводе Вальдман с гравюрами Гюстава Доре, поскольку мой Доре из детства хорошим качеством печати вовсе не отличается.

Что ж, поздравляю всех с самым последним днем весны! "Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!"

Когда мне задают вопрос: «Какой мой любимый отечественный фильм?», я не задумываясь отвечаю – «Тот самый Мюнхгаузен». Почему? Точно даже не скажу. Мне в нём нравится всё Великолепный сюжет Григория Горина, в котором много тонкого, доброго, душевного и острого юмора. Почти каждая фраза – бриллиант! Блестящая игра актёров. И каких актёров! Созвездие! Ну и конечно, замечательная постановка Марка Захарова.

История этого фильма начинается с театральной постановки – пьесу «Самый правдивый», для создания которой использовались сюжеты произведений немецкого писателя Рудольфа Эриха Распе о приключениях легендарного барона Мюнхгаузена, Григорий Горин написал по просьбе актёра Владимира Зельдина которому очень хотелось сыграть роль барона Мюнхгаузена. Спектакль шёл в Театре Советской армии и пользовался у зрителей невероятным успехом. Марк Захаров посмотрел этот спектакль и решил перенести его на большой экран.

Вот как сам режиссер рассказывает о том, как у него родился замысел сделать телевизионную версию пьесы: «Тот самый Мюнхгаузен» начался для меня с замечательной пьесы Григория Горина, когда я увидел премьерный спектакль по ней в Театре Советской Армии. Мюнхгаузен – мудрый и умелый шут, который вселяет в людей радостную веру в то, что чудеса могут становиться реальностью. Но встречает непонимание большинства. А люди, которые не вписываются в большинство, лично меня всегда интересовали».

Однако и у членов худсовета были сомнения относительно правильности выбора режиссера. Захарову говорили, что Янковский не подходит по возрасту и годится барону в сыновья. Сценарист Григорий Горин тоже сомневался по поводу Янковского, писал в воспоминаниях: «Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей – волжские характеры, выдающие его происхождение. Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен – умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера!»

Тем не менее, Захарову удалось отстоять кандидатуру Янковского. «В приглашении на роль барона Мюнхгаузена Олега Янковского был элемент риска, - вспоминал режиссер - Он все-таки сложился как актер совсем не комедийного толка. Но к чести Олега, в его актерской палитре нашлись и комедийные краски, которые в фильме, особенно в первой его части, нашли достойное воплощение».

А вот выбрать актрису, которая сыграет Марту, оказалось делом непростым. Среди претенденток на роль возлюбленной барона были Ирина Мазуркевич и Галина Золотарева, но Захаров склонялся к тому, чтобы снимать в картине Татьяну Догилеву. Сделать выбор в пользу Елены Кореневой, которая, в конце концов, и была приглашена на съемки, помогло то, что Коренева, в отличие от Догилевой, а также более чем от половины исполнителей ролей в картине, не являлась актрисой руководимого Захаровым «Ленкома». «Если всех забрать на съемки, кто же в театре будет играть?» – заметил Марк Анатольевич.

В роль Феофила «вживался» актер Театра сатиры Юрий Васильев, но утвердили Леонида Ярмольника.

На роль Рамкопфа пробовался актер из МХАТа Колесников, но большинство на худсовете проголосовали за Александра Абдулова. Говорили, что хоть в нем и нет иронии, но есть юность, обаяние, у него – симпатии зрителей.

Зато Леонида Броневого утвердили без проб.

В начальной сцене разговора Мюнхгаузена с охотниками вместе с Олегом Янковским и Юрием Катиным-Ярцевым снимались немецкие актеры, которых потом озвучили русские. Если приглядеться, можно заметить, что их артикуляция не совпадает с текстом.

Оленя с вишневым деревом на голове, который выходит из леса в подтверждение слов Мюнхгаузена, изобразить оказалось непросто. «Когда мы пришли в зоопарк снимать зверя, оказалось, что олени в то время как раз сбрасывали рога, поэтому крепить дерево было не к чему, – рассказывает оператор комбинированных съемок Всеволод Якубович. – Пробовали снимать чучело, но у него были пустые глаза. Тогда прибегли к комбинированной съемке. На зообазе студии «Центрнаучфильм» нашли марала, которого можно было выдать за оленя, задекорировали решетку вольера под лес, положили дерн. Выпустили марала, а он вместо того, чтобы пройти перед камерой, начал кататься по земле Тогда мы решили попробовать приманить марала лакомством. Сработало. Он прошел за ним по нужному маршруту. Затем мы взяли на биостанции МГУ ствол вишни и прикрепили к нему искусственные цветы. Наш знакомый балетмейстер из Театра оперетты, внимательно изучив проход марала, повторил его движения с деревом на голове. После чего дерево вырезали и совместили с оленем».

Комбинированная съемка использована и в сцене проезда Марты и баронессы Якобины в карете. «Снимали этот эпизод в павильоне «Мосфильма», и в окно кареты нужно было поместить городской немецкий пейзаж, – рассказывает Всеволод Якубович. – Оказалось, что кадры, снятые в Германии, не подходят: камера была поставлена на высокий штатив, и окна кареты оказались на уровне второго этажа. Пришлось сильно увеличить изображение и использовать только нижнюю часть кадра».

«В фильме есть сцена: слуга Мюнхгаузена смотрит в подзорную трубу и, когда видит подлетающих уток, дает барону знак, – рассказывает оператор комбинированных съемок Всеволод Якубович. – Тот стреляет в дымоход, и из камина выпадает жареная утка. По задумке слуга должен был увидеть в трубе уток, летящих на него. Когда мы стали искать в фильмотеках такой пролет, нашли множество кадров, где утки улетают от камеры , а чтобы они летели в другую сторону – ни одного. Пришлось устроить киноохоту на уток и гонять их в сторону камеры. А еще в съемках фильма участвовал медведь – по сюжету он выходил из леса во время герцогской охоты. Чтобы зверь шел в нужном направлении, его приманивали баночкой с килькой – когда по ней стучали, медведь шел на знакомый звук».

В съемках принимал участие немецкий каскадер, этакий германский мачо. В перерыве к нему подошел лихой Абдулов и предложил помериться силами: узнать, у кого сильнее пальцы. Скрестили они указательные пальцы и начали друг на друга напирать. «Вдруг слышу хруст, смотрю, палец Абдулова как-то неестественно вывернут, – рассказывает Долинский. – Я ему говорю: «Кажется, он тебе его сломал». «Не кажется, а точно», – отвечает Абдулов. Как потом ругался Захаров! Александру наложили незаметный гипс, с ним он продолжил съемки. Но на этом его приключения не закончились. Прямо на съемках Абдулов еще и палец на ноге умудрился сломать».

Об этом рассказал уже Марк Захаров: «Не сломал, вывихнул. Абдулов – очень азартный человек и уговаривал меня разрешить ему прыгнуть с четырехметрового забора без дублера. Второй режиссер – человек более опытный – сказал, что нужно сделать специальную яму, смягчающую удар о землю, еще что-то. Я отнесся к этому легкомысленно. В результате Александр Гаврилович сиганул и повредил себе ногу. Я очень сожалел, что уступил ему. Был еще один эпизод, сопряженный с риском для Янковского, когда его герой лезет по веревочной лестнице. Я сам сначала попробовал, ступеньки из-под ног уходят, страшно. Но Янковский без дублера и страховки поднялся на приличную высоту»

«Тот самый Мюнхгаузен» менее остальных лент Захарова пострадал от цензуры - к примеру, при сдаче на худсовете «Обыкновенного чуда» каждую фразу приходилось отстаивать с боем. Из «Мюнхгаузена» же была вырезана одна-единственная малозначительная сцена: «Режиссер Марк Захаров поставил передо мной задачу написать слова к песне о Мюнхгаузене, которую должна будет петь героиня Любови Полищук, – рассказывает поэт Юрий Энтин. – Записала ее Жанна Рождественская. Когда фильм выходил на экран, я сел у телевизора в надежде услышать свою песню, смотрю первую серию, вторую – песни нет, хотя в титрах указана моя фамилия. Потом выяснилось, что песню запретили из-за Полищук, которая в то время по каким-то причинам была в опале на телевидении. Я смирился, не стал включать «Того самого Мюнхгаузена» в свою фильмографию, но через несколько лет песню вернули в фильм».

Сам режиссер считает, что обязан таким везением тому, что сдавался фильм в преддверии Нового года, и у принимавших картину чиновников от кино было уже предпраздничное настроение, вследствие чего они не так придирчиво отнеслись к его новому творению. С первого же показа по телевидению фильм стал пользоваться большой популярностью, и сейчас, по прошествии уже более тридцати лет со дня премьеры, он, приобретя статус культовой картины, остается любимым огромным количеством зрителей.

Да поймите же, барон Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал, а тем, что не врёт!

Телефильм «Тот самый Мюнхгаузен»

На Мадагаскаре, в Коломбо и Сахаре
Я всюду побывал, я видел белый свет.
В Гренландии, Финляндии,
Уганде и Лапландии
Вам скажут, что находчивей Мюнхгаузена нет!

Песенка из мультфильма «Приключения Мюнхгаузена»

На этот раз в рубрике «Фантастический туризм» мы расскажем о персонаже, чьи приключения полюбились читателям из самых разных стран. Можно даже сказать «об одном из самых фантастических персонажей»... только это, конечно же, будет неправдой. Ну то есть не совсем правдой. И одновременно - чистейшей правдой, господа! Ибо что же ещё можно рассказать о человеке, который в своих рассказах ни разу не отступал от истины? Да, он всегда искал приключений, а они, соответственно, искали его... И находили!

БОДЕНВЕРДЕР (ГЕРМАНИЯ)

Для начала, само собой, нельзя не упомянуть родину барона Мюнхгаузена - городок Боденвердер. Получилось так, что в этом весьма некрупном населённом пункте (сейчас там живёт менее шести тысяч человек) за всю его изрядно долгую историю - первое упоминание относится аж к 960 году, а права города он получил 29 января 1287-го - не родилось никого более знаменитого, чем блистательный выдумщик Карл Фридрих Иероним. Поэтому боденвердерцы воплощают свою любовь к единственному всемирно прославленному земляку с размахом: многочисленные статуи барона, поставленные в самых разных уголках городка, радуют глаз и местных жителей, и приезжих. Кажется, ни одна из чудесных историй не пропущена. Многое связано с популярным транспортом XVIII века: там половинка несчастной лошади жадно пьёт воду (и параллельно работает фонтаном), здесь барон вытаскивает из болота верного коня Аякса (а заодно и себя тянет за косичку), ещё одно бедное непарнокопытное привязано к шпилю колокольни. Не забыты и полёты - что с помощью уток, что с помощью ядра...

Патриотично и практично - от туристов отбоя нет, на радость городской казне и простым жителям.

Спешим успокоить тех, кто возмущён жестоким обращением с животными: кони барона неизменно оказывались столь же неубиваемыми, как и он сам. Даже лошадку, располовиненную крепостной решёткой, сумел вылечить искусный гарнизонный лекарь - сшив лавровыми побегами (ничего другого под рукой не оказалось). В дальнейшем, естественно, дерево разрослось, и Мюнхгаузен с тех пор путешествовал в своеобразной беседке - так сказать, в тени своих лавров.

Помимо многочисленных памятников барону, в Боденвердере есть и его музей. Расположен он, правда, не в историческом особняке Карла Фридриха Иеронима - ибо там сейчас располагается магистрат города, - а в просторном здании неподалёку. Там сохранены и семейные реликвии рода Мюнхгаузенов, и личные вещи Карла Фридриха Иеронима: немалая коллекция его трубок, оружие и даже известные по его рассказам заяц с восемью ногами и ядро, на котором барон летал!

Адрес музея - Munchhausenplatz 1, 37619 Bodenwerder , часы работы: апрель-октябрь - ежедневно, с 10 до 17 часов, ноябрь-март - по предварительной договорённости. Сайт - muenchhausenland.de .

УСАДЬБА ДУНТЕ (ЛАТВИЯ)

В 8 километрах от небольшого латвийского городка Саулкрасты (и в 55 километрах от столицы - Риги) находится музей барона Мюнхгаузена, открытый 32 мая (да, именно так!) 2005 года. Именно в этом доме, ныне восстановленном после пожара, Карл Фридрих Иероним и его жена Якобина фон Дунтен прожили первые шесть лет своей долгой семейной жизни - с 1744-го по 1750-й.

Усадьба Дунте, ставшая ныне одним из самых посещаемых музеев Латвии, рассказывает как о реальной жизни фон Мюнхгаузена и его супруги (например, там можно узнать о службе барона - адьютанта принца Антона Ульриха - в степях Украины и при русском дворе, осмотреть уютный будуар баронессы, полюбоваться коллекцией из двух тысяч пивных кружек), так и о мире, известном по его рассказам.

Герб Мюнхгаузенов на воротах усадьбы

Дело не ограничивается одними лишь экспонатами внутри усадьбы. Во-первых, от музея через лес к морю идёт «Тропа Мюнхгаузена» протяжённостью либо 3,2 километра (короткий вариант), либо 5,3 километра (полный вариант) - последняя ещё и длиннейшая тропа в Европе, выложенная из осиновых дощечек. Вдоль неё расставлены деревянные скульптуры животных, что упоминались в рассказах барона: зайцы, волки, кабаны, киты, крокодилы - всего около четырёх десятков фигур.

Во-вторых, вокруг усадьбы растут самые высокие дубы в Европе (по крайней мере, так утверждают сотрудники музея) - дубы Мюнхгаузена, которые барон собственноручно сажал для удовольствия супруги и будущих детей (увы, к великой печали барона, он остался бездетным). Говорят, что эти дубы дарят энергию каждому, кто к ним прикоснётся, - так что в гостях у барона можно ещё и подзарядиться его неуёмным жизнелюбием!

В-третьих, совсем недавно, 30 августа 2013 года, была торжественно открыта «самая большая пивная кружка барона Мюнхгаузена». После официального согласования с Книгой рекордов Гиннесса она должна стать самым большим в мире зданием в форме пивной кружки.

И кстати: каждый год 32 мая музей отмечает день своего рождения - с одной свечой и несколькими тортами (сколько лет - столько и тортов!). И всех приглашает в гости!

Адрес музея - усадьба Дунтес, Лиепупская волость, Салацгривский край, Латвия, LV - 4023 ; сайт - minhauzens.lv . Кстати, не так далеко от усадьбы, в ближайшем же населённом пункте Саулкрасты, есть ещё комплекс отдыха Minhauzena Unda, а чуть подальше, в рыбацком городке Салацгрива, - трактир «Мюнхгаузен у боцмана».

КАЛИНИНГРАД (РОССИЯ)

Если Боденвердер безоговорочно лидирует по количеству памятников Мюнхгаузену, то самый западный город России, в котором великий фантазёр был дважды, прочно удерживает второе место. Впрочем, не без помощи нижнесаксонского городка: именно его жители 18 июня 2005 года подарили калининградцам к 750-летию их малой родины первый памятник барону. Мастер художественной ковки Георг Петау создал металлическую стену, в которой вырезан силуэт летящего на ядре Мюнхгаузена. Ядро-то несомненно осязаемо, а вот барон несколько иллюзорен!

Любопытно, что эта необычная силуэтная скульптура стала первым в Калининграде памятником немцу, поставленным с окончания Второй мировой войны.

Этим дело, конечно же, не кончилось. В августе 2011 года по инициативе клуба «Внучата Мюнхгаузена» на набережной был установлен кованый ботфорт «самого правдивого человека в мире» (рядом стоит баронская шпага). Естественно, скульптуру сопроводила солидная легенда: дескать, барон подарил свою парадную обувку ординарцу Силантию Сивухе, а тот по пьянке возьми да и упади с моста в реку Преголю. Незадачливого Силантия выловили, но сапоги утонули. И вот, спустя два с лишним века, водолазы выловили один ботфорт - а там надпись: «Минхерцу Силантию на вечную память. Мюнхгаузен, 17... год» (какой точно - разобрать, правда, не удалось) и клеймо миланского мастера. Что и говорить, сапожники тогда работали на совесть!

Эти памятники никак не ограничивают ваше воображение

Сейчас же этот ботфорт может примерить любой желающий - однако есть противопоказания. Дело в том, что примеривший внезапно начинает говорить исключительно правду, - а это может довести до профнепригодности кучу народу, от политиков до рекламщиков. Будьте осторожны!

Впрочем, если вы не из пугливых и подобная перспектива вас не страшит, вы можете даже вступить в клуб почитателей Мюнхгаузена: надо надеть ботфорт, взяться за эфес шпаги и поклясться никогда в жизни не врать - как это всегда и делал барон!

МОСКВА (РОССИЯ)

Учитывая, сколько лет великий выдумщик прожил в нашей стране, логично было бы ожидать памятников этому выдающемуся человеку и в других русских городах. И действительно: с 2004 года в Москве на улице Ярцевской (недалеко от станции метро «Молодёжная») можно увидеть барона, запечатлённого в момент вытаскивания самого себя из трясины (автор скульптуры - Андрей Орлов). А на постаменте выбита цитата из фильма: «Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы? - Обязательно! Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать».

Есть в Москве и музей барона Мюнхгаузена - он был основан в 2002 году писателем Сергеем Макеевым. Там хранятся: бешеная шуба, которую её владелец был вынужден застрелить в порядке самообороны; пистолет, что стреляет из искры, выбитой из глаза; рожок, в котором сначала замёрзли, а потом оттаяли мелодии; модель корабля, на котором Мюнхгаузен открыл Сырный остров и во второй раз летал на Луну; чучело оленя с вишнёвым деревом на голове и другие бесценные реликвии. Особое место занимает треуголка барона, которую он в спешке обронил, пересаживаясь на встречное ядро. Говорят, что она ещё никому не пришлась впору - одним велика, другим мала, - а если найдётся тот, кому она будет по размеру, то его жизнь станет полна невероятных приключений, как и жизнь предыдущего владельца. Можно сходить и померить...

Обычно он начинал рассказывать после ужина, закурив свою огромную пенковую трубку с коротким мундштуком и поставив перед собой дымящийся стакан пунша... Он жестикулировал всё выразительнее, крутил руками на голове свой маленький щегольской паричок, лицо его всё более оживлялось и краснело, и он, обычно очень правдивый человек, в эти минуты замечательно разыгрывал свои фантазии...

Один из слушателей удивительных историй барона Мюнхгаузена - о рассказчике

ОДЕССА (УКРАИНА)

Возможн о ли, чтобы правдивейшего человека на всём земном шаре забыли в городе, где никогда-никогда не любят приврать? Конечно же, это совершенно исключено! В Одессе - а точнее, в находящемся неподалёку посёлке городского типа Черноморское - тоже есть памятник барону и его располовиненному коню. Как и в Боденвердере, непарнокопытное работает ещё и фонтаном... но работает не всегда: воды частенько не бывает. Тогда Мюнхгаузен оглядывается ещё более удивлённо: куда же девается выпитое?

Говорят, что на открытии ресторана «Барон Мюнхгаузен», рядом с которым стоит этот фонтан, тогдашний мэр Одессы - судя по всему, не читавший Распе, - страшно возмутился увиденным: «Почему барон Мюнхгаузен сидит только на половине лошади? Где вторая половина? Так не бывает, лошадь должна быть целой! Немедленно переделать!» Конечно же, никто ничего переделывать не стал, а мэра вскоре сняли с поста. Вот что бывает с теми, кто не верит рассказам барона!

...И ПСИХИАТРИЯ

При том, что реальный барон Мюнхгаузен был вполне здоров и увлекательными рассказами просто забавлял слушателей, ему удалось оставить след и в медицине. Так, «синдромом Мюнхгаузена» называют расстройство, при котором человек постоянно симулирует то или иное заболевание - чтобы привлечь внимание и заставить окружающих заботиться о себе. Ещё того хуже - «делегированный синдром Мюнхгаузена»: при нём родители с той же целью - привлечь к себе внимание - имитируют или даже намеренно вызывают физические заболевания у своих детей.

Хорошо, что весельчаку и балагуру Карлу Фридриху Иерониму, который искренне и бескорыстно радовал окружающих, было не суждено об этом узнать...

РЕАЛЬНЫЙ МЮНХГАУЗЕН

Конечно же, было бы некорректно называть Карла Фридриха Иеронима барона фон Мюнхгаузена - таково его полное имя - исключительно персонажем. Более того, даже слово «прототип» будет неуместным. Ведь тут мы наблюдаем редкий случай: перед нами реальный человек, который благодаря своему неуёмному воображению стал воистину фантастическим героем. Реальная же биография барона (точнее, фрайхерра) Мюнхгаузена хоть и менее красочна, но тоже весьма небезынтересна.

Пятый из восьми детей в семье полковника Отто фон Мюнхгаузена и Сибиллы Вильгельмины, урождённой фон Реден, Карл Фридрих Иероним родился 11 мая 1720 года в маленьком нижнесаксонском городке Боденвердер. В возрасте пятнадцати лет юноша поступил на службу - сначала он был пажом владетельного герцога Брауншвейг-Вольфенбюттельского Фердинанда Альбрехта Второго, а через два года прислуживал герцогу Брауншвейг-Люнебургскому Антону Ульриху (жениху, а затем мужу принцессы Анны Леопольдовны). Вместе с ним юный Мюнхгаузен уехал в Россию, далее участвовал в двух турецких кампаниях, а когда в 1740 году Анна Леопольдовна стала правительницей-регентшей при малолетнем императоре Иване Шестом (герцог Антон Ульрих тогда же стал генералиссимусом), ожидаемо удостоился повышения - получил чин поручика.

На том, впрочем, его едва начавшийся карьерный рост и завершился - ибо чуть более чем через год в результате дворцового переворота Анну Леопольдовну свергли с престола сторонники Елизаветы, младшей дочери Петра Первого и Екатерины Первой. Ненадолго вознёсшихся к вершинам власти супругов ожидала ссылка (где Анна Леопольдовна скончалась во время родов, а её сын Иван Антонович - номинальный бывший император, но всё ещё представляющий опасность как потенциальный наследник престола - был убит). Сторонникам же Анны Леопольдовны и Антона Ульриха была суждена опала.

Надо сказать, что Карлу Фридриху Иерониму в определённом смысле ещё повезло: во время свержения императрицы он находился в Финляндии, так что непосредственные репрессии его не коснулись. Понимая, что в его положении лучше не быть на виду, следующие несколько лет барон провёл преимущественно в рижском гарнизоне - подальше от глаз сменившегося начальства (где в 1744 году и женился на Якобине, дочери своего друга Георга Густава фон Дунтена). Но и о продвижении по службе на долгое время тоже пришлось забыть. Следующий чин - всего-то ротмистра (что примерно соответствует сегодняшнему капитану) - образцовый офицер фон Мюнхгаузен получил лишь через десять лет.

На военной службе Карл Фридрих Иероним прославился не только отчаянной отвагой, но и... безукоризненной честностью - по крайней мере, во всём, что касалось денег. Знавшие фон Мюнхгаузена отмечали, что в финансовых вопросах барон был скрупулёзен и щепетилен до болезненности - как мало кто из его сослуживцев. При том, однако, обвинить его в скупости никто не мог.

Неудивительно, что на Карле Фридрихе Иерониме были вопросы снабжения армии и, соответственно, платы поставщикам. Фон Мюнхгаузен возил с собой сундук для хранения денег - тот сохранился по сей день и находится в музее Мюнхгаузена в Боденвердере. На крышке этого сундука было установлено аж двенадцать сейфовых замков! Можно, конечно, предположить, что приходилось выслушивать обладателю сундука, - однако армейские деньги, порученные барону, никогда и никуда бесследно не пропадали.

Поняв, что с блистательной военной карьерой не сложилось и уже явно не сложится, Карл Фридрих Иероним под благовидным предлогом уехал в свой родной Боденвердер, где и прожил с нежно любимой женой Якобиной фон Дунтен до самой её смерти в 1790 году. Потом семидесятитрёхлетний барон женился ещё раз, на семнадцатилетней Бернардине Брунсиг фон Брунн, но второй брак закономерно оказался неудачным - он закончился разводом и разорением нашего героя. Любопытно, что Григорий Горин - сценарист «Того самого Мюнхгаузена» - фактически вывернул всю реальную историю наизнанку, сделав первую, любящую и любимую бездетную жену-ровесницу, бессердечной стервой с таким же сыном, а вторую - юную, легкомысленную и неверную, родившую не от своего супруга не признанную им дочь, - трогательно преданной Мюнхгаузену, а заодно и бездетной. Дело в возрасте и связанных с этим сюжетных соображениях - красивым девушкам легче сочувствовать, чем пожилым дамам, - или в чём-то ещё? Не может же быть, чтобы эрудированнейший драматург не прочитал источники...

Именно на родине - в Боденвердере и находящихся неподалёку Гёттингене, Ганновере, Гамельне - барон Мюнхгаузен обрёл благодарных слушателей, с которыми щедро делился невероятными историями: о вишнёвом дереве, выросшем на голове оленя, о разрезанном напополам коне, о полёте верхом на ядре... Гости приезжали издалека, чтобы послушать прославленного рассказчика. Феерические небылицы сначала просто расходились в пересказах, вскоре начали анонимно публиковаться, а в 1785 году благодаря Рудольфу Эриху Распе были напечатаны как единое произведение - уже с упоминанием полного имени великого выдумщика (сначала публикация была анонимной, потом всё-таки выяснилось, как звали составителя сборника). По этому поводу барон пришёл в ярость - ибо счёл, что его славное имя опозорено, - и даже пытался судиться, хотя и безуспешно. А в результате оказалось, что Распе, сам того совершенно не желая, оказал Карлу Фридриху Иерониму неоценимую услугу - имя фон Мюнхгаузена стало бессмертным...

Негодование барона будет ещё более понятным, если вспомнить определённые нюансы биографии Рудольфа Эриха Распе. Будучи вторым библиотекарем у гессен-кассельского ландграфа и имея доступ к его коллекции редкостей и старинных монет, Распе распродал часть имущества и присвоил себе деньги. Конечно же, воровство вскрылось, и уже был выдан ордер на арест нечистоплотного на руку библиотекаря, однако Рудольфу Эриху удалось бежать от правосудия за Ла-Манш и укрыться в Лондоне (на этом, кстати, криминальные приключения Распе не кончились - позднее он продолжил махинации, на этот раз с землями, где предполагалось строить шахты).

И вот этот-то человек, изрядную часть жизни бегавший от более чем заслуженной тюрьмы, обвиняет во лжи безупречнейшего боевого офицера и дворянина, который всего лишь развлекал армейскими побасёнками друзей и соседей! Ославляет на всю Европу, называя «Бароном-вруном»! Право, есть от чего прийти в ярость даже самому сдержанному человеку...

Даже после смерти с бароном Мюнхгаузеном случилось невероятное событие. Карла Фридриха Иеронима похоронили в семейном склепе Мюнхгаузенов в деревеньке Кемнаде, что рядом с Боденвердером. Спустя много лет во время ремонта в церкви склеп вскрыли, предполагая перенести покоящиеся там останки на кладбище. И тут...

Очевидец (известный писатель Карл Хензель, который во время описанных событий был ещё мальчиком) рассказывал следующее: «Когда гроб открыли, у рабочих выпал инструмент из рук и открылись рты. В гробу лежал не скелет, а спящий человек с волосами, кожей и узнаваемым лицом - Иероним фон Мюнхгаузен... Его широкое круглое доброе лицо с выступающим носом улыбалось всем присутствующим». В следующий момент по церкви пронёсся порыв ветра, и тело Мюнхгаузена рассыпалось в пыль: «...вместо лица выступил череп, вместо тела - кости». Гроб был тотчас же закрыт и оставлен на прежнем месте, где и он находится до сих пор.

Во время русско-турецкой войны 1735–1739 годов фрайхерр Мюнхгаузен был адъютантом при принце Антоне Ульрихе, находившемся тогда в армии фельдмаршала Бурхарда Кристофа фон Мюнниха (именовавшегося на русский манер Христофором Антоновичем Минихом). 22 июня 1738 года 55-тысячная русская армия прибыла к Днестру севернее Бендерской крепости, но переправиться через реку не смогла - ей воспрепятствовал 60-тысячный крепостной гарнизон Вели-паши. До августа армия Миниха пыталась форсировать Днестр, одновременно участвуя в многочисленных боях с турецко-татарской конницей на левом берегу. В это время поручик Российской Императорской армии Карл Фридрих Иероним фрайхерр фон Мюнхгаузен проявил особое бесстрашие в кровавом бою с турками в районе реки Белочь, под нынешней Рыбницей (тоже в Приднестровье). Впрочем, невзирая на доблесть солдат и офицеров армии Миниха, поход закончился неудачей - в конце августа из-за эпидемии чумы русским пришлось отступить за Буг.

Отважный поручик

Авторитетным источникам нельзя не поверить. Более того - на церемонии открытия памятника неоднократно заявлялось: дескать, не выдумщику историй поставлено, но реальному герою беспримерной храбрости, послужившему славе армии российской.

И всё же, всё же... Дело в том, что в Бендерах не один памятник, связанный с Карлом Фридрихом Иеронимом, а два. И второй - как раз тому самому ядру, на котором летал барон! Да, считается, что сделал он это именно во время военного похода на Бендеры!

Неужели и это - правда? Впрочем, как можно сомневаться, если так говорил Мюнгхаузен?!

Маленький старичок, сидящий у камина, рассказывающий истории, абсурдные и невероятно интересные, очень веселые и «правдивые»... Кажется, пройдет немного времени, и сам читатель решит, что возможно вытянуть самого себя из болота, ухватившись за волосы, вывернуть наизнанку волка, обнаружить половину коня, которая пьет тонны воды и никак не может утолить свою жажду.

Знакомые сюжеты, не правда ли? О бароне Мюнхгаузене слышали все. Даже люди, которые не очень ладят с изящной словесностью, благодаря кинематографу смогут с ходу перечислить пару фантастических историй о нем. Другой вопрос: "Кто написал сказку «Приключения барона Мюнхаузена»?" Увы, имя Рудольфа Распе известно далеко не всем. Да и является ли он подлинным создателем персонажа? Литературоведы до сих пор находят в себе силы спорить на эту тему. Однако обо всем по порядку.

Кто написал книгу «Приключения барона Мюнхаузена»?

Год рождения будущего писателя - 1736-й. Его отец был чиновником и по совместительству горняком, а также отъявленным любителем полезных ископаемых. Это объясняло, почему свои ранние годы Распе провел около рудников. Вскоре он получил базовое образование, которое продолжил в Геттингенском университете. Сначала его занимало право, а потом захватили естественные науки. Таким образом, ничего не указывало на его будущее увлечение - филологию, и не предвещало, что он будет тем, кто написал «Приключения барона Мюнхаузена».

Дальнейшие годы

По возвращении в родной город он выбирает себе деятельность писаря, а затем работает секретарем в библиотеке. В качестве издателя Распе дебютировал в 1764 году, предложив миру сочинения Лейбница, которые, кстати, были посвящены будущему прототипу «Приключений». Примерно в то же время пишет роман «Хермин и Гунильда», становится профессором и получает должность смотрителя антикварного кабинета. Путешествует по Вестфалии в поисках старинных рукописей, а потом редких вещей для коллекции (увы, не своей собственной). Последнее Распе доверили с учетом его солидного авторитета, опыта. И, как оказалось, зря! Тот, кто написал «Приключения барона Мюнхаузена», был не очень состоятельным человеком, даже бедным, что заставило пойти на преступление и распродать часть коллекции. Впрочем, Распе удалось избежать наказания, но каким образом это произошло, сказать трудно. Говорят, пришедшие арестовать мужчину заслушались и, очарованные его даром рассказчика, позволили бежать. Это неудивительно, ведь они столкнулись с самим Распе - тем, кто написал «Приключения барона Мюнхаузена»! Разве могло быть иначе?

Появление сказки

Истории, перипетии, связанные с изданием этой сказки, на самом деле оказываются не менее интересными, нежели приключения ее главного героя. В 1781 году в «Путеводителе для веселых людей» встречаются первые рассказы с неунывающим и всесильным старичком. Было неизвестно, кто написал «Приключения барона Мюнхаузена». Автор счел нужным остаться в тени. Именно эти истории Распе взял за основу для собственного произведения, которое было объединено фигурой рассказчика, обладало цельностью и законченностью (в отличие от предыдущего варианта). Сказки писались на английском языке, да и ситуации, в которых действовал главный герой, обладали чисто английским колоритом, были связаны с морем. Сама же книга задумывалась как некое назидание, направленное против лжи.

Затем сказку перевели на немецкий язык (это сделал поэт Готфрид Бюргер), дополнив и изменив предшествующий текст. Причем правки были настолько существенными, что в серьезных академических изданиях в списке тех, кто написал «Приключения барона Мюнхаузена», значатся две фамилии - Распе и Бюргер.

Прототип

Неунывающий барон имел реально существовавшего прототипа. Звали его, как и литературного персонажа, - Мюнхгаузен. К слову сказать, проблема передачи этой осталась нерешенной. ввел в обиход вариант "Мюнхаузен", однако в современных изданиях в фамилию героя вписали букву «г».

Реальный барон, будучи уже в почтенном возрасте, любил рассказывать о своих охотничьих приключениях в России. Слушатели вспоминали, что в такие моменты лицо рассказчика оживлялось, сам он начинал жестикулировать, после чего от этого правдивого человека можно было услышать невероятные истории. Они стали набирать популярность и даже выходить в печать. Разумеется, необходимая доля анонимности была соблюдена, однако люди, близко знавшие барона, понимали, кто является прототипом этих милых историй.

Последние годы и смерть

В 1794 году писатель пытается заложить в Ирландии шахту, однако осуществиться этим планам помешала смерть. Значение Распе для дальнейшего развития литературы велико. Помимо изобретения персонажа, ставшего уже классическим, практически заново (с учетом всех подробностей создания сказки, о которых было сказано выше), Распе обратил внимание современников на древнюю германскую поэзию. Он также одним из первых почувствовал, что «Песни Оссиана» - подделка, хоть и не отрицал их культурного значения.

Великолепный сюжет Григория Горина, в котором много тонкого, доброго, душевного и острого юмора. Почти каждая фраза - бриллиант! Блестящая игра актёров. И каких актёров! Созвездие! Ну и конечно, замечательная постановка Марка Захарова.

История этого фильма начинается с театральной постановки - пьесу «Самый правдивый», для создания которой использовались сюжеты произведений немецкого писателя Рудольфа Эриха Распе о приключениях легендарного барона Мюнхгаузена, Григорий Горин написал по просьбе актёра Владимира Зельдина которому очень хотелось сыграть роль барона Мюнхгаузена. Спектакль шёл в Театре Советской армии и пользовался у зрителей невероятным успехом. Марк Захаров посмотрел этот спектакль и решил перенести его на большой экран.

Вот как сам режиссер рассказывает о том, как у него родился замысел сделать телевизионную версию пьесы: «Тот самый Мюнхгаузен» начался для меня с замечательной пьесы Григория Горина, когда я увидел премьерный спектакль по ней в Театре Советской Армии. Мюнхгаузен - мудрый и умелый шут, который вселяет в людей радостную веру в то, что чудеса могут становиться реальностью. Но встречает непонимание большинства. А люди, которые не вписываются в большинство, лично меня всегда интересовали».

Однако и у членов худсовета были сомнения относительно правильности выбора режиссера. Захарову говорили, что Янковский не подходит по возрасту и годится барону в сыновья. Сценарист Григорий Горин тоже сомневался по поводу Янковского, писал в воспоминаниях: «Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей - волжские характеры, выдающие его происхождение. Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен - умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера!»

Тем не менее, Захарову удалось отстоять кандидатуру Янковского. «В приглашении на роль барона Мюнхгаузена Олега Янковского был элемент риска, — вспоминал режиссер — Он все-таки сложился как актер совсем не комедийного толка. Но к чести Олега, в его актерской палитре нашлись и комедийные краски, которые в фильме, особенно в первой его части, нашли достойное воплощение».

А вот выбрать актрису, которая сыграет Марту, оказалось делом непростым. Среди претенденток на роль возлюбленной барона были Ирина Мазуркевич и Галина Золотарева, но Захаров склонялся к тому, чтобы снимать в картине Татьяну Догилеву. Сделать выбор в пользу Елены Кореневой, которая, в конце концов, и была приглашена на съемки, помогло то, что Коренева, в отличие от Догилевой, а также более чем от половины исполнителей ролей в картине, не являлась актрисой руководимого Захаровым «Ленкома». «Если всех забрать на съемки, кто же в театре будет играть?» - заметил Марк Анатольевич.

В роль Феофила «вживался» актер Театра сатиры Юрий Васильев, но утвердили Леонида Ярмольника.

На роль Рамкопфа пробовался актер из МХАТа Колесников, но большинство на худсовете проголосовали за Александра Абдулова. Говорили, что хоть в нем и нет иронии, но есть юность, обаяние, у него - симпатии зрителей.

Зато Леонида Броневого утвердили без проб.

В начальной сцене разговора Мюнхгаузена с охотниками вместе с Олегом Янковским и Юрием Катиным-Ярцевым снимались немецкие актеры, которых потом озвучили русские. Если приглядеться, можно заметить, что их артикуляция не совпадает с текстом.

Оленя с вишневым деревом на голове, который выходит из леса в подтверждение слов Мюнхгаузена, изобразить оказалось непросто. «Когда мы пришли в зоопарк снимать зверя, оказалось, что олени в то время как раз сбрасывали рога, поэтому крепить дерево было не к чему, - рассказывает оператор комбинированных съемок Всеволод Якубович. - Пробовали снимать чучело, но у него были пустые глаза. Тогда прибегли к комбинированной съемке. На зообазе студии «Центрнаучфильм» нашли марала, которого можно было выдать за оленя, задекорировали решетку вольера под лес, положили дерн. Выпустили марала, а он вместо того, чтобы пройти перед камерой, начал кататься по земле Тогда мы решили попробовать приманить марала лакомством. Сработало. Он прошел за ним по нужному маршруту. Затем мы взяли на биостанции МГУ ствол вишни и прикрепили к нему искусственные цветы. Наш знакомый балетмейстер из Театра оперетты, внимательно изучив проход марала, повторил его движения с деревом на голове. После чего дерево вырезали и совместили с оленем».

Комбинированная съемка использована и в сцене проезда Марты и баронессы Якобины в карете. «Снимали этот эпизод в павильоне «Мосфильма», и в окно кареты нужно было поместить городской немецкий пейзаж, - рассказывает Всеволод Якубович. - Оказалось, что кадры, снятые в Германии, не подходят: камера была поставлена на высокий штатив, и окна кареты оказались на уровне второго этажа. Пришлось сильно увеличить изображение и использовать только нижнюю часть кадра».

«В фильме есть сцена: слуга Мюнхгаузена смотрит в подзорную трубу и, когда видит подлетающих уток, дает барону знак, - рассказывает оператор комбинированных съемок Всеволод Якубович. - Тот стреляет в дымоход, и из камина выпадает жареная утка. По задумке слуга должен был увидеть в трубе уток, летящих на него. Когда мы стали искать в фильмотеках такой пролет, нашли множество кадров, где утки улетают от камеры , а чтобы они летели в другую сторону - ни одного. Пришлось устроить киноохоту на уток и гонять их в сторону камеры. А еще в съемках фильма участвовал медведь - по сюжету он выходил из леса во время герцогской охоты. Чтобы зверь шел в нужном направлении, его приманивали баночкой с килькой - когда по ней стучали, медведь шел на знакомый звук».

В съемках принимал участие немецкий каскадер, этакий германский мачо. В перерыве к нему подошел лихой Абдулов и предложил помериться силами: узнать, у кого сильнее пальцы. Скрестили они указательные пальцы и начали друг на друга напирать. «Вдруг слышу хруст, смотрю, палец Абдулова как-то неестественно вывернут, - рассказывает Долинский. - Я ему говорю: «Кажется, он тебе его сломал». «Не кажется, а точно», - отвечает Абдулов. Как потом ругался Захаров! Александру наложили незаметный гипс, с ним он продолжил съемки. Но на этом его приключения не закончились. Прямо на съемках Абдулов еще и палец на ноге умудрился сломать».

Об этом рассказал уже Марк Захаров: «Не сломал, вывихнул. Абдулов - очень азартный человек и уговаривал меня разрешить ему прыгнуть с четырехметрового забора без дублера. Второй режиссер - человек более опытный - сказал, что нужно сделать специальную яму, смягчающую удар о землю, еще что-то. Я отнесся к этому легкомысленно. В результате Александр Гаврилович сиганул и повредил себе ногу. Я очень сожалел, что уступил ему. Был еще один эпизод, сопряженный с риском для Янковского, когда его герой лезет по веревочной лестнице. Я сам сначала попробовал, ступеньки из-под ног уходят, страшно. Но Янковский без дублера и страховки поднялся на приличную высоту»

«Тот самый Мюнхгаузен» менее остальных лент Захарова пострадал от цензуры — к примеру, при сдаче на худсовете «Обыкновенного чуда» каждую фразу приходилось отстаивать с боем. Из «Мюнхгаузена» же была вырезана одна-единственная малозначительная сцена: «Режиссер Марк Захаров поставил передо мной задачу написать слова к песне о Мюнхгаузене, которую должна будет петь героиня Любови Полищук, - рассказывает поэт Юрий Энтин. - Записала ее Жанна Рождественская. Когда фильм выходил на экран, я сел у телевизора в надежде услышать свою песню, смотрю первую серию, вторую - песни нет, хотя в титрах указана моя фамилия. Потом выяснилось, что песню запретили из-за Полищук, которая в то время по каким-то причинам была в опале на телевидении. Я смирился, не стал включать «Того самого Мюнхгаузена» в свою фильмографию, но через несколько лет песню вернули в фильм».

Сам режиссер считает, что обязан таким везением тому, что сдавался фильм в преддверии Нового года, и у принимавших картину чиновников от кино было уже предпраздничное настроение, вследствие чего они не так придирчиво отнеслись к его новому творению. С первого же показа по телевидению фильм стал пользоваться большой популярностью, и сейчас, по прошествии уже более тридцати лет со дня премьеры, он, приобретя статус культовой картины, остается любимым огромным количеством зрителей.