Пьеса Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» относится к жанру общественных комедий. Это означает, что основной конфликт ее — социальный: противоречие между положительным главным героем Чацким, представляющим передовые силы русского общества, и консервативной, порочной средой, которая его окружает.
Ярким выразителем идеологии этой среды является главный антагонист Чацкого Павел Афанасьевич Фамусов.
Фамусов — типичный московский барин начала девятнадцатого века. В его образе сочетаются патриархальность и самодурство. Он привык быть барином и не представляет себя кем-нибудь другим. Его общественные взгляды сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося. Пуще всего на свете он боится каких-либо перемен, потому что они могут внести разлад в привычный и комфортный образ его жизни. Именно по этой причине он боится Чацкого, видит в нем ниспровергателя привычных устоев, бунтовщика. Вершина жизненных устремлений для Фамусова — это выгодная карьера, причем неважно, какими способами она достигается. Пусть даже это будут подлость и раболепие. В разговоре с Чацким Фамусов восхищается поступком некого придворного сановника времен Екатерины, который, чтобы угодить императрице, не постыдился выставить себя на всеобщее посмешище. «Упал он больно — встал здорово», — одобрительно отзывается Павел Афанасьевич об этом низком человеке, и мы понимаем, что и сам он готов подличать и пресмыкаться перед сильными мира сего, если от них будет зависеть его благополучие. А в свою служебную деятельность он толком и не вникает. «Подписано, так с плеч долой», — вот суть его отношения к делу.
Подыскивая жениха для дочери, он думает не о ее чувствах, а о том, чтобы брак оказался выгоден. Идеальным женихом для Софьи он считает полковника Скалозуба. Причину его симпатии к этому грубому солдафону проницательно называет служанка Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы».
Фамусов и не скрывает своей безнравственности. Более того, он, кажется, даже не понимает, что нравственно, а что безнравственно. Фамилия Фамусов произведена драматургом от латинского слова fama, что значит «молва». Больше всего этого барина беспокоит, что будут думать о нем высокопоставленные представители московского общества. Так, когда ему становится известно о скандальной связи дочери Софьи с его секретарем Молчалиным, его волнует, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».
В то же время Фамусов это не ходульная фигура, а живой человек с неоднозначным характером. Он обладает здравым смыслом, являющимся результатом богатого житейского опыта. Язык Фамусова довольно выразителен, а иногда не лишен и некоторого остроумия. Он может быть обаятельным и гостеприимным. Если бы Фамусов был рядовым человеком, то к нему можно было бы отнестись снисходительно, а то и посочувствовать ему. Особенно когда он искренне расстроен раскрывшимся любовным романом между его дочерью и секретарем. Но Фамусов опасен для общества тем, что ему и таким, как он, принадлежит власть. А безнравственность власти приводит к тому, что она служит не обществу, а самой себе.
Павел Афанасьевич Фамусов - одно из главных действующих лиц комедии, представитель лагеря крепостников. Дворянин, помещик, живущий в Москве и служащий управляющим в казенном месте, он известен в кругу московского барства. Об этом говорит его фамилия (в переводе с латыни фамилия Фамусов означает «известный», «пользующийся славой»). Он, по-видимому, принадлежит к представителям знатных дворянских семей. Его дядя, Максим Петрович, играл при дворе Екатерины II значительную роль. Его «домашние друзья» - князья Тугоуховские, преуспевающий «не нынче-завтра генерал» Скалозуб.
Фамусов - вдовец, он любит дочь, заботится о ней и считает, что для ее воспитания он сделал все. Он подыскивает для Софьи подходящего жениха, хочет выдать ее за богатого Скалозуба. Фамусов хвастается, что «монашеским известен поведеньем», однако заигрывает с хорошенькой служанкой Лизой и подсчитывает дни, когда должна родить докторша-вдова. Он гордится принадлежностью к кругу знатных московских дворян, известен гостеприимством, живет на широкую ногу. Он поклонник старины, восхищается нравами высшего света при дворе Екатерины II. Фамусов - сторонник крепостных порядков. Право обладать и распоряжаться крепостными крестьянами по своему усмотрению представляется ему законным и вполне справедливым. В крепостных он не видит людей, не считается с их человеческим достоинством. Ругает их, не стесняясь в выражениях, называет «ослами», «чурбанами», «фомками», «фильками», не считаясь с их возрастом. Лизе он угрожает отправкой в деревню: «Изволь-ка в избу, марш за птицами ходить». Будучи помещиком, Фамусов дела по службе фактически передоверил Молчалину - секретарю, живущему у него в доме, которому он постоянно напоминает о своих благодеяниях («...и будь не я, коптел бы ты в Твери...»). Служебные дела Фамусова сводятся к подписыванию подготовленных Молчалиным бумаг. Он самодовольно хвастается:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
На службе Фамусов окружил себя родственниками, считая достойной похвалы такую заботу о родне. Он с гордостью говорит, что при нем «служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки», один Молчалин ему не свой, а потому как «деловой»:
Как станешь представлять к крестишку или, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!
Самое важное для Фамусова-чиновника - это умение обойтись с вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким образом выслужиться. Идеалом для него этом отношении является его дядя Максим Петрович - подхалим Екатерининского времени. Тогда, по выражению Чацкого, «но на войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея». Максим Петрович был важным вельможей, «на золоте едал, езжал-то вечно цугом», когда же ему надо было выслужиться, и он «сгибался вперегиб». Таким путем он приобрел вес, «выводил в чины» и «пенсии давал».
Фамусов восхищается и Кузьмой Петровичем, который был камергером «с ключом и сыну ключ умел доставить, богат и на богатой был женат». Таким людям Фамусов стремится подражать. Их способ получения чинов и денег он считает самым верным.
Фамусов по-московски гостеприимен, он охотно принимает гостей, любит поиграть в карты, посплетничать. В развитии сплетни о Чацком он принимает деятельное участие. Говорит, что первый догадался о сумасшествии Чацкого, считает, что болезнь унаследована от матери, сходившей с ума восемь раз. Однако основной причиной этого Фамусов считает учение, то есть науку. О книгах он отзывается с неприязнью: Ученье - вот чума, ученость - вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
И заканчивает свою мысль категорическим требованием:
Нет! Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь!
Фамусов посмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей в духе французской моды, с французами-гувернерами. Он ворчит: «А все Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда мода к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сердец!» Однако сам следует этой моде:
Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать.
Учителей, которых нанимали для обучения детей «числом по более, ценою подешевле», Фамусов называет «побродягами». Он считает, что дело не в учителях и «не в мадаме сила», детей надо воспитывать в духе подражания старшим. «Учились бы на старших глядя», - поучает он Чацкого. А дочери внушает: «Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца».
Фамусов ненавидит и боится людей с прогрессивным мировоззрением. С неодобрением он относится к двоюродному брату Скалозуба, который «набрался каких-то новых правил»: «чин следовал ему - он службу вдруг оставил», уехал в деревню и занялся чтением книг. Чацкого он называет карбонарием и опасным человеком. Причины его возмущения ясны: Чацкий высказывается против того строя, тех порядков, которые являются для Фамусова основой всего его благополучия.
В образе Фамусова собраны типичные для 20-х годов XIX века нравы и взгляды. Именно против них выступает в пьесе Чацкий
Меню статьи:
В мире редко встретишь учение, которое бы пропагандировало насилие, ложь и обман. В большинстве своем мировые догмы утверждают принципы гуманности, миролюбия и добропорядочного отношения к другим людям, однако, реальная жизнь далека от этих учений.
Несмотря на все старания, в обществе преобладают коварство и обман. Такая тенденция характерна для любых социальных групп. Однако, осознание того, что элита общества также не лишена этих пороков человечества, действует удручающее – хочется верить, что в мире существует некий идеал общества и это не утопия.
Фамусовское общество, вполне вероятно, могло бы послужить такой идеальной моделью, но этого не происходит. С помощью разоблачения Александра Чацкого читатель узнает о пороках и негативных качествах характера, типичных для аристократов.
Обличение аристократии происходит на примере управляющего государственного учреждения в Москве Павла Афанасьевича Фамусова. Он не обладает ни уникальной биографией, ни уникальным характером – все его качества типичны для аристократии того времени.
Семейная жизнь Фамусова
В повести читатель знакомится с уже сформировавшимся, зрелым как биологически, так и психологически человеком.
Его точный возраст в пьесе не указан – на момент разворачивания основных событий он человек солидного возраста: «В мои лета не можно же пускаться мне вприсядку» – так говорит о своем возрасте сам Фамусов.
Семейная жизнь Павла Афанасьевича не была безоблачной – его жена умерла, и он женился повторно на некой «мадам Розье». Фамусов не может похвалиться большим количеством продолжателей его рода – у него один ребенок – дочка Соня, рожденная от первой жены.
Фамусов не лишен чувства сострадания – он взял к себе на воспитание сына своего друга – Александра Чацкого, после того, как мальчик осиротел. Александр сохранил приятные впечатления о своем воспитателе и после возвращения с длительной заграничной поездки, первым делом наносит визит Павлу Афанасьевичу. Искренне говоря, его уважение и благодарность по отношению к Фамусову – не единственная причина визита. Чацкий влюблен в Соню и рассчитывает на женитьбу с девушкой.
Исходя из этой ситуации, можно сделать вывод, что Павел Афанасьевич был хорошим воспитателем, он умел расположить к себе Александра в любом возрасте, иначе бы Чацкий с таким рвением не стремился нанести ему визит.
Однако встреча Фамусова с Чацким стала поводом для разочарования и ссоры. Александр начинает анализировать действия и позицию своего воспитателя и приходит к крайне неудовлетворительным, с его стороны, результатам.
Государственная служба Фамусова
С Фамусовым читатель знакомится уже тогда, когда он находится в должности управляющего « в казенном месте», о том, как он получил эту должность, и каковым был его карьерный путь Грибоедов не уточняет.
Известно, что Фамусов предпочитает видеть среди своих коллег-сотрудников родственников: «При мне служащие чужие очень редки».
Павел Афанасьевич окружил себе на работе родственниками, он любит порадовать их повышением в должности или очередной наградой, но делает это не просто так – Фамусову чуждо понятие бескорыстности.
Личностные качества и привычки Фамусова
В первую очередь выделяются корыстные мотивы. Сам он человек богатый и обеспеченный, поэтому при выборе своего будущего зятя он ориентируется на перспективность роста как карьерного, так и финансового молодого человека, ведь в понятии Фамусова первое неотъемлемо от второго.
Сам же Фамусов зависим от чинов, он считает, что человек, обладающий должным чином и многими наградами уже априори достойный уважения.
«Вы, страстные к чинам» – такую характеристику ему дает Чацкий. Помимо желания добиться чина, у его зятя еще должно быть достаточное финансовое обеспечение. При этом Павла Афанасьевича не интересует моральность и добропорядочность молодого человека.
Исходя из такой позиции, Александр Чацкий выглядит крайне непривлекательным кандидатом в мужья Соне Фамусовой. Он ушел из военной службы, гражданская служба у него так же не вызывает интереса, конечно, Чацкий обладает родовым поместьем, но это не вызывает в глазах Фамусова надежности и перспективы: «Кто беден, тот тебе не пара».
Ошарашенный таким приговором, Чацкий все же не теряет надежду на воссоединение с возлюбленной, но дальнейшее развитие конфликта заставляет Чацкого отказаться от этой идеи.
Фамусов высоко ценит достижения периода правления Екатерины ІІ, а идеалом человека считает Максим Максимыча, который сумел благодаря подлизничеству и способностью угодить достичь высот в карьере и находился в почете:
На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
Изволили смеяться; как же он?
Упал вдруго́рядь – уж нарочно,
А хохот пуще, он и в третий так же точно.
А? как по-вашему? по-нашему – смышлен.
Руководствуясь старыми принципами, Фамусов оценивает человека по его состоянию, а умение получить нужное, даже путем унижения, становится предметом восхищения.
Фамусов пренебрежительно относится к людям, служащим у него, он испытывает некую долю облегчения, ругая и крича на своих крепостных. Фразы типа «Ослы! сто раз вам повторять?» и «Ты, Филька, ты прямой чурбан» – обычное явление в его словарном запасе.
К слову, постоянное недовольство характерно для Павла Афанасьевича. Он недоволен слугами, недоволен новым временем, современной молодежью, науками и деятелями культуры.
Конфликт Чацкого и Фамусова
Образы Чацкого и Фамусова обличают «век нынешний» и «век минувший». Фамусов придерживается консервативности взглядом и считает, что нужно придерживаться порядков былых времен, ибо предки были мудрее современников. Фамусов все проводит в сравнении «было» и «стало».
Ему сложно осознать, что время предков прошло и поменялись требования общества:
В пятнадцать лет учителей научат!
А наши старички?? – Как их возьмет задор,
Засудят об делах, что слово – приговор, –
Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют;
И об правительстве иной раз так толкуют,
Что если б кто подслушал их…
Кроме такого разделения, образы Фамусова и Чацкого разграничивают мир плотских наслаждений и мир духовный. Фамусов и подобные ему люди руководствуются в жизни основными потребностями организма, не заботясь о своем духовном и нравственном развитии. Они воплощают в себе человека, как представителя животного мира.
Фамусов - убежденный крепостник, готовый из-за любого пустяка сослать в Сибирь «на поселенье» своих крепостных слуг, яростный ненавистник просвещения, «низкопоклонник, льстец», человек, лишенный подлинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед высшими для получения чинов и богатства. В Фамусове запечатлены также черты реакционно настроенного чиновничества, оплота царского самодержавия.
О Фамусове Гоголь замечает: «Тип Фамусова так же глубоко постигнут… как хвастается Простакова своим невежеством, он хвастается полупросвещением, как собственным, так и всего того сословия, к которому принадлежит: хвастается тем, что московские девицы верхние выводят нотки, словечка два не скажут, все с ужимкой; что дверь у него отперта для всех, как званых, так и незваных, особенно для иностранных; что канцелярия у него набита ничего не делающей родней. Он и благопристойный степенный человек, и волокита, и читает мораль, и мастер так пообедать, что в три дни не сварится. Он даже вольнодумец, если соберется с подобными себе стариками, и в то же время готов не допустить на выстрел к столицам молодых вольнодумцев, именем которых честит всех, кто не подчинился принятым светским обычаям их общества».
Облик Фамусова, типичного представителя реакционного московского барства, воплощен не только в «Горе от ума». Фамусовские черты отмечает в своих стихотворных характеристиках барской среды той эпохи молодой Пушкин. О них пишут и говорят многие современники Грибоедова, его друзья декабристы.
Примечательно, что в августе 1819 г. в речи на заседании Библейского общества в Киеве декабрист М. Ф. Орлов ярко нарисовал напоминающий Фамусова облик реакционера-крепостника, «любителя… не добродетелей, но только обычаев отцов наших, хулителя всех новых изобретений, врага света и стража тьмы», мечтающего о том, чтобы повергнуть Россию «к прежнему невежеству и оградить непроницаемой стеной от набегов наук и художеств».
В изображении барской Москвы «первые места, по всей справедливости, принадлежат Фамусову и Скалозубу, которые дают читателю ключ к пониманию целого исторического периода и которые своими типическими и резко обозначенными физиономиями объясняют нам и низкопоклонство Молчалина, и глупую сентиментальность Софьи, и бесплодное красноречие Чацкого. Грибоедов в своем анализе русской жизни дошел до той крайней границы, дальше которой поэт не может идти, не переставая быть поэтом и не превращаясь в ученого-исследователя» ‘. Такую оценку комедии дал Д. И. Писарев.
Разоблачая реакционность крепостнического общества, Грибоедов хотел показать, куда ведет русскую жизнь господство Фамусовых. Непримиримая вражда фамусовского лагеря к культуре и просвещению означала решительный отказ большинства дворянства от социального и духовного прогресса.
С поразительной исторической точностью и конкретностью грибоедовская сатира отражает широкий круг явлений, связанных с усилением крепостнической реакции в России 20-х гг. Многое из того, о чем говорят действующие лица комедии, остро напоминало современникам о фактах и событиях, происходивших на их глазах. Так, к негодующим словам старухи Хлёстовой:
* И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
* От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
* Да от Ланкартачных взаимных обучений…
можно привести вполне точный, реальный комментарий. Пансионы и лицей - это, конечно, пансион при Московском университете, воспитанником которого был Грибоедов, и Царск
- Новое!
Комедия Грибоедова “Горе от ума” - выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о государственной службе, о патриотизме, о человеческих взаимоотношениях. Он показывает горе умного человека,...
В первой трети XIX века в русской литературе складывается тип лишнеко человека. Герои эти, среди которых наиболее известные Печорин, Онегин, Обломов, не похожи на большинство людей своего времени. Лишние люди, чей ум пытлив и глубок, “болеют болезнью...
Они жили в самом начале XIX века... Рылеев, Одоевский, Кюхельбекер... Их лира поэтически воплощала основные лозунги декабристов - свобода, справедливость, братство! Молодой Грибоедов был тесно связан с передовыми людьми из тайных обществ. Его Чацкий...
А.С. Грибоедов, поистине выдающийся драматург, до сих пор удивляет читателей мастерством создания одного из самых трудных жанров в литературе. Его драматургическое мастерство я постараюсь показать в своей работе, остановившись на главных художественных...
Павел Афанасьевич Фамусов обозначен А. С. Грибоедовым в списке действующих лиц как «управляющий в казенном месте». И уже это говорит нам о принадлежности Фамусова к высшей бюрократии. Известно также, что он является членом Английского клуба.
Павел Афанасьевич - вдовец, имеет дочь. Он мог жениться вторично, но не сделал этого, не занялся он и воспитанием Софьи, он просто нанял для нее француженку-гувернантку, которая, к счастью, сумела стать для девочки «второй матерью».
Из реплик Фамусова можно понять, что в супружестве он не был счастлив, так как постоянно заставал свою «дражайшую половину» в мужском обществе. Сам Павел Афанасьевич подчеркивает, что еще бодр и свеж, хотя и «дожил до седин». Тут же добавляет, что всем известно его «монашеское поведение». Но слова его расходятся с делом. Уже в самом начале мы видим его заигрывающим с Лизой, а во втором действии он велит записать слуге, что на днях «должен у вдовы, у докторши крестить». Как и все московские дворяне, дорожит родством: «При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки». Тем не менее, сам Фамусов умеет оценить по достоинству деловые качества подчиненных. Именно поэтому он и приблизил к себе Молчалина, с которым не состоит в родстве. Себя самого Фамусов обременять не любит: «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой».
Как и все московское барство, Фамусов всячески афиширует свое хлебосольство:
Кто хочет к нам пожаловать, - изволь;
Дверь отперта для званых и не званых, Особенно из иностранных;
Хоть честный человек, хоть нет,
Для нас равнехонько, про всех готов обед.
Суть мировоззрения Фамусова сводится к нескольким прочно усвоенным правилам. Он охотно простит любые бытовые грехи и грешки, но готов казнить тех, кто отказывается жить по заповедям «старины».
Взгляды на жизнь сложились у Фамусова в золотой екатерининский век дворянства, когда всем заправляли фавориты императрицы. С тех пор мировоззрение Павла Афанасьевича не менялось. Он не приемлет «новизну» еще и потому, что все московские «тузы», в кругу которых он вращается, исповедуют те же взгляды. Самодержавно-крепостнический строй является основой благополучия людей, подобных Фамусову, потому все новое они воспринимают как угрозу собственной безбедной и спокойной жизни. Эти люди не привыкли к действиям, к активной жизни. Все суждения они черпают «из забытых газет», расшитым мундиром прикрывают свое слабодушие и «рассудка нищету».
Наука, просвещение непонятны, недоступны и чужды представителям фамусовского общества. Они видят в образовании и образованных людях угрозу собственному благополучию.
Ученье - вот чума, ученость - вот причина, Что нынче пуще, чем когда.
Безумных развелось людей, и дел, и мнений, -
заявляет Фамусов.
Окружение барина не особенно отличается от него своими убеждениями, жизненными позициями. Все московское общество живет в уверенности, что другого образа жизни, других жизненных стремлений, кроме богатства, высокого положения в обществе, власти и влияния, нет и быть не может. Эти люди искренне удивляются тому, как, вместо того чтобы получить очередной чин или награду, человек может отправиться в деревню читать книги или увлекается наукой.
Естественно, что, видя в Чацком проповедника ненавистной для него «вольности», Фамусов не принимает молодого человека. Единственное, в чем они сходятся, - это неприязнь ко всему иноземному, только неприязнь эта имеет совершенно разные корни. Чацкий отстаивает национальную культуру и самобытность, а Фамусов видит во французских магазинах «губителей карманов и сердец».
В свое время Фамусов пытался научить Чацкого жизни, возя его с визитами к «нужным людям», но юноша оказался неспособным учеником. Тем не менее, Фамусов не оставляет попыток «воспитать Чацкого», советует «не блажить», хорошенько управлять имением, и, главное, определиться на службу и делать карьеру всеми возможными способами. Он старается убедить молодого человека в необходимости служить, «на старших глядя».
Когда же тот отказывается от службы, объясняя это тем, что «служить бы рад, прислуживаться тошно», Фамусов объявляет его опасным человеком, не признающим властей.
Образцом жизненного успеха Фамусов считает Кузьму Петровича:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат…
В восторге Фамусов и от своего дяди - Максима Петровича, дослужившегося до орденов, ездившего только в карете, запряженной цугом, весь свой век проведшего при дворе Екатерины II. Именно с него, считает Фамусов, и следует брать пример молодому поколению. Он советует подражать старику, который, чтобы заслужить улыбку императрицы, несколько раз нарочно падал в ее присутствии на пол, больно стукаясь затылком. И его усердие, подчеркивает Фамусов, не пропало даром - государыня постоянно привечала Максима Петровича.
С точки зрения своего круга определяет Фамусов достоинства Скалозуба:
Не по летам, и чин завидный,
Не нынче завтра генерал.
Его будущий зять должен удовлетворять следующим условиям:
Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, - тот и жених.
С социальным практицизмом уживается у Фамусова и бытовая сообразительность: в повседневной жизни он умеет добиваться своего потихоньку, не разглашая заранее своих намерений. Так, он очень заинтересован в Скалозубе, но скрывает это от Чацкого:
Вот будто женится на Сонюшке. Пустое!
Он, может быть, и рад бы был душой,
Да надобности сам не вижу я большой Дочь выдавать ни завтра, ни сегодня.
Любя дочь, Фамусов больше всего озабочен не настоящим смыслом ее поступков, а тем резонансом, который они произведут в свете, а также тем, как это отразится на его положении:
Моя судьба еще ли не плачевна?
Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!
Фамусов привык во всем считаться с неписаной московской «табелью о рангах», он спорит только с теми, кого считает стоящими ниже себя на социальной лестнице. Свои принципы Павел Афанасьевич считает непререкаемыми, а традиции своей среды - нерушимыми и единственно истинными. Убежденный защитник самодержавия, этот богатый барин искренне восхищается старыми порядками, верностью москвичей дворянским традициям, старым устоям жизни. Он считает вполне законным право помещика распоряжаться людьми по собственному усмотрению: наказывать, продавать, отправлять в ссылку, на каторгу. Крепостных он не считает людьми, не признает в них человеческого достоинства, права на собственное мнение, на личную жизнь. Поэтому со слугами он разговаривает грубо, обзывает их ослами, чурбанами, называет Петрушками, Фильками, Фомками, независимо от их возраста.