Дом-музей Цветаевой в Москве официально открылся в 1992 году при активной помощи общественности и инициативной группы известных деятелей культуры. Событие было приурочено к 100-летней годовщине со дня рождения поэтессы. Он располагается в центральной части города, в бывшем доходном двухэтажном доме середины XIX века в Борисоглебском переулке. В одной из его квартир с 1914 по 1922 год Цветаева жила со своей семьей.
Дом музея Цветаевой в Москве
Первые упоминания о земельном участке относятся к середине XIX века. В документах есть запись о том, что в 1844 году его владелицей числилась г-жа Т. Арцыбашева. Доходный дом на четыре квартиры возвели спустя 18 лет по проекту известного московского архитектора А. А. Никифорова. Общее домовладение включало несколько построек с внутренним двором, колодцем и хозпомещениями. Лишь два дома выходили на красную линию, а въезд внутрь двора ограждали чугунные ворота.
В 1875 года хозяином здания стал однофамилец Цветаевой. В дальнейшем им владело еще несколько человек. Поэтесса вместе с мужем и двухлетней дочерью вселилась в квартиру № 3 в 1914 году. Апартаменты включали отдельные комнаты для супругов, большую детскую, гостевую, столовую, кухню, помещения для прислуги и мансарду.
После революции жильцов «уплотнили», превратив семейное жилище в коммуналку. Дом не отапливался, и Марине Ивановне приходилось топить буржуйку своей мебелью из красного дерева. В 1922-м она вместе с дочерью покинула родину. Незадолго до этого Цветаева была признана «не ответственным съемщиком», поэтому получила отказ в праве проживания по адресу Борисоглебский переулок, 6.
При проведении ремонтных работ в 1962 году фасад лишился лепного декора, поверх паркета уложили дощатый настил, а часть дома, где когда-то была детская комната, — демонтировали и отстроили заново. Через полтора десятка лет власти заговорили о сносе здания, а еще через два года жильцов из коммуналок расселили, кроме одного квартиросъемщика — Н. И. Катаевой-Лыткиной. Она не только категорически отказалась выехать из дома, но и приложила максимум усилий в борьбе за его сохранность. При поддержке общественности здание удалось спасти, а в 1986-м его арендовала Городская библиотека им. Некрасова. Надежда Ивановна, стоявшая у истоков создания музея Цветаевой, прослужила в нем вплоть до своей смерти в 2001 году.
В настоящее время музей полностью занимает здание. На первом этаже выставляются регулярно сменяющие друг друга временные экспозиции. На уровне цоколя расположен гардероб и книжно-сувенирная лавка. Экспозиционное пространство начинается с гостевой комнаты. Основная часть музейной коллекции размещена на втором этаже. В нее входят рукописи поэтессы, архивные фотоснимки ее семьи, родных и наиболее близких друзей.
Несколько компактных помещений на третьем уровне детально воспроизводят интерьеры начала XX века, обстановку квартиры семьи Цветаевой. Отдельный зал посвящен периоду службы в Белой армии ее супруга Сергея Эфрона.
Интерьер мемориальной квартиры
Обстановка в доме приближена к типичным для дореволюционной эпохи московским квартирам. Большая часть утраченной мебели заменена аналогами. В гостевой комнате размещены антикварные предметы, к которым поэтесса проявляла интерес. Самое просторное и светлое помещение отведено под детскую. Здесь можно увидеть любимое зеркало Марины Ивановны, шкаф с книгами из семейной библиотеки. В малой гостиной стоит схожий с «цветаевским» рояль (оригинал после революции продали). В квартире есть кабинет поэтессы с письменным столом, шарманкой, граммофоном и живописью. Комната Сергея Эфрона посвящена его военной карьере, а кухня — его родителям.
Панорама кабинета М. Цветаевой
В 2017 году, к 125-летнему юбилею Марины Цветаевой, для посещений были открыты дополнительные площади, частично обновлена экспозиция и создана навигационная система, упрощающая передвижение по залам. Помещения пронумеровали, добавили информацию о структуре здания и его жильцах. Бо́льшая часть знаков выполнена из белого камня, надписи и план сделаны контрастным цветом.
История музея Цветаевой в Борисоглебском переулке
Одним из инициаторов открытия мемориальной квартиры поэтессы в Москве был известный российский культуролог, филолог и искусствовед, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Благодаря его усилиям, в 1990 году удалось решить вопрос создания Культурного центра «Дом Марины Цветаевой», а через два года — открыть музей.
Огромную роль в создании зарубежного собрания сыграло обращение Лихачева к русским эмигрантам и их потомкам, проживающим в Европейских странах. Его просьба о возвращении в Россию сохраненных реликвий, связанных с именем Цветаевой и других поэтов, вынужденно покинувших родину, была услышана. Откликнувшиеся на призыв академика высылали рукописи, автографы, изданные за рубежом прижизненные сборники русских авторов и эмигрантскую периодику.
Экспозиции Дома-музея Марины Цветаевой
Сегодня музейные фонды насчитывают 45 тысяч единиц хранения. Они разделены на семь тематических групп, в которых представлены:
- документы и письма;
- мемориальные вещи;
- фотографии;
- живопись;
- скульптурные произведения;
- графические работы;
- книги, журналы и другие печатные издания.
По сути, экспозиция объединяет два объемных раздела. Один из них посвящен биографии поэтессы и ее современников, другой рассказывает о жизни и творчестве русских эмигрантов 1917-50 гг. Две линии нередко переплетаются и дополняют друг друга, давая максимально объемное представление о «цветаевской» эпохе. В музейном собрании есть материалы, освещающие судьбу Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Константина Бальмонта и многих других.
Настоящими жемчужинами постоянной экспозиции московского Дома-музея Марины Цветаевой являются:
- любимое платье поэтессы, о котором упоминала в своих заметках ее дочь Ариадна. Оно было куплено в 1922 году в одном из универмагов Берлина;
- клипсы из конского волоса, окантованного желтым металлом. Были приобретены Мариной Ивановной на Колониальной выставке в Париже в 1931 году, где она побывала вместе с сыном Георгием;
- кукла-мулат — одно из новых поступлений. Она, видимо, была куплена «с рук» в эмиграции для Ариадны. На керамической голове куклы сохранилась дата отливки — 1894 год;
- браслет, подаренный поэтессой своей золовке — Елизавете Яковлевне Эфрон, ставшей впоследствии хранителем семейных архивов Эфрон-Цветаевых;
- старинная ваза из фаянса, случайно обнаруженная в чердачном чуланчике дома-музея, и т. д.
Архивная коллекция «Русское Зарубежье» насчитывает более 22 тысяч экспонатов. Она считается наиболее полной среди аналогичных собраний, представленных на территории России. Архив можно посетить в определенные дни и часы.
Дополнительные услуги
В музейной структуре есть научная библиотека и концертный зал. В доме проводятся лекции, спектакли, музыкальные выступления, презентации, литературные чтения и научные конференции на «цветаевские» темы. Сотрудники организовывают временные выставки и предлагают принять участие в авторских и обзорных экскурсиях. Есть детские программы.
На сайте музея Цветаевой в Москве можно найти краткие анонсы архивных и актуальных выставок, а также узнать периоды их проведения.
Режим работы
Для посетителей двери мемориального дома открыты ежедневно с 12:00 до 19:00, кроме понедельника и санитарного дня (последняя пятница каждого месяца). По четвергам музей принимает гостей до 21:00. Кассы закрываются за 15 мин. до окончания работы.
Посещение архива «Русское Зарубежье» возможно с 12:00 до 17:00 по вторникам, средам и четвергам.
Обзорные экскурсии проводятся без предварительной записи:
- в четверг — с 19:00;
- в субботу и воскресенье — с 12:30.
Остальные экскурсии нужно предварительно заказывать по указанному выше номеру телефона. Пешеходные туры осуществляются с мая по сентябрь.
Цены
Полный билет стоит 200 руб., льготный (для пенсионеров, школьников и студентов) — 100 руб. Бесплатный вход — детям до 7 лет и всем посетителям, пришедшим в 3 воскресенье месяца.
- для взрослых — 400 руб.;
- для учащихся и пенсионеров — 200 руб.
Участие в групповой пешеходной экскурсии (5-20 человек) стоит по 500 руб.
«Семейный билет» за 1200 руб. предоставляет возможность получить экскурсионное обслуживание в течение 45 минут в группе до 4 человек.
.В столице РФ работают мобильные службы такси Uber, Gett, Яндекс. Taxi, Maxim, Такси-Класс, Standard, TaxiContact и др.
Культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой», открывшийся 12 сентября 1992 года по решению Президиума совета фонда культуры, стал настоящим центром изучения жизненного и творческого пути одного из крупнейших поэтов России XX века — Марины Ивановны Цветаевой.
Музей расположен в доме, в котором и провела свою жизнь Цветаева. Само здание представляет не меньший интерес, чем экспозиция музея. Соединивший в себе два направления архитектуры XIX века, полуособняк считается памятником архитектурного искусства и охраняется государством.
Экспозиция музея представлена в виде нескольких постоянных выставок, посвященных как Марине Цветаевой, так и ее современникам. Выставка «Белый поход, ты нашел своего летописца» посвящена истории Белого Движения. Коллекция музея вмещает предметы быта белогвардейцев времен Гражданской войны и коллекцию фотографий генералов Белой армии.
Отдельная выставка посвящена семье мужа Цветаевой — семейству Дурново-Эфрон. Основная выставка музея «Поэт и время» посвящается нелегкому творческому и жизненному пути поэта Цветаевой. В коллекции музея посетитель может ознакомится с большим собранием фотографий, открыток и портретов, принадлежавшим семье поэта. Особый интерес представляют фамильные вещи и герб Цветаевых.
Портретами А. Белого, В. Брюсова и К. Бальмонта представлена литературная среда, в которой росла Марина Цветаева. Ее любовь к литературе и поэзии выражена раритетными и редкими изданиями ее любимых писателей и поэтов. Завершающая выставка посвящена истории детей Марины и Сергея — Ариадны и Георгия Цветаевых.
Режим работы:
- вторник, среда, пятница-воскресенье — с 12.00 до 19.00;
- четверг — с 12.00 до 21.00;
- понедельник и последняя пятница месяца — выходной.
Борисоглебский переулок , названный по имени церкви святых Бориса и Глеба,дом №6. Здесь в 1862 году был построен доходный дом на четыре квартиры. Квартиру №3 с 1914 по 1922 годы арендовала Марина Цветаева. Именно в этом доме 20 лет назад открылся
московский музей Цветаевой. Его экспозиция посвящена жизни и творческому наследию поэта. Большая часть экспонатов поступила сюда из архивов Русского зарубежья. Всего в коллекции музея хранится более 22 000 единиц хранения, среди которых автографы стихов Цветаевой, ее личные вещи, фотографии, документы.
"Дверь открывается - вы в комнате с потолочным окном - сразу волшебно! Справа - камин… Я так вдруг обрадовалась… Я уже в этой комнате почувствовала, что это - мой дом. Понимаешь? Совсем ни на что не похож. Кто здесь мог жить? Только я! Марина Цветаева
предлагаем вашему вниманию виртуальную экскурсию по музею
сайт
Гостиная
ВНИМАНИЕ: все материалы сайта
В первую комнату, соединявшую гостиную и столовую, вели застекленные двери. Изначально она была обставлена ампирной мебелью красного дерева, на каминной полке стояли часы в виде верблюда и бюст Александра Пушкина. У противоположных стен гостиной располагались два дивана, был большой буфет с посудой, под потолочным окном - «световым колодцем» - круглый обеденный стол со стульями. На стенах висели картины в багетных рамах, вышитый ковер, под потолком - люстра «со множеством огоньков».
Такой была обстановка этой комнаты до времен «военного коммунизма». Об этом свидетельствует маленькая Аля в письме 1921 г.: «У нас всю зиму копоть и дым. Над моей кроватью большой белый купол: Марина вытирала стену, пока руки хватило, и нечаянно получился купол. В куполе два календаря и четыре иконы. Мы с Мариной живем в трущобе. Потолочное окно, камин, над которым висит ободранная лиса, и по всем углам трубы (куски)».
Сегодня в интерьере гостиной представлены как мемориальные, так и типологические вещи. В посудной горке хранятся памятное блюдо, подаренное крестьянами П.А. Дурново - деду С.Я. Эфрона, тарелки из семьи Дурново-Эфрон и немецкой гостиницы «Zum Engel» с монограммой ее названия. Кофейная пара с портретом Жозефины, жены Наполеона, напоминает подобную, некогда принадлежавшую Марине Цветаевой.
На стене - небольшой живописный этюд «Женевское озеро» кисти Е.П. Дурново, матери С.Я. Эфрона. Диван, обитый красным штофом, принадлежал О.В. Ивинской и назывался в её семье «пастернаковским диванчиком». Гостиную украшают каминный экран XIX в. с вышивкой гобеленовым швом и посеребренные вазы начала ХХ в.
На стене возле камина - портреты И.В. Цветаева и М.А. Мейн, родителей Марины и Анастасии. Экспозиция семейных фотографий над диваном включает в себя снимки Марины Цветаевой и членов ее семьи. Три самые большие фотографии связаны с любимыми местами поэта - родительским домом в Трехпрудном переулке, домом в Александрове, где Цветаева гостила у сестры Анастасии летом 1916 г., и домом М.А. Волошина в Коктебеле, чрезвычайно значимом в судьбе Цветаевой. С фотографиями соседствуют акварели Максимилиана Волошина, поэта и художника, старшего друга Цветаевой.
Из гостиной-столовой двери ведут в глубину квартиры, в проходную комнату с роялем, нотной этажеркой и книжным шкафом. Некогда здесь стоял рояль, унаследованный от М.А. Мейн и выменянный в трудные времена на пуд ржаной муки. Нынешний инструмент напоминает о своем предшественнике. На стене над роялем, как когда-то в доме Цветаевых в Трехпрудном, висит портрет Бетховена; он запечатлен на фотографии, где юная Цветаева играет на рояле. Шкаф хранит старинные книги на французском и русском языках.
Комната Марины Цветаевой
ВНИМАНИЕ: все материалы сайта
Многоугольная комната с небольшим окном во двор была выбрана Цветаевой для себя. Она описана в мемуарах дочери поэта Ариадны Эфрон, сестры Анастасии и гостей дома и сегодня воссоздана весьма близко к историческому облику.
На полу лежала волчья шкура, над Марининым диваном висел портрет ее мужа, Сергея Эфрона, написанный в Коктебеле Магдой Нахман. Над изголовьем висели иконы Божией Матери - одна венчальная, а другая - старинная Богоматерь Одигитрия. Благородства обстановке добавляли вольтеровское кресло, репродукции художника Михаила Врубеля на стенах, слепок головы раненой Амазонки. У окна стоял письменный стол, за ним - угловой книжный шкафчик. На столе были памятные и дорогие Цветаевой вещицы, книги, рабочие тетради. Здесь нередко звучала музыка из вишневой деревянной трубы граммофона, старинной музыкальной шкатулки и даже шарманки. В простенке был книжный шкаф-секретер с любимыми книгами из фамильной библиотеки и рукописями. Ниша возле двери была задернута ковриком, за которым устроены полки. Там хранились стереоскоп с фотографиями, морские звезды, панцирь черепахи и прочие диковины. Чучело ястреба, венецианские бусы, расшитые подушечки, свет старинной люстры синего хрусталя с подвесками создавали здесь волшебную атмосферу, вдохновившую семилетнюю дочь Цветаевой Ариадну так воспеть материнскую комнату:
"Ваша комната
Пахнет Родиной и Розой,
Вечным дымом и стихами.
Из тумана сероглазый гений
Грустно в комнату глядит.
Тонкий перст его опущен
На старинный переплет. .."
Детская
ВНИМАНИЕ: все материалы сайта
Самая большая и светлая комната в доме принадлежала дочерям Цветаевой - Але и Ирине. Ее обстановка была частично унаследована из родительского дома в Трехпрудном переулке - например, большой серый ковер с вязью осенних листьев и высокий книжный шкаф, в котором, кроме книг, хранились и игрушки. Далее вдоль стены стояли детская кроватка и большой сундук, служивший постелью няне. Еще в комнате были большое зеркало, упоминаемое в «Повести о Сонечке», и диванчик. Старшей дочери Ариадне запомнились в этой комнате рождественские елки до потолка. Окна детской выходили во двор и на соседнюю церковь Николы на Курьих ножках, снесенную в 1930-х гг.
Обстановка детской была практически полностью утрачена в трудные годы, а сама комната какое-то время была необитаема: Цветаева не могла ее отопить из-за недостатка дров. Среди поломанных игрушек и ненужных вещей остались ящики со множеством книг, из которых Цветаева отбирала те, что относила на продажу в Лавку писателей, организованную ее собратьями по перу для спасения от нужды. Впоследствии, в марте 1922 г., незадолго до отъезда Цветаевой в эмиграцию, здесь поселился поэт Георгий Шенгели.
В воссозданной обстановке представлены мемориальные вещи, самые значимые из которых, туалетный столик между окон и зеркало над ним, были в доме при М.И. Цветаевой. Книжный шкаф, киот с иконами и шкаф в углу принадлежали сестре Цветаевой Анастасии, а кровать - брату Андрею. В собрании книг, представленных в книжном шкафу, есть не только издания из круга чтения поэта - от Гейне до современных ей поэтов, но и сборник «Памяти В.М. Гаршина», переплетенный Цветаевой, с владельческими инициалами на корешке; и исторический труд ее дяди Д.В. Цветаева «Царь Василий Шуйский». На детском столике - факсимильное воспроизведение красочной «Азбуки» Александра Бенуа 1904 года издания. Коврик над кроваткой с рождественской сценкой написала А.С. Эфрон. Живописные работы принадлежат кисти ее бабушки Е.П. Дурново-Эфрон и представляют собой копии произведений И. Крамского, Ф. Моллера и Ж.-Б. Греза.
Макет дома Цветаевых в Тарусе, снесенного в 1960-х гг., работы Л.М. Борисовой напоминает о счастливых днях детства сестер Цветаевых, проведенных на берегу Оки. Кованая детская кроватка начала ХХ в., старинные игрушки, пушистое чучело лисы, изящная жардиньерка призваны воссоздать обаятельную атмосферу раннего детства, описанную в мемуарах Ариадны Эфрон. Фотографии дочерей Цветаевой Ариадны и Ирины относится к 1919 г. Это последние сохранившиеся изображения младшей дочери, погибшей от голода в феврале 1920 г.
«Чердачная» - комната Сергея Эфрона
ВНИМАНИЕ: все материалы сайта
На втором этаже квартиры находится самая знаменитая комната в доме, воспетая в стихах Цветаевой как «чердачный дворец мой, дворцовый чердак», «чердак-каюта». Изначально это была комната мужа М.И. Цветаевой - С.Я. Эфрона. Обстановку той поры составляли тахта, узкий диванчик красного дерева, шкаф, буфет и рядом маленький круглый столик, у окна - письменный стол. На стенах висели гравюры полководцев Кутузова, Суворова и адмиралов Корнилова и Нахимова, героев Севастопольской обороны.
Окна в комнате располагались на разных уровнях. О верхнем, над которым потолок вздымается, образуя подобие ниши, Цветаева написала:
Высоко мое оконце!
Не достанешь перстеньком!
На стене чердачной солнце
От окна легло крестом.
Нижнее окно выходило на плоскую крышу детской, которая в ту пору была вровень с подоконником, обнесена балюстрадой и использовалась как прогулочная терраса.
В годы Гражданской войны комната недолгое время оставалась опустевшей. Вскоре сюда перебралась Цветаева с детьми. «Комната эта стала Марининой любимой, потому что именно ее когда-то выбрал себе Сережа», - писала в воспоминаниях А.С. Эфрон.
Павел Антокольский, частый гость в этом доме во времена дружбы Цветаевой с вахтанговцами, описал эту комнату очень выразительно: «С первого взгляда эта тесная мансарда показалась мне чем-то вроде каюты на старинном паруснике, ныряющем вне времени… несмотря на окружавший нас густой быт времен военного коммунизма, ощущение каюты было очень явственным, так что над головой мерещился надутый парус и сквозь воображаемые, плохо задраенные иллюминаторы к нам проникали брызги летящего времени».
Сегодня о временах военного коммунизма напоминают самовар (в похожем Цветаева варила пайковое пшено), утюг и кофемолка. Обстановку ушедшей эпохи воссоздают старинные предметы мебели. Среди них мемориальными являются наборный ломберный столик из семьи Эфрон и чемодан в зеленом чехле из семьи Цветаевых. Кофры и чемоданы символизируют кочевую жизнь, которая началась после того, как Цветаева покинула Россию. На стене над ними - фотопортрет Е.П. Дурново-Эфрон, матери Сергея. Она же в юном возрасте - на книжной тумбе, рядом - портреты юной Е.Я. Эфрон, М.И. Цветаевой и С.Я. Эфрона. Над кожаным диваном - фото С.Я. Эфрона и актрисы В.П. Редлих. В книжном шкафу хранятся издания на немецком и французском языках. На этажерке - старинный альбом для фотографий.
В последний год перед отъездом верхний этаж квартиры уже не принадлежал Цветаевой и был заселен посторонними людьми. В распоряжении Цветаевой и её дочери оставались нижние комнаты.
Информация
27-07-2016
Ярмарка вакансий для молодёжи "Первый шаг к успеху".
6 сентября 2016 года.>>>
25-07-2016
В августе 2016 года в Доме-музее Марины Цветаевой пройдут летние мероприятия на разных площадках города, а также в здании музея. В течение месяца состоятся концерты, сеанс немого кино в сопровождении органа, спектакли, мастер-классы, тематические мероприятия, посвященные писателям, поэтам, деятелям культуры и искусства.>>>
23-06-2016
В июле 2016 года в Доме-музее Марины Цветаевой пройдут мероприятия, посвящённые Дню семьи, любви и верности, и мероприятия в рамках акции «Культурные выходные». В течение месяца состоятся концерты,сеансы немого кино в сопровождении органа, спектакли, тематические мероприятия, посвященные писателям, поэтам, деятелям культуры и искусства.>>>
12-05-2016
С 8 по 10 октября 2016 года в Доме-музее Марины Цветаевой пройдет XIX Международная научная конференция, посвященная жизни, творчеству и социальному окружению Марины Цветаевой «Чтобы в мире было двое: Я и мир!»>>>
15-04-2016
Открыт новый раздел сайта «Архивы.Документы.Исследования» , посвященый публикации архивных материалов и исследований, связанных с именем как самой М. Цветаевой, так и ее современников.>>>
Проезд: ст. м. «Арбатская», тр. № 2, 44, авт. № 6 до ост. «К/т Октябрь»Схема проезда:
Режим работы:
- Выходной день |
||
Вт | 12.00-19.00 |
|
- 12.00-21.00 |
||
Пт * | 12.00-19.00 |
* Санитарный день – последняя пятница месяца
В третье воскресенье каждого месяца установлен бесплатный вход в Культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой» для всех категорий граждан (в режиме самостоятельного осмотра выставок и экспозиций).
Современники о Марине Цветаевой:
(по материалам книги П.Фокина "Цветаева без глянца" (Изд. "Амфора",2008)
Знаете ли Вы, что...
...спустя полгода после бурного романа с Константином Радзевичем Марина Цветаева помогла его невесте выбрать свадебное платье, а также подарила переписанную собственноручно "Поэму горы", полную неземной любви и страсти к адрессату – Константину Радзевичу, а он не понимал и не любил стихотворений Марины Цветаевой.
Поклонники творчества великой поэтессы Марины Цветаевой, конечно же, знают о ней все. Время от времени они посещают ее жилище, чтобы еще раз взглянуть на те мелочи, которыми она пользовалась в повседневной жизни. Сегодня организован в Марины Цветаевой. Он является государственным и российской столицы.
Информация о музее
Он располагается по адресу: Борисоглебский переулок, дом 6. Дом-музей Цветаевой в Москве в разные дни недели работает по разному графику. По понедельникам здесь выходной, по вторникам, средам, пятницам, а также в субботу и воскресенье центр работает с полудня до 7 вечера, в четверг - на 2 часа дольше, то есть до 21.00. Последняя пятница месяца также является выходным днем.
Открытие
Музей Марины Цветаевой в Москве, который является был открыт в 1992 году в день 100-летия поэтессы. Идея основать такой культурный центр принадлежит как общественным организациям, так и частным лицам, в частности Д. Лихачёву. Благодаря экспозиции музея мы узнаем о жизни и быте членов семьи поэтессы и самой Марины Ивановны. В здании музея также находится русский и зарубежный ее архивы, научная библиотека, "кафе поэтов" и концертный зал, где проводятся литературные вечера. С 2016 г. Е. И. Жук была назначена директором музея Цветаевой в Москве.
История
В этом доме великая поэтесса жила в годы своей молодости - с 1914 по 1922-й. С ней здесь проживали и другие члены ее семьи. Этот дом был построен в середине 19 века, в 1862 году, в архитектурном стиле классицизма. У него было 2 этажа, на которых размещались 4 квартиры. Позже под одним и тем же адресом было построено еще несколько строений (четыре жилых дома и хозяйственные постройки), которые объединялись зеленым двором, в углу которого имелся колодец. Все это находилось за чугунными воротами. Доходный дом, в котором снимала жилье семья Цветаевых, имел своеобразную архитектуру, особенно в интерьере: множество лестниц, узкие коридорчики, уютные комнаты и т. д. Те, кто собирается в музей Цветаевой в Москве, могут увидеть это собственными глазами.
Годы жизни в Борисоглебском переулке
М. И. Цветаева, ее муж С. Я. Эфрон и дочь Аля поселились здесь в начале осени 1914 года. Они жили очень тихо и мирно. В 1915-м Марина Ивановна познакомилась с Софьей Парнок - поэтессой, а еще через год с Мандельштамом, у которого сразу же после знакомства вспыхнули к ней чувства. Ее муж либо ничего не замечал, либо делал вид. Он боготворил свою жену.
1916 год был очень плодотворным для поэтессы. Ее стихи ежемесячно печатались в «Северных записках». Этот период был также самым счастливым в ее жизни. Она после рождения дочери расцвела по-особенному, носила платья в пол, украшая их аксессуарами из янтаря и аметиста.
Но идиллия ее семьи была разрушена войной и революцией, которые несли за собой голод, нищету, холод. В апреле 1917 года она родила вторую дочь, которую родители назвали Ириной. В январе 1918 г. муж поэтессы Эфрон уходит добровольцем в армию и пропадает на несколько лет. Дом, в котором они жили и который сегодня является музеем Цветаевой в Москве, превращается в общежитие. Им оставляют несколько комнат и кухню.
Чтобы обеспечить дочек теплом, Марина Ивановна вынуждена рубить всю мебель: стулья, шкафы, полки. Все вместе они устраиваются на зиму в кухне, чтобы хоть как-то согреться. Она меняет любимый рояль на муку низкого сорта, из которой варит кашу. Бумаги для творчества ей не хватает, и она начинает записывать свои сочинения на обоях. В какой-то момент Марина Цветаева, думая о своих невинных крошках, отдает их в Кунцевский приют. Это решение ей дается с трудом, но ведь так они будут хотя бы накормлены. Но маленькая Ирина, оставшись без материнского присмотра, умирает.
В 1921 г. поэтесса узнает, что ее муж жив и он находится в Стамбуле (Константинополе). В то же время до нее доходит весть о смерти Блока и Гумилева. Через год, забрав Алю из приюта, она уезжает за границу.
За годы советской власти этот в прошлом симпатичный дом оставался большой коммунальной квартирой. Естественно, никто за ним не ухаживал, и он все ветшал и ветшал, разрушался, в итоге потерял свой былой облик. Для властей он не представлял какой-либо культурно-исторической ценности. В 1930-м даже шли разговоры о его сносе. Потом была Отечественная война, и об этом и речи не могло быть. В 1979 году вновь заговорили о том, что дом, в котором когда-то жила М. Цветаева, должен быть снесен. Было вынесено официальное решение, жильцов выселили, выключили воду и электричество. И вот одна из жильцов, а именно Надежда Катаева-Лыткина отказалась съезжать оттуда, и процесс пришлось приостановить. Дом был спасен.
Идея о создании музея Цветаевой в Москве
В годы перестройки несколько общественных организаций стали бороться за то, чтобы у великой русской поэтессы был собственный музей, и лучшего места для этого, чем дом, в котором прошли ее самые счастливые годы, невозможно было найти. Однако идею эту получилось осуществить только после распада Советского Союза в 1992 году.