Создание государства сирия. Краткая история сирии

2. Древние цивилизации на территории Сирии

Шумерские колонии

Сегодня у нас пойдет речь о первых цивилизациях, собственно цивилизациях, которые существовали на территории Сирии, то есть образованиях, у которых существовала государственность, письменность, развитая городская жизнь, и об истоках географических и культурных этих образований, откуда они, собственно, в Сирии появились.

Здесь можно говорить сразу о двух тенденциях, которые в принципе всегда актуальны при рассказе о той или иной цивилизации. Это автохтонная тенденция, которая объясняет возникновение местных центров сугубо местными особенностями, местными традициями, местными усилиями, и идея привнесения, концепция привнесения цивилизации, привнесения культуры извне, когда более развитый ареал транслирует свои ценности, свои коды местным внешним культурам.

В каком-то смысле мы можем говорить, что сирийская древняя цивилизация, эта сирийская субцивилизация, если угодно, была во многом, с одной стороны, автохтонного, местного происхождения, с другой стороны, огромную роль в ее формировании сыграли шумеры.

Шумерская культура существовала в Южной Месопотамии. Она развивалась с рубежа V-IV тысячелетия до н.э. Собственно, период носит наименование урукского, Джемдет-Наср, и более позднее образование, собственно, совпадающее с Джемдет-Наср отчасти - это цивилизация Киша, тоже шумерского центра, расположенного чуть севернее Урука. И вот именно из Южной Месопотамии уже в IV тысячелетии началась весьма любопытная трансляция собственных идентичностей дальше на север.

Она имела два аспекта, две составляющих. Во-первых, это было физическое, в прямом смысле слова, переселение части шумерского населения вверх по Евфрату, и, во-вторых, это было привнесение шумерами своей культуры, которая воспринималась местным населением. О характере языковом местного населения я еще скажу. Пока что хочу остановиться на том, что уже в IV тысячелетии стали на среднем течении Евфрата возникать протогородские и городские центры, которые во многом можно рассматривать как своего рода культурные колонии, а иногда и физические колонии шумеров.

Прежде всего хочется сказать о таком центре, как Джебель Аруда и Хабуба Кабира, Южная Хабуба Кабира, которые находились на территории современной Сирии по Евфрату. И это, пожалуй, самые западные центры, в которых прослеживалась шумерская культура в IV тысячелетии до н.э. Эти центры не были долговременными. Относительно быстро они пришли в упадок. Уже в 3200 году примерно до н.э. они прекращают свое существование, но одновременно с ними или чуть позже возникали шумерские колонии по реке Хабур. Это приток Евфрата, который также впадает в Евфрат с севера, двигаясь с северных предгорий.

И как раз у истоков Хабура существовало несколько интересных культурных центров. Один из них называется Тель Байдар. Тель Байдар - это современное название. Он находится в провинции Хасаке, в Сирии, в мухафазе Хасаке, на территории Сирийской Республики. Предположительно он назывался в свое время Набада, но это весьма условное, предположительное название. Окончательно сказать, уверенно, что это его аутентичное имя, невозможно.

И еще один очень важный центр - Тель-Брак, в той же провинции Хасаке. Он носил название Нагар или Навар чуть позже и тоже находился в верховьях Хабура. Вот эти два центра весьма интересны тем, что здесь происходила встреча древней шумерской культуры с местными народностями, местным нешумерским уже языком и формировалась интересная оригинальная культура с сильнейшим шумерским влиянием во всех сферах. Это были еще бесписьменные центры, поскольку у самих шумеров письменность в полном смысле слова появляется только в самом конце IV тысячелетия до н.э., уже на рубеже урукского и кишского периодов. И вот эти вот центры севера Сирии - это были еще культуры, которые не имели своей письменности.

От шумеров к семитам

Хотелось бы несколько слов сказать об этническом или, точнее, лингвистическом характере населения этих областей. Шумерский язык является изолятом. У него не обнаруживается на сегодняшний день каких-либо явных связей с языками других семей и групп. И в этот период на севере, северо-западе он взаимодействовал с языками, которые более-менее могут быть нами идентифицированы в генетическом плане.

Во-первых, это семитские языки, и семитские языки существуют до настоящего времени и имеют богатейшую письменную традицию, и, во-вторых, это хурритские языки. Хурритские языки представляют собой ответвление некоей общей, видимо, группы хуррито-урартской. Их генетические связи спорны. Есть гипотеза, которую предложил в свое время Старостин, о родстве хуррито-урартских языков с вайнахскими, но на сегодняшний день эта гипотеза вызывает у ряда лингвистов возражения.

Вот три основных языковых сообщества, которые тогда действовали в Месопотамии, Месопотамии Северной и на территории Сирии. Сирия в этом смысле весьма любопытна, потому что здесь, можно говорить, возникла своего рода чересполосица буквально хурритских и семитских поселений, и происходил весьма интенсивный культурный обмен. И все же можно говорить о доминирующей тенденции к ассимиляции хурритов семитами. Этот процесс занял несколько тысячелетий, и постепенно хурриты на этой территории полностью исчезли, местное население полностью перешло на языки семитской группы.

Я здесь хотел бы обратить внимание наших слушателей на очень любопытный момент истории древних и современных семитов. Вот эта область, современная Сирия и дальше вплоть до границ Египта, палестинско-иорданский регион, - это во многом смысле уникальная территория, на которой местная культурная, лингвистическая и письменная традиция не прерывается с примерно 2500 года до н.э. То есть мы можем сказать, что это, пожалуй, единственный регион на планете, в котором сохраняется такая устойчивость лингвокультурная. Если мы посмотрим на древний Китай или Индию, государства древней Америки или тем более современную Европу, мы увидим, что все народы, которые на сегодняшний день имеют здесь свою государственность и письменную традицию, все появились здесь относительно поздно.

Древние семиты, которые тоже были, по всей видимости, мигрантами с какой-то своей прародины, где она - это тема отдельная и весьма сложная, но как бы то ни было мы можем говорить, что примерно с середины III тысячелетия до н.э. на территории Леванта, то есть от границы Турции до границы современного Египта, существует устойчивая семитоязычная общность, которая сохраняет свою лингвистическую идентичность, которая имеет письменную и политическую традицию с очень древних времен.

Есть такая забавная присказка, что Дамаск является самой древней столицей на земле, действующей столицей действующего государства. Естественно, у Дамаска были свои периоды, когда он столицей не являлся, но действительно мы можем говорить, что в этом смысле Дамаск весьма любопытным местом является. Это действительно один из самых древних центральных городов семитов. Но Дамаск был, конечно же, далеко не первым семитским центром.

Город Эбла

И здесь нужно сказать несколько слов о таком значительном семитском центре, располагавшемся в Северной Сирии, который носит название Эбла. Эбла - это весьма любопытный город. Древнее население его в лингвистическом плане установить очень сложно. Город там возник, по всей видимости, или протогородское образование в 2900 примерно году до н.э., то есть в самом начале III тысячелетия до н.э. И у Эблы есть свои циклы развития, своя, если можно так сказать, система периодизации.

Самый древний период Эблы - это дописьменный период, примерно с 2900 по 2400 год, плюс-минус 100 лет, то есть это период, когда у местного населения еще не было письменности. Когда письменность появляется, она появляется опять же, конечно же, под влиянием шумерской клинописи, и, по всей видимости, Эбла представляет собой уникальный в этом смысле центр, поскольку именно здесь, по-видимому, впервые была осуществлена адаптация чужой системы письма для собственного языка, то есть система письма, которую создали шумеры, шумерская клинопись для местного семитского языка.

Аналогичные действия в Эламе или в Аккаде могут быть по времени примерно соотнесены с этими культурными преобразованиями в Эбле, но все же, по всей видимости, Эбла чуть-чуть опережает и Аккад, и Элам в этом смысле. Тем более надо сказать, у Элама была своя система письменности. Эламиты пользовались собственным линейным письмом, а до этого еще существовало протоэламское письмо, носители которого гипотетически могут тоже быть отождествлены с эламитами, но это уже отдельная тема.

Итак, вот в этом смысле Эбла представляет собой уникальный центр, но еще и она удивительна тем, что там сохранился огромный местный архив. Архив - опять же в зависимости от того, как считать дошедшие до нас памятники, можно говорить примерно о 20 000 фрагментов глиняных табличек, которые содержат письменную информацию, и примерно из этих 20 000 фрагментов примерно 1800 представляют собой целостные тексты. Это самый ранний образец семитского письма на сегодняшний день, и этот архив позволяет представить себе историю этого региона с середины по крайней мере III тысячелетия до н.э. и вплоть до более поздних периодов, хотя нужно сказать, что основная часть архива Эблы охватывает достаточно небольшой промежуток времени, примерно с 2400, как я уже сказал, плюс-минус 100 лет, до 2200 года, когда Эбла была разрушена другим семитским центром, Аккадом.

Современные события в Сирии трагически сказываются на возможности продолжения изучения памятников древней культуры. Дело в том, что Эбла находится недалеко от города Халеб, того самого Алеппо, вокруг которого сейчас происходят трагические боевые действия, в 50 километрах от него на юго-запад, к Идлибу (тоже на слуху сейчас это имя), собственно в этой мухафазе, в Идлибе, недалеко от этого города.

Помимо того, что в Эбле возникает вот эта вот система заимствования шумерской письменности для собственного языка, Эбла, по всей видимости, является и на сегодняшний день первым центром, в котором были созданы словари: словари, позволявшие делать переводы с языка на язык, то есть с языка, на котором говорило местное семитское население, на шумерский язык. Язык населения Эблы является предметом споров в научной среде. То есть доминирующая все-таки на сегодняшний день точка зрения, что это был восточносемитский, а не западносемитский язык.

Семитские языки делятся на восточно- и западносемитские. Соответственно, восточносемитскими являются языки древних аккадцев, а западными семитскими языками были языки Ханаана, древних евреев и древнего Угарита. Язык Эблы в этом смысле весьма интересен, и он содержит в себе в том числе элементы и западносемитских языков. И есть даже гипотеза, что, возможно, язык местного населения, именно разговорный, повседневный язык местного населения был западносемитским, а язык письменных памятников, собственно эблоитский язык, представляет собой своего рода феномен лингва франка того периода, который впоследствии, например, играл арамейский язык в этом же регионе. То есть это язык, который позволял семитскому населению региона беспроблемно общаться на вот этом вот языке, который понимали и в Аккаде, и в Эбле, и в Северной Месопотамии, и в центрах, которые расположены между Эблой и Аккадом.

Город Мари

Собственно, об одном из таких центров, которые расположены между Эблой и Аккадом, стоит тоже сказать отдельно. Это город Мари. На сегодняшний день его развалины находятся на территории современной Сирии, прямо на границе между Сирией и Ираком, на Евфрате.

Он находится рядом с городом Абу-Камаль, который называли последней столицей, последним центром так называемого «Исламского государства» (Запрещено в России – Прим. ред.). И, собственно, там как раз сейчас проходят завершающие военные действия между противниками его и этим самым государством. И вот как раз в этом месте находятся развалины древнего города Мари.

Древний город Мари возник, по всей видимости, опять же под сильнейшим культурным влиянием шумеров, которые двигались с юга на север и основывали здесь свои колонии. И Мари, возможно, был пунктом, в котором сходились не только семиты и шумеры, но и представители того самого еще одного народа или группы народностей, хурритов, которые населяли в древности весьма обширный регион Месопотамии и Сирии. Как я уже сказал, это была не только Сирия, но и территория, которую сейчас принято именовать Иракским Курдистаном. Но даже более того, хурритские поселения, видимо, продвигались даже еще далее на юг и захватывали берега Евфрата. И как раз вот это расстояние от сирийско-иракской границы и вплоть до современного Багдада, возможно, заселяли в том числе и хурритские племена вперемешку с семитами, интенсивно мигрировавшими на эту территорию, по всей видимости, из Аравийской пустыни, и шумерами, двигавшимися с юга, незначительными в количественном отношении, но весьма значительными в отношении культурном.

Мари пережил за время своего существования несколько трагических разрушений, и поскольку он находился на важных караванных торговых путях между Шумером и Сирией, то, естественно, контроль над этим центром был чрезвычайно важен. Поэтому его история - это история постоянных конфликтов с Нагаром, с Эблой, с Аккадом, в которых этот центр в конце концов погиб. Письменные источники, которые сохранились, которые были найдены, это архив этого города. Он охватывает тоже, как и в случае с Эблой, весьма незначительный в основном период, примерно с XIX века до н.э. до XVII века до н.э.

И это опять же семитский язык доминирует здесь и официально, и в повседневной жизни, и используется для его фиксации шумерская клинопись. Но что самое интересное, Мари - это, по всей видимости, на сегодняшний день первый пункт хронологически, в котором обнаружены собственно хурритские тексты, то есть это примерно XIX, может быть, XVIII век до н.э., и хурриты, которые не были ведущей социально-политической группой в Мари, при этом уже могли создавать здесь свою собственную письменную традицию, собственную письменную культуру. Хурриты пользовались, как и местное семитское население, шумерской письменностью, то есть клинопись была такой универсальной системой передачи информации во всем этом регионе, и хурриты заимствовали шумерскую клинопись и активно ей пользовались. Поскольку хурриты занимали огромную территорию в Передней Азии, то эта клинопись распространялась дальше на север, и они фиксировали свои оригинальные литературные произведения, которые частично дошли до нас.

Аккад и Саргон Аккадский

С историей и культурой Сирии, как вы уже понимаете, теснейшим образом была связана история и культура территорий и государств, которые располагались на территории современного Ирака. Здесь речь идет не только о шумерах, но и о, пожалуй, самом известном семитоязычном государстве древности, об Аккаде, или, как его еще называют, Аккаде и одном из самых известных правителей этого государства и вообще в принципе древнего семитского мира Саргоне Аккадском.

Саргон, или, как его имя иногда реконструируют как Шаррумкен, Шаррукин, был, по всей видимости, незнатного происхождения. И существует даже знаменитая легенда о Саргоне, которого вылавливают в реке младенцем, сходная с легендой о Моисее. И вот этот Саргон смог стать правителем небольшого сначала центра, города Аккад, который располагался в центре современной Месопотамии, по всей видимости, там, где Тигр и Евфрат в Месопотамской низменности максимально близко подходят друг к другу в среднем течении, то есть это примерно область Багдада современного. Где находился древний Аккад, неизвестно до конца. Этот город пока еще не найден. И я думаю, что если он когда-нибудь будет найден, это обеспечит историков совершенно невероятным объемом информации.

Саргон возвысился в конце XXIV века до н.э., и его правление было сравнительно долгим. Оно охватило еще и первую половину XXIII века до н.э., то есть, по всей видимости, он правил около 50 лет, как некоторые современные наши диктаторы. И в этот период он развернул широчайшую экспансию во всех направлениях. В некоторых случаях эта экспансия не может быть четко задокументирована. Но в других случаях, там, где он вел наступления, например, на Мари или на Эблу, это находит свое подтверждение в письменных и археологических источниках. И именно Саргону принадлежит заслуга подчинения Мари, а его наследнику Нарам-Сину, или Нарам-Суэну - захват и уничтожение Эблы.

И, собственно, вот с этого времени, это происходит примерно в середине XXIII века до н.э., падение Эблы, прекращается наращивание вот этого богатого местного архива, и начинается период в каком-то смысле упадка этого центра. Мари сумело сохраниться, хотя оно было подчинено Саргоном, но возвышение династии Саргона было непродолжительным, и уже примерно в XXII веке до н.э., может быть, ближе к его концу Мари восстанавливает свою самостоятельность. Рубеж III и II тысячелетий до н.э. представляется весьма интересным во многих смыслах, потому что возникают новые государства, рушатся старые образования. Как говорится в одной из древних летописей, их владычество переходит от народа к народу. И, собственно, здесь нужно сказать о формировании во II тысячелетии до н.э. новых центров силы.

Новые центры силы II тыс. до н.э.

Прежде всего это хетты в Малой Азии, Митанни в Северной Месопотамии и Египет, которые начинают экспансию в северном направлении. То есть мы можем сказать, что Сирия являлась скорее объектом, нежели субъектом международных отношений того времени, то есть Сирия была регионом, на который пытались распространить свое владычество соседние государства. Сама же она не претендовала в тот период на роль самодостаточного гегемона, который пытается распространить свой контроль на сопредельные области. И с чем это связано, вопрос весьма сложный, но понятно, что интерес к Сирии как к месту, где сходятся торговые и экономические линии, идущие с севера на юг, из Малой Азии в Египет и с востока на запад, то есть из Месопотамии к побережью Средиземного моря, делали Сирию камнем преткновения, яблоком раздора, регионом, за который шла ожесточенная борьба. И уже в 2000 году до н.э. Эбла была в очередной раз захвачена и разрушена, по всей видимости, хурритскими завоевателями, которые двигались с севера, но которые здесь не создали своего собственного государства. И центры, которые находились в Месопотамии, вырастали уже в этот период.

Одним из таких центров стал Вавилон, в котором правила династия, ярчайшим представителем ее был Хаммурапи. И именно Хаммурапи был правителем, который уничтожил государство Мари в XVIII веке до н.э. Дальше власть Вавилонского государства в тот период не распространялась, но в XVIII, в XVII веках на территории Северной Месопотамии складывается новое государственное образование, весьма любопытное.

Это Митанни. Это было государство Ханигальбат, как его называли семиты. Это было государство хурритское преимущественно по языку, но династы его носили индоевропейские имена. Это весьма необычное явление, уникальное даже, можно сказать, присутствие индоевропейцев. Более того, даже можно говорить о близости их культуры к индоариям, а не к иранцам. И вот эта династия существовала в Северной Месопотамии, была хурритской, как я уже сказал, по языку, но сохраняла вот этот интересный субстрат индоевропейский и родственный индоариям.

Возможно, они были каким-то образом связаны с народами другой группы, то есть современными дардами или современными нуристанцами по языку. Возможно, их культура имела отношение непосредственно к индоариям. Это сказать сейчас очень сложно, потому что никаких памятников связных вот на этом митаннийском индоевропейском языке до нас не дошло. До нас дошли некоторые термины, до нас дошли личные имена, упоминания некоторых богов индоарийских, но связных текстов до нас не дошло. Поэтому, собственно, вот этот феномен митаннийской арийской культуры является большой загадкой в истории, которая, возможно, еще ждет своего исследователя, археолога, который сможет найти, возможно, когда-нибудь архивы с местным арийским языком.

И территория Сирии становится объектом борьбы нескольких государств примерно с XVIII века. Это прежде всего Митанни, которое двигается с северо-востока, Египет, который пытается распространить свою власть с юга, и хеттское государство, которое двигается с северо-запада. Здесь Сирия оказывается местом столкновения трех государств, трех сил, пытающихся ее подчинить. В этот период здесь возникло несколько небольших образований (Ямхад на севере, Катна на юге современной Сирии), и эти государства как раз и становились объектами давления со стороны агрессивных соседей.

Древние хетты

Несколько слов нужно здесь сказать о древних хеттах. Это народ индоевропейского происхождения, индоевропейский по языку. Хетты очень рано восприняли месопотамскую культуру. Во-первых, это была аккадская письменность. Уже в самом начале II тысячелетия до н.э. на территории Малой Азии возникают колонии семитских ассирийских купцов, которые оставили после себя письменные памятники, так называемые каппадокийские таблички. Это именно памятники аккадского языка.

И вторым элементом, который активно усваивали хетты, была культура хурритов, которые в свою очередь тоже активно воспринимали месопотамскую культурную традицию. И литература хурритов, пантеон хурритов оказал на хеттов очень большое влияние. И по мере того, как хетты продвигались на территорию хурритов, то есть на территорию Северной Сирии и Северной Месопотамии, они вступали в этот культурный обмен с хурритами и очень много у них заимствовали.

И здесь в принципе мы можем говорить о некоей целостности цивилизационной всех этих образований: и шумеров, которые уже исчезли примерно к 2100-2000 году до н.э., семитов, хурритов, хеттов. Это народы, которые объединяет мощный художественный пласт, истоки которого находятся в шумерском искусстве, и, конечно же, клинопись, которая заимствовалась всеми этими народами. И таким образом, мы можем говорить, что шумеры были своего рода эпицентром цивилизации, которая распространилась далеко на север и северо-запад от собственно Южной Месопотамии.

Возникновение алфавитной письменности

С территорией древней Сирии связан еще один интересный феномен, от которого проистекает во многом культура всего последующего человечества. Речь идет об алфавитной письменности. Где и когда появился первый алфавит, сказать очень сложно. Существует гипотеза о том, что древние алфавитные системы возникают под влиянием именно Египта, а не клинописи, египетской иероглифики.

И есть образцы синайского письма, которые датируются достаточно ранним временем. Это примерно XIX-XVIII до н.э. Синайское письмо не расшифровано, то есть, по всей видимости, это именно семитское письмо, но расшифровать его пока не удалось. И кроме семитского письма, обнаружены тексты на территории современного Египта, в пустыне к востоку от Нила, с еще более древними памятниками, которые тоже пока не расшифрованы и которые, по всей видимости, являются самыми ранними образцами протоалфавитного письма.

Классическое консонантное алфавитное письмо - это ханаанское и финикийское. Но еще нужно сказать несколько слов о письменности Угарита. Она тоже возникает примерно в XVIII веке до н.э., по всей видимости, хотя есть более умеренные датировки, которые относят ее к XVI-XV векам. Угаритское письмо интересно тем, что оно по внешнему виду представляло собой клинопись, но только по внешнему виду. Структурно это был именно консонантный алфавит, то есть совершенно иная система письма. В качестве некоторого отдаленного аналога можно вспомнить персидскую клинопись, потому что персидское письмо было слоговым, но при этом использовало клинописные знаки, то есть принцип письменности был совершенно иной, хотя внешне это очень все напоминало шумерскую клинопись.

Угаритская письменность не получила развития по нескольким причинам. Отчасти потому, что Угарит был единственный прибрежный центр Леванта, который не вынес удара народов моря. В 1200 примерно году или в 1180, в этом промежутке он был разрушен этими самыми народами моря. Причем сохранилось письмо местного правителя, которое он адресует одному из своих, по всей видимости, сюзеренов, с просьбой о помощи, в котором он говорит, что всего пять кораблей вот этих вот нападавших приближаются к его городу. То есть, по всей видимости, эти налеты были не такими массовыми, но отличались настойчивостью и постоянством, и, по всей видимости, именно это и погубило ряд территорий Северной Сирии.

Ашшур, Дамаск и Вавилон

Собственно, вторжение народов моря связывается с так называемым коллапсом бронзового века, с катастрофой бронзового века, которая происходит в этот период, когда разрушаются многие старые центры, падает хеттское государство, прекращает свое существование Угарит и происходит возвышение новых государств. Вот одним из таких государств является Ассирия, древний Ашшур. В свое время Ашшур был центром, заселенным хурритами. Он пережил период господства Мари, судя по всему, но потом происходит постепенная семитизация населения. Народ усваивает аккадский язык и создает свое собственное государство.

Одной из первых жертв экспансии Ашшура становится как раз Митанни, которое было уничтожено, видимо, в XIV веке до н.э. или в середине XIII века. Возможна такая датировка. И с этого периода начинается эпоха ассирийских вторжений, ассирийской гегемонии, и Ассирии удается в течение многих веков поддерживать весьма зловещий Пакс Ассирика на территории от низовьев Тигра и Евфрата вплоть до египетских границ. История Ассирии достаточно хорошо известна. Мы не будем подробно о ней останавливаться. Мы скажем лишь, что одной из жертв ассирийской экспансии на территории современной Сирии стало Дамасское государство, Дамасское царство.

Дамасское царство - это государство западных семитов, арамейское по языку, и время его возникновения является предметом дискуссий. Дело в том, что о существовании Дамасского царства сообщают нам тексты Библии, однако других источников, в которых бы возникновение его можно было бы датировать, например, X веком до н.э., таких источников нет. И Дамаск в других источниках появляется гораздо позже. И в конце VIII века до н.э. Дамаск был захвачен ассирийцами и подчинен их власти. Собственно, примерно в этот же период, в 722 году до н.э., Ассирия уничтожает северное еврейское государство, Израильское царство, со столицей в Самарии.

Господство ассирийцев над регионом заканчивается вместе с возвышением Нового Вавилона и Мидии, и Северная Сирия в 605 году до н.э. переходит под контроль уже Нововавилонского царства.

Набу-кудурри-усур, Навуходоносор II, разгромил египтян в 605 году до н.э. при Кархемише. Это тоже интересный центр, который находится на Евфрате, на границе современной Турции и Сирии. Египтяне пытались, пользуясь ослаблением Ассирии, распространить свою власть далеко на север, вплоть до Малой Азии, в очередной раз, но эта попытка потерпела поражение благодаря усилиям нового гегемона из Междуречья, Нововавилонского царства. И 605 год - это такой рубеж, когда территория Леванта переходит под контроль Вавилона. И следующий рубеж уже - это 539 год, когда новое государство, новый могущественный завоеватель с Востока, персидское государство Ахеменидов, захватив Вавилон, подчиняет эти провинции.

Поползновения Египта

Египет был весьма заинтересован в распространении своей власти на территорию Леванта, и египетские фараоны совершали вторжения на эту территорию примерно с XVIII века до н.э., возможно, еще и раньше, и это рождало и ответные действия. Например, гиксоское вторжение в Египет, которое было по характеру своему, по всей видимости, преимущественно семитским. И гиксосам удалось захватить Нижний Египет и основать здесь свою династию. XVIII династия Египта в XVI веке до н.э. изгоняет гиксосов, и с этого времени начинается расцвет военной экспансии Египта в северном направлении, но, впрочем, не только в северном. В Нубию египетские фараоны XVIII династии тоже совершали множество походов.

Но успехи этой династии в завоевании Сирии были, в общем, беспрецедентны, потому что войска Тутмоса III дошли до территории современной Турции, до среднего течения Евфрата. И когда египтяне увидели Евфрат, они поразились тому, что большая река течет с севера на юг, потому что для египтян это было крайне непривычно, поскольку Нил течет с юга на север. И Евфрат так и назывался у египтян «перевернутая вода», «перевернутая река».

Но египетское господство в этом регионе было неустойчивым. Египтяне не пытались насадить здесь свою административную структуру. Они придерживались принципа сохранения местных династов и взимания дани либо совершения регулярных набегов. Кроме этой проблемы, существовала еще одна. Конкурентом Египта на этой территории была митаннийская держава и хеттская держава. И хетты, которые смогли одержать победу над Митанни, и, воспользовавшись ослаблением Египта при Эхнатоне, который проводил реформу религиозную в XIV веке, они стали активно продвигаться дальше на юг.

И вот это продвижение хеттов в зону, которую Египет всегда считал своей сферой влияния, привело к столкновению, и это произошло уже при XIX династии, знаменитая битва при Кадеше, о которой сохранились свидетельства как со стороны хеттов, так и со стороны египтян.

И в записях Рамзеса II, который командовал египетской армией говорится о великой победе его над противником, но по результатам этого конфликта очевидно, что хетты смогли удержать территорию Северной Сирии под своим контролем, и господство египтян проходило где-то как раз по южным областям современной Сирии, то есть вся Северная Сирия осталась в зоне влияния хеттов. Вот эта вот битва при Кадеше, одно из самых документированных сражений древности, тоже происходит на территории современной Сирийской Республики.

Литература

  1. Древняя Эбла (Раскопки в Сирии). Сост. и введ. П. Маттиэ. Общ. ред. и закл. статья И. М. Дьяконова. М., 1985.
  2. Ковалев А.А. Месопотамия до Саргона Аккадского. Древнейшие этапы истории. М, 2002.
  3. Н. В. Козырева. Очерки по истории Южной Месопотамии эпохи ранней древности (VII тыс. до н. э. - середина II тыс. до н. э.). СПб., 2016.
  4. Корниенко Т.В. Первые храмы Месопотамии. Формирование традиции культового строительства на территории Месопотамии в дописьменную эпоху. СПб., 2006.
  5. Мари. Терка // Источниковедение истории Древнего Востока. М., 1984. С. 96-102.
  6. Переписка из царского архива Мари // История Древнего Востока. Тексты и документы. М., 2002. С. 197-201.
  7. Сайко Э.В. Древнейший город. Природа и генезис (Ближний Восток. IV-II тыс. до н.э.). М., 1996.
  8. Финкельштейн И., Зилберман Н. «Раскопанная Библия». Новый взгляд археологии / Пер. с англ. Т. Свитлык, Ю. Клименковский, Арсений Енин.
  9. Хассан Хасан. Древний город Мари (проблемы историко-археологического изучения) // Vita Antiqua, 2, 1999. С. 45-52.
  10. Шифман И. Ш. Культура древнего Угарита (XIV-XIII вв. до н. э.). М., 1987.

Перевод для – plagioclase

Британия предоставила арабам военную помощь, пообещав полную независимость по окончанию боевых действий. Шестого мая 1916 года турецкими властями в Дамаске и Бейруте были повешены десятки национальных сирийских лидеров.

В Ливане и Сирии этот день по сию пору вспоминают как «День мучеников». Арабские армии под предводительством шерифа Мекки — Хуссейна вскоре добились победы над турками, и в начале 1918 года арабо-британские силы заняли Дамаск, положив конец четырёх вековой турецкой оккупации.

Позже в 1918 году король Фейсал I — сын шерифа Хуссейна, объявил Сирию независимым королевством. Однако у Франции и Британии были свои планы. В соглашении Сайкса-Пико они поделили Ближний Восток на французские и британские «сферы влияния». Сирия оказалась во французской. В начале 1920 года французские войска высадились на сирийское побережье и, после нескольких сражений с плохо оснащёнными сирийскими частями, взяли страну под свой контроль. В 1923 году Лига Наций официально признала французский мандат над Сирией.

Сирийцы решили сопротивляться новым захватчикам. В 1925 году они подняли восстание против французского владычества. Несколько столкновений произошло в провинции Джабаль Аль-Араб и в Дамаске. Вследствие налётов французской авиации, последовавших в качестве ответа на поддержку повстанцев, столице был нанесён значительный ущерб. В 1936 году Франция всё же предоставила Сирии частичную независимость, подписав соответствующее соглашение в Париже, при этом французская армия оставалась на сирийской территории и продолжала оказывать политическое влияние.

Во время Второй мировой войны часть оккупационных войск поддержала правительство Виши, заключившее союз с Германией, в то время как другая встала на сторону Британии. В 1941 году страну заняла британская армия со своими французскими союзниками, пообещав Сирии полную независимость после войны.

Однако французы вновь нарушили своё слово. Сирийцы опять восстали, а 29 мая 1945 года французские войска атаковали здание сирийского парламента в Дамаске, вызвав ещё большее возмущение и новые демонстрации. Совет безопасности ООН, рассмотрев вопрос, вынес резолюцию, требующую полного вывода французских войск из Сирии. Французы были вынуждены подчиниться — последний французский солдат покинул территорию Сирии 17 апреля 1946 года. Этот день стал национальным сирийским праздником.

Первые годы независимости отличались политической нестабильностью. В 1948 году сирийская армия была направлена в Палестину, чтобы совместно с армиями других арабских государств противостоять недавно образованному Израилю. Арабы потерпели поражение, и Израиль занял 78 процентов области исторической Палестины. В июле 1949 года Сирия стала последней арабской страной, подписавшей мирное соглашение с Израилем. Однако это было лишь началом арабо-израильского конфликта.

В 1949 году национальное сирийское правительство было свергнуто в ходе военного переворота во главе с Хуссни Аль-Заимом. Позже в том же году сам Аль-Заим был сброшен другим военным — Сами Аль-Хиннави. Несколько месяцев спустя Хиннави был свергнут полковником Адибом Аль-Шешекли. Шешекли правил страной до 1954 года, пока рост общественного недовольства не вынудил его отказаться от власти и покинуть страну.

Сирию вновь возглавило национальное правительство, которому предстояло столкнуться с внешними проблемами. В середине 1950-ых на фоне укрепления советско-сирийской дружбы, отношения между Сирией и западом заметно ухудшились. В 1957 году Турция, верный союзник США и член НАТО, сосредоточила свои войска на сирийских границах, угрожая Сирии военным вторжением.

Угроза со стороны запада стала также одной из причин объединения Сирии и Египта в Объединённую Арабскую Республику под руководством египетского президента Гамаля Абделя Насера в феврале 1958 года. Насер согласился на объединение при условии роспуска всех сирийских политических партий. Это стало одной из многих причин, которые привели к развалу Объединённой Арабской Республики 28 сентября 1961 года в результате бескровного военного переворота в Дамаске.

Восьмого марта 1963 года, в результате переворота, получившего название «Мартовская Революция», власть в Сирии взяла Арабская Социалистическая Партия — «Баас». Сторонники «Баас» распустили парламент и ввели однопартийный режим, который также не достиг стабильности в виду противоречий внутри самой «Баас». В феврале 1966 года правое крыло «Баас» добилось лидерства в партии, провозгласив национальным лидером радикала — Салаха Джадида.

Весной 1967 года на границе Сирии и Израиля произошли серьёзные боевые столкновения. В апреле официальные представители Израиля в открытую угрожали Сирии военным вторжением. Данные угрозы наряду с другими важными событиями послужили причиной Шестидневной войны Израиля с соседними арабскими странами. Пятого июня 1967 года Израиль осуществил наступление на египетский Синайский полуостров, а также на западный берег реки Иордан. Затем, десятого июня, израильские соединения атаковали Голанские высоты, принадлежавшие Сирии. В результате двухдневных боёв

Сирия потеряла стратегический регион, включая важнейший город — Кунейтра. Одиннадцатого июня, по требованию ООН, противоборствующие стороны прекратили боевые действия. Позже в 1967 году Совет Безопасности ООН принял знаменитую резолюцию 242, требующую полного вывода израильских войск с оккупированных территорий, занятых во время шестидневной войны, в обмен на переговоры о мире и признание арабами права Израиля на существование.

16 ноября 1970 года Хафез Аль-Асад, занимавший пост министра обороны, возглавил «Движение Исправления», обеспечившее Сирии стабильность и безопасность после долгого неспокойного периода. Асад, избранный в 1971 году президентом подавляющим большинством голосов, начал готовить свою страну к борьбе за утраченные территории. Он объединил крупные политические силы страны в Прогрессивный Национальный Фронт и возродил Народный Совет (парламент).

Сирийцы не стали терять времени. Шестого октября 1973 года Сирия и Египет неожиданно атаковали израильские войска на Синае и Голанских высотах. За несколько дней сирийским войскам удалось практически полностью освободить оккупированные территории, однако, благодаря американскому «воздушному мосту», израильтянам удалось отбить позиции. Вскоре Сирия оказалась одна против США и Израиля. Учитывая прекращение боевых действий на египетском фронте, Сирийцы согласились с мирными инициативами ООН. Совет Безопасности выпустил новую резолюцию — 338, потребовав от Израиля вывода войск с арабских территорий, а также проведения мирных переговоров с целью достижения спокойствия на Ближнем Востоке.

По очевидным причинам, сирийцев не устраивал подобный исход событий. В начале 1974 года они начали войну на истощение с израильскими силами на Голанских высотах. Упорство и моральное превосходство арабов вынудили США к урегулированию отношений между Сирией и Израилем. При посредничестве госсекретаря США — Генри Киссинджера, было достигнуто соглашение о прекращении боевых действий между сирийскими и израильскими войсками на Голанских высотах.

В соответствии с достигнутыми договорённостями, Сирия восстанавливала контроль над частью территорий Голанских высот, включая крупный город Кунейтра. Президент Асад поднял сирийский флаг над освобождёнными землями 26 июня 1974 года, но сирийцы были неприятно удивлены, обнаружив, что Кунейтра и многие другие населённые пункты Голанских высот были сознательно разрушены израильтянами. Город так и не был восстановлен. С целью предотвращения нарушения перемирия, между позициями сирийской и израильской армий были размещены силы ООН.

В 1975 году началась гражданская война в Ливане. В 1976 году по просьбе ливанского правительства сирийские войска вошли в Ливан. В 1982 году ливанские войска противостояли израильскому военному вторжению с ведением полномасштабных боевых действий на земле и в воздухе. В 1990 году Сирия и её ливанские союзники положили конец 15-ти летней гражданской войне, а сирийские войска остались в Ливане для поддержания спокойствия и безопасности.

В 1978 году египетский президент Анвар Аль-Садат подписал сепаратное мирное соглашение с Израилем, нанеся серьёзным удар по арабскому единству. Сирия была среди других Арабских стран, осудивших решение Садата. По мнению Асада, для достижения мира, израильтянам необходимо было всего-навсего вернуть территории, оккупированные в 1967 году.

В 1980 году Ирак начал войну против Ирана. Ранее в 1979 году исламские революционеры в Иране разорвали союз с западом и объявили о поддержке Палестины. Сирия осудила эту войну, как несвоевременную и направленную в ложном направлении. Немногие из арабских стран разделяли сирийскую позицию. В августе 1990 года, по прошествии двух лет после окончания бесплодной и кровопролитной войны против Ирана, иракский президент — Саддам Хуссейн вторгся в Кувейт — небольшую арабскую страну Персидского залива, что вызвало волну осуждения по всему миру.

Сирия приняла участие в действиях международной коалиции, возглавляемой США, ради защиты Саудовской Аравии и освобождения Кувейта. Последовавшая за этими событиями война в Персидском заливе, окончилась поражением Ирака и наложением на него жёстких международных санкций. Ещё одно крупное арабское государство было фактически выбито из конфликта с Израилем.

После войны в Персидском заливе Сирия по приглашению США приняла участие в международной конференции по Ближнему Востоку. Конференция, проведенная в Мадриде в ноябре 1991 года, положила начало двусторонним арабо-израильским мирным переговорам. Основой для переговоров послужила резолюция ООН, требующая отказа Израиля от территорий, оккупированных в 1967 году, по так называемой формуле «территории в обмен на мир». Однако в течение многих лет эти переговоры были заморожены из-за отказа Израиля расстаться с какими бы то ни было арабскими территориями. Позиции арабов ещё более ослабели, когда палестинцы и иорданцы подписали сепаратный мир с Израилем в 1993 и 1994 годах.

Сирия и Ливан, однако, поклялись подписать мирные соглашения только вместе, либо не подписывать их вообще. Сирия продолжала оказывать поддержку ливанским борцам сопротивления во главе с «Хизболлой», противодействующим оккупационным израильским силам в Южном Ливане. В мае 2000 года «Хизболла» сумела освободить Южный Ливан от 22-х летнего израильского присутствия.

Сирийско-израильские переговоры о мире зашли в тупик в 1996 году, когда Израиль отказался обсуждать вопрос о полном освобождении Голанских высот. В конце 1999 года Израиль выразил желание возобновить переговоры. Они продолжились в США при участии министра иностранных дел Сирии — Фарука Аль-Сахара и премьер-министра Израиля — Эхуда Барака. Переговоры вновь зашли в тупик в 2000 году, когда Барак попытался исключить из договора восточный берег озера Тиберис. Сирия дала понять, что не уступит ни единой пяди своей земли.

Десятого июня 2000 года президент Асад умер от сердечного приступа. Десятого июля президентом Сирии был избран его сын — Башар Аль-Асад.

План
Введение
1 Доисторический период
2 В тени древних цивилизаций
3 Арам
4 Под скипетром восточных царей
5 Античный период
6 Средневековая история
7 Османский период
8 Проект Великой Сирии
9 Французский мандат
10 Современная Сирия
Список литературы

Введение

Данная статья посвящена истории Сирии.

1. Доисторический период

Около 10 тыс. лет до н. э. Сирия стала одним из центров докерамического неолита A, где впервые в мире появились скотоводство и земледелие. Для последующего докерамического неолита B характерны прямоугольные дома Мурейбетской культуры. В эпоху докерамического неолита местные жители использовали сосуды из камня, гипса и обожжённой извести. Находки обсидиана, происходящего из Анатолии, свидетельствуют о древних торговых отношениях.

В эпоху позднего неолита и раннего бронзового века важную роль играли города Хамукар и Эмар.

Дамаск расположен в центре оазиса Гута, простирающегося с севера на юг на 25 км, а с запада на восток - на 16 км. Первые упоминания о нем известны около 2500 до н. э. хотя археологические раскопки показывают, что городское население жило здесь уже в IV тысячелетии до н. э. Помимо земледелия, местные жители издревле занимались торговлей. Этому способствовало чрезвычайно выгодное местоположение города - на краю Восточной пустыни, вблизи двух судоходных рек, в точке, откуда расходились дороги на запад, юг, и восток. В связи этим, Дамаск играл важную роль во всей многовековой истории Сирии.

2. В тени древних цивилизаций

В III тыс. до н.э. на территории Сирии существовал семитский город-государство Эбла, который входил в круг шумеро-аккадской цивилизации. Он наследовал традиции неолитической революции, писали клинописью. С юга тревожили амореи, с севера наступали хурриты. Впоследствии на территории Сирии образуется аморейское государство Ямхад, конец которому кладет нашествие хеттов. В XVII веке в зоне взаимодействия вторгшихся с Балкан индоевропейцев (хетты) и цивилизаций Месопотамии местные племена хурритов формируют государство Митанни. В XV в. до н.э. Сирия подвергается нашествию египетского фараона Тутмоса I.

Одной из ярких эпох его ранней истории были X-VIII века до н. э., когда после завоевательных походов царей Ризона I и Таб-Риммона, город Дамаск стал центром могущественного арамейского царства, сделавшего вскоре гегемоном всей Сирии. Это главенствующее положение сохранялось и при их потомках. В начале IX в. до н. э. сын Таб-Риммона, Бен-Хадад I, воевал с царством Израиль, и отторг у израильтян часть северной Галилеи. Но спустя несколько десятилетий гегемонии Дамаска стали угрожать стремительно усиливавшиеся ассирийцы. Впервые они собрали дань с правителей Сирии в 859 до н. э. Чтобы успешней противостоять врагу, местные владетели решили объединить свои силы. Сыну Бен-Хадада I, Бен-Хададу II, удалось создать мощный анти-ассирийский союз, в который вместе с ним вошли цари хаматский, израильский, арвадский, аманский и некоторые другие. В 854 до н. э. под стенами города Каркара, на берегу реки Оронт, произошла ожесточенная битва. Она была очень кровопролитной, но закончилась безрезультатно. Некоторое время спустя ассирийский царь Салманасар III опять вторгся в Сирию, осадил Дамаск, но взять его не смог.

Однако опасная для ассирийцев, коалиция сирийских и палестинских правителей сохранялась недолго. Вскоре между израильским царем Ахавом и Бен-Хададом II (библ. Венадад ) началась война. В сражении при Римот-Гилеаде в 850 до н. э. израильтяне были разбиты, а Ахав был убит (4Цар.22:35). Затем в 843 до н. э. умер и сам Бен-Хадад II - один из его приближенных, некто Газаил, воспользовавшись тем, что царь был болен, придушил его одеялом и сам захватил власть. В 834 до н. э. 120-тысячное ассирийское войско во второй раз подступила к Дамаску. Царь Ассирии Салманасар III обнаружил, что сирийцы заняли позиции на горе Сенире, одной из горных вершин Ливана, и окопались там. Ассирийцы сумели разбить сирийское войско, а сам Азаил вынужден был бежать в Дамаск. Ассирийцы окружили город и вырубили рощи в его окрестностях. Салманасар III смог захватить большую добычу, но взять город не удалось и на этот раз.

Азаил, царь Сирийский (4Цар.15:22), смог сохранить престол после ухода ассирийцев, и некоторое время спустя начал войну с израильтянами. Сирийцы были удачливы и фактически сумели превратить израильского царя Иоахаза в вассала. Но в 802 до н. э. ассирийцы опять напали на Сирию. Возглавлявшему поход Ададмерари III, удалось, наконец, разбить сирийцев и захватить их столицу Дамаск. Ассирийцы тогда захватили огромную добычу и полностью разграбили город. Азаилу пришлось признать себя вассалом Ассирии. Но он опять смог удержать престол и правил до 796 до н. э. Сын Азаила, Бен-Хадад III - несколько раз воевал с израильским царем Иегоашем, но все вроде бы неудачно - израильтяне отобрали у сирийцев обратно все ранее утерянные города. Сын Иегоаша, Иеровоам II продолжал теснить Дамаск, и даже захватить обширные сирийские территории, в число которых, возможно входила вся долина Бекаа.

4. Под скипетром восточных царей

Следующий ассирийский царь, Тиглатпаласар III, задумал расширить границы своего государства, и этой целью начал вести завоевания в западном направлении (то есть в сторону Сирии). В 739 до н. э. ассирийские отряды сумели взять Арпад. В 738 до н. э. они также захватили еще 19 сирийских городов. В этих условиях сирийские владетели забыли о своих распрях и сплотились вокруг нового дамасского царя Ризона II. Союзником сирийцев был царь Израиля - Факей, а также цари Газы и Эдома. Но силы сирийцев явно уступали Ассирии. В 734 до н. э. Тиглатпаласар III завоевал Израиль, а в 733 до н. э. ассирийцы взяли Дамаск. Город был сильно разрушен. Мощь сирийцев была подорвана. Царь Ризон II был схвачен и казнен ассирийцами, царство его стало ассирийской провинцией. После этого большая часть арамейского населения, была насильно переселена во внутренние районы Ассирии.

На смену ассирийцам пришли халдеи, а затем персы.

5. Античный период

После битвы при Иссе Александр Великий, вместо того чтобы преследовать Дария, двинулся в Сирию. Парменион захватил в Дамаске весь обоз персидской армии, а сам Александр занял Финикию. Таким образом С. в 332 г. вошла в состав македонского царства. По смерти Александра Вел. С. сначала принадлежала Антигону, который в битве при Иссе (301 г.) лишился царства и жизни. Сирия досталась Селевку Никатору, при котором она достигла своего высшего развития; границы сирийского государства доходили до Окса (нын. Аму-Дарья) и Инда. Селевк и сын его Антиох основали целый ряд эллинистических городов (Селевкия на Тигре, Селевкия на Оронте, Антиохия и др.). Эти вновь основанные города сделались главным орудием смешения национальностей, религии, языка и культуры, так как жители их состояли из македонян, греков и туземцев. Преемники Селевка не были в состоянии удержать за собою господство над огромной территорией; в их руках с начала II-го в. до Р. Х. осталась только одна С. В 83 г. Тигран, царь Армении, завоевал С., изгнал последних Селевкидов и присоединил к своему государству остатки Сирийского царства.

В 64 г., после победы Помпея над Митридатом и Тиграном, С. сделалась римской провинцией, при чем к ней была присоединена и Иудея. Римские проконсулы всячески добивались управления Сирией. Антиохия скоро сделалась важнейшим городом провинции Азии и третьим городом всей Римской империи; так как Антиохия находилась внутри страны, то гаванью для нее служил город Seleucia Pieria. Как в Антиохии, так и в остальной С. образованные слои общества по-прежнему говорили по-гречески и сохранили греческие нравы и обычаи. С. постоянно страдала от вторжений парфян. При ослаблении Римской империи на территории Сирии появилось Пальмирское царство. При восточно-римских императорах С. падала все больше и больше и, наконец, сделалась добычей сарацинов.

6. Средневековая история

В 635 г. С. была опустошена и затем завоевана арабами, обратившими значительную часть арамейского населения в ислам. В 660-750 гг., когда Дамаск служил резиденцией халифов, благосостояние С. вновь стало подниматься, но с упадком Дамасского халифата страна обеднела. Крестовые походы сделали С. театром непрерывных военных столкновений в течение 2 веков. Здесь образовалось Антиохийское княжество. В 1187 г. египетский султан Саладин завоевал С. у крестоносцев.

В 1260 году пришедшее в упадок государство Айюбидов подверглось нашествию монголов под предводительством Хулагу-хана, который овладел Халебом и Дамаском, но был остановлен силами мамлюков во главе с султаном Кутузом в сражении при Айн-Джалуте на севере Палестины.

7. Османский период

Под египетским господством С. находилась до завоевания ее в 1517 г. султаном османов Селимом I. При османах Сирия была разделена на 4 провинции во главе с губернаторами, которые напрямую подчинялись стамбульской администрации. В XVIII веке в Сирии усилилось французское влияние. На побережье высадились солдаты Наполеона. В 1833 египетский хедив Мегемет-Али завоевал С., но в 1840 г., вследствие вмешательства европейских держав, принужден был вернуть С. обратно Турции. В конце 1850-х и начале 1860-х гг. вспыхнули кровавые распри между друзами и маронитами, потребовавшие посылки французского корпуса и закончившиеся основанием на Ливане полуавтономной области маронитов. Развитие индустриального общества в Европе способствовало упадку местных ремесел и проникновению европейского капитала.

8. Проект Великой Сирии

Из Европы через движение младотурков в Сирию проникают идеи национализма, которые приобретают панарабскую окраску. Во время Первой мировой войны арабы в основном из Хиджаза вместе с англичанами участвовали в освобождении Сирии от Османов. Когда же арабская армия во главе с Фейсалом ибн Хусейном в октябре 1918 вступила в Дамаск, она была встречена как освободительница. Город был объявлен резиденцией независимого правительства всей Сирии, которая воспринималась как возрождение Дамасского халифата. Фейсал I в 1919 году ездил на конференцию в Париж, тщетно пытаясь добиться признания прав династии Хашимитов на власть над Арабским Востоком. Вернувшись в Сирию объявил себя королем Сирии, созывал дважды панарабские конгрессы в Дамаске, выработал проект конституции в 1920 году. Он не учел, что Великобритания за его спиной договорилась отдать Сирию Франции в обмен на отказ от богатой нефтью области Мосула.

Понятие «Сирия» - это понятие современное, придумали его в 1929 году, а окончательно закрепили только в 1949 году, после окончания Второй мировой войны. В связи с этим очень сложно говорить о Сирии в древности - это все равно что говорить о России в древности. Ведь в древности ее просто не было, Россия как государство юридически существует с XVIII века.

На территории современной Сирии в древности были разные образования и государства с центрами в разных местах. Хронологически уникальность этой территории достаточно очевидна: современные Сирия и Ирак - это территории, где возникли самые древнейшие цивилизации - древнее китайской и индийской. С IV по I тысячелетие до н.э. Сирия была частью цивилизации Древней Месопотамии (Междуречья). Эта цивилизация замечательна во многих отношениях: именно в Древней Месопотамии впервые была придумана письменность, именно там были совершены замечательные открытия в астрономии, медицине и математике. Месопотамские ученые долго задавали тон в этих дисциплинах. Кроме того, в Древней Месопотамии была создана литература, написала «Песнь о Гильгамеше» - одно из старейших литературных произведений в мире.

В I тысячелетии до н.э. начинается смена эпох, область Сирия (куда мы должны включить часть современного Ирака, Ливана и Израиля) становится частью поздневавилонской, а затем и персидской державы Ахеменидов. В IV веке эти области были завоеваны знаменитым Александром Македонским - и как раз в это время начался новый большой взлет культуры на сирийской территории. Как мы знаем, Македонский в 334 году до н.э. вступил в Малую Азию, дошел до Дамаска, свернул на восток, достиг Пальмиры и победил при Гавгамелах персидского царя Дария, дошел до Северной Индии, где и скончался. На территории Плодородного Полумесяца, сирийской пустыни и Месопотамии возникает держава Селевкидов - диадохов Александра. В это время для нашей области стал характерен синтез греческой и восточной культур - возникает эллинистический Восток. Именно тогда главным языком на территории государства становится арамейский язык, а название «Сирия» как область распространения арамейского языка постепенно приживается. Затем Сирия оказывается в составе Римской империи, а вскоре, на краткое время, - в составе Парфянской державы. С III по VII век Сирия становится разделенной между двумя империями - Восточно-Римской (Византийской) и Персидской. Все это время главным языком Сирии был арамейский.

В это время на территории Сирии возникает христианская культура, и она существует на границе двух миров - персидского и римско-эллинистического. Христианская культура стала мостом между Римом и Персией. В это же время Сирия получила большое значение, потому что она находилась на караванном пути, который соединял Ближний Восток с Китаем. Через Пальмиру шел Великий шелковый путь.

Последний период взлета Сирии связан с существованием на ее территории Арабского халифата со столицей в Дамаске - это произошло в VII веке. С 750 года центр Халифата перемещается восточнее - в Багдад, который специально для этого был построен. Багдад (сейчас это столица Ирака) становится центром науки и искусства, и прекращается все это только в XIII веке, когда монголы взяли Дамаск и Багдад, а цивилизация Арабского халифата прекратила свое существование. Начинается эпоха упадка, которая продолжается до сих пор - с той только разницей, что в колониальное время (когда территориями владели французы) Дамаск и столица Ливана Бейрут стали на некоторое время центром колониальной культуры.

Упадок Сирии начался с упадком Халифата в XII веке, с монгольскими завоеваниями он усугубился. За монголами пришли турки, которые начали давить арабов, - и арабы стали деградировать в течение нескольких столетий. Лидерство в исламском мире перешло к мамлюкскому Египту. Турки многого не позволяли местным жителям, держали сирийскую политическую и культурную жизнь под своим контролем. Вилайет Сирия в османское время был многонациональным, помимо арабов там жили арамеоязычные ассирийцы, армяне, персы, курды. Именно тогда сложилась Сирия как единство, а то, что называется сейчас «джумхурийет Сурья», - это постколониальная история, которая живет воспоминаниями о прошлом.

Процесс исламизации Сирии был очень сложным, и произошел он не за один год. Можно сказать, что он так никогда до конца и не завершился, а Сирия так и не стала полностью мусульманской. Местное население Сирии в VII веке, когда арабы начали захватывать страну, было в основном христианским - и эта часть населения так христианской и осталась.

В результате арабских завоеваний религиозный пейзаж в Сирии стал более разнообразным. В мусульманской традиции Сирию часто называли Шāм, хотя этот термин соответствует более широкой территории Древнего Ханаана, французы обычно называют ее Левант. Власти Сирии с VII века были исламскими, а население - исламским и христианским. Впрочем, население Сирии всегда было поликонфессиональным - даже во времена Римской и Персидской империй.

Нельзя сказать, что многие сирийцы-христиане покинули границы страны после воцарившегося в ней Халифата. Мобильность в те времена была очень низкой, и люди с большим трудом куда-то переезжали, хотя некоторые сирийцы и мигрировали в Римскую империю. Массовое бегство - это все-таки черта более поздних времен. Вот во времена монгольских завоеваний часть Сирии переселилась в Египет. А в VII веке люди свое отношение к месту жительства определяли на основе богословских концепций, а не эмпирических знаний.

Важно понимать, что исламизация страны не принесла большого вреда науке и культуре. Сейчас нередко исламизация сравнивается с каким-то регрессом, но в те времена исламское государство было довольно прогрессивным. Халифат предлагал порой более эффективные (по сравнению с византийскими) способы администрирования, социальные и политические формы. Поэтому исламизация в VII веке была синонимом «переустройства». Халифат - это теократическое государство, где халиф («наместник Пророка Всевышнего») активно покровительствовал ученым, философам, поэтам. Население исламских государств в те времена свободно перемещалось из одной области Халифата в другую, из персидской Бухары - в Марокко, например.

Мнение, что исламизация нанесла прямой вред науке и искусству, - это мнение, в основе которого лежат невежество и исламофобия. В Дамаске и Багдаде работали школы, был создан Бейт ал-Хикма, «Дом Мудрости» - особый центр наук и искусств. В IX–X веках в Сирии наметился большой прогресс в науке и культуре. В «Доме Мудрости» проходили встречи и конференции ученых, была обширная библиотека, работали научные школы. Именно там были сделаны переводы многих сочинений Аристотеля.

Большинство арабских изобретений были сделаны на сирийской территории. Арабские математики впервые применили формализованный способ записи математических процедур. Тогда же были заимствованы индийские цифры, которые упростили способы числовой записи. Арабские математики применили впервые десятичные дроби, придумали уравнения, открыли общий вид бинома Ньютона, рассчитали стереометрические закономерности. Астрономы рассчитали поправку к углу наклона эклиптики, знаменитый Гебер разработал астролябию, Ал-Битруджи рассчитал законы движения планет. Была придумана система каталогизации астрономических тел, которая применяется до сих пор. Ее наиболее яркое выражение - каталог небесных тел «Альмагест», составленный арабами на основе греческих и ближневосточных астрономических знаний того времени. Инженеры арабского мира придумали коленчатый вал, клапанный насос, водяные часы, первых роботов-музыкантов.

В арабском мире возникла алхимия - и именно арабы начали классифицировать химические элементы. Были сделаны большие шаги в филологии и лингвистике - например, создается учение о звуках (теория вокализма-движения, харакят), создается теория стиха, начинают развиваться диалектология и филологическая критика. В геометрии, физике были сделаны свои открытия. Активно развивалась география - среди арабов было много путешественников, которые писали книги на основе своих странствий. Благодаря этим книгам составлялись карты мира.

Медицина предполагала преемственность Ближнего Востока по отношению к Античности. Основы медицины были заложены Гиппократом, гиппократическая школа передала знания Галену, а при Галене в Пергаме возникла медицинская традиция - галенизм. В Сирии начали активно переводить медицинскую литературу на арамейский язык. Сирия стала репродуцировать античную науку, но при этом вносить и свой вклад - например, впервые была сформулирована концепция инфекции, даны объяснения многим физиологическим процессам, систематизирована натуропатия. Кроме того, в арабском мире возникла классификация болезней, введено понятие нервной системы - в Древней Греции считалось, что нервы - это сосуды, по которым в организм течет загадочная пневма.

Алексей Муравьев, кандидат исторических наук, руководитель ближневосточного направления Школы востоковедения НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. Газета.ру

Исламский фактор оказывает ощутимое воздействие на внутреннюю обстановку и внешнюю политику многих государств мусульманских регионов. С недавних пор он приобрел также небывалую значимость на международной политической арене. Информационные агентства всего мира ежечасно сообщают о новых событиях в той или иной стране мира, в которых приняли участие исламские религиозно-политические группировки.

Очагом, территориальной базой этих группировок является Сирия. Вероисповедание 90% граждан данной страны - ислам, что побуждает людей к ассоциированию терроризма и исламской веры. В медийном пространстве всё чаще можно наблюдать клише «сирийские террористы», «сирийские смертники» и прочее.

Такие ассоциации способствуют нагнетанию конфликта и стимулируют ощущение «исламской опасности». Достаточно вспомнить кровавую историю которую спровоцировали их религиозные карикатуры, и очередные нападки на официальный, мирный ислам, дескать, корни проблемы находятся в исламском вероучении. Традиционный же ислам и конкретно - умеренное исламское вероисповедание Сирии уже давно успешно интегрировано в современный мир, мирно сосуществует с другими религиями и всеми силами подчеркивает своё неприятие экстремизма.

Краткий экскурс в доисламский период сирийской истории

Сирия располагается на линии соприкосновения сразу нескольких материков: её континентальная часть соприкасается с Передней Азией, юг страны граничит с Аравийским полуостровом, а север - с Малой Азией. Со времен глубокой древности Сирия является местом пересечения крупнейших торговых путей и точкой обобщения сразу нескольких религиозных систем: Палестины, Финикии, Месопотамии и Египта.

Главной особенностью организации пантеона богов на территории древней Сирии являлась его децентрализация. Различные сирийские города имели собственные культы, тем не менее, присутствовал также обязательный, «официальный» культ: все, без исключения, царства поклонялись богам Баалу и Баалат.

Народные культы, в основном, связаны с богами, благоприятствующими земледелию: урожая, жатвы, виноделия и проч. Можно отметить также исключительную жестокость древних сирийских культов: божества считались исключительно злыми и вредоносными, в силу чего их нужно было постоянно задабривать при помощи жертв, чаще всего - человеческих.

Таким образом, вероисповедание Сирии в древний период можно охарактеризовать как систему, объединяющую в себе частные общинно-земледельческие культы с общегосударственными культами.

История распространения ислама в Сирии

На территории Сирии ислам начал своё распространение в начале VII в. Возникновение его связано с развитием монотеистических религий - иудаизма и христианства, а также с эволюцией религиозного сознания населения Аравии. К VII веку в Сирии было много людей, верующих в единого Бога, тем не менее не причислявших себя к иудеям и христианам. Ислам же отлично вписался в ситуацию, став тем самым фактором, что объединил разрозненные племена, «подложил» идеологический базис под политические, социальные и экономические изменения.

Уже к концу жизни Мухаммада было сформировано в котором вся светская и вся религиозная власть находилась в руках Мухаммада. После смерти пророка возникла ситуация, когда правителем должен стать человек, который будет держать в своих руках и религиозную, и светскую составляющие, другими словами, заместитель пророка на земле, «халиф». Также возникает новая форма государства - халифат.

Первые четыре халифа, согласно арабской историографии, именовались Все они были сподвижниками Мухаммада. Только один из халифов - Абу Бакр - умирает своей смертью, остальные были убиты. Перед смертью Абу Бакр назначил своего преемника Омара. Именно при нём под власть Халифата перешли Сирия, Ирак, Египет и часть Ливии. Аравийское мусульманское государство уже можно было смело называть империей.

Первая задача, которая стояла перед халифатом, - нивелирование старых племенных культов и перенаправление энергии арабских племен с отживших первобытных традиций на благое дело. Таким делом стали завоевательные войны. Спустя некоторое время в результате этих войн небольшая религиозная система переросла в цивилизацию мирового масштаба.

Вся территория Сирии практически без боя сдавала позиции. Население было приятно удивлено тем фактом, что войска Омара не трогали стариков и детей, не увечили пленных и не грабили местных жителей. Также халифом Омаром был отдан приказ не трогать христиан и дать населению самостоятельно выбрать вероисповедание. Сирии доселе не был известен такой мягкий подход, и поэтому местное население охотно переходило в ислам.

Причины такой охотной смены веры можно обрисовать, вспомнив, какое вероисповедание в Сирии доминировало непосредственно перед приходом Омара. Христианство, к тому времени уже довольно распространившееся в Сирии, было всё еще непонятным народу, только лишь недавно отошедшему от племенных культов, ислам же представлял собой понятный, последовательный монотеизм, к тому же уважительно относившийся к сакральным ценностям и персоналиям христианства (в Коране присутствуют и Иса, и Мариам - христианские Иисус и Мария).

Современная религиозная палитра Сирии

В современной Сирии мусульмане составляют более 90% населения (75% представлены суннитами, остальные — алавиты, шииты и друзы).

Христианское вероисповедание Сирии имеют 10% его населения (из них больше половины - сирийские православные, прочие же - католики, православные и приверженцы армянской апостольской церкви).

Данная идеологически обоснованная альтернатива как раз и является теоретическим основанием войны против Запада и против своих же сограждан, исповедующих ислам иного толка, объявленной террористами «Исламского государства». Эта террористическая группировка находится в жесткой оппозиции к правительству Асада, придерживающемуся более умеренных религиозных норм и сотрудничающему со странами Запада.

Таким образом, несмотря на то, что истинное исламское вероисповедание Сирии ныне запятнано кровью, эта кровь лежит на совести террористов, спонсоров и пособников терроризма. Причины этих кровопролитных конфликтов лежат в области политики, экономики (на территории мусульманских государств находятся запасы нефти и газа, которые имеют стратегическое значение для экономики западных стран), но никак не в области исламской веры. Исламское вероучение - идеологический рычаг экстремистов, средство манипуляции в собственных геополитических и геоэкономических целях.