Пять советов как научиться решать проблемы.

Каждый день вы сталкиваетесь с разными задачами и проблемами, которые требуют вашего внимания и неотложного решения. Все они разные и имеют различные уровень значимости и сложности. Простые задачи можно решить легко, не применяя особых знаний, но у вас может не получиться справиться с серьезными проблемами без особых советов. Использование таких советов помогут вам не только решить проблему, но и сэкономить время и ваши усилия.

Вот несколько советов, которые помогут решать любые проблемы проще.

Понять проблему

Опишите суть своей проблемы, дабы понять с чем конкретно вы имеете дело. Поймите проблема это тоже самое, что ситуация или обстоятельство и ее нужно решать. Подумайте, возможно ваше поведение или действие вызвало данную проблему, только тогда вы будете знать, и от чего отталкиваться.

Не пытайтесь решить все проблемы сразу

Многие люди пытаются решить все свои проблемы сразу, но на практика это приводит к их усугублению. Все ваши усилия могут привести к синдрому выгорания. Решайте проблемы поочередно. Если вы сосредоточите свое внимание на одной проблеме, у вас будет больше шансов на успех в ее решения.

Вам мешает ваш страх

Зачастую именно страх мешает решать нам ту или иную проблему. И путь тут один, двигаться вопреки своему страху. Побороть его можно только пройдя через него. Постарайтесь меньше думать о проблеме в плохом ключе, то есть о том, что у вас что-то не получиться или вы будете выглядеть неподобающе в процессе решения проблемы. Подумайте с точностью да наоборот о том, что вы решили проблему успешно и у вас все получилось. Позитивный настрой уже половина успеха

Создайте план

План очень важен в решении любых задач, в том числе и в решении проблем. Составьте детальный план действий по решению определенной проблемы. Таким образом проблема может показаться не такой сложной, что также позволит уменьшить ваш страх перед ней и ускорить решение проблемы.

Пользуйтесь опытом других людей

Расскажите кому-нибудь о вашей проблеме или лучше поищите решение в интернете. Все проблемы, как правило похожи и наверняка и с вашей кто-то уже сталкивался. Для это кого существует масса сервисов по типу вопрос-ответ, но лучше просто воспользоваться поисковой системой, она подскажет вам лучшие решения, если таковые имеются.

Успокойтесь

Эмоциональные решения, как правило, губительны и ошибочны. Помните, что чем больше вы расстроены, тем сложнее вам будет найти правильное решение и не наделать еще больше ошибок. Просто забудьте о своих проблемах на какое-то время, до нормализации эмоционального состояния, постарайтесь расслабиться и отвлечься на что-то позитивное.

Попросите о помощи

Не стоит забывать и о своих близких людях и друзьях. Они всегда помогут и поддержат вас в трудной ситуации и вам будет значительно легче решать проблемы сообща. Тем более со стороны горазд проще найти лучшее решение проблемы.

Избегайте дополнительных проблем

Подумайте о способах, которые можно использовать, чтобы решить вашу проблему и о их последствиях. Очень часто решение какой-либо проблемы может привести к еще большему количеству проблем. Проанализируйте способы решения той или иной проблемы, чтобы избежать возможное появление новых.

Закон действия

Просто сидеть и ждать, что кто-то решит ваши проблемы за вас или они вдруг сами рассосутся, глупо. Думать о проблеме и составлять разные планы конечно хорошо, но без действия это абсолютно бесполезное занятие. Просто начните делать что-то уже сейчас и не в коем случае не откладывайте важные и срочные проблемы на потом, это только усугуби и усилит проблему.

В завершении хотелось бы добавить, что не стоит делать акцент на слове проблема, замените его словом обстоятельство или ситуация, чтобы не вызывать у себя негативные эмоции.

Процесс решения задачи состоит из таких основных подпроцессов, как:

  • Обнаружение проблемной ситуации;
  • Постановка задачи - строгое определение исходного (данного) и требуемого;
  • Нахождение решения задачи.

Эти этапы можно обнаружить во многих теориях решения задач. Так, стадии постановки задачи и нахождения решения задачи отчётливо видны в теориях последователя Вюрцбургской школы Отто Зельца, гештальт-психолога К. Дункера и когнитивиста Грино, несмотря на все их различия.

Стадии решения задачи в теориях О. Зельца, К. Дункера, Грино

О. Зельц К. Дункер Грино
1. Образование комплекса, в который входят: а) характеристики известного и б) отношения известное-неизвестное, определяющие в) место неизвестного в комплексе. Незавершённость этого комплекса - суть проблемности. 1. Проникновение в проблемную ситуацию - понимание её внутренних связей, восприятие её как целого, заключающего в себе некий конфликт. 1. Построение когнитивной сети, состоящей из элементов известного (данного) и неизвестного (отношения между элементами известного и неизвестного пока не установлены).
2. Запуск интеллектуальных операций: припоминание или создание решения. 2. Нахождение функционального значения решения.
3. Реализация (воплощение) функционального значения в конкретное решение.
2. Построение связей (отношений) между элементами, модификация сети при помощи дополнительной информации из памяти.

Психологические факторы

На ход решения задачи и успешность её решения влияют следующие факторы.

  • Установка :
  • Характеристики субъекта :
  • Эмоцональное (мотивационное) состояние :
  • Предшествующая неудача снижает эффективность решения;
  • Наилучшие результаты имеют место при средней интенсивности мотивации; чрезмерная или недостаточная мотивация приводит к ухудшению результатов (закон Йеркса - Додсона).
  • Знания : могут как повышать, так и снижать эффективность решения (из-за стереотипизации, привычки).
  • Интеллект : люди с низким интеллектом более восприимчивы к установке.
  • Личность : показано, что успешность решения задач связана с 1) гибкостью, 2) инициативой, 3) уверенностью , 4) нонконформизмом , 5) способностью сдерживать движения (очень медленно чертить линии и и т. п.).

Теории решения задач

Информационный подход

С точки зрения информационного подхода задача - это различие между двумя состояниями; задача считается решённой, когда признаки имеющегося и требуемого состояния идентичны. Таким образом, процесс решения задачи имеет место, когда организм или система искусственного интеллекта осуществляет переход из данного состояния в желаемое целевое состояние .

Представители информационного подхода исходили их того, что человек, так же как компьютер , оперирует символами (знаками), следовательно, вычислительные машины можно «использовать как устройства для имитации процесса человеческого мышления» . Модели решения задач, которые они создавали, зачастую одновременно представляли собой компьютерные программы (наиболее известный пример - «Универсальный решатель задач» (англ.) Ньюэлла и Саймона, созданный в 1957 году).

Линдсей и Норман

Линдсей и Норман описывают решение задач следующим образом.

Вся имеющаяся на данный момент информация , относящаяся к задаче, называется состоянием осведомлённости . Решение задачи представляет собой последовательный переход от одного состояния осведомлённости к другому, а затем к следующему и т. д., пока не будет достигнуто требуемое окончательное состояние осведомлённости, т. е. решение. Такие переходы осуществляются с помощью операторов - средств, уменьшающих разрыв между наличным состоянием осведомлённости и тем состоянием, которое последует за ним. Нахождение операторов и составляет главную сложность при решении задачи.

Возможны две стратегии решения: прямой и обратный поиск. 1. При прямом поиске «человек сначала испытывает какой-то метод подхода к задаче, а затем смотрит, продвинулся ли он вперёд в результате его применения». 2. При обратном поиске «человек рассматривает искомое решение, задаваясь вопросом: какой предварительный шаг необходим для того, чтобы прийти к нему? После определения этого шага определяется шаг, непосредственно ему предшествующий, и т. д., в лучшем случае - влоть до отправной точки, заданной в постановке исходной задачи». Обратный поиск осуществляется с помощью анализа средство-результат (сопоставления средств и целей): на каждом шаге данная промежуточная цель сравнивается с наличным состоянием осведомлённости и находится оператор - средство, уменьшающее разрыв.

Имеются два вида операторов: 1) алгоритмы (совокупность правил, гарантирующих результат) и 2) эвристические приёмы (для сложных задач, где не найдены алгоритмы).

Психофизиологические данные

Исследование О. К. Тихомирова

Появлению в сознании решения задачи предшествует эмоциональная активация и чувство близости решения.

Это установил О. К. Тихомиров, изучая процесс решения шахматных задач . Он предлагал испытуемым рассуждать во время решения задачи вслух и параллельно регистрировал их кожно-гальваническую реакцию (КГР), которая служила признаком эмоциональной активации.

Эксперименты показали, что сначала возникает эмоциональная активация . За ней - обычно через 0-0.5 секунд - следуют эмоциональные восклицания («Ага!», «Ой!» и т. п.). За эмоциональными восклицаниями обычно следуют слова, обозначающие чувство близости решения : приближение к неосознанной ещё идее («так-так-так-так», «вот-вот-вот-вот», «наверное…») или ещё неясные результаты поиска («что-то мелькнуло», «что-то есть», «кажется, нашёл», «кажется, решено»); реже это выражение необходимости попробовать («попробуем-попробуем», «интересно-интересно»), сомнения («„а“… „а“… или не „а“?») или сигналы самоостановки («стоп-стоп-стоп-стоп»); ещё реже сразу называется решение. За этим следует решение - называние конкретного принципиального для решения задачи хода, - через 1.5-13.5 секунд после появления эмоциональной активации, в среднем - через 5.5 секунд.

Решение задач животными

Дискуссии относительно механизмов решения задач животными разворачиваются вокруг метода проб и ошибок и инсайта .

Метод проб и ошибок

Торндайк (1889) полагал (и экспериментально демонстрировал), что механизмом решения задач животными является не понимание и рассуждение, а метод проб и ошибок .

Торндайк помещал животных (кошек) в специальные проблемные ящики - клетки «с секретом», выход из которых открывался нажатием на кнопку или рычаг, потягиванием за шнур, петлю и т. п., которые находились в клетке или около самой решётки снаружи. Торндайк обнаружил, что сначала кошки мечутся по клетке и цепляются за всё, что могут достать; в результате этого они рано или поздно случайно задевают механизм, открывающий клетку, и освобождаются. Когда кошку вновь сажают в клетку, её хаотическая активность приводит к успеху немного быстрее, в следующий раз ещё быстрее и т. д. Кривые научения демонстрируют постепеное овладение решением.

Согласно теории Торндайка, животные действуют случайным образом, причём вероятность повторения подкреплённой реакции возрастает .

Однако некоторые данные самого Торндайка говорят против его теории. Так, в случаях с некоторыми «ленивыми» кошками Торндайка «внимание, которое нередко сочетается с недостатком энергии, позволяло кошке быстрее образовать ассоциацию после первой удачи» . А заменив впоследствии (1901) кошек обезьянами, Торндайк обнаружил, что почти все задачи решались «путём быстрого, нередко казавшегося мгновенным, оставления безуспешных движений и выбора правильного... Естественно заключить, что обезьяны, внезапно переходящие от множества беспорядочных движений к одному определенному действию с крючком или задвижкой, имеют понятие о крючке, о задвижке или о том движении, которое они производят»…

Р. Вудвортс отмечает, что «не было обнаружено ни одного случая такого поведения в проблемной ситуации , когда животное бросалось бы на все окружающее без всякого учета объективной ситуации. Животное всегда реагирует на те или иные предметы, и почти всем его реакциям присуща известная степень правомерности. Метод проб и ошибок состоит не в слепых, рассчитанных на случайную удачу движениях, а в испробовании определенных путей к цели. Насколько мы можем судить по поведению животного, у него всегда имеется некоторое схватывание объективной ситуации. Другое дело, что в любой ситуации, которую можно назвать проблемной, это схватывание никогда не бывает с самого начала полным. Ситуация должна быть исследована, а это редко может быть сделано без передвижений и манипулирования. Но даже при первом взгляде на ситуацию общие очертания проблемы вскрываются в достаточной мере, чтобы до известной степени ограничить область исследования и манипулирования».

Инсайт

Решение задач путём внезапного озарения (инсайта) , понимания ситуации, проникновения в её суть описано В. Кёлером . Эксперименты Кёлера демонстрируют следующие примеры того, как это происходит.

  • Курица, видя перед собой цель, отделённую от неё некоторым препятствием (забором), «совсем беспомощна, постоянно налетает, если видит цель перед собою сквозь решётку, на препятствие, беспокойно бегая туда и сюда», и не способна добраться к этой цели иначе как с помощью таких метаний, лишь постепенно приближающих её к цели (что напоминает описания Торндайка). Напротив, собака или ребёнок (например, девочка 1 года 3 мес., едва научившаяся ходить), оценив пространственные характеристики ситуации, могут сразу найти кратчайший обходной путь.
  • Обезьяна способна схватить палку и достать ею еду, находящуюся вне клетки (без всяких проб и ошибок).
  • Случайно соединив две короткие палки, которые по отдельности недостаточно длинны, чтобы дотянуться до еды, шимпанзе тут же достаёт еду получившейся длинной палкой.
  • Шимпанзе влезает на ящик или даже ставит ящики друг на друга, чтобы достать высоко висящий плод.

Использование орудий

Известно, что животные в некоторых случаях способны использовать орудия при решении задач, однако дискуссионным остаётся вопрос о том, в какой мере такое использование является врождённым (инстинктивным), а в какой - проявлением интеллекта .

Примеры использования орудий животными.

Черная полоса может стать взлетной

Время от времени все мы сталкиваемся с проблемами. Порой некоторые ситуации и обстоятельства кажутся нам безвыходными. Хочется убежать, закрыться, забыть всё произошедшее. Но стоит ли?

Ведь тогда урок повторится вновь. Есть ещё способ уйти в проблему, думать о ней день и ночь, лить слёзы, залить её, запить или заесть, в общем, чем-нибудь замаскировать. И найти виноватых!

Жалобы на проблему и поиск виноватых также только отнимут наши силу и энергию и уведут от решения проблемы.

Важно также помнить, что чем больше мы будем сопротивляться, тем более будет нагнетаться и усложняться ситуация.

Нужно найти выход! И лучше не один. Как говорится, из любой безвыходной ситуации есть как минимум три благоприятных выхода .

Какие же существуют способы решения проблем, и как выбрать наиболее подходящий, а может, сочетать их?

1. Взгляд со стороны.

Этот метод предполагает самостоятельный поиск информации. За всю свою историю человек нашел решение великому множеству проблем. И результаты своих решений он фиксировал на материальных носителях: папирусе, бумаге, камне, компьютере.

При решении проблемы целесообразно, в первую очередь, самостоятельно обратиться к источникам бесконечной информации.

2. Обратиться к специалисту.

Мы живем в обществе, нас окружают тысячи людей, каждый из которых является экспертом в какой-то области. Психолог, таролог, астролог, коуч, экстрасенс, есть даже специалисты по решению проблем.

Специалист по решению «проблем вообще» отличается от них лишь тем, что работает с проблемами, которые требуют не обширных познаний и большого опыта в узкой области, а лишь сообразительности, аккуратности, здравого смысла, кое-каких базовых представлений, общего навыка работы с проблемами и, конечно же, вдохновения.

Несомненно, с возникшей у вас проблемой уже кто-то сталкивался. Скорее всего, они уже были когда-то кем-то решены, и причем много раз.

Работа профессионала экономит ваши время и нервы, однако хороший профессионал стоит дорого, и может выработаться зависимость от психолога, когда человек как не решал свои проблемы, так и не решает.



3. Попросить о помощи близких вам людей.

Этот способ решения проблем является одним из самых традиционных. Способ достаточно надёжный, так как это люди, общение с которыми доставляет вам удовольствие. Часто такое общение может успокоить, дать поддержку.

Расскажите родным, друзьям, людям, которым вы действительно доверяете. Они всегда будут готовы помочь – советом, делом. Это намного лучше, чем утопать в негативных мыслях и переживаниях.

Это хорошая возможность получить «взгляд со стороны». Главное – не быть назойливым и самому всегда быть готовым оказать подобную помощь.

4. Сменить фокус.

Часто мы слишком близко и слишком эмоционально вовлечены в проблему, чтобы увидеть и оценить ее с хорошей перспективы. Попытайтесь смотреть на проблему как сторонний наблюдатель. При более широком обзоре вы увидите больше возможностей.

Часто мы думаем о проблеме, смакуем ее в мозгу, сосредоточены на ней, но она не решается. Мы пытаемся решить умом, заглушая интуицию. Чтобы она решилась, надо убрать с проблемы внимание, убрать важность.

Содержимым автоматического письма очень часто бывают рисунки, непонятные знаки, круги и, конечно, тексты.

Вам остаётся только записывать всё, что приходит в голову. Делать это необходимо от 20 минут до часа. Основной смысл и цель процесса автоматического письма – отдаться потоку воспринимаемых вами ощущений.

Понимание проблемы и выход из нее придет в самом письме.

6. Хоопонопоно.

Хоопонопоно – это древнее гавайское искусство решения проблем. В переводе с гавайского языка слово «хоопонопоно» означает «исправить ошибку» или «расставить всё по местам». Существуют четыре утверждения, которые вы должны повторять снова и снова, безостановочно:

«Мне очень жаль».

«Пожалуйста, прости меня».

«Я люблю тебя».

«Благодарю тебя».

Если вам не нравится что-то в другом человеке, значит, это есть и в вас. Ваша задача - избавиться от этого. Когда вам это удастся, другой человек также изменится.

Когда вы применяете Хоопонопоно, вы не очищаете человека, место или событие, а нейтрализуете энергию, связанную с этим человеком, местом или событием. Плюсом этого метода является то, что всё происходит внутри вас, посредник не нужен.



7. Расстановки.

Этот метод разработан немецким психотерапевтом Бертом Хеллингером. Расстановка – это результативный метод, позволяющий легко и наглядно определить проблему.

С помощью этого метода можно обнаружить причины, которые привязывают человека к определенной системе отношений, ограничивают свободу действий и затрудняют личное развитие, мешая ему строить собственную жизнь.

С помощью расстановки можно провести анализ происходящего с вами, найти действенное решение в вашей ситуации и

8. Реинкарнационика.

«Если появилась проблема, нужно в нее глубоко погрузиться. Тогда ты либо найдешь сокровище, если оно там вообще есть, либо обнаружишь там одну пустоту. В обоих случаях ты обогатишься.

Обнаружив сокровище, ты, естественно, разбогатеешь. Обнаружив пустоту, ты покончишь со всем этим », – это Ошо как будто о реинкарнационике.

Именно погружение в себя, в свои воспоминания предполагает этот метод. Здесь не может быть чужих ответов, готовых решений. Реинкарнационика ищет корень проблемы, причём сквозь время и пространство. А дальше дело за малым – решение.

Владимир Жикаренцев:

Если у нас хватило сил создать проблему или болезнь в своей жизни, следовательно, у нас есть силы решить эту проблему.

Вспоминая прошлые жизни , вы поймёте, что справлялись с подобной проблемой уже не раз, а если нет, то осознаете, к какому результату привёл тот подход, который вы уже использовали. Возможно, повторяющаяся ситуация тянется не одну жизнь.

Часто проблема, блок хранят ресурс, творческий потенциал, то самое сокровище, обнаружив которое, вы уже не будете прежним. И не важно, где и когда вы его оставили, оно ваше, и в любой момент вы можете им воспользоваться.

Всё, что вам нужно для того, чтобы воспользоваться этим методом решения проблем – это доверие себе, хороший проводник и Интернет.

Реинкарнационика также предполагает самопомощь, самопогружение, а это значит, вы сами можете стать специалистом по решению проблем и помогать другим.

Выход есть всегда. И самое удивительное заключается в том, что он вам известен. Вы знаете, как решить самую сложную проблему, как вам найти выход из самой трудной и запутанной ситуации.

Можно и нужно учиться у проблем, создавать и обнаруживать те возможности, которые иначе не были бы раскрыты.

То, насколько хорошо вы умеете справляться с проблемами, часто определяет ваш успех и счастье. Если вы не можете понять, как решить проблему, попробуйте ее проанализировать и разбить на несколько мелких частей. Подумайте, следует ли подойти к решению проблемы логически или через ощущения и чувства? Найдите творческий подход к этой ситуации, посоветовавшись с другими людьми и посмотрев на эту проблему с разных точек зрения.

Шаги

Подойдите к проблеме

  1. Определите проблему. Подумайте, в чем действительно заключается проблема, не стоит рассматривать только «симптомы» этой проблемы. В таком деле важно обратить внимание на основную суть, а не на посторонние ощущения, которые связаны с этой проблемой. Сопутствующие чувства и эмоции вы сможете проанализировать позже. Итак, ознакомьтесь с основной проблемой и постарайтесь ее полностью понять.

    • Например, если в вашей комнате постоянно беспорядок, проблема может быть не в том, что вы грязнуля. Возможно, вам просто не хватает ящиков и полок, чтобы аккуратно организовать и разложить все свои вещи.
    • При определении основной проблемы будьте как можно более внимательны. Если это личная проблема, будьте честны с собой, чтобы выяснить, в чем же дело. Если это проблема, которая поддается логическому объяснению, попробуйте понять, где и когда она впервые возникла.
    • Подумайте, реальна ли эта проблема, или вы ее надумали? Вам нужно решить эту проблему, или это что-то, чего вы хотите? Видение ситуации в перспективе поможет вам ориентироваться в процессе решения проблемы.
  2. Сначала принимайте важные решения. Подумайте, какие решения вам нужно принять, как и почему они важны для решения вашей проблемы. Принятие решений поможет двигаться вперед в разрешении проблем, поэтому для начала подумайте, на чем следует сосредоточиться, что нужно сделать, как вы собираетесь сделать это.

    • Например, у вас может быть несколько проблем, которые нужно решить. Поэтому сначала нужно определиться, какую из них решать в первую очередь. Решайте проблемы по мере их поступления - так будет легче, и вы не будете переживать из-за остальных проблем.
    • Как только примете решение, не сомневайтесь в себе. С этого момента будьте готовы смотреть в будущее, не перебирая в голове, как бы все могло быть, если бы вы выбрали другой вариант.
  3. Упростите проблему. Слишком сложная и глобальная проблема трудно поддается решению. Если есть несколько схожих проблем, разбейте их на более мелкие составляющие и разбирайтесь с ними по отдельности.Разбейте проблему на более мелкие части - так вы сможете понять ее и найти решение.

    • Например, если вам нужно выполнить много разных заданий для сдачи экзамена, сосредоточьтесь на том, сколько заданий нужно сделать, а затем приступите к их выполнению по очереди.
    • По возможности старайтесь объединять однотипные проблемы и решать их вместе. Например, если у вас не хватает времени на учебу, попробуйте прослушивать записанную лекцию, когда будете ехать на занятие (или быстренько просмотрите свои записи, пока ждете обед).
  4. Опишите, что вы знаете и не знаете. Ознакомьтесь с уже имеющейся у вас информацией. Затем подумайте, какая информация вам еще пригодится. Найдите весь необходимый материал, а затем правильно организуйте его.

    • Например, если вы пытаетесь сдать тест, выясните, что вы уже знаете, а затем решите, что еще вам нужно будет подучить. Сначала повторите тот материал, который уже знаете, затем начните искать и изучать новую информацию из своих записей, тетрадей и других источников, которые могут вам помочь.
  5. Попробуйте прогнозировать результаты. Придумайте план В (возможно, пригодится и план С), чтобы не быть в плену всего одного варианта. Когда придумаете возможные решения, подумайте, к чему может привести каждое из них. Рассмотрите возможные результаты и то, как они повлияют на вас и окружающих. Подумайте, как все будет развиваться при лучшем и при худшем повороте событий.

    • Обратите внимание на то, какие чувства вызывают у вас эти «сценарии».
  6. Распределите ресурсы. Ресурсы включают в себя время, деньги, усилия, поездки и так далее. Если решение проблемы - главный приоритет для вас, возможно, вам потребуется выделить для решения этой проблемы больше ресурсов, чем если бы это не было для вас приоритетом. Подумайте, какими ресурсами вы располагаете, как вы можете применить их для решения проблемы.

    • Например, если у вас есть крайний срок, возможно, вы можете пару раз пропустить приготовление обеда или тренировку в тренажерном зале, чтобы уделить это время работе над проектом.
    • Если есть такая возможность, сократите те задачи, которые не являются необходимыми. Например, вы можете сэкономить время, если закажете продукты или блюда онлайн, а не пойдете за ними в магазин. Сэкономленное время можно потратить на выполнение других задач.

    Подойдите к решению проблемы креативно

    1. Устройте «мозговой штурм» и придумайте несколько вариантов решений. Подумайте о разных способах решения проблемы. Зная, что у вас есть несколько способов решить эту проблему, у вас будет выбор. Подумав об альтернативных вариантах, решите, какие из них более реалистичны, а о каких лучше забыть.

      • Если вы принимаете сложное решение, запишите список альтернативных вариантов. В таком случае вы не забудете ни одного возможного варианта и сможете сразу вычеркнуть те варианты, которые кажутся нереалистичными.
      • Например, представим, что вы голодны, и поэтому вам нужно что-то съесть. Подумайте, хотите ли вы приготовить себе что-то, купить фастфуд, заказать еду или сходить в ресторан или кафе.
    2. Попробуйте по-разному подойти к проблеме. Если вы решаете конкретную проблему, аналитические и логические навыки помогут вам лучше всего. В других случаях придется положиться на эмоции, которые помогут вам решить проблему. Часто для решения проблемы требуется умение сочетать навыки мышления, чувства и даже интуицию. Не бойтесь использовать все эти способы, попробуйте каждый из них и посмотрите, что вам больше подходит.

      • Например, если вы рассматриваете предложение о работе, которая будет хорошо оплачиваться, но оставит вам слишком мало времени на семью, вам придется подойти к этой проблеме разными способами. Подумайте об этом предложении логически, но также обратите внимание на свои чувства и мысли, а также представьте, как ваше решение повлияет на вас и окружающих.
    3. Попросите совета. Если ваша проблема не решается в одночасье, обратитесь за советом к другим людям. Возможно, вы знаете кого-то, кто столкнулся с подобной проблемой в прошлом, и этот человек сможет вам что-то посоветовать. Не так важно, будете ли вы следовать его совету - это зависит только от вас. Однако, бывает полезно узнать другую точку зрения.

      • Например, если вы покупаете дом или квартиру и не знаете, как принять окончательное решение, поговорите с другими домовладельцами, послушайте их мнение о покупке дома/квартиры и об их сожалениях.
    4. Отслеживайте прогресс. Если вы работаете над какой-то целью, следите за тем, как идут дела. Если вы продвигаетесь вперед и преуспеваете - продолжайте движение. Если вы понимаете, что у вас не очень хорошо получается, подумайте о том, чтобы решить эту проблему по-другому. Возможно, вам придется придумать новые стратегии, чтобы решить свою проблему.

      • Например, если у вас возникли финансовые трудности, обратите внимание на то, как ваши усилия влияют на доходы и расходы. Если привычка вести бюджет вам помогает, продолжайте. Если вы не умеете обращаться с деньгами, попробуйте что-то еще.
      • Ведите дневник, пишите в нем о своем прогрессе, об успехах и проблемах. Эти записи можно будет прочитать, чтобы повысить мотивацию, когда почувствуете разочарование.

Очень много написано о классификации проблем, о методологии их решения, расписаны-разрисованы различные алгоритмы "решения проблем", но особо ничего и не меняется. Раз есть проблемы, значит и есть методы их решения

Очень много написано о классификации проблем, о методологии их решения, расписаны-разрисованы различные алгоритмы "решения проблем", но особо ничего и не меняется. Раз есть проблемы, значит и есть методы их решения, ну не может быть так, что бы человечество с момента своего появления не сталкивалось с проблемами. Их было много и они как - то решались. Сейчас у нас нет проблем с тем, что нам за едой из пещеры выйти не дает саблезубый тигр, который хочет нас съесть. Проблемы решаются.

Первое, что нужно знать (а это многие люди и так знают, но я лишь напомню), что если человек сам не захочет решить свою проблему или проблемы, то они и не решатся. Человеку можно только помочь ее решить. И это утверждение было пробовано - испробовано, проверено и перепроверено, но факт остается фактом: если человек (или группа людей) не хочет решить проблему, то она не решится и никто не поможет ее решить. Есть, конечно же, и еще более тяжелый случай, когда человек или группа людей, вообще не осознают наличие у них реальных проблем и соответственно они будут в них сидеть, а они (проблемы) будут им портить жизнь. Поэтому, для того, что бы можно было решить проблему или проблемы, необходимо их вначале осознавать, обнаружить.

И вот есть метод, хотите назовите его упражнением или как-то еще, но он работает:

  • Первое, что нужно сделать - это взять лист бумаги и ручку и написать список проблем, которые есть у Вас или в вашей области деятельности, не зависимо от того, считаете ли Вы ее такой, которую можно решить или такой, которую нельзя решить, просто записываете.
  • Второе: выбираете из всего списка ту проблему, наличие которой у Вас Вам легче всего осознавать, то есть ту проблему, которая Вам кажется или воспринимается Вами как самая маленькая. Люди часто допускают ошибку пытаясь что-то сделать с самой большой проблемой.
  • Третье: вы выбрали такую проблему (хотите, во всем списке ее как-то пометьте или выпишите ее формулировку ниже всего списка), а теперь запишите(естественно, нужно и подумать над этим будет), что вы можете сделать, что бы решить эту проблему. То есть реально, что Вы можете сделать, что бы решить эту проблему.
  • И четвертое: сделайте это!!! То есть решите ее, эту маленькую проблему.

Давайте пробежимся по этому быстро:

  1. Вы составляете список проблем (например у вас их 5):
    - проблема с зубами, надо идти к стоматологу, но боюсь;
    - Квартира без ремонта 15 лет;
    - мусорное ведро не вынесет никто, кухня провонялась;
    - нет дополнительного источника заработка, но хочется еще побольше денег;
    - сын учиться не хочет и никак с этим ничего сделать ничего не можем.
  2. Вы видите, что мусорное ведро вас меньше всего беспокоит (и не нужно сюда включать "сын-оболтус, мало того, что учиться не хочет, так он еще и мусор не выносит, не понимает, что мусор надо выносить " - Вам сейчас воняет, а не ему - у вас проблема). Вот и записываете эту проблему, как самую маленькую или помечаете ее в своем списке.
  3. Записываете, что вы с ней можете сделать. Вы, а не оболтус. И пишете"Вынести во двор в мусорный контейнер" (или домашний мусоропровод, или куда-то еще, куда нормальные люди мусор выбрасывают, а не соседу под квартиру, так как это будет еще одна проблема).
  4. Легко так или со скрипом, скрепя зубы, Вы выносите это ведро с мусором и приносите домой без мусора и возможно моете его (если там что-то воняло). И на одну проблему меньше и сына потом не гоняете за это - ее нет.

И вот математика тут такая: возьмем и обозначим одну проблему как единица, единица ваших нервов, внимания, времени, сил, мыслительной деятельности, забот, энергии и прочего. В нашем примере 5 проблем, то есть 5 единиц. Благодаря тому, что они есть у Вас, они не складываются одна с другой, а именно умножаются, так как все это ваше. И получаем 5 (единиц) проблем умножаются на 5 проблем (единиц) и получаем 25 единиц негативных эмоций, нервов и так далее и ощущение, что у Вас не 5 отдельных проблем, а 25! И это все давит на вас и скорее у вас ощущение, что всё является проблемой и нет выхода из этого.

И вот вы хотели справиться с самой большой - откуда силы брать, если у вас, по-существу, 25 проблем, которые всей мощью давят на вас?

И тут вы вынесли мусорное ведро и теперь у вас 4 проблемы, а 4 умножить на 4 будет 16, то есть на 9 единиц негатива или напряжения меньше. Это те 9 единиц, которые теперь ваши, и которые Вы теперь сможете использовать для решения следующей проблемы из списка и на какие-то другие, более конструктивные или полезные и приятные вещи.

Затем смотрим список дальше. И вы обнаруживаете, что следующая проблема, на которую вам легче всего смотреть - это то, что нужно зубы привести в порядок и вы записываете, что с этим можно сделать и затем идете к стоматологу (возможно быстренько до этого узнав, где находится самый человечный в мире стоматолог) и приводите зубы в порядок. Теперь у вас 3 проблемы, а 3 умножить на 3 будет 9 единиц, то есть еще меньше на 7 единиц. И так далее по списку: находите из списка самую легкую, пишите, что можете с ней сделать и теперь у вас 2 проблемы или в общей сложности 4 единицы (а остальные из изначальных 25 освобождаются и дают Вам больше возможностей что-то делать и больше смелости для решения других проблем возникает и тому подобное). И затем у вас остается одна проблема, которая уже скорее всего и не будет проблемой, а будет задачей, которую нужно выполнить.

Есть тут одно предостережение: по мере уменьшения количества проблем у вас может возникнуть желание забросить все остальные. Не делайте этого, правильно - решить их. Естественно, может при высвобождении "запертых" в проблемах единиц появиться новый взгляд на жизнь и вы что-то перепланируете в своей жизни и что-либо просто перестанет быть вашей проблемой (как например ураган в США вас перестанет заботить или вы выясните, что ваш сын знает, чего он хочет и его интересует профильное обучение и вот цель появится - найти тех людей или заведения, которые помогут вашему сыну развивать свои способности и таланты в той сфере деятельности, к которой у него есть тяга).

Сделайте эти 4-е шага, они очень сильно помогают и естественно то, что чтобы вынести мусорное ведро может понадобиться несколько минут, а создать и раскрутить свой бизнес (или еще один) - это скорее всего займет побольше времени.

Если начинают заедать проблемы - просто делайте эти 4-е шага.

Что касается решения проблем, которые касаются не лично вас, а, например, коллектива (штат сотрудников, страны и так далее), то здесь наоборот, нужно самые большие завалы всем сообща устранять, но это уже отдельная тема.

У вас все получится!