Герои евгения гранде. "Евгения Гранде": анализ романа и главных героев

Роман "Евгения Гранде", краткое содержание которого представлено в этой статье, - одно из самых известных произведений французского писателя Оноре де Бальзака. Книга рассказывает о судьбе миллионера из Сомюра, господина Гранде, который живет со своей супругой и дочерью. Последняя - главная героиня книги. В это статье мы расскажем об истории написания и сюжете романа.

История создания

"Евгения Гранде", краткое содержание которой вы можете прочитать в этой статье, - книга для обязательного чтения для всех поклонников европейской литературы. Она входит в условную серию под названием "Сцены из провинциальной жизни" наряду с "Турским священником" и "Утраченными иллюзиями". Все эти книги входят в единый цикл, которому писатель дал название "Человеческая комедия". В него он включил 137 произведений. При этом только 91 из них было закончено. В цикл входят самые разнообразные романы, в том числе с философскими, реалистичными и даже фантастическими сюжетами.

Все романы Бальзака, в том числе "Отец Горио", "Евгения Гранде" (краткое содержание можно прочитать в нашей статье), "Блеск и нищета куртизанок" и т. д., рассказывают о людских судьбах и нравах общества. "Отце Горио" - переломный роман в творчестве писателя. Он продолжает традицию социально-психологического изображения героев, заложенную в произведении "Евгения Гранде".

Завязка произведения

"Евгения Гранде" Бальзака (краткое содержание можно будет увидеть дальше) начинается с описания главной героини. Она самая завидная невеста во всем Сомюре. Ее отец разбогател во время революции, скупив конфискованные церковные владения, которые стоили тогда гроши.

Во времена консульства он даже был мэром, а при империи все в округе стали именовать его господин, хоть до этого он был самым простым человеком. О величине его состояния ходили легенды, но никто не знал, каким оно является в действительности.

Эта информация была известна только банкиру де Грассену и нотариусу Крюшо. Они ее не раскрывали, но так лебезили перед Гранде, что все вокруг были преисполнены к нему уважения. В частности, нотариус при поддержке родственников стремился получить руку дочери своего клиента для племянника. Интриговала и жена банкира, которая рассчитывала заполучить богатую наследницу для своего сына.

При этом ходили слухи, что сам глава семейства хочет выдать дочь за Гийома Гранде, своего племянника, разбогатевшего на оптовой торговле вином в Париже.

Поворот судьбы

Краткое содержание "Евгении Гранде" для читательского дневника вы найдете в этой статье. Оно поможет быстро вспомнить, о чем идет речь в романе перед практическим занятием или экзаменом.

Событие, перевернувшее жизнь Евгении, происходит в день ее рождения, в октябре 1819 года. Отец, который был жутким скрягой, разрешил ей по этому случаю затопить камин до наступления ноября. А в качестве подарка, как и всегда, преподнес золотую монету.

Вечером состоялся ужин, на который пришли де Грассены и Крюшо, чтобы сразиться в решающей схватке. Однако в разгар веселья приезжает парижский миллионер Шарль. Он вручает своему дяде письмо от отца, поражаясь скудному столу и небогатой обстановке. Из-за этого он решил, что его родня живет в бедности. Это заблуждение станет роковым для одного из главных героев.

Симпатичный кузен покорил 23-летнюю Евгению. Она даже уговорила служанку затопить камин в его спальне, что в этом доме считалось небывалой роскошью.

Предсмертное письмо

Своему дяде Шарль вручил письмо от отца, в котором сообщается о банкротстве и намерении застрелиться. Умоляет мужчина напоследок только об одном: позаботиться о Шарле. Такой неожиданный поворот происходит в сюжете романа Оноре де Бальзака "Евгения Гранде". Краткое содержание поможет вам вспомнить дальнейшие события.

На следующее утро уже весь город знал о самоубийстве Гийома. Об этом старый скряга рассказал юноше с присущей ему прямотой, после чего тот не смог сдержать слез.

Евгения проникается к нему искренним состраданием, ее даже начинает предостерегать госпожа Гранде, которая знает, что от жалости до любви всего один шаг. Шарля трогает участливое отношение тети и кузины к его судьбе, так как он прекрасно понимает, с каким равнодушием его бы встретили в Париже.

Размышления о деньгах

Деньги становятся одним из ключевых образов в романе О. де Бальзака "Евгения Гранде". Краткое содержание поможет прояснить этот момент. О деньгах впервые задумывается заглавная героиня, тайком прочитав полученные отцом письма и наслушавшись о банкротстве своего дяди.

Она осознает, что отец вполне бы мог помочь своему брату, но поступил как истинный скряга. Он пришел в ярость только при одной мысли о том, что ему придется расплачиваться за своих близких родственников, за их ошибки и неудачи. Однако вскоре папаша, как фамильярно называли его во всей округе, смягчился. С одной стороны, его беспокоило, что пострадает имя Гранде, а с другой - хотелось отомстить заносчивым парижанам, показав, чего он в действительности стоит.

Во французскую столицу отправляется де Грассен, ему поручено ликвидировать прогоревшую фирму, а сбережения своего хозяина вложить в прибыльную государственную ренту. Такого великодушия от него никто не ожидал, поэтому сомюрцы стали буквально его превозносить.

В то же время Евгения уговаривает Шарля принять от нее в дар золотые монеты - ее личные сбережения. Их общая стоимость составляет примерно шесть тысяч франков. В ответ Шарль вручает ей на хранение свой золотой несессер, в котором портреты его отца и матери.

Любовь

В романе "Евгений Гранде", краткое содержание которого мы рассматриваем, хватает романтических моментов. Между молодыми людьми завязываются отношения. Они клянутся друг другу в верности до гроба, скрепив обещание целомудренным поцелуем.

Вскоре Шарль отправляется в Ост-Индию. Он намерен разбогатеть, чтобы поправить положение своей семьи. Сама Евгения вместе с матерью с ужасом ждут Нового года. На этот праздник старик имеет привычку любоваться золотыми монетами своей дочери. Происходит ужасная сцена. Узнав о судьбе монет, Гранде-старший разозлился настолько сильно, что приказал отправить дочь под замок и держать ее на хлебе и воде.

С этим не смогла смириться его жена. Она впервые в жизни решилась оспорить приказ супруга. После скандала она заболевает от горя. Евгения мужественно переносит испортившиеся отношения с отцом, находя утешение в мыслях о своей любви.

Только когда жене становится совсем плохо, папаша Гранде сменяет гнев на милость. Он прощает дочь. Но в момент объяснения ему на глаза попадается несессер Шарля, который он приказывает отдать на переплавку. Останавливает его только Евгения, которая грозится покончить собой, если он это сделает.

Для ее тяжело больной матери это оказывается последним ударом. В октябре 1822 года она умирает. После ее смерти Евгения подписывает отказ от наследства, как того требует отец.

Знакомство с делами

Краткое содержание "Евгении Гранде" дает представление об основных идеях, которые заложил автор в свое произведение. После смерти матери главной героини проходит пять лет. За это время ее отцу удается существенно поправить дела разорившегося брата. С помощью махинаций он сокращает долги по векселям до ничтожной суммы. Чувствуя приближение смерти, он начинает знакомить дочь с делами, стараясь привить ей свое представление о скупости.

В 1827 году он умирает в возрасте 82 лет. К тому моменту Шарль возвращается во Францию. Он разбогател на работорговле, превратившись в циничного дельца. Он практически не вспоминал о Евгении. Только в 1828 году она получает от него первое письмо, к которому был приложен чек. Расплатившись с долгами, Шарль считает себя свободным от любых обязательств, обещаний и клятв, которые он давал много лет назад. В его планах женитьба на мадемуазель д’Обрион.

Крушение надежд

В жизни главной героини наступает черная полоса. Все ее надежды рухнули. К тому же она узнает, что ее кузен давно вернулся в Париж. Но до свадьбы очень далеко, потому что маркиз не желает выдавать дочь за сына обанкротившегося должника. Шарль оказывается настолько глупым, что не отдает кредиторам трех тысяч франков, которые те с него требуют.

Евгения соглашается выйти замуж за председателя Крюшо, попросив его немедленно выехать в Париж. Она хочет расплатиться по всем долговым обязательствам своего дяди, выделяет два миллиона франков на эти цели. Председатель вручает Шарлю акт об удовлетворении всех финансовых претензий. Пользуясь случаем, он сообщает, что сам женится на Евгении, которая является обладательницей состояния в 17 миллионов франков.

Брачный контракт

Роман завершается историей жизни главной героини. Она становится вдовой в 36 лет, хотя Крюшо постоянно желал ее смерти. Несмотря на огромное богатство, которым она владеет, женщина все время живет по установленному еще отцом порядку. Только, в отличие от него, постоянно жертвует крупные суммы на благотворительность и богоугодные дела. В городе в это время обсуждают слухи о том, что Евгения может выйти замуж за маркиза де Фруафона.

В этой статье нет краткого содержания "Евгении Гранде" по главам потому, что Бальзак решил не дробить свой роман на составные части.

Повесть "Гобсек" (1830), романы "Евгения Гранде" (1833) и "Отец Горио" (1834) О.Бальзака, входящие в состав цикла "Человеческая комедия", принадлежат к шедеврам мировой литературы.

Имя ваше, имя той, чей портрет

лучшее украшение этого труда, да

будет здесь как бы зеленой веткою

благословенного букса, сорванною

неведомо где, но, несомненно,

освященною религией и обновляемою в

неизменной свежести благочестивыми

руками во хранение дома.

Де Бальзак

Бывают в иных провинциальных городах такие дома, что одним уже видом своим наводят грусть, подобную той, какую вызывают монастыри самые мрачные, степи самые серые или развалины самые унылые. В этих домах есть что-то от безмолвия монастыря, от пустынности степей и тления развалин. Жизнь и движение в них до того спокойны, что пришельцу показались бы они необитаемыми, если бы вдруг не встретился он глазами с тусклым и холодным взглядом неподвижного существа, чья полумонашеская физиономия появилась над подоконником при звуке незнакомых шагов. Этими характерными чертами меланхолии отмечен облик жилища, расположенного в верхней части Сомюра, в конце кривой улицы, что поднимается в гору и ведет к замку. На улице этой, ныне малолюдной, летом жарко, зимой холодно, местами темно даже днем; примечательна она звонкостью своей мостовой из мелкого булыжника, постоянно сухой и чистой, узостью извилистого пути, тишиною своих домов, принадлежащих к старому городу, над которым высятся древние городские укрепления. Трехвековые эти постройки, хотя и деревянные, еще крепки, и разнородный внешний вид их способствует своеобразию, привлекающему к этой части Сомюра внимание любителей старины и людей искусства. Трудно пройти мимо этих домов и не полюбоваться огромными дубовыми брусьями, концы которых, вырезанные причудливыми фигурами, увенчивают черными барельефами нижний этаж большинства этих домов. Перекрестные балки покрыты шифером и вырисовываются синеватыми полосами на ветхих стенах здания, завершенного деревянной островерхой крышей, осевшей от времени, с гнилым гонтом, покоробленным от переменного действия дождя и солнца. Кое-где виднеются подоконники, затертые, потемневшие, с едва заметной тонкой резьбой, и кажется, что им не выдержать тяжести темного глиняного горшка с кустиками гвоздик или роз, выращенных какой-нибудь бедной труженицей. Далее бросится в глаза узор из огромных шляпок гвоздей, вбитых в ворота, на которых гений предков наших начертал семейные иероглифы, смысл коих никому не разгадать. Не то протестант изложил здесь свое исповедание веры, не то какой-нибудь член Лиги проклял Генриха IV. Некий горожанин вырезал тут геральдические знаки своего именитого гражданства, своего давно забытого славного звания купеческого старшины. Тут вся целиком история Франции. Бок о бок с шатким домом, стены которого покрыты грубой штукатуркой, увековечившей труд ремесленника, возвышается особняк дворянина, где на самой середине каменного свода ворот еще видны следы герба, разбитого революциями, потрясавшими страну с 1789 года. На этой улице нижние этажи купеческих домов заняты не лавками и не складами; почитатели средневековья могут здесь найти неприкосновенным лабаз наших отцов во всей его откровенной простоте. Эти низкие просторные помещения без витрин, без нарядных выставок, без расписных стекол лишены всяких украшений, внутренних и наружных. Тяжелая входная дверь грубо обита железом и состоит из двух частей: верхняя откидывается внутрь, образуя окошко, а нижняя, с колокольчиком на пружине, то и дело отворяется и затворяется. Воздух и свет проникают в это подобие сырой пещеры или через фрамугу, вырезанную над дверью, или через проем меж сводом и низенькой, в высоту прилавка, стенкой, - там в пазах укрепляются крепкие внутренние ставни, которые по утрам снимают, а по вечерам ставят на место и задвигают железными засовами. На этой стенке раскладываются товары. И здесь уж не пускают пыль в глаза. Смотря по роду торговли, образцы состоят из двух или трех кадок, доверху наполненных солью и треской, из нескольких тюков парусного полотна, из канатов, из медной посуды, подвешенной к потолочным балкам, из обручей, поставленных вдоль стен, из нескольких штук сукна на полках. Войдите. Опрятная молоденькая девушка, пышущая здоровьем, в белоснежной косынке, с красными руками, оставляет вязанье, зовет мать или отца. Кто-нибудь из них выходит и продает что вам требуется, - на два су или на двадцать тысяч товару, держась при этом равнодушно, любезно или высокомерно, смотря по характеру. Вы увидите - торговец дубовыми досками сидит у своих дверей и перебирает большими пальцами, разговаривая с соседом, и по виду у него только и есть, что неказистые доски для бочонков да два-три пучка дранок; а на пристани его лесной двор снабжает всех анжуйских бочаров; он высчитал до единой дощечки, сколько бочек он осилит, ежели сбор винограда будет хорош: солнце - и он богач, дождливая погода - он разорен; в одно и то же утро винные бочки стоят одиннадцать франков или падают до шести ливров*. В этом краю, как и в Турени, превратности погоды властвуют над торговой жизнью. Виноградари, землевладельцы, лесоторговцы, бочары, трактирщики, судовщики - все подстерегают солнечный луч; ложась вечером спать, они дрожат, как бы утром не узнать, что ночью морозило; они опасаются дождя, ветра, засухи и хотят влаги, тепла, облаков - что кому на руку. Происходит непрерывный поединок между небом и земной корыстью. Барометр попеременно опечаливает, просветляет, озаряет весельем физиономии. Из конца в конец этой улицы, древней Большой улицы Сомюра, слова "Золотой денек!" перелетают от крыльца к крыльцу. И каждый отвечает соседу. "Луидоры** с неба льются", понимая, что несет ему луч солнца или дождь, подоспевший вовремя. В летнюю пору по субботам уже с полудня не купить ни на грош товару у этих честных купцов. У каждого свой виноградник, свой хуторок, и всякий дня на два отправляется за город. Тут, когда все рассчитано - покупка, продажа, прибыль, - у торговцев остается десять часов из двенадцати на пикники, на всяческие пересуды, непрестанные подглядывания друг за другом. Хозяйке нельзя купить куропатку без того, чтобы соседи потом не спросили мужа, удачно ли птица зажарилась. Девушке нельзя высунуть голову из окна, чтобы со всех сторон не увидели ее кучки праздных людей. Здесь ведь и душевная жизнь каждого у всех на виду точно так же, как и все события, происходящие в этих непроницаемых, мрачных и безмолвных домах. Жизнь обывателей почти вся проходит на вольном воздухе. Каждая семья усаживается у своего крыльца, тут и завтракает, и обедает, и ссорится. Всякого, кто пройдет по улице, оглядывают с головы до ног. А встарь стоило только чужаку появиться в провинциальном городе, его начинали высмеивать у каждой двери. Отсюд- забавные рассказы, отсюда - прозвище пересмешники, данное обывателям Анжера, которые особенно отличались в этих пересудах.

* Ливр - старинная французская серебряная монета, позднее замененная франком.

** Луидор - золотая французская монета в 20 франков.

Древние особняки старого города расположены в верхней части улицы, некогда населенной местными дворянами. Угрюмый дом, где протекали события, описанные в этой истории, был как раз одним из таких обиталищ, почтенным осколком былого века, когда вещи и люди отличались той простотою, которую французские нравы утрачивают с каждым днем. Пройдя по этой живописной улице, где каждая извилина пробуждает воспоминания о старине, а общее впечатление навевает невольную унылую задумчивость, вы замечаете довольно темный свод, в середине которого сокрыта дверь дома господина Гранде. Невозможно понять все значение этого словосочетания, не зная биографии г-на Гранде.

Оноре де Бальзак один из первых литераторов, стремящихся к справедливости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной жизни его современников. Одна из главных тем в его произведениях – тема губительной власти денег, деградации души под влиянием золота. Эту тему затрагивает и роман Бальзака «Евгения Гранде».

На нашем сайте вы сможете без проблем найти статьи, описывающие роман Бальзака «Евгения Гранде».

Отец Евгении Гранде до Великой Французской Революции 1789 года был простым бочаром. Во времена Революции он разбогател, скупив за бесценок конфискованные церковные владения, лучшие в Самюрском округе виноградники и несколько ферм. Папаша Гранде, так называли его самюрцы, даже стал мэром своего городка. Кроме нотариуса и директора банка никто не знал о размере его состояния, но и те помалкивали, хотя очень хотели породниться с ним. Гранде был необычайно скуп, его семья жила очень бедно. Его дочь Евгения мысленно осуждала отца за скупость и бездушие. На каждый день рождения отец дарил Евгении золотую монету. Как раз в один из таких дней к ним приехал племянник, сын разорившегося в Париже брата. Но папаша Гранде не захотел помочь родственнику. Евгения и Шарль полюбили друг друга. Втайне от отца Евгения отдала возлюбленному, уехавшему в Вест-Индию в поисках богатств, все деньги, которые надарил ей отец. Узнав, тот пришёл в ярость и строго наказал Евгению.

Прошли годы. Гранде умер, передав, Евгении управление своим состоянием. Она жила также скромно, но в отличие от отца много денег тратила на благотворительность. К этому времени в Париж вернулся разбогатевший на работорговле Шарль, но он забыл клятву, которую когда-то дал Евгении, и собирался жениться на молодой и знатной девушке. Тогда Евгения тоже вышла замуж за нотариуса Крюшо, предварительно оплатив все долги своего дяди, отца Шарля. Деньги отца не загубили душу Евгении, похоронив нотариуса, она вновь становится завидной невестой, но ни один из многочисленных женихов, охотников за её деньгами не способен сделать её счастливой.

В нашей электронной библиотеке вы можете ознакомиться с информацией, которая описывает роман Бальзака «Евгения Гранде» совершенно бесплатно. Мы предоставляем Вам как историю создания романа «Евгения Гранде» так и статьи об авторе. Мы предлагаем Вам по достоинству оценить художественный замысел, который красной нитью проходит через весь роман Бальзака «Евгения Гранде».

Произведения Бальзака не утратили своей актуальности и в наше время. Поэтому они так популярны среди читателей разных возрастов.

Евгения Гранде (роман О. Бальзака)

Первым произведением цикла «Человеческая комедия», в котором Оноре де Бальзак последовательно воплотил черты критического реализма как целостной эстетической системы, стал роман «Евгения Гранде» (1833).

В каждом из немногочисленных характеров романа реализован принцип становления личности под влиянием социальных обстоя-тельств. Папаша Гранде разбогател во время революции, он очень богат, но стал невероятно скупым, устраивает скандал жене, дочери, служанке по поводу самых мизерных трат. Встреча Евгении Гранде с несчастным двоюродным братом Шарлем Гранде, чей отец, разорившись, покончил с собой, оставив его без средств к существованию, обещает читателю романтическую историю любви и бескорыстия. Евгения, узнав, что отец отказал юноше в поддержке, отдает ему золотые монеты, которые раз в год дарил ей скупой папаша Гранде, что приводит к скандалу, преждевременной смерти матери Евгении, но только усиливает решимость девушки и ее надежду на счастье с любимым человеком. Но ожидания читателя обмануты: желание разбогатеть превращает Шарля в циничного дельца, а Евгения, ставшая после смерти папаши Гранде обладательницей миллионов, все более походит на своего скупого отца. Роман камерный, лаконичный, деталей немного, и каждая предельно насыщена. Все в романе подчинено анализу изменения характера под давлением обстоятельств жизни.

Бальзак выступает в романе как выдающийся психолог, обогащая пси-хологический анализ принципами и приемами реалистического искусства (см.: психологизм).

Роман был экранизирован в СССР в 1960 г. режиссером Сергеем Алексеевым. Глубиной постижения бальзаковских образов отличались работы актеров Ариадны Шенгелая (Евгения Гранде), Семена Межинского (папаша Гранде), Евдокии Турчаниновой (мать Евгении Гранде), в фильме играли также Михаил Козаков, Александр Грузинский, Евгений Велихов, Владимир Владиславский, Виктор Хохряков, Ирина Ликсо, Никита Подгорный, Татьяна Панкова, Евгений Моргунов, создав превосходный актерский ансамбль.

Кадр из фильма «Евгения Гранде» (1960, реж. С. Алексеев).

Текст: в изд.: Balzac O. Oeuvres complètes de H. de Balzac / Éd. par M. Bardeche: 28 vol. P., 1956-1963 (Club de I"Honnete Homme); в рус. пер. — Бальзак О. Евгения Гранде. Музей древностей. М., 1979. (роман в пер. Ю. Верховского).

Лит.: Гриб В. Р. Художественный метод Бальзака // Гриб В. Р. Избр. работы. М., 1956; Елизарова М. Е. Бальзак. Очерк творчества. М., 1959; Храповицкая Г. Н. Бальзак // Зарубежные писатели: Биобиблио-графический словарь: В 2 т. / Под ред. Н. П. Михальской. М., 2003. Т. 1. С. 65-76; Altszyler H. La genèse et le plan des caractères dans l’oeuvre de Balzac. Genève; P., 1984; Mozet N. La ville de province dans l’oeuvre de Balzac. P., 1982.

Роман Оноре де Бальзака «Евгения Гранде» впервые был опубликован в 1833 году. Он вошёл в «Сцены из провинциальной жизни» цикла сочинений «Человеческая комедия» . Художественная проблематика произведения заключается в разработке двух антагонистических друг другу тем – любви к деньгам (материалистическому составляющему бытия) и любви к человеку (духовной парадигмы нашего существования).

Говоря о современном ему обществе, Бальзак подчёркивает его меркантильную сущность. Жизнь большинства людей, по мнению писателя, «ограничена чисто материальными интересами» . Один из главных персонажей романа, г-н Гранде является «олицетворением могущества денег» . На примере его характера и истории жизни Бальзак показывает, к чему может привести человека любовь к деньгам. С одной стороны, мы видим бережное и экономное отношение к вещам, с другой – неразумное ограничение себя и своей семьи в самом необходимом.

Г-н Гранде тратит финансы только на то, что не может получить даром: освящённый хлеб, одежду для жены и дочери, оплату их стульев в церкви, освещение, жалование единственной служанке Наненте, лужение кастрюль, налоги, ремонт построек и издержки по своим предприятиям. Фермеры-испольщики снабжают Гранде каплунами, цыплятами, яйцами, маслом и пшеницей, съёмщики-огородники – овощами. Фрукты у семьи – свои, но самые лучшие из них идут не на домашний стол, а на рынок. Дичь в меню Гранде появляется не раньше, чем он покупает лесные угодия.

Папаша Гранде ценит в деньгах - не власть, не те возможности, которые они дают, а сами деньги. Ему нравится всё, что с ними связано – заработок, приумножение, вложение капитала то в одно, то в другое предприятие, накопление, передвижение, любование (как в случае с золотыми монетами, которые он дарит своей дочери Евгении на каждый день рождения) и даже само осознание существования денег.

Г-н Гранде видит в людях деньги, а в деньгах – людей: «червонцы живут и копошатся, как люди: уходят, приходят, потеют, множатся» . В разговоре с Шарлем герой испытывает сострадание не к тому, что племянник потерял отца (Гранде не видит в этом ничего страшного, так как «отцы по закону природы умирают раньше детей» ), а к тому, что он потерял состояние. Для папаши Гранде разорение – самое тяжёлое несчастье, которое может постичь человека на земле.

О будущей жизни герой не думает так же, как не думают и большинство окружающих его торговцев и аристократов. Бальзак объясняет духовную чёрствость XIX века изменением в общественных нравах, променявших жизнь будущую на жизнь настоящую, полную земных радостей и наслаждений. На пороге смерти папаша Гранде тянется не к распятому на кресте Христу, а к его позолоте. Вместо благословения герой призывает единственную дочь беречь золото, ведь ей придётся потом дать ему «отчёт на том свете!» .

Евгению Гранде можно было бы назвать полной противоположностью отца, если бы не одно «но»: девушка унаследовала от него основную черту характера – внутреннее упрямство. Французский писатель периодически подчёркивает общность в поведении отца и дочери: первый вкладывает золото в прибыль, вторая – в чувства; хитрость персонажей обуславливается их главной, внутренней страстью – скупостью Гранде и любовью Евгении; старый скряга готов пожертвовать любовью дочери ради лишних пластинок золота, Евгения готова отдать свою жизнь за несессер, отданный ей на хранение любимым человеком.

Папаша Гранде интуитивно чувствует свою схожесть с дочерью, но преклонный возраст и укоренившаяся в его сердце страсть к золоту, не позволяют ему видеть истинную натуру Евгении, между тем, как последняя прекрасно осознаёт, что собой представляет её отец.

Девушка не думает о деньгах до тех пор, пока они ей не нужны. Как только в жизнь Евгении врывается любовь, просыпается и её сознание: за четверть часа, прошедшие с момента приезда кузена, «у неё возникло больше мыслей, чем со дня появления её на свет» .

В Шарле девушку привлекает всё: и утончённая красота, и модная одежда, и его, необычные для провинции, манеры. Случившееся с ним несчастье разжигает в Евгении естественное для неё чувство сострадания к ближнему.

Становление любви в сердце главной героини рисуется Бальзаком психологически тонко и выверено: в начале Евгения неосознанно стремится сделать приятное кузену (убирает его комнату) и хочет понравится ему внешне (встаёт рано утром, чтобы красиво одеться и причесаться), затем она восстаёт против установленного отцом домашнего уклада («ворует» на кухне груши и готовит Шарлю самый простой – по обычным меркам, но разорительный, по представлениям отца, завтрак) и при этом тщательно скрывает свои мысли и чувства от окружающих.

Унаследованный от матери благородный, христианский характер придаёт простым и заурядным чертам Евгении удивительную прелесть. Озаряющее её лицо «внутреннее очарование спокойной совести» делает девушку похожей на Мадонну. Главная героиня романа с радостью помогает возлюбленному деньгами и семь долгих лет ждёт его возвращения из Ост-Индии. Узнав о предательстве Шарля, Евгения проявляет себя, как и все благородные натуры, - она оплачивает долги кузена, отпускает его к другой, а сама обращает свой взор к небу и продолжает жить, любя и страдая, в ожидании естественной развязки – смерти.

На фоне противостояния материалистического и духовного второстепенные персонажи романа выглядят несколько шаблонно: семейства Крюшо и де Грассенов – измельчавшие «папаши Гранде», г-жа Гранде – классический образ богобоязненной женщины, беспрекословно подчиняющейся мужу. Шарль Гранде – молодой человек с благородным сердцем быстро усваивает беспринципную общественную мораль, не просто меняющую, а развращающую его характер. И только Евгения остаётся сама собой – чистой, доброй, всепрощающей и бесконечно любящей.

  • «Евгения Гранде», краткое содержание романа Бальзака