Картотека (подготовительная группа) на тему: Картотека подвижных игр подготовительная группа. Подвижные игры в подготовительной группе

Все наоборот

Дети стоят лицом к взрослому.

Воспитатель ритмично меняет положение рук, а дети выполняют те же движения, только наоборот.

Например, воспитатель поднимает руки, а дети опускают руки; воспитатель отводит руки назад — дети протягивают руки вперед. Предлагаем такие варианты движений (взрослый — дети):

Поднять руки вверх — опустить вдоль туловища;

Руки вытянуть вперед —отвести назад, за спину;

Руки опустить вдоль тела — поднять вверх;

Руки отвести назад — вытянуть вперед;

Правая рука вверху, левая рука внизу — правая рука внизу, левая рука вверху.

Делай наоборот

Дети стоят врассыпную по залу.

Воспитатель показывает упражнение, а дети выполняют его в противоположную сторону.

Например, воспитатель выполняет наклон вправо, а дети — наклон влево; воспитатель делает шаг вперед, а дети — шаг назад и т.д.

Если нравится тебе...

Дети стоят в кругу.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения и текст.

Если нравится тебе, то делай так. (Два хлопка в ладоши.)

Если нравится тебе, то и другому покажи,

Если нравится тебе, то делай так. (Два хлопка в ладоши.)

Затем слова повторяются, но с другими движениями: дети хлопают по коленям, прижимая руки к щекам, говорят: «Ай-ай», прикасаются пальцем к носу со словами: «Би-би». Можно придумать и другие забавные движения.

В заключение после каждой строчки дети последовательно повторяют все движения, показанные ранее.

Важно не ошибиться в последовательности и выполнять движения в быстром темпе.

Запрещенное движение

Играющие образуют круг.

Воспитатель заранее условливается с детьми о том, какое движение нельзя совершать, например: приседать, хлопать в ладоши, махать руками.

Затем под музыку педагог показывает различные движения, которые играющие должны повторять за ним. Чем более разнообразны и забавны эти движения, тем интереснее игра.

Неожиданно воспитатель показывает какое-либо запрещенное движение.

Тот из играющих, кто по невнимательности повторит запрещенное движение, должен будет потом сплясать, спеть, прочесть стихотворение (по выбору ребенка).

Можно усложнить игру: договориться о том, что есть два движения, которые нельзя повторять, а вместо них надо делать другие. Например, когда педагог кладет руку на затылок, играющие приседают, скрестив ноги, а когда педагог наклоняется вперед, они два раза хлопают в ладоши.

Колпак мой треугольный

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель объясняет правила игры. Слова в тексте стихотворения заменяются движениями. А текст такой:

Колпак мой треугольный.

Треугольный мой колпак.

А если не треугольный,

То это не мой колпак.

Сначала заменяем слово «колпак» (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем — слово «мой» (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме «колпак» и «мой», произносим; а потом — слово «треугольный» (показываем руками треугольник).

Теперь, произнося текст, заменяем три слова: «колпак», «мой», «треугольный».

Игру можно повторить несколько раз, ускоряя темп.

Лево — право!

Дети сидят на стульях кружком.

В центре — водящий с мячом.

Водящий бросает мяч одному из ребят. Если водящий при этом кричит: «Бери!», то, поймав мяч, ребенок должен назвать имя своего соседа слева. Если же при броске прозвучало: «Отдай!», нужно назвать имя соседа справа.

Тот, кто ошибется, сменяет ведущего.

Людоед

Выбирают водящего-«людоеда».

Людоеду завязывают глаза, и он садится на стул. Остальные игроки становятся в цепочку и, по очереди проходя перед людоедом, касаются его колена.

Людоед пытается поймать за руку игрока. Тот, кого он поймал, становится людоедом.

Найди мяч

Дети становятся в круг вплотную, лицом к центру.

Один ребенок по назначению воспитателя становится в середину круга, это водящий. Играющие держат руки за спиной.

Одному из играющих воспитатель дает в руки мяч.

С этого момента мяч начинают передавать друг другу за спиной. Водящий, стоя внутри круга, старается угадать, у кого мяч. Для этого он может попросить любого ребенка показать ему руки, сказав: «Руки!». По этому требованию играющий мгновенно протягивает обе руки вперед, ладонями вверх.

Тот, у кого оказался мяч, или тот, кто уронил мяч, становится в середину, а на его место встает водящий.

Игра повторяется.

Отдай честь!

Отдать честь правой рукой, а левую руку одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: «Во!».

Затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, но быстро сменив руки.

Рожки да ножки

Средний и безымянный пальцы согнуты, придерживаются сверху большим пальцем, указательный и мизинец вытянуты; рука поднята вверх — это рожки.

Указательный и средний пальцы вытянуты, безымянный и мизинец прижаты к ладони и придерживаются большим пальцем; рука опущена вниз — это ножки.

Одна рука показывает рожки, вторая — ножки. Затем руки одновременно меняются ролями.

Сосед, подними руку

Играющие стоят или сидят (в зависимости от уговора) в кругу.

По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из играющих и громко произносит: «Руки!». Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает сидеть (стоять), не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа — левую, сосед слева — правую, т. е. ту руку, которая находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из ребят ошибся — поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями.

Игра продолжается установленное время.

Выигрывает тот ребенок, который ни разу не был водящим.

Игрок считается проигравшим, даже если он только пытался поднять не ту руку.

Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда ребенком не выполняется.

Стоп!

Все играющие становятся на линии, проведенной вдоль одной стороны площадки (зала).

На противоположной стороне кружком (диаметр 2—3 шага) обозначается дом водящего.

Водящий, выбранный по жребию (считалке), стоит спиной к детям и произносит: «Быстро шагай, смотри, не зевай! Стоп!»

На каждое слово водящего все шагают вперед.

Как только водящий произнесет: «Стоп!» — дети останавливаются, а водящий оглядывается и смотрит, кто из ребят не успел замереть на месте и шевельнулся.

Он называет этих детей, и они возвращаются на исходную линию.

Затем водящий снова поворачивается спиной к играющим и произносит: «Быстро шагай, смотри, не зевай! Стоп!» Все останавливаются на том месте, где их застал сигнал «стоп». Вернувшиеся на исходную линию дети двигаются оттуда.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из детей не подойдет близко к водящему и не встанет в его дом раньше, чем он скажет: «Стоп!»

Тот, кому это удастся, становится водящим.

Играющие образуют круг.

Выбирают по жребию (считалке) водящего. Он выходит в середину круга и закрывает глаза.

Дети идут по кругу и произносят:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты, Алеша (Наташа и пр.), отгадай,

Кто позвал тебя, узнай.

С окончанием слов дети останавливаются.

Воспитатель указывает на кого-либо из играющих. Тот называет водящего по имени.

Водящий, не открывая глаз, должен постараться угадать, кто из ребят его позвал.

Если водящий отгадывает, он открывает глаза и меняется местами с названным им ребенком. Если водящий ошибся, он снова закрывает глаза.

Игра повторяется. Дети идут по кругу в другую сторону.

Флюгер

Воспитатель называет стороны света и для каждой из них определяет действие: север — руки на пояс; юг — руки на голову; восток — руки вверх; запад — руки вниз.

Взрослый называет часть света, дети показывают соответствующее движение.

В конце игры отмечаются дети, не допустившие ошибок.

Четыре стихии

Дети стоят в шеренге или врассыпную.

Воспитатель объясняет правила игры: на слово «земля» играющие опускают руки вниз, на слово «вода» — вытягивают руки вперед, на слово «воздух» — поднимают руки вверх, на слово «огонь» — производят вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

Взрослый произносит слова вразнобой, дети выполняют соответствующие движения.

Тот, кто ошибается, считается проигравшим.

Осенние игры для детей старшего дошкольного возраста

Игра «Добрые животные»

Что дают нам домашние животные? Слушаем вопросы и стараемся на них ответить.

«Бе-бе», «му-му» и «ко-ко-ко»!

А кто даёт нам молоко?

Кто даёт нам пух и шерсть?

У кого всё это есть?

Мы животных называем.

Чем они полезны, знаем.

1. Кто даёт нам яйца? (Куры.)

2. Кто даёт нам молоко? (Коровы, козы.)

3. Кто даёт нам шерсть? (Бараны, овцы, козы, кролики.)

4. Кто даёт нам пух и перья? (Гуси, утки, куры.)

5. Кто даёт нам мёд? (Пчёлы.)

Игра «Танец пчёл»

Звучит музыка. (Для этой игры можно включить «Полёт шмеля» Н. А. Римского-Корсакова.) Дети - пчёлы. Они исполняют пчелиный танец.

Давайте подумаем, какими движениями лучше показать, как летают пчёлы и как они танцуют в воздухе, над цветами.

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель называет каждый раз по четыре предмета (или показывает картинки). Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему.

1. Грабли, мотыга, лопата, молоток. (Молоток. Этот инструмент - не для работы в огороде.)

2. Комбайн, троллейбус, трактор, косилка. (Троллейбус. Он нужен не для работы в поле.)

3. Кастрюля, чашка, лейка, стакан. (Лейка. Она нужна для работы в огороде, это не посуда.)

4. Яблоко, морковь, капуста, кабачок. (Яблоко. Это фрукт, а остальное - овощи.)

5. Груша, яблоко, огурец, апельсин. (Огурец. Это овощ, а остальное - фрукты.)

6. Клубника, земляника, баклажан, ежевика. (Баклажан. Это овощ, а остальное - ягоды.)

7. Гречка, перловка, горох, пшено. (Горох. Это бобы, а остальное - крупы.)

8. Свёкла, репа, морковь, помидор. (Помидор. Это плод, а остальное - корнеплоды.)

Игра «Съедобное - несъедобное»

Воспитатель бросает мяч и произносит названия того, что съедобно, и несъедобных предметов. Если названо что-то съедобное (овощ, фрукт, крупа или каша из крупы, а также то, что делают из муки), мяч нужно ловить, а если несъедобное, то ловить не надо.

Сладкие загадки

Синий мундир,

Зелёная подкладка,

В середине - сладко. (Слива.)

На деревьях меж листами

Висят птицы вверх ногами. (Груши.)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко.)

Сам он красный, сахарный,

А кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз.)

Игра «Чьи семена?»

Воспитатель показывает детям семена. Дети должны определить, какому растению принадлежат эти семена, и назвать растение. Для игры можно взять семена арбуза, дыни, абрикоса, яблони, сливы, фасоли, подсолнечника, тыквы, орешника, риса, гречихи и т. д.

Игра «Репка»

Воспитатель предлагает детям провести игру по русской народной сказке. (Взять полный текст сказки.) Перед игрой распределить роли (в том числе роль репки). Дети - в шеренге. Сначала они выполняют движения все вместе. Выходит репка и садится на стульчик (может держать в руках верёвочку за которую её будут тянуть). В нужный момент выходят дед, бабка и другие персонажи. Происходит инсценировка сказки. Остальные дети помогают героям, показывая, как надо тянуть репку. Игру можно провести несколько раз, чтобы всем детям досталась какая-либо роль.

Посадил дед репку.

(Наклоняемся и показываем, как сажать репку.)

Выросла репка большая-пребольшая.

(Поднимаем руки вверх.)

Стал дед репку из земли тянуть.

Тянет-потянет, а вытянуть не может.

Позвал дед бабку.

Бабка за дедку, дедка за репку.

Позвала бабка внучку.

Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.

Тянут-потянут, а вытянуть не могут.

Огородные загадки

Слушаем необычные загадки, в которых названы признаки огородных растений, и стараемся их отгадать.

Красный, круглый - это что? (Помидор.)

Зелёный, овальный - это что? (Огурец.)

Жёлтая, внутри белая, сладкая - это что? (Дыня.)

Длинный, белый, большой - это что? (Кабачок.)

Жёлтая, круглая, сладкая, сидит в земле - это что? (Репа.)

Игра «Придумай загадки»

Воспитатель предлагает детям придумать свои загадки про овощи. Нужно загадать какой-то овощ и назвать его признаки. Можно составить загадки про картошку, тыкву, свёклу морковь, горох и др.

Что растёт у нас на грядке?

Мы придумаем загадки.

Про горох и про картошку,

Помидоры и моркошку,

А ещё про огурцы.

Отгадали? Молодцы!

Игра «Овощи, фрукты, ягоды»

Воспитатель называет букву. Дети должны вспомнить и произнести как можно больше названий овощей, фруктов, ягод на эту букву. Победителя можно определять по каждой букве или по нескольким буквам. Примеры: а - абрикос, апельсин, арбуз, айва; б - банан, баклажан, брусника, бузина; в - вишня, виноград; и т. д.

Игра «Что мы едим?»

Воспитатель бросает игроку мяч и называет огородное растение (можно называть овощи и травы). Игрок ловит мяч и говорит, какую часть этого растения употребляют в пищу, а затем бросает мяч воспитателю. Например:

Салат. (Листья.)

Капуста. (Листья.)

Огурец. (Плод.)

Помидор. (Плод.)

Редис. (Корнеплод.)

Свёкла. (Корнеплод.)

Морковь. (Корнеплод.)

Много в нашем огороде

Есть и трав, и овощей.

Мы побудем на природе,

А потом наварим щей.

Что нам есть, мы это знаем.

Что съедобно - называем.

Игра «Отгадай овощи»

Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какого-либо овоща. Игрок ловит мяч, произносит всё название овоща и бросает мяч воспитателю. Например:

Ре... (Редис.)

Ка... (Капуста.)

Свё... (Свёкла.)

По... (Помидор.)

Мор... (Морковь.)

Игра «Соберём урожай»

Дети выстраиваются в шеренгу. У первого игрока в руках мяч. Он поворачивается ко второму игроку, громко сообщает: «Я собрал в огороде...» - и передаёт мяч. Так мяч по цепочке передаётся до конца шеренги. Называть нужно какое-либо огородное растение. Названия растений могут повторяться.

Огород у нас хорош!

Где ещё такой найдёшь?!

Что растёт, покажем.

И про всё расскажем.

Вот укроп, а вот петрушка,

Это свёкла и картошка,

Это тыква и горох.

Урожай совсем не плох!

Игра «Поварята»

Воспитатель называет какое-нибудь блюдо или напиток. Дети должны по очереди говорить, что нужно взять для приготовления этого блюда или этого напитка (овощи, фрукты, ягоды). Например: борщ (капуста, свёкла, морковь, помидор, петрушка, укроп); компот (яблоки, груши, сливы, вишни, смородина, крыжовник).

Игра «Приметы осени»

Можно объявить и провести небольшой конкурс: кто даст более точное и более полное описание осени (кто назовёт больше примет).

Послушайте стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ. Какие приметы осени вы знаете? Перечислите их.

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою

Уж не любит, меж цветов,

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл, и поле

Сквозь туман лишь серебрит

Игра «Деревья, кустарники, травы»

Когда воспитатель произносит название дерева, дети должны поднять руки вверх, когда название кустарника - должны стоять, опустив руки, а когда название травы (травянистого растения, цветочков) - приседают. Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры. Примеры:

Дуб. (Поднимаем руки вверх.)

Подорожник. (Приседаем.)

Ель. (Поднимаем руки вверх.)

Шиповник. (Стоим, опустив руки.)

Берёза. (Поднимаем руки вверх.)

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель называет каждый раз по четыре растения (или показывает картинки). Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему.

1. Тополь, дуб, смородина, яблоня. (Смородина. Это кустарник, а остальное - деревья.)

2. Осина, пальма, липа, клён. (Пальма. Она растёт в тёплых краях.)

3. Сирень, берёза, акация, шиповник. (Берёза. Это дерево, а остальное - кустарники.)

4. Смородина, вишня, яблоня, тополь. (Тополь. Это не плодовое и не ягодное растение.)

5. Липа, клён, сосна, берёза. (Сосна. Это хвойное дерево, а остальные - лиственные.)

Игра «Знаем, знаем!»

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать рассказ. Условие игры: если дети услышат название дерева, они должны захлопать в ладоши и сказать: «Знаем, знаем!»

Мышонок вспомнил интересный случай, который произошёл с ним весной. Он гулял по лесу и услышал пение какой-то птицы. Сорока сидела на осине. Но сорока же не поёт, а стрекочет. Дятел сидел на сосне. Он стучал клювом по шишке. Ворона прилетела и села на берёзу. Вороны тоже не поют. Чья же в лесу песня? У лесного ручья стоит калина. Мышонок увидел маленького соловья на ветке калины. Так вот кто так красиво поёт! Ягоды калины - красные, красивые. Осенью и зимой их едят птицы. А соловьи улетели зимовать в Африку. Там тепло.

Лесные загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево.)

Летом вырастают,

А осенью опадают. (Листья.)

Зимой и летом

Одним цветом. (Ель, сосна.)

Зелена, а не луг.

Бела, а не снег.

Кудрява, а не человек. (Берёза.)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Я кормлю свиней и белок.

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

Золотой коробочек,

А внутри - дубочек. (Жёлудь.)

Игра «Назови дерево»

Дети по очереди произносят названия деревьев. Например: ива, тополь, рябина, берёза, дуб, осина, ясень, клён, яблоня, липа и др. Победителем станет тот, кто назовёт дерево последним.

Игра «Листочки»

Разделить детей на три команды. В первой команде водящий играет роль берёзы, во второй - роль липы, в третьей - роль клёна. Команды собирают листочки, вырезанные из цветной бумаги (каждая - свои), и отдают их своему водящему. В конце игры воспитатель определяет, какая команда справилась с заданием быстрее.

Игра «С какого дерева листочек?»

Воспитатель показывает детям листья разных деревьев. Дети должны определить и сказать, с какого дерева листочек. Победителем станет тот, кто даст больше правильных ответов.

Гербарий. До игры или после неё воспитатель объясняет детям, что такое гербарий, и предлагает им набрать во время прогулки красивых листочков, упавших с разных деревьев, а потом засушить их. Это можно сделать, положив листочки между страницами книги. Когда они высохнут, нужно приклеить их в альбом и подписать (указать деревья). Гербарий поможет лучше запомнить названия деревьев и их листья.

Ветер дует, задувает,

Ветер листики срывает.

Листья на ветру кружатся.

Листья на траву ложатся.

Листья падают, летят.

Настоящий листопад!

Скоро мы гулять пойдём

И листочков наберём.

Лесные загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Не мышь, не птица -

В лесу резвится.

На деревьях живёт

И орешки грызёт. (Белка.)

Зимой беленький,

А летом серенький. (Заяц.)

Иголки лежали, лежали

И под куст убежали. (Ёж.)

Игра «Назови детёныша»

Воспитатель называет животное. Дети должны сказать, как называется детёныш этого животного. Например:

У медведя кто детёныш? - Медвежонок.

У лисы кто детёныш? - Лисёнок.

У волка кто детёныш? - Волчонок.

У ежа кто детёныш? - Ежонок.

У белки кто детёныш? - Бельчонок.

У рыси кто детёныш? - Рысёнок.

У тигра кто детёныш? - Тигрёнок.

У курицы кто детёныш? - Цыплёнок.

У утки кто детёныш? - Утёнок.

У коровы кто детёныш? - Телёнок.

У лошади кто детёныш? - Жеребёнок.

Игра «Отгадай животное»

Дети поочерёдно загадывают животное и рассказывают о нём от первого лица. Например: «Я косолапый, неуклюжий, большой. У меня тёплая шуба, она коричневая. Я люблю есть ягоды и мёд. Зимой я сплю. Просыпаюсь весной». Остальные дети должны догадаться, какое животное представлено, и назвать его. В случае затруднения можно задавать вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет».

Загадки про насекомых

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Он с друзьями под кустом

Смастерил огромный дом.

Тащит ветку он из леса

Больше собственного веса. (Муравей.)

Красная спинка,

Чёрные горошки.

Ты меня найдёшь

На любой дорожке. (Божья коровка.)

Полосатый вредный жук

Сильно портит всё вокруг.

Он картошку любит,

Растения губит. (Колорадский жук.)

Игра «Кто где живёт?»

Воспитатель называет животное. Дети должны сказать, где живёт это животное, какое жилище себе строит, где проводит зиму. Например:

Где зимой спит медведь? - В берлоге.

Где живёт лиса? - В норе.

Где живёт сова? - В дупле.

Где выводит птенцов сорока? - В гнезде.

Где зимой спит барсук? - В норе.

Где живёт муравей? - В муравейнике

Игра «Сойка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Сойка по лесу летела,

Во все стороны глядела.

(Машем руками, будто крыльями, поворачиваем голову вправо-влево.)

На траву под дубом села,

(Приседаем.)

Спелых желудей поела.

(Качаем головой, будто клюём.)

Сойка по траве пошла,

(Шагаем на месте.)

Много желудей нашла.

(Разводим руки перед собой.)

Хочется напрятать их -

И больших, и небольших.

(Пальцы правой руки складываем в щепоть и стучим по левой ладони.)

Сойка по траве поскачет,

Ловко жёлуди запрячет.

(Прыгаем на месте.)

Их засунет меж корней,

Под листву и между пней.

(Наклоняемся и опускаем руки к правой ноге, затем клевой ноге.)

И потом из каждой кочки

Быстро вырастут дубочки.

(Приседаем и встаём, поднимаем руки вверх.)

Загадки про птиц

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Вёрст не считает,

По дорогам не ездит,

А за морями бывает. (Птица.)

Хоть и маленький на вид,

Но он пеньем знаменит. (Соловей.)

На шесте дворец,

Во дворце певец. (Скворец.)

Шило впереди,

Клубок посреди,

Ножницы сзади. (Ласточка.)

По поднебесью серому

Верёвка протянулась. (Журавли.)

Игра «Танец журавлей»

Звучит музыка. (Для этой игры можно включить «Времена года. Ноябрь» П. И. Чайковского.) Дети - журавли. Они исполняют журавлиный танец.

Журавли хотят лететь на юг, они прощаются с родными местами. Им грустно. Значит, каким будет их прощальный танец? (Плавным, печальным.) Давайте подумаем, какими движениями лучше показать, как летают журавли и как они танцуют в воздухе, на земле.

Игры для детей подготовительной группы

Дидактическая задача: уточнить знания детей о времени цветения от­дельных растений (например: нарцисс, тюльпан - весной, золотой шар, астры - осенью и т.д.); учить детей классифицировать по определённому признаку, развивать их память, сообразительность.

Игровое действие: игра может быть проведена так же, «как и когда это бывает?», «Угадай, что где растет».

«Вкусная и полезная пища»

Дидактическая игра

Цель: учить детей распределять продукты по степени их полезности для организма человека; закреплять представления детей о разнообразной пище для человека (богатой витаминами, вкусной и полезной).

Материал: картинки с изображением разнообразных продуктов пита­ния - овощи, фрукты, конфеты, мясо и т.д. (пособие «Заходи в супермар­кет»), Дети выбирают из всех продуктов те, в которых много витаминов и которые полезны для здоровья человека, особенно весной (фрукты, овощи, зелень).

«Где спрятано растение?»

Дидактическая игра

Дидактическая задача: запомнить расположение предметов, найти из­менения в их расположении.

Игровые действия: поиски изменений в расположении растений.

Правило: смотреть, что убирает воспитатель, нельзя.

Оборудование: для первой игры нужно 4-5 растений, для после­дующих - до 7-8.

Вариант 1

Комнатные растения ставят на столе в один ряд. Всех детей, сидящих полукругом, воспитатель просит хорошо рассмотреть и запомнить расте­ния и их расположение, а затем закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами (вначале два растения, а затем два-три). «А теперь от­кройте глаза и скажите, что изменилось, - предлагает он. - Какие рас­тения переставлены? Покажите, где они стояли раньше». (Дети показы­вают.)

Вариант 2.

Одно растение можно убрать. А остальные сдвинуть так, чтобы не было видно, какого растения не стало. Дети должны назвать спрятанное растение.

Примечание

Детям, испытывающим затруднения в игре, воспитатель помогает орга­низовать ее. Для этого предлагает 2-3 ребятам поиграть отдельно от всех. Детские стулья (4-5 штук) ставят по кругу, на каждом из них - растение. Один ребенок стоит в середине и отгадывает, другой переставляет расте­ния (Следует обратить внимание детей, чтобы осторожно обращались с растениями).

«Кто кем будет?»

Дидактическая игра

Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Кем будет (или чем будет)... яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, же­лезо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.?». При обсуждении ответов ребенка важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов.

Вариантом этой игры является игра «Кем был?». Смысл этой игры за­ключается в том, чтобы ответить на вопрос, кем (чем) был раньше: цыпле­нок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусени­цей), хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичом), сильный (слабым) и т.п. Можно давать другие слова, требующие от ребенка понимания перехода одного качества в другое. Каждому слову рекомендуется подбирать варианты ответов.

«Кто летает, прыгает, плавает?»

Подготовка к игре: педагог подбирает картинки с изображением знако­мых детям животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся, которые могут быть классифицированы по принципу: «летают», «прыгают», «плавают». Изображение должно быть реалистичным, четким, без лишних деталей. К игре должны быть также приготовлены 3 цветных квадрата (крута, треу­гольника), условно обозначающих классификацию: «летают» - зеленый, «прыгают» - желтый, «плавают» - синий.

Игры для детей подготовительной группы

«Вырастим яблоки»

Дидактическая игра

Цель: учить свободно и правильно использовать знания о способах и последовательности работ в саду. Воспитывать уважение к садоводам, бе­режное отношение к результатам их труда.

Игровые задания: «вырастить» яблоки.

Правила игры: приступать к каждому виду работ своевременно. Допол­нять друг друга, не повторяясь.

Материал: румяные крупные яблоки. Сюжетные картинки примерно такого содержания: садоводы сажают саженцы яблонь в заранее приго­товленные ямки; белят стволы яблонь в саду; собирают яблоки и грузят на машины; обрезают ветви; цветущий сад. Ловушки для вредителей. Фиш­ки в виде яблок. Над нижним бортиком доски нарисуйте клетки (по числу картинок).

Дети рассматривают и нюхают яблоки. Им не терпится полакомиться ими. Но... их угостят, если они захотят стать садоводами.

Раздайте сюжетные картинки (по одной на двух детей). Внимательно рассмотрев их, дети решают, когда они должны включиться в общий рас­сказ.

Что прежде всего делает садовод? Возможно, дети поднимут несколько картинок. Пусть сообща решат, какую работу в саду надо начинать первой. Выбранную картинку выставляют на первой клетке доски. Желающие мо­гут рассказать об этой работе, но при условии, что каждый сообщит что- то новое, не повторяя другого. За всякое новое сообщение дается фишка. Потом дети выбирают следующую картинку. Не влияйте на их выбор даже в том случае, если нарушается последовательность садовых работ. Но кар­тинку поставьте на место в ряду, оставляя клетку для картинки, изображаю­щей предшествующий этап работы в саду. Это послужит детям сигналом о том, что выбор ошибочен, и побудит их найти картинку, которая должна заполнить пустую клетку.

Когда картинка займет свое место, начинайте коллективный разговор о ней, как описано выше. Иногда приходится самому воспитателю начинать рассказ: «Посадил садовник яблоневый сад...», а дети продолжают.

Уместно привести стихи-загадку: Я раскрываю почки, В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня... (весна)

Наконец урожай выращен и собран, дары садов прибыли к детям. На­стало время угостить их яблоками. Но сначала загадки: Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем - гладко, А откусишь - сладко, (яблоко)

Я румяную матрешку от подруг не оторву, Подожду, пока матрешка упадет сама в траву, (яблоко)

Потом вместе с детьми вспомните, сколько труда стоит вырастить эти сочные вкусные плоды.

Определяя самые интересные сообщения детей по ходу игры, на­граждайте их фишками. Выигрывает набравший наибольшее количество фишек.

При повторении игры используйте другие картинки, придумайте новые ситуации.

«Загадывание желаний»

Словесная игра

Цель: помочь детям выразить свою индивидуальность , высказывая са­мые заветные мечты, и в то же время учить их соизмерять свои действия с окружающей природой, с действиями товарищей, как бы вписывая в об­щий сюжет свои элементы. Закрепить знание экологической заповеди «Не навреди».

Детей хорошо расположить по кругу. Пусть представят себе, что здесь сбываются все желания. Каждый ребенок по очереди загадывает такие же­лания, например:

- Если бы я был котом, я бы...

- Если бы я был каким-нибудь зверьком, я бы...

- Если бы я стал птицей, я бы...

- Если бы я стал насекомым, я бы...

- Если бы я был цветком, я бы...

- Если бы я стал деревом, я бы...

- Если бы я был слоном, я бы...

Каждый ребенок составляет небольшой рассказ, продумывая свою жизнь в этой роли. Можно заранее договориться - реальные или фантас­тические рассказы составляем. Когда дети освоят эту игру, можно объеди­нить «желания». Каждый следующий загадывающий свое желание ребенок может вписываться в сюжет предыдущего рассказа и т.д.

«Консервный завод»

Дидактическая игра

Содержание знаний: рассказать детям о том, что на консервном заводе овощи и фрукты перерабатывают для дальнейшего хранения. Из фруктов и ягод варят варенье, делают соки. Овощи идут на консервы для супов, салатов, фрукты и овощи иногда сушат для приготовления разных блюд. Прежде чем отправить на переработку, овощи и фрукты сортируют. Самые спелые отбирают для соков.

Дидактическая задача: определить спелость плодов по внешнему при­знаку (окраске, величине, плотности), сгруппировать овощи и фрукты по степени спелости.

Правила: разносить овощи и фрукты по цехам можно, только правильно отобрав и объяснив, какие из них зрелые, а какие нет. Определить, из чего можно приготовить соки, что законсервировать или отправить сушить.

Оборудование: на трех-четырех столах ставят «вывески» цехов: сухоф­руктов, соков, консервов, варенья. На столы вместо вывесок можно поста­вить готовые продукты: сухой компот, томатный сок, консервированные овощи или фрукты, варенье.

Дети исполняют роли заведующего и рабочих. Заведующий складом выдает продукты и распределяет их по цехам в зависимости от степени зрелости: самые спелые - на сок, спелые мягкие - на варенье, спелые плотные - на компоты, остальные - сушить. Он старается правильно отобрать продукты и дать точные объяснения рабочим, какие плоды брать, а какие нет, в какой цех их относить. Рабочие отбирают и сортируют ово­щи и фрукты, помня полученные указания и ориентируясь на вывеску. Остальные наблюдают и проверяют правильность выполнения заданий, оценивают работу.

«Экосистемное домино»

Дидактическая игра

Место: групповое помещение.

Материалы: плотная бумага, цветные фломастеры, карандаши, ножни­цы.

Понятия и взаимосвязи: пищевая цепь, хищник - жертва, производи­тель - потребитель. Стабильность экосистем.

Мотивация: побеседуйте с детьми об определенной экосистеме дети должны выяснить, какие животные и растения относятся к ней. а какие бы в ней не выжили.

Задание: выберите растения и животных, проживающих в да ной эко­системе (лес, луг, поле), запишите (зарисуйте) их в заранее заготовленные таблички в форме домино.

Ведущий заранее готовит таблички для записи животных и растений по количеству играющих в группах. После рассказа о данной экосистеме дети называют как можно больше названий ее обитателей. Потом всей группой составляют разветвленную пищевую цеп; как минимум из 10 животных (растений). В произвольном порядке записывают их названия в заготов­ленную таблицу. Таблицу разрезают на карточки домино. Правила такие же, как и в обычном домино. Карточки можно прикладывать со всех сто­рон, учитывая реальные взаимосвязи.

«Энергия»

Дидактическая игра

Цель: дать детям представление о биоценозе луга, отметить различия между двумя местами обитания - лесом и лугом. Познакомить детей с пи­щевыми отношениями между живыми существами, ввести понятие «пи­щевая цепь».

Реквизит: куклы, тарелка с печеньем.

Схема занятия:

1. Показать детям кукольный спектакль «Кто самый важный на лугу?» После спектакля обсудить важность совместного проживания раз­ных существ, их взаимосвязь друг с другом. Особое внимание уделить рас­смотрению пищевых связей.

2. Предложить поиграть в игру «Пищевая цепочка», раздав детям роли персонажей кукольного спектакля.

Действующие лица: солнце (1 человек), трава (6 человек), мышка (3 че­ловека), лиса (1 человек).

Перед началом игры обсудите роль солнца в спектакле.

Солнце берет в руки тарелку с печеньем (12 штук) и передает «энергию» траве - по две штуки каждой травинке. Одно печенье каждая травинка съедает - эта «энергия» расходуется на поддержание жизненных процес­сов травинки, а второе передает мышкам. Часть «энергии» (одно печенье) мышка расходует на себя, а часть (второе печенье) отдает лисе. Таким об­разом, у лисы оказывается три печенья. Часть «энергии» лиса расходует, а оставшуюся часть может передать тому, кто сможет ее съесть.

После игры обязательно обсудить с детьми процесс передачи энергии. Кто получил энергию непосредственно от солнца? Только трава может по­лучать энергию от солнца! Сколько бы лисы и мыши ни загорали, есть им все равно хочется. Кто получил энергию от травы? Мыши - травоядные животные. Кто получил энергию от мышей? Лиса - плотоядное живот­ное.

Изготовить коллективный коллаж «Луг». Разделить детей на несколько групп и раздать им наборы картинок с изображением разных растений и животных. Предложить каждой группе сделать коллективный коллаж на тему «Луг», наклеив на лист бумаги изображения только тех животных и растений, которые живут на лугу постоянно. В завершение предлагается нарисовать лес таким, каким он был в начале игры (или наклеить рисун­ки).

Ирина Веселовская
Подвижные игры на улице. Подготовительная группа

Подвижные игры на улице .

Подготовительная группа .

«Мы веселые ребята»

Дети стоят по кругу, взявшись за руки. «Ловишка» , назначенный воспитателем, находится в центре круга. Играющие, двигаются по кругу вправо или влево (по указанию воспитателя, и говорят :

Мы веселые ребята,

Любим бегать и скакать,

Ну, попробуй нас догнать!

Раз, два, три - лови!

На последнем слове все разбегаются, а «ловишка» догоняет их. Пойманный, временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока «ловишка» не поймает 2-3 детей.

По сигналу воспитателя «В круг!» все играющие становятся в круг. Игра возобновляется с новым «ловишкой» .

«Мышеловка»

Двое становятся друг против друга соединяют руки и поднимают их повыше.

Оба хором говорят :

Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели. Мышеловку мы поставим, и мышей тогда поймаем!

Задача играющих пока ведущие говорят стишок, пробежать под их сцепленными руками. Но на последних словах ведущие резко опускают руки и кого-то из игроков обязательно ловят. Тот, кто попал в мышеловку, присоединяется к ловцам. Мышеловка вырастает. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна мышь - победительница.

«Зайцы и лиса»

До начала игры на песке чертится круг диаметром 10 м. Выбирается водящий - «лиса» , все остальные игроки - «зайцы» . Лиса остается за пределами круга, зайцы располагаются в круге. Ведущий дает сигнал, лиса вбегает в круг и пытается поймать зайцев. Выбегать за пределы круга зайцам не разрешается. По сигналу ведущего лиса выскакивает из круга. Подсчитывается число пойманных зайцев. Выбирается новая лиса. Побеждает та из лис, которая сумела поймать больше зайцев.

«Два мороза»

На противоположных сторонах площадки линиями обозначаются два дома. Играющие располагаются в одном из домов. Двое водящих, два Мороза (Мороз - красный нос и Мороз - синий нос) становятся посредине площадки лицом к детям :

Мы два брата молодые, Я Мороз - синий нос,

Два Мороза удалые, Кто из вас решится

Я Мороз - красный нос, В дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают :

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!

После этого они перебегают в другой дом, а Морозы стараются их заморозить (коснуться рукой) . Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз. Они стоят так до окончания перебежки. Морозы подсчитывают, сколько играющих им удалось заморосить. После 2-3 перебежек выбирают новых Морозов. В конце игры подводится итог : какие Морозы заморозили больше играющих.

Указания. Игрок, который выбежит из дома до сигнала или остается в доме после него, тоже считается замороженным.

«Ракетодром»

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова :

Ждут нас быстрые ракеты

Для полётов по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет –

Опоздавшим места нет!

Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

Пять шагов

Цель игры : воспитывать сообрази-тельность и быстроту мышления.

Участвуют поочерёдно несколько игроков. Детям нужно сделать 5 ша-гов в быстром темпе и на каждый шаг без пауз и остановок произносить лю-бое имя (женское или мужское в за-висимости от задания) . Отмечаются игроки, которые справились с задани- ем.

Запрещённое движение

Цель игры : развивать моторную па-мять.

Игроки строятся в круг, в центре – педагог. Он выполняет различные движения, указав, какое из них – за-прещённое. Дети повторяют все дви-жения, кроме запрещённого. Те, кто повторили запрещённое движение, получают штрафные очки. Отмеча-ются игроки, которые не получили штрафных очков.

Запрещённое движение надо ме-нять через 4 – 5 повторений.

Цель игры : воспитывать артистич-ность и выразительность движений.

Игроки находятся на площадке, во-дящий стоит к ним лицом. Дети – это отражение водящего в зеркале. Водя-щий «перед зеркалом» выполняет различные имитационные действия (расчёсывается, поправляет одежду, строит рожицы и т. д.) . Игроки одно-временно с водящим копируют все его действия, стараясь точно передать не только жесты, но и мимику.

Роль водящего может выполнять как педагог, так и ребёнок.

Фантазёры

Цель игры : формировать творческое воображение.

Игроки шагают в колонне по одно-му, педагог громко называет любой предмет, животное, растение (лодка, волк, стул и т. д.) . Дети останавлива-ются и позой, мимикой, жестами пы-таются изобразить то, что назвал пе-дагог. Отмечается самый интересный образ.

Каждый игрок старается приду-мать свою фигуру.

Слушай – танцуй

Цель игры : развивать танцевальные движения, быстроту реакций.

Дети двигаются под музыку. Музы-ка обрывается – играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка в музыке. Снова звучит музыка. Дети танцуют. Подби-рается музыка разная по ритму.

Во время движения дети не долж-ны задевать друг друга.

Кто внимательный?

Цель игры : воспитывать внимание и организованность.

Дети строятся в колонну, шагают по площадке и выполняют движения по сигналу. 1 удар в бубен – присед, 2 удара – стойка на одной ноге, 3 удара – подскоки на месте. Отмечаются са-

мые внимательные игроки.

Сигналы подаются в разной по-следовательности, после каждого сиг-нала дети продолжают ходьбу в ко-лонне. Можно придумать и другие упражнения.

Публикации по теме:

Конспект игрового физкультурного занятия на улице «Весна на улице, воробушки веселятся» (первая младшая группа) Игровое физкультурное занятие на улице «Весна на улице, воробушки веселятся» (младшая группа Задачи: 1. Закреплять умение выполнять прыжки.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница» подготовительная группа Цель: актуализировать знания детей о медицинских профессиях. Задачи: Дать возможность применить на практике свои знания о деятельности хирурга,.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Дом моды» (подготовительная группа) Сюжетно – ролевая игра «Дом моды» 1. Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации с-р игры и выполнение правил и норм поведения.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Театр» (подготовительная группа) Цель. Продолжать формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; Закреплять представление детей о.

Математический КВН (подготовительная группа). Программное содержание. 1. Активизировать умственную деятельность детей с помощью занимательной.

Игры для детей 6-7 лет направлены на преодоление трудностей и развитие творчества. Важен выбор игр. Командные соревнования развивают такие качества, как сплоченность, коллективизм, помощь товарищу. Индивидуальные соревнования помогают понять себя как личность и проявить свои способности. Детям нравятся соревнования, они создают хорошее настроение.

Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности

Любовь к порядку

Оборудование : игрушки и различные предметы.

Один играющий смотрит внимательно на предметы и игрушки, расставленные в детском уголке, чтобы запомнить, что где стоит. Затем он выходит за дверь. Воспитатель берет несколько игрушек из детского уголка и ставит их на стол. Ребенок возвращается. Нужно поставить игрушки на прежние места. Дети сменяют друг друга. Меняются предметы, игрушки и места, откуда их забирают. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети.

Начинать игру нужно с 2—3 игрушек, в дальнейшем их число увеличивают до 5—6 шт. Размер игрушек должен быть разным. Маленькую игрушку труднее заметить.

Заметить изменения

Дети делятся на группы (по 3—5 чел.). Комнату можно условно разбить на несколько участков. Дети внимательно рассматривают определенный участок. Воспитатель подсказывает, на что следует обратить внимание. Дети выходят из комнаты. Воспитатель переставляет, меняет, добавляет или убирает предметы, мебель. Дети возвращаются и говорят, какие изменения произошли. Затем играет следующая группа, она исследует другой участок. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все группы.

О ком говорю?

Воспитатель . Я расскажу о присутствующем здесь человеке. Попробуйте отгадать, кто это. Воспитатель описывает одного из детей: цвет волос, глаз, рост, характер (веселый, спокойный, молчаливый или шумный и задиристый; со всеми дружит или нет), голос, чем любит заниматься. Дети отгадывают, о ком идет речь. Для этого они задают встречные вопросы. Например: «Это мальчик?», «Девочка?», «В платье?», «В брюках?», «Одет в красное?», «В белой кофточке?», «На ногах коричневые туфли?», «В белых носочках?», «У нее есть бантики?», «Стоит первым?», «Последним?», «Стоит в середине?» и т.п. На вопросы детей воспитатель отвечает кратко: да, нет, может быть.

Побеждает тот, кто первым отгадает, о ком идет речь. Победителю предлагают сыграть самому — загадать и описать одного из детей.

Запомни предметы

Оборудование: 10—12 предметов.

На столе 10—12 предметов, которые дети должны запомнить. Воспитатель закрывает их. Дети перечисляют, что запомнили.

Можно разделить детей на несколько небольших групп.

Варианты

1. Дети отворачиваются от стола. Воспитатель вместе с одним или двумя помощниками убирает 1—3 предмета, а 2—3 меняет местами. Дети поворачиваются и говорят об изменениях.

2. Воспитатель показывает репродукцию картины, затем убирает ее. Дети рассказывают, что изображено на картине: сначала в общих чертах, потом подробно.

Маскировка

Дети шагают друг за другом. Воспитатель произносит слова «кочки», «копна», «дорожка», «овраг». Дети останавливаются и изображают названный предмет.

На слово «кочки» дети приседают на корточки, опускают голову и обхватывают колени руками; «копна» — все сходятся в круг, поднимают и соединяют руки над головой; «овраг» — встают в два ряда, немного пригибаются, соединяют руки между собой, опуская их ближе к полу; «дорожка» — встают друг за другом и кладут руки на плечи впередистоящему. Тот, кто ошибется 5 раз, выбывает из игры.

Варианты

1. Воспитатель называет только 2 предмета.

2. Воспитатель рассказывает (дети показывают предметы по ходу рассказа): «Мы все идем по дорожке (дети показывают дорожку), но вдруг стали попадаться кочки. Сначала одна кочка, а дальше подряд три кочки (дети разделяются на 4 группы и изображают кочки). Весело шагаем по дорожке и скатываемся в овраг (дети изображают сначала дорожку, а затем овраг). В овраге мы нашли много грибов, их собрали (дети собирают раскиданные по полу шишки). Кто больше всех собрал грибов?»

Примечание. Перед началом игры следует немного потренироваться — сделать «кочку», «копну», «дорожку», «овраг».

У команд свой цвет

Оборудование : разноцветные кубики, фишки, палочки, шарики. Дети делятся на команды, у каждой свой цвет.

Воспитатель раскидывает разноцветные предметы по полу. По сигналу двое участников (один участник) от каждой команды собирают рассыпанные кубики, фишки, палочки, шарики своего цвета. Можно взять сколько угодно предметов, но ронять их нельзя. Нужно отнести предметы к своей команде. Затем задание выполняют следующие участники команд. Так продолжается до тех пор, пока команды не соберут все предметы своего цвета. Побеждает команда, собравшая первой предметы своего цвета.

Шагаем — считаем

Дети делятся на команды (по 5 — 10 чел.). По сигналу участники первой команды встают в шеренгу, шагают вперед и с каждым шагом вместе произносят числа «1», «2», «3» и т.д. Тот, кто сбился со счета, остается на месте. Прошла первая команда, задание начинает выполнять следующая. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все команды.

Воспитатель определяет самую внимательную команду и самого собранного участника.

Варианты . Произносить числа через одну цифру («1», «3», «5», «7», «9»), в обратном порядке («10», «9», «8», «7»...). Варианты выбирает воспитатель исходя из подготовленности детей.

Игры-подражания и игры-распознавания

Журавли

Дети образуют «клин журавлей». Они шагают по кругу или спирали, машут руками и повторяют за воспитателем стихотворение.

Друг за дружкой, вытянувшись в ряд,

В небе синем журавли летят.

Очень далеко они летят,

Очень высоко они летят.

Из далекой стороны летят,

Как предвестие весны летят.

Птицы над деревьями летят,

Над горами древними летят,

Над лугами-пашнями летят,

Над садами нашими летят.

Вьется в небе стая журавлиная,

Вьется в небе, как веревка длинная. Таджикская народная песня

При повторе игры «вожаками» становятся другие играющие.

Пчелы

Воспитатель . Пчелы веселятся, потому что хорошо поработали. Давайте потрудимся вместе с ними:

Пчелы гудят —

В поле летят.

С поля идут —

Медок несут.

Русская народная прибаутка

Дети - «пчелы» водят хоровод и поют: «Брум-брум-брум». В центре хоровода танцуют «мыши» и поют: «Тир-ля-ля, тир-ля-ля». «Кот» произносит: «Трум-трум».

Водят пчелы хоровод —

Брум, брум-брум.

В барабан ударил кот —

Трум, трум.

Стали мыши танцевать —

Тир-ля-ля, тир-ля-ля,

Так, что начала дрожать

Вся земля, вся земля.

Шведская народная песня

При повторе игры «пчелами», «мышами» и «котом» становятся другие играющие.

Примечание . Прибаутку можно разыграть отдельно. «Пчелы» шагают друг за другом, гудят и в ладошках «медок несут».

Гоп-топ

Дети водят хоровод и поют песенку «Гоп-топ». В центре хоровода стоят двое детей — «бабушка» и «козлик». На слова «гоп, козлик» и «топ, козлик» дети останавливаются и топают ногами. «Бабушка» старается быстро накормить «козлика». В конце песенки «бабушка» грустно качает головой, а «козлик» весело скачет то на одной, то на другой ноге.

Воспитатель . Ах! Какой козлик безобразник, ай-ай-ай! Он не безобразник, он просто мал.

Знакомы вы с бабушкой нашей?

Кормила козла она кашей.

Гоп, козлик!

Топ, козлик!

Гоп, козлик!

А козлик добрался до полки,

Оставил от чашек осколки.

Гоп, козлик!

Топ, козлик!

Гоп, козлик!

Чешская народная песенка

Песенка коротенькая, поэтому можно спеть ее несколько раз, а хоровод водить то в одну, то в другую сторону. При повторе игры «бабушкой» и «козликом» становятся другие играющие.

Примечание. Если детям не трудно, можно на слове «гоп» хлопать в ладоши, а на слове «топ» — топать.

Игры на развитие точности движений рук

Салфетка с прищепками

Оборудование : веревка, разноцветные прищепки и салфетки.

На высоте 1 м от пола воспитатель протягивает веревку. Дети делятся на команды (по 5 — 7 чел.). У них по две прищепки и салфетки из ткани. По сигналу первые участники команд бегут к веревке, вешают салфетки, закрепляют их прищепками и возвращаются в конец команды. Вторые игроки снимают салфетки вместе с прищепками, передают их следующим и встают в конец шеренги. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все команды. Если ребенок уронил салфетку, он должен поднять ее и закрепить.

Примечание. У каждой команды прищепки и салфетки своего цвета. Можно усложнить игру — дать указание встряхнуть салфетку, перед тем как повесить ее.

Кольцо по веревке

Оборудование : две веревки с кольцом.

Дети делятся на две команды, которые образуют два круга. В руках детей веревка с кольцом. По сигналу они начинают передавать кольцо соседу справа. В течение всей игры дети держат веревку обеими руками.

Побеждает команда, быстрее прогнавшая кольцо по веревке.

Варианты

1. Поднять шнур с кольцом над головой и перемещать кольцо.

2. Образовать круг, встав к центру спиной.

Игры на развитие координации

С мешочком на голове

Оборудование : 2 маленькие подушечки.

Дети встают в круг. Одна половина круга — первая команда, другая половина — вторая команда. У первых участников маленькие подушечки. По сигналу дети кладут на голову подушечку и, придерживая ее одной рукой, бегут по кругу. Обежав круг, передают ее вторым игрокам, а сами становятся рядом с последним участником команды. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют обе команды. Если ребенок уронил подушечку, он должен ее поднять и продолжить бег.

Побеждает команда, быстрее обежавшая круг, члены которой меньше роняли подушечку.

Переправа

Оборудование: 4 дощечки.

Дети делятся на две команды. У первых игроков команд 4 дощечки. По длине и ширине они немного больше детской ступни. По сигналу играющие встают на две дощечки, а две другие кладут перед собой и становятся на них. Освободившиеся две дощечки они снова кладут вперед, и т.д. Переправа большая — 3 — 5 м. Побеждает команда, первой закончившая игру. Примечание. Играть можно одной группой, без команд. Площадка для игры не должна быть скользкой. Лучше, если будут ковровые дорожки.

Канатоходец

Оборудование: веревочное кольцо (длина веревки 7 — 10 м). Воспитатель кладет веревочное кольцо на обозначенный мелом круг. Дети по очереди проходят по «канату» - веревке. Нельзя смещать веревочное кольцо с обозначенного круга. Спешка «канатоходцу» совсем не нужна.

Вариант . Играющий встает на «канат» у узла. Берет в руки веревку и перебирает ее. Так нужно пройти весь круг. Игры на развитие глазомера

Мишень

Оборудование: мишень с 3—5 кругами, мешочки с песком. В кругах мишени воспитатель проставляет цифры, это очки. Играющим по порядку вручаются 2—3 маленьких мешочка с песком. Их нужно бросать в мишень с расстояния 2—3 м, стараясь набрать больше очков.

Можно играть командами. В этом случае нужно сделать несколько мишеней или играть по очереди; сначала одна команда, затем другая. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Городки

Оборудование: городки, деревянный или пластмассовый шар диаметром 10—15 см.

Дети делятся на две команды. На расстоянии 3—4 м от играющих устанавливают несколько городков. Участники первой команды по порядку подходят и толкают деревянный (пластмассовый) шар, стараясь сбить городки. Воспитатель подсчитывает количество сбитых городков. Затем играет вторая команда. Игра продолжается до тех пор, пока не сыграют все участники команд.

Побеждает команда, сбившая больше городков. Вариант. Каждый играет за себя и толкает подряд 3 шара.

Подвижные игры

Кубики меняют места

Оборудование: 20 картонных кубиков (20 х 20 см), из них 10 кубиков одного цвета, а 10 другого.

Дети делятся на две команды (по 5 чел.). Остальные участники — зрители. На старте каждой команды воспитатель ставит друг на друга 5 кубиков одного цвета, на финише — 5 кубиков другого. Задача — поменять местами кубики. Расстояние между стартом и финишем определяет воспитатель. По сигналу первые участники команд, взяв по кубику, бегут с ним к финишу и кладут их под кубики другого цвета. Забирают сверху новый кубик, возвращаются к старту и так же ставят его под кубики. Затем то же выполняют вторые играющие. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все команды.

Побеждает команда, первой закончившая игру.

Примечание. Используются любые кубики, которые можно поставить друг на друга.

Дорога из обручей

Оборудование : 4 обруча.

Дети делятся на две команды. Перед каждой на старте воспитатель кладет два обруча. По сигналу первые играющие становятся во второй обруч, берут лежащий позади них обруч, кладут его перед собой вплотную ко второму и быстро встают в него. Таким образом дети продвигаются к финишу. Расстояние между стартом и финишем 4—6 м. На финише первые игроки берут обручи и переносят их к старту. Вторые участники делают то же, что и первые, и так продолжается до тех пор, пока не сыграют все участники.

Побеждает команда, первой закончившая игру.

Вариант. Дети играют группой. Участники не заканчивают игру на финише, а возвращаются к линии старта, становясь в обручи. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети.

Примечание . При игре командами требуется осторожность: нельзя спешить при передвижении обруча.

Обручи над головой

Оборудование : обруч.

Дети встают в колонну. У первого играющего обруч. Он передает его через голову второму участнику и далее по цепочке до конца.

Птица без гнезда

Оборудование : 7—10 обручей.

На полу 7—10 обручей. Это «гнезда». В каждом из них сидит «птица». Один играющий — «птица», не имеющая гнезда. Она летает вокруг, смотрит, вдруг «гнездо» опустеет. Если какая-нибудь «птица» захочет полетать и вылетит из «гнезда» или «птицы» решат поменяться «гнездами», тогда «птица без гнезда» старается залететь в пустое «гнездо». «Птицей без гнезда» становится другой играющий.

Примечание. Количество играющих зависит от количества «гнезд». Остальные дети — зрители.

Веселые носильщики

Оборудование : 2 обруча, 5 надувных шаров.

Дети делятся на две команды. В 4 м от команд в обручах лежат 5 надувных шаров. По сигналу первые игроки подбегают, забирают шары и передают их вторым игрокам. Те бегут и кладут шары обратно в обручи. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все команды.

Побеждает команда, первой закончившая игру.

Вариант. У команд по 5 обручей. В каждом обруче по шару. Нужно положить обручи на небольшом расстоянии друг от друга. Первые участники собирают шары и передают их следующему играющему, который раскладывает их. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все члены команд. Шары не должны выкатываться из обруча.

Примечание . Можно играть с волейбольными мячами. Если детям сложно играть с 5 шарами или мячами, можно использовать 3.

Дриблинг

Оборудование : воздушные шары.

Дети делятся на две команды и встают в колонны. По сигналу первые играющие ведут шар до финиша и обратно, ударяя его об пол. Расстояние от старта до финиша выбирает воспитатель.

Побеждает команда, закончившая игру раньше и реже терявшая шар.

Футболисты

Оборудование : 2 воздушных шара.

Дети делятся на две команды и встают в колонны. Каждый «футболист» должен провести шар до финиша и обратно ногами и головой. Задевать шар руками не разрешается, за это команды получают штрафные очки.

Побеждает команда, закончившая матч с меньшим количеством штрафных очков.

Пронеси, не урони

Оборудование: большой мяч.

Дети делятся на пары и на две группы. Одна группа встает у старта, другая — у финиша. Первая пара берет большой мяч и, зажав его между головами, шагает (бежит) к финишу. Обежав его, передает мяч первой паре второй группы. От финиша новая пара, зажав мяч, шагает (бежит) до старта. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все пары. Расстояние от старта до финиша выбирает воспитатель.

Воспитатель определяет, какая пара более синхронно шагает (бежит).

Мяч в ложке

Оборудование: 2 маленьких мяча, 2 стула, 2 ложки.

Дети делятся на две команды. В 5 м от участников стулья. У первых играющих ложка с мячом. По сигналу дети бегут к стульям, обегают их и возвращаются. Передают ложку с мячом вторым участникам и встают рядом с последними игроками команд. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все команды. Если ребенок уронил мяч, он должен поднять его и продолжить бег.

Побеждает команда, первой закончившая игру.

Приседаем дружно

Оборудование : 2 волейбольных мяча.

Дети делятся на две команды и встают в колонны. По сигналу первые участники передают мяч назад и приседают, и так до конца. Последние участники, получив мяч, приседают и начинают передавать мяч обратно. Передав мяч впереди сидящим, они встают. Игра заканчивается, все участники команд встают, а мячи возвращаются к первым игрокам.

Побеждает команда, первой закончившая игру.

С мячом по кругу

Оборудование: 2 волейбольных мяча.

Дети делятся на две команды. Каждая образует круг. По сигналу первые участники, ударяя мячом о землю, обегают круг, передают мячи вторым играющим. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все команды. Если ребенок уронил мяч, он должен его поднять и продолжить бег.

Побеждает команда, обежавшая круг первой и реже терявшая мяч. Примечание. Если детей много или нет достаточной площади для игры, играть можно по отдельности: сначала одна команда, потом другая.

Кенгуру

Оборудование : небольшой резиновый мяч.

Дети встают в колонну. Первый играющий, зажав небольшой резиновый мяч коленями или щиколотками, прыгает до финиша и обратно. Он передает мяч следующему играющему. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети. Если ребенок уронил мяч, он должен поднять его и продолжить прыжки. Расстояние от старта до финиша выбирает воспитатель. Начинать игру нужно с 3—5 прыжков.

Рыболовы

По площадке бегают («плавают») дети - «рыбки». Двое водящих — «рыболовная сеть» — берутся за руки и ловят уплывающих «рыбок». Пойманные «рыбки» присоединяются к водящим — «рыболовная сеть» увеличивается. Если «сеть» разорвалась, два участника, разорвавшие ее, выходят из игры. «Сети» починили — дети берутся за руки и начинают ловить оставшихся «рыбок». Нужно переловить их всех.

Свободное место

Заложив руки за спину, дети встают в круг. Водящий бежит снаружи круга и, коснувшись руки кого-то из участников или хлопнув в ладоши, продолжает бежать в том же направлении. Тот, кого осалили, бежит в противоположную сторону. Каждый старается быстрее обежать круг и встать на свободное место. Опоздавший водит. Игра продолжается с новым водящим.

Примечание. Дети, бегущие по кругу, не должны хвататься за стоящих детей.