Кто такие калмыки и откуда они взялись. Народ Калмыкии: культура, традиции и обычаи

Сами же калмыки называют себя хальмг (что означает «оставшийся») или ёёрд (от дёрвн ёёрд , что означает «четверо близких», «четыре союзника»). Калмыки КНР (Ойраты) также называют себя ойрат-монголами,т.к. в КНР все монголоязычные народы (ойраты, халхи, буряты и др.) называются монголами. Калмыцкий народ подразделяется на четыре крупных подразделения, или поколения, как называли их русские в - торгуты (торгоуты), дербеты (дёрвюды), хошоуты (хошуты) и олёты (зюнгары). Часть торгоутов, дербетов и олётов (зюнгаров), живших рядом с донскими казаками и активно с ними взаимодействовавшая, приняла название бузавы.

Территория расселения

Калмыки (торгоуты, дербеты, хошоуты, зюнгары (олёты), бузавы) проживают в Республике - 173,996 тыс.чел. (более 50 % населения) по Всероссийской переписи населения 2002. Большие группы калмыков (торгоуты, дербеты, хошоуты, зюнгары (олёты)) находятся также в Западном Китае (Баингол-Монгольский и Боротала-Монгольский автономные округа Синьцзян-Уйгурского автономного района ; провинция Цинхай КНР) - по различным данным от 170 до 250 тыс. человек, и Западной Монголии (аймаки Ховд и Увс) - около 150 тыс. человек. Небольшие группы калмыков есть в Средней Азии (в Киргизии - свыше 10 тыс. человек) и на Кавказе, из стран так называемого «дальнего зарубежья» - в (2 тыс.чел.) и (1 тыс.чел.)

Численность

Численность волжских калмыков на время их прихода в места нынешнего проживания в начале 17 в. оценивается примерно в 270 тыс.чел. Затем в составе населения страны их численность изменялась следующим образом: 1926 г. - 131 тыс., 1937 г. - 127 тыс., 1939 г. - 134 тыс.. 1959 г. - 106 тыс., 1970 г. - 137 тыс., 1979 г. - 147 тыс. чел., 1989 г. - 174 тыс.чел., из них в Республике Калмыкия - 166 тыс.чел. В Афганистане также проживают ойраты (калмыки) оставшиеся там после завоеваний Чингиз-хана.

Этнические и этнографические группы

До 20 в. для калмыков было характерно наличие племенных группировок - дербетов, торгоутов, хошеутов и олётов (зюнгаров). На современном этапе происходит активное смешение родов и формирование единой калмыцкой нации.

Расовая принадлежность, антропологический тип

В расовом отношении калмыки - монголоиды, но в отличие от классических монголоидов в результате смешения с тюркскими и северокавказскими народами у них чаще встречаются волнистые мягкие волосы, несколько сильнее развита борода, выше переносье.

Язык

Письменность

Религия

Калмыки исповедуют буддизм (тибетский буддизм, ламаизм).

Этногенез и этническая история

Этногенез калмыков недостаточно хорошо изучен. Но Калмыки широко упоминаются в связи с возвышением легендарного завоевателя . Согласно биографам Тимура, его молодость прошла в борьбе с оккупировавшими его Родину Калмыками (Гетами) кашгарского хана. Возмужавший Тимур изгоняет завоевателей-калмыков-гетов из своей страны и начинает походы на Запад и Юг. Английские исследователи XVIII века (Gibbon и др.) отождествляют Гетов-Калмыков времен Тимура с массагетами античных времен, остановившими продвижение Александра Македонского в Центральной Азии. Калмыки также упоминаются в произведении Чингиз Наме , которое традиционно датируется XIII веком.

По одной из версий, калмыки сформировались в результате прихода к нач. 17 в. на Нижнюю Волгу из Западной Монголии части ойратских племен - дербетов, торгутов и др. Считается что там они приняли российское подданство и с 1667 в составе России существовало относительно автономное Калмыцкое ханство, которое было ликвидировано в 1771 г., когда часть калмыков, недовольных притеснениями со стороны российской администрации, ушла на историческую родину.

Оппоненты же, в частности, обращают внимание на то, что калмыки упоминаются в русских источниках еще XVI века, что связи с калмыками всегда осуществлялись по линии Коллегии Иностранных Дел Российской Империи и передача калмыцких дел в ведение Министерства Внутренних Дел произошла лишь в 1825 году.

Как бы то ни было, первые упоминания о калмыках в русских источниках относятся к началу , времени царствования . Себастьян Мюнстер, издавший свою «Космографию» в 1544 году, получил сведения о калмыках от русских информантов.

Хозяйство

Основу традиционного хозяйства калмыков составляло кочевое скотоводство. В стаде преобладали овцы, курдючные и грубошерстные, и лошади калмыцкой степной породы, отличающиеся неприхотливостью, разводился также крупный рогатый скот - коровы красной породы, выращиваемые на мясо, а также козы и верблюды. Скот круглогодично содержался на пастбище, с 19 в. стали запасать корм на зиму. С переходом на оседлость (за исключением российских калмыков и калмыков, проживающих на Западе, остальная часть ойрат-калмыков продолжает вести полукочевой образ жизни) стало практиковаться разведение свиней. В Приволжье и на Каспии значительную роль играло рыболовство. Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц и другую дичь. Земледелием некоторые группы калмыков занимались издавна, но значительной роли оно не играло. Лишь с переходом к оседлости стала расти его роль. Выращивались зерновые - рожь, пшеница, просо и др., технические культуры - лен, табак, огородные, садовые и бахчевые. С 20 в. калмыки начинают заниматься также заливным рисосеянием. Развиты были ремесла, в том числе кожеобработка, валяние войлока, резьба по дереву и др., в том числе художественные - тиснение по коже, чеканка и гравировка по металлу, вышивка.

Традиционные поселения и жилища

До начала 20 в. традиционные поселения калмыков (хотоны) имели семейно-родственный характер. Для них была характерна планировка в форме круга из переносных жилищ, в центр его загоняли скот, там же проводили общественные сходки. С 19 в. появились стационарные поселения с линейной планировкой. Основным жилищем кочевых калмыков была юрта монгольского типа. Ее деревянный остов состоял из 6-12 складных решеток, круга в верхней части, который соединялся с решетками длинными изогнутыми рейками. Дверь делалась двухстворчатой. Левая от входа сторона считалась мужской, здесь были конская упряжь, обработанные шкуры, кровать для хозяев, постельные принадлежности, слева от входа располагалась женская половина с кухонной утварью. В центре был очаг, над ним на треножнике ставили котел, за очагом было почетное место, куда сажали гостей. Пол застилали войлоками. Другим переносным жилищем кочевых калмыков была кибитка, устанавливаемая на повозку. Стационарными жилищами сначала были землянки и полуземлянки из сырцовых или нарезанных из дерна кирпичей, а с 19 в. стали распространяться строения русского типа, бревенчатые и кирпичные.

Традиционная одежда

Мужской одеждой калмыков была рубаха с длинными вшивными рукавами и круглым вырезом ворота, она имела белый цвет, и синие или полосатые штаны. Поверх них носили сшитый в талию бешмет и еще одни штаны, обычно суконные. Бешмет подпоясывался кожаным ремнем, богато орнаментированным серебряными бляхами, он был показателем благосостояния владельца, к поясу с левой стороны подвешивали нож в ножнах. Мужским головным убором была меховая шапка типа папахи или барашковая ушанка. Парадные головные уборы имели красную шелковую кисть, почему соседние народы называли калмыков «краснокисточные». Обувью были мягкие кожаные сапоги черного или красного цвета со слегка загнутыми носами, их носили с войлочным чулком-вкладышем зимой и холщовыми портянками летом. Женская одежда была более разнообразна. Она состояла из белой длинной рубахи с открытым воротом и разрезом спереди до талии и синих штанов. Девушки с 12-13 лет поверх рубахи и штанов носили камзол, туго стягивающий грудь и талию и делавший фигуру плоской, его не снимали даже на ночь. Женской одеждой был также бииз из ситца или шерстяной ткани в виде длинного платья, в талии он стягивался поясом с металлическими накладными бляхами, женщины также носили бирз - широкое платье без пояса. Девичьим головным убором была шапочка, женский головной убор напоминал берет с широким твердым обручем внизу. Замужние женщины заплетали волосы в две косы и пропускали их в накосники черного цвета или бархата. Женской обувью были кожаные сапоги. Многочисленны были женские украшения - серьги, заколки, шпильки и др. из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней, мужчины носили серьгу в левом ухе, кольцо и браслет-амулет.

Пища

Традиционной пищей калмыков были мясо и молоко. Мясные блюда делались из баранины и говядины, менее употребительны были остальные его виды. Варили мясной бульон, приправляя его сырым репчатым луком, лапшу с мясом и луком, береки - крупные пельмени, популярен был дутур - тушеные в воде мелко нарезанные внутренности, запекали мясо в закрытой посуде, раньше - целой тушей в земле. Разнообразны были блюда из молока - сыр, творог, сметана, простокваша из коровьего молока и кумыс из кобыльего. Повседневным напитком был джомба - чай с молоком, маслом, солью, мускатным орехом и лавровым листом, он утолял жажду в жару, согревал в холод. Готовили мучные изделия - пресные лепешки в бараньем жиру, борцог - кольцеобразные лепешки, круглые в сечении, цельвг - тонкая лепешка обжаренная в кипящем масле или жиру. Там, где калмыки жили у водных источников, преобладали рыбные блюда. Алкогольным напитком была арьк (арака)- молочная водка..

Социальная организация

Традиционное общество калмыков имело развитую социальную структуру. Оно состояло из нойонов и зайсангов - потомственной аристократии, буддийского духовенства - гелюнгов и лам. Сохранялись родо-племенные отношения, значительную роль в общественных отношениях играли патронимические объединения, которые занимали отдельные поселения и состояли из малых семей.

Духовная культура и традиционные верования

Брак заключался путем сговора между родителями будущих мужа и жены, согласия парня и девушки обычно не спрашивали. Девушку выдавали замуж за пределы своего хотона. Калыма не было, но ценности которые передавала семья жениха семье невесты могли быть значительными. Предварительно гелюнг определял, будет ли брак удачным. Для этого сопоставляли годы рождения жениха и невесты по восточному календарю. Считалось хорошим, если невеста родилась в год зайца, а жених - дракона, но не наоборот, так как «дракон пожрет зайца», то есть мужчина не будет главой в доме. Для новой семьи ставили отдельную кибитку, причем сторона жениха готовило само жилище, а сторона невесты обеспечивала внутреннее убранство и предметы обихода. Для сокращения свадебных расходов по взаимной договоренности сторон могло быть устроено мнимое похищение невесты. Сваты трижды приходили в семью невесты для оформления сговора, эти встречи сопровождались праздничной трапезой. Будет ли брак удачным и «счастливый» день свадьбы определял зурхачи (астролог) специальным гаданием.

В религии калмыков наряду с ламаизмом были распространены традиционные верования и представления - шаманизм, фетишизм, культ огня и домашнего очага. Они отразились, в частности, в календарных праздниках. Один из них связывался с началом весны, он праздновался в феврале и назывался Цаган сар. Во время него надевали лучшие одежды, обильно ели и ходили друг к другу в гости со взаимными поздравлениями и благопожеланиями.

В духовной культуре калмыков большую роль играл фольклор, особенно героический эпос «Джангар», исполняемый сказителями-джангарчи, это произведение содержит несколько десятков тысяч стихов.

См. также

Ссылки

Вот ведь Калмыки народ! — «Заха улус». Откуда интересно такое пренебрежение? Почему кто то, навязывает нам превосходство над «малыми» (Малы ли мы?) народами? Кстати меня, чистокровный (и опять же НЫНЕ многострадальный) хохол с блеском в глазах убеждал — что МЫ(!) Калмыков стоя «писать»(извините ходить по маленькому) научили, мол до НАС(!) они как девочки приседали пописать. ГОРДОСТЬ то какая!

ЗА НАС! А теперь о НАС и Калмыках(что хоть ты тресни,тоже МЫ!) В отличии от»евроремонта»-«евроколоний»!

С XVII века калмыки принимали самое деятельное участие в истории России. Опытные воины, они надежно оберегали южные границы государства. Калмыки, однако, продолжали кочевать. Иногда не по своей воле.

Называйте меня Арсланом

Лев Гумилев говорил: «Калмыки – мой любимый народ. Не называйте меня Львом, называйте меня Арсланом». «Арсалан» по-калмыцки - Лев.

Калмыки (ойраты) – выходцы из Джунгарского ханства, начали заселять территории между Доном и Волгой в конце XVI - начале XVII веков. Впоследствии они основали на этих землях Калмыцкое ханство.

Сами калмыки называют себя «хальмг». Это слово восходит к тюркскому «остаток», или «отколовшиеся», так как калмыки были той частью ойратов, которая не приняла ислам.

Миграция калмыков на нынешнюю территорию России была связана с междуусобными конфликтами в Джунгарии, а также с дефицитом пастбищ.

Их продвижение к нижней Волге было сопряжено с рядом трудностей. Им пришлось противостоять казахам, ногайцам и башкирам.

В 1608 — 1609 годах калмыки впервые принесли присягу на подданство русскому царю.

Захалустье

Царское правительство официально разрешило калмыкам кочевать на Волге во второй половине 40-х годов XVII века. Напряженные внешнеполитические отношения с Крымских ханством, турками и Польшей представляли реальную угрозу для России. Южное подбрюшье государства нуждалось в нерегулярных пограничных войсках. Эту роль взяли на себя калмыки.

Русское слово «захолустье » образовано от калмыцкого «заха улус», что значит «пограничные» или «дальние» люди.

Тогдашний правитель калмыков тайша Дайчин заявил, что он всегда «государевых непослушников бить готов». Калмыцкое ханство в то время представляло из себя мощную силу в размере 70-75 тысяч конных воинов, тогда как русская армия в те годы состояла из 100-130 тысяч человек.

Таким образом, калмыки могли не только надежно оберегать южные границы России, но и направить часть своих воинов на Запад. Писатель Мурад Аджи отмечал, что «руками калмыков воевала Москва в Степи».

Воины «белого царя»

Роль калмыков во внешней военной политике России в XVII веке сложно переоценить. Калмыки вместе с казаками участвовали в крымских и азовских походах русской армии, в 1663 году правитель калмыков Мончак отправил свои отряды на Украину для борьбы с войском гетмана правобережной Украины Петром Дорошенко. Через два года 17-тысячное калмыцкое войско снова выступило на Украину, участвовало в боях под Белой Церковью, отстаивали интересы русского царя на Украине калмыки и в 1666 году.

В 1697 году, перед «Великим посольством», Петр I возложил на калмыцкого хана Аюка ответственность за защиту южных границ России, в дальнейшем калмыки принимали участие в подавлении Астраханского мятежа (1705-1706), восстания Булавина (1708) и башкирского восстания 1705-1711 годов.

Междуусобийца, исход и конец Калмыцкого ханства

В первой трети XVIII века в Калмыцком ханстве начались междуусобные распри, в которые непосредственным образом вмешивалась русское правительство. Ситуацию усугубляла колонизация калмыцких земель русскими помещиками и крестьянами. Холодная зима 1767-1768 годов, сокращение пастбищных земель и запрет на свободную продажу хлеба калмыками привели к массовому голоду и падежу скота.

Среди калымков стала популярной идея возвращения в Джунгарию, находившуюся на тот момент под властью маньчжурской империи Цин.

5 января 1771 году калмыцкие феодалы подняли улусы, кочевавшие по левобережью Волги. Начался исход. Российские власти было пытались остановить, но остановить целую орду! Около 100 000 человек по отдельным подсчетам ушло в Китай, и никто с ними в большой бой по дороге вступить не решился, хотя пытались пощипать с флангов.

В Китае калмыков приняли. А в октябре 1771 года Екатерина II ликвидировала Калмыцкое ханство. Звание «хан» и «наместник ханства» упразднились. Небольшие группы калмыков вошли в состав Уральского, Оренбургского и Терского казачьих войск. В конце XVIII века калмыки, жившие на Дону, были зачислены в казачье сословие Области войска Донского.

Героизм и опала

Но ушли не все калмыки, кто-то так и остался в России. Т.е. калмыки как народ не перестали существовать и у нас. Несмотря на сложности взаимоотношений с российской властью, калмыки продолжали оказывать значительную поддержку русской армии в войнах, как оружием и личной отвагой, так и лошадьми и скотом.

Калмыки отличились в Отечественной войне 1812 года. В борьбе с наполеоновской армией участвовало три калмыцких полка, численностью более трех с половиной тысяч человек.

В ходе Первой мировой войны царским правительством проводились неоднократные реквизиции скота, мобилизации лошадей и привлечение «инородцев» к «работам по устройству оборонительных сооружений».

До сих пор проблемной является в историографии тема сотрудничества калмыков с вермахтом. Речь идет о Калмыцком кавалерийском корпусе. Его существование сложно отрицать, но если посмотреть на цифры, то никак нельзя сказать, что переход калмыков на сторону Третьего рейха был массовым.

В Калмыцком кавалерийском корпусе состояло 3500 калмыков, тогда как Советским Союзом за годы войны были мобилизованы и направлены в ряды действующей армии около 30 000 калмыков. Каждый третий из призванных на фронт погиб.

Тридцать тысяч солдат и офицеров калмыков – это 21,4 % численности калмыков перед войной. Практически все мужское население дееспособного возраста сражалось на фронтах Великой Отечественной в составе Красной армии.

Из-за сотрудничества с Рейхом калмыки были в 1943-1944 годах депортированы. О том, насколько серьезным был остракизм в их отношении может свидетельствовать следующий факт.

В 1949 году во время празднования 150-летнего юбилея Пушкина, доклад о его жизни и творчестве делал по радио Константин Симонов. При чтении «Памятника» Симонов остановил чтение в том месте, когда должен был произнести: «И друг степей калмык». Реабилитированы калмыки были только в 1957 году.

источник http://russian7.ru/post/kak-kalmyki-okazalis-v-rossii/

КАЛМЫКИ (происхождение этнонима спорно: от тюркского «калмак» - остаток, монгольский «халих» - ушедшие за пределы, ойратского «халимаг» - смешанные; самоназвание - кальмг), монголоязычный народ в России, основное население Калмыкии. Численность 174,4 тысяч человек, в том числе в Калмыкии 155,9 тысяч человек, Астраханской области 7,2 тысяч человек, Волгоградской области 1,6 тысяч человек, Ростовской области 0,9 тысяч человек (2002, перепись). Живут также в Киргизии (иссык-кульские калмаки - около 6 тысяч человек в районе озера Иссык-Куль), Украине; в 20 веке значительные калмыцкие диаспоры возникли в США (около 2 тысяч человек, штат Нью-Джерси, Филадельфия; переселились из Европы в 1953), Германии, Франции и др. странах Европы. Общая численность около 200 тысяч человек (2008, оценка). Говорят на калмыцком языке, почти все владеют русским языком. Верующие в основном буддисты (махаяна, школа Гелугпа), часть - православные.

Предки калмыков - западные монголы ойраты, в начале 17 века переселившиеся в Россию и принявшие русское подданство (насчитывали около 270 тысяч человек). К середине 17 века они образовали Калмыцкое ханство; делились на 4 улуса, соответствовавших этническому делению (дэрбэты, торгуты, хошуты, чоросы; сохранение специфики этнических групп влияет на социальную и политическую жизнь современных калмыков, как в России, так и за рубежом - «улусизм»). В 1771 большая часть калмыков, недовольных притеснениями со стороны российских властей, откочевала в Китай, Калмыцкое ханство было упразднено. На опустевших землях стали селиться русские и украинцы, принёсшие с собой навыки оседлости, земледелия и т.п. Калмыки составляли Калмыцкое войско, небольшие группы калмыков входили в состав уральского, оренбургского и терского казачества. Калмыки, жившие по рекам Дон, Сал и Маныч (бузава), с конца 18 века подчинялись управлению Донского казачьего войска, в 1870 их земли вошли в состав Донского войска области, где были образованы Нижний, Средний и Верхний улусы. В 1877 эти кочевые улусы реорганизованы в оседлые станицы по общеказачьему образцу - Иловайскую, Денисовскую, Платовскую, Власовскую, Кутейниковскую, Граббевскую, Потаповскую; в 1884 они вошли в образованный тогда же Сальский округ. После Гражданской войны 1917-22 часть калмыков оказалась в эмиграции. В результате депортации 1943 года погибло свыше трети калмыков. После 1957 большая часть депортированных вернулась в Калмыкию. В диаспоре существуют этнокультурные организации (например, созданная в 2000 Межрегиональная ассоциация калмыцких студентов).

Основное традиционное занятие - кочевое и полукочевое скотоводство. Разводили крупный рогатый скот (калмыцкая порода, завезённая из Центральной Азии), овец (курдючная грубошёрстная порода), лошадей (калмыцкая порода), верблюдов-бактрианов. Летом крупный рогатый скот, лошади и верблюды свободно паслись на выгонах, овцы - под присмотром пастухов. Со 2-й четверти 19 века распространилось сенокошение, крупный рогатый скот и верблюдов переводили на стойловое содержание. Передвигались верхом на лошадях, в повозках и санях, запряжённых лошадьми, верблюдами, волами. Занимались охотой (в основном на сайгака). Ремёсла - гравировка и чеканка по металлу (украшения, детали узды, сёдел, ножен, рукояток, курительных трубок, ружейных прикладов), резьба по дереву; кожаная утварь (сосуды, сумки) и конская сбруя украшались тиснением, аппликацией и вышивкой, женская одежда - вышивкой и аппликацией (зег) из разноцветных шнуров, тесьмы, позумента и др. С распространением оседлости развиваются свиноводство, земледелие (землю пахали 2-лемешным плугом в упряжке из 6 быков), с середины 19 века в низовьях Волги - садоводство, с начала 20 века - бахчеводство и огородничество, затем заливное рисоводство (Сарпинская низменность). Торгуты по Волге и побережью Каспийского моря занимались рыболовством, работали по найму в рыбной и соледобывающей промышленности.

Традиционное жилище - решётчатая юрта (гер, в литературе также называется кибиткой; первоначально перевозилась в повозках в неразобранном виде). Поселение (хотон) состояло из 4-10 юрт родственных по мужской линии семей (тороль). Юрты ставились по кругу; в середину на ночь загоняли скот. Хотоны объединялись в аймаки (во главе с зайсангами) и улусы. В оседлых посёлках появились землянки, полуземлянки и наземные постройки с саманными или дерновыми стенами, дерновой или камышовой, обмазанной глиной, крышей; вход был обращён на юг или восток, печь помещалась в центре или около входа. Зажиточные калмыки строили срубные и кирпичные дома русского типа.

Нижняя одежда - белая рубаха (киилг) с вшивными рукавами и штаны (шалвр). Мужчины носили бешмет (бюшмюд), наборный пояс с ножом в ножнах, кольцо и браслет, серьгу в левом ухе; волосы заплетали в косу, старики брились наголо, оставляя на темени прядь волос. Девичья одежда, по-видимому, заимствована у народов Кавказа: до 12-13 лет надевали поверх рубахи туго стягивающий грудь и талию корсет (камзол), который носили до замужества. Сверху надевали шерстяное или ситцевое платье (бииз) с облегающим лифом, цельной спинкой и сборками на талии, треугольным вырезом до талии и манишкой, стоячим воротником и узкими ниже локтя вшивными рукавами с буфами, с наборным поясом. Женское платье (берз) носилось без пояса, имело цельнокроеный перёд и отрезную спинку; поверх него надевали длинные, расшитые по вороту, полам и проймам кафтан (терлг) и безрукавку (цегдг). Девушки заплетали волосы в косу, на голове носили шапочку (жатг). Характерна женская шапка (халвнг) с широким вышитым околышем; две косы убирали в накосники (шиврлг, шиверлиг) из чёрного бархата или шёлка; к концам кос прикрепляли цепочки с сердцевидной серебряной бляшкой (токуг), свисавшей из шиверлига. Женские красные или чёрные сапожки имели каблуки и загнутый носок. Мужской и женский головные уборы украшались на макушке красной шёлковой кистью (отсюда прозвище калмыки - «краснокисточные»).

Основная пища - мясо (главным образом баранина) и молоко. Мясные блюда - бульон (шелюн), лапша с мясом и луком, печёное мясо (в прошлом - целая запечённая в земляной печи туша), пельмени, потроха, колбаса и др.; молочные - сыр, творог, кумыс (чиген), кислый напиток из коровьего молока (чидмег), который перегоняли также на водку (арька); из оставшейся после перегонки гущи делали творожистую массу (адмг), из неё - сушенные на солнце лепёшки (хурс), которые запасали на зиму; свежего молока не пили. Из пресного теста делали лепёшки (гуйр), сладкие пончики (борцог), жаренные в масле или в бараньем жире, и оладьи (цельвиг). Основной напиток - кирпичный чай (джомба) с молоком, маслом, солью и специями (мускатом, лавровым листом и др.). Основная утварь - котёл, высокая узкая кадка для приготовления молочнокислых продуктов, деревянный сосуд для чая (домб), корыто (тэвш) или блюдо (тавг) для мяса и др.; топлёное масло хранили в пузыре из желудка или кишок. В 1-й четверти 20 века распространилась фарфоровая и фаянсовая посуда.

Существовали большие патриархальные семьи (тороль) и патрилинейные роды (нутук). Система терминов родства бифуркативно-линейного типа с генерационным скосом типа «омаха». Сиблинги делятся по относительному возрасту и полу. Специальные термины существуют для каждой категории кузенов («суданский тип»). Патрилинейных родственников до 4-го восходящего поколения выделяют при помощи сложных терминов, образованных от терминов для отца и брата отца. Были распространены матрилатеральные орто и кросскузенные браки; браки с родственниками по мужской линии любой степени строго запрещались. За невесту выплачивался калым, давалось приданое. Практиковалось умыкание. Полигиния встречалась только среди знати. Были распространены левират и сорорат. Невестка должна была показываться мужским родственникам мужа только в полной женской одежде; открытыми могли быть только лицо и кисти рук. Из календарных праздников важнейшие - Новый год (Зул) в начале зимы, весенний праздник Цаган cap (Белый месяц) в феврале, летний «праздник воды» Урюс cap.

Устное творчество калмыков включает в себя мифы, легенды, предания, сказки и героический эпос, обрядовые песни. Самый значительный памятник устной культуры калмыков - героический эпос «Джангар». Среди специфических жанров: йорелы (благопожелания), харалы (проклятия, заклинания), макталы (величания), 3- и 4-строчные загадки («триады» и «катрены»), небылицы, кемялген (словесное состязание на свадьбе), плачи. «Долгие» песни уту дун (лирические, свадебные, песни праздников Зул и Цаган cap, скотоводческие песни-заклинания) поются в одиночку без сопровождения, им свойственны ритмическая свобода, богатая орнаментика. «Короткие» песни ахр дун (шуточные, плясовые) поются под аккомпанемент домбры (2-струнный щипковый инструмент), отличаются чётким ритмом. Мужские танцы быстрые, женские - плавные. Другие традиционные музыкальные инструменты: флейты бииве (поперечная) и шовшур (продольная; у кумских и терских калмыков - с раструбом из рога; у волжских калмыков - под названием хулсн бишкур), духовой язычковый джимбур (аналог тибетской сурны), гармоника икел (близка русской саратовской). В прошлом были известны смычковый инструмент хур и щипковый - шударга (аналог китайского саньсяня). Ряд модернизированных традиционных инструментов (семейства 3-струнных домбр), а также инструменты монгольского происхождения (цимбалы джингинур) входят в состав оркестра калмыцких народных инструментов. Культовые музыкальные инструменты (тибетского происхождения; традиция почти полностью утрачена): длинные серебряные трубы бюря, укюр-бюря, короткие трубы гангдн, ганглин (из берцовой кости человека), духовой язычковый бишкюр, раковина-труба дунг; барабаны - 2-сторонний кенкерге, в форме песочных часов арамбру; гонг каранг, ручной колокольчик хонхо, тарелки цанг, тарелочки данкша (или цанг-цельник), жезл ярки с 3 бубенцами.

Лит.: Джангар. Калмыцкий героический эпос / Пер. С. Липкина. М., 1958; Бартольд В. В. Калмыки // Бартольд В.В. Соч. М., 1968. Т. 5; Номинханов Д. Ц.-Д. Очерки культуры калмыцкого народа. Элиста, 1969; Калмыцкое народное искусство. Элиста, 1970; Сычев Д. В. Из истории калмыцкого костюма. Элиста, 1973; Жуковская Н. Л., Стратанович Г. Г. Калмыки // Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. М., 1985; Эрдниев У. Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. 3-е изд. Элиста, 1985; Луганский Н. Л. Калмыцкие народные музыкальные инструменты. Элиста, 1987; Батмаев М. М. Калмыки в XVII-XVIII вв.: События, люди, быт. Элиста, 1992-1993. Кн. 1-2; Пальмов Н. Н. Очерк истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России. 2-е изд. Элиста, 1992; Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии: историко-этнографические очерки. Элиста, 1994; она же. Добуддийские верования калмыков. Элиста, 2003; Кичиков А. Ш. Героический эпос «Джангар»: сравнительно-типологическое исследование памятника. М., 1997; Митиров А. Г. Ойраты - калмыки: века и поколения. Элиста, 1998; Хабунова Е. Э. Калмыцкая свадебная обрядовая поэзия. Исследование и материалы. Элиста, 1998; Бадмаева Г. Ю. Калмыцкая музыка в контексте культур Азии. М., 1999. Вып. 1-2; Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. Элиста, 2002; Ользеева С. З. Калмыцкие обычаи и традиции. Элиста, 2003; Гучинова Э. Б. Постсоветская Элиста: власть, бизнес и красота. Очерки социально-культурной антропологии калмыков. СПб., 2003; Калмыки. М., 2003; Батырева С. Г. Старокалмыцкое искусство XVII - начала XX в.: опыт историко-культурной реконструкции. М., 2005; она же. Народное декоративно-прикладное искусство калмыков XIX - начала XX в. Элиста, 2006; Бакаева Э. П., Сангаджиев Ю. И. Культура жилища: этнические традиции и современные приоритеты у калмыков. Элиста, 2005; Бичеев Б. А. Дети Неба - синие волки. Мифолого-религиозные основы формирования этнического сознания калмыков. Элиста, 2005; Бадмаева Ц. А. Философско-культурологический анализ традиционной калмыцкой культуры. Элиста, 2006; Есипова М. В. Культовые музыкальные инструменты буддизма ваджраяны // Труды Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Альманах. М., 2007. Вып. З; Борджанова Т. Г. Обрядовая поэзия калмыков (система жанров, поэтика). Элиста, 2007.

Н. Л. Жуковская; А. В. Бадмаев, М. В. Есипова, Н. И. Жуланова (устное творчество).

Любой народ переживает время активных войн и экспансий. Но есть племена, у которых воинственность и жестокость – неотъемлемая часть их культуры. Это идеальные воины без страха и морали, комментирует свой топ-5 “Русская Семерка” .

Вышеперечисленные “племена” наряду с калмыками не сравниваются между собой по каким-либо показателям рейтинга. Но калмыки идут в этом списке под номером 4 (после маори, гурков и даяков).

“Среди народов России, одни из самых воинственных – калмыки, потомки западных монголов. Их самоназвание переводится, как «отколовшиеся», что обозначает ойратов, не принявших ислам. Сегодня большая их часть проживает в Республике Калмыкия. Кочевники всегда агрессивнее земледельцев. Предки калмыков – ойраты, жившие в Джунгарии, были свободолюбивыми и воинственными. Даже Чингисхану не сразу удалось подчинить их, за что он требовал полностью уничтожить одно из племен. Позже ойратские воины вошли в состав войска великого полководца, и многие из них породнились с чингизидами. Поэтому не без основания некоторые из современных калмыков считают себя потомками Чингисхана. В XVII веке ойраты ушли из Джунгарии, и, совершив огромный переход, достигли приволжских степей. В 1641 году Россия признала Калмыцкое ханство, и отныне с XVII века – калмыки стали постоянными участниками в русской армии. Говорят, что боевой клич «ура», когда-то произошел от калмыкского «уралан», что значит «вперед». Особенно они отличились в Отечественной войне 1812 года. В ней участвовало 3 калмыцких полка, численностью более трех с половиной тысяч человек. За одну только Бородинскую битву более 260 калмыков были удостоены высшими орденами России”, пишет сайт.

О других “племенах” в публикации также дается подобная небольшая справка, из ярких и кровавых деталей долженствующих составить достаточно стереотипный образ “самых воинственных”.

Между тем, один из комментаторов отмечает: “Калмыки – это те же самые западные монголы – торгуты, дурбуты и ойраты. Это хан Аюш, после поражения от царицы Монголии Мандухай они откочевали на запад, 15-й век (царица Мандухай собиралась обьеденить обратно монголов, а торгуты и ойраты воспротивились и убили сына царицы, и жестоко поплатились) и по сей день монголы и калмыки прекрасно могут разговаривать между собой язык почти одинаковый – как русский и украинский”.

Интересно, что сами представители калмыцкого народа – действительно одного из монгольских – не спешат отрицать соотнесение с “племенами, у которых воинственность и жестокость – неотъемлемая часть их культуры”.

Более того, в комментариях недавней публикации АРД – о бурятском полковнике, представить к высокому воинскому званию которого просят ветераны Чеченской войны, некоторые читатели из Калмыкии посчитали обойденными вниманием и героев-этнических калмыков.

“В Калмыкии всем известен подвиг Санала Хантыева в первую чеченскую войну. Был простым солдатом-срочником. Его взвод на четырех БТРах попал в засаду. Два последних были повреждены и не могли продолжать движение. Офицеры бросили солдат и сбежали на двух оставшихся машинах. Боевики окружили солдат, предлагая сдаться.

В таких условиях молодой 19-летний парень взял командование на себя. Вдохнул уверенность в своих сослуживцев и руководил обороной до подхода наших войск. Через двое суток подошла подмога. В родной части думали, что они погибли. Командование представило его к званию Герой России, но наградили солдата раненного в том бою, русского по национальности. Санала Хантыева наградили орденом Мужества. Он мог бы стать первым Героем России за Чеченскую компанию.

Двум калмыкам за Чеченскую компанию было присвоено звание Героя Российской Федерации! Это Николай Баиров (посмертно) и Баатр Гиндеев!”, пишет читатель АРД из Калмыкии. Вполне справедливо замечая, что наш сайт – общемонгольский.

Калмыки, хальмг (самоназвание, по-видимому, от тюркского термина, буквально - "остаток", обозначающего ойратов, не принявших ислам; есть и другие версии; в русских официальных документах этноним Калмыки появился с конца 16 века, с конца 18 века им стали пользоваться сами Калмыки), народ в России. Численность 166 тыс. человек. Основное население Калмыкии (146 тыс. человек), живут также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской областях, Ставропольском крае, Сибири и др. Небольшие группы в Средней Азии, в США (около 2 тыс. человек), во Франции (около 1 тыс.), в Швейцарии, Германии и др. (по несколько семей). Общая численность свыше 177 тыс. человек. Говорят на калмыцком языке монгольской группы алтайской семьи. Письменность с 1925 на основе русского алфавита, ранее пользовались общеойратской, так называемой старокалмыцкой, письменностью тодо бичиг. Основная часть верующих - буддисты (ламаизм, школа гелугпа), часть - православные.

Предки Калмыков - западные монголы-ойраты. До 12 века локализовались в основном в Прибайкалье и верховьях Енисея; постепенно перемещались к западу. В начале 17 века часть ойратских тайшей (правителей улусов) переселилась в Россию. В 1608 посольство дербетских тайшей было принято русским царём Василием Шуйским и в ответ на их просьбу о принятии русского подданства, выделении мест для кочевания и защиты от ханов Казахского и Ногайского получило полное согласие.

Процесс вхождения Калмыков в Россию был завершён в 1657. Первоначально для кочевания Калмыков были выделены земли по Иртышу, Оми и Ишиму. Постепенно они осели в низовьях Волги на ныне занимаемой ими территории. С 1664 по 1771 существовало Калмыцкое ханство во главе с ханом, а позднее наместником. По приблизительным подсчётам, численность Калмыков, принявших русское подданство, была 270 тыс. человек. Среди них были дербеты, торгоуты, хошеуты, хойты, чоросы. Впервые эти названия встречаются в монгольской хронике "Сокровенное сказание" (1240). По прошествии многих поколений они приобрели определённую этническую и языковую специфику. Ко времени прихода в Россию это были этносы со значительным имущественным и социальным расслоением. Этнический принцип в создании калмыцких улусов в России в какой-то степени способствовал их сохранению. Специфика "малых этносов" сохраняется и сейчас, обозначается термином "улусизм" и проявляется в быту, политической жизни не только у российских, но и у зарубежных Калмыков.

В 1771 часть калмыцких тайшей, недовольная всё усиливавшимся гнётом со стороны правительства России, ушла в Джунгарию, уведя с собой около 125 тыс. Калмыков. Б"ольшая часть их погибла в пути. Калмыцкое ханство было ликвидировано, его территория включена в Астраханскую губернию. Оставшиеся в составе России 9 калмыцких улусов управлялись каждый собственным тайшой, при котором имелся русский пристав. В годы Октябрьской революции и гражданской войны Калмыки были разделены на 2 лагеря: часть приняла новый строй, другая (особенно Калмыки Области Войска Донского) оказалась в рядах Белой Армии и после её разгрома ушла в эмиграцию. Их потомки ныне живут в США, Франции и других странах Европы.

В 1920 была образована Калмыцкая АО, в 1935 преобразована в Калмыцкую АССР. В 1943 Калмыки подверглись насильственной депортации в районы Сибири, Средней Азии, Казахстана, Алтая, продлившейся более 13 лет. Её следствие - гибель более 1/3 части народа, утрата многих элементов и черт материальной и духовной культуры. В 1957-58 автономия была восстановлена, значительная часть Калмыков возвратилась на прежние места проживания. В 1990 Калмыцкая АССР объявила о своём суверенитете, с 1992 она называлась Республика Калмыкия - Хальмг Тангч, с 1994 - Республика Калмыкия.

Основу традиционной экономики составляло кочевое скотоводство (преобладали овцы, лошади, крупный рогатый скот, козы, верблюды). В середине 19 века с возникновением стационарных посёлков Калмыки начали разводить свиней. Поселившиеся в прибрежных районах Волги и Каспия торгоуты и хошеуты занимались ловлей рыбы. Со 2-й четверти 19 века разорившиеся Калмыки стали переходить к оседлому земледелию или заниматься батрачеством. На землях Калмыкии сеяли рожь, пшеницу, просо, гречиху, овёс, технические культуры (горчицу, табак, лён). В середине 19 века возникает садоводство, с начала 20 века - бахчеводство и огородничество, затем заливное рисосеяние на Сарпинской низменности.

Развиты художественные ремёсла - вышивка (особые многоцветные швы на женской одежде), обработка металла (чеканка и гравировка металлических частей седла, уздечки, футляров и рукояток ножей, курительных трубок, прикладов ружей, браслетов, серёг), тиснение по коже, резьба по дереву (мебель, архитектурные детали домов знатных Калмыков). Основа современного хозяйства - пастбищно-отгонное скотоводство, сочетающееся с промысловым рыболовством, земледелием и промышленностью по обработке сельскохозяйственной продукции. Развивается многоотраслевая промышленность.

Традиционное поселение имело круговую планировку - наиболее удобную с точки зрения обороны при кочевом образе жизни. В центр круга загоняли на ночь скот, там же хранили имущество, проводили общественные сходки. К моменту прихода в Россию Калмыки сохранили патронимическую организацию, объединявшую несколько семей. Селились хотонами - семейно-родственными поселениями. Женатые дети ставили свои кибитки недалеко от кибитки отца. С начала 19 века появились стационарные посёлки с линейной планировкой.

Известны три типа традиционного жилища: кибитка, землянка и полуземлянка. Кибитка - это юрта монгольского образца. Первоначально она устанавливалась на 4-колёсной повозке и так передвигалась во время кочёвки. Со временем повозка исчезла, но термин "кибитка" сохранился. Землянки и полуземлянки - жилища бедноты, со стенами из сырцовых или нарезанных из дёрна кирпичей, глиняной или дерновой крышей. В конце 19 века у зажиточных и знатных Калмыков появились строения русского типа: деревянные в прикаспийских районах, кирпичные - в западных. В современных селах Калмыкии преобладают типовые двух-трёхквартирные дома. Для рабочих посёлков более типичны 2- и 3-этажные дома на 4 - 12 квартир. В городах - типовые многоэтажные дома.

Мужская одежда - приталенный кафтан, рубаха, штаны, мягкие кожаные сапоги с войлочным чулком-вкладышем для зимы и холщовыми портянками для лета. Женская одежда - длинное до пят платье с безрукавкой, под ними длинная рубаха и штаны, сапожки. Особое значение придавалось женским вышитым и мужским наборным металлическим поясам, служившим показателем знатности и благосостояния их владельцев. Разнообразны головные уборы мужчин и женщин в зависимости от сезона, состоятельности семьи и т.д. Парадный головной убор с красной шёлковой кистью (отсюда прозвище Калмыков среди соседних народов "краснокисточные"). Женские украшения - серьги, заколки, шпильки, кольца из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней; у мужчин - серьга в левом ухе, кольцо на безымянном пальце, браслет, игравший роль амулета. Традиционная причёска мужчин и женщин - косы: у мужчин и девушек - одна, у женщин - две.

Основа питания - мясо и молоко. Мясные блюда: бульон с мясом, приправленный сырым репчатым луком; мясо, запечённое в закрытой посуде (в прошлом - туша, запекавшаяся в течение суток без доступа воздуха в яме, присыпанной землёй, на которой разводили огонь); лапша с мясом и луком; пельмени; мелко нарезанные внутренности барана. Молочные продукты - сыр, творог, сметана, масло, пенки, кумыс из кобыльего молока, молочный квас и кислый напиток из коровьего молока. Повседневный напиток - чай (джомба) с молоком, маслом, солью и специями, из которых особенно ценился мускатный орех. Мучные изделия - пресные лепёшки, сваренные в бараньем жиру кусочки теста (борцоги), позднее - заимствованные от русских и украинцев оладьи и баранки.

Семьи Калмыков 17 века (времени прихода в Россию) представляли собой большие патронимии. Калмыцкие семьи были многодетны (10 и более детей), но при высокой смертности выживало не более 3-4 детей. Взрослые дети, как правило, жили отдельно от родителей.

Основные жанры фольклора: протяжные песни, благопожелания, изречения, сказки, пословицы, поговорки, героический эпос "Джангар", исполняемый сказителями-джангарчи.

Ещё в 13 веке предки Калмыков ойраты познакомились с буддизмом. В 16 веке его северная ветвь - ламаизм школы гелугпа стал национальной религией монголов и отколовшихся от них Калмыков. Калмыки-ламаисты поддерживали прямую связь с Тибетом, где находился верхний иерарх школы гелугпа - далай-лама. Группы Калмыков, которые с конца 17 века стали откалываться от их основного массива, селиться на Дону, Урале, Украине, принимали православие. По отношению к ламаистскому духовенству царское правительство проводило политику ограничения его численности, но вместе с тем организовывало репрессии против сохранявшихся различных народных верований: шаманства, фетишизма, культа огня и домашнего очага.

К 1917 в Калмыкии действовали 92 хурула (монастырь, храм) и 3 духовные академии. К 1936 осталось 13 хурулов; в декабре 1943, когда началась депортация Калмыков, не было ни одного. С конца 80-х годов 20 века началось возрождение буддистской общины. В 1989 в Элисте открылся молитвенный дом. К концу 1995 их уже несколько (в том числе у Калмыков Астраханской области). Постепенно исчезает из обращения термин "ламаизм", заменяемый "буддизмом" (общий процесс для буддистской территории России и Монголии). В Элисте открыт Институт возрождения калмыцкого языка и буддизма, начал выходить журнал "Мандала", посвящённый истории буддизма в целом и его калмыцкой разновидности. Одновременно возрождаются национальные праздники Цагалган, Урюс Сар, интерес к изучению калмыцкого языка и традиционной культуре, готовятся национальные кадры воспитателей детских садов, преподавателей начальных школ, лицеев и вузов.

Использованы материалы статьи Н.Л.Жуковской в кн.: Народы и религии мира. Энциклопедия. Москва, Большая Российская Энциклопедия 2000