Первый в мире человек который. Когда и где появился первый человек на планете

), жившего от 1,2 млн. до 800 тыс. лет назад. В целом понятие первого человека в науке чётко не определено, и обычно под ним подразумевается наиболее древний ископаемый вид, по ряду формальных признаков сходный с Homo sapiens . Однако приблизительной границей между человеком и гоминидом, не являющимся человеком, считается существо с объёмом мозга в 600 кубических сантиметров. Наши предки с объёмом мозга в 650-680 куб.см. уже относятся к человеку умелому Homo habilis .

Религиозные представления

По вавилонскому эпосу Энума элиш

По Книге Бытия : в иудаизме, христианстве

В Каббале

Согласно представлениям Каббалы, с Адама началось духовное развитие человечества. Он впервые в истории человечества получил желание к познанию духовного мира и постиг природу обоих миров - материального и духовного. Ему приписывается авторство каббалистической книги «Сефер Разиэль ха-малах » (Книга ангела Разиэля).

По Корану в исламе

В отличие от Библии, где приводится систематизированное повествование об Адаме, в Коране Адам упоминается в нескольких отдельных сурах (главах). Отдельные стихи (аяты) с упоминанием его имени разбросаны по всему Корану. В тридцать второй суре «Челобитие» говорится, что Аллах сотворил Адама из глины:

«Он - Тот, кто знает сокровенное и явное, великий, милосердный, который сделал прекрасным все сущее, что сотворил, и сотворил в первый раз человека из глины» (32:6-7).

Вторая сура «Корова», наиболее полно раскрывает предназначение Адама:

И сказал твой Господь ангелам: «Я поставлю на земле наместника». Они спросили: «Поставишь ли Ты на земле того, кто будет грешить и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и святим Тебя?» Аллах ответил: «Воистину, Я ведаю о том, что вам неведомо» (аят 30). И Аллах научил Адама всем именам, затем вопросил о них ангелов и велел им: «Разъясните мне [суть] этих имен, если вы искренни» (аят 31). Ангелы ответили: «Хвала тебе! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты - всеведущий, мудрый» (аят 32). Аллах сказал: «О Адам! Разъясни им [суть] имён». Когда Адам разъяснил ангелам [суть] имён, Аллах сказал: «Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и земле, знаю, что вы делаете явно и что вы утаиваете?» (аят 33). И тогда Мы повелели ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Все пали ниц, кроме Иблиса, [который] отказался [пасть ниц], возгордился и стал неверующим (аят 34). Тогда Мы сказали: «О Адам! Поселись вместе со своей супругой в райском саду, ешьте там вволю, чего бы вам ни захотелось, но не приближайтесь вот к этому дереву, а не то окажетесь в числе нечестивцев» (аят 35).

У древних индийцев

Пуруша - согласно мифологии Древней Индии, существо, живущее в человеческом сердце и одновременно населяющее Космос. При этом каждое человеческое существо несёт в себе частицу бессмертия.

У древних германцев и скандинавов

Из искр и талой воды возникли великан Имир и корова Аудумла , вскормившая его своим молоком. Из пота Имира родилась пара - мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны . Аск и Эмбла - люди, которых ещё в виде древесных прообразов, бездыханных и «лишённых судьбы», нашли на берегу моря боги; оживив их, они даровали им разум и речь. (См. также Бури).

У зороастрийцев (древних персов)

В культуре Древней Персии первопредок людей - Гайомарт, излучавший свет. После смерти Гайомарта все металлы «брызнули» из его тела, душа превратилась в золото, а из семени появилась первая супружеская чета, в виде куста ревеня: Машйа и Машйана .

В Древней Греции

Фороней - предок и породитель человечества, сын бога реки Инаха и нимфы Мелии . Историк Акусилай называл его в «Генеалогии» первым «человеком и первым земным царем», царем всего Пелопоннеса . Платон в «Тимее» и Климент Александрийский в «Строматах » также утверждали, что Фороней был первым человеком или же «отцом смертных».

В Восточной Африке

Однажды на пустынный берег моря выползла жаба - первое существо на тверди земной. На небе в те времена не было ничего кроме Луны. У Луны родилась идея сотворить человека, и она поведала о ней Жабе. Но жаба опередила Луну и, невообразимо раздувшись, породила двоих близнецов - мужчину и женщину. Это были первые люди на земле.

Разгневалась Луна на Жабу и испепелила её. Взяв на своё попечение людей - детей Жабы, она помогла им довести своё тело до совершенства, наделила разумом и даром речи, придав им сходство с современными людьми. И нарекла Луна мужчину Батетой, а женщину Ханной.

Батета и Ханна прожили на земле в несколько раз дольше, чем живут люди теперь, а когда жизнь стала им не в радость, Луна, как и обещала, спустилась на землю и унесла их с собой. Вскоре почили их первенцы и были похоронены в земле, а потом смерть стала приходить за людьми всё чаще и чаще.

В Западной Африке

На небесах Олорун , Верховное Существо, начал творить первых людей. Ориша Нла вылепил их формы из земли, но вдохнуть в них жизнь мог только Олорун. Ориша Нла спрятался в мастерской Олоруна, чтобы подсмотреть, как это будет происходить. Но Олорун узнал об этом и погрузил Ориша Нла в глубокий сон; так что только Олорун знает тайну оживления тела. И по сей день Ориша Нла делает новые человеческие тела посредством отца и матери будущего новорождённого, но вдыхает жизнь в них именно Олорун.

См. также

Напишите отзыв о статье "Первый человек"

Ссылки

Литература

  • Лафарг П., Миф об Адаме и Еве, [пер. с нем.], СПБ. 1906;
  • Тренчени-Вальдапфель И., Общественный фон для двух мифов об Адаме, в кн.: Происхождение библии, М., 1964;
  • Gunkel Н., Die Urgeschichte und die Patriarchen, Gott., 1911;
  • Hubner P., Vom ersten Menschen wird erzählt in Mythen, Wissenschaft und Kunst, Düsseldorf, ;
  • Patai R., Adam we-Adamah, Jerusalem, 1942;
  • Quispel G., Der gnostische Anthropos und die jüdische Tradition, «Eranos Jahrbuch», 1953, Bd 22;
  • Röhrich L., Adam und Eva, , 1968;
  • Scһöpfungsmythen, Darmstadt, 1977;
  • Strothmann F., Die Anschauungen von der Weltschöpfung im alten Testament, Münster. 1933;
  • Westermann C., Der Mensch im Urgeschehen, «Kerygma und Dogma», 1967, Jg. 13, H. 4.
  • Beck Е., lblis und Mensch, Satan und Adam: der Werdegang einer koranischen Erzählung, «Le Museon», 1976, v. 89, fasc. 1-2.

Отрывок, характеризующий Первый человек

Человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, самыми, кажется, странными случайностями продвигается между всеми волнующими Францию партиями и, не приставая ни к одной из них, выносится на заметное место.
Невежество сотоварищей, слабость и ничтожество противников, искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность этого человека выдвигают его во главу армии. Блестящий состав солдат итальянской армии, нежелание драться противников, ребяческая дерзость и самоуверенность приобретают ему военную славу. Бесчисленное количество так называемых случайностей сопутствует ему везде. Немилость, в которую он впадает у правителей Франции, служит ему в пользу. Попытки его изменить предназначенный ему путь не удаются: его не принимают на службу в Россию, и не удается ему определение в Турцию. Во время войн в Италии он несколько раз находится на краю гибели и всякий раз спасается неожиданным образом. Русские войска, те самые, которые могут разрушить его славу, по разным дипломатическим соображениям, не вступают в Европу до тех пор, пока он там.
По возвращении из Италии он находит правительство в Париже в том процессе разложения, в котором люди, попадающие в это правительство, неизбежно стираются и уничтожаются. И сам собой для него является выход из этого опасного положения, состоящий в бессмысленной, беспричинной экспедиции в Африку. Опять те же так называемые случайности сопутствуют ему. Неприступная Мальта сдается без выстрела; самые неосторожные распоряжения увенчиваются успехом. Неприятельский флот, который не пропустит после ни одной лодки, пропускает целую армию. В Африке над безоружными почти жителями совершается целый ряд злодеяний. И люди, совершающие злодеяния эти, и в особенности их руководитель, уверяют себя, что это прекрасно, что это слава, что это похоже на Кесаря и Александра Македонского и что это хорошо.
Тот идеал славы и величия, состоящий в том, чтобы не только ничего не считать для себя дурным, но гордиться всяким своим преступлением, приписывая ему непонятное сверхъестественное значение, – этот идеал, долженствующий руководить этим человеком и связанными с ним людьми, на просторе вырабатывается в Африке. Все, что он ни делает, удается ему. Чума не пристает к нему. Жестокость убийства пленных не ставится ему в вину. Ребячески неосторожный, беспричинный и неблагородный отъезд его из Африки, от товарищей в беде, ставится ему в заслугу, и опять неприятельский флот два раза упускает его. В то время как он, уже совершенно одурманенный совершенными им счастливыми преступлениями, готовый для своей роли, без всякой цели приезжает в Париж, то разложение республиканского правительства, которое могло погубить его год тому назад, теперь дошло до крайней степени, и присутствие его, свежего от партий человека, теперь только может возвысить его.
Он не имеет никакого плана; он всего боится; но партии ухватываются за него и требуют его участия.
Он один, с своим выработанным в Италии и Египте идеалом славы и величия, с своим безумием самообожания, с своею дерзостью преступлений, с своею искренностью лжи, – он один может оправдать то, что имеет совершиться.
Он нужен для того места, которое ожидает его, и потому, почти независимо от его воли и несмотря на его нерешительность, на отсутствие плана, на все ошибки, которые он делает, он втягивается в заговор, имеющий целью овладение властью, и заговор увенчивается успехом.
Его вталкивают в заседание правителей. Испуганный, он хочет бежать, считая себя погибшим; притворяется, что падает в обморок; говорит бессмысленные вещи, которые должны бы погубить его. Но правители Франции, прежде сметливые и гордые, теперь, чувствуя, что роль их сыграна, смущены еще более, чем он, говорят не те слова, которые им нужно бы было говорить, для того чтоб удержать власть и погубить его.
Случайность, миллионы случайностей дают ему власть, и все люди, как бы сговорившись, содействуют утверждению этой власти. Случайности делают характеры тогдашних правителей Франции, подчиняющимися ему; случайности делают характер Павла I, признающего его власть; случайность делает против него заговор, не только не вредящий ему, но утверждающий его власть. Случайность посылает ему в руки Энгиенского и нечаянно заставляет его убить, тем самым, сильнее всех других средств, убеждая толпу, что он имеет право, так как он имеет силу. Случайность делает то, что он напрягает все силы на экспедицию в Англию, которая, очевидно, погубила бы его, и никогда не исполняет этого намерения, а нечаянно нападает на Мака с австрийцами, которые сдаются без сражения. Случайность и гениальность дают ему победу под Аустерлицем, и случайно все люди, не только французы, но и вся Европа, за исключением Англии, которая и не примет участия в имеющих совершиться событиях, все люди, несмотря на прежний ужас и отвращение к его преступлениям, теперь признают за ним его власть, название, которое он себе дал, и его идеал величия и славы, который кажется всем чем то прекрасным и разумным.
Как бы примериваясь и приготовляясь к предстоящему движению, силы запада несколько раз в 1805 м, 6 м, 7 м, 9 м году стремятся на восток, крепчая и нарастая. В 1811 м году группа людей, сложившаяся во Франции, сливается в одну огромную группу с серединными народами. Вместе с увеличивающейся группой людей дальше развивается сила оправдания человека, стоящего во главе движения. В десятилетний приготовительный период времени, предшествующий большому движению, человек этот сводится со всеми коронованными лицами Европы. Разоблаченные владыки мира не могут противопоставить наполеоновскому идеалу славы и величия, не имеющего смысла, никакого разумного идеала. Один перед другим, они стремятся показать ему свое ничтожество. Король прусский посылает свою жену заискивать милости великого человека; император Австрии считает за милость то, что человек этот принимает в свое ложе дочь кесарей; папа, блюститель святыни народов, служит своей религией возвышению великого человека. Не столько сам Наполеон приготовляет себя для исполнения своей роли, сколько все окружающее готовит его к принятию на себя всей ответственности того, что совершается и имеет совершиться. Нет поступка, нет злодеяния или мелочного обмана, который бы он совершил и который тотчас же в устах его окружающих не отразился бы в форме великого деяния. Лучший праздник, который могут придумать для него германцы, – это празднование Иены и Ауерштета. Не только он велик, но велики его предки, его братья, его пасынки, зятья. Все совершается для того, чтобы лишить его последней силы разума и приготовить к его страшной роли. И когда он готов, готовы и силы.
Нашествие стремится на восток, достигает конечной цели – Москвы. Столица взята; русское войско более уничтожено, чем когда нибудь были уничтожены неприятельские войска в прежних войнах от Аустерлица до Ваграма. Но вдруг вместо тех случайностей и гениальности, которые так последовательно вели его до сих пор непрерывным рядом успехов к предназначенной цели, является бесчисленное количество обратных случайностей, от насморка в Бородине до морозов и искры, зажегшей Москву; и вместо гениальности являются глупость и подлость, не имеющие примеров.
Нашествие бежит, возвращается назад, опять бежит, и все случайности постоянно теперь уже не за, а против него.
Совершается противодвижение с востока на запад с замечательным сходством с предшествовавшим движением с запада на восток. Те же попытки движения с востока на запад в 1805 – 1807 – 1809 годах предшествуют большому движению; то же сцепление и группу огромных размеров; то же приставание серединных народов к движению; то же колебание в середине пути и та же быстрота по мере приближения к цели.

Каждый ребенок на определенном этапе своего развития начинает задумываться о том, откуда он появился на свет. Человечество в целом, накапливая на пути своего развития знания, не могло не заинтересоваться вопросом, каким образом на нашей планете зародилась жизнь и какие процессы привели к появлению Человека Разумного.

К сожалению, на сегодняшний день достоверной и непротиворечивой теории на этот счет не существует. Мы сумели подняться в космос и создать искусственный разум, но до сих пор так и не продвинулись в понимании собственных истоков. Все, что мы знаем о происхождении живых организмов вообще и человека в частности, лежит в области недоказанных теорий.

Происхождение жизни на Земле

Согласно общепринятому на сегодняшний день представлению, жизнь на планете зародилась в результате случайных химических реакций, протекавших . Водный раствор множества химических элементов под воздействием мощных электрических разрядов (молний) послужил питательным бульоном для создания первых молекул простейших белков. Понадобились миллионы лет эволюции, чтобы из этих белковых молекул смогли образоваться простейшие живые клетки, которые впоследствии сумели объединиться в сложные многоклеточные организмы.


Эта теория, при всей простоте и наглядности, не объясняет очень многих моментов. Например, совершенно непонятным остается наличие в каждой клетке каждого живого существа генетического кода – сложной цепочки молекул белков, которая состоит всего из четырех «букв» и содержит всю необходимую информацию для развития клетки. Но даже если согласиться с тем, что столь сложная структура возникла случайно в ходе спонтанных биохимических реакций, дальнейшее развитие жизни на планете содержит слишком много «белых пятен» для исследователей.

Теория Дарвина: не все так однозначно

Общепринятая теория Дарвина, которая сегодня лежит в основе современной биологии, оказывается не в силах объяснить ни огромного разнообразия видов живых существ, среди которых нередко можно найти очень странные и мало приспособленные к биологической конкуренции экземпляры. Да и сам путь развития, согласно которому жизнь развивалась от простейших к более и более сложным существам, далеко не всегда можно подтвердить с помощью археологических раскопок.

Так, до сих пор непонятно, каким образом от ящеров могли произойти птицы и млекопитающие – ни одного организма с «переходным» строением тела или его останков до сих пор наука обнаружить так и нее смогла. Да и сама теория накопления постепенных изменений морфологии путем случайных мутаций оказалась, мягко говоря, неподтверждаемой. Да, изменения в строении организмов могут происходить при изменении внешних условий, однако они, как правило, являются вполне целенаправленными.


Количество нежизнеспособных мутаций является слишком низким, чтобы всерьез говорить о каком-то естественном отборе. Так, лабораторные мыши, выращенные при более низкой, по сравнению с привычной, температуре окружающей среды, уже в следующем поколении обзаводятся густой шерстью и толстым жировым подкожным слоем. Процент «неудачных» мутаций настолько низок, что его можно не принимать всерьез. Налицо вполне целенаправленное изменение видовых качеств, не оставляющее места для случайности.

Происхождение человека

До сих пор теория Дарвина не смогла убедительно объяснить одну из главных загадок биологии – антропогенез, или происхождение Человека Разумного. Всем нам известно, что люди относятся к классу приматов, т.е. к тому же классу живых существ, что и обезьяны. Однако до сих пор нет ни одного убедительного доказательства существования общего предка у людей и обезьян. Все археологические находки, сделанные в разное время, оказывались при тщательном исследовании либо плодом заблуждений, либо более-менее искусными подделками.


Однако и «божественная» теория происхождения людей не устраивает ученых. На смену дарвиновскому естественному отбору приходят более экзотические предположения, от участия в этом процессе разумных внешних сил – например, инопланетян или таинственного Сверхразума – до появления людей откуда-то из параллельных пространств. Эта загадка, как и многие проблемы, стоящие перед современной биологией, еще ждет своего решения. Возможно, оно будет найдено в ближайшие годы, а может, ответ человечество узнает спустя несколько столетий.

Эволюционная теория Чарльза Дарвина рассказывает нам о том, когда появился человек на Земле. Данная точка зрения считается общепринятой среди научных исследователей. Ранее люди не могли точно сказать, кто создал человека. Тысячелетиями считалось, что человечество – дело рук богов, однако на вопрос, кто создал человека, отвечает – эволюция.

Вконтакте

Первые представители

Человек появился в далекие времена совсем не в том подобии, в каком мы можем наблюдать его сейчас. Самый первый представитель нашего вида на был больше похож на обезьяну, нежели на современного представителя людского социума. Некоторые исследователи считают, что первым человеком был австралопитек. Многие критикуют подобные предположения, так как он действительно больше схож с низшим классом приматов. Следующей вехой развития после австралопитека стал homo habilis или «человек умелый».

Он ходил на двух ногах, имел относительно прямую осанку. Эти люди создали первые орудия труда, чтобы пользоваться ими для добывания пищи и строительства жилья. Современные археологические открытия позволили установить максимально точную дату, когда на Земле появился человек умелый. Это произошло приблизительно 2,6 млн. лет назад.

Внимание! Первые представители нашего вида на Земле были сравнительно невысокого роста. Если сейчас средний рост среднестатистического человека составляет порядка 1,7 метра, то человек умелый был не выше 1,2 метра.

Место проживания

Исследователи пытаются установить, где появилось первое поселение людей. Долгие годы считалось, что человеческая раса зародилась на территории Западной Европы.

Главная причина тому – теория евроцентризма, которая говорила, что именно на территории Европы были созданы могущественные цивилизации, и именно отсюда начался прогресс.

Во второй половине ХХ века археологи нашли останки того самого человека умелого на территории современной Танзании, так называемого Афарского треугольника.

Именно там были сделаны ключевые находки, которые пролили свет на происхождение человечества. Археологи нашли рядом с человеческими костями созданные из камня орудия труда, которые вполне могли служить неплохим инструментом для добычи пищи.

В 1960 году уже мало у кого вызывала сомнения. Археологические находки также дали понять, как развивался человек, каким образом с течением времени увеличивался объем его мозга и улучшалась интеллектуальная деятельность.

Что касается классификации по периоду, то зарождение человечества следует датировать Кайнозоской эрой , которая началась 65 млн. лет назад. О данном периоде отзываются, как об «эре новой жизни», ведь она стартовала сразу же после падения огромного метеорита, который уничтожил динозавров и большую часть жизни на планете.

Процесс эволюции

Мы узнали, откуда появился человек и как назывался самый первый человек на земле, однако на этом эволюция нашего вида не остановилась – предстояли еще более удивительные изменения.

Homo ergaster

Приблизительно 1,8 млн. лет назад homo habilis эволюционировал в человека работающего, то есть – homo ergaster. Размер мозга данного вида значительно превышает homo habilis. Ученые считают, что именно homo ergaster обрели возможность пользоваться разговорной речью.

Возле скелетов homo ergaster археологи нашли следы первых кострищ. Следовательно, именно данный вид впервые начал добывать огонь. Кроме того, человек работающий изобрел рубило.

Homo ergaster стали чаще охотится на животных, а до этого момента первые люди на Земле были скорее собирателями и падальщиками. Достаточно высокий уровень интеллекта позволил им собираться в группы, которые стали отправляться на охоту – это значительно повысило шансы выживания и на успешный финал.

Homo erectus

Еще предыдущий вид человека начал колонизировать планету. С территории Африки первые люди на Земле отправились на территории Западной Европы и Азии. Именно на Далеком Востоке были найдены останки следующего этапа развития человеческой расы – homo erectus или человека прямоходящего.

На этом этапе развития человечества типичный его представитель имел рост в среднем 1,4 м. Homo erectus уже не сутулились, похода была прямой. По-прежнему использовались каменные орудия труда . Люди собирали корешки и растения, охотились на среднюю и небольшую дичь.

Поскольку человек в древнее время не мог защитить себя в одиночку, эректусы стали сбиваться в достаточно большие праобщины, которые насчитывали несколько десятков человек. Эректусы также впервые стали готовить мясо на костре. На данном этапе развития в период голода человек прибегал к каннибализму.

Между эректусами впервые появились зачатки отношений, напоминающие постоянную семейную пару, однако преимуществом пользовались беспорядочные половые связи. Археологические находки также подтвердили, что эректусы ухаживали за раненными соплеменниками и понимали лечебные свойства трав.

Важно! Возможно, уже тогда появились люди, которые назывались шаманами или знахарями.

Развитие мышления

Долгое время считалось, что человек разумный был предком неандертальца.

Однако исследования ХХ века доказали, что неандерталец был тупиковой веткой развития на территории Западной Европы, а homo sapiens пришел из Африки. Более того – именно он истребил и ассимилировал неандертальцев.

Археологи установили, что первые люди с зачатками разума появились приблизительно 350-250 тыс. лет назад.

Изначально homo sapiens были кочевниками и собирателями, и лишь 15 тыс. лет назад начали:

  • осваивать сельское хозяйство,
  • изготавливать орудия труда из кости,
  • строить постоянные жилища,
  • основывать небольшие постоянные поселения,
  • шить одежду,
  • рисовать на стенах пещер.

10 тысяч лет назад люди общались при помощи речи, а жесты и мимика ушли на второй план.

На этом этапе развития люди впервые стали создавать семьи и заключать браки. Развитие сельского хозяйства позволило сохранять часть продукции, благодаря чему стало возможно появление классов, власти и возможности выживать в неблагоприятные времена.

Homo sapiens одомашнили животных, что дало толчок развитию скотоводства. Это также облегчило процесс добывания пищи – не нужно было тратить огромное количество времени и сил на охоту. Тогда же возникает и торговля между племенами: одни предлагали шкуры, а другие — красивые ракушки или рыбу.


Самые древние, достоверные представители рода человеческого известны примерно 2 -2,5 мл. лет тому назад. А появился человек современного вида 40-50 тысяч лет назад.

На протяжении многих миллионов лет предки человека населяли ограниченную область на востоке Африки. Здесь, на озере Виктория, 18 млн. лет назад жил проконсул – наш общий с человекообразными обезьянами предок; здесь более 4 млн. лет назад возник афарский австралопитек – наш прямоходящий предок. Здесь провел всю свою историю первый представитель рода Человек – умелый человек, появившийся более 2 млн. лет назад, и здесь 1,6 млн. лет назад возник прямостоящий человек. Где начал свой путь наш вид – разумный человек – не известно, но где-то поблизости.

Самый древний из рода Homo - Homo habilis, или человек умелый, первые представители которого появились на Земле около 2 млн лет назад. До этого времени, вероятно, существовали только австралопитеки. Около 2,5 млн лет назад произошло расщепление в эволюции гоминид, в результате которого обособились массивные австралопитеки (тупиковая ветвь эволюции) и род Homo. Кроме находок из Олдувайского ущелья, к виду Homo habilis относят и так называемого рудольфского человека, Homo rudolfensis, череп которого был найден в Кении в 1972 году в районе оз. Рудольф (ныне оз. Туркана), а также находки из Эфиопии и Южной Африки. Древность этих видов от 2,4 до 1,9 млн лет. Предполагается, что эти первые люди были творцами орудий древнейшей на Земле олдувайской (галечной) культуры. Существуют находки, которые не нашли таксономического определения и частью исследователей относятся к Homo habilis, а другою частью - к группам архантропов (древнейших людей), пришедших на смену Homo habilis примерно 1,6-1,5 млн лет назад.

В группу архантропов входят два основных вида. Это вид азиатских древнейших людей, человек прямоходящий (Homo erectus), и его африканский вариант, человек работающий (Homo ergaster).

Время появления сапиенса

"Существуют суждения о трех возможных уровнях выделения линии сапиенса: раннем, среднем и позднем (с. 97).

Более распространено мнение о средне или ранневерхнеплейстоценовом времени появления линии сапиенса. В качестве вероятного предка в этом случае у разных авторов фигурируют различные формы: или один из поздних прогрессивных эректусов (Вертешселлеш), или ранний архаический сапиенс (Сванскомб), или ранний прогрессивный неандерталец (Эрингсдорф).

Наконец существует мнение о позднем происхождении сапиенса. В этом случае предком обычно считаются прогрессивные палестинские палеоантропы или даже "классические" неандертальцы вюрма. В пользу последней точки зрения приводят как археологические аргументы (преемственность позднемустьерской индустрии "классических" неандертальцев и верхнепалеолитической культуры сапиенса), так и морфологические (например, тип людей Схул, у которых сочетаются "кроманьонские" и "неандертальские" черты).

Однако известно, что "классические" неандертальцы были поздними формами гоминид, сосуществовавшими с первыми неоантропами-сапиенсами. Чтобы разрешить это противоречие, предполагают, что темпы сапиентации на этом позднем коротком отрезке антропогенеза значительно ускорились вследствие гетерозиса при смещениях.

Процессы сапиентации протекали в разных популяциях палеоантропов, но разными темпами, и в силу ряда причин (например, условий обитания) не всегда достигали завершающего этапа.

Конечно, отдельные черты "сапиентного" комплекса могли появиться рано, даже в эоплейстоцене. Морфологическая изменчивость гоминид вообще очень широка, и, вероятно, немаловажную роль, как и у других приматов, играли в нем повторные мутации.

Видимо, некоторые признаки "сапиентного" комплекса могли возникать в эволюции отдельных групп гоминид давно и неоднократно. И в этом смысле мы вправе сказать, чтосапиентация имеет глубокие корни, хотя древнейшие настоящие" сапиенсы все же пока не известны ранее 0,1 -0,07 млн. лет назад" (с. 97-99).

Распространение современного человека

В Африке были найдены более древние ископаемые остатки, чем на каком-либо из других континентов. Так, в Южной Эфиопии нашли Омо-I – неполный череп со многими современными признаками, возраст которого, вероятно, более 60 тысяч лет. В устье южноафриканской реки Клазис обнаружены "современные" остатки, возраст которых 100 тысяч лет, а в пещере Бордер найдена "современная" нижняя челюсть возрастом 90 тысяч лет.

Ископаемые черепа 40-тысячелетней давности, которые относятся к вполне современному типу, встречены в самых различных районах Азии – от Израиля до Явы. У всех них есть подбородочный выступ или другие явно "современные" признаки.

Впервые люди появились в Северной Америке, вероятно, между 70 и 12 тысячами лет назад. В периоды наибольших похолодании в это время море отступало и образовывалась широкая сухопутная перемычка Берингия, которая сейчас затоплена Беринговым проливом.

Следы очагов и ископаемые остатки, возраст которых установлен, свидетельствуют, что современный человек жил в Австралии по крайней мере уже 40 тысяч лет назад.

Вероятнее всего, люди впервые появились здесь в период от 55 до 45 тысяч лет назад, когда уровень океана был на 160 футов (50 м) ниже, чем сейчас, и многие острова составляли единое целое.

На этой шкале предоставлено развитие всех первобытных людей мира, начиная с того периода, когда возникли первые человекоподобные гоминиды (5 млн.лет назад) и до 700 г.до.н.э.

5 000 000- 2 000 000 до. н.э.

В Африке появляются первые гоминиды, обитавшие на деревьях.

2 000 000- 250 000 до. н.э.

Появляется человек прямоходящий – Homo erectus – и расселяются по Азии и Европе.

250 000 – 120 000 до. н.э.

В Африке – Нomo sapiens – которые постепенно переселяются на север.

80 000 – 30 000 до. н.э.

В Европе живут неандертальцы (обитатели пещер).

50 000 – 25 000 до. н.э.

Современные люди расселяются по территории Европы, Азии, Австралии, Америки. Изготавливают орудия труда из кости и камня.

25 000 – 10 000 до. н.э.

Первые круглые дома, рисунки и резьба.

10 000 – 9 000 до. н.э.

Изменение климата, конец ледниковой эпохи.

9 000 – 7 000 до. н.э.

Возникновение земледелия в отдельных районах мира. Поселения в Сирии, Палестине, на Кипре. Одомашнена собака.

7 000 – 6 000 до. н.э.

В восточном Средиземноморье одомашнены козы, овцы, свиньи. Изготавливают ткани льняные, керамики, применяется медь. Строятся первые города.

5 000 – 4 000 до. н.э.

В Анатолии обрабатывают медь и свинец. Одомашнены лошадь, осел. В районе Мексиканского залива выращивают маис, в Перу – хлопок, в Китае и Индии – рис.

4 000 – 3 000 до. н.э.

Шумерская цивилизация. Первая письменность. Изделия из золота, серебра, свинца. Орошение. Парусные суда на Ниле и Евфрате. Каменные храмы и гробницы на Мальте и в Европе.

3 000 – 2 000 до. н.э.

Первые фараоны Египта, иероглифическая письменность. В Месопотамии изобретена колесница. Возникновение цивилизации долины Индии. Ткани из хлопка. Методы обработки меди и изготовления тканей распространяются по всей Западной Европе.

2 000 – 1000 до. н.э.

Распространение методов обработки бронзы по Европе. Завершено строительство Стоунхенджа.

1 000 – 700 до.н.э.

Культкура ольмеков в Мексике. Кельты расселяются по Центральной Европе, Британским островам. К 700 г.до н.э. в Европе открыт секрет обработкаи железа. В Америке и Африке развиваются доисторические культуры.



Существует несколько теорий относительно возникновения на нашей планете людей. Самая простая теория изложена в Ветхом Завете. Она довольно просто описывает процесс создания человека.

На седьмой день Бог (Всевышний, Иегова, Аллах и т.д.) крепко задумался над проблемой дальнейшего освоения Земли. Растения росли, давали вкусные и полезные плоды, но на этом их развитие остановилось. Твари морские плавали глубоко в море и никак не желали осваивать открытое пространство. Даже дельфины, мозг которых настолько мощный, что может решать логические задачи, так и остались в воде.

Собаки и кошки, лошади и коровы не прилагали никаких усилий, чтобы начать какое-нибудь строительство, начать освоение земных недр, засевать поля, создавать орудия труда. Птицы могли только летать и прятаться в листве деревьев.

Вот тогда Бог и решил, что нужно создать существо по своему образу и подобию. Он набрал глины и начал экспериментировать. Лепил туловище, руки и ноги, додумался приделать и голову. На голове предусмотрительно создал глаза, прорезал отверстие для рта, проткнул пару дырок в носу. Немного повозился с ушами. Кое-что приделал дополнительно, чтобы созданное существо мужского пола было всегда озабочено проблемой наличия этого «кое-что».

Глина материал достаточно пластичный. Поэтому по окончании лепки готовое тело было отправлено в небольшую печурку для обжига и придания некоторой твердости.

Осмотрев содеянное, Бог решил вдохнуть душу. Приблизил рот созданного существа к своему рту и произвел глубокий выдох, примерно так, как производится искусственное дыхание. Человеческое существо открыло глаза и стало озираться по сторонам. Бог назвал свое произведение Адамом и принялся давать ему знания.

Адам оказался не очень прилежным учеником, посему он не смог понять всей глубины даваемых ему знаний. Бог огорченно посмотрел на Адама. Понял, что ему необходим дополнительный стимул. После некоторых размышлений он решился на продолжение эксперимента. Осталось еще немного глины, из которой он создал и Еву. Бог уже не торопился при создании альтернативного существа, поэтому умышленно допустил несколько «ошибок» - Ева получилась привлекательной, ее глазки оказались гораздо больше и изящнее чем у Адама. Сама фигурка Евы получилась гораздо привлекательнее и сексуальнее мужской грубоватой конструкции.

При создании Евы у Бога мелькнула мысль, что между обоими людьми должно быть какое-то единство. Поэтому, ненадолго усыпив Адама, он произвел хирургическое вмешательство в его тело, удалил одно ребро и внедрил его в тело Евы. Бог не поскупился на ряд дополнительных украшений создаваемого тела, приделал привлекательную грудь, создал удивительную талию, снабдил тело стройными ножками и округлым широким тазом.

Создавая Еву, Бог изощрялся от всей души. Свои эротические пожелания он полностью воплотил в Еве. Та стала «божественным» созданием. По окончании лепки новое тело не подвергалось длительной тепловой обработки. Поэтому кожа получилась нежнее и тоньше чем у Адама, волосы обгорели меньше. Забыл Бог, что на лице нужно организовать рост волос, поэтому Ева могла обходиться без каждодневного бритья.

Душу в тело Евы Бог вдыхал долго. Та, ощутив свое возникновение, долго лежала, не открывая глаз. Ей нравилось это ощущение присутствие на своих губах чужих губ. Ей также доставляло удовольствие и то, что кто-то о ней заботится, мнет и ласкает все тело.

Наконец, Ева открыла свои глаза и осмотрелась вокруг. Адам изначально ей не понравился, но хитрость родилась одновременно с ее рождением. Она решила воспитать из этого грубоватого создания своего спутника. Ей удалось, она стала притворяться слабой, чтобы Адам начал за ней ухаживать. Мужчина нравился Еве, но она решила не давать ему определенного ответа на все прямо и откровенно поставленные вопросы.

Потом Адам и Ева не разобрались, кто друг, а кто враг, наделали непростительных ошибок. Их изгнали из Рая. Они не нашли ничего интереснее, чем начав заполнять Землю новыми человечками.

Эта теория родилась так давно, что никто так и не сумел вычислить дату ее начала. Сопоставив даты написания Ветхого Завета, можно с твердой уверенностью сказать, что первый человек появился 42 457 лет и 118 дней назад (автор гарантирует точность, потратил много времени на установление точной даты). Но она довольно подробно дает нам ответ на вопрос: «Как и когда появился первый человек?»

Поколения сменялись поколениями, никто особо не задумывался над теорией происхождения человека. НО! Родился Чарлз Дарвин, который не захотел принять ветхозаветную теорию за основу. Он начал свое изыскание в живой природе.

Дарвин искал ближайших родственников человека и нашел. При этом разработал и свою теорию по этому процессу. В кратком изложении можно рассказать следующее.

В стаде обезьян, лазающих по деревьям, оказалась одна обезьяна, которая любила лежать в тени деревьев, смотреть на облака, почесывать за ухом. Именно излишнее почесывание за ушами оказало дополнительное воздействие на мозг. Кровь стала более интенсивно воздействовать на кору головного мозга, от этого возникли определенные мысли.

Обезьяна от этих мыслей пришла в некоторый восторг - поумнела. Она не полезла за бананом на дерево, а взяла палку и бросила ее вверх. Там на самом верху росли самые крупные и сладкие бананы, но добраться до них было сложно – слишком тонкие ветки. Палка долетела до бананов и сбила их на землю.

От дополнительной стимуляции мозга более сладким вкусом этих бананов голова зачесалась не только за ушами. Она чесалась вся. Обезьяна долго и упорно почесала ее со всех сторон. Возникли новые мысли - ум заметно прибавлялся. От этих мыслей и нового ума обезьяна стала трудиться, строить жилище, копать огород. Труд заставил обезьяну приспособить верхние конечности для труда, что потребовало от нее встать на задние конечности. Она разделила названия конечностей. Возникли руки и ноги.

Именно труд позволил обезьяне встать на задние ноги. В этот момент подул сильный ветер. Холод обдал тело обезьяны. Но она уже было достаточно умной, чтобы найти выход и в этом случае. Обезьяна поискала глазами подходящий предмет, увидала крупные лопухи. Из этих лопухов были изготовлены штаны, которые обезьяна надела на себя. Надев штаны, обезьяна ощутила свое превосходство над остальным стадом. Она гордо назвала себя человеком.

Если верить Дарвину, то получается следующее. Первый человек назвал себя человеком, а не обзьяной 45 тыс. лет назад. Первые штаны шились долго (не было навыков в таком интересном занятии), поэтому более точная дата определяется сложнее.

Остальное стадо начало подражать человеку. Бывшие обезьяны также интенсивно чесали свои головы, трудились, вставали на задние ноги, а потом с гордостью натягивали на себя штанишки. После этого также назвали себя человеками.

Есть еще одна теория. Ее иногда называют фантастической или космической. Придумали ее в Кащенко (есть такое интересное заведение). Кратко изложим и ее.

Как-то на нашу планету спустился космический корабль с зелеными человечками. Они отловили стадо обезьян и вживили им в мозг ЧИПы. Действие ЧИПов оказалось необычным. Обезьяны начали трудиться, больше думать, иногда одеваться и ходить на ногах. Не всем стадам обезьян было подарено такое счастье, поэтому часть из них так и осталась в своей первобытной доле.

Зеленые человечки с тех пор часто наведываются на нашу планету и следят, как развивается их эксперимент. Им интересно наблюдать за нами, они иногда отлавливают некоторых зазевавшихся людей, затаскивают в свои космические тарелки и выведывают секреты людей. Изредка и сами делятся своими знаниями.

Благодарный читатель может выбрать любую понравившуюся теорию происхождения человека.