Сценарий проведения праздника "славянская письменность". «Праздник славянской письменности и культуры Детьми исполняется хоровод «На горе то калина»

Праздник

Славянской письменности и культуры.

Цель: воспитание у детей чувства гражданственности и патриотизма, развитие интереса к родной истории, к родному языку.

Средства: образы святых Кирилла и Мефодия, изображение славянских букв.

Ход праздника.

Ведущая: Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки!

Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием.

Младший брат Кирилл мечтал писать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Он много работал, а помогал ему старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событии произошло в 863 году.

В 1991 году в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности.

1 Ребенок: По широкой Руси – нашей

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

2 Ребенок: Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

3 Ребенок: Русоволосые и сероглазые

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древлян, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

Все Мы - славяне!

4 Ребенок: Свою статью все пригожие,

Все разные и все похожие.

Зоветесь ныне – россияне,

Издревле, кто вы?

Все: Мы – славяне!

Исполняется песня о России.

Ведущая: Посмотрите на эти буквы. Их придумали Кирилл с Мефодием, а из них составили азбуку. Как называется азбука? (Кириллицей).А почему она так названа (по имени Кирилла, одного из ее создателей.

Посмотрите повнимательней на эти буквы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (ответы детей).

Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя.

Послушайте, как звучит старинная буква. Название букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».

Смотрите, какая у нас есть буква. Ее зовут «Добро». Буква Д. Какое у нее доброе имя! Доброта - лучшая черта характера человека!

1 Ребенок: Добрым быть совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

2 Ребенок: Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Ведущая: Знакомьтесь, буква «М»- «Мыслите». Предлагаю вам поразмыслить, поотгадывать загадки.

  1. Сидел на заборе, пел да кричал,

А как все собрались, взял да замолчал.

(Петух).

  1. Сто один брат, все в один ряд

Вместе связаны стоят.

(Забор).

  1. Катался колобок, пока носком не стал.

(Клубок)

  1. Три братца пошли купаться,

Двое купаются, третий на берегу валяется.

Искупались, вышли, на третьем повили.

/Ведра, коромысло/

  1. Четыре брата бегут –друг друга не догонят.

(Колеса).

  1. Была белая, седая, пришла зеленая, молодая.

(Зима, весна).

Ребенок. Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них – буква рычащая.

Ведущая. Буква «Р» -«Рцы». Она начала слово – Русь. Русь святая храни веру свою православную в ней же тебе утверждение.

Русская народная игра «Плетень».

Ребенок. Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь девчата,-

Значит, будет жить она.

Исполняются частушки.

Ведущая. У нас в алфавите есть еще замечательная буква – «Л» - «Люди».

Люди вы в ладу живете, ласку и любовь несете. Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости.

Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.

С праздником всех поздравляем с днем славянской письменности и культуры!


Содержимое разработки

Сценарий праздника

«Путешествие в страну букв»,

посвященный Дню славянской письменности и культуры .

Цели: познакомить детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием. Расширять представление детей о культурном наследии нашего народа. Развивать творческие способности, воображение, внимание, память. Содействовать развитию интереса, любви к книге.

Ход праздника.

Ведущий:

Дорогие, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие, в сказочную страну букв. Они отмечают свой день рождения и приглашают нас в гости (звучит музыка, дети строятся в колонну, «паровозиком»).

Ребенок:

Посмотрите, какой чудо-поезд у нас получился.

В поезд можете садиться.

Очень скоро он помчится

От границы до границы,

По степям до синих гор

На зеленый светофор (дети рассаживаются)

Ведущий:

Для того, чтобы отправиться в путь, нам нужна карта, с помощью которой мы с вами будем путешествовать по сказочным городам.

(Ведущий объясняет работу по карте)

Ведущий:

Вот первый город, в который мы отправимся из детского сада. В нем живут буквы, поэтому он называется АБВГДейка.

Ребенок:

В город АБВГДейка мы спешим.

Путь сегодня нам открыт,

Опоздать никак нельзя,

Отправляемся друзья! (дети под музыку отправляются в путь)

Ведущий:

Ребята, мы с вами приехали в город. Посмотрите как здесь интересно. В нем живут разные буквы: старинные и русские. А где же они?

Вот они, посмотрите - это русские буквы, (выходят дети - буквы)

Буква А:

Всем известна буква А.

Буква очень славная.

Да к тому же буква А

В алфавите главная.

Буква О:

Буква О - луна и солнце,

В доме круглое оконце,

И часы и колесо-

И это, кажется, не все.

Буква Б:

Веселый толстый клоун

Играет на трубе.

На этого пузатого

Похожа буква Б.

Буква В:

В - буква очень важная,

Воображала страшная.

Грудь колесом, живот надут,

Как будто нет важнее тут.

Ведущий:

Спасибо вам, дорогие буквы за ваши красивые стихи. Ребята, вам понравились буквы?

Ведущий:

А есть еще и другие буквы, которые были раньше. Вот они. (дети рассматривают азбуку Кириллицы)

Ведущий:

Посмотрите на эти буквы. Они вам знакомы?

Дети:

Немного не понятны.

Ведущий:

Это буква «Аз», на нее похожа наша русская буква «А». Это буква «Буки». На неё похожа наша буква «Б». Это «Веди». На неё похожа буква «В».

Ведущий:

Ребята, а придумали все эти буквы два брата - Кирилл и Мефодий, теперь их знают все люди. Благодаря Кириллу и Мефодию мы с вами можем общаться между собой, писать книги, читать. Они так много послужили Богу и людям, что Господь прославил их в лике святых. Люди молятся и просят у них помощи в учебе и во всех добрых делах (рассматривают иконы). Ребята, посмотрите на эту икону. На ней изображены Святые братья Кирилл и Мефодий.

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла и Мефодия,

Братьев славных,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Ведущий:

Что держит в руках св. Кирилл?

Дети:

Ведущий:

Правильно, это старинная азбука. Они учили со всеми людьми эти буквы и благодаря им, люди научились писать и читать, узнали много нового.

Ведущий:

А сейчас, ребята нас приглашают буквы поиграть с ними. Послушайте загадки:

Загадка первая : 33 сестрички сели на странички.

Сели рядком, не молчат, нам загадки говорят.

Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ. (Буквы)

Загадка вторая : Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней. (Книга)

Загадка третья: Первую книжку, где буквы ты изучаешь,

Как ты ее называешь? (Букварь)

Загадка четвертая: Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его. (Время)

Загадка пятая : Не на меру, не на вес,

Но у всех людей он есть. (Ум)

Загадка шестая : У стены большой и важный,

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф)

Ведущий:

Молодцы, дети, умеете разгадывать загадки. Какой хороший город АБВГДейка, сколько нового мы узнали здесь! Загостились мы. Пора нам дальше двигаться в путь-дорогу. Мы снова отправимся в путешествие на поезде. Давайте посмотрим на нашу карту! Куда нам показывает стрелка?

Дети:

На книги.

Ведущий:

Правильно ребята, мы едем в очень интересный город книг.

Гудит гудок без всякой фальши.

Внимание, мы приехали в город книг. Мы уже с вами знаем, что Кирилл и Мефодий придумали буквы, а другие люди с помощью этих букв пишут книги. Посмотрите, сколько здесь книг! Эти книги написаны буквами, которые придумали два святых брата. Эта книга называется «Псалтирь». Эта - «Требник», в этой книге написаны особые молитвы, которые люди читают на разные случаи жизни. А это православная азбука, она так называется потому, что все её буквы и слова говорят о Боге, о вере в Него.

Ведущий:

Ребята, а давайте мы с вами тоже попробуем составить книги. Перед вами лежат книжные листы. Они разные по цвету. Нужно собрать листы одного цвета и скрепить их лентой (дети собирают книги).

Ведущий:

Молодцы, ребята, какие красивые книги у вас получились!

Ведущий:

Вот и следующий город - Умелые ручки. Здесь мы с вами будем мастерами. И, как Кирилл и Мефодий, украсим первую букву своего имени.

Оля, на какую букву начинается твоё имя?

Ребята, как вы думаете, чем мы можем украсить буквы? (узором, цветами) (показать на доске элементы, которыми можно украсить) Посмотрите, как я украшу свою букву. Моё имя начинается на букву О (дети украшают свои буквы.)

Ребята, какие красивые буквы у вас получились. Покажите их гостям. (показывают буквы)

Ведущий:

Ребята трудно вам было придумывать узор? (ответ) Теперь вы знаете, как сложно было Кириллу и Мефодию придумывать такие красивые буквы. Давайте в честь праздника Кирилла и Мефодия подарим эти буквы своим родителям и объясним им какой сегодня праздник.

Ведущий:

Вот и подошел наш праздник к концу. В заключении мне бы хотелось сказать, вам, дорогие ребята: "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!.. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса"

Ребенок:

Мы благодарны просвещенью.

Наука – Солнце, душу грей!

Рукой отцов благословенный,

Иди в историю смелей!

Ребенок:

Судьба нас к жизни возродила,

Творцы Мефодий и Кирилл,

Имен их время не забыло,

Народ славянский не забыл.

Под музыку дети строятся в группу

Сценарий

«День славянской письменности и культуры»

Каждый народ вправе гордиться своим языком. Русский язык – богатейший, красивейший язык среди существующих на земле и им должны гордиться, защищать его как уникальное культурное и духовное явление.

Поэтому сегодня обращение к истокам духовности, нравственное возрождение общества, внимательное и бережное отношение к русскому языку, сохранение и преумножение его богатейшего наследия, сохранение многовековых традиций, основанных на укреплении патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу страны и малой Родины имеют огромную актуальность и значимость. Забота о возрождении отечественной культуры, основанной на нравственных идеалах и ценностях, развитие многовековых народных традиций – важнейшие задачи общества.

День славянской письменности и культуры даёт возможность обратиться мысленным взором в прошлое, осознать духовную ценность и актуальную культурную значимость подвига солунских просветителей.

24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Церковь

отмечает его как День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян.

1-й ведущий : Начинаем наш праздник, посвященный Дню Славянской письменности и культуры.

Ежегодно, 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита - великих просветителей Кирилла и Мефодия.

2-й ведущий : было такое время, когда славяне не имели письменности. Не знали букв. Письма они писали, но не буквами, а рисунками. Каждый предмет у них что-нибудь означал, символизировал.

1-й ведущий : и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия. Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой письменностью, «чертами и резами», а не руническим письмом…

2-й ведущий: До Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке - богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у славян своей письменности.

1-й ведущий: Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали Первый Славянский Алфавит.

2-й ведущий : Послушайте слова гимна «Кирилл и Мефодий», написанного Стояном Михайловским в Болгарии, где очень любят и чтут братьев- просветителей:

1 чтец

Вставай, народ, вздохни всей грудью,

Заре навстречу поспеши.

И Азбукой, тебе подаренной,

Судьбу грядущую пиши.

Надежда, вера греет души.

Наш путь тернистый – путь вперёд!

Лишь тот народ не погибает,

Где дух Отечества живёт.

2 чтец

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия и Кирилла

В славянстве будут жить века!

Учитель:

По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.


Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,

В старину наши далекие предки начинали свой день с обращения к силам природы, к солнцу. Давайте и мы с вами произнесем древнее приветствие:

Из глубокого колодца (руки О)

Солнце медленно встает . (руки поднимаются над головой)

Свет его на нас польется (руки вытянуты перед собой ладошками вверх)

Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)

Новый день оно начнет (руки вниз широко)

И сегодня собрались мы из разных школ, чтоб познакомиться, узнать больше о создателях письменности. В начале давайте познакомимся друг с другом.

(Визитки команд)

Учитель: у вас было домашнее задание: нарисовать букву. Каждая команда представляет свои буквы.(по 5 букв)

Игра «Нарисуй пословицу» : команды иллюстрируют пословицы, а другие отгадывают.

ПОСЛОВИЦЫ:

Аукцион слов: каждой команде дается слово «ПИСЬМЕННОСТЬ». Команды составляют слова.

Викторина

Прежде чем начать викторину, ребята, мы вам подготовили маленькое путешествие по истории.(рассказ по слайдам)

1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл? (Константин)

5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)

8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества? (Киев)

9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники? (Глаголицей)

10.Какой язык является древнейшим литературным языком? (Славянский)

11.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском языке. («Повесть временных лет», «Русская правда» - свод законов, «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.)

12.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»

(По Указу Петра Первого)

13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)

15.Кто был первопечатником на Руси? (Иван Фёдоров)

16.Когда вышла его первая книга и как она называлась? (в 16в.,«Апостол»)

17.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)

18.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке? (ё, й)

19.Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию? (Михаил -III)

20.Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей» (Ломоносов)

21.К какой группе языков относятся славянские языки? (Индоевропейской)

22.К какому алфавиту восходит кириллица? (К греческому уставному письму)

23.На какие три большие группы подразделяются современные славянские языки? (Восточнославянские, западнославянские, южнославянские)

24.Как назывались церковные рукописи, «написанные русскими письменами», которые видел Константин в Корсуне (Крым)? (Евангелие, Псалтырь)

25.Назовите первый датированный письменный памятник древнерусского языка (Остромирово Евангелие)

26.Когда образовались три самостоятельных языка: русский, украинский, белорусский? (В 13-16 в.в.)Далее - просмотр док. фильма о слав просветителях

Во время подведения итога, каждая команда показывает свой номер.

Татьяна Тихомирова
Сценарий праздника «День славянской письменности»

Сценарий праздника

«» .

Цель : познакомить с событиями жизни святых Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки , рассказать о зарождении письменности , об истоках русской письменности , о славянской азбуке , о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры , способствовать развитию чувства любви и уважения к культуре русского народа, к родному языку.

Оснащение : Мультимедийная презентация, книжная экспозиция, березта, писало, перо, чернила, бумага, восковая дощечка.

Ход праздника:

I. Выходит ведущий.

Гой, вы славные наши гостюшки , разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.

А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать . И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Родом они были из государства Византия и славянской земли - города Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке , а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам , а для этого нужно было придумать славянские буквы . Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать - это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги , чтобы славянам было что читать . Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 году.

Совсем недавно в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности . Жаль, что с большим опозданием, потому что в других славянских странах , в Болгарии, например, этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично .

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом -

Слава им , борцам суровым!

Слава нашей стороне !

Слава русской старине !

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли.

Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности . Ежегодно 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры . Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация , народ, государство.

Чтец :

Тома в обложке синей,

Знакомые тома,

В них бьётся пульс России,

В них вечна жизнь сама.

Страница за страницей…

На всё найдёшь ответ.

Нет, им не запылиться

И через много лет.

Ведущий :

Письменность – настоящее сокровище, которым овладел человек.

Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать. (рисунок №1)

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности . Постепенно люди стали заменять рисунки символами. (рисунок №2)

Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма » на расстояния было сложно и понять эти знаки можно было по-разному.

Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность .

Вы видите (рисунок 3) изображение двух братьев в монашеском одеянии – Кирилл и Мефодий. Эти святые издавна считались покровителями «книжных людей» – учащих и учащихся. С 1987 года в нашей стране к этому празднику стали приурочиваться Дни славянской письменности и культуры . Но это не только сегодняшняя традиция, и сто лет назад в русских школах этот праздник отмечался особо торжественно, ведь заканчивался очередной учебный год.

Звучит колокольный звон, выходят чтецы.

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые, Кирилл и Мефодий,

За труды свои прославляются .

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных ,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими ,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные ,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы? Мы - славяне !

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы? Мы - славяне !

Ведущий :

Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира . Они говорили : разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Богом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.

Чтец :

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах,

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

(Н. Кончаловская)

Ведущий : (указывая на плакаты с азбуками)

Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки . Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь» . А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. Всего 43 буквы-сестрицы, именно они стали основой современной русской азбуки.

Чтец :

Два брата, Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины ,

Мы и сейчас, славяне-братья ,

Первоучителям верны!

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия – Кирилла

В славянстве будут жить века !

Ведущий :

В настоящее время старославянский язык мертвый – на нем не говорят и не пишут.

Заглянем вглубь веков и посмотрим, что же было до появления кириллицы.

Буквица - это алфавит славян , применявшийся на обширной территории, принадлежавшей русам. Также существовали руница (жреческое письмо , глаголица (торговое письмо , черты и резы (простейшие из письмен ) . Самой большой была Всеясветная грамота - 147 символов.

Буквица известна нам лучше всего - под именем Кириллицы, обрезанная и подчищенная от лишних букв, звуков.

Древнеславянская Буквица имела 49 Буквиц. Современная - только 33.

Для перевода Библии на наш язык византийские монахи Кирилл и Мефодий переделали нашу древнеславянскую буквицу , а непонятные им буквы убрали (те, которых не было в греческом) . Непонятными эти буквы были ещё и потому, что звуки, ими обозначаемые, в греческих словах не встречались. У греков и поныне всего 24 буквы.

Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя : веди, люди, буки, аз, земля. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя : «добро» , «живете» , «земля» , «люди» , «покой» .

«Аз» и «Буки» . Получилось слово «АЗБУКА» .

В народе так и говорят : «Сначала «аз» да «буки» , потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

Ребята, вы знаете пословицы о пользе учения?

Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

Идти в науку – терпеть муку.

А вы знаете, что означает - "Аз-Буки-Веди"? "Я буквы знаю", говорит нам азбука. Представляете - три буквы скрывают в себе целую фразу! Для наших предков-славян азбука не просто была собранием букв, а отражением гармонии мира в слове.

1 чтец :

Так вот они - наши истоки,

Плывут, в полумраке светясь,

Торжественно-строгие строки,

Литая славянская вязь .

Так вот где, так вот где впервые

Обрел у подножия гор

Под огненным знаком Софии

Алмазную твердость глагол.

2 чтец :

Великое таинство звука,

Презревшее тленье и смерть,

На синих днепровских излуках

Качнуло недвижную твердь.

И Русь над водой многопенной,

Открытая вольным ветрам,

«Я есмь!» - заявила Вселенной,

«Я есмь!» - заявила векам.

Ведущий :

В это трудно поверить, но когда-то наши предки - славяне вовсе не имели книг , потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь .

После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы.

Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи .

И явились на Русь два просветителя, братья мудрые…

С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды. Знакомство с экспозицией.

Книги были очень дорогими. Изготовление древних рукописных книг было делом трудоемким. Материалом для них служил пергамен (рисунок 4) - кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древние порядок брошюровки сохранился по сей день . Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов на одну книгу требовалось с 10 до 30 шкур животных - целое стадо! По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже 14-15 вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей требовало определенного умения. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным перочинным ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.

Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета. К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего около 130 экземпляров бесценных свидетельств 11-12 вв. дошло до нас. Было их немного и в те времена.

Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым, декоративным шрифтом - вязью. (рисунок 5)

Буквы, вытянутые вверх, переплетались между собой (отсюда и название - вязь, образуя текст, похожий на ленту орнамента. Писали вязью не только на бумаге. Золотые и Серебряные сосуды, ткани часто покрывали нарядными надписями. Из всех видов древнего письма до 19 в . сохранилась именно вязь, правда, только в старообрядческих книгах и декоративных надписях. (рисунок 6)

На страницах древнерусских книг текст был расположен в один или два столбца. Буквы не делились на строчные и прописные. Они заполняли строку длинной чередой без привычных нам интервалов между словами. Экономя место, некоторые, преимущественно гласные, буквы писали над строкой или заменяли знаком - титло - горизонтальной линией. Усекались и окончания слов, хорошо известных и часто употребляемых. Из Византии была заимствована традиция над каждым словом ставить знак ударения - силу.

Долгое время не существовало нумерации страниц. Вместо этого внизу справа писали слово, с которого начиналась следующая страница.

Любопытны и некоторые особенности древнерусской пунктуации. Из привычных нам знаков препинания в ходу была только точка, заимствованная из византийской письменности . Ставили ее произвольно, иногда определяя границы между словами, иногда обозначая конец фразы. В 15-16 вв. письменность усложнилась . В книгах появились, например, запятые - для обозначения пауз, точка с запятой, заменявшая знак вопроса.

Труд писца бел нелегок. Работа двигалась медленно. В среднем, за день удавалось написать всего два-четыре листа, не только без ошибок, но и красиво.

Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку - небольшую орнаментальную композицию часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела. Первую, заглавную букву в тексте - инициал- писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят - писать с красной строки. Завершался раздел - концовкой - небольшим рисунком, например, изображением двух птиц, похожих на павлинов.

1чтец :

Из колодезной, синей такой глубины

Вырастает мой Китеж, четыре стены,

Золочёный конёк, ставни-кружево – врозь…

Розовеет восток. Озаряется Рось.

Деревянная сказка, озёрный покой,

Для чего мне твой берег, ажурный такой?

В прихотливых изгибах узорочья крыш?

Да пастуший рожок? Да свирельный камыш?

2 чтец :

Видно, память архивная стала болеть,

Если нечего в дебрях бетонных жалеть –

Так хотя бы тебя поманить из глубин,

Из кириллицей сотканных песен-былин.

Деревянная сказка, забытая Рось,

Ты стрелой пробиваешь мне душу насквозь.

И не знаю, зачем так бывает нужна,

Как вода из колодца, твоя старина….

Историк : (в мантии и конфедератке)

На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту (рисунок 7) . Береста - очень удобный материал для письма , хотя и требовал определенной подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой - писалом - из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями.

Со временем появились более удобные станки, а с ними и современная азбука.

(восковые дощечки +береста)

Чтец :

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу.

Без книги хорошей я жить не могу.

Ведущий :

Сегодня, думаю, стоит поговорить еще и о нотном письме , так как многие из вам занимаются музыкой. Во многом появление нот обязано потребностью человека хранить информацию о придуманной им мелодии и передавать ее следующим поколениям.

История нот насчитывает не одно тысячелетие со времен возникновения первых музыкальных инструментов. Правда в те времена нотной грамоты не было и звуки, издаваемые музыкальными инструментами, записывались в виде обозначений, придуманных самим музыкантом : черточки, точки, различные завитушки. Древние сборники писались крюками – безлинейными нотами. Такие крюки еще называли «топориками» или «кондакарные» ноты (от слова КОНДАК – стих) (листки с нотами и книга) . Этот вид нотного письма исчез в 13 веке . Позднее, эти символы стали записывать на горизонтальных линиях. Но различное обозначение нот у каждого музыканта вносило хаос в музыкальный мир – это и стало предпосылкой появления нот похожих на современные. Они должны были внести порядок в процесс записи музыкальных композиций и сделать их легко читаемыми для других людей.

Инсценировка «АЗБУКА»

Буквы А, З, Б, У, К, А – 6 детей

Вбегает ребенок с буквой «А» на табличке.

Буква «А» :

Беда, беда!

Ведущий :

Что случилось?

Буква «А» :

Пропало слово, слово пропало!

Ведущий :

Какое слово?

Буква «А» :

Жило-было слово.

Играло, училось, ходило в школу

И вообще жило замечательно.

Ведущий :

Но вот, что было в нем примечательно,

Слушало учителей своих оно невнимательно,

И никак не могло запомнить, что же оно означает.

И, вот как, ребята, в жизни бывает :

Однажды слово, проснувшись рано,

Оделось, умылось, взяло корзину,

И пошло в лес – за грибами,

Не далеко тут - рядышком с нами.

Долго ходило, проголодалось,

Село на пенечек - съело пирожочек,

Встало, споткнулось вдруг, упало и рассыпалось!

Буквы растерялись, перемешались и потерялись.

И осталась у нас одна - буковка «А» .

А слово-то не знало, что оно означает,

И как слову собраться снова – буква «А» не знает.

А пока буковка «А» плачет –

Наша с Вами основная задача – помочь ей!

Вот такое, ребята, у нас с Вами задание!

А в каждом задании – есть свои правила.

Мы, ребята, с вами должны помочь букве «А» собрать пропавшее слово. Но для этого, нам нужно разгадать все буквы, которые составляли это слово. Буквы будут читать нам стихотворения, а мы с вами постараемся их отгадать и составить все слово. Наша задача : внимательно слушать стихотворения и назвать букву, которая в этом стихотворении повторяется чаще остальных. Ну, как вы думаете, ребята, отгадаем мы сегодня слово? Поможем нашей букве «А» ?

Дети отвечают.

Вдруг вбегает вторая буква «А» .

Ведущий :

А, вот и наша вторая буква. Ну, как (обращается к букве, помнишь свое стихотворение.

2-я буква «А» :

Ведущий :

Ну, тогда читай, а мы с ребятами внимательно будем его слушать и постараемся тебя отгадать.

2-я буква «А» :

Александра и две Али

Астры в садике сажали,

А Артур и два Алёшки

Алфавит читали кошке.

Ведущий :

Ну, как, ребята, что это за буква, догадались?

Дети отвечают и говорят как эта буква звучит на кириллице.

Ведущий :

Ну вот, ребята, у нас с вами есть уже целых две буквы «А» из пропавшего слова.

«К» ).

Буква «К» :

Здравствуйте! Я буква, только не знаю, какая, я потерялась (вздыхает) .

Ведущий :

Здравствуй! А, ты, наверное, буква из пропавшего слова?

Буква «К» :

Ведущий :

Ну что же, тогда ты не потерялась, а скорее нашлась! Мы тут с ребятами как раз помогаем твоим друзьям (показывает на две буквы А) разгадать пропавшее слово. Давай, скорее, читай свое стихотворение, а ребята будут тебя угадывать!

Буква «К» :

Куклу Катеньку Камилла

Кашей манною кормила :

«Кушай, Катя, кушай, детка,

К чаю есть у нас конфетка»

Ведущий : Ну что, ребята, это за буква, догадались?

Дети отвечают.

Входит ребенок с табличкой (буква «З» ).

Ведущий : Ну, вот, ребята, к нам пришла еще одна буква! Давайте послушаем ее стихотворение и постараемся угадать!

Буква «З» :

«Зоя, Зиночка, Захар!

Закипает самовар!

Земляника нынче к чаю.

Заходите - угощаю!»

Историк : Так, что же это за буква? Вы, ребята, конечно же догадались?

Дети отвечают.

Историк :

Теперь у нас уже целых 4 буквы, ребята. Скоро мы с Вами составим и все слово!

В зал входит ребенок с табличкой (буква «У» )

Ведущий :

А вот и еще одна буква. Ну что же, читай свое стихотворения, а ребята будут внимательно слушать – и постараются тебя отгадать.

Буква «У» :

У Ульянки день рожденья .

Ух, какое угощенье :

Утка, устрицы, урюк –

Угощайтесь, все вокруг!

Ведущий :

Так что же, ребята, это за буква?

Дети отвечают.

Ведущий :

Правильно! Молодцы. Буква «У» в русском алфавите, а на славянском алфавите она называется «УК» . Итак, у нас, дорогие друзья, уже целых 5 букв – скажу вам по секрету, нам осталось отгадать только еще одну букву, и мы с вами сможем составить все слово целиком!

В зал входит ребенок с табличкой (буква «Б» )

Ведущий :

А вот и наша последняя буква! Ну что же, ребята, давайте внимательно послушаем стихотворение, и угадаем ее!

Буква «Б» :

Бэлла, Боря и Булат

Бублики весь день едят .

Бобик крутится у ног :

Бобик бублик съесть не смог.

Дети отвечают.

Ведущий :

Правильно, ребята. Вторая буква русского алфавита – буква «Б» , а в славянском алфавите она называется «БУКИ» .

Ну что же - все буквы мы с вам отгадали - остается теперь из них составить слово целиком.

Все буквы встают в ряд, дети с помощью ведущего составляют слово «Азбука» .

Звон колокольчика. Входит буква Глаголь.

Глаголь :

Здравствуйте! Я буква «Глаголь» .

Ведущий :

Какое у тебя красивое имя! А что оно означает?

Глаголить – значит говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько… подумать. В народе говорили : «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь» . Много пословиц сложено о пользе учения. Некоторые из них я вам сейчас зачитаю, а последнее слово в них вы назовете сами.

(Называет начало пословицы, ученики договаривают)

1. Аз, буки, веди, страшны как… медведи.

2. Что написано пером, не вырубишь… топором.

Звон колокольчика. Входит буква :

Добрый день ! Меня зовут «Добро» .

Какое у тебя доброе имя!

Доброта – лучшая черта характера человека.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

К нам из азбуки спешит новая гостья!

Звон колокольчика. Заходит буква :

Я буква «Люди» .

Люди вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить.

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Дети поют Песню : «Вот что значит настоящий добрый друг….»

Звон колокольчика. Входит буква :

Здравствуйте! Меня зовут «Мыслите» .

Какая мудрая буква к нам явилась!

Я принесла вам загадки. Отгадайте их.

1) Семя плоско,

Поле гладко,

Кто умеет,

Тот и сеет,

Семя не всходит,

А плод приносит. (Бумага и написанные на ней слова.)

2) Носила меня мать,

Уронила меня мать,

Подняли меня люди,

Понесли в торг торговать,

Отрезали мне голову, стал я пить

И ясно говорить. (Гусиное перо) .

Наши предки писали гусиными перьями, очень редко лебедиными, а в одной рукописи упоминается перо павье – павлинье.

Гусиные перья подвергали особой обработке : втыкали на короткое время в песок или золу, а затем соскабливали ненужные перепонки.

3)Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга) .

Ведущий :

В старину книги писались от руки. Работа подвигалась медленно. На изготовление одной – единственной рукописи – книги уходило иногда пять – семь лет. Писец должен был обладать четким и красивым почерком. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась.

Подбирались тщательно чернила, писали даже растворенным золотом или серебром. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение – начать с красной строки.

Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки. В старину любили говорить : «Книжное слово в жемчугах ходит» . Такая книга стоила больших денег.

Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них –

Буква рычащая.

Звенит колокольчик. Входит буква.

Здравствуйте! Я - буква "Рцы".

Недаром я собой горжусь,

Ведь - я начало слова "Русь".

Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости.

Гимн “Слава вам , братья, славян просветители” .

(муз. М. П. Розейнгейма, слова В. И. Главача) .

Слава Вам , братья, славян просветители ,

Церкви Славянской Святые Отцы !

Слава Вам , правды Христовой учители,

Слава Вам , грамоты нашей творцы! / 2 раза

Будьте ж славянству звеном единения ,

Братья святые : Мефодий, Кирилл!

Да осенит его дух примирения

Вашей молитвой пред Господом сил! / 2 раза

Ведущий :

43 буквы-сестрицы смотрят на нас и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь встречайте современную русскую азбуку.

Звучит музыка.

Выходит русский алфавит.

Русский язык.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нём :

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Ведущий :

Мы Отчизне верно служим,

Ты - один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине своей!

Ждет тебя за труд награда -

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом -

Слава им , борцам суровым,

Слава нашей стороне !

Слава русской старине !

День славянской письменности и культуры в ДОУ

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.
Задачи:
Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой.
Познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками – братьями Кириллом и Мефодием.
Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы.
Формировать у детей представления о сходстве и различии современной азбуки и кириллицы.
Под веселую русскую народную мелодию дети входят в зал, выполняют перестроение, встают полукругом. (Слайд 1)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны.
Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия!
-Как называется наша страна, где мы с вами живем? (ответы детей)
Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь.
А это значит, что славяне – славный народ.
Дорогие ребята! Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию. Братья Мефодий и Кирилл были православными монахами. Проживая в греческом монастыре, они создали новую азбуку для славянских народов: «кириллицу» и «глаголицу». В 1991 году в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности.(Слайд 2)

По широкой Руси – нашей матушке –
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием –
Братьев славных, равноапостольных
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ!
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне - россияне,
Издревле, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ!
Давайте с вами отправимся в небольшое путешествие на паровозе в прошлое, что бы узнать, как развивалась письменность.
Дети садятся в «поезд» и под песню едут на станцию. (Слайд 3)
1 станция. «Первобытная». Наскальные символы – буквы, иероглифы. Рисование угольком.
Слайд 4 .Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
Слайд 5 .Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.

Слайд 6 . Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было сложно и понять эти знаки можно было по-разному.
Слайд 7 - Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
(Практическая деятельность воспитанников. Рисование.) на 2х мольбертах 2 команды, отправить команде послание в виде наскальных надписей, к примеру идём на охоту, или убили мамонта.
Дети садятся в поезд и едут дальше. (Слайд 8)
Слайд 9 . 2 станция. «Историческая». Кирилл и Мефодий. Глаголица и Кириллица
Ведущая: Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки!
Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь братья мудрые Кирилл с Мефодием.(Слайд 10) Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло очень давно.
Педагог показывает кириллицу - славянскую азбуку, подчеркивая, что названия букв должны были напоминать людям о словах, которые забывать нельзя: «земля», «жизнь», «добро» и т. д. (Слайд 11)
Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя.
А как вы думаете, много ли книг было в ту пору? Почему? (Ответы детей).
В ту пору книги писали от руки песцы, одну книгу писали несколько лет. Многим хотелось почитать книги, но их было очень мало, по этому люди стали думать, как бы упростить этот процесс. (Слайд 12)
А сейчас послушайте историю. В одном русском селе жил мальчик Ваня Федоров. Его отец переписывал книги, был писцом, И Ваня видел, как это трудно. Захотелось ему сделать печатную машину, чтобы можно было печатать много книг, чтобы люди из книг много мудрости узнали. Чтобы напечатать книгу, надо было сначала вырезать буквы. Заглавные буквы были красиво украшены.(Слайд 13)
Предложить детям вырезать заглавные резные буквы.
Отправляемся на следующую станцию. (Слайд 14)

3 станция. «Музыкально - игровая». Народные игры. (Слайд 15)
Воспитатель: Да, какими же красавицами богата земля русская: длинные косы, яркие сарафаны, разноцветные, пестрые платочки. А не поиграть ли нам сейчас с ними в интересную игру? Разбирай, народ, платочки, выходи гулять в кружочек.
Проводится музыкальная игра «Передай платок» по выбору
У кого остался платочек становится в круг и танцует, остальные повторяют.
Песня «У моей России»
Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни и водить хороводы.
А мы с вами отправляемся на следующую станцию. (Слайд 16)
4 Станция «Сказочно - загадкино" (Слайд 17)
1) 33 сестрички сели на странички.
Сели рядком, не молчат, нам загадки говорят.
Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ. (Буквы)
2)Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней. (Книга)
3)Первую книжку, где буквы ты изучаешь,
Как ты ее называешь? (Букварь)
Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим эти буквы!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.
Пословицы, ЧИТАЮТ ДЕТИ
Ум без книги, как птица без крыльев.
Что писано пером, не вырубишь топором.
Не красна птица пером, красна умом.
Хорошую книгу читать не в тягость.
Испокон века растит человека.
Золото добывают из земли, а знания с книги.
Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.
Сказанное слово – было да нет, а написанное живет век.
Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Хлеб питает тепло, а книга питает разум.
Мы много читаем книг: рассказов, стихов. Но с самого раннего детства мы все любим сказки.
- Какие вы сказки знаете? А давайте проверим? (Слайд 18)
1)Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)
2)Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)
3)Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
4) В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)
5)Исполнила три желания,
Но старику в наказание
За старухины три ошибки
Все обратно взяла (Золотая рыбка)...
6) Бабка старая, бабка древняя,
Черный кот, костяная нога,
В русских сказках злодейка первая.
Дети, это же (Баба Яга)...
Мы путешествовали из прошлого в настоящее и узнали как сложно создавалась книга, над её созданием трудилось очень много людей, она наш верный друг, и многому нас учит, по этому давайте будем беречь книгу.
Вот ребята, и закончилось наше сказочное путешествие, я предлагаю сесть на свои места и отправиться обратно в детский сад. (Слайд 19)
Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать. (Слайд 20)