Ты сам мастер дпи ваза. Ты сам мастер

Технологическая карта урока

Класс: 5

Тема урока: Ты сам – мастер декоративно прикладного искусства.

Цель урока:

    Научить выполнять и декорировать вазу, используя подручный материал;

    Развивать творческую фантазию при разработке современных проектов украшения интерьера школы, отдельных декоративных вещей;

Задачи урока:

    воспитывающая – осмысление места декоративного искусства в жизни общества, дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся, понимания особенностей декоративного прикладного искусства;

    обучающая – закрепление знаний детей о месте и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена, формирование умения учащихся отражать в рисунках и проектах единство формы и декора на доступном уровне;

    развивающая – развитие образного мышления, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, развитие умения сравнивать и обобщать, развитие способностей эстетического восприятия.

Материалы:

Зрительный ряд:

    оформление класса – вазы стеклянные и керамические разные по форме.

Тип урока: комбинированный.

Методы: - словесные (инструктаж, рассказ);

Наглядные (демонстрация пособий,);

Социальный (сочетание индивидуальной);

Метод стимулирования и мотивации (создание проблемной ситуации, выполнение практического задания, создание ситуации успеха).

Формы организации работы на уроке: фронтальная.

Этапы урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

УУД: Познавательные (П), личностные (Л), коммуникативные (К), регулятивные (Р).

Организационный момент

Слушают учителя

Здравствуйте ребята.

Проверьте все ли у вы приготовили к уроку.

Я держу в ладонях солнце

И дарю его друзьям

Улыбнитесь – это просто

Лучик солнца – это вам!

У меня в руках лучики с заданиями. Выберите, пожалуйста, себе задания и ответьте на вопросы.

Выражают свои мысли(К), поиск и выделение необходимой информации(П)

Актуализация опорных знаний

Дают свои варианты ответов, выражают свое отношение, выбирают и используют различные художественные материалы для передачи собственного замысла.

Мини-сообщения:

Из истории

Ваза (с итальянского – сосуд, посуда) – традиционная форма ёмкости для жидкости – воды, масла. Появилась в 4 тыс. до н. э. без изменений существовала до наших дней. В отличии от других сосудов форма вазы обязана своим появлением гончарному кругу, а позднее в 1 в.н.э. – стеклодувной трубе.

До этого архаические сосуды изготавливали обмазыванием глиной плетёных корзин из ивовых прутьев. Лепка сосуда на вращающемся столе позволила не только достичь идеальной симметрии, но и эстетически оценивать такую форму как совершенную, правильную. Позднее глиняные сосуды стали изготавливать из фарфора, стекла, мрамора, золота и серебра. Декорировали рельефами и росписью.

Форма ваз имеет символический характер. В Древней Греции, Индии, Китае округлая форма вазы – образ женский фигуры, источник жизни. В традиционном искусстве Китая ваза – символ «вечной гармонии»; «закрытость» ваза с узким горлом – символ «нерастекаимости», сохранения тайн мировоздания, превосходства высшего разума над силой рождения и смерти. В буддизме ваза один из символов. На буддийских алтарях стояли вазы с цветами. В языческих племенах символизировала союз воды и огня. Мир ваз многолик и представляет собой как бы повторение истории архитектуры в миниатюре. В нашем современном мире вазы приобретают более декоративный характер, поражая всех нас своим разнообразием форм и декоров

Вам было дано домашнее задание подготовить небольшие сообщения из истории ваз.

Вывод: Мир ваз многолик и представляет собой как бы повторение истории архитектуры в миниатюре. В нашем современном мире вазы приобретают более декоративный характер, поражая всех нас своим разнообразием форм и декоров

Выражение своих мыслей (П), нравственно-эстетическое оценивание (Л), выбор наиболее эффективных способов решения задач (П), поиск и выделение необходимой информации(П).

Моделирование и преобразование объекта (П), анализ, синтез, сравнение, обобщение(П), планирование способов взаимодействия (К), выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р).

Проблемный вопрос

Дают свои варианты ответов.

Задачи:

    познакомиться с техникой выполнения декоративной вазы

    научиться использовать красоту простых материалов при выполнении работы

    овладеть навыками конструирования из подручного материала.

Чтобы применять эти знания в жизни, расширить свой кругозор.

Самая обычная вещь может стать необычной и иметь новый вид, если задуматься и представить новый образ этой вещи. Как можно преобразить предмет, который мы видим каждый день. Какие предметы ДПИ Древней Греции сохранило время? (античные вазы)

Посмотрите, пожалуйста, что у нас приготовлено к уроку и постарайтесь определить тему урока.

(тему – на доску). Ты сам – мастер декоративно прикладного искусства.

На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы?

Цель нашего урока развитие творческой фантазии.

(цели – на доску)

Вы научитесь выполнять и декорировать вазу, используя подручный материал.

Для достижения нашей цели какие вы должны решить задачи?

Как вы думаете, зачем нам необходимо найти ответы на эти вопросы?

Выражение своих мыслей(К)

Формирование новых знаний

Слушают учителя

Теперь ты сам можешь выступить в роли настоящего художника ДПИ.

На уроке вы сможете своими руками сделать красивые декоративные вещи. Они оживят интерьер школы или вашего дома, наполнят их теплом, но самое главное – вы подарите радость всем, кто умеет по – настоящему ценить красоту.

Здесь представлены вазы из стекла и керамики, а мы с вами сделаем своими руками красивую декоративную вазу.

Но для начала нам необходимо:

1. определиться в выборе места, где будут размещены наши работы (в коридоре, столовой, рекреации);

2. решить, каков будет размер вазы.

Анализ, синтез, сравнение(П), извлечение необходимой информации(П), личностное переживание(Л).

Физкультминутка

Слушают учителя и выполняют действия.

В качестве физкультминутки используем воздушное рисование.

1 упр. – правой рукой нарисовать вазу

2 упр. – теперь нарисуем туже вазу, но головой

3 упр. – а теперь нарисуем волну. Отдохнули, улыбнулись, продолжаем работать.

Практическая работа

Дают свои варианты ответов.

Выражают свое отношение, выбирают и используют различные художественные материалы для передачи собственного замысла.

У вас появилось желание узнать, из чего и как сделать вазу?

Приоткрою секрет – у вас на партах лежат инструкции, как поэтапно сделать вазу.

Для работы нам понадобится:

разные по форме баночки, цветные нитки, бусины, ленты, цветные лоскуты, графитный карандаш, ластик, линейка, цветной картон, ножницы, клей ПВА или клей - карандаш.

Работу необходимо выполнять аккуратно, с любовью, а главное – смело фантазируйте.

Давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами, клеем.

Ознакомьтесь с инструкцией:

Методика изготовления вазы

    Для основы берём бутылку (стеклянную или пластиковую).

    2. Из картона делаем усечённый конус-кулёк и плотно его приклеиваем к горлышку бутылки (меньшим основанием конуса)

    Из картона делаем усечённый конус-кулёк и плотно его приклеиваем к горлышку бутылки (меньшим основанием конуса) Твёрдая основа для будущей вазы готова.

    На основу наносим клей тонким слоем (не более 2 сантиметров).

    Берём верёвку или шпагат и обматываем основу.

    Начинать приклеивать верёвку с самой узкой части.

    Закрепив верёвку по кругу обматываем ею форму, двигаясь вниз к основанию. Между рядами верёвки не должно быть просветов, их надо плотно прижимать друг к другу, чтобы спрятать стекло и картон.

    Обмотав тулово вазы, точно так же обматываем горловину, выравнивая края.

    Украшаем вазу плетёной или крученной верёвочкой.

Т Во время практической работы учитель проводит:

    контроль за правильностью выполнения приемов работы;

    оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения в работе;

    контролирует объем и качество выполненной работы.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П), использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П).

Анализ работ

Каждый ученик, завершив работу выставляет ее для просмотра и обсуждения.

Просмотр и обсуждение работ.

Выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р).

Рефлексия

Идет обсуждение учащимися.

Беседа по вопросам:

Как вы думаете, где в школе можно было бы разместить такие вазы?

Как изменилось бы помещение?

Мы достигли цели, которую ставили перед собой в начале урока?

Как вы думаете, зачем нужна ваза?

Для чего служат изделия современного декоративного искусства?

(Для оформления интерьеров здания.)

Кто может похвалить себя? За что?

Кто недоволен собой? Что не получилось?

Выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л).

Домашнее задание: подготовьте эскиз для украшения вашей вазы.

Закончить урок мне хотелось бы словами: «Мы часто видим вещи не такими, какие они есть, а такими, какие мы есть…» я желаю вам видеть в мире только прекрасное.

Спасибо за урок.

синтез, сравнение, обобщение, классификация (П).


Из истории

Ваза (с итальянского – сосуд, посуда) – традиционная форма ёмкости для жидкости – воды, масла.

Появилась в 4 тыс. до н. э. без изменений существовала до наших дней. В отличии от других сосудов форма

вазы обязана своим

появлением гончарному кругу, а позднее в 1 в.н.э. – стеклодувной трубе.

До этого архаические сосуды изготавливали обмазыванием глиной плетёных корзин из ивовых прутьев.

Лепка сосуда на вращающемся столе позволила не только достичь идеальной симметрии, но и эстетически

оценивать такую форму как совершенную, правильную. Позднее глиняные сосуды стали изготавливать

из фарфора, стекла, мрамора, золота и серебра. Декорировали рельефами и росписью.

Форма ваз имеет символический характер.

В Древней Греции, Индии, Китае округлая форма вазы – образ женский фигуры, источник жизни.

В традиционном искусстве Китая ваза – символ «вечной гармонии»; «закрытость» ваза с узким

горлом – символ «нерастекаимости», сохранения тайн мировоздания, превосходства высшего разума

над силой рождения и смерти. В буддизме ваза один из символов.

На буддийских алтарях стояли вазы с цветами. В языческих племенах символизировала союз воды и огня.

Мир ваз многолик и представляет собой как бы повторение истории архитектуры в миниатюре.

В нашем современном мире вазы приобретают более декоративный характер, поражая всех нас своим

разнообразием форм и декоров

Инструкция

изготовления вазы

1. Для основы берём бутылку (стеклянную или пластиковую).

2. Из картона делаем усечённый конус-кулёк и плотно его приклеиваем к горлышку бутылки

(меньшим основанием конуса)

3. Из картона делаем усечённый конус-кулёк и плотно его приклеиваем к горлышку бутылки

(меньшим основанием конуса) Твёрдая основа для будущей вазы готова.

4. На основу наносим клей тонким слоем (не более 2-х сантиметров).

5. Берём верёвку или шпагат и обматываем основу.

6. Начинать приклеивать верёвку с самой узкой части.

7. Закрепив верёвку по кругу обматываем ею форму, двигаясь вниз к основанию.

Между рядами верёвки не должно быть просветов, их надо плотно прижимать друг к другу,

чтобы спрятать стекло и картон.

8. Обмотав тулово вазы, точно так же обматываем горловину, выравнивая края.

9. Украшаем вазу плетёной или крученной верёвочкой.

Тема урока:

Ты сам – мастер декоративно прикладного искусства .

Задачи:

1. Познакомиться с техникой выполнения декоративной вазы;

    1. Научиться использовать красоту простых материалов при выполнении работы;

      Овладеть навыками конструирования из подручного материала.

Цель нашего урока:

Развитие творческой фантазии;

Вы научитесь выполнять и декорировать вазу, используя подручный материал.

План урока

I . Проверка домашнего задания:

1.Сообщения учащихся

II . Работа по теме урока

    Знакомство с инструкцией изготовления вазы

    Практическая работа

III. Обсуждение работ

1. Домашнее задание

Тип урока: Изучение нового материала, урок - творчества.

Цель урока: Развитие художественно-эстетического мышления детей, посредством работы с гофрированным картоном в технике квиллинг. Сформировать у детей чувство успеха, уверенности в себе, пробудить желание постоянно творить, создать изделие декоративно – прикладного искусства для украшения интерьера.

  • Обучающие : Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Формировать у детей практические навыки работы с бумагой в технике “квиллинг”.
  • Развивающие : Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей, способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер, развивать пространственное воображение.
  • Воспитывающие : Воспитывать интерес к работе с бумагой в технике “квиллинг”, совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Оборудование для учителя: ПК, мультимедиапроектор.

Оборудование для детей: полоски цветного гофрированного картона, клей ПВА, зубочистки, ватные палочки.

План урока (45 мин.)

Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3 мин.

Повторение изученного материала. Фронтальный опрос. 5 минут.

Практическая часть. Мастер-класс по квиллингу из гофрированного картона с демонстрацией презентации. 30-32 мин.

Заключительная часть. Подведение итогов. Выставка работ. 5 мин

Организационный момент:

Приветствие, проверка наличия необходимых материалов и принадлежностей у учащихся.

Повторение изученного материала:

На прошлом уроке мы с вами вели разговор о современном декоративном искусстве.

(Просмотр презентации)

Слайд 2. - Давайте вспомним, какие существуют виды современного декоративно-прикладного искусства. Какие материалы используют художники. (Ответ учащихся – керамика, художественное стекло, металл, гобелен, батик.)

Слайд 3. - Правильно, а сегодня на уроке я предлагаю каждому стать мастером декоративно-прикладного искусства и выполнить объемную работу из гофрированного картона для украшения интерьера.

Слайд 4. - Для этого нам понадобятся следующие материалы и инструменты: полоски цветного гофрированного картона, клей ПВА, зубочистки, ватные палочки.

Слайды 5-6-7-8. Квиллинг – от английского слова “наматывать”. Квиллинг – это закручивание серпантином полосок из бумаги или гофрированного картона, которые принимают ажурный филигранный вид.
Умелыми руками мастеров можно сделать удивительные изделия. Посмотрите.

Слайд 9. – Приступаем к работе. Возьмите полоску гофрированного картона желтого цвета и скрутите тонкую трубочку. Докрутите трубочку в катушку-ролл.

Слайд 10. - Выполните точно такие же катушки-роллы из полосок гофрированного картона другого цвета. Затем из каждой катушки сделайте форму сердечка.

Слайд 11. – Изготовление стебелька. Сложим пополам зеленую полоску картона, склеим обе половинки, оставив место для цветочка. Вклеим желтый цветок-сердечко. Повторим тоже самое с другими полосками картона.

Слайд 12. - Изготовление листочков. Возьмем кусочек зеленого гофрированного картона, разрежем его по диагонали – получим треугольные листочки. Выполним таким же образом листочки для других цветов.

Слайд 13 - Приклеим листочки к стебелькам цветов. Загнем нижний край у стебельков. Выполним вазу – скрутим катушку – ролл большего диаметра, выдавим пальцами форму, проклеим ее внутри. Вклеим цветы в вазу. Заполним вазу “грунтом” - мягкой бумагой.

Слайд 14. - Приклеим “травку” на мягкую бумагу в вазе (нарезанные кусочки картона).

Заключительная част. Выставка работ.

Ребята, вы настоящие мастера декоративно-прикладного искусства. Давайте посмотрим, какие работы у вас получились.

(Учащиеся располагают свои работы на партах.

Вместе с учителем определяют лучшие.)

Подведение итогов:

Сегодня на уроке мы познакомились с техникой квиллинг, надеюсь, что вы продолжите работу с гофрированным картоном в этой технике. Желаю всем успехов.

На этом урок закончен. До свидания.

Список используемой литературы.

1. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. – “Феникс”, Ростов-на-Дону: 2011

2. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.- М.: Эксмо,2009.

3. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО Издательство “Скрипторий 2003”, М: 2008

4. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2 – ООО Издательство “Скрипторий 2003”, М: 2007

5. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. – М.: ООО Издательство “Скрипторий 2003”, 2008.


  • Цели урока: развивать творческие способности учащихся, познакомить с процессом изготовления панно
  • Задачи:
  • формирование:
  • интереса к изобразительному искусству;
  • развитие:
  • речи, памяти, мышления, творческого воображения, художественно-эстетических навыков учащихся, глазомера и внимания,
  • расширение кругозора учащихся;
  • воспитание:
  • любви к искусству, эстетических чувств, аккуратности и трудолюбия

  • В национальных традициях нашего народа следует выделить интересный вид лоскутного шитья, называемый панно, который включает в себя обтягивание картона тканью, создание объемных игрушек и фигур, украшений прикладного характера. Сегодня декоративное панно совершенно не устарело, а скорей, наоборот, интерес к нему с каждым годом становится все больше и больше.
  • Не удивительно, что у нас такой вид искусства активно развивается, поскольку он неразрывно связан с шитьем, вышивкой, вязанием, бисероплетением и прочими видами искусства. История возникновения панно уходит глубоко в прошлое, поскольку еще в древних летописях мы находим описания предметов, выполненных с помощью данного вида прикладного искусства. Многочисленные археологические раскопки памятников старины, курганов и древних городов на территории нашей страны полностью подтверждают данный факт.
  • Взгляните на следующие работы….







Эти чудесные картины –ПАННО

А что это такое?


(фр. panneau от лат. pannus - кусок ткани ) - живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких-либо участков стены (настенное панно) или потолка (плафон); барельеф, резная, лепная или керамическая композиция, служащая для той же цели.

Панно, выполненные на внешних стенах здания из цветных плиток или в технике фрески, называют иногда муралями.


(фр. esquisse ) - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз - быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий. Может быть выполнен в различной технике.

Эскизы недороги и позволяют художнику сделать наброски и попробовать другие идеи, прежде чем воплощать их в живописи .




Аккуратно располагаем декоративные элементы и закрепляем с помощью клеевых основ (ПВА, клей-пистолет, клей Момент и т.д.)




  • Картон
  • Клей ПВА
  • Ножницы
  • Карандаш простой
  • Ластик
  • Материал для декорирования (пуговицы. пряжа, семена, сухие листья и т.д.)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17»

РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

УРОК ИЗО

«Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства.

Мозаика»

Составитель:

учитель ИЗО.

Рузаевка, 2013

I. Дидактическое обоснование занятия.

Цели занятия:

1 Образовательные:

· обеспечить усвоение учащимися понятий: мозаика, смальта;

· способствовать формированию представления об истории развития мозаики и используемых материалах;

· создать условия для усвоения учащимися последовательности работы в технике мозаика.

2 Развивающие:

· способствовать развитию творческой фантазии;

· способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия);

· способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета и формы);

· способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.

3 Воспитательные:

· создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;

· способствовать формированию нравственных качеств личности (уважительное отношение к мнению одноклассников и их работам).

Методическое оснащение занятия:

1. Материально-техническая база:

· кабинет информатики;

· компьютеры.

2. Дидактическое обеспечение:

· рисунки;

· репродукции;

· плакаты;

· образцы работ.

Методы обучения:

· проблемный;

· объяснительно-иллюстративный;

· репродуктивный;

· частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

· фронтальная;

· индивидуальная.

Словарная работа:

· мозаика, смальта.

Тип занятия:

· интегрированный;

· комбинированный.

II Ход занятия.

1. Организационный момент:

· приветствие;

· проверка готовности учащихся к уроку.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Карандаш, альбом и краски.

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь!

2. Актуализация знаний учащихся:

2.1. Что понимаем под словом «Мозаика»? (Поиск правильного решения). (Слайд 2).

Мозаика – художественное изображение, узор, составленный из скреплённых между собой разноцветных мелких камушек, кусочков окрашенного стекла. («Толковый словарь русского языка » под редакцией).

2.2. Раскрыть понятие «Мозаика» с точки зрения изобразительного искусства.

· Вспомнить пять видов ИЗО. (Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). (Слайд 3).

· Определить к какому виду ИЗО ближе мозаика и почему. (Слайд 4).

· Где в нашем городе можно увидеть мозаичные картины?

· Попросить учащихся сделать вывод о месте расположения и размерах мозаичных картин.

(Станковые или монументальные). (Слайд 5, 6).

2.3. Обобщение учащимися полученных данных.

3. Изложение нового материала:

3.1 Мозаика – особый вид монументальной живописи, которая создаётся из маленьких разноцветных камушек или цветного непрозрачного стекла. (Слайд 7).

3.2 История развития.

Мозаика появилась несколько тысячелетий назад. Древние мозаики создавались из разноцветной глины, камня и гальки . Греки и римляне использовали мозаику для оформления интерьера – пол (Слайд 8).

В эпоху расцвета христианства стены и потолки византийских храмов украшались мозаичными изображениями евангельских сцен. Для этого было создано разноцветное непрозрачное искусственное стекло – смальта. (Слайд 9).

В XVI веке в Италии, которая была богата месторождениями мрамора, возник новый вид мозаики – флорентийская. Итальянские мастера заметили, что мрамор в одном куске имеет множество оттенков. Для создания мозаичных картин можно было использовать не мелкие, а крупные кусочки. (Слайд 10).

В России смальтовую мозаику возродил Михаил Васильевич Ломоносов. Его мозаичная палитра включала 112 тонов и 1000 оттенков. (Слайд 11). Самая большая его мозаичная картина «Полтавская битва», созданная при помощи учеников, находится в Академии наук в Санкт-Петербурге. (Слайд 12).

4. Закрепление материала.

· Перечислите основные материалы, используемые для создания мозаики. (Слайд 13-18).

· Проверка (глина, галька, камень, мрамор, смальта)- слова на доске.

· Что такое смальта? Дать определение (как поняли).

· Кто возродил смальтовую мозаику в России.

5. Практическая работа.

5.1. Вводный инструктаж.

· Сообщение названия практической работы «На морском дне». (Слайд 19).

1. Изображение рыб и рамки.

(Слайд 20).

3. Деление рисунка на части. (Складывание из разноцветных кусочков). (Слайд 22, 23).

5. Выбор палитры. (Слайд 24).

5.2. Закрепление материала.

· Самостоятельно рассказать последовательность выполнения мозаичной картины.

2.Изображение рыбы

3.Морское дно.

4.Разделение на части. (Складывание из разноцветных кусочков).

5.Выбор палитры.

· Проверка.

· Устранение ошибок.

· Просмотр и обсуждение работ учащихся других классов. Предупреждение о возможных ошибках и затруднениях при выполнении работы . Показ слайдов. (Слайд

· Вопросы.

6. Самостоятельная работа учащихся.

6.1. Текущий инструктаж. (По ходу работы).

6.2. Целевые обходы.

· Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.

· Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций.

· Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.

· Рациональное использование учебного времени учащимися.

6.3. Физкультминутка.

Зарядка для глаз. В среднем темпе проделать три – четыре круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть в даль на счёт 1 – 6. повторить 1 -2 раза (через 15-20 мин).

7. Подведение итогов.

· Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися.

· Что узнали нового?

· Почему целесообразно сначала выполнять работу на компьютере, а затем в материале?

· Просмотр работ.

· Выставление отметок в классный журнал.

· Сообщение о теме следующего урока.

«Мозаика. Натюрморт» с детальной прорисовкой. (Передача объёма более мелкими составляющими частичками и тщательным подбором цвета).

    Раскрыть внимание в ходе восприятия произведений современного декоративно-прикладного искусства на единство формы и содержания, на зависимость характера формы от характера содержания и материала, на средства, используемые художником для выражения своего замысла;

Задачи урока:

  • воспитывающая - осмысление места декоративного искусства в жизни общества, дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся, понимания особенностей декоративного прикладного искусства;
  • обучающая - закрепление знаний детей о месте и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена, формирование умения учащихся отражать в рисунках и проектах единство формы и декора на доступном уровне;
  • развивающая - развитие образного мышления, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, развитие умения сравнивать и обобщать, развитие способностей эстетического восприятия.

Материалы: рабочая тетрадь, ручка, графитный карандаш, ластик, линейка, цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей ПВА или клей - карандаш.

На доске: дата, тема, термины : «панно».

Зрительный ряд:

  • оформление классной доски - эскизы панно на различные темы.

Использование ИКТ : презентация к уроку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: - словесные (инструктаж, рассказ);

Наглядные (демонстрация пособий, использование ИКТ - презентации по теме урока);

Социальный (сочетание индивидуальной);

Метод стимулирования и мотивации (создание проблемной ситуации, выполнение практического задания, создание ситуации успеха).

Формы организации работы на уроке:

Фронтальная.

Ход урока:

1. Организаторский момент:

  • проверка наличия учащихся, их готовность к уроку;
  • повторение правил техники безопасности на уроках технологии;
  • оценка благоприятности психосферы учебного занятия.

2. Изучение нового материала:

На этих уроках вы сможете своими руками сделать красивые декоративные вещи. Они оживят интерьер школы или вашего дома, наполнят их теплом, но самое главное - вы подарите радость всем, кто умеет по - настоящему ценить красоту.

Во-первых, необходимо определиться в выборе места, где будут размещены работы (в коридоре, столовой, рекреации), решить, каков будет их размер и содержательный мотив. Можно сделать, например, декоративное панно на темы: «Праздничные гулянья», «Веселые посиделки», по мотивам русских народных сказок, древних образов народного искусства - древо жизни, коня, птицы, матери - земли.

Рождение замысла и воплощение его в эскизах - это один из самых важных и ответственных моментов творческого процесса. От того, насколько он будет плодотворен, и зависит успех дальнейшей работы над декоративной композицией.

Работу над эскизами начинают с поиска пластического решения главного образа композиции. Нужно стремиться к тому, чтобы изображение было лаконичным, обобщенным и выразительным. В эскизе не нужны подробности.

Законченные эскизы необходимо внимательно просмотреть. Затем, выбрав самые удачные, доработать, обогатить интересными находками других авторов.

Прежде чем приступить к работе в материале, нужно выполнить так называемый картон , т.е. вспомогательный рисунок, в котором композиция исполняется в натуральную величину.

Рисунок на картоне можно обвести угольком, разделить на фрагменты, пронумеровать детали. Это облегчит работу, связанную с выполнением отдельных деталей. Приложив лист бумаги к рисунку, вы сможете быстро сделать на нем оттиск нужной формы, вырезать ее и, поставив с обратной стороны соответствующий номер, начать украшать деталь. Детали собираются в более крупные блоки, а затем монтируются на панно.

Для декоративной работы могут понадобиться материалы: кусок оргалита, мешковина или холст разных оттенков и фактуры, а также кожа, цветное сукно, кусочки ткани, велюра, веревки разной толщины, шпагат, бумага и клей ПВА.

Для украшения панно потребуется заготовить большое количество узелков, петелек, завитков разной величины, а также плетеные косички и крученые веревки. С косичками придется немного потрудиться: необходимо научиться продергивать веревку через петлю, подобно тому, как это делает мама, когда вяжет крючком веревочкцу.

Чтобы представить общее цветовое решение панно и подобрать нужные материалы, разложите их на картоне. Отдельные детали панно можно выполнить, используя шпагат.

На приклеенную поверхность приложите друг к другу короткие отрезки шпагата, подтягивая их к середине. Когда клей высохнет, можно подрезать края детали и украсить их косичкой или веревкой.

Используя вырезанные из кусков кожи, велюра или плотной ткани детали, а также петельки, завитки, узелки, крученые веревки, вы можете выстраивать из них причудливые узоры, свободно декорировать большие поверхности, по - разному комбинируя и сочетая на них разные элементы.

Чтобы панно получилось красивым, постарайтесь делать эту работу аккуратно, с любовью, а главное - смело фантазируйте.

Еще один вариант выполнения декоративного панно () - из соленого теста. Изготовить такое тесто несложно самому: нужно взять стакан муки одну столовую ложку соли и добавлять понемногу воды, пока не получится крутой замес. Материал для панно готов, можно начинать работу.

Вначале необходимо сделать эскиз (условно, обобщенно, выразительно) и перевести рисунок на основной формат. На твердой оргалитовой основе рисунок можно выполнить мелом. Лучше начать работу с крупных форм. Чтобы связать лепное изображение с основой, следует проклеить тонким слоем ПВА нужный участок рабочей поверхности, а затем, выложив на него кусок теста, начать работу над лепным изображением в соответствии с рисунком. Отдельные детали, например оборки платья, лепестки цветов и т.д., можно сделать более рельефными, выступающими над лепной поверхностью.

Работа будет красиво смотреться, если вы украсите отдельные участки узорами. Их можно продавить линейкой или стекой, придав им вид геометрического орнамента. Можно сделать углубления острым концом карандаша, а также налепы в виде шариков из теста с углублениями в них. Способов украсить поверхности очень много - нужно только проявить выдумку, изобретательность и фантазию.

Когда лепное изображение будет готово, дайте ему просохнуть. А на следующем уроке можно очень осторожно включить цвет, предварительно составив палитру из нежных цветов. Лучше всего работать, чуть - чуть касаясь полусухой плоской кистью рельефной поверхности, не стараясь ее перекрыть полностью. Нежные цвета, сквозь которые пробивается цвет теста, создадут эффект свечения, а также цветовое богатство декоративной работы.

3. Закрепление изученного материала:

  • Что такое панно?
  • Что такое композиция?

Физкультминутка.

  1. Практическая творческая работа:

Выполнить декоративную работу - древних образов народного искусства - древо жизни, коня, птицы, матери - земли. Исполнение работы в двух вариантах.

  1. Из ткани, веревок, на картоне.
  2. На картоне, холсте, элементы из соленого теста.

Текущий инструктаж. Во время практической работы учащихся учитель проводит обходы рабочих мест с целью:

  1. контроля за правильностью выполнения приемов работы;
  2. оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе;
  3. контроль объема и качества выполненной работы.
  4. Подведение итогов совместной работы:

В конце занятия провести анализ творческих работ учеников с точки зрения следующих критериев: декоративность, содержательность, условная выразительность, оригинальность решения творческого задания. Выставление оценок.

Д/з. Принести материалы для выполнения творческой работы: картон, клей ПВА, ножницы, куски ткани разного цвета, куски веревки, толстых ниток.

Словарь терминов.

Эскиз — предварительный рисунок.

Картон — вспомогательный рисунок, в котором задуманная композиция исполнена в масштабе будущей декоративной работы (панно).

Панно — декоративная композиция в строго ограниченной плоскости; прикрепляют к стене архитектурного интерьера.

Композиция (лат. compositio — составление, связывание) — построение художественного произведения, осуществляемое в каждом виде искусства своими средствами, техниками, с учетом своих законов.

Художественный образ вещи — видимое строение содержания, идеи, слитное единство формы и содержания, осуществленное художником в конкретном материале и пронизанное его личностью.

Кич, китч (нем., букв. «халтура, дурной вкус») — изделия или произведения, не отвечающие общепринятым представлениям о прекрасном. Это торжество пошлости, безвкусицы, стремление к подделке либо дешевого под дорогое, либо одного материала под иллюзорное подобие другого (стекла под хрусталь, фарфора под дерево, металла под камень и т. д.).

Витраж (фр. vitrage — остекление) — произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего свет материала; изобразительная или орнаментальная композиция, рассчитанная на сквозное освещение (окно, дверь, прозрачная перегородка).

Творческая интерпретация — творческое исполнение художественного произведения, основанное на самостоятельном толковании.

Просмотр содержимого документа
«Ты сам мастер. »

Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства

ИЗО 5 класс


  • познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере выполнения практических работ;
  • раскрыть внимание в ходе восприятия произведений современного декоративно-прикладного искусства на единство формы и содержания, на зависимость характера формы от характера содержания и материала, на средства, используемые художником для выражения своего замысла;
  • развивать художественную осведомленность, фантазию при разработке современных проектов украшения интерьера школы, отдельных декоративных вещей;


  • «Праздничные гулянья»,
  • «Веселые посиделки» ,
  • по мотивам русских народных сказок , древних образов народного искусства – древо жизни , коня , птицы , матери – земли.

Сказочная птица

Прежде чем приступить к работе в материале, нужно выполнить так называемый картон , т.е. вспомогательный рисунок, в котором композиция исполняется в натуральную величину.



  • мешковина или холст разных оттенков и фактуры,
  • кожа,
  • цветное сукно,
  • кусочки ткани, велюра,
  • веревки разной толщины,
  • бумага
  • клей ПВА.


Еще один вариант выполнения декоративного панно ( декоративная композиция в строго ограниченной плоскости; прикрепляют к стене архитектурного интерьера ) из соленого теста.





  • Как вы понимаете выражение «произведение говорит языком своего материала»? Какие средства художественной выразительности использует художник для выражения своих мыслей и чувств в произведениях ДПИ? Что такое панно? Что такое композиция? Как можно выделить основную часть композиции?
  • Как вы понимаете выражение «произведение говорит языком своего материала»?
  • Какие средства художественной выразительности использует художник для выражения своих мыслей и чувств в произведениях ДПИ?
  • Что такое панно?
  • Что такое композиция?
  • Как можно выделить основную часть композиции?