Архитектура и скульптура Древней Греции. Архитектура Древней Греции

Планируя путешествие в Грецию , многие люди интересуются не только комфортными отелями, но и увлекательной историей этой древней страны, неотъемлемую часть которой составляют объекты искусства.

Большое количество трактатов известных искусствоведов посвящены именно древнегреческой скульптуре, как основоположной ветви мировой культуры. К сожалению, многие памятники того времени не уцелели в своем первозданном виде, и известны по более поздним копиям. Изучая их, можно проследить историю развития греческого изобразительного искусства от гомеровского периода до эпохи эллинизма, и выделить самые яркие и известные творения каждого периода.

Афродита Милосская

Всемирно известная Афродита из острова Милос относится к эллинистическому периоду греческого искусства. В это время, силами Александра Македонского, культура Эллады начала распространяться далеко за пределы Балканского полуострова, что заметно отобразилось на изобразительном искусстве – скульптуры, картины и фрески стали более реалистичными, лица богов на них обладают человеческими чертами – расслабленными позами, отвлеченным взглядом, мягкой улыбкой.

Статуя Афродиты , или как её называли римляне, Венеры, изготовлена из белоснежного мрамора. Её высота немногим больше человеческого роста, и составляет 2.03 метра. Обнаружено изваяние было по воле случая обычным французским моряком, который в 1820 году, вместе с местным крестьянином, откопал Афродиту возле остатков древнего амфитеатра на острове Милос. При её транспортировке и таможенных спорах, статуя лишилась рук и постамента, но сохранилась запись об указанном на нем авторе шедевра: Агесандр, сын жителя Антиохи Менида.

На сегодняшний день, после тщательной реставрации, Афродита экспонируется в парижском Лувре, привлекая своей естественной красотой миллионы туристов каждый год.

Ника Самофракийская

Время создания статуя богини победы Ники относится к II веку до н.э. Исследования показали, что Ника была установлена над морским побережьем на отвесной скале – её мраморная одежда развевается будто бы от ветра, а наклон корпуса олицетворяет постоянное движение вперед. Тончайшие складки одежды прикрывают сильное тело богини, а мощные крылья расправлены в радости и торжестве победы.

У статуи не сохранились голова и руки, хотя отдельные фрагменты были обнаружены во время раскопок в 1950 году. В частности, Карл Леманн с группой археологов нашли правую руку богини. Ника Самофракийская сейчас является одним из выдающихся экспонатов Лувра. Её рука так и не была добавлена к общей экспозиции, реставрации подверглось только правое крыло, которое выполнено из гипса.

Лаокоон и его сыновья

Скульптурная композиция, изображающая смертельную борьбу Лаокоона – жреца бога Аполлона и его сыновей с двумя змеями, посланными Аполлоном в отместку за то, что Лаокоон не послушал его волю, и старался препятствовать вводу троянского коня в город.

Статуя была выполнена из бронзы, но её оригинал не дожил до наших дней. В XV веке, на территории «золотого дома» Нерона была найдена мраморная копия скульптуры, и по приказу папы Юлия II установлена в отдельной нише ватиканского Бельведера. В 1798 году статую Лаокоона перевезли в Париж, но после падения правления Наполеона англичане вернули её на прежнее место, где она хранится по сей день.

Композиция, изображающая отчаянную предсмертную борьбу Лаокоона с божественным наказанием, воодушевила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения, и породила моду на отображение сложных, вихреобразных движений человеческого тела в изобразительном искусстве.

Зевс с мыса Артемисион

Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.

Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид плоского, сильно вытянутого бронзового диска.

От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом музее, который находится в Афинах.

Статуя Диадумена

Мраморная копия бронзовой статуи юноши, который сам венчает себя диадемой – символом спортивной победы, вероятно украшала место проведения состязаний в Олимпии или Дельфах. Диадема в то время являла собой красную шерстяную повязку, которой, наряду с лавровыми венками, награждали победителей Олимпийских игр. Автор произведения – Поликлет, выполнил её в своем излюбленном стиле – юноша находится в легком движении, его лицо отображает полное спокойствие и сосредоточенность. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры. Полная пропорциональность тела является вершиной развития данного периода – классицизма V века.

Хотя бронзовый оригинал и не сохранился до нашего времени, его копии можно наблюдать во многих музеях мира – Национальном археологическом музее в Афинах, Лувре, Метрополитен, Британском музее.

Афродита Браски

Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Афродита в левой руке держит снятую одежду, которая мягко опускается на стоящий рядом кувшин. С точки зрения инженерной мысли, такое решение позволило сделать хрупкую статую устойчивее, и дало скульптору возможность придать её более расслабленную позу. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.

Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве. На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько совершенное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу. Судьи, будучи приверженцами концепции калокагатии, были вынуждены полностью оправдать подсудимых.

Оригинал статуи был вывезен в Константинополь, где и погиб во время пожара. До нашего времени дошло множество копий Афродиты, но все они имеют свои отличия, так как восстанавливались по словесным и письменным описаниям и изображениям на монетах.

Марафонский юноша

Статуя молодого человека выполнена из бронзы, и предположительно изображает греческого бога Гермеса, хотя каких-нибудь предпосылок или его атрибутов в руках или одежде юноши не наблюдается. Скульптура была поднята со дна Марафонского залива в 1925 году, и с того времени пополнила экспозицию Национального археологического музея в Афинах. Благодаря тому, что статуя длительное время находилась под водой, все её черты очень хорошо сохранились.

Стиль, в котором сделано изваяние, выдает стиль известного скульптора Праксителя. Юноша стоит в расслабленной позе, его рука упирается на стену, у которой была установлена фигура.

Дискобол

Статуя древнегреческого скульптора Мирона не сохранилась в оригинальном виде, но широко известна по всему миру благодаря бронзовым и мраморным копиям. Скульптура уникальна тем, что на ней впервые было запечатлено человека в сложном, динамическом движении. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» - особенной технике, изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.

Дельфийский возничий

Бронзовая скульптура возничего была обнаружена во время раскопок 1896 года в святилище Аполлона в Дельфах, и являет собой классический пример античного искусства. Фигура изображает древнегреческого юношу, управляющего повозкой во время Пифийских игр .

Уникальность скульптуры заключается в том, что сохранилась инкрустация глаз драгоценными камнями. Ресницы и губы юноши украшены медью, а повязка на голове сделана из серебра, и предположительно также имела инкрустацию.

Время создания скульптуры, теоретически, находится на стыке архаики и ранней классики – её поза характеризуется скованностью и отсутствием какого-либо намека на движение, но голова и лицо выполнены с довольно большой реалистичностью. Как и в более поздних скульптур.

Афина Парфенос

Величественная статуя богини Афины не сохранилась до нашего времени, но существует множество её копий, восстановленных согласно с древними описаниями. Скульптура была полностью выполнена из слоновой кости и золота, без применения камня или бронзы, и стояла в главном храме Афин – Парфеноне. Отличительная черта богини – высокий шлем, украшенный тремя гребнями.

История создания статуи не обошлась без фатальных моментов: на щите богини скульптор Фидий, помимо изображения битвы с амазонками, поместил свой портрет в виде немощного старика, который двумя руками поднимает тяжелый камень. Общественность того времени неоднозначно расценила поступок Фидия, что стоило ему жизни – скульптора заточили в тюрьму, где он свел счеты с жизнью при помощи яда.

Греческая культура стала основоположником для развития изобразительного искусства всего мира. Даже сегодня, рассматривая некоторые современные картины и статуи можно обнаружить влияние этой древней культуры.

Древняя Эллада стала той колыбелью, в которой активно воспитывался культ человеческой красоты в её физическом, моральном и интеллектуальном проявлении. Жители Греции того времени не только поклонялись множеству олимпийских богов, но и старались максимально походить на них. Все это отображено в бронзовых и мраморных статуях – они не просто передают образ человека или божества, но и делают их приближенными друг к другу.

Хотя очень многие из статуй не дошли до современности, их точные копии можно увидеть во многих музеях мира.

    Отдых в Греции. Автостопом по Греции: реально ли?

    Автостопом по Греции– это очень интересный способ путешествия. Возможность повидать новые страны с минимумом затрат и вещей позволит получить новые впечатления, познакомиться с интересными людьми, увидеть жизнь во всей ее многогранности.

    Вслед за аргонавтами

    Слава греческих мореходов восходит к древним временам, когда герои ахейских племен еще могли общаться с богами. Современному человеку трудно понять мотивы и вообразить непостижимую храбрость моряков, по сути бросающих вызов богам, отправляющимся без инструментов, современных средств навигации и карт на хрупких судах в неизвестность. Ветры, будившие водную стихию, скалы и рифы, мели и течения грозили гибелью, требовали отдачи всех физических и психических сил. В уставшем и обессиленном сознании людей водная пустыня рождала образы мифических существ и явлений. В условиях такой жизни и родился миф о мореплавателях-аргонавтах.

    Гражданская война в Греции

    Греческие гостиницы

    Демокрит

    Демокрит Абдерский является одним из великих философов античности, именно он одним из первых положил начало материалистической философии и атомистике (направление натурфилософии). Демокрит родился около 460-го года в городе Абдеры(Авдыра), который располагался во Фракии.

Культура Древней Греции

Пропилеи афинского Акрополя. Древняя Греция (437-432 гг. до н.э.)

Пропилеи афинского Акрополя, архитектор Мнесикл (437-432 гг. до н.э.), Древняя Греция.

Когда в 454 году на афинян свалилось неожиданное богатство – в Афины была перевезена казна Делосского союза, направленного против Персии, Перикл задумал создать на месте разрушенного персами в 480-479 годах до н.э. афинского Акрополя новый архитектурный комплекс – величайшее «чудо света», новое всеэллинистическое святилище, призванное укрепить ведущее место Афин в греческом мире. Использование огромных денежных средств из казны союза, привлечение лучших мастеров и архитекторов обеспечило рождение одного из самых совершенных ансамблей в мировом искусстве. Началось грандиозное строительство под общим руководством скульптора Фидия. Вместо простого архаического въезда на Акрополь появляются монументальные, торжественные ворота – Пропилеи – с дорическими портиками на разных уровнях и широкой лестницей, наклонным коридором, внутри обрамленным ионической колоннадой, поддерживающей своды мраморного потолка, где, если верить путешественнику II века н.э. Павсанию, мерцали на голубом небе золотые звезды.

Пропилеи занимали всю западную часть холма и состояли из центрального здания и двух неодинаковых по величине боковых крыльев. Правое крыло венчал маленький изящный храм с ионическими колоннами, построенный архитектором Калликратом в честь богини победы – Ники Аптерос (Бескрылой, чтобы не могла Победа улететь из Афин), украшенный невысоким барельефом на тему греко-персидских войн. Однако пора переступить волшебный порог Пропилеи, чтобы лучше узнать мир Акрополя.

Парфенон – храм Афины-Парфенос (Афины Девы). Древняя Греция (432 г. до н.э.)

Парфенон – храм Афины-Парфенос (Афины Девы), Древняя Греция – главное сооружение Афинского Акрополя, как по своему значению, так и по размерам.

Когда-то он возвышался над всем Акрополем подобно тому, как Афины возвышались над остальными государствами Греции, являя собой воплощение славы и могущества Афинской державы. Этот храм был выстроен из пентелийского мрамора в 447-438 годах архитекторами Иктином и Калликратом. Скульптурное убранство создано к 432 году до н.э. прославленным ваятелем Фидием и его учениками. Храм представляет собой дорический периптер размерами 30,89 х 69,54 м с числом колонн 8x17. Благородная красота и гармоничность пропорций, поразительная пластичность и соразмерность всех его форм рождает чувство приподнятости и величия. Главным украшением внутреннего пространства храма была всемирно известная хрисоэлефантинная статуя (из золота и слоновой кости) Афины Парфенос, высотой около 12 м, созданная скульптором Фидием в 438 году до н.э.

Вместе с Грецией, Парфенон пережил все этапы ее истории. Был он и христианской церковью Святой Софии и турецкой мечетью. Почти полностью был уничтожен войной в XVII веке. А в начале XIX века лишился всей сохранившейся скульптуры и рельефов, ныне разбросанных по всем европейским музеям. Но и сегодня Парфенон по праву считается одним из величайших образцов античной архитектуры, шедевром мирового искусства и пластики.

Дискобол. Древняя Греция (сер. V в. до н.э.)

Дискобол – тип античной статуи атлета, бросающего диск, широко распространенный в Древней Греции. Самая знаменитая из статуй скульптора Мирона из Элевтер в Аттике. Известно, что Мирон жил и работал в Афинах и получил звание афинского гражданина; что считалось большой честью. Как пишет Плиний, учился Мирон у Агелада – прекрасного мастера, работавшего в Аргосе, учениками которого были также Поликлет и Фидий. Статуя создана им в середине V в. до н.э. в период перехода от «строгого стиля» к классическому. Оригинал из бронзы утрачен, но сохранились 15 повторений римского времени в мраморе, что свидетельствует о славе этого произведения. Лучшее повторение – статуя II века н.э. из Палаццо Ланчелотти, ныне в Национальном музее в Риме. Там же находится и прекрасный торс «Дискобола», слепок с которого послужил основой для удачной реконструкции этого прославленного произведения. «В „Дискоболе“ Мирон переносит нас в мир действия, где движение вдруг получило верховную роль, где человек познает опьянение силой, сдерживаемой равновесием. В этом смысле Мирон основоположник искусства ваяния, как его современник Эсхил – творец драматического действия. И тот и другой исследовали пределы человеческой силы», – как отмечал в своей работе «Греческая цивилизация» А.Боннар.

Хотя римские копии Дискобола достаточно хороши, пластический язык самого Мирона в них утрачен, поскольку используется другой материал, отсутствует чувство свободы и гибкости форм, чувствуется некоторая застылость всего образа, в которой теряется все напряжение энергии атлета. Однако сохранились навеянные мотивом Мирона произведения близких ему по времени безвестных мастеров, еще обладающие той живой пластикой.

Аполлон Бельведерский. Древняя Греция (IV в. до н.э.)

Аполлон Бельведерский – античная статуя, изображающая бога Аполлона в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука. Была выполнена из бронзы в период поздней классики, в середине IV века до н.э. древнегреческим скульптором Леохаром. Статуя не сохранилась, но ее римское повторение в мраморе было найдено в Италии между 1484 и 1492 годами в Андио близ Рима. В правление Папы римского Юлия II, в 1506 году, статуя Аполлона была установлена в галерее-антикварии в саду Бельведер в Ватикане. Отсюда ее название.

Ствол дерева для опоры правой руки Аполлона в бронзовом оригинале отсутствовал, он был дополнен в мраморном повторении копиистом. Однако статуя была найдена с отбитыми руками. В 1550-х итальянский скульптор Дж. Монторсоли, ученик Микеланджело, дополнил обе руки.

Бог Аполлон пластически совершенен; перекинутый через плечо плащ не скрывает ни единого мускула торса. Но в образе бога – внешне очень эффектном – не ощущается внутренней значительности. С годами слава статуи росла, и Аполлон Бельведерский стал символом гармонии и красоты. Но по сюжету он только что пустил свою смертоносную стрелу, которую не в силах остановить даже всемогущий Зевс, и теперь наблюдает, как она вонзается в жертву. Аполлон – вовсе не из тех божеств, которые отличаются милосердием, наоборот он холоден и бессердечен.

Ника Самофракийская. Древняя Греция (ок. 190 г. до н.э.)

Ника Самофракийская (ок. 190 г. до н.э.) – знаменитая, высеченная из мрамора неизвестным мастером статуя греческой богини Ники. Правое крыло статуи утрачено и является гипсовой реконструкцией. Голова и руки статуи отсутствуют. Высота составляет 3метра 28 сантиметров.

В 1863 году на острове Самофракия в Эгейском море скульптуру Ники нашел Шарль Шампуазо, французский консул и археолог. Высеченная из золотистого парийского мрамора статуя на острове венчала алтарь морских божеств. Исследователи считают, что неизвестный скульптор создал Нику в знак греческих морских побед родосцев над царем Антиохом III в 190 году до н.э.

Силуэт богини, встречающей на носу корабля морской ветер, полон стремительности. Она передана развевающимися складками одежды. Фигура, едва скрытая складками прилегающего наряда, совершенна. Ника из Самофракии сразу стала иконой и символом искусства. Это – определенно одна из вершин творческой жизни и одно из самых известных изображений. К образу летящей богини обращаются скульпторы и архитекторы, в ее форме отливают кубки и эмблемы. Статуя Ники Самофракийской, запечатлевшая богиню победы, показывает: не только боги могут быть бессмертны.

Неоднократно предпринимались и попытки восстановить изначальное положение рук богини. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Кисть из того же мрамора была найдена в Самофракии в 1950 году и сейчас экспонируется в Лувре, сразу за статуей Ники. Сама статуя установлена на повороте лестницы Дару, что эффектно подчеркивает ее стремительность и порыв. Правое крыло статуи – реконструкция, точная копия левого крыла из гипса. Многократные же попытки восстановить руки статуи оказались безуспешны – все они портили шедевр. Эти неудачи заставляют признать: Ника прекрасна именно такой, совершенна в своем несовершенстве.

Венера (Афродита) Милосская. Древняя Греция (130-100 гг. до н.э.)

Венера (Афродита) Милосская – знаменитая древнегреческая статуя периода позднего эллинизма (ок. 130-100 гг. до н.э.). Мраморный оригинал, а не копия, как считалось ранее. Статуя была найдена греческим крестьянином на своем поле в двух больших фрагментах и множестве мелких обломков в 1820 году на острове Милос (в древности Мелос) в Эгейском море. По свидетельству очевидца, французского мореплавателя Дюмона Дюрвиля, видевшего статую, когда она еще стояла в сарае крестьянина, в левой поднятой кверху руке она держала яблоко, а правой придерживала ниспадавшее одеяние. Дюрвиль рассказал о находке французскому послу в Стамбуле маркизу де Ривьер, который, получив статую в марте 1821 года, преподнес ее королю Людовику XVIII. Так статуя оказалась в Париже, в Лувре, где экспонируется и в наши дни.

Руки статуи так и не были обнаружены. Автором этого замечательного шедевра считается Александр или Агесандр из Антиохии. Несколько утраченных букв из авторской подписи на цоколе не позволяют с определенной точностью установить его имя. Мастер выполнил статую, вероятно, в подражание более древним, классическим образцам. Стилистически статуя относится к течению эллинистического искусства, отражавшему возврат к греческой классике Века Перикла. Статуя удачно сочетает в себе величавую монументальность классических образцов с характерной для эллинизма динамикой композиции, хотя искусство II века до н.э., когда создавалась статуя Венеры, отмечено кризисными тенденциями, утратой чувства целостности, тем не менее именно это произведение, благодаря своей чувственности и натуралистичности, стало со временем самым известным, любимым, общепризнанным символом красоты во всем мире.

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

РАСЦВЕТ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Классическая эпоха - время наивысшего расцвета древнегреческой культуры. Именно тогда реализовались те потенции, которые вызревали и возникли в предшествующую, архаическую эпоху. Сложилось несколько факторов, обеспечивавших взлет

Из книги История Древнего мира [с иллюстрациями] автора Нефедов Сергей Александрович

Глава IV. История Древней Греции ПРЕДАНИЯ ЭЛЛАДЫ Из древка копья создал Зевс людей - страшных и могучих. Возлюбили люди Медного Века гордость и войну, обильную стонами… Гесиод. Долина Нила и долина Двуречья были двумя первыми очагами цивилизации, местом где началась

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

Периодизация истории Древней Греции I. Раннеклассовые общества и государства на Крите и в южной части Балканского полуострова (конец III–II тысячелетие до н. э.).1. Раннеминойский период (XXX–XXIII вв. до н. э.): господство доклассовых родовых отношений.2. Среднеминойский

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

НАРОДЫ И ЯЗЫКИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Балканский полуостров и острова Эгейского моря были заселены еще в эпоху палеолита. С тех пор по этой территории прокатилась не одна волна переселенцев. Окончательно этническая карта эгейского региона сложилась после расселения

Из книги Древняя Греция автора Миронов Владимир Борисович

Историки и географы Древней Греции Сенека считал, что основной наукой античности является философия, ибо только она «исследует весь мир». Но философия без истории все равно что душа без тела. Разумеется, одни лишь мифы и поэтические картины исторического процесса при

Из книги Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг. автора Потемкин Владимир Петрович

1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В своем историческом развитии Древняя Греция, или Эл­лада, прошла ряд сменявших друг друга общественных укла­дов. В гомеровский период эллинской истории (XII-VIII века до нашей эры), в условиях складывавшегося рабовла­дельческого

Из книги Голосуйте за Цезаря автора Джонс Питер

Гражданство в Древней Греции Сегодня мы безоговорочно признаем за каждым человеком, невзирая на происхождение, его неотъемлемые права. Несчастье в том, что достойная концепция о правах человека должна быть универсальна, т.е. применима ко всем областям человеческой

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

ВОЙНЫ И ПОЛКОВОДЦЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Греки издавна жили в южной части Балканского полуострова. Затем они обосновались также на островах Эгейского моря и на западном побережье Малой Азии. В VIII–VI вв. до н. э. в результате так называемой «великой колонизации» появились

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Дипломатия древней Греции Древнейшей формой международных связей и международного права в Греции являлась проксения, т. е. гостеприимство. Проксения существовала между отдельными лицами, родами, племенами и целыми государствами. Проксен данного города пользовался в

Из книги Античность от А до Я. Словарь-справочник автора Грейдина Надежда Леонидовна

КТО БЫЛ КЕМ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ А Авиценна (лат. форма от Ибн Сина - Avicenna, 980–1037 гг.) - влиятельный представитель исламской рецепции античности. Являлся придворным врачом и министром при персидских правителях. Ему принадлежат более 400 работ по всем разделам научных и

Из книги История религии: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

2.5. Религия Древней Греции Древнегреческая религия заметно отличается своей сложностью от тех представлений, которые складываются о ней у обычного читателя на основе знакомства с адаптированными вариантами греческих мифов. В своем становлении комплекс религиозных

автора

Глава 6 Культура Древней Греции «Но что больше всего радовало афинян… это великолепные храмы, в настоящее время единственное свидетельство того, что минувшее не было сказкой». Древнегреческий автор Плутарх Храм бога Гефеста в

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

§ 33. Наука и образование в Древней Греции Представления об окружающем миреГреков всегда интересовал вопрос: как устроен окружающий мир? В Греции было немало людей, посвятивших жизнь поискам ответа на него. Их называли философами, то есть «любителями мудрости». Они

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

ЛЕКЦИЯ № 19. Культура античности (Древней Греции и Древнего Рима) 1. Особенности античной культуры Античная культура в истории человечества – это уникальное явление, образец для подражания и эталон творческого совершенства. Некоторые исследователи определяют ее как

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Религия Древней Греции Общий очерк. Древнейшие культы и божества Благодаря сохранившимся источникам древнегреческая религия изучена всесторонне. Многочисленны и хорошо изучены археологические памятники – некоторые храмы, статуи богов, ритуальные сосуды сохранились

Из книги Сравнительное богословие. Книга 2 автора Коллектив авторов

3.2.5. Религиозная система Древней Греции Древние греки - одна из ветвей древних индоевропейцев. Выделившись из индоевропейского конгломерата на рубеже IV–III тысячелетий до н. э., племена, говорившие на древнегреческом языке, мигрировали на новые земли - юг Балкан и

Как всё-таки детские впечатления отличаются от впечатлений взрослого. Когда я в первый раз в школьном возрасте была в Афинах, мне казалось, что Акрополь огромен и бесконечен, что гулять около него можно вечно, и что такое количество развалин древних зданий, сконцентрированных в одном месте, больше нигде не увидишь. А вот приехав туда во взрослом возрасте, я поняла, что либо я уже настолько часто езжу, что впечатляться мне всё тяжелее и тяжелее, либо Акрополь действительно не так уж велик, и удивляться надо тем, что в столь небольшом по площади месте произошло такое огромное количество важных исторических событий, повлиявших на ход истории мира.

Вообще, даже такие огромные по древним меркам города, как Афины или Рим, сейчас кажутся почти что крошечными. Я имею в виду историческую часть современных городов, конечно. Почти всё самое важное – в легко доступной пешей досягаемости друг от друга, очень удобно для туристов. С другой стороны, если задуматься, что вот по этим самым камням когда-то ходили древние греки, что здесь были Сократ, Платон, Плутарх... - становится как-то немного не по себе.
От современного оживлённого района Монастираки дорога к Акрополю занимает всего 15-20 минут, да и то в неспешном темпе. Правда, идти приходится всё время в горку, потому что Акрополь находится на возвышенности. Чем выше поднимаешься, тем лучше видны древние постройки, сохранившиеся в этом районе:


Первая остановка на пути – холм Ареса, или Ареопаг. Среди древних греков это место было известно как место заседания совета старейшин, которые в древние времена правили городом. Отсюда открываются одни из самых красивых видов на Афины. Вид с Ареопага в сторону Агоры и храма Гефеста:




В сторону холма Пникс:


Современные Афины – довольно большой город. Порой даже не верится, что когда-то жизнь здесь была сосредоточена на существенно меньшем пространстве. В самой дали виднеется холм Ликабетт – это ещё одно довольно популярное место для туристов с фотоаппаратами. Внизу – тропинки среди многочисленных древних камней: даже обидно, что столько зданий с тех времён не сохранились:


Традиционный вид с Ареопага на Акрополь, точнее, на Пропилеи – главные ворота Акрополя:


А это вид уже с Акрополя на Ареопаг. Вот та самая небольшая и неровная каменная возвышенность – и есть Ареопаг, место, где некогда принимались важные политические и судебные решения. По размером он, кстати, где-то такой же, как знаменитые камни, лежащие в централ-парке в Нью-Йорке. А вот историческую значимость и не сравнишь.


Парфенон находится на хронической реставрации. Разбросанные по территории Акрополя древние камни пытаются собрать воедино и по максимуму восстановить из них здание. Что из этой затеи получится, пока сказать сложно, особенно с учётом того, сколько всего с Акрополя было вывезено из Греции ещё в средние века. Элементы Парфенона сейчас хранятся в Париже, Ватикане, Мюнхене, Вене, Копенгагене... И, разумеется, никто их возвращать грекам не собирается.


А вот Эрехтейон почему-то не реставрируют. Хотя, может, и до него дойдут со временем:


Знаменитый портик кариатид:





На Акрополе всегда довольно людно. Оно и понятно, ведь это самое известное место в Афинах. В масштабах современного мира Акрополь кажется довольно маленьким. Вот с этого ракурса виден практически весь холм:


Меж тем, даже сейчас постройка такого масштаба кажется грандиозной:




Расцветы и закаты цивилизаций – вообще интересная штука: некогда одна из величайших наций Европы - вдруг исчезает. На редких картинах греческих художников средних веков можно увидеть изображения пастухов, пасущих коз на вершине Акрополя: прошло несколько веков с крушения Афин – и от древних греков как будто не осталось и следа. Средневековые жители Греции, наверное, и не знали, что это за здания там на холме стоят.


Традиционный вид на город с Акрополя:




Внизу виднеется храм Зевса:


Одеон Ирода – огромный красивый амфитеатр, построенный во 2-ом веке н.э., уже при римлянах. Совершенно колоссальный проект по тем меркам: этот музыкальный театр может вмещать в себя до шести тысяч человек одновременно. Греки недавно отремонтировали Иродеон, и сейчас время от времени там проходят концерты:




Неподалеко находится театр Диониса, он на 5-6 веков старше одеона Ирода, и построен ещё в типично греческом стиле: греки для строительства амфитеатров всегда выбирали естественную возвышенность.


Сзади за театром Диониса виднеется ультрасовременное здание – это современный музей Акрополя, открывшийся пару лет назад:


Спустимся к театру Диониса:


Вид от театра на Акрополь:

Уже где-то на выходе с территории Акрополя:




Новый современный музей Акрополя действительно хорош. Правда, на тот момент, когда я там была, он ещё был не до конца открыт. Но даже та часть, которая была в открытом доступе, впечатляла:


По замыслу, здесь должны хранится скульптуры из храмов Акрополя, всё найденное на холме, сохранившиеся фрагменты Парфенона, а также копии вывезенных из Греции античных произведений искусства, связанных с Акрополем.

Открытие музея планировалось приурочить к Олимпийским играм 2004-го года, но греки в традиционной своей манере все сроки протянули, вовремя проект не сдали, и строительство здания музея закончили только к концу 2007-го года, а окончательный перевоз всех экспонатов и вовсе завершился только летом 2009-го, т.е. на 5 лет позже запланированного срока.


Музей, впрочем, получился очень неплохой, и сейчас, пожалуй, вполне себе может соперничать даже с национальным археологическим музеем, который до сих пор считался главным музеем города.




Ну и в довершении – небольшой забег в сторону храма Зевса, который был виден с Акрополя на фотографиях выше.
Вид от него в сторону Акрополя:


Сам храм Зевса некогда был самым большим во всей Греции храмом. Его строили в течение четырёх веков и закончили строительство только во 2-ом в. до н.э. Сейчас от храма остались только один-единственный угол и пара колонн в другом конце храма.


Самые красивые элементы храма были вывезены из Афин в Рим ещё древними римлянами.



Но даже по этим нескольким колоннам вполне себе можно представить масштаб здания:

Греция – страна, которая прочно ассоциируется не только с летним отдыхом, но и, в первую очередь, с богатейшим историческим наследием. Пожалуй, ни одно другое современное государство не может похвастаться таким большим количеством памятников древности.

Акрополь

Слово “акрополь” можно перевести как “верхний город”, который служил укреплением для древних населённых пунктов. По всей Греции таких акрополей множество, но самый известный – тот, что возвышается над Афинами. Величественные храмы, культовые предметы и скульптуры появились здесь ещё задолго до классического периода. В микенские времена Акрополь стал местом поклонения богине Афине. Большое значение имеют три храма — Парфенон, Эрехтейон и храм Ники, которые были возведены в классический период на руинах ранних храмов. Особенно интересна история Парфенона, который с момента постройки успел побывать церковью Святой Софии, католическим храмом, мусульманской мечетью.

Когда Греция, наконец, освободилась от турецких оккупантов, важнейшей задачей тогда и в настоящее время стала идея сохранения Парфенона как главного культурного наследия античных времён. Сейчас возле Акрополя можно увидеть ворота Бюле, остатки святилища Афродиты, святилище Артемиды и сохранившиеся статуи, театр Диониса, святилище Зевса, театр Ирода. Поднявшись на высоту и созерцая столицу как на ладони, восхищаешься истинным величием древних греков.

Самые красивые места планеты по праву принадлежат Греции, начиная от рукотворных и заканчивая природными заповедниками и просто морскими пейзажами. Подробнее о таких уголках мира можно узнать, перейдя по ссылке .

Сунио

Мыс Сунио находится в 70 км к юго-востоку от Афин, на южной оконечности Аттики. Согласно древнему мифу, именно с этого места царь Эгей бросился в море. Некоторые предметы, обнаруженные во время раскопок на мысе, датируются 8 веком до н.э., а Геродот утверждал, что ещё в 6 веке до н.э. афиняне имели обыкновение раз в четыре года организовывать праздники на Сунио.

Сунио действительно имел важное значение для греков – это была последняя точка земли, которую видели афинские моряки, отправлявшиеся в открытое море. И этот же мыс они видели первым, возвращаясь из походов и с войн. Вот почему на Сунио был построен храм Посейдона, первая версия которого была разрушена во время войны с персами. Перикл восстановил храм, но только часть его дошла до наших дней. Фриз сделан из мрамора с острова Парос и изображает миф о Тесее. На одной из колонн можно увидеть выгравированную надпись “Байрон”, сделанную известным поэтом во время визита в 1810 году.

На Сунио ежедневно организуются экскурсии, которые позволяют не только приблизиться к памятнику истории, но и увидеть лучшие (после Санторини) закаты в Греции.

Дельфы

Дельфы – одно из самых интересных и посещаемых мест, сохранившее античное наследие. Этот древний город был местом религиозного паломничества и проведения Пифийских игр. В центре находится храм Аполлона, а рядом – стадион, на котором и проходили игры в честь этого бога. На южной стороне города был зал, где тренировались спортсмены.

Впечатляет сохранившийся античный театр, построенный в 4 веке до н.э. с использованием известняка горы Парнас. 35 рядов могли вместить 5 тысяч зрителей, и в ходе многочисленных “перестроек” театр всё же сохранил первоначальную структуру — каменные сиденья и круглую сцену. В летнее время здесь проводятся фестивали и театральные представления, которые нельзя пропустить.

Олимпия

Олимпия – место, где состоялись первые в истории человечества Олимпийские игры. Известно, что для древних греков стадион был чём-то особенным и священным, а спорт занимал не последнее место в общественной жизни. Он вмещал 20 тысяч зрителей, и большинство сидений сделано из глины. В 2004 году стадион возродил былую славу, когда во время Олимпийских игр здесь проходили соревнования по метанию молота.

В Олимпии сохранились храмы Зевса и Геры. Храм Зевса в течение 13 лет строили из известняка и покрывали штукатуркой. Паросский мрамор использовался для изготовления скульптур внутри храма. На его фронтонах красуются изображения различных мифических сцен, в том числе подвигов Геракла. Но до наших дней, к сожалению, не дошла 10-метровая статуя Зевса,сделанная из золота и слоновой кости– настоящее чудо античного мира.

Храм Геры известен тем, что именно здесь зажигают Олимпийский огонь. В античное время, вероятно, внутри храма располагались статуи. Сегодня храм Геры лежит в руинах – от него осталась нижняя часть колонн и основание.

Дион

Деревня Дион в Пиерии известна остатками древнего македонского города, лежащими у подножья горы Олимп. В период расцвета он считался культурным центром и важным стратегическим пунктом. Усилиями археологов была раскопана основная часть Диона. Теперь видны слои городской стены, главная улица и несколько переулков, большие общественные бани с мозаичным полом, хорошо продуманная система водоотведения и водоснабжения, небольшой Одеон, дома, магазины, христианская базилика. За городскими стенами обнаружили храмы Исиды, Деметры и Асклепия, греческий и римский театры, македонские гробницы.

Коллекцию находок можно увидеть в Археологическом музее. На первом этаже представлены артефакты из римских бань, храмов и некрополя Диона. На втором этаже демонстрируются модели Пиерии и горы Олимп, а также предметы быта, иллюстрирующие жизнь в древние времена.

Одна из самых древних мировых цивилизаций – Священная Римская империя – подарила человечеству величайшую культуру, включавшую не только богатейшее литературное наследие, но и каменную летопись. Уже давно нет народа, населявшего эту державу, но благодаря сохранившимся памятникам архитектуры, можно воссоздать образ жизни римлян-язычников. 21 апреля, в день основания города на семи холмах, предлагаю посмотреть на 10 достопримечательностей Древнего Рима.

Римский форум

Площадь, расположенная в долине между Палатином и Велиа с южной стороны, Капитолием с западной, Эсквилином и склонами Квиринала и Виминала, доримского периода представляла собой заболоченное место. До середины VIII века до н. э. эта территория использовалась для захоронений, а поселения располагались на близлежащих холмах. Место было осушено во времена правления царя Тарквикия Древнего, который и прекратил его в центр политической, религиозной и культурной жизни горожан. Именно здесь и произошло знаменитое перемирие между римлянами и сабинами, проходили выборы в Сенат, заседали судьи и совершались богослужения.

С запада на восток через весь Римский форум проходит священная дорога империи - Via Appia, или Аппиева дорога, вдоль которой расположено множество памятников как древних, так и средневековых времен. На Римском форуме находятся Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Храм Весты.

Храм в честь бога Сатурна был воздвигнут около 489 г. до н.э., символизировал победу над этрусскими царями из рода Тарквинеев. Несколько раз он погибал во время пожаров, но возрождался. Надпись на фризе подтверждает, что «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили». Это было величественное здание, которое украшала статуя Сатурна, оно включало помещение государственной казны, эрарий, где хранились документы о государственных доходах и долгах. Однако до наших дней дошло лишь несколько колонн ионического ордера.

Строительство храма Веспасиана началось по решению Сената в 79 г. н. э. после смерти императора. Это святое здание посвятили Флавиям: Веспасиану и его сыну Титу. Длина его составляла 33 м, а в ширину он простирался на 22 м. До наших дней дошли три 15-метровые колонны коринфского ордера.

Храм Весты посвящен богине домашнего очага и в древние времена соединялся с Домом весталок. Во внутреннем помещении постоянно поддерживался Священный огонь. Изначально его охраняли дочери царя, затем их заменили жрицы-весталки, которые также проводили богослужение в честь Весты. В этом храме находился тайник с символами империи. Здание было округлой формы, территорию которого окаймляли 20 коринфских колонн. Несмотря на то что в крыше имелся выход для дыма, в храме часто возникали пожары. Его несколько раз спасали, реконструировали, но в 394-м император Феодосий приказал закрыть его. Постепенно здание ветшало и пришло в упадок.

Колонна Траяна

Памятник древнеримской архитектуры, возведенный в 113 г. н.э. архитектором Аполлодором Дамасским в честь побед императора Траяна над даками. Мраморная колонна, полая внутри, возвышается над землей на 38 м. В «теле» сооружения находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к обзорной площадке на капители.

Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально монумент венчал орел, позже – статуя Траяна. А в Средневековье колонну стала украшать статуя апостола Петра. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины. Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками, причем период 101–102 гг. н.э. отделен от сражений 105–106 годов фигурой крылатой Виктории, пишущей на щите, окруженном трофеями, имя победителя. Также на нем изображены передвижение римлян, постройка укреплений, переправы через реки, битвы, очень подробно прорисованы детали оружия, доспехов обоих войск. Всего на 40-тонной колонне около 2 500 человеческих фигур. Траян появляется на ней 59 раз. Помимо Победы в рельефе присутствуют и иные аллегорические фигуры: Дунай в образе величественного старца, Ночь – женщина с закрытым покрывалом лицом, и др..

Пантеон

Храм всех богов построен в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, возведенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» – «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда. Пантеон отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Лишенное внешних украшений цилиндрической формы здание венчает купол, покрытый неброской резьбой. Высота от пола до отверстия в своде в точности соответствует диаметру основания купола, представляя взору удивительную пропорциональность. Вес купола распределен по восьми секциям, составляющим монолит стены, между которыми находятся ниши, придающие массивному зданию ощущение воздушности. Благодаря иллюзии открытого пространства кажется, что стены не столь толсты, а купол гораздо легче, нежели в действительности. Круглое отверстие в своде храма пропускает свет, озаряющий богатую отделку внутреннего пространства. До наших дней все дошло почти без изменений.

Колизей

Одно из самых значительных сооружений Древнего Рима. Огромный амфитеатр строился на протяжении восьми лет. Он представлял собой овальное здание, по периметру арены которого располагались 80 больших арок, на них – более мелкие. Арену окружает стена в 3 яруса, а общее количество больших и малых арок составляло 240. Каждый ярус украшали колонны, выполненные в разных стилях. Первый – дорического ордера, второй – в ионического, а третий – коринфского. Кроме того, на первых двух ярусах были установлены скульптуры, выполненные лучшими римскими мастерами.

Здание амфитеатра включало галереи, предназначенные для отдыха зрителей, там же крикливые торговцы продавали различные товары. Снаружи Колизей был отделан мрамором, по его периметру располагались прекрасные статуи. В помещение вели 64 входа, которые располагались с разных сторон амфитеатра.

Внизу были расположены привилегированные места для знатных вельмож Рима и трон императора. Пол арены, где происходили не только гладиаторские бои, но и настоящие морские баталии, был деревянный.

В наши дни Колизей утратил две трети своей первоначальной массы, но и сегодня он представляет собой величественное сооружение, являясь символом Рима. Недаром поговорка гласит: «Пока Колизей стоит, будет стоять и Рим, исчезни Колизей – исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».

Триумфальная арка Тита

Однопролетная мраморная арка, расположенная на дороге Via Sacra, построена после смерти императора Тита в честь взятия Иерусалима в 81-м г. н.э. Высота ее составляет 15,4 м, ширина – 13,5 м, глубина пролета – 4,75 м, ширина пролета - 5,33 м. Арка украшена полуколоннами композитного ордера, четырьмя фигурами Виктории, барельефами, изображающими Тита, управляющего квадригой, победное шествие с трофеями, среди которых главная святыня иудейского храма – менора.

Термы Каракаллы

Термы были построены в начале III века н.э. при Марке Аврелии по прозвищу Каракалла. Роскошное здание предназначалось не только для помывочного процесса, но и для проведения разнообразного досуга, включавшего и спортивный, и интеллектуальный. В «банный корпус» вело четыре входа; через два центральных входили в крытые залы. По обе его стороны были расположены комнаты для собраний, рецитаций и т.п. Среди множества всяческих помещений, находившихся справа и слева предназначенных для мытья комнат, следует отметить два больших открытых симметричных, окруженных с трех сторон колоннадой двора, пол которых украшала знаменитая мозаика с фигурами атлетов. Императоры не только облицовывали стены мрамором, покрывали мозаиками полы и ставили великолепные колонны: они систематически собирали здесь произведения искусства. В термах Каракаллы некогда стояли когда-то Фарнезский бык, статуи Флоры и Геркулеса, торс Аполлона Бельведерского.

Посетитель находил здесь и клуб, и стадион, и сад отдыха, и дом культуры. Каждый мог выбрать себе то, что было ему по вкусу: одни, вымывшись, усаживались поболтать с друзьями, шли поглядеть на борьбу и гимнастические упражнения, могли сами поразмяться; другие бродили по парку, любовались статуями, засиживались в библиотеке. Люди уходили с запасом новых сил, отдохнувшие и обновленные не только физически, но и нравственно. Несмотря на такой подарок судьбы, термам суждено было разрушиться.

Храмы Портуна и Геркулеса

Эти храмы находятся на левом берегу Тибра на другом древнем форуме города – Бычьим. В ранние республиканские времена здесь причаливали суда и велась бойкая торговля скотом, отсюда и название.

Храм Портуна построен в честь бога портов. Здание имеет прямоугольную форму, украшенную колоннами ионического ордера. Храм хорошо сохранился, так как около 872 года н.э. был превращен в христианскую церковь Санта-Мария-ин-Граделис, в V веке освящен в церковь Санта-Мария-Эгициана.

Храм Геркулеса имеет конструкцию моноптера – круглое здание без внутренних перегородок. Сооружение датируется II веком до н.э. Храм имеет диаметр 14,8 м, украшен двенадцатью коринфскими колоннами высотой 10,6 м. Конструкция опирается на фундамент из туфа. Ранее храм имел архитрав и крышу, которые не сохранились до наших времен. В 1132 году н.э. храм стал местом христианского богослужения. Первоначально церковь называлась Санто-Стефано-аль-Карозе. В XVII веке вновь освященный храм стали именовать Санта-Мария дель Соль.

Марсово поле

«Марсово поле» - так называлась часть Рима, расположенная на левом берегу Тибра, первоначально предназначенная для военных и гимнастических упражнений. В центре поля находился алтарь в честь бога войны. Эта часть поля осталась и впоследствии свободной, в то время как остальные части были застроены.

Мавзолей Адриана

Архитектурный памятник был задуман как гробница императора и его семьи. Мавзолей представлял собой квадратное основание (длина стороны - 84 м), в котором был установлен цилиндр (диаметр - 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, вершину которого украшала скульптурная композиция: император в виде бога Солнца, управляющего квадригой. Впоследствии это гигантское сооружение стало использоваться в военных и стратегических целях. Века видоизменили первоначальный его облик. Сооружение приобрело дворик Ангела, средневековые залы, в том числе зал Правосудия, апартаменты Папы Римского, тюрьму, библиотеку, зал Сокровищ и Секретный архив. С террасы замка, над которой высится фигура Ангела, открывается великолепный вид на город.

Катакомбы

Катакомбы Рима - сеть античных строений, использовавшихся как места погребений, по большей части в период раннего христианства. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150-170 км длиной, около 750 000 захоронений), большинство из которых расположены под землей вдоль Аппиевой дороги. Лабиринты подземных ходов, по одной версии, возникли на месте древних каменоломен, по другой – образовались в частных земельных наделах. В Средневековье обычай хоронить в катакомбах исчез, и они остались как свидетельство культуры Древнего Рима.